автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.04, диссертация на тему:Усадебные парки Молдавии
Автореферат диссертации по теме "Усадебные парки Молдавии"
Р Г Б ОД
I
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ АРХИТЕКТУРНЫЙ ИНСТИТУТ
На правах рукописи УДК 712.253:72.011
Архитектор
ДОРМИДОНТОВА Виктория Владиславовна
УСАДЕБНЫЕ ПАРКИ МОЛДАВИИ
Специальность 18.00.04 — Градостроительство, районная планировка, ландшафтная архитектура и планировка сельскохозяйственных населенных мест
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры
Москва — 1995
Диссертация выполнена в Кишинёвском политехническом институте па кафедре Архитектуры.
Научный руководитель: кандидат архитектуры,
профессор А. Н. БЕЛКИН
Официальные оппоненты: доктор архитектуры,
профессор А. П. ВЕРГУНОВ кандидат архитектуры, старшин научный сотрудник Н. П. ТИТОВА
Ведущая организация: Центрлеспроекг '
Защита состоится «_ »_ 1995 г.
в ____ часов на заседании Специализированного Совета
Д 063.-20.01 при Московском ордена Трудового Красного Знамени архитектурном институте но адресу: 103754, г. Москва, ул. Рождественка, 11.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского архитектурного института.
Автореферат разослан «___»__ 1995 г.
Ученый секретарь Специализированного Совета, кандидат архитектуры, профессор
М. Н. Иманов
Актуальность теук исследования. Усадебные парки XIX начала XX в. составляют большую и наиболее сохранившуюся часть садово-паркового наследия Молдавии. На территории республики зафиксированы 53 усадебно -'парковых комплекса. Оки яелятзтся Банным пластоу национальной хультурк, сблалал определённым познавательным и культурно-эстетическим потенциалом. Своеобразие молдавских усадебных парков обусловлено ососенностятги историко-культурного развития и природно-;сли-матическжли условиями. История ряда усадебно-парковка ко?л -гмексов связана с имэнанн лцдей, игравших видную роль в истории и культуре Молдавии и России, среди них,- А.С.Пупхия, А.В.ыусез, А.п.£ернардацци, И.В.Владиславспий-Падалко.
Работа по учёту, охране и использование усадебных по-г-пяексоз зедётся в республике с послевоенных лот. 14 усадсо-но-парковых хотлплзксоз взяты под государственную охрану -ааг: памятники паркового искусстззи За послэдниз годы разработаны проекты реконструкции нескольких ларкал.
Однако натурноз обследование выявило недостаточность принииаеькх мер и проводш-щх мероприятий. Практически нет ни одного усадебно-паркового комплекса, сохранившегося полностью, более 40 паркоз не описано, не обмерено, т.е. не впе-■ дено в научный обиход. Большинство из них находятся в крп -тическом состоянии из-за неквалифицированного ухода, либо отсутствия ухода вообще и нерационального использования.
Оущеаву-сщев положение сложилось в силу ряда причин. До недавнего времени считалось, что сада и парни Молдавии, las формировавшиеся э период эклектики, не представляют художественного интереса, Проблема ценности молдавских усадеОх-ю: паркоз .не наша -широкого освещения. Изучения i."?r.0Tcjw
них были посвящены работы П.В.Леонтьева (а основной в дендрологической аспект«), А.Н.Белкина (в качестве примеров организации агроланджцта) , Я. Н.Тараса (з краеведческой плане). Из-за отсутствия научных исследований, посвященных индивидуальным композиционным особенностям молдавских усадебных пар-коз, проекта реконструкции выполняется на низком уровне. Неосознанное огнолеше к прккенс-ш2:м в парках приёьшс к &деиентеа приводит к вомпозишонгалд и сшсловш пекагениям. Отсутствие осшсленкя п оцеюлГ садово-пЕриосого наследия 1!о-
I
лдавки как целостного явления, а такге отсутствия, от.иной ди: премированной стратегии сохранения у, исиольсованкя кол-давскгас усадебжх лар?:оБ затрудняют реконструкций отдельных объектов и практически ооссцо:;;зигт о--.
под влияние« целого ряда еог-етсккх я зару бе^кнх исследоЕызй' езгдкд ка искусство и архитектуру аклек-гики ( Е.А.Борисова, А.И.Вллс»«, й.с.2илгалв::с, ?.П.Каздаи., ЕЛ5. Кириченко, й„А.Краст1;нь'л, Б,Г.Л;:со;:скк;', Е.В.Полякцйг: ,
A.л.^ейн, Р.Багкср-Ригер, М.1:;руар),наличие глубоких г:ссл2доь£."21й по тзарка и истории садох-о-паркового искусства (А.П.Вергунов, О.Е.£о;сучасг.г;, Т.Г.Дгсяго, А.,Г,..~.нр ноь, Л.С.Залесскаа, И.А.Косарегски!', В.Я.Курбатоь,
чов, Е.Ы.Клкулкна, О.Н.Палектреер, В.П.Стаускас, Л.В.йгчёЕа Е.П.Щукина),' а ггакго нанопяокккй1 ош-'т по охране,' восстановлений и ксподьэоганиа исторических парков (К.Б.Абесинова,
B.А.Агальцова, К.В.Ъарсова, В.А.Бондарь, Н.С.Вудико, К.А.Ил инская, К.И.Шнсева, Ю,Ю.НельговсккГ:, И.Д.Родкчкин, Л.И.Тве рекой) подготавливают теоретическую базу, делап>т возиогк-д/ комплексное исследование'усадебных пар::ов Молдавии, а задач научно обоснованной.реконструкции обусловливает актуальное? такого исследования.
Объектом исследования являются усадебные парки Молдавии XIX - начала XX веков.
Целью исследования является выявление, изучение и оценка усадебных парков Молдавии XIX - начала XX п. как исторк -чески закономерного звена в обп>еы развитии садово-паркового искусства; а танке разработка рекомендаций по. их воестановле-шао и режиму использования в совреыендох условиях.
Намеченная цель предполагает решение следутзгаос задач:
- выявление- неизвестных усадебное парков в Молдавии;
- рассмотрение социально-экономических и культурных условий развития усадебный парков Молдавии XIX - качала XX веков;
- изучение' их ппанировочшзс,' объёшо - пространственных и стклеа» особенностей ; , . . •
- пг-деленне наиболее янтересних коинозицдошп'х приёмов. . организации паркового пространства ; ' •
- анализ состояния и определение степени ' 'сохранности. ; ;"
- изучеште существуют;их. кетодов восстановления исторических парков и определение воз:.;о:::ности и особенностей их примено-' ;•. ' кия для восстановления"молдавских- усадебных пегхов; . .
- разработка предложшгй по восстановлению . и", режиму современного использования усадебных парков. Молдавии.
Материалом для анализа послужили результаты натурных обследований (46 объектов) автора, проектная документация . ГПй "Колдкоипунпроект", Вотсада АН РМ, ШО "Бзлдреставрация", геодезические еъёши "МсодПШГйЗа"* фотодокументы, • архивные 'данные, собранные отделом-Памятников АН Рд5, труди по теории V истории садово-паркового- искусства.
■Всего исследованием охвачены 53 усодебно-парковых кокп-. ". . лекса, что обусловлено поставленной'целью, возможно полного изучения усадебных парков ^-Молдавии./. :
Методика.работы. В основе диссертации лежит комплексная методика исследосайий, мятащ&я : натурное обследование, 4ото$иксаци» и зарисевки усадебная парков; изучение литере -тур га«, арлшшх источников я проектшх шгеряалов; сопоставление объекта исследошия с аналогами, позволившее рассдо -треть усадебкш? парки Ыаададии XIX - начала XX-в.'как зато -номерное явление в последовательной развитии садово-паркового и<ясуссгва( олешатио^егруктурдай анализ и синтез комп^"-ции, составление планов - гипотез.
Научижуковизна работе заключается в следующей:
- ипервые. еыяьлеш 5, составлена схеш 27, уточнены и допод-неш схеш ГО усадебко-сарковш: коьаиексов, чей утЕерндеко существование обширного садово-паркового наследия Молдавии;
. - проведена систематизация.и разработана классификация усаде-бно-парковых комплексов, определено их значение для республики и ыесто в общем развитии садово-паркового искусства;
- проведан композиционна анализ • и выявлены характерные ириёш организации пространств;
- разработан*! рекомендации по восстановлению и реяиыу использования усадеб но-парховкх комплексов, в том числе предложены планы - гипотезы нескольких парков;
- в научный обиход вводятся неопубликованные ранее гра-«, ^¡гаеекке ыатериалк.
Практическое значение состоит в возможности расширения ' перечня пашгников садово-паркового искусства при составлении Свода памятников истории и куяьтурп Молдавии. Результаты работа - выявленные общие закономерности, индивидуальные коы -позиционше при:; ¡.о:, гипотетические с.-.еш, фотоииксации и рекомендации шгут попользоваться в проектировании восстанов -ления молдавских усадебных парков. Швода и результаты рабо-
о
ты могут способствовать дальнейшему изучение молдавских усадебных парков. Выявленные приёмы организации малых пространств можно рассматривать как источник опыта для современного развития ландшафтной архитектуры Молдавии.
Апробация и внедрение. Основные результаты и положения диссертации опубликованы в II статьях, и монографии "Гармония искусства и природа" общим объёмом 12 п.л., а танжа представлены в докладах на научных конференциях ШРХИ, БШ, КшПИ , Ботсада АН РН (1585, №0 г.г.), сешшара* ВОЛА (К-89, 1590т)
Результаты исследования нашли применение в.разработке проекта "Реставрация памятника архитектуры XIX века - усадебного комплекса в»с.Иванча Орхейсного района" (объект 5? 124 0-ГП), выполненного' при участии соискателя &научно-производ -ственноы объединении "Колдреставрация", а также при составлении издания "Свод памятников культуры и истории Молдавии".
Структура и объём исследования.' Диссертация представлена в 2-х томах. Первый том включает введение, 3 главы, заключение, список литературы и приложения. Второй том составляют иллюстрации. Во введении обосновывается, актуальность теш, определяются объект, цель, задачи исследования, раскрываются его методологические основы. В главе I рассматриваются социально-экономические и культурные условия развития усадеб -кых пар:-;0Е Ь'олдавик XIX -начала' Ж в., выявляются основные тенденции и особенности формирования, даётся масси&икация. Глава II посвящена, изучен,® планировочной, объёшо-пространственной 'организации иолдавсних усадебных парков, характер- . . кых кошозиционщх приёмов. В главе III анализируется совре-, менное•состояние и разрабатываются.рекомендации'по восстало-вленмю объектов исследования. В Заключении формулируются .ос-, . . новние вывода ■''и •;■ результаты' работы»;
б .
Глава I. ОБЦАЯ ХАРЛ1СЕРКСТИКА УСАДЕБНЫХ ПАРКОВ МОЛДАВИИ XIX - НАЧАЛА XX БЕКОВ.
На территории Молдавии усадебные парки стали появляться в начале XIX* в., после освобождения Бессарабии от турец-. . кого ига и соединения её с Россией. Сто время характеризуется бистрш: развитиеи экономики, культуры и внеших связей края. Бессарабия становится ва^нш* военно-политическим фор-, портом Россш:ско1; империи. Проводится целенаправленная царская политика по развитию общности Бессарабии и России. Российским дворянам выделяется зсилп в Бессарабии. В связи с необходимостью административного управления строятся ноше города. В городах развивается торговля, растут полукустарные - предприятия и заводы, в основном на севере и в центре. Ка юге Бессарабии такие строятся города, однако развитие »га било прервано в связи с геи, что после поражения России в Крыцской воПне Будкак отошёл в Турции. Ведутся работы по благоустройству и озеленения городов, разбивается первые городские парки. С ростом промстленности растёт численность населения в городах, расширяется сеть насзлёник пунктов вокруг них. За-строГ.ка городов испытывает' влияние русскоГ: архитектурной школы. йгрокое распространение получают "образцовые проекты". Вокруг городов строятся помещичьи усадьбы, разбиваются деко-. *■ ративно-?хоэя1:ственше парни в соответствии с представле -шяш о загородной жизни.
В возникновении и аормтронашш молдавских усадебных парков мохио выделить три периода ¡штененвного строительства. I п е р и о д - 1Е20-1850 г.г., до Крыкской воГ:ш 1853-56 г., характеризуется закладкой первых усадебных парков на территории Молдавии.' Усадебное строительство ведётся на севере, на < *
пограничных, территориях, тяготеющих к Днестру и. Пруту.
II период - 1860-1878 г.» связан со строительством ге-лезной дорога, развитием промышленности на севере. Освалва -ются центральные северные.районы, продолжают строиться уса -дьбы вдоль Прута. Однако развитие края идёт замедленными темпами из-за следующих войн - Крымской 1853 - 56 г.г. и войны 1В74-1878г.г. Из парков I и II периодов сохранились единицы,,
III период- 1680 г. - начало XX в., определяется интенсивным развитием экономики края, пироким усадебтш строительством по-всей, территории Молдавии, включая шкые, вновь вошедшие в состав Российской империи. Кроме усадебных парков • появляются парки усадебного типа при больничках комплексах , дендрарии. Парки,этого периода строительства составляют около 703®. всех, рассмотренных в'работе«
Изучение молдавских усадебных парков позволило классифицировать их по следующим характеристикам: а - по величине: малые парки (площадью до 7 га), средние парки (7 - 46 га)| б - по располшеншэ на территории Молдавии (природной зеке) ;
северние и центральные; в - по историко-архитентурной ценности: республиканского (i ка-'
тегория) и местного (II и III категории) значения; г - по функциональному назначению: усадебные; больнично-санаторные усадебного типа, парки при домах управляющих к дендрарии ;
д - по степени сохранности основных компонентов:' xopoiro сохранившиеся (I группа), з основном сохранившиеся (II груиг^). частично сохранившиеся (ill группа) и претерпевшие коренное изменение или утраченные.
Большое значение имеют классификации пп особенностям композиционного репения : :
«л гтл.плжолтюиилй тч^штло.ти основных компонентов парко -
бого простракстьа:. архитектурно^лгццшастнке и прмродно -ландшафтные парки; б - до стилевой характеристике: пейзаетю-реалистеческке и рационально-натуралистические, & также пейзално-роыанти-ческие, включающие 3 группы семантических трактовок: све-тско-предсгавитеяьскую, филосо^сло-скываличесхгую к условяо-($ормально)-сектикентальнув; в - по отношению к внеетгеиу пространству: закрытые компози -ции, закрытые композиции с буферной зоной, частично от -крытые композиции и открытые композиции, взаиыодейству -кщиз с пространством на основе принципа дроктадьностн или гфОстраистЕеннастк; г - по взаимодействий разных аушсцнонольных зон к элементов: композиции с территориальной обособленностью декораткв -ной и хозяйственной зон (пзг етом соотно^е'яие зон ыохет характеризоваться, отсутствие!: визуальных связей, наличием случайных, композиционно пассивных визуальных связей, наличие» активных, композиционно выявлекмзс. визуалъних связей, .чгяитаеы пространственного взаимопроникновения ааи ср; чЗгвз£ Мфкггсриагьывй де'ферекжации) и еонпозй-
хараггертзуЕщхгася отсутствием территориального ло-кираЕгнга: Еазлвнаго пространства (представляющие следу - . гцхз ватпакты - с компактный включением в помпозпг.нэ декоративного парка плодовых посадок, с линейным зключени-
>
ем в плодовый сад декоративна; аллей). Подробное изучение композиций молдавских усадебных пар ков во взаимосвязи с их россиГекжл и мировыми исторически -.ми аналогами и "современниками" позволило выявить их а р е -е и с г г е н 2 о с г ь , а тахсгсе .то, что они отражали те ~е тенденции, что господствовали в этот период в садово-парко -
зон искусстве России и всего мира. Развивались 3 стилевых направления: романтическое, реалистическое и дендрологическое (рационально-натуралистическое). Общие характерные черты пей-занно-реалистических парков Молдавии следующие: следование идее простоты, естественности, свободы; комфортные соразмерные человеку пропорции открытых и закрытых пространств; построение пейзакей, отражающих черты реально существующих ландшафтов, типичных для данного природного, региона; нюансные отношения растительности в естественных группировках, единичные и второстепенные контрастные включения. В качестве черт, присущих паркам рационально-натуралистического направления ыогно выделить:- отсутствие эстетической идеи; ыкогоцентро -вость композиции с невыраженной иерархией составных элементов, дробность, отсутствие цельности; композиционное преимущество аллей; подбор растительности, подчинённый соображениям экономичности и целесообразности. ПеНзално-романтические парки Молдавии составляют большую часть её садово-паркового наследия. Яейзално-романтический стиль, будучи переходным от регулярного парта к пейза*:но-реалистическоыу совмещал ценности и пейзссхного и регулярного садоводства, отралал идеи и приймы, выработанные всей историей садово-паркового искусства. Универсальность смешанной планировки и возможность удовлетворить любые эстетические вкусы обусловили распространённость пейза::;но-ро!.!£нтических парков, а такке разнообразие семантических трактовок. Для композиций светско-представительской трактовки характерны: идея создания парадности, торхе -ственности; анфиладное" развитие пространств - интерьеров ; преобладание пейзажей монументального масштаба, панорам, дальних перспектив, обратных перспектив с нарастанием пространственного ркгла;.применение элементов регулярной композиции,
декоративная отделка пространств (узорные партеры, подбор растительности с серебристо-перламутровоГ; ггщыой листвы). К характерный чертам коглпозкций д: клосаХско-символической (меланхолической) трактовки 1го:шо отнести: наличие романтической концепции парка как шкроыодели кира,отражающей всеобщее подобие и взаииосвазашость, сочетайте:': реальность и ¡лирах, вечность и шшол_-т;гость; разработка и деление парка в соответствии со временем года и сухок; создание пеПзанеГ: настроения, внбор ыас:::таба простралстса в соотватс?в::и с програжируегглл настроение;.:; символическое пространственное располо- енпе аяе-гейтов -г скнволов. ¿ля ко:.:позпцнГ; условко-сентплеьтальцо;': тр) г.ту..тл: ..арглггерко:'- отсутствие содег: столько!. сторон: Ронскти-з::а, стре::лен::е обозначить ро1:инг;:чсекос папрсвлегие; делен;:! гарна на ряд рпзнос::.:-х'г&а.:х и равнозначных 'гп.-т.опростраыств, приведшее к алогизму но:.:г.оз1п.::::;; изксльчлзс::: 1:асг:таб; созда-нио 1:01 откн:: разнонаправленных перспектив, сентиментальных видов; насыщенность парка роцантичеекпгп атгпбутаынконтгас-тнк;.гл сочетаниями-растительности. Преемственность кпзагслстся в обрагденп! к исторический аналогам на уровне принципов обще идеи коцпоиццик, а ке зекметьоьецг.я отдел ы:нх деталей. 3 :;оы зициях цодцавских усадебка-; парков. использовав; причин к ¡¡де ггработгцшые в древкь-рнгски:-. виллах "русткка" и ";:руктуар:*лтй французских парках Кяассхцясма и Барокко, £ оэишьетх и пен-залшх езда:-: Англ«« и России.
Своеобразие молдавских усадебк.:;: парков как 1>с."?ос?кого единовременного явления заключается в рапностпльностк, псн-~: чителыю;! да-;:е дся стояк- эклектики. ^то обусловлено гзакиоде ствиеы ряда причин:
- молдавская культура аоригроваяись в целок б условиях вза;::. влияния разных традиций - и западных и восточных, к южных; эту особенность отражает язык и литература, изобразительна
искусство, музыка и пр.
- природа Молдавии также сформировалась на стыке разных зон, здесь распространены и соседствуют элементы средиземноморской и северо-европейской флоры;
- в их композициях Еыраяались эстетические взгляда владельцев усадеб, часто выходцев из стран с сильными, но разными са -дово-парковыми традициями■(Франции, Италии, Германии, Греции, Польши, России).
Разностилъность молдавских усадебных парков обладает двумя характерными особенностями. Первая особенность заключается в их семантической непохожести друг на друга, в широком разнообразии сшелових трактовок композиций. Вторая особенность оп-
■ ^
ределяется своеобразием трактовок взаимоотношений "прекрасного и полезного". Общепринято мнение, что в эклектике взаимосвязь "прекрасного и полезного" механически заимствуется у выбираемого стиля. В молдавских усадебных парках ьыбор принципов зонирования осуществляется независимо от стилевых тяготений композиций в художественном плане.
Ценность усадебно-паркового наследия для Молдавии обусловлена наличием культурно-исторической информативности, системы композиционных приёмов организации малых парковых пространств, системы приёмов сочетания растительности.
Глава II. ' АЕШЫОУРЮ-1ШШРОДОЧНАЯ И ОБЫШО-ЛРО- ■ СТРАНСТВИЙ 1АЯ ОРГАШЗ/ЩИЯ МОЛДАВСКИХ. УСАДЕБШХ ПАРКОВ. " .
В ходе изучения молдавских усадебных.парков было проведено натурное обследование 46 объектов, впервые выявлены 5 ранее .неизв зтных усадебных -парков. Сделаны обмеры и составлены схе-ш 36 усадебно-парковых комплексов.
Композиционные структуры молдавских, усадебных парков формировались под влияние« многих факторов. Среди них можно выделить: ксторико-вреыежа* фактор, функциональное назначение парка, его величину, принадлежность к природной зоне Молдавии
Анализ ст;с>: ¿акторов привел к следующим выводам: I, Частично сохранившиеся единичные усадебно-парковые комплек' сы, относящиеся к I и II периодам формирования не позволяют судить об особенностях, присущих паркам отих периодов, & только об общих композиционных тенденциях, характерных для садово ;г:р-:оиого искусства России этого времени, III период, совпади сщиЛ с периодом эклектики, представляет широкое разнообразие тенденций и приёмов» Таким образом, возможно установить определенную общность принципов построения усадебных парков для III эклектического периода формирования.
2 . Зунгциснгльное назначение парка мало влияло на стилевую направленность, которая определялась вкусами владельцев и соображениями целесообразности.
3 . Ка принципиальную схему композиций активно влияли величина парка и его принадлежность к природной зоне Молдавии.
Несмотря на то, что Северная и Центральная зоны ¿!олда -вии незначительно отличаются друг от друга по климатическим условиям, группы парков этих зон обладает разными коыпозици-
h
оыньши структурами. Для северных парков характерны': большие площади (группу средних по величине парков составляют в основном парки Северно!: зоны}, 40-50:^ территории парка занимают открытые пространства - поляны и водоёмы. Центсаг.ыз:е парки
отличают моньиие площади (2-5 га), малые размеры открытых
*
пространств, отсутствие водоемов.
*3 безлесной Енной. зоне был разбит всего I парк - Леонтьевский ( с. Грэдяшща), аналогичный по структуре центральным паркам.
В результате сравнительного анализа композиций малых и средних парков выявлены основные принципы построения пространств парков этих групп.
Главной композиционной целью при организации средних парков было объединение.пространства. Этой цели был подчинён вы -бор композиционных приёмов, которые заключались в следующем:
1. Главным пространствоорганизущим элементом была ось, которая закреплялась зданием усадьбы и водоёмом.
2. Выявлялась ось главной аллеей, расположением на ней парадных партеров.
3. Здание усадьбы и водоём были, доминирующими центрами паркового пространства.
4. Организация ДЕИ~еш*я осуществлялась пр*; схемам: вдоль оси и параллельно ей или организовывалась кольцевая тропиноч-
. ная сеть, многократно пересекающая ось в перпендикулярном направлении.
5.-Вдоль оси строилась главная перспектива парка,.для её обогащения устраивались кулисы, создающие многоплановость.
6. Разнообразии зрительных впечатлений слуяили короткие разнонаправленные перспективы, сопутствующие движению вдоль главной оси и подчиняющиеся главной перспективе парка.
7. Для создшшя постепенного перехода от мелкого масштаба камерных пространств вокруг дома к более крупному масгатабу панорамы берегового пространства пруда применялся приём "обратной перспективы". Он заключается в возрастании пространственного ритма за счёт постепенного укрупнения пространств и расширения открывающихся видов*
8. В устройстве водоёмов мокно выделить два подхода:
а - периферийное расположение водоёма перпендикулярно глав--ной оси определяло его фронтальное- примыкание в парковому про-
странству максимально с двух сторои и фронтальное расположение видовых точек. В построении пейзажей участвовали: перспективы вдоль главной композиционной оси, с отсутствующие корот -кие перспективы, панорамы ближнего '»ада берегового пространств б - расположение пруда вдоль главной кошозиционкой оси парка обеспечивало примыкание к парковому пространству минимально с трёх сторон и давало возможность устройстве большего количества видовых точек. В построений пейзажей участвовали: перспективы вдоль главной композиционной оси, сопутствующие короткие перспективы, панорамы ближнего и дальнего видов.
При организации малых рарко» главной композиционной целью было создание ряда многосглетних микрояространсть. Эта цель достигалась посредством следующих приомоь? I. В качестве главного пространстьооргшглзущего элемента могли выст'уйать: здание усадьбы - в цднтсичвых ..композициях; планировочный элемент', задающий дарение (партер, аллея)- в линейно-
2( В центричных композициях дбыйшфущ'лы центром било здание усадьба,- остальные центры ему Подчинялись; в линейно-динамичных композициях центры организовывались по яринципу иерархии • на основе" нх>анс% при этой здание усадьбы было мало связано с композицией парка. ■'
3. В центрйчШх композициях задавалось насколько направлений движения от' зданий усадьбы, в линейно-динамичных активно задавалось однозначное, движение, нак правило криволинейное.
4. В центричных композициях здание усадьбы служило главно!'; ви~ доьой точней, от которой веерообразно строились перспективы парковых пространств, использовались рамки, кулисы, фон; в линейно-динамичных нбШозицкях построение коротких перспектив у. видов подчинялось идее направления движения по криволинейной
траектории - применялась система "центробежных фокусов". Суть композиционного построения заключалась в той, что линия, соединяющая точку зрения с фокусом перспективы, всегда .перпендикулярна радиусу данного криволинейного участка, что и создаёт эффект центробежной силы: Использовались кулисы, фон.
5. В центричных композициях разделение пространства происходило при помощи создания микропростр&кств со своими центрам;!, расположенными вдоль осей последовательно, в лгаейнс-динамкч-ных композициях для разделения пространства организовывалась система перетекающих лоето-замкнутых ыикропространств.
6. Для зрительного удлинения пространства, усиления глубинности применялся прием "лозной перспектив;;" (сужение аллей, уменьшение пространственного ритма).
7. Дтя организации фокусов ыикропространств применялись приёмы, основанные на различной последовательности и длительности зрительного восприятия элементов, составлящих фокус, з зависимости от степени их декоративности и расположения в пространстве: а - з зависимости от длительности восприятия «окусз, определяемой отношением его выразительности к выразотелькости пространства выделялись: кратковременные сохусы (промежуточные, направляющие движение дальне) и глазные фокусы; '
б - в зависжости от структуры применялись: простой фокус (состояний из одного элемента) на нейтральном фоне, динамичный слопгйГфокус (группа) на нейтральном соке, где динамика обуславливается последовательным ритмичным восприятием элементов фокуса, дшйаачш::. слозшГ: фокус на активной фоне, - где ди -нампка определялась ритмичным восприятием элементов фокуса и ссг.ого фокуса с гоном.
э - нэйтралъзгг!; ¿он подобен по-виду, 40Р'-:э» цвету растений,' виду посодкц обга:5лепйю перспективы-и контрастный фокусу,"'ак-
тивны'Л ¿он - контрастен к фокусу и обрамлению;
г. - для организации (окусов ппгропространстЕ часто применя -лись различные объёмно-пространственные сочетания 3 злемен -toe. Последовательность к длительность восприятий элементов, составляющих эти сокусн - различна. Для ди;;серенциации этих композпцпоиу-ыс приемов в работе предлагается использовать уке существующие музыкальные термины, описывающие аналогичные згу-KOi:í.;e последовательности: триоль, трель, форшлаг,, каденция. Предлагаемая дксференциацкя фокусов микропространств парков требует пояснения. Изучение литературы, посвященной приёмам организации малых пространств, привело к выводу о том, что в теории архитектурной и ландшафтной композиции кет терминов, которые бы выражали сущность различии приёмов объймио-прост-рчксхнеккоН организации групп растительности. Существующее понятие "растительная группа" не страдает вакне&аего. свойства человеческого восприятия - закономерностей пространственно -временной динамики, т.е. выборочности и последовательности во-■ ¿приятия. "Группа" воспринимается целиком, сразу, только в том 'случае, если она удалена от наблюдателя на такое расстояние, что элементы, составляющие её, отдельно не различимы и образу- • вт единое пятно. Иначе,.те или иные различия, существующие ме-зду элементами группы, даже если она однопородна (высота, размещение в пространстве друг относительно друга, по отношению к наблюдателю, аорма, пышность кроны и т.д.), обуславливают определённую последовательность и длительность восприятия. Осознанное использование этого свойства человеческого восприятия позволяет создать различные объёмно-пространственные композиции групп, построенные различными приёмами.. Длительность и по-'следовательность восприятия зависит от'степени декоративности данного дерева-в сравнении-с-рядом стоящими. ' ■ . '' У ■
Итак: "триоль* - фокус, эмоциональная сила которого распределяется равномерно между тремя составляющими его элементам, т.е. они обладают одинаковой длительностью восприятия (компактная однопородная группа), "трель" - фокус, организованный трем элементами, один из которых занимает центральное положение и отличен от подобных друг другу рядом стоящих боковых. Последовательность восприятия заключается в чередовании центрального и боковых элементов, при этом взгляд останавливается ка ральном элементе, в силу его преимущественного расположения, "форгшаг"- организуется тремя элементами, один из которых занимает центральное осевое положение, а два других удалена от него в продольном направлении так, чтобы не составлять единого пятна, но и не нарушать связи с ним. При этом удале:ше центрального элемента и его расположение на оси создают позклпн -Ную длительность его восприятия, а располо~ение на незначительном рсстояши друг от друга двух других элементов обусловливает кратковременность их восприятия, "каденция"-- приём организации осевой последовательности фокусов с р;ггжчным уьелкчени-см длительности восприятия благодаря повыпени» выразительности каждого последующего фокуса в сравнении -с теедкдущиу, Предлагаемые терм:п;ы в-'теории музыки отранаэт длительность и последовательность восприятия звуков и относятся к "мелизмам" -украшениям, небольгиы мелодическим фигурам, повысатсцЕм выразительность основных звуков мелодии. Такта образом, музыкальное содержание, обозначаемое ими, полностью совпадает с архитектурными, объёмпо-пространственшш аналогам, что подтсер-здает возмогшоеть к удобство их использования. .
В качестве вторичных факторов, определяющие композиция парка выделены отношение к внешнему'пространству и, что более заэю для рассматриваемой теш, - отношение к взаимодействию
разных функциональных зон и элементов. Изучение различных ре-;:с-н;:Г; этого взаимодействия позволило выявить следующие приёмы соотношения плодовых и декоративных посадок: изоляция декоративного парка от плодового сада при помощи живой.изгороди, причем визуальные связи исключаются; визуальные связи декоратив -кого парка и плодового сада композиционно выявляются приёмом кадрирования фрагментов плодового сада, воспринимаемых из декоративного парка; приём компактного включения группы плодо - . ¿их в декоративный парк ( при этом плодовые насаждения служили фокусом пространства); приём линейного включения декоративной аллеи в плодовый сад, - этот призм был направлен на создание панорамного восприятия плодового сада из "тоннеля" декоратив -юй аллеи, приём включения планировочного -участка декоративно-, го парг.а в плодовый сад. Приём кадрирования и приём компактного включения группы плодовых в декоративный парк мокно отнести :: приёмам создания контрастных видов. Приёмы создания панорамы плодового сада из декоративной аллеи и планировочного участка относятся к приемам создания контрастной среды..
.Изучение композиций молдавских усадебных парков, а такпе определение их стилевой направленности позволяют отметить не -которые принципиальные особенности:
1. Соблюдение принципа семантического и композиционного раоно-. образия на всех уровнях создания парка - от концепции до орга-
кизапии микропространства.
2. Соблюдение принципа семантического и к о кпоз иционно г о подобия. - 3. Строгое соблюдение соотношений главного и соподчинённого.
4. .Главный выразительный материал - растительность.
Глава III. ПРИЩКШ СОХРАНЕНИЯ .И ВСССГАНОВШЗНИЯ " •■'''•: • •. МОЛДАВСКИХ УСАДЕБНЫХ ПАРКОВ. ' •
М^терг.алои для композиционного анализа, проведённого в
предыдущих главах, послу юти 10 наиболее сохранившихся уса-дебно-парковых комплексов. Однако натурное обследование по -каэало неудовлетворительность состояния большинства усадеб -кых парков. Полностью утрачены парки в 4-х усадебных комплексах. Полной ландшафтной реконструкции с изменением функционального содержания, планировочной основы и внешнего благоустройства подверглись 2 усадебно-парковых комплекса. Их восстановленне нецелесообразно. Сведения об остальных парках собраны в специальный параграф "К Своду исторических усадебнкх парков УолдаЕик".
Для сохранившийся парков была разработана система оценки степени сохранности относительно их первоначального состояния. В результате выделеш 3 групп: пагкоя, разл:5Ч22:г:кесл по степени сохранности компози^иошалс структур. На ое:ю?е уч':1та категории ценное:?:', уездебно-парковоге» комплекса'и степей;: обеспеченности иклормацией о композиции были разработаны предложения по' восстановлении и использования модцавскж усадебав;. парков, согласно группа'.; по степени сохранности.
1 гг.","ппу составляют херово сохрашв-тиеся парки (на 50 -й.-'), облада>ггие в большинстве 1 категорией пенностк. Г1х ком-' позиции сохрзшыгн цельность, связность, .п.тазителънссть. В эту группу входят 13 усадебно-парковых комплексов, для ? из ■ Н15Х ранее б-хли разработав проекты восстановления. В ходе данного- исследования для 5 комплексов этой группы-были составлены впервые подробные схема, йиксируиэде современное состояние парков и восстанавливающие на основе композиционного анализа . "выпав-лие" детали. При этом использовался "аналитический"'метод, заключающийся э воссоздании деталей на основе натурных данных самого пилгрника. Парки I группы подлежат полному" восстановлению, которое 'с учетом гас современного состояния-.требу-''
ет проведения слефтоцих восстановительных мероприятий: час -тичной ландзафтной реконструкции зелёных насаждений, реставрации архитектурных сооружений и'малых форм, восстановления "зыпаЕЗих" деталей (малых форм, плодоеых садов и т.д.) Предлагается заповедный ре.гглм использования, недопустимо новое строительство, не связанное с восстановительными целями.
Парки I группы послужили основным материалом для анализа тенденций, закономерностей, принципов и приёмов организации молдавских усадебных парков. Они такне могут использоваться как аналитический материал и свод композиционных приёмов в современной практике проектирования парков.
Парки II группы (в основном сохранившиеся - на 25-235») характеризуются II категорией ценности. Эти парки претерпели территориальные притеснения и композиционные утраты, но сохра* нившгеся цельные и сЕязные участки этих парков обладают композиционным своеобразием к выразительностью. Во II группу входя: 18 усадебных комплексов, схемы которых составлены впервые.
Восстанозленке парков этой группы осложнено их состоянием, а таете отсутствием архивных материалов, что делает невозможным воссоздание достоверного первоначального ко1,позиционного замысла. Консервация отдельных сохранившихся фрагментов -недостаточна, поскольку нз обеспечивает полноценного фуккцио-нирояакия парка.
Исхода из вышесказанного для парков II группы предлагается частичное восстановление, подразумевающее восстановление сохранившихся и реконструкцию композиционно неполноценных парковых участков. Цель,- создание новых, цельных, кизнеспособ -ных композиций на основе сохранившихся фрагментов., Для этого • рекомендуется разработка планов-гипотез.
Елан-гипотеза составляется на основе "аналитического" и
"синтетического" методов реставрации ?! заключается в научной анализе сохранившихся фрагментов и творческом дошслив&кии композиции; Планы-гипотезы отражают попытку максимально возможного приближения к первоначальному замыслу, но ке претендуют на неоспоримость. Разработка плана-гипотезы включает 3 этапа:
I этап (предварительный)- исторический анализ, подразумевающий изучение "эстетического климата" эпохи, истоков и аналогов усадебных парков, общих тенденций и закономерностей построения композиций усадебных паркоз XIX-нач.ХХв.. а такге специфики условий, в которых создавались молдавские усадебные парки. Результатом этапа. является предположительное выдвижение исторически и территориально закономерных и логически зозмоншх общее характерных черт молдавских усадебных парков.
II этап - подробный элемзьтно-стгуктупгл" анализ ^охранигче/ся композиции, её фрагментов. Сн вылетает анализ вгаиморасполо -дения сохранившихся участков, выявление композиционного цен -ура, композиционных приёмов. Результат этапа - осмысление основной идеи композиции, "празил игры";
III этап заключается в логическом добеливании, проектировании согласно принятым "правилам" недостающих элементов, связ\~нж, либо дополняющих существующие.
3 композициях парков II группы композиционные центры сохранены, поэтому сохраняется главная идея. и ссновкне акценты. Рекомендуется огтан1гчитс-ь;п.:Г, ге?им использования. Необхсдл -гже ноЕые элементы могут вводиться с учётом новой функции по принципу соподчинения и гармоничного сочетания по стилю, масштабности, структуре и материалу.
3~ III групггу входят частично сохранившиеся (на 6-17*) парки, з основном III категории ценности - 16 объектов, для -9 из них составлены схемы, ста группа включает'две подгруппы:
- первую подгруппу образуют парки с утраченной планировочной структурой, характеризующейся существенно нарупенной дороето-тропиночной сетью, беспорядочным размещением единичных экземпляров и групп растительности, но сохранившимися архитектур -ныыи сооружениями и малыми формами;
- вторую подгруппу образуют парки с утраченной планировочной структурой, характеризующейся нарупенной дорогио-тропиночной сетью, отсутствием малых форм, разрушенными или перестроенными архитектурными сооружениями. Однако растительность из-за развившегося самосева занимает сплошным массивом сравнительно больше территории, а выявление старовозрастных экземпляров не проясняет композиции. -
Таким образом, композиции парков III группы утратили характер произведений искусства, а их состояние делает невозможным прочтение композиционных закономерностей. Поскольку восс тановление парков III группы нецелесообразно, предлагается ic полная реконструкция, подразумевающая проектирование без восстановительных целей. При этом используется "компилятивный" метод - свободное творчество, ограниченное ситуацией, создающее новую композицию, ориентированную на новое использование.
йэ-за отсутствия исторических композиционных центров прр этом методе реконструкции возможно смещение первоначальных ai иеитов композиций. 3 композициях сохранившихся (фрагментов выявляются ■ наиболее активные элементы и определяется иерархия i композиционной значимости. Далее, эти элементы или фрагменты объединяются в единую композиции. Введение в .композиции новыэ элементов молет осуществляться по двум принципам: соподчинен! _ если центр новой композиции формируется сохранившимся истори ••ческим фрагментом или элементом. При этом'''сам фрагмент монет подвергаться-- частично;'; реконструкции-,' а ноше элементы Долгая
подчёркивать его композиционную значимость и придавать компо -зиции заверЕешость; домикисо'вания. если вводной элемент яе -ляется центром композиции, объедкняЕт^«! сохранившиеся фрагменты, элементы. При этом они регулирует его маспт&бкость, стиль, структуру, материал, а такге могут подвергаться частично': рэ -конструкции, стот вид реконструкции предполагает свободна се-шм использования. *
Таким образом, из трёх предложенных в работе подходов к сохранения и восстановлению исторических усадебных парпог. пор-вый хоро-о известен и распространён в практике лакдпафтнон реконструкции, третий не ограничивает свободы проектирования нового объекта. Второй подход представляется оригинальным, а первые попытки его реализации - достаточно элективными.
- Кроме того,в работе рассчитана степень эффективности ¡тред-проектных разработок, в Т.ч. планов-гипотез. Она определяется отношением конечной степени обеспеченности сведениями о компо- _ зиции усадебного'комплекса'к исходной. Для парков I группы эффективность составляет 1,1-1,5, II группы - 1,7-2,2, III групп:: — 1,2-2,4.
ХКОКг-ЫЕ ЕаВСДЗ И РЕЗУЛЬТАТ.
1. шделекы три периода интенсивного строительства молдавских .усадебных парков: I период - 1Е2Се г.'-1650е г., II период -
ШЮе г.-1678г., Шпериод - 1С£Се т. - начало XX в.
2. Рассмотрено 53 объекта, причём 5 из-них шявлены, а 27 обмерены и описаны вперсые в данной работе. Разработана классификация молдавских усадебных парков по величине, расположению' на территории "олдавии, историков архитектурно:: ценности, -функцио- -нальному назначению, а также по особенностям- композиционного -решения. '
3. По стилезой характеристике выявлены пейзакно-реалистический, раиионально-патуралистический парки, а таксе пейзакно-роианти-ческий, включавший 3 группы семантических трактовок: светско -представительскую, условно (формально)-сентиментальную и филосс фско-символическую (меланхолическую). Выявлены харантерные осо бенности, обусловившие своеобразие молдавских усадебных парков как целостного единовременного явления, которые заключаются в исключительной разностильНости композиций.
4. Установлено определяющее влияние на принципиальную схему- композиции величины парка и его располояения на территории Молдавии; определены характерные особенности композиций средних и малых парков в Северной и Центральной зонех Молдавии. Выявлена иерархические последовательности приёмов построения композиций.
5. Выявлено особое значение приёмов организации фокусов микро -пространств для малых парков. Эти приёмы основаны на различной последовательности и длительности зрительного восприятия эле -ментов фокуса, в зависимости от степени их декоративности и расположения в пространстве. Разработана классификация фокусов по длительности восприятия и по структуре.
6. В качестве вторичных факторов, влияющих на композицию парка выделены отношение к внешнему пространству и отношение к взаимодействию функциональных зон и элементов. По взаимосвязи парковых композиций с внешним пространством выделены 4 типа композиций: открытая, частично открытая, закрытая, и закрытая с буферной зоной. В соотношении плодовых и декоративных насаждений определены приёмы кадрирования, компактного включения, линейного включения и. включения планировочного декоративного участка ' (приёмы создания'контрастных видов и контрастной среда).
7. -По.степени сохранности композиционных структур выделены 3 группы. парков: 1 группа ■ (50-69%)- хорошо сохранившиеся, II гру-
ппа (25-33%) - в основном сохраниввиеся, III группа (б-1?*)-часгично сохранившееся, которая включает две подгруппы: ШЛ-парки, от композиционно-планировочных структур которых оста -лись бессвязные фрагменты, III,2 - парки с утраченной плани -ровочной и объёмно-пространственной структурой - просто озеленённые территорий. •
8. Разработана предлогения пб восстановлению и режиму использования молдавских усадебных парков, согласно группам по степени сохранности: для парков I группы рекомендовано полное soc-, становление на основе "аналитического" метода, заповедный re:-:vv, использования; для парков II группы предлагается частичное еос-становление на основе разработанных планов-гипотез. План-гипотеза разрабатывается на основе "аналитического" и "синтетического" методов реставрации и включает три этапа - исторический анализ "эстетического климата" эпохи, элементно-структурный анализ сохранившейся композиции, её фрагментов и "логическое до -мыслиЕание", проектирование недостающих элементов, которое мо-гет осуществляться по принципам соподчинения и доминирования „ рекомендуется ограничительный репш гепольповакия. Для парков III группы целесообразна полная реконструкция на основе "у.см -пклятибного" метода, свободный реккм использования.
- ПУБЛИКАЦИИ DC ТЕУЕ РАБОТЫ* .
1. Взаимосвязь декоративной и утилитарной функций в архитектурно- планировочной организации молдавских- усадебных парков.- Тезисы KIîî ЕЛИ, Минск, IVcS г. ( в соавт. с Т.Е.Видрадгко).
2. Кошозишонные приёмы нан средство достижения разнообразия малого,паркового пространства. - Тезисы КК МАРХИ,Москва.1968г.
3. склектика молдавских усадебках парков.-Тезисы НТК КШ. Ки- -лшнёв, I98S г.(в соавт. с'Т.Е.Видрашко)."
4. Садово-парковое наследие Молдавии,- пурнал "Садоводство к зиноградарстзо Молдавии" îPI-, IS89 г. ' '
5. Парк в селе Редхь-Маре.-ж-л "Садоводство и виноградарство Молдавии" '12, 19es г.
6. Парк в селе Иванча.- z-л "Садоводство и виноградарство Молдавии" РЗ, 1589 г.
7. Эагадка парка виллы Уындык. - ж-л "Садоводство и виноградарство Молдавии" Ш, IS8S г.
8. Неповторимость парка в Стольниченах. - ж-л "Садоводство и виноградарство Молдавии" Г.65 г.
-9. Обивают аллеи старинного парка. - я-л "Садоводство и вино ■ градарство Молдавии" К, IS6S г.- ' •
10.Павловский парк. - ж-л "Садоводство и виноградарство Молдавии" £7, IS89 г.
П.Пейзазно-реалистический парк в Гиняауцах. - s-л "Садовод -ство и виноградарство Молдавии" К 82 г.
12.Пройдёт совсем немного лет - и мо^.ет старины исчезнуть еле, - а-л "Садоводство и виноградарство Молдавии" №10, 1585 г..
13.При всех различиях они равно прелестны, - ж-л "Садоводство и виноградарство Молдавии" !S?II, 1565 г.
14.Некоторые композиционзше особенности молдавских усадебных парков середины XIX - начала XX в.в. - Тезисы У реепубликан -ской конференции "Научные основы озеленения городов и сёл Молдавии" - Академия наук МССР, Еотсад Î'.CCP, !-Ьлд.отд.Всесоюзно го ботанического общества, Объединения зелёного хозяйства -Кишинёв, 1550 г. (в соавт. с В.П.Бендерской).
15.Романтический парк, в Редю-Ыаре. - к-л "Цветоводство", 1Р-4, I9SI г. (в соавт. с О.В„Руденко). ■ _' ''
16.Гармония искусства и. природы - монография,Кишинёв, "Штиинц 1592 г. . . . ' . ;
17.Город,'линонный комфорта.-"Приокская газета", 15 опт.-,,' ISS
-
Похожие работы
- Формирование сельских дворянских усадеб Новгородской губернии конца XVIII - XIX в.в.
- Архитектура усадеб "Царского берега" в Крыму в XIX - начале ХХ вв.
- Садово-парковый комплекс сельских дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии
- Эклектика и модерн в усадебной архитектуре Эстонии. (1830-1910-е гг. )
- Методологические основы организации зон охраны исторических усадебных комплексов