автореферат диссертации по документальной информации, 05.25.03, диссертация на тему:Библиографирование книжных иллюстраций к произведениям художественной литературы

кандидата педагогических наук
Горская, Лариса Игоревна
город
Санкт-Петербург
год
2003
специальность ВАК РФ
05.25.03
цена
450 рублей
Диссертация по документальной информации на тему «Библиографирование книжных иллюстраций к произведениям художественной литературы»

Автореферат диссертации по теме "Библиографирование книжных иллюстраций к произведениям художественной литературы"

на правах рукописи

ГОРСКАЯ Лариса Игоревна

БИБЛИОГРАФИРОВАНИЕ КНИЖНЫХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

05.25.03. "Библиотековедение, библиографоведение и книговедение"

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Г

I

I

Санкт-Петербург 2003

Ф(

Работа выполнена на кафедре гуманитарной информации Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент

А. А. Туровская

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук О. С. Острой

кандидат педагогических наук, доцент И. Л. Полотовская Ведущая организация: Северо-Западный институт печати Санкт-

Петербургского государственного университета технологии и дизайна

Защита состоится 3 июня 2003 г. .в 14.00 часов на заседании Диссертационного совета Д. 210.019.03 в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств по адресу: 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., д. 2.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.

Автореферат разослан ^.-...2003 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета \ \\ ^МР / И. А. Шомракова

ЧоаЭ-к

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Книжная графика является одним из самых массовых видов изобразительного искусства. Активность книжной иллюстрации в обращении к широкой читательской аудитории обусловлена ее связью с литературным произведением и печатной книгой. Иллюстрированная книга - явление синтетическое, она воздействует на человека через различные каналы восприятия, органично сочетая текст и изображение. По отношению к литературному произведению иллюстрация выполняет роль пластического средства, способствующего формированию, углублению и обновлению суждений читателя о содержании литературы. Взаимодействуя с текстом, иллюстрация развивает воссоздающее воображение читателя, раскрывает визуальный ряд описываемых предметов, явлений, событий, лиц.

Художественно-образная иллюстрация интерпретирует текст, обогащает его в своих зрительных образах, комментирует, развивает и дополняет мысли и образы писателя или поэта Изобразительный ряд, обладающий собственным эмоционально личностным' импульсом, создает невербальный "текст о тексте", расширяет границы информационного поля издания, входит в содержательную структуру книги. Иллюстрация есть интерпретация текста, т. е. нечто вторичное, и в то же время -самостоятельный, самоценный вид изобразительного искусства, в котором творческое самовыражение художника находит полное воплощение.

Интерес к этому виду искусства существует у читателей самых разных социальных кругов, возрастов, уровней образования, профессиональной деятельности. Широкий круг потребителей, художественно-эстетическая, историко-культурная, документальная ценность иллюстраций в изданиях произведений художественной литературы актуализирует проблемы их библиографического освоения. Целью их библиографирования является фиксация, систематизация, хранение и распространение информации о результатах творческой деятельности художника-иллюстратора. Потребность в систематическом учете книжной иллюстрации испытывают прежде всего специалисты в области культуры и искусства, как исследователи, так и практики, занимающиеся различными проблемами изобразительного искусства: историки искусства и культуры, преподаватели высших и средних учебных заведений, учащиеся вузов гуманитарного профиля, сотрудники музеев, лекторы, работники специальных и универсальных библиотек.

Однако проблемы библиографирования книжных художественно-

образных иллюстраций не были предметом специального изучения в ■

отечественном библиографоведении. В исследованиях различных аспектов

изографии практически не уделялось внимания книжным иллюстрациям к

произведениям художественной литературы. Этот вид изопродукции никогда

не выделялся как отдельная категория, а рассматривался только в общем

ряду библиографии печатной графики. Неразвитость. теоретико-

методической базы препятствует формированию ¡'лЦ^ОМИМАЯ I

! БИБЛИОТЕКА

библиографических источников, успешному функционированию соответствующей библиографической информации в современной инфосгруктуре, эффективной деятельности учреждений и организаций, занимающихся изучением и библиографированием произведений этого вида искусства.

Состояние изученности темы. Теоретическими и методическими предпосылками исследования проблем библиографирования книжных иллюстраций к произведениям художественной литературы являются достижения ряда наук - философии, семиотики, культурологии, искусствоведения, литературоведения, психологии, лингвистики. При изучении книжной иллюстрации необходимо обращаться и к иллюстрированным изданиям художественной литературы, и к искусствоведческим публикациям о них.

Основополагающим в русской теории иллюстрации является наследие, оставленное составителями программ иллюстрирования сочинений Г.Р. Державина - А. Олениным, В. Капнистом, Н. Львовым. В них впервые был поднят вопрос о природе книжной иллюстрации, ее назначении, роли художника-иллюстратора в книге. Значительный вклад в дальнейшее развитие теории иллюстрации внесли В.Н. Майков, Ф.И. Буслаев, В.В. Стасов.

Новое отношение к иллюстрации, возникшее на рубеже XIX - XX веков, отстаивали в своих выступлениях А.Н. Бенуа, Н.Э. Радлов, ставившие и решавшие проблемы включенности иллюстрации в единый книжный организм, передачи стиля литературного произведения, выявления специфических средств выразительности графики.

Первой наиболее последовательной работой теоретического плана, посвященной проблемам книжной иллюстрации, является публикация В.А. Фаворского "Об иллюстрации, о стиле, о мировоззрении" (журн. "Лит. критик", 1935, № 1). Автор исследует пространственно-временные контакты литературы и иллюстрации, обосновывает задачу вхождения в литературное произведение через познание его пространственно-временного строя.

Разнообразная и богатая художественная практика второй половины XX в. способствовала появлению исследований, в которых центральным объектом становятся книжные иллюстрации. Новый аспект рассмотрения искусства иллюстрации предложил в конце SO-х гг. A.A. Вартанов. Возможность перевода литературных образов на язык изобразительного искусства получает теоретическое обоснование.

Активизация изучения природы и свойств книжной иллюстрации приходится на 60-70-е гг. XX в. Теоретическим проблемам искусства книжной иллюстрации, интерпретации самого понятия «иллюстрация» посвящен ряд искусствоведческих работ A.A. Сидорова, Э.Д. Кузнецова, Г.Е. Лебедева, Е.Б. Адамова, О.И. Подобедовой, Л.А. Соколова, В.Н. Ляхова и др. Для развития теории иллюстрирования большое значение имеет книга О.И.

Подобедовой «О природе книжной иллюстрации» (М., 1973). На основе исследования обширного исторического материала автор анализирует природу синтеза слова и изображения, выделяет основные системы книжного иллюстрирования.

Комплекс вопросов иллюстрирования художественной литературы разработан в диссертационных исследованиях Е.Б. Адамова, Л.А. Соколова и др. Структурно-типологическое и семантическое сравнение произведений иллюстрационного искусства и словесности рассматривалось в работах Н. Дмитриевой, В.Н. Ляхова, А.Д. Гончарова, Е.Б. Адамова, О.И. Никифоровой, Е.А. Бойко, Д.А. Гранина, С.М. Болховитиновой, Ю.Я. Герчука. Художественный процесс создания иллюстраций изучен и описан в публикациях Г.Л. Демосфеновой, А.Д. Чегодаева, А.Д. Гончарова, В.А. Фаворского, Н.В. Кузьмина, Т. Калиновского и др.

Основной массив искусствоведческих трудов по вопросам книжной иллюстрации составляют публикации о жизни и творческой деятельности художников-иллюсграггоров. Первые монографические исследования о художниках, посвятивших себя работе в книге, появились в последней четверти XIX в. (работы Д.А. Ровинского, В.Я. Адарюкова, В.А. Верещагина). Творчество художников-иллюстраторов советской эпохи нашло своих историографов в лице П.Д. Эттингера, Э.Ф. Голлербаха, А.Д. Чегодаева, М.З. Холодовской.

Объектом пристального внимания исследователей также являются вопросы иллюстрирования как конкретных произведений художественной литературы, так и творчества отдельных писателей и поэтов. Иллюстрации советских художников к классическим произведениям художественной литературы проанализированы Н. Назаревской, Д.Н. Чаушанским. В дальнейшем тема иллюстрирования творчества русских и зарубежных писателей (Н.В. Гоголь, А.С. Пушкин, А. П. Чехов, М. Горький, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Ф. Кафка и др.) была разработана в трудах А. Ивановой-Артюховой, В.Р. Герценберга, И.А. Круглого, А. Чурецкой, С. Сергеева, К. Бариста и др.

Таким образом, книжная иллюстрация к произведениям художественной литературы в искусствоведческом аспекте исследована достаточно полно. По различным направлениям анализа иллюстраций имеется обширная специальная литература от диссертационных исследований, монографий, сборников до отдельных статей в периодической печати.

Библиографоведческие аспекты книжной иллюстрации менее изучены. Анализ специальной литературы позволил выделить наиболее значимые направления исследований, косвенно затрагивающие тему. Главное внимание специалистов-библиографоведов прошлых лет привлекали: организация библиотечных фондов и каталогов печатной графики; проблемы библиографического описания изопродукции; исторические аспекты

искусствоведческой библиографии; состояние библиографии печатных материалов изобразительного искусства; использование произведений книжной графики в библиотечно-библиографическом обслуживании; отдельные аспекты библиографирования изопродукции.

Опыт работы библиотек разных типов с изобразительными материалами и иллюстрированными изданиями освещается в публикациях JI.M. Мельниковой, С.А. Клепикова, Е.Е. Левиной, Т.А. Петуховой. Теоретико-методическим аспектам организации фондов и каталогов печатной графики посвящено диссертационное исследование О.Б. Враской * "Печатная графика в крупных универсальных и специальных библиотеках" (М., 1956). Практические стороны библиографической работы с книжными * иллюстрациями обсуждаются в публикациях М.А. Елистратовой, И. Михайловой и др.

В работах Ю.В. Григорьева, Б.С. Боднарского, Г. Львова, М.И. Фабриканта, А.Л. Дубинской, О. Э. Вольценбурга, О.Б. Враской, С.Р. Мухидинова поднимаются вопросы описания иллюстрированных изданий, иллюстративного материала из книг и журналов. В частности, в работе В.И. Добровольской рассматривается описание печатной графики для библиотечных каталогов. Особое значение имеют стандарты и методические материалы, посвященные правилам библиографического описания документов, в том числе, изоматериалов.

В 60-70-х гг. XX в. тема изучалась в рамках общих проблем изографии с точки зрения состояния текущего и ретроспективного учета, проблем качественного отбора и аннотирования изопродукции в рекомендательных библиографических пособиях, библиографической пропаганды книжной графики (работы О.Б. Враской, Е.П. Погорелой, М.А. Богаделыциковой).

Впервые проблемы библиографии книжной графики становятся предметом самостоятельного исследования в 1965 г. в работе И.Н. Сергеевой, посвященной анализу состояния текущего учета произведений книжной графики. В диссертационном исследовании этого автора - "Библиография печатных материалов изобразительного искусства в СССР и за рубежом" (Л., 1969) рассматриваются вопросы отечественной и зарубежной библиографии книжной графики и иллюстрированных изданий.

Различным аспектам библиографического обеспечения изобразительного искусства и искусствоведческой науки посвящен ряд диссертаций (М.А. Богаделыцикова, Г.В. Головко, О.Н. Лукьянова, Н.С. Кукарев, Л.В. Ласькова, Э.Д. Кадырова, О.Г. Шабалина, С.Р. Мухидинов).

Ценным источником сведений по истории библиографии книжной графики являются работы О.С. Острой - "История искусствоведческой библиографии в России (XI - нач. XX вв.)" (Л., 1991), "История искусствоведческой библиографии в России (1917 -1991 гг.)" (СПб., 1994).

В 1990-х гг. тема получила дальнейшее развитие в публикации Л.Д. Шехуриной, посвященной разработке критериев отбора в текущем библиографировании книжных иллюстраций. Но ни в одной из указанных работ библиографирование иллюстраций в литературно-художественных изданиях специально не рассматривалось.

Анализ изученности темы позволяет сделать вывод о том, что многие аспекты библиографического отражения книжных иллюстраций имеют давнюю историю разработки, и к настоящему времени накоплен значительный эмпирический материал, однако, комплексное изучение проблем библиографирования книжных художественно-образных иллюстраций не проводилось.

Цель исследования - разработка теоретико-методических подходов к библиографированию книжных иллюстраций к произведениям художественной литературы.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

- провести терминологический анализ понятия "книжная иллюстрация к произведениям художественной литературы " и выявить ее особенности в качестве специфического вида художественного творчества и объекта библиографического отражения;

- рассмотреть развитие теоретических представлений о книжной иллюстрации в отечественной искусствоведческой литературе;

- проследить эволюцию методов библиографирования книжных художественно-образных иллюстраций в отечественной библиографической традиции;

- на основе изучения представлений о книжной иллюстрации как специфическом виде художественного творчества и объекте библиографического отражения, а также, обобщения практического опыта в этой области сформулировать требования к системе библиографического отражения книжных художественно-образных иллюстраций.

Объектом исследования являются иллюстрации в отечественных литературно-художественных изданиях.

Предмет исследования - теоретические, методические аспекты библиографирования книжных иллюстраций к произведениям художественной литературы.

Теоретическую и методологическую основу исследования

составили работы отечественных и зарубежных философов по теории художественного творчества, герменевтической теории интерпретации и семиотическому анализу художественных произведений (Х.-Г. Гадамера, М. Червинского, Т. Збергского). При анализе взаимоотношений литературного текста и иллюстративного материала были использованы основные положения психологии восприятия художественных произведений (H.A.

Дмитриева, Е.А. Бойко). Работы искусствоведов и художников (Ф.И. Буслаева, В.А. Фаворского, A.A. Сидорова, В.Н. Ляхова, A.A. Вартанова, Ю.Я. Герчука, О.И. Подобедовой, H.H. Розановой, Е.Б. Адамова, Г.Е. Лебедева, Н.В. Кузьмина, Э.Д. Кузнецова, Л.А. Соколова и др.) позволили охарактеризовать особенности книжных художественно-образных иллюстраций в качестве объектов библиографического отражения. Использование книговедческого подхода (работы A.A. Беловицкой, М.Н. Куфаева, И. Е. Баренбаума, Г.Н. Швецовой-Водки и др.) дало возможность рассмотреть сущность иллюстрированной художественной книги как социокультурного феномена. Изучение работ библиографоведов (О.Б. Враской, И.Н. Сергеевой, Л.М. Мельниковой, М.А. Богаделыциковой, О.С. Острой, Л.Д. Шехуриной и др.) способствовало обоснованию научно-методических подходов к библиографированию иллюстраций.

Методы исследования. В процессе решения поставленных задач использовался комплекс методов: историко-генетический, структурно-типологический, библиометрический, а также методы источниковедческого и терминологического анализа.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертации

заключается в следующем:

- книжные иллюстрации к произведениям художественной литературы впервые были комплексно рассмотрены в качестве объектов библиографирования;

- выявлены специфические особенности книжных художественно-образных иллюстраций, принципиально значимые для библиографирования этого вида изопродукции;

- впервые показана эволюция методов библиографирования книжных иллюстраций к произведениям художественной литературы в отечественной библиографической практике;

- дано теоретическое обоснование понятия "библиографическое описание книжных иллюстраций" и предложена его схема.

Практическая значимость исследования состоит в том, что обобщен практический опыт библиографирования книжных иллюстраций, сделаны выводы, касающиеся методики библиографирования. Вопросы формирования системы библиографических источников (их тематики, типо-видовой структуры), не входящие в предметное поле исследование, носят постановочный характер. Предложенная схема библиографического описания книжных иллюстраций может быть использована в библиографических пособиях, каталогах и картотеках библиотек. Все это дает возможность прикладного использования материалов и выводов диссертационного исследования в научной, библиотечно-библиографической и педагогической сферах.

На основе диссертационного исследования разработан спецкурс "Информационно-библиографическое обеспечение искусства книжной иллюстрации" для студентов дневного и заочного отделений библиотечно-информационного факультета. Материалы исследования могут быть использованы в учебных курсах "Общее книговедение", "Библиографическая деятельность библиотек", "Информационно-библиографическое обеспечение сферы искусства".

Базой исследования послужили фонды Российской Национальной Библиотеки, Научной библиотеки Академии художеств Санкт-Петербурга, Челябинской областной универсальной научной библиотеки, Центральной городской библиотеки им. A.C. Пушкина Челябинска.

Апробация работы. Основные теоретические положения и результаты исследования докладывались на Российской аспирантской конференции "Проблемы культуры и искусства" (Санкт-Петербург, 2000 г.), 12-й международной конференции "Смирдинские чтения" (Санкт-Петербург, 2001 г.), Всероссийской научной конференции "Печать и слово Петербурга" (Санкт-Петербург, 2001, 2002 гг.), а также отражены в публикациях автора.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Книжные иллюстрации к произведениям художественной литературы обладают необходимыми качествами, позволяющими рассматривать их в качестве самостоятельных объектов библиографического отражения. С точки зрения методики библиографирования принципиальное значение имеют такие сущностные особенности данного вида изопродукции, как синтетическая природа книжных иллюстраций, выраженная в их органической связи с художественной литературой и печатной книгой, художественная самоценность, материальная устойчивость, автодемонстративность, особая художественно-образная, эмоциональная нагрузка, большая активность воздействия, художественно-эстетическая, историко-культурная, документальная ценность иллюстраций.

2. Библиографическая информация о книжных иллюстрациях в своем развитии прошла путь от несамостоятельных форм ("латентной библиографии") в виде отдельных элементов библиографической характеристики иллюстративного материала в каталогах библиотек, разных формах библиографической продукции до существования специальных изографических пособий, где иллюстрация является главным объектом библиографического отражения.

3. Книжные художественно-образные иллюстрации являются самостоятельным объектом библиографического описания. В состав библиографического описания входят обязательные и факультативные элементы, идентифицирующие книжную иллюстрацию и издание, в котором она опубликована.

4. Особенности книжных иллюстраций к произведениям художественной литературы обуславливают существование системы библиографических источников, отражающих как сами иллюстрации, иллюстрированные издания, так и искусствоведческую литературу о них. Библиографические пособия данной сферы представляют собой конгломераты, объединяющие инфообъекты, имеющие различную материальную природу и содержание.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Основное содержание работы Г

I

Во Введении сформулированы цели, задачи, объект, предмет, методы 1

исследования, обоснованы актуальность темы, научная новизна и * практическая значимость работы, охарактеризовано состояние изученности проблемы.

В первой главе "Книжные иллюстрации к произведениям художественной литературы как вид художественного творчества и объект библиографического отражения" дана характеристика теоретической базы иллюстрационного искусства России, определены границы понятия "книжные художественно-образные иллюстрации", уточнены другие искусствоведческие понятия, имеющие непосредственное отношение к теме, выявлены специфические особенности книжных иллюстраций к произведениям художественной литературы, рассмотрены основные типы книжных иллюстраций, взаимосвязи литературного текста и изображений, приведен краткий очерк развития отечественного иллюстрационного искусства с момента появления первых иллюстрированных светских изданий, охарактеризованы особенности иллюстрирования и выпуска литературно-художественных изданий на современном этапе.

Книжная иллюстрация является предметом изучения российских специалистов на протяжении долгого времени. Теоретическая база искусства иллюстрации складывалось таким образом, что прежде появления специальных трудов, иллюстрация исследовалась в рамках общих проблем изобразительного искусства и книгопечатания. Материал по различным аспектам иллюстраций можно найти в публикациях по истории и теории пластических искусств, книжной графики, оформления печатных изданий, истории и технике печати.

Первой формой теоретического осмысления искусства иллюстрации стали заметки на полях, высказывания о качестве оформления книги, об элементах декоративного убранства в предисловиях, послесловиях к отдельным изданиям.

Постепенно на смену историческим трудам, как, например, главы, посвященные книжной графике в коллективных историях искусств, приходят монографии - исследования об отдельных художниках книги. Вслед за ними или наравне с ними появляются работы, рассматривающие природу слова и

ю

изображения, раскрывающие взаимодействия между ними, обширные исследования посвящаются самой практике иллюстрирования. Центральным объектом исследований книжные иллюстрации становятся во второй половине XX в.

Анализ современного микропотока искусствоведческой литературы свидетельствует об уменьшении доли фундаментальных теоретических исследований, персональных монографий в пользу публикаций в периодической печати по отдельным аспектам искусства иллюстрации, преимущественно, практическим. Приоритетное развитие получают вопросы художественного образа книги в целом, проблемы книжного дизайна, полиграфии, место печатной иллюстрированной книги в системе современных средств коммуникации. Современный документальный поток по иллюстрационному искусству представлен различными типами и видами информационных ресурсов, включая электронные. Основной источник сведений о достижениях и проблемах иллюстрирования книг - печатные периодические издания и ресурсы Интернет.

В настоящее время существуют два основных подхода к иллюстрации: в широком смысле иллюстрация понимается как пояснение словесной информации наглядными примерами, в более узком - как изобразительное истолкование литературных и научных произведений, обусловленное их содержанием и важнейшими особенностями, предназначенное для восприятия в определенном единстве с текстом. Терминологический анализ позволяет сделать вывод о наличии большого количества терминов, не нашедших пока однозначного решения: "книжная иллюстрация" и "станковая иллюстрация", "художественная иллюстрация" и "художественно-образная иллюстрация" и т.д. Поскольку понятие "книжная художественно-образная иллюстрация" не зафиксировано в терминосистеме искусствоведения, в диссертации дано рабочее определение:

• книжная иллюстрация к произведениям художественной литературы понимается как произведение изобразительного искусства, художественные решения и отличительные свойства которого обусловлены, с одной стороны, содержанием и важнейшими особенностями литературного произведения (композиция, образный строй, жанр, стиль), с другой - конструкцией, объемно - пространственной структурой книжного организма, имеющее своим назначением сопровождение, пояснение, дополнение текста и художественное оформление книги.

Разнообразные точки зрения искусствоведов и художников по вопросу о специфике искусства иллюстрации объединяет одно общее утверждение -признание за иллюстрацией права на своеобразное двуединство - наличие в ней качеств, производных от контакта с литературным произведением, и качеств имманентных, выражающих специфику ее изобразительно-пластической природы. Второе двуединство выражается в том, что иллюстрация является активнейшим средством книжной архитектуры и, в то

же время, противостоит ее конструктивным и знаковым элементам, выделяется в самостоятельный пространственный и смысловой ряд.

Иллюстрация, ближе всех пластических искусств стоящая к слову, испытывает на себе его влияние и неизбежно трансформирует свой язык в сторону большей связанности со словом, не теряя своей изобразительной специфики. Три главных момента литературного произведения находят реализацию в конкретных изобразительных формах: характер предметно-пространственного строя литературного произведения, образные особенности литературного языка - поэтика, ритмическая организация произведения.

Анализ закономерностей изобразительного языка иллюстрации диктует необходимость рассматривать ее с точки зрения семиотики как определенную знаковую систему. В работе установлено, что иллюстрация и художественное слово имеют несколько общих черт, обуславливающих созвучность этих искусств (изобразительное начало, присущее художественному слову, пространственность языка; "литературность" иллюстрации заключается в условности, метафоричности, понятийности графического языка иллюстраций). Три основные особенности художественного сообщения оказывают непосредственное влияние на иллюстрационное искусство: богатое смысловое, ассоциативное и эмоционально - экспрессивное наполнение, полисемия (многозначность), обуславливающая множественность его интерпретаций, открытость, образность, незавершенность художественного текста. Основная связь иллюстрации и текста заключается в том, что они, будучи различными по форме воспроизведения действительности, являются взаимодополняющими компонентами для его восприятия.

В диссертации не ставится цель дать подробный анализ всех существующих представлений о книжной иллюстрации в отечественной художественной теории и практике (что является задачей искусствоведов), но впервые предпринимается попытка выявить особенности данного вида изопродукции, принципиально важные для его библиографирования. Книжная художественно-образная иллюстрация обладает рядом специфических характеристик, позволяющих рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта библиографического отражения: синтетическая природа книжной иллюстрации, выраженная в тесной связи с художественной литературой и печатной книгой, художественная самоценность, материальная устойчивость, автодемонстративность, особая художественно-образная, эмоциональная нагрузка, большая активность воздействия, художественно-эстетическая, историко-культурная, документальная ценность иллюстраций.

Изучение типологии книжных иллюстраций представляется принципиально важным с точки зрения процессов библиографирования. Для библиографической деятельности в сфере искусства существенными

являются критерии отграничения библиографируемых произведений искусства от небиблиографируемых.

Проведенный анализ специальной литературы позволил установить отсутствие единых классификационных принципов в отношении иллюстраций. Специалисты разных областей практических и теоретических знаний классифицируют иллюстрации, ориентируясь на специфику своей деятельности, по-разному. В диссертации иллюстрации рассматриваются по их значению и месту в книге, связи с художественными особенностями литературного текста, технике исполнения (графическому характеру изображения), способам полиграфического воспроизведения, по признаку авторства, по происхождению и способу подготовки.

Иллюстрации неравноценны в качестве объектов библиографического отражения. В зависимости от вышеуказанных условий изображения несут разную функциональную, смысловую, информационную и художественно-образную нагрузку, имеют неравнозначную художественную ценность. Художественно-образный, содержательный аспект иллюстраций является определяющим в вопросах библиографирования этого вида изопродукции. Такие элементы художественного оформления книги, как заставки, концовки, виньетки выполняют в первую очередь функции разделения, сопровождения, украшения текста, поэтому самостоятельными объектами библиографирования быть не должны. Наибольшую ценность в качестве объектов библиографирования имеют оригинальные иллюстрации, из заимствованных иллюстраций желательно учитывать те, в которых содержится указание на наличие авторства.

В работе рассматриваются основные типы современных иллюстрированных книг. Анализ репертуара печатной продукции позволил проследить динамику выпуска иллюстрированных изданий художественной литературы и констатировать снижение процента их выпуска за последнее время. Современная книга развивает преимущественно одну функцию -утилитарную - быть инструментом для чтения. Коммерциализация, тотальная автоматизация книгопечатания приводит, с одной стороны, к снижению уровня типографской культуры, с другой - к размежеванию типовой книжной культуры на различные качества, включая возрождение действительного искусства книги.

Культурно-исторический экскурс в иллюстрационное искусство России позволил выяснить, что зарождение жанра художественно-образной иллюстрации относится к XVII в., связано с появлением первых светских изданий, а именно, изданий беллетристики, как правило, переводной. В оформлении литературно-художественных книг XVIII в., немногочисленных по количеству и составу, преобладало декоративное начало, иллюстраций в прямом значении слова было крайне мало. Они носили скорее прикладной характер, находились под влиянием работ иностранных художников.

Интенсивность русского литературного процесса, открытие фотомеханических способов печати, приход в книжную графику профессиональных художников и граверов обусловили активное развитие оригинальной русской книжной иллюстрации в XIX в. Преимущественное развитие малых форм литературы на страницах периодических изданий привело к широкому распространению журнальных иллюстраций. Начиная с 60-х гг. XIX в. на тему литературного произведения создаются серии рисунков, не привязанных достаточно строго к какому-либо тексту или книге • иллюстрация стремится стать самостоятельным произведением, самоочевидным по характеру изображаемого.

Расцвет книжной иллюстрации в России приходится на последние годы XIX - начало XX века. С этого времени книжная иллюстрация устойчиво занимает одно из первых мест среди других видов отечественного изобразительного искусства.

В работе подчеркивается, что без знания художественного оформления литературно-художественных изданий, его основных компонентов, их создателей, эволюции развития книжной иллюстрации, ее художественных особенностей, знания контекста возникновения конкретного произведения, его места в артосфере, языка искусства невозможны выявление, отбор, атрибуция и описание иллюстраций. Знание специфики инфообьектов влияет на выработку методики библиографирования, организацию полноценного учета, сохранения и трансляции иллюстраций.

Во второй главе "Опыт и проблемы библиографирования иллюстраций в изданиях художественной литературы" библиографирование книжных художественно-образных иллюстраций рассмотрено в историческом, теоретико-методическом и практическом аспектах на основе изучения широкого круга справочных и библиографических источников, научных трудов, литературно-художественных изданий, анализа каталогов и картотек библиотек. Особое внимание уделено современному состоянию библиографирования книжных художественно-образных иллюстраций. Это позволило выявить проблемные зоны библиографирования книжных иллюстраций и определить пути их разрешения.

В первом параграфе прослеживается история возникновения библиографии иллюстраций в России. Детальный анализ основных источников, содержащих библиографическую информацию о книжных иллюстрациях показал, что отдельные элементы библиографической характеристики иллюстрации возникли в виде "латентной библиографии", в т. ч. в иллюстрированных изданиях художественной литературы еще в начале XVIII в.

Следующим шагом в развитии библиографирования книжных иллюстраций стало отражение иллюстрированных изданий в каталогах библиотек и библиографических трудах. Необходимость включения сведений об иллюстрациях в библиографическую характеристику изданий понимали уже в начале XIX в. Так, пункт 27 "Правил для составления

14

каталогов Императорской Публичной Библиотеки" (СПб., 1819) предписывает указывать при описании книг наличие в них изобразительных материалов.

В XIX в. книжные иллюстрации находят отражение с разной степенью полноты их описания в различных формах библиографической продукции: описях частных собраний и библиотек; общих ретроспективных библиографических указателях; иконографических справочниках; биографических словарях; указателях редких книг; книготорговых, антикварных каталогах; каталогах выставок; прикнижных, пристатейных списках. Характеристика иллюстраций в библиографических работах данных групп являлась составной частью библиографической характеристики иллюстрированных книг и занимала весьма скромное место. Иллюстрированные издания располагались либо в общем алфавитном или хронологическом ряду, либо в специальных разделах. Одним из первых в России перечень иллюстрированных книг, но лишь тех, к которым были приложены портреты, дал Д.А. Ровинский (1-е приложение к 4-у тому "Подробного словаря русских гравированных портретов").

Сведения об иллюстрациях и других элементах художественного оформления книг включались как в библиографические описания изданий, так и в аннотации. Глубина аналитической характеристики изобразительного ряда зависела, прежде всего, от целевого и читательского назначения библиографического пособия, а также от профессионального уровня составителя. Наиболее подробные описания иллюстраций встречаются в общих ретроспективных библиографических указателях. А, например, в указателях редких книг сведения об иллюстрациях включались в библиографическую запись в том случае, если ценность книги заключалась в особенностях ее оформления. Но как бы ни была полна характеристика изобразительного материала, ее недостаточно для идентификации самих графических произведений: иллюстрация не являлась объектом специального внимания библиографов. Такое положение вещей сохранялось вплоть до конца XIX в.

Конец XIX столетия ознаменовался пробуждением интереса к искусству книги, увлечением коллекционированием книг, главным образом, русских иллюстрированных изданий конца XVIII - I пол. XIX вв. Библиографические сведения о книжных иллюстрациях публиковались в рамках заметок об иллюстрированных изданиях, библиографических обзоров иллюстрированных книг. Предпринимались попытки создания указателей иллюстраций к одному автору (списки иллюстраций к произведениям A.C. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова.) Зарождалась тенденция к библиографированию работ художников-иллюстраторов в форме прикнижных списков графических произведений или иллюстрированных ими изданий. Такие списки, например, содержат работы Д.А. Ровинского "Николай Иванович Уткин, его жизнь и произведения" (СПб., 1884), В.Я. Адарюкова "Степан Филиппович Галактионов и его произведения"(СПб., 1910), В.А. Верещагина "Русская карикатура. В.Ф. Тимм" (СПб., Т. 2,1911).

Расцвет отечественного книжного искусства, успехи общей библиографии, развитие выставочной деятельности, интересы исследовательской работы и коллекционерские интересы способствовали тому, что на рубеже XIX и XX вв. книжная иллюстрация впервые становится самостоятельным объектом библиографического отражения.

Приоритет в библиографическом освоении иллюстраций принадлежит непрофессиональным библиографам - коллекционерам, собирателям русских иллюстрированных изданий XIX в. Параллельно с практической деятельностью по учету иллюстрированных книг, составители первых библиографических пособий разрабатывали методику библиографического отражения произведений печатной графики (Д.А. Ровинский, В.Я. Адарюков, H.A. Обольянинов, Н.В. Соловьев, Я.Ф. Березин-Ширяев, Н.К. Синягин, E.H. Тевяшов и др.).

В диссертации подробно анализируются первые русские библиографические указатели иллюстрированных книг - "Русские иллюстрированные издания XVIII и XIX столетий: 1720 - 1870" В.А. Верещагина (СПб., 1898), "Материалы для библиографии русских иллюстрированных изданий", подготовленные членами Кружка любителей русских изящных изданий - В.А. Верещагиным, Н.К. Синягиным, E.H. Тевяшовым (СПб., 1908 - 1910), "Каталог русских иллюстрированных изданий, 1725 - 1860" H.A. Обольянинова (М., 1914-1915).

Первые библиографические опыты отражения книжных иллюстраций представляют собой библиографические указатели иллюстрированных книг с достаточно подробными описаниями иллюстративного материала и разветвленным справочно-поисковым аппаратом. Среди включенных в них книг - издания не только художественной литературы, но и по искусству, моде, истории, филисофии, религии, военным и естественным наукам. Наряду с художественно-образными иллюстрациями учитывались книги с иллюстрациями научно-познавательными. Библиографический отбор носил выборочный характер, главным критерием являлась художественная ценность графического произведения, определяемая с большой степенью субъективности. Составители практиковали довольно широкую трактовку терминов «книжная иллюстрация», «иллюстрированная книга». В частности, в библиографических пособиях были отражены книги с 1-2 виньетками, книги с 1 портретом, иллюстрированные издания в современном значении термина, альбомы, виды городов, сборники портретов, альманахи, месяцесловы, календари и т.д.

Библиографические пособия отражали уровень развития общей и специальной библиографии, подготовленность читающей публики к восприятию соответствующих библиографических трудов. Эти издания, не лишенные фактических и методических просчетов, тем не менее, представляют заметное явление в отечественной библиографической

■б

практике и являются ценными источниками информации об отечественном книжном искусстве.

В дальнейшем элементы библиографической характеристики художественно-образных иллюстраций встречаются в библиографических и справочных источниках, отражающих творчество художников книги в персональном и тематическом ключе, творчество писателя или отдельное литературное произведение в изобразительном искусстве, в том числе в иллюстрациях, в каталогах выставок книжной графики, самостоятельных библиографических работах.

Огромную ценность представляет опыт текущего библиографического учета книжных иллюстраций в "Библиографии изобразительного искусства" 1939-1940 гг. За год в разделе "Книжная иллюстрация" было зарегистрировано около 600 изданий с иллюстрациями.

Основным источником библиографической информации являются списки работ художника или проиллюстрированных им книг (с росписью иллюстраций или без нее) в монографиях, посвященных творчеству художника, трудах по истории и теории книжной графики. Опубликованные работы в совокупности не дают полной картины развития отечественной книжной иллюстрации. Самостоятельных библиографических работ мало. Имеются огромные пробелы в учете книжных иллюстраций последней четверти XIX - начала XX вв. Выборочно отражен материал первой половины XX в., практически не учтен иллюстративный материал конца XX в. Больших успехов достигло библиографирование иллюстраций к русской классической литературе, чем к советской художественной литературе (особенно последней четверти XX в.).

В работе прослеживается эволюция взглядов на понятия "библиографическое описание печатной графики", "библиографическое описание книжной графики", "библиографическое описание изоизданий", анализируется опыт описания книжных иллюстраций с начала XIX в. до настоящего времени в различных формах отечественной библиографической продукции, инструктивно-методических материалах, каталогах ряда библиотек.

Исследование позволило выявить несколько этапов формирования методики библиографического описания. Первый этап, условно датируемый началом XIX - последней четвертью XIX в., характеризуется накоплением эмпирических данных, разработкой общих методических рекомендаций по описанию книг, включающих пункты, посвященные библиографическому отражению элементов книжного оформления. О необходимости введения в состав библиографической записи информации об иллюстративном материале книги писали: П.П. Пекарский, В. Соболыциков, И. Каратаев, члены Московского Библиографического Кружка, А. Торопов, Ю. Битовт и др. В схемы библиографического описания, разработанные этими авторами,

обязательно включался пункт, касающийся художественного оформления книги.

Второй этап - "этап частных методик" - (конец XIX в. - начало XX в.) связан с появлением библиографических работ, отражающих иллюстрированные издания. Так же как и первый, этап характеризуется тесной связью с практической деятельностью, но отличается от предыдущего конкретной изографической направленностью на описание элементов художественного оформления изданий. Составители вышеуказанных источников разрабатывали приемы описания изобразительного ряда изданий (А.Д. Ровинский, В.А. Верещагин, H.A. Обольянинов и др.).

Накопление богатого наследия книжной графики, успехи молодых советских иллюстраторов способствовали росту фондов печатной графики. Активная практика описания изобразительного материала музеями, библиотеками, частными лицами требовала разработки его научно-методических основ (20-40 гг. XX в.).

В 40-70-х гг. XX в. приемы библиографического описания иллюстративного материала рассматривались в инструктивно-методических материалах по описанию печатной графики.

Первые стандарты на библиографическое описание документов появились в начале 80-х гг. XX в. Однако, библиографическое описание книжных иллюстраций не приобрело самостоятельного значения, выполнялось в соответствии с общими правилами аналитического описания произведений печатной графики. Введение ГОСТ 7.34-81 "Библиографическое описание изоизданий" мало изменило практику описания. Анализ широкого круга источников показал, что описание иллюстраций не имеет единообразия, в различных учреждениях работа в этом плане ведется по своему усмотрению, порою стихийно. Автором выявлено, что в настоящее время унифицированное библиографическое описание книжных иллюстраций отсутствует.

На основе обобщения теоретико-методического и практического опыта описания произведений изобразительного искусства, исторического опыта выявления, отбора, изучения и описания иллюстраций определено и обосновано понятие "библиографическое описание книжных художественно-образных иллюстраций" и предложена схема этого описания, включающая обязательные и факультативные элементы, необходимые для идентификации книжной иллюстрации и издания, в котором она опубликована. Книжная художественно-образная иллюстрация представляет собой особый инфообъект, соединяющий смысл, содержание литературного произведения, и знаковую форму его воплощения. Библиографическое описание как модель произведения отражает его сущностные, отличительные особенности.

Особенности книжных иллюстраций к произведениям художественной литературы обуславливают существование системы библиографических источников, отражающих как сами иллюстрации, иллюстрированные издания, так и искусствоведческую литературу о них. Библиографические

пособия дайной сферы представляют собой конгломераты, объединяющие инфообьекты, имеющие различную материальную природу и содержание.

В заключении сформулированы основные выводы и рекомендации, позволяющие рассматривать процессы библиографирования иллюстраций как важную составляющую информационно-библиографической работы библиотек, способствующую сохранению и пропаганде результатов творчества художников - иллюстраторов. Перспективным направлением проведения дальнейших изысканий в сфере библиографирования книжных художественно-образных иллюстраций видится формирование системы библиографических источников, в том числе с применением новых информационных технологий. Самостоятельными направлениями могут стать рекомендательное библиографирование книжных иллюстраций к произведениям художественной литературы, библиографическое отражение изобразительного ряда электронных книг.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

1. Художественная иллюстрированная книга как синтетическое социокультурное явление // Проблемы культуры и искусства: Рос. асп. конф., 20 апр. 2000 г.: Тез. выступл. - СПб., 2000. - С. 371 - 374.

2. Из истории библиографирования книжных иллюстраций: о первых библиографических указателях русских иллюстрированных изданий // Проблемы культуры и искусства: Рос. асп. конф., 2001 г.: Тез. выступл -СПб., 2001. - С. 155 - 163.

3. У истоков библиографирования книжной иллюстрации // Книга. Культура. Общество: Сб. науч. тр. по материалам 12-х Смирдинских чтений. - СПб., 2002.-Т. 154.-С. 122-127.

4. Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ). Роль РКП, ВИНИТИ, ИНИОН, Росинформкультуры как федеральных информационных центров // Библиографоведение: Сб. конспектов обзорных лекций и нагляд. материалов для студентов спец 052700 "Библиотековедение и библиография" при подготовке к гос. аттестации / Под ред. И. Г. Моргенпггерна; ЧГАКИ. - 2-е изд., испр. и доп. - Челябинск, 2002.-С. 18-20.

5. Отраслевая периодика в структуре библиографического обеспечения искусствоведения // Российская культура глазами молодых ученых: Сб. тр. мол. учен.: Вып. 13. - СПб., 2003. - С. 63 - 75.

2LôoJ* Д

Р -9417

7

28.04.2003. СПбГУКИ. Тир. 100. Зак.42

Текст работы Горская, Лариса Игоревна, диссертация по теме Библиотековедение, библиографоведение и книговедение



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ II ИСКУССТВ

Кафедра гуманитарной информации

Горская Лариса Игоревна

БИБЛИОГРАФИРОВАНИЕ КНИЖНЫХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ХУДОЖЕСТВЕ1ШОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Специальность - 05.25.03 -"Библиотековедение, библиографоведение и книговедение"

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогтпеских наук

Научный руководитель: канд. пед. наук, доц. А, А. Туровская

Санкт-Петербург 2003

Оглавление

Введение.....................................................................................3

Глава 1. Книжные иллюстрации к произведениям художественной литературы как вид художественного творчества и объект библиографического отражения

1.1 Основные этапы и направления изучения книжной иллюстрации в отечественном искусствоведении..........................................10

1.2 Иллюстрация: Термины и определения...................................22

1.3 Предмет иллюстрации........................................................35

1.4 Типология иллюстраций для изданш! художественной литературы......................................................................46

1.5 Обзор иллюстрационного искусства России.............................61

1.6 Иллюстрированные издания художественной литературы...........81

Глава 2. Опыт и проблемы библиографирования книжных иллюстраций к произведениям художественной литературы

2.1 Основные направления исследований проблем библиографирования книжных иллюстраций...........................................................91

2.2 Историко-генетические аспекты библиографирования книжных иллюстраций........................................................................96

2.3 Библиографическое описание книжных иллюстраций...............132

2.4 Отражение книжных иллюстраций к произведениям художественной литературы в системе каталогов и картотек библиотек разных типов.......................................................................159

2.5 Современные теоретико-методические проблемы библиографирования книжных иллюстраций к произведениям художественной литературы..................................................177

Заключение................................................................................193

Список использованной литературы.................................................198

Приложения

1.Список библиографических и справочных пособш!....................211

2. Перечень стандартов и тшструктивно-методагческих материшюв...218

3.Программа спецкурса "Информационно-библиографическое обеспечение искусства книжной иллюстрацтш"

Введет ю

Книжная графика является одним из самых массовых еидов изобразительного искусства. Активность книжной иллюстрации в обращении к ипфокой читательской аудиторш! обусловлена ее связью с литературным произведением и печатной книгой. Иллюстрированная книга - явление синтетическое, она воздействует на человека через разлтгчные каналы восприятия, органично сочетая текст и изображение. По отношению к литературному произведению иллюстрация выполняет роль пластического средства, способствующего формированию, углублению и обновлению суждений читателя о содержании литературы. Взаимодействуя с текстом, иллюстрация развивает воображение читателя, раскрывает визуальный ряд описываемых предметов, явлений, событий, лиц.

Художественно-образная иллюстрация интерпреттгрует текст, обогащает его в своих зрительных образах, комментирует, развивает и дополняет мысли и образы писателя или поэта. Изобразительный ряд, обладающий собственным эмоционально личностным импульсом, создает невербальный "текст о тексте", расширяет границы информационного поля издания, входит в содержательную структуру киши. Иллюстрация есть интерпретация текста, т. е. нечто втортгчное, тт в то же время -самостоятельный, самоценный вид изобразительного искусства, в котором творческое самовыражение художника находит полное воплощение.

Интерес к этому виду искусства существует у читателей самых разных социальных кругов, возрастов, уровней образования, профессиональной деятельности. Широкий круг потребителей, художественно-эстетическая, историко-культурная, документальная ценность иллюстраций в изданиях произведений художественной литературы актуализирует проблемы их библиографтгческого освоения. Целью их библиографирования является фиксация, систематизация, хранение и распространение информации о результатах творческой деятельности художника-иллюстратора. Потребность

в систематическом учете книжной иллюстрации испытывают 1грежде всего спещ1алисты в области культуры и искусства, как исследователи, так и практики, занимающиеся различными проблемами изобразительного искусства: историки искусства и культуры, преподаватели высших и средних учебных заведений, учащиеся вузов гуманитарного профиля, сотрудники музеев, лекторы, работники специальных и универсальных библиотек.

Однако проблемы библиографирования книжных художественно-образных иллюстраций не были предметом специального изучения в отечественном библиографоведении. В исследованиях различных аспектов изографии практически не уделялось внимания книжным иллюстрациям к произведениям художественной литературы. Этот еид изопродукцзш никогда не выделялся как отдельная категория, а рассматривался только в общем ряду бибшюграфии печатной графики. Неразвитость теоретико-методической базы препятствует формированию системы библиографшшских источников, успешному функционировашпо соответствующей библиографической информации в современной инфоструктуре, эффективной деятельности учреждений и организаций, занимающихся изучением и библиографированием произведений этого вида искусства.

Цель исследования - разработка теоретико-методических подходов к бибшгографтгрованию книжных иллюстраций к произведениям художественной литературы.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

- провести терминологический анализ понятия "книжная иллюстрация к произведениям художественной литературы " и выявить ее особенности в качестве специфического вида художественного творчества и объекта библиографического отражения;

- рассмотреть развитие теоретических представлений о книжной иллюстрации в отечественной искусствоведческой литературе;

- проследить эволюцию методов библиографирования книжных художественно-обратных иллюстраций в отечественной б полно гр аф ] гч с ско й традищш;

- на основе изучения представлений о книжной иллюстрации как специфическом виде художественного творчества и объекте библиографического отражения, а также, обобщения пракпгческого опыта в этой области сформулировать требования к системе библиографического отражения книжных художественно-образных иллюстрации.

Объектом исследования являются иллюстрации в отечественных литературно-художествеиных изданиях.

Предмет исследования - теоретические, методические аспекты библиографирования книжных иллюстраций к произведениям

художественной литературы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Книжные иллюстрации к произведениям художественной литературы обладают необходимыми качествами, позволяющими рассматривать их как самостоятельные объекты библиографического отражения. С точки зрения методики библиографирования принципиальное значение имеют такие сущностные особенности данного вида изопродукции, как сшттетическая природа книжных иллюстраций, выраженная в их органической связи с художественной литературой и печатной книгой, художественная самоценность, материальная устойчивость, автодемонстративностъ, особая художественно-образная, эмоциональная нагрузка, большая активность воздействия, ху доже стве тю-зстеттгче екая, историко-культурная, документальная ценность иллюстраций.

2. Библиографическая шгформация о книжных иллюстрациях в своем развитии прошла путь от несамостоятельных форм ("латентной библиографии") в виде отдельных элементов библиографической характеристики иллюстративного материала в каталогах библиотек, разных

формах библиографггческой продукции до существования специальных изографических пособий, где иллюстрация является главным объектом библиографического отражения.

3. Книжные художествешю-образные иллюстрации являются самостоятельным объектом библиографического описания. В состав библиографического огшсания входят обязателыгые и факультативные элементы, идентифицирующие книжную иллюстрацию и издание, в котором она опубликована.

4. Особенности книжных иллюстраций к произведениям художественной литературы обуславливают существование системы библиографических источников, отражающих как сами иллюстрации, иллюстрированные издания, так и искусствоведческую литературу о них. Библиографические пособия дашюй сферы представляют собой конгломераты, объединяющие инфообъекты, имеющие различную материальную природу и содержание.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных философов по теортг художественного творчества, герменевтической теоршт интерпретацшг и семиотическому анализу художествешгых произведений (Х.-Г. Гадамера, М. Червинского, Т. Збергского). При анализе взаимоотношений литературного текста и иллюстративного материала были использованы основные положения психологии восприятия художественных произведешш (ILA. Дмитриева, Е.А. Бойко). Работы искусствоведов и художников (Ф.И. Буслаева, В. А. Фаворского, А А. Сидорова, В.Н. Ляхова, A.A. Вартанова, Ю.Я. Герчука, О.II. Подобедовой, H.H. Розановой, Е.Б. Адамова, Г.Е. Лебедева, Н.В. Кузьмгага, Э.Д. Кузнецова, Л.А. Соколова и др.) позволили охарактеризовать особенности книжных художественно-образных иллюстраций в качестве объектов библиограф!гческого отражения. Использование книговедческого подхода (работы A.A. Беловицкой, М.Н. Куфаева, И. Е. Баренбаума, Г.II. Швецовой-Водкн и др.) дано возможность

рассмотреть суицюсть иллюстрированной художественной книги как социокультурного феномена. Изучение работ библиографоведов (О.Б. Враской, И.Н. Сергеевой, Л.М. Мельниковой, М.А. Богаделыциковой, О.С. Острой, Л.Д. Шехуриной и др.) способствовало обоснованию научно-методических подходов к библиографированию иллюстраций.

Методы исследования. В процессе решешгя поставлешгах задач использовался комплекс методов: истортпко-генетический, структурно-типологический, библиометрический, а также методы источниковедческого и тершшолопгческого анализа.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертации

заключается в следующем:

книжные иллюстрации к произведениям художественной литературы впервые были комплексно рассмотрены в качестве объектов библиографирования;

выявлены специфические особенности книжных художественно-образных иллюстраций, принципиально значимые дня библиографирования этого вида изопродукции;

впервые показана эволюция методов библиографирования книжных илшострацщ"! к произведениям художественной литературы в отечественной библиографической практике;

дано теоретическое обоснование понятия "библиографическое описание книжных иллюстрацтгй" и предложена его схема.

Практическая значимость исследования состоит в том, что обобщен практтгческий опыт библиографирования книжных иллюстраций, сделаны выводы, касающиеся методики библиографирования. Вопросы формирования системы библиографических источников (их тематики, тиио-видовой структуры), не входящие в предметное поле исследование, носят постановочный характер. Предложенная схема библиографического

7

оиисшшя книжных иллюстрации может быть использовала в библиографических пособиях, каталогах и картотеках библиотек. Все это дает возможность прикладного использования материалов и выводов диссертационного исследования в научной, библиотечно-бнблиографической и педагогической сферах.

IIa основе диссертационного исследования разработан спецкурс "Информационно-библиографическое обеспечение искусства книжной иллюстрацшг" для студентов дневного и заочного отделений библиотечно-ииформациокного факультета. Материалы исследования могут быть использованы в учебных курсах "Общее книговедение", "Библиографтгческая деятельность библиотек", "Информационно-библиографическое обеспечение сферы искусства".

Базой исследования послужили фонды Российской Национальной библиотеки, Научной библиотеки Академии художеств Санкт-Петербурга, Челябинской областной универсальной научной библиотеки, Центральной городской библиотеки им. A.C. Пушкина Челябинска.

Структура работы. В соответствии с целями и задачами диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В первой главе дана характеристика источшгковой базы иллюстрационного искусства России, определены границы понятия "книжные художественно-образные иллюстрации", уточнены другие искусствоведческие понятия, имеющие непосредственное отношение к теме, выявлены специфические особенности книжных иллюстраций к произведеш1ЯМ художественной литературы, показаны основные типы книжных иллюстраций, взаимосвязи литературного текста и иллюстраций, воссоздана история развития отечественного иллюстрационного искусства с момента появления первых иллюстрированных светских издашш, ■ художественная иллюстрированная книга проанализирована как

социокультурный феномен, находящийся с шпателем в отношениях

культурно-творческого взаимодействия, охарактеризованы особенности

иллюстр1фоваггия и выпуска литературно-художественных изданий на современном этапе.

Во второй главе проблемы библиографирования книжных художественно-образных иллюстраций рассмотрены в историческом, теоретико-методическом и практическом аспектах на основе изучения справочных и библиографических источников, научно-исследовательских трудов, литер атурно - х у до ж е ств е ни ых изданий, анализа каталогов и картотек библиотек, имеющих элементы библиографического отражения книжных иллюстраций. Большое внимахЕне уделяется современному состоянию библиографирования книжных художественно-образных иллюстраций. Это позволило выявить проблемные зоны библиографирования книжных иллюстраций и наметить пути их разрешения.

В заключении сформулированы основные выводы, позволяющие рассматривать процессы библиографирования иллюстраций как важную составляющую информащгоино-библнографтгческой работы библиотек, способствующую сохранению и пропаганде результатов творчества художников - иллюстраторов, оптимизации удовлетворения шгформациошгых потребностей пользователей, намечены возможные направления дальнейшего изучения проблемы.

В приложешш представлены: Список справочных и библиографических пособий, перечень стандартов, инструктивно-методических; материалов, регламентирующих библиографирование книжных иллюстраций, программа спецкурса "Информационно-библиографическое обеспечение искусства книжной иллюстрации".

Глава 1. Книжные шшюстращп! к произведениям художественной литературы как вид художественного творчества и объект библиограф!и еского отражения

§1.1. Основные этапы и направления изучения книжной иллюстрации в отечественном искусствоведении

Книжная иллюстрация, ее возможности, место в системе других искусств, ее взаимоотношения с художественным текстом являются предметом изучения российских исследователей на протяжении долгого времени.

В основание теоретического осмысления искусства иллюстрации легли отдельные высказывания авторов, издателей, реже художников, об элементах книжного оформления в предисловиях, послесловиях к отдельным изданиям, заметки переписчиков и читателей на полях книг. Первое объяснешге назначения иллюстраций в славянских печатных книгах, как указывает H.H. Розанова (155), встречается в предисловии к «Третьей книге Царств» Франциска Георгия Скорины.

Основополагающим в русской теории иллюстрации специалисты считают наследие, оставленное составителями программ иллюстрирования сочинений Г.Р. Державина. Рисунки, выполненные А. Олешшым, А. Егоровым, И. Ивановым и Тотгчи, опубликованные в издании сочинений 1864 - 1865 гг., имели широкий резонанс в художественно - литературном мире во многом благодаря публикации объяснительных записок «программистов» - А. Оленина, В. Капниста, Н. Львова при участии самого писателя. В них впервые был поднят вопрос о природе книжной иллюстрации и ее назначении, роли художника-иллюстратора в книге,

предпринята попытка постановки проблемы соответствия стиля иллюстраций стилю литературного произведения.

Как самостоятельный вид искусства книжная иллюстрация начинает изучаться с последней четверти XIX в. Активизация художественной практики выдвигает на первый план вопрос о приятии или неприятии искусства иллюстрации вообще, о взаимоотношениях, выразительных возможностях словесного и изобразительного искусств. Эти проблемы нашли отражение в работах В.Н. Майкова, Ф.И. Буслаева,