автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Русские монастырские сады
Оглавление автор диссертации — кандидата архитектуры Медведева, Анна Александровна
Введение.
Глава 1. Сады и парки русских монастырей как явление культуры.
1.1 .Русские монастыри и монастырские сады: возникновение и развитие
1.2.Национально-художественное своеобразие монастырских садов.
Выводы:.
Глава 2.Русский монастырский сад: ландшафтная организация и принципы устройства.
2.1 .Внутримонастырские сады.
2.2.Сады за пределами монастырских стен.
2.3.Ландшафтная организация монастырских земель.
Выводы.
Глава З.Монастырь как архитектурно-ландшафтный ансамбль.6$
3.1.Островной монастырь - «идеальный тип» монастыря.
3.2.Архитектурно-ландшафтные ансамбли островных монастырей: особенное и уникальное.
Выводы.
Введение 2002 год, диссертация по архитектуре, Медведева, Анна Александровна
В духовной жизни современного российского общества произошло существенное изменение мировоззренческих и ценностных ориентаций. В рамках общественного и личностного сознания все большую роль начинают занимать религия и церковь. Возрождение культурно-исторического наследия, в том числе и тех памятников, которые были созданы в рамках православной русской традиции, становится насущной задачей. Актуально изучение монастырей, их истории, архитектуры и культуры. В этом ряду особое место занимают монастырские сады; необходимо их исследование и сохранение как части отечественного культурного наследия. Знания по истории монастырского садоводства необходимы при реставрации монастырских комплексов. Сегодня многие монастыри возрождаются, восстанавливается прерванная на десятилетия живая духовная связь веков и поколений, из более чем 1200 монастырей, действовавших на территории России до 1917 г., в последние годы восстановлено и функционирует около 550 (данные по монастырям Московской Патриархии на территории России и бывших союзных республик).
Монастырские сады и парки - неотъемлемая часть истории и культуры России. Считается, что в России первые сады появились именно в монастырях (Н. Дубенский, Н. Тонин, А. Регель). Однако, изучение русского садово-паркового искусства идет, в основном, по «светской линии»: царские сады XVII в., Петровское время и далее - дворцово-парковые комплексы и усадебные парки. Тем не менее, искусство садоводства в монастырях не было утрачено, оно лишь «померкло» на фоне роскошных царских резиденций. И XIX век дает много тому подтверждений.
Объект исследования - монастыри европейской части России, преимущественно северо-запада, отобранные в связи с наличием и значением в их композиции садов и парков.
Обращение к русским монастырским садам XIX - начала XX века не случайно. Появившись в далекое средневековье вместе с монастырями, монастырские сады существовали и все последующие века, пройдя значительный путь развития - от небольших внутренних двориков с крестообразным расположением аллей до значительного размера ландшафтных композиций.
В работе исследуются садово-парковые комплексы монастырей середины XIX - начала XX вв., т.к. именно этот период оставил наибольшее количество дошедших до нас ландшафтных объектов. В это время во многих русских монастырях велось активное строительство и благоустройство территории. Изданные литографии и гравюры с видами монастырей «с птичьего полета», сопоставленные с иными источниками, позволяют реконструировать архитектурные и ландшафтные комплексы монастырей.
Предмет исследования - ландшафтная организация русских монастырей, что и является в широком смысле этого слова монастырским садом (собственно сады, их элементы, а также сами монастырские комплексы как элементы окружающего ландшафта). Предлагаемое автором определение монастырского сада позволяет рассматривать, классифицировать, изучать, сравнивать разноуровневые ландшафтные объекты, которые, на первый взгляд, несопоставимы. Изучение монастырского сада проводится с учетом композиции монастыря, определением места и роли в ней садов.
Цель и задачи работы - на примере садово-парковых комплексов середины XIX - начала XX вв. ряда монастырей реконструировать целостную картину устройства садов и парков в русских монастырях, для чего следует:
• выявить монастыри, в которых сады и парки были значительной частью их композиции;
• проанализтровать принципы их устройства;
• провести фиксацию сохранившихся садов и парков в обследованных монастырях;
• провести анализ ландшафтной организации монастырей и композиционных особенностей их садов.
Научиая новизна работы. На основании комплексного исследования предложено определение монастырского сада как многоуровневой системы природных территорий монастыря. Сформулированы принципы устройства садов и парков в русских монастырях. В научный оборот введены результаты натурного обследования монастырей Коневского монастыря.
Научно-практическая значимость результатов исследования
Положения и выводы работы могут быть использованы
• при реконструкции и воссоздании русских монастырей;
• в образовательном процессе по истории русского садово-паркового искусства;
• в научных исследованиях по изучению русской культуры;
• при разработке экскурсионных маршрутов
Изученность проблемы и материалы исследования. Среди исследований по истории, строительству и архитектуре монастырей нет работ, посвященных именно монастырским садам и паркам, о которых в литературе существуют только фрагментарные сведения. Во второй половине XIX века были опубликованы работы, на которых базируются все дальнейшие исследования в данной области. Это - небольшая статья Н. Дубенского1 «Монахи - первые садоводы в России», статья Н. Тонина «Подмосковное садоводство, его прошлое и настоящее»2, работа И. Снегирева «Взгляд на историческое древнее садоводство в Москве до
1 Дубенский Н. Монахи - первые садоводы в России // Московские ведомости № 359, 30 декабря 1887 г.
2 Тонпн Н. Подмосковное садоводство, его прошлое и настоящее // Русский справочный листок, 1889 №7-8
Петра I»3. Эти работы были обобщены А. Регелем в монографии «Изящное садоводство и художественные сады» (СПб., 1896). В данных публикациях говорится о том, что русским монастырям принадлежит главная роль в деле становления садоводства на Руси (Искусство садоводства, наряду с другими искусствами как части христианской культуры было привнесено на Русь из Византии, после крещения Руси). О монастырских садах России после XVII века, когда основное внимание уделялось уже светским садам, обычно никаких обобщающих сведений не приводится. К сожалению, в работах И.Е. Забелина о московских садах XVII и XVIII столетия сады монастырские оказываются за рамками исследования.
В последние десятилетия растет интерес к теме русского садово-паркового искусства, и, в частности, к монастырским садам. Отдельные аспекты из проблематики садово-паркового искусства русских монастырей изложены в статьях А.Г. Мельника «К семантике монастырского сада» и «Сады Ростовского Борисоглебского монастыря». Формированию архитектурно-ландшафтной среды Валаама посвящена диссертация В.Р. Рывкина (1982). Значительное внимание монастырским садам уделено в монографии «Вертоград»4. Средневековые монастырские сады рассмотрены академиком Д.С. Лихачевым в его работе «Поэзия садов» (СПб., 1991).
Материалы исследования - литературные (1), иконографические (2), архивные источники (3), натурные обследования монастырей (4):
1 .К исследованию темы привлечена литература о монастырях, с одной стороны, и о садах и парках, с другой.
• Дореволюционные описания монастырей - путеводители по монастырям Российской империи (Зверинский В.В., Денисов Л.И., Павловский А.А.); путеводители по конкретным монастырям; записки паломников и о
Снегирев И. Взгляд на историческое древнее садоводство в Москве до Петра 1. М., 1853, 16 с.
4 Вергунов А.П., Горохов В.А. Вертоград. М., 1996,432 с. путешественников, а также историко-статистические описания монастырей, издаваемые епархиями.
• Исследования по садово-парковому искусству, которые содержат малочисленные, но представляющие интерес сведения о монастырских садах, обычно - при описании садов допетровского времени (Курбатов В.Я., Регель А., Дубяго Т.Б, Вергунов А.П. и Горохов В.А., Ожегов С.С.).
Рассматривая литературные источники первой группы, отметим, что упоминания о садах довольно редки среди монастырских достопримечательностей. Такими «счастливыми исключениями» являются Толгский, Николо-Угрешский монастыри и некоторые другие. В литературе об остальных монастырях можно встретить лишь указания на существование сада, цветника, рощи. Описания паломников часто более эмоциональны и больше внимания уделяют садам.
Так, например, в описаниях Валдайского Иверского монастыря нет сведений о благоустройстве территории, о разведении сада и создании парковой зоны на островах Валдайского озера. Хотя еще Павел Алеппский, описывая путешествие патриарха Макария по России в середине XVII века (время строительства Валдайского Иверского монастыря), пишет, что «На среднем острове, на котором теперь приступили к сооружению монастыря, весь лес вырубили, а на других двух островах его рубят и разводят сады.»5.
В описаниях Валаамского монастыря много внимания уделяется тому, как преображается природа посредством кропотливого человеческого труда и помощи Божией, что здесь было раньше и что - теперь. Везде -плоды рук человеческих, тяжелого крестьянского труда. Часто одни и те же сведения, удачно найденные обороты перекочевывают из одного монастырского издания в другое. К сожалению, самые ранние описания монастыря относятся к середине XIX века; сады, как известно, устраивались уже с начала XIX века.
5 Павел Алеппский. Путешествие патриарха Макария. М., 1897-98. Кн. XI, гл. II. (о Валдайском Иверском монастыре), с. 61
Кирилло-Белозерский монастырь. Сведения о садах ограничиваются описанием И. Остроумова (1897): «От Казанских до святых ворот ведет березовая аллея, обнесенная каменной оградой высотою аршина в 4. Эта аллея делит первый двор на две, почти равные, части. По сторонам аллеи тянутся посевы и огороды, кое-где видны группы берез и столетних лип. Против Успенского собора, саженях в 18 от него стоит архимандричий двухэтажный корпус, обнесенный двухэтажною оградой. В этой ограде разбит небольшой сад, главная красота которого, четыре вековые кедра, соперничают в высоте с куполом церкви св. Владимира»3.
Коневский монастырь. Хотя сады в композиции Коневского монастыря занимают достойное место, в историко-статистическом описании 1861 г. не сообщается ни о плодовом саде, ни о парке (вероятно, он появился позднее). Исключение составляет лишь кленовая аллея, кстати, существующая до сих пор. В книге «Острова Валаам и Коневец на Ладожском озере и тамошние монастыри», (1852), сказано, что раньше плодовый сад находился за южной стеной монастырского каре, но из-за скудности и бедности песчаной почвы его перенесли к подножью Святой горы; остатки этого сада существуют там до сих пор.
Нило-Столбенская пустынь. Во второй половине XIX века были описаны некоторые архивные материалы по истории Нило-Столбенской пустыни, где, между прочим, говорилось и о яблоневых садах, разведенных в монастыре в первой половине XVII века7.
Соловецкий монастырь - больше всего полезных сведений по поводу садов дает нам книга «Соловки» В.И. Немировича-Данченко8. Описания красот северной природы и «прекрасного уголка» - Макарьевской пустыни
6 Остроумов И. Святыни нашего севера (Путешествие по Соловкам, Валааму и другим обителям Северной России). СПб., 1897. С. 105
7 Рачинский А.В. Нилова пустынь в первые полутораста лет ее существования. Исторический очерк по старинным монастырским бумагам. М., 1876. С. 3. Успенский В. Историческое описание Ниловой Столбенской пустыни Тверской епархии Осташковского уезда. Тверь, 1867. С. 56-57. о
Немирович-Данченко В.И. Соловки. Воспоминания и рассказы из поездки с богомольцами. СПб, 1875, 375 с. многие исследователи почерпнули именно оттуда. Автор пишет и о занимательных вещах, о которых никто, кроме него не упоминает (в парниках росли персики, теплопроводы были сделаны под почвой, на которой росли плодовые деревья.). Многие фотографии монастыря начала века показывают и внешний вид обители, и ее внутренний двор, который к этому времени совсем зарос.
К следующей группе источников - «Литература о садах и парках» -следует отнести и некоторые сугубо биологические издания. Ссылки на монастырский опыт встречаются как при описании истории интродукции растений, так и при изучении какой-либо ценной культуры, например, сибирского кедра. М.М. Игнатенко9 представляет собственные обследования кедровой рощи Толгского монастыря в 1982 г. с учетом деревьев (показан диаметр стволов и количество деревьев), ссылки на литературу (и состояние деревьев в 1940 г.). Автор приводит также сведения по кедрам на Валааме и Соловках. Данные по состоянию деревьев кедра в роще Толгского монастыря имеются также в ряде книг и статей10. Поскольку в монастырских садах кедр встречался достаточно часто, то такая литература весьма полезна.
2 .Иконографическими источниками послужили иконы с изображением монастырей (XVII - XX вв.), гравюры и литографии (XVIII - XX вв.); фотографии и открытки конца XIX - начала XX века, картины художников. Большая коллекция открыток хранится в отделе эстампов РНБ. Гравюры, литографии и пр. - содержатся как в архивах (РГИА), так и в отделе эстампов РНБ, музейных фондах (Русский музей, Сергиево-Посадский музей-заповедник).
Изображение монастырей на литографиях
В Троице-Сергиевой лавре в 1843-1910 гг. работала литографская мастерская, в которой издавались разнообразные по тематике листы, в том
9 Игнатенко М.М. Сибирский кедр. М., «Наука», 1988, 160 с. С. 60-63 - Древнейшая кедровая роща под Ярославлем
10 Ценнейшая кедровая роща // Вестник знания, 1940, № 3, с. 71-72; М. Петров. Зеленый исполин. Свердловск, 1966, с. 62-63 числе и виды монастырей11. В литографиях использовалась как система панорамного представления монастыря с изображением архитектуры на фоне неба, так и схема перспективного изобразительного плана, при котором топографическая информативность сочеталось с естественностью передачи большого пространства с очень высокой точки обзора.
На рубеже XIX-XX веков, когда более доступным становится фотоискусство, во многих монастырях были выпущены почтовые открытки с видами монастырей. Например, весь монастырь Нилова пустынь был сфотографирован и представлен на этих открытках: зона входа, собор и соборная площадь, вид с колокольни. Особенно интересны изображения внутреннего вида дворов - соборного и гостиного (видны радиальные дорожки, а между ними - газоны с цветниками), набережных аллей, Воздвиженской аллеи.
3 .Архивные материалы (геометрические планы земель монастыря, генеральные планы монастыря, приходно-расходные книги, описи монастырского имущества и др.). Использованы материалы из Российского государственного исторического архива (С.-Петербург), Российского государственного архива древних актов (Москва), Российского государственного военно-исторического архива (Москва), Отдела рукописей и Отдела эстампов РНБ. Использованы также исторические справки и планы из фондов архивов: институтов «Леспроект» и «Спецпроектреставрация», КГИОП СПб., Института Урбанистики и Министерства культуры России.
4.Натурные обследования проведены в 10 монастырях в 1992-1997 гг. Это Валаамский, Коневский, Соловецкий монастыри, Валдайский Иверский, Череменецкий, Нило-Столбенская пустынь, Новый Иерусалим, Псково-Печерский, Большой Успенский монастырь в Тихвине и Толгский монастырь в Ярославле. Еще 6 монастырей - Антониев и Юрьев в
11 Зарицкая O.K. И.И. Старченков - литограф Троице-Сергиевой лавры. Сергиево-Посадский музей-заповедник. Сообщения 1995. М., 1995, с. 196-220
Новгороде, Троице-Сергиева лавра, Успенский монастырь в г. Александрове, Александро-Невская лавра и Троице-Сергиева пустынь в С.Петербурге - осмотрены менее подробно.
В работе применен комплексный метод исследования, который состоит из натурных обследований сохранившихся ландшафтных объектов монастырей, исторического и сравнительного анализа, иконографическоих сопоставлений.
На защиту выносятся следующие положения:
• Определение понятия «монастырский сад».
• Представление о монастырских садах как одновременно утилитарном и художественном явлении.
• Классификация и принципы устройства садов и парков русских монастырей.
• Представление о существовании и особенностях «монастырской линии» русского садово-паркового искусства.
Сад и парк - понятия взаимосвязанные и взаимопроникающие, причем, часто название обусловлено историческими причинами. В русском языке - сад — от слова садить, сажать; парк - от др-лат. parriculus — огороженная территория.
В современном понимании парк, в отличие от сада, многофункционален и отличается крупными размерами. Сады - чаще существуют в городской застройке, имеют ограду, четкие границы, контраст с окружающей территорией; парк - визуальные (хотя бы) связи с природным окружением.
В работе принята следующая терминология:
- сад - участок земли с элементами благоустройства, имеющий четкие границы, с посаженными на нем растениями, в том числе декоративными деревьями и кустарниками.
- парк - территория с естественной или посаженной декоративной древесно-кустарниковой растительностью и элементами благоустройства, имеющая связь с природным окружением (даже при очень небольших размерах пространство визуально расширяется), без четкой принадлежности рассматриваемого участка конкретному зданию.
Краткое содержание работы.
В первой главе - «Сады и парки русских монастырей как явление культуры» - рассмотрен круг вопросов, позволяющих объяснить понятие «монастырского сада», понять роль сада в системе монастыря, рассмотреть монастырские сады в историческом аспекте.
Очень кратко представлена история садово-паркового искусства. Возникнув на юге, как необходимейшая принадлежность жилья, сад в Европе становится уже не прямой необходимостью, а роскошью. В средние века садоводство развивалось в основном в монастырях, на защищенной, укрепленной территории. Обычно этот период и ассоциируется с названием «монастырские сады». В диссертационной работе показано, что параллельно существовали и развивались сады разных типов, каждый из которых когда-то являлся приоритетным направлением.
В разделе Монастырское садоводство в России очень кратко говорится об истории монастырей, т.к. без этого невозможно изучение монастырских садов. Далее делается предположение о предпосылках возникновения сада в монастыре, на определенном этапе его развития. Здесь же предложена периодизация монастырского садоводства в России, состоящая из трех периодов.
В следующем разделе кратко рассмотрена Ситуация, сложившаяся в России ко второй половине XIX века - как обоснование для выбора именно этого периода для изучения - периода, отмеченного значительным монастырским строительством.
В разделе Национально-художественное своеобразие монастырских садов показано, что монастырский сад - многогранное явление, особенности которого связаны с его местом и ролью в системе культуры (монастырский объект, являющийся частью садово-паркового искусства и отражающий определенные национальные особенности).
Из всего вышесказанного логично вытекает Определение монастырского сада, на котором и строится в дальнейшем эта работа.
Специальный раздел посвящен особенностям русских монастырских садов и их отличиям от садов западноевропейских монастырей.
Во второй главе - «Русский монастырский сад: ландшафтная организация и принципы устройства» - предлагается классификация монастырских садов по местоположению (как элементов планировочной системы монастыря), функциональному назначению, характеру планировки сада, размеру. В качестве основной выбрана классификация по местоположению.
В этой главе предложено разделить монастырские сады, как элементы планировочной системы монастыря, на 3 группы:
• внутримонастырские (ландшафтное решение пространства в пределах монастырских стен)
• сады, прилегающие к монастырю
• ландшафтная организация монастырских земель с основным центром -монастырем и подчиненными центрами - скитами, пустынями и хозяйственными постройками.
Третья группа садов присутствует не во всех монастырях, но ее наличие особенно характерно для островных монастырей.
В этой главе показано, что практически все монастыри имели свои сады, различаясь по количеству использованных типов. Всегда существовали внутримонастырские сады, довольно часто украшались окрестности монастыря, если позволяли условия, занимались и
Заключение диссертация на тему "Русские монастырские сады"
Выводы
1. Русские монастыри - это особые архитектурно-ландшафтные комплексы, в которых сад и монастырь представляют собой единую композиционную систему. Способы достижения этого единства композиции в разных монастырях различны.
2. Островные монастыри в наибольшей степени приближаются к «идеальному типу» монастыря: они способствуют реализации цели уединения, отрешенности от мира. Условно их можно разбить на три группы - расположенные на больших островах вдали от берега, расположенные на небольших островках близко к берегу и находящиеся в труднодоступной местности вдали от населенных пунктов. Сады островных монастырей имеют наиболее полный набор составных элементов, и также могут служить идеальной моделью монастырского сада.
3. Каждый монастырь включает в себя черты общие, особенные и единичные (уникальные). Общее связано с единством уклада монастырской жизни. Особенное зависит от типа монастыря (город/уединенная местность). Единичное определяется местоположением монастыря и уникальностью его архитектурно-ландшафтного ансамбля.
4. При реставрации монастырских комплексов необходимо учитывать
• сложившуюся архитектурно-ландшафтную композицию, общие, особенные и уникальные черты каждого архитектурно-ландшафтного ансамбля
• эстетическую значимость, социальные и утилитарные функции монастырских садов, их место и роль в композиции монастыря.
Заключение
Проведенное исследование позволяет рассматривать русские монастыри как особые архитектурно-ландшафтные комплексы. Сад — утилитарно-художественное явление, неотъемлемая принадлежность монастыря, обусловленная представлениями и о монастыре, и о саде как образе рая на земле; сады рассматривались как проявление преображеннности мира, его красоты, в создании которой участвует человек. Образ монастыря-сада присутствует как на древних иконах, так и на литографиях начала XX в., отражен в воспоминаниях паломников.
В работе введено определение «монастырского сада» как многоуровневой системы определенным образом организованных природных территорий внутри и вокруг монастыря, связанной с изменением естественного ландшафта и разведением растений, причем следует разграничивать понятия «монастырский сад» в узком и широком смыслах.
Кроме того, в работе отмечено, что историю отечественного садово-паркового искусства следует рассматривать со времен крещения Руси. Монастырские сады как элемент планировки монастыря были привнесены на Русь из Византии и распространились вместе со строительством монастырей. Предлагается выделить несколько периодов монастырского садоводства: X-XVII вв.; XVIII - начало XIX вв.; XIX - начало XX вв.
Для садов русских монастырей (по отношению к западноевропейским) характерна большая связь с природным окружением; больший размер сада по отношению к размерам зданий, большая свобода и живописность в размещении строений и отсюда - в планировке садов, монастырский сад не ограничивался стенами монастыря.
Различия в понимании сада светского и монастырского основано на различном отношении к красоте. Для монастырских садов (по отношению к светским) характерна большая сдержанность в использовании декоративных элементов; естественная красота природы - основа выразительности.
Предложено классифицировать монастырские сады по разным основаниям: по их функциональному назначению, по характеру планировки и размеру; наиболее значимым является рассмотрение сада как элемента планировочной системы монастыря. Исходя из этого основания, монастырские сады можно разделить на три типа - внутримонастырские, прилегающие к монастырю, ландшафтная организация монастырских земель.
В работе рассмотрено многообразие монастырских садов России XIX в., произведена их классификация. Это многообразие садов обусловлено природными условиями и местоположением монастыря, временем его постройки и перестройки, а также материальными возможностями.
Сад и монастырь представляют собой единую композиционную систему; способы достижения этого единства композиции в разных монастырях различны. Создание парковой среды шло по двум направлениям: в основном это были преобразования ландшафта, связанные с повседневной и хозяйственной деятельностью с последующей эстетизацией, и, второе (присутствующее не во всех монастырях) — создание ландшафта, соответствующего каким-либо образцам (например, создание подобия Святой земли).
Каждый монастырь включает в себя черты общие, особенные и единичные (уникальные). Общее связано с единством уклада монастырской жизни. Особенное зависит от типа монастыря, расположенного в городе или уединенной местности. Единичное определяется местоположением монастыря и уникальностью его архитектурно-ландшафтного ансамбля.
Островные монастыри в наибольшей степени приближаются к «идеальному типу» монастыря: они способствуют реализации цели уединения, отрешенности от мира. Условно их можно разбить на три группы — расположенные на больших островах вдали от берега; на небольших островках близко к берегу и находящиеся в труднодоступной местности вдали от населенных пунктов. Сады островных монастырей имеют наиболее полный набор составных элементов, и также могут служить идеальной моделью монастырского сада. Монастырские сады отличает гармония рукотворных элементов в естественном природном окружении.
При реставрации монастырских комплексов необходимо учитывать
• сложившуюся архитектурно-ландшафтную композицию, общие, особенные и уникальные черты каждого монастырского ансамбля
• эстетическую значимость, социальные и утилитарные функции монастырских садов, их место и роль в композиции монастыря.
Необходимо создание в восстанавливаемых монастырях дендропитомников, в которых выращивался бы местный посадочный материал для будущей реконструкции и воссоздания садов. В какой-то мере это будет и восстановлением исторической традиции: обычно монастыри имели свои питомники, саженцы из которых использовались не только для нужд обители, но и за ее пределами.
То, что монастырские комплексы за годы советской власти подверглись разорению, отразилось и на их садах. Многие посадки -середины XIX века, и на рубеже XX - XXI веков они находятся уже в возрасте своего предельного существования, который снизился из-за неправильной эксплуатации окружающей территории. Повсеместно требуется восстановление аллейных посадок деревьев. Интересны опыты по выявлению видов декоративных деревьев и кустарников и сортов плодово-ягодных культур (например, яблони), которые выращивались в монастырских садах, так как, например, в островных монастырях, существующих изолированно, частично сохранился именно монастырский ассортимент конца XIX-начала XX века.
Монастырские сады - значительная часть национальной художественной культуры - требуют изучения, осмысления и восстановления.
Библиография Медведева, Анна Александровна, диссертация по теме Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
1. Авель (Ванюков). Гефсиманский скит. М., 1867. - 39 с.
2. Амвросий (Орнатский). Описание Антониева Новгородского монастыря. М., 1810. - 154 с.
3. Андреев А.Н. Ладожское озеро. СПб., 1875. - 263 с.
4. Андреев К.А., Белоусова Н.А., Ронконен Н.И. Растительный мир Валаама. Петрозаводск, 1982. - 62 с.
5. Анисимов А.В. По пути в русский Афон Соловецкую обитель. - М., 1895.-74 с.
6. Антипин Г. Крепость Кирилло-Белозерского монастыря. — Кириллов, 1934.-40 с.
7. Аполлос. Первоклассный Псково-Печерский монастырь. — Остров, 1893. Изд. 2-е, доп. 176 с.
8. Ареев И.А. Монастырские острова Валаам и Коневец. СПб., 1895. -24 с.
9. Базилевская Н.А. Из истории декоративного садоводства и цветоводства в России // Труды Института истории естествознания и техники. 1958 - т.24. - С. 107-150.
10. Ю.Балдин В.И. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры. М., 1976.- 143 с.11 .Балдин В.И. Загорск. 2-е изд. М., 1989. - 325 с.
11. Башуцкий А.П. Тихвинские монастыри (очерки). СПб., 1854. - 132 с.
12. Берташ А.В., Арсений, иеромонах. Шесть столетий Рождество-Богородичного Коневского монастыря. СПб., 1993. - 48 с.
13. Бизе А. Историческое развитие чувства природы. СПб., 1890. - 391 с.
14. Бронзов А.А. Рай на земле: Валаамские впечатления //Христианское чтение. 1912. - № 9. - С. 954-977.
15. Бусева-Давыдова И.Л. Некоторые особенности пространственной организации древнерусских монастырей // Архитектурное наследство № 34. М, 1986. - С. 201-207.
16. Быков В.П. Тихие приюты. — Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1993.-349 с. (репринтное издание 1913 г.).
17. Валаамский монастырь и его подвижники. 3-е изд. СПб., 1903. - 447 с.
18. Ваучский А. Поездка на Валаам (Впечатления и воспоминания о Коневской и Валаамской обителях). Новгород, 1909. — 44 с.
19. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - 805 с.
20. Вергунов А.П., Горохов В.А. Русские сады и парки. М.: Наука, 1988. -412с.
21. Вергунов А.П., Горохов В.А. Вертоград: Садово-парковое искусство России (от истоков до начала XX века). М.: Культура, 1996. - 431 с.
22. Вержбицкий В. Поездка на Валаам. //Исторический вестник, 1913, март.-С. 988-1000.
23. Виды и описание Коневского монастыря. СПб, 1876. - 43 с.
24. Виды Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры (фотографии). 1906 г.
25. Воронов Н., Сахарова И. Новые материалы об архитектурном ансамбле Иосифо-Волоколамского монастыря. //Архитектурное наследство. 1956. -№ 6. - С. 107-131.
26. Воскресенский А. Свято-Троицкий Павло-Обнорский третьеклассный общежительный мужской монастырь Вологодской епархии. Исторический очерк. Вологда, 1914. - 223 с.
27. Вяземский П.П. Монастыри на Ладожском и Кубенском озере. //Памятники древней письменности. СПб., 1881. - 30 с.
28. Гавриил, иеромонах. Описание Оранского Богородицкого первоклассного монастыря. Нижний Новгород, 1871. - 196 с.
29. Галашевич А.А. Художественные памятники Селигерского края. Изд. второе, переработанное, дополненное. М.: Искусство, 1983. - 192 с.
30. Геронтий. Историко-статистическое описание Кирилло-Белозерского (Успенского) мужского первоклассного монастыря Новгородской епархии. М., 1897, - 161 с.
31. Архимандрит Геронтий (Кургановский). Волоколамский Иосифов второклассный мужской монастырь и его современное состояние. — СПб., 1903,- 138 с.
32. Зб.Голицын Н.С. Николо-Угрешский мужской монастырь. СПб, 1880. — 15 с.
33. Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. М., 1909. - 424 с.
34. Горицкий Я. Угреша. Воспоминания об Угрешской Николаевской пустыни, отстоящей от Москвы в 15 верстах. — 2-е изд. М., 1867. — 60 с.
35. Горский А.В. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, составленное по рукописям и печатным источникам в 1841 г. С приложением архимандрита Леонида. 1890, 4.1, 229 с.
36. Григоревский М. Ставропигиальный первоклассный Соловецкий монастырь. Архангельск, 1897. - 76 с.
37. Григорьев Л.И. Тихвин и его святыня. Описание города, Тихвинского большого монастыря и пребывающей в нем святыни. СПб., 1888. -68 с.
38. Дамаскин, иеродиакон. Афонская гора и Соловецкий монастырь. Труды Чудовского иеродиакона Дамаскина (1701-1706). СПб., 1883. -102 с.
39. Даниил. Пошехонская Исакова пустынь Ярославской епархии. Изд. второе, испр. и доп. Ярославль, 1877. - 11 с.
40. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908.
41. Досифей. Географическое, историческое и статистическое описание Соловецкого монастыря. М., 1836. - 446, 275 с.
42. Дубенский Н. Монахи первые садоводы в России // Московские Ведомости, 30 декабря 1887 г., № 359.
43. Дубяго Т.Б. Русские регулярные сады и парки. — JL: Госстройиздат, 1963.-341 с.
44. Душин В. Воспоминания о святых местах или путешествие в Соловецкую обитель. Казань, 1869. — 93 с.
45. Живописное обозрение русских святых мест. Изд.4, вып.З. Александро-Невская лавра в С.-Петербурге. 1904.
46. Игнатенко М.М. Сибирский кедр (биология, интродукция, культура). -М.: Наука, 1988.- 160 с.
47. Игнатий (Брянчанинов) Валаамский монастырь. СПб., 1847. - 27 с.5 7.Ильин М.А. К истории архитектурной композиции русских монастырей 17 в. (Валдайский Иверский монастырь). //Ежегодник Института истории искусств М., 1954. - С. 279-297.
48. Историко-статистическое описание первоклассного Тихвинского Богородицкого большого мужского монастыря, состоящего при новгородской епархии в г. Тихвине. СПб., 1905, 3-е изд.
49. Историческое описание монастыря преподобного Кирилла, находящегося в Ново-Городской губернии на Беле-озере. М., 1805. -54 с.63 .История первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря. -СПб, 1899.-227 с.
50. Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1972. - 440 с.
51. Калайдович. Историческое описание мужеского общежительного монастыря Св. Чудотворца Николая, что на Пешноше. 3-е изд., М., 1880.- 140, 52 с.
52. Каменский А.В. Путешествие в Соловки (личные впечатления). -Полтава, 1910. 23 с.
53. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Кн. 1. М., «Мысль», 1993. - 572 с.
54. Ключевский В.О. Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае //Соч., т.7. М., 1953. - с. 5-32.
55. Кондратьев И.К. Святыни Валаамского монастыря, места подвижничества преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. М., 1896. - 123 с.
56. Косаревский И.А. Искусство паркового пейзажа. М.: Стройиздат, 1976.-246 с.
57. Краткое историческое сведение о Новгородском 2-кл. Антониеве монастыре. М., 1821.-1 с.
58. Крылов А.П. Описание Ярославского первоклассного Толгского мужского монастыря. Ярославль, 1860. - 40 с.
59. Курбатов В .Я. Сады и парки. СПб., 1916. - 752 с.
60. Кучко А.А. и др. Валаам феномен природы. - Петрозаводск, 1988 -110 с.
61. Кучко А.А. и др. Экосистемы Валаама и их охрана. — Петрозаводск, 1989.-200 с.
62. Лапин П.И., Калуцкий К.К., Калуцкая О.Н. Интродукция лесных пород. М, Лесная промышленность, 1979. 224 с.
63. Протоиерей Лев Лебедев. Богословие русской земли как образа обетованной земли царства небесного (на примере некоторых архитектурно-строительных композиций XI XVII веков). // Тысячелетие крещения Руси. М., 1989. - С. 140-175.
64. Л-В Ар. Из поездки в Череменецкий Богословский монастырь. СПб., 1884.-32 с.
65. Леонид (Кавелин), архимандрит. Историческое описание ставропигиального, Новый Иерусалим, именуемого, монастыря, составленное по монастырским актам настоятелем оного монастыря архимандритом Леонидом. М., 1876. 768 с.
66. Лихачев Д.С. Поэзия садов. Второе изд. СПб., «Наука», 1991, 372 с.
67. Майнов В.Н. Вотчина Зосимы и Савватия // Живописная Россия, т.1, 4.1.-СПб., М, 1881. -С.285-312.
68. Макарий, иеромонах. Описание Оранской Богородицкой пустыни. М., 1851.-110с.
69. Максимов С. Год на севере. 2-е изд. - СПб, 1864. — 608 с.
70. Максимов С.В. Островные монастыри //Живописная Россия, т.1, ч.1. — СПб., М., 1881. -с.447-460.
71. Маркевич И.А., Шужмов А.А. Информативность эстетики ландшафта. //Лесной журнал. 1992. - № 3. - С. 15-18.
72. Маркевич И.А., Шужмов А.А. Эстетическая оценка архитектурно-ландшафтных ансамблей Валаамского архипелага. //Лесной журнал, 1995.-№ 1.-С. 65-72.
73. Мелетий, иеромонах. Общежительный Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь. Изд. 2-е. СПб, 1890. - 32 с.
74. Мельник А.Г. К семантике монастырского сада // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1994. -М., 1996. С. 517-518.
75. Мельник А.Г. Сады Ростовского Борисоглебского монастыря // Мельник А.Г. Исследования памятников архитектуры Ростова Великого. Ростов, 1992. - С. 105-113.
76. Мильчик М.И. Успенский монастырь на миниатюрах рукописей «Сказания об иконе Тихвинской Богоматери» //Памятники культуры. Новые открытия 1979. - Л., 1980.
77. Мисаил (Орлов), иеромонах. Историческое изображение о начале Коневской обители, о запустении, возобновлении и о настоящем оной положении. 2-е изд. СПб., 1822. - 46 с.
78. Молодкина Л.В. Садово-парковое искусство как предмет художественно-эстетического анализа: Автореферат дис. канд. филос. наук. М., 1992.-28 с.
79. Монастыри Русской Православной Церкви. Справочник-путеводитель. Выпуск первый. Издательство Московской Патриархии. Фонд «Преображение». - М., 2001. - 464 с.
80. Муравьев А.Н. Новгородский Юрьев монастырь. По описанию А.Н.Муравьева. Новгород, 1908. - 46 с.
81. Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам русским. Репринтное воспроизведение издания 1846 года. — М., 1990. 384 с.
82. Недумов И. Ярославский Толгский монастырь. 2-е изд. Ярославль, 1898.-16 с.
83. Немирович-Данченко В.И. Крестьянское царство воспоминания и рассказы из поездок с богомольцами. — СПб, 1904. - 242 с.
84. Немирович-Данченко В.И. Соловки. Воспоминания и рассказы из поездки с богомольцами. СПб, 1875. — 375 с.
85. Никольский Н.Н. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти 17 века (1397 1625). - Т.1. вып.1. - Об основании и строениях монастыря. - Спб., 1897. - 296, 114 с.
86. Новорусский М. Душеспасительное хозяйство: Валаамская трудовая община //Современный мир. 1907. - сент. - С. 40-59.
87. Новый Иерусалим. Издание Пост, комиссии народн. чтений. Изд. 3-е. СПб., 1903.-28 с.
88. Новый Иерусалим. Историческое описание. Изд. 6-е, испр. М., 1914.-63 с.
89. Общежительный Череменецкий Иоанно-Богословский второклассный монастырь. Изд. 3-е. - СПб, 1907. - 37 с.
90. Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры: Краткий очерк. -М.: Стройиздат, 1993.-240 с.
91. Озеленение и садоводство в Карелии. Петрозаводск, 1990. - 133 с.
92. Озерецковский Н.Я. Путешествия по озерам Ладожскому, Онежскому и вокруг Ильменя. СПб., 1812, 561 с.
93. Озерецковский Н.Я. Путешествие на озеро Селигер. СПб., 1817. -194 с.
94. Описание Богородицкой Площанской пустыни, составленное по запискам, хранящимся в монастырской ризнице, в 1853 году. СПб., 1855.-47 с.
95. Описание Введенской-Островской пустыни, находящейся на острове озера Вятского во Владимирской епархии. С литографированною картиною. М., 1860. 49 с.
96. Описание Иверского-Выксунского женского монастыря, Нижегородской губернии Ардатовского уезда, за тридцатилетнее его существование, составленное в 1894 году. М., 1895 264 с.
97. Описание и путеводитель по Свято-Троице-Сергиевой Лавре. -Изд.З, 1897, 56 с.
98. Описание первоклассного Иверского Богородицкого монастыря Новгородской епархии. Извлеч. Из Истории иерархии, книги Рай мысленный и жизнеописания патриарха Никона. СПб., 1844, 60 с.
99. Описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры и ее окрестностей. М., 1898.
100. Орлов Дм. Ярославский первоклассный Толгский монастырь 13141914. Историко-статистический очерк. Ярославль, 1913.
101. Острова Коневец и Валаам и тамошние монастыри. СПб., 1852. -38, 89 с.
102. Островский Д.Н. Путеводитель по северу России. СПб, 1898. - 146 с.
103. Остроумов И. Святыни нашего севера. СПб, 1897. - 185 с.
104. Охраняемые природные территории и памятники природы Карелии. Петрозаводск, 1992. - 136 с.
105. Павел (Алеппский). Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. М., 1897-1898.
106. Павличенков В. Ансамбль Иосифова-Волоколамского монастыря. //Архитектурное наследство. 1958. -№ 10. - С. 127-152.
107. Павловский А.А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. Н. Новгород, изд. И.М. Машистова. - 1907. - 784, 111 с.
108. Петров М. Зеленый исполин. Свердловск, 1966. — 78 с.
109. Пимен (Гаврилов), архимандрит. Рождественский Коневский монастырь. СПб., 1886. - 39 с.
110. Пимен (Благово), архимандрит. У греша. Исторический очерк. М., 1875.- 103 с.
111. Пимен (Благово Д.Д.), архимандрит. Угреша. Историческое описание Николаевского Угрешского общежительного монастыря, изд. 5.-М., 1895.-87 с.
112. Погребняк Н.В. Псково-Печерский Успенский монастырь. М., 1988.-64 с.
113. Полякова Г.А. Флора и растительность старых парков Подмосковья. -М.: Наука, 1992.-222 с.
114. Попов В.А. По островам Ладожского озера. -М., 1904. 76 с.
115. Попов М. Хозяйство Череменецкого и Сергиевского монастырей С.-Петербургской губернии. СПб., 1899. - 19 с.
116. Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне. Репринтное издание 1910 г. СПб., 1994. 732 с.
117. Природные комплексы Валаама и воздействие на них рекреации. -Петрозаводск, 1983. 191 с.
118. Пузанов Н.Д. Дневник путешественника в Валаамскую обитель в 1901 г.-М., 1902.- 102 с.
119. Пустынька игумена Назария на Валааме и священные ее окрестности. СПб., 1890. - 87 с.
120. Путеводитель по Гефсиманскому скиту, что близ Свято-Троицкия Сергиевская лавры. 5-е изд. - М., 1889. - 46 с.
121. Путешествие на Валаам во святую обитель и подробное обозрение всех его достопримечательностей. СПб, 1892. - 127 с.
122. Рабинович Г. Архитектурный ансамбль Псково-Печерского монастыря. //Архитектурное наследство. 1956. — № 6. — С. 57-86.
123. Рачинский А.В. Нилова пустынь в первые полутораста лет ее существования. Исторический очерк по старинным монастырским бумагам. М., 1876. - 62 с.
124. Регель А. Изящное садоводство и художественные сады. СПб, 1896. 447 с.
125. Резников Л.Я. Валаам раскрывает тайны. Петрозаводск, 1975. — 168 с.
126. Ровинский Д.А. Виды Соловецкого монастыря, отпечатанные с древних досок, хранящихся в тамошней ризнице. СПб., 1884.
127. Рубцов Л.И. Садово-парковый ландшафт. — Киев, 1956. 212 с.
128. Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра 1713 1913. Историческое исследование доктора церковной истории С.Г. Рункевича. - СПб., Синод, тип., 1913.-1131 с.
129. Русская Православная церковь. Монастыри: Энциклопедический справочник / Под общ. ред. архиепископа Бронницкого Тихона; Сост. А.В. Никольский. М.: Изд-во Моск. Патриархии; Республика, 2000. -464 с.
130. Русские монастыри. Центральная часть России. М., 1995. - 400 с.
131. Русские монастыри. Север и Северо-Запад России. М., 2001. - 592 с.
132. Рывкин В.Р. Формирование архитектурно-ландшафтной среды в условиях Карелии на примере Валаамского комплекса. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. к. арх. М., 1982. - 16 с.
133. Рывкин В.Р. По Валааму. Петрозаводск, 1990. - 255 с.
134. Рябушина И.А. К вопросу о композиции русских монастырей XV-XVII вв. // Архитектурное наследство. № 34. - М. 1986. - С. 193-200.
135. Садоводство и огородничество на о. Валааме //Вестник Императорского Российского общества садоводов. СПб., 1870. — № 1.-С. 224-234.
136. Сахаров В. Эсхатологические сочинения и сказания в древней русской письменности и влияние их на народные духовные стихи. Тула, 1879.-248 с.
137. Сахаров Л.И. Историческое описание Суздальского первоклассного Спасо-Евфимиева монастыря. Изд. 3-е. М., 1905. - 104 с.
138. Сведение о существующих в России лаврах и монастырях. М., 1850.
139. Свирин А.Н. Корбуха (Сергиев). 1925. 24 с.
140. Свято-Введенский Толгский женский монастырь. «Посад», 1994.
141. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. Краткая история монастыря с приложением важнейших документов. — Изд. 3-е, испр. и знач. доп.-СПб, 1901.
142. Седельников Н.М. Путеводитель по Троицко-Сергиевской лавре, Гефсиманскому скиту и Вифании. Изд.4. - 1891. - 62 с.
143. Силин П.М. Историческое описание Валдайского Иверского Святоезерского Богородицкого монастыря. — СПб., 1885. 80 с.
144. Синайский В. Псково-Печерский монастырь. Общий культурно-исторический очерк. Рига, 1929. - 62 с.
145. Случевский К.К. По северо-западу России. Т. 1 - 2. - СПб., 1897.
146. Снегирев И. Взгляд на историческое древнее садоводство в Москве до Петра 1. -М., 1853. 16 с.
147. Снегирев И.М. Путеводитель из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру. -М., 1856.- 116 с.
148. Снегирев И.М. Путевые записки о Троицкой лавре, содержащие в себе обзор достопримечательностей Троицкой дороги, Лавры и Вифании. С политипажными видами и древним изображением Сергиева монастыря. М., тип. Семена, 1840. - 56 с.
149. Соболев А.Н. Загробный мир по древне-русским представлениям (литературно-исторический опыт исследования древне-русского народного миросозерцания). Сергиев Посад, 1913. - 206 с.
150. Собчаков В.И. Краткий очерк садоводства в Москве до Петра I // Журнал садоводства. Т. IV. - М., 1864. - С. 70-84.
151. С.Н. Описание Свято-Троицкой Реконской пустыни. СПб., 1870. -60 с.
152. Спутник при поездке в Соловецкий монастырь. Для богомольцев и туристов. Архангельск, 1910. - 68 с.
153. Суворов Н. Описание Павло-Обнорского монастыря Вологодской епархии. Вологда, 1866. - 67 с.
154. Тиханова Е. Свято-Троицкая Реконская пустынь и восстановитель ее схимонах о. Амфилохий. СПб., 1901. - 20 с.
155. Томилин А. Коневец и Валаам: Поездка по окрестностям Петербурга. //Русский иллюстрированный альманах. 1858. - С. 123136.
156. Троице-Сергиева лавра. 1987. - 240 с.
157. Уваров А.С. Христианская символика. Ч. 1. Символика древнехристианского периода.
158. Успенский В.П. Историческое описание Ниловой Столбенской пустыни Тверской епархии, Осташковского уезда. Тверь, 1876. -272 с.
159. Фаресов А.И. Поездка на Валаам. //Исторический вестник. 1901. — № 8. - С. 610-629.
160. Фомин А.И. Описание Белого моря с его берегами и островами. — СПб., 1797.
161. Хоум Г. Основания критики. М., 1977. - 615 с.
162. Ценнейшая кедровая роща // Вестник знания. 1940. - № 3. - С. 7172.
163. Челищев П.И. Путешествие по северу России в 1791 г. СПб., 1886. -315 с.
164. Чирков В.И. Сады Валаама. СПб., 1998. - 80 с.
165. Шереметев С.Д. Псково-Печерский монастырь (очерк). СПб., 1895. -39 с.
166. Шмелев И. На скалах Валаама (Путевые очерки). М., 1897. - 261 с.
167. Эстетика природы, М : ИФ-РАН, 1994. 229 с.126
168. Ярославский первоклассный Толгский монастырь. 2-е изд., доп. -Ярославль, 1888. - 165 с.
169. Ярославский Толгский монастырь. Оттиск из журнала «Семейные вечера» за 1883 г. СПб., 1883. - 16 с.
170. Bowl P. Gardens in Central Europe. Woodbridge, 1991. - 215 p.
171. Braunfels W. Monasteries of Western Europe: The architecture of the orders. London, 1993.
172. Enge Т.О., Shroer. Garden architecture in Europe: 1450-1800. Koln, 1992.
173. Jellicoe G., Jellicoe S. The landscape of man. Shaping the environment from prehistory to the present day. 3-d edition, London, 1995. — 408 p.
174. Loudon J. C. An Encyclopaedia of Gardening. London, 1871. - (new edition)
175. Wengel T. The art of gardening through the ages. Leipzig, 1987.
176. Thacker Ch. The History of Gardens. London, 1979. - 288 p.1. Список иллюстраций- 1. Суздаль Спасо-Евфимиев монастырь.
177. Общий вид Суздальского Спасо-Евфимиева первоклассного монастыря, литография 1890, (РГИА, 835.4.4.1).- 2. Николо-Пешношский монастырь.
178. Изображение Николаевского Пешношского общежительного монастыря в 1855 году, литография 1889 (РГИА, 835.4.19.19).- 3. Иосифо-Волоколамский монастырь.
179. Общий вид Задонского Тихоновского общежительного мужского монастыря-скита, основанного в 1865 году на месте подвигов Святителя Тихона, Задонского уезда Воронежской губернии (РГИА, 835.4.4.4).- 6. Исакова пустынь
180. Вид Исаковой пустыни, 1877 г. литография (СПМЗ)- 7. Новгород Николо-Вяжищский монастырь
181. Вид Новгородского второклассного Николаевского Вяжищского монастыря, отстоящего от Нова-Града в 12 верстах (РГИА, 835.4.21.15).- 8. Новгород Сковородский монастырь.
182. Вид Новгородского Сковородского монастыря, 1863 г. (РГИА, 835.4.21.17).- 9. Троицкая Реконская пустынь
183. Вид Троицкой Реконской пустыни Новгородской губернии, в Тихвинском уезде, 1868 (РГИА, 835.4.21.13).- 10. Троицкая Реконская пустынь
184. Вид с Южной стороны древней Троицкой церкви в Реконской пустыни, Новгородской губ., в Тихвинском уезде, 1868 (РГИА, 835.4.21.14) -11. Троицкая Реконская пустынь
185. Вид с юго-западной стороны Свято-Троицкой Реконской пустыни, в Тихвинском уезде, Новгородской губернии, 1877 (РГИА, 835.4.21.20)- 12.Николо-Ургешский монастырь.
186. Вид Николо-Угрешского общежительного монастыря в 1910 году, находящегося в 15 верстах от Москвы (РГИА, 835.4.4.1)- 13. Николо-Угрешский монастырь.
187. Геометрический специальный план Николаевского Угрешского общежительного монастыря, 1862 г. (фрагмент) РГАДА, ф. 1205, оп.1, ед.хр. 67.-14. Николо-Угрешский монастырь.
188. Вид Николо-Угрешского монастыря в 1865 году. -15. Антониев-Дымский монастырь.
189. Вид Дымской обители, в которой почивают мощи Преподобного Антония Дымского, 1851 (РГИА, 835.4.21.5).- 16. Антониев-Дымский монастырь.
190. Вид Св. Антония Дымского монастыря в 15 верстах от г. Тихвина, 1867 (РГИА, 835.4.21.11).- 17. Стефано-Ульяновский монастырь.
191. Вид Троицкого Стефано-Ульяновского монастыря у зырян Вологодской губернии Устьсысольского уезда с южной стороны, 1890 года (РГИА, 835.4.4.3). -18. Оптина пустынь.
192. Вид Козельской Введенской Оптиной пустыни в 1877 году. -19. Оптина пустынь.
193. Оптина пустынь. Разлив реки Жиздры. Почтовая открытка начала XX века.
194. Скит Иоанна Предтечи (1876).- 20. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.
195. Вид монастыря с восточной стороны, святые врата (фотография 1904 г.). (ГНИМА им. Щусева, Y.42869)
196. Воскресенский собор. Фотография начала XX в. (ГНИМА им. Щусева, 1.1589)-21. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.
197. План местности с показанием точек фотофиксации.- 22. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Фотографии A.M., 1997 г.:
198. Елизаветинские ворота, вход в парк.
199. Монастырская стена. Посадки вяза.
200. Река Истра (Иордан) около монастыря.
201. Дорога к скиту, мост через Кедрон.225. Скит Патриарха Никона.- 23. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.- 24. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.24.1,24.2. Липовая аллея внутри монастыря (фото A.M., 1997).- 25. Толгский монастырь
202. Литография XIX века из книги «Свято-Введенский Толгский монастырь» (М., 2001).
203. Уголок кедрового сада рисунок A.M., 1994.- 26. Толгский монастырь. Фотографии A.M., 1994 г.:26.1, 26.2 Липовый круг 26.3 - Пруд- 27. Троице-Сергиева лавра.
204. Троице-Сергиева лавра 25 сентября 1892 года (РГИА, 835.4.19.4).- 28. Троице-Сергиева лавра.
205. Вид Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1898 (РГИА, 835.4.19.9).- 29. Троице-Сергиева лавра.
206. Общий вид Гефсиманского скита, 1870. -30. Троице-Сергиева лавра.
207. Вид Киновии, близ Свято-Троицкой Сергиевой лавры (РГИА, 835.4.19.10).-31. Троице-Сергиева лавра. Фотографии A.M., 1997: 30.1, 30.2. Аллеи Пафнутьева сада .303. Успенский собор.- 32. Троице-Сергиева лавра.
208. План Лавры 1842 г. (фототека ГНИМА им. Щусева, V. 17987).- 33. Троице-Сергиева лавра. Литографии из кн. Снегирева 1856 г.:
209. Троице-Сергиева лавра. Общий вид
210. Внутренний вид Троице-Сергиевой лавры.- 34. Троице-Сергиева лавра. Гравюры из книги И. Снегирева «Путевые записки.», 1840:
211. Церковь Рождества Предтечи342. Трапезная церковь.- 35. Троице-Сергиева лавра. Гравюры из кн. И. Снегирева «Путевые записки.», 1840:351. Троицкий собор.352. Успенский собор.-36. Псково-Печерский монастырь. Фотографии монастыря (A.M., 1996):
212. Вид со Святой горы на монастырский двор.362. 36.3, 36.4 внутренние виды обители- 37. Псково-Печерский монастырь. Фотографии Святой горы монастыря (A.M., 1996):37.1, 37.2, 37.3. Один из охраняемых 500-летних дубов.374. Купола Успенской церкви.
213. Выход из пещер смотровая площадка. Дуб врос в крышу здания.
214. Аллея сада (яблони, розы).- 38. Псково-Печерский монастырь. Виды монастыря 1930-х гг. (худ. С. Виноградов) из книги В.Синайского «Псково-Печерский монастырь. Общий культурно-исторический очерк», 1929:38.1, 38.2. Монастырский двор.383. Святой колодец.
215. Внутренний вход в монастырь. Никольская церковь.- 39. Новгород Варлаамо-Хутынский монастырь.
216. Хутынский монастырь, мужской, 1-го класса, в 10-ти верстах от Новгорода (РГИА, 835.4.21.18).- 40. Новгород Антониев монастырь. Виды монастыря (фото 2000 г., A.M.)
217. Собор Рождества Богородицы, перед входом однорядная липовая аллея.402. Яблоневый сад.
218. Ограда монастыря, за ней липовая аллея. -41. Новгород - Юрьев монастырь.
219. Вид Новгородского первоклассного Юрьева общежительного монастыря, 1830 г.- 42. Тихвин Большой Успенский монастырь.
220. Вид Тихвинского Богородицкого Большого первоклассного монастыря, 1904 г. (РГИА, 835.4.21.22).- 43. Тихвин Большой Успенский монастырь. План.- 44. Тихвин Большой Успенский монастырь.
221. Литография с ошибочной надписью «Вид Св. Николая Беседного монастыря в 3 верстах от г. Тихвина». Рис. с нат. Н. Первухин. Рис. на кат. С. Лукоин (РГИА, 835.4.21.12).- 45. Тихвин Большой Успенский монастырь.
222. Внутренний вид монастыря в конце 19 века.
223. Фотография с той же точки (A.M., 1996).
224. Дубы перед входом в монастырь (фото A.M., 1996)- 46. Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь.
225. Вид ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. Цв. литография, 1893 (РГИА, 835.4.3.31).- 47. Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь.
226. Изображение ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря, 1837 (РГИА, 835.4.3.29).- 48. Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь.
227. Фрагмент изображения Соловецкого острова (РГИА, 835.4.3.21).- 49. Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь.
228. Карта Соловецких островов (из книги Д. Островского «Путеводитель по северу России», 1898).-50. Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь.
229. Соловецкий монастырь. Вид с моря почтовая открытка XIX в.
230. План Ставропигиального Соловецкого монастыря конца XVIII в. (из кн. А. Фомина «Описание Белого моря с его берегами и островами», 1797)-51. Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь.
231. Вид на монастырь и гавань Благополучия552. Царская колокольня
232. Вид пораненной Знаменской иконы (палисадники перед входом в Спасо-Преображенский собор).
233. Монастырь со стороны гавани Благополучия. -56. Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь.
234. План Макарьевской пустыни выполнен по материалам ВО «Леспроект»- 57. Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь (фото A.M., 1994):
235. Вид монастыря со стороны Святого озера.
236. Макарьевская пустынь: дорога к дому настоятеля.
237. Макарьевская пустынь: погреб-ледник, посадки яблони, кедры.
238. Макарьевская пустынь: лиственничная аллея.- 58. Валаамский Спасо-Преображенский монастырь.
239. Вид Спасо-Преображенского первоклассного Валаамского монастыря, 1895 (РГИА, 835.4.2.4)- 59. Валаамский Спасо-Преображенский монастырь.
240. Валаамский первоклассный монастырь, рисунок схимонаха о. Алексия, 1889 (ГРМ, из книги «Русские монастыри. Искусство и традиции».
241. Фрагмент рисунка о. Алексия.- 60. Валаамский Спасо-Преображенский монастырь.
242. Пустынька игумена Назария (Церковно-исторический музей, Куопио, Финляндия)602. План монастыря-61. Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Карта местности.- 62. Валаамский Спасо-Преображенский монастырь.
243. Валаамский монастырь на Ладожском озере. 1861 г. Рисовал с натуры П. Балашов. Лит. и печ. И.Е. Лаппинг (РГИА, 835.4.2.7).
244. П.Ф. Борель. Валаамский монастырь, 1850 г., тоновая литография (СПМЗ).- 63. Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Фотографии 19982000:
245. Знаменская часовня перед входом в монастырь (A.M., 1998).
246. За часовней посадки дуба, перед гостиницей для паломников -аллея из туи западной (И. Корнилова, 2000).
247. При подходе к монастырю от пристани видна часовня Богоматери «Всех скорбящих радость» (О. Прокофьева, 1996).
248. Памятная стела перед входом в монастырь (О. Прокофьева, 1996).- 64. Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Фотографии A.M. 1997-2000.
249. Дорога к Игуменскому кладбищу (лиственничная аллея).64.2, 64.3, 64.4. Игуменское кладбище: подпорная стена и пихтовая аллея.- 65. Валаамский Спасо-Преображенский монастырь.
250. Скит во имя Всех святых (фото A.M., 1997).
251. Скит Валаамского монастыря на Ладожском озере. Литография по рисунку A.M. Горностаева, 1853 (РГИА, 835.4.2.1).- 66. Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Дорога к скиту Всех святых (фото A.M., 1997-2000):
252. Всехсвятский храм в обрамлении пихты сибирской.
253. Посадки дуба на территории скита.
254. Вход в храм (рисунок A.M., 2000 г.)
255. Келейный корпус и ограда, на заднем плане — посадки пихты и кедра.
256. Часовня Крестных страданий Господа в окружении посадок пихты и лиственницы сибирской.- 69. Валаамский Спасо-Преображенский монастырь. Фотографии A.M. 1997-99 гг.
257. Подпорная стенка на острове Пуутсари.
258. Подпорная стенка у Коневских озер.
259. Поклонный крест на острове Пуутсари.
260. Поклонный крест на Предтеченском острове.695. Московский канал.- 70. Коневский Рождество-Богородичный монастырь.
261. Литография: Вид Рождественского Коневского монастыря, 1875 г. (РГИА, 835.4.2.2)-71. Коневский Рождество-Богородичный монастырь. Из книги «Виды и описание Коневского монастыря», 1876:
262. Общий вид Коневского монастыря.
263. Вид соборного храма от скита.
264. Часовня Николая Чудотворца на пристани.714. Стрелка.- 72. Коневский Рождество-Богородичный монастырь. Из книги «Виды и описание Коневского Монастыря», 1876:
265. Домик в монастырском саду.
266. Вид скита с правой стороны.723. Вид скита от монастыря.724. Змеиная гора- 73. Коневский Рождество-Богородичный монастырь. Карта острова.- 74. Коневский Рождество-Богородичный монастырь. План монастыря и прилегающей территории (A.M., 1997).
267. Аллея перед входом в монастырь.
268. Кленовая аллея (1840-х гг.), вид в сторону часовни на пристани.- 75. Коневский Рождество-Богородичный монастырь. Парк перед входом в монастырь и гостиницу для паломников (фото A.M., 1997):
269. Вход в гостиницу, вид с дороги.
270. Аллея, соединяющая гостиницу с монастырем.
271. Кленовая аллея от пристани ко входу в гостиницу.
272. Кленовая аллея (1840-х гг.) от пристани ко входу в монастырь.
273. Парковая поляна, обрамленная сиренью.756. Вид от гостиницы.- 76. Коневский Рождество-Богородичный монастырь (фото A.M., 1997):76.1, 76.2, 76.3 виды монастырского двора.
274. Вид от гостиницы на монастырское кладбище.
275. Дубовая аллея, вид от гостиницы.
276. Деревянная гостиница для паломников.- 77. Коневский Рождество-Богородичный монастырь
277. План окрестностей монастыря М = 1 : 5000, вид на каменную гостиницу для паломников (A.M., 1997)- 80. Коневский Рождество-Богородичный монастырь.
278. План местности Родественского Коневского монастыря. Архитектор И.Слупский, 1866 г. (Церковно-исторический музей, Куопио, Финляндия).- 83. Коневский Рождество-Богородичный монастырь.
279. План подвального этажа гостиницы (проект). Архитектор И. Слупский, 1866 г. (Церковно-исторический музей, Куопио, Финляндия).- 84. Коневский Рождество-Богородичный монастырь.
280. Вид Валдайского Иверского монастыря открытка начала XXвека.
281. Березовая аллея при подходе к монастырю (фото A.M., 1997).
282. Старый дуб на территории монастыря (фото A.M., 1997).
283. План монастыря из ст. М.А. Ильина 57.- 90. Валдайский Иверский монастырь. План. -91. Нило-Столбенская пустынь.
284. Вид Ниловой пустыни с юго-восточной стороны, с процессией крестного хода», 1875 (СПМЗ).- 92. Нило-Столбенская пустынь.
285. Вид Ниловой пустыни с восточной стороны, с возвышенного пункта», из книги: Озерецковский Н.Я. Путешествие на озеро Селигер, 1817- 93. Нило-Столбенская пустынь.
286. Открытки с видами Ниловой пустыни 1912-1913 гг.:931. Храм Воздвижения.932. Воздвиженская аллея.
287. Сосна у Воздвиженского храма.934. Набережная аллея.- 94. Нило-Столбенская пустынь.
288. Вид с колокольни на гостиный двор (фото A.M., 1997 г.)
289. Вход в монастырь с гостиного двора (открытка 1912)943. 94.4. Гостиный двор, Надвратная церковь Петра и Павла (открытки 1912)
290. Нилова пустынь. Монастырская гостиница (открытка 1912).- 95. Нило-Столбенская пустынь. Фотографии (A.M., 1997):
291. Вид с колокольни на п-ов Светлица.95.2, 95.3. Панорама монастыря с озера.
292. Ограда садовой территории.955. Аллеи парка- 96. Нило-Столбенская пустынь. Фотографии монастыря (A.M., 1997):
293. Панорама монастыря, вдали дамба с мостом и п-ов Светлица.962. Гранитная набережная.963. Ограда сада.964. Липовая аллея.
294. Набережная из гранитных блоков вокруг хозяйственной территории.
295. Трехрядная посадка дуба на склоне.- 97. Нило-Столбенская пустынь.
296. Архиерейская набережная почтовая открытка 1912 г.
297. Архиерейская набережная фотография (A.M., 1997).
298. Архиерейская набережная рисунок (A.M., 1997 г.)
299. Сохранившаяся дубовая аллея на садовой территории
-
Похожие работы
- Монастырские комплексы Вологодской области
- Формирование монастырских ансамблей XVII века юго-восточного Приладожья
- Эволюция архитектурно-планировочной и ландшафтной композиции ботанических садов Сибири
- Закономерности формирования архитектуры православных монастырских комплексов
- Архитектура нижегородских монастырей XVIII - начала XX вв.