автореферат диссертации по документальной информации, 05.25.03, диссертация на тему:Библиографирование персидско-таджикской миниатюры

кандидата педагогических наук
Мухидинов, Сайдали Раджабович
город
Москва
год
1993
специальность ВАК РФ
05.25.03
Автореферат по документальной информации на тему «Библиографирование персидско-таджикской миниатюры»

Автореферат диссертации по теме "Библиографирование персидско-таджикской миниатюры"

РГб од

' МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВВШтЫЙ ИНСТЛЭТ ШЬТУН

На правах оуноглоа

ЮТДИНОВ С айда ли Радаабович

БРЗБШОГРАдаОВШ® ТШРаШСКО-ТАетКСКОЙ

гаИАТЮРЫ.

/культурно~Естори чаский ж теоремко-ме?еди-"1с ск.1чя аспекты/ .

5.Г;3»03 - бл1 '^лотековэденив и бкблкографоведепие

А В'Т.О РЕ Ф Е Р А' Т" диссертации на соискание учачой степэии кандидата педагогических на^к

.1 ссква - 1СЭЗ

Работа выполнена ка кафедре отраслевых информационно-^ лиографических ресурсов Московского ордена Трудового Краснсг Знамени государственного института культуры

Научный руководитель Официальные оппоненты

Ведущая организация

- доктор педагогических наук, профессор Ю.С.Зубов

- доктор педагогических наук Н.А.Семеновкер

- кандидат педагогических наук, доце С.П.Гаранина

- Санкт-Петербургский государственны институт культуры

г. в

часов н

Защита состоится "£9" ОКГп&ЛрЭ^ 1903 заседании специализированного совета К 092.У7.02 по присужде нию ученой степени кандидата наук в Ыосковско-м ордена Трудов Красного Знамени государственном институте культуры по адрес, 1414С0, Московской области, г.Хиыки-б, ул. Библиотечная, 7.

С диссертацией мохно ознакомиться в научной библиотеке института.

Автореферат разослан " ИВ » 1993 г.

Учений секретарь специализированного совета К032.07.02 ^

кандидаг педагогических наук, профессор '

Н.Н.Перба

ОЩЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследование. Изучение тмятникев культуры Среднего Востока вызывало интерес отечественных и зарубежных специалистов и любителей восточного искусства всегда. Но особенно пристальное внимание к этому региону приковано в настоящее время, когда все решительнее й решительнее раздаются утверждения о том, что культура Востока таилась основой для развития всей европейской культуры. Представляется, что разъяснение причин фокусирования Енимания на этой территории, ее культуре мса-но найти еще и у З.Гюго, который писал: "... На дальше ли, не глубже ли мы будем вздеть, изучая новое время в средневековье, ■ > античность в Древнем Востоке".*

Культура Среднего Востока эпохи средневековья представляет -собой целостную систему, которая включает в себя все виды творчества: литературу, музыку, архитектуру, прикладное искусство, каллиграфию. Удивительны»! своеобразием и оригинальностью отличается специфический средневековый тип нивописи-миниатюра художественное произведение (обычно'живописное) малых размеров, отличавшееся особо тонкой манерой наложения красок.

Являясь самостоятельной и уникальной областью художественного творчества, миниатюра Среднего Востока имеет древнюю историю. Средневековое искусство миниатюры Ирана по праву признано в мировой художественной культуре. В настоящее время известно, что почти во всех крупных городах - Тебризе, Казвине, Мешхеде, Ширазе, Герате работали в ЛУ1 веке художественные мастерские', в которых над созданием рукописи совместно трудились каллиграфы, • художники, орнаменталисты, переплетчики различных народностей -иранцы, азербайджанцы, 'афганцы, таджики. Как справедливо;-утвер-вдают ученые, они являются равноправными наследниками средневековой миниатюры.

В конце XIX века миниатюры Ирана и Средней Азии явились предметом изучения российских и зарубежных исследователей в историческом и искусствоведческом аспектах. Пройдя к настоящему времени ряд этапов (от эмпирического накопления фактов до о^мыс-

* Гроссман Л.Д. Лермонтов и культура Востока // Литературное наследство. - М., 1941. - Т. .43-44. - С. 688-689.

ления закономерностей развития этого Еида искусства, его образного строя, характера), процесс изучения показал, что по различным направлениям анализа миниатюр имеется обширная специальная научная литература (от диссертационных исследований, монографий, сборников до отдельных статей).

Ilepscß обобщающей работой, посвященной миниатюре ХУI в., специалисты считают монографию И.С.Букина "йивопиоъ сафавидских рукописей с 1502 по 1567 год", изданную в 1959 г. Миниатюры явились предметом изучения ряда исследователей (Г.А.Пугачзнкоза, В.Г.Доллнская, М.М.Алграфи, Б.Н.Декикз, Б.В.Веймарн и др.). Крупны;/ исследователем миниатюрной живописи Ирана и Средней Азии является доктор искусствоведения М.М.Ашрафи. йо проделана коло-сальная работа по изучению миниатюр вышеназванных регионов. Результаты ее освещены в ряде монографий автора, наиболее крупные из которых "ад истории развития миниатюры Ирана ХУ1 в.", "Бехзад и развитие Бухарской школы миниатюры ХУ1 в". Кандидатская диссертация Л.Додхудоевой была посвящена теме "Отражение литературных сюжетов в средневековой персидской миниатюрной живописи". В дальнейшем тема миниатюр была разработана в диссертационных работах Р.И.Амирбекяна, Р.ТЛидоятовой, З.И.Рахимовой и др. Большой интерес к живописи Ирана ХУI в. стал проявляться отечественными учеными в последние десятилетия. В начале 50-х годов была защищена О.И.Галеркиной кандидатская диссертация "Материальная культура Средней Азии и Хорасана ХУ-ХУ1 вв. по данным миниатюр ленинградских собраний", где исследуется средневековая Восточная миниатюра как источник по истории народов Средней Азии и Хор&с&на.

вопросы изучения периодизации истории миниатюры, интерпретации самого йЪнятия "миниатюра"- посвящен ряд искусствоведческих работ Е.П.Денике, 0.^.Акимушкина, Б.В.БеЙмарна, Г.А.Пугачен-коеоЛ, Б.З.Ремпеля, ВЛ'.Долинской, А.А.Иванова, О.И.Галеркиной, L.M.liyi:ypoBa, А.Т.Адамовой и др. Этот вопрос исследоБали и иностранные ученые: О.Елоше, Е.Кюнель, К.Вайцман и др. Наиболее подробным исследованием по история и культуре древнего Ирана яв-лязгсл книга американского востоковеда А.Т.Олмстера "История порсидскоА державы", законченная автором в 1943 году и опубликованная посмертно в 1948 году. Нэ менее важно для понимания законов ее пластической структуры и цветообразования, композиции, pacKjiJTr.c особенностей ее художественного образа, стиля,

орнаментации, художественно-технических материалов восстановде- ■ ние истории миниатюрных школ s Тебризе, Герате, Кагвине, Ширазе, Бухаре, Самарканде и др. £ти проблемы кашли отражение в работах таких ученых, как Н.В.Дьяконова*, Г.А.Пугаченкова, А.А.Иваноз, А.А.Семенов, Л.С.Айни,-К.С.Айни, Х.Сулейманов, Б.З.Зеймарн, А.Я. Лазиев, К.Д.Керимов и др., такта в работах ученых зарубежных ;тран: А.Сакисяна, Е.Кюнеля и др.

Художествекнаяг среда, жизнь и творческая деятельность средневековых художников освещены в публикациях О.^.Акимупкина, .4. э.Горелика, Г.А.Пугаченковой, Л.И.Ремпёля, Э.Дарского, М.М.Апг-эафи, В.Х.Иурматсвой, Г.И.КостыгозоР, Б.й.Заходерл, А.Ю.КазиеЕа. зьии изданы трактаты средневековых иранских художников Саднк-5ек Афсара, Кази-Ахкеда, монографии современных иранских ученых Заки Мохачмед-Хасзне Месри, АрЯана Тамара и др. Структурно-ткпо-югическое и семантическое сравнение памятников изсбразигельно-'0 искусства и словесности, соответствие аспектов литературных 1 живописных произведений рассматривались в работах А.С.Меликя-т-йфЕани, ¡1!.',<1.1йукурова, А.Т.Адамовой, Л.Т.Гюзальяк, А.М.Беле-шцкого, ¿.Э.Бартельса и др. Одна из важнейших проблем- относэ-ше ислама к искусству, и е связи с этим мусульманская мкниагю->а, глубоко исследованы в трудах выдающегося русского ученого--юстокоЕеда академика В.В.Бартольда, а такаю в работах В.А.Воротка, С.Маковского. И'.М.Ыукурова и др. Изучение миниатюр способ-;теов&ло более глубокому проникновению ученых в культуру средне-ексвья, восстановлению.истории живописи, уточнению исторических оОытий и т.д. Так, русский ученый А.В.Арциховсхий рассматривал [иниатюры как исторический источник, О.И.Галеркина - как исгоч-ик по истории материальной культуры, быта и городской жизни на--одов Средней Азии к Хорасана е период ХУ-Х/i веков, армянский сследователь Э.Х.Петросян - как источник театральных и плясовых ерт, Г.А.Пугаченкова, 3.К.Рахимова, С.В.Садчхова - как источник стории костша, С'.И.Полякова - как источник эволюции образа че-овека, Р.Т.ХидоттоЕа - как источник эволюции донских образов и • Д.

Объектом пристального внимания исследователей также стала бласть художественного оформления восточных рукописей. Этот вопое отражен в работах и.у.Акимусчсика и A.A.Иванова, А.гЗ.Казиева, .11.Исмаиловсй, Л.Н.ДодхудоевоЯ и зарубежных исследователей Р. Этгенгаузен). Также представляет интерес "Каталог восточных

рукописей Академии наук Таджикской ССР", каталоги фондов в Санкт-Петербурге, Ташкенте и др. регионах.

Исследованы и историко-культурные связи древней FtycH и Востока, их взаимовлияние. Ьтим вопросам посвящены работы Л.А.Леле-кова, Л.И.Реыпеля. Влияние иранской, миниатюры на грузинскую исследуют Т.А.ЗКгенити и др. ~

Таким образок, средневековая миниатюра Востока исследована достаточно полно : существует большое количество источников, включающих фундаментальные работы и многочисленные статьи, в которых рассматривались вопросы формирования художественных школ; их взаимосвязей и т.д.

Среднеазиатская миниатюра, к сожалению, з настоящее время находится еще в стадии изучения. Более того, исследователями - ' было обнаружено большое количество миниатюр ХУх-ХУПвэ., которые создавались в художественных центpax.Средней Азии. Изучение этих миниатюр позволило еще в 1950-х годах сделагь вывод о самостоятельном пути развития среднеазиатской миниатюры, доказать ее оригинальность, выявить специфические черты и своеобразие. В результате а науку был введены такие термины, как "среднеазиатская" (Г.А.Пугаченкова, В.Г.Долинская, А.А.Семенов) или "мавера'н-нахрская" (О.И.Галеркина) миниатюра. Вместе с тем до настоящего времени проблема миниатюрной живописи Средней Азии как оригинальной самостоятельной области не получила однозначно устоявшегося в науке определения и продолжает дискутироваться. Суть разногласий заключается в различных подходах к вопросу о происхождении Среднеазиатской (Павераннахрской) школы миниатюры. В частности, ученый-ориенталист А.А.Иванов полностью отрицает существование в Х1У-ХУ вв. самобытной миниатюрной живописи в этом регионе, а все обранухенные миниатюры, несмотря на результаты многочисленных научных исследований, причисляет х продукции школ миниатюры Крана. Исключая право на существование таких понятий, как "уз-бекистаиская школа" или "новоузбекский стиль", А.А.Иванов аргументирует свои доводи тем, что на практике не удается проследить наличие той особой узбекской живописной традиции, которая оказала бы преимущественное влияние на сложение этой школы.

Совершенно противоположную позицию по этому вопросу занимает один из Крупнейших исследователей среднеазиатской миниатюры академик Академии наук Узбекистана, доктор искусствоведения, профессор Г.А.Пугаченкова, которая выделяет две.основные манеры

з творчестве миниатюристов "туркестанской икслы" первой половины Х/1 столетия: "Одна из них прямее следование традициям Бехзада. Ве подвижниками были гератские мастера, эмигрировавшие в Бухару Еместе с общей волной деятелей культуры, хлынувшей сюда из Герата, спасаясь от нетерпимости персидского ииизма. Другая линия развития среднеазиатской миниатюры ХУ1 столетия более самобытна. Учитывая уроки гератской школы, она, однако, наследует особенности местного художественного направления: уступая "гератцаи" в утонченности письма, она характеризуется также весьма высоким профессиональным мастерством".

В задачи накего исследования не еходит анализ противоположных точек зрения по указанно! проблеме. Этот вопрос затрагивается наг.;и в связи с тем, что одним из понятий, которое ш вводш в "научный оборот, является понятие "персидско-тадкикскак иинна?:э-ра". Оно также, как и понятие "узбекистанская школа", "новоузбекский стиль", не нагло пока однозначного ресения. Б связи с этим считаем целесообразным и необходимым сделать несколько небольших замечаний.

В 1956 году таджикским востоковедом К.С.Айни в статье "Некоторые ноЕые данные по таджикской миниатюре ХУ1 в.м было Еццвину-то понятие "тедяшкекая миниагюра", право на существование которого до настоящего времени оспаривается. Другим учекым-востоко-Еедом А. А.Семеновым в работе "Микиатюрк Самаркандской рукописи начала ХУП в. "Зафар-нома" Шарафудцина ¿зди" ке только употребляется термин "среднеазиатская тадкикско-узбекская мкола геивописи", но автор считает ее замечательно своеобразной и крайне интересной с точки зрения, истории искусства.

Анализ научной литературы по те..;е позволяет сделать вывод о наличии в ней большого количества терминов, Вт о и "персидскс-тадяикская литература", "горсидско-тадкикская ;,ос,зия", "персид-ско-трдянкская рукопись", "персидско-таджикское искусство", "пер-сидско-тад.такское прикладное искусство", "персидско-таджикская эпиграфика".

Автор представленной работы полностью разделяет ккепие доктора искусствоведения И.Ы.Шукурова о том, чти понятие "иранское искусство" соответствует географическим, гтнкческим, языковым и общекультуркым неркам, согласно которым употребляется, например, понятие "персэдеко-тадаккская литература". Действительно, ерзд-

- и -

кевексвое искусство и культура таджиков Бухары и персов Шираза объединяет не только общий для них этнический субстрат, но и языковое и культурно« наследие двух народов. В своей книге "Ис-• кусство средневекового Ирана / Нормирование принципов изобразительности)" Ы.Ы.цукуров обстоятельно доказывает, что культурные ценности иранцев носили диффузный характер. Они свободно перетекали из одной провинции в другую, из города; в город, а носители этих ценностей, родившись в Бухаре, могли закончить жизнь на западе современного Ирана. Соответственно- под словом "Иран" ы.М. Шукуров обозначает весь ареал активного расселения и творчества предков современных таджиков и персов. Подобные позиции ряда историков и искусствоведов дают нам право пользоваться термином "персидско-таджикская миниатюра". Обозначение,* интенсивность исследований исторического и искусствоведческого аспектов развития миниатюры Среднего Востока вызвала интерес к этому типу живописи ученых других сфер деятельности (филологов, книговедов, библиотековедов, библиографоведов и'др.).

Остро окупается потребность в учете, обобщении, доведении до потребителей информации об источниках миниатюры.

Однако библиографические проблемы изучения миниатюры пока не стали объектом исследований, несмотря на то, что библиографическая деятельность может служить духовному сближению народов, с традициями которых данное искусство связано. Исходя из этого, а также из потребностей теории и практики, цель автора - нссяе-' довать проблемы библиографирования персидско-таджикской миниатюры.

Степень научной разработанности проблемы. Нельзя не отметить, что по библиографированию миниатюры накоплен весьма богатый опыт, не нашедший до настоящего времени обобщения. Выделим и кратко охарактеризуем наиболее значимые в этом отношении работы. Представляет интерес работа Н.П.Кондакова, в которой рассматривается история византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописен. Ценность ее состоит в том, что при описании миниатюры оцениваются библиографические методы изучения. Автор отмечает, что первая научная оценка византийской миниатюры была дана библиографом Даженкуру, который подробно описал ми-, ниагыры с 1У по Хй ее., щиложил их рисунки. Кроме того, в работе Н.Я.Коидщ(С- а упоминаются и другие зачинатели библиографического описания киниатвр.

Проблем:: библиографирования таджикско-парсидской рукописной кн-.'.ги ссвекекк в диссертационной рао'оте А.Х.Рахимова. По его мне-

ния, именно содержательная сторона документальных источников определяет ценность научно-творческих, литературно-поэтических и других видов информации, зафиксированных в рукописях. Здесь можно добавить, что миниатюры также еходят в содержательную сторону рукописей и также подлежат библиографированию.

В 20-30-х годах были опубликованы работы Ю.В.Григорьева, Б.С.Боднарского, Г.Львова, Ы.Фабриканта, А.Л.Дубинской, О.Е.Воль-ценбурга, Н.Е.Стругацкого, в которых поднимались проблемы описания иллюстраций из книг и журналов, библиографической классификации изобразительного искусства, учета советской изопродукции. В дальнейшем были опубликованы работы В.И.Добровольской, С.А.Клепикова, Е.Е.Левиной, О.Б.Враской. 3 них шла речь о работе с изобразительными материалами в библиотеках. В частности, в' рабо-*те В.И.Добровольской приводится списание книжной гргфикк л библиотечных каталогах. С.А.Клепиков обобщает опыт работы библиотек по хранению, систематизации, обработке, обслуживанию читателей листовыми изобразительными материалами. Библиографические работы по искусству появились з конца 50-х - начале вО-х годов. Это связано прежде всего с формированием библиографии искусства как учебной дисциплины.

Ряд диссертаций был посвящен различным проблемам библиографического обеспечения изобразительного искусства м искусствоведческой науки. И.С.Сергеевой разработаны вопросы специфических особенностей печатных материалов изобразительного искусства и •проблемы их описания и библиографирования. М.Л.Еогаделыдикова занималась вопросами методики библиографирования изсизданий, особенно. отбором и аннотированием в рекомендательных искусствоведческих пособиях. Г.В.Голсвко интересовали особенности информационных потребностей специалистов изобразительного искусства, и их библиографическое обеспечение. О.Н.'Лукьянова исследовала состояние и тенденции развития искусствоведческой библиографии по пространственным искусствам за рубежом. Н.С.Кукареэ - научно-методические аспекты бкблиотзчно-библиографической прорагазды альбомов по изобразительному искусству, Л.В. Ласьгова принципы взаимосвязи библиографии с обслуживаемой наукой, Э.А.Кадырова библиографическое обеспечение научных исследований декоративно-прикладного искусства.

Тем не кензе, анализ имеющейся литературы показал, что единственной работой по списанию миниатюры как объекта изучения яв-

ляется "Инструкция для описания миниатюр", подготовленная Российской Академией Истории Материальной Культуры еще в 1922 году. "Инструкция..." состоит из 16 пунктов (20 страниц). Она предлагает собирать о миниатюрах всеобъемлгщие сведения, от конкретных фактографических до научных искусствоведческих. Несмотря на свою уникальность, "Инструкция..." является лишь путеводителем для исследований и содержит краткие методические указания по описанию миниатюр.

Но ни в одной из приведенных работ даже не упоминается миниатюра как объект библиографирования.

Объектом данного диссертационного исследования являются рукописи и печатные издания, имеющие элементы библиографического отражэния миниатюр.

' Предмет исследования - проблемы библиографирования персидско-таджикской миниатюры.

Цель исследования - разработать научнс-*зетодические основы библиографирования персидско-тадхикской миниатюры как особого вида изобразительного искусства, связанного с литературной традицией народов Востока.

Задачи - выявить культурно-историческое значение персидско-таджикской миниатюры, ее особенности как объекта научного изучения и худогественно-есгетической пропаганды;

- изучить опыт библиографирования миниатюр в научных трудах, изданиях литературных источников и в библиографических пособиях;

- р&аработать теоретико-методические принципы библиографирования миниатюр.

Источниковедческой базой исследования являлись фонды восточных рукописей им. А.Мирзоева Института востоковедения АН Республики Таджикистан, библиотеки Института востоковедения Российской Академии наук, Российской Государственной библиотеки, Российской Государственной библиотеки иностранной литературы, Библиотеки института киеописи им. В.И.Сурикова, Национальной библиотеки Республики Таджикистан им. А.йирдоуси, Центральной научной библиотеки АН Республики Таджикистан им. И.Ганди.

Теоретическое пначаниз работы - в научном обосновании понятия "библиографическое описание миниатюр" и принципов библиографирования этого вида худояиственной продукции в научно-вспо-ыогАГелььой искусствоведческой библиографии.

Нр.учязя новизна и значимость исследования. Уточнено искус-

ствоведчесчое понятие "персидоко-т адки к с к ая миниатюра". Выявлены основные особенности информационных потребностей исследователей миниатюр. Обобщен опыт библиографирования персидско-таджикской миниатюры в каталогах рукописей и научно-иссяедоаатель-ских трудах. Разработаны теоретико-методические осноеы библиографирования миниатюры, что способствует упорядочению и организации деятельности учреждений и организаций, зани лающихся изучением и библиографированием продукции этого вида искусства.

Практическое значение. Рекомендации, предложенные автором, направлены на организацию библиотечного и оперативного библиографического обеспечения специалистов этой области. Предлог.гннап схема описания миниатюры как самостоятельного вид?, художественного творчества применяется в Республиканской книетсй палата и в институте рукописей АН Таджикистана, Центральной научной библиотеке АН республики им. И.Ганди, Национальной библиотеке кн. Фирдоуси при учете изобразительных материалов, составлении каталогов, картотек, библиографических пособий и т.д.

Апробация работы. Основные результаты исследования были изложены на международной конференции "Книга в раэситик культуры народов Востоку: история и современность" (Душанбе, 1990), Всесоюзных конференциях "Проблемы национального и интернационального в развитии культуры Советского Востока" (Душанбе, 1990), конференции по проблемам книговедения (Москва, 1992), ХХП-ХХ1П на-учно-теорегических конференциях ТГИИ им. М.Гурсун-задв (1990, 1СЭ1), научно-методических конференциях МГИК (Москва, 1991).

На зациту выносятся следующие положения:

1. В мировой цивилизации персидско-таджикская миниатюра имеет важное культурно-историчедкое значение как специфическая область художественного творчества, связанного о рукописными книгами. В этом плане она подлежит самостоятельному изучению и отражению средствами библиографии.

2. Профессиональное библиографирование персидзко-тадаилокоЯ миниатюры должно основываться на коккротних теорстико-методичес-ких принципах: а) учете специфики этого вида изопродукции а ее связи с текстом рукописной книги; б) классификацн ином знании информационных потребностей специалистов, заншамцихся научны! исследованием миниатюр, подготовкой их к публикации. £то ставит

в центр внимания библиографической деятельности по данному направлению проблему научного обоснования библиогрйфич^ского описа-

нкя милиатыры, обеспечивающего ее идентификацию и научные интересы исследователей.

2. Залиой задачей научно-вспомогательного библиографирования миниатюр является создание целостной системы библиографической информации по данному зад' изоискусства, отражающей как са-■ми художественны-! памятники, так и искусствОЕОДческую литературу по проблеме во Есем многообразии видов и форм библиографических материалов (текущее и ретроспективные, общие, тематические, персональные, библиохечные и сводные, прикнижные, автономные и пр.).

Цель и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из Еведсичя, двух глав, заключения, списка исполг.зованной литературы и приложений.

. ОСНОВНОЕ СОДЕРЕАКНЕ ДЛССЕРГАЦИИ

В пе'ово". главе диссертации. "Персидско-таджикская миниатюра как вид художественного творчества и объект научных исследований" рассматривается персидско-таджикская миниатюра как специфически;; еид художественного творчества средневекового Востока, выявляются информационные потребности ученых-востоковедов.

В первом параграфа делается культурно-исторический экскурс р. древнее изобразительное искусство персидских и таджикских народов, рассматривается искусство оформления рукописной книги как одна из ь&хнейхих частей культурного наследия народов Среднего Востока, прослеживается ;:стория развития миниатюры, ее художественные особенности.

Многочисленными исследованиями, научными гипотезами, археологическими открыт.ш,'!и, письменными источниками утЕерадено, что изобразительное искусство персидских и таджикских народов существовало тысячи лет назад. Блестящее его развитие приходится на период средневековья, особенно славившееся уникальным видом изобразительного искусства - книжной миниатюрой как неотделимым элементом рукописной книги. Искусство оформления рукописной книги, являясь выдающиеся достижением науки, литературы, искусства и ваиюйаей части культурного наследия народов Среднего Востока, достигло своего высшего развития в период ХУ-ХУП вв. Иллюстрированные рукописные книги являлись результатом деятельности многих мастеров: каллиграфов, миниатюристов, орнаментал/стов, переплет-

чикоз, позолотчиков и др. Особенно вгчную роль играл в этом процессе каллиграф(хаттат или хуинадис) - человек, имегаций исключительно красивый почерк, принимавший участие от начала создания и до окончания рукописи. Именно он определял и оставлял специальное место в листах рукописи для миниатюр. В параграфе приводится информация о ряде знаменитых мастеров, внесших свою лепту в историю каллиграфии Среднего Востока. Вторая по величине заслуга принадлежала миниатюристу, определявшему главный смысл оформления рукописной книги. Миниатюра, как самостоятельный вид изобразительного искусства эпохи средневековья и прееде всего основной элемент оформления рукописной книги, отличается от других видов изобразительного искусства особенностям* образного строя, художественным языком, стиле, приемами композиционных построений. Миниатюрами украшали научнпе трактаты, религиозные книги, поэтические произведения классиков персидско-таджикской ■ литературы, таких как Дудаки, Фирдоуси, Саади, Низами, Джамл и др. Столетиями позпе эти миниатюры как уникальные памятники средневековья были изучены, описаны, выявлены, атрибутированы учеными, установлены стиль сюжетов, другие художественные особенности миниатюры, ее роль как незаменимого исторического источника. Обобщаются данные о ряде крупнейших школ ¡мчиат арной живописи Ирана и Средней Азии (Тебризская, Гератская, Ширазская, Мепхед-ская, КазЕикская, Ксфахансхая, Бухарская, Самаркандская). Указываются особенности их стиля, отличие друг от друга своими, традициями, основателями, мастерами-миниатюристами, художественными мастерскими. По мнению диссертанта, сделанный культурно-исторический экскурс не -безоснователен. Опыт изучения персидско-таджикской миниатюры показывает, что без знания художественного оформления рукописей, его основных компонентов, их создателей, эео-лвции развития миниатюры и ее художественных особенностей невозможны атрибуция и описание миниатюры. Подтверждая данное положение, диссертант призел к скводу, что и решение библиографических проблем, с том числе выявление потребностей ученых и их библиографическое обеспечение, также немыслимы без определенных знаний и навыков в плане исследуемой темы.

Во втором параграфе рассматривается тенденции изучения пер-сидско-таджикскоЯ миниатюры ученами-востоковедеми, выявляются их основные информационные потребности, намечается пути их библиографического обеспечения. В диссертации отмечается что информз-

ционные потребности специалистов в области миниатюрной живописи Ирана и Средней Азии отличаются специфическими особенностями, связанными прежде всего с особенностями самой миниатюры как объекта изучения, т.е. характеризуются необходимостью обращения и к рукописным книгам, и к искусствоведческим публикациям о них. С целью выявления информационных потребностей ученых-востоковедов, изучавших миниатюрную яивопись Ирана и Средней Азии, в диссертации был применен мэтод анализа документов. Проанализированы труды научных учревдений, монографии, диссертация, статьи из энциклопедических изданий ка основе восьми проблемно-тематических блоков (отраженных в рубрикаторе более детально), выделенных , .¿:зсергаьтом. Результаты анализа массива документов (включая его разнообразие по форме и содержанию) показали, что исследования ученых были направлены на накопление фактов, выявление и атрибуцию отдельных памятников, установление их датировок, стилистических и художественных особенностей, эстетического значения миниагюр к пр. Б диссертации отмечается, что несмотря на интенсивность исследований до сих пор многие проблемы остаются малоизученными. Исходя из разнообразного характера научной деятельности ученых-востоковедов, в параграфе дается классификация потребителей информации по следующим признакам: функциональным, организационным, профессиональным. По кругу выявленных проблем, э целях перспективного удовлетворения потребностей ученых, намечены формы библиографического обеспечения. Это создание общих ретроспективных на.уч:ю-ЕСпомзгательных, проблемно-тематических и персональных указателей, а также составление альбомов тематического характера и пр. видов библиографического отражения.

Во второй главз "Опыт и проблеш библиографирования персидско-таджикской миниатюры" излагаются теоретико-методические вопросы, связанные с понятием "библиографическое описание миниатюр.-:", формированием методики библиографирования персидско-таджикской миниатюры и искусствоведческой литературой о них.

В первом параграфе рассматривается развитие взглядов на понятия "библиографическое описание печатной графики", "библиографическое описание книжной графики", "библиографическое описание изоияданий", прослеживается опыт описания миниатюры со второй половики XIX в. до настоящего времени в различных формах библиографической продукции, инструктивно-методических разработок. Диссертантом выявлено, что пока унифицированное библисграфичес-

кое описание миниатюры отсутствует. Ра основе обобщения теоретического и методического опыта описания произведений изобразительного искусства, исторического опьта выявлегия, изучения и описания миниатюр диссертантом обоснованно и определено понятие "библиографическое описание миниатюры" и предложена конкретная модель этого описания с обязательными и факультативными элементами. Оно построено в 3 вариантах: I. для каталогов; 2. для указателей различного назначения; 3. для альбомов с учетом воспроизведенных миниатюр. Эти теоретические вопросы нэпли конкретное •воплощение в опубликованной диссертантом методичзской инструкции: "Библиографическое описание персидско-таджикской миниатюры" (приводится в приложзниик диссертации).Необходимость выпуска такой инструкции вызвана была тем, что в рукописных фондах и коллекциях республик СНГ и ближнего зарубежья описание миниатюр Св библиотечных каталогах и сводных каталогах Иллюстрированных рукописей) не имело единообразия, б различных учреждениях работа в этом плане ведется по своему усмотрению, порою стихийно. С учетом большой потребности в единой методике и была издана данная инструкция. ...

Во втором параграфе прослеживается история возникновения библиографии миниатюры, отдельные элементы, сведения библиографического характера, которые появились еще в глубокой древности, рассматриваются основные источники библиографической информации . по миниатюрам и. современные проблемы библиографирования персид-спо-таджикской миниатюры. Многие элементы библиографического ха-• рактера возникли в виде "латентной библиографии". Диссертан? подчеркивает, что элементы библиографической характеристики миниатюр еозникли сначала в рукописных книгах. С этой целью в диссертации, анализируются 3 рукописи: "Юсуф и Зулейха" Джами, "Хамсе"-(Пятерица) Низами, "Шах-паме" Фирдоуси. Далее в параграфе отмечается, что для прослеживания истории библиографирования персидско-таджикской миниатюры немаловажное значение имели и средневековые1, библиотеки, которые находились в мечетях, дворцах, личных , библиотеках правителей у ученых, библиотеки-мастетзские по иллюстрированию миниатюр. Особенно важные элементы библиографирования персидско-таджикской миниатюры были выявлэны в деятельности библиотеки-мастерской Фазаллаха- Рашид ед-Дина 'в Тебрнзе, а также в Герате при мастерских правителя Шахруха и его сына Байсуи- . цура-Мирэы, История библиографирования персидско-тадкигсской

миниатюры прослеживается и по, другим, не менее важным источникам - таким, как альбомы каллиграфических образцов и миниатюр. Одним из первых "библиографических указателей" по персидско-таджикской миниатюре являлись альбомы каллиграфических образцов и миниатар, так называешь "муракка", существовавшие в Х1У-ХУШ вв. В диссертации анализируются некоторые опубликовалные альбомы (подготовленные к печати специалистами) и делается вывод, что они не только являлись предметами роскоши для правителей и феодальной знати, но и были носителя-га наглядней библиографической информации о миниатюрах. Еще в период средневековья имелись свои принципы описания, аннотирования, систематизации'и свой справочно-поискоеый аппарат. Исторические факты, особенно сведения об альбоме правителя Герата Бсйсункура Мирзы, подтвердили существование распространенного принципа расположения миниатюр в альбомах и его соблюдение составителями в течение послед-нот столетий. На взгляд диссертанта, библиографические свойства средневековых альбомов миниатюр и Каллиграфических образцов должны стать темой специального исследования. Тенденции составления альбомов восточной миниатюры, в том числе персидско-таджикской, была продолжена в последние четыре десятилетия нашего столетия. Особенно спи рас прост ¡занялись в 60-80-х годах. Судя по содержанию, большинство из них принадлежит к "иллюстрированным монографиям".

В дальнейшем элементы библиографирования миниатюр были обнаружены в каталогах рукописей различных фондов и коллекций, в музейных и выставочных каталогах.

По мнению диссертанта, даже незначительные сведения о миниатюрах остаются важными для их изучения, библиографического описания и каталогизации. Есть и еще один источник, который дает косвенную библиографическую информацию о миниатюрах. Это сами литературные произведения средневековых авторов. Особо богаты ценными фактами и сведениями о жизни эпохи средневековья произведения художественной прозы и поэзии. В будущем использование литературных источников в изучении персидско-таджикской миниатюры, по убездению диссертанта, монет открыть неизвестные стороны этих памятников. В параграфе большое внимание отводится современному состоянию библиографирования персидско-таджикской миниатюры. Отмечается, что только в последние два десятилетия

исследователи стали описывать миниатюру как самостоятельный жанр художественного творчества. Одними и-> немногих работ в этом направлении научного поиска явились труды, выполненные ученым-искусствоведом Л.Н.Додхудоевой. Первая ее рабста - это "Поэмы Низами в средневековой миниатюрней живописи" и вторая - "Каталог художественно оформленных восточных рукописей Академии наук Таджикской ССР". Обнаружив в них больпее количество библиографических элементов, диссертант заключает, что эти. публикации по своей специфике являются самостоятельными искусствоведческими научными трудами и одновременно ретроспективными библиографиче-. скими указателями научно-вспомогательного характера.

В третьем параграфе отмечается, что немаловажную роль для . изучения, описания и распространения персидско-таджикской миниатюры имела не только искусствоведческая литература о миниатюрах, но и опыт, накопленный при составлении различных библиографических пособий. В систему информации о персидско-тадаикской миниатюре входили текущие и ретроспективные библиографические указатели. Основная масса библиографических цубликаций сосредоточена в прикнижных списках литературы, и они составляют костяк этой системы. Первые библиографические сведения по персидско-таджикской миниатюре появились в конце XIX и начале XX века в форме библиографических ссылок. А самостоятельный библиографический указатель появился лишь в 50-60-х годах нашего столетия и был опубликован в журнале. Исследование показало, что хотя в той или иной форме имеется библиографические материалы и в них сосредоточен определенный массив литературы, однако целостная система !;::формации еще не сложилась. Потому что пока сами библиографические материалы не соответствуют требованиям их составления. Отсюда и возникла проблема методики библиографирования искусствоведческой литературы по персидско-таджикской миниатюре. В предложенной в параграфе методике библиографирования отражены самые основные процессы библиографирования: собирание и отбор материала, библиографическое описание, аннотирование, систематизация и составление вспомогательных указателей.

Обобщающие выводы даны в конце.диссертации. .В гвключении к диссертации подытокиваются результаты гсслэдояания и на^чазтея основные направлений дальнейшей .разработки теоретико-члетодичес-ких принципов библиографирования перседскс-тадгикской миниатюры.

В ¿рдкпгями помещены: методическая инструкция "Библиографическое описание персидско-тадгшкской млнкатйры" (1,3 п.л.) и "Рубрикатор" к § 2 Второй главы.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Библиографическая информация по изобразительному искусству Таджикистана: Некоторые проблемы ее организации: Ыегсд. реком. - Дуианбо, 1590. - 15 с. (на тадж. яз.)

2. К вопросу о библиографии произведений изобразительного искусства з Таджикистане // Книга в развитии культуры народов Востока: история и современность: Материалы меядународ. конф. -Дгааибе, 1990. - С. 97-99.

d. 0 некоторых источниках библиографической информации по персидско-таджикской миниатюре // Проблемы национального и интернационального в кульзуре советского Востока: Материалы Бсе-союз. конф. - Душанбе, 1990. - С. 107-111.

4. Библиография миниатюры древнего Востока // Памир. -±991. - S ô. - С. 152-154.

5. Отражение библиографической информации о персидско-таджике кой миниатюре в историко-литературных источниках // Актуальные проблемы возражения народного художественного творчества

и подготовки кедрог в вузах культуры: материалы Республ. научно-практической конф. - M., 1991. - С. 31-33.

6. Особенности библиографирования.лерсидских миниатюр в трудах ученых-искусствоведов // Актуальные проблемы культуры. Общенаучная конф.: Тезисы докладов аспирантов и студентов. - «i., 1591. - С. 30-31.

7. Свидетельство истории: Экскурс в црошле персидско-гад-жикско;; миниатюры // Омузгор. - 1992.- - № 12. -"С. 7. с илл. (на тадж. яз.)

8. 0 понятии "библиографическое описание миниатюры" // Книга в меняющемся мире. 7-я научная конференция по проблемам книговедения (секция библиографоведения): Тезисы докладов. - Ai., 1992. - С. 37-38.

9. Средневековые библиотеки-мастерские в Иране как центры по библиографированию миниатюр // 3-я,научно-практическая конф. молодых ученых и специалистов печати "Печать. Молодость. Рынок": Тезисы докл. - M., 1992. - С. II7-II9.

10. Об улучщеник использования изданий по изобразительному искусству в Библиотеке им. »'Иод оу си//падиональная библиотека Таджикистана: Юбилейшй сб. ст. - Душанбе, 1993. - С.65-69.(на теда.яз.)