автореферат диссертации по строительству, 05.23.20, диссертация на тему:Архитектура нижегородских монастырей XVIII - начала XX вв.

кандидата архитектуры
Шумилкин, Михаил Сергеевич
город
Нижний Новгород
год
2013
специальность ВАК РФ
05.23.20
Диссертация по строительству на тему «Архитектура нижегородских монастырей XVIII - начала XX вв.»

Автореферат диссертации по теме "Архитектура нижегородских монастырей XVIII - начала XX вв."

На правах рукописи

Г

Шумилкин Михаил Сергеевич

Архитектура нижегородских монастырей XVIII - начала XX вв.

05.23.20 -Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры

О 5 СЕН 2013

005532779

Нижний Новгород - 2013

005532779

Работа выполнена в ФГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»_

Научный руководитель

Орельская Ольга Владимировна

доктор архитектуры, профессор

Официальные оппоненты: Айдарова Галина Николаевна

доктор архитектуры, профессор ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», заведующий кафедрой теории и истории архитектуры

кандидат архитектуры ФГБОУ ВПО «Самарский государственный архитектурно-строительный университет», доцент кафедры реконструкции и реставрации архитектурного

наследия

Ведущая организация ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и

строительства»

Защита состоится 16 сентября 2013 года в часов на заседании

диссертационного совета ДМ 212.162.07 при ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», по адресу: 603950, г.Н.Новгород, ул. Ильинская, 65, корпус 5, аудитория 202.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»

Автореферат разослан « » августа 2013 года Ученый секретарь

диссертационного совета, * *

Косенкова Наталья Алексеевна

кандидат архитектуры, доцент

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Монастыри представляют собой уникальные объекты в истории русской культуры, которые аккумулировали в себе экономическую, духовную, историко-культурную и архитектурную ценность. На рубеже XX - XXI столетий наметился активный процесс духовного обновления в обществе. Монастыри и храмы исторически всегда являлись центрами культуры и институтом нравственности. Восстановление их является сегодня признаком стремления к устойчивому развитию нашего общества. В связи с этим остро возникла потребность в изучении монастырских комплексов и отдельных культовых сооружений в регионах. Интерес к реконструкции старых и строительству новых монастырей в XXI в. обуславливает необходимость изучения традиций монастырского зодчества с целью сохранения монастырей как объектов культурного (архитектурного) наследия. Возросшую актуальность имеют вопросы, связанные с научной разработкой методологии реставрации, а также решение композиционных и градостроительных задач, возникающих в процессе их восстановления. При этом должен учитываться такой фактор, как адаптация к современным условиям.

В Нижнем Новгороде монастыри начали создаваться с XIII века. Наиболее древние и сохранившиеся до нас каменные монастыри находятся в Нижнем Новгороде: Вознесенский Печерский и Благовещенский мужские монастыри. Особый интерес в изучении нижегородских монастырей представляют собой комплексы поздних монастырей XVIII - XIX и начала XX вв., которые в большинстве своем находятся за городом (на территории современной Нижегородской области). Эти монастыри создавались после древнерусского периода в архитектуре и позволяют проследить эволюцию архитектурных стилей. Поскольку до сих пор комплексного исследования этих монастырей не проводилось, именно они стали объектом данного архитектуроведческого исследования.

В настоящее время в Нижегородской области выявлено 33 монастырских комплекса (в том числе общины, скиты, старообрядческие и единоверческие монастыри). Из них действующих монастырей Русской православной церкви — 15 (8 мужских и 7 женских). Монастырей рассматриваемого периода (XVII -начала XX вв.) в Н. Новгороде и области насчитывается 27.

Актуальность данного исследования определяется необходимостью изучения монастырских ансамблей XVIII - начала XX вв. как уникального явления русской архитектуры. Востребованность подобного исследования связана с обращением к памятникам духовной культуры как объектам национального самоопределения, которые требуют реставрации и восстановления. Поэтому анализ эволюции монастырских комплексов, вопросы преемственности в их строительстве актуальны и имеют большое практическое значение. Несмотря на то что существующие комплексы внесены в список ОКН, на наш взгляд, значимость их для отечественной архитектуры еще не вполне оценена. Рассматриваемые объекты в той или иной мере продолжают сохранять ценные компоненты историко-архитектурного наследия (элементы ландшафта, архитектурно-планировочную структуру, фрагменты исторических зданий и т.д.). Кроме того, огромный потенциал монастырей как духовных, паломнических, культурно-просветительских и туристических центров усиливает актуальность их исследования в контексте современных требований. Комплексное изучение нижегородского монастырского зодчества, их характерных черт, вопросов преемственности и региональных традиций должно способствовать восстановлению утраченных комплексов, что позволяет более качественно решить проблему сохранения архитектурного наследия. Комплексное исследование монастырского строительства в Нижнем Новгороде и Нижегородской губернии в период XVIII - начала XX вв. восполняет существующий пробел как в архитектурной науке, так и в практике реконструкции и восстановления объектов историко-архитектурного наследия.

Цель исследования - провести комплексный анализ архитектуры нижегородских монастырских ансамблей XVIII - начала XX вв. и выявить характерные черты, лежащие в основе их своеобразия.

2

Задачи исследования:

-проанализировать эволюцию монастырского православного зодчества России и Нижегородской губернии;

-провести комплексный анализ архитектуры нижегородских монастырей XVIII - первой половины XIX и второй половины XIX - начала XX вв. и сравнить их со столичными монастырями с целью выявления их характерных черт, преемственности и традиций;

-разработать на основе комплексного анализа таблицу классификационных признаков нижегородских монастырей, включающую градостроительные, функционально-планировочные, архитектурно-типологические и композиционно - стилевые характеристики;

-выполнить графические реконструкции отдельных монастырских комплексов на основе систематизации и обобщения литературных, архивных источников, иллюстративных материалов (фотографий, чертежей, гравюр), а также натурного обследования и фотофиксации.

Объект исследования - монастырские комплексы Нижнего Новгорода и Нижегородской области XVIII - начала XX вв.

Предмет исследования - характерные черты архитектуры монастырей Нижегородской губернии XVIII - начала XX вв.

Границы исследования: географические - православные монастыри, расположенные на территории Нижнего Новгорода и Нижегородской губернии (современной Нижегородской обрасти); временные границы — XVIII - начало XX вв. В процессе исторического обзора также затрагиваются и более ранние предшествующие периоды (до XVIII в.).

Методика исследования базируется на комплексном анализе объектов культурного наследия. Основой методологии является системный подход к проблеме изучения архитектуры монастырских комплексов, включающий изучение и систематизацию литературных историко-краеведческих, архивных, научно-исследовательских и проектных работ, графических материалов по теме; метод сравнительного анализа и экспертных оценок, включающий натурное обследование, фотофиксацию отдельных объектов, классификацию

3

полученных данных, а также разработку графических авторских реконструкций монастырских комплексов.

Теоретическая база исследования

Исследование проблемы изучения историко-культурного наследия, связанного с монастырскими комплексами, требует научного анализа литературных источников по истории культуры и православия, а также архивных источников по архитектуре и истории строительства нижегородских монастырей в различные временные этапы.

Изучение монастырей в России началось с XIX в. В 1907 г. был выпущен сборник «Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям», в котором упоминаются и нижегородские обители. В XIX - начале XX вв. продолжают публиковаться отдельные статьи с визуальным описанием монастырей.

Исследованию монастырских поселений в России посвящены труды Барсегян Т.В., Бусевой-Давыдовой И.П., Денисова Л.И., Зверинского В. и др. Наиболее известным обителям, сыгравшим значительную роль в истории и культуре нашей страны, посвящены издания «Монастыри России» и «Монастырские ансамбли Московии» Б.Б. Вагнера.

Основой изучения монастырских ансамблей в структуре исторических городов являются градостроительные исследования A.B. Бунина, Н.И. Брунова, Н.Ф. Гуляницкого, A.B. Иконникова В.А. Лаврова, Т.Ф. Саваренской и др.

Архитектурной композиции монастырских ансамблей посвящено исследование И.А. Рябушиной. Исследованию монастырей Западной Сибири XVIII - XIX вв. посвящена монография М.А. Кривоносовой. В исследовании C.B. Ильвицкой всесторонне изучены закономерности архитектуры православных монастырских комплексов (на примере балканских стран), а в монографии И.И. Слюньковой рассматривается монастырское зодчество Беларуси. В трудах Ю.С. Ушакова исследуются вопросы композиции деревянных монастырей Русского Севера.

В трудах нижегородских историков и летописцев A.C. Гацисского, H.H. Драницына, архимандрита Макария, А. Снежницкова, Н.И. Храмцовского

4

и других отражены процессы формирования местных поселений и, в том числе,

нижегородских обителей.

Значительным событием в истории изучения русских монастырей стало издание в 2003 году книги «Русские монастыри. Поволжье» под редакцией А. Агапова, в которой дано описание истории формирования нижегородских монастырей. Историческое описание отдельных нижегородских монастырей приводится в публикациях О.В. Буковой, C.B. Баруздиной, Ю.Г. Галая, А.И. Давыдова, A.A. Давыдовой, О.В. Дегтевой, И.А. Кирьянова, A.B. Лисицыной, A.C. Петряшина, A.M. Подурец, С.А. Орлова, Л.М. Чичагова. Система критериев оценки объектов историко-архитектурного наследия разработана в

исследовании C.B. Зеленовой.

Проблемам градостроительства и архитектуры Нижнего Новгорода и Нижегородской губернии (в том числе архитектуры монастырей) посвящены исследования С.Л. Агафонова, И.С. Агафоновой, Ю.Н. Бубнова, В.А. Караваш-кина, В.В. Коваля, О.В. Орельской, И.В. Петрова, С.Н. Столяренко, Я.Л. Шаболдина, Н.Ф. Филатова, С.М. Шумилкина.

В перечисленных литературных источниках приводятся общие сведения об истории возникновения и формирования монастырей, об архитектуре ряда монастырских комплексов, а также об отдельных постройках известных монастырей. Однако комплексного исследования нижегородских монастырей XVIII - начала XX вв. до сих пор не проводилось. Таким образом, вопросы планировочной организации, архитектурно-пространственной структуры, типологии культовых сооружений, композиционных, стилистических и декоративных приемов в построении монастырских ансамблей указанного периода пока не получили комплексного научного анализа.

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые монастырское зодчество Нижегородской губернии рассматривается как самостоятельное архитектурное явление:

-впервые собраны, изучены и систематизированы разрозненные материалы по малоисследованному периоду в формировании нижегородских монастырских комплексов XVIII - начала XX вв.;

5

-впервые проведен комплексный анализ архитектурных комплексов нижегородских монастырей, создавший целостную картину монастырского строительства;

-сравнительный анализ со столичными монастырскими комплексами позволил выявить преемственность и традиции в строительстве нижегородских монастырей;

-в научный обиход введен новый материал по выявлению характерных особенностей 27 монастырских комплексов (в том числе исторических фотографий, архивных материалов, проектов, гравюр).

-впервые предложена таблица классификационных признаков, содержащая результаты аналитических исследований градостроительных, планировочных, объемно-пространственных, композиционных, типологических и стилистических и декоративных характеристик нижегородских монастырей.

Практическая значимость исследования состоит:

-в возможности использования научных разработок автора в процессе реставрации и восстановлении существующих монастырей, а также при проектировании новых;

-в возможности использования данного исследования для дальнейшего изучения нижегородских монастырских комплексов в самых различных направлениях (конструкции, типология монастырских сооружений, взаимосвязь с ландшафтом, принципы пропорционирования и т.д.), а также как туристический ресурс Нижегородского края;

-в использовании полученных данных по нижегородским монастырям в учебном проектировании, а также в подготовке лекционного курса по истории архитектуры Нижегородского края, поскольку они являются вкладом в отечественную историю архитектуры;

-материалы исследования представляют интерес для органов охраны историко-культурного наследия (при составлении паспортов), архитекторов, реставраторов, искусствоведов, историков, для архивов и музеев.

Основные положения, выносимые на защиту:

-комплексный анализ архитектуры нижегородских монастырей XVIII -начала XX вв.;

-выявление характерных черт архитектурно-пространственного построения нижегородских монастырей периодов классицизма (вторая половина XVIII - первая половина XIX вв.) и эклектики (вторая половина XIX -начало XX вв.);

-авторская концепция аналитического исследования, представленная в таблице классификационных признаков, содержащей исследования градостроительных, планировочных, обьемно-пространственных, композиционных, типологических и стилистических особенностей нижегородских монастырей.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения диссертационной работы представлены:

-в проектной практике: при выполнении эскизного решения по воссозданию колокольни Оранского монастыря;

-в обмерной практике: при выполнении архитектурных обмеров зданий Никольского Георгиевского Абабковского монастыря и Никольской церкви Высоковского Успенского монастыря;

-в методических указаниях «Купольные монастырские храмы первой половины XIX в.» для студентов I курса по дисциплине «Архитектурное проектирование»;

-в работе по паспортизации объектов культурного наследия Нижегородской области, а также вошли в систему дипломного и курсового проектирования кафедры истории архитектуры и основ архитектурного проектирования ННГАСУ.

Графические разработки по теме диссертации, выполненные автором, приняты в фонды Государственного архива (акт внедрения ГУ ГАСДНО).

Результаты исследования изложены в сборниках аспирантов и магистрантов ННГАСУ (2008, 2009, 2010, 2011 гг.), в «Ученых записках» ВВО Международной славянской академии (2009, 2010, 2011, 2012 гг.), на Международной научной конференции молодых ученых «Актуальные

7

проблемы архитектуры и дизайна» в Урал ГАХА - 2010 г., на международных форумах « Великие реки» - 2009, 2011, 2012, 2013 гг., использованы в работе по паспортизации ОКН, а также вошли в систему учебного проектирования кафедры истории архитектуры и основ архитектурного проектирования. Различные аспекты исследования отражены в 16 публикациях по теме, в том числе 3 - в рецензируемых сборниках, рекомендованных ВАК.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертация представлена одним томом, включающим текст (171 стр.), содержащий введение, три главы с основными выводами, заключение, библиографический список (150 литературных источников, 35 архивных и научно-проектных документов), приложение и графическую часть (23 графоаналитических таблицы).

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В главе 1 «Возникновение и развитие монастырского строительства в России и Нижегородской губернии» исследуются общие вопросы монастырского строительства в России на протяжении более восьми веков, а также эволюция монастырского строительства в Нижегородской области XIII - начала XX вв.

Монастыри (от греч. - келья, отшельник) — общины монахов и монахинь, живущих по единым правилам (уставу). Первые монастыри появились на Руси в XI в. в связи с принятием христианства и сыграли существенную роль в развитии письменности и укреплении государственности. Помимо самого значительного Киево-Печерского монастыря к тому времени было создано много мелких обителей. С каждым столетием количество их возрастало. В главе рассмотрены исторически сложившиеся принципы построения русских монастырей различных этапов. Со второй половины XIV столетия монастыри стали играть все большую роль в церковной, экономической и культурной жизни. В XIV - XV вв. возникли многие обители, без которых сейчас невозможно представить историю России: Троице-Сергиева лавра, Соловецкий, Спасо-Ефимьевский и другие крупные монастыри.

Во второй половине XVI века в стране насчитывалось не менее 200, а к 1917 г. - 1025 православных монастырей. Как духовные оплоты древнерусские монастыри выполняли и вполне реальные охранительные функции на подходах к городам и служили «сторожами». Все города раннего древнерусского периода представляли собой города-крепости, оборонительную систему которых дополняли монастыри-крепости. Многие старинные города Руси были окружены целым кольцом монастырей - сторожей, характерной особенностью архитектурного облика которых были живописная композиция, учитывающая особенности природного ландшафта. Характерно, что созданные до XVII в. величественные ансамбли монастырей превращались из крепостей в архитектурные центры городов. При этом относительная компактность и группировка строений вокруг центрального собора придавала планировке специфические черты. Их композиция строится преимущественно на основе двух взаимно пересекающихся осей, центр которых фиксировался зданием собора. Живописность и красота монастырей были тесным образом связаны с их практическим оборонным назначением. На их примере можно наглядно проследить особенность русского зодчества — органичное единство практического назначения и его художественного образа.

XVIII век был трудным для российских монастырей. Особенно тяжелый удар монастырям нанес указ Екатерины II о секуляризации монастырских земель. Если в начале века действовало 1000 монастырей, то к концу столетия их осталось около 450. После проведенной «штатной» реформы 1764 г. многие монастыри были упразднены. Пространственная организация монастырей XVIII в. отличается регулярным построением архитектурного ансамбля. Основополагающими классическими принципами являются регулярность, рациональность, симметрия. Архитектурно-планировочные веяния, связанные с преобразовательной государственной политикой этого времени, отразили два величественных столичных монастырских комплекса: Смольный и Александро-Невский монастыри. Активизация монастырского строительства в России произошла лишь в XIX в. Во второй половине XIX столетия, после отмены крепостного права, кроме подновления действующих обителей создается и

9

множество новых, в том числе единоверческих. Большинство из них возводится на средства богатых купцов и промышленников. К 1914 г. в Российской империи существовало уже более 1200 монастырей. Использование традиционных приемов, сочетающих в себе свободную и регулярную композиции, укрупнение общих размеров и монументализация зданий главных храмов становятся основными принципами формирования монастырей XIX - начала XX вв.

На основе изучения многочисленных русских монастырских комплексов автором выявлены классификационные признаки в архитектуре российских монастырей, включающие следующие характеристики: по времени постройки, по религиозной направленности, по расположению в системе расселения, по типу взаимосвязи с природным ландшафтом, по стилевым особенностям архитектуры, по планировочной структуре, по степени сохранности и

современному использованию.

Глава завершается обзором развития монастырского строительства в Нижегородской губернии, которое насчитывает более семи веков (прилож. А). Создавались обители, как правило, на средства благотворителей. При этом следует отметить, что среди создателей монастырских комплексов XIX -начала XX вв. выявлено немало нижегородских зодчих, а также столичных мастеров. Редким фактом для Нижегородской губернии можно считать одновременную работу на территории Городецкого Федоровского монастыря трех профессиональных архитекторов в конце XIX в.: Даля Л.В., Вешнякова Н.М. и Никитина A.C.

На основе выявленных выше характеристик автором разработана классификационная таблица нижегородских монастырских комплексов: повремени постройки:

-монастыри I этапа - древнерусские - XIII - XVII вв. - 6 обителей; -монастыри II этапа - XVIII - первая половина XIX в. - 10 обителей; -монастыри III этапа - 2 половина XIX - начало XX в. - 17 обителей; по религиозной направленности: -православные монастыри - 29;

-старообрядческие монастыри - 1; -единоверческие монастыри -3; по расположению в системе расселения: -городские монастыри - 6; -сельские монастыри -6;

-монастыри, расположенные в природном окружении — 21; по типу взаимосвязи с природным ландшафтом: на острове; на равнинной местности; на холмистом рельефе; на возвышенности; на берегу реки, озера; на крутом речном берегу; в лесной местности; на мысу между оврагами; на террасах со значительным перепадом высот; на заливных лугах;

по стилистической направленности в Нижегородской области представлены монастыри в формах древнерусского зодчества, с элементами архитектуры барокко, классицистические, монастыри эпохи эклектики, а также монастыри, архитектурные ансамбли которых сложились в течение длительного времени, объединяя в себе разновременные и разностилевые черты;

по планировочной структуре преимущественное использование получили следующие приемы планировки:

-с центральным расположением главного собора; -с центральным расположением группы зданий; -с выделением площади перед главными зданиями; -с пространственно-осевым расположением зданий; -с фронтальным расположением основных зданий;

по степени сохранности нижегородские монастыри крайне неоднородны. Часть из них находится в руинированном состоянии (Благовещенский Керженский и Осиновский Крестовоздвиженский единоверческие монастыри, Спасо-Зеленогорский монастырь и др.). При этом 15 действующих монастырей находятся в очень хорошем состоянии, они переданы Нижегородской епархии Русской православной церкви.

В главе установлено, что нижегородские монастыри отличаются многочисленностью и разнообразием художественного и объемно-

пространственного построения, что позволяет говорить о них, как об уникальном региональном архитектурном явлении в русском зодчестве.

Во 2 главе «Архитектура нижегородских монастырей второй половины XVIII - первой половины XIX вв.» исследуются монастыри периода классицизма, проводится комплексный анализ, на основе которого

выявляются их характерные черты.

Новый архитектурный стиль - классицизм, окрепший в России во второй половине XVIII в., помимо присущих этому стилю эстетических качеств, стал символом новых государственных идей, что, безусловно, нашло отражение и в монастырском строительстве. Особенностью градостроительства XVIII в. стало стремление к регулярности планов. Не осталось в стороне от общероссийских тенденций развития монастырского строительства и нижегородское зодчество. К наиболее известным нижегородским монастырским комплексам, построенным в этот период, относятся: Крестовоздвиженский монастырь в Н.Новгороде; Высоковский Успенский мужской монастырь (Ковернинский р-н); Свято-Успенская Саровская пустынь; Никольский Арзамасский женский монастырь (г. Арзамас); Белбажский Троицкий (единоверческий) женский монастырь; Высокогорский Вознесенский мужской (г. Арзамас).

Планировка этих монастырских комплексов отличается, по сравнению с древнерусскими монастырями, рассмотренными в 1 главе, большей регулярностью и рациональностью, что соответствует общей направленности архитектуры этого периода. Особенностью монастырей этого периода становится сохранение гармонического единства между главным культовым сооружением, жилыми и хозяйственными постройками. Главным архитектурным приемом в период классицизма стала симметрия планировочного построения комплекса. При этом, как правило, основная композиционная ось проходит по главному объему монастыря - собору или через колокольню. Однако нижегородские монастыри демонстрируют значительное разнообразие композиционных и планировочных приемов. Наиболее характерным примером нижегородских монастырских ансамблей периода классицизма можно назвать

Крестовоздвиженский монастырь, построенный на основе строгой регулярности (прилож. Б).

Проведенный анализ планировочной структуры нижегородских монастырей позволил установить, что наиболее распространенными типами планировочной структуры в этот период стали: монастыри с центральным расположением главного здания; монастыри с выделением площади перед главными зданиями; монастыри с фронтальным расположением основных зданий. В ходе исследования было выявлено, что большинство нижегородских монастырей (5 ансамблей) создавалась в XVIII - первой половины XIX вв. Однако, некоторые из них имеют более древнее происхождение (Спасо-Преображенский, Николаевский, Новодевичий монастыри в Арзамасе, основанные в XVI - XVII вв. и Оранский монастырь, основанный в XVII в.). Архитектурные ансамбли этих комплексов создавались в период классицизма на основе сочетания новых и древних построек, т.е. опираясь на принцип преемственности. Выявлена также тенденция к преимущественному строительству монастырей вдали от городов. По расположению в системе застройки из десяти монастырских комплексов рассматриваемого периода четыре располагаются в городе (три в г. Арзамасе и Крестовоздвиженский в Н.Новгороде), один сельский (Оранский монастырь) и пять монастырей, расположенных в природном окружении вдали от поселений.

Определено, что значительную роль в формировании архитектурного комплекса играла органичная связь с природным ландшафтом. Большинство монастырей, подчиняясь особенностям рельефа, имели живописную композицию, неправильную геометрию конфигурации территории, но при этом сохраняли регулярную планировку внутреннего пространства.

Установлено, что к числу уникальных монастырских комплексов Нижегородского края, сформировавшихся на основе единого градостроительного замысла в период классицизма, относятся Крестовоздвиженский, Саровский, Оранский и Высоко-Успенский Ковернинский монастыри, архитектура которых несет в себе черты «столичности», которые проявились в

монументальности построек, целостности и соподчиненности архитектурно-пространственной композиции.

Сравнение нижегородских монастырских комплексов периода классицизма со столичными показало, что ансамбли С.Петербурга отличаются грандиозностью своего масштаба, созданного на основе единого архитектурного замысла (Смольный монастырь и Александро-Невская лавра в С.Петербурге), в то время как московское монастырское зодчество рассматриваемого периода представляет собой другой процесс - преемственного «наслоения» старых и новых построек в структуре древнерусских монастырей (Донской, Ново-Спасский монастыри). Именно в этом проявляется сходство нижегородских монастырей с московскими.

Установлено, что основным принципом архитектурно-композиционного построения нижегородских монастырей эпохи классицизма стал принцип преемственности в создании ансамбля, основанный на гармоничном соединении старых и новых построек. Особенности композиционного построения монастырских комплексов классицизма: разнообразие планировочных схем монастырских комплексов; замкнутый, преимущественно прямоугольный контур территории монастыря; центричная постановка главного храма или группы церквей; основной тип храма - крестовокупольный, завершенный одной или пятью главами; убывание высот построек от центра к периферии; стремление к созданию целостного архитектурного ансамбля, включающего разновременные постройки.

В 3 главе « Архитектура нижегородских монастырей второй половины XIX - начала XX вв.» рассматриваются нижегородские монастыри периода эклектики и на основе комплексного анализа выявляются их характерные черты. К наиболее известным монастырским комплексам, построенным во второй половине XIX - начале XX веков относятся: Серафимо-Дивеевский женский монастырь; Покровский женский монастырь (с. Лукино, Ардатовский р-н); Выксунский Иверский женский монастырь (г. Выкса); Николаевский Георгиевский монастырь (с. Абабково); Дальне-Давыдовский женский монастырь; Городецкий Федоровский мужской монастырь;

14

Малиновский старообрядческий скит (Борский р-н). Среди них необходимо выделить действующие в настоящее время монастыри, которые представляют собой примеры целостных архитектурных ансамблей на основе единого замысла: Серафимо-Дивеевекий Свято-Троицкий и Выксунский Иверский женские монастыри (прилож. В).

Выявлено, что активное монастырское строительство было обусловлено, в частности, возникновением обителей, основанных с благословения преп. Серафима Саровского (во второй половине XIX в. их число возросло до десяти). Особенностью рассматриваемого периода стало также формирование на архитектурно-планировочной основе единоверческих монастырей и скитов, которые возникли в историческом центре старообрядчества - керженских лесах. Крупнейший из них - Малиновский скит.

В главе выявлено значительное увеличение количества женских монастырей и общин, что также стало отличительной чертой монастырского строительства периода XIX - начала XX вв. В ходе исследования установлено, что в нижегородском монастырском строительстве второй половины XIX -начале XX столетий все больше прослеживается авторство построек, что говорит об участии профессиональных зодчих. В губернии в этот период работали в области монастырского строительства такие столичные архитекторы, как А.Е. Антонов, Н.М. Вешняков, П.А. Виноградов, A.C. Каминский, А.И. Резанов, а также нижегородские архитекторы: А.П. Белоярцев; академик архитектуры Л.В. Даль, И.В. Каратаев, А.К. Никитин, А.И. Шмаков и др.

Анализ планировки монастырских комплексов выявил наиболее распространенные приемы архитектурно-планировочной композиции для монастырей рассматриваемого периода. Так, конфигурация плана монастырского комплекса преимущественно полигональная, реже прямоугольного очертания. Основной тип храма представляет кубический объем с динамичным силуэтом, храм крестовокупольный, завершенный одной или пятью главами. Стилистический анализ архитектуры рассматриваемых монастырских комплексов показал, что в целом они выполнялись в эклектике и стилизаторстве. При этом наиболее распространенными разновидностями

15

стилизаторства были неорусский, русско-византийский стиль и поздняя эклектика с элементами модерна.

Сравнение нижегородских монастырей периода эклектики со столичными показало, что монастыри С.Петербурга отличаются новым пониманием монастырского ансамбля как светского дворцового комплекса с включением обширного парка или кладбища. Монастырские комплексы Москвы сопоставимы по размерам территории и масштабу храмов с нижегородскими. Они также обладают большей живописностью, основанной на принципе преемственности с древнерусскими монастырями.

Установлено, что основные характеристики архитектурно-композиционного построения монастырских комплексов второй половины XIX -начала XX вв.: увеличение размеров территории и размеров сооружений монастырских ансамблей; снижение композиционной роли ограждающих стен, преимущественно отсутствие замкнутого контура; нарушение стилистического единства комплексов (полистилизм); развитие архитектурно-пространственной композиции за счет увеличения хозяйственных построек ремесленно-промыслового назначения, а также строительства на территории монастырей новых типов зданий: гостиниц и помещений для паломников.

Основные выводы и результаты исследования

В результате проведенного исследования автору удалось решить важную для архитектурной науки задачу - провести комплексный анализ архитектуры нижегородских монастырей и сделать следующие выводы:

1. На основе анализа российских монастырей установлено, что Нижегородская губерния представляет собой редкий пример в Центральной европейской части России сосредоточения значительного количества крупных монастырских комплексов (сопоставимых со столичными), которые создавались на разных этапах развития русской архитектуры. Автором прослежена эволюция в формировании 33 монастырских комплексов на протяжении семи столетий (XIV - начала XX вв.).

2. В ходе исследования выявлены и изучены 27 монастырских комплексов, сформировавшихся в Нижегородской губернии на протяжении двух периодов

16

(XVIII - первой половины XIX вв. и второй половины XIX - начала XX вв.). При этом установлено, что в целом нижегородское монастырское строительство развивалось в общем русле основных этапов и тенденций развития российского зодчества, но при этом обладает определенным своеобразием. Установлено, что крупные нижегородские монастыри (Крестовоздвиженский монастырь в Н.Новгороде, Высоковский Успенский Ковернинский и Выксунский Иверский монастыри) построены по единому архитектурному замыслу и несут в себе явные черты столичности.

3. На основе комплексного анализа архитектуры нижегородских монастырей разработана таблица их классификационных признаков, включающая следующие характеристики: время постройки; религиозная принадлежность; расположение в системе расселения; величина комплекса; взаимосвязь с природным ландшафтом; композиция ансамбля; планировочная структура; стилевая направленность; степень сохранности; существующее использование.

4. Комплексный анализ архитектуры нижегородских монастырей второй половины XVIII - первой половины XIX вв. позволил выявить:

-градостроительный аспект: расположение монастырей в городской черте и на окраине города; основными принципами построения монастырского комплекса становятся регулярность, геометрическая правильность, рациональность, симметрия, которые отражаются в квадратных и прямоугольных очертаниях планов;

-планировочный аспект: распространенным типом планировочной структуры монастырей становятся комплексы с центральным расположением главного храма с колокольней и с формированием площади перед главным храмом;

-композиционный аспект: объемно-пространственные композиции монастырей определяются разнообразием планировочных схем, прямоугольным замкнутым контуром монастырских стен, иерархией высот сооружений (убыванием высот от центра к периферии и подчеркиванием главной

центральной композиционной оси), стремлением к созданию единого целостного архитектурного ансамбля;

-типологический аспект: выявлены основные типы зданий и сооружений-главный храм (тип - крестовокупольный четырехстолпный или бесстолпный, завершенный одной, пятью главами или куполами), колокольня (преимущественно трех-четырехъярусная), кельи (одно-двухэтажные) галерей-ного типа (преимущественно периметрального расположения), церкви (тип — бесстолпные, одноглавые), трапезные (зального типа, объединенные с церквями), хозпостройки (одноэтажные);

-стилистический аспект: преобладающие стили - русский классицизм (использование ордеров: ионического, дорического, коринфского, куполов, портиков, руста) и классицизм с мотивами барокко (криволинейные очертания кровли, карнизов, аттиков, наличников окон, шпилеобразные завершения куполов).

5. Комплексный анализ архитектуры нижегородских монастырей второй половины XIX - начала XX вв. позволил выявить:

-градостроительный аспект: преимущественное загородное (обособленное) расположение монастырских комплексов, увеличение размеров монастырских территорий; основными принципами построения монастырского комплекса становятся отсутствие жесткой регулярности и геометрической правильности, асимметрия, которые отражаются в полигонгшьных очертаниях планов;

-планировочный аспект: распространенным типом планировочной структуры монастырей становятся центричный (но с центральным расположением ряда культовых сооружений, а не только главного храма);

-композиционный аспект: объемно-пространственные композиции монастырей по-прежнему определяются разнообразием планировочных схем, отсутствием замкнутого контура монастырских стен, снижением композиционной роли ограждающих стен периметра монастырей, более живописным построением силуэта (многоосность) и отсутствием четкого убывания высот от центра к периферии, увеличением габаритов главных храмов и колоколен, которые становятся вполне соизмеримы со столичными;

18

-типологический аспект: главный храм - основной тип - крестово-купольный, 4-6-столпный (летний), бесстолпный (зимний), пятиглавый; колокольни 4-5-ярусные, значительно превышающие по высоте колокольни предшествующего этапа; кельи - из протяженных периметральных превратились в дисперсные отдельно стоящие; развитие типологии зданий происходит за счет увеличения количества построек хозяйственного и ремесленно-промыслового назначения, гостиниц и помещений для паломников на территории монастыря;

-стилистический аспект: отмечается появление полистилизма, что в целом соответствует тенденциям в российской столичной и провинциальной архитектуре. Преобладающими стилями становится эклектика, стилизаторство в виде неорусского и русско-византийского стилистических течений. Особое отличие получают старообрядческие храмы, архитектура которых ориентирована на формы русского зодчества XVII в. Архитектурные детали в целом носили провинциальный характер и приобретали своеобразие, связанное с местными региональными формами народного нижегородского зодчества.

6. Особенностью монастырского зодчества в Нижегородской губернии второй половины XIX - начале XX столетий является повышение профессионального уровня архитектуры монастырских построек, что подтверждается участием столичных архитекторов (A.C. Каминский, А.И. Резанов, А.Е. Антонов, П.А. Виноградов), а также известных нижегородских архитекторов (Л.В. Даль, А.П. Белоярцев, Н.М. Вешняков, А.И. Шмаков, А.К. Никитин, И.В. Каратаев).

7. Установлено, что архитектура нижегородских монастырей находилась под непосредственным влиянием московской архитектуры и в меньшей степени под влиянием Петербурга. Она, как и архитектура гражданских зданий, достаточно чутко реагировала на изменения стилистической направленности несмотря на консервативность церковных канонов. Характерные черты архитектуры нижегородских монастырей определяются соединением местных традиций и столичных заимствований. На территории монастырей отмечается наряду с каменными постройками и наличие деревянных, которые не сохранились до настоящего времени.

8. Отличительной особенностью нижегородского зодчества стало также возникновение старообрядческих скитов и церквей в северных районах Нижегородской области, для которых характерно обращение к формам древнерусской теремной архитектуры (сочетание краснокирпичных стен с полихромными деталями, изразцами, сложная форма кровель, живописный характер крылец).

9. На основе проведенного исследования можно констатировать, что монастырские ансамбли Нижегородской губернии XVIII - начала XX вв. являются ценным архитектурно-художественным и градостроительным наследием, представляющим культурное достояние России. В этой связи остро встает вопрос об их дальнейшем детальном изучении, восстановлении и реконструкции, а также вовлечении их в общероссийскую систему туристического

обслуживания.

Список публикаций по теме диссертации Статьи в реферируемых изданиях, рекомендованных ВАК:

1 Шумилкин, М. С. Монастыри нижегородского края. Основные этапы формирования / М. С. Шумилкин // Приволжский научный журнал / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород, 2011. - № 2. - С. 88-94.

2 Шумилкин, М. С. Абабковский монастырь - архитектурный комплекс периода эклектики / М. С. Шумилкин, Т. В. Шумилина // Приволжскии научный журнал / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород, 2011.

- № 3. — С. 99-107.

3 Шумилкин, М. С. Особенности архитектуры нижегородских

монастырей XVIII - начала XX в. / М. С. Шумилкин // Приволжский научный журнал / Нижегор. гос. архитектур. - строит, ун-т. ~Н. Новгород, 2012. - №3. -С. 146-152.

Статьи в сборниках научных трудов и журналах: _

4. Шумилкин, М. С. К проблеме изучения монастырских ансамблей Нижегородского края / М. С. Шумилкин // Архитектура, экология: сб. тр. аспирантов и магистрантов / Нижегор. гос. архитектур. - строит, ун-т. -Н. Новгород, 2008. - С. 121-124.

5 Шумилкин М. С. Особенности месторасположения нижегородских монастырей XVII - XIX вв. / М. С. Шумилкин // Сборник трудов аспирантов и магистрантов. Архитектура. Экология / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т.

- Н. Новгород, 2009. - С. 121 -124.

6 Шумилкин. М. С. Особенности планировочной структуры нижегородских монастырей XVIII - XIX вв. / М. С. Шумилкин // Великие реки

- 2009 : междунар. науч.-промышл. форум. - Н. Новгород, 2009. - С. 131-133.

7. Шумилкин, M. С. Этапы формирования монастырей Нижегородского края / М. С. Шумилкин // Ученые записки ВВО MCA. - Н. Новгород, 2009. -Вып. 25.-С. 106-109.

8. Шумилкин, М. С. Типология .монастырей Нижегородской губернии / М.С.Шумилкин // Сборник трудов аспирантов и магистрантов. Архитектура. Науки о Земле. Экология / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т ; редкол. : C.B. Соболь [и др.]. - Н. Новгород, 2010. - С. 130-134.

9. Шумилкин, М. С. Архитектура нижегородских монастырей эпохи классицизма / М. С. Шумилкин //Ученые записки ВВО MCA. - Н. Новгород, 2010.-Вып. 27.-С. 43-46.

10. Шумилкин, М. С. Нижегородские монастыри. Типологические особенности [Электронный ресурс] / М. С. Шумилкин // Актуальные проблемы архитектуры и дизайна : междунар. конф. молодых ученых и студентов / Урал, гос. архитектур.-худож. акад. - Екатеринбург, 2010. - Режим доступа : www.usaaa.ru

11. Шумилкин, М. С. Эволюция монастырского зодчества Нижегородского края / М. С. Шумилкин // Сборник трудов аспирантов и магистрантов. Архитектура. Науки о Земле. Экология / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т ; редкол. : С. В. Соболь [и др.]. - Н. Новгород, 2011. -С. 165-168.

12. Шумилкин. М. С. Архитектура ансамбля Саровского монастыря / М.С.Шумилкин // Великие реки - 2011 : междунар. науч.-промышл. форум. -Н. Новгород, 2012. - С. 292-295.

13. Шумилкин М. С. Архитектурный ансамбль Саровского монастыря XVIII — начала XX вв. / М. С. Шумилкин, Т. В. Шумилкина // Ученые записки ВВО MCA. - Н. Новгород, 2012. - Вып. 30. - С. 68-71.

14. Шумилкин, М. С. Архитектура ансамблей Нижегородских монастырей / М. С. Шумилкин // Технические науки. XVII Нижегородская сессия молодых ученых, 19-22 марта 2012 г. - Н. Новгород, 2012. - С. 237-239.

15. Шумилкин, М. С. Архитектура монастырей Петербурга XVIII -XIX вв. / М.С. Шумилкин // Великие реки - 2012 : междунар. науч.-промышл. форум. - Н. Новгород, 2013 - С. 372-374.

16. Шумилкин, М. С. Монастырское зодчество в период классицизма в Нижегородском крае / М. С. Шумилкин, С. М. Шумилкин // Святыни земли Нижегородской. Монастыри : материалы II регион, науч.-практ. конф. -Н.Новгород, 2012.— С. 186-206.

Учебно-методические работы

17. Шумилкин. М. С. Купольные монастырские храмы первой половины XIX века : метод, указания для выполнения учеб. работы по дисциплине «Архитектурное проектирование» / М. С. Шумилкин, Т. В. Шумилкина ; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Н. Новгород : ННГАСУ, 2012.-56 с.

Приложение А Схема размещения монастырей Нижегородской области

Условные обозначения:

Древнерусские монастыри XVII в.

▲ Монастыри XVIII- первой ^ половины XIX вв.

Монастыри г. Н.Новгорода Районы старообрядчества

Обители, осованиые с благословения прей. Серафима Саровского

1 этап. Древнерусские монастыри XVII в.

1. Вознесенский Печерский мужской монастырь г. Н. Новгород

2. Николаевский Амвросиев (Дудин)

Ш:ой монастырь - Троицкий Макарьевский шодский женский монастырь воезерский Троицкий мужской монастырь, г. Ворсма 5. Свято- Успенский мужской монастырь (Флорищева пустынь) Благовещенский мужской монастырь г. Н. Новгород

2 этап. XVIII - первой половина XIX вв.

7. Высокогорский Вознесенский мужской

монастырь, г. Арзамас I). Никольским Арзамасский женский монастырь, г. Арзамас

9. Высоковский Успенский единоверческий мужской монастырь, Ковернин-ский район

10. Спасо- Преображенский мужской монастырь, г. Арзамас

] 1. Свято- успенская Саровская мужская пустынь, г. С аров

12. Арзамасский Новодевичий Алексеев-ский женский монастырь, г. Арзамас

13. Оранский Богородицкий мужской монастырь, Богородский район

--------ркенский женский мона-

ювгород

Троицки и еди новерчески й женский монастырь

16. Спасо - Зелеиогорский женский монастырь, Вам скин район

3 этап. 2-ая половина Х1Х-начало XX вв.

17. Скорбящинский Мало - Пицкий женский монастырь

18. Кутузовский Богородицкий женский монастырь, Кулеоакскии район Серафимо - Понетаевскни женский монастырь, Шатковский район

20. Маровская Крестовоздвиженская женская община

21. Курихинская Знаменская женская , ^ община, Вознесенский район АЛ. Серафимо- Дивеевский Свято - Троицким женскии монастырь

23. Выксунский Иверскии женский монастырь г. Выкса ТА. Никольский Георгиевский женский монастырь^с. Аоабково

25. Покровский женский монастырь . г. Ардатов

26. Дальне - Давыдовский женскии монастырь, Вачскии район

Монастыри второй половины 27. Тихоновский женский монастырь, г. Лукоянов 28. Введенский Ягодинский женский

XIX - начала XX во.

Граница Нижегородской губернии начала XX в.

монастырьиКнягининский район

29. Городецкии Федоровский мужской монастырь, г. Городец

Единоверческие, старообрядческие

монастыри

30. Малиновский старообрядческий скит. Борский район

31 Медведковский Покровский единоверческий женский монастырь

32 Осиновский Крестовоздвиженский

Йенский монасшрь 1аговещенскнн керженский единоверческий мужской монастырь, Семеновскии район

Приложение Б

Графическая реконструкция Крестовоздвиженского монастыря

Приложение В Объемно-пространственная структура Серафимо-Днвеевского Свято-Троицкого монастыря

/\{Гу\ -

i • a 1

Л»'"® • ■ •

Bu i m m ■ ЩчМ

k • • î

чг

Подписано в печать--------Формат 60x90 1/16 Бумага газетная. Печать трафаретная.

_Объем 1 печ.л. Тираж 100 экз. Заказ № 22*/_

Отпечатано в полиграфическом центре ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»603950,Н.Новгород.Ильинская.65

Текст работы Шумилкин, Михаил Сергеевич, диссертация по теме Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный

университет»

На правах рукописи

04201 361 926

Шумилкин Михаил Сергеевич

АРХИТЕКТУРА НИЖЕГОРОДСКИХ МОНАСТЫРЕЙ

XVIII - НАЧАЛА XX ВВ.

05.23.20 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры

Научный руководитель доктор архитектуры, профессор О.В.Орельская

Нижний Новгород - 2013

Содержание стр. Введение......................................................................................6

1 глава Возникновение и развитие монастырского строительства в России и Нижегородской губернии ...............................................14

1.1 Обзор российского монастырского строительства XI - начала

XX вв........................................................................................14

1.2 Классификационные характеристики российских монастырей

XI - начала XX вв...........................................................................23

1.3 Развитие монастырского строительства в Нижегородской губернии в XIII - начале XX вв.........................................................31

Выводы по 1 главе.................................................................41

2 глава Архитектура нижегородских монастырей второй половины

XVIII - первой половины XIX вв...................................................44

2.1 Архитектура ансамблей столичных монастырей XVIII - первой половины XIX вв. и ее влияние на нижегородское монастырское зодчество.................................................................................44

2.2 История нижегородских монастырей XVIII - первой половины

XIX вв.......................................................................................55

2.3 Комплексный анализ архитектуры нижегородских монастырей периода классицизма.....................................................................69

Выводы по 2 главе...............................................................89

3 глава Архитектура нижегородских монастырей второй половины XIX-начала XX вв.............................................................................93

3.1 Архитектура ансамблей столичных монастырей второй половины XIX - начала XX вв. и ее влияние на нижегородское монастырское зодчество..................................................................................93

3.2 История нижегородских монастырских комплексов второй половины XIX - начала XX вв........................................................105

3.3 Комплексный анализ архитектуры нижегородских монастырей периода эклектики.....................................................................124

Выводы по 3 главе...............................................................143

Заключение........................................................................147

Общие выводы по работе.......................................................149

Библиографический список...................................................154

Графоаналитические таблицы.............................................172

1 глава Возникновение и развитие монастырского строительства в России и Нижегородской губернии ................................................173

Таблица 1.1 Схема размещения монастырей Нижегородской

области......................................................................................174

Таблица 1.2 Аспекты комплексного анализа нижегородских

монастырей...............................................................................175

Таблица 1.3 Расположение монастырей в структуре населенных

мест........................................................................................176

Таблица 1.4 Типология монастырских зданий...........................178

Таблица 1.5 Фотофиксация существующего состояния монастырских

комплексов...............................................................................180

Таблица 1.6 Таблица классификационных характеристик нижегородских монастырей..........................................................181

2 глава Архитектура нижегородских монастырей второй половины XVIII - первой половины XIX вв....................................................182

Таблица 2.1 Графическая реконструкция и анализ объемно-пространственной структуры Крестовоздвиженского монастыря.........................183

Таблица 2.2 Графическая реконструкция и анализ объемно-пространственной структуры Высоковского Успенского монастыря.....................184

Таблица 2.3 Графическая реконструкция и анализ объемно-

пространственной структуры Свято-Успенской Саровской пустыни.......185

Таблица 2.4 Графическая реконструкция и анализ объемно-пространственной структуры Оранского Богородицкого монастыря.....................188

Таблица 2.5 Графическая реконструкция и анализ объемно-пространственной структуры Никольского Арзамасского монастыря....................189

Таблица 2.6 Архитектура ансамблей столичных монастырей XVIII -первой половины XIX вв. и её влияние на нижегородское монастырское

зодчество...................................................................................190

Таблица 2.7 Сравнительный анализ столичных и нижегородских

монастырей.................................................................................192

3 глава Архитектура нижегородских монастырей второй половины

XIX-начала XX вв...................................................................193

Таблица 3.1 Графическая реконструкция и анализ объемно-пространственной структуры Серафимо-Дивеевского Свято-Троицкого

монастыря...................................................................................194

Таблица 3.2 Графическая реконструкция и анализ объемно-пространственной структуры Кутузовского Богородицкого монастыря.................195

Таблица 3.3 Графическая реконструкция и анализ объемно-пространственной структуры Серафимо-Понетаевского монастыря......................196

Таблица 3.4. Графическая реконструкция и анализ объемно-пространственной структуры Никольского Георгиевского монастыря..................197

Таблица 3.5 Графическая реконструкция и анализ объемно-пространственной структуры Городецкого-Федоровского монастыря...................198

Таблица 3.6 Графическая реконструкция и анализ объемно-пространственной структуры Осиновского Крестовоздвиженского монастыря.......199

Таблица 3.7 Графическая реконструкция и анализ объемно-пространственной структуры Выксунского Иверского монастыря........200

Таблица 3.8 Архитектура ансамблей столичных монастырей второй половины XIX - начала XX вв. и ее влияние на нижегородское монастырское

зодчество...................................................................................202

Таблица 3.9 Сравнительный анализ столичных и нижегородских

монастырских комплексов............................................................203

Таблица 3.10 Таблица классификационных признаков нижегородских

монастырей...............................................................................204

Приложение № 1. Акты внедрения..........................................206

Введение

Актуальность исследования. Монастыри представляют собой уникальные объекты в истории русской культуры, которые аккумулировали в себе экономическую, духовную, историко-культурную и архитектурную ценность. На рубеже ХХ-ХХ1 столетий наметился активный процесс духовного обновления в обществе. Монастыри и храмы исторически всегда являлись центрами культуры и институтом нравственности. Восстановление их является сегодня признаком стремления к устойчивому развитию нашего общества. В связи с этим остро возникла потребность в изучении монастырских комплексов и отдельных культовых сооружений. Интерес к реконструкции старых и строительству новых монастырей в XXI в. обуславливает необходимость изучения традиций монастырского зодчества с целью сохранения монастырей как объектов культурного (архитектурного) наследия, а также решения композиционных и градостроительных задач, возникающих в процессе их восстановления. При этом должны учитываться такие факторы как адаптация к современным условиям.

В Нижнем Новгороде монастыри начали создаваться с XIII века. Наиболее древние, сохранившиеся и действующие в настоящее время каменные монастыри, находятся в Нижнем Новгороде: Вознесенский Печерский и Благовещенский мужские монастыри. Особый интерес в изучении нижегородских монастырей представляют собой комплексы поздних монастырей XVIII - XIX и начала XX вв., которые в большинстве своем находятся за городом (на территории современной Нижегородской области). Эти монастыри создавались после древнерусского периода в архитектуре и позволяют проследить эволюцию архитектурных стилей в культовом зодчестве. Поскольку до сих пор комплексного исследования этих монастырей не проводилось, именно они стали объектом данного архитектуроведческого исследования.

В настоящее время в Нижегородской области выявлено 33 монастырских комплекса (в том числе общины, скиты, старообрядческие и единоверческие монастыри). Из них действующих монастырей Русской православной церкви - 15 (8 мужских и 7 женских). Монастырей рассматриваемого периода (XVIII - начала XX вв.) в области насчитывается 26.

Актуальность данного исследования определяется необходимостью изучения монастырских ансамблей XVIII - начала XX вв. как уникального явления русской архитектуры. Востребованность подобного исследования связана с обращением к памятникам духовной культуры как объектам национального самоопределения, которые требуют реставрации и восстановления. Поэтому анализ эволюции монастырских комплексов, вопросы преемственности в их строительстве актуальны и имеют большое практическое значение. Несмотря на то, что существующие комплексы внесены в список ОКН, на наш взгляд, значимость их для отечественной архитектуры еще не вполне оценена. Рассматриваемые объекты в той или иной мере продолжают сохранять ценные компоненты историко-архитектурного наследия (элементы ландшафта, архитектурно-планировочную структуру, фрагменты исторических зданий и т.д.). Кроме того, огромный потенциал монастырей как духовных, паломнических, культурно-просветительских и туристических центров усиливает актуальность их исследования в контексте современных требований.

Комплексное изучение нижегородского монастырского зодчества, их характерных черт, вопросов преемственности и региональных традиций должно способствовать восстановлению утраченных объектов, что позволяет более качественно решить проблему сохранения историко-архитектурного наследия.

Комплексное исследование монастырского строительства в Нижнем Новгороде и Нижегородской губернии в период XVIII - начала XX вв. восполняет существующий пробел как в архитектурной науке, так и в

практике реконструкции и восстановления объектов историко-архитектурного наследия.

Цель исследования - провести комплексный анализ архитектуры нижегородских монастырских ансамблей XVIII - начала XX вв. и выявить характерные черты, лежащие в основе их своеобразия. Задачи исследования:

-проанализировать эволюцию монастырского православного зодчества России и Нижегородской губернии;

-провести комплексный анализ архитектуры нижегородских монастырей XVIII - первой половины XIX и второй половины XIX - нач. XX вв. и сравнить их со столичными монастырями с целью выявления их характерных черт, преемственности и традиций;

-разработать на основе комплексного анализа таблицу классификационных признаков нижегородских монастырей, включающую градостроительные, функционально-планировочные, архитектурно-типологические и композиционно - стилевые характеристики;

-выполнить графические реконструкции отдельных монастырских комплексов на основе систематизации и обобщения литературных, архивных источников, иллюстративных материалов (фотографий, чертежей, гравюр), а также натурного обследования и фотофиксации.

Объект исследования - монастырские комплексы Нижнего Новгорода и Нижегородской области XVIII - начала XX вв.

Предмет исследования - характерные черты архитектуры монастырей Нижегородской губернии XVIII - начала XX вв.

Границы исследования: географические - православные монастыри, расположенные на территории Нижнего Новгорода и Нижегородской губернии (современной Нижегородской обрасти); временные границы -XVIII - начало XX вв. В процессе исторического обзора также затрагиваются и более ранние предшествующие периоды (до XVIII в.).

Методика исследования базируется на комплексном анализе объектов культурного наследия. Основой методологии является системный подход к проблеме изучения архитектуры монастырских комплексов, включающий изучение и систематизацию литературных историко-краеведческих, архивных, научно-исследовательских и проектных работ, графических материалов по теме; метод сравнительного анализа и экспертных оценок, включающий натурное обследование, фотофиксацию отдельных объектов, классификацию полученных данных, а также разработку графических авторских реконструкций монастырских комплексов.

Теоретическая база исследования

Исследование проблемы изучения историко-культурного наследия, связанного с монастырскими комплексами, требует научного анализа литературных источников по истории культуры и православия, а также архивных источников по архитектуре и истории строительства нижегородских монастырей в различные временные этапы.

Изучение монастырей в России началось с XIX века. В 1907 г. был выпущен сборник «Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям», в котором упоминаются и нижегородские обители. В XIX -начале XX вв. продолжают публиковаться отдельные статьи с визуальным описанием монастырей.

Исследованию монастырских поселений в России посвящены труды Барсегян Т.В., Бусевой-Давыдовой И.П., Денисова Л.И., Зверинского В. и др. Наиболее известным обителям, сыгравшим значительную роль в истории и культуре нашей страны, посвящены издания «Монастыри России» и «Монастырские ансамбли Московии» Б.Б. Вагнера.

Основой изучения монастырских ансамблей в структуре исторических городов являются градостроительные исследования A.B. Бунина, Н.И. Брунова, Н.Ф. Гуляницкого, A.B. Иконникова 1 В.А. Лаврова, Т.Ф. Саваренской и др.

Архитектурной композиции монастырских ансамблей посвящено исследование И.А. Рябушиной. Исследованию монастырей Западной Сибири XVIII - XIX вв. посвящена монография М.А. Кривоносовой. В исследовании C.B. Ильвицкой всесторонне изучены закономерности архитектуры православных монастырских комплексов (на примере балканских стран), а в монографии И.И.Слюньковой рассматривается монастырское зодчество Беларуси. В трудах Ю.С.Ушакова исследуются вопросы композиции деревянных монастырей Русского Севера.

В трудах нижегородских историков и летописцев A.C. Гацисского, H.H. Драницына, архимандрита Макария, А. Снежницкова, Н.И. Храмцовского и других отражены процессы формирования местных поселений и, в том числе, нижегородских обителей.

Значительным событием в истории изучения русских монастырей стало издание в 2003 году книги «Русские монастыри. Поволжье» под ред. А. Агапова, в которой дано описание истории формирования нижегородских монастырей. Историческое описание отдельных нижегородских монастырей приводится в публикациях О.В. Буковой, C.B. Баруздиной, Ю.Г. Галая, А.И. Давыдова, A.A. Давыдовой, О.В. Дегтевой, И.А. Кирьянова,

A.B. Лисицыной, A.C. Петряшина, A.M. Подурец, С.А. Орлова, JI.M. Чичагова. Система критериев оценки объектов историко-архитектурного наследия разработана в исследовании C.B. Зеленовой.

Проблемам градостроительства и архитектуры Нижнего Новгорода и Нижегородской губернии (в том числе архитектуры монастырей) посвящены исследования C.JI. Агафонова, И.С. Агафоновой, Ю.Н. Бубнова,

B.А.Каравашкина, В.В. Коваля, О.В. Орельской, И.В. Петрова,

C.Н.Столяренко, Я.Л. Шаболдина, Н.Ф. Филатова, С.М. Шумилкина.

В перечисленных литературных источниках приводятся общие сведения об истории возникновения и формирования монастырей, об архитектуре ряда монастырских комплексов, а также об отдельных постройках известных монастырей. Однако комплексного исследования

нижегородских монастырей XVIII - начала XX вв. до сих пор не проводилось. Таким образом, вопросы планировочной организации, архитектурно-пространственной структуры, типологии культовых сооружений, композиционных, стилистических и декоративных приемов в построении монастырских ансамблей указанного периода пока не получили комплексного научного анализа.

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые монастырское зодчество Нижегородской губернии рассматривается как самостоятельное архитектурное явление:

- впервые собраны, изучены и систематизированы разрозненные материалы по малоисследованному периоду в формировании нижегородских монастырских комплексов XVIII - начала XX вв.;

- впервые проведен комплексный анализ архитектурных комплексов нижегородских монастырей, создавший целостную картину монастырского строительства;

- сравнительный анализ со столичными монастырскими комплексами позволил выявить преемственность и традиции в строительстве нижегородских монастырей;

- в научный обиход введен новый материал по выявлению характерных особенностей 27 монастырских комплексов (в том числе исторических фотографий, архивных материалов, проектов, гравюр).

впервые предложена таблица классификационных признаков, содержащая результаты аналитических исследований градостроительных, планировочных, объемно-пространственных, композиционных, типологических и стилистических и декоративных характеристик нижегородских монастырей.

Практическая значимость исследования состоит:

- в возможности использования научных разработок автора в процессе реставрации и восстановлении существующих монастырей, а также при проектировании новых;

-в возможно