автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Стилевые особенности архитектуры Казахстана второй половины XIX - начала ХХ вв.

Исабаев, Галым Абдикаимович
город
Новосибирск
год
1992
специальность ВАК РФ
18.00.01
Автореферат по архитектуре на тему «Стилевые особенности архитектуры Казахстана второй половины XIX - начала ХХ вв.»

Автореферат диссертации по теме "Стилевые особенности архитектуры Казахстана второй половины XIX - начала ХХ вв."

П О' '»1'

^ ^. - -'

НОВОСИБИРСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ИНСТИТУТ

На правах рукописи

ИСАБАЕВ Галым Абдикаимович

УДК 72.035/036.3/574/

СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ КАЗАХСТАНА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX—НАЧАЛА XX вв.

Специальность 18.00.01 — Теория и история архитектуры,

реставрация памятников архитектуры

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры

НОВОСИБИРСК 1992

Работа выполнена в .Казахской Государственной архитектурно-строительной Академии на кафедре " История архитектуры и рисунок".

Научный руководитель -

кандидат архитектуры, профессор ГЛАУДИНОВ Б.А.

Официальные оппоненты -

доктор архитектуры МИНЕРТ Л.К. кандидат архитектуры ФИЛИППОВ В.Н.

Ведущая организация -

Институт литературы и искусства Академия наук Республики Казахстан им. Ы.О.Ауэзова

Защита состоятся " " 1992 г. на заседании

специализированного Совета К 064.33.01. по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата архитектуры при Новосибирском архитектурном институте по адресу: 630008, г.Новосибирск, уд. Белинского, 151.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Новосибирского архитектурного института.

Автореферат разослан ¿'-¿-¿м'<у1992 г.

Ученый секретарь Специализированного Совета кандидат архитектуры

В.Н.Федерякин

..у' 1 -тлег !

Актуальность исследования. Проблема стилевых особенностей развития архитектуры Казахстана второй половины XIX - начала XX вв. затрагивает важный период для формирования художественных концепций и эстетического облика строящихся в регионе городов в апоху становления и развития капитализма. В это время закладывалась архитектурно-пространственная среда, которая составляет исторически ценную застройку в большинстве городских образований Казахстана, а помимо средневекового наследия южных поселений представляет значительный интерес для современной архитектурной теории и практики.

Важным представляется также осмысление стилистических черт и особенностей традиционной мемориально-культовой архитектуры региона, достигшей в ряде очагов строительной культуры в XIX - начале XX вв. подъема в декоративно-художественном и объемно-пространственном освоении традиционных формотворческих и эстетических принципов. До,оих пор практически не рассматривавшийся вопрос художественно-стилистических особенностей традиционного казахского мемориального зодчества имеет большое значение как для оценки его места в художественной культуре среднеазиатско-казахстанского региона данного периода, так и для решения вопросов регенерации и реставрация отдельных памятников, комплексов, создания архитектурных заповедников, а также может служить источником для творческого преломления черт национального своеобразия в современном архитектурно-проектном процессе.

Взаимодействие художественных направлений и архитектурных течений в зодчестве Казахстана в конце XIX - начале XX вв. отражает полиэтническую социокультурную ситуацию, сложившуюся в городской

- г -

среде. Проблема взаимодействия культур раскрывает сложный и неоднозначный процесс взаимопроникновения различных художественных систем, главными источниками которых явились народное казахское зодчество, проникновение архитектуры России, а также зодчество сопредельных территорий Поволжья, Средней Азии, Китая. Научный анализ этой проблемы позволяет раскрыть закономерности, остающиеся актуальными для современного архитектуроведения и дальнейшего развития зодчества региона.

Цель работы - исследование особенностей стилевого, художественного развития традиций казахского мемориально-культового зодчества, городской русской и европейской архитектуры, а также взаимодействия культур и сортветствуицнх им архитектурных течений и художественных направлений в ряде памятников архитектуры региона.

Для достижения поставленной цели намечены следующие задачи:

- рассмотреть историко-генетические основы, наиболее общие черты, которые могут быть объединены в понятие художественного направления традиционного казахского культово-мемориального зодчества. Охарактеризовать и проанализировать особенности стилевого развития отдельных школ и архитектурных течений, сложившихся внутри художественного направления казахской национальной архитектуры во второй половине XIX - начале XX вв;

- выявить особенности развития трансформации русских, европейских архитектурных стилей и течений в городском зодчестве, составивших мощную волну новаций в архитектуре Казахстана, рассмотреть региональные особенности их развития;

- проанализировать процессы взаимопроникновения и взаимообо-гащенил стилевых направлений и раскрыть их значение как своеобразного феномена синтеза различных этнических культур в казахстанском регионе.

Предмет исследования составляет рассмотрение общих особенностей формо- и стилеобразования локальных художественных "школ'' национального зодчества казахов, региональные особенности стилевого развития европейской русской городской архитектуры, закономерности взаимодействия художественных элементов и течений в контексте становления полиэтнической городской культуры. Все это определяет цели и задачи исследования, а ?акжо его теоретическую базу, составляющую работы по теории*'1' всеобщей^ и русской^, а также местной^ истории архитектуры.

Методика исследования. Исследование построено на методах сравнительного анализа, логического моделирования, ясторико-генетичес-кого анализа. Широко применен метод натурных обследований, анализ архивных, литературных источников и музейных фондов.

Объект исследования. Исследование проводилось на материале мемориально-культовых сооружений казахов, гражданских и культовых зданий городской архитектуры Казахстана. По мере необходимости I?

Работы А.В.Иконникова, А.Э.Гутнова, Э.А.Гольдзмата, Э.Гидиона. Ю.Едике, др.; А.И.Каплуна по теоретическим проблемам стиля в архитектуре; работы С.О.Хан-Магомедова, Ю.С.Яралова и др. по вопросам соотношения национального и интернационального в архитектуре.

2/

Работы Г.А.Пугаченковой, Л.И.Ремпеля, В.Л.Ворониной, О.Х.Халпах-чьяна, Л.С.Бреташшкого, В.А.Лаврова, Ш.С.Фатуллаева, С.О.Хан-Ма-

. ______ паб' -

ты по архитектуре Казани Н.Х.Халитова, Г.Н.Айдаровой, Литвы и Латвии - работы Н.Р.Лукшяните, Я.А.Крастиныаа.

Работы Е.И.Кириченко, В.Г.Лисовского, Е.А.Борисовой, Г.А.Оль, А.А.Тйца, А.Л.Лунина, И.А."Бартенева я др. по история русской архитектуры XIX - начала XX вв. 4/

Исторические я этнографические исследования Ч.Ч.Валиханова, Х.А. Аргннбаева, В.В.Вострова, М.С.Цуканова, Е.Б.Бекмаханова, Н.Е.Бек-махановой и др.; архитектурные исследования М.М.Мендикулова, Т.К. Басенова, Б.А.Глаудинова, ш.И.Валиханова, Б.Ибраева, Т.Джанасбе-кова, Э.М.Байтенова и др.; искусствоведческие работы К.Т.Ибраерой я др.

-

' привлекались объекты промышленного зодчества. Временные границы исследования ограничены началом широкого развития городов, преобразуемых в регионе из укреплений и военных поселений и последними годами развития капитализма.

На защиту выносится не ставившийся ранее вопрос об особенностях и своеобразии стилевого развития Казахстана второй половины XIX - начала XX вв., а такие причины, обусловившие эти особенности.

Научная новизна работы;

Впервые в широком аспекте рассматривается стилевая направленность зодчества региона эпохи зарождения и становления капитализма. Выявлены черты художественногстилистической общности казахского мемориального зодчества, дан анализ художественных особенностей отдельных "школ" мемориально-культового зодчества второй половины XIX - начала XX вв. Рассмотрены стилевые особенности городской застройки русской европейской архитектуры, их региональный художественный акцент. Выявлены закономерности процессов взаимодействия художественных направлений и архитектурных течений.

Впервые дан сравнительный анализ художественного развития отдельных субрегионов внутри Казахстана. Прослежены процессы взаимодействия зодчества региона с художественными элементами архитектуры сопредельных этносов /Поволжья, Китая, Средней.Азии/, выразившиеся в конкретных памятниках.

В научный обиход вводится новый материал по малоизученным памятникам городской и степной архитектуры региона второй половины XIX - начала XX вв. Памятники мемориального казахского зодчества Центрального и Восточного Казахстана /обследованные совместно с Э.М.Байтеновым/ впервые вводятся в научный оборот.

Апробация работы. Основное содержание работы изложено в статьях, и тезисах, опубликованных в печати, в выступлениях на конференциях ААСИ, на республиканской научно-технической конференции молодых ученых в 1989 г. в г.Алма-Ате, на Всесоюзной конференции "Архитектура и искусство Ближнего и Среднего Востока" в г.Баку, 1989 г.

Практическая ценность. Материалы исследования могут быть использованы в написании учебника "История архитектуры Казахстана", готовящегося на кафедре "История архитектуры и рисунок" КазГАСА, а также для теоретических курсов национального зодчества и архитектуры Казахстана эпохи становления капитализма. Результаты исследования могут быть полезны для вопросов реставрации и регенерации архитектурных памятников, рассматриваемых в работе, а также- в осмыслении и преломлении черт художественно-эстетической преемственности регионального зодчества в современной научно-проектной .деятельности.

Внедрение. В результате обследования новооткрытых сооружений мемориального зодчества середины XIX - начала XX вв. пополнен список архитектурных памятников республики, на которые составлена учетная документация, а также даны рекомендации по охране и использованию /всего около 100 памятников/. Написан раздел по взаимодействию художественных направлений зодчества Центральной Бет-пакдалы и ряда южноказахстанских памятников в Отчете по НИР "Исследование архитектурного наследия Казахстана" /1989 г./.

Объем и структура работы. Структура работы'подчинена достижению главных целей и выполнению поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы общим объемом 148 страниц и 2Б таблиц иллюстраций.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Художественно-стилевое развитие регионального зодчества' данной эпохи /с определенной долей условности/ укладывается в следу» /

щую схему:

1. Продолжающее творческую эволюцию зодчество автохтонного этноса - казахов, /преимущественно мемориально-культовое/.

2. Проникновение и формирование на местной почве европейской русской архитектуры в городском зодчестве.

3. Перекрещивание данных архитектурных традиций, а также художественных элементов зодчества сопредельных территорий, как своеобразный результат этнокультурного обмена и синтеза, катализатором которых послужили развивавшиеся капиталистические отношения.

Денной логической схеме подчинена структура диссертации.

В I главе "Художественные направления в архитектуре Казахстана второй половины XIX - начала XX вв. в рамках казахской национальной традиции" вкратце рассматриваются исторические процессы формообразования и художественной преемственности мемориального зодчества региона, а также дан анализ стилевых особенностей выделенных архитектурных "школ" мемориально-культового зодчества казахов предреволюционной эпохи на примере обследованных автором и известных по литературные источникам..объектов народного зодчества.

I

Кочевая форма хозяйства и культуры казахов выработала мобильные архитектурные типы с применением стационарного жилища для зимовок. В этих условиях наивысший материальный "наличный ресуро", комплекс эстетико-художественных принципов вкладывается в мемориальное зодчество, идеологическим императивом которого является глубоко утвердившийся древний культ почитания предков. Структура

купольных мемориальных построек /в основной/ подчиняется вплоть до конца XIX века реликтовому представлению о "трехслойности" мироздания. Купол идентифицируется с небесной сферой, основание сооружений с земным миром, купольные конструкции ассоциируются с "срединным" миром', соединяющим небесную и земную стихии. С другой стороны мемориальная Архитектура обнаруживает сходство с объемной композицией и методами эстетизации кочевого жилища - юрты.

С эпохи средневековья Д-ХШ вв./ в мемориальном зодчестве Казахстана сформировались черты определенной общности архитектурного метода, которые затем легли в основу художественно-образных, эстетических принципов и черт стилевой "однородности" к которым относятся:•

• - "*рвхадрусность" сложения объемов купольных усыпальниц;

- геометризация объемных форм; *

- глубокая взаимосвязь между технологией строительства и художественно-эстетическими приемами я принципами;

- единство эстетических основ архитектурного убранства и прикладного искусства;

- пластический образ "природы", органично связывающий сырцовые мемориальные сооружения с окружающим степным я пустынным ландшафтом.

Если кумбезы оседлых оазисов Средней Азии при всем многообразии сочетания объемов и форм обладали известной устойчивостью и даже каноничностью сложения.монументальных усыпальниц, то мемориальные постройки казахской степи XIX - начала XX вв. обнаруживают разнохарактерный спектр локальных групп, обладающих в композиционных и эстетико-художественных ориентациях меньшей зависимостью от жестких "стилистических установок", идущих от средневековой мемориальной архитектуры Казахстана, глубоко связанной

V. 8 -

в эту эпоху со среднеазиатским зодчеством.'

. Западноказахстанская "школа" мемориального зодчества достигла

в конце XIX - начале XX вв. высокого развития эстетико-художестве-шшх принципов в многовековой эволюции. Архитектурно-композиционные типы усыпальниц слабо видоизменялись на протяжении веков, в то время как архитектурное убранство сооружений претерпевает за относительно короткое время середины XIX - начала XX вв. развитие от полихромной росписи в сочетании с плоскорельефной резьбой до сложного декора, использующего "глубокую" пластику стеновых тектонических структур.

Камнерезное искусство достигает расцвета в малых формах архитектуры - кулыптасах и койтасах, и в ряде памятников приближается к формам "круглой" скульптуры.

Шлемовидные купола мавзолеев, формы йадугловых приливов - кулаков в кумбезах и сагана-тамах, скульптурная пластика кулылтасов и койтасов составляют своебразный образно-изобразительный ряд мемориального зодчества Мангышлака.

В синтезе искусств - росписи и резьбе по камню, основанной на многоплановой орнаментике - и архитектуры /с развитыми конструктивно-тектоническими структурами/ выразилась синтетичность Мангыш-лакско-Устюртского зодчества, давшая начало целостному я яркому художественному направлению.

Южная и центральноказахстанская мемориальная архитектура в художественных исканиях опиралась на интерпретацию своего средневекового наследия. Наряду с этим в конце XIX - начале XX вв. появляется ряд самобытных ответвлений в художественном развитии, составившие локальные группы, образовавшиеся в относительно замкнутых ареалах.

Объемно-пространственная композиция•кумбезов данных художест-

венных направлений варьируется вокруг типа центрического купольного ыавэолея: в то же время появляются более сложные композиционно-художественные типы от мавзолеев с развитой входной группой до двух и пятикамерных усыпальниц.

Декор в большинстве памятников довольно "аскетичен", в то время как в конце XIX в. в ряде купольных мавзолеев проявляется тенденция к применению усложненного и разнообразного архитектурного убранства, когда технология "дообжиговой" штамповки керамической облицовки памятников с одной стороны своеобразно использует методы резьбы по "сырому" ганчу и терракоте, распространенные,в средневековье, с другой же обнаруживает становление новых приемов широкой унификации в декоративном убранстве сооружений. Новое осмысление традиционных декоративных структур /"сталактитовые" карнизы/ становится одним из ведущих акцентов в художественном решения памятников.

Южноказахстанские мечети используют "классические" схемы построения объемной композиции архитектуры купольных.мавзолеев региона /кубическое основание, восьмигранный барабан, концентрическое в плане очертание купола/, а также глубоко связаны с образно-стилистическим, композиционным строем мечетей сопредельного Маве-раннахра /интерпретация планировочных структур "летних" праздничных мечетей - намазгахов, а также многонефных мечетей/.

Художественное своеобразие восточноказахстанского направления мемориального зодчества в широком распространении простого, но выразительного типа "наземного" мавзолея /без кубического, призматического основания/, а также в использовании разнообразных многокамерных композиций мавзолеев, метода чередования /"движешшя"/ формы в пространстве.

Пространственная многозначность и богатство композиций станс-

вятся ведущими художественными принципами, при отсутствии декоративно-орнаментальной разработки архитектурного убранства.

В целом главное и важнейшее отличие развития казахского мемориального зодчества в данную эпоху состоит в том, что, если средневековое и позднесредневековое время стилевые черты регионального мемориального зодчества были сходны-с художественным развитием среднеазиатской культово-мемориальной архитектуры, что было обусловлено как глубокой общностью исторических судеб, а также широкими и интенсивными экономическими и этнокультурными контактами, то в XIX - начале XX вв. в архитектуре казахов выкристаллизовываются несколько самобытных худоаественных направлений, течений и локальных групп /Западно-казахстанская школа, Усть-Сырдарьннские кумбезы, памятники Северо-Восточной Бетпакдалы, Восточно-Казахстанские мемориалы, а также отдельные сооружения Юаяого и Центрального Казахстана/, рассмотрение которых в совокупности, в постановке их в общий изобразительно-художественны^ ряд объективно составляют образно-стилистические черты казахского мемориального зодчества, подготовившие предпосылки для формирования "национального" стиля. Оценка его не может быть сопоставима с профессионально нацеленными попытками создания национального стиля, наблюдаемые в России ввиду спонтанности его формирования, но это обширный пласт архитектуры, явление зодчества, несущего в себе громадный заряд национальных художественных 'традиций, ярко заявляющий о себе в капиталистическую эпоху и обладающий комплексом художественно-эстетических ценностей и стилевого своеобразия.

Во второй главе исследования "Развитие европейских и русского стилей и а{хитектурных течений в городском зодчестве Казахстана с приходом и становлением капиталистических отношений" рассматри-

вается отражение европейских, российских' стилевых направлений в

городском зодчестве Казахстана второй половины XIX - начала XX вв. %

В преломлении общероссийских стилевых направлений городское . зодчество Казахстана второй половины XIX - начала XX вв. обнаруживаем определенную запоэдалось развития: связанную с более поздним включением в общероссийскую капиталистическую систему, что также наложило отпечаток на отсутствие четкой хронологической преемственности в стилевой эволюции. Временные рамки в развитии эклектики можно условно обозначить второй половиной XIX - началом XX вв. модерна - 1895-1915 гг. Художественные направления эклектики развиваются параллельно, а также в отдельных случаях смешиваясь друг с другом и в ряде памятников в "законсервированном" виде эволюционирующие до начала XX века. Отголоски мотивов "кирпичного" стиля прослеживаются вплоть до 20-х годов XX в.

Две фазы эволюции эклектики - романтизм и историзм не получили в Казахстане своего последовательного развития. Романтизм в понимании развития российской архитектуры объективно не нашел своего воплощения в зодчестве региона. В середине XIX века в ряде городов /Уральск, Семипалатинск в общественных, административных зданиях получил отражение запоздавший классицизм.

Историзм в региональном зодчестве эклектики ориентируется на формы стилей Нового времени, основанные на ордерной системе. Нео-ренессансные мотивы, отдельные элементы барокко, отвечая вкусам заказчиков - местных буржуа,- получают наибольшее распространение в эклектической архитектуре историзма.

Ориентация на формы европейского средневековья не получила распространение в региональном зодчестве, так как не имела здесь своей идейной основы. Формы готики и романского стиля обозначились

- лишь в схематизированном, упрощенном виде в немногочисленных памятниках, использующих на фасадах открытую кирпичную облицовку, методы декорировки и гармонизации которых включаются в русло "кирпичного" стиля.

В последней четвертк XIX в. в городском зодчестве Казахстана получила распространение эклектическая архитектура, основанная на равнометрических композициях, когда главенствующим художественным акцентом выступает мерный ритм оконных проемов и полей стеновой плоскости между ними. Ведущим композиционным императивом данного направления эклектики является "равнозначность" архитектурных элементов.

В развитии региональной эклектики не прослеживается четкой связи между типом здания я определенным архитектурным течением. "Стилевой убор" может накладываться на любое здание от особняков до промышленных сооружений в зависимости от прихоти заказчика и эстетических ориентация зодчего.

"Русский" стиль воплотился в региональном зодчестве в двух направлениях: официальном и демократическом. Беля в сооружениях "официальной народности" "русский" стиль ориентируется на воспроизведение и следование композиционным схемам я увражам архитектурного убранства российского церковного зодчества, то в демократической его версии отображено стремление включиться в контекот окружающей эклектической архитектуры,-а также интерпретировать объемно-композиционные и декоративные мотивы традиционного мону-

- ментального зодчества Южного Казахстана.

Переосмысление архитектурных деталей - килевидной арки я закомара - воспринимаемых как "стилевые знаки" русского зодчества, становятся ведущими художественными темами в ряде гражданских к

культовых зданий.

"Кирпичный" стиль составил в региональном городском зодчестве обширное и значимое художественное направление, которое при своем рационалистическом методе эстетизации воспринимался как художественная система, обладавшая большими декоративными возможностями "конструирования" отвлеченных орнаментальных мотивов. Распространенность "кирпичного" стиля объясняется широкими возможностями и простотой изготовления обожженного кирпича в условиях безлесых степей и оптимальностью ого включения в резкоконтинентальный климат региона. "Кирпичный" стиль в городском зодчестве региона на фоне остальных направлений эклектики воспринимается как художественная система, обладавшая достаточно высокими эстетическими качествами, что выражено,в тенденции к декоративизму в ряде памятников кирпичной архитектуры.

В Южном Казахстане "кирпичный" стиль подвергается трансформации, обусловленной привязкой к особенностям жаркого климата, и в своих декоративно-художественных структурах и приемах орнаментики получает своеобразный региональный акцент.

Модерн поначалу воспринимался в зодчестве региона как новый "прием", повышающий художественную выразительность убранства фасадов, как "усовершенствованный" вид эклектики. В дальнейшем в памятниках модерна наблюдаются поиски объемно-пространственных композиций, освобождающихся от планировочных догматов классицизма и эклектики. Модерн развился в основном в Северном Казахстане и выразился в четырех направлениях: I/ модернизированная классика; 2/ деревянное зодчество, использующее свободную компановку объемов и форм, присущие "новому" стилю; 3/ "интернациональный" модерн; 4/ рационалистический модерн. В региональном зодчестве модерн

становится преимущественно стилем особняков буржуазии, вокзалов и торговых домов. Вязкие, текучие, упругие формы фронтонов ряда сооружений модерна в Северном Казахстане, исполненные в штучном и фасадном кирпиче, иллюстрируют высокую технику применения данного материала в создании сложных объемных композиций, сравнимых с пластическими свойствам! бетона. Модерн в дальнейшем вобрав в себя элементы других течений и художественных традиций, приобретает местное своеобразие. В архитектуре ряда вокзалов Оренбургско-Ташкентской железной дороги модерн получает региональный художественный акцент, когда русские зодчие обращаются к местной культуре через свои опосредованные представления о ней.

Проникновение российского капитализма послужило мощным толчком к развитию и росту в регионе городов, а также к определенному подъему строительной техники и культуры, которые создали в региональной архитектуре систецу художественных и эотетических ориентации, воздействовавшие в дальнейшем на процессы художественно-стилистического синкретизма в зодчестве Казахстана.

Первая и вторая главы рассмотрены как самостоятельные, не взаимосвязанные части исследования, что продиктовано объективными условиями начального /параллельного/ развития данных архитектурных систем в регионе, принадлежащих различным культурно-историческим типам. В дальнейшем ив эти основные архитектурные потоки, эволюционируя, будут находить примеры взаимовлияний, а также вбирать в себя художественные элементы зодчества сопредельных территорий и этнокультурных систем, чему посвящена третья часть диссертации.

В третьей главе "Взаимодействие стилей и художественных направлений в архитектуре Казахстана последней трети XIX - начала XX вв."

рассматриваются вопросы взаимодействия культур и художественных направлений в зодчестве Казахстана данной эпохи, отражающие процесс складывавшейся в регионе полиэтнической общности.

Развивавшаяся в регионе эклектика становится синтезирующей основой стилевого взаимодействия в городском зодчестве. Привязка к региональному своеобразию в архитектура вновь строящихся городов Казахстана, отражающей общероссийские стилевые тенденция, вылившаяся вначале к учету климатических особенностей /в основном на юге региона/,чв дальнейшем ведет к преломлению черт местной худояест-венной культуры.

В русле эклектики казахское национальное своеобразие отразилось трояко: I/ путем интерпретации стереотипов мусульманского зодчества /ввиду неосознания казахских национальных стилевых черт, развивавшихся обособленно от городского зодчества, а также отразивших генетическую связь местной строительной культуры с исламской архитектурой/; 2/ преобразование стилевых мотивов южноказахстанского монументального зодчества в объемной композиции и схемах построения фасадов; 3/ путем ассоциативно-опосредованных, реже прямых связей с местным строительным и прикладным искусством, в орнаментально-декоративном строе, отдельных мотивах и формах.

Профессионально нацеленные поиски казахского "национального" стиля в зодчестве региона наметились в послереволюционный период. В архитектуре же мечетей второй половины XIX - начале XX вв., заказчиками которых являлись местные буржуа, а в южноказахстанских мечетях зодчими и строителями - местные народные мастера, наблюдалась преемственность национальных художественно-стилистических

\

черт. В городах остальных географических подрегионов /Запада, Севера и Востока/ зодчие, стремясь выразить в архитектуре мечетей

образ здания магометанского культа, опирались на целый ряд исторических аналогий я интерпретаций, как отдаленных во времени и пространстве, так и сопредельных художественных форм и архитектурных прототипов - от переднейзиатского, татарского мусульманского культового зодчества и элементов "русского" и "кирпичного" стилей до неоренессансных и готических мотивов и китайского храмового зодчества. В зодчестве мечетей ещё нельзя говорить о профессиональных, преднамеренных поисках "национального" стиля, так как в регионе объективно отсутствовала профессиональная школа зодчих, но на фоне стилевых направлений городского зодчества архитектура мечетей воспринималась как часть строительной культуры, наделенной эстетикой национальной архитектуры, местными художественными традициями, и в совокупности может рассматриваться как многоплановые -и неоднозначные поиски казахского национально-романтического течения в городском зодчестве Казахстана предреволюционной эпохи.

В зодчестве казахстанских мечетей эклектика существенно расширяет свой метод "свободного выбора форм", она чутко отражает как внутрирегиональные процессы этнокультурного взаимодействия, так и усиливающиеся с приходом капитализма культурные взаимосвязи с сопредельными территориями.

Элементы "кирпичного" стиля достаточно органично вплетаются в архитектурное убранство мечетей и воспринимаются как новый художественный прием, обогащающий традиционные тектонические структуры открытых кирпичных облицовок.

Модерн в ряде мечетей воздействует на более "свободную" пространственно-композиционную аранжировку архитектурных объемов, а также наделяет новым содержательным потенциалом традиционные архитектурные элементы /мембрана - витраж входной арочной ниши/.

Мемориальное казахское зодчество, эволюционируя в мощном силовом поле собственных традиций в конце XIX - начале XX вн., воспринимает в целом ряде памятников художественные элементы стилгй, развивавшихся в городах. Объемно-композиционные основы мемориального зодчества практически не подвергалось изменениям, тогда как убранство сооружений подвержено влиянию декоративных элементов "кирпичного" стиля и линеарных мотивов модерна. В дальнейшем внутренняя планировка отдельных памятников испытывает глубокие изменения, идущие от пространственных новаций модерна. Буддийские элементы преобразуются и представляют яркие образно-стилистическио черты в зодчестве мавзолеев Зейнулы, Жаманбалы /Восточный Казахстан/. Объемно-композиционная структура данных мавзолеев творчески переосмысливает форму субургана - одного из ведущих типов ламаистского культового зодчества Бурятии и Монголии, своеобразно отражая культурные взаимосвязи восточных пределов Казахстана с данными регионами.

Традиционное монументальное зодчество Казахстана и архитектура "кирпичного" стиля в художественных формах и структурах декора, базировавшиеся на ритме и гармонии, основанных на модуле, равном размерности кирпича, оказались созвучны-в ряде приемов убранства, развивавшихся в обеих стилевых системах конвергентно. Отсюда и, с одной стороны, более или менее органичное включение "кирпичного" стиля в региональное зодчество /в особенности южноказахстансков/. с другой, заимствование элементов "кирпичного" стиля монументальным казахским зодчеством. Отдельные мотивы декора развивались в конце XIX - начале XX вв. в обеих рассматриваемых стилевых системах параллельно, обнаруживая своего рода "перекочевку" форм и мотивов декора из одного художественного направления в другое и наоборот.

На волне взаимодействия культур и художественных направлений в региональной архитектуре выкристаллизовывается целый ряд архитектурных объектов, определяющих многозначность архитектурно-художественных явлений, развивавшихся на стыке культур Востока и Запада. Процессы художественного взаимодействия не означали механического смешения, эклектичной "всеядности". В плане особенностей развития этнокультурных контактов, являющихся как бы "диффузией" творческого опыта, архитектурные памятники синкретизма отражали веяния я дух эпохи, вызвавшей в регионе глубокие изменения, когда на основе сосуществования этносов рождались взаимосвязи художественных сторон жизни, своеобразно отразившиеся в архитектурном процессе городского степного казахстанского зодчества данного временя.

Заключение содержит основные выводы всех разделов работы.

I, В формирования стилистических черт казахского мемориального зодчества значительную роль играют консервативные принципы формообразования, сложившиеся в XI-ХШ вв., основными из которых являются: I/ "трех»ярусность"тектонического построения форм, во многом' связанных с доисламскими космогоническими представлениями /трех-частная структура мира/, выраженными в конкретных архитектурных организмах; 2/ геометряэацяя объемных форм, этот принцип глубоко пронизывает архитектуру Среднего Востока; 3/ глубокая связь архитектуры с орнаментальным искусством, едянотво стилей архитектурного убранства я прякладного искусства*

Эпоха второй половяны XIX - начала XX вв. характеризуется в мемориальном зодчестве региона подъемом в художественном развятяя и формированием своеобразных особенностей.

Западноказахстанская школа мемориального зодчества подошла в

данное .время к расцвету в своей многовековой эволюции, выработан цельное и "синтетичное" художественное направление, воспринимаемое на фоне архитектуры Среднего Востока предреволюционной эпохи кик казахская национальная стилевая система..

Мемориально-культовые памятники Южного и Центрального Казахстана опирались в своей развитии во второй половине XIX в. на переосмысление и романтизацию своего богатого средневекового наследия. В то же время в отдельных районах складываются локалыше группы, характеризующиеся самобытными /в объемной композиции я элементах декора/ художественно-стилястическкмя чертами на фоне общего раз-вятяя мемориального зодчества региона,

Восточноказахстанская архитектура мемориалов отличается в этот период сложением многочленных разветвленных объемно-пространсгнен-ных композиций, а также тенденцией отхода от применения "мономн-твряала", что составляет своеобразие этой "школы" регионального традиционного, зодчества.

2. Стялевая направленность городской архитектуры Казахстана второй половяны XIX - начала XX вв. в целом отражала общероссяй-скяе тенденция художественного развития зодчества эпохи капитализма. Среди Течений эклектики в городском зодчестве получили распространение неоренессанс, отдельные элементы барокко, а также эклектика, яспользующая равнометрячные композиции декора /с ордером яля без него/, подразумеваицяе "классицизированность" пропорциональных построений.

"Русский" стиль в официальной его версии получает развитие в основном в городской церковной архитектуре. Демократическое направление "русского" стиля находит свое воплощение в храмах новых поселений региона начала XX в., а также в сельском церковном зод-

честве Южного Казахстана, которое приобретает региональное своеобразие в композиционно-художественных решения и трактовке кирпичного декора.

"Кирпичный" стиль становится одним из основных художественны* направлений городского зодчества, что объясняется его наиболее оптимальным включением в природные, климатические условия региона, а также традиционным использованием жженного кирпича в местном строительстве. Рационалистическое кредо "кирпичного" стиля не мешает ему включать в свою сферу стилизованные формы европейского средневековья, а также интерпретировать отдельные элементы южноказахстанского зодчества.

Стиль модерн развился в регионе преимущественно в Северном Казахстане со строительством особняков буржуазии, торговых и административных зданий и выразился в основном в таких направлениях как "модернизированная" классика, "интернациональный" модерн, рационалистический модерн, а также модерн, получивший региональный художественный акцент /Шный Казахстан/.

3. Процессы взаимодействия художественных направлений и культур в зодчестве региона, имея во многом латентный характер, к кон* цу XIX - началу XX вв. вылились в значительном количестве памятников в своеобразное и многоплановое художественное явление.

В городском зодчестве Казахстана в русле эклектик* наблюдались попытки отразить казахское национальное своеобразие, что выразилось в трех типах интерпретаций: I/ путем преобразования стереотипов мусульманского зодчества; 2/ переосмыслением мотивов южноказахстанского зодчества в объемной композиции и схемах построения фасадов; 3/ путем ассоциативно-опосредованных обращений к худохео-твенным элементам местного строительного и прикладного искусства.

Эклектика,в свою очередь, послужила синтезирующим началом в архитектуре казахстанских мечетей данной эпохи, отражавшей искания национального романтизма. Зодчество мечетей, помимо южноказахстан-скпх памятников, развивавших собственные стилистические традиции, опирается на творческое переосмысление широкого диапазона исторических аналогий: от переднеаэиатского культового зодчества, элементов европейской, русской архитектуры до китайского храмового зодчества.

Мемориальное казахское зодчество преломляет в своей эстетической системе отдельные формы и декоративные мотивы "кирпичного" стйля а ламаистской архитектуры. Модерн в отдельных мемориальных памятниках влияет на планировочное решение внутренних пространств, а также на покскж новых пластических и линеарных мотивов.

4» В целом период второй половины XIX - Начала XX вв. составил сложное а противоречивое время в развития экономических, социокультурных процессов, но несомненно, что эта эпоха является одной из значительных в история архитектура Казахстана, когда здесь закладывалось большинство городов и поселений. На фоне достаточно мощного пучка новаций русской и европейской архятектурн в зодчестве региона наблюдались своя особенности, отражавшие общий экономичес-кжй я культурный контекст региона, Продолжало плодотворное развитие художественных традиций казахское мемориальное зодчество, одним из толчков которого послужяла бурно эволюционирующая городская архитектура, привнесенные в.нее художественные системы и традиции. В архитектуре городов наблюдался процесс выработки казахского национального художественного направления с опосредованными, более иля менее устойчявымя стилистическими особенностями, входящее в рамки общероссийского архитектурно-художественного развития того времени.

Основное содержание диссертации било раскрыто в следующих

работах:

1. Архитектура вокзалов я привокзальных комплексов Оренбургско-Ташкентской железной дороги /начало XX в./. - Архитектура и строительство - поиск и решения моЛодых// Тезисы докладов республиканской научно-технической конференции молодых ученых и специалистов.

- Алма-Ата, 1989. - С. 32-33.

2. Становление новых принципов формообразования модерна в Архитектуре Казахстана конца XIX - начала XX вв. - Маргулановские чтения. Сборник материалов конференции. - Алма-Ата, 1989. - С.319-320.

3. К вопросу об истоках кирпичного декора в монументальном зодчестве Казахстана /вторая половина XIX - начало XX вв./. -Архитектура и искусство Ближнего и Среднего Востока. Материалы конференции. - Баку, 1989. С. 87-89.

4. Особенности становления "кирпичного" стиля и модерна в архитектуре Южного Казахстана конца XIX - начала XX вв. - Архитектура и строительство Узбекистана. 1989. - № II. - С. 9-11.

5. Трансформация "кирпичного" стиля и модерна в некоторых памятниках мемориального и культового зодчества Шного Казахстана.

- Известия АН Казахской ССР. Серия общественных наук. 1990. -№ 4. - С. 40-45.

6. Взаимодействие стилей в архитектуре мечетей Казахстана /вторая половина XIX - начало XX вв./. - В печати. - 0.8 п.л. •

7. Взаимопроникновение художественных направлений как результат этнокультурного обмена в зодчестве Казахстана последней трети XIX - начала XX вв. - В печати. - 0.12 п.л.

8. К проблеме национального стиля в мемориально^культовом зодчестве казахов второй половины XIX - начала XX ев.-В печати.- I п.л.