автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Применение ордерных форм в архитектуре городов Западной Сибири конца ХVIII - середины ХХ вв.
Текст работы Туманик, Тарас Геннадьевич, диссертация по теме Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия
Применение ордерных форм в архитектуре городов Западной Сибири конца XVIII - середины XX вв. (на примере Омска, Томска, Барнаула и Новосибирска).
Специальность 18.00.01 - «Теория и история архитектуры, реставрация памятников
архитектуры»
Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры
На правах рукописи
Туманик Тарас Геннадьевич
Том 1
Новосибирск - 1999
Содержание
стр.
Введение..................................................................................................................4
Глава 1. Общие тенденции применения ордерных форм в русской архитектуре второй половины XVIII - начала XX вв. и советской архитектуре 1917 -1955 гг.................................................................................................................... 12
1.1. Особенности применения ордера в архитектуре русского классицизма (1760-е- 1830-е гг.)................................................................................................ 12
1.2. Применение ордерных форм в русской архитектуре второй половины XIX - начала XX вв............................................................................................... 16
1.3. Ордерные формы и их мотивы в советской архитектуре 1917-1955 гг....... 23
Глава 2. Применение ордерных форм в архитектуре западно-сибирских городов периода классицизма (на примере Омска, Томска и Барнаула)............................................................................................................................ 30
2.1. Особенности применения ордера в постройках периода формирования классицизма (1780-е - 1790-е гг.; на примере построек Омской крепости)........................................................................................................................ 30
2.2. Ордерные формы в каменных постройках классицизма (первая половина
- середина XIX в.)....................................................................................................................................................................................................32
2.3. Ордер и его мотивы в городском деревянном зодчестве периода классицизма (на примере Томска)........................................................................................................................................................................43
Выводы по главе 2....................................................................................................................................................................................................48
Глава 3. Применение ордерных форм в архитектуре городов Западной Сибири второй половины XIX - начала XX вв. (на примере Омска, Томска и Ново-
Никол аевска)........................................................................................................... 51
3.1. Особенности применения ордера в постройках эклектики конца XIX -начала XX вв.......................................................................................................... 51
3.2. Ордер в постройках стиля «модерн» (1900-е гг.) и ретроспективизма
1910-х гг..................................................................................................................................................................................................................................61
3.3. Ордер и его мотивы в деревянном нестилевом зодчестве рубежа XIX -XX 70
вв. (на примере Томска и Ново-Николаевска).....................................................
Выводы по главе 3....................................................................................................................................................................................................72
Глава 4. Применение ордерных форм в архитектуре городов Западной Сибири послереволюционного периода (1920-е т 1960-е гг.)......................................................................76
4.1. Ордер в постройках «доконструктивистского» периода (1920-е гг.; на примере Ново-Николаевска - Новосибирска)....................................................................................................76
4.2. Особенности применения ордерных форм в архитектуре 1930-х - начала 1940-х гг.....................................................................................................................80
4.3. Применение ордера в послевоенной архитектуре (1940-е - начало 1960-х
гг.)......................................................................................................................................................................................................................................................92
Выводы по главе 4....................................................................................................................................................................................................100
Общие выводы по работе..............................................................................................................................................................................104
Заключение..........................................................................................................................................................................................................................106
Примечания........................................................................................................................................................................................................................110
Список литературы..................................................................................................................................................................................................115
Введение.
Классическая система архитектурных ордеров [1], основа которой возникла в античной Греции на базе предшествующих попыток эстетизации стоечно-балочной конструкции, явилась одним из наиболее значительных достижений в области архитектурной пластики. Рационализм ордера, художественными средствами передававшего смысл конструктивной работы стоечно-балочной системы, имел глубокое значение для архитектуры и поднял последнюю на высоту самостоятельного искусства, став одним из ее символов.
Влияние ордера на европейскую и мировую архитектуру последующих этапов огромно и продолжается в XX веке.
В русской архитектуре ордер начал применяться осознанно лишь с рубежа XVII -XVIII вв., когда отечественное зодчество стало развиваться в тесной связи с архитектурой европейских стран. Русская архитектура XVIII - XIX вв. - это архитектура ордерная, хотя подход к использованию ордерной пластики на протяжении этого периода менялся: барокко привлекали прежде всего декоративно-пластические свойства и возможности ордерных форм; для классицизма особенную значимость приобрела тектоническая целостность ордерной системы; эклектика 2-й половины XIX в. использовала богатое наследие барокко, ренессанса и классицизма, сохранив ордер в арсенале важнейших декоративно-пластических средств. В XX веке в отечественной архитектуре с новой силой возник интерес к «классическому наследию», то есть к ордеру, в котором в разные годы видели воплощение и олицетворение самых разнообразных художественных и социальных идей. Для текущего столетия характерны смелые эксперименты с ордерной пластикой, которые внесли ценный вклад в ее развитие.
Значительной приверженностью к классическим ордерным формам и приемам ордерной архитектуры характеризовалась архитектура русской провинции XIX - начала XX вв., которая, в силу определенного консерватизма, избегала резких, «революционных» стилистических перемен. Это относится, главным образом, к тем провинциальным городам, которые относительно активно застраивались в конце XVIII - первой половине ХГХ вв., т.е. в период классицизма, оказавшего значительное влияние на местную архитектуру последующих периодов [2]. Эта закономерность характерна, в частности, и для многих городов Сибири. Так, в застройке сибирских городов второй половины ХГХ - начала XX вв. можно найти массу образцов ордерной
эклектики («эклектики академических направлений»), а широко распространенный в провинции так называемый «кирпичный стиль», часто ориентировавшийся на более близкие ему декоративные приемы средневекового русского и западноевропейского зодчества, в сибирских городах постоянно заимствует пластические средства из арсенала архитектуры ренессанса и классицизма. Несомненно влияние ордерных форм и приемов и на сибирскую архитектуру последующих периодов.
В настоящее время отечественная архитектура вступает в новый период своего развития, процесс которого окончательно раздробился и потерял единую ориентацию. Замена крупного заказчика в лице государства множеством мелких частных, диктующих разнородные условия проектирования, знаменует собой распад прежней стилистической системы архитектуры и начало периода нового эклектизма. Зодчество стремится порвать с традициями советской архитектуры 1960-х - 1980-х гг., в силу их кажущейся непривлекательности и неактуальности, и идет по пути ориентации на современный зарубежный опыт, либо на отечественное архитектурное наследие. Последний вариант наиболее характерен для «провинции», где особенно ценным представляется прежде не востребованное региональное архитектурное наследие и где стали частыми попытки вернуть, уже в новом качестве, в современную архитектуру композиционные и декоративные приемы зодчества прошлого, использовать традиционные материалы и т.д.
Некоторые специалисты уже сегодня высказывают предположение о еще не вполне проявившейся, но важной роли провинциальной архитектуры в определении дальнейшей судьбы отечественного зодчества, в деле преодоления архитектурного «безвременья» и сохранения лучших национальных традиций архитектуры [3]. В связи с этим представляется необходимым и полезным углубленное изучение региональных традиций зодчества прошлого (в нашем случае - сибирского) для получения художественно полноценного результата архитектурного творчества. Одним из направлений такого изучения может стать исследование применения в архитектуре Сибири ордера, в значительной степени влиявшего на облик сибирских городов на протяжении более полутора веков. Необходимость такого исследования определяется еще и тем, что в характере применения ордерной пластики в значительной мере отразился ряд общих художественных особенностей и тенденций местной архитектуры, которые, возможно, станут более очевидными при взгляде на них «через» ордер. Результаты изучения опыта применения ордера в сибирской архитектуре, содействуя усвоению традиций ре-
гионального зодчества, могут внести вклад в дело практического возрождения своеобразия сибирской и в целом отечественной архитектуры, придания ее развитию новых, самостоятельных направлений.
Состояние вопроса.
Общие положения по теории и истории классических ордерных форм содержатся в трудах авторов античности и Возрождения - таких, как Витрувий, Альберти, Пал-ладио, Виньола. Среди зарубежных авторов XIX в., известных в России, следует назвать Огюста Шуази. Представляют интерес вышедшие в нашей стране в 1930-е годы работы Н.И.Брунова, И.Б.Михаловского и других.
Непосредственно об использовании ордера классического типа в отечественной архитектуре различных периодов, как и о некоторых других направлениях эстетизации стоечно-балочной системы, писали, в частности, О.И.Брайцева, В.Л.Воронина, Н.Ф.Гуляницкий. Их работы затрагивают, главным образом, образцы архитектуры европейской части России, а также некоторых республик бывшего СССР.
Поскольку ордер активно использовался в русской архитектуре XVIII - XX вв., многие работы по истории отечественной архитектуры этого периода так или иначе затрагивают некоторые основные тенденции его применения. Существует множество работ по общей истории русской архитектуры, так и по различным ее стилевым направлениям - от барокко до ретроспективизма 1910-х гг. Для данного исследования значение имели, в частности, труды Д.Е.Аркина, Е.А.Борисовой, А.И.Власюка,
B.Н.Гращенкова, Н.А.Евсиной, А.В.Иконникова, М.АИльина, В.В.Кириллова, Е.И.Кириченко, В.Г.Лисовского, А.И.Некрасова, В.И.Пилявского, Н.Ф.Хомутецкого и других авторов.
Отдельно следует упомянуть труды по истории и теории советской архитектуры 1917 - 1955 гг., затрагивающие, кроме прочего, вопросы применения в последней ордерных форм, в частности, работы Н.П.Былинкина, В.А.Иконникова, И.Мацы, М.И.Рзянина, АВ.Рябушина, Ю.Ю.Савицкого, М.П.Цапенко и других.
В некоторых работах, посвященных истории архитектуры городов Сибири, также затронута специфика применения ордерной пластики. Из них рассматриваемым городам - Омску, Томску, Барнаулу и Новосибирску - посвящены работы Е.А.Ащепкова,
C.Н.Баландина, Е.Н.Блинова, В.Т.Горбачева, АН.Гуменюк, А.П.Долнакова, Н.П.Журина, В.Г.Залесова, В.И.Кочедамова, А.Д.Крячкова, А.И.Попова,
А.М.Прибытковой, Л.А.Смирнова, Т.М.Степанской, В.Н.Филиппова, М.А.Юдина. О прочих городах Сибири писали, затрагивая ордерную архитектуру, О.Н.Беседина, Б.А.Жученко, С.П.Заварихин, А.В.Корзун, Н.П.Крадин, Л.К.Минерт, Б.И.Оглы, Т.С.Проскурякова и другие.
В исследованиях, посвященных истории отечественной архитектуры в целом, архитектуре сибирских городов уделяется крайне мало внимания. В работах по истории архитектуры Сибири подробно вопросы стилистики и, в связи с ними, особенности архитектурной пластики, в том числе ордера, как правило, не анализируются, либо этот анализ имеет вспомогательный характер. Специального исследования, посвященного использованию классических ордерных форм в архитектуре Сибири, не существует.
Все вышеизложенное определяет своевременность и актуальность предпринятого научного исследования по данной теме.
Объектом настоящего исследования является ордерная архитектура Омска, Томска, Барнаула и Ново-Николаевска - Новосибирска рассматриваемого периода; предмет исследования - применяемые в ней ордерные формы: их основные особенности, характер их применения и взаимодействия с другими видами архитектурной пластики.
Границы исследования.
Исследование охватывает период с конца XVIII в. - времени формирования в архитектуре России зрелого классицизма - до конца 50-х - начала 60-х годов XX в.
Хотя мотивы классических ордерных форм встречаются уже в пластической обработке экстерьера построек «сибирского барокко» (например, в некоторых культовых и светских постройках Тобольска середины - второй половины XVIII в.), нельзя говорить о появлении в это время в Сибири полноценной ордерной архитектуры, т.е. архитектуры, основанной на осознанном использовании ордерной системы во всей ее тектонической целостности либо детальном, декоративно-пластическом совершенстве и многообразии. Причина этого в том, что столичное барокко с его сложной и изменчивой системой художественных средств и композиционных приемов не могло быть перенято в достаточно чистом виде сибирским зодчеством, остававшимся в основе своей непрофессиональным. Приемы использования ордера в постройках «барокко» в Сибири связаны еще с зодчеством XVII века; формы ордера далеки от нормативных образ-
цов. Лишь начало развития в Сибири профессиональной архитектуры приносит с собой, вместе с классицизмом, понимание подлинного художественного значения и смысла ордерных форм и те композиционные принципы ордерной архитектуры, которые, утвердившись, оказали влияние на сибирскую архитектуру последующих полутора веков. Поэтому рассмотрение ордера в архитектуре городов Сибири в данном исследовании начинается именно со времени начала формирования и утверждения классицизма в сибирской архитектуре.
Поскольку архитектура Сибири, в том числе западной ее части, представляет собой весьма неоднородное явление, что обусловлено различными влияниями на зодчество тех или иных районов, неодинаковыми природно-климатическими условиями и уровнем развития строительства, представляется возможным и обоснованным ограничиться рассмотрением одного из районов обширной западно-сибирской территории. Юг Западной Сибири, уже значительно удаленный от строительных центров Урала, влияние которых сказалось на архитектурном облике городов крайнего запада Сибири - Тобольска, Тюмени, - развивается (особенно до второй половины XIX в.) как относительно самостоятельный регион, города которого имели определенное архитектурное своеобразие. Это своеобразие отражает, что очень важно, как наиболее общие особенности сибирской архитектуры, так и некоторые сугубо местные ее черты, характерные именно для данного района Сибири.
Итак, в географическом плане исследование ограничено крупными городами юга Западной Сибири - такими, как Омск, Томск, Барнаул и Новосибирск. Старые сибирские города Омск, Томск, Барнаул относительно активно застраивались в период классицизма в первой половине - середине XIX века как важные административные центры; Омск и Томск в конце XIX - начале XX вв. продолжают бурно развиваться уже как торгово-промышленные и культурные центры, войдя в число крупнейших городов Сибири. Наконец, уже в начале XX в. и особенно в 1920-е - 1930-е гг. интенсивное строительство перемещается в Ново-Николаевск (с 1925 г. Новосибирск), ставший административным, торговым, промышленным, культурным центром Западной Сибири и крупнейшим сибирским городом. Таким образом, рассматриваемые сибирские города, последовательно переживая периоды бурного роста и активного строительства, формируют целостную картину городской застройки Сибири конца ХУНТ - середины XX вв., необходимую для анализа развития ордерной архитектуры во времени. Поэто-
му выбор именно этих городов для проведения исследования по данной теме представляется обоснованным.
Целью данного исследования является воссоздание картины применения и развития ордерной пластики в архитектуре городов Западной Сибири на протяжении рассматриваемого периода. В ходе исследования решались следующие задачи:
- изучение общей специфики отечественной архитектуры рассматриваемого периода и, в связи с нею, характера применения в ней ордера;
- анализ особенностей архитектуры рассматриваемых сибирских городов данного периода - как общих, так и частных;
- выявлен
-
Похожие работы
- Книга народов зарубежного Дальнего Востока в России, ХVIII - начало ХХ в.
- Развитие губернской делопроизводственной документации, 70-9О-х гг. ХVIII в.
- Идеальная модель русской усадьбы последней трети ХVIII века в трудах А. Т. Болотова
- Традиции колористики городской среды Украины III - ХVIII вв.
- Опыт комплексного изучения архитектуры деревянных церквей Киевщины на протяжении их формирования (IХ-ХVIII ст.)