автореферат диссертации по строительству, 05.23.20, диссертация на тему:Контекстуализм как стилистическое течение в архитектуре конца XX - начала XXI вв.
Автореферат диссертации по теме "Контекстуализм как стилистическое течение в архитектуре конца XX - начала XXI вв."
На правах рукописи
Зайцев Алексей Александрович
КОНТЕКСТУАЛИЗМ КАК СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ В АРХИТЕКТУРЕ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВВ.
05.23.20 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени - кандидата архитектуры
г 4 ОКТ 1№
Нижний Новгород - 2013
Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно_строительный университет»_
Научный руководитель
Орельская Ольга Владимировна
доктор архитектуры, профессор
Официальные оппоненты:
Айдарова Галина Николаевна
доктор архитектуры, профессор ФГБОУ ВПО ((Казанский государственный архитектурно-строительный университет», заведующая кафедрой теории и истории архитектуры
Каравашкин Валерий Александрович
кандидат архитектуры Начальник отдела реставрации и охраны исторических поселений Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской
области
Ведущая организация
ФГБОУ ВПО «Южный федеральный университет»
Защита состоится 07 ноября 2013 года в часов на заседании
диссертационного совета Д 212.162.07 при ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», по адресу: 603950, г.Н.Новгород, ул. Ильинская, 65, корпус 5, аудитория 202.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
Автореферат разослан октября 2013 года
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат архитектуры, доцент
Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Проблема традиций и новаторства в архитектуре, сочетания старой и новой застройки относится к важнейшим теоретическим проблемам, имеющим значение для архитектурной практики. В рамках решения этой проблемы находится и тема контекстуализма - стилистического течения в новейшей архитектуре конца XX и начала XXI вв..
Контекстуализм призван играть главную роль при формировании целостного ансамбля застройки. Контекстуализм как стиль сложился в конце XX века, когда новое строительство переместилось в центры исторических городов, подвергающихся реконструкции в связи с необходимостью повышения уровня комфорта городской среды и бережного отношения к историческому наследию. С этого времени он находится на этапе становления и формирования в качестве стилистического течения со своими характерными особенностями и принципами. Проектирование в исторической среде требует от архитектора профессионального мастерства, определенных знаний, теоретического осмысления и научного обоснования выбора необходимого решения. В связи с этим в данной работе внимание концентрируется на контскстуализме в новейшей архитектуре, который позволяет успешно решать проблему сочетания традиций и новаторства, но еще не получившего всестороннего исследования и оценки.
Теоретическая база исследования. Теоретическое осмысление
проектирования новых зданий, органично вписанных в историческую среду,
является актуальной задачей. Как известно, эту проблему архитекторы -
теоретики затрагивали, начиная с Эпохи Возрождения. При этом
контекстуальный метод, возникший как понятие в конце XX века, до этого
времени прослеживался в архитектурной теории и практике как ансамблевый метод.
Вопросы взаимодействия новой архитектуры и окружающей исторической среды анализируются в работах ряда зарубежных исследователей: в период до XX века архитекторами - теоретиками, такими как Л.Б.Альберти, Ф. Брунелески, М. Витрувий, Дж. Виньола, А. Палладио, а затем и теоретиками
XX века: Д. Скотт-Браун, Р. Вентури, М. Вудрам, Б. Голдхоорн, Л. Д. Гримм, Ч. Дженкс, Ф. Джонсон, К. Зитте, Ле Корбюзье, Р. Крие, К. Линч, Ч. Мур, П. Портогези, М. Ричарде, Р. Стерн, Е. Цейдлер, У.Эко и др.
Разными аспектами данной проблемы занимались отечественные ученые: Г.Н. Айдарова, И.А. Бартенев, М.Г. Бархин, Е.М. Бапота, И.А. Бондаренко, Д.В. Брунс, A.B. Бунин, В.Л. Глазычев, А.И. Дайнеко, A.B. Иконников, А.И Каплун, Е.И. Кириченко, Г.Л. Леденева, М.И. Мильчик, О.В. Орельская, Е.С. Пронин, О.И. Пруцын, А.Г. Раппапорт, С.К. Рэгамэ, A.B. Рябушин, А.Н. Тетиор, М.Д. Тумаркин, В.А. Филин, В.Л. Хайт и др.
Вопросами изучения целостности архитектурной среды в советское время занимались коллекгивы ученых научно-исследовательских институтов ЦНИИТИА (ныне НИИТАГ РААСН), Академии архитектуры (ныне PAACII), а также ряд научных институтов Госгражданстроя, ЦНИИП градостроительства и
другие научные центры страны.
Цель исследования: провести комплексный анализ контекстуализма в новейшей зарубежной и отечественной архитектуре конца XX - начала XXI века и выявить его характерные особенности.
Задачи исследования:
- проследить процесс развития контекстуального метода проектирования в исторической среде в истории архитектуры и формирования контекстуализма как стилистического течения в рамках постмодернизма, а затем и в качестве самостоятельного стилистического течения в архитектуре конца XX - начала
XXI вв..;
- провести комплексный анализ произведений архитектуры в исторической среде зарубежных городов в конце XX и начале XXI вв. (в основном на примере исторических городов Европы) и в городах России ( на примере Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода - эпицентра контекстуализма в провинциальной архитектуре России в 1990-е годы), а также исследовать приемы средовой адаптации новых объектов, характерные для контекстуализма заявленного периода;
- определить принципы контекстуализма как стилистического течения в архитектуре рубежа XX и XXI вв.. и выявить его разновидности, обусловленные
конкретным историческим контекстом.
Объект исследования: архитектура жилых и общественных зданий конца XX - начала XXI вв., выполненных в контекстуализме.
Предмет исследования: стилистическое течение - контекстуализм, его особенности и разновидности в современной архитектуре.
Границы исследования: временные .границы исследования охватывают конец XX - начало XXI вв., но при этом делается экскурс в историю архитектуры, для обзора приемов и методов, применявшихся зодчими при взаимодействии нового произведения архитектуры с окружающей средой и при возведении разновременных целостных ансамблей в разные исторические эпохи. Пространственные границы исследования определены размещением архитектурных объектов, выполненных в контекстуализме в основном в европейских городах и в России (на примере архитектуры столичных городов -Москвы и Санкт-Петербурга и провинциальных - Нижний Новгород). Также в работе анализируются и нереализованные проекты, опубликованные в архитектурной печати за последние три десятилетия. Типологические границы охватывают новые жилые и общественные здания в сложившейся исторической среде.
Методика исследования основана на комплексном изучении текстового, графического и иллюстративного материала в отечественной и зарубежной литературе, включая периодическую печать, а также в ходе натурного обследования ряда анализируемых зданий в исторической среде ряда городов Европы, в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Также в исследовании применяется графоаналитический метод, метод сравнительного
анализа и системный подход.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые комплексно рассматривается контекстуализм как стилистическое течение в новейшей архитектуре ряда зарубежных и российских городов конца XX и начала
XXI вв.. При этом впервые выявлены приемы и методы адаптации новых зданий к конкретному контексту, а также определены практические модели типичных градостроительных ситуаций, принципы и разновидности контекстуализма.
На защиту выносятся следующие положения:
- понятие контекстуального метода при возведении разновременных ансамблей в истории архитектуры и последующее его становление в качестве базисного метода стилистического течения - контекстуализма в архитектуре конца XX — начала XXI вв..;
- приемы средовой адаптации новых архитектурных объектов в типичных градостроительных ситуациях при включении их в сложившуюся историческую городскую среду;
- принципы и разновидности контекстуализма в новейшей архитектуре конца XX - начала XXI века.
Теоретическое и практическое значение работы: исследование расширяет научное знание о контекстуализме в архитектуре, его истоках, приемах, методах и принципах формирования. Анализ широкого круга объектов, по-разному взаимодействующих с окружающей средой, позволил определить механизм создания контекстуальных произведений в архитектуре конца XX -начала XXI вв.. Материалы и результаты исследования имеют значение для теории новейшей зарубежной и отечественной архитектуры, могут найти применение в учебных курсах по истории и теории архитектуры для студентов архитектурных вузов.
Исследование представляет научно-практическую значимость для проведения работ по реконструкции, проектированию и новому строительству в исторической среде городов. Выявленные принципы формирования контекстуальной архитектуры, а также характерные приемы и методы средовой адаптации позволят архитекторам осознанно выбирать тот или иной подход для сочетания новой и старой архитектуры в каждой конкретной ситуации.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения исследования доложены на внутривузовских, российских и
международных конференциях в 2010-2013 гг. Материалы исследования опубликованы в 12 научных статьях, среди которых три - в реферируемых журналах, рекомендованных ВАК. Внедрение результатов исследования осуществлено в дипломном проекте автора на тему: «Гостиница в застройке Верхневолжской набережной в Нижнем Новгороде», в курсовых проектах на тему: «Музей в исторической среде Започаинья в Нижнем Новгороде», в реальном проектировании ряда новых объектов в исторической среде и конкретном городском окружении, основанных на выявленных принципах контекстуализма. Акты внедрения прилагаются.
Структура работы: диссертация состоит из двух томов. В первом томе представлен основной текст объемом 164 страницы, состоящий из введения, трех глав, заключения и библиографии. Второй том содержит 112 графоаналитических таблиц на 59 страницах.
Содержание работы
В первой главе «Контекстуальный метод в процессе развития мировой архитектуры» определяются понятия и терминология, связанная с контекстуальным (ансамблевым) методом в процессе исторического развития архитектуры.
Контекстуальный метод в истории архитектуры - способ взаимосвязи нового объекта с исторической средой в целом или между отдельными зданиями в составе разновременного ансамбля, который, как показано в данной работе, применялся на протяжении всей истории архитектуры. Рассматривается история возникновения контекстуального метода в архитектуре, начиная с первобытнообщинного строя, античности, в периоды обращения к классицистическим традициям, в период смешения стилей и заканчивая постмодернизмом и неомодернизмом конца XX века.
На разных этапах формирования контекстуального метода в ходе исторического развития архитектуры для создания целостности архитектурно-исторической среды архитекторы использовали определенные приемы, каноны, которые объединяли здания в единый ансамбль. До появления научного
теоретического осмысления проектирования в исторической среде использовался контекстуальный подход, позже — контекстуальный метод. Изначально контекстуальный подход был востребован для приспособления человека к условиям окружающей природной среды как отожествление определенного места с определенным контекстом. На смену ему пришел продолжительный период начала развития цивилизаций и городского пространства. Например, в античный период ансамблевый подход нашел выражение через тектонические приемы в стоечно-бапочной системе конструкций, использовании колонн-опор, подобных стволам деревьев, декоративных ордеров, подобных цветку, и в других приемах подражания и интерпретации природных форм. Связь с контекстом места передавалась через гармоничные пропорциональные, сомаспггабные и модульные соотношения фасадов и объемов зданий и сооружений на основе веками выработанных канонов. В Средние века архитектура готических сооружений передавала связь с окружением через силуэт, мелкую пластику, декорирование, деталировку и орнаментику. Архитектурные ансамбли разных эпох достигали гармонии и единства при использовании композиционных, тектонических, стилистических, колористических и других приемов средовой адаптации. Особое внимание в эпоху Ренессанса и классицизма, как и в античности, уделялось пропорционированию как основе построения целостной архитектурной композиции, которая позволяла органично вписываться в историческое городское окружение. В период эклектики контекстуальный метод испытывал влияние семиотической общности с различными типами культур, отсюда осознанная «свобода выбора», полистилизм при адаптации к разностилевому окружению.
Установлено, что на протяжении развития истории архитектуры и градостроительства зодчие всегда использовали контекстуальный метод, который определялся как ансамблевый метод, позволяющий достичь ансамблевого единства и гармонии нового произведения с окружением. На основе проведенного анализа архитектурных ансамблей разных исторических
эпох выявлены архитектурные приемы достижения единства и органичности
новых зданий с существующими.
Во второй главе «Контекстуализм в зарубежной и отечественной архитектуре конца XX - начала XXI вв.» проводится комплексный анализ произведений архитектуры контекстуализма. Во второй половине XX века контекстуальный метод получил название в зарубежной архитектуре -«включающий» метод, в советской архитектуре - метод «средового подхода», который стал одним из приоритетных методов проектирования в исторической среде. Контекстуализм впервые проявился на Западе в архитектуре постмодернизма 1970-х годов в качестве одного из его стилистических течений, что было впервые определено Ч. Дженксом в его работе «Язык
архитектуры постмодернизма».
В диссертации рассматривается формирование архитектуры
контекстуализма на примерах творчества всемирно известных зарубежных архитекторов, таких как А. Аалто, Р. Вентури, Ч. Дженкс, Ф. Джонсон, Л. Кан, Р. Мейер, Ф. Л. Райт, Г. Шарун, Ф. Гери, Ф. Герцог, Дж. Мадзанти, П. де Мерон, Р. Монео, Р. Пиано, М. Хопкинс, Б. Чуми и др.; российских зодчих: A.B. Бокова, Е.Л. Герасимова, Ю.И. Земцова, М.А. Мамошина, А.Д. Меерсона, В.В. Никишина, E.H. Пестова, A.A. Скокана, А.Е. Харитонова, A.A. Худина и др., а также определяется механизм создания контекстуальных
архитектурных произведений.
На основе проведенного анализа примеров контекстуализма в отечественной и зарубежном практике установлено, что при проектировании в исторической среде отмечается в основном комплексный подход, когда автором одновременно используется широкий набор различных приемов, позволяющих достичь контекстуального взаимодействия нового здания и окружения. На основе проанализированных примеров видно, что морфотип городской ткани в исторических городах, прежде всего, определяется на градостроительном уровне при работе с глубинно-пространственной композицией, а также на уровне объемной и фронтальной композиции -
s
построения новых зданий в городской среде. Также установлено, что в зарубежных, российских (как столичных, так и провинциальных городах) существует индивидуальный морфотип исторической застройки, который имеет определенные свойства и характеристики конкретного места, на которые влияет история города, его расположение, рельеф, климат, социокультурный состав населения в данной среде, традиции и т.д. Эти свойства и характеристики также влияют на структуру городской ткани, ее силуэт, характер застройки и образное решение нового объекта в исторической среде.
Основным инструментом формирования взаимодействия нового здания с исторической средой и классификационным признаком служат приемы средовой адаптации его к историческому окружению, а также расположение здания в структуре конкретной исторической среды. Это приемы композиционной средовой адаптации (примером может служить Торговый центр «Vanity Opera» в Санкт-Петербурге), морфологической средовой адаптации (здание гостиницы «Октябрьская» на Верхневолжской набережной в Нижнем Новгороде), стилистической средовой адаптации (новое здание Парламента в Вестминстере в Лондоне), декоративной средовой адаптации (здание налоговой инспекции на ул. Фрунзе в Н.Новгороде), ассоциативной и образно-символической средовой адаптации (храм в честь Жанны Д'Арк в Руане), колористической средовой адаптации (музей культур в Базеле, Швейцария), типологической и тектонической средовой адаптации (жилое здание по ул. Тверской в Санкт - Петербурге, д. 1, лит. А) и т.п.
Обычно прием композиционной адаптации является основным и используется в сочетании с еще одним или двумя характерными приемами средовой адаптации к существующей среде. Композиционный прием средовой адаптации условно можно разделить на три составляющие: 1) прием масштабирования, пропорционирования и модульности (здания гостиницы на пл. Островского, 2а, в Санкт-Петербурге); 2) прием метрических и ритмических построений горизонтальных и вертикальных членений (жилые здания №17 и 19 на ул. Pye де Сизес, р-н Плезано, Париж); 3) прием симметрии, асимметрии,
дисимметрии и тождества, нюанса и контраста, а также геометрических трансформаций (здание музея Колумба на ул. Альбертштрассе, 3, Кельн, Германия).
Выявлено, что в современной зарубежной архитектурной практике основными приемами средовой адаптации являются: композиционные (главные), стилистические, морфологические, колористические и специфические: образно-символические и ассоциативные. В российской архитектуре на основе проанализированных примеров произведений контекстуализма в столичных городах (Москва и Санкт-Петербург) выявлено, что главными приемами средовой адаптации также являются композиционные, которые в ряде случаев дополняются основными — стилистическими, морфологическими, колористическими, а также специфическими, в большинстве случаев, декоративными приемами.
В архитектуре провинциальных городов России (на примере Нижнего Новгорода) приемы средовой адаптации сходны с приемами в российских столичных городах, черта различия проявляются лишь на уровне регионального своеобразия.
Определено, что в новейшей архитектуре используются те же приемы средовой адаптации, что и в значимых исторических архитектурных ансамблях, тем самым соблюдается один из основных принципов архитектуры и градостроительства - принцип преемственности при гармоничном (ансамблевом) формировании архитектурной среды, что говорит об универсальности приемов контекстуализма. ;
В третьей главе «Теоретические основы контекстуализма в новейшей мировой архитектуре» на основе выявленных во второй главе приемов средовой адаптации новых зданий к конкретному историческому контексту в зарубежных и российских городах стало возможным сформулировать принципы контекстуализма. Это главный — композиционный, основные: стилистический, морфологический, колористический (наиболее часто используемые) и специфические: декоративный, типологический,
тектонический и семиотический. Таким образом, в конце XX - начале XXI вв.. зодчие стали осознанно обращаться к контекстуализму и проводить предпроектный анализ конкретной градостроительной ситуации.
Композционный принцип контекстуализма основан преимущественно на композиционных приемах средовой адаптации, его применяют в проектировании при работе над фронтальной, объемно-пространственной и
глубинной композициями.
Стилистический принцип контекстуализма применяется в случае проектирования нового здания в окружении памятников архитектуры, в охранной зоне объектов культурного наследия, где регламенты достаточно жесткие. Он основан на приемах стилистической адаптации, для которых характерно использование форм и декоративных деталей из конкретного стилистического окружения, которое может быть как рационального направления, так и декоративно-художественного или комплексного (синтетического).
Морфологический принцип контекстуализма, основанный на аналогичных в ближайшем окружении приемах формообразования, применяется при выявлении определенного морфотипа застройки и подчинении ему; при силуэтной адаптации (характерный силуэт кровли со щипцовыми или шатровыми завершениями, фронтонами и т.д.); при возможных трансформациях объемов и форм.
Колористический или текстурно-цветовой принцип контекстуализма основан на колористических приемах адаптации, которые возможно разделить на четыре наиболее распространенные: использование современных материалов, сближающихся с окружением по колориту и текстурированию поверхности стен; использование контрастных по колориту материалов, которые выявляют и выгодно подчеркивают историческое окружение; использование характерных в данной среде облицовочных и строительных материалов; использование нейтрального материала (обычного или зеркального стекла), отражающего окружение.
и
Декоративный принцип контекстуализхма - обращение к аналогичной мелкой пластике фасадов исторической застройки для достижения единства за счет использования различных архитектурных деталей в виде декоративного убранства: барельефов, лепных фризов, наличников, поясков, орнаментов и т.д., но не связанных с ней стилистически ( модернизированных).
Типологический принцип контекстуализма основан на соответствии типа нового здания типологии окружающей застройки, а также на соответствии типа планировочной структуры нового архитектурного объекта типу планировки нового здания, что также находит отражение в объеме и в решении фасадов.
Тектонический принцип контекстуализма, основанный на выявлении конструктивной основы здания и эстетически осмысленной, применяется при подчинении нового здания историческому окружению (например, среди фахверковой застройки, где выявлен каркас стен, состоящий из вертикальных, горизонтальных и наклонных брусьев, просветы между которыми заполнены
камнем или кирпичом).
Семиотический принцип контекстуализма включает в себя приемы образно-символической и ассоциативной адаптации, их также можно разделить на выявление сии вола, выявление знака и выявление определенного образа, характерного для конкретного места, его истории, его «духа».
На основании выявленных приемов средовой адаптации и принципов контекстуализма для типичных градостроительных ситуаций автором разработаны практические модели проектирования зданий в исторической среде. Эти модели основываются на максимально общих характерных чертах, которыми обладает историческая среда городов. При этом методика построения моделей заключается в следующем: вне зависимости от того, проектируется новое здание на принципах нюанса или контраста по отношению к исторической среде, отправной точкой анализа служит градостроительный и композиционный аспекты (расположение нового здания в структуре городской ткани), затем объект анализируется на всех уровнях с выявлением характерных
ириемов адаптации. Данные практические модели выполнены для следующих типичных градостроительных ситуаций в исторической городской среде, когда новое здание: 1. расположено в сплошной рядовой застройке улицы; 2. свободно располагается на участке относительно окружения (в разреженной, дисперсной уличной застройке); 3. располагается на перекрестке; 4. на площади (в периметральной застройке или в композиционном центре); 5. в составе квартала; 6. в застройке набережной (участие в городской панораме); 7. в городской среде, состоящей из комбинации нескольких городских ситуаций (сочетание нескольких моделей).
На основе перечисленных приемов адаптации нового здания к окружению, принципов контекстуализма и практических моделей выявлены разновидности контекстуализма (прилож. А), которые представляют собой соединение характерных приемов, принципов и контекстуального метода при проектировании нового здания в исторической среде. Это контекстуализм композиционный, историзирующий, стилизационный, региональный (традиционный), орнаметально-декоративный, структурно-морфологический, образно-символический, типологический и тектонический.
1.Контекстуализм композиционный характеризуется включением нового здания в контекст прежде всего на основе учета основных средств архитектурной композиции: горизонтальных и вертикальных членений, ритмических, метрических, масштабных и других характеристик среды. Пример - жилые здания № 17 и 19 на ул. Руе де Сизес, р-н Плезано, Париж (арх. Ж. Герцог и П. де Мерон, 2001 г.)
2. Контекстуализм историзирующий предполагает включение нового здания в разновременно сложившийся архитектурный ансамбль на основе не только композиционного, но и стилистического подчинения ценной или особо ценной исторической среде. При этом зодчий может использовать методы прямого заимствования, копирования и цитирования отдельных форм и элементов стилей из первоисточников (из истории архитектуры) для
достижения стилистического единства. Характерный пример - здание жилого дома в Большом Левшинском переулке, 9-11 ( арх. А. Боков, 2005 г. ).
3. Контекстуализм стилизационный - новое здание подчинено исторической среде композиционно и частично на уровне стилистики, но при этом зодчий применяет метод стилизации ( авторской интерпретации стилевых черт) при стремлении сочетания истории и современности. Например, новое здание Парламента в Вестмистере в Лондоне (арх. М. Хопкинс, 2010 г.).
4. Контекстуализм региональный (традиционный) - архитектура нового здания учитывает традиции конкретного места для достижения единства с исторической средой, но при этом допускает соединение традиций и новаторства, широко используются и приемы композиционной, декоративной, колористической, образно-символической и ассоциативной адаптации. Характерный пример - жилое здание № 41 по ул. Минина, Н.Новгород (арх. мастерская «Архстрой», 1996 г.).
5. Контекстуализм орнаментально-декоративный - новое здание в условиях реконструкции вписывается в историческое окружение с применением современной архитектурной пластики мелких форм, деталей, орнаментики, вызывающей ассоциации с темами регионального декора (например, использование орнаментальных решеток с учетом национальных мотивов; современных мозаичных тематических панно, характерных для окружения), учитывая степень насыщенности декором исторической застройки с целью формирования эстетической целостности архитектуры. Пример -здание налоговой инспекции по ул. Фрунзе, 37/7 в Н.Новгороде (арх. Е.Пестов, А. Харитонов, 1995г.).
6. Контекстуализм структурно-морфологический - новое здание демонстрирует новый подход к формообразованию, в основе которого лежат композиционные и морфологические вариации (своего рода »игра») с объемами и формами, характерными для окружающей застройки, их модификация, а порой и трансформация для создания выразительной коммуникативно-художественной системы архитектуры. Например, здание гостиницы
«Октябрьская» на Верхневолжской набережной в Н.Новгороде
(арх. А.Харитонов, В.Коваленко, А.Гельфонд, 1987 г.).
7. Коитекстуализм образно-символический - новое здание взаимодействует со средой не только на уровне композиции, но и на уровне символов, знаков, ассоциаций и образных характеристик; когда новое здание, обладая индивидуальным образным решением (в соответствии с замыслом автора), передает образ и «дух» конкретного места. Пример -филармонический зал на р. Эльбе в г. Гамбурге (арх. Ж.Герцог и П. де Мерон, 2007 г.).
8. Коитекстуализм типологический ~ когда новое здание в исторической среде встраивается в существующий типологический ряд, с близкими функциями и планировочной структурой, и при этом органично вписывается в окружающую среду композиционно. Пример - жилое здание по ул. Тверской, д. 1 лит. А в Санкт-Петербург (арх. «Герасимов и партнеры», 2009 г.).
9. Коитекстуализм архитектурно-тектонический - когда новое здание учитывает особенности как композиционного, так и художественного тектонического построения конструктивной системы окружающей застройки, демонстрируя современные возможности строительного производства. Пример - универмаг «Московский» на Комсомольской пл. в Москве (арх. А.Г.Рочегов, 1983 г.), где ритм расположения новых железобетонных архитектурно осмысленных конструктивных элементов отвечает ритму членений из ближайшего окружения, а также вызывает ассоциации с арочной системой
традиционных торговых рядов.
Сформулировано определение контексту ализма как стилистического течения в новейшей архитектуре. Коитекстуализм определяется как осознанное проектирование здания в историческом окружении, исходя из специфики изначально присущих данной среде характерных черт и свойств. Он основан на методе контекстуального (средового) метода. Коитекстуализм в ряде случаев можно назвать стилем - «хамелеоном», который «мимикрирует»
под конкретный контекст. Контекстуализм может проявляться как нюансно, так и контрастно по отношению к окружающей среде, но оставаться при этом в определенных рамках, за границей которых новое архитектурное произведение может попасть в разряд диссонирующих объектов (прилож. Б). Контекстуальным объект может быть назван лишь в том случае, если он гармонично вписан в окружающий контекст и составляет с ним единое целое.
Основные выводы и результаты исследования
Настоящее исследование позволило решить важную для архитектурной науки задачу - провести комплексный анализ контекстуального метода проектирования, а также контекстуализма как стилистического течения в постмодернизме и как многовариантного стиля в новейшей архитектуре конца XX - начала XXI вв.. и сделать следующие выводы:
1. Проведенный ретроспективный анализ развития контекстуального метода на примере значимых архитектурных ансамблей, возведенных в разные исторические эпохи, позволил выявить его универсальность: контекстуальный метод присутствовал в деятельности зодчих на протяжении всего пути развития истории архитектуры и способствовал достижению органической целостности и ансамблевости застройки как высшего проявлении единства и гармонии нового объекта с архитектурно-исторической городской и природной средой.
2. Установлено, что в ранние периоды истории архитектуры применение контекстуального подхода носило интуитивный характер, но с развитием теоретических основ архитектуры оно стало ориентироваться на формирование целостной среды путем использования канонов, пропорционирования, сомасштабности и др. приемов средовой адаптации. В 1970-е годы XX века контекстуальный метод стал базовым методом для нового стилистического течения - контекстуализма, который возник в результате необходимости сохранения своеобразия исторической среды городов.
3. В работе сформулировано определение контекстуализма как стилистического течения в новейшей архитектуре, которое базируется на контекстуальном методе при проектировании в исторической городской среде и использует приемы средовой адаптации при выборе объемно-планировочного решения здания, строительных материалов и конструкций, а также типичных форм, мотивов художественной отделки фасадов проектируемого объекта с учетом существующих характеристик среды для максимально тактичного вписывания нового объекта в это окружение.
4. Обобщение результатов комплексного анализа примеров контекстуализма в новейшей отечественной и зарубежной архитектурной практике позволило выявить приемы средовой адаптации новых произведений к историческому контексту: основные - композиционный (главный), морфологический, стилистический и колористический и специфические - тектонический, типологический и функционально-планировочный, образно-символический и ассоциативный. Их использование зависит от конкретной градостроительной ситуации. Перечисленные приемы определяют взаимосвязь нового объекта с архитектурным контекстом.
5. Выявлено, что в новейшей зарубежной архитектуре характерными и наиболее часто применяемыми приемами средовой адаптации являются композиционные, морфологические, образно-символические и ассоциативные приемы. В отечественной архитектуре характерными приемами средовой адаптации являются композиционные, стилистические, декоративные и колористические.
6. Сформулированы основные принципы контекстуализма при проектировании новых зданий в исторической среде. Принципами для всех анализируемых типичных градостроительных ситуаций являются: основной, применяемый во всех ситуациях — композиционный; общие - морфологический, стилистический, колористический (текстурно-цветовой) принципы. Декоративный, типологический, тектонический и семиотический (образно-
символический и ассоциативный) принципы являются специфическими и также зависят от конкретной ситуации.
7. В ходе исследования были рассмотрены типичные градостроительные ситуации в исторической среде города, единые как для отечественной, так и зарубежной практики, в которых архитекторы обращаются к контекстуализму — расположение нового здания: в сплошной застройке улицы; в разреженной застройке улицы; на пересечении улиц; на площади; в структуре квартала; в застройке набережной (в речной панораме города); в условиях сочетания нескольких ситуаций. Для данных градостроительных ситуаций, исходя из композиционной структуры окружения и характерных свойств этого окружения, представлены практические модели, которые типичны при проектировании нового здания в исторической среде. Эти модели могут служить универсальным инструментом для архитекторов при проектировании нового здания в каждом из рассмотренных вариантов.
8. Выстроена определенная методологическая система, состоящая из применения ряда приемов адаптации, принципов, практических моделей и разновидностей контекстуализма. При этом основными классификационными признаками являются приемы средовой адаптации и расположение здания в конкретном историческом окружении, а также выбор контрастного или нюансного решения проектируемого здания по отношению к исторической среде.
9. Определено, что контекстуализм не однороден и имеет ряд разновидностей в новейшей архитектуре: контекстуализм композиционный, историзиругощий, стилизационный, региональный (традиционный), орнаментально-декоративный, структурно-морфологический, образно-символический, типологический и архитектурно-тектонический. При этом каждая из разновидностей коптексгуализма использует различные приемы и принципы адаптации к среде, но при этом доминирует один из них (что находит отражение в названии), остальные носят дополнительный характер.
10.Установлено, что контекстуализм в новейшей архитектуре имеет главную отличительную особенность: он представляет собой универсальное стилистическое явление, характерное как для отечественной, так и зарубежной архитектуры, которое не относится к какому-то определенному направлению, а проявляется как в рационалистическом (новационном), так и в декоративно-художественном (традиционном), а также в синтетическом стилистических направлениях, в зависимости от характерных черт контекста. Также особенностью контексту ализма является его вариативность в зависимости от особенностей самого контекста.
11. В результате исследования обобщен и систематизирован значительный по объему теоретический и практический материал о контекстуальном методе в истории архитектуры и контекстуализме как стилистическом течении в постмодернизме; исследован контекстуализм как актуальное неоднозначное стилистическое явление в новейшей архитектуре, демонстрирующее определенную зависимость нового здания от влияния конкретной исторической среды (контекста) при реконструкции и сохранении исторической городской ткани, обладающее общностью свойств и признаков.
Список публикаций по теме исследования
Статьи, опубликованные в изданиях рекомендованных ВАК:
1. Зайцев, A.A. Контекстуализм в процессе развития мировой архитектуры на примере значимых архитектурных ансамблей / А. А. Зайцев И Приволжский научный журнал / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. -Н. Новгород, 2012. - № 2. - С. 142-146.
2. Зайцев, A.A. Принципы контектуализма в городской и природной среде / A.A. Зайцев // Известия КГ АСУ / Казан, гос. архитектур.-строит. ун-т. -Казань, 2013. - № 2 (24) - С. 46-50.
3. Зайцев, A.A. Произведения контекстуальной архитектуры в зарубежных странах в конце XIX - нач. XX века / А. А. Зайцев // Приволжский
научный журнал / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород, 2013. - № 2. - С. 73-76.
Статьи в сборниках научных трудов
4. Зайцев, A.A. Анализ контекстуального подхода на примерах современной архитектуры г. Санкт - Петербурга / А. А. Зайцев // Сборник аспирантов трудов аспирантов, магистрантов и соискателей. Архитектура. Науки о Земле. Экология / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т ; редкол.: С. В. Соболь [и др.]. - Н. Новгород, 2012. - Т. 2. - С. 52-56.
5. Зайцев, A.A. Взаимодействие произведений современной зарубежной архитектуры с природным окружением / A.A. Зайцев // Сборник аспирантов трудов аспирантов, магистрантов и соискателей. Архитектура. Науки о Земле. Экология / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т ; редкол.: С. В. Соболь [и др.]. - Н. Новгород, 2013. - Т. 2. - С. 74-79.
6. Зайцев, A.A. Контекстуализм как метод проектирования в городской среде / А. А. Зайцев // Великие реки' 2012 : 14 Междунар. науч,-пром. форум, 17-20 мая 2012 г. : тр. конгресса / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т; отв. ред. Е. В. Колосов.-Н. Новгород, 2013. - Т. 2. - С. 389-391.
7. Зайцев, A.A. Контекстуальный подход в истории архитектуры / А. А. Зайцев Н Сборник аспирантов трудов аспирантов, магистрантов и соискателей. Архитектура. Науки о Земле. Экология / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т ; редкол.: С. В. Соболь [и др.]. - Н. Новгород, 2011. — Т. 2.-53-58.
8. Зайцев, A.A. Контекстуальный подход как отражение ансамблевости в застройке исторических улиц на примере г. Нижнего Новгорода / А. А. Зайцев // Великие реки' 2011 : 13 Междунар. науч.-пром. форум, 17-20 мая 2011 г. : тр. конгресса / Нижегор. гос. архитектур.-строит. унт ; отв. ред. Е. В. Колосов. - Н. Новгород, 2012. - Т. 2. - С. 417-420.
9. Зайцев, А. А. Контекстуализм и видео-экология в исторической городской ткани (на примере Санкт-Петербурга ) / А. А. Зайцев // XVII Нижегородская сессия молодых ученых. Технические науки, 19-22 марта 2012
9. Зайцев, А. А. Контекстуализм и видео-экология в исторической городской ткани (на примере Санкт-Петербурга ) / А. А. Зайцев // XVII Нижегородская сессия молодых ученых. Технические науки, 19-22 марта 2012 г. / Нижегор. ин-т упр., Рос. акад. народ, хоз-ва и гос. службы ; отв. за вып. И. А. Зверева. - Н. Новгород, 2012. - С. 223-227.
10. Зайцев, А. А. Особенности использования приемов адаптации контекстуальной архитектуры в городах России [Электронный ресурс]/А.А.Зайцев.— Режим доступа: http: //www. opentextnn.ru /space/?id=4780.
11. Зайцев, А. А. Приемы адаптации и принципы контекстуализма при проектировании новых зданий в исторической среде / А. А. Зайцев // XVIII Нижегородская сессия молодых ученых. Технические науки, 19-22 марта 2013 г. / Нижегор. ин-т упр., Рос. акад. народ, хоз-ва и гос. службы ; отв. за вып. И. А. Зверева. - Н. Новгород, 2013. - С. 147-149.
12. Зайцев, A.A. Экологические аспекты контекстуализма при проектировании в природной среде / А. А. Зайцев // XVI Нижегородская сессия молодых ученых. Технические науки, 15-19 февр. 2011 г. / Нижегор. ин-т упр., Рос. акад. народ, хоз-ва и гос. службы ; отв. за вып. И. А. Зверева. - Н. Новгород, 2011. - С. 420-423.
Подписано в печать------Формат 60x90 1/16 Бумага газетная. Печать трафаретная
--Объем 1 печ.л. Тираж 100 экз. Заказ № О8
Отпечатано в полиграфическом центре ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»603950,Н.Но1>город,Ильинская,65
Приложение А. Разновидности контекстуализма
Коитекстуализм тнио.Ю! нческнй
ь»<1 «ж I •
ркпяячесмй срсле
МТ|Ш1(1Ц •
^НШИНИ И па
Котексгуалнлч сгилизаиионный
Кем м «рлтп |>ра иоапго цм> .мпбме градиини КМфПМХО МЛР» дм сдишюбража в истфммск* срс-юй
Ко1Пскстуаян >м региональный
(тралииионцмй)
кои1скс1у«лн?м
образно-
символический
К«ппш>ир«
ЮШШУ8И0_:
и-ктоимчкжнй
Коты нам* ЩНН* . ОСОЙСЯМСГИ
1ЮС1РОСМП *1МП1Р9Ы(«(*О4 сасгсчы мруиююе*
«АМОаММСГН <1рМЛ«ЯЫМ*а
КоНТЧЖТУа/ЖЗМ
чноризнруюший
Контсксгуалнзм 9Р"?МЯ1ТЙЛ1>Н<?-декоративный
Коитекстуализм
... , структурно' LJ.il, морфологический
Приложение Б. Характерные особенности контекстуализма как стилистического течения в архитектуре
Приемы средоаой алаптаиии Принципы Ратмоаидиости
коитексгуалнша контекстуалитма Типичные гралосгроителкиыс ситуации кошекстуалиша
Контексту АЛК11И компомциоиный
контексту ялили историмруюший
Кои ГС1СС1 > *-1М )М СТИЛИМЦНОИИЫЙ
Контексту али >м
р«1иоиальиы1|
(|ра.1иии<1ниыи>
Контсксп 1.1И1Ч ормаментально-юмцдшД
КОИТСКГГ) «ЛИ1Ч структурно
чорфо 101 ИЧУУКИИ
Коитсксту «-1М1Ы обрашо-
СИМВС1ЛИЧГСК-ИМ
Контексту алитм типологический
,Прмм * мам
Кон текс?у ШМ аржтектурио имччи-ичч-ин
Текст работы Зайцев, Алексей Александрович, диссертация по теме Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный
университет»
На правах рукописи
04201454096 Зайцев Алексей Александрович
КОНТЕКСТУАЛИЗМ КАК СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ В АРХИТЕКТУРЕ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВВ.
05.23.20 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция
историко-архитектурного наследия
Диссертация
на соискание ученой степени кандидата архитектуры
Том 1
Научный руководитель доктор архитектуры, профессор Орельская О. В.
Нижний Новгород - 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ стр.
Содержание...............................................................................2
Введение...................................................................................4
ГЛАВА 1 Контекстуальный метод в процессе развития мировой архитектуры...............................................................................9
1.1 Понятие контекстуального метода в процессе развития мировой архитектуры...............................................................................9
1.2 Основные этапы формирования контекстуального метода в истории
архитектуры...............................................................................20
Выводы по 1 главе.......................................................................39
ГЛАВА 2 Контекстуализм в зарубежной и отечественной архитектуре конца XX - начала XXI вв.....................................................................42
2.1 Контекстуализм как одно из стилистических течений постмодернизма..........................................................................42
2.2 Анализ произведений контекстуализма в исторической среде зарубежных городов.....................................................................................58
2.3 Анализ произведений контекстуализма в исторической среде городов
России......................................................................................81
Выводы по 2 главе......................................................................108
ГЛАВА 3 Теоретические основы контекстуализма в новейшей мировой архитектуре...............................................................................113
3.1 Основные характерные приемы стилеобразования контекстуализма в новейшей мировой архитектуре......................................................ИЗ
3.2 Основные принципы формирования контекстуализма в новейшей мировой архитектуре........................................................................130
3.3 Разновидности контекстуализма в новейшей мировой
архитектуре........................................................................................136
Выводы по 3 главе............................ ............................................159
Заключение. Общие выводы по диссертации и результаты
I
исследования..............................................................................161
Библиографический список............................................................165
Приложение №1. Акты внедрения....................................................173
с
Введение
Актуальность исследования. Проблема традиций и новаторства в архитектуре, сочетания старой и новой застройки относится к важнейшим теоретическим проблемам, имеющим значение для архитектурной практики. В рамках решения этой проблемы находится и тема контекстуализма - стилистического течения в новейшей архитектуре конца XX и начала XXI вв.
Контекстуализм призван играть главную роль при формировании целостного ансамбля застройки. Контекстуализм как стиль сложился в конце XX века, когда новое строительство переместилось в центры исторических городов, подвергающихся реконструкции в связи с необходимостью повышения уровня комфорта городской среды и бережного отношения к историческому наследию. С этого времени он находится на этапе становления и формирования в качестве стилистического течения со своими характерными особенностями и принципами. Проектирование в исторической среде требует от архитектора профессионального мастерства, определенных знаний, теоретического осмысления и научного обоснования выбора необходимого решения. В связи с этим в данной работе внимание концентрируется на контекстуализме в новейшей архитектуре, который позволяет успешно решать проблему сочетания традиций и новаторства, но еще не получившего всестороннего исследования и оценки.
Теоретическая база исследования. Теоретическое осмысление проектирования новых зданий, органично вписанных в историческую среду, является актуальной задачей. Как известно, эту проблему архитекторы -теоретики затрагивали, начиная с эпохи Возрождения. При этом контекстуальный метод, возникший как понятие в конце XX века, до этого времени прослеживался в архитектурной теории и практике как ансамблевый метод.
Вопросы взаимодействия новой архитектуры и окружающей исторической среды анализируются в работах ряда зарубежных исследователей:
в период до XX века архитекторами - теоретиками, такими как Л.Б.Альберти, Ф. Брунелески, М. Витрувий, Дж. Виньола, А. Палладио, а затем и теоретиками
XX века: Д. Скотт-Браун, Р. Вентури, М. Вудрам, Б. Голдхоорн, Л. Д. Гримм, Ч. Дженкс, Ф. Джонсон, К. Зитте, Ле Корбюзье, Р. Крие, К. Линч, Ч. Мур, П. Портогези, М. Ричарде, Р. Стерн, Е. Цейдлер, У.Эко и др.
Разными аспектами данной проблемы занимались отечественные ученые: Г.Н. Айдарова, И.А. Бартенев, М.Г. Бархин, Е.М. Батюта, И.А. Бондаренко, Д.В. Брунс, A.B. Бунин, В.Л. Глазычев, А.И. Дайнеко, A.B. Иконников, А.И Каплун, Е.И. Кириченко, Г.Л. Леденева, М.И. Мильчик, О.В. Орельская, Е.С. Пронин, О.И. Пруцын, А.Г. Раппапорт, С.К. Рэгамэ, A.B. Рябушин, А.Н. Тетиор, М.Д. Тумаркин, В.А. Филин, В.Л. Хайт и др.
Вопросами изучения целостности архитектурной среды в советское время занимались коллективы ученых научно-исследовательских институтов ЦНИИТИА (ныне НИИТАГ РААСН), Академии архитектуры (ныне РААСН), а также ряд научных институтов Госгражданстроя, ЦНИИП градостроительства и другие научные центры страны.
Цель исследования: провести комплексный анализ контекстуализма в новейшей зарубежной и отечественной архитектуре конца XX - начала XXI века и выявить его характерные особенности.
Задачи исследования:
- проследить процесс развития контекстуального метода проектирования в исторической среде в истории архитектуры и формирования контекстуализма как стилистического течения в рамках постмодернизма, а затем и в качестве самостоятельного стилистического течения в архитектуре конца XX - начала
XXI вв.;
провести комплексный анализ произведений архитектуры в исторической среде зарубежных городов в конце XX и начале XXI вв. (в основном на примере исторических городов Европы) и в городах России ( на примере Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода - эпицентра контекстуализма в провинциальной архитектуре России в 1990-е годы), а также исследовать приемы средовой адаптации новых объектов, характерные для контекстуализма заявленного периода;
- определить принципы контекстуализма как стилистического течения в архитектуре рубежа XX и XXI вв.. и выявить его разновидности, обусловленные конкретным историческим контекстом.
Объект исследования: архитектура жилых и общественных зданий конца XX - начала XXI вв., выполненных в контексту ал изме.
Предмет исследования: стилистическое течение - контекстуализм, его особенности и разновидности в современной архитектуре.
Границы исследования: временные границы исследования охватывают конец XX - начало XXI вв., но при этом делается экскурс в историю архитектуры, для обзора приемов и методов, применявшихся зодчими при взаимодействии нового произведения архитектуры с окружающей средой и при возведении разновременных целостных ансамблей в разные исторические эпохи. Пространственные границы исследования определены размещением архитектурных объектов, выполненных в контекстуализме в основном в европейских городах и в России (на примере архитектуры столичных городов -Москвы и Санкт-Петербурга и провинциальных - Нижний Новгород). Также в работе анализируются и нереализованные проекты, опубликованные в архитектурной печати за последние три десятилетия. Типологические границы охватывают новые жилые и общественные здания в сложившейся исторической среде.
Методика исследования основана на комплексном изучении текстового,
графического и иллюстративного материала в отечественной и зарубежной
б
литературе, включая периодическую печать, а также в ходе натурного обследования ряда анализируемых зданий в исторической среде ряда городов Европы, в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Также в исследовании применяется графоаналитический метод, метод сравнительного анализа и системный подход.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые комплексно рассматривается контекстуализм как стилистическое течение в новейшей архитектуре ряда зарубежных и российских городов конца XX и начала XXI вв.. При этом впервые выявлены приемы и методы адаптации новых зданий к конкретному контексту, а также определены практические модели типичных градостроительных ситуаций, принципы и разновидности контексту ализма.
На защиту выносятся следующие положения:
- понятие контекстуального метода при возведении разновременных ансамблей в истории архитектуры и последующее его становление в качестве базисного метода стилистического течения - контекстуализма в архитектуре конца XX - начала XXI вв.;
- приемы средовой адаптации новых архитектурных объектов в типичных градостроительных ситуациях при включении их в сложившуюся историческую городскую среду;
принципы и разновидности контекстуализма в новейшей архитектуре конца XX - начала XXI века.
Теоретическое и практическое значение работы: исследование
расширяет научное знание о контекстуализме в архитектуре, его истоках,
приемах, методах и принципах формирования. Анализ широкого круга
объектов, по-разному взаимодействующих с окружающей средой, позволил
определить механизм создания контекстуальных произведений в архитектуре
конца XX - начала XXI вв.. Материалы и результаты исследования имеют
значение для теории новейшей зарубежной и отечественной архитектуры,
7
могут найти применение в учебных курсах по истории и теории архитектуры для студентов архитектурных вузов.
Исследование представляет научно-практическую значимость для проведения работ по реконструкции, проектированию и новому строительству в исторической среде городов. Выявленные принципы формирования контекстуальной архитектуры, а также характерные приемы и методы средовой адаптации позволят архитекторам осознанно выбирать тот или иной подход для сочетания новой и старой архитектуры в каждой конкретной ситуации.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения исследования доложены на внутривузовских, российских и международных конференциях в 2010-2013 гг. Материалы исследования опубликованы в 12 научных статьях, среди которых три - в реферируемых журналах, рекомендованных ВАК. Внедрение результатов исследования осуществлено в дипломном проекте автора на тему: «Гостиница в застройке Верхневолжской набережной в Нижнем Новгороде», в курсовых проектах на тему: «Музей в исторической среде Започаинья в Нижнем Новгороде», в реальном проектировании ряда новых объектов в исторической среде и конкретном городском окружении, основанных на выявленных принципах контексту ал изма. Акты внедрения прилагаются.
Структура работы: диссертация состоит из двух- томов. В первом томе представлен основной текст объемом 164 страницы, состоящий из введения, трех глав, заключения и библиографии. Второй том содержит 112 графоаналитических таблиц на 59 страницах.
Глава 1 Контекстуальный метод в процессе развития мировой архитектуры
1.1. Понятие контекстуального метода в процессе развития мировой архитектуры
Теоретиков издавна занимала проблема ансамблевости в архитектуре, гармоничное взаимодействие нового здания с исторической средой. Из истории архитектуры известен целый ряд произведений архитектуры в исторических центрах городов, которые создавались на основе контекстуального (ансамблевого) подхода. В современной архитектуре объекты, которые тактично вписаны в окружающий контекст относят к контекстуализму. Однако изначально в течение исторического развития архитектуры не существовало такого понятия, как контекстуализм. Термин контекстуализм появился лишь в конце XX века. В прошлые исторические периоды развития архитектуры основным приемом средовой адаптации нового объекта к исторической застройке был архитектурный стиль - стиль эпохи, который имел вполне определенный набор средств, правил (канонов) проектирования, которые позволяли архитектору легко вписываться в сложившуюся застройку. «Большие исторические» стили существовали на протяжении многих столетий.
Характер эволюции контекстуального метода обусловлен развитием научного знания проектных и строительных методов в архитектуре, а также научными открытиями в других дисциплинах: философии, семиологии, литературе, филологии, информационных технологиях и т. д.
Контекстуальный метод в истории архитектуры - практический способ передачи взаимосвязи нового объекта с исторической средой или историческим ансамблем, состоящим из ряда отдельных зданий. Он близок понятиям ансамблевый метод (в истории архитектуры) и метод "средового подхода", но отличается тем, что сегодня он включает в себя и приемы средовой ассоциативной и образно-символической адаптации.
«Средовой подход» - метод проектирования в исторической среде новых зданий, сформировался как поеятие во второй половине XX веке в советской теории архитектуры (в противовес диссонирующей и контрастной по отношению к исторической среде архитектуры технологизма 1960-х), он аналогичен понятию «включающий метод», возникшему также в 1970-е годы в зарубежной архитектуре в рамках постмодернизма. Он определяется как органичное вписывание нового архитектурного объекта - здания в исторически сформированную среду - городское пространство при помощи определенных приемов и способов, уже заложенных в данном окружении.
Контекстуальный метод (в его современном понимании - в виде применения определенного комплекса приемов средовой адаптации для тактичного взаимодействия нового здания и существующей окружающей застройки) широко применялся в разных странах и в разные исторические периоды. В научном и профессиональном обиходе было понятие близкое к нему, например, ансамблевый метод, обозначающее гармоничное сочетание нового и старого.
В период античной архитектуры древние зодчие видели контектуальность
(ансамблевость) через призму канонов, определенных тектонических
закономерностей и системы пропорционирования. Таким образом, достигалось
ансамблевое единство разновременных сооружений. Теоретические описания
ансамблевого единства в прошлом сохранились благодаря упоминанию Витрувия
о манере проектирования выдающихся зодчих Древней Греции, таких как Иктин,
Фидий (представителей высокой классики в Древней Греции) и др. [18]. Все они
достигали гармонии со средой при возведении ансамблей в соответствии с
выработанными веками правилами (канонами). Самым известным теоретиком в
Древнем Риме, который рассматривал целостную среду как единый ансамбль был
Витрувий - древнеримский зодчий, написавший знаменитый трактат «Десять
книг об архитектуре» (I в. до н. э). Витрувий, которому посчастливилось читать
трактат «О соразмерностях дорийского храма на Акрополе», возможно
принадлежавший перу Иктина или Фидия, свидетельствует: «Композиция храмов
ю
основана на соразмерности, правила которой должны тщательно соблюдать архитекторы. Она возникает из пропорции. Пропорция есть соответствие между членами всего произведения и его целым по отношению к части, принятой за исходную, на чем и основана всякая соразмерность» [18, книга III, 1,1].
В более поздний период теории пропорционирования уделяли внимание Ион (ок. 490-422 гг. до н. э.) в трактате «Триагма» и позднее, в период Ренессанса, Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи». Далее в период романской архитектуры и готики контекстуальность выражалась через каноны, символику, определенные архетипы, которые служили элементами стиля. По-прежнему, важное значение для взаимодействия нового архитектурного произведения со средой имела система пропорционирования. Этот композиционный прием использовался для передачи визуальной связи посредством применения определенных канонических структур, например, в дорической ордерной системе: колонны, стилобатной части, архитрава и фриза. В эпоху Ренессанса и далее в эпохи «Больших стилей» здания в среде имели подобную иерархичную структуру, различались только пропорции, соотношения высот отдельных элементов, которые в свою очередь зависели от масштабности здания, высоты этажа и высоты здания в целом. Элементы имели в некоторых случаях подобные пропорции, но отличались масштабом, размером используемого модуля.
В период Ренессанса происходит возвращение к традициям и канонам,
заложенным в Древнем Египте, Греции и Риме. Снова при создании ансамблевой
целостности во главу угла ставится классический канон, определенная
(классическая) стилистическая система. Упоминания об ансамблевом единстве
встречаются в книгах Л.Б. Альберти (трактат
-
Похожие работы
- Потенциально ансамблевые пространства исторического центра города
- Нижегородская архитектура XX века как отражение российского и зарубежного зодчества
- Коллаж в зарубежном дизайне 1960-1990-х годов как прототип архитектурного формообразования
- Традиции в современной китайской архитектуре. Опыт осмысления традиционных форм в архитектуре Китая 1976-1996 годы
- Архитектурно-пространственная организация жилой застройки Екатеринбурга периода индустриального домостроения
-
- Строительные конструкции, здания и сооружения
- Основания и фундаменты, подземные сооружения
- Теплоснабжение, вентиляция, кондиционирование воздуха, газоснабжение и освещение
- Водоснабжение, канализация, строительные системы охраны водных ресурсов
- Строительные материалы и изделия
- Гидротехническое строительство
- Технология и организация строительства
- Здания и сооружения
- Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей
- Строительство железных дорог
- Строительство автомобильных дорог
- Мосты и транспортные тоннели
- Гидравлика и инженерная гидрология
- Строительная механика
- Сооружение подземного пространства городов
- Экологическая безопасность строительства и городского хозяйства
- Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
- Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности
- Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов