автореферат диссертации по строительству, 05.23.20, диссертация на тему:Колористика архитектуры второй половины XX - начала XXI веков в системе архитектурного образования

кандидата архитектуры
Козырева, Ольга Анатольевна
город
Москва
год
2010
специальность ВАК РФ
05.23.20
Диссертация по строительству на тему «Колористика архитектуры второй половины XX - начала XXI веков в системе архитектурного образования»

Автореферат диссертации по теме "Колористика архитектуры второй половины XX - начала XXI веков в системе архитектурного образования"

МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ИНСТИТУТ (ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ)

0Очо хт-На правах рукописи

УДК 72.01

Козырева Ольга Анатольевна

КОЛОРИСТИКА АРХИТЕКТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX - НАЧАЛА XXI ВЕКОВ В СИСТЕМЕ АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 05.23.20 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата архитектуры

2 5 НОЯ 2010

Москва-2010

004614243

Диссертация выполнена в Московском архитектурном институте (государственной академии) на кафедре «Дизайн архитектурной среды».

Научный руководитель:

доктор архитектуры, профессор Ефимов Андрей Владимирович

Официальные оппоненты:

доктор архитектуры, профессор Максимов Олег Григорьевич кандидат архитектуры Елизаров Виктор Жоржевич

Ведущая организация:

Государственный университет по землеустройству

Защита состоится 23 ноября 2010 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.124.02 при Московском архитектурном институте (государственной академии), 107031, Москва, ул. Рождественка, 11.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского архитектурного института.

Автореферат разослан 21 октября 2010 года

кандидат архитектуры

Актуальность диссертации. Цвет - одно из важнейших средств создания архитектурного произведения, поэтому уровень колористического образования в архитектурной школе во многом предопределяет своеобразие архитектуры. Изучение теории цвета и постижение мировой цветовой культуры, знание психологического и эмоционального действия цвета, его способности формообразования - важнейшие аспекты обращения к цвету в современной архитектурной школе. В наше время, когда появляются новые строительные материалы и совершенствуется их цветовая палитра, крупнейшие города мира расширяются за счёт огромных массивов из стекла и бетона, в которых царит ахроматика, негативно влияя на поведение человека. Напряженная жизнь в мегаполисах настоятельно требует создания в них колористической среды, вызывающей устойчивые положительные эмоции.

Видимо, для решения этой проблемы в первую очередь необходимо обратиться к образованию архитектора. Создание комплексного курса по колористике несомненно способно существенно улучшить сложившуюся ситуацию. Одновременно с теоретическими и творческими дисциплинами будущий профессионал, кроме того, должен быть непосредственно знаком с современными архитектурными течениями, наиболее яркими постройками всемирно известных мастеров, четко представлять факторы, влияющие на формирование архитектурно-пространственной полихромии. Активная работа с цветом на базе компьютера сможет помочь в короткие сроки и вариативно освоить возможности колористики и применять эти знания на практике.

Такие дисциплины как живопись, колористика, архитектурная физика и архитектурное проектирование, поддерживаемые достижениями новейших компьютерных технологий, объединенные в единый курс, способны существенно повысить колористическую культуру будущего профессионала.

Цель исследования. Определить основные тенденции современной архитектурной колористики и методов её изучения в архитектурной школе.

Задачи исследования:

- провести колористический анализ произведений мировой архитектуры второй половины XX - начала XXI веков;

- исследовать существующее состояние преподавания колористики в современных российских и европейских архитектурных школах;

- сформулировать принципы комплексного подхода в изучении колористики в современной архитектурной школе.

Методы исследования:

- анализ колористического своеобразия объектов мировой архитектуры второй половины XX - начала XXI веков на основе отечественных и зарубежных научных источников, а также натурного изучения архитектурных объектов;

- анализ преподавания цвета в российских и европейских архитектурных школах; в целях получения достоверной информации автор посетил в 2007 -2008 годах все рассмотренные в диссертации архитектурные школы;

- преподавательская, экспериментальная и научно-исследовательская работа по дисциплинам «Архитектурная колористика», «Архитектурно-дизайнерское и компьютерное проектирование» в МАРХИ (Московский архитектурный институт); ВБШД (Высшая Британская Школа Дизайна), МШД (Международная Школа Дизайна) в Москве.

Объект исследования. Произведения мировой архитектуры второй половины XX - начала XXI веков и процесс преподавания колористики в современной архитектурной школе.

Предмет исследования. Факторы, влияющие на колористику архитектуры рассматриваемого периода на примерах мировой архитектуры и программы обучения колористике в современной архитектурной школе.

Научная новизна исследования:

- автором выявлены колористические особенности различных стилистических направлений архитектуры второй половины XX - начала XXI веков, что позволило объективно описать цветовые тенденции в современной мировой архитектуре;

- впервые за последние четыре десятилетия проведено изучение специфики преподавания цвета в архитектурных школах России и Европы и сформулированы рекомендации для комплексного изучения колористики.

Практическая значимость исследования состоит в том, что анализ опыта архитектурной колористики рассматриваемого периода и использование его результатов в построении комплексного курса колористики способны эффективно повлиять на качество колористического образования в архитектурной школе, тем самым реально способствовать подлинной гуманизации предметно-пространственной среды современных городов.

Положения, выносимые на защиту:

- факторы, влияющие на формирование колористического своеобразия современной архитектуры, в особенности, современная колористическая культура;

- результаты анализа программ по изучению цвета в российских и зарубежных архитектурных школах;

- предлагаемый комплексный курс изучения архитектурной колористики.

Апробация результатов исследования состоялась в форме докладов и выступлений автора на нескольких научных конференциях Московского архитектурного института (МАРХИ) и Мордовского государственного университета (МГУ). Основные положения диссертации опубликованы в статьях, две из которых включены в рецензируемые издания, определенные ВАК РФ.

Структура диссертации определена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть включает две главы. Текст сопровождается примечаниями и библиографией.

Введение отражает актуальность работы, определяет цели, задачи, методы исследования, объект и предмет исследования, характеризует научную новизну и практическую значимость исследования.

Глава 1. Колористика архитектуры второй половины XX - начала XXI вв.

Колористика архитектуры рассматривается в настоящем исследовании как элемент архитектурно-пространственной среды. Архитектура, анализируемая по цвету, обладает определенными характерными чертами благодаря своей цветовой выраженности, и если она изменяется, изменяется и визуально воспринимаемая архитектурная форма. Цвет, или точнее, - полихромия архитектурной формы, характеризуется двумя параметрами: хроматическим содержанием - палитрой и структурой - конструкцией цветовых масс. Изменение одного из параметров влечет за собой изменение полихромии и, как результат, архитектурной формы в целом. Это проявляется как в случае изменения цветовой палитры, так и в случае изменения ее структуры. Полихромия может способствовать созданию определенного образа архитектурного произведения, выявлению его смыслового содержания, используя своеобразный цветовой язык (цветовая семантика), вызывать у зрителя устойчивые положительные эмоциональные впечатления и эстетические переживания.

Колористика архитектуры в настоящей работе рассматривается с точки зрения следующих аспектов:

- цветовой контекст произведения архитектуры (существующая цветовая среда):

- цветовые традиции и предпочтения, цветовая гармонизация в архитектуре; -методы возведения и отделки архитектурных объектов.

Это позволяет выделить ряд факторов, влияющих на использование архитектурной полихромии, в числе которых наиболее существенными являются:

1. Климатические особенности региона, природное или городское окружение, локальные особенности строительства;

2. Традиционная и современная цветовая культура;

3. Новейшие технологии строительства и эксплуатации объектов.

Особо автор отмечает значимость фактора современной цветовой культуры, под которой в данной работе подразумевается понимание и использование цвета, в частности, такими художественными течениями XX века как: кубизм (П. Пикассо, Ж. Брак), супрематизм (К. Малевич), конструктивизм (JI. Попова, А. Веснин), Баухауз (Й. Иттен, П. Клее), пуризм (А. Озенфан, Ле Корбюзье), дадаизм (Ж. Арп), абстрактный экспрессионизм (В. Кандинский), метафизическая живопись (Дж. Де Кирико), поп-арт (Э. Уорхол), оп-арт (В. Вазарели, Ф. Стелла), минимализм (Д. Джадд), концептуализм (Д. Кошун).

Влияние названных факторов было положено в основу колористического анализа ряда произведений мировой архитектуры второй половины XX -начала XXI веков. Материалом анализа послужил ряд фундаментальных изданий по архитектуре этого периода1 и собственные натурные исследования автора. Рубрикация направлений современной архитектуры2 и наиболее ярких её произведений, которые были подвергнуты колористическому анализу, взяты из книги Джеймса Стала «Architecture today»3.

Названные выше факторы в большей или меньшей степени повлияли на каждое из рассмотренных архитектурных направлений, сведенные автором в группы, в которых отдельные факторы играли доминирующую роль.

1. Климатические особенности региона, природное или городское окружение, локальные особенности строительства наиболее полно выразились в таких архитектурных направлениях как экологическая

1 Иконников А. В. Зарубежная архитектура: от «новой архитектуры» до постмодернизма. - M.: Стройиздат, 1982; Хассел Э., Бойл Д., Харвуд Д. Современная архитектура / пер. с англ. Ю. В. Сараевой. - М.: Арт Родник, 2010; Ле Корбюзье. Архитектура XX века / Ле Корбюзье; Пер. с франц. B.H. Зайцев, ВВ. Фрязинов. - M.: Изд-во «Прогресс», 1977; Танге К. Архитектура Японии: Традиции и современность: Сборник статей: Пер. с англ./ Ред. A.B. Иконников. - М.: Прогресс, 1976; Francesco Da1 Со. Tadao Ando: Complete Works. - London: Phaidon Press, 1997; Steele J. Ecological architecture: a critical history. - London: Thames & Hudson, 2005 и др.

* Модернистское наследие, европейский рационализм, хай-тек, минимализм, возрождение классики, постмодернизм, деконструктивизм, современные местные течения, новый экспрессионизм, экологическая архитектура, новый модерн, популистская архитектура, мегаструктуры, авангард Лос-Анджелеса, японские эксперименты.

3 Steele J. Architecture today. - London: Phaidon Press Limited, 1997.

архитектура, современные местные течения, модернистское наследие, авангард Лос-Анджелеса и др.

Современные местные течения используют цвета ландшафта, т.е. естественные цвета теплых оттенков. В качестве средства интеграции объекта в природное окружение выступает природный строительный материал (чаще песчаник или кирпич).

Архитектура Л. Баррагана (модернистское наследие) обладает высоким уровнем художественной гармонизации цветовых сочетаний. Она высоко эмоциональна. Использование архитектором ярких цветов соответствует цветовому богатству мексиканского ландшафта.

2. Традиционная и современная цветовая культура нашли выражение в колористике архитектурных течений, таких как минимализм, европейский рационализм, возрождение классики, постмодернизм, деконструктивнзм, новый экспрессионизм, новый модерн, популистская архитектура.

Направление возрождение классики оказалось под влиянием готических или греко-римских мотивов времен Возрождения. Обращение к классическим традициям повлекло использование материалов и полихромии исторических эпох, однако в интерьере не исключается использование активной цветовой гаммы как несомненное влияние современной цветовой культуры. Более смелая и разнообразная цветовая палитра характерна для таких направлений как постмодернизм, деконструктивнзм, новый экспрессионизм, популистская архитектура, новый модерн. Например, в архитектуре деконструктивизма цвет подчеркивает напряженность и динамизм композиции, остроту форм. Деконсткуктивисты используют приемы разрушения - деконструкции, вводя агрессивные цвета, намеренно разрушая традиционные понятия тектоники и гармонии.

Следует особо подчеркнуть, что колористика второй половины XX -начала XXI веков находилась под сильным влиянием авангардного искусства.

Кубизм. Концепция кубизма строилась на попытке найти простейшие пространственные модели и формы вещей и явлений, выражавшие всю сложность и многообразие жизни. Влияние кубизма прослеживается в архитектуре хай-тека, нового модернизма (чистые формы архитектуры Р. Мейера, разрыв с архитектурной традицией - пирамида в Лувре Й. Пэя).

Супрематизм, главными компонентами которого стали геометрическая форма и открытый цвет, а принципом выразительности - математически верная абстрактная композиция. Супрематическая живопись Малевича и его архитектоны указывают на творческий источник появления грандиозных мегаструктур по всему миру. Живопись супрематизма во многом подсказала возникновение архитектуры европейского рационализма, хай-тека, деконструктивизма.

Конструктивизм провозгласил новые эстетические идеалы, такие, как простота, демократичность, утилитаризм предметного мира. Его теория основывалась на принципах функциональности и лаконичной выразительности объекта Пластическое и цветовое своеобразие инспирируется новыми конструктивными возможностями архитектуры и течениями современного искусства в таких архитектурных направлениях как новый модернизм, хай-тек, минимализм, экологическая архитектура, японские эксперименты. Проуны Л. Лисицкого, контррельефы В. Татлина, «живописные архитектоники» Л. Поповой вдохновляли, в частности, произведения архитектора 3. Хадид, заряжая их мощной энергетикой и динамизмом, свойственных деконструкгивизму.

Баухауз, призванный объединить «разошедшиеся» искусство, ремесло и технику в «единое художественное производство» повлиял на творчество японского архитектора Ф. Маки (рациональный западный подход), творчество которого выразилось в архитектуре японских экспериментов.

Пуризм, отвергший декоративность и деформацию натуры, провозгласил идею «очищения» действительности, изображаемой художником. Влияние живописи пуризма на архитектуру выразилось в стремлении к «очищенным»

формам и цветам (Ле Корбюзье, А. Озенфан) в таких архитектурных направлениях как модернистское наследие и новый модернизм.

Дадаизм и минимализм. Принципами дадаизма были разрыв с традициями мировой культуры и отрицание всяческих ценностей, выведение искусства за грань серьезного. Живопись дадаизма привнесла активное многоцветие локальных цветов и простых форм в архитектуру минимализма, представленную Л. Барраганом и М. Гёридцем. Минимализм, исходящий из необходимости использования в искусстве минимума изобразительных средств и простых, единообразных форм, повлиял на простую геометрию небоскребов.

Абстрактный экспрессионизм позиционировал «освобождение» искусства от какого-либо контроля разума, логических законов и традиционных законов цветовых отношений, цветового синтаксиса европейско-средиземноморской культуры. Живопись абстрактного экспрессионизма прочитывается в эмоционально выразительной архитектуре нового экспрессионизма (здание Сиднейской оперы архитектора Й. Утцона).

Метафизическая живопись, в которой метафора и мечта стали основой для выхода мысли за рамки обычной логики, а контраст между реалистически точно изображенным предметом и странной атмосферой, в которую он помещен, усиливал ирреальный эффект. Творчество итальянского художника-метафизика Дж. де Кирико явилось предтечей произведений архитектора А. Росси, в которых ясно выражена геометрюация форм, четкая структура композиций, использование взаимодополнигельных цветов (Боннефантемузеум, Нидерланды). Это направление определено как европейский рационализм.

Поп-арт провозгласил возвращение к реальности и «раскрытие эстетической ценности» образцов популярной культуры. Популисткая архитектура, очевидно, вырастает из поп-арта (М. Грейвз, Д. Джерде). Архитектор Ч. Мур создал выдающийся образец архитектуры поп-арта -Культурный центр итальянского землячества в Новом Орлеане - икону постмодернистской архитектуры.

Оп-арт использовал различные оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур. Мотивы оп-арта прослеживаются в фасаде и интерьере Музея современного искусства в Сан-Франциско (европейский рационализм) итальянского архитектора М. Ботга. При этом в интерьере архитектор использует работы художника оп-арта Ф. Стеллы.

Концептуализм. Один из основоположников концептуализма, американский художник Д. Кошун считал, что «... физическая оболочка должна быть разрушена, т.к. искусство - это сила идеи, а не материала». Концептуалисты утверждали, что любое здание восприимчиво к контексту (Р. Вентури), что характерно для архитектуры постмодернизма.

3. Новейшие технологии строительства и эксплуатации объектов оказали влияние на архитектуру хай-тека, мегаструктуры и новейшую японскую архитектуру.

Особенностью архитектуры, использующей минимальную цветовую палитру, является «скульптурный» подход, в рамках которого цвет полностью подчинён форме. Архитекторы используют натуральные материалы в сочетании со стеклом и металлом.

Объекты архитектуры минимализма и хай-тека в пространстве городов обычно нейтральны за счёт цветовой сдержанности. Исключение составляют активные чистые цвета башен в Сателлит-Сити в Мехико, являющихся градостроительной доминантой. Цвета архитектуры минимализма служат сигналом ориентации в сложной городской среде и одновременно могут выявлять функцию отдельных частей здания, как это происходит в здании центра Помпиду в Париже.

Убедительное влияние названных факторов на колористику рассматриваемого периода указывает на необходимость их учёта в совершенствовании колористического образования в архитектурной школе, что позволит создать благоприятную почву для формирования

действенного цветового языка современной архитектуры и комфортного цветового климата.

Глава 2. Колористика в системе архитектурного образования.

Целью данной главы стало исследование состояния преподавания цвета в архитектурных школах России и Европы в XX - начале XXI веков. Это позволило выявить достижения и недочеты существующих учебных программ, а также предложить комплексный подход изучения колористики в архитектурной школе. Автором были изучены учебные программы в следующих школах России и Европы: Архитектурный факультет Королевского института технологий (Швеция, Стокгольм), Школа архитектуры и дизайна (Норвегия, Осло), Архитектурный институт Технического университета (Германия, Берлин), Академия изящных искусств, Домус Академия (Италия, Милан), Факультет искусства и дизайна Университета Хартфордшира (Великобритания, Хартфордшир), МАРХИ (Россия, Москва), Архитектурно-строительный факультет Саратовского государственного технического университета (Россия, Саратов), Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (Россия, Санкт-Петербург).

Анализ программ по цвету исходит из наличия в них разделов, обусловленных факторами, влияющими на колористику архитектуры, рассмотренные в первой главе (цветовой контекст; цветовая культура; новые технологии в строительстве). Он показал, что наиболее полные по содержанию программы принадлежат МАРХИ (Москва), СГТУ (Саратов), во многом следующий программе МАРХИ, Архитектурному Институту ТУ в Берлине. Эти вузы продолжают традиции ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа и Баухауза. Упражнения данных программ строятся на основе аналитического метода, т.е. «..вычленения из общего круга проблем одной определенной проблемы и всестороннего её изучения. Упражнения этих программ, развивающиеся в определенном порядке, чаще по нарастающей сложности, ставят перед учащимися узкую конкретную задачу. Отдельные элементарные задания

первых упражнений интегрируются затем в последующие более сложные упражнения. Метод открывает возможности активного изучения ряда сложных вопросов цвета»4. Курс цвета ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа и Баухауза, однако, не включает анализа существующей цветовой среды, колористическую составляющую в системе архитектурно-градостроительного проектирования и использования новых технологий в решении колористических задач.

Изучение цвета в СПбГАСУ строится на основе академического подхода, в основном, в рамках курса по акварельной живописи. В учебной программе СПбГАСУ отсутствует изучение цвета в плоскостной, объемной и пространственной композициях, что говорит об отсутствии связи программы по цвету с учебным проектированием.

В европейских архитектурных школах (КТИ (Стокгольм), Школе архитектуры и дизайна (Осло), Архитектурном институте ТУ (Берлин), Академии изящных искусств, Домус Академии в Милане и в Университете Хартфордшира) цвет изучается в рамках архитектурно-дизайнерского проектирования с помощью компьютерного моделирования. Общая черта этих программ - крайне малое число учебных часов художественных дисциплин. В рассмотренных зарубежных школах вообще отсутствует изучение колористики как учебной дисциплины.

В современной архитектурной школе практически совсем не изучается цветовая культура XX - начала XXI веков, отсутствует комплексный подход освоения колористики, способный существенно повысить качество обучения студентов. По мнению автора, он должен включать помимо собственно цветовых упражнений и занятий живописью, изучение современной цветовой культуры и внедрение этих знаний и навыков в архитектурное проектирование с помощью компьютерной поддержки. Такой подход способен воспитать профессионала архитектора, не только владеющего техническими средствами,

* Ефимов, А. В. Формообразующее действие полихромии и вопросы его изучения в архитектурной школе: Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры. - Москва, 1973.

но обладающего рациональным архитектурным мышлением и одновременно чутко чувствующего колористическую гармонию в архитектурном пространстве.

Комплексный подход, по предложению автора, должен включать изучение упомянутых факторов, влияющих на формирование колористической среды и строиться по следующей структуре: теоретический курс (основы колористики); композиционные упражнения (колористка в архитектурной композиции); колористика в архитектурном проектировании.

Предлагается следующая последовательность тем и упражнений.

Теоретические основы колористики

Цвет в формировании архитектурной среды. Краткий исторический обзор эволюции цвета в мировой архитектуре и цвет в градостроительстве. Факторы, влияющие на цветовую выразительность архитектуры.

Цветовая гармония. Теория цветовой гармонизации. Психофизиологическая и социально-культурная обусловленность критериев цветовой гармонии. Построение гармоничных цветовых рядов на плоскости и цветовых общностей в пространстве. Современные технические средства в изучении колористики.

Колористическая культура, её ареалы, их развитие и взаимовлияния. Природное цветовое окружение - основа цветовой культуры. Архитектурная среда как носитель цветовой культуры и выразитель общественных цветовых предпочтений. Течения современного искусства и их влияние на цветовой язык архитектуры. Анализ цветовых предпочтений различных групп населения и их использование в архитектурном проектировании

Цветовое моделирование - учебное и проектное средство архитектурного творчества, его цели и задачи. Виды моделей. Методы, средства и стадии цветового моделирования. Новые технические средства цветового моделирования.

Виды объектов архитектурного колористического проектирования: здание, комплекс зданий, район, город. Стадийность колористического проектирования: предпроекгное исследование - анализ существующей цветовой

среды, принципиальная идея проекта - цветовая концепция, разработка рабочей документации - паспорта цветовой отделки объектов. Материалы и технологии реализации цветовых решений.

Цвет в архитектурной композиции Цветовая комбинаторика. Выполнение образцов цветов: 12-частного цветового круга Иттена с вариацией каждого цвета к черному и белому. Коллективное выполнение объемного цветового тела систем Мансела, Оствальда или МОБ. Демонстрация возможностей подбора гармоничных цветовых сочетаний.

Монохромная плоскость и рельеф разрабатываются цветом с целью визуального сохранения или преодоления плоскостности композиции, выявления её центра, срединной зоны или периферии. Учитывается, что активность полихромии, необходимая для формообразующего действия, зависит от контраста цветов по одной или нескольким характеристикам (цветовой тон, светлота, насыщенность), что если высокие части рельефа обладают выступающим цветом, а низкие - отступающим, в плоскостной композиции возникает ощущение дополнительного пространства.

Монохромный объем разрабатывается цветом с целью членения формы, выявления её центра и соподчинения частей. При этом возможно включение в композицию основания. Учитывается, что при включении в композицию плоскости основания развивается пространственный характер объемной композиции. Рекомендуется использовать в композиции активную полихромию, способную к формообразующему действию.

Монохромная пространственная форма разрабатывается цветом с целью усиления или невилирования пространственности формы, организации пространственного цветового зонирования, выявления центральной, срединной или периферийных зон. Учитывается, что пространственная композиция воспринимается не только с наружных, но и с внутренних точек зрения. Исходной пространственной формой для композиции может служить

ограниченное (интерьерное), открытое (экстерьерное) пространство или их сочетание.

Цвет в архитектурном проектировании Анализ колористических качеств произведений архитектуры проводится на графическом материале по произведению архитектуры, обладающему оригинальными колористическими качествами. Анализ включает изучение цветовой палитры произведения и материалов, с помощью которых она реализована, смыслового значения используемых цветов, их взаимосвязи с природным или городским цветовым контекстом и цветовой культурой. Эффективны коллективные анализы произведений архитектуры какой-либо эпохи, направления или мастера, а также сравнительные колористические анализы различных архитектурных произведений.

Колористическое решение фрагмента города разрабатывается в составе его архитектурно-градостроительного проекта. Решению предшествует анализ существующей архитектурно-природной ситуации, предполагаемой функции данного фрагмента. Цветовой разработке подлежат архитектурные произведения, их детали, малые формы, мощения рельефа, объекты городского дизайна и другие материальные составляющие архитектурной среды. Цветовой замысел может быть дополнен предложением по освещению данного фрагмента среды в вечернее время, включая источники цветного света, преобразующего цвет поверхностей объектов. Сценарно-колористическая идея архитектурной среды наиболее полно выражается в проекте с помощью цветового моделирования. Выбор средств моделирования производится, исходя из наиболее полного выражения проектного замысла.

Новые технологии поиска колористических решений ~ компьютерные программы для визуализации архитектурно-дизайнерских проектов (AutoCAD, ArchiCAD, 3dMax, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, SketchUp и др.); компьютерные программы, разработанные специально для обучения колористике

(программа «Хромаскоп»); цифровые палитры (NCS Digital pallets) и другие новейшие разработки в области компьютерных технологий.

Существует несколько этапов в работе над проектом с использованием компьютерного моделирования: создание чертежей в программе AutoCAD или ArchiCAD; импорт чертежей, трехмерное моделирование, работа с материалами, цветом, светом, выбор наиболее оптимальных точек обзора проекта и анимация в программе 3d Мах; обработка изображений в программе Adobe Photoshop.

Скандинавским Институтом Цвета разработаны три вида цветовых цифровых палитр NCS Digital pallets для наиболее популярных среди архитекторов и дизайнеров компьютерных программ, которые просты в использовании и помогают работать с цветом более точно и оперативно. NCS Palette 2.1 Creative может использоваться в программах Corel Draw, Corel PhotoPaint, Freehand, Ulustrator, Pagemaker, PhotoShop, PhotoShop Eléments, InDesign. Для программы AutoCAD специально разработана палитра NCS Palette 2.2. Преимущества использования цифровых цветовых палитр NCS в том, что цвета NCS могут использоваться в профессиональной работе архитектора-дизайнера на протяжении всех стадий проектирования - от идей до конечного дизайна продукции и реализации проектов.

Компьютерная программа по обучению основам цветового восприятия «Хромаскоп» разработана профессором Академии искусств в Бергене Г. Смедл. Идея «Хромаскоп» основана на желании перенести цветовое образование из «прошлого к персональному компьютеру (ПК) и Макинтош». Задания состоят из нескольких частей: демонстрация, феномен, цвет и форма, творческая студия. Цветовой «языковой» платформой программы стала Естественная Цветовая Система (NCS), основанная на естественном восприятии цвета человеком.

Итак, колористическое образование в архитектурной школе целесообразно базировать на изучении, с одной стороны, колористики произведений мировой архитектуры, а с другой - современной художественной

культуры, нашедшей выражение в живописи, скульптуре, инсталляции, сценографии. Новые технологии проектирования позволяют эффективно изучать мировую архитектуру не только по литературе, но и с использованием компьютерных программ, дающих возможность предельно реалистично визуализировать изучаемый объект, работать с цветом, светом, материалом, создавать анимацию. Таким образом, в предлагаемом процессе обучения реализуется комплексная задача по включению феномена цвета в проектный процесс архитектора, в котором теоретические знания органично соединяются с достижениями современной визуальной культуры и практическими возможностями современных технологий.

Основные результаты и выводы исследования. Автор подтверждает точку зрения, что цвет является органичным элементом архитектурной формы, которая выражается не только пластическими, но и колористическими средствами. В современной архитектуре, как правило, используется крайне ограниченная цветовая палитра при доминировании стекла, серого бетона и некоторых пластических материалов, что приводит к цветовой скудости среды, сведению её к монохромии, провоцирующей социально-психологический, эмоциональный дискомфорт жителей и вызывает отрицательные эмоции.

1. При анализе архитектуры второй половины XX - начала XXI веков, факторы, влияющие на её колористику, особенно убедительно проявились в следующих течениях:

- Климатические особенности региона, природное или городское окружение, локальные особенности строительства выразились в таких архитектурных направлениях как экологическая архитектура (Н. Гримшоу, Р. Пиано, Gaia Associates), современные местные течения (Д. Бава, X. Фатхи, Р. Легоретто, Р. Бадран), модернистское наследие (Ле Корбюзье, Л. Барраган, Р. Мейер), авангард Лос-Анджелеса (Ф. Гери, Э.О. Мосс) и др.

- Традиционная и современная цветовая культура нашли выражение в колористике архитектурных течений таких, как минимализм (Т. Андо, Ж. Херцог, П. Мерон, А. Предок), европейский рационализм (А. Росси, М. Ботта, О. М. Унтере), возрождение классики (Д. Симпсон, К. Терри, Т.Г. Смит, А. Гринберг), постмодернизм (Р. Венгури, Д. С. Браун, Ч. Мур, М. Грейвс), деконструктивизм (П. Айзенман, 3. Хадид, Б. Чуми, Д. Либескинд), новый экспрессионизм (Э. Мендельсон, Й. Утцон, М. Фуксас), новый модерн (Й. Пэй, Р. Колхас), популистская архитектура (М. Грейвс, Д. Джерде, Ф. Гери). Анализ показал, что современная цветовая культура является одним из наиболее значимых факторов, влияющих на колористику архитектуры, что требует углубленного качества колористического образования в современной архитектурной школе.

- Новейшие технологии строительства и эксплуатации объектов оказали влияние на архитектуру хай-тека (Р.Роджерс, Н. Фостер, Р. Пиано), мегаструкгуры (Л. Мис ван дер Роэ, Ц. Пели, К. Танге) и новейшую японскую архитектуру (Ф. Маки, А. Исодзаки, Т. Ито).

Анализ массива архитектуры второй половины XX - начала XXI веков с учетом наиболее значимых направлений позволил выявить эволюцию роли цвета в этом процессе, в частности, в наиболее характерных произведениях для этих направлений.

2. Колористическое образование в архитектурной школе является фундаментом профессионального применения цвета в архитектуре. Сравнительный анализ программ по цвету современных архитектурных школ показал, что наиболее полные по содержанию программы принадлежат МАРХИ (Москва) и Архитектурному Институту ТУ в Берлине, продолжающие традиции ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа и Баухауза, упражнения которых строятся на основе аналитического метода. Менее продуктивным является академический подход, выраженный в преподавании академической живописи, неспособный полноценно связать курс колористики с архитектурным проектированием.

3. Анализ изучения колористики в архитектурных школах России и Европы выявил отсутствие комплексного подхода, включающего изучение наиболее важных факторов, влияющих на формирование архитектурной полихромии (цветовой контекст, цветовую культуру, новые технологии в строительстве).

4. Структуру обучения колористике целесообразно строить по следующей схеме: теоретический курс (основы колористики); композиционные упражнения (колористика в архитектурной композиции); колористика в архитектурном проектировании. Данный курс способен существенно повысить качество колористического образования в архитектурной школе и создаваемой сегодня предметно-пространственной среды.

Таким образом, в диссертационной работе проанализировано колористическое своеобразие архитектуры второй половины XX - начала XXI веков, изучено состояние преподавания цвета в архитектурных школах России и Европы в XX - начале XXI веков и предложен комплексный курс колористики для студента-архитектора.

Материалы, содержащие основные результаты данного диссертационного исследования, приведены в следующих публикациях: По перечню ВАК:

1. Козырева O.A. Роль цвета в мировой архитектуре второй половины XX -начала XXI веков // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПУ, - М.: МГХПУ, 2010, №1. - С. 225-233.

2. Козырева O.A. Изучение цвета в архитектурно-дизайнерских школах России и Европы // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПУ, - М.: МГХПУ, 2009, №3. - С. 223-229.

В других изданиях:

3. Козырева O.A. Новые тенденции в области цвета и компьютерной графики в рамках международной конференции AIC 2008 «Цвет - эффекты и воздействия» (Швеция, Стокгольм) // Электронный научно-образовательный

журнал «Architecture and Modern Information Technologies»: (AMIT) сетевой журн. 4 (9), 2009.

URL: http://marhi.ru/AMIT/2009/4kvart09/Kozyreva/Article.php

4. Козырева O.A. К проблеме цвета в архитектуре постмодернизма // Тезисы докладов научно-практической конференции «Наука, образование и экспериментальное проектирование МАРХИ», том 1. - М.: «Архитектура-С», 2010.-С.281.

5. Козырева O.A. Новые тенденции в области цвета и компьютерной графики в рамках международной конференции AIC 2008 «Цвет - эффекты и его влияние» (Швеция, Стокгольм) // Тезисы докладов научно-практической конференции «Наука, образование и экспериментальное проектирование МАРХИ», - М.: «Архитектура-С», 2009. - С.232.

6. Козырева О. А. Цвет и форма в экологической архитектуре // Материалы Международной научно-технической конференции "Актуальные вопросы строительства" Ч. 2. Издательство Мордовского университета, 2009. -С. 98-101.

7. Козырева О. А. Школа архитектуры и дизайна в Осло (Норвегия). Методики преподавания цвета // Материалы международной научно-технической конференции "Актуальные вопросы строительства". 4.2. -Саранск: Издательство Мордовского университета, 2008. - С. 27-31.

8. Козырева О. А. Архитектурный институт технического университета (Германия, Берлин). Методики преподавания цвета 4.1. Базовый уровень // Материалы международной научно-технической конференции "Актуальные вопросы строительства". 4.2 - Саранск: Издательство Мордовского университета, 2008. - С. 32-36.

9. Козырева О. А. Архитектурный институт технического университета (Германия, Берлин). Методики преподавания цвета 4.2. Продвинутый уровень // Материалы международной научно-технической конференции "Актуальные

вопросы строительства". 4.2 - Саранск: Издательство Мордовского университета, 2008. - С. 36-38.

10. Козырева O.A. Новые тенденции: компьютерное моделирование в архитектурной колористике» // Тезисы докладов научной конференции профессорско-преподавательского состава и молодых ученых МАРХИ «Архитектура, наука и образование», -М.: «Архитектура-С», 2007. - С. 152.

11. Козырева O.A. Современные попытки осмысления феномена авангарда // Материалы международной научно-технической конференции "Актуальные вопросы строительства".- Саранск: Издательство Мордовского университета, 2007-С. 192-197.

12. Козырева О. А. Живопись и колористика в современных архитектурных школах. 4.1. Саратов // Материалы Всероссийской научно-технической конференции "Актуальные вопросы строительства". - Саранск: Издательство Мордовского университета, 2006. - С. 49-56.

13. Козырева О. А. Живопись и колористика в современных архитектурных школах. 4.2. Санкт-Петербург И Материалы Всероссийской научно-технической конференции "Актуальные вопросы строительства". -Саранск: Издательство Мордовского университета, 2006. - С. 56-61.

Подписано в печать 19.10.2010. Тираж 100 экз. Отпечатано: Отдел оперативной полиграфии МАРХИ.

Редакционно-издательский отдел МАРХИ. 107031, Москва, ул. Рождественка, д. 11

Оглавление автор диссертации — кандидата архитектуры Козырева, Ольга Анатольевна

Введение.

ГЛАВА 1. КОЛОРИСГИКА АРХИТЕКТУРЫ ШОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX- НАЧАЛА XXI ВВ.

1.1. Климатические особенности региона, природное или городское окружение, локальные особенности строительства.

1.1.1. Экологическая архитектура.

1.1.2. Современные местные течения.

1.1.3. Модернистское наследие.

1.1.4. Авангард Лос-Анджелеса.

1.2. Традиционная и современная цветовая культура.

1.2.1. Минимализм.

1.2.2. Европейский рационализм.

1.2.3. Возрождение классики.

1.2.4. Постмодернизм.

1.2.5. Деконструктивизм.

1.2.6. Новый экспрессионизм.

1.2.6. Новый модерн.

1.2.7. Популистская архитектура.

1.3. Новейшие технологии строительства и эксплуатации объектов.

1.3.1. Хай-тек.

1.3.2. Мегаструктуры.

1.3.3. Японские эксперименты.

Выводы по 1-ой главе.

ГЛАВА 2. КОЛОРИСТИКА В СИСТЕМЕ АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

2.1 Изучение цвета в архитектурных школах России и Европы.

2.1.1. Из истории архитектурного образования начала XX века:

- ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН.

-БАУХАУЗ.

2.1.2. Изучение цвета в современных архитектурных школах России и Европы:

- КТИ (Стокгольм, Швеция).

- Школа архитектуры и дизайна (Осло, Норвегия).

- Архитектурный институт ТУ (Берлин, Германия).

- Академия изящных искусств, Дому с Академия (Милан, Италия).

- Факультет искусства и дизайна Университета Хартфордшира (Хартфордшир,

Великобритания).

-МАРХИ (Москва, Россия).

- Архитектурно-строительный факультет СГТУ (Саратов, Россия).

- СПбГАСУ (Санкт- Петербург, Россия).

2.1.3. Сравнительный анализ подходов по изучения цвета в архитектурных школах России и Европы.

2.2. Комплексное изучение колористики в архитектурной школе.

2.2.1. Теоретические основы колористики.

2.2.2. Цвет в архитектурной композиции.

2.2.3. Цвет в архитектурном проектировании.

Основные результаты н выводы исследования.

Введение 2010 год, диссертация по строительству, Козырева, Ольга Анатольевна

Актуальность исследования. Цвет - одно из важнейших средств создания архитектурного произведения, поэтому уровень колористического образования в архитектурной школе во многом предопределяет своеобразие архитектуры. Изучение теории цвета и постижение мировой цветовой культуры, знание психологического и эмоционального действия цвета, его способности формообразования - важнейшие аспекты обращения к цвету в современной архитектурной школе. В наше время, когда появляются новые строительные материалы и совершенствуется их цветовая палитра, крупнейшие города мира расширяются за счёт огромных массивов из стекла и бетона, в которых царит ахроматика, негативно влияя на поведение человека. Напряженная жизнь в мегаполисах настоятельно требует создания в них колористической среды, вызывающей устойчивые положительные эмоции.

Видимо, для решения этой проблемы в первую очередь необходимо обратиться к образованию архитектора. Создание комплексного курса по колористике несомненно способно существенно улучшить сложившуюся ситуацию. Одновременно с теоретическими и творческими дисциплинами будущий профессионал, кроме того, должен быть непосредственно знаком с современными архитектурными течениями, наиболее яркими постройками всемирно известных мастеров, четко представлять факторы, влияющие на формирование архитектурно-пространственной полихромии. Активная работа с цветом на базе компьютера сможет помочь в короткие сроки и вариативно освоить возможности колористики и применять эти знания на практике.

Такие дисциплины как живопись, колористика, архитектурная физика и архитектурное проектирование, поддерживаемые достижениями новейших компьютерных технологий, объединенные в единый курс, способны существенно повысить колористическую культуру будущего профессионала.

Проблема цвета в архитектуре исследовалась следующими учёными в нескольких аспектах, в частности:

Цвет в отечественной архитектуре: Лавров A.B., Елизаров В.Ж., Аскаров Ш.Д., Садыгова В.А., Борзот В.П., Янович А. И., Хан-Магомедов С.О., Мокеев Г.Я., Кудрявцев М.П.

Цвет в зарубежной архитектуре: Петров Г.А., Борхерт Э., Ле Корбюзье, Жадова Л.А., Ракитин В., Сигэта Р., Ланкло Ж.-Ф., Брино Дж., Филласье Ж., Риети Ф., Ефимов A.B., Альбер-Ванель М.

Изучение цвета в архитектурной школе: Адаскина Н.Л., Хан-Магомедов С.О., Итген Й., Акио О., Миронова Л.Н., Ефимов A.B., Фрилинг Г., Герике Л., Шёне К., Немчич А., Хард А., Сивик Л.

Цель исследования. Определить основные тенденции современной архитектурной колористики и методов её изучения в архитектурной школе.

Задачи исследования:

- провести колористический анализ произведений мировой архитектуры второй половины XX - начала XXI веков;

- исследовать существующее состояние преподавания колористики в современных российских и европейских архитектурных школах;

- сформулировать принципы комплексного подхода в изучении колористики в современной архитектурной школе.

Методы исследования:

- анализ колористического своеобразия объектов мировой архитектуры второй половины XX - начала XXI веков на основе отечественных и зарубежных научных источников, а также натурного изучения архитектурных объектов;

- анализ преподавания цвета в российских и европейских архитектурных школах; в целях получения достоверной информации автор посетил в 2007 - 2008 годах все рассмотренные в диссертации архитектурные школы;

- преподавательская, экспериментальная и научно-исследовательская работа по дисциплинам «Архитектурная колористика», «Архитектурно-дизайнерское и компьютерное проектирование» в МАРХИ (Московский архитектурный институт), ВБШД (Высшая Британская Школа Дизайна), МШД (Международная Школа Дизайна) в Москве.

Объект исследования. Произведения мировой архитектуры второй половины XX - начала XXI веков и процесс преподавания колористики в современной архитектурной школе.

Предмет исследования. Факторы, влияющие на колористику архитектуры рассматриваемого периода на примерах мировой архитектуры и программы обучения колористике в современной архитектурной школе.

Научная новизна исследования:

- автором выявлены колористические особенности различных стилистических направлений архитектуры второй половины XX - начала XXI веков, что позволило объективно описать цветовые тенденции в современной мировой архитектуре;

- впервые за последние четыре десятилетия проведено изучение специфики преподавания цвета в архитектурных школах России и Европы и сформулированы рекомендации для комплексного изучения колористики.

Практическая значимость исследования состоит в том, что анализ опыта архитектурной колористики рассматриваемого периода и использование его результатов в построении комплексного курса колористики способны эффективно повлиять на качество колористического образования в архитектурной школе, тем самым реально способствовать подлинной гуманизации предметно-пространственной среды современных городов.

Положения, выносимые на защиту:

- факторы, влияющие на формирование колористического своеобразия современной архитектуры, в особенности, современная колористическая культура;

- результаты анализа программ по изучению цвета в российских и зарубежных архитектурных школах;

- предлагаемый комплексный курс изучения архитектурной колористики.

Структура диссертации определена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть включает две главы. Текст сопровождается примечаниями и библиографией.

Заключение диссертация на тему "Колористика архитектуры второй половины XX - начала XXI веков в системе архитектурного образования"

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Автор подтверждает точку зрения, что цвет является органичным элементом архитектурной формы, которая выражается не только пластическими, но и колористическими средствами. В современной архитектуре, как правило, используется крайне ограниченная цветовая палигра при доминировании стекла, серого бетона и некоторых пластических материалов, что приводит к цветовой скудости среды, сведению её к монохромии, провоцирующей социально-психологический, эмоциональный дискомфорт жителей и вызывает отрицательные эмоции.

1. При анализе архитектуры второй половины XX - начала XXI веков, факторы, влияющие на её колористику, особенно убедительно проявились в следующих течениях:

- Климатические особенности региона, природное или городское окружение, локальные особенности строительства выразились в таких архитектурных направлениях как экологическая архитектура (Н. Гримшоу, Р. Пиано, Gaia Associates), современные местные течения (Д. Бава, X. Фатхи, Р. Легоретто, Р. Бадран), модернистское наследие (Ле Корбюзье, Л. Барраган, Р. Мейер), авангард Лос-Анджелеса (Ф. Гери, Э.О. Мосс) и др.

- Традиционная и современная цветовая культура нашли выражение в колористике архитектурных течений таких, как минимализм (Т. Андо, Ж. Херцог, П. Мерон, А. Предок), европейский рационализм (А. Росси, М. Ботта, О. М. Унгерс), возрождение классики (Д. Симпсон, К. Терри, Т.Г. Смит, А. Гринберг), постмодернизм (Р. Вентури, Д. С. Браун, Ч. Мур, М. Грейвс), деконструктивизм (П. Айзенман, 3. Хадид, Б. Чуми, Д. Либескинд), новый экспрессионизм (Э. Мендельсон, Й. Утцон, М. Фуксас), новый модерн (Й. Пэй, Р. Колхас), популистская архитектура (М. Грейвс, Д. Джерде, Ф. Гери). Анализ показал, что современная цветовая культура является одним из наиболее значимых факторов, влияющих на колористику архитектуры, что требует углубленного качества колористического образования в современной архитектурной школе.

- Новейшие технологии строительства и эксплуатации объектов оказали влияние на архитектуру хай-тека (Р.Роджерс, Н. Фостер, Р. Пиано), мегаструктуры (Л. Мис ван дер Роэ, Ц. Пели, К. Танге) и новейшую японскую архитектуру (Ф. Маки, А. Исодзаки, Т. Ито).

Анализ массива архитектуры второй половины XX - начала XXI веков с учетом наиболее значимых направлений позволил выявить эволюцию роли цвета в этом процессе, в частности, в наиболее характерных произведениях для этих направлений.

2. Колористическое образование в архитектурной школе является фундаментом профессионального применения цвета в архитектуре. Сравнительный анализ программ по цвету современных архитектурных школ показал, что наиболее полные по содержанию программы принадлежат МАРХИ (Москва) и Архитектурному Институту ТУ в Берлине, продолжающие традиции ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа и Баухауза, упражнения которых строятся на основе аналитического метода. Менее продуктивным является академический подход, выраженный в преподавании академической живописи, неспособный полноценно связать курс колористики с архитектурным проектированием.

3. Анализ изучения колористики в архитектурных школах России и Европы выявил отсутствие комплексного подхода, включающего изучение наиболее важных факторов, влияющих на формирование архитектурной полихромии (цветовой контекст, цветовую культуру, новые технологии в строительстве).

4. Структуру обучения колористике целесообразно строить по следующей схеме: теоретический курс (основы колористики); композиционные упражнения (колористика в архитектурной композиции); колористика в архитектурном проектировании. Данный курс способен существенно повысить качество колористического образования в архитектурной школе и создаваемой сегодня предметно-пространственной среды.

Таким образом, в диссертационной работе проанализировано колористическое своеобразие архитектуры второй половины XX - начала XXI веков, изучено состояние преподавания цвета в архитектурных школах России и Европы в XX - начале XXI веков и предложен комплексный курс колористики для студента-архитектора.

Библиография Козырева, Ольга Анатольевна, диссертация по теме Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

1. Адаскина H.JI. Любовь Попова. Путь становления художника-конструктора // Техническая эстетика. Вып. 10. М.: ВНИИТЭ. 1978. С. 17 - 23.

2. Адаскина Н.Л. Работа Л. Поповой по созданию "цветовой дисциплины" ВХУТЕМАСа. // Проблемы русского и советского искусства. ГТГ Материалы и исследования. Л.,1983 с. 172-187.

3. Адаскина Н.Л. Попова Любовь Сергеевна // Иллюстрированный словарь русского искусства. Москва. 2001. С.361.

4. Азизян И. А. Диалогизм в теоретической рефлексии лидеров русского авангарда // «0.10». Научно-аналитический информационный бюллетень Фонда К. С. Малевича. 2001. № 1.

5. Азизян И. А. Тема единства в супрематической теории Малевича // Архитектура в истории русской культуры. Вып.З: Желаемое и действительное / Под ред. И. А. Бондаренко. -М.: УРСС, 2002.

6. Азизян И. А. Теоретическое осознание рождения авангарда и модернизма // Очерки истории и теории архитектуры Нового и Новейшего времени / Под. ред. И. А. Азизян. СПб.: Коло, 2009.

7. Бонфуа И. Джорджо де Кирико // Пространство другими словами: Французские поэты XX века об образе в искусстве. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2005, С.204-207.

8. Буторина Е. И. Александр Лабас. — М.: Советский художник,1979.

9. Гёте И. В. Учение о цветах / И.В.Гёте // Лихтенштадт В. О. Гёте. -СПб: Гос. изд-во, 1920.

10. Гропиус В. Границы архитектуры./Пер. A.C. Пинскера-М.:Стройиздат, 1971,-286с.

11. Дадаизм и сюрреализм // Модернизм: анализ и критика основных направлений / под ред. В.В. Ванслова и Ю.Д. Колпинского. Москва: Искусство, 1980.

12. Домасев М. В. Гнатюк С. П. Цвет, управление цветом, цветовые расчеты и измерения.- СПб: Питер, 2009.

13. Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма / перевод с англ. А.В.Рябушина, М.В.Уваровой; под ред. А.В.Рябушина, В.Л.Хайта М.: Стройиздат, 1985-с. 16-20.

14. Ефимов А В. Архитектор изучает прет.- Вести, высш. шк, 1975, № 4.

15. Ефимов A.B. Дизайн архитектурной среды. М.: Архитектура - С,2005.

16. Ефимов А. В. Изучение формообразующего действия цвета на макетах.-Архитектура СССР, 1972, № 8.

17. Ефимов A.B. Колористика города. М.: Стройиздат, 1990.

18. Ефимов А. В. Колористическое решение районов массового строительства.— Архитектура СССР, 1976, № 6.

19. Ефимов A.B. Связь между формой и цветом// INTERPRESS GRAFIK, 1979, № 3.

20. Ефимов A.B. Суперграфика в городской среде//Техническая эстетика, 1983, №2, с. 11-16.

21. Ефимов А. В. Формообразующее действие полихромии и вопросы его изучения в архитектурной школе: диссертация кандидата архитектуры Москва, 1973.

22. Ефимов A.B. Шведские исследования колористической среды//Техническая эстетика, 1983, № 11, с. 21-24.

23. Ефимов А., Скобелев В. Методика преподавания живописи в Московском архитектурном институте-Архитектура СССР, 1968, № 10.

24. Жадова Л. ВХУТЕМАС ВХУТЕИН. Страницы истории, «Декоративное искусство СССР», 1970, № 11.

25. Ивбулис В.Я. Модернизм и постмодернизм: идейно-эстетические поиски на Западе / В.Я Ивбулис. М.: Знание, 1988. - 240 с.

26. Иконников A.B. Гропиус, Мис ван дер Роэ и история функционализма// Теоретические концепции современной зарубежной архитектуры (конец XIX- первая треть XX в.). М: Стройиздаг, 1975. с. 146-176.

27. Иконников А. В. Зарубежная архитектура: от «новой архитектуры» до постмодернизма. М.: Стройиздат, 1982.

28. Иконников A.B. Эстетические ценности предметно-пространртвенной среды / A.B. Иконников. М.: Стройиздат, 1990. - 335 с.

29. Иттен И. Искусство цвета. М: Д.Аронов, 2001.

30. Кандинский В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992.

31. Кандинский В. О понимании искусства // Знамя. — 1999. № 2. -С. 101-122.

32. Коккиняки И. Супрематическая архитектура Малевича и ее связи с реальным архитектурным процессом // Вопросы искусствознания. М., 1993. -№2-3,-119-130.

33. Коэн Жан-Луи. Ле Корбюзье. 1887-1965. Лирика архитектуры в эпоху машин. М.: TASHEN / Арт-Родник, 2008.

34. Крючкова В. А. Кубизм. Орфизм. Пуризм. М: ОЛМА - Пресс. —2000.

35. Кузьмина М. Поп-арт, оп-арт, кинетическое искусство// Модернизм. -М: Искусство, 1969.

36. Курбатов Ю.П. Связи архитектурных форм с визуальными характеристиками природного ландшафта. Автореферат докторской диссертации. Л.; 1983.

37. Ле Корбюзье. Архитектура XX века / Ле Корбюзье; Пер. с франц. В.Н. Зайцев, В.В. Фрязинов. М.: Изд-во «Прогресс», 1977. - 301 с.

38. Малевич К. С. Черный квадрат. СПб.: Азбука, 2001.

39. Минервин Г. В. Значение пропедевтических курсов для подготовки художников-консгрукгоров // Творческие проблемы художественного конструирования. ВНИНТЭ. -М: ВНИШЭ, 1970. С.98-106.

40. Обухова Д. Орлова М. Живопись без границ. От поп-арта к концептуализму /А. Обухова, М. Орлова. -JVL: Галарт, ОЛМА-ПРЕСС, 2001.-176 с.

41. Огинская JL Густав Клуцис. М.: Советский художник, 1981.

42. Пропедевтический курс ВХУТЕМАСа (1920-1926). // Традиции и истоки отечественного дизайна. "Труды ВНИИТЭ", серия Техническая эстетика. Выпуск 21. М., 1979 с. 44- 62.

43. Рябушин A.B. Заха Хадид. Вглядываясь в бездну. М.: «Архитекгура-С», 2007.

44. Синтез цвета // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. -М.: Советская энциклопедия, 1981.

45. Танге К. Архитектура Японии: Традиции и современность: Сборник статей: Пер. с англ/Ред. A.B. Иконников. М: Прогресс, 1976. - 239 с.

46. Творческое объединенеие «Основа». СПб.: "Серебряный Век", 2004. - 16с.

47. Уорхол Э. Философия Энди Уорхола (от А к Б и наоборот) / Пер. с англ. Г. Северской. -М.: Аронов, 2001.

48. Хан-Магомедов, С О. Александр Веснин и конструктивизм /СО. Хан- Магомедов. М.: Архитектура-С, 2007. - 235с.

49. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда / С.О.Хан-Магомедов. М.: Стройиздат, 1996. - 496 с.

50. Хан-Магомедов С. О. ВХУТЕМАС. М.: Ладья, 2000.

51. Хан-Магомедов С.О. Две концепции авангарда: конструктивизм и супрематизм//Архитектура СССР, май-июнь, 1990.

52. Хан-Магомедов С.О. Константин Мельников. —М: Архигекгура-С, 2006.

53. Хан-Магомедов С. О. Николай Ладовский —М: Архитектура-С, 2007.

54. Хан-Магомедов С. О. Сто шедевров советского архитектурного авангарда: билингва. М.: Едиториал УРСС, 2005.

55. Хан-Магомедов С.О. Супрематизм и архитектура (проблемы формообразования). — Москва: Архитектура — С. 2007.

56. Хоннеф К. Поп-арт / Под ред. Уты Гросеник. Москва: Taschen / «Арт-родник», 2005. - С. 12-13.

57. Хассел Э., Бойл'Д., Харвуд Д. Современная архитектура / пер. с англ. Ю. В. Сараевой. -М.: Арт Родник, 2010.

58. Шевалье Д. Пауль Клее. М.: Слово, 1991.

59. Юбилейная книга Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета /под ред. С.П.Заварихина, Ю.П. Панибратова - СПб.: Арт-принт; 2002.

60. Albers J. Interaction of Color. USA: Yale University Press, 1963.

61. Amazons of the Avant-Garde: Alexandra Exter, Natalia Goncharova, Liubov Popova, Olga Rozanova, Varvara Stepanova, and Nadezhda Udaltsova (exhibition catalogue), Royal Academy of Arts, London, 1999.

62. Axsom R.H. The prints of Frank Stella. New York: Hudson Hill Press, 1983.

63. Bowlt J. Aleksandr Rodchenko Experiments for the Future: Diaries, Essays, Letters, and Other Writings. — New York: Museum of Modem Art, 2005, p. 31.

64. Book of abstracts AIC 2008 Colour-Effects &Affects/ Karin Fridell Anter, Iman Kortbawi. Stockholm, 2008.

65. Bcrger J. & Wagstaff S. Juan Munoz: A Retrospective. London: Tate Publishing, 2008.

66. Bergström В. Creative Colour Education. Stockholm: Scandinavian Colour Institute AB ,2001.

67. Bouma P.J. Physical Aspects of Colour. 2nd Edition. London: Philips Technical Library, Macmillan, 1971.

68. Cottington D. Kubismus. Ostfildern-Ruit: Hatje Cantz, 2002.

69. Cooke C. Russian Avant-Garde Theories of Art, Architecture, and The City. London: Academy Editions, 1995, p. 121.

70. Crossland M. The enigma of Giorgio de Chirico. London & Chester Springs: Peter Owen, 1999.

71. Dabrowski M Liubov Popova New York: Museum of Modern Art, 1991, p. 122.

72. Elger D. Expressionismus. Köln: Taschen, 2007.

73. Francesco Dal Co. Tadao Ando: Complete Works. London: Phaidon Press, 1997.

74. Fridell Anter K. What Colour is the Red House?: Doctoral Dissertation. Stockholm: Royal Institute of Technology, 2000.

75. Gage J. Colour and Meaning. London: Thames and Hudson, 1999.

76. Gage, J. Colour in Art. London: Thames and Hudson, 2006.

77. Gerstner K. The Forms of Color. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 1986.

78. Gold J. The Experience of Modernism: Modern Architects and the Future City 1928-1953. London: E & FN Spon, 1997.

79. Gray C. The Russian Experiment in Art. London: Thames and Hudson, 1965.

80. Hard A. The Natural Colour System and Its Application to Interior and Exterior Environments. In: Porter T., Mikellides B. Colour for architecture. -London: Studio Vista, 1976.

81. Hard A., Sivik L. NCS Natural Color System: A Swedish Standard for Color Notation// Color Research and Application, 1981, vol. 6, no. 3, pp 129-138.

82. Klotz H. History of Post-Modern Architecture. Cambridge, MA: MIT Press, 1998.

83. Krause J. Color Index: Over 1100 Color Combinations, CMYK and RGB Formulas, for Print and Web Media, How Design Books, 2002.

84. Libeskind D. The Surface Must Die. A Proof. // Architectural Design. № 1/2. London, 1989. P. 21.

85. Lissitzky-Küppers S. El Lissitzky.-Dresden, 1967.

86. Malewitsch K. Suprematismus die gegenstandslose Welt. - Witebsk, 1922.

87. Mariner N. James Turrell: The Axt of Deception, Art in America, May 1981, pp. 90-99.

88. Nilsson A. «Why Colour?». Stockholm: Scandinavian Colour Institute AB - NCS Edition 2, 2007.

89. Osterwold T. Pop Art. Köln: Taschen, 2007.

90. Pauly D. Barragan, l'espace et l'ombre, le mur et la couleur. Berlin : Birkhausen 2008.

91. SeuphorM PietMondrian, life and work -New York: HanyN. Abrams, 1957.

92. Smedal G. Longyearbyen in Colour Status and Challenges. -Norway: Eide Forlag, 2001.

93. Shearman J. Mannerism. Harmondsworth: Penguin Books, 1967.

94. Steele J. An Architecture for People: The Complete Works of Hassan Fathy. New York: Whitney Library of Design, 1997.

95. Steele J. Architecture today. London: Phaidon Press Limited. - 1997.

96. Steele J. Ecological architecture: a critical history. London : Thames & Hudson, 2005

97. Villner L, Abarkan A. The four faces of architecture on the dynamics of architectural knowledge. - Stockholm: School of architecture, Royal Institute of Technology, 2005.

98. Архитекторы acc / asse architects Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.asse.ru/ свободный — Заглавие с экрана.

99. Белоголовский В. Уроки Вентури // Архитектурный Вестник. -2005. № 3. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://archi.ru/foreign/news/news current.html?nid= 191&fl= 1 &sl= 1 / свободный -Заглавие с экрана.

100. Белоголовский В. Чистая архитектура Питера Айзенмана// «Современный дом». 2004. - № 1. Элжгратый ресурс. -РЬким дэсгуги //http:// archi.ru/press/belogolovsky/domO 104.htm/ свободный - Заглавие с экрана.

101. Проект классики Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.proiectclassica.ru/ свободный - Заглавие с экрана.

102. Российская архитектура Электронный ресурс. Режим доступа: http://archi.ru/ свободный - Заглавие с экрана.