автореферат диссертации по документальной информации, 05.25.03, диссертация на тему:Эстетическое воспитание юных читателей в Социалистической Республике Вьетнам: состояние, задачи совершенствования на основе опыта теории и практики России
Автореферат диссертации по теме "Эстетическое воспитание юных читателей в Социалистической Республике Вьетнам: состояние, задачи совершенствования на основе опыта теории и практики России"
СКОВСШ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ. УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ
т • На правах рукописи
С7>
=с £2
- .ЧАН 'ГХИ МИНЬ НГУЕТ
-■ОС
а -*1-
— гэ !_ I
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЮНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ В МИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ВЬЕТНАМ: СОСТОЯНИЕ, ЧИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ОШТА ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ РОССИИ
дальность 05.25.03 - библиотековедение и
библиографоведение
/
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва - 1995
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ
На правах рукописи
ЧАН ТХИ ШНЬ НГУЕТ
А
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАЙ® ЮНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ВЬЕТНАМ: СОСТОЯНИЕ, ЗАДАЧИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ОПЫТА ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ РОССИИ
Специальность 05.25.03 - библиотековедение и
библиографоведение
Автореферат
диссертации на соискачко ученой степени кандидата педагогических наук
■скг.а- 1395 год
Работа выполнена на кафедре детской литературы и библиотечной работы с детьми и юношеством Московского государственного университета культуры.
Научный руководитель
Официальные оппоненты
Ведущая организация
- кандидат педагогических наук, профессор Т.Д.Полозова
- доктор педагогических наук, профессор Н.Е.Добрынина
- кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедрой гуманитарного образования РИПКРО Г.А.Обернихина
- Россий^ая государственная юношеская библиотека
Защита состоится " .." ^А.$-Я*1995 г. в /О часов на заседании диссертационного совета К 092.07.02 по присуждению учёной степени кандидата наук в Московском государственном университете культуры по адресу: 141400, Московская область, Хим-ки-б, ул. Библиотечная, 7.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке университета.
Автореферат разослан "«гу 1995 года.
Ученый секретарь диссертационного ^
совета, доктор педагогических наук, (/
профессор . И«Л.Сляднева
Общая характеристика работы. Наша политика культурного, а педовательно, и библиотечного строительства ныне в значитель-)й мэре опирается на сочетание и взаимопроникновение двух ис->дных позиций. Первая - учет исторического опыта развития об-130вания и библиотечного дела в объективно специфической социо-'льтурной ситуации, свойственной каждому из пройденных истори-ских периодов развития СРВ. Вторая - учет того, что диктует временная ситуация, своеобразно преломляющая все происходя-е в м. je. В этом аспекте для нас особо значим опнт Советского юза и современной России. t
Культурное строительство у меня на Родине началось с нуля, зле революции, преодолевая голод, нищету, неграмотность, мой род упорно создавал благоприятные условия для образования й 1ьтуры. Шесте со школой и в годы войны активно действовали 5лиотеки, клубы, красные уголки, избы-читальни, располагавши нередко даже под землей. И в эти годы имел место ряд нова-I в системе организации чтения детей, в эстетическом воспита-. Новации различны по конкретной методике. Но их налравлен-ть была продиктована конкретно-исторической ситуацией: взгляд чтение как непременный раздел единой сист.дм общественного питания, социально значимой деятельности детей и подростков, эавленной на их участие в жизни и борьбе всего народа. Осво-иельная война, сохранение свободного Отечества рассматрива-? как проявление прекрасного. Пзроическое и прекрасное отож-•влялось. Тогда активно развивалось литературное творчество ¡й. Стихи, рассказы детей публиковали и во взрослой пэрио-!, во фронтовых газетах. Детскому литературному творчеству, составной части системы библиотечной работы, уделяет серь-е внимание современная вьетнамская педагогическая паука. А. • ьш для библиотековедения, например, труды доктора педагоги-их наук, профессора Дж Ньтан, директора вьетнамского Н® гогических наук, шоп« поэтов, писателей Рьотк-ама, адресуется труд детям. Опыт убел^гот, что пр?.ш те специалисты :енг.ю, котсрис детской гнооеской литературой нзяшиют произ-пш, созджвш саглки дота, kiocccvbch. К н/.и догзея осу-иштьс.;; пачхал, н--; тог^оотпо^п;»! скллг'у, оценкам нродзвз-3.-j..xwbkx - псптс;-, щтсатургов. Шсле-
пя, f-npiv чтез га на раскрытие специфики
ре.-гшй ' >г'-чого, ь«07секс;\> леторотурюго творчества и
- г -
произведений, созданных профессиональными литераторами, ориентирующимися на детское, юношеское чтение, в нашей стране почти не проводятся, хотя они были бы весьма ценны для библиотечной работы, направленной на развитие способности творческого чтения. Поэтому для маня интересна дискуссия по этим проблемам, проведенна журналом "Дотекая литература" в 70-е года, и современный взгляд специалистов по этим вопроса!.!.
Одна из "больных" проблем нашего времени - как сохранить интерес к чтению высокой литературы, как воспитать подлинный художественный зкус в условиях господства рыночной системы отношений? Каким образом в условиях коммерциализации всего сущего уберечь добрые чувства, способность соучастия, сопереживания чужому горю, старшему поколению, родной истории?'Вьетнамский поэт Нго Цуан Мен подчеркивает ценность книг, которые были популярны в доперестроечные годы: произведения, воспевающие подвиги во имя.Родины, гражданственность, произведения национал! ного фольклора.'Но именно такие книги тепе^о все меньшее место занимают в чтении детей. О-них редко проводятся интересные беседы в школе и в библиотеке, что заметно снижает общее и эстетическое развитие детей-читателей. Между тем, эстетическое воспитание по отношению к человеку универсально. Оно составляет и проявляет сущностное в личности, в ее отношениях к объективной действительности и отношение человека к самому себе; выявляет уровень его творческих потенций и возможностей, предопределяет гармонию развития и раскрывает ее. Понятие'эстетическое"- всеобъемлющее: отражает то общее (ценностное - прекрасное, или его антитеза - безобразное, раэруштельное), что свойственно не только явлениям художественного творчества, художественной культуры, но и всем предметам, продуктам человеческой деятельности и самой этой деятельности. Сно включает и объективно-эстетическое в природе, в отношениях человека к ней. Поэтому теоретически и практически значим взгляд на современную социокультурную ситуацию через призму эстетического воспитания, через оиблиатечлую деятельность в ее ценностном проявлении как сферы эстетического развития юного читателя. Такой подход выводит исследователя к.изучению различных аспектов библиотечной работ» с подрастакцг.м поколением, подготовки кадров для этой деятельности и предопределяет целенаправленность оценки всего {.дсекатривас-мого материала. Такой подход особенно продук-
тивен для исследователя-иностранца: нужно осуществить широкий взгляд на изучаемое явление, чтобы увезти с собой не только текст диссертации, но свое живое представление об изучаемом предмете. Поэтому мы считали, что необходимо не только изучить теорию и опыт библиотек России по эстетическому воспитанию, но и сравнить чтение в СРВ и в России, чтобы найти общее и специфическое в изучаемых явлениях, в рассматриваемых процессах. Главное увидеть творческое использование национальных гуманистических традици.. как во Вьетнаме, так и в теории, практике библиотечной работы в СССР, в современной России с учетом современной социокультурной ситуации. Этим объясняется и выбор теш диссертации: "Эстетическое воспитание юных читателей в Социалистической Республико Вьетнам: состояние, задачи совершенствования на основе опыта теории и практики России".
Объект исследования: Эстетическое воспитание детей-читателей в Социалистической Республике Вьетнам и в России.
Предмет исследования: Современные концепции, практика эстетического воспитания в России как основа совершенствования науки и практики эстетического развития юного читателя в СРВ.
Цель исследования: изучить теорию, прак.ику эстетического воспитания юных читателей в библиотеках России, показать целесообразность и направления его использования при совершенствовании эстетического воспитания еных читателей в Социалистической Республике Вьетнам.
Основные задачи:
- проанализировать смысл понятия, принципы эстетического воспитания, раскрыть его актуальность и ценность применительно к процессу библиотечной тэаботн;
- раскрыть специфические возможности эстетического воспитания юных шпателей в процессе развития литературно-творческих способностей и эстетического восприятия;
- проанализировать отдельные традиции, современное состоите эстетического военпгзшя подрютгег.аго поколения в Со-циздястичосчой 1\?спубли!:г Вмпкпк, нзготкп» надр.'-и к пути его сог.ершскст£-ог"л/.л « учетом «теория ¡: продуктивного практического опыт Рос/.".:и.
'¿ясг.сг.ог.'.к'.?. -уд снопу гр.с.^'^стх'м составляет науаше трудк ц'дткагтол, ::г;дагогой, биб/иогейосодоз,
психологов и других представителей гуманитарных наук, актуализирующих проблемы теории, методики эстетического воспитания, развития личности при интеграции научных знаний о человеке, социализации личности в современной социокультурной ситуации. Особо значимы сегодня труды о толковании идей жизни, взаимозависимости, взаимодействии различных учреждений культуры, образования, средств массовой информации, государственных и международных сообществ, ассоциаций, творческих союзов.
В числе методов: научный анализ и синтез; сравнение, сопоставление выводов, полученных в результате теоретического освоения исследований; изучение практического опыта работы библиотек по документации , публикациям, путем включенного наблюдения; социологические методики: анкеты, интервью, заключения экспертов, специалистов разного уровня и социального статуса, социологическая и математическая обработка собранных материалов.
Научная новизна работы: I) Впервые проведено сравнительное исследование эстетического воспитания юных читателей в библиотеках Вьетнама и России, подготовки кадров для библиотечной работы с детьми и юношеством. Диссертация не исчерпывает всей проблематики задуманного. В нее не вошла значительная часть собранного материала, ^следование может быть, и надеюсь, будет продолжено. Но и уже сделанное, значимо для сравнительной библиотечной педагогики, для совершенствования библиотечного дела в СРВ, для организации и развития творческого научного сотрудничества наших дружественных стран. 2) Новым является взгляд на смысл, направленность эстетического воспитания через работу по развитию способностей литературного творчества, творческого чтения и прежде всего - через способность эстетического восприятия как универсальную человеческую способность, определяющую не только^духовно-интеллектуальное развитие личности в ее- отношении к чтению художественной литературы, но и ее эстетические отношения ко всем явлениям жизни человека и общества, его понимание, видение и понимание себя в системе микро- и макромира.
Теоретическая значимость диссертации определяется доказательством реальной ценности педагогики сотворчества примени-
тельно к библиотечной работе с детьми и юношеством, к системе развития литературно-творческих способностей читателя, которая рассматривается нами как часть системы эстетического воспитания. Концепция педагогики сотворчества, реализуемая в нашем исследовании в процессе реализации представленной спиралевидной системы работы по развитию литературно-творческих способностей юного читателя, распространила и на работу по составлению рекомендательной библиографии для детей и их родителей.
Практическое значение диссертации в следующем: во-первых, в том, что данные сравнительного изучения теории и практики эстетического воспитания юных читателей - основание для практических выводов об освоении и внедрении опыта библиотек России в деятельность библиотек СРВ.То жй относится и к освоению, последующему,практическому учету новаций в системе высокопрофессиональной и специализированной подготовки кадров для библиотечной работы с детьми и юношеством. Во-вторых, несомненную практическую ценность для эстетического воспитания юных ■штателей библиотек СРВ имеет представленная в нашей работе концепция педагогики сотворчества. Она научно оС «снована, экспериментально проверена, поддержана широкой практикой библиотек России. Об этом свидетельствует опыт создания оригинальных систем )стетического воспитания читателей в государственных юношеской I детской библиотеках России и в других библиотеках, о чем сви-;етельствугат многочисленные публикации в журналах "Библиотека", 'Библиотековедение", "Библиография", " Педагогика",
'Начальная школа", "Воспитание школьников", а также статьи в ¡борниках научных трудов "Читатель и библиотека" (йотЛ л П), изданных в последние годы и в ряде других библиотековедческих [зданий.
На паг;нту риноси» следующие положения. Первое. Эстотмче-•кое воспитание детей в настоящее время необходимо раесиатри-еть в контексте и во взаимозависимости с проблема!« совромен- '• ой социокультурной ситуации. В нолю время отчетливо проявдя- •.' тая ¡:есто и рол;» эстетики как части филооо.'тл; культуры, а,еле-' оьатеяьио а блбдиотгаоьедения в его теории и кетодаке, в опре- . елснии коста, роли тес. гаи зстпчослого воспитания как мето-СИОПШ бкбЛИОКИНОЛ спбогы С Д-ЛТЬМИ И ЕНОВ-2СТВОМ, ибо ее
цель - развитие гармонической целостной личности растущего человека; а назначение, прежде всего, в том, насколько действенно и как именно влияет чтение на динамику становления и развития человека, осознавшего себя активно социализированной личностью в определенной социально ориентированной, гуманизированной среде, в социальной общности людей.
Второе. Социокультурная ситуация специфичная в СРВ и в современной России. Учет национальной истории, национального современного опыта развития культуры и национальных библиотек -непременное условие совершенствования деятельности, направленной на воспитание подрастающей смены. &иесте с этим все возрастает научная и практическая значимость интернационального позитивного опыта в сфера взаимодействия культур, систем воспитания и, конечно, в сферах организации и руководства чтением детей, подростков, юношества. Для движения научной теории и методики библиотечной работы с юными читателями Вьетнама ценны научная теория и передовой опыт воспитания i. развития целостной личности юного читателя в России. Из ряда современных актуальных научных концепций мы выделяем в качестве методологической основы педагогику сотворчества, вытекающую из гуманистической природы взаимоотношений взрослых и детей, предопределенных мировоззрением антропоцентризма. Антропоцентризм обусловливает гуманистические, челонекостроительные, духовно и интеллектуально продуктивные принципы педагогики сотворчества, lîx реализация в системе библиотечной работы с детьми выводит ее на истинно научную и активно благотворную ступень практической деятельности .
Третье. Закономерным мы считаем, что эстетическое воспитание юных читателей следует видеть прежде всего и главным образом в том, чтобы помнит, личностно значимую ценность чтения каждого юного человека, чтобы усиливать зстетико-воепита-телыюе влияние книги и чтения на каждого индивидуума, пришедшего в библиотеку, a через него и на тех, с кем, он общается.
Предпосылки и основание отого мы видим в том, чтобы библиотекарь овладел эстетико-Функционалынли анализом произведений художественной, научно-худоксотжчшой литературы. Он основан н'1 :г;нии литературы для дпч.И и kjhc.vxcïni даогим искус-c?:iv, чего следует, что бг.о.чн.'П'-.ммр!. до:,..«.ей овлтуть глу-
юко литературой разных вндоЕ, г:а;;ров, 55 теорией и эстетикой; [то он должен знать законы художественного творчества и законо-юрности возрастного и социального взросления читателя, его [ндивидуальный жизненный опыт, всегда сказывающийся в отношенное к прекрасному и безобразному, в восприятии и использовании :рочитанного. Эстетико-функционалышй анализ определяет воспитательную ценность произведений любого литературного жанра без трыва от его Эстетической природы, от его художественности, Т его г тетических установок, пафоса. В этой связи мы подчер-:ивп£м ныне возрастающую' актуальность и практическую ценность юнцепции единства эстетических и педагогических критериев щенки книги и чтения, выдвинутую Т.Д.Полозовой в 50-е годы, • »скрытую в ее книгах-"Художественная литература - школа жиз-. ги", ''Открытие мира", в научных сборниках под ее редакцией: 'Книга ведет в жизнь", "Воспитание творческого читателя" и в >яде других публикаций.
Четвертое. Мы рассматриваем эстетическое как феномен духов-юго. Эстетическое обладает ценностью самопознания, раскрытия ■лубини души, соединения индивида с переживанием зееобщего. Эстетическое, существующее вне индивида, воспринимаемое им заин-•ересованно, приобретая личностную значимость, становится частью :мысла его сущ постного "я" (внутреннего "я") и выражается за-■ем в личностных формах его существования, в его взаимодсйстви-сх со всем тем, что составляет среда, пространство, время оби-■ания и жизнедеятельности. Об этом еще а 19 веке прекрасно пи-:ал великий русский педагог И.Д.Ушииский. й-! отстаивал в чие-16 важнейаих принципов воспитания - природосообрасшость и куль-'уросообразность, считая, что именно "эстетические чувствова-мя" в наибольшей мере покапывают человека такта, коков он ¡сть В своем реальном-сущностном "л".
Овладение (принятие, освоение - присвоение) эстетическим, чествующим вне человека, через чтение продуктивно липа» на 'слово эстетического восприятия произведений искусства слога, 'аковп кошопшш, внгзкгаезя из педагогики сотворчества в ее реломлении к чтению - концепция дяавогачзечого чтения, со-всдчсстг-.а Ч1'.т\т-'.л и пкентоля. *г прюятютч трактовку спо-обиости эстетического г.ееприятпн тт универсальную человече-кув способность. Такал трастовкл эстетического восприятия обо-
снованно представлена в работах ряда современных исследователей-психологов, продолжающих взгляды Д.С.Выготского в области психологии искусства и чтения, методологии А.М.Левидова, проявленную в триаде: автор - образ,- читатель. Органичны современному библиотековедению в отом аспекте работы психолога Т.А.Полозовой, в частности, ее публикации: "Эстетическое восприятие - универсальная человеческая способность" в сборнике научных трудов "Библиотека и читатель. Педагогика и психология чтения. Шпуск № 2, М., 1994 год.
Раскрытий, рассмотренный нами подход к эстетическому восприятию позволяет говорить о нем, как о почве освоения всего духовного богатства художественной литературы. В ее образах, в авторской позиции целостно запечатлены и представлены читателю нравственные, социальные, гражданские мотивы, идеи жизни, вечные и конкретно-исторические идеалы человеческого бытия. Следовательно, эстетически овладевая смыслом, г'"осом художественного произведения, читатель входит в систему эстетических отношений автора произведения, вступает с автором в духовный контакт и таким образом, благодаря этому контакту получает возможность "заражаться" его взглядами, идеалами, оценками, способностью сопереживания, соучастия, сопричастности.
Апробация результатов исследования. Исследование было начато в СРВ в 1980 году, продолжена в СССР, а затем - в России включительно по 1994 год. Его материалы частично опубликованы в журнале "Шблиотека" (№ 1, 1995 год; № 3,8 за 1994 год; № I за 1995 год; в сборнике научных статей "Библиотека и читатель" // Проблемы педагогики и психологии чтения, № 2, который был выпущен МГУК в 1994 году; принята статья диссертанта в сборник "Библиотека и читатель", № 3, находящийся в издательском плане МГУК на 1995 год. Тезисы одного из выступлений автора диссертации приняты в научный сборник по материалам научной конференции "Человек и культура", которая была проведена МГУК в феврале 1995 г. Актуальность данного исследования подтверждается и тем, что специалисты но библиотечной работе с детьми и юношеством заинтересованно воспринимали выступления автора диссертации на научных конференциях: "Развитие детских, юношеских библиотек
и подготовка кадров по библиотечной работе с детьми и юношеством" (Москва, 1994 год); "Человек и культура" (Москва, 1995 год). Есть основания думать, что материал диссертации (прежде всего в часта^аскрытия теории и опыта России) вызовет интерес специа-листовпгю библиотечной работе с детьми и юношеством, когда он будет переведен на вьетнамский язык, что, полагаю, будет сделано по возвращении на Родину.
Основное содержание диссертации
Структура диссертации определена ее замыслом, целью и задачами. Первая глава: "Понятие эстетического воспитания, его реализация э Социалистической Республике Вьетнам". В ее первом параграфе - "Смысл, основные принципы, задачи эстетического воспитания" анализируются в единстве, взаимосвязи и взаимозависимости следующие принципы: I) единство нравственного и эстетического развития личности растущего человека; 2) развитие и воспитание эстетических чувств и разума в их диалектическом взаимодействии; 3) единство воспитания эстетических эмоций, чувства прекрасного и развития интеллекта - эстетических понятий, взглядов, суждений, осознанного идеала; 4) непременность и преемственность эстетического воспитания в возрастном и конкретно-исторической аспектах, т.е. принцип, обусловливающий необходимость учитывать индизидуальные и возрастные особенности растущего человека и преемственность поколений, культуры в конкретно-историческом времени.
Раскрывается философские, социальные, культурологические предпосылки эстетического воспитания. Для библиотечного дела ценно то, что" проверенная временем и практикой приведенная педагогическая концепция эстетического воспитания налша применение в различных аспектах работы библиотек, направленной на развитие творческого читателя, на включение детских, юношеских библиотек в целостную систему учреждений культуры, в систему работы школы и внешкольных детских, юношеских творческих объединений, ассоциаций, т.е. в систему современной практической культурологии. Здесь и далее доказывается значение научной теории эстетического воспитания, разработанной учетам в России для решения практических задач деятельности библиотек и других детских учреждений культуры во Вьетнаме. Для развития теории астатического воспитания во Вьетнаме важно то, что научная концен-
ция убеждает: формируя идеалы добра и красоты, эстетическое развитие эмоционально-эстетической отзывчивости, мы сближаем лично-стно-значимые ценности, ориентации и общественные созидательные идеалы. Это прекрасно раскрыто в эстетике, например, произведе-А.Шатонова, М.Пришвина, адресованных юному читателю. Эстетическое Ориентированное руководство чтением способствует тому, что человек, чувствующий смысл, ценность красоты человеческого общения, человеческих" отношений к природе, одного человека к другому, основанных на уважении, любви, на заботе одного человека о другом, приобретает практический смысл в становлении нравственного, гуманного, социально активного человека. Так мы подводим библиотекаря к пониманию ценности целенаправленной систематической работы по эстетическому ьСС-питанию, Рада этого в диссертации представлена последовательность практического решения конкретных задач эстетического воспитания читателей при организации различных направлений читательской деятельности.
Второй параграф первой главы; "Эстетическое воспитание в Социалистической Республике..Вьетнам, задачи совершенствования". 5десь представлен краткий экскурс в истории эстетического воспитания подрастающего поколения во Вьетнаме, проанализированы национальные, народные истоки радвития'чувства прекрасного с раннего детства, показана конкретно-историческая зависимость этого направления библиотечной 'работы от экономических, обцекультурных, социальных, национальны* особенностей жизнедеятельности народа страны на разных этап'ах ее истории. Раскрывается ценность накопленного национального опыта и необходимость совершенствования теории и методик:*, эстгтического развития личности читателя, необходимость создания современной научной концепции и в этой связи значение Освоения имеицегося в России опыта при учете сложностей, противоречий современной социокультурной ситуации.
Мы показываем здесь традиционный для вьетнамской народной культуры интерес к красоте, ее ценность в пробуждении, в становлении патриотических чувств, патриотического сознания, гражданской кизнешюй позиции. Анализируя этот аспект воспитания подрастающего поколения, мы отмечаем близость многих принципиально зна-' чиыых подходов к реальны.', практическим задачам во Вьетнаме и в РЪссии, что и является одной из предпосылок убежденности в осо- . бой значимости опита России для педагогики Вьетнама. Здесь коп-
кретно-исторически раскрывается зависимость эстетического воспитания от геополитического положения страны, от ее экономики, от общей культуры, от связей с другими странами.
В этом параграфе рассматривается сложившийся опыт издательской деятельности, определяющей фактический фонд и репертуар возможного чтения детей, подростков, юношества. И в этой работе при организации специализированных издательств, в частности издательства "Ким Донг" (17 июня 1957 года), нам уже в те годы помогал опит аналох'ичной работы, который шел место в СССР в 20-ЭО-е годи, в особенности - опыт участия А.М.Горького, С.Я.Маршака и других поэтов, художников-иллюстраторов в создании и налаживании деятельности издательства "Детская литература" и опыт по организации детского, юношеского не только собкоровского движения, но и создание системы организации и развития детского, юношеского литературно-художественного творчества. Характерно было для Вьетнама увд тогда и то, что чтение детей, их эстетическое развитие питались осуществлять, включая юных в различные сферы художественного творчества, как в сугубо духовно-душевно-нравственном плане, так и в сфере прикладной эстетики.
В последние годы рыночная экономика заметно коммерциализирует художественно-культурную и просветительскую деятельность библиотек и других культурно-просветительных учреждений. Там нередко задают тон ловкие "деловые" лвди низкой культуры, низких вкусов. Они определяют,какие книги издавать, где и какие фильмы показывать. В разных провинциях экраны кинотеатров, видеотек, дискотек заполонили гангстерские и нередко порнографические фильмы. Дети теряют возможность смотреть ''ационалыше картины. Заметен разрда в культуре разных регионов страны, разных народов. Заметно падает нравственность подростков. Т> диссертации приведены конкретные примера, цифровые показатели этого процесса. Анализ социокультурной ситуации убеждает, что имевшийся опыт работы с подрастающим поколением сегодня уже недостаточен.
Время диктует: I) необходимость создать общую, научно обоснованную теорию системы эстетического воспитания, освоив национальный опит, гуманистический опыт других стран и прежде всего Взс:ии; 2) надо учесть, что а условиях Ньетиама может бить плодотворной система, объедквиводая, сплачив-чицая деятельность дошкольных детских учреждений, сколы, внешкольных детских ю.чоиес-
ких учебных заведений и семьи; 3) необходима обоснованная организация внешкольного, свободного времени детей, подросткоь, юношества, как деятельного культурного досуга, насыщенного творческой деятельностью, направленной на развитие целостной нравственной личности растущего человека; 4) во взаимосвязанных учреждениях, работа которых предопределяет стиль, направленность самообразовательной, досуговой и учебной деятельности, особая роль принадлежит библиотеке, поэтому актуальна в наше время научная разработка всех аспектов ее работы и, конечно, системы эстетического воспитания юных читателей. При этом мы шеем в виду, что продолжает оставаться чрезвычайно важны/ все то, что уже
сделали, делают и еще могут сделать твор- зские союзы писателей,
тт „ юнонеского
художников, композиторов, Дворцы и Дома детскогогтворчества,
специализированные музыкальные и художественные школы, кружки
при музеях и т.п.
Вторая глава диссертации: "Чтение и эстетическое развитие подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации". Ее первый параграф - "Актуализация проблем эстетического воспитания". В нем нашли развитие задачи, обоснованные в конце второго параграфа первой главы. Конкретно рассмотрены следующие направления, актуализированные современным состоянием экономики, общей культурной политики, внутренними и внешнеполитическими объективными условиями современной жизни СРВ. Первое. Во всей системе эстетического воспитания укреплять в подрастающем поколении традиционное уважение к национальной культуре, выковывавшейся веками. В отом плане для нас ценен опыт России, связанный с вырождением национальных традиций, организации в библиотеках обществ "Классика", внимание в программах эстетического воспитания читателей к классической музыке, театру, прикладному искусству, к национальному фольклору. Об атом прекрасно свидетельствует предетавленнкй в диссертации анализ программ эстетического воспитания в государственных юношеской и детской библиотеках России, опыт Ярославских, Ншше городских, Краснодарских и других библиотек. Этот опыт поддерживается врдущ-.ши учеными России, отдельными поэтами, писателями, искусс.1воведгл:и, музееведами (например, опыт Музея изобразительна искусств им.А.С.Пул-кипа в Москве).
Второе. В диссертации доказывается, что для решения актуальных задач воспитания подрастающего поколения была бы весьма полезной концепция и построенная на ео основе государственная программа всеобщего эстетического воспитания и развития населения страны; чтобы она объединяла на платформе единой концепции и направляла деятельность не тол^к^ школы, библиотеки и других ' учрездений культуры, образовачияТГсемью и средства массовой информации. Опыт создания такой комплексной программы имел место в истории развития науки и практики эстетического воспитания в СССР.
интересен, ценен и полезен. Он представлен в диссертации. Рассмотрены ц более новые концепции: I) созданная коллективом специалистов под руководством Б.М.Неменсхого; 2) концепция, созданная в бывшем НИИ художественного воспитания АПН СССР под руководством академика РАО, тогдашнего директора названного НИИ Е.В.Квятковского. Анализ.этих научных концепций позволяет говорить о том, что они могут быть научной предпосылкой аналогичной работы ео Вьетнаме.
Чрезвычайно актуализирована сегодня проблема репертуара детского, юношеского чтения, репертуара театра для детей и юношества. В диссертации показаны конкретные результаты социологического, тематического анализа чтения. К сожалению, они подтверждают сказанное выше о заметной снижении художественного вкуса в массовом чтении, о падении интереса к книгам героической, исторической тематики. Картина во многом перекликающаяся с тем, что свойственно чтению детей и юношества в России. Очевидно, что во многом - это интернациональный процесс. Тем более значимо проведение межгосударственных исследований, сравнительных анализов, что мы и делаем своей диссертацией. В частности, в ней рассматривается уникальный для нашего времени феномен - популярность многотомного сочинения японского писателя Фузико Фузио"Дэ-ремон". Его не читал во Вьетнаме, в Китае и в других странах Азии лишь тот, кто не мог купить эти книги и не нашел их в библиотеке. О "Доремоне" ведут дискуссии: в чем его сила? что определяет его успех? нравственно или не вполне нравственно всемогущество волшебного героя?.. Очевидно, что это - серьезнейшая теоретическая и практическая проблема. И в этой связи еще и еще актуальнее становится проблема научных основ воспитания творческого читателя, способного эстетически оценочно воспринимать, понимать, анализировать, интерпретировать прочитанное. Ей и уделено
в нашей работе заметное внимание. Со сказанным в прямой связи рассматривается и другая актуализирующаяся в нашей ситуации проблема - развитие литературно-творческих способностей. Эту способность в соответствии со сказанным ранее ш рассматриваем однов^-менно и как эстетическую, художественную и как общетворческув человеческую способность. Это одно из самых трудоемких и сложных направлений библиотечной работы. К этой работе, к сожалению, мы не готовим кадры специалистов библиотекарей-библиографов для работы с детьми, подростками, юношеством. Это трудно решаемая задача, задача со многими неизвестными - совершенствование теории
практики воспитания творческого читателя, способного эстетически воспринимать произведения искусства и активно проявлять себя в собственной литературной деятельности. Совершенствование этой работы в сфере теории, методики и живой практики требует разработки новой концепции подготовки кадров специалистов высокой квалификации. Пока учебные планы библиотечных факультетов во Вьетнаме не решают этой задачи, не отвечают требованиям современной социокультурной ситуации. Сйыт развития этого направления высшего библиотечного образования России может быть весьма полезен для й>етнама. В частности, история становления современного подхода к обоснованию образования специалистов по библиотечной работе с детьми, подростками, юношеством в МГУК убеждает, что накопленный здесь опыт весьма плодотворен, может и должен быть использован в СРВ.
Во втогом парагрпЗ-е второй глгвы представлена система работы с читателями, направленная на развитие у них активных нравствен: ых, эстетических отношений к действительности во всех ее проявлениях в рамках микро- и макромира через литературное творчество. Главная установка этой научно обоснованной системы вытекает из концепции антропоцентризма - учета всех индивидуальных природных к благоприобретенных возмо-ггносге,', способностей, склон костей, личного опыта социализации каждого из субъектов деятельности. "отод'лчеекп система построена по пр'лп'иту сп/.рзли, постепенно все более углубляющей анализ объективной дсйсгакгеяьиоегк в неразрывном едшетзо с самосознанием. ^сслчгутиме убедило ,чтс данная система в ее как бы разобранном гиде, отдельна« чазтк« представлена ужо во вьетнамском опыте. Счэтг.пчо, что oc.ii« вы/г-намсний спит поставить, условно говоря, рс.у.с:: чго-1 ю.; кокцегтгуальнсл спстсщ, то наг надионллм ■ ^ ,гг, ;:,:е';л:!: ;;
теоретически и практически.
Завершают текст диссертации выводы. В них подчеркивается, что преимущества эстетического воспитания в России в значительной мере определяются наличием добротной научной теории, разработанностью концепций. Анализ состояния эстетического воспитания убсядает, что наибольшая его продуктивность достигается там 'и тогда, где и когда специалисты используют научные данные об его смысле, эффективности, критериях. Теория эстетического воспитания читателей продуктивна, если она интегрирует психологию, педагогику чтешы, если опирается на психологию и социологизо художественного тьорчества, на эстетику и общую философию. Именно такой подход значим для создания научных национальных концепций во Вьетнаме.
Исследование показало, что в развитии теории, в продуктивном опыте эстетического воспитания исключительно велика роль писателей, деятелей других искусств и культуры. Следовательно, в настоящее время крайне актуальны совместные заинтересованные действия не только различных учреждений культуры (библиотеки, театры, музеи...), но именно личное активное участие талантливых писателей, поэтов, драматургов, деятелей музыкального, изобразительного искусства по примеру Д.В.Кабалевского, Б.М.йеменского, С.В.Михалкова, С.В.Образцова, Н.И.Сац... Этот опыт необходим, в частности, для создания единой государственной программы эстетического воспитания детей и всего народа моей Родины, что крайне актуально в современной социокультурной ситуации. Сегодня всю библиотечную работу необходимо строить по высоким нормам, Идеалам нравственности, красоты, справедливости, человеческого Достоинства, Совести, социальной Справедливости, уважения к Лич-гости человека. Концепция библиотечной работы долпна охватывать издательскую деятельность, книготорговую политику и практику, критерии создания специализированных фондов детских, школьных, юношеских библиотек. В этой же связи следует подойти к определению использования Закона "О библиотечном доле", который принят Государственной Думой ГЪссш в начале этого, 1995, года.
По теме диссертации опубликованы работы:
• I. Завтра невозможно без вчера. //Библиотека. - 1995. -№ I. - С.69-71.
2. Спасение в народной мудрости. // Библиотека. - 1994. - №> 7. С.13.
3. Эстетическое воспитание детей-читателей в библиотеке и современная социокультурная ситуация в СРВ. // Читатель и библиотека. Педагогика и психология чтения. Сб.н.статей. М., 1994. - С.144-146.
-
Похожие работы
- Школьные и детские библиотеки в Китайской Народной Республике
- Формирование у младших школьников эстетического восприятия художественной литературы в процессе библиотечной работы
- Библиографическая деятельность в странах Юго-Восточной Азии
- Иллюстрация детской книги как источник и средство эстетического развития младших школьников - читателей детских библиотек
- Технологические основы формирования творческой личности младшего школьника - читателя библиотеки