автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.04, диссертация на тему:Преобразование ландшафта в условиях сохранения исторической среды города
Автореферат диссертации по теме "Преобразование ландшафта в условиях сохранения исторической среды города"
На правах рукописи
4"
ГАВРИЛОВА Мария Юрьевна
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЛАНДШАФТА В УСЛОВИЯХ СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ГОРОДА (на примере Великого Новгорода)
Специальность 18.00.04 -Градостроительство и планировка сельских населённых пунктов
Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата архитектуры
-*о
Санкт-Петербург - 2004
Работа выполнена в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете
Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор
Нефёдов Валерий Анатольевич
Официальные оппоненты: доктор архитектуры, профессор
Митягин Сергей Дмитриевич
кандидат архитектуры Парьева Ольга Ивановна
Ведущая организация: Московский Архитектурный Институт (Государственная академия)
Защита диссертации состоится <-<О^ » икмя 2004 г. в ЛЛ час на заседании диссертационного совета Д 212.223.05 при Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном
университете по адресу: 198005, г. Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 4, ауд. №505 а. Факс: (812) 316-58-72
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета.
Автореферат разослан « 2& » мая 2004 г.
Учёный секретарь диссертационного совета, кандидат архитектуры
Семенцов СВ. Семенцов С В.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Для процесса формирования среды исторического города характерны преемственность и непрерывность развития культуры. Новые элементы возникают здесь уже в сложившемся контексте, дополняя и изменяя его. Развиваясь вместе с обществом город совмещает в себе «новое» и «старое» -результаты материального и духовного производства разных эпох. Однако «старое» в его системе подвергается переосмыслению, постоянно переоценивается и может служить в новом качестве.
Уплотнение городской ткани в исторической части Великого Новгорода на протяжении веков привело к трансформации природной подосновы, сформировав в сознании людей как привычное, существенное изменение городского ландшафта.
Великий Новгород - это город, обладающий уникальными историческими памятниками архитектуры, которые были включены ЮНЕСКО в декабре 1992 года в Список Всемирного культурного наследия. С каждым годом увеличивается количество туристов, посещающих город, и всё острее становится необходимость пересмотреть сложившийся подход к организации среды с учётом их интересов. В связи с этим необходимо найти новые пути в использовании ландшафтной архитектуры для достижения как индивидуальности среды, так и сохранения роли архитектурного наследия.
Сегодня в городском пространстве исторического центра:
• утрачено изначальное соотношение архитектурных и природных доминант;
• не вполне реализованы возможности для достижения эстетической выразительности среды средствами ландшафтной архитектуры;
• недооценена роль природных элементов городского ландшафта как неотъемлемых составляющих архитектурных ансамблей.
Новое тысячелетие выдвигает необходимость поиска иного качества городского ландшафта, которое должно отражать возросшие эстетические потребности общества. Это особенно характерно в условиях уникальной исторической среды Великого Новгорода.
Необходимо сформировать современную городскую среду в гармонии с окружающим ландшафтом. Элементы ландшафтного дизайна, как средства достижения особой выразительности открытых пространств, должны эстетически преобразить городскую среду,
РОС НАЦИОНАЛЬНАЯ 1 БИБЛИОТЕКА 1
.¿та
наполнив её ярким индивидуальным и художественным образом, учитывающим исторические аспекты.
Город может постепенно перейти к качественно новому этапу взаимоотношения с природой, где ландшафтная архитектура выступает как инструмент в формировании комфортной среды урбанизированного пространства.
Изученность проблемы. Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужил ряд работ, связанных с изучением проблем градостроительства и ландшафтной архитектуры.
В частности, подходы к сохранению архитектурно-исторической среды, актуальные для данной работы, содержатся в исследованиях О.И. Пруцина. Многие аспекты улучшения качеств городской среды и совершенствования её планировочной структуры рассмотрены в трудах Н.Б. Баранова, М.Г. Бархина, В.Л. Глазычева, А.Э. Гутнова, В.А. Лаврова, И.Г. Лежавы, К.Линча, С.Д. Митягина, И.М. Смоляра, З.Н. Яргиной и др. В них анализируются вопросы эстетической структуры города, специфика эстетического восприятия городской среды, особенности художественного творчества в градостроительстве, общие проблемы градостроительной композиции, без которых нельзя говорить об особенностях преобразования городского пространства Великого Новгорода.
Рассмотрение городского ландшафта Великого Новгорода, обладающего историческими аспектами, сегодня невозможно без учёта эмоционального восприятия человеком его окружения. В результате этого, исследование было ориентировано на изучение проблем эстетической оценки архитектурно-пространственной среды и её эмоционального воздействия, ранее отраженных в работах
Е.Л. Беляевой, Г.Б. Забельшанского, КЛинча, Г.Б. Минервина,
A.Г. Раппапорта, Ф. Танги, В.Т. Шимко, В.А. Филина и др.
Определение общих закономерностей эволюции ландшафта
Великого Новгорода не возможно без учёта взаимосвязи города и его ландшафта, рассмотренных И.В. Барсовой, А.П. Вергуновым,
B.В. Владимировым, А.Г. Григоряном, В.И. Гуцаленко, Ю.И. Курбатовым, Л.Б. Лунцем, Е.М. Микулиной, З.А. Николаевской,
Дж. Саймондсом, Н.П. Титовой, Ю.Б. Хромовым и др.
Научная работа рассматривает роль современного ландшафтного дизайна в повышении комфортности городских пространств, которая освещается в трудах Л.С. Залесской, В.А. Нефёдова, А.В. Сычёвой и др., что представляется необходимым для достижения максимальной выразительности всех элементов исторической
среды Великого Новгорода.
Эстетическое восприятие городского исторического ландшафта не может существовать без учёта полихромии: как природных элементов, так и архитектуры, поэтому данное научное исследование опирается на изучение колористики города, представленной в работах А.В. Ефимова и свето-цветовой среды у Н.И. Щепеткова.
Принципы комплексного формирования средовых объектов и систем, изложенные в трудах В.Т. Шимко, необходимы для осмысленного построения новых художественно-выразительных пространств Великого Новгорода.
Из специальных работ по изучению планировочной организации Великого Новгорода использовались исследования Н.Н. Кузьминой и Л.А. Филипповой, посвященные вопросам фортификации средневекового города (восстановления древних крепостных стен и башен города), труды Л.И. Петровой и С.В. Трояновского о формировании палеорельефа города, а также работы ВЛ. Янина, Э.А. Гордиенко, И.И. Кушнира и др.
Цель исследования заключается в выявлении принципов преобразования городского ландшафта для создания среды, отвечающей изменившимся условиям и характеру использования исторической части Великого Новгорода.
Задачи исследования
выявить основные факторы, влияющие на характер ландшафтной организации Великого Новгорода;
проанализировать видоизменения планировочной структуры и ландшафта в процессе его исторического развития;
выработать предложения по формированию архитектурно-пространственного каркаса города для создания полноценного ландшафтного облика и поддержания его исторического развития;
разработать рекомендации по проектированию и реконструкции городского ландшафта в целом и его основных элементов для достижения гармоничности среды исторического города с целью повышения её комфортности и эстетической выразительности.
Предметом исследования является городской ландшафт Великого Новгорода.
Основные объекты и границы исследования. В качестве объекта исследования выбраны характерные элементы городской среды в центральной части Великого Новгорода, преобразуемые в процессе ландшафтно-градостроительной деятельности.
Границы исследования определяются функционально -планировочными, архитектурно-пространственными и
художественными аспектами проектирования городского ландшафта Окольного города в Великом Новгороде.
Методика исследования основывается на изучении архитектурно-ландшафтных, исторических и экологических особенностей процесса трансформации среды исторического города. В исследовании применялись следующие методы:
изучение литературных источников, нормативных материалов, связанных с формированием и преобразованием городского ландшафта в нашей стране и за рубежом;
проведение натурных обследований городского ландшафта Окольного города;
теоретическое моделирование городского ландшафта.
Научная новизна исследования заключается в:
проведении системного анализа открытых пространств вокруг памятников архитектуры с учётом характера исторической эволюции ландшафта Окольного города;
предложении композиционно-эстетического каркаса исторического ядра, обеспечивающего создание полноценного, выразительного архитектурно-ландшафтного облика для поддержания исторического своеобразия на основе гармоничного взаимодействия старого и нового;
предложении принципов формирования городского ландшафта исторической части Великого Новгорода для сохранения индивидуальности его городского пространства.
На защиту выносятся концептуальные модели и принципы преобразования ландшафта в зоне влияния уникальных исторических ансамблей Великого Новгорода.
Практическое значение диссертации заключается в научном обосновании необходимости рациональной организации ландшафта при преобразовании города как наиболее действенного средства градостроительного регулирования городского развития.
Апробация и внедрение результатов. Основные положения диссертации докладывались на VI, IX, X научных конференциях преподавателей, аспирантов и студентов в Новгородском государственном университете им. Ярослава Мудрого (1999, 2002, 2003 гг.); международной научной конференции «Формирование растительного покрова на урбанизированных территориях» в Великом Новгороде 2000 г.; 54-ой и 55-ой научно-технических конференциях молодых учёных (аспирантов, докторантов) и студентов «Актуальные
проблемы современного строительства» в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете; на конференции преподавателей в Новгородском государственном университете 2003 г.; 61-ой конференции профессоров, преподавателей, научных работников, инженеров и аспирантов в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете. Результаты диссертационного исследования в виде методических указаний использовались при курсовом и дипломном проектировании в Новгородском государственном университете им. Ярослава Мудрого.
Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из одного тома, который включает введение, три главы с общими выводами и графоаналитическими материалами, заключение, библиографию и приложения.
Структура диссертации отражает последовательность проведенного исследования.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, изложено состояние изученности темы, определены цель, задачи, объект, границы, предмет и методика исследования.
В первой главе анализируются характер планировочной структуры и закономерности изменения ландшафта Великого Новгорода в процессе его развития.
Во второй главе выявляются особенности формирования ландшафта в зоне влияния уникальных исторических ансамблей и предпосылки сохранения элементов природного ландшафта в условиях территориального развития города.
В третьей главе выявляются принципы преобразования городского ландшафта с учетом изменения представлений жителей о комфортности с сохранением образных характеристик и даются предложения по практической реализации новых подходов на примере Великого Новгорода.
В заключении изложены общие результаты работы.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ГЛАВА I. «Архитектурно-планировочные аспекты
взаимодействия города и его природных условий»
Анализируя характер планировочной структуры Великого Новгорода, можно отметить, что элементы природного ландшафта в
значительной степени повлияли и продолжают оказывать существенное влияние на формирование и развитие планировочной структуры Софийской и Торговой сторон. Согласно этому город сегодня имеет неравномерное развитие в западную и северную стороны относительно исторического ядра.
Земли, расположенные к востоку от земляного вала на Торговой стороне, являются пойменной частью городской территории и ежегодно затапливаются паводковыми водами. Это повлияло на то, что на протяжении веков эти земли так и не были использованы под городскую застройку. Являются неудобными для освоения и территории к югу от существующей застройки, изрезанные протоками по правому берегу реки Волхова. Со стороны озера Мячино заливные луга занимали целый сектор города, подходя к стенам Детинца. Результатом этого явились ограниченные возможности развития строительства в южном направлении вдоль Волхова на Софийской стороне Великого Новгорода.
Основные периоды развития города наложили свой отпечаток, как на планировочную структуру Великого Новгорода, так и на его высотность, что нашло активное отражение на силуэте города. В процессе формирования городской среды архитектурные объекты чаще всего являлись развитием и завершением характерных признаков природного комплекса от возведения Софийского собора до расположения башен Кремля.
Река Волхов, являясь объединяющим природным фактором в формировании города, оказала существенное влияние на систему улиц. Конфигурация реки определила размещение основных доминант на характерных изломах береговой линии. На протяжении веков вдоль реки Волхов в Великом Новгороде сложились отдельные ансамбли. Так, в средние века сформировалось основное ядро города с Кремлем на Софийской стороне и Ярославовым дворищем на Торговой, которые стали крупными визуальными акцентами.
Природно-композиционная ось, проходящая вдоль реки, оказала основополагающее воздействие на развитие Великого Новгорода с севера на юг. Береговые территории города, развиваясь вдоль водного фронта Волхова, обладают максимальной динамикой освоения и одновременно наиболее заметной деградацией. С водными пространствами города связаны самые выразительные панорамы, что подтверждает необходимость организации эстетически привлекательных и комфортных пространств городского ландшафта, обращенных к реке.
Анализ современного ландшафта Великого Новгорода
показывает его заметные отличия от первоначального состояния. Сохраняя в своей структуре некоторые фрагменты природной среды прошлых эпох, городской ландшафт дополнился новыми компонентами. Эту трансформацию, в первую очередь, можно проследить на изменениях гидрографической сети города.
По мере освоения городской территории преобразования преимущественно охватывали самые мелкие элементы природной среды, в основном это протоки и ручьи, которые постепенно исчезали с карты города: одни из них заболотились и оказались под культурным слоем, другие были засыпаны. Взамен них появлялись антропогенные образования, в частности в виде обводнённых рвов Окольного города и Кремля.
Более крупные элементы гидрографической сети города, такие как реки, также видоизменялись: уменьшались общие габариты водных пространств, трансформировалась береговая линия. Так, в течение нескольких веков границы территории за Кремлём были подвержены изменениям. Изрезанная долинами ручьёв в древний период, территория кардинально видоизменилась: от образования вдоль берега островков, до сооружения в 1970 году гребного канала.
Современная гидрографическая система Великого Новгорода, сформировавшаяся за тысячелетие, кардинальным образом повлияла на архитектурно-планировочное развитие города, а также явилась одним из важнейших факторов его гармонизации. В то же время, в результате утраты многих водных компонентов городское пространство Окольного города лишилось частично своей первоначальной выразительности. Сегодня невозможно вернуть исчезнувшие водные пространства ввиду необратимых изменений, как природной ситуации в целом, так и планировочного развития города. Как один из возможных вариантов компенсации подобных утрат можно рассматривать формирование системы различных водных устройств, а также использование дизайнерской интерпретации водной тематики на месте исчезнувших водотоков.
На протяжении многих веков изменился и рельеф центральной части Великого Новгорода. Городской ландшафт в процессе своего развития накопил значительный уровень культурного слоя, который распределён довольно неравномерно по территории.
Первые значительные преобразования характера рельефа начались ещё в 1Х-Х веках в результате нивелирования древнего ручья, связанного со строительством и расширением территории Кремля.
Следующие крупные изменения были связаны с устройством оборонительных укреплений Окольного города и Малого земляного
города. До настоящего времени сохранились оборонительные сооружения в виде вала Окольного города, который являлся крупнейшим внешним укреплением, охватывающим кольцом весь город по двум сторонам Волхова.
Многочисленные проявления жизнедеятельности людей сегодня существенно видоизменили функциональное и эстетическое восприятие этой антропогенной формы рельефа. В процессе изменения планировочной структуры города и активного развития транспортной инфраструктуры произошли многочисленные утраты вала. Вследствие этого, до настоящего времени сохранилось лишь около пяти километров вала вместо первоначальных одиннадцати.
Существенные преобразования рельефа Окольного города кардинальным образом повлияли на визуальное восприятие городского ландшафта, нарушив многие первоначальные панорамы. Следовательно, сегодня одной из важных задач является сохранение оставшихся форм городского рельефа.
Формы растительности, являясь одним из самых изменчивых звеньев природной среды, наиболее трансформируемы. Так, лесные массивы у границ их естественного распространения чаще всего подвержены разрушению. По мере разрастания Великого Новгорода окружавшие его леса вырубались, кроме того, деревянный город часто горел, и лес использовался очень интенсивно для его восстановления. Это явилось причиной того, что имевшийся в ранний период поселения разнообразный ассортимент деревьев со временем сократился. Крупные деревья медленнорастущих пород, будучи поваленными, весьма нескоро замещались новыми и в строительстве стали применять, в основном, быстрорастущие породы деревьев.
В процессе эволюционного развития Великого Новгорода постепенно менялся характер взаимосвязи его планировочной структуры с элементами природного ландшафта. В начале город отличался относительно малой плотностью, границы городской застройки не имели чёткой конфигурации, а природное окружение входило в виде клиньев в городской контур крупными массивами растительности, фрагментами пахотных и свободных земель. Затем постепенно посады стали выходить за пределы линий укреплений, снимая чёткость разграничения между городом и ландшафтом вокруг, а свободные территории, отданные под сады и огороды, постепенно застраивались.
На каждом историческом этапе развития города обнаруживалось динамичное взаимодействие быстро растущих потребностей населения и сложившейся планировочно - пространственной
структурой города. Это явилось причиной того, что в XIX веке в Великом Новгороде на месте пришедших в негодность и потерявших окончательно своё значение оборонных укреплений Малого земляного города образуется озеленённое пространство общественного назначения.
Изменения ландшафта городских открытых пространств происходят по пути изменения их эстетики и функций в прямой зависимости от интенсивности развития прилегающих территорий. Постоянно развиваясь, город терял отдельные элементы природного ландшафта, приобретая взамен них новые, антропогенные.
В процессе исторического развития происходили определённые изменения природно-ландшафтного каркаса Великого Новгорода и в целом городского ландшафта. Увеличение и уплотнение городской застройки в исторической части Окольного города сделали привычными изменения ландшафта города, связанные с нивелированием его природной подосновы. Однако качество жизни горожан зависит от степени сохранения именно компонентов природного ландшафта в урбанизированной среде с учетом их естественного преобразования.
Прослеживая динамику изменения структуры функционально-ландшафтных зон за последние десятилетия, можно заметить, что утраты на отдельных этапах ценных в социально-культурном и историко-культурном отношениях зон были весьма значительными. В результате этих изменений сложились (рис. 1):
• открытые линейные пространства вдоль основных городских трасс, не обладающие достаточно выразительной эстетикой;
• маловыразительная среда набережной на Торговой стороне;
• неорганизованная береговая территория Софийской стороны;
• открытые территории возле объектов городского значения, утратившие своё своеобразие;
• эстетически невыразительное пространство за пределами вала;
• парк, не отвечающий современным требованиям ландшафтного дизайна, с однообразным видовым составом растительности и хаотичным её размещением.
Обобщая всё выше сказанное, можно отметить, что возникновение и развитие города всегда находится в прямой зависимости от воздействующих на него природных факторов. Формируясь в природном ландшафте, Великий Новгород обрел свою архитектурно-планировочную структуру в соответствии с пластическими особенностями ландшафта и гидрографией местности.
Рис.1 Схема оценки конфликтных ситуаций городского ландшафта Окольного города
Однако анализируя видоизменение планировочной структуры и ландшафта города в процессе его исторического развития, необходимо акцентировать внимание на преобладании однообразия и отсутствии характерной образной составляющей. Как следствие, необходимы определённые меры, которые смогли бы вернуть прежнюю гармоничность городскому ландшафту Великого Новгорода.
ГЛАВА II. «Градостроительные условия эстетического и функционального изменения ландшафта Великого Новгорода»
С учётом рассмотренных особенностей трансформации природно-ландшафтного каркаса Великого Новгорода целесообразно говорить о направлениях гармонизации городского ландшафта, которые могут включать:
• создание выразительных открытых пространств вдоль русла реки Волхов для одновременного восприятия нескольких ансамблей и обозрения панорамы противоположного берега;
• формирование масштабных, визуально разграниченных пространств с доминированием отдельных архитектурных памятников;
• создание системы природных связей между изолированными объектами городского ландшафта, воспринимаемыми в движении.
Поскольку в процессе градостроительного развития город лишился возможности использовать для отдыха населения отдельные участки у воды, превращение береговых территорий в эстетически привлекательную среду могло бы способствовать более интенсивному использованию этой части городского пространства.
По мере увеличения Великого Новгорода заметно возросло тяготение населения к береговым территориям Волхова. Нарастание антропогенной нагрузки на береговой ландшафт Софийской стороны при отсутствии определённого уровня обустройства территории существенно снижает эстетические качества среды и негативно отражается на её экологическом состоянии. В связи с этим, создание, в частности, пешеходных связей от гостиницы «Интурист» до Кремля, включая пространство около театра, могло бы способствовать более рациональной организации берега и устройству новых комфортных мест для отдыха. Подобное решение может привлечь в это пространство население, разгрузив зону вокруг Кремля и обеспечить наиболее оптимальное использование территории вокруг крупных общественных зданий города.
Пути достижения эстетической выразительности и
функциональной направленности данного берегового пространства должны быть связанны с адаптацией новых подходов к использованию ландшафтного дизайна для создания целостной, пластически выявленной среды.
Маловыразительный облик застройки в северной части набережной имени Александра Невского на Торговой стороне, формируемый чередованием 5-этажных и 9-этажных жилых домов, составляет определённый диссонанс с расположенными рядом памятниками архитектуры прошлых веков. Применение типовых элементов благоустройства значительно снизили эстетическую значимость, и образное разнообразие данной части города.
Становится очевидным, что набережная Александра Невского нуждается в новом композиционном решении. Одним из основных вопросов формирования облика прибрежных участков является выбор средств регулирования масштаба и повышения пластического разнообразия среды.
К числу возможных приёмов подобного регулирования можно отнести:
• применение тонального и графического разнообразия декоративного мощения;
• использование посадок кустарников с различной конфигурацией плана, что могло бы способствовать созданию эффекта движения в данном статичном пространстве;
• насыщение пространства индивидуальными малыми формами, придающими пространству определённую образность;
• применение элементов светового дизайна в целях усиления выразительности городских панорам в вечернее время.
Как показывает исследование, Великий Новгород нуждается в преобразованиях прибрежных территорий, для возвращения их к более эффективному использованию с одновременным улучшением экологической ситуации и повышением эстетической выразительности. В этих целях представляется актуальным использование ландшафтного дизайна для придания береговым пространствам определённой образности и повышения комфортности.
Проведённое исследование позволяет отметить, что сегодня в условиях изменившегося городского ландшафта сохранение основных композиционных связей вдоль береговой полосы Волхова находится в непосредственной зависимости от характера высокой растительности, в отличие от прошлых веков, когда сохранение композиционных связей зависело от взаимодействия основных доминант.
В последнее время, в силу различных обстоятельств, для
создания историко-архитектурной среды Великого Новгорода основное внимание зачастую сосредотачивается на реставрации непосредственно самого памятника, а прилегающая к нему территория лишь подвергается простому благоустройству. В результате, при создании архитектурно-ландшафтной среды вокруг отдельно стоящих памятников, в том числе и Окольного города, не сложилась композиционная взаимосвязь между сохраняемыми компонентами природы и архитектурой, а также не всегда продуман выбор пород растительности.
Однако уникальная среда Великого Новгорода нуждается не столько в благоустройстве и озеленении его отдельных фрагментов, сколько в архитектурно-ландшафтной организации городского пространства, построенного по законам объёмно-пространственной композиции с учетом исторических приоритетов. Следовательно, при создании эстетической среды около памятников архитектуры необходимо обращать внимание на оформление поверхности земли и создание различных по конфигурации открытых пространств, которые помогут закрепить доминирующие точки ландшафта и способствовать фокусированию восприятия архитектурных объектов.
Данное исследование отмечает, что основной задачей преобразования пространства в зоне влияния уникальных памятников прошлых веков является достижение максимальной выразительности всех элементов природной среды, обеспечение их композиционной целостности, а так же гармоничное взаимодействие с объектами архитектуры.
В отличие от реставрации или реконструкции памятников архитектуры, воссоздание ландшафтно-пространственной среды города связано с определёнными проблемами в сохранении или преобразовании природного комплекса. Растительный материал, являющийся одним из основных элементов городской среды, находится в постоянном развитии. Он подвержен не только сезонным, но и временным изменениям, вносящим радикальные перемены в окружающее пространство.
В результате исторического развития Великого Новгорода сложилась характерная пространственная композиция основных городских ансамблей. При этом в процессе эволюции постоянно менялась динамика взаимодействия масс растительности и самих архитектурных объектов: если вначале природное окружение подчёркивало определённые особенности памятника, то со временем свободные формы растительности постепенно стали поглощать архитектурные объёмы. В итоге силуэтная характеристика многих
панорам заполнилась высокой растительностью, что осложнило восприятие основных архитектурных доминант, которые оказались визуально изолированными от многих видовых площадок и трасс города. Следовательно, целесообразно говорить о необходимости преобразования природных компонентов ландшафта, которые ввиду естественного роста растительности изменили восприятие основных доминант.
Уличные пространства в исторической части города ранее представляли, своего рода, визуальные коридоры, ориентированные в основном на башни Кремля и Софийский собор. Однако современная конфигурация и размеры деревьев в большинстве случаев осложнили восприятие панорам на подступах к Кремлю. Так, традиционные линейные посадки деревьев вдоль набережной на Торговой стороне зрительно удлинили и без того весьма протяжённую линию берега, а затем и закрыли визуальные раскрытия Кремля с некоторых улиц. Только с ноября по май в этих перспективах, сквозь прозрачный каркас растительности, раскрываются некоторые характерные силуэты ансамбля. В соответствии с этим, следует оценить целесообразность сохранения линейных посадок, перейдя к созданию композиций с сочетанием свободного расположения растительности в плане. Результатом станет не только более широкое раскрытие основных панорам, но и увеличение узнаваемости пространства.
Первоначально функции крепостей имели оборонительный характер, стены обязательно должны были оставаться открытыми для ведения боя. Этим создавался определённый архитектурно-градостроительный образ сооружения. Со временем изменилось функциональное назначение Кремля и его роль в градостроительной структуре и жизни города. Его характерный образ в окружении растительности стал привычным и создал определённый дух данного места. В то же время, Кремлевский парк полукольцом экранирующий Кремль, осложнил пространственную взаимосвязь с городской средой.
В течение всего исторического развития Великого Новгорода визуальная связь городских кварталов с Кремлём прерывалась не раз: строительством Малого земляного города в начале века, и созданием Летнего сада, предшественника Кремлёвского парка. Следовательно, сегодня можно говорить не столько о максимальном визуальном раскрытии древнего сооружения, чтобы показать его функциональный и эстетический смысл, сколько об определённых санитарных расчистках и о создании характерных визуальных ориентиров на городских улицах. Эти особенности необходимо учитывать при работе над городским ландшафтом.
Рис.2 Схема ландшафтных преобразований Окольного города
Изменение характера использования открытых территорий вокруг памятников и интенсификация их посещения не может не отражаться на устойчивости озеленённых пространств, губительно сказываясь, в первую очередь, на состоянии растительности. Необходимо гибкое планированное реагирование на изменившуюся структуру потребностей посетителей, включая упорядочение всей системы коммуникаций и обслуживающей инфраструктуры, которые в современном состоянии негативно влияют на облик исторической среды. Все это требует оптимальной ландшафтной организации городского пространства.
К числу основных рекомендаций по раскрытию характерных особенностей городского ландшафта Великого Новгорода можно отнести следующее (рис.2):
• создание устойчивых признаков места, за счёт размещения новых фрагментов растительности и сохранения части существующих посадок, для выявления образности на открытых линейных пространствах вдоль основных городских трасс;
• придание индивидуальности набережной Александра Невского на Торговой стороне за счет активного использования элементов ландшафтного дизайна, включая декоративное мощение и размещение растительности;
• создание характерных природных символов в береговом пространстве Софийской стороны и пластическую обработку поверхности земли;
• превращение компонентов природы, включая рельеф и растительность, в активный формообразующий элемент для придания выразительности открытым городским территориям;
• создание пешеходных пространств с использованием дизайнерской интерпретации символов ландшафта, раскрывающих характер использования пространства в прошлом, на территориях за валами;
• выявление с помощью характерных форм и линий природных элементов индивидуального визуального кода парковых пространств, повышающего их выразительность и разнообразие.
ГЛАВА III. «Принципы преобразования ландшафта города на основе поддержания экологического равновесия среды»
Современная городская среда Великого Новгорода, в результате утраты за последние десятилетие исторического
18
своеобразия и изменения представлений жителей о комфортности городского пространства, нуждается в кардинальных переменах, которые должны строится на определённых принципах (рис.6).
Изменившееся восприятие города не предполагает преобладающей погружённости в прошлое, это - взаимосвязь между настоящим, прошлым и будущим, следовательно, выразительность исторического пространства может достигаться путём поиска гармоничного сочетания исторических объектов, создающих среду Великого Новгорода и новых компонентов среды, отражающих современные потребности и представления человека. В этом заключается принцип компромиссного взаимодействия между «старым» и «новым». Необходимо сохранять важные приметы времени, создавать в городе ассоциативные цепочки, усиливать или выявлять живые приметы времени с учётом современной деятельности в целях гармонизации среды.
В результате, городская среда могла бы ответить на изменившиеся потребности человека в характере благоустройства на основе использования новых средств ландшафтного дизайна. Это придаст эстетическую привлекательность пространству, сделает его масштаб соразмерный человеку, сформирует новые визуальные ориентиры в городской среде. Чувство такта по отношению к наследию и разумная степень трансформации природных компонентов исторической среды должны остаться обязательными требованиями при выборе приёмов её архитектурно - ландшафтной организации.
Принцип композиционной и функциональной преемственности заключается в выявлении и сохранении основных композиционных связей между памятниками архитектуры, с учётом их взаимодействия с природной составляющей. Волхов должен остаться основной природной осью, направленной с севера на юг, по сторонам которой расположены основные памятники архитектуры.
Необходимо продолжить восстановление исторической планировочной оси, проходящей с запада на восток, начало которой было положено созданием пешеходного моста, соединяющего ансамбль Кремля с Ярославовым Дворищем.
Природные и антропогенные доминанты Великого Новгорода прошлых эпох должны являться компонентами, обязательными для сохранения. Так, например, вал Окольного города нуждается не только в сохранении, но и в создании удобной пешеходной зоны вдоль него, которая способствовала бы освоению ныне пустующего пространства.
Принцип комплексности и индивидуальности городского
ландшафта заключается в создании в центральной части Великого Новгорода как разнообразного пространства около каждого памятника архитектуры, так и организации уличного пространства средствами ландшафтной архитектуры.
Преобразование природного окружения вокруг памятников архитектуры должно составлять логическое продолжение городского пространства, а выбор природных материалов его оформления должен отвечать функции каждого фрагмента участка и обеспечивать его выразительность.
В исторической городской среде Великого Новгорода возможно закрепление характерной геометрии древнейших улиц, местоположение которых установлено сегодня точно, через активное использование элементов ландшафтного дизайна.
Проблема ландшафтного проектирования уличного пространства сегодня выходит за рамки традиционного разграничения пешеходного и транспортного движения. Необходимо найти средства достижения большего разнообразия городской среды, раскрывая в ней новые возможности. Характер ландшафтной организации улиц определяется в зависимости от интенсивности транспортных потоков, планировочных и природных характеристик.
Превращение городской среды в современное пространство с выразительной эстетикой происходит в результате постоянной эволюции приёмов его ландшафтной организации, обеспечивающих семантическую интерпретацию природных форм. Таким образом, принцип символизации пространства должен выражаться через образное осмысление городского ландшафта исторического города, основанного на его семантической трактовке, использовании символического и аллегорического значений элементов природы.
Представления о пространстве, окружающего человека, существуют в его сознании как образы, сформированные не только тем, что он видит, но и на основе того, что может быть подсказано памятью и воображением, а также того, что было прожито и усвоено в процессе практического опыта, продиктовано социально-исторической ситуацией и традициями.
В работе предлагается применение знаковой системы на месте бывших водных пространств Окольного города, Кремля и на проспекте Гагарина вместо Фёдоровского ручья, исчезнувших с городской территории, что могло бы значительно повысить информационное содержание среды и изменить её восприятие.
В частности, на языке символов водное пространство может быть представлено в виде объёмных или плоских элементов (рис. 3).
Рис.3
Принцип символизации пространства
В первом случае это выражается путём применения малой пластики или силуэтов растительности с волнообразным очертанием. Во втором случае водное пространство интерпретируется в виде динамичной кривизны контурных линии поверхности с твёрдым покрытием или характерным рисунком мощения, а также за счет создания цветочных композиций с волнообразным рисунком. Применение символических композиций может способствовать повышению образных характеристик среды, выявляя её индивидуальность и закрепляя определённые ассоциации.
Подобное использование дизайнерской интерпретации ключевых символов городского ландшафта Великого Новгорода может раскрыть характер использования территорий в прошлом.
Принцип светового усиления выразительности пространства выражается в создании художественно полноценной светоцветовой среды, обладающей новыми качествами исторического наследия на основе использования современных технологий освещения архитектурных объектов.
Элементы светового дизайна в городском ландшафте призваны формировать комфортную визуальную среду, где свет выступает как средство, дополняющее и пластически обогащающее пространство, от насыщенности, тона и цвета которого зависит само восприятие. Свет в городском пространстве призван создавать дополнительные ориентиры, которые повышают чувство безопасности и визуального комфорта у пешехода, а „также могут способствовать сокращению вандализма непосредственно около исторических памятников.
Свето-цветовые композиции в городском пространстве Окольного города своим лаконичным языком создадут новый тип среды, некий световой сценарий, облегчающий ориентацию и закрепляющий роль архитектурных доминант в ночное время (рис.4).
Однообразный видовой состав растительности и её хаотичное размещение на территории Окольного города значительно снижают образную выразительность пространства и его зрительное восприятие. Целесообразно предложить распространение принципа узнаваемости и разнообразия, который выражается в том, что растительные элементы должны активно использоваться для преодоления безликости городских территорий Великого Новгорода. Чередование плотности и характера размещения растительности в открытых пространствах с хаотическим набором природных элементов даёт возможность внести черты индивидуальности в среду исторического города. Активное использование природных форм в виде кустарников, почвопокровных растений и цветов с различной колористикой на улицах, а также
Рис.4 Принцип светового усиления выразительности пространства
цветущих деревьев, которые фактически не используются при ландшафтной организации города, способно создать новые акцентные точки.
Ландшафтный дизайн, за счёт использования определённых линий и форм компонентов природы, сочетание которых не повторяется, может стать средством формирования характерных визуальных кодов пространств. В связи с этим повысится художественная выразительность данной среды.
Большинство деревьев на улицах Окольного города находятся в неудовлетворительном состоянии, что нередко приводит к их вырубке. Как следствие, на улицах возникают безликие фрагменты среды, сокращается количество зелёных зон. Кроме этого, по мере увеличения функций городского центра постоянно увеличивается количество транспорта на улицах. Это приводит к появлению новых автостоянок, которые в стеснённых условиях центра города, неумолимо сокращают площадь озелененных поверхностей.
Следовательно, принцип приоритетности природных компонентов ландшафта заключается, как в сохранении существующих природных элементов вдоль улиц Окольного города, так и в формировании на месте вырубки старых деревьев новых фрагментов растительности. Данное исследование дает основания предложить использование кустарников, декоративных растений и цветов различных геометрических очертаний для достижения большей выразительности городских улиц и площадей.
В целях повышения экологической устойчивости растительности, необходимо защитить корневую систему деревьев от интенсивного воздействия пешеходов за счет применения либо травяного газона, либо металлических решеток или геометрических модулей, с заполнением инертными материалами с почвопокровной
растительностью (рис 5.).
По мере развития урбанизации в городской среде происходит неизбежное сокращение удельного веса природных элементов, снижается динамичность цветовой среды и увеличивается монохромность окружающего пространства. Как следствие изменений цветовой гаммы меняется психологическое воздействие среды на человека и характер ее визуального восприятия. Из этого следует, что на образ городского пространства большое воздействие оказывает высокая растительность, подверженная сезонным колористическим изменениям, а, значит, и влияющая на эстетический образ Окольного города. Можно предположить, что принцип колористического многообразия отражает необходимость в достижении максимальной
Рис.5 Принцип приоритетности природных компонентов ландшафта
Дизайн поверхности земли вокруг деревьев
выразительности всех элементов пространственного каркаса за счет применения разнообразных форм растительности и полихромии, для обеспечения их композиционной целостности в течение всего года.
Обращение к хвойным деревьям, сохраняющим свои декоративные особенности круглый год, позволяет существенно влиять на создание устойчивого выразительного силуэта природных групп в городских открытых пространствах в зимний период.
Эстетическое восприятие исторического городского ландшафта не может существовать без учёта цветовой характеристики природных элементов в городской среде. Любое визуальное восприятие пространства непосредственно зависит от полихромии составляющих его элементов. Колористическая картина природного ландшафта находится в зависимости от разных факторов, среди которых можно отметить климатические условия, морфологические особенности территории и ряд других. Каждый период года вносит определённые нюансы в эстетическое восприятие городской среды, зависящее от субъективного мироощущения человека. Так как любое визуальное восприятие среды субъективно, её отражение в сознание всегда имеет эмоциональную окраску, определяемую потребностями и
предпочтениями каждого субъекта.
Цветовая палитра природного окружения является активным средством формирования комфортной визуальной среды исторического пространства, что можно активно использовать при преобразовании городского ландшафта Великого Новгорода.
Для сохранения городского ландшафта Великого Новгорода на должном уровне в течение длительного времени необходимо придерживаться принципа минимализацин расходов на поддержание среды. Суть его заключается в использовании малых архитектурных форм, выполненных в антивандальных вариантах, а также в применении таких видов растительности, которые обладают устойчивыми свойствами и могут существовать при минимальном уходе.
Принципы гармонизации городского ландшафта осуществляются с учётом требований функциональной эффективности, экономичности и конструктивной целесообразности, но, прежде всего, в соответствии с художественным замыслом, а не в отрыве от него и не в ущерб ему. Присущая человеку образность восприятия, его эстетические требования к среде обитания определяют потребность в гармонизации, кардинальном совершенствовании среды на всех уровнях, на которых человек участвует в её преобразовании.
Традиционный подход к проектированию архитектурно-
Рис.6 Схема преобразования
городских пространств на основе выявленных принципов
ландшафтного облика Великого Новгорода сегодня не в полном объёме учитывает специфику исторического города, которая заключается не только в максимальном раскрытии достопримечательностей, но и в создании пространств, учитывающих реальные потребности людей и в итоге обеспечивающих необходимый уровень комфортности для туристов и жителей города. Следовательно, необходимы специальные разработки и рекомендации по формированию функционально детерминированного, образно выразительного и индивидуального облика городского ландшафта Великого Новгорода.
Выводы:
1. Основу ландшафтной организации города должно составлять максимальное сохранение и использование приоритетных природных компонентов среды, влияющих на трассировку и пространственное решение основных русел городских коммуникаций Великого Новгорода, а также определяющих направления новой застройки.
2. Маловыразительные открытые пространства в черте исторического города должны превратиться в художественно-выразительную среду, характерную только для Великого Новгорода и отвечающую изменившимся представлениям о комфортности. Для этого необходимо повысить роль приемов формирования городского ландшафта с учетом эволюции характера использования открытых пространств в новых экономических условиях.
3. Необходимо создать в городской среде средствами ландшафтного дизайна функционально удобные и технически грамотно сформированные пространства, которые обладают эстетической привлекательностью и определенной новизной использования природных компонентов среды для создания запоминающегося образа города.
4. Целесообразно пересмотреть практику применения в городском пространстве Великого Новгорода лишь традиционных форм уличной мебели и активно способствовать использованию новых элементов дизайна с учётом радикального изменения технологических возможностей и расширения набора материалов.
5. Необходимо пересмотреть подходы к оформлению городского ландшафта исторического центра Великого Новгорода с позиции создания архитектурно-ландшафтного сценария пространств городских улиц, учитывающего условия зрительного восприятия городского ландшафта и изменившийся характер использования отдельных пространств.
6. В целях создания выразительной среды в городе
целесообразно более рациональное использование территорий вдоль берегов реки, включая преобразование природных компонентов ландшафта, формирующих эстетику основных панорам Великого Новгорода.
7. Как неотъемлемая часть архитектурно-пространственной организации исторического города необходима архитектурно-ландшафтная организация открытых пространств Великого Новгорода с разработкой сценария восприятия основных архитектурных памятников
8. Освещение архитектурно - ландшафтных композиций в историческом центре должно предусматриваться уже на стадии проектирования, как часть концепции светового решения всего города, выявляя наиболее характерные доминанты и обозначая основные направления их визуального раскрытия.
Список работ, опубликованных по теме диссертации
1. Гаврилова М.Ю. Ландшафтная организация среды // Тезисы докладов студентов, аспирантов, соискателей. VI научная конференция преподавателей, аспирантов и студентов. 19-23 апреля 1999 г. НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1999.- С. 58-59.
2. Гаврилова М.Ю. Принципы преобразования городского ландшафта в условиях уникальной исторической среды // Труды молодых учёных. ЧастьШ., СПбГАСУ,- СПб., - 2000. - С. 69-71.
3. Гаврилова М.Ю. Ландшафтная организация исторической городской среды // Формирование растительного покрова на урбанизированных территориях: Материалы междунар. научной конф. / Сост. Е.М. Литвинова; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2000. - С. 100-101.
4. Гаврилова М.Ю., Робежник Л.В. Новые тенденции ландшафтной организации среды (на примере студенческих работ) // Формирование растительного покрова на урбанизированных территориях: Материалы междунар. научной конф. / Сост. Е.М. Литвинова; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2000. -С. 120-122.
5. Гаврилова М.Ю. Свет в формировании комфортной визуальной среды исторического городского ландшафта // Тезисы докладов студентов, аспирантов, соискателей. IX научная конференция преподавателей, аспирантов и студентов. 15-19 апреля 2002 г. НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - С.99-100.
6. Гаврилова М.Ю. Архитектурно-планировочные аспекты взаимодействия города и его природных условий // Труды молодых учёных. ЧастьШ., СПбГАСУ,- СПб., - 2002. - С. 65-67.
7. Гаврилова М.Ю. Роль ландшафтного дизайна в преобразовании исторической городской среды // «Актуальные проблемы современной науки»: Сб. статей 4-й Международной конференции молодых учёных и студентов. Естественные науки. Части 18-20: Архитектура. Строительство. Транспорт. / Научн. Ред. Кармазин Ю.И., Макеев А.И., А.С. Трунин - Самара: Изд-во СамГТУ, 2003.-С. 7-9.
8. Гаврилова М.Ю. Семантическая интерпретация природных форм в городском ландшафте // Тезисы докладов студентов, аспирантов, соискателей. X научная конференция преподавателей, аспирантов и студентов. НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2003. - С.165-167.
9. Гаврилова М.Ю. Изменение качеств городского ландшафта.// Великий Новгород-город университетский: Материалы юбилейной науч.-практ. конф 19-20 июня 2003г. НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003.-С. 179-181.
10. Гаврилова М.Ю. Особенности преобразования ландшафта исторического города (на примере Великого Новгорода) // Доклады 61-й научной конференции профессоров, преподавателей, научных работников, инженеров и аспирантов университета. ч.2., СПбГАСУ, -СПб., - 2004. (в печати)
Изд. лиц. ЛР№ 020815 от21.09.98. Подписано в печать 17.05.2004. Бумага офсетная. Формат 60x84 1/16. Гарнитура Times New Roman. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,7. Уч.-изд. л. 1,9. Тираж 100 экз. Заказ № 97. Издательско-полиграфический центр Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 173003, Великий Новгород, ул. Б. Санкт-Петербургская, 41.
Отпечатано в ИПЦ НовГУ им. Ярослава Мудрого. 173003, Великий Новгород, ул. Б. Санкт-Петербургская, 41.
•04- 1 3 73 f
Оглавление автор диссертации — кандидата архитектуры Гаврилова, Мария Юрьевна
Введение.
Глава I. Архитектурно-планировочные аспекты взаимодействия города и его природных условий.
1.1. Обусловленность характера планировочной структуры города
1.2. Общие закономерности изменения ландшафта города в процессе его развития.
1.2.1. Видоизменение гидрографии города.
1.2.2. Преобразование городского рельефа.
1.2.3. Изменение растительного ассортимента
1.3. Оценка конфликтных ситуаций городского ландшафта.
Выводы.
Глава II. Градостроительные условия эстетического и функционального изменения ландшафта Великого Новгорода
II. 1. Преобразование берегового пространства вдоль Волхова
II. 1.1. Береговое пространство Софийской стороны.
II.2.2. Береговое пространство Торговой стороны.
II.2. Особенности преобразования ландшафта в зоне влияния ц уникальных исторических ансамблей.
11.2.1. Формирование архитектурно-ландшафтной среды вокруг архитектурных памятников.
11.2.2. Взаимодействие высокой растительности с памятниками архитектуры в исторической части.
II.2.3. Визуальное восприятие архитектурно-ландшафтной среды.
II.3. Тенденции изменения композиции и функции городских открытых пространств в окружении исторического центра.
Выводы.
Глава III. Принципы преобразования ландшафта города на основе поддержания экологического равновесия среды III. 1. Архитектурно-пространственная композиция центральной части города в условиях обновления элементов ландшафта.
III. 1.1. Растительность в формировании городской среды.
III. 1.2. Организация поверхности земли в городском ландшафте
III. 1.3. Символическая интерпретация воды.
III. 1.4. Роль света в формировании комфортной визуальной среды в городском ландшафте.
111.2. Полихромия природного окружения.
111.3. Рекомендации по изменению качеств городского ландшафта во взаимосвязи с природным окружением.
Выводы.
Введение 2004 год, диссертация по архитектуре, Гаврилова, Мария Юрьевна
Актуальность исследования. Для процесса формирования среды исторического города характерны преемственность и непрерывность развития культуры. Новые элементы возникают здесь уже в сложившемся контексте, дополняя и изменяя его. Развиваясь вместе с обществом город совмещает в себе «новое» и «старое» — результаты материального и духовного производства разных эпох. Однако «старое» в его системе подвергается переосмыслению, постоянно переоценивается и может служить в новом качестве.
Уплотнение городской ткани в исторической части Великого Новгорода на протяжении веков привело к трансформации природной подосновы, сформировав в сознании людей как привычное, существенное изменение городского ландшафта.
Великий Новгород - это город, обладающий уникальными историческими памятниками архитектуры, которые были включены ЮНЕСКО в декабре 1992 года в Список Всемирного культурного наследия. С каждым годом увеличивается количество туристов, посещающих город, и всё острее становится необходимость пересмотреть сложившийся подход к организации среды с учётом их интересов. В связи с этим необходимо найти новые пути в использовании ландшафтной архитектуры для достижения как индивидуальности среды, так и сохранения роли архитектурного наследия.
Сегодня в городском пространстве исторического центра:
• утрачено изначальное соотношение архитектурных и природных доминант;
• не вполне реализованы возможности для достижения эстетической выразительности среды средствами ландшафтной архитектуры;
• недооценена роль природных элементов городского ландшафта как неотъемлемых составляющих архитектурных ансамблей.
Новое тысячелетие выдвигает необходимость поиска иного качества городского ландшафта, которое должно отражать возросшие эстетические потребности общества. Это особенно характерно в условиях уникальной исторической среды Великого Новгорода.
Необходимо сформировать современную городскую среду в гармонии с окружающим ландшафтом. Элементы ландшафтного дизайна, как средства достижения особой выразительности открытых пространств, должны эстетически преобразить городскую среду, наполнив её ярким индивидуальным и художественным образом, учитывающим исторические аспекты.
Город может постепенно перейти к качественно новому этапу взаимоотношения с природой, где ландшафтная архитектура выступает как инструмент в формировании комфортной среды урбанизированного пространства.
Изученность проблемы. Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужил ряд работ, связанных с изучением проблем градостроительства и ландшафтной архитектуры.
В частности, подходы к сохранению архитектурно-исторической среды, актуальные для данной работы, содержатся в исследованиях О.И. Пруцина. Многие аспекты улучшения качеств городской среды и совершенствования её планировочной структуры рассмотрены в трудах Н.Б. Баранова, М.Г. Бархина, B.JI. Глазычева, А.Э. Гутнова, В.А. Лаврова, И.Г. Лежавы, К.Линча, С.Д. Митягина, И.М. Смоляра, З.Н. Яргиной и др. В них анализируются вопросы эстетической структуры города, специфика эстетического восприятия городской среды, особенности художественного творчества в градостроительстве, общие проблемы градостроительной композиции, без которых нельзя говорить об особенностях преобразования городского пространства Великого Новгорода.
Рассмотрение городского ландшафта Великого Новгорода, обладающего историческими аспектами, сегодня невозможно без учёта эмоционального восприятия человеком его окружения. В результате этого, исследование было ориентировано на изучение проблем эстетической оценки архитектурно-пространственной среды и её эмоционального воздействия, ранее отраженных в работах E.JI. Беляевой, Г.Б. Забелыпанского, К. Линча, Г.Б. Минервина, А.Г. Раппапорта, Ф. Танги, В.Т. Шимко, В.А. Филина и др.
Определение общих закономерностей эволюции ландшафта Великого Новгорода не возможно без учёта взаимосвязи города и его ландшафта, рассмотренных И.В. Барсовой, А.П. Вергуновым, В.В. Владимировым, А.Г. Григоряном, В.И. Гуцаленко, Ю.И. Курбатовым, Л.Б. Лунцем, Е.М. Микулиной, З.А. Николаевской, Дж. Саймондсом, Н.П. Титовой, Ю.Б. Хромовым и др.
Научная работа рассматривает роль современного ландшафтного дизайна в повышении комфортности городских пространств, которая освещается в трудах Л.С. Залесской, В.А. Нефёдова, А.В. Сычёвой и др., что представляется необходимым для достижения максимальной выразительности всех элементов исторической среды Великого Новгорода.
Эстетическое восприятие городского исторического ландшафта не может существовать без учёта полихромии: как природных элементов, так и архитектуры, поэтому данное научное исследование опирается на изучение колористики города, представленной в работах А.В. Ефимова и свето-цветовой среды у Н.И. Щепеткова.
Принципы комплексного формирования средовых объектов и систем, изложенные в трудах В.Т. Шимко, необходимы для осмысленного построения новых художественно-выразительных пространств Великого Новгорода.
Из специальных работ по изучению планировочной организации Великого Новгорода использовались исследования Н.Н. Кузьминой и
JI.A. Филипповой, посвященные вопросам фортификации средневекового города (восстановления древних крепостных стен и башен города), труды Л.И. Петровой и С.В. Трояновского о формировании палеорельефа города, а также работы B.JI. Янина, Э.А. Гордиенко, И.И. Кушнира и др.
Цель исследования заключается в выявлении принципов преобразования городского ландшафта для создания среды, отвечающей изменившимся условиям и характеру использования исторической части Великого Новгорода.
Задачи исследования:
- выявить основные факторы, влияющие на характер ландшафтной организации Великого Новгорода;
- проанализировать видоизменения планировочной структуры и ландшафта в процессе его исторического развития;
- выработать предложения по формированию архитектурно-пространственного каркаса города для создания полноценного ландшафтного облика и поддержания его исторического развития;
- разработать рекомендации по проектированию и реконструкции городского ландшафта в целом и его основных элементов для достижения гармоничности среды исторического города с целью повышения её комфортности и эстетической выразительности.
Предметом исследования является городской ландшафт Великого Новгорода.
Основные объекты и границы исследования. В качестве объекта исследования выбраны характерные элементы городской среды в центральной части Великого Новгорода, преобразуемые в процессе ландшафтно-градостроительной деятельности.
Границы исследования определяются функционально-планировочными, архитектурно-пространственными и художественными аспектами проектирования городского ландшафта Окольного города в Великом Новгороде.
Методика исследования основывается на изучении архитектурно-ландшафтных, исторических и экологических особенностей процесса трансформации среды исторического города. В исследовании применялись следующие методы:
- изучение литературных источников, нормативных материалов, связанных с формированием и преобразованием городского ландшафта в нашей стране и за рубежом;
- проведение натурных обследований городского ландшафта Окольного города;
- теоретическое моделирование городского ландшафта.
Научная новизна исследования заключается в:
- проведении системного анализа открытых пространств вокруг памятников архитектуры с учётом характера исторической эволюции ландшафта Окольного города;
- предложении композиционно-эстетического каркаса исторического ядра, обеспечивающего создание полноценного, выразительного архитектурно-ландшафтного облика для поддержания исторического своеобразия на основе гармоничного взаимодействия старого и нового;
- предложении принципов формирования городского ландшафта исторической части Великого Новгорода для сохранения индивидуальности его городского пространства.
На защиту выносятся концептуальные модели и принципы преобразования ландшафта в зоне влияния уникальных исторических ансамблей Великого Новгорода.
Практическое значение диссертации заключается в научном обосновании необходимости рациональной организации ландшафта при преобразовании города как наиболее действенного средства градостроительного регулирования городского развития.
Апробация и внедрение результатов. Основные положения диссертации докладывались на VI, IX, X научных конференциях преподавателей, аспирантов и студентов в Новгородском государственном университете им. Ярослава Мудрого (1999, 2002, 2003 гг.); международной научной конференции «Формирование растительного покрова на урбанизированных территориях» в Великом Новгороде 2000 г.; 54-ой и 55-ой научно-технических конференциях молодых учёных (аспирантов, докторантов) и студентов «Актуальные проблемы современного строительства» в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете; на конференции преподавателей в Новгородском государственном университете 2003 г.; 61-ой конференции профессоров, преподавателей, научных работников, инженеров и аспирантов в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете. Результаты диссертационного исследования в виде методических указаний использовались при курсовом и дипломном проектировании в Новгородском государственном университете им. Ярослава Мудрого.
Структура диссертации
Заключение диссертация на тему "Преобразование ландшафта в условиях сохранения исторической среды города"
Выводы к 3 главе
1. Для городской среды Окольного города особо важна роль ландшафтного дизайна, предметного наполнения в контексте фирменного стиля разработанного для конкретной среды и конкретного времени.
2. Улица является важным элементом в раскрытии образа города, поэтому внесение определенного сюжета или сценария в ее пространство, через последовательно раскрывающиеся картины, придаст ей наиболее запоминающийся характер, в результате чего обезличенная городская среда должна приобрести индивидуальный образ характерный только для Великого Новгорода.
3. Эстетическое восприятие архитектурного объекта, начиная с Кремля и кончая отдельно стоящими церквями, зависит от полихромии природного окружения. Цветодинамика которого подвержена сезонному изменению, поэтому цветовая среда природного ландшафта является активным средством формирования комфортной визуальной среды.
4. Свето-цветовые композиции в городском пространстве своим образным языком создают новый тип среды, некий световой сценарий побуждающей человека к активному поиску новых впечатлений.
5. Среда города Новгорода нуждается в кардинальных изменениях, в результате утраты в последние десятилетия исторического своеобразия и изменения представления жителей о комфортности городского пространств. Это повлияло на эстетическое состояние ландшафтной среды, проявившиеся в загромождении открытых пространств функциональными элементами случайного характера, отсутствием упорядоченных пешеходных связей, слабо выраженных элементов ландшафтного дизайна.
6. Элементы ландшафтного дизайна способны внести в образ исторической среды Новгорода индивидуальные черты, которые придадут городу большую эстетическую привлекательность, сделают масштаб его пространств соразмерным человеку, сформируют новые визуальные ориентиры в данной городской среде
7. Активное использование дизайнерской интерпретации ключевых символов городского ландшафта Новгорода, должно раскрыть характер использования территорий в прошлом. Ландшафтная организация городских пространства с позиции понимания художественных образов создает благоприятную почву формирования комфортной среды Новгорода, с ярким индивидуальным, художественным образом - имиджем, учитывающим исторические и традиционные аспекты.
123
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Степень развития ландшафтной архитектуры - один из важнейших показателей состояния общества. Укрепляя взаимосвязь человека и природы, ландшафтная архитектура способствует установлению баланса между материальным и духовным.
Рассматривая ландшафтную архитектуру как средство взаимодействия культуры и природы, мы приходим к ряду выводов: ландшафтная архитектура является инструментом культурной деятельности человека, причем уровень ее напрямую зависит от уровня культуры; на протяжении всей истории ландшафтная архитектура постоянно меняется. В основе этих изменений - различные формы восприятия природы человеком и обществом; задачи создания искусственной среды и поддержания естественной ландшафтная архитектура решает на двуединой основе - материальной и эстетической [14, С. 13].
Элементы ландшафтного дизайна как средства качественного обновления и возрождения должны найти активное применение в преобразовании исторической городской среды Великого Новгорода. Сохранение историко-культурных памятников, преемственное развитие города и создание художественно-выразительных пространств должно способствовать устойчивости среды.
В результате этап оптимизации окружающей среды Великого Новгорода целесообразно связать с разработкой и реализацией градостроительных мероприятий, направленных на достижение оптимальной степени экологического состоянии городского ландшафта. Он заключается не только в приведение среды в соответствии современным нормам и требованиям, но и формирование её с учётом индивидуальных особенностей места и потребностей различных социальных групп людей. На данном этапе возможно установление динамического равновесия между человеком, природой и архитектурой.
Необходимо предугадать действительную структуру будущих ценностей то, что будет создано сегодня, должно быть положительно принято будущим поколением и оценено как отвечающее его нуждам, потребностям, вкусам и идеалам.
Библиография Гаврилова, Мария Юрьевна, диссертация по теме Градостроительство, планировка сельскохозяйственных населенных пунктов
1. Авадяева Е.Н. Русский ландшафтный дизайн / Под ред. Н.П. Титовой. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. - 383 е.: ил.
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. - 392 с.
3. Архитектура и эмоциональный мир человека / Г.Б. Забелыпанский, Г.Б. Минервин, А.Г. Раппапорт, Г.Ю. Сомов -М.: Стройиздат, 1985. 208 е.: ил.
4. Барабанов А.А. Чтение города // Семиотика пространства: Сб. науч. тр. Междунар. ассоц. семиотики пространства / Под ред. А.А. Барабанова. Екатеринбург: Архитектон, 1999. -. С. 325-354.
5. Баранов Н.Н. Силуэт города. Л.: Стройиздат, 1980. - 183 с.
6. Барсова И.В. Ландшафтная оценка архитектурной среды Ленинграда при реконструкции // Ленинград и Ленинградская область. Перспективы интенсификации функциональной и планировочной структуры. Межвуз. сб. тр. Л.: ЛИСИ, 1986. - С. 28-32.
7. Беляева Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия. М.: Стройиздат, 1977. - 126 с.
8. Бирюков И. Генеральная схема цветочного оформления
9. Москвы // Ландшафтная архитектура. Дизайн. 2003.- № 2.— С. 10-17.
10. Владимиров В.В., Микулина Е.М., Яргина З.Н. Город и ландшафт: (Проблемы, конструктивные задачи и решения). М.: Мысль, 1986. - 238 е.: ил.
11. Вергунов А.П., Горохов В.А. Ветроград: Садово-парковое искусство в России (от истоков до начала 20 века). М.: Культура, 1996. — 431 с.
12. Воскресенский И.Н. Трансформация ландшафта // Архитектура. Строительство. Дизайн. 2001. - № 2. — С. 2-9.
13. Воскресенский И.Н. Философия ландшафтной архитектуры // Ландшафтная архитектура. Дизайн. 2003. - № 1. - С. 6-13.
14. Воскресенский И.Н. Цветы как средство формирования городской среды // Ландшафтная архитектура. Дизайн. 2003. - № 2. -С. 5-10.
15. Воскресенский И.Н, Кокенкоф есенний сад Европы. Её главный цветочный базар // Ландшафтная архитектура. Дизайн. - 2003. -№ 2. - С. 40-43.
16. Георгберидзе Д.К. Окраска древесных растений и её значение в ландшафтной архитектуре. Тбилиси: «Мецниереба», 1979. - 36 с.
17. Гигон А., Куер М. Археологический музей и парк Брамше-Калькризе (Германия)//ПРОЕКТ International. № 5.- С. 32-33.
18. Глазычев В. Л. Поэтика городской среды // Эстетическая выразительность города. М.: Наука, 1986. - С. 130-157.
19. Гнедовский Ю.П. Русская архитектура на рубеже двух столетий. Глобализация или регионализм?//Проект Россия. № 10. - С. 11-12.
20. Горбачев В.Н. Архитектурно-художественные компоненты озеленения городов. М.: Высш. шк., 1983. - 207 е.: ил.
21. Гордиенко Э.А. Топонимы как свидетельства протоисторического ландшафта в Новгороде // Новгородский исторический сборник 6(16) / Под ред. АнаньичаБ.В. и других. СПб., 1997.1. С. 85-101.
22. Григорян А.Г. Ландшафт современного города. М.: Стройиздат, 1986. - 136 с.
23. Гусаков В.Н. К локализации топонимов «холм» и «славно» в древнем Новгороде // Новгород и новгородская земля. История и археология. Тезисы научной конференции. Выпуск 1. / Сост. Конецкий В.Я. Новгород, 1989. - С. 80-90.
24. Гуцаленко В.И. Ландшафтные факторы в планировке городов / Обзор Москва, 1972. - 32 с.
25. Двор института металлургии // Зодчество мира. 2000. - № 1. — С. 3-5.
26. Ефимов А.В. Цвет в архитектуре и градостроительстве. -М.: Знание, 1981.- 64 с.
27. Ефимов А.В. Колористика города. М.: Стройиздат, 1990. -270 е.: ил.
28. Ефимов А.В. Архитектурное освещение Москвы. Как начиналось// Мир дизайна. 1999.- № 1. - С. 30-32.
29. Жекулин B.C. Воздействие человека на природу. Некоторые вопросы охраны природы // Развитие и преобразование географической среды. Л.: Лениздат, 1975. - 150 с.
30. Жирнов А.Д. Искусство паркостроения Львов: Вища шк., 1977. - 208 е.: ил.
31. Залесская Л.С., Микулина Е.М. Ландшафтная архитектура. -М.: Стройиздат, 1979 346 е.: ил.
32. Игнатьева М. Тед Смайт: «Хочу принести в сад брызги океана» //
33. Ландшафтный дизайн. 2003.- № 4.- С. 24-29.
34. Иконников А.В. Искусство, среда, время. (Эстетическая организация городской среды) М.: Советский художник, 1984. - 336 е., ил.
35. Иовлев В.И. Архитектурный хронотоп и знаковость // Семиотика пространства: Сб. науч. тр. Междунар.ассоц. семиотики пространства / Под ред. А.А.Барабанова. Екатеринбург: Архитектон, 1999. - С. 103-114.
36. Иттен И. Искусство цвета / пер. с немецкого; 2-е издание; Предисловие Л.Монаховой. М.: Изд. Д.Аронов, 2001,- 96 е., ил.
37. Казакова В. Экологический ландшафтный дизайн // Ландшафтная архитектура. Дизайн 2004. - № 4. - С. 17-21.
38. Капкевич Т. Возрождённый парк // Архитектура. Строительство. Дизайн.-2004.- № 1.- С. 86-89.
39. Колодин К. В поисках архитектурного инструментария, или относительная динамика // Архитектура. Строительство. Дизайн. 2000. -№ 4. - С. 46-48.
40. Колясников В. А. Принципы экологической гармонизации города // Изв. Вузов. Строительство, 1995. № 12,- С. 113-119.
41. Колчин Б.А., Янин В.Л. Археологии Новгорода 50 лет // Новгородский сборник «50 лет раскопок Новгорода». М.: Наука, 1982. -С. 80-97.
42. Костырёв А. А. Основные положения для преобразования транспортно-коммуникационных узлов к виду, отвечающему требованиям полифункциональных зон // Город и время / Материалы Международной научно-практической конференции Уфа: УГНТУ, 1999. - С. 51-55.
43. Кузьмина Н.Н., Филиппова Л.А. Крепостные сооружения Новгорода Великого. С.-Пб.: «Дмитрий Буланин», 1997.-232 с.
44. Курбатов Ю.И. Пейзаж и форма // Форма. 2000. - № 2. — С. 4-11.
45. Кушнир И.И. Архитектура Новгорода. Л.: Стройиздат, 1991.240 с.
46. Лавров В.А. Из опыта планировки Новгорода // Проблемы советского градостроительства. 1955. - Вып. 5. — С. 47- 60.
47. Ландшафтно-эко логический подход к охране и развитию исторической среды городов / Центр науч.-техн. информ. по гражд. стр-ву и архитектуре; Сост. В.И. Гуцаленко. М., 1984. - 46 с.
48. Ландшафтный дизайн. Словарь терминов / Под общей ред. доктора архитектуры А.П. Вергунова Москва, 2001. - 120 с.
49. Лепин А. А. Экологические аспекты реконструкции дорог центральной части города // Строительные материалы. 1995. - № 6 -С. 18-19.
50. Лихачёв Д.С. Поэзия садов. С.-Петербург: Наука, 1991. -372 с.
51. Лихачёва Л.Д. Дом, улица, фонарь. Скамейка // Проект России. -2001.- №3 С. 57-64.
52. Максимов О.Г. Природный ландшафт и архитектурная форма // Ландшафтная архитектура. Дизайн. -2003. № 1.— Стр. 17-21.
53. Микулина Е.М., Бабуров В.В. Охрана природы и задачи ландшафтной архитектуры. М.: Знание, 1979. - 62 с.
54. Мильчик М.И. Исторический город и современная архитектура. -Л.: Знание, 1990.- 32 с.
55. Миронов Л.Н. Цветоведение / Учебное пособ. для вузов. -Минск: Вышэйш. шк., 1984. 286 с.
56. Москва-Париж. Природа и градостроительство // Под общ. ред. Краснощёковой Н.С., Иванова В.И. М.: «Инкомбук», 1997.- 208 с.
57. Нефёдов В.А. Образ городского пространства: роль ландшафтного дизайна // Мир дизайна. 1999. - № 1. - С. 26-29.
58. Нефёдов В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды. -СПб., 2002. 295 е.: ил.
59. Нефёдов В.А. Парк как объект синтез // Форма. 2002. - № 7. -С. 36-41.
60. Нефёдов В.А. В поисках духа «места» // Ландшафтный дизайн. -2003.- № 1.- С. 76-80.
61. Николаевская З.А. Садово-парковый ландшафт. М.: Стройиздат, 1989. - 341 е.: ил.
62. Нильссон Ф. Многозначное пространство / Пер. Кабанова А. / Trivium // Мир дизайна. 1999. - № 1. - С.5.
63. Ноздрачёва П. Акватории в образе города // Архитектура. Строительство. Дизайн. 2002. - № 4. - С. 46-49.
64. Панкратов В. Ник Розен: «Взгляни и насладись!» // Ландшафтный дизайн.-2003.- №2.- С. 28-31.
65. Петрова Л.И., Анкудинова Н.Ю., Попов В.А., Силаева Т.В. Топография пригородных монастырей Новгорода Великого // Новгородский исторический сборник. 800-летию Нередицы посвящается. 8(18). СПб., «Дмитрий Буланин», 2000. С. 95-157.
66. Площадь Италии // Зодчество мира. 2000. - № 1. — С. 12-13.
67. Полное собрание русских летописей / Т. VI. 4.1. Выпуск 2. -Л., 1925. 446 с.
68. Преобразование среды крупных городов и совершенствование их планировочной структуры / Центр, н.-и. и проект, ин-т по градостроительству / Ред.-сост. Лавров В. М.: Стройиздат, 1979126 е., ил.
69. Пронин М. Ландшафтный дизайн: современное состояние, пути развития // Архитектура. Строительство. Дизайн. 2002. - № 2. - С. 52-55.
70. Пруцин О.И., Рымашевский Б., Борусевич В. Архитектурно-историческая среда / Под ред. О.И. Пруцина; Пер. с пол. гл. 6-15
71. М.В. Предтеченского. М.: Стройиздат, 1990. - 408 е.: ил.
72. Развитие планировочной структуры исторически сложившихся городов / В.А. Лавров; Центр науч.-исслед. и проектный ин-т по градостроительству. М.: Стройиздат, 1977.— 176 с.
73. Родионовская И.С. Экореконструкция городской среды // Строительные материалы. 1995. - № 6 - С. 12-17.
74. Рубцов Л.И. Деревья и кустарники в ландшафтной архитектуре. — Киев, 1977.-178 с.
75. Русское градостроительное искусство. Древнерусское градостроительство 10-15 в.в. / ВНИИ теории архитектуры и градостроительства / Под общ. ред. Н.Ф. Гуляницкого М.: Стройиздат,1993.- 392 с.: ил.
76. Русское градостроительное искусство: Градостроительство Московского государства XVI-XVII веков / НИИ теории архитектуры и градостроительства / Под общ. ред. Н.Ф. Гуляницкого М.: Стройиздат,1994.- 317 е.: ил.
77. Саймондс Д.О. Ландшафт и архитектура / Сокр. пер. с англ. А.И. Манынавина; научн. ред. Л.С. Залеская, при участии Е.М. Микулиной. М.: Стройиздат, 1965. - 194 е.: ил.
78. Сапелин А. Ландшафт осторожно не кантовать! // Ландшафтный дизайн. - 2002. - № 6. - С. 79-81.
79. Серов Н.В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. СПб, ФПБ - ТОО "БИОНТ", 1997. - 64 с.
80. Ситникова Н. Выставка ландшафтной архитектуры // Ландшафтный дизайн. 1999. - № 5. - С. 68 -71.
81. Соколов- Л.И. Центр города функции, структура, образ. -М.: Стройиздат, 1992. - 352 е.: ил.
82. Сорокин А.Н. Благоустройство усадеб в древнем Новгороде / Историческая археология: традиции и перспективы. К 80-летию со дня рождения Д.А. Авдусина М., Памятники исторической мысли, 1998. - 396 с.
83. Стаускас В. Эстетический и культурный идентитет городской среды в условиях глобализации // Ландшафтная архитектура. Дизайн — 2003. -№1.- Стр. 13-16.
84. Степанов А.В., Иванова Г.И., Нечаев Н.Н. Архитектура и психология. М.: Стройиздат, 1993. - 295 с.
85. Сычёва А.В. Архитектурно-ландшафтная среда: Вопросы охраны и формирования. 2-е изд., перераб. и доп. — Минск: Вышэйш. шк., 1982. - 158 е.: ил.
86. Сычёва А.В., Титова Н.П. Ландшафтный дизайн: Эстетика деталей городской среды. Минск: Вышэйш. Шк., 1984. - 127 е.: ил.
87. Танги Ф. Чтение пейзажа // Семиотика пространства: Сб. науч. тр. Междунар.ассоц. семиотики пространства / Под ред. А.А.Барабанова. -Екатеринбург: Архитектон, 1999. С. 193-207.
88. Хасиева С.А. Архитектура городской среды: Учеб. Для вузов -М.: Стройиздат, 2001. 200 е.: ил.
89. Харченко О., Лихачёва Л. Не многое, но много // Архитектура. Строительство. Дизайн. 2000. - № 5. - С. 30-34.
90. Хатер Дж. Использование дерева в средневековом Новгороде — предварительные результаты/Новгород и новгородская земля. История и археология. Материалы научной конференции. 1999. - Выпуск 13. - С.46-57.
91. Хромов Ю.Б. Озеленение и благоустройство исторически сложившихся больших городов. (Обзор). М., 1978. - 25 с.
92. Чертов В.И. К семиотике пространственных кодов / Семиотика пространства: Сб. науч. тр. Междунар. ассоц. семиотики пространства / Под ред. А.А.Барабанова. Екатеринбург: Архитектон, 1999. - С. 93-101.
93. Шимко В.Т. Архитектурное формирование городской среды: Учеб. Пособие для архит. спец. Вузов М.: Высш. шк., 1990. - 223 е.: ил.
94. Шимко В.Т. Комплексное формирование архитектурной среды. Книга 1. «Основы теории». МАРХИ М.: Издательство СПЦ, 2000. - 108 с.
95. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории. МАРХИ М.: Издательство «СПЦ принт», 2003. - 298 с.
96. Щепетков Н.И. Новый образ вечерней Москвы // Мир дизайна. -1999. № 1,- С. 33-35.
97. Щепетков Н.И. Свет и цвет в «Ля Виллет» // Архитектура. Строительство. Дизайн. 1999. - № 2. - С. 64-69.
98. Щепетков Н.И. Цветной свет — ветвь городского дизайна // Мир дизайна. 1999. - №3. - С.6-10.
99. Щепетков Н.И. Свет в Вологодском кремле // Архитектура. Строительство. Дизайн. 2000. - № 5. - С. 68-70.
100. Щепетков Н.И. Искусство освещения городского ландшафта // Архитектура. Строительство. Дизайн. 2001. - № 2. - С. 62-66.
101. Щепетков Н.И. Свет в архитектуре городов Испании // Архитектурный вестник. 2002. - № 1. - С. 38-43.
102. Шустрова Ю. Из стекла // Форма 2002. - № 7. - С. 22-27.
103. Шустрова Ю. Римские будни // Форма- 2002. № 7. - С. 28-31.
104. Филин В.А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что -плохо. М.: МЦ «Видеоэкология», 1997.- 320 с., ил. 159.
105. Янин B.J1. Планы Новгорода Великого XVII-XVIII веков // М.: «Наука», 1999.- 154 с.
106. Янковская Ю.С. К развитию идей А.Э. Коротковского в современной теории восприятия // Семиотика пространства: Сб. науч. тр. Междунар. ассоц. семиотики пространства / Под ред. А.А.Барабанова. -Екатеринбург: Архитектон, 1999. С. 51-58.
107. ЯргинаЗ.Н. Эстетика города. М.: Стройиздат, 1991. -366 е.: ил.
108. Andersson Т. Jeder Raum hat seinen Platz // TOPOS, European Landscape Magazine. -1999. №28.- C. 24-32.
109. Auer G. Stadt, Licht und Kunst // TOPOS, European Landscape Magazine. 2004. - № 46. - C. 89-96.
110. Brandi U. Masterplanungen Licht. // TOPOS, European Landscape Magazine. 2004. - № 46. - C. 20-27.
111. Brummel K. Schouwburgplein Rotterdam Podium der Stadt // TOPOS, European Landscape Magazine. - 1997. - № 20. - C. 55-60.
112. Casamor Maldonado A. Neugestaltung des Dorf- und Kirchplatzes von Moia // TOPOS, European Landscape Magazine. — 2001. — № 35. -C. 38-43.
113. Charbonneau Jean-Pierre. Der Plan Lumiere von Lyon. // TOPOS, European Landscape Magazine. 1997. -№ 20. - C. 39-44.
114. Eckert R., Kuczma N. Der Georgengarten // Garten + Landschaft. -1998.-№ 11.-C. 28-30.
115. Fachard L. Lyon: Park Gerland der Garten im Licht der Farben // TOPOS, European Landscape Magazine. - 2004. - № 46. - C. 33-38.
116. Knappschneider U. Lichtplanung fur die Stadt // Garten + Landschaft. 2001.-№ 2.-C. 32-35.
117. Leppert S. Merkzeichen im Hinterhof: Liebling Basalt //
118. Garten + Landschaft. 1997. - № 4. - C.25-27.
119. Leppert S. Landschaften mit Flus, Kanal und Wassergraben // Garten + Landschaft. 1998. - № 5. - C. 7-8.
120. Markelin A. Lichtplanung und Stadtlandschaft // Garten + Landschaft. 2001. - № 2. - C. 9-13.
121. Rankin C., Rocher R., Steers F. Farbspiele im Industriegebit: Treffpunkt Blaue Mauer // Garten + Landschaft. 1997. - № 4. - С. 11-13.
-
Похожие работы
- Культурный ландшафт исторического города Сибири
- Принципы формирования ландшафтов городов, расположенных в сухом жарком климате (на примере Узбекистана)
- Формирование архитектуры Бишкека и ее связь с историко-культурным ландшафтом
- Архитектурно-ландшафтная организация аграрных учебно-научных комплексов в городе
- Композиционные приемы построения парковых ландшафтов на неудобных территориях (на опыте исторического паркостроения)