автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Сценография и развитие европейского садово-паркового искусства Нового времени
Оглавление автор диссертации — кандидата архитектуры Микулина, Евгения Владимировна
Введение: Театральное искусство как пространственный прототип садово-парковой архитектуры.
Глава I. Регулярный сад и перспективная декорация.
Раздел 1. Итальянская перспективная традиция и "возрождение античности".
ПЛ. 1.1. Характерные особенности итальянского регулярного сада и фронтальная декорация в ренессансном театре. 13 ПЛ.1.2.Философские основы ренессансных композиционных построений. а) Мотив "удвоения реальности" в эстетике неоплатонизма. б) Геометризм как метод построения модели мироздания и созерцание как метод ее восприятия. 17 ПЛ. 1.3. Театр и неоплатоническая эстетика. 19 ПЛ. 1.4. "Три сцены" в классическом театре. 21 ПЛ. 1.5. Театрализация пространства как метод воссоздания античных образов. 23 ПЛ. 1.6. Трактовка пасторальной тематики в театральном искусстве Ренессанса. 24 ПЛ. 1.7. Использование сада как театральной сцены и работа декораторов в садах.
ПЛ. 1.8. Сюжетность садово-парковых композиций. 30 ПЛ.1.9. Соотношение регулярных и "естественных" участков сада со сценической практикой. а) Скульптура и машинерия. б) Жанровые аналогии садовых пространств и театральных "сцен". 34 П.1.1.10. Парковая скульптура и ее иконография. 35 ПЛ. 1.11. Архитектурные образы из театрального "арсенала" в парковых ансамблях. 38 ПЛ. 1.12. Организация виллы и принципы сценографии. а) Трехчастный характер паркового пространства как аналогия трем сценам" в классическом театре. б) Философские основания отношения к природе в итальянском регулярном саду. в) Пространственные функции различных частей виллы и ее окружения.
Раздел 2. Развитие театрализации пространства в эпоху барокко XVII века.
П.1.2.1. Преемственность итальянской и французской регулярной традиции.
П.1.2.2. Развитие театрально-декорационного искусства
XVII века: "трехлучие" и мобильные кулисы.
П.1.2.3. Особенности французской регулярной традиции и их аналогии с новыми декорационными эффектами в театре.
П.1.2.4. Содержательная основа барочных построений в театре и парке.
П.1.2.5. Картезианская теория "двух часов" и особенности восприятия пространства.
П.1.2.6. Развитие традиционных аспектов театрализации: театральные представления в садах эпохи барокко.
П.1.2.7. Композиция сада как отражение сценографической программы придворного ритуала.
П.1.2.8. Декорационные аналогии и источники садово-парковых композиций. а) Композиционные аналогии. б) Иконографическое соответствие. 57 П.1.2.9. Новые методы применения перспективных эффектов. а) Трехлучие и пересекающиеся оси. б) Эффект глубинной перспективы. 61 П.1.2.10. Оптические искажения как инструмент построения сценографической программы барочного сада. 62 Выводы по I главе: взаимосвязь декорационной практики и сценографической организации садово-парковых пространств XV-XVII веков.
Глава II. Возникновение пейзажной традиции и ее связь с театральной живописью.
Раздел 1. Развитие декорационной техники и изменение пространственного восприятия природы в конце XVII - начале XVIII вв.
П.П.1.1. Изменение типа паркового пространства - отношение к естественной природе. а) Новое отношение к естественной природе в Англии рубежа XVII - XVIII вв. б) Разнообразие визуальных эффектов пейзажного сада. в) Восприятие композиции в движении. 74 П.П.1.2. Декорационное искусство как источник изменений. а) Принцип "угловой" перспективы. б) Появление объемных элементов декорации. 76 П.Н.1.3. Специфика английской декорационной традиции. 77 П.П.1.4. Философский контекст театральных пространственных приемов: оптические теории Беркли. 82 П.II. 1.5. Важность индивидуального восприятия и ее связь с ситуацией в Англии: постреволюционное общество. 83 П.II. 1.6. Источники появления теории "естественности" и "разнообразия в английской эстетике. а) Влияние итальянских театрализованных садов. б) Взаимосвязь угловой перспективы и асимметричных садовых композиций. в) Перспективная традиция и "направленные виды". г) Стимуляция воображения зрителя как конечная цель комплексного воздействия пейзажных приемов садостроения. 95 Раздел 2. Английская пейзажная традиция: Тений места" и идеализация естественной среды.
П.П.2.1. Пейзажная традиция в декорационной живописи. 100 П.Н.2.2. Круг источников, доступных основателям пейзажной традиции. а) Вопрос о роли пейзажной живописи в развитии ландшафтной традиции. б) Влияние впечатлений от итальянской сценографии. 114 П.П.2.3. Творческие связи ландшафтных дизайнеров и театральных деятелей рубежа XVII-XVIII вв. 117 П.П.2.4. Конкретные парково-сценографические аналогии: иконография и тематика. а) Парковые павильоны и малые формы в английских парках. б) Аналогии пространственных композиций в английском парке и театре XVIII в. в) Тематические садовые сцены.
П.П.2.5. Технические приемы театрализации парковой среды. а) Трехлучие и завершение видов архитектурными объектами. б) Перспективные эффекты и масштабные искажения. в) Сценографические эффекты размещения построек и посадок. 136 П.П.2.6. "Естественная сценография" (Scenery) как способ описания особенностей пейзажа. 141 П.П.2.7. Три сцены, три жанра, три типа паркового пространства: театральный опыт, теории паркостроения. 143 П.П.2.8. Романтические декорации и живописный сад конца XVIII в. 149 Выводы по II главе: декорационная живопись и техника
XVII-XVIII веков и развитие английской пейзажной традиции.
Глава III. Пейзажная традиция и декорационное искусство
России XYIII-начала XIX веков. 156 Раздел 1. Особенности взаимодействия театральной живописи и садово-парковой архитектуры России.
П.III. 1.1. Особенности развития театральной живописи в России. 156 П.III. 1.2.Аспекты восприятия европейского декорационного опыта в России. а) Технический аспект. б) Тематический аспект. 163 П.III. 1.3. Влияние театра на развитие садово-паркового искусства в России XVIII века.
П.1П.1.4. Мотивы театральных декораций в ансамбле Царицыно.
П.Ш.1.5. Театр в усадьбах графа Н.П.Шереметева. а) Тематика и техника декораций. б) Спектакли в садах Н.П.Шереметева. Театрализация паркового пространства. 177 Раздел 2. Пьетро ди Готтардо Гонзага. Театральные декорации и паркостроение на рубеже XVIII - XIX веков. 181 П .111.2.1. Специфика декорационного творчества
П.ди Готтардо Гонзага. а) Сценическая техника. б) Тематика и эмоциональная окраска сценических картин. 184 П.Ш.2.2. Работа П.ди Готтардо Гонзага в Павловске. а) Иллюзорная живопись. б) Представления на открытом воздухе. в) Паркостроение. 190 П.Ш.2.3. Влияние декораций П.ди Готтардо Гонзага на композицию усадьбы Архангельское. 196 П.Ш.2.4. Теоретическое наследие П.ди Готтардо Гонзага. а) Сценография и театральная живопись. б) Садово-парковое искусство. в) Разнообразие впечатлений и эмоциональная выразительность произведений искусства. г) Вопросы восприятия пространственных композиций. д) Роль театрального декоратора во взаимодействии искусств в эпоху романтизма. 214 Выводы по III главе: особенности взаимодействия пейзажной традиции декорационного искусства в России XVIII-начала XIX веков.
Введение 2001 год, диссертация по архитектуре, Микулина, Евгения Владимировна
Возделывая свой сад", по выражению Вольтера, человек наполняет его именно теми формами и образами, которые занимают его мысли, выражают философию и мировоззрение. "Садово-парковое искусство. включает в себя столько аспектов человеческой природы, что для него должно быть отведено особое место в культурологических исследованиях"(32, с.2) - писал Джон Диксон Хант в предисловии к "The Genius of the Place", классической хрестоматии по истории английского пейзажного сада. Включая в себя преобразование ландшафта и установление его композиционных связей с архитектурой, оно представляет собой комплексное отражение культуры каждой эпохи. Садово-парковое искусство служит аллегорическим выражением представлений человека о мире и об ощущении себя в пространстве. Его философские взгляды и представления осуществляются при создании образа идеальной среды парка в зримых формах предметного мира.
Садово-парковые композиции различных эпох, при всем их разнообразии, нередко представляли собой своеобразную модель мироздания, сформированную в соответствии с определенной логикой. "Искусственное формирование природы было подчинено правилам, принадлежащим к определенному и четко документированному культурному миру, миру, созданному самосознанием"(Рирр1,77, с.50) отмечал итальянский исследователь Лионелло Пуппи. Поэтому так многообразен ряд источников, влияние которых можно проследить в садово-парковой архитектуре. И если взаимосвязь литературной традиции и станковой живописи с ландшафтным искусством достаточно полно изучена, то взаимодействие паркостроения с созданием декораций не привлекало должного внимания исследователей.
Тем не менее композиционная связь между театральными декорациями и садово-парковой архитектурой может быть признана характерным явлением европейской культуры. "На протяжении всей истории [паркостроения] на первом плане все время были две темы: театр и восприятие природы человеком".(Steenbergen&Reh,93, с.249) Три основных формы планировки садов, итальянский регулярный, французский регулярный и английский пейзажный, можно разделить именно по степени включенности естественной природы в парковую композицию. С ходом развития садово-паркового искусства происходило постепенное символическое сближение человека, находящегося в рукотворном саду, с пейзажем за его пределами.
Этот процесс был взаимосвязан с развитием декорационного искусства, на протяжении нескольких столетий оказывавшего существенное влияние на ландшафтную архитектуру вследствие своего пространственного характера. "Театр. сыграл важнейшую роль в живописи, архитектуре и ландшафтном дизайне, пространственная эволюция которого сделала возможной связь между этими HCKyccTBaMHM(Steenbergen&Reh,93, с.249). Трехмерность декорации позволяла ей служить своего рода "наброском" реальных парковых композиций; живописные эскизы декораций, будучи плоскостными рисунками, содержат в себе потенциал их воплощения в реальности сада. Театрализованный характер пространства, возникающий в садах, которые представляют собой оптимальное решение задачи создания среды, подчиненной определенным правилам, вполне четко осознавался и формулировался теоретиками и практиками ландшафтного дизайна на протяжении его долгой истории. Характерный пример дает Гертруда Джекил, которая, описывая одну из своих композиций, прибегла ко вполне красноречивым сравнениям: "Ясно, что дети [которые заглянут в этот сад] будут использовать ворота [с картинки 11] для игр, оживляющих увлекательный мир поисков сокровищ и спасения страждущих героинь. Верхняя ступенька - последний оплот преданного защитника крепости, до последнего охраняющего имущество и жену отсутствующего суверена. Тень от стены явно предназначена для того, чтобы укрывать группу заговорщиков в темных плащах и с фонарями - до тех пор, пока не распахнется калитка и на них не бросится герой со шпагой в руке. Все это уместно и правильно: в конце-концов, садовая архитектура и создается во многом именно ради того, чтобы быть сценой".(Jekyll, 46, с.89)
В настоящей работе рассмотрена история взаимосвязи театральной живописи и садово-паркового искусства. Автор также стремился выделить философские источники пространственных представлений, определяющих цели, которые ставили перед собой создатели "второй реальности", искусственной идеальной среды, и, соответственно, технические принципы и приемы, которыми они при этом пользовались.
Характерная взаимосвязь двух искусств наиболее наглядно проявилась в периоды Ренессанса и барокко, что и было отмечено многими исследователями. Взаимосвязь декорационного искусства и английской пейзажной традиции еще не была в должной степени прослежена в работах по истории садово-паркового искусства. Между тем существуют значительные свидетельства того, что и для ландшафтных садов взаимовлияние с театральным искусством было не менее характерно. Изучение этого вопроса является одной из основных целей работы. Однако очевидно, что комплексность проблематики не позволяет рассматривать садово-парковое искусство и театр XVIII века в отрыве от истории их развития, и поэтому первая глава настоящей работы посвящена раскрытию исторической традиции взаимосвязи двух пространственных искусств.
Вопросы и проблематику, поднимаемые в работе, с позиции истории садово-паркового искусства затрагивали А.П.Вергунов, Л.С.Залесская, О.А.Иванова, М.П.Коржев, В.Я.Курбатов, Е.М.Микулина, К.И.Минеева, С.Н.Палентреер, Д.О.Швидковский; среди зарубежных исследователей - E.Battisti, E.Cereghini, M.Hadfield, J.D.Hunt, G.Jellicoe, M.Jourdain, S.Lang, E.MacDougall, A.Matteucci, L.Puppi, M.Roland Michel, R.G.Saisselin, C.M.Sicca, C.Steenbergen, M.Symes, M.Wilson, L.Zangheri. С позиции истории декорационного искусства проблематика диссертации была затронута в работах Л.А.Лепской, М.В.Давыдовой, М.С.Коноплевой, Е.М.Костиной, Л.М.Старикова, И.В.Ступникова, Ф.Я.Сыркиной. Среди иностранных исследователей особенно важны •работы Ph.Hartnoll, S.Kenny, B.Mello, A.M.Nagler, D.Oenslager, L.Orrey, J.Powell, S.Rosenfeld, C.Visser, E.Welsford. Данное исследование во многом опирается на их труды и стремится продолжить изучение проблем, поставленных этими учеными.
Актуальность и научная новизна данного исследования определяется тем, что взаимодействие театральной живописи и садово-паркового искусства Нового времени впервые рассмотрено как целостное явление, имеющее свою логику развития и характерные черты. Это позволит расширить представления о развитии ландшафтного искусства и о зарождении одного из наиболее ярких явлений в его истории -пейзажного парка. Сегодня, когда сохранению исторического наследия во всем мире уделяется пристальное внимание, изучение еще одного аспекта формирования исторических парковых композиций, влияние которого необходимо учитывать при реконструкции памятников, представляется актуальным.
Предметом исследования являются особенности садово-парковых композиций, .складывавшиеся в течение XV-XVIII веков, и роль, которую сыграло в их формировании взаимодействие с театральной живописью. Объект исследования - парки и театральные декорации XV-XVIII веков.
Целью исследования является выявление принципов, по которым происходило взаимодействие театрально-декорационного искусства и садово-парковой архитектуры в каждый из периодов развития двух искусств на протяжении избранного исторического интервала. Особенности каждого периода продиктовали ряд конкретных задач исследования: а) Рассмотрение взаимодействия итальянской и французской регулярной планировочной традиции XV-XVII вв. и театральных декораций с центрально-осевой фронтальной перспективой. б) Анализ истории возникновения и развития пейзажной планировочной традиции в Англии начала XVIII в. и влияния, которое оказало на этот процесс развитие театральной декорационной техники и живописи. в) Рассмотрение вопросов взаимодействия театральной живописи и садово-паркового искусства в России рубежа XVIII-XIX вв.
Границы исследования определяются необходимостью проследить историческую традицию взаимодействия двух искусств и потому достаточно широки. Они включают в себя произведения садово-паркового и декорационного искусства начиная с XV и заканчивая началом XIX века, однако основное внимание концентрируется в данной работе на XVIII столетии.
Методика исследования основывается на совместном изучении произведений паркового и театрально-декорационного искусства. Их анализ опирается на разнообразные источники по истории садово-парковой архитектуры и декорационного искусства, мемуарную литературу и специальные исследования, позволяющие получить представление об образе жизни данного времени; на графические материалы по планировке парков и их сооружений, а также эскизы и описания театральных декораций. Для выявления характерных и общих черт между парковым пейзажем в реальности и его изображением в декорационной живописи в ходе работы были сделаны графические аналитические схемы.
Апробация. Результаты и основные положения работы были доложены на научных конференциях:
1. "Всероссийская межвузовская студенческая научная конференция: Роль московской архитектурной школы в архитектуре и градостроительстве России XVIII-XX вв", 1999. "Театральная живопись и парковый пейзаж в Западной Европе XVIII века".
2. Юбилейная конференция Российской Академии Художеств, а £ посвященной памяти В.И.Баженова, 1999. "Мотивы театральных декораций в ансамбле Царицыно"
Кроме того, основные положения работы были изложены в восьми статьях (список смотри в конце автореферата).
Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из двух томов. Первый содержит введение, три главы, выводы к ним, заключение и библиографию. Его объем - 240 страниц. Второй том содержит иллюстративные таблицы, включая копии материалов по садово-парковой архитектуре и образцы театральной живописи.
Заключение диссертация на тему "Сценография и развитие европейского садово-паркового искусства Нового времени"
Выводы по III главе: особенности взаимодействия пейзажной традиции и декорационного искусства в России XVIII-начала XIX вв.
1. В силу исторических особенностей развитие новой театрально-декорационной техники в России происходило с определенным хронологическим отставанием от Европы и под влиянием приглашенных мастеров-иностранцев. В области театральной живописи отставание сказалось в том, что на русской сцене одновременно существовали достаточно четкая и соответствующая европейским тенденциям пейзажная тематика в сочетании с устаревшей, в основном, декорационной техникой.
2. Создав определенный культурный разрыв, хронологическое запаздывание одновременно привело к тому, что новейшие европейские стилистические находки появлялись в России уже полностью сформировавшимися и цельными. Это одинаково верно и относительно театральной живописи, и садово-парковой архитектуры. В этой последней области для России характерно одновременное создание разностилевых ансамблей, последовательно выдержанных в традиции, которую предпочитали владельцы. Под влиянием этих факторов созданные в России памятники обладают одновременно особой стилевой чистотой и национальным своеобразием.
3. Для сферы взаимодействия театральной живописи и садово-паркового искусства особенно характерно, что в специфических российских условиях были созданы крупнейшие памятники, позволяющие как бы со стороны проследить характерные особенности общеевропейской тенденции. К их числу относится театрализованная по построению композиция усадьбы Царицыно - пример последовательной реализации единого проектного замысла от декорационных эскизов до реальных построек.
4. Другой своеобразный пример взаимодействия двух искусств в России — и уникальный тип усадьбы-театра, созданный графом Н.П.Шереметевым. Он отразил сразу несколько аспектов, характерных для истории развития искусств: традицию постановок на открытом воздухе, традицию активной роли аристократов-любителей в создании театров и садов, и принцип подчинения усадебного пространства задачам театрализации.
5. Отдельной страницей мировой и российской культурной истории стоит творчество П. ди Готтардо Гонзага, на рубеже XVIII - XIX вв. внесшего крупнейший вклад одновременно в садово-парковое искусство и театральную живопись. Обладая уникальной сценической техникой, Гонзага довел иллюзорную традицию театральной живописи до ее предельного выражения, и перенес выработанные им приемы создания пространственных композиций в реальную парковую среду Павловска. Кроме того, тематика и техника его творчества оказали косвенное влияние на композицию усадьбы Архангельское.
6. Теоретическое наследие Гонзага, в котором были впервые озвучены основные аспекты исторического взаимодействия садово-парковой архитектуры и театральной живописи, подвело своеобразный итог этому историческому процессу, зафиксировав его состояние на высшей точке развития.
Заключение.
В работе была проанализирована история взаимодействия театральной живописи и садово-паркового искусства за длительный период с конца XV века до I четверти XIX века. В течение этого времени, будучи, по сути, различными ступенями осуществления пространственных представлений, произведения этих двух видов искусства обладали близкими свойствами. При этом в театральной живописи, обычно, зарождалось воплощение данных представлений, в то время как в садово-парковом искусстве происходила их наиболее полная реализация.
Такая традиция взаимодействия двух искусств возникла в Италии во время Ренессанса, что было следствием развития неоплатонической эстетики и соответствовало новому отношению к театру, связанному со стремлением к возрождению его античных основ. На этом этапе возник ряд важнейших принципов организации пространства, которые сохраняли свое значение на протяжении по крайней мере трех веков. Это принцип создания регулярного пространства как выражения идеальной гармонии и образа преобразованного человеком мира, связанное с этим преобладание фронтальной центрально-осевой перспективы и трехчастной композиции, а так же четкое разделение пространства на сценографическую, или архитектурную, зону того или иного ансамбля и "фон": театральный живописный задник или пейзаж за пределами виллы.
Важнейшим фактором совместного развития пространственных искусств явилась возникшая в эпоху Ренессанса практика работы театральных декораторов в садах и использование парковых ансамблей как естественной сцены для различных спектаклей. Можно констатировать, что в значительной степени на протяжении всего рассматриваемого периода существовала тенденция к театрализации парковой среды. Это было связано с сюжетностью садово-парковых композиций — формированием в ренессансном саду последовательности сцен, аналогичной развитию театрального действия. Так же возникало иерархическое соотношение "регулярных" и "естественных" участков сада, имевшее аналогии в создании различных по характеру театральных пространств. Этот аспект был связан с их подобием "трем сценам" античного театра, описанным еще Витрувием: "трагической", "комической", изображающим различную по характеру архитектуру, и "сатирической", призванной показать картины сельской местности или дикой природы.
Важное значение имела парковая скульптура и ее связь с театральной иконографией, что осуществлялось с помощью набора "персонажей", идентичного на сцене и в украшениях садов. Следует так же выделить роль архитектурных образов, возникавших в театральных декорациях и использовавшихся с тем же иконографическим и пространственным характером при организации садовых композиций. В результате композиция ансамбля виллы как формы ренессансного загородного жилища оказывалась аналогичной построению сценической картины эпохи Возрождения.
В период расцвета европейского барокко дальнейшее развитие парков и театра укрепило возникшую взаимосвязь. Развитие двух искусств, в значительной степени, происходило за счет преемственности итальянской перспективной традиции. Одновременно расширение возможностей декорационной техники, в которой в начале XVII века произошел отказ от центрально-осевой перспективы в пользу трехлучия, обеспечивающего большее разнообразие сценических картин, и были изобретены передвижные кулисы, сделавшие смену декораций более динамичной, нашло аналогию в развитии французского регулярного сада. В нем усилилось динамическое восприятие композиций и приобрели принципиальное значение иллюзорно-оптические эффекты. Значительной влияние на эволюцию принципа регулярности оказала картезианская философия. Одним из ее аспектов было отразившееся в геометризме композиций требование ясности и отчетливости понятий. Другим - теория "двух часов", утверждающая существование двух независимых друг от друга систем, в которых внешние проявления причинно-следственных связей синхронизированы по воле Творца. Это убеждение определяло значение оптических иллюзий в сценической технике и парковых планировках. "Язык" пространственных представлений в этой ситуации становился прерогативой избранных, что соответствовало идеологии абсолютной монархии, в которой представление о благоустроенном волею государя порядке стало основой идеальной модели мира, соответствующей замыслу Создателя.
При возникновении английской пейзажной традиции связь театральной живописи и садово-паркового искусства не только не ослабела, но лишь приобрела иной характер. Сады этого стиля отразили изменение отношения к естественной природе, которое, в свою очередь, стало следствием индивидуализации восприятия пространства у английских мыслителей, деятелей культуры и архитекторов. Причем, во многом, в свою очередь, возникновение подобного отношения к окружающему миру было в определенной степени вдохновлено образами декорационного искусства XVII - начала XVIII веков.
Влияние декорационной живописи на сады имело два аспекта. Первый, технический, был связан с развитием декорационной техники, ознаменовавшимся появлением "угловой" перспективы и объемных элементов декорации, и изобретением кулис-ширм, свободно размещаемых на сцене. Комплекс этих приемов обеспечил правдоподобие сценографии, связанное с ключевыми для ранней пейзажной традиции идеями естественности и разнообразия. Благодаря этому возникал эффект включения действия в декорационную картину. Впечатление от этих театральных новшеств привело к переосмыслению представлений о парковом пространстве. Приближая декорационную картину к персонажу и зрителям, эти технические приемы соответствовали эстетике Просвещения, провозглашавшей значение отдельной личности и ее право на особые, индивидуальные отношения с окружающим человека миром.
Сюжетный аспект влияния декорационной живописи связан с существованием пейзажной традиции в сценографии. Возникнув в эпоху
Ренессанса как развитие одной из трех "сцен" классического театра, она непрерывно развивалась в течение XVI-XVII вв. и нашла особый отклик в английской декорационной школе. Благодаря этому набор характерных для пейзажного парка сюжетов и визуальных образов раньше, чем где-либо, появился в декорационной живописи.
Ориентация на воссоздание традиции итальянской ренессансной виллы, провозглашенная основателями английского пейзажного парка, вызвала к жизни использование при создании ландшафтного сада таких приемов театрализации, как наличие тематических сцен, иконографического значения павильонов и скульптуры, жанрового разделения пространств.
Осуществить взаимодействие театральной живописи и садово-паркового искусства в рамках пейзажной традиции было тем легче, что большинство создателей садов, как архитекторов, так и дилетантов, были одновременно людьми театра (сценографами, драматургами, меценатами). Благодаря этому в английских пейзажных садах возникла театрализованная среда, созданная с целью воспроизведения идеала естественной природы. В садово-парковом проектировании появились технические приемы, почерпнутые из арсенала театральной живописи: использование многоосевых композиций, завершение видов архитектурными объектами; эффекты угловой перспективы и масштабные искажения построек и элементов ландшафта для создания определенной иллюзии; размещение объектов и посадок в соответствии со смысловым сценарием, предполагающим определенную схему движения в пространстве пейзажного парка.
Театрализация среды английского сада нашла отражение в литературных описаниях различных ландшафтов, образной трактовке пейзажных композиций. Характерным оказывалось жанровое разделение парковых пространств на "три типа сцен", в соответствии с театральной традицией. В период расцвета пейзажных парков театральная живопись и ландшафтная архитектура окончательно стали частью единого культурного контекста, сформировав общие принципы двух искусств, развивающихся параллельно, обогащая друг друга. В особой степени это проявилось в том, как возникновение романтических декораций отразилось в эстетике "живописного" сада.
Распространение новой декорационной техники и принципов ландшафтного сада, происходившее по всей Европе во II половине XVIII века, проявилось и в России. Именно в нашей стране взаимодействие театра и садово-паркового искусства достигло исключительно высокой степени выражения в целом ряде тесно связанных между собой явлений. Среди них - связь московских ансамблей, как предназначенных для праздничного действия, так и являющихся императорскими резиденциями, с отчетливо сюжетным построением композиции (комплекс Триумфальных сооружений Ходынского поля и архитектурный ансамбль усадьбы Царицыно). Практика крепостного театра и осуществление архитектурных заказов графа Н.П.Шереметева привели к возникновению уникального типа усадьбы-театра, где создаваемое пространство было полностью подчинено постановочным эффектам.
Именно в России были осуществлены замыслы Пьетро ди Готтардо Гонзага, крупнейшего сценографа и ландшафтного архитектора рубежа XVIII-XIX вв. Его деятельность стала кульминацией исторической традиции взаимодействия двух искусств, позволяющей проследить наиболее характерные особенности их сосуществования. В своем обширном литературно-теоретическом наследии мастер впервые дал взаимодействию театральной живописи и садово-парковой архитектуры теоретическое осмысление, отметив что декоратор, "имея возможность с помощью живописи и театральной машинерии без особых затрат возводить самые разнообразные здания,., может пускаться на самые дерзкие эксперименты и таким путем проверять производимое ими впечатление в эфемерной обстановке театральной сцены. Это составляет весьма существенное преимущество театрального декоратора перед архитектором - строителем зданий, у которого меньше возможностей упражняться на практике и который встречает намного больше препятствий". (Гонзага, 130, с. 15 5)
Библиография Микулина, Евгения Владимировна, диссертация по теме Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
1. "Adam, a Religious Play of the Twelfth century", Seattle, University of Washington Publications in Language and Literature, 1., 1926. Современная публикация текста "A source book in theatrical history", New York, Dover Publications Inc., 1959.'
2. Addison J., "The Spectator", ## 37, 414, 417, 477, London, 1711-1712. Современная публикация текста "The Genius of the Place. The English Landscape garden 1620-1820", ed. by Hunt J.D. and Willis P., Cambridge (Mass), The MIT Press, 1988.2
3. Addison J., "The Tatler", ## 161, London, 1710. Современная публикация текста "The Genius of the Place. The English Landscape garden 1620-1820", ed. by Hunt J.D. and Willis P., Cambridge (Mass), The MIT Press, 1988.
4. Algarotti F., "An Essay on the Opera", London, 1767. Современная публикация текста "A source book in theatrical history", New York, Dover Publications Inc., 1959.
5. Allardyce N., "The Garrick stage: theatres and audience in the eighteenth century", Manchester, Manchester University Press, 1980.
6. D'Ancona A., "Origini del teatro italiano", Torino, 1891. Современная публикация текста "A source book in theatrical history", New York, Dover
7. В текстологическом отношении применительно к ряду театральных источников XII-XVIII веков автор основывался на их публикации в хрестоматии "A source book in theatrical history", New York, Dover Publications Inc.*, 1959.
8. Apuleius of Madaura, "The Metamorphoses or Golden Ass", transl. H.E.Buder, Oxford, The Clarendon Press, 1910.
9. D'Aubignac F.H., "The Whole Art of the Stage", London, 1657. Современная публикация текста "A source book in theatrical history", New York, Dover Publications Inc., 1959.
10. Battestin M., "The providence of wit. Aspects of form in Augustan literature and arts", Oxford, The Clarendon Press, 1974.
11. Blomfield R., "The formal garden in England", London, Macmillan, 1936.
12. Burke J., "English art 1714-1800", Oxford, The Clarendon Press, 1976.
13. Busino O., A discription of a masque "Pleasure Reconciled to Virtue", 1618. Современная публикация текста "A source book in theatrical history", New York, Dover Publications Inc., 1959.
14. Buttlar A., "Der englische Landsitz 1715-1760: Simbol einess liberalen Weltentwurfs", Maander, Mittenwald, 1982.
15. Cereghini E., "The Italian Origins of Rousham". Сборник "The History of Garden Design. The Western Tradition from the Renaissance to the Present Day", ed. by M.Mosser&G.Teyssot, Thames&Hudson, 1991
16. Chambers W., "A Dissertation on Oriental Gardening", 1772. Современная публикация текста "The Genius of the Place. The English Landscape garden 1620-1820", ed. by Hunt J.D. and Willis P., Cambridge (Mass), The MIT Press, 1988.
17. Charlesworth M., "Alexander Pope's garden at Twickenham: an architectural design proposed", Journal of Garden History, vol.7, #1, January-March 1987.
18. Clark H.E., "The English Landscape Garden", Glouchester, Alan Sutton, 1980.
19. Coats P., "Great Gardens of the Western World", London, Spring Books, Hamlyn Publishing Group Ltd, 1968.
20. Coffin D., Предисловие к сборнику "The Italian Garden. Dumbarton Oaks Colloquium on the history of landscape architecture", ed. by Coffin D., Washington DC, Dumbarton Oaks Trustees for Harvard University, 1972.
21. Colvin H., "A biographical dictionary of British architects, 1600-1840", London, Murray, 1978.
22. Crook J.M., "The dilemma of style: architectural ideas from the picturesque to the post-modern", London, Murray, 1982.
23. Di Somi L.E., "Dialoghi", рукопись. Современная публикация текста "А source book in theatrical history", New York, Dover Publications Inc., 1959.
24. Evelyn J., "Elysium Britannicum", 1699.Современная публикация текста "The Genius of the Place. The English Landscape garden 1620-1820", ed. by Hunt J.D. and Willis P., Cambridge (Mass), The MIT Press, 1988.
25. Foss M., "The age of Patronage. The arts in England 1660-1750", New York, 1972.32. "The Genius of the Place. The English Landscape garden 1620-1820", ed. by Hunt J.D. and Willis P., Cambridge (Mass), The MIT Press, 1988.
26. Geza H., "Romantische Garten der Aufklarung", Wien, Bohlau Verlag, 1989.
27. Girouard M., "Life in the English country house. A social and architectural history", London, 1979.
28. Gloag J., "Georgean Grace. A social history of design 1660-1830", New York, 1956.
29. Gothein Marie Luise, "Geschichte der Gartenkunst", Academie des Bauwesens in Berlin, 1914.
30. Hadfield, M., "A History of British Gardening", London, John Murray, 1979.
31. Harris E., "British architectural books and writers, 1556-1785", Cambridge, 1990.
32. Hartnoll Ph., "The Theatre. A concise history", Tames&Hudson, 1991.41. "The History of Garden Design. The Western Tradition from the Renaissance to the Present Day", ed. by M.Mosser&G.Teyssot, Thames&Hudson, 1991
33. Holme C.G., "The gardens of England in Southern and Western counties", London, 1907.
34. Holme C.G., "The gardens of England in Northern counties", London, 1911.
35. Hunt J.D., "Ut Pictura Poesis: The Garden and the Picturesque in England (1710-1750)". Сборник "The History of Garden Design. The Western Tradition from the Renaissance to the Present Day", ed. by M.Mosser&G.Teyssot, Thames&Hudson, 1991
36. Irwin D., "English neoclassical art. Studies in inspiration and taste", London, 1966.
37. Jekyll G., Weaver L., "Gardens for small country houses", Suffolk, "Antique Collectors Club", 1981.
38. Kenny S.S., "Theatre, related arts, and the Profit Motive: an overview". Сборник "British theatre and other arts, 1600-1800", ed. by Kenny S.S., Washington, Folger Books, Ass. University Press, 1984.
39. Knight, R P., "An Analytical Inquiry into the Principles of Taste", 1805. Современная публикация текста "The Genius of the Place. The English Landscape garden 1620-1820", ed. by Hunt J.D. and Willis P., Cambridge (Mass), The MIT Press, 1988.
40. MacDougall E., "Fountains, Statues, and Flowers. Studies in Italian Gardens of the Sixteenth and Seventeenth Centuries", Washington DC, Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 1994.
41. Matteucci A.M., "The Italian Baroque and Rococo Garden". Сборник "The History of Garden Design. The Western Tradition from the Renaissance to the Present Day", ed. by M.Mosser&G.Teyssot, Thames&Hudson, 1991.
42. Mello В., "Trattato di Scenotecnica", Istituto Geografico De Agostini, Novara, 1999
43. Moggridge H., "Notes on Kent's garden at Rousham", Journal of Garden History, vol.6, #3, July-September 1986.
44. Molyneux S., "Letter on Petersham Lodge / New Park, 14 February 1713. Современная публикация текста "The Genius of the Place. The English1.ndscape garden 1620-1820", ed. by Hunt J.D. and Willis P., Cambridge (Mass), The MIT Press, 1988
45. Moore C.W., "The poetics of gardens", Cambridge (Mass.), The MIT press, 1988.
46. Nagler A.M., "A source book in theatrical history", New York, Dover Publications Inc., 1959.
47. Norgate E., "Miniatura", 1648-1650, ed. by M.Hardie, Oxford, 1919.
48. Nourse Т., "Campania Foelix, an Essay of a Country House", London, 1700.
49. Oenslager D., "Stage design: Four centuries of scenic invention", New York, 1975.
50. Ogden H. and Ogden M., "English taste in landscape in the seventeenth century", Michigan, 1955.
51. Orrey L., "Opera. A concise history", Thames&Hudson, 1996.
52. D'Outreman H., "Historie de la ville et comte de Valenciennes", Douai. 1639.71. "The Oxford Companion to Gardens", Goode P., Jellicoe G.&S., Lancaster M., Oxford, Oxford University Press, 1986.
53. Papworth J., "Designs for rural residences.", London, 1818.
54. Price В., "Creative landscapes of the British Isles: writers, painters, composers and their inspiration", London, 1983.
55. Price C., "Theatre in the age of Garrick", Oxford, Blackwell, 1973.
56. Pollux I., "Extracts Concerning the Greek Theatre and Masks", London, 1775. Современная публикация текста "A source book in theatrical history", New York, Dover Publications Inc., 1959.
57. Powell J., "Restoration theatre production", London, Routledge&Kegan Paul, 1984.
58. L.Puppi, "The Villa Garden of the Veneto from the Fifteenth to the Eighteenth Century". Сборник "The Italian Garden. Dumbarton Oaks Colloquium on the history of landscape architecture", ed. by Coffin D., Washington DC, Dumbarton
59. Oaks Trustees for Harvard University, 1972.78. "Recollections of the Life of John O'Keeffe", London, 1826. Современная публикация текста "A source book in theatrical history", New York, Dover Publications Inc., 1959.
60. Robertson T.W., "Theatrical Types", "Illustrated Times", London, 1864. Современная публикация текста "A source book in theatrical history", New York, Dover Publications Inc., 1959.
61. Roland Michel M., "Scenography and Perspective in Eighteenth-Century French Gardens". Сборник "The History of Garden Design. The Western Tradition from the Renaissance to the Present Day", ed. by M.Mosser&G.Teyssot, Thames &H udso n, 1991
62. Rosenfeld S., "Foreign theatrical companies in Great Britain in the 17th and 18th centuries", Happenheim, 1972.
63. Rosenfeld S., "Georgean scene painters and scene painting", Cambridge, Cambridge University Press, 1981.
64. Rosenfeld S., "Landscape in English Scenery in the Eighteenth century". Сборник "Essays on the Eighteenth century English Stage", ed. by Richards R and Tompson P., London, Methuen, 1972.
65. Rosenfeld S., "A short history of scene design in Great Britain", Oxford, Blackwell, 1973.
66. Rosenfeld S., "Temples of Thespis: some private theatres and theatricals in England and Wales, 1700-1820", London, The society of theatre research, 1978.
67. Sabbatini N., "Pratica di fabricar scene e machine ne' teatri", Ravenna, 1638. Современная публикация текста "A source book in theatrical history", New York, Dover Publications Inc., 1959.
68. Saisselin R.G., "The French garden in the eighteenth century: from Belle Nature to the landscape of time", Journal of Garden History, vol.5, #3, July-September 1985.
69. Serly (Serlio) S., "The First Book of Architecture", London, 1611. Современная публикация текста "A source book in theatrical history", New York, Dover Publications Inc., 1959.
70. Shenstone W., "Unconnected Thoughts on Gardening", 1764. Современная публикация текста "The Genius of the Place. The English Landscape garden 1620-1820", ed. by Hunt J.D. and Willis P., Cambridge (Mass), The MIT Press, 1988.
71. Sicca C.M., "Lord Burlington at Chiswick: architecture and landscape", "Garden History", The Journal of the Garden History Society, v. 10, № 1, 1982.
72. Spence J., "A Letter to the Earl of Lincoln (on Stourhead)", 1765. Современная публикация текста "The Genius of the Place. The English Landscape garden 1620-1820", ed. by Hunt J.D. and Willis P., Cambridge (Mass), The MIT Press, 198.
73. Spence J., "Letter to the Rev. Mr. Wheeler (on gardening)", 1751. Современная публикация текста "The Genius of the Place. The English Landscape garden 1620-1820", ed. by Hunt J.D. and Willis P., Cambridge (Mass), The MIT Press, 1988.
74. Steenbergen C., Reh W., "Architecture and Landscape. The design experiment of the great European gardens and landscapes", Munich, Prestel-Verlag, 1996.
75. Symes M., "David Garrick and landscape gardening", Journal of Garden History, vol. 6, #1, January-March 1986.
76. Symes М., "John Donowell's views of Chiswick and other gardens", Journal of
77. Garden History, vol.7, #1, January-March 1987.
78. Taylor G., "History of the Amateur Theatre", Malksham, Venton, 1976.
79. Temple W., "Upon the Garden of Epicurus", 1692. Современная публикация текста "The Genius of the Place. The English Landscape garden 1620-1820", ed. by Hunt J.D. and Willis P., Cambridge (Mass), The MIT Press, 1988.
80. Thomas K., "Man and the Natural World; Changing Attitudes in England, 1500-1800", Harmondsworth, Pengiun, 1984.100. "The Times and Hudson encyclopaedia of British art", ed. D.Bindman, London, 1985.
81. Varey S., "Space and the eighteenth century English novel", Cambridge, 1990.
82. Vasari G., "The Lives of the painters, Sculptors and Architects", transl. A.B.Hinds, E.P.Dutton&Co, New York, 1927.
83. Visser C., "Scenery and Technical design". Сборник "The London theatre world 1600-1800", ed. by Hume R, Southern Illinois University Press, 1980.
84. Vitruvius, "The Ten Books on Architecture", transl. M.H.Morgan, Cambridge (Mass), Harvard University Press, 1926.
85. Walpole H., "The History of the Modern Taste in Gardening", 1771/1780. Современная публикация текста "The Genius of the Place. The English Landscape garden 1620-1820", ed. by Hunt J.D. and Willis P., Cambridge (Mass), The MIT Press, 1988.
86. Welsford E., "The Court Masque", Cambridge University Press, 1927.
87. Whately Т., "Observations on Modern Gardening", 1765. Современная публикация текста "The Genius of the Place. The English Landscape garden 1620-1820", ed. by Hunt J.D. and Willis P., Cambridge (Mass), The MIT Press, 1988.
88. Williams R., "Rural Economy and the Antique in the English Landscape
89. Garden", Journal of Garden History, vol.7, #1, January-March 1987.
90. Wilma Holsboer S., "L'historie de la mise en scene dans le theatre francais de 1600 a 1657", Paris, 1933. Современная публикация текста "A source book in theatrical history", New York, Dover Publications Inc., 1959.
91. Wilson M., "William Kent. Architect, designer, painter, gardener. 1685-1798", London, Routledge&Kegan Paul, 1984.
92. Woodbridge K., "The Stourhead Landscape", The National Trust, 1982.
93. Wotton H., "The Elements of Architecture", 1624. Современная публикация текста "The Genius of the Place. The English Landscape garden 1620-1820", ed. by Hunt J.D. and Willis P., Cambridge (Mass), The MIT Press, 1988.
94. Wyndham H. S., "The Annals of Covent Garden Theatre", London, Chatto & Win dus, 1906.
95. Zangheri L., "The Gardens of Buontalenti". Сборник "The History of Garden Design. The Western Tradition from the Renaissance to the Present Day", ed. by M.Mosser&G.Teyssot, Thames&Hudson, 1991.1. На русском языке:
96. Анисимова Л.В., "Композиционные принципы построения парковых ландшафтов на неудобных территориях (на примере исторического паркостроения), диссертация на соиск. ученой степени кандидата архитектуры, М., 1984.
97. Безсонов С.В., "Архангельское подмосковная усадьба", М., "Всесоюзная Академия Архитектуры", 1937.
98. Безсонов С.В., "Архангельское", М., "Московский Рабочий", 1952.
99. Дж.Беркли, "Опыт новой теории зрения", 1709. Цитируется, по изданию "Дж.Беркли. Сочинения", М., "Мысль", 1978.
100. Дж.Беркли, "Трактат о принципах человеческого знания, в котором исследованы главные причины заблуждений и затруднений в науках, а также основания скептицизма, атеизма и безверия", 1710. Цитируется, по изданию "Дж.Беркли. Сочинения", М., "Мысль", 1978.
101. Болотов А., "Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков", 3 том, М.-Л., Academia, 1931.
102. Булавина Л.И., "Архангельское", М., "Московский рабочий", 1981.
103. Ф.Бэкон, "Опыты и наставления нравственные и политические: XXXVII. О масках; XLVI. О садах ", издание 1625 года. Цитируется по изданию "Ф.Бэкон. Сочинения в 2-х томах", т. 2, М., "Мысль", 1972.
104. Вазари Дж., "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих", том 2, М., "Искусство", 1963.
105. Вдовин Г.В., Лепская Л.А., Червяков А.Ф., "Останкино. Театр-дворец", М., "Русская книга", 1994.
106. Вергунов А.П., Горохов В.А., "Русские сады и парки", М., "Наука", 1988.
107. Гонзага П.Г., "О чувстве, вкусе и о прекрасном" ("Du sentiment, de gout et de beau"), СПб, 1811. Перевод А.Г.Мовшенсон. Цитируется по изданию "Пьетро ди Готтардо Гонзага. 1751-1831. Жизнь и творчество. Сочинения", М., "Искусство", 1974.
108. Горохов В.А., Лунц Л.Б., "Парки мира", М., "Стройиздат", 1985.
109. Давыдова М.В., "Очерки истории русского театрально-декоративного искусства XVIII начала XX в.", М., "Наука", 1974.
110. Дзордзи Э.Г., "Театральное пространство во Флоренции XV-XVII веков", М., "Советский художник", 1978.
111. Дубяго Т.Б., "Русские регулярные сады и парки", Ленинград, "Госстройиздат", 1963.
112. Залесская Л.С., Микулина Е.М., "Ландшафтная архитектура", М., "Стройиздат", 1979.
113. Иванова О.А., "Павловский парк", Л., 1956.137. "Иллюстрированная история мирового театра", под ред. Дж.Р.Брауна, М., "Бертельсманн Медиа Москау АО", 1999.
114. Коноплева М.С., "Театральный живописец Джузеппе Валериани", Л., 1948.
115. Костина Е.М., Сыркина Ф.Я., "Русское театрально-декорационное искусство", М., "Искусство", 1978.
116. Курбатов В.Я., "Сады и парки", Санкт-Петербург, Издание товарищества М.О.Вольфа, 1916.
117. Лепская Л.А., "Репертуар крепостного театра Шереметевых", М., ГЦТМ им. А.А.Бахрушина, 1996.
118. Лосев А.Ф., "Эстетика Возрождения", М., "Мысль", 1982.
119. Микулина Е.М., "История садово-паркового искусства и эволюция среды", диссертация на соиск. ученой степени доктора архитектуры, М., 1984.
120. Минеева К.И., "Принципы реставрации памятников ландшафтного искусства и установления их охранных зон (на примере Царицына)", диссертация на соиск. ученой степени кандидата архитектуры, М., 1970.
121. Минеева К.И., "Царицыно", М., "Искусство", 1988.
122. Михайлов И., "Баженов", М., Гос. Изд-во литературы по строительству и архитектуре, 1951.
123. Молева Н.М., "Усадьбы Москвы", М., "Информпечать", 1998.
124. Ожегов С.С., "История ландшафтной архитектуры", М., "Стройиздат", 1993.
125. Павлова В.А., "Исторические концепции ландшафтной архитектуры", диссертация на соиск. ученой степени кандидата архитектуры, М., 1998.150. "Павловск. Очерк истории и описание 1777-1877", Санкт-Петербург, 1877.
126. Палентреер С.Н., Ландшафтное искусство (Построение пейзажей в парках и лесопарках), М., "Росвузиздат", 1963.
127. Познанский В.В., "Архангельское", М., "Искусство", 1966.153. "Проекты и рисунки архитектора В. И. Баженова", М., Изд-во
128. Академии Архитектуры СССР, 1949.
129. Рапопорт В.Л., "Парк в Архангельском", М., "Реклама", 1971.
130. Рассел Б., "История Западной Философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней", в 2-х томах, Новосибирск, "Изд-во Новосибирского Университета", 1994.
131. Романюк С.К., "По землям московских сел и слобод", М., ЗАО "Сварог и К", 1998.
132. Саваренская Т.Ф., "Западноевропейское градостроительство XVII -XIX веков. Эстетические и теоретические предпосылки", М., "Стройиздат", 1987.
133. Смирнов В.И., "Театры подмосковных усадеб", диссертация на соиск. ученой степени кандидата архитектуры, М., 1946.
134. Старикова A.M., "Театр в России XVIII века. Опыт документального исследования", М., ГЦТМ им. А.А.Бахрушина, 1997.
135. Ступников И.В., "Английский театр. XVII начало XVIII века", А., "Искусство", 1986.
136. Сыркина Ф.Я., "Пьетро ди Готтардо Гонзага", М., "Искусство", 1974.162. "Театральная жизнь России в эпоху Анны Иоанновны. Документальная хроника 1730-1740", выпуск 1, сост. А.М.Старикова, М., "Радикс", 1995.
137. Тихомиров Н.Я., "Архитектура Подмосковных усадеб", М., "Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре", 1955.
138. Шамурин Ю., "Подмосковные", Издание товарищества М., "Образование", 1912.
139. Швидковский Д.О.,"Чарлз Камерон при дворе Екатерины II", М., издание журнала "Наше Наследие", 2001.
140. Эфрос А., "Живопись Гонзаго в Павловске". Сборник "Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками в СССР", М-Л, 1948
141. Яровой И.Ю., "Пейзажные сады русской провинции", диссертация на соиск. ученой степени кандидата архитектуры, М., I960.
-
Похожие работы
- Французское садово-парковое искусство XVI-начала XVIII веков
- Проблемы типологии и композиции в ландшафтной архитектуре второй половины XX - начала XXI вв.
- Традиционный китайский "Личный сад"
- Композиционные приемы построения парковых ландшафтов на неудобных территориях (на опыте исторического паркостроения)
- Садово-парковый комплекс сельских дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии