автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Творчество архитектора Н. Леграна, 1738/41 - 1791 гг.
Оглавление автор диссертации — кандидата архитектуры Клименко, Юлия Гаврииловна
Введение
Глава I.
Глава II
Проблемы изучения творческой биографии Н.Леграна, связанные с его деятельностью после приезда в Россию.
I. 1. История жизни Н.Леграна и ее неизученные аспекты. I. 2. Проблемы атрибуции произведений архитектора. I. 3. Творчество Н.Леграна - младшего.
I. 4. Французско-русские связи. Их роль в творчестве Н.Леграна.
Выводы к главе I.
Известные постройки и проекты НЛеграна московского 67 периода его деятельности.
II. 1. Атрибуированные осуществленные проекты архитектора: II. 1.1. Н.Легран - архитектор Главного Кригскомиссариата (1775-1784 гг.)
II. 1.2. Строительство церкви Успения Пресвятой Богородицы, что в Левшине (1791-1802 гг.) II.2. Неосуществленные проекты Н.Леграна:
11.2.1. Работы Н.Леграна в Саввино-Сторожевском монастыре.
11.2.2. Проект неизвестной церкви.
И.Ъ.Ремонтно-восстановительная деятельность в Москве : II.3.1.Работы Н.Леграна в должности архитектора Московского университета (перестройка здания Главной аптеки у Воскресенских ворот). Выводы к главе II.
Глава 111 Деятельность Н. Леграна в органах управления градостроительным развитием Москвы в последней трети XV1I1 века.
III. I. Управление архитектурной частью в Отдельном департаменте Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы с 1774 по 1776 г.
111.2. Работа в Каменном Приказе с 1777 по 1778 г.
111.3. Деятельность Н.Леграна в Архитектурной экспедиции московской Управы Благочиния в 1790-х годах. III.3. 1. Регулирование застройки частных владений (на примере планов, выполненных Н.Леграном в 1790-е годы). III.3. 2. Ремонтно-восстановительные работы Н.Леграна в 1790-х годах на государственных дворах, фабриках.
Выводы к главе III.
Введение 2000 год, диссертация по архитектуре, Клименко, Юлия Гаврииловна
К настоящему времени творчество архитектора Николя Леграна, плодотворно работавшего в последней трети XVIII века в Москве, практически все еще остается неисследованным, несмотря на то, что представляет значительный интерес. Ему были посвящены лишь небольшие фрагменты в общих трудах по истории строительного искусства России второй половины XVIII столетия, где рассматривались отдельные факты из жизни архитектора, или же в статьях, посвященных вопросам создания ряда классицистических построек в Москве 1770 - 1800-х годов. Несмотря на это, а может быть и вследствие недостаточной изученности творчества Н. Леграна, отношение к деятельности архитектора было и остается сложным и неоднозначным. Более подробное исследование произведений этого мастера, должно содействовать созданию целостной версии истории его жизни выявлению истоков художественной индивидуальности его работ. Изучая постройки Н.Леграна и историю их создания, можно выявить особенности творчества мастера, сыгравшего, на наш взгляд, заметную роль в истории русско-французских архитектурных связей последней трети XVIII в.
Деятельность Н.Леграна представляет интерес также по той причине, что он долго сотрудничал с В.И.Баженовым и, возможно, участвовал в осуществлении ряда его начинаний. Кроме этого, практическая деятельность в ' . Москве связывала его и со многими другими крупнейшими архитекторами рассматриваемого периода - К.И.Бланком, М.Ф.Казаковым, Н.А.Львовом, t 1 Е.С.Назаровым, Р.Р.Казаковым, И.И. и А.И.Старовыми. Вследствие этого, материалы о работе Н.Леграна дополняют историю создания крупных московских сооружений конца XVIII века, оказавших влияние на формирование облика столицы.
Первые упоминания в научной литературе о работе Н.Леграна в Москве появились в последней трети XIX века, прежде всего, благодаря трудам П.Н.Петрова1. Правда, его оценка творчества зодчего отнюдь не всегда была положительной. Исследователь считал его одним из слабо образованных иностранцев - "искателей счастья" во множестве появившихся в России в Екатерининскую эпоху. Негативное отношение к французскому архитектору отражено в его статье, вышедшей в 80-х годах прошлого столетия и посвященной строительному делу второй половины XVIII века. Здесь автор называет архитектурную работу Н.Леграна в Москве "тупой копировкой чертежей корифеев итальянской школы Скамоцци и Палладио"2. Называя "неопределенной" рекомендацию В.И.Баженова и К.И.Бланка для произведения Н.Леграна в академики, П.Н.Петров писал, что В.И.Баженов "принужден бьп дать ее по просьбе влиятельных особ, покровительствующих французу (бывшему гувернеру Также он утверждал, что "к себе его Баженов не брал"*, то есть не доверял ему возведение построек по своим проектам. По мнению исследователя, вероятно, поэтому Н.Легран "принялся строить и сочинять на один лад барские дома в помещечьи усадьбы. благодаря . титулу и французскому своему происхождению".5
Также краткие сведения о работе архитектора можно найти в записках архитектора А.Н.Бакарева, хранящихся в архиве Государственного исторического музея.6 Имя Н.Леграна можно встретить в контексте истории строительства здания Кригскомиссариата. В частности, неверно отмечалось, что
1 Петров П.Н. Сборник материалов для истории Императорской Санкт-Петербургской Академии Художеств. СПб., 1864, т.1,с. 139-140, 228-229.
2 Петров П.Н. Строительное дело в России при Екатерине II //Зодчий. М., 1880, № 10-11, стр. 90.
3 Там же.
4 Там же.
5 Там же, с. 89.
Н.Легран участвовал в нем, находясь в бригаде М.Ф.Казакова.
В статье, посвященной французскому влиянию на русскую художественную школу, автор Дени Рош посвящает работе Н.Леграна лишь несколько строк. Ошибочно указана дата его приезда в столицу: "он работал в Москве с 1777 года и умер там 29 июня 1798 года"7. Дата смерти сообщена верно, это подтверждается рядом других документов. По предположению автора в 1779 г. Екатерина II в известном письме к Гримму, обвиняя французских архитекторов, имела ввиду Клода Буржуа, Луи-Клода Гэруа и Николя Леграна.8
Уже в начале XX века отношение к деятельности Н.Леграна полностью изменилось. Это произошло, во многом, благодаря работам И. Э. Грабаря. Хотя он также писал, что "Легран не обладал ярким дарованием, но отмечал, что зодчий имел солидный строительный опыт и был безупречно честен, что позволило Баженову доверять ему постройку, под своим неустанным наблюдением, ряда проектированных им самим зданий"9. На взглядах И.Э. Грабаря стоит остановиться подробнее.
Его отношение к архитектору, интерес к его творчеству выражены в следующих словах: " Прожив в Москве большую часть жизни ( свыше 35 лет ), Легран не был одним из тех иностранцев-гастролеров, которые ненадолго приезжали в Россию, сколачивали здесь состояние и спешили вернуться на родину. он оценил и освоил русскую художественную культуру, оказавшую заметное влияние на его творчество, и в свою очередь оставил некоторый след в истории русского искусства, почему он с полньт основанием может и должен почитаться русским мастером, как были русскими его сын, тверской губернский архитектор,
6 ГИМ ОПИ, ф. "Старая Москва", записки из доклада Н.Б. Бакланова.
7 Denis Roshe. Французское влияние на русскую культуру //Русская академическая художественная школа в XVIII в. М„ 1934, с. 40, 41,48, 168 и 169.
8 ОГ> этом письме подробнее в четвертом разделе первой главы и третьем разделе третьей главы диссертации.
9 Грабарь И.Э. В поисках неизвестных построек В.И.Баженова //Неизвестные и предполагаемые его внуки и правнукиЭто краткое, но яркое высказывание в полной мере отражает искренний интерес исследователя к творчеству этого архитектора и могло бы послужить эпиграфом всей работы.
Нужно отметить, что в ходе исследований И.Э. Грабарь часто менял свое отношение к творчеству архитектора. Так, впервые выделив значительную роль Н.Леграна среди московских зодчих конца XVIII века, в докладе 1947 года он атрибуировал Н.Леграну большое количество крупнейших построек Москвы11. Среди них: дома А.А.Прозоровского на Полянке и Л.И.Долгова на 1-й Мещанской, церковь Св. Лазаря на Лазаревском кладбище, Спасские казармы (бывший дом И.С.Гендрикова), дом К.Г.Разумовского на Воздвиженке, Яузская больница, дом И.И.Барышникова на Мясницкой, дом П.Е.Пашкова, здание Кригскомиссариата и другие. Именно И.Э Грабарь впервые попытался собрать более полные архивные биографические данные о Николя Легране. В отличие от Н.П.Петрова, он более точно установил даты жизни французского мастера12 , нашел доказательства участия его в строительстве некоторых зданий. Однако, к сожалению, приводившиеся им после 1950-х гг. аргументы в отношении авторства Н.Леграна в ряде построек основывались, в основном, на стилистическом анализе. Это не всегда приводило к бесспорным результатам, и было подвергнуто сомнению впоследствии, в том числе и им самим.
И.Э.Грабарь выделил характерные строительные приемы, благодаря которым он считал возможным приписывать авторство тех или иных построек Н.Леграну. Рассмотрим подробнее данную систему на примере изучения им дома И.С.Гендрикова. Исследователь писал: "строителем здания был бесспорно все постройки В.И.Баженова. М., 1951, с. 26.
10 Там же, с. 28.
11 Доклад И.Э.Грабаря о московском зодчестве XVIII века на заседании отделения истории и философии Академии наук СССР был зачитан в сентябре 1947 года.
12 1738 - 1798. И.Э.Грабарь отмечает " неизвестно, откуда П.И.Петров извлек в корне неверные даты рождения и смерти Леграна : 1755 - 1826 " • Грабарь И.Э. Указ. соч., с. 31. тот же неизменный подручный Баженова Легран, внесший в постройку много приемов, хорошо нам знакомых по Кригс-Комиссариату. Мы встречаем здесь вновь внушительных размеров кирпичный столб. раньше, быть может, поднимавшийся во все этажи . сохранились . остатки таких же крестовых сводиков бывших галерей, какие имеются в здании Кригс-комиссариата."13 Кроме конструктивных особенностей здания И.Э.Грабарь отмечал своеобразие декоративных приемов наружной отделки ряда построек: "Особенно сильно напоминает здесь (в доме И.С.Гендрикова - Ю.К.) Кригс-комиссариат вся каменная обработка здания. Стены полны декоративными вазами, высеченными рельефом в нишах больших каменных плит, которыми облицованы углы здания. Эти вставленные в кирпичную кладку длинные двухметровые плиты обработаны приемом, в точности повторяющим угловые резные камни с орнаментом из здания Кригс-комиссариата. Постамент вазы дан заподлицо с плоскостью камня, но с сохранением на нем наростом прямоугольника, украшенного розеткой, - т.е. опять прием постаментов Кригс-комиссариата и обработки цоколя дома Долгова. . Наличники окон своей профилировкой также повторяют комиссариатские ." Также для доказательства авторства ученым был сделан пропорциональный анализ отдельных' архитектурных деталей дома Гендрикова. "Пропорции окон бельэтажа в 2.5 квадрата также повторяют размеры комиссариатских и Пашкова дома".14
К сожалению, в начале 1950-х15 годов под влиянием не зависевших от него обстоятельств И.Э.Грабарь вынужден был изменить свою позицию и обратить те же аргументы в пользу атрибуции ряда построек В.И.Баженову. Он приводил вновь строительные приемы, благодаря которым для исследователя (в 1950-е
13 Грабарь И. Э. Указ. соч., с. 74 - 75.
14 Там же.
15 Указы 1940-х гг о борьбе с космополитизмом "изменили" взгляды многих исследователей; не случайно И.Э. Грабарь с первых слов о Легране делает сильный акцент на то, что архитектор "может и должен почитаться русским мастером, как были русскими его сын, тверской губернский архитектор, его внуки и правнуки".-- Там же, с. 28. годы) "баженовское авторство не подлежит сомнению", и даже отрицал принадлежность творчеству Н.Леграна здания Кригс-комисариата, настаивая, что анализ этих приемов "убедительно подкрепляет атрибуцию Баженову Кригс-комиссариата".16 Однако, в ряде перечисленных на докладе 1947 г. построек исследователь все же сохранил имя Н.Леграна как исполнителя проектов В.И.Баженова. К сожалению, многие из его новых доказательств 1950-х годов носят противоречивый характер, обусловленный уже упоминавшимся обстоятельством. Тем не менее, даже в современных публикациях, можно встретить сведения об обнаруженных И.Э.Грабарем проектных чертежах дома П.Е.Пашкова, подписанных Н.Леграном. До настоящего времени эти документы остаются вне поля зрения исследователей.
Во многом атрибуции были изменены последующими исследователями. Но для характеристики истории изучения творчества Н.Леграна еще раз отметим, что значение работ И.Э.Грабаря состоит прежде всего в том, что он одним из первых выделил его как архитектора, сыгравшего значительную роль в зодчестве Москвы Екатерининской эпохи. Исследователь впервые создал яркий образ мастера, что привлекло к нему в дальнейшем внимание и заставило историков архитектуры более пристально рассматривать творчество Николя Леграна. В целом, отношение "позднего" И.Э.Грабаря к этому архитектору выражено следующими словами: "Легран не обладал ярким дарованием.'7 но постепенно, строя под неослабным наблюдением Баженова он перестал быть сухим, лощеным французом", стал по -существу "выученником и последователем Баженова" ,s.
Следующим этапом в изучении творческого наследия Н.Леграна, стала монография А.И.Михайлова, посвященная деятельности В.И. Баженова, в которой автор собрал обширные архивные сведения о многих произведениях
6 Там же, с. 76. великого русского архитектора. Также он рассмотрел целый ряд строительных вопросов. В том числе он впервые опубликовал неопровержимые доказательства строительства здания Кригскомиссариата Н.Леграном и сведения о непричастности к проекту и к возведению сооружения В.И.Баженова.19
Необходимо упомянуть и биографические данные о Н.Легране, собранные М.В.Дьяконовым в словаре московских зодчих XVIII - XIX веков20. Здесь впервые были опубликованы новые биографические сведения о сыне французского архитектора - также Николае Николаевиче Легране, который обучался архитектуре у отца, а затем в школе при Кремлевской Экспедиции и работал в Москве и Твери.
В 1950-х годах более подробно о деятельности Н.Леграна в Отдельном департаменте при Комиссии строений С.-Петербурга и Москвы, а позднее о его работе в Каменном Приказе писала М.В.Будылина21. Несмотря на то, что в целом ее труд был посвящен архитектурно - градостроительной практике в Москве последней четверти XVIII - начала XIX веков, в ней была дана оценка плана Москвы 1775 г., среди создателей которого главную роль играл Н.Легран. Другое ее исследование было посвящено структуре и градостроительным мероприятиям, которые осуществлялись в Каменном приказе. Необходимо отметить ценность найденных ею архивных документов о творческой биографии архитектора в период его работы в Каменном приказе, особенно впервые выявленные ею графические материалы. Также ценными являются рассмотренные автором история строительства Н.Леграном Кригс
17 Там же, с. 26.
18 Там же, с. 122.
19 Михайлов А.И. Баженов. М., 1951.
20 Дьяконов М.В. К биографическому словарю московских зодчих XVIII - XIX веков II Русский город. Москва и Подмосковье. Вып. 4. М., 1981, с.205-206.
21 Будмлипа М.В. Архитектурно-градостроительная деятельность в Москве в последней четверти XVIII - нач.Х1Хвв. 4.1: Градостроительная деятельность Каменного приказа (1775-1782 гг.) М., 1951 (машинопись) - РГАЭ, ф. 377, on. 1, д. 226, л. 1-138; см. также ее публикацию: Архитектурное образование в Каменном приказе (1775 - 1782) //Архитектурное наследство. № 15. М., 1963, с. 111
Комисариатского здания в Садовниках и изложение причин попыток отстранения архитектора от постройки. Описание деятельности архитектурной школы в Каменном приказе раскрывает и дополняет материал о педагогической деятельности зодчего. Вследствие того, что данная работа М.В.Будылиной не была опубликована, мы посчитали необходимым привести в последующих главах диссертации достаточно крупные фрагменты ее текста, чтобы ввести их в научный обиход. Важно также подчеркнуть, что сама М.В.Будылина не считала изучение личности мастера законченным и подчеркивала, что "творчество Н.Н.Леграна. ждет будущего исследования"22.
В статье В.В.Косточкина, посвященной истории Саввино-Сторожевского монастыря, были впервые опубликованы фиксационные чертежи 1770-х годов, выполненные Н.Леграном23. Однако, полный объем восстановительных работ, а тем более проект комплекса Духовной семинарии, включенный в перепланировку всего монастыря, предполагаемую архитектором, остался совершенно незатронутым автором.
Необходимо отметить, что и сегодня многие вопросы атрибуции построек архитектора остаются открытыми. Неясные стороны его деятельности, как и нерешенные проблемы, связанные с его работами, относятся практически ко всем периодам его творческой биографии. Особенно - ко времени до приезда архитектора в Россию. Однако, нельзя утверждать, что и его творчество в Москве получило достаточное освещение в научной литературе.
В связи с этим, цель нашего исследования - попытаться раскрыть с возможной большей степенью документальности проблемы творческой
-120.
22 РГАЭ, ф. 377, on. 1, д. 226, л. 38.
23 Косточкнн В.В. Саввпн-Сторожевский монастырь в XVII-XVIII веках ( По записям современников и неопубликованным архивным чертежам) // Сообщения Института истории искусств. Вып. 12. М., 1958, с. 112-128. Здесь впервые были опубликованы фиксационные документы: генеральный план н профили монастыря. биографии Николя Леграна и попытаться создать целостную версию творчества этого значительного, но недостаточно изученного архитектора эпохи классицизма. Попытка систематизировать известные, выявить малоизученные факты, найти новые документы и в свете их определить более достоверно характер произведений Н.Леграна определяют актуальность исследования. Это же заставляет выдвигать следующие задачи диссертации.
Во-первых, для понимания особенностей творчества архитектора необходимо собрать и систематизировать все доступные факты, характеризующие деятельность мастера в Москве. Более подробно следует осветить те стороны творческой биографии, благодаря которым зодчий выделялся среди мастеров того времени. Тем более, что именно своеобразие его деятельности и определило многочисленные сложности в атрибуции его произведений.
Во-вторых, при изучении завершающего этапа творчества мастера необходимо выявить его роль в структуре органов государственного управления архитектурой и градостроительством в Москве и, в свою очередь, показать влияние его служебного положения на характер деятельности мастера. Это касается его работы, а в ряде случаев и руководства архитектурными программами в Отдельном Департаменте Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, Каменном Приказе, архитектурной экспедиции Управы Благочиния Москвы последней четверти XVIII века.
Учитывая особенности творческой биографии Н.Леграна и сложности ее изучения, представляется возможным выбрать следующий порядок освещения темы. В первой главе рассматриваются проблемы, связанные с творческой биографией архитектора после приезда в Россию и поднимаются вопросы, относящиеся к атрибуции построек Н.Леграна. Вторую главу, представляется целесообразным посвятить анализу строительной практики зодчего. Здесь должны быть исследованы его осуществленные и неосуществленные постройки и проекты, авторство которых достоверно подтверждено. На наш взгляд, особого внимания заслуживают работы архитектора по ремонту, восстановлению и перестройке многих древних московских ансамблей. Среди них - здание бывшей Главной аптеки на Красной площади, Саввино-Сторожевский монастырь и ряд других объектов. Такому роду деятельности нередко уделяется недостаточное внимание при изучении архитектурного наследия XVIII века, хотя восстановление памятников и принципы их реконструкции, складывавшиеся в ту эпоху, как и в целом вопрос о формировании отношения к «древностям» в архитектуре, безусловно, представляют интерес.
В третьей главе анализируется роль Н.Леграна в государственных градостроительных органах, о которых уже говорилось (Отдельный Департамент по созданию проекта плана Москвы 1775 года, Каменный приказ и Управа благочиния Москвы по его осуществлению). Особенностям работы этих учреждений до настоящего времени не было уделено достаточного внимания. В первую очередь это относится к работе архитектурной экспедиции Управы Благочиния. Корректировка проектного плана Москвы 1775 г. и реальные попытки их внедрения Н.Леграном и его командой в сложившуюся ткань города в 1790-е годы подтверждаются многочисленными подробными авторскими чертежами. Ряд из них наиболее ярко отражает развитие градостроительных принципов в творчестве архитектора и в московском градостроительстве в целом. На основании этих документов была сделана попытка графической реконструкции части генерального плана Москвы на середину 1790-х гг. с его корректировкой проектными предложениями Н.Леграна.
Кроме градостроительной практики архитектор продолжал ремонтно-восстановительную работу, связанную с древними ансамблями города. Кадашевский и Хамовный суконные дворы, Андреевский и Симонов монастыри -лишь небольшая часть объектов, где Н.Легран продолжал развивать принципы, выработанные им еще в 1770-е годы.
Во время исследований данной темы были обнаружены материалы ранее неизвестные, а также дополнены документы ранее известные фрагментарно. Некоторые из них позволили уточнить биографические данные, составить иное представление о характере творчества мастера. В работе были привлечены документы из архивных и музейных фондов РГАДА, РГИА, РГВИА, ЦИАМ, ЦАНТДМ, РГАЭ, ГНИМА им. Щусева, ГИМ ОПИ, НИМАХ, ГАТО, ТГОМ, Звенигородского историко-художественного архива и художественного музея, отдела рукописей и музея книги Российской государственной библиотеки, архивного отделения ЦНТБ, центра научной документации научно-исследовательского методического центра УГК ОИП г. Москвы. Несмотря на длительные поиски, до настоящего времени остались некоторые неясные моменты в биографии Н.Леграна, которые не представляется возможным изучить в данный момент. Особенно это относится к его жизни и деятельности до приезда в Россию, что требует работы в архивах Франции.
Ряд документов, приводимых в диссертации, публикуется впервые. Эти архивные материалы даются во втором томе - приложении к работе, который составлен в соответствии со структурой первого тома. Также отдельно прилагается таблица основных исторических дат и соответствующих им событий творческой биографии архитектора.
Заключение диссертация на тему "Творчество архитектора Н. Леграна, 1738/41 - 1791 гг."
Результаты исследования наименее изученного завершающего периода творчества Н. Леграна позволяют дополнить биографию мастера. Благодаря новым данным выявляются существенные аспекты его градостроительной деятельности в Москве. Обнаруженные документы позволяют утверждать, что работа Н.Леграна в качестве главного архитектора Отдельного департамента при Комиссии каменного строения Петербурга и Москвы по созданию "прожектированного" плана Москвы 1775 г. была существенным этапом его творчества. В силу своего служебного положения он играл ведущую роль в работе над этим планом города. Найденные материалы не дают оснований считать, что архитектор лишь косвенно участвовал в его составлении, как это предполагалось некоторыми исследователями. Особенно важно то, что вся дальнейшая работа архитектора в Москве, по существу, была посвящена реализации и корректировке этого плана.
Своеобразие творчества Н.Леграна состоит в том, что кроме архитектурной работы, включавшей строительство в Москве целого ряда "партикулярных" и государственных зданий, мастер на протяжении всей своей деятельности решал градостроительные вопросы, находясь во главе органов управления планировочным развитием Москвы. Он должен был заниматься "урегулированием" города, "приведением его в приличное состояние", соответствующее представлению о городе в эпоху классицизма. Благодаря найденным в ходе исследования документам, работа Н.Леграна в Отдельном Департаменте при Комиссии о каменном строении С.Петербурга и Москвы, Каменном Приказе и Архитектурной Экспедиции Управы Благочиния может рассматриваться как преемственная реализация определенной градостроительной концепции. Именно это занимает главенствующее положение в творческой биографии архитектора. Его роль как главного архитектора названных организаций была основополагающей в осуществлении в Москве градостроительной политики государства в последней трети XVIII века. Несомненно, это влияло и на ход развития архитектуры Москвы в 1774-1800 годах.
Причем именно в градостроительстве наиболее ярко проявилась связь творчества Н.Леграна с представлениями о городе ученых (критиков) французского Просвещения и теоретиков архитектуры. Здесь существенную роль играли взгляды Екатерины II, как известно, увлекавшейся трактатами французских мыслителей, в частности, рассмотренным нами трудом архитектора Р.Деламара.
Обмерная фиксационная деятельность, занимавшая большую часть времени Н.Леграна и работа по "урегулированию" многих частей Москвы, совмещение новых проектных предложений, со стремлениями максимально сохранить значительные элементы существовавшей застройки можно считать чертой, отличающей творчество Н.Леграна. Возможно, благодаря именно этому сочетанию в работе градостроителей последней четверти XVIII века, которое являлось одним из важнейших их творческих принципов, Москва получила тот неповторимый облик, в котором сочетались классицистические сооружения и древние постройки города, его исторические элементы и природные пространства.
Продолжением работы в градостроительных учреждениях для Н.Леграна следует считать его педагогическую деятельность. Обучая архитектурных помощников и учеников, создавая по существу свою школу, он обеспечивал дальнейшее развитие и воплощение классицистических градостроительных идей как в конце XVIII в., так и уже в начале XIX в. Здесь уместно упомянуть план
Москвы, составленный учеником Н.Леграна И.Марченковым и изданный Н.Кольчугнным в 1789 г. и Т.Полежаевым в 1796 г., который развивал основные идеи "прожектированного" плана 1775 г. Сын и ученик мастера - Н.Н.Легран младший) в 1809 -1821 годах участвовал в перепланировке Твери и в создании "фасаднического плана", изданного в 1812 - 1835 годах - в собрании фасадов, утвержденных к строительству в российских городах. За успешное окончание работ он был назначен губернским архитектором Твери, являвшейся в тот период административным центром трех губерний: Тверской, Новгородской и Ярославской. Кроме него многие другие воспитанники Н.Леграна - старшего стали в дальнейшем губернскими архитекторами: Н.Урюпин в начале XIX в. служил архитектором Тульской губернии,1 А.Меленский был Волынским губернским архитектором, а с 1799 по 1820-е годы городским архитектором Киева, где работал над составлением генерального плана города, проектировал и строил многие сооружения. А.Крылов долго работал в Москве, а впоследствии был губернским архитектором Ярославской губернии. Н.И.Кузьмин также плодотворно работал в Москве, получил звание архитектора в Академии Художеств и преподавал в школе Кремлевской экспедиции. Ф.К.Соколов после совместной работы с Н.Леграном в Каменном Приказе и Управе Благочиния, участвовал в переработке генерального плана Москвы 1775 г. (вариант, предложенный Я.А.Брюсом в 1786 г.). М.Ф.Казаковым архитектор был привлечен к составлению "фасадического" плана Москвы. Ф.К.Соколов выполнил перспективный вид столицы с показанием высоких зданий ( к нивелированному плану Москвы 1806-1808 гг.), работая старшим архитектором в созданной в 1813 году Комиссии для строений в Москве участвовал в восстановлении многих городских ансамблей после пожара 1812 г.
1 РГАДА, ф. 1239, оп. 187, д.5588, л. 49, 50.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Первая монографическая работа о Н.Легране, безусловно, страдает неизбежной неполнотой. Одна из причин этого - недостаточная изученность творчества мастера, скудность архивных материалов о нем, часть которых к сожалению утеряна безвозвратно, или осталась недоступной. Особенно ошутим недостаток информации о жизни архитектора до его приезда в Москву и о его творчестве в 1780-е годы.
В диссертации расмотрены только документально подтвержденные архитектурные работы Н.Леграна, его градостроительная и педогогическая деятельность в той степени, в которой это позволяет сделать источники. Тем не менее, даже то, что пока удалось узнать о деятельности Н.Леграна, рисует привлекательный образ энергичного, трудолюбивого и широко образованного мстера, даже неполный перечень неполный перечень которого выделяет его существенную роль в московской архитектурной жизни последней трети ХМII в.
Мастер будучи воспитанником парижской академической школы содействовал распространению идей французского классицизма XVII - XVIII веков. При том, что деятельность французских мастеров в Москве оставалась малоизвестной. Сегодня можно говорить о существовании в архитектурном развитии древней столицы конца XVIII в. достаточно активных русско-французских связях, в первую очередь творчество Н. Леграна .
При этом, архитектору удавалось умело сочетать в практике ее с тем влиянием, которое оказывало на него русская архитектура. Удачное совмещение классицистических идей, связь их с французской школой и давало возможность столь плодотворно работать мастеру в древней российской столице, заслуживая высокие отзывы современников.
В результате исследования можно сделать вывод о том, что Н.Легран в соответствии с особенностями архитектурных потребностей Москвы много работал не только в области проектирования общественных и частных зданий, но много занимался и ремонтно-восстановительными работами. Обследованные, отремонтированные или перестроенные им древние постройки, крупные монастырские и промышленные комплексы (только известные на сегодня) поражают своим количеством. Принципы работы архитектора на них служат фундаментом возникшей московской школы научной реставрации XIX в. При этом им были привнесены новые, почерпнутые из европейской классицестической теории методы работы в средневековых ансамблях. Основной задачей здесь остается поиск соотношения "старой" - древнерусской и "новой" классической архитектуры применительно к России последней трети XVIII в.
Кроме этого, выявленные многочисленные фиксационные документы, составленные Н.Леграном в ходе этих работ: обмерные чертежи, описи, сметы, дополняющие его проекты, дают сегодня ценный материал как для характеристики архитектурно-художественного облика отдельных элементов столицы, так и для их реставрации.
Невозможно переоценить вклад Н.Леграна в градостроительное развитие Москвы последней трети XVIII в. Возглавив работу по созданию ее первого проектного плана в 1774 г., он до последних лет своей жизни был занят его воплощением, корректируя планы отдельных кварталов при выдаче разрешений на строительство в городе. Участие архитектора в градостроительной политике можно рассматривать не только как управление его перепланированием, но и более широко, - как попытку содействовать преобразованию города, опираясь на теоретические воззрения мыслителей французского классицизма, которыми во многом руководствовалась императрица Екатерина II и ее правительство. Архитектурное руководство Н.Леграна градостроительной политикой на протяжении четверти века непроизвольно способствовало вовлечению Москвы в круг европейских городов, преобразуемых согласно новым эстетическим идеалам эпохи Просвещения.
Возможно, столь же значительной была его роль в области усадебного строительства. Утверждение К.И.Бланка и В.И.Баженова о том, что Н.Легран "много строил" в Москве в конце 1770-х годов и ряд других фактов дают нам право на такое предположение. Этот вопрос, однако, требует дальнейших исследований2.
К сожалению, автору были недоступны архивы Франции, а также личный архив И.Э.Грабаря, материалы которых могли бы в значительной степени прояснить неизученные аспекты биографии архитектора.
В заключение необходимо выразить глубокую признательность сотрудникам архивов и музеев Москвы и Петербурга: прежде всего Т.Н.Никитиной, С.И.Вареховой, В.К.Шуйскому, В.А.Кондрашинон за помощь при работе с документами; Л.А.Шитовой, Н.С.Датиевой, В.В.Зубареву и другим исследователям, оказавшим помощь в поисках новых материалов.
2 Данная работа, может послужить началом более пристального изучения творчества НЛеграна. В дальнейшем, бесспорно, предстоят уточнения, которые скорректир\ют то, что удалось сделан, к настоящему времени, позволят яснее представить индивидуальность этого мастера и его вклад в русскую архитектуру.
ГАТО ГАРФ ГИМ ОПИ
ГНИМА
ГПИБ
ЗИА и ХМ
МИМ НИМАХ
ПСЗРИ РГАВМФ
РГАДА РГАЛИ
РГАЭ РГБ МК
РГБ ОР
Библиография Клименко, Юлия Гаврииловна, диссертация по теме Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
1. Аксельрод А.И. Московская школа классической архитектуры XV1.I в. Дис. на соиск. уч. степ. канд. архит. М., б.г.
2. Актовые книги Москвы XVIII столетия. Т. XII. М., 1893.
3. Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства М., т.1 2, 1967.
4. Аркин Д.Е. Городской ансамбль во французской архитектуре XVIII века. Городская площадь //Академия архитектуры. М., 1936, № 5, с. 3-27.
5. Аркин Д.Е. Париж: Архитектурные ансамбли. М., 1937. .
6. Архитектурные ансамбли Москвы XV начала XX веков. Принципы художественного единства. Под ред. Т.Ф.Саваренской. М., 1997.
7. Архитектурный архив. Сб. ст. М., 1946.
8. Базен Ж. История истории искусства: От Вазари до наших дней: Пер. с фр. Мм 1994.
9. Байбурова P.M. Городской усадебный дом русского классицизма и французский классицистический отель // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М., 1985, с. 116 126.
10. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М., 1983.
11. Барышникова Е.Ю. Во главе Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы // Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII. СПб., 1997, с. 613 -634.
12. Белехов Н., Петров А. Иван Старов: Материалы к изучению творчества. М., 1950.
13. З.Белецкая Е., Каплун А.И., Пилявскнй В.И. и др. Архитектор В.П.Стасов. М., 1950.
14. Белецкаи Е., Крашенинникова Н., Чернозубова Л., Эрн И. "Образцовые" проекты в жилой застройке русских городов XVIII XIX вв. М., 1961.
15. Белецкая Е.А. Архитектурные альбомы М.Ф.Казакова. М., 1956.
16. Биографический словарь профессоров и преподавателей имп. Московского Университета. Под ред. С.П.Шевырева. Т. 1 2. М., 1855.
17. Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. Т. П. М., 1933.
18. Боидаренко И.Е. Архитектурные памятники Москвы. Вып. III. М., 1904.
19. Бринкман А. Архитектурный классицизм XVIII в. //История архитектуры в избранных отрывках. М., 1935.
20. Будылииа М.В. Архитектурно-градостроительная деятельность в Москве в последней четверти XVIII нач. XIX вв. Ч. 1: "Градостроительная деятельность Каменного приказа (1775 - 1782 гг.)", М., 1951 ( машинопись ) //РГАЭ, ф. 377, on. 1, д. 226, л. 1-138.
21. Будылина М.В. Архитектурное образование в Каменном приказе ( 1775 -1782) //Архитектурное наследство. № 15, М., 1963, с. 111 120.
22. Будылина М.В., БраЛцева О.И., Харламова A.M. Архитектор Н.А.Львов. М., 1961.
23. Будылина-Кафка М.В. История планировки и восстановления Москвы. Дисс. на соиск. учен. степ. канд. искусств. М., 1946 (машинопись) //РГАЭ, ф. 293, оп. 3, д. 43.
24. Бунин А.В. История градостроительного искусства. Т. 1, М., 1953.
25. Бунин А.В. История градостроительного искусства. Т. 1, М., 1979.
26. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Т. 1 -2. М., 1979.
27. Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII века. М., 1983.
28. ВеГщлер И.Ф. Иоганна Фридерика Вейдлера Военная архитектура, или Фортификация, переведенная с латинского языка магистром Дмитрием Аничковым. 1766.
29. Венедиктов A.M. Восемнадцатый век. Архитектура //История европейского искусствознания: От античности до конца XVIII в. /Отв. ред. Б.Р.Виппер. Т.П.Ливанова. М., 1963.
30. Вздорнов Г.И. К архитектурной истории Саввина-Сторожевского монастыря //Памятники культуры. Вып.З. М., 1961, с. 110- 122.
31. Виже-Лебрен в России 1795 1801 //Русский быт по воспоминаниям современников в XVIII в. Вып. 2. СПб., 1907. >
32. Виноградов А. Стендаль и его время. М., 1938.
33. Виньола. Правило о пяти чинах архитектуры Якова Бароция Девигнола. М, 1712.
34. Витрувий. Десять книг об архитектуре. Перев. С. Савицкого. Рукопись. 1757.
35. Власюк А.И., Каплун A.I!., Кнпарпсова А.А. Казаков. М., 1957.
36. Восемнадцатый век. Сб. ст. под ред. В.Н.Смоляппнова. т.2. СПб., 1905.
37. Генпадн Г.Н. Список архитектурных сочинений, вышедших на русском языке. СПб., 1873.
38. Генпадп Г.Н. Список книг о русских монастырях и церквах. СПб., 1854.
39. Герасимов Ю.Н. Теоретики архитектуры французского классицизма и их вклад в развитие градостроительной эстетики. Дис. на соиск. уч. степ. канд. архит. М., 1971.
40. Гильдебрандт П.А. Московская полиция //Древняя и новая Россия. 1878. № 4.
41. ГлумовА.Н. Н.А. Львов. М„ 1980.
42. Голлербах Э. Архитектор И.Е.Старов. М., 1939.
43. Головин М.Е. Краткое руководство к гражданской архитектуре, или зодчеству, изданное для народных училищ Российской империи. СПб., 1789.
44. Гольденберг П.А. Старая Москва. М., 1947.
45. Гольденберг П.И. н ВЛ1. Как росла старая Москва //Архитектура СССР. 1935. № 10, с. 94 103.
46. Горохова Е.Т. Празднование Кючук-Кайнарджийского мира //Екатерина. Великая и Москва. Каталог выставки. М., 1997, с. 89 91.
47. Горохова Е.Т. Уложенная Комиссия //Екатерина Великая и Москва. Каталог выставки. М., 1997, с. 79 81.
48. Горчаков Н. Кремлевский дворец. Модель и закладка его по проекту архитектора Баженова при императрице Екатерине II //Москвитянин. 4.V, №9. М., 1842, с. 162-165.
49. Грабарь И.Э. В поисках неизвестных построек В.И.Баженова // Неизвестные и предполагаемые постройки В.П.Баженова. М., 1951.
50. Грабарь И.Э. О русской архитектуре: Исследование. Охрана памятников. М„ 1969.
51. Грабарь И.Э. Письма 1941 1960. М., 1983.
52. Грабарь И.Э. Ранний александровский классицизм и его французские источники //Старые годы. СПб., 1912. июль сентябрь, с. 68 - 97.
53. Грабарь И.Э. Ранний александровский классицизм и его французские источники //О русской архитектуре: Исследование. Охрана памятников (Отв. ред. Т.П.Каждан.). М., 1969.
54. Гращенков В.Н. Наследие Палладно в архитектуре русского классицизма //Советское искусствознание. М. 1983, с. 201 -234.
55. Григорьев В.А. Зерцало управы благочиния (Эпизод из истории устава благочиния 1782 г. )//Русский исторический журнал. 1917. Кн. 3-4, с.
56. Григорьев В.А. Реформа местного управления при Екатерине II. СПб., 1910.
57. Гуляницкий Н.Ф. Архитектурно-градостроительные проблемы развития русского усадебного строительства во второй половине XVIII первой трети XIX в. //Архитектура русской усадьбы. М., 1998, с. 77 - 86.
58. Гуляницкий Н.Ф. Черты преемственности и композиции центров русских, перепланированных в XVIII в. городов //Архитектурное наследство. № 29. М., 1981, с. 3- 17.
59. Дель-Медико. Историческое и практическое рассуждение о гражданской архитектуре. Перев. А.Петрова. СПб., 1785.
60. Дидро Д. Собрание сочинений. Т. X Россика. М., 1947.
61. Дмитриев А.С. Романтизм и Просвещение борьба или взаимодействие? //Вопросы литературы. М., М., 1972, с. 117 - 130.
62. Домшлак М.И. Назаров. М., 1956.
63. Домшлак М.И. Типология и эволюция московской городской усадьбы
64. XVIII XIX веков //Творческий отчет мастерской № 7. М., 1976.
65. Дьяконов М.В. К биографическому словарю московских зодчих XVIII
66. XIX веков //Русский город. Москва и Подмосковье. Вып. 4. М., 1981, с.205 -206.
67. Евснна Н.А. Архитектурная теория в России XVIII века. М., 1975.
68. Евспна Н.А. Русская архитектура в эпоху Екатерины II. М., 1994.
69. Екатерина Великая. Записки. М., 1912.
70. Журавская Э.Д., Преснова Н.Г. Екатерина II и подмосковные усадьбы //Екатерина Великая и Москва. Каталог выставки. М., 1997, с. 157 159.
71. Западноевропейская художественная культура ХУШвека. М., 1980.
72. Записки графа Сепора о пребывании его в России в царствование Екатерины II (1785-1789). Спб., 1865.
73. Записки Якоба Штелпна об изящных искусствах в России. Т. 1 2. М., 1990.
74. Згура В.В. Проблемы и памятники, связанные с В.И.Баженовым. М., 1928.
75. Згура В.В. Старые русские архитекторы. М. Пг., 1923.
76. Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII. Спб., 1997.
77. Золотницкая З.В. Кремлевские строения и зодчество Москвы //Екатерина Великая и Москва. Каталог выставки. М., 1997, с. 107 109.
78. Зомбе С.А. Прогрессивные черты русского градостроительства второй половины XVIII века (на примере Москвы). Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. искусств. М., 1963.
79. Зомбе С.А. Проект плана Москвы 1775 года и его градостроительное значение //Ежегодник института истории искусств за 1960 г. М., 1961, с. 53 -96.
80. Зубов В.П. Первые русские переводы Витрувия //Архитектура СССР. 1938. №5, с. 86.
81. Ильин М. и Шапошников Ю. Исторические этапы планировки и архитектуры Москвы // Архитектура и строительство. № 6. М., 1947, с. 2 8.
82. Ильин М.А. "Фасадический" план Москвы М.Ф.Казакова //Архитектурное наследство. № 9. М., 1959, с. 5 14.
83. Ильин М.А. Архитектура Москвы в XVIII веке. М., 1953.
84. Императрица Екатерина II, цесаревич Павел Петрович и великая княгиня Мария Федоровна. Письма 1783-1796. Спб., 1874.
85. Историческая выставка архитектуры 1911 г.: Биографии архитекторов, работы которых находились на выставке. Спб., 1912.
86. История архитектуры в избранных отрывках. /Под ред. М.В.Алпатова, Д.Е.Аркнпа, Н.И.Брупова. М., 1935.
87. История русского искусства /Под ред. И.Э.Грабаря. T.IV VIII. М., 1954 -1963.
88. История русского искусства /Под ред. И.Э.Грабаря. Т.З. СПб., 1909.
89. История русской архитектуры. Изд. 2-е. М., 1956.
90. Каждан Т.П. Некоторые особенности развития московской архитектурной школы во второй половине XVIII века //Русский классицизм второй половины XVIII начала XIX века. М., 1994.
91. Каменева Т.Е. Деятельность Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы в 1772-1774 гг. и роль И.Е.Старова в этой работе //Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М. 1991, с. 123 137.
92. Кантор Е.А. Классическое и неклассическое во французской архитектуре второй половины XVIII в. //ГМИИ, Випперовские чтения. М., 1984/с. 153 -170.
93. Каржавин Ф. Сокращенный Витрувий, или совершенный архитектор. М. 1789.
94. Катков М. Речь о классической архитектуре, говоренная учеником второго класса Мефодием Катковым. М., б.г.
95. Кириллов В.В. Московский Университет (история строительства и реконструкции) // М.Ф.Казаков и архитектура классицизма. М., 1996, с. 39 -47.
96. Коантеро Ф. Школа деревенской архитектуры, или наставление, как строить прочные дома о многих жильях из одной только земли и из других обыкновенных и дешевых материалов. Перев. с немецкого А. Барсова. М., 1794.
97. Коваленскап Н.Н. История русского искусства XVIII века. М. JL, 1940: 1962.
98. Колосовскни А.Д. Планы Москвы XVIII -XIX столетий. М. 1885.
99. Кондаков С.Н. Список русских художников к юбилейному справочнику Императорской Академии Художеств. 1914.
100. Копанев II.А. Распространение французской книги в Москве в середине XVIII в. //Французская книга в России в XVIII в. Очерки истории. Л., 1986.
101. Копанев Н.А. Французская книга и русская культура в середине XVIII в. : Из истории международной книготорговли. Л., 1988.
102. Косточкнп В.В. Саввнн-Сторожевский монастырь в XVII XVIII веках // Сообщения Института истории искусств. Вып. 12, М., 1958, с. 112 - 118.
103. Крашениншнсов А.Ф. Кокоринов и Деламот первые зодчие эпохи классицизма в России. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. искусств. Л., 1964.
104. Крашенинников А.Ф. Проект здания московской кконторы Коллегии иностранных дел неосуществленный замысел архитектора Ж.-Б.М.Валлен Деламота //Столичный город. Вып.2. М., 1998, с. 141 - 144.
105. Крашенинников А.Ф. Проект здания московской конторы Коллегии иностранных дел неосуществленный замысел архитектора Ж.-Б.М.Валлен Деламота//Столичный город. Вып.2. М., 1998, с. 141 - 144.
106. Крылова 3. Новое подтверждение авторства Баженова в создании бывшего дома Пашкова //Архитектура СССР. № 10. 1955. с.47-48.
107. Курбатов В.Я. Классицизм и ампир //Старые годы. Спб., 1912, июль-сентябрь, с. 105 119.
108. Лавров В. Пути формирования плана Москвы // Архитектура и строительство. № 11. 1947.
109. Лавров В.А. Развитие планировочной структуры исторически сложившихся городов. М., 1977.
110. Лебрен К. Рисовальное искусство или Способ самому собою научиться рисовать, состоящей в тринадцати таблицах, из примеров славных художников, Карла ле Бруна и Роберта. М*. 1774.
111. Леврон Ж. Лучшие произведения французских архитекторов прошлого. /Пер. с фр. К.Г.Окунской, под ред. Ефимова. М., 1986.
112. Леклерк С. О пяти чинах архитектурных, по правилам Виньоловым с прибавлением французского чина. СПб., 1790.
113. Лем И. Опыт городовым и сельским строениям или Руководство к основательному знанию производить всякого рода строения. СПб., 1785.
114. Лем И. Теоретические и практические предложения о гражданской архитектуре с объяснением правил витрувия, палладия, серлия, виньолы, блонделя и других. СПб., 1794.
115. Лннковский В.Г. Архитектурные модели в России //Старые годы. 1910, декабрь, с. 3 19.
116. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.,1980.
117. Лихачев Д.С. Поэзия садов. Л., 1982.
118. Ловцов Ф.М. Исторические сведения о церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Могильцах. М., 1899.
119. Локтев В. О баженовском проекте реконструкции московского Кремля //Художественная культура XVIII века. Материалы научной конференции. М., 1974.
120. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). СПб., 1994.
121. Марка Витрувия Поллиона об архитектуре. Кн. I- X. Спб., 1785, 1792 -1797.
122. Мартынов А. Русская старина. Т. II. М.,1848.
123. Машков И. Здание конца XVII в. на Красной площади в Москве // Архитектура СССР. 1940. № 11, с. 68 69.
124. Михайлов А.И. Архитектор Д.В.Ухтомский и его школа. М., 1954,
125. Михаилов А.И. Баженов. М., 1951.
126. Михайлова М.Б. Античность источник архитектурных идей и композиций европейского зодчества XV-XIX вв. //Культура и искусство античного мира. М., 1980, с. 221-237.
127. Михайлова М.Б. Национальное и художественное своеобразие русских и британских усадеб в системе города классицизма //Архитектура русской усадьбы. М., 1998.
128. Михайлова М.Б. Типы сооружений античности в архитектуре русского классицизма //Архитектурное наследство. № 22. 1974, с. 3 12.
129. Молчанов А. А. Саввин-Сторожевский монастырь //Архитектура и строительство Подмосковья. Вып.4. 1984.
130. Московский классицизм. Архитектура в Москве во время Екатерины II и Александра I //Мир искусства. № 7, т. 12, 1904, с. 149 198.
131. Моссэр М., Рабро Д. Шарль Де Вайи и русские архитекторы. Каталог выставки: "Шарль Де Вайи, художник архитектор в Европе Просвещения". Париж. Б. м., б. г.
132. Мягкова К. Л. Проблемы аллегорического мышления в западноевропейской художественной культуре к. XVIII н. XIX вв. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. искусств. М., 1979.
133. Некрасов М. Краткое наставление к рисовальной науке в пользу российского юношества, сочиненное имп. Московского Университета рисовальным мастером Мпхайлом Некрасовым. М., 1760.
134. Некрасов М. Краткое наставление к рисовальной науке для цветов и узоров, сочиненное ими. Московского Университета рисовальным мастером Михайлом Некрасовым. М., 1764.
135. Некрасов М. Краткое наставление к рисовальной науке, для ландшафтов, сочиненное имп. Московского Университета Михайлом Некрасовым рисовальным мастером. М., 1766.
136. Николаев Е.В. Классическая Москва. М., 1975.
137. Николаев II.Н. Указатель чертежей Московским церквам и состоящих в их приходах дворам и лавкам за 1775 1782 гг. Вып. 1. М., 1884.
138. Николаев II.С. Архитектурное образование в Москве в XVIII XIX вв. М., 1984.
139. Ожегов С.С. Типовое и повторное строительство в России в XVIII XIX веках. М., 1984.
140. Остроухое В. Московское Лазаревское кладбище. Историческое исследование, составленное на основании имеющихся в кладбищенской церкви разных документов местным священником Вл. Остроуховым. М. 1893.
141. Откёр Л. Классическая архитектура в Санкт-Петербурге конца XVIII в. СПб., 1912.
142. Откёр Л. Рим и возрождение античности в конце XVIII века. Очерк-происхождения стиля ампир. Спб., 1912.
143. Памятники архитектуры Московской области. Т. 1-2. М., 1975.
144. Памятники архитектуры Московской области. Т. 1-2. М., 1999.
145. Памятники архитектуры Москвы. Белый город. М., 1989.
146. Памятники архитектуры Москвы. Земляннои город. М., 1989.
147. Памятники архитектуры Москвы. Замоскворечье. М., 1994.
148. Памятники архитектуры Москвы. Территория между Садовым кольцом и границами города XVIII века (от Земляного до Камер-Коллежского вала). М., 1998.
149. Памятники русской архитектуры и монументального искусства. N1. 1985.
150. Папухина Н.Б. "Изъяснение В.И.Баженова // Русский архив. Вып. 1. М. 1991, с. 24- 26.
151. Пенчко Н.А. Московский университет им. Ломоносова. Документы и материалы по истории Московского Университета второй половины XVIII века. Т. III. М., 1963.
152. Переписка Екатерины II с Гриммом //Сборник Императорского русского исторического общества. Т. 23. СПб., 1878.
153. Петров Л.П., Зо.мое С.Л., Сытина Т.Л1. Градостроительство //История русского искусства. Т.VI. М., 1961, с. 186 235.
154. Петров П.Н. Сборник материалов для истории С-П.Академии Художеств. Т. 1. СПб., 1864.
155. Петров П.Н. Строительное дело в России при Екатерине II // Зодчий. № 10-11. М., 1880, 1880, с. 89- 101.
156. Петров Ф.А. Формирование системы университетского образования в России. Т. I III, М., 1998 - 1999.
157. Пилявскин В.И. Стасов архитектор. Л., 1981.
158. Пилявскин В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры. Л., 1984.
159. Пино-Сёрепсен М. Славное убежище. Приобретение фондов Клериссо Екатериной II // Архитектор Екатерины Великой Шарль Луи Клериссо. Каталог выставки, СПб., 1997, с. 66 - 73.
160. Письма Екатерины II к М. Гримму//Императорское русское историческое общество. Сборник. Т. XXIII. Спб., 1878.
161. Письма о России в Испанию Дюка де Лириа: Осьмнадцатый век. Кн. 2. М., 1869.
162. Письма русских писателей XVIII века. Л., 1980.
163. Познание строения подводных укреплений, в наставление помещику и селянину. Пер. с немецкого. СПб., 1795.
164. Полевой инженер, или Офицер по случаю нужды строющей полевое укрепление. С французского языка перевод с надлежащими изъяснениями и дополнениями от Егора и Павла Цициановых . Б.м., 1767.
165. Полежаев Т. Историческое и топографическое описание Москвы. М., 1796.
166. Полное собрание законов Российской империи (Собрание первое): Книга чертежей и рисунков: (Планы городов). СПб., 1839.
167. Порсш В.Ю. Князь Д.М.Голнцнн (Верховин) и французские книги его библиотеки //Книгопечатание и книжные собрания в России до сер. XIX в. Л., 1979, с. 98- 111.
168. Потапов А.А. Очерк древней русской гражданской архитектуры //Древности. Т. XX. Вып. 2. М., 1903.
169. Проскурякова Т.С. О регулярности в русском градостроительстве XVII -XVIII вв. //Архитектурное наследство. № 28. М., 1978, с. 37 46.
170. Путеводитель по Москве. М., 1792.
171. Пыляев М.И. Старая Москва. 1891.
172. Розанов Н. Саввинское подворье в Москве и московские преосвященники Викарии. М., 1862.
173. Романов Н. Западные учителя Баженова //Академия архитектуры. № 2. М., 1937, с. 19-22.
174. Россия Франция: век Просвещения: Русско-французские культурные связи в 18-м столетии: Каталог выставки. Л., 1987.
175. Руководство (Краткое) к гражданской архитектуре и зодчеству (Издано для народных училищ российской империи). СПб., 1704.
176. Русская академическая художественная школа в XVIII в. М. Л., 1933.
177. Русская культура XVIII в. и западноевропейская литература. Сб. ст. Л., 1980.
178. Русский биографический словарь, изд. Половцевым. СПб., 1903.
179. Русское ис кусство XVIII века /Под ред Т.В.Алексеевон. М., 1973.
180. Русское искусство второй половины XVIII первой половины XIX века Сб. ст. /Под ред Т.В.Алексеевой. М., 1979.
181. Рязанцев И.В. Характерные черты архитектуры раннего классицизма в России (на примере общественных зданий) //Вестник Московского университета. 1964. № 2, с. 62 70.
182. Саваренския Т.Ф. Основные направления в развитии теории западноевропейского градостроительного искусства XVIII XIX вв. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. докт. искусств. М., 1979.
183. Саваренская Т.Ф., Швидковский Д.О. н Петров Ф.А: История градостроительного искусства. Поздний феодализм и капитализм. М., 1989.
184. Саввино-Сторожевский монастырь близ Звенигорода. М., 1904.
185. Сводный кат алог русской книги XVIII в. 1725 1800 гг. М., 1966.
186. Сивков К.В. Частные пансионы и школы Москвы в 80-х годах XVIII века //Исторический архив. №6.
187. Скворцов Н.А.Материалы по Москве и московской епархии за XVIII век. Вып. 1 -2. М., 1911, 1914.
188. Слюнькова И.Н. Граф З.Г. Чернышев и градостроительные новации в России второй половины XVIII века // Архитектура мира. № 4. М., 1995.
189. Смирнов С.К. Историческое описание Саввина-Сторожевского монастыря. М. 1877.
190. Снегирев В.Л. Архитектор В.П.Баженов. Очерк жизни и творчества. М. 1937.
191. Собрание фасадов Его Императорского Величества высочайше апробованных для частных строений в городах Российской Империи. Ч. 15. СПб. 1809 1812.
192. Состояние столичного города Москвы 1785 г. М., 1879.
193. Сытин П.В. История планировки и застройки Москвы. Т.2 (1762 -1812гг.) М., 1952.
194. Тарановская М.З. Карл Росси. Архитектор. Градостроитель. Художник. Л., 1980.
195. Татарннова И.М. Новые материалы к творческим биографиям
196. B.И.Баженова и И.Е.Старова (пенсионерские годы) //Труды Академии художеств СССР. М. 1987, с. 153 161.
197. Уваров Л.С. Саввин-Сторожевский монастырь близ Звенигорода //Древности. Труды комиссии по сохранению древних памятников Московского археологического общества. Т.З. М., 1909, с. VII-VHI.
198. Фальконе Э.М. (перев. А.Л.Фрей) //Мастера искусства об искусстве. М., 1967, с. 356 357.
199. Федосеева Е.П. Описание архитектурных материалов. Москва и московская область. Труды отдела рукописей ГПБ им. М.Е.Салтыкова-Щедрина. Л., 1956.
200. Французская книга в России в XVIII в. Очерки истории. Л., 1986.
201. Фридерпкс А. Разговор о вкусе для всех в свете городов, а особливо для
202. C.Питербурга и прочих мест под одинаковым с ним климатом. Пер. с немецкого Н.Осипов. СПб., 1796.
203. Хавский П.В. Собрание законов о полицейском управлении, или Наказы губернаторские и Устав Управы Благочиния. С включением законов, им предшествующих и последующих с 1708 по апрель 1823. Спб., 1823.
204. Храповицкий А. Дневник. Спб., 1874.
205. Чекалевский П. Рассуждения о свободных художествах, с описанием некоторых произведений российских художников. Спб., 1792.
206. Чернов А.В. Государственные учреждения в России в XVIII в. (Законодательные материалы). М. 1960.
207. Четыре книги Палладиевой архитектуры. СПб., 1798. Предисловие Н.А.Львова.
208. Швидковский Д.О. Восточная тема в русской архитектуре второй половины XVIII века //Русский классицизм. М., 1995.
209. Шпндковскпн Д.О. Город русского просвещения. М., 1991.
210. Швидковский Д.О. Идеальный город русского классицизма //Дени Дидро и культура его эпохи. М., 1989, с. 186 196.
211. Швидковский Д.О. Императорский заказ и система взаимосвязей русской и европейской архитектуры в течении XVIII столетия // Заказчик в истории русской архитектуры. М., 1994, с. 141-165.
212. Швидковский Д.О. К вопросу о просветительской концепции среды русских дворцово-парковых ансамблей эпохи Просвещения //Век
213. Просвещения, Россия и Франция. Материалы научной конференции "Випперовские чтения 1987". Вып. XX. М. : ГМИИ, 1989, с. 185 - 200.
214. Швндковскпй Д.О. Культура Просвещения и русская архитектура второй половины XVIII века //Архитектура в истории русской культуры. М., 1996, с. 99- 100.
215. Швндковскпй Д.О. От Александровой дачи дот Александровского дворца. "Тема Александра" в архитектуре загородных дворцов "поздней" Екатерины //Вопросы искусствознания. 1994. №4, с. 335 358.
216. Швндковскпй Д.О. Система взаимосвязей русской и европейской архитектуры в 1760 1780-х гг. //Диалог культур. Материалы научной конференции "Випперовские чтения - 1992". Вып. XXV. М.: ГМИИ, 1994, с. 105- 117.
217. Шевченко В.Г. Архитектурные проекты для России //Архитектор Екатерины Великой Шарль Луи Клериссо. Каталог выставки. СПб., 1997, с.74 - 83.
218. Шереметевскнй В.В. Каменный приказ XVIIlBeKa //Описание дел и бумаг архива Министерства юстиции. Кн.8. М., 1891.
219. Шквариков И. Очерк истории планировки и застройки русских городов. М., 1954.
220. Шквариков В.А. Архитектура эпохи Российской империи (вт. пол. XVIII и пер. пол. XIX в.) //История русской архитектуры. М., 1956, с. 337 520.
221. Шквариков В.А. Планировка городов России XVIII и начала XIX века. М., 1939.
222. Штурм jl. Архитектура воинская, гипотетическая и эклектическая, то есть верное наставление, как разными немецкими, французскими, галанскими и итальянскими манерами с добрым прибытком, как в регулярной фортификации пользоваться возможно . М., 1709.
223. Шуйский В.К. Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот //Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век. СПб., 1997, с. 325 379.
224. Шуйский В.К. Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот //Зрелое русское барокко и ранний классицизм. СПб., 1997, с.73 106.
225. Шуйский В.К. Строгий классицизм. СПб., 1997.
226. Blondel J.F. Architecture Francaise ou recueil de plans elevations, coups et profiles. Vol. 1-4. Paris, 1752-1756.
227. Blonde. J.F. Cours d'Architecture ou traite' de la decoration, distribution et construction des batiments. Vol. 1-4. Paris, 1771-1773.
228. Chambray R. de Parallele de l'Architecture antique avec la moderne. Paris, 1650.
229. Cordemoy L.J. Nouveau Traite' de toute l'Architecture. Paris, 1706.
230. Delaware R. Traite' de la police. Paris, 1705-1738, 4 v.
231. Dandre-Bardon M.-F. Costume des anciens peuples 'a Tusage des artistes, Paris, 1772, 3 vol.
232. Erouart G., Mosser M. A propos de la «Notice historique sur la vie et les ouvrage de J.-B. Piranesi» : origine et fortune d'une biografie, in Piranese et les Francais. Rome, 1978.
233. Grands Prix d'Architecture. Pprojets couronne's par TAcademie d'Architecture et par Institut National de France. Paris, 1828.
234. Hautecoeur L. Histoire de l'Architecture classique en France. Tomes V, VI. Paris, 1953, 1955.
235. Hautecoeur L. Histoire de I'Art en France. //Revue de I'Art. 1968, 1-2, p. 127128.
236. Ноггпкпш W. Laugier and eighteenth century French Theory. London, 1985.
237. Kaufmann E. The architecture of the Age of Reason. Cambridge 1969. ,235. Laugier М.Л. Essai sur 1'architecture.Paris, 1753, 1755.
238. Laugier М.Л. Observation sur l'Architecture. Paris. 1765.
239. Les architectes parisiens du XVIIIe siecle Dictionnaire biographique et critique. Paris, 1995.
240. Lossky B. Dessins et manuscrits de J.B. Michel Vallin de la Mothe (1729 -1800) dans les collections francaises //Bulletin de la Societe de Г Histoire de Г Art francais. Paris, 1988.
241. Lossky B. En attendant la premiere monographic de J.B.M.Vallin de la Mothe (1729- 1800)//Gazette des Beaux-Alts. Paris, 1988. May-juin.
242. Lossky B. Vallin de la Mothe a travers les collections de la S. A. H. C. //Bulletins et Memoires, Societe archeologique et historique de la Chrente. Angouleme, 1989.
243. Maisons et hotels consruits a Paris& dans les environs de 1771 a 1802. Publies par J.-Ch. Krafft, architecte, en N. Rasonnette, graveur. Paris, 1909, PI. 2.
244. Monuments eriges en France a la gloire de Louis XV par M.Patte, architecte de S.A.S. MGR le Prince Palatin, Ducregent de Deux-Ponts. A Paris MDCCL XV.
245. Neufforge J.-F. de. Recueil elementaire d'architecture Vol. 1 9, 900 tabl. Paris, 1757- 1777.
246. Peyre M.J. Oeuvres d'architecture. Paris, 1765.
247. Projets d'architecture et autres productions de art qui ont merite's les grands prix accorde's par TAcademie, par Institut National de France. Paris, 1806.
248. Puteus Perspectiva pictorum et architecturum.
249. Reau L. L'Europe francaise au siecle des Lumieres. Paris, 1938
250. Roshe D. Французское влияние на русскую культуру //Русская академическая художественная школа в XVIII в. М., 1934.
251. Shvidkovsky D. The Empress and the Architect. Architecture and Gardens at the Court of Catherins the Great //New Haven and London. 1996, 97 115.
252. Summerson J. The Architecture of the Eighteenth Century. London, 1969,1986.1. РЬССИЙО&АЯ -«листа»61:00 ~1(5ZT
253. МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ1. РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
254. Московский архитектурный институт (Государственная академия)1. На правах рукописи1. КЛИМЕНКО Юлия Гаврииловна
255. ТВОРЧЕСТВО АРХИТЕКТОРА Н. ЛЕГРАНА 1738 (41) 1798 гг.18. 00. 01 Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия.
256. Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры1. Том II1. Научный руководитель:доктор искусствоведения, профессор Д.О.Швидковский1. Москва 2000
257. Неатрибуированный чертеж храма, подписанный Н.Леграном приведен во второй главе и сопровождается рядом аналогов церквей с подобными планами, построенных в Москве и Подмосковье в последние десятилетия XVIII начале XIX веков.
258. Проектные чертежи были впервые опублнковапы: Клименко Ю. "Проект перестройки Саввнно-Сторожевского монстыря 1778 г. //Царские и нмпсраторспе дворцы. Старая Москва. М.,1997, сс.227, 229.1. Чертежи не публиковались.
259. РГИА, ф. 789, т. 1, ч. 1, д. 704, л. 13. ** РГАДА, ф. 292, кн. 4, л. 1041.
260. РГИА, ф. 789, т. 1, ч. 1, д. 704, л. 13;
261. П.Н.Петров. Сборник материалов для истории С.-П. Академии Художеств, СПб., 1864, т. 1, с. 139-140.1772
262. И.И.Бецкой в письме рекомендовал И.Демидову Н.Леграна. 13 марта И.И.Мелисино куратор московского университета привез архитектора к строителю Воспитательного дома, которому понравились "архитектурные чертежи француза". Однако " его нанять не удалось"*.
263. РГИА, ф. 758, оп. 5, д. 48, л. 17, 23.с 1773
264. РГИА, ф. 789, т. 1, ч. 1, д. 704, л. 13. **РГАДА, ф.248, on. 160, д. 1511 -1514.с 1774
265. Проект, согласование и строительство здания Кригскомнссариата на
266. Садовнической набережной в Москве. С 1777 г. назначен старшим архитектором.
267. РГАДА, ф. 292, оп. 1,кн. 12, 13, 14.1777-1778
268. Ремонтно-восстановительные работы в Саввино-Сторожевском монастыре,проект здания Духовной Семинарии и перепланировки всего монастыря. РГВИА, ф. 418, on. 1, д. 495.1779
269. Ловцов Ф.М. Исторические сведения о церкви Успения пресвятой Богородицы, что на Мопшьцах. М., 1899.с 1791
270. Denis Roshc. Французское влишше на русскую художествештуто школу. //Русская акадешгаеская художествашая школа в XVIII в., М., 1938, с. 41.dr do^a-cfuSiemntt^^^ Oif&v^ —f^1. СС tMjJ^^^^-Z—JL———TT^fr.
271. Автобиографическая записка. РГИА, ф. 789, on. 1, ч. 1, д. 704. л. 8.
272. Свидетельство Санкт-Петербургской Императорском Академии Художеств о том, что архитектор НЛеграп в 1768 г. по представленной архитектурной работе был удостоен зваппя назначенного. 1776 г. -РГИА, ф. 789, оп.1, ч.1, д. 704, л. 7.о
273. С^тмеЛмЛ Шауе^^-и^Махуш- As drnttz-ojjjiJsS^^c^rCajJisr JLWKJu^pjbVcrti&r&y* -iwH. ytruJ $е/Кш))енмг д&шп^ и C^iS/eMictSde/y'ou^irr (ftwL ^c^it^^eiacQi2€\ ehtсЛdi/pua ZtUijL avcc
274. Письмо Н.Леграна к ректору Санкт-Петербургской Императорской Академии Художеств Н.Жиллэ. РГИА, ф. 789, оп.1, ч.1, д. 704, л. 2-5.
275. Со-н^ш/'^^'^гЛЛилэ то ь&гатл^.cJmJie, "czAtuL. 2. Ceivc jouш&ь c/tvr cjuzJfcu^^гш,
276. GL&U^U- Олегам cjiu a^ut ^въшмъ^voujшбо^О^н Cftiza^ cozZW^L '1. Cj/ил въ^ ^W-------^ ^^ i^u/cza^^pzz^
277. Оit; Sam? " (jut- &1&LOK- y^YaaJ c/u^&i,
278. J-ca раиг рагЁла^ tc ' ^иЛ^/^Оуr6u*tdo'U аЬьсСил-леЛг JVl.1. Cccp^cjui £A£ketzL. /dv* ttcxcr
279. Hit CotuzLU*. ^e^Layoijartaibt O/yrvOJCotL C&L.JI
-
Похожие работы
- Творчество архитектора Н. Леграна (1738(41)-1798 гг.)
- Архитектурная деятельность И. Ф. Мичурина. 1720-1750-е годы
- Процесс формирования архитектурно-планировочной структуры Санкт-Петербурга первой трети XIX века
- Архитектурно-градостроительный модуль Джона Нэша
- Образы пространственных построений в творческом процессе архитектора