автореферат диссертации по строительству, 05.23.20, диссертация на тему:Влияние цифровых технологий на архитектурное пространство культурно-развлекательного центра
Автореферат диссертации по теме "Влияние цифровых технологий на архитектурное пространство культурно-развлекательного центра"
На правах рукописи
00460
376
Рязанова Анна Александровна
ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИИ НА АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА
05.23.20 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры
23
Нижний Новгород - 2010
004601376
ДИССЕРТАЦИЯ ВЫПОЛНЕНА В ГОУ ВПО «УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АРХНТЕ1П1ТНО-ХУДО)КЕСЦЗЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Научный руководитель
доктор философских наук, профессор Быстрова Татьяна Юрьевна
Официальные оппоненты:
доктор архитектуры, профессор Яковлев Андрей Александрович, кандидат архитектуры, доцент Пучков Максим Викторович
Ведущая организация
Институт «УралНИИпроект РAACH», г. Екатеринбург
Защита состоится 12 мая 2010 г. в _ часов на заседании
диссертационного совета ДМ 212.162.07 при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603950, Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65, корпус 5, аудитория 202.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»
Автореферат разослан 10 апреля 2010 г.
Ученый секретарь диссертационного совета,
кандидат архитектуры, доцент
И. А. Гоголева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В настоящее время культурно-развлекательные центры (далее КРЦ) с применением цифровых технологий проектируются хаотично, бессистемно, конъюнктурно (Disneyland, США, Япония; развлекательный центр в молле Парк Хаус, Россия и др.). Часто проектировщики создают их, опираясь на исторические, стилевые или вымышленные образы, собственные предпочтения или вкус заказчика, без каких-либо чётких научных и эстетических критериев. Насколько это актуально во времени, интересно или экономически выгодно владельцам заведений, как это влияет на чувства, действия и реакции посетителя, каким образом это отражается на архитектурном пространстве - остается не ясным и не прогнозируемым.
Интегрирование цифровых технологий влияет на архитектуру КРЦ, но пока не зафиксированы особенности этого влияния. Основная масса отечественной литературы, посвященная вопросам организации «многофункциональных зданий и учреждений культуры», издавалась до 1980 г, и в ней не учитывалось интегрирование цифровых технологий. Современная литература по общественным центрам отдыха (A. Mostaedi, F.A. Cerver, Н.И. Денисова, Е.П. Голубева и др.) отражает принципы проектирования зданий и сооружений или творческие концепции архитекторов, а не создания архитектурного пространства. В отечественной теории архитектуры тема взаимоотношения архитектурного пространства и цифровых технологий, только начинает развиваться (И.А. Добрицына, Д.В. Земов, М.В. Шубенков). В зарубежной теории ведутся работы по исследованию воздействия компьютерных технологий на эмоции человека, но результаты, в связи с их динамичным развитием, выглядят не окончательными. Не обозначены особенности проектирования общественных центров с широким внедрением цифровых технологий.
Автора интересует вопрос оптимизации процесса проектирования архитектурного пространства КРЦ с использованием цифровых технологий. Важнейшим для исследования является понимание того, что интерьер общественного центра является фактором пространственной и социальной интеграции человека. Высока степень виртуальности, создаваемой цифровыми технологиями, поэтому необходимо определение принципов их интегрирования в архитектурное пространство КРЦ.
Специфика данного исследования состоит в том, что архитектурное пространство рассматривается с учётом психологии и антропологии — в силу активного влияния цифровых технологий на архитектурное пространство и восприятие человека.
В рамках данной работы цифровые (дигитальные, мультимедийные, компьютерные) технологии понимаются как технологии, способствующие созданию особой пространственной среды, включающие все виды сенсорного воздействия на человека - визуальные, звуковые и кинестетические.
Культурно-развлекательный 11ентр в данной работе понимается как универсальное многофункциональное архитектурное пространство, организованное с целью обеспечения эмоционального, психофизического отдыха посетителей.
Цель исследования заключается в определении влияния цифровых технологий на архитектурное пространство с учетом восприятия человека, что позволяет выявить принципы формирования пространства КРЦ с использованием цифровых технологий.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
• исследовать генезис архитектурного пространства для развлечений с учётом социально-антропологических и технических факторов;
• разработать теоретическую модель «человека развлекающегося», которую можно использовать при моделировании архитектурного пространства КРЦ;
• выявить особенности влияния цифровых технологий на формирование архитектурного пространства КРЦ;
• определить принципы и приёмы архитектурного моделирования пространства КРЦ с использованием цифровых технологий;
• предложить методику моделирования архитектурного пространства КРЦ. Объектом исследования является архитектурное пространство культурно-
развлекательного центра.
Предметом исследования является специфика архитектурного пространства КРЦ, находящегося под влиянием цифровых технологий. Границы исследования - период с XVIII в. по настоящее время. Методика исследования представляет собой последовательное использование: теоретического анализа процесса развития развлекательного пространства, в совокупности с социальными и технологическими факторами; социально-антропологического подхода, подразумевающего учёт биологических, социальных и духовных потребностей человека; феноменологического подхода, позволяющего обратить внимание не только на объективные реакции, но и на чувства, эмоции посетителя КРЦ, когда архитектура рассматривается как источник субъективных переживаний и состояний человека; анализа и группировки цифровых технологий, влияющих на формирование архитектурного пространства; изучения мирового опыта внедрения цифровых технологий в пространство КРЦ с выявлением принципов и приёмов формирования архитектурного пространства с использованием цифровых технологий; натурного обследования, фото и видео фиксации.
Теоретическую базу исследования составляют работы отечественных и зарубежных учёных из нескольких областей науки:
- по проблемам формирования пространства многофункциональных центров и общественных пространств: A.B. Анисимовой, A.B. Бокова, 3. Гидиона, A.A. Гаврилиной, Ю.П. Гнедовского, A.J1. Гельфонд, Е.П. Голубевой, Н.И. Денисовой, И.С. Дурачиной, А.П. Ермолаева, Д.В. Земова, J1.H. Кулаги, К.
Линча, Ю.П. Манусевича, Д.А. Метаньева, Е.К. Милашевской, Е.Б. Новиковой, Н.Е. Прянишникова, A.A. Светликова, Г.П. Степанова, Г. Тайля, В.Э.Хазановой, В.Т. Шимко, Н.И. Щелкова и других;
- по типологии зданий и сооружений: М.Г. Бархина, A.B. Кокова, Я. Вуека, A.J1. Гельфонд, Д. Либескинда, Н.А.Сапрыкиной, А.И.Урбаха, Э. Цайдлера, М.В. Шубенкова и других;
- по проблемам современной архитектуры: И.А. Азизян, М. Бессета, В.Л. Глазычева, Ч. Дженкса, И.А. Добрицыной, A.B. Иконникова, А.Е. Кохна, Б. Мейтленда, X. Пермана, A.B. Рябушина и других;
- по теоретическим основам архитектурной композиции: A.A. Барабанова, Е.Л. Беляевой, А.Г. Габричевского, A.B. Ефимова, В.Ф. Кринского, И.В. Ламцова, Д.Л. Мелодинского, А.Г. Раппопорта, Д. Саймондса, Г.Ю. Сомова, A.A. Тица, М.А. Туркуса, Н.П. Чуваргиной и других;
- по восприятию архитектурной среды: Р. Арнхейма, H.A. Бурдиной, А.Г. Габричевского, Ю.Н. Жилиной, Т.Н. Корепиной, Э. Нейферта, А.Л. Титова, Г.Б. Забельшанского и других;
- по методике проектирования: A.B. Иконникова, Б.Г. Бархина, Дж.К. Джонса, А.Э. Коротковского, В.М. Молчанова и других;
- по социальной антропологии и психологии восприятия: Г.М. Андреевой, М.М. Бахтина, Д. Майерса, Б. Малиновского, А. Маслоу, С.Л. Рубинштейна, Н.В. Серова, Х.Р. Шиффмана и других;
- по проблемам отдыха и развлечений: Л.И. Божович, Ф. Лоусана, Й. Хейзинги, Д.В. Шамсутдиновой и других;
- по проблемам техники и ее влияния на человека, архитектуру, дизайн: H.A. Бердяева, В.Г. Горохова, И.Д. Каландии, Л. Мамфорда, В.М. Розина, Э. Цыганковой, К. Ясперса и других.
Для раскрытия темы были использованы материалы современных изданий по науке и технике, технологиям шоу-бизнеса, каталогов проектных организаций.
Научная новизна и ценность работы:
• впервые исследуются вопросы влияния цифровых технологий на архитектурное пространство КРЦ;
• определены принципы и приёмы моделирования архитектурного пространства с использованием цифровых технологий;
• предложена методика моделирования КРЦ, в пространство которого интегрируются цифровые технологии.
Практическая значимость исследования связана с возможностью получения социального и экономического эффекта от внедрения в практику основных результатов исследования. Социальный эффект определяется созданием мест концентрации общественной активности в пространстве КРЦ, спецификой качеств его архитектурного пространства, повышением уровня комфорта его посетителей. Экономический эффект достигается за счет оптимизации использования пространства КРЦ, а также за счет экономии времени и средств в процессе его моделирования и функционирования. Предложенная методика архитектурного моделирования КРЦ позволит оптимизировать финансовые затраты инвесторов и избежать негативного воздействия на посетителей центра. Основные положения работы могут быть использованы в проектной практике и внедрены в учебный процесс вузов, специализирующихся на подготовке архитекторов и дизайнеров. На защиту выносятся:
• структурирование цифровых технологий, оказывающих влияние на формирование архитектурного пространства КРЦ по способу их функционирования;
• определение специфических качеств архитектурного пространства, возникающих под влиянием цифровых технологий;
• принципы и приёмы моделирования архитектурного пространства КРЦ с использованием цифровых технологий;
• методика моделирования архитектурного пространства КРЦ с
использованием цифровых технологий.
Апробация исследования. Различные аспекты проблематики диссертации получили разработку в статьях, тезисах докладов, выступлениях и сообщениях. Количество публикаций по теме - 11. Результаты исследования докладывались и обсуждались на конференциях в период с 2005 по 2008 гг.: на межвузовской конференции молодых ученых «Актуальные проблемы архитектуры и дизайна» (г. Екатеринбург, 2006, 2007, 2008), межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Человек в мире культуры» (г. Екатеринбург, 2005,2006).
Структура и объём исследования. Диссертация представлена в одном томе, состоит из введения, трёх глав, заключения, изложена на 173 страницах, содержит таблицы и иллюстрации, библиографический список из 184 наименований, а также два приложения, включающие перечень цифровых технологий и социальное исследование по ТРЦ г. Екатеринбурга.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении раскрываются актуальность, объект и предмет, цель и задачи, методика, научная новизна и научно-практическая значимость диссертации.
В первой главе «Социально-антропологические факторы моделирования пространства КРЦ» рассматривается генезис пространства развлекательных центров, устанавливается взаимосвязь между эмоциями и качественными характеристиками архитектурного пространства развлечений. Формируется «портрет потребителя» - человека, посещающего культурно-развлекательные мероприятия. Актуализируются антропологические, психологические особенности ощущения и восприятия человека, которые могут быть учтены при моделировании КРЦ с использованием цифровых технологий.
Выясняется, что архитектурное пространство КРЦ во многом определяется самосознаннем человека, источником развлечений и техникой, обеспечивающей его функционирование. Приведены этапы развития этих отношений:
1. Доиндустриальная парадигма формирования культурно-развлекательного пространства (Х\'Ш-Х1Х вв.) характеризуется тем, что человек не определяет себя как индивидуальность, в отрыве от социума. Архитектура и техника практически не участвуют в формировании пространства развлечений.
2. Индустриальная парадигма создания культурно-развлекательного пространства (Х1Х-ХХ вв.). Преобладает технико-инженерное мышление. Архитектура решающим образом формирует пространство развлечений, она отражает характер, статус и интенсивность развлечений, прежде всего, за счет появления новых типов зданий (казино, мюзик-холл, кинотеатр) и повышения их семантики (использование эмблем, символов, художественно-образное оформление архитектурного пространства). Техника начинает занимать значительное место в обеспечении функционирования развлекательных программ. Сфера отдыха коммерциализируется.
3. Постиндустриальная парадигма создания культурно-развлекательного пространства (ХХ-ХХ1 вв.). В жизни общества преобладает коммуникативность, обусловленная возрастающим объемом информационных потоков. В связи с развитием «индустрии развлечений», существенно возрастает потребность в новых архитектурно-пространственных методах, обеспечивающих деятельность отрасли. Данный этап характеризуется как сетевой (П. Кастельс), в том числе, и с точки зрения особенностей мышления проектировщиков. Поэтому четкая структура и иерархия в моделировании архитектурного пространства отсутствует, оно формируется, скорее, интуитивно, спонтанно, критериев насыщенности техникой и художественно-эстетической выразительности архитектуры не сформулировано. Одновременно техника становится источником развлечений, уводя человека в мир иллюзий,
реальное пространство развлечении может значительно отличаться от виртуального.
Методика исследования задает специфический угол зрения, предполагающий рассмотрение человека не только в особой по качеству обстановке, но и с определенным эмоциональным настроем - человека в пространстве развлечений, или «человека развлекающегося». Этот термин предлагается по аналогии с термином, введенным выдающимся нидерландским историком, культурологом и философом Й. Хёйзингой в его труде «Homo ludens» («Человек играющий»).
Обобщён имеющийся психологический, социологический, культурологический, философский материал, соотнесены биологические, социальные и духовные составляющие человека. В итоге сформирована схема, отображающая модель «человек развлекающийся» (рисунок 1).
Оптимизирующие духов ио-практически в >: 5 f.. ека
Кото ludens
J . L_(человек играющий)
Стремление """"-ч^ • , ■
обрести целостность Хч Стремление к свободи й чЧч
д / творческой деятельности \
/ Потребность в эстетическом наслаждении, \ / удовольствии, радости \ ■■ ; !
/ Потребность s познании
•/ Повышенная физическая, \
щ психофизиологическая и психическая активность \ Ц Желание сменить обстановку, получить новые
\ впечатления и эмоции, стремление к новому переживанию,
выключение из обыденной жизни |
Щ Понимание пространстзенно-зременных /'*
I' \ границ развлечения / ,
Ж'Ж Настроение мажорное, изрленчивое, импульсивное / ' ¿ЦЙгк Преображение действительности ШФ^
Вослриимчивостьквпечатлениям фf -
;Щ||., F. ,; аемссть -
Высокая контактность ■■лд■;■Ci жжение самоконтроля ' "
человека а "толп*'
Основные потребности человека
Рисунок 1 - Теоретическая модель «человек развлекающийся» По этой модели можно представить настроение, поведение, реакцию, потребности и другие особенности большинства посетителей КРЦ, следовательно, учитывать их при моделировании.
В представлении о потребителе - посетителе общественного заведения, наиболее интересными и значимыми для архитектора являются данные о том, как влияют на восприятие, поведение и ощущения человека пространственные характеристики помещений (высота, глубина, открытость, цвет и др.). В работе приведены антропологические факторы, которые можно применить на данном этапе времени при проектировании архитектурного пространства КРЦ, в которое интегрируются цифровые технологии.
Во второй главе «Роль цифровых технологий в формировании архитектурного пространства КРЦ» выявляются и анализируются функционирующие и лабораторные цифровые технологии, влияющие на формирование архитектурного пространства. Рассматриваются проекты отечественных и зарубежных КРЦ, в пространство которых интегрированы цифровые технологии. Выявляются факторы организации архитектурного пространства КРЦ - применение цифровых технологии и специфические качества пространства, возникающие под их влиянием.
В сфере развлечений цифровые технологии дают массу возможностей для обогащения зрелищное™ сооружения, накладывая определённые ограничения и заметно влияя на архитектуру КРЦ. Условно они сгруппированы по способам функционирования на проекционные, дисплейные, голографические, светодинамические и системы по созданию виртуальной реальности. Такие технологии способствуют чистоте решения и многообразию архитектурного пространства, дают возможность проявить ему себя в полной мере, не прибегая к декоративным излишествам, делают его динамичным, усиливают его полифункциональность:
• эффекты, создаваемые цифровыми установками, многократно превышают собственные размеры оборудования (отЗ до 3000 раз);
• эффекты программируются и могут меняться за короткое время (от 1 с);
• цифровые технологии могут быть интерактивными, т.е. «откликаться» на действия человека;
• универсальность этих технологий заключается в приспособлении к изменению геометрических размеров пространства;
• пожарная безопасность может быть реализована максимально, благодаря малым габаритам и негорючести установок.
В работе рассматриваются архитектурные особенности взаимодействия цифровых технологий с пространством КРЦ, исходя из специфики данного пространства. Прежде, выявлены, названы и раскрыты его качества -иллюзорность, интерактивность, эфемерность и виртуальность. Иллюзорность пространства позволяет создать видимость геометрических размеров, отличающихся от реальных - площади, высоты, глубины, а также других физических параметров. Интерактивность пространства - это почти мгновенное реагирование, изменение свойств пространства в ответ на действия (движения) человека. Эфемерность означает сказочность и полисюжетность пространства. Виртуальность пространства порождает многомерность, потенциальные возможности создания возможного и физически невозможного пространства, т.е. искусственного пространства, в режиме реального времени. Виртуальность может сочетать в себе и иллюзорность, и эфемерность, и интерактивность пространства.
В ходе исследования были проанализированы развлекательные пространства России и зарубежья, в пространство которых интегрированы цифровые технологии: США, Японии, Италии, Германии и др. Выявлены следующие количественные и качественные показатели:
• КРЦ - многоуровневые (в среднем, от 2 до 4 этажей) архитектурные сооружения, рассчитанные на большое количество (от сотни до десятков тысяч) посетителей; количество посетителей, находящихся в пространстве, интегрированном цифровыми технологиями, регулируется проектировщиками в соответствии с функциональностью зон КРЦ; центры, представляющие собой замкнутую оболочку, в среднем, занимают площадь от 500 до 5 тыс. кв. м, находящиеся под открытым небом - до 2 млн кв. м;
• во всех центрах интегрированы светодинамические и дисплейные технологии, проекционные - в половине исследованных центров, голографические и системы по созданию виртуальной реальности - только в аттракционах парков отдыха; проекционные и дисплейные технологии являются универсальными для моделирования специфических качеств архитектурного пространства общественных центров;
• основные функции КРЦ - это выставочная, игровая, танцевальная и общественное питание; в пространстве всех КРЦ предусмотрены
танцевальная и зона питания, игровая зона - в центрах с площадью более 3000 кв. м;
• игровая зона максимально насыщена эффектами, создающимися цифровыми установками; в зоне питания работа цифрового оборудования, моделирующего виртуальность пространства, минимизирована; одновременно с этим, проектировщики насыщают эту зону технологическими установками по обслуживанию посетителей. Архитектурная оболочка пространства, в которое интегрированы цифровые
технологии, видоизменяется, архитекторы разрабатывают оригинальные формообразующие элементы, в соответствии с художественным замыслом и технологическим наполнением зон.
В третьей главе «Архитектурное моделирование пространства КРЦ» обобщаются приёмы интегрирования цифровых технологий в архитектуру КРЦ, объединённые по трём принципам; предлагается методика моделирования такого центра и приводится пример внедрения результатов научного исследования в реальном проектировании.
Соотнесены специфические, возникающие под влиянием цифровых технологий, и «традиционные» качества архитектурного пространства с функциональной направленностью зон КРЦ, относительно модели «человек развлекающийся». Под традиционным архитектурным пространством понимается пространство, свободное от влияния цифровых технологий.
Выявлены и сформулированы три группы основных принципов моделирования архитектурного пространства современного КРЦ с использованием цифровых технологий.
Первый - принцип преобразования фунщионалъных характеристик архитектурного пространства под влиянием цифровых технологий: функциональное зонирование КРЦ и размещение г/ифровых технологий, создающих специфические качества архитектурного пространства, соотносятся с психофизиологическими возможностями «человека развлекаюгцегося».
В тексте научной работы приведено более подробное описание этой группы, здесь ограничимся набором выявленных приёмов:
• в коммуникативных зонах (коридор, холл, вестибюль и т. п.) создаётся иллюзорное и, локально, эфемерное пространства, если создаётся интерактивное пространство, то оно окружается традиционным архитектурным пространством; коммуникативные зоны часто выделяются локальным освещением, статичными или малодинамичными проекциями;
• в зоне питания создаётся иллюзорное пространство - днём с увеличением масштаба, вечером - для создания камерной обстановки. Интерактивность пространства повышает эффективность данной зоны; в игровой зоне создаётся иллюзорное, интерактивное, эфемерное и виртуальное пространство; целесообразно предусмотреть отдельный вход и выход: вход
- лаконичный по формообразованию и с приглушённым освещением, выход
- с зоной релаксации; в танцевальной зоне создаётся эфемерное пространство, и ограничивается иллюзорное. Пол танцевальной зоны может быть интерактивным, но чётким по геометрии;
• для создания оптимальных условий адаптации, при переходе человека из освещённого в тёмное помещение, предусматривается переходная зона, освещенная, преимущественно, красным светом, без физических
препятствий передвижению человека. Светодинамические системы используются для направления потоков перемещения людей;
• зоны, насыщенные сенсорными воздействиями, разделяются зонами с традиционными архитектурно-художественными формами в соответствии со стилистикой и/пли художественным замыслом; различные по функциональному содержанию и наполнению зоны отделяются цветным светом или проекциями;
• есть возможность проводить учёт времени суток и дня недели для создания того или иного качества архитектурного пространства; представляется необходимым создавать функциональные пространства - коммуникативное, учебное, питания и танцевальное и другие - в традиционных и виртуальных качествах архитектурного пространства, примерно в равных долях. Второй - принцип сценарного моделирования архитектурного
пространства КРЦ, в которое интегрированы цифровые технологии: ограничение применения светодинамических эффектов, оптимизация звуковых, ольфакторных (обонятельных) и кинестетических воздействий для создания комфортного пребывания «человекаразвлекающегося» в пространстве КРЦ. Следующие приёмы учитывают его:
• ограничение по времени пребывания людей в эфемерном, интерактивном и виртуальном пространстве; ограничение по времени и интенсивности стробоскопических эффектов; подача информации не более 16-20 бит/с;
• поверхности, предназначенные для проецирования изображений, могут быть различными по рельефу и материалам, но однородными по цветности и соответствующими художественному замыслу; цветовая программа эффектов, создающихся цифровыми технологиями, соответствует теории цветовых гармоний;
• голографические объекты располагаются на расстоянии не более 15 м от воспринимающего их человека (ограничение бинокулярного зрения); прпио.шятые мал полом поверхности (столы, площадки) подсвечиваются;
• соблюдается оптимальный температурный режим, ограничивается шумовое воздействие на человека;
• местоположение технических приборов, создающих световые эффекты, скрыто или выявлено, исходя и/или в соответствии с художественным замыслом и физическими параметрами помещения;
• максимально реалистично представляется проект будущего КРЦ с внедрёнными цифровыми технологиями.
Третий - принцип преобразования линейных характеристик архитектурного пространства под влиянием цифровых технологий: регулирование объемно-планировочных параметров архитектурного пространства осуществляется, исходя из создаваемого качества архитектурного пространства (иллюзорность, эфемерность, интерактивность и виртуальность) и психофизиологических параметров «человека развлекающегося».
Данный принцип реализуется следующими приёмами:
• иллюзорность реализуется в архитектурном пространстве, ограниченном размерами, в среднем, 3x25x6 м; Иллюзорность может создаваться как в простой по геометрии оболочке, так и в сложно организованной;
• интерактивность реализуется в архитектурном пространстве, ограниченном размерами, в среднем, 2x3x2 м; Интерактивные системы выделяются освещением и формообразованием, задавая визуальные границы для перемещения в них человека;
• эфемерность реализуется в архитектурном пространстве, ограниченном размерами, в среднем, 3x12x4 м; Эфемерное пространство создаётся в простой по формообразованию геометрии поверхностей, во избежание дезориентации человека;
• виртуальность создаётся в архитектурном пространстве, ограниченном размерами, в среднем, 3x6x3 м, как оптимальное наполнение, исходя из энергоёмкости установок;
• эффекты, создаваемые цифровыми технологиями, могут стимулировать создание специфического формообразования элементов внутреннего архитектурного пространства; оформление входов и выходов визуально усиливается, чтобы избежать столкновения людей, дать точный ориентир в пространстве.
Использование приведённых пришитое и приёмов позволяет создать гармоничное архитектурное пространство для отдыха и развлечений.
Процесс моделирования архитектурного пространства современного КРЦ включает в себя концептуальную проработку, архитектурное проектирование, инженерный комплекс, техническое проектирование, визуализацию и презентацию - когда проектировщики работают сообща, как команда. В таком случае целесообразно вести работу системно, когда все элементы представлены в структурных связях.
В системном методе рассматриваются такие подсистемные компоненты, как «особенности потребителя», нашедшие своё отражение в модели «человек развлекающийся» и особенностях восприятия и ощущения человека, и «архитектурное пространство», которое включает концептуальное предложение, предметно-процессуальный компонент, объёмно-пространственное решение, эстетическую подсистему, и технико-экономическую составляющую.
В итоге составлена схема методики моделирования КРЦ, в пространство которого интегрируются цифровые технологии (рисунок 2). В схеме учтены следующие этапы проектирования: 1. Предпроектный анализ:
• техническое задание (ТЗ) содержит требования и условия к объекту проектирования;
• социальное исследование содержит данные анкетных исследований, интервьюирования, организация фокус-групп потенциальных посетителей
КРЦ; модель «человек развлекающийся» привлекается для представления особенностей человека, который стремится отдохнуть.
5 S
II
Техническое задание(ТЗ)
Социологическое исследование
Модель 'человек развлекающийся"
:________________
Формулирование концепции
Технико-экономическое обоснование (ТЭО) ! Функциональное зонирование (и сценарий посещения)
.....' " .....-
Подбор материалов 1 Конструктивно- j строительные Щ схемы Подбор 1 ] Композиционно-i] | цифровых I.J планировочные На технологий н схемы
- ~~ —, — —
Учёт принципов и приёмов интегрирования цифровых технологий |
_____-
!
Моделирование архитектурного пространства
Визуализация проекта (санимацией;
| | Презен гация Заказчику |
| Общее р ¿шпние |
1 Замечания к исправлению gif Сосласование проекта |
■.......:........ ........Л'--;-. ■ .....г
Корректировка проекта Рабочее проектирование <РИ) |
Рисунок 2 - Схема методики моделирования архитектурного пространства КРЦ 2. Архитектурное проектирование:
на данном этапе происходит поиск и формулирование концепции, в соответствии с которой будет происходить дальнейшее проектирование и функционирование КРЦ;
технико-экономическое обоснование (ТЭО) показывает размер требуемых инвестиций при строительстве КРЦ, согласно концепции. Обычно составляется «оптимистичный» и «пессимистичный» прогнозы, которые могут повлиять на дальнейший выбор конструкций, материалов,
технологий; функциональное зонирование отражает взаиморасположение, количество, сценарии работы процессуальных компонентов КРЦ; объемно-планировочные решения создаются с учётом ТЗ, концепции, функционального зонирования пространства будущего КРЦ, затем выбирается оптимальная схема, наиболее полно отвечающая концепции и требованиям заказчика; конструктивно-строительные схемы выбираются с учётом требований к общественным зданиям, и обеспечивающие широкую вариабельность внутреннего пространства КРЦ;
подбор цифровых технологий осуществляется, исходя из концепции, при этом выбираются оптимальные по экономическим показателям системы; осуществляется учёт принципов и подбор приёмов моделирования КРЦ, в пространство которого интегрируются цифровые технологии; подбор материалов осуществляется в соответствии с концепцией и в оптимальном соотношении с ТЭО, конструкцией, функцией, технологиями; кроме того, на этом этапе привлекаются нормативные материалы и рекомендации, регламентирующие проектирование мест общепита, досуга и отдыха по вопросам комфортности, экологичности и пожарной безопасности;
моделирование архитектурного пространства подразумевает детальную разработку композиционно-планировочных решений, отображает главную идею. Делаются необходимые эскизы, чертежи; с помощью компьютера выполняется визуализация объемной модели экстерьера и интерьера КРЦ. Важной работой на этом этапе является создание аншшрованной визуализации проекта, в которой можно наглядно представить функционирование цифровых технологий, «в действии». 3. Оценка проекта:
экспертиза проекта происходит с участием специалистов из области социально-антропологических наук; презентация заказчику осуществляется на соответствие ТЗ и ТЭО;
• резюмируются экспертная оценка и оценка заказчика проекта, в итоге выносится решение о дальнейшей работе над проектом.
4. Доработка проекта:
• в случае положительного решения со стороны экспертов и заказчика, проект согласуется; в случае отрицательного решения со стороны экспертов или со стороны заказчика, или с обеих сторон, проект отправляется на доработку, с необходимыми замечаниями, предложениями;
• после согласования проекта, он осуществляется в РП.
В результате следования приведённой схеме будут максимально учтены потребности потенциальных посетителей в получении качественного и комфортного отдыха, пребывании в интересной и приятной атмосфере КР1Д - с одной стороны, и экономические интересы инвесторов - с другой. Отсутствие негативных последствий от функционирования объекта культуры и отдыха является важным критерием в современном обществе.
Отдельно стоит заметить, что внутреннее содержание необходимо отразить во внешнем облике сооружения, соблюдая композиционную целостность и концептуальное единство «внешнего» и «внутреннего». Детальное рассмотрение этого вопроса пока остаётся за рамками настоящего исследования.
В данной работе продемонстрирован опыт внедрения выявленных принципов, приёмов и методики моделирования на примере КРЦ в г. Сургут. Проектирование здания общественного центра было осуществлено местными архитекторами, с учётом климатических условий, рельефа участка, требований администрации города и пр. Проект внутреннего пространства КРЦ был поручен екатеринбургской фирме. Инвесторами были подготовлены социальная картина города и ТЗ. Была разработана и детально сформулирована идея оформления внутреннего пространства и функционирования центра. Архитектурное моделирование осуществлялось по предложенной методике, за исключением экспертной оценки, которую инвесторы взяли «на себя». Была
осуществлена анимированная презентация части проекта - в танцевальной зоне, максимально насыщенной цифровыми технологиями, влияющими на формирование архитектурного пространства. В итоге цифровые технологии, с помощью которых моделируются иллюзорность (зона танцпола, часть вестибюля, зоны питания), интерактивность (в холле и вестибюле), эфемерность (на танцполе, в части вестибюля), и виртуальность (у сцены танцпола) архитектурного пространства КРЦ, запроектированы меньше, чем на половине всей площади КРЦ, в соответствии с функциональной направленностью помещения. Режим их активной работы запрограммирован на вечернее и ночное посещение, и, дополнительно на события (концерт, праздник), с учётом выявленных приёмов моделирования пространства КРЦ.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Выявлены и структурированы цифровые технологии, влияющие на организацию архитектурного пространства КРЦ. Они сгруппированы по способу функционирования: проекгщонные, дисплейные, голографические, светодинамические и системы по созданию виртуальной реальности. Проанализированы их функциональные возможности и ограничения использования в архитектурном пространстве.
2. Выявлены особенности архитектурного пространства, находящегося под влиянием цифровых технологий, в связи с чем определены специфические качества этого пространства: иллюзорность, эфемерность, интерактивность и виртуальность. Даётся описание названных качеств и их примеры.
3. Анализ отечественных и зарубежных культурно-развлекательных центров, в пространство которых интегрированы цифровые технологии, позволил выявить, что архитектурное пространство КРЦ является связующим звеном между «человеком развлекающимся» и цифровыми технологиями, которые служат источником развлечения.
4. Выявлены и структурированы приёмы моделирования архитектурного пространства КРЦ, в которое интегрированы цифровые технологии, с учётом теоретической модели «человек развлекающийся». Приёмы сгруппированы по процессуальному, сценарному и линейному принципам формирования архитектурного пространства.
5. Реализован социачьно-антропологический подход к формированию архитектурного пространства КРЦ в рамках архитектурного проектирования с
целью получения принципов создания комфортного архитектурного
пространства для развлечений. Он подразумевает учёт социальных, духовных и физических составляющих человека, теоретическое видение человека целостно, что обусловливает гармонизирующее и гуманистическое проектирование архитектурного пространства.
6. Исследован генезис формирования архитектурного пространства для развлечений, в становлении которого выделено три этапа, определяющих его структуру, способы влияния на человека и характер взаимодействия с техникой и технологиями развлечения: доиндустрнальный (Х\ЧП-Х1Х вв.), индустриальный (Х1Х-ХХ вв.) и постиндустриальный (XX в.-настоящее время). На первом этапе архитектура, как и техника, практически не влияют на формирование развлекательного пространства, источником развлечения является «толпа» - окружающие человека люди. На втором этапе архитектура доминирует в формировании пространства развлечений, техника является вспомогательным элементом, артист, исполнитель является источником развлечения. На третьем этапе роль техники в формировании пространства развлечении значительно возрастает, определяя как новые требования, так и новые средства формирования архитектурного пространства КРЦ, она же становится источником развлечений. Возникают вопросы обоснованного и гуманного формирования архитектурного пространства КРЦ с использованием цифровых технологий.
7. Проанализирован и обобщен материал по психологии, ведущие потребности и особенности восприятия и поведения человека в условиях нахождения в архитектурном пространстве КРЦ. На основе анализа теоретических исследований по социальной антропологии разработана теоретическая модель «человека развлекающегося», которую можно использовать при моделировании архитектурного пространства КРЦ.
8. Предложена методика моделирования КРЦ, в архитектурное пространство которого интегрированы цифровые технологии. Предлагается использовать модель «человек развлекающийся» в предпроектном анализе. При архитектурном проектировании предлагается учесть выявленные принципы и приёмы моделирования КРЦ, создать анимированную визуализацию проекта, в которой отобразить функционирование цифровых технологий и осуществить экспертную оценку проекта КРЦ.
СПИСОК ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
В изданиях, рекомендованных ВАК:
1. Рязанова, A.A. Моделирование архитектурного пространства культурно-развлекательного центра с использованием цифровых технологий [Текст] / A.A. Рязанова // Известия вузов. Строительство. - 2008. - №1 (589). - С. 78-82.
В других изданиях:
2. Рязанова, A.A. Введение в системное моделирование предметно-пространственной среды культурно-развлекательных центров [Текст] / A.A. Рязанова // Человек в мире культуры : Тез. докл. межвуз. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов, г. Екатеринбург, 25 марта 2005 г. - Екатеринбург, 2005.-С. 121-123.
3. Рязанова, A.A. Влияние социально-психологических факторов на дизайн-моделирование культурно-развлекательных центров [Текст] / A.A. Рязанова // На\ка и Инновации 2005: Тез. докл. междунар. науч. конф., 17-31 окт. 2005, Белгород. - Белгород, 2005. - С. 57-60.
4. Рязанова, A.A. Моделирование культурно-развлекательных центров: роль дизайнера в решении проблемы «человек - техника» [Текст] / A.A. Рязанова // Человек в мире культуры: Тез. докл. межвуз. науч. конф. молодых ученых, г. Екатеринбург, 28 окт. 2005 г. - Екатеринбург, 2005. С. 61-63.
5. Рязанова, A.A. Влияние культурного уровня потребителя на способы создания пространственной среды культурно-развлекательного центра [Текст] / A.A. Рязанова // Человек в мире культуры: Тез. докл. межвуз. науч.-практ.
конф. студентов и аспирантов, г. Екатеринбург, 28 аир. 2006 г. - Екатеринбург, 2006.-С. 86-88.
6. Рязанова, A.A. Становление и особенности современной культуры развлечений [Текст] / A.A. Рязанова // Культурное наследие и перспективы социокультурного развития: Культурологические чтения - 2006: Тез. докл. междунар. науч.-практ. конф., г. Екатеринбург, 14-15 дек. 2006 г. : в 2 т. -Екатеринбург, 2006. - Т. 1. - С. 209-212.
7. Рязанова, A.A. Создание пространственной среды культурно-развлекательного центра: моделирование поверхностей [Электронный ресурс] / A.A. Рязанова // Актуальные проблемы архитектуры и дизайна : межвуз. конф. молодых ученых, г. Екатеринбург, 1 - 3 апр. 2006 г. - Екатеринбург, 2006. -Режим доступа: http://archvuz.ru/numbers/2006_22/k33.
8. Рязанова, A.A. Моделирование предметно-пространственной среды культурно-развлекательных центров с применением компьютерных технологий [Электронный ресурс] / A.A. Рязанова // Актуальные проблемы архитектуры и дизайна : межвуз. конф. молодых ученых, г. Екатеринбург, 2-4 апр. 2007 г. -Екатеринбург, 2007. - Режим доступа: http://archvuz.ru/numbers/2007_22/k47.
9. Рязанова, A.A. Качественные особенности архитектурного пространства, интегрированного цифровыми технологиями [Электронный ресурс] / A.A. Рязанова // Актуальные проблемы архитектуры и дизайна: межвуз. конф. молодых ученых, г. Екатеринбург, 1 - 3 апр. 2008 г. - Екатеринбург: Архитектон, 2008. - Режим доступа: http://archvuz.ru/numbers/2008_2/desl.
10. Рязанова, A.A. История развития техники в культурно-развлекательных пространствах [Текст] / A.A. Рязанова // Урал индустриальный: Бакунинские чтения: Материалы IX всерос. науч. конф., Екатеринбург, 8-9 окт. 2009 г.: в 2 т. - Екатеринбург: Автограф, 2009. - Т. 1. -С. 439-442.
И. Рязанова, A.A. Композиционно-художественное проектирование архитектурного пространства в контексте особенностей человеческого восприятия (на примере культурно-развлекательных центров) [Текст] / A.A. Рязанова// Композиционные чтения имени А. Э. Коротковского: Материалы III всерос. науч.-метод. конф., Екатеринбург, 2009 года, г. Екатеринбург. - С. 111114.
Подписано в печать 09.04.2010. Формат бумаги 60 84'16. Бумага офсетная. Печать плоская. Усл.-печ. л. 1,5, Псч. л, 1,43 Чакпч 12. Тираж 100 эк.").
Ошечакшо с готового оригинал-макета в типографии УралГАХА г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 25
-
Похожие работы
- Сетевая форма организации архитектурного проектирования
- Архитектурный образ города - столицы государства
- Коммуникационно-рекреационные пространства в архитектуре общественно-торговых центров
- Архитектурно-дизайнерские принципы формирования среды торгово-развлекательных центров
- Архитектурно-пространственное развитие городских садов и парков Казани в советский период
-
- Строительные конструкции, здания и сооружения
- Основания и фундаменты, подземные сооружения
- Теплоснабжение, вентиляция, кондиционирование воздуха, газоснабжение и освещение
- Водоснабжение, канализация, строительные системы охраны водных ресурсов
- Строительные материалы и изделия
- Гидротехническое строительство
- Технология и организация строительства
- Здания и сооружения
- Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей
- Строительство железных дорог
- Строительство автомобильных дорог
- Мосты и транспортные тоннели
- Гидравлика и инженерная гидрология
- Строительная механика
- Сооружение подземного пространства городов
- Экологическая безопасность строительства и городского хозяйства
- Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
- Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности
- Градостроительство, планировка сельских населенных пунктов