автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Стиль модерн в архитектуре городов Томской губернии
Автореферат диссертации по теме "Стиль модерн в архитектуре городов Томской губернии"
На правах рукописи
Башкирцева Анна Николаевна «
СТИЛЬ МОДЕРН В АРХИТЕКТУРЕ ГОРОДОВ ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ (конец XIX - начало XX вв.)
18.00.01 Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры
Новосибирск - 2006
Работа выполнена в Томском государственном архитектурно-строительном университете
Научный руководитель: кандидат архитектуры, доцент
Стахеев Олег Васильевич Официальные оппоненты: доктор архитектуры, профессор
. Горбачев Валентин Тимофеевич кандидат архитектуры, Ющук Лариса Анатольевна Ведущая организация: Алтайский государственный
технический университет им. И.И. Ползунова
Защита состоится « 23 » ноября 2006 г. в ]_5 часов на заседании Диссертационного совета КМ 212.170.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата архитектуры при Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии по адресу:
630099, г. Новосибирск, Красный проспект, 38
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии
Автореферат разослан « 23 » октября 2006 г.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат архитектуры, доцент
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Введение.
В настоящее время, когда многие элементы исторической городской среды безвозвратно утрачиваются, изучение и сохранение архитектурного наследия приобретает особенную ценность. Продолжающиеся утраты памятников архитектуры, необходимость проведения реконструктивных работ в целях сохранения исторически сложившейся архитектурной среды городов ЗападноСибирского региона определяют важность изучения процессов и явлений, которые происходили на рубеже Х1Х-ХХ столетий в архитектурной практике на территории Сибири.
Актуальность исследования.
Актуальность исследования данной работы определяется потребностью выявления и изучения архитектурного наследия городов Сибири. Одной из актуальных проблем в истории архитектуры сибирского региона является тема, посвященная исследованию стилистических направлений, творчеству архитекторов и влиянию их построек на городскую застройку. Одним из наиболее ярких архитектурных стилей рубежа Х1Х-ХХ столетий являлся и был стиль модерн. Архитектурное наследие этого стиля в городах бывшей Томской губернии существенно и в некоторой степени приоритетно, поскольку оно не только участвует в создании образа города, но и является своеобразным и неповторимым культурным слоем своей эпохи.
Каменные здания в стиле модерн в достаточной степени сохранились до настоящего времени, и составляют значимую и выразительную часть архитектурной среды городов бывшей Томской губернии.
Деревянная архитектура в стиле модерн представляет историческую среду, которая в нынешнем тысячелетии является редким и исчезающим явлением в градостроительной культуре не только Сибири, но и России в целом. Сохранение деревянной застройки, наиболее незащищенной и хрупкой части
архитектурного наследия, требует неотложных мер по ее восстановлению и дальнейшему приспособлению к современной жизни города.
В диссертационной работе речь идет о городской исторической застройке, где основное внимание сосредоточено на гражданских зданиях в стиле модерн. Промышленные здания и сооружения этого стилистического направления в данном диссертационном исследовании не рассматриваются.
В культовом зодчестве периода конца XIX - начала XX вв. возникновение храмов в стиле модерн было практически невозможно в связи с преобладанием в храмовой архитектуре канонических традиций православной церкви. Вследствие этого в Томской губернии культовые сооружения в стиле модерн отсутствуют. ;
В данной диссертационной работе освещаются вопросы особенностей стиля модерн в гражданской архитектуре городов Томской губернии. При этом выявляются предпосылки возникновения стиля модерн в Сибири и исторические периоды его формирования с анализом конкретной практики местного зодчества.
Цель исследования.
Целью настоящего исследования является изучение архитектуры каменных и деревянных зданий конца XIX - начала XX веков, имеющих стилистические признаки модерна в городах Томской губернии.
Задачи исследования. • .
В соответствии с целью в работе поставлены и решаются следующие задачи:
- определить процессы, повлиявшие на распространение архитектурного направления модерн в провинциях России;
- определить этапы развития стиля модерн в России и соотнести их с формированием изучаемого стиля в сибирском регионе;
- выявить социально-экономические и культурные предпосылки развития Западной Сибири и определить их влияние на становление стиля модерн в Томской губернии на рубеже XIX - XX веков;
- выявить стилистические особенности стиля модерн в каменной и деревянной архитектуре городов Томской губернии;
Объект исследования.
Стиль модерн в архитектуре городов Томской губернии на рубеже XIX-XX столетий.
Предмет исследования.
Гражданская архитектура, объединенная общей стилистической направленностью.
Границы исследования.
Территориальные границы исследования - территория Томской губернии (современные области: Томская, Новосибирская, Кемеровская, Алтайский край и часть Красноярского края) с городами: Томск, Барнаул, Бийск, Новосибирск, Камень-на-Оби.
Хронологические рамки исследования - период с 1890 года по 1917 год. .
Типологические границы работы - гражданская архитектура Томской губернии рассматриваемого периода.
Методологическая и теоретическая основа исследования.
Методика исследования основана на комплексном сборе, изучении и анализе научных трудов, письменных и графических архивных материалов, дореволюционных и современных литературных источников, а так же на результатах натурных обследований объектов и фотофиксации зданий с последующей систематизацией и обобщением результатов исследования.
При этом методика исследования включает в себя:
- исторический анализ, позволяющий проследить процесс развития и становления стиля модерн в архитектуре городов Томской губернии;
- исследование и систематизация различных источников с целью получения достоверной информации о стилистике в архитектуре городов Сибири конца XIX — начала XX веков;
- графоаналитическое моделирование и графическая реконструкция зданий.
Состояние вопроса.
В изучении избранной темы большое значение имели научные работы по истории русской архитектуры конца XIX — начала XX столетий, таких ученых, как Е.А. Борисова, А.И. Власюк, B.C. Горюнов, A.B. Иконников, Т.П. Каждан, Б.М. Кириков, В.В. Кириллов, Е.И. Кириченко, В.Г. Лисовский, М.В. Нащокина, С.И. Николаева, А.Л. Пунин, Д.В. Сарабьянов, Т.А. Славина, Г.Ю. Стернин, М.П. Тубли и др. Их исследования построены, главным образом, на анализе архитектуры Москвы, Петербурга и крупных региональных центров.
Историко-архитектурное наследие Сибири освещено в исследованиях Е.А. Ащепкова, С.Н. Баландина, В.П. Блинкова, E.H. Блинова, В.Ф. Болдырева, Л.Н. Вольской, В.Т. Горбачева, Н.П. Журина, В.Г. Залесова, Е.И. Кириченко, С.М. Новокшонова, Е.А. Смирновой, Б.И. Оглы, Т.М. Степанской, Г.Н. Тума-ника, В.Н. Филлипова и др.
Архитектурному наследию отдельных городов Томской губернии (Томск, Барнаул, Новониколаевск, Бийск и др.) посвящены труды А.П. Долна-кова, Т.А. Иноземцевой, А.И. Попова, Л.С. Романовой, Т.М. Степанской, Л.А. Ющук и др.
Деревянная архитектура Томска рассматривается в работах: Е.А. Ащепкова, A.M. Прибытковой-Фроловой, С.Н. Баландина, В.Т. Горбачева, Е.И. Кириченко, О.В. Богдановой, Ю.И. Шепелева и др.
Информационная база исследования.
Диссертация базируется на изучении и использовании дореволюционных и современных литературных источников, научных трудов, методоло-
гичской литературы, проектных материалов.
Фактологическая и историческая база диссертации основывается на документальных материалах Российского Государственного исторического архива, Государственных архивов Томской, Новосибирской областей и Алтайского края. В работе также использованы материалы Томского областного краеведческого музея, бюро технической инвентаризации города Томска, историко-архивные исследования искусствоведов Сибирского института «Сибспец-проектреставрация». В процессе исследования были применены материалы собственных исследований автора, проводимых с 2001 года.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые комплексно рассматривается архитектура городов Западной Сибири, объединенная стилистическим признаком, каким является архитектурное направление модерн.
Впервые выявляются этапы развития стиля модерн в архитектуре Сибири, дается периодизация стиля.
Впервые рассматривается развитие стиля модерн в городах Томской губернии, и выявляются особенности этого стиля.
В работе приводится подробная классификация гражданской архитектуры стиля модерн в городах Сибири рубежа XIX - XX столетий.
В научный оборот вводятся неопубликованные ранее архивные, рукописные и графические материалы, в том числе и авторские графические реконструкции зданий.
Практическая значимость исследования.
Данное исследование представляет научно-практическую ценность в процессе современной практики реконструкции и реставрации застройки исторических районов городов бывшей Томской губернии.
Основные положения диссертации и обширный иллюстративный материал могут быть использованы в дальнейших архитектурных и исторических исследованиях, в краеведческой и музейной работе, а также при подготовке
разделов учебного курса «История русской архитектуры», читаемого на архитектурных факультетах сибирских вузов.
Апробация результатов исследования.
Материалы исследования апробированы и изложены в научных статьях, докладах на международных, Всероссийских и межвузовских научно-практических конференциях и научных семинарах:
- на Всероссийской конференции «Архитектура и строительство - наука, образование, технологии, рынок». Секция «Архитектура и градостроительство» - Томск, ТГАСУ, 2002 г.;
- на Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы истории и теории архитектуры, градостроительства и дизайна». Новосибирск, 2003 г.;
- на международных российско-корейских симпозиумах «КСЖиБ 2003», «КОЯиБ 2004»;
- на научно-практической конференции: «История и современность: архитектура и градостроительство — региональный аспект», Новосибирск, февраль 2004 г.;
- на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы развития региональных архитектурных школ», Новосибирск, апрель 2004 г.;
- на международной научной конференции «Проблемы архитектурного образования и сохранение архитектурного наследия», Томск, сентябрь 2005 г.;
- на международной научной конференции «Вектор архитектурного образования — рациональный прагматизм или концептуальные фантазии», Казань, сентябрь 2006 г.
Часть иллюстративного материала исследования введена в постоянную экспозицию методических фондов архитектурных кафедр ТГАСУ. Материалы диссертации являются частью программы по сохранению зодчества города Томска (губернаторская программа и подпрограммы по сохранению памятни-
ков деревянной архитектуры в Томске).
Результаты диссертационного исследования опубликованы в 9 статьях и тезисах докладов.
Перечень базисных положений выносимых на защиту.
На защиту выносятся положения и выводы диссертации, определяющие:
- этапы развития стиля модерн в городах Томской губернии на рубеже Х1Х-ХХ столетий;
- особенности стиля модерн в гражданской архитектуре городов Томской губернии;
- роль и место стиля модерн в архитектуре городов Томской губернии;
Краткое описание структуры диссертационной работы.
Диссертация состоит из текстовой части (I том) и приложения (II том).
Первый том содержит введение, три главы, заключение, примечание по главам, список используемой литературы и источников, тематические таблицы графического материала. Приложение включает архитектурные паспорта зданий, дополняющие и поясняющие текстовую часть.
II. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается научная значимость и актуальность темы исследования, отражена степень ее изученности, сформулированы цели и задачи, определены предмет исследования, его хронологические и территориальные рамки, научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе «Развитие стиля модерн в городах Западной Сибири (конец XIX - начало XX вв.)» основное внимание сосредоточено на рассмотрении вопроса поэтапного развития стиля модерн в городах России, выявлении социально-экономических предпосылок, повлиявших на архитектурное разнообразие застройки городов Томской губернии. В хронологическом порядке рассмотрена архитектурная деятельность зодчих Томской губернии, работавших в стиле модерн.
Стиль модерн, сформировавшийся в конце XIX века в Европе, с начала 90-х годов постепенно распространился в архитектуре российских столиц — Москве и Петербурге. В России стиль модерн возник под влиянием многих социально-экономических и культурно-эстетических процессов, происходивших в обществе того периода:
1. Стремительное развитие российской экономики на рубеже Х1Х-ХХ веков вызвало бурный рост промышленности и торговли, появление нового слоя российского общества - буржуазии.
2. Взаимопроникновение банковского и промышленного капитала предопределило резкое увеличение объема строительства в России (так называемый строительный «бум»). , -
3. В России в XIX веке сложилась архитектурно-инженерная школа, готовившая на высоком уровне архитекторов-художников и гражданских инженеров.
4. Престижность нового европейского стиля обусловила повышенный интерес к модерну в среде потенциальных заказчиков и профессиональных архитекторов.
Период распространения стиля модерн в России делится на 4 этапа и оценивается как объективный факт проникновения данного стилевого направления из столиц в губернии центральной России, на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток.
1-ый этап - появление первых построек стиля модерн в столичной архитектуре Петербурга и Москвы и их влияние на архитектуру центральных городов европейской части России (1890-е - 1900-е гг.);
2-ой этап — распространение стиля модерн в архитектуре городов европейской России до Урала (1900-е - 1905 гг.);
3-ий этап - активное строительство зданий и сооружений в стиле модерн в городах Западной Сибири (1905 - 1910-е гг.);
4-ый этап - появление стиля модерн в архитектуре городов Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (1910-е - 1920 гг.).
К концу XIX века на территории Российской империи образовалась одна из крупных сибирских губерний - Томская, которая делилась на 7 уездов (Барнаульский, Бийский, Змеиногорский, Каинский, Кузнецкий, Мариинский и Томский) с центром в городе Томске. Решающую роль в социально-экономическом развитии Томской губернии, как крупного региона России сыграли:
- торговля;
- строительство Транссибирской железной магистрали (1891-1904);
- общий благоприятный социально-экономический климат региона, вследствие чего губерния вышла на новый уровень экономических и культурных отношений;
- возникновение первых сибирских университетов (Императорский Томский университет (1880-1888), Томский технологический институт (1896-1900);
- приток в губернию квалифицированных архитектурных и инженерных кадров.
Изменения в социальной жизни городов Сибири привели к появлению новых типов зданий: банков, бирж, вокзалов, доходных домов и т.д. На рубеже XIX — XX веков меняется облик городского центра, наравне с торговыми и промышленными зданиями возводятся театры, музеи и библиотеки и др. Происходит эволюция жилого городского дома - наряду с традиционным жилищем горожанина появляется новый тип здания - доходный дом.
Для Сибири, как и для России, середина XIX века явилась поворотным моментом в истории, который характеризовался периодом мощного подъема деловой активности и сопровождался невиданным техническим и научным прогрессом. В этот период времени происходит угасание последнего «большого стиля» - классицизма. Начались поиски национальных форм в архитектуре,
и на смену классицизму в качестве доминирующего художественного направления пришла эклектика.
Из числа всех направлений эклектики в практике сибирских архитекторов наибольшее распространение получил «национальный стиль»1 и его отдельные ярко выраженные направления: «русский»2 и «кирпичный»3 стили. В 1900-х годах на смену эклектике пришли стилевые течения модерн и неоклассицизм. В целом, в творчестве сибирских архитекторов освоение стилистических направлений рубежа XIX - XX веков проходило в русле общероссийского процесса, но с некоторым «запаздыванием» смены архитектурных стилей.
Из числа архитектурных направлений рубежа XIX - XX веков в практике архитекторов Томской губернии широкое распространение получил стиль модерн. В начале XX века в губернии в этом стиле работали такие архитекторы, как Ф.Ф. Гут, А.Д. Крячков, А.И. Лангер, A.A. Лесневский, К.К. Лыгин, И.Ф. Носович, В.Ф. Оржешко, Б.Ф. Татарчух, П.Ф. Федоровский, Т.Л. Фишель и др.
На застройку в Томске оказали влияние такие архитекторы: Ф.Ф. Гут, Б.Ф. Татарчух, К.К. Лыгин, Т.Л. Фишель, В.Ф. Оржешко, А.Д. Крячков, А.И. Лангер, П.Ф. Федоровский и др. В Барнауле в стиле модерн проектировали и строили: A.A. Лесневский, И.Ф. Носович и др. В Бийске: К.К. Лыгин, И.Ф. Носович и др. Для Новониколаевска в модерне строил архитектор А.Д. Крячков.
В начале XX века по уровню образования и наличию практического опыта архитекторы Томской губернии не уступали специалистам, работавшим в городах европейской части России. Архитектурная деятельность зодчих губернии начала XX века характеризуется общим для этого периода развития архитектуры многообразием творческих поисков. В своей архитектурной деятельности в стилистике модерна зодчие Томской губернии применяли новые
1 Лисовский В.Г. «Национальный стиль» в архитектуре России. - М., 2000.
2 Кириченко Е.И. Русский стиль: Поиски выражения национальной самобытности: Традиции древнерусского народного искусства в русском искусстве XVIII - начала XX в. - М., 1997.
3 Борисова Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX - начала XX века. - М., 1971.
строительные материалы и конструкции, осуществляли поиски новых технических и проектных решений: в деревянном домостроении (особняк А.Д. Крячко-ва - г. Томск, пр. Кирова, 7, арх. А.Д. Крячков, 1909-1910 гг.), в экспериментальном проектировании (градостроительный проект «Город-сад» - г. Барнаул, арх. И.Ф. Носович, 1917 г.). Атрибуция построек, выполненных в стиле модерн, не до конца персонифицирована, в этом направлении исследования продолжаются.
Во второй главе «Развитие стиля модерн в каменной архитектуре городов Томской губернии (конец XIX - начало XX вв.)» анализируются два стилевых направления - декоративный и рациональный модерн.
Развитие декоративного направления модерн в архитектуре городов Сибири проходило в русле общероссийских тенденций формирования этого стиля. Романтические традиции архитектуры европейской части России определили основные признаки эстетики декоративного модерна и в Томской губернии. Из наиболее значимых выделяются следующие признаки: историзм4, идея национальной архитектуры5, эстетизм6, деятельное начало7, идея синтеза искусств8, творческий субъективизм9, а также единство внутреннего и внешне-
Модерн декоративного направления в архитектурной практике сибир ских зодчих стремился воплотить собственный художественный мир, создать
4 Стиль модерн внес новое веяние в способ интерпретации историзма, противопоставляя стилизаторству эклектики метод символической стилизации. Е.И.Кириченко выделяет историзм "стиля модерн", в котором происходит преодоление исторического позитивизма и формулируются принципы новой архитектурной системы, противопоставляющей себя традиционной. // Кириченко Е.И. Проблемы развития русской архитектуры середины XIX -начала XX вв. - М., 1989. С. 15.
5 Национально-романтическое направление модерна характеризовалось отказом от прямого заимствования в пользу поиска самой национальной идеи и символических средств ее выражения.
6 Именно в архитектуре модерна стала достижимой идея эффективности красоты, когда новые формальные и конструкционные архитектурные возможности позволили придать массе динамизм, а декору - конструктивность.
7 Архитектуре модерна удается освободиться от характерной для архитектуры статичности, приобрести заряжен-ность внутренним движением.
8 В модерне идея синтеза искусств, становится программным эстетическим лозунгом.
9 Творческую выразительность модерн вкладывает в каждое свое произведение.
10 Принцип формообразования «изнутри - наружу» в архитектуре, появившийся еще в эклектике, однако подлин- . но развернулся только в стиле модерн. // Кириченко Е.И. О закономерностях развития архитектуры (опыт системного анализа эклектики и модерна). Архитектура СССР, №12, 1973 г. С.48-49.
собственную символику и, наконец, отказаться от исторических заимствований из других стилей. Здания, выполненные в стилистике декоративного модерна, в архитектуре Томской губернии проектировались квалифицированными архитекторами и были воплощением смелой творческой мысли, высокого вкуса, огромной художественной эрудиции. Лучшие образцы декоративного модерна представлены следующими зданиями: в Томске - бактериологический институт (арх. Ф.Ф. Гут, 1904-1906 гг.) - пр. Ленина, 32; в Бийске - особняк Н.И. Асанова (арх. К.К. Лыгин, 1909-1912 (1914) гг.) - ул. Ленина 134; и т.д.
Из общего числа зданий «нового» стиля постройки в стилистике декоративного направления составляют 26,7%. В декоративном модерне процентное соотношение зданий и сооружений распределилось следующим образом: общественные здания 58,3%, жилые здания 41,7%.
Из числа общественных зданий наиболее яркими представителями декоративного направления являются: в Томске - учительский институт (арх. Ф.Ф. Гут, 1903-1906 гг.) - ул. Киевская, 60; бактериологический институт (арх. Ф.Ф. Гут, 1904-1906 гг.) - пр. Ленина, 32; аптека «Штоль и Шмидт» (арх. К.К. Лыгин, 1904-1906 гг.) - пр. Ленина, 54; торговый дом «А. Второв и Сыновья» (1905 г.) - пр. Ленина, 111; Сибирский торговый банк (1908 г.) - пр. Ленина, 109; в Бийске - «Пассаж Второва» (1907 г.) - ул. Толстого, 146 и др.
Жилые здания декоративного направления представлены особняками и доходными домами: в Томске - особняк Г.Ф. Флеера (арх. К.К. Лыгин, 19041907 гг.) - пр. Ленина, 83; доходный дом (арх. А.И. Лангер, 1909-1910 гг.) - ул. Кузнецова, 26; в Бийске - особняк Н.И. Ассанова (К.К. Лыгин, 1909-1912(1914) гг.) - ул. Ленина, 134 и др.
Появление особняков в архитектуре городов губернии следует трактовать, как новое явление того времени. Крупная буржуазия, не стесненная в финансовых средствах, начинает заказывать архитекторам каменные здания в новом стиле «модерн», которые она видит в столицах и которые у нее ассоциируются с понятием
престижа. Местные архитекторы активно откликались на заказы подобного рода, рассматривая их как возможность реализовать свой творческий потенциал и иметь дополнительный заработок.
Основные факторы, повлиявшие на развитие рационального модерна в начале XX века и вызвавшие революционную смену идей архитектурной теории в сторону рационализации, были следующие: технический прогресс11, изменение социальных условий12, формализм13, функционализм14, новые технологии.
Зодчие, работавшие в стиле рационального модерна, отказываются от излишней декоративной вычурности в пользу конструктивных решений, а именно: формообразования, композиционного единства, функциональности формы, инженерии. Данные рационалистические тенденции, характерные для строительства и архитектуры начала XX века, нашли свое развитие и в провинциальной архитектуре Западной Сибири.
Программные положения рационального модерна были преобладающими в творчестве таких выдающихся инженеров Томской губернии, как Ф.Ф.Гут, А.Д.Крячков, А.ИЛангер и др. Отличительной особенностью рационального направления стиля модерн в Томской губернии являлось возрождение эстетических качеств кирпича, его органичное использование в сочетании с другими материалами, применяемыми в рациональном модерне (стекло, бетон, металл).
11 Технический прогресс вызвала строительная индустрия, а также изобретение новых материалов, совершенствовавших строительство: цемент, железо (чугун, сталь), железобетон (способный работать не только на сжатие и изгиб, но и на растяжение), силикатный и облицовочный кирпич (позволяющий обнажить конструкцию), выплавка широких поверхностей стекла и т. д.
12 Подъем третьего сословия, всеобщая демократизация жизни, индустриализация промышленности инициируют процесс урбанизации.
13 Формализм - существенная черта новой рациональной эстетики. Формализация становится способом универсализации языка культуры, регламентации жизненного мира. Поисками формальных оснований эстетического восприятия определяется путь к формализму и конструктивизму.
м Функционализм - требование к форме следовать функции. Основные черты рационального направления стиля модерн в архитектуре - целесообразность, экономичность, простота.
Из общего числа зданий в стиле модерн, постройки рационального направления составляют 55,8%. В рациональном модерне, из общего количества построек общественные здания составляют - 79,2%, жилые здания - 20,8%.
Рациональное направление стиля модерн в архитектуре Томской губернии представлено в крупных общественных зданиях: в Томске - инженерный корпус ТТИ (арх. Ф.Ф. Гут, 1904-1907 гг.) - пр. Ленина, 28; «Мучной корпус лавок» (арх. Т.Л. Фишель, 1907-1908 гг.) - пл. Ленина, 14; Дом науки им. П.И. Макушина (арх. А.Д. Крячков, 1911-1912 гг.) - пл. Соляная, 4; в Новосибирске -городской торговый корпус (арх. А.Д. Крячков, 1911 г.) - пр. Красный, 23; городские начальные училища Томска и Новониколаевска и др.
В связи с реализацией в Сибири программы по строительству начальных училищ, в Томской губернии начинается проектирование и строительство учебных заведений в стиле рационального модерна. Пик строительства городских начальных школ приходится на 1911-1912 годы. За этот период архитектор Министерства народного просвещения по Западно-Сибирскому учебному округу А.Д. Крячков запроектировал и построил в стилистике рационального модерна в городе Новониколаевске семь городских школ. Следует отметить, что ни одно из запроектированных учебных зданий не было отклонено Министерством и было принято к реализации. Учебные заведения составляют значительную часть общественных построек (73,3%) в стиле рационального модерна.
Строительство жилых зданий в рациональном модерне представлено не многочисленной группой строений. Яркими представителями данных построек являются: в Томске - доходный дом П.И. Макушина (арх. Т.Л. Фишель, 19111912 гг.) - ул. Крылова, 23/1; в Барнауле - жилой дом (арх. неизвестен, начало XX в.) - ул. Никитина, 90; дом Н.М. Руднева (арх. неизвестен, начало XX в.) -ул. Интернациональная, 74 и др.
В период с 1914 по 1917 годы архитектурный стиль модерн утрачивает свои позиции, и на смену ему приходит стиль неоклассицизм. Возникновение неоклассических форм в зодчестве архитекторов после 1914 года многие исследователи15 условно называют «модерном с использованием элементов исторических стилей». Наглядным примером данного утверждения являются следующие здания: в Томске - Загорное городское училище (арх. П.Ф. Федоровский, 1914 г.) - ул. Лермонтова, 60; в Бийске - Народный дом П.А. Копылова (арх. И.Ф. Носович, 1914 г.) - ул. Советская, 25; в Новосибирске - доходный дом (арх. неизвестен, начало XX в.) - ул. Горького, 80 и др.
За непродолжительный срок существования стиль модерн в архитектуре городов Томской губернии проявился единовременно и в декоративном (19031914 гг.), и рациональном направлении (1904-1914 гг.). Если в городах европейской части России стиль модерн развивался последовательно (декоративный, затем рациональный), то в городах Томской губернии разновидности этого стиля существовали одновременно или параллельно. Каждое, из рассмотренных направлений, имело самостоятельное развитие и опиралось на свои художественные закономерности.
В третьей главе диссертации «Формирование стиля модерн в деревянной архитектуре городов Томской губернии» определяется место и роль деревянной архитектуры начала XX века в застройке городов губернии.
В деревянной архитектуре сибирских городов стиль модерн распространился практически на все типы общественных зданий: торговые и учебные заведения, железнодорожные постройки, спортивные сооружения и др. В период с 1905 по 1912 годы было построено несколько общественных зданий (15% от общего числа построек), которые представлены следующими объектами: в Барнауле - синематограф Е.И. Лебзиной (арх. А.Л. Шиловский, 1910, ул. Пушкинская), гимназия Буткевич (нач. XX в., пр. Красноармейский, 14); в Томске -
15 Орельская О.В. Архитектура эпохи Модерна в Нижнем Новгороде. - Нижний Новгород, 2000.; Лисовский В.Г. Особенности русской архитектуры конца XIX - XX в. - Л., 1976.
трибуны ипподрома (арх. К.К, Лыгин, 1906, не сохр.), здание зимнего крытого катка (арх. А.И. Лангер, 1913, не сохр.), здания цирка (арх. А.И. Лангер, 1911, не сохр.) и др.
Деревянные жилые здания в стилистике модерна преобладают над общественными постройками и составляют 85% от общего числа деревянных зданий. Жилые здания представлены многоквартирными домами (52,9%) и особняками (47,1%).
В начале XX века в застройке сибирских городов преобладает доходное домостроение. Жилищные вопросы растущих городов решались преимущественно за счет деревянного доходного дома, выстроенного в два этажа (с подвалом или без него) и имеющего несколько квартир (или комнат), сдаваемых внаем. Доля особняков (собственных домов) в таком строительстве была невысокой.
Проектирование жилых доходных домов, так же как и особняков, не обходилось без участия архитекторов. И если доходное домостроение было лишь частично охвачено профессиональным проектированием, то проектирование и строительство индивидуальных домов всецело относилось к деятельности зодчих. Если доходные дома обеспечивали массовое расселение: рабочие, учащиеся (особенно студенты), вспомогательный и младший преподавательский состав высших учебных заведений и др., то частные жилые дома могли позволить себе построить профессура, представители власти и местной интеллигенции, купцы и промышленники, архитекторы. Многие из них выбирали деревянное здание, как наиболее традиционный и экономичный вариант, не уступающий каменным постройкам по степени эстетических качеств.
Среди многоквартирных домов, построенных в стилистике модерна, выделяются следующие постройки: в городе Томске дома по улице Кузнецова №№ 17 и 30 (1910-е гг.); дома по улице Асиновской №№ 7 и 9, которые были выстроены для персонала Томской окружной психиатрической лечебницы (арх.
А.И. Лангер, 1900-е гг.). В других городах губернии строительство доходных деревянных домов в стиле модерн не получило широкого распространения.
Наиболее ярко стиль модерн проявился в архитектуре городских особняков, в которой отразился опыт деревянного строительства дач и загородных домов Москвы и Петербурга. Эти здания выполнены профессиональными архитекторами, обладают объемно-планировочными и архитектурно-художественными достоинствами, позволяющими выделить их из общего числа стилистически однородных построек. В губернском городе это прежде всего частные дома архитекторов А.Д. Крячкова (1910 г., пр. Кирова, 7) и В.Ф. Ор-жешко (1911 г., ул. Белинского, 23), особняки томской интеллигенции и купечества: ул. Красноармейская, 68 (предпол. арх. В.Ф. Оржешко, 1910-е гг.), ул. Гагарина, 42 (1910-е гг.), ул. Герцена, 46 (1910-е гг.), ул. Вершинина, 12 (1910-е гг.). В г. Барнауле сохранился особняк архитектора И.Ф. Носовича (1908 г., ул. Анатолия, 106).
Композиционные принципы объемно-пространственной организации этих домов используют закономерности стилистики модерна, его основные программные положения. Асимметрия, богатая объемная и силуэтная пластика, изысканный и вместе с тем конструктивный декор, динамичные формы и соотношения разновеликих объемов - все это характеризует архитектуру городских особняков, как ярких представителей рационального модерна.
Наличие такого самобытного явления, как стиль модерн в деревянной архитектуре Томской губернии, свидетельствует о желании архитекторов не просто следовать за современными архитектурными направлениями того периода, но и стараться внести свой вклад в региональное своеобразие архитектуры Сибири (поиски «сибирского стиля»).
Стиль модерн также нашел отражение в народном зодчестве городов губернии. Архитектурные мотивы стилевой архитектуры, ее элементы и детали были приняты и переработаны народными мастерами. Застройщик доходного
дома, который прежде всего привлекал рабочие строительные артели, стремился сделать дом более представительным, создать современный «стильный» фасад. Именно поэтому в Томской губернии появилось много деревянных зданий с накладными декоративными элементами в стиле модерн. Примером этому являются следующие здания: в Томске - дом по ул. Большая Подгорная, 15; дом по ул. Розы Люксембург, 32 и др., в Барнауле - жилая застройка по ул. Анатолия; дом по ул. Пушкина, 45; дом по ул. Чкалова, 52 и др.; в Бийске - дом по ул. Куйбышева, 94; дом по ул. Толстого, 101 и др.
В заключении диссертации подведены итоги исследования, которые сводятся к следующим основным положениям:
1. Стиль модерн возник под влиянием многих социально-экономических и культурно-эстетических процессов, происходивших в российском обществе рубежа Х1Х-ХХ столетий. Стремительное развитие российской экономики этого периода и создание современной транспортной инфраструктуры вызвало бурный рост промышленности и торговли, и, как следствие, в стране произошло резкое увеличение объемов строительства зданий и сооружений различного назначения.
2. Развитие стиля модерн в России имело ряд особенностей, одной из которых являлось поэтапное его распространение от столиц к периферии.
Первый этап развития стиля (1895-1914 гг.) связан со строительством первых зданий в стиле модерн в архитектуре российских столиц - Москве и Петербурге и далее в крупных городах центральной части России: Твери, Ярославле, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове, Воронеже и др.
Второй этап (1900-1914 гг.) связан с активизацией строительства зданий в стиле модерн в архитектуре городов европейской России и началом распространения влияния модерна в городах Предуралья и Уральского региона: Екатеринбурге, Челябинске, Оренбурге, Уфе и др.
Третий этап (1905-1914 гг.) - активное строительство в стиле модерн в городах Западной Сибири: Тюмени, Омске, Томске, Барнауле, Бийске и др.
Четвертый этап (1910-1914 гг.) - распространение стиля модерн в городах Восточной Сибири и Дальнего Востока: Красноярске, Иркутске, Хабаровске, Владивостоке и др.
В период с 1914 по 1917 годы архитектурный стиль модерн утрачивает свои позиции и на смену ему приходит стиль неоклассицизм, но декоративные формы модерна продолжают применяться в архитектурной практике зодчих Сибири: П.Ф. Федоровского, А.И. Лангера, И.Ф. Носовича и др.
3. Активное развитие региона связано с дальнейшим подъемом промышленности и торговли, со строительством Транссибирской железной магистрали, созданием первых сибирских университетов, притоком в губернию высококвалифицированных кадров (строителей, инженеров, педагогов, архитекторов, врачей и др.). Общий благоприятный социально-экономический и культурный уровень региона активно повлиял на формирование и развитие стиля модерн в архитектуре городов Томской губернии.
4. Анализ архивных данных и литературных источников показал, что в начале XX века в стиле модерн работали наиболее прогрессивные архитекторы и инженеры Томской губернии.
На застройку в Томске оказали влияние архитекторы Ф.Ф. Гут, Б.Ф. Та-тарчух, К.К. Лыгин, Т.Л. Фишель, В.Ф. Оржешко, А.Д. Крячков, А.И. Лангер, П.Ф. Федоровский и др. В Барнауле проектировали и строили A.A. Лесневский, И.Ф. Носович и др. В Бийске проектировали К.К. Лыгин, И.Ф. Носович и др. Для Новониколаевска в стиле модерн строил архитектор А.Д. Крячков.
5. Особенностью формирования модерна в архитектуре городов Томской губернии является его единовременное развитие в двух направлениях стиля: декоративном (1903-1914 гг.) и рациональном (1904-1914 гг.).
6. Каменные здания и сооружения в декоративном и рациональном направлениях стиля модерн составляют значительную часть архитектурной среды городов бывшей Томской губернии и являются постройками, имеющими высокую архитектурно-художественную ценность. Их сохранение, реконструкция -первостепенная задача для современного архитектурного сообщества.
7. Профессиональная архитектура в стиле модерн в значительной степени оказала влияние на народное городское зодчество. Архитектурные мотивы стилевой архитектуры, ее элементы и детали были приняты и переработаны а народными мастерами. Симбиоз профессиональной и народной архитектуры особенно широко представлен в деревянной архитектуре губернского центра.
8. Деревянные здания в стиле модерн представляют собой национально-романтическую разновидность этого направления. Деревянные особняки, выполненные зодчими Томской губернии на рубеже Х1Х-ХХ веков, являются квинтэссенцией стиля деревянного модерна. Деревянный модерн представлен в Томской губернии рядом замечательных по своей архитектуре особняков, сооруженных по проектам архитекторов: в Томске - А.Д. Крячкова, В.Ф. Оржеш-ко, в Барнауле - И.Ф. Носовича, А.А. Лесневского. Эти здания обладают высокими архитектурно-художественными качествами и являются частью отечественного историко-архитектурного наследия.
' 9. Проведенное исследование зданий, построенных в начале XX века в стилистике модерна, позволило выявить наиболее ценные из них, обладающие высокими архитектурно-художественными и планировочными характеристиками. Результаты поиска и сбора архивных документов, фотоматериалов, натурные обследования стали основой графоаналитических таблиц, базой для графических реконструкций ряда памятников архитектуры. Результаты данного исследования, аналитический и графический материал позволяют помочь выполнению реконструктивных работ и работ по приспособлению памятников архитектуры к современной жизни.
Результаты исследования отражены в публикациях:
1.Башкирцева А.Н. Формирование стиля МОДЕРН в архитектуре г. Томска в конце XIX — начале XX вв. // Архитектура и строительство. Наука, образование, технологии, рынок: тезисы докладов научно-технической конфе-, ренции. - Томск, 2002. - С. 82-84.
2. Башкирцева А.Н. Формирование стиля модерн в архитектуре г. Томска конце XIX - начале XX веков И «Современные проблемы истории и теории архитектуры, градостроительства и дизайна»: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Новосибирск, 2003 г. - С. 36-38.
3. Bashkirtseva A.N. Development of modern style in Tomsk architecture at the end of the XIXth and at the beginning of the XXth centuries //Proceedings The 7th Russian-Korean International Symposium On Science and Technology. KORUS-2003. - Ulsan, Republic of Korea: University of Ulsan, 2003. - EA16, P. 199-201.
4. Башкирцева А.Н. Стиль модерн в архитектуре городов Томской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. // История и современность: архитектура и градостроительство - региональный аспект. Материалы научно-практической конференции. - Новосибирск, 2004. - С. 114-120.
5. Bashkirtseva A.N. Modern style in Tomsk province architecture at boundary XIX - XX centuries // Proceedings The 8th Russian-Korean International Symposium On Science and Technology. KORUS-2004. -Tomsk, Russia: TSUAB, 2004. -P. 306-307.
6. Башкирцева А.Н. Стиль «модерн» как стилевое направление искусства конца XIX - нач. XX века. // «Проблемы развития региональных архитектурных школ»: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Новосибирск, 2004. - С. 94-96.
7. Башкирцева А.Н. Деревянный особняк в стиле модерн по адресу ул. Герцена, 46 в городе Томске. // Проблемы архитектурного образования и сохранение архитектурного наследия. - Томск, 2005. - С. 60-62.
8. Башкирцева А.Н. Стиль модерн в Томской губернии (конец XIX — начало XX). // Вектор архитектурного образования - рациональный прагматизм или концептуальные фантазии: Материалы международной научной конференции 17-23 сентября 2006 г. - Казань, 2006. - С. 42-46.
9. Башкирцева А.Н. Стиль модерн в центральной части России и в провинции (конец XIX — начало XX). // Известия вузов: Строительство и архитектура, №9. - Новосибирск, 2006. - С. 116 - 119.
Поэтапное развитие стиля МОДЕРН в городах Российской империи
/УУ+*1пстрггтлвная карта России конца ЯХ начала XX веков
! 1 ЭТАП
2 ЭТАП
ЙМС з ЭТАП ч I
.^.^злА'.л.: _
4 ЭТАП
Схема распространения стиля модерн в России
1ЭТАП
2 ЭТАП
ЗЭТАЛ
4 ЭТАП
СУЖГ--
шы-шт
Ооявге»»* первл посттоел встпле модерн встастннсЛартгснг^дае Петер6\*рга п Москвы
Распростра д ■ и стпля модерн
в гародэв
ееропеЛмоЛ РЬсст до 4>вла
Растрострамес*еаг*»нодерн в ар>*т*штлж городя Эападг*зйСпбгр1
Распространение стеля модерн в аончгекмэе городя Воспел Спбирп п мв Дап*1ем Востоке
СВГОП(5ТСКАЯЧ^СТЬРОСОГ1
УРЛЛ
ЗАПЛДМАЯСГЕЛ'Ь
ВОСТОЧНАЯ <ЭТ5ИРЬ восток
,|\ /Ч'МГГЕЛЬСК
X._
ЯРОСЛАВЛЬ
йчюегсрсд
ЕклгЕРггеург "тлмки
/ош
. ■•'ВОРОНЕЖ .САРНГОб
»СЛЯБИМСК 7Р0Г^ ШМГИИСК
ТОМСК
ОМСК
НОВОНПКСМЕВСК нл^р-ь^ОБП
ктоюярск
АЛБЛРоеск
РОСТОВ ПА ДЭНУ
БЛРИЛЫЛ
БГЛК
вллогеосгс«
¡^Распространение стпля модерн в России ^Ъст/распространение стиля модерн
Схема развития и угасания стиля модерн в России
Влияние "Московского модерна* В/ганпе Петербургского модерна"
доюркгпиьа моден
1895с. 1900с 1305с
оч^юи^ы-ьй модерн
1900 с 1905 с. 1910 с
1 Пет***** Моо«в -> 1*00 г
иегяр**«* 1 ЧГк^ОСО« 1 1 Н.' в
Зал*»** ] 0«гп I -^ 13» 1.1
асстонж 1 Слбгрь. I в«?1 ч
2 «опт«« 1
Социально-экономические предпосылки возникновения стиля МОДЕРН в городах Томской губернии
(конец XIX началом вв.)
Рост Лкгганый рост городов губернии Развитие
Приток квалифицированных архитектурных и инженерных кадров
Г1Ф.Федорово»Л ЛДКрячков ТЛФпшель ВФ.Оржешно К.КАыпи Ф.Ф.Гуг
Стиль модерн в каменной архитектуре городов Томской губернии
(конец XIX начато XX вв.)
Томск Декоративный модерн Томск
Мовониколаевск Рациональный модерн Томск
Стиль модерн в деревянной архитектуре городов Томской губернии
(конец XIX начало XX ев.)
Томск Деревянный модерн Томск
Деревянный модерн Дома с элементами стиля
Барнаул Жилые здания
Особняк АА Леснеесмого (начало XX века)
ГяавныП фжсяд
Томск Жилые здания
Изд. Лиц. №021253 от 31.10.97. Подписано в печатьЛ0У&О6 . Формат 60x90/16. Бумага офсет. Гарнитура Тайме. Уч.-издл. Тираж 1 00 экз. Заказ №
Изд-во ТГАСУ, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2 Отпечатано с оригинал-макета ООП ТГАСУ 634003, г. Томск, ул. Партизанская, 15
Оглавление автор диссертации — кандидата архитектуры Башкирцева, Анна Николаевна
Введение
Глава 1. Развитие стиля модерн в городах Западной Сибири конец XIX - начало XX вв.)
1.1 Стиль модерн городов центральной России и его влияние на провинциальную архитектуру
1.2 Социально-экономическое развитие Томской губернии в конце XIX - начале XX вв.
1.3 Разновидности и периодизация стилевых направлений в архитектуре городов Западной Сибири (вторая половина XIX начало XX вв.)
1.4 Стиль модерн в творчестве архитекторов Томской губернии 31 Выводы по 1 главе
Глава 2. Развитие стиля модерн в каменной архитектуре городов Томской губернии (конец XIX - начало XX вв.)
2.1 Декоративный модерн
2.1.1 Общественные здания
2.1.2 Жилые здания
2.2 Рациональный модерн
2.2.1 Общественные здания
2.2.2 Жилые здания
2.3 Поздний модерн с использованием элементов исторических стилей
Выводы по 2 главе
Глава 3. Формирование стиля модерн в деревянной архитектуре городов Томской губернии (конец XIX - начало XX вв.) 91 3.1 Деревянная архитектура в стиле модерн в профессиональном исполнений архитекторов Томской губернии
3.1.1 Общественные здания
3.1.2 Жилые здания: многоквартирные дома и особняки
• 3.2 Деревянные жилые дома с элементами стиля модерн в массовой застройке городов Томской губернии Выводы по 3 главе Заключение
Введение 2006 год, диссертация по архитектуре, Башкирцева, Анна Николаевна
В настоящее время, когда многие элементы исторической городской среды безвозвратно утрачиваются, изучение и сохранение архитектурного наследия приобретает особенную ценность. Продолжающиеся утраты памятников архитектуры, необходимость проведения реконструктивных работ в целях сохранения исторически сложившейся архитектурной среды городов ЗападноСибирского региона определяют важность изучения процессов и явлений, которые происходили на рубеже XIX-XX столетий в архитектурной практике на территории Сибири.
Актуальность исследования.
Актуальность исследования данной работы определяется потребностью выявления и изучения архитектурного наследия городов Сибири. Одной из актуальных проблем в истории архитектуры сибирского региона является тема, посвященная исследованию стилистических направлений, творчеству архитекторов и влиянию их построек на городскую застройку. Одним из наиболее ярких архитектурных стилей рубежа XIX-XX столетий являлся и был стиль модерн. Архитектурное наследие этого стиля в городах бывшей Томской губернии существенно и в некоторой степени приоритетно, поскольку оно не только участвует в создании образа города, но и является своеобразным и неповторимым культурным слоем своей эпохи.
Каменные здания в стиле модерн в достаточной степени сохранились до настоящего времени, и составляют значимую и выразительную часть архитектурной среды городов бывшей Томской губернии.
Деревянная архитектура в стиле модерн представляет историческую среду, которая в нынешнем тысячелетии является редким и исчезающим явлением в градостроительной культуре не только Сибири, но и России в целом. Сохранение деревянной застройки, наиболее незащищенной и хрупкой части архитектурного наследия, требует неотложных мер по ее восстановлению и дальнейшему приспособлению к современной жизни города.
В диссертационной работе речь идет о городской исторической застройке, где основное внимание сосредоточено на гражданских зданиях в стиле модерн. Промышленные здания и сооружения этого стилистического направления в данном диссертационном исследовании не рассматриваются.
В культовом зодчестве периода конца XIX - начала XX вв. возникновение храмов в стиле модерн было практически невозможно в связи с преобладанием в храмовой архитектуре канонических традиций православной церкви. Вследствие этого в Томской губернии культовые сооружения в стиле модерн отсутствуют.
В данной диссертационной работе освещаются вопросы особенностей стиля модерн в гражданской архитектуре городов Томской губернии. При этом выявляются предпосылки возникновения стиля модерн в Сибири и исторические периоды его формирования с анализом конкретной практики местного зодчества (иллюстрации, рис. 1).
Цель исследования.
Целью настоящего исследования является изучение архитектуры каменных и деревянных зданий конца XIX - начала XX веков, имеющих стилистические признаки модерна в городах Томской губернии.
Задачи исследования.
В соответствии с целью в работе поставлены и решаются следующие задачи:
- определить процессы, повлиявшие на распространение архитектурного направления модерн в провинциях России;
- определить этапы развития стиля модерн в России и соотнести их с формированием изучаемого стиля в сибирском регионе;
- выявить социально-экономические и культурные предпосылки развития Западной Сибири и определить их влияние на становление стиля модерн в Томской губернии на рубеже XIX - XX веков;
- выявить стилистические особенности стиля модерн в каменной и деревянной архитектуре городов Томской губернии;
Объект исследования.
Стиль модерн в архитектуре городов Томской губернии на рубеже XIX-XX столетий.
Предмет исследования.
Гражданская архитектура, объединенная общей стилистической направленностью.
Границы исследования.
Территориальные границы исследования - территория Томской губернии (современные области: Томская, Новосибирская, Кемеровская, Алтайский край и часть Красноярского края) с городами: Томск, Барнаул, Бийск, Новосибирск, Камень-на-Оби.
Хронологические рамки исследования - период с 1890 года по 1917 год.
Типологические граниъ^ы работы - гражданская архитектура Томской губернии рассматриваемого периода.
Методологическая и теоретическая основы исследования.
Методика исследования основана на комплексном сборе, изучении и анализе научных трудов, письменных и графических архивных материалов, дореволюционных и современных литературных источников, а так же на результатах натурных обследований объектов и фотофиксации зданий с последующей систематизацией и обобщением результатов исследования.
При этом методика исследования включает в себя:
- исторический анализ, позволяющий проследить процесс развития и становления стиля модерн в архитектуре городов Томской губернии;
- исследование и систематизация различных источников с целью получения достоверной информации о стилистике в архитектуре городов Сибири конца XIX - начала XX веков;
- графоаналитическое моделирование и графическая реконструкция зданий.
Состояние вопроса.
В изучении избранной темы большое значение имели научные работы по истории русской архитектуры конца XIX - начала XX столетий, таких ученых, как Е.А. Борисова, А.И. Власюк, B.C. Горюнов, А.В. Иконников, Т.П. Каждан, Б.М. Кириков, В.В. Кириллов, Е.И. Кириченко, В.Г. Лисовский, М.В. Нащокина, С.И. Николаева, А.Л. Пунин, Д.В. Сарабьянов, Т.А. Славина, Г.Ю. Стернин, М.П. Тубли и др. Их исследования построены, главным образом, на анализе архитектуры Москвы, Петербурга и крупных региональных центров.
Историко-архитектурное наследие Сибири освещено в исследованиях Е.А. Ащепкова, С.Н. Баландина, В.П. Блинкова, Е.Н. Блинова, В.Ф. Болдырева, Л.Н. Вольской, В.Т. Горбачева, Н.П. Журина, В.Г. Залесова, Е.И. Кириченко, С.М. Новокшонова, Е.А. Смирновой, Б.И. Оглы, Т.М. Степанской, Г.Н. Тума-ника, В.Н. Филлипова и др.
Архитектурному наследию отдельных городов Томской губернии (Томск, Барнаул, Новониколаевск, Бийск и др.) посвящены труды А.П. Долнакова, Т.А. Иноземцевой, А.И. Попова, Л.С. Романовой, Т.М. Степанской, Л.А. Ющук и др.
Деревянная архитектура Томска рассматривается в работах: Е.А. Ащепкова, A.M. Прибытковой-Фроловой, С.Н. Баландина, В.Т. Горбачева, Е.И. Кириченко, О.В. Богдановой, Ю.И. Шепелева и др.
Информационная база исследования.
Диссертация базируется на изучении и использовании дореволюционных и современных литературных источников, научных трудов, методологической литературы, проектных материалов.
Фактологическая и историческая база диссертации основывается на документальных материалах Российского Государственного исторического архива, Государственных архивов Томской, Новосибирской областей и Алтайского края. В работе также использованы материалы Томского областного краеведческого музея, бюро технической инвентаризации города Томска, историко-архивные исследования искусствоведов Сибирского института «Сибспецпроектреставрация». В процессе исследования были применены материалы собственных исследований автора, проводимых с 2001 года.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые комплексно рассматривается архитектура городов Западной Сибири, объединенная стилистическим признаком, каким является архитектурное направление модерн.
Впервые выявляются этапы развития стиля модерн в архитектуре Сибири, дается периодизация стиля.
Впервые рассматривается развитие стиля модерн в городах Томской губернии, и выявляются особенности этого стиля.
В работе приводится подробная классификация гражданской архитектуры стиля модерн в городах Сибири рубежа XIX - XX столетий.
В научный оборот вводятся неопубликованные ранее архивные, рукописные и графические материалы, в том числе и авторские графические реконструкции зданий.
Практическая значимость исследования.
Данное исследование представляет научно-практическую ценность в процессе современной практики реконструкции и реставрации застройки исторических районов городов бывшей Томской губернии.
Основные положения диссертации и обширный иллюстративный материал могут быть использованы в дальнейших архитектурных и исторических исследованиях, в краеведческой и музейной работе, а также при подготовке разделов учебного курса «История русской архитектуры», читаемого на архитектурных факультетах сибирских вузов.
Апробацшрезультатов исследования.
Материалы исследования апробированы и изложены в научных статьях, докладах на международных, Всероссийских и межвузовских научно-практических конференциях и научных семинарах:
- на Всероссийской конференции «Архитектура и строительство - наука, образование, технологии, рынок». Секция «Архитектура и градостроительство» - Томск, ТГАСУ, 2002 г.;
- на Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы истории и теории архитектуры, градостроительства и дизайна». Новосибирск, 2003 г.;
- на международных российско-корейских симпозиумах «KORUS 2003», «KORUS 2004»;
- на научно-практической конференции: «История и современность: архитектура и градостроительство - региональный аспект», Новосибирск, февраль 2004 г.;
- на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы развития региональных архитектурных школ», Новосибирск, апрель 2004 г.;
- на международной научной конференции «Проблемы архитектурного образования и сохранение архитектурного наследия», Томск, сентябрь 2005г.;
- на международной научной конференции «Вектор архитектурного образования - рациональный прагматизм или концептуальные фантазии», Казань, сентябрь 2006 г.
Часть иллюстративного материала исследования введена в постоянную экспозицию методических фондов архитектурных кафедр ТГАСУ. Материалы диссертации являются частью программы по сохранению зодчества города Томска (губернаторская программа и подпрограммы по сохранению памятников деревянной архитектуры в Томске).
Результаты исследования отражены е публикациях:
1. Башкирцева А.Н. Формирование стиля МОДЕРН в архитектуре г. Томска в конце XIX - начале XX вв. // Архитектура и строительство. Наука, образование, технологии, рынок: тезисы докладов научно-технической конференции. - Томск, 2002. - С. 82-84.
2. Башкирцева А.Н. Формирование стиля модерн в архитектуре г. Томска конце XIX - начале XX веков // «Современные проблемы истории и теории архитектуры, градостроительства и дизайна»: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Новосибирск, 2003 г. - С. 36-38.
3. Bashkirtseva A.N. Development of modern style in Tomsk architecture at the end of the XIXth and at the beginning of the XXth centuries // Proceedings The \ th • 7 Russian-Korean International Symposium On Science and Technology. KORUS
2003. - Ulsan, Republic of Korea: University of Ulsan, 2003. - EA16, P. 199-201.
4. Башкирцева A.H. Стиль модерн в архитектуре городов Томской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. // История и современность: архитектура и градостроительство - региональный аспект. Материалы научно-практической конференции. - Новосибирск, 2004. - С. 114-120.
5. Bashkirtseva A.N. Modern style in Tomsk province architecture at boundary XIX - XX centuries // Proceedings The 8th Russian-Korean International Symposium On Science and Technology. KORUS-2004. -Tomsk, Russia: TSUAB,
2004.-P. 306-307.
6. Башкирцева A.H. Стиль «модерн» как стилевое направление искусства конца XIX - нач. XX века. // «Проблемы развития региональных архитектурных школ»: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Новосибирск, 2004. - С. 94-96.
7. Башкирцева А.Н. Деревянный особняк в стиле модерн по адресу ул. Герцена, 46 в городе Томске. // Проблемы архитектурного образования и сохранение архитектурного наследия. - Томск, 2005. - С. 60-62.
8. Башкирцева А.Н. Стиль модерн в Томской губернии (конец XIX -начало XX). // Вектор архитектурного образования - рациональный прагматизм или концептуальные фантазии: Материалы международной научной конференции 17-23 сентября 2006 г. - Казань, 2006. - С. 42-46.
9. Башкирцева А.Н. Стиль модерн в центральной части России и в провинции (конец XIX - начало XX). // Известия вузов: Строительство и архитектура, №9. - Новосибирск, 2006. - С. 116 - 119.
Перечень базисных положений выносимых на защиту. На защиту выносятся положения и выводы диссертации, определяющие: - этапы развития стиля модерн в городах Томской губернии на рубеже XIX-XX столетий;
- особенности стиля модерн в гражданской архитектуре городов Томской губернии;
- роль и место стиля модерн в архитектуре городов Томской губернии;
Краткое описание структуры диссертагрюнной работы.
Диссертация состоит из текстовой части (I том) и приложения (II том).
Первый том содержит введение, три главы, заключение, примечание по главам, список используемой литературы и источников, тематические таблицы графического материала. Приложение включает архитектурные паспорта зданий, дополняющие и поясняющие текстовую часть.
Во введении обосновывается научная значимость и актуальность темы исследования, отражена степень ее изученности, сформулированы цели и задачи, определены предмет исследования, его хронологические и территориальные рамки, научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе «Развитие стиля модерн в городах Западной Сибири (конец XIX - начало XX вв.)» основное внимание сосредоточено на рассмотрении вопроса поэтапного развития стиля модерн в городах России, выявлении социально-экономических предпосылок, повлиявших на архитектурное разнообразие застройки городов Томской губернии. В хронологическом порядке рассмотрена архитектурная деятельность зодчих Томской губернии, работавших в стиле модерн.
Во второй главе «Развитие стиля модерн в каменной архитектуре городов Томской губернии (конец XIX - начало XX вв.)» анализируются два стилевых направления - декоративный и рациональный модерн.
В третьей главе диссертации «Формирование стиля модерн в деревянной архитектуре городов Томской губернии» определяется место и роль деревянной архитектуры начала XX века в застройке городов губернии.
В заключении подведены итоги исследования, которые сводятся к основным положениям диссертации.
Заключение диссертация на тему "Стиль модерн в архитектуре городов Томской губернии"
Выводы по 3 главе
1 В деревянной архитектуре сибирских городов стиль модерн распространился практически на все типы общественных зданий: торговые и учебные заведения, железнодорожные постройки, спортивные сооружения и др.
2 В начале XX века в застройке сибирских городов преобладает доходное домостроение. Проектирование жилых доходных домов, так же как и особняков, не обходилось без участия архитекторов. И если доходное домостроение было лишь частично охвачено профессиональным проектированием, то проектирование и строительство индивидуальных домов всецело относилось к деятельности зодчих.
3 Наиболее ярко стиль модерн проявился в архитектуре городских особняков. Эти здания выполнены профессиональными архитекторами, обладают объемно-планировочными и архитектурно-художественными достоинствами, позволяющими выделить их из общего числа стилистически однородных построек.
4 Стиль модерн также нашел отражение в народном зодчестве городов губернии. Архитектурные мотивы стилевой архитектуры, ее элементы и детали были приняты и переработаны народными мастерами. Именно поэтому в Томской губернии появилось много деревянных зданий с накладными декоративными элементами в стиле модерн.
120
Заключение
В заключении диссертации подведены итоги исследования, которые сводятся к следующим основным положениям.
1 Стиль модерн возник под влиянием многих социально-экономических и культурно-эстетических процессов, происходивших в российском обществе рубежа XIX-XX столетий. Стремительное развитие российской экономики этого периода и создание современной транспортной инфраструктуры вызвало бурный рост промышленности и торговли, и, как следствие, в стране произошло резкое увеличение объемов строительства зданий и сооружений различного назначения.
2 Развитие стиля модерн в России имело ряд особенностей, одной из которых являлось поэтапное его распространение от столиц к периферии.
Первый этап развития стиля (1895 - 1914 гг.) связан со строительством первых зданий в стиле модерн в архитектуре российских столиц - Москве и Петербурге и далее в крупных городах центральной части России: Твери, Ярославле, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове, Воронеже и др.
Второй этап (1900 - 1914 гг.) связан с активизацией строительства зданий в стиле модерн в архитектуре городов европейской России и началом распространения влияния модерна в городах Предуралья и Уральского региона: Екатеринбурге, Челябинске, Оренбурге, Уфе и др.
Третий этап (1905 - 1914 гг.) - активное строительство в стиле модерн в городах Западной Сибири: Тюмени, Омске, Томске, Барнауле, Бийске и др.
Четвертый этап (1910 - 1914 гг.) - распространение стиля модерн в городах Восточной Сибири и Дальнего Востока: Красноярске, Иркутске, Хабаровске, Владивостоке и др.
В период с 1914 по 1917 годы архитектурный стиль модерн утрачивает свои позиции и на смену ему приходит стиль неоклассицизм, но декоративные формы модерна продолжают применяться в архитектурной практике зодчих Сибири: П.Ф. Федоровского, А.И. Лангера, И.Ф. Носовича и др.
3 Активное развитие региона связано с дальнейшим подъемом промышленности и торговли, со строительством Транссибирской железной магистрали, созданием первых сибирских университетов, притоком в губернию высококвалифицированных кадров (строителей, инженеров, педагогов, архитекторов, врачей и др.). Общий благоприятный социально-экономический и культурный уровень региона положительно повлиял на формирование и развитие стиля модерн в архитектуре городов Томской губернии.
4 Анализ архивных данных и литературных источников показал, что в начале XX века в стиле модерн работали наиболее прогрессивные архитекторы и инженеры Томской губернии.
На застройку в Томске оказали влияние архитекторы Ф.Ф. Гут, Б.Ф. Татарчух, К.К. Лыгин, Т.Л. Фишель, В.Ф. Оржешко, А.Д. Крячков, А.И. Лангер, П.Ф. Федоровский и др. В Барнауле проектировал и строил И.Ф. Носович и др. В Бийске проектировали К.К. Лыгин, И.Ф. Носович и др. Для Новониколаевска в стиле модерн строил архитектор А.Д. Крячков.
5 Особенностью формирования модерна в архитектуре городов Томской губернии является его единовременное развитие в двух направлениях стиля: декоративном (1903 - 1914 гг.) и рациональном (1904 - 1914 гг.).
6 Каменные здания и сооружения в декоративном и рациональном направлениях стиля модерн составляют значительную часть архитектурной среды городов бывшей Томской губернии и являются постройками, имеющими высокую архитектурно-художественную ценность. Их сохранение, реконструкция -первостепенная задача для современного архитектурного сообщества.
7 Профессиональная архитектура в стиле модерн в значительной степени оказала влияние на народное городское зодчество. Архитектурные мотивы стилевой архитектуры, ее элементы и детали, были приняты и переработаны народными мастерами. Симбиоз профессиональной и народной архитектуры особенно широко представлен в деревянной архитектуре губернских центров.
8 Деревянные здания в стиле модерн представляют собой национально-романтическую разновидность этого направления. Деревянные особняки, выполненные зодчими Томской губернии на рубеже XIX-XX веков, являются квинтэссенцией стиля деревянного модерна. Деревянный модерн представлен в Томской губернии рядом замечательных по своей архитектуре особняков, сооруженных по проектам архитекторов: в Томске - А.Д. Крячкова, В.Ф. Оржешко, в Барнауле - И.Ф. Носовича. Эти здания обладают высокими архитектурно-художественными качествами и являются частью отечественного историко-архитектурного наследия.
9 Проведенное исследование зданий, построенных в начале XX века в стилистике модерна, позволило выявить наиболее ценные из них, обладающие высокими архитектурно-художественными и планировочными характеристиками. Результаты поиска и сбора архивных документов, фотоматериалов, натурные обследования стали основой графоаналитических таблиц, базой для графических реконструкций ряда памятников архитектуры. Результаты данного исследования, аналитический и графический материал позволяют помочь выполнению реконструктивных работ, работ по приспособлению памятников архитектуры к современной жизни.
Библиография Башкирцева, Анна Николаевна, диссертация по теме Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
1. Абрамцево. Автор составитель Белоглазова Н.М. М., 1981.
2. Азиатская Россия. СПб., 1914. Т.2. Земля и хозяйство.
3. Алтайский сборник. Вып. XV. Барнаул, 1992.
4. Апышков В. Рациональное в новейшей архитектуре. Спб., 1905.
5. Архитектура и строительство России. №9/12, 1973.
6. Баландин С.Н. Эволюция русского деревянного зодчества в Сибири с кон-цаХУ1 до началаXX в.: Дис.д-раарх.-Новосибирск, 1980.
7. Барановский Г. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века, т. 1-7. Спб., 1903-1908.
8. Барашков Ю. Ностальгия по деревянному городу. Архитектура, традиции, быт Архангельска накануне и после 1917 года. Формы и функции городского дома. М.: Редакционно-издательская фирма «Крипто-Логос», 1992.
9. Барнаул: Энциклопедия. Барнаул, 2000.
10. Белогорцев И. Талашкино. Смоленск. 1950
11. Берсенева А.А. Творчество архитекторов О. Вагнера и А. Лооса (к истории европейской архитектуры рубежа XIX-XX вв.)., М., 1971.
12. Берсенева А.А. Европейский модерн. Венская архитектурная школа. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1991.
13. Богданова О.В. Архитектурный облик Томска. Томск: «Красное знамя», 2005.
14. Бойко В.П. Томское купечество в конце XVII-XIX в. Из истории формирования сибирской буржуазии. Томск, 1996.
15. Болдырев В.Ф. Основы градостроительства в условиях Западной Сибири: Учебное пособие. -Томск: Изд-во Том. ун-та. 1991.
16. Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века. 1979.
17. Борисова Е.А, Русская архитектурная графика XIX века. -М. Наука. 1993.
18. Борисова Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX начала XXвека. М.: Наука, 197119
-
Похожие работы
- Модерн в архитектуре дальневосточных городов
- Архитектура деревянного доходного дома города Томска
- Архитектура Красноярска XIX - начала XX века. Стилевые характеристики
- Нижегородская архитектура XX века как отражение российского и зарубежного зодчества
- Эклектика в архитектуре Нижнего Новгорода XIX - начала XX вв.