автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Стилевое развитие архитектуры Литвы в период 1830-1920-х годов

кандидата искусствоведения
Лукшёните, Нийоле Римвидовна
город
Каунас
год
1983
специальность ВАК РФ
18.00.01
Диссертация по архитектуре на тему «Стилевое развитие архитектуры Литвы в период 1830-1920-х годов»

Оглавление автор диссертации — кандидата искусствоведения Лукшёните, Нийоле Римвидовна

ВВЕДЕНИЕ

O.I, Об1ект исследования и его изученность

0.2. Методика исследования

0.3. Цель и задачи работы.

0,4. Новизна и актуальность.II

0.5. Структура диссертации.

0.6. Сведения о внедрении.

I Глава. АРХИТЕКТУРА РОМАНТИЗМ (1830-1860)

1.1. Романтическое движение в Литве и его воздействие на архитектуру.

1.2. Региональное направление в архитектуре романтизма . :

1.3. Романтическая интерпретация ордерной и готической архитектуры.

1.4. Выводы.

П Глава. АРХИТЕКТУРА ИСТОРИЗМ (I860-I9I4)

2,1. Отражение исторической ситуации в архитектуре второй половины XIX века.

2.2. Воспроизведение средневековых форм в культо вой и усадебной архитектуре.историзма

2.3. Воспроизведение стилей Нового времени в уса. дебной и культовой архитектуре историзма.

2.4. Особенности развития городской архитектуры историзма (конец XIX - начало XX века).

Вильнюс.

Клайпеда.

Каунас.

Выводы.

Ш Глава. АРХИТЕКТУРА МОДЕРНА (1900-1914) И 1920-х ГОДОВ

3.1. Проблема стиля в литовской архитектуре начала . XX века.

3.2. Особняк - носитель программных устремлений модерна.

3.3. Доходные дома модерна

3.4. Компромиссы модерна в архитектуре общественных зданий.

3.5. Ретроспективные тенденции в архитектуре

1920-х годов.

3.6. Выводы.

Введение 1983 год, диссертация по архитектуре, Лукшёните, Нийоле Римвидовна

0.1. Обгект исследования и его изученность

Большую часть архитектурного наследия Литовской ССР составляют здания, построенные в 1830-192О годы. На территории Литвы тогда был возведен ряд уникальных усадебных ансамблей и культовых сооружений, в городах велось интенсивное строительство жилых и общественных зданий. Сохранившиеся до наших дней постройки этого времени образуют основу исторической среды многих городов, местечек и поселков республики.

Однако до сих пор наследие 1830-1920-ых годов в Литве не изучено, что является следствием долго бытовавшего взгляда на историзм"^как несамостоятельное, вторичное явление архитектуры. л и

О недооценке отмеченного периода свидетельствует сравнительно малый процент зданий, включенных в Список памятников культуры Литовской ССР в момент его составления (утвержденный в 1973 г. список заключал только 75 обгектов архитектуры 1830-1920 годов, т.е. около 8 % всех памятников зодчества), хотя наследие этого времени в Литве является самым многочисленным. Настоящая диссертация должна в какой-то мере восполнить пробел в изучении истории архитектуры Литвы и утвердить самостоятельную ценность и значение зодчества 1830-1920 годов.

Актуальность исследования архитектуры этого времени особенно возрастает в связи с необходимостью решения задач, ввдвинуи тых законом по охране и использованию памятников истории культуры. Принятый в 1977 г. закон обязывает усовершенствовать мероприятия, связанные с охраной» выявлением, реставрацией, использованием и пропагандой памятников.*^ В Литовской ССР работы по уточнению и дополнению Списка памятников культуры еще не завершены; Список непрерывно пополняется об!ектами 1830-1920 годов. Их выявление непосредственно зависит от степени изучения архитектуры данного.периода. Исследования стимулируются и практическими нуждами, так как при регенерации городских центров и реконструкции жилого фонда архитекторы республики постоянно сталкиваются с застройкой отмеченного периода. Для определения художественно-исторической ценности зданий или комплексов необходимы данные как конкретного, так и обобщающего плана.

Хронологические границы изучаемого периода определены исторически, Их отмечают распад феодализма и рост капитализма,который за 1830-1920 годы в Литве прошел все стадии развития - от зарождения во второй четверти XIX в., зрелости на рубеже столетий и кризиса в межвоенные годы, верхняя и нижняя даты являются переломными в развитии архитектуры: 1830-ые годы обозначали кризис классицизма, 1920-ые - исчерпание системы историзма и модерна и распространение авангардистского направления, по своей программе близкого к функционализму и конструктивизму*

На основе изучения местного архитектурного наследия, а также сравнения художественных процессов, происходивших в Литве и в других странах, автором установлено, что архитектура Литвы в период 1830-1920 годов прошла через три этапа, которым соответствуют следующие стилевые направления*, романтизм, историзм и модерн. По времени они не полностью совпадают с этапами развития западноевропейской и русской архитектуры ' - особенности местного социально-экономического и культурного развития внесли в периодизацию некоторые коррективы. Анализ фактического материала позволил автору разработать следующую периодизацию архитектуры

Литвы 1830-1920 годов: а) первый этап развития приходится на 1830-1850 годы (между восстаниями 1831 и 1863 г.г.). Это период разложения феодализма и рождения капитализма. Ему сопутствовали подзвем национально-освободительного движения и распространение романтических идей, которые нашли свое отражение в архитектуре; б) второй этап наступил после отмены крепостного,права (1861 г.) и крестьянского восстания 1863 г. - событий, открывших пути для развития капитализма и роста городов. Для архитектуры данного этапа характерен историзм. В Литве он отличался . особенной длительностью - продолжался до Первой мировой войны; в) в качестве третьего этапа следует выделить модерн, охвативший архитектуру Литвы с 1900 до 19 J4 г. - в период наиболее интенсивного роста городов. Историзм, существовавший одновременно с модерном, стал терять позиции ведущего направления. Некоторые черты историзма и модерна сохранились в архитектуре 1920-ых годов, которые являются продолжением третьего этапа.

Литовская архитектура 1830-1920 годов, охватывающая названные этапы и стилевые направления, является обгектом настоящего исследования. Существующие публикации по этой теме немно-гочислены и фрагментарны. Данный период не освещался в общих работах по истории литовской архитектуры начала XX в. и межвоенных лет. Исключение представляет только работа К.Ясенаса^, в которой приведены некоторые факты, касающиеся культовой архитектуры. Негативный взгляд на эклектику не благоприятствовал ее исследованиям в 1950-1960 годы. "Всеобщая история архитектуры" (т.7), например, заканчивает анализ архитектуры Литвы периодом ампира. В 1960-ые годы об архитектуре историзма упоминал в своих работах только Ю.Юргинис ', оценивая ее явления сугубо критически. Больше внимания уделялось наследию, связанному с традициями народного зодчества6^. Лишь в 1970 годы в республиканской периодике стали появляться статьи, посвященные архитектуре второй половины XIX - начала XX в. К .^ярбуленас^ и Т.Адо-монис®) описали ряд культовых зданий и усадебных ансамблей на периферии, В.Юркштас^ обратил внимание на разнообразие вильнюсской архитектуры рубежа веков. Названные работы не были подкреплены архивными данными и лишь указывали на необходимость серьезных исследований.Исключением является клайпедскад архитектура второй половины XIX - начала XX в., сравнительно полно проанализированная Й.Таторисом."^ Другой тип исследований составляют очерки об отдельных памятниках*^ и анализ творчества некоторых архитекторов."^ Более полно изучено развитие литовских городов XIX - начала XX в. (работы А.Спельскиса, А.Мишкини-са, Й.Юркштаса)."^ ^опрос о художественной ценности архитектуры историзма и модерна ставил В.Юркштас» Принимая участие в подготовке проектов регенерации исторических ядер городов Вильнюса, Каунаса и Клайпеды, он пытался дать оценку зданий второй половины XIX - начала XX в.1^

В диссертации использован материал упомянутых публикаций, . наиболее значительными из которых являются статьи К.Чярбуленаса, Й.Таториса, З.Юркптаса. Для определения историко-социального и культурного фона, на котором развивалась архитектура Литвы, использовались работы историков В.Меркиса, М.Ючаса, В.Гензялиса, Р.Вебры и других.

Однако названные исследователи архитектуры не ставили перед собой задачи дать характеристику всего периода 1830-1920-ых годов и показать его место в истории архитектуры Литвы. Для решения этих проблем автору диссертации пришлось изучить обширный материал по исследованиям русской и западноевропейской архитектуры данного времени. ' Он помог разработать методику исследования, установить периодизацию, терминологию архитектуры и найти ответ на некоторые вопросы теоретического плана.

0.2. Методика исследования

Работа по изучению предмета включала в себя следующие этапы; выявление памятников и сбор данных, систематизацию материала, анализ архитектуры. Ввиду неизученности периода важное внимание уделялось инвентаризации сохранившихся об1ектов. Исследования архитектуры 1830-1920 годов автором диссертации велись на территории всей республики. Они.охватывали три крупнейших города - Вильнюс, Каунас и Клайпеду, 7 средних городов, имеющих застройку конца XIX - начала XX в. (Шилуте, Шяуляй, Укмярге, Ке-дайняй, Капсукас, Друскининкай, Панявежис), также множество местечек и поселений, где находятся об:ьекты сакральной архитектуры и усадебные ансамбли. В результате выявлено более 600 об1ек-тов, произведена их фотофиксация, по возможности выяснена датировка, заказчики и авторы зданий. На основании выявленных объектов составлены карты территориального.распределения памятников (см. альбом иллюстраций, листы 2,16,60). На карты занесено 480 об!ектов архитектуры, упомянутых в тексте.

Сбор материала включал и архивные исследования. В Центральном государственном историческом архиве Литовской ССР, в его Каунасском филиале и в отделах рукописей библиотеки Вильнюсского государственного университета и Центральной библиотеки Академии наук ЛитССР автором выявлено около 300 дел, заключающих проекты зданий. Большинство рассмотренных проектов относятся к архитектуре Вильнюса и Каунаса. Документы строительства клайпед-ских зданий и усадебных ансамблей почти не сохранились.

В работе использованы копии планов зданий, хранящиеся, в техническо-инвентаризационных бюро г.Вильнюса и г.Клайпеды, обмерные чертежи из архивов Литовского НИИ строительства и архитектуры, Инспекции по охране памятников и Института консервации памятников. Ценный иконографический материал обнаружен в фондах музея Истории и этнографии ЛитССР, в Каунасском государственном историческом музее, в архиве Института консервации памятников. В целях атрибуции зданий и дополнения сведений иконографическим материалом изучались периодические издания и архитектурные альбомы конца XIX - начала XX в., изданные в Литве, России, Польше и в.Германии. Они позволили установить некоторые прототипы зданий, которым следовали архитекторы, работавшие в Литве.

По сравнению с предыдущими историческими периодами, архитектурное наследие 1830-1920 годов обладает большим количеством памятников. По рисункам и фотографиям известна также часть не-сохранившихся обюктов. Поэтому в диссертации центр тяжести перенесен с анализа уникальных сооружений к определению архитектурных течений. Собранный фактический материал систематизирован по стилевым и типологическим признакам. Это позволило воссоздать картину распространения стилевых направлений, выявить ведущие для отдельных этапов типы зданий. Внутри направлений и типов отобраны наиболее характерные памятники - они рассматриваются в тексте, иллюстрируются фотографиями, копиями проектов, чертежами.

Анализ архитектуры 1830-1920 годов ведется под углом зрения ее стилевой эволюции. Такая организация материала наиболее соответствует сущности романтизма, историзма и модерна, поскольку в это время проблема стиля была главным механизмом, определяющим поиски художественного языка архитектуры. В анализе стилевых направлений подчеркиваются особенности и развитие внешних архитектурных форм (в том числе - декора), так как они наглядно отражают признаки стиля, позволяя легче классифицировать обширный материал. Стилеформирующая роль планово-пространственной композиции показывается через характеристику типов зданий.

0,3„ Цель и задачи работы

Цель диссертации - дать последовательный анализ стилевого развития архитектуры 1830-1920 годов в Литве и раскрыть локальные черты этого процесса.

Автор ставит перед собой следующие задачи:

- обосновать периодизацию архитектуры 1830-1920 годов;

- показать факторы, предопределившие развитие архитектуры Литвы.на протяжении всего периода, т.е. выявить исторические условия, роль местных художественных традиций, влияния соседних регионов;

- на анализе памятников архитектуры выяснить существовавшие стилевые тенденции и дать характеристику главных направлений - романтизма, историзма и модерна в Литве! ,

- показать развитие отдельных типов зданий;

- выявить архитекторов, работавших в Литве на протяжении I830-1920 годов.

Широта изучаемой проблемы не позволяет осветить весь круг вопросов, исходящих из поставленной темы. Так как,акцент исследования ставится на стилевом развитии архитектуры, сопутствующие ему вопросы затрагиваются в той мере, в какой они обгясняют явления идейного и художествеиного порядка. Например, в работе ограничен анализ градостроительства (рассматривается только эс«* тетическая среда города конца XIX - начала XX в.). Об1ем и профиль работы исключают освещение архитектурной жизни и инженерной области строительства (также промышленной архитектуры). Сравнительно узко рассматриваются конструктивная система зданий и типология общественных сооружений, так как в Литве данные области строительства не испытывали существенного обновления.

По выраженности стилевых признаков архитектура 1830-1920-х г.г. в Литве не может соперничать с западноевропейским или русским « романтизмом, историзмом и модерном. Местные условия не благоприятствовали созданию произведений, оригинальных в контексте мировой архитектуры. Однако в масштабе республики здания этого времени являются своеобразными и значимыми. Чтобы выявить позитивное зна~/ 1 чение периода 1830-1920-х г.г., в работе он трактуется в качестве! составной части архитектурного наследия Литвы. Определение его места среди других школ архитектуры является задачей дальнейших исследований♦

0.4. Новизна и актуальность диссертации

Научная новизна диссертации состоит в изучении предмета, совершенно нового для истории архитектуры Литвы. В работе оглашаются новые факты, на основе осмысления которых впервые строится картина стилевого развития литовской архитектуры 1830-1920-х г.г. Все научные выводы и положения делаются на основе выявленное/ го автором материала. В ходе его изучения выясняются следующие ^ новые моменты:

1. Определяется сеть архитектурных памятников 1830-1920 годов в Литве. Они впервые вводятся в научный обиход. В число исследуемых обгектов включаются постройки средних городов и местечек, которые до сих пор не изучались.

2. Обосновываются главные этапы и стилевые направления внутри исследуемого периода. Уточняются хронологические рамки архитектуры романтизма, историзма и модерна в Литве.

3. Устанавливаются регионы, влиявшие на архитектуру Литвы в период 1830-1920 годов.

Определяются ведущие типы зданий и их связь со стилевыми направлениями.

5. Выделяются регионы на территории Литвы, представляющие отдельные архитектурные "школы".

6. Выясняется круг архитекторов, работавших в Литве в 18301920 годы. Его составляет около 100 архитекторов и инженеров, имена которых до сих пор почти не были известны (сведения о них даются в приложении).

Освещение вышеназванных вопросов имеет важное значение для истории архитектуры Литвы: оно заполняет пробел в научных исследованиях, совпадая с перспективными планами изучения истории литовской архитектуры в НИИ Строительства и архитектуры ЛитССР. Материал диссертации будет использован при подготовке Ш тома "Истории архитектуры Литвы".

Кроме того, диссертационная работа представляет ценные сведения для дополнения Списка памятников культуры ЛитССР. Забота о сохранности памятников неотделима от их регенерации -реставрирования и приспособления к новым функциям. Эти проблемы не могут быть решены без научных исследований, охватывающих эпоху в целом. Проведенные в работе исследования архитектуры помогут ввести в исторический контекст современного проектировщика перед которым стоит задача сочетания старого и нового.

0.5. Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, изложения в трех главах, заключения и приложений.

Заключение диссертация на тему "Стилевое развитие архитектуры Литвы в период 1830-1920-х годов"

3.6, Выводы

I. I900-I9I4 годы ознаменовали распространение модерна в архитектуре Литвы. Несмотря на параллельное существование историзма» модерн занял ведущие, позиции в архитектуре литовских городов. Наиболее широко он проявился в Вильнюсе.и Клайпеде. . 2. Сложившиеся исторические условия не благоприятствовали образованию национального варианта нового стиля. В. Вильнюсе модерн ) испытывал влияние русской и-польской-архитектуры, в Клайпеде отразилось воздействие немецкого югендстиля.

3. Принципы модерна с характерным-для него стремлением к художественной цельности интерьера и экстерьера с наибольшей полнотой раскрылись в архитектуре особняков. В вильнюсских особняках получили выражение тенденции раннего и позднего модерна. Одновременно наметились попытки создания комплексов. В Клайпеде модерн опирался на местные традиции фахверковой архитектуры и народного зодчества приморья.

В доходных домах в основном использовался новый декор, характерный для интернационального варианта модернаПроизошли некоторые сдвиги в их планировке и в объемном решении, фасады стали лучше отражать особенности внутренней структуры. В 1910-е годы определились тенденции, связанные с неоклассицизмом и осмыслением новых конструкций и строительных материалов.

Для общественных зданий начала XX в. характерен модернизированный неоклассицизм. .

Л. К ведущим архитекторам,модерна в Вильнюсе принадлежат М.Прозоров, В.Михнявичюс, Э.Роуба, А.Клейн, в ^аунасе - Я.Ушаков.

Массовый" вариант модерна представляют работы А.Филиповича-Ду-бовика.

5. Отзвуки модерна и ретроспективизма в Литве сохранились до начала 1930-х годов. В архитектуре буржуазной республики были начаты поиски национального стиля; вместе с элементами народного зодчества и орнамента использовались мотивы барокко» Стилизация декора основывалась на принципах модерна и ар-деко. Общественные здания возводились в формах обновленного академического классицизма •

Тенденции 1920-х годов широко проявились в архитектуре Каунаса. Ведущие архитекторы - ВДубенецкис, М.Сонгайла. Э.Фрикас, Ф.Визбарас.

• 41 'Л/ ' с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

I. Научные итоги

Проведенное исследование освещает ряд вопросов» важных для, современного изучения истории архитектуры Литвы. Оно показывает» что период 1830-1920-х годов имел свои особенности и внутреннюю логику. Его нельзя считать периодом упадка» отождествляемого с подражанием стилям прошлого. Метод "свободного выбора форм", распространенный в архитектуре, сменившей классицизм, был обусловлен как идейными предпосылками, так и усложнением функциональных, технических задач архитектуры. Направленный на преемственность стилевых форм, новый метод вывел архитектурное творчество на путь программного разнообразия. Дальнейшие поиски модерна и 1920-х годов выразили стремление укрепить новый, самостоятельный язык архитектуры.

В работе дана периодизация зодчества 1830-1920-х годов в щ

Литве. Выделение этапов романтизма, историзма и модерна вскрывает неоднородность развития архитектуры. Это важно, поскольку еще недавно вся литовская архитектура послеклассической эпохи рассматривалась в качестве эклектики; не уделялось внимания стилевым различиям, свойственным отдельным ее этапам и направлениям.

Работа дала возможность установить ряд особенностей развития архитектуры Литвы от романтизма до модерна. Их удалось обнаружить на основе анализа собранного автором материала. Хронологические рамки периода были расширены по сравнению с работами предыдущих исследователей. Фронтальное изучение архитектуры 18301920-х годов в Литве открыло новые ее черты. Архитектура Литвы данного периода не повторяла архитектуры более крупных соседних стран, хотя и усваивала черты направлений, имевших место в Западной Европе и России. Влияния приходили в Литву с некоторым опозданием, а сложившиеся направления сохраняли популярность несколько дольше, чем в западно-европейских странах. Исторические условия не благо- j j приятствовали формированию национальной архитектурной школы. Однако под воздействием местных культурных традиций (в том числе тра- J диций местного профессионального и народного зодчества) интерна- il циональные направления обретали новые качества.

Соотношение национального и интернационального в архитектуре Литвы на протяжении 1830-1920-х годов во многом зависело от отдельных фаз развития капитализма. &ак отмечал В.ИЛенин, "пробуж^ дение национальной жизни и национальных движений, борьба против | всякого национального гнета, создание национальных государств" j о было свойственно раннему капитализму, а на позднем его этапе про- ' исходило "развитие и учащение всяческих сношений между нациями, ломка национальных перегородок, создание.интернационального единства капитала."х Особенности первого этапа в Литве имели воздействие на формирование романтизма, второго - на распространение историзма и модерна. Возникновение независимой буржуазной республики в 1920-е годы опять побудило интерес к национальным особенное^-, тям архитектуры.

Возвращаясь к характеристике отдельных этапов, важно подчеркнуть следующее. Период романтизма в Литве отмечен местным свое-Н образием, основанным на сочетании традиций профессионального и не-( профессионального зодчества. В отличие, от классицизма, формы кото-' рого часто перенимали народные мастера, в романтизме происходил . ' обратный процесс - профессиональная архитектура усваивала приемы, характерные для народного зодчества. Интерес к народным традициям был вызван под1емом национально-освободительного движения. Литов В.иЛенин. Полн.собр.соч., изд.5. т.24, стр.124

- 173 ские архитекторы-романтики (в основном выпускники Вильнюсского университета) увлекались региональным характером построек из камня-валуна. Своеобразные модификации возникли благодаря сочетанию камня с.декоративными мотивами готики. Кроме интереса к средневековью, который был свойственен романтизму во многих странах, в Литве наметилось стремление к использованию наследия местного ба- ] рокко. Следует отметить, что литовские архитекторы романтизма со-J хранили приверженность к ясной классической тектонике; формы других стилей для них служили в качестве дополнения ордерных композиций.

Период историзма в Литве отличался особой сложностью; он богат. стилевыми направлениями, отличен появлением новых типов зданий, имеет широкую географию распространения памятников. Если романтизм был представлен в основном усадебными ансамблями и культовыми сооружениями в периферии, то на рубеже 1870- и 1880-х годов ведущее положение, заняли городские постройки. В отличие от Западной! Европы и России, процесс урбанизации, свойственный развитому капи- 1 тализму, в Литве обозначился позднее. В конце XIX в. не потеряли t « значения усадебные ансамбли и костелы (Литва продолжала быть страной аграрного хозяйства). В их архитектуре распространились имитации исторических стилей, культивируемые архитекторами, приглашенными из Польши, Германии и других стран (обучение архитектуре было прекращено с 1832 г.). Увлечение средневековьем приняло форму неоготики, опирающейся на западноевропейские (немецкие, английские) образцы. Одновременно развивалось направление, основанное на интерпретации стилей Нового времени (ренессанса, барокко, классицизма), которое также отдавало предпочтение западноевропейским прототипам.

В городской архитектуре конца XIX в. преобладала эклектика, которую развивали архитектору и инженеры, получившие специальное образование в Петербурге и Риге. Для эклектики была характерна новая аранжировка исторических стилей (ее вызвало новое функциональное назначение зданий), Как показал анализ архитектуры Вильнюса, Клайпеды, Каунаса и малых городов Литвы, интерпретация стилей прошлого велась по-разному, Вильнюс ориентировался на крупные города Западной Европы и России, но сравнительно небольшие размеры зданий позволяли сохранять связь с застройкой прошлых эпох. Клай-педская архитектура испытывала воздействие неоготики, которая насаждалась прусскими властями в административных зданиях. Жилая архитектура опиралась на местные традиции. Развитие ^аунаса было ограничено режимом военной крепости; здесь распространялась заурядная эклектика и "кирпичный стиль". работу включен анализ наследия историзма в малых городах, который расширяет границы предмета, обычно изучаемого историками. Архитектура местечек отличалась от крупных городов более произвольным обращением с историческими прототипами. Это зависело от квалификации местных строителей, которые перенимали модные тенденции "из вторых рук" и нередко упрощали формы, наивно их интерпретировали. Архитекторы-профессионалы в местечках работали довольно редко. Однако в наследии малых городов также имеются интересные примеры архитектуры - в контексте Литвы своеобразными являются деревянные дачи в Друскининкай, Паланга, Гируляй.

В застройке городов (особенно крупных) преобладали доходные дома. Этот тип жилого здания в Литве начал формироваться в I860 годы и окончательно сложился в конце 1880 годов. Наиболее очевидную эволюцию претерпели доходные дома Вильнюса, особенности которых во многом определялись частным характером заказов и строительным законодательством.

Значительное место в работе уделено модерну, совершенно не исследованному другими авторами. Установлено время возникновения модерна в Литве - 1900-е годы. Модерн в основном развивался в

Вильнюсе и Клайпеде. В нем имели место направления, связанные с поисками пластичности (ранняя фаза) и строгой уравновешенности (поздний модерн), усваивались новые строительные материалы и конструкции. Однако своеобразный национальный вариант модерна в Лит- ; ве не с ложился. Сред и местного архитектурного контекста ввделилс^ нодерн Клайпеды, где привлекались местные традиции фахверкового строительства и использовались некоторые элементы народного зодчества приморья.

Модерн в Литве охватывал в основном архитектуру особняков и доходных домов; в общественных зданиях и культовых постройках (последние были самыми консервативными в отношении стиля) его тенденции часто переплетались с историзмом. Ретроспективного оттенка не лишен почти весь модерн Литвы.

Работа захватывает и 1920-е годы, так как в это время архитектурное творчество во многом продолжало опираться на методы историзма и модерна. Предшествующие исследователи рассматривали 1920-е годы в составе межвоенного этапа, в котором замечались в первую очередь прогрессивные тенденции модернизма, а более традиционным явлениям не. уделялось должного внимания. Показ поисков ! национального стиля, выявление тенденций обновленного классициз- |i ма, второго необарокко, ар-деко и других направлений раскрывают 1 разнообразие архитектуры 1920-х годов. Особенно значительны в ней поиски национального своеобразия, которые впервые стали осознан-, ной целью литовских архитекторов. Практика 1920-х годов,-убеждает, что процесс развития архитектуры в Литве шел постепенно; переход от ретроспективизма к модернизму не имел скачкообразного характера.

До сих пор оставались почти неизвестными имена архитекторов, работавших в Литве в 1830-1920-е годы (упоминались только отдельные строители, без сопоставления их с другими творческими индивидуальностями). Выявленный в ходе работы материал уже позволяет довольно рельефно очертить творческую деятельность архитекторов в Литве. За 1830-1920-е годы сменилось пять поколений строителей. Первое поколение - это воспитанники вильнюсского университета, по-новому оценившие архитектурные стили прошлого и местные тради-^ ции непрофессионального зодчества. Наиболее выдающиеся среди них -/ З.Тышецкис, Ф.Римгайла, Каледа, Т.Нарбутас. ВТОрым поколением J можно считать, приезжих мастеров -.Ф.А.Штюллера, Г.Шахта, Г.Верне-] ра, Г.Маркони, К Лоренса и других, которые работали в Литве в J 1860-80-е годы. Традиция приглашать заграничных архитекторов нег\ прекратилась и. позже - в. конце XIX - начале XX в. заказы исполня-^ ли Э.Страндман, Миллер, Я.Гусс и др. Однако в,это время веду- \ | щие позиции принадлежали уже местным строителям, группировавшимся ; в основном в Вильнюсе и Каунасе (о Клайпеде, как уже говорилось, / данные отсутствуют). Это третье и четвертое поколения архитекто- / j ров. В 1870-1890-е годы работали зодчиег-эклектики,, из которых следует выделить. З.Горского, Полозова, Короедова, А.Микульско- , го, К.Мацулевича, Ю.ЯНушевского, Т.Ростворовского. Их младшие со- ; временники - М.Прозоров, ^.Михнявичюс, А.Клейн (отчасти Т.Роство- j ровский, А.Антонович) в начале XX в. обратились к модерну.,К ним / присоединились ^.Филипович-Дубовик, А,р0уба, Б.Станкявичюс, Я.Ушаков. Среди архитекторов конца XIX - начала XX в. особой,продуктивностью и талантом выделился инженер Вацловас Михнявичюс, творчество которого заслуживает специального исследования. Последнее поко-^ 1 ление архитекторов изучаемой, эпохи представляют каунасские строи- | тели 1920-х годов.М.Сонгайла, ^.Дубенецкис, Э.Фрикас, А.Мацеяус- ' у кас, А.Гордявичюс, Л.Ритас. Связь с ретроспективизмом сохранили ученики Сонгайлы и Дубенецкиса - Ф.Визбарас, Й.Ясюкайтис и другие, но их творчество принадлежит уже следующему периоду литовской архитектуры.

- 177

Собранный в работе материал может служить основой для дальнейшего исследования архитектуры 1830-1920-х годов в Литве. Проделанная работа позволяет подвести и практические итоги, относящиеся к современным задачам по охране памятников и регенерации городской среды второй половины XIX - начала XX в.в.

П. Практические итоги

Установленные в.работе особенности развития литовской архитектуры 1830-1920-х годов, выявленные направления и типы зданий являются методологической основой для дополнения списка памятников архитектуры новыми объектами романтизма, историзма и модерна. Составленный в 1963 г. и дополненный в 1976 г. Список памятников культуры Литовской ССР нуждается в уточнениях. Включенные в список памятники 1830-1920-х годов не отражают всего разнообразия стилевых направлений и.функциональных типов.

Среди 79 объектов, включенных в. список в 1963-76 г.г. (см. приложение 1У) - 28 усадеб и дворцов, 14 зданий (преимущественно жилых) в Вильнюсе, 13 в Клайпеде, II в КауНасе и в других городах и 14 зданий культового назначения. Большое число усадебных ансамблей -в списке вполне обоснованно, так как эти объекты, находящиеся в периферии,.обычно плохо сохраняются пользователями. Но городская архитектура в нем представлена явно недостаточно. В список не включены лучшие здания модерна и общественные сооружения Вильнюса. В Клайпеде, где постройки ранних эпох почти не сохранились, нужно увеличить число взятых под охрану памятников XIX -начала XX в.

В 1977-1982 г.г. для обсуждения на Научно-методическом совете при Министерстве культуры ЛитССР автором диссертации были предложены дополнительные списки объектов, из которых 34 получили

- 178 статус памятника архитектуры (ск.приложение 1У). Однако и этот дополненный в последние годы список памятников нельзя считать полностью, откорректированным. Исследования автора выявили ряд новых зданий, замечательных в том или другом отношении (стилевое направление, тип здания, конструктивнопланировочное решение). В работе очерчен круг ведущих архитекторов Литвы; желательно, чтобы в спи-| сок были включены лучшие их работы. Автором диссертации предлагается еще один дополнительный список (он состоит из 59 ценных 061-ектов), утверждение которого гарантировало бы оптимальное количество охраняемых архитектурных памятников 1830-1920-х годов и соблюдение пропорций между отдельными областями строительства и типами зданий (см.приложение У). В марте 1983 г. часть этого списка (26 позиций) была представлена на Научно-методический совет для обсуждения. Большинство предложенных об1ектов признано достойными включения в списки памятников.

Отбор ценных об1ектов проводился согласно методике, обоснованной в статье автора диссертации* В качестве основных критериев ценности приводилось^

I) наличие характерных стилевых признаков, 2Принадлежность к новым функциональным типам,

3) интересные находки в планировке, конструктивном решении, применении строительных материалов,

4) активность здания в формировании окружающей среды,

5) принадлежность.к творчеству известного мастера. Подобные критерии, но менее дифференцированные, выдвигались советскими и польскими исследователями архитектуры второй половины XIX - начала XX Думается, что они достаточны для обосно

Я N. Luksionyt6. Lietuvos istorizmo ir moderno architekturos ty-rimo ir vertinimo metodikos klausimu. - Lietuvos TSB architek-turos klausimai, VII (II) Vilnius, Mokslas, 1981, p. 62-72 w Ясиевич B*E. Памятники архитек туры XIX - начала XX в. в современной городской среде. - "Строительство и архитектура" (Киев), 1978; » 12, с.22-26. вания причин взятия на учет новых памятников архитектуры.

Сохранение отдельных обгектов не решает проблемы охраны архитектурного наследия 1830-1920 годов* Основная масса городской застройки не отличается уникальностью; ей отводится роль архитектурного фона, от которого,однако, зависит исторический характер среды. Проблему сохранения "фоновой" застройки на современном этапе решают комплексные планы регенерации городских центров. В Литовской ССР уже.подготовлены и утверждены проекты регенерации центров Вильнюса, Каунаса и Клайпеды. Их отличает бережное отношение к архитектурному наследию второй половины XIX - начала XX в. Данные исследований автора будут полезны-при разработке детальных проектов регенерации. Особенно своевременными являются исследования вильнюсской архитектуры конца XIX - начала XX в., способные подкрепить проект регенерации центра новыми фактами и документальным материалом.

Проблема сохранения исторической среды приобретает иной аспект в средних городах и местечках республики. Архитектурное наследие конца XIX - начала XX в. там менее уникально по сравнению с крупными городами, поэтому в дополнительный список включено сравнительно немного, ее об1ектов. Однако здания отмеченного периода являются главными, часто даже единственными памятниками средних городов и местечек. Особенного внимания заслуживает хорошо сохранившаяся застройка конца XIX - начала XX.в. в Шилуте (улицы Партизану, Вильняус и др.)* Укмярге (улДауно, Тарибу, Ленина), Паневежис (плЛенина, ул.^арно), Шяуляй (ул.^енина, ВИльняус, Гягужес I-сёс). Здесь нужно охранять не столько отдельные здания, сколько застройку целых кварталов и улиц.

Если проблема охраны и использования городской архитектуры конца XIX - начала XX в. в республике решается удачно, то этого нельзя сказать об усадебных ансамблях в периферии, обычно исполь

- 180 зуемых для хозяйственных и производственных целей. Особенно страдают вспомогательные постройки и парки бывших имений. Практика показывает, что усадебные ансамбли целесообразно использовать для музеев (ансамбли в Рокишкис, Паланге) или административных учреждений (бывшие дворцы в Траку В0ке, Веркяй). Удаленные от больших городов ансамбли следовало бы чаще использовать для отдыха и туризма. Подробная разработка рекомендаций по охране и использованию архитектурного наследия 1830-1920-х годов составляет отдельную тему, которая выходит за рамки настоящей работы.

Библиография Лукшёните, Нийоле Римвидовна, диссертация по теме Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

1. Ш. Сведения об архитекторах, работавших в Литвев 1830-1920-е годы . . .225

2. Здания 1830-1920-х годов, находящиеся в Спискепамятников культуры ЛССР. . . 75

3. У. Дополнительные объекты, предлагаемые для взятияпод охрану.601. ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

4. БАН библиотека Академии наук Литовской ССР.

5. БВГУ ~ библиотека Вильнюсского государственного университета им.В.Капсукаса.

6. ИКП Институт консервации памятников.

7. НИИСиА Научно-исследовательский институт строительства и архитектуры Литовской ССР.

8. ЦГА Лит.ССР Центральный государственный архив Литовской ССР.

9. ЦГИА в Каунасе Центральный государственный исторический архивв Каунасе.

10. ЦГИА Ленинграда Центральный государственный исторический архив1. Ленинграда. .

11. ЦГИА Лит.ССР Центральный государственный исторический архив1. Литовской ССР.