автореферат диссертации по технологии материалов и изделия текстильной и легкой промышленности, 05.19.04, диссертация на тему:Разработка метода преобразования творческого эскиза в модельную конструкцию при автоматизированном проектировании женской одежды
Автореферат диссертации по теме "Разработка метода преобразования творческого эскиза в модельную конструкцию при автоматизированном проектировании женской одежды"
На правах рукописи
СТРУНЕВИЧ ЕКАТЕРИНА ЮРЬЕВНА
РАЗРАБОТКА МЕТОДА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ЭСКИЗА В МОДЕЛЬНУЮ КОНСТРУКЦИЮ ПРИ АВТОМАТИЗИРОВАННОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ
Специальность 05.19.04 - Технология швейных изделий
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук
5 ftEK ¿CQS
Москва-2008
003454307
На правах рукописи
СТРУНЕВИЧ ЕКАТЕРИНА ЮРЬЕВНА
РАЗРАБОТКА МЕТОДА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ЭСКИЗА В МОДЕЛЬНУЮ КОНСТРУКЦИЮ ПРИ АВТОМАТИЗИРОВАННОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ
Специальность 05.19.04 - Технология швейных изделий
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук
Москва - 2008
Работа выполнена в Московском государственном университете дизайна и технологии
Научный руководитель: кандидат технических наук, доцент .
Лопасова Людмила Владимировна Официальные оппоненты: доктор технических наук, профессор
Костылева Валентина Владимировна, кандидат технических наук, доцент Ржехина Татьяна Сергеевна
Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна
Защита состоится «17» декабря 2008 г. в 15 часов 30 минут, на заседании диссертационного совета Д 212.144.01 при Московском государственном университете дизайна и технологии, по адресу:
117997, г. Москва, ул. Садовническая, 33.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного университета дизайна и технологии.
Автореферат разослан «15» ноября 2008 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета Д 212.144.01
\\jtf~~y Киселев С.Ю.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы. Современный уровень развития швейной отрасли определяет переориентацию промышленных предприятий на применение инновационных технологий и методологий в процессе разработки и производства изделий. Вопрос о необходимости формализованного описания всех, в том числе творческих, этапов проектирования сегодня не утратил острой актуальности и является предметом дискуссий специалистов смежных специальностей: художников-дизайнеров и инженеров-конструкторов.
Очевиден факт, что при взаимодействии конструктора и системы полностью отказаться от использования интеллектуальной деятельности человека не возможно. Данное обстоятельство объясняется присутствием трудноформализуемых видов работ творческого характера, выполняемых на начальных этапах процесса подготовки производства. Одежда представляет собой предмет творческих разработок человека и одновременно является плодом его интеллектуального труда. Процесс проектирования одежды можно охарактеризовать как интеллектуальное искусство. В новом веке информационных технологий актуальной задачей современности стала адаптация концептуальных модных идей к практическим требованиям проектирования. Одной из характерных черт современности является смещение направления разработок наукоемких отраслей в область трудноформализуемых задач.
На основе анализа современного уровня информационных технологий в области проектирования одежды определен актуальный путь развития швейной отрасли: организация единой интеллектуальной среды автоматизированного проектирования изделий от начальных творческих этапов процесса проектирования до завершающих его стадий разработки пооперационной технологии изготовления.
Для перехода к комплексной автоматизации представляется необходимой систематизация всего накопленного положительного опыта проектирования и переориентация к трехмерным инновационным
технологиям, а также разработка и практическое воплощение универсальной модели компьютерного проектирования одежды.
Объектом исследования выбрана женская одежда костюмно-плательной группы. Данный ассортимент обладает наибольшим разнообразием конструктивных решений и наиболее ярко отражает изменение модных тенденций.
Цель работы состоит в разработке информационно-методологического обеспечения для организации единой интеллектуальной среды автоматизированного проектирования одежды на этапе преобразования художественного эскиза в модельную конструкцию.
Для достижения поставленной цели в работе решались задачи:
• исследование современного уровня информационных технологий в области проектирования одежды и выявление наиболее актуальных путей развития швейной отрасли;
• разработка концептуальной модели процесса автоматизированного проектирования женской одежды на этапах «художественный эскиз - технический эскиз - конструкция» с применением трехмерных компьютерных технологий;
• определение путей совершенствования трехмерной технологии построения цифровых манекенов фигуры человека;
• разработка аналитического описания для построения параметрического цифрового манекена;
• исследование инновационных подходов к решению трудноформализуемых задач начальных этапов процесса проектирования одежды;
• определение метода формализованного описания информационных составляющих художественного эскиза в трехмерной среде;
• разработка методов трехмерной трансформации графических моделей фигур в процессе стилизации их графических образов;
• исследование методов преобразования информации на этапе перехода от технического отображения эскиза к конструкции;
• проведение производственной апробации разработанных элементов информационно-методического и математического обеспечения сквозной технологии проектирования одежды;
• определение актуальных перспектив и направлений дальнейших исследований по совершенствованию сквозной технологии проектирования одежды на основании принципов комплексности.
Методы исследования. Теоретической основой исследований являются базовые положения системно-структурного и объектно-ориентированного подхода к решению поставленных задач. На отдельных этапах исследований в работе использовались: основы разработки САПР, теория алгоритмизации и программирования, методы статистической обработки экспериментальных данных, математического анализа, корреляционного и регрессионного анализа, фотограмметрии, антропометрических и антроподинамических исследований.
Научная новизна результатов исследований заключается в разработке:
• методов организации сквозной трехмерной технологии проектирования одежды на этапе преобразования художественного эскиза в модельную конструкцию;
• метода поэтапного преобразования графической информации трехмерного художественного эскиза посредством его технического отображения в графическую информацию чертежа конструкции;
• научно-обоснованных определений антропометрических точек и размерных признаков и предложении для них методов измерений с целью совершенствования трехмерной технологии построения манекенов фигуры человека;
• закономерностей взаимосвязи трехмерного технического эскиза и конструкции изделия посредством перехода от проекционных
параметров эскиза к конструктивным параметрам, используемым при традиционном проектировании одежды;
• способов преобразования технического эскиза в конструкцию изделия по его профильному отображению на фигуре при минимальной исходной информации.
Практическая значимость теоретических и экспериментальных исследований состоит в разработке:
• информационного и математического обеспечения для аналитического построения условных графических моделей женских фигур в автоматизированной среде;
• иерархической структурной классификации параметров стилизации графических образов женских фигур в художественных эскизах современных дизайнеров;
• актуальных значений (базовых образцов) параметров стилизации для преобразований графических моделей фигур в стилизованные трехмерные образы;
• библиотеки формализованных шаблонов стилизованных моделей женских фигур.
Апробация результатов работы
Основные положения исследований докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на межвузовских и научно-практических конференциях, а также на заседаниях кафедры Технологии швейного производства МГУДТ (г. Москва, 2005 - 2008 гг.).
Практическая значимость работы подтверждена результатами промышленных испытаний в условиях ООО «Валентин Юдашкин» (г. Москва), ООО «Виктория», (г. Обнинск).
Публикации. Основные результаты проведенных исследований опубликованы в восьми печатных работах.
Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, выводов по главам и работе в целом, списка литературы и 10 приложений. Основные результаты работы изложены на
190 страницах, в том числе содержат 46 рисунков, 33 таблицы. Приложения включают 50 страниц. Библиографический список составляет 164 наименования.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность диссертационной работы, сформулированы цели и задачи исследований, отмечена научная новизна и практическая значимость результатов работы.
В первой главе в результате анализа проблемы формализации начальных этапов проектирования одежды в САПР определены направления исследований по автоматизации процесса преобразования информации при переходе от творческого эскиза к модельной конструкции в интегрированной трехмерной среде. Установлена необходимость внедрения инновационных методов для решения трудноформализуемых задач процесса проектирования одежды в соответствии с требованиями современного потребительского рынка в высококачественной, а производителей - в конкурентоспособной продукции. Посредством анализа разработок по формализации процесса преобразования информации от художественного эскиза к техническому эскизу определены направления исследований по осуществлению трансформации трехмерной графической модели фигуры человека и модели изделия в автоматизированной среде.
Во второй главе посредством комплексного исследования информационных потоков процесса преобразования художественного эскиза (ХЭ) в модельную конструкцию (МК) разработан научно-обоснованный метод организации начальных этапов сквозной трехмерной технологии проектирования одежды. Определена совокупность информационных блоков инженерных знаний, формализация которых позволит организовать виды методического, информационного и математического обеспечения процесса проектирования одежды в соответствии с его концептуальной моделью.
Основа концепции - в установлении единого метода аналитического описания и параметрической взаимосвязи информационных составляющих творческих и инженерных видов выполняемых работ в процессе проектирования одежды. Творческой составляющей при этом является графическая информация эскиза, выполненного в художественной манере на стилизованной фигуре трехмерного манекена. Технический эскиз синтезируется на этапе преобразования потоков трудноформализуемой информации в технический вид. Инженерные виды работ составляют всю совокупность технических разработок проектно-конструкторской документации.
Результаты исследований по созданию трехмерной параметрической модели женской фигуры являются одним из этапов организации единой трехмерной технологии проектирования одежды. При задании поверхности цифрового манекена, по способу описания объектов в САПР, за основу выбран метод дискретно-каркасного представления поверхностей. При помощи расчетно-аналитического способа на основании накопленного в швейной отрасли опыта формализованного задания женских фигур, разработано аналитическое описание координат 80 информационных точек условной графической модели женской фигуры (УГМФ). При разработке аналитического описания УГМФ выявлено отсутствие открытой современной информации по ряду ее проекционных параметров. Для нахождения методов их формализованного описания проведены антропометрические исследования женщин младшего и среднего возраста. Определены закономерности изменчивости проекционных размерных признаков (РП) Т66, Т92, Т115 Т116 от трех ведущих признаков. Выведены регрессионные зависимости и предложены научно-обоснованные способы измерения для двух РП: высота точки основания головы и поперечный диаметр верхнего основания шеи. С целью совершенствования методов трехмерного проектирования цифровых манекенов фигуры человека предложено проводить измерения через точку
верхнего основиния шеи сбоку. исгюдьзов&кве которой обуславливается ее анатомической и физиологической связью с прнмохяжлением.
На осяо'чаьии рзфлбошшого математического обеспечения проведено ч пре^грк^ корреьтносш чс'ювны*; графические
Фиделей удекскич г«шович флг>р в компьютерной среде. При сгсу1стзии избыточное! и информации аналитическое описание предоставляет достаточно данных для определения г.роеграиствеьчмх габаритов УГМФ. С данной точки зрения, именно УГМФ яйлесчся наиболее у.юбным объектом лля разработки методов ее стмчизаиии при исследовании трудноформалиэуемых задач проектирования.
Стмимцуя фигур* - трансформаций чзэбрзженкк ГО манекена с измекенаеу ьрО'Шрцлй е; о ф'турн, осанки и з пространстве.
Исстсл^^г;;; •:- творческих г.ппса прецеиог: ^гьс^лкросзьи* СмСГЙЯЛО в .чет<?дз ¿¡орчя-^заи"}- ка^зру^дликч:.:1 с^.^луюп-^ч Х'З.
Ьиз^лпн ус к С1,<.ь!1Г »-,о.;ичсчляе'>;ч-ч ¡г'лт^сык
V,. я ^„оа^с.р^л .. к ч'лмс:"- т п^^к^с.:;:.," -';3р?.:кв
... г< I"1;- У. д/.чдл^срог;
На йерно*! -жс-чрамелт гг'о^ед'-^ироз.-ьс1 йолее !5£к> %оь ленских ет«1.п.и;оааньътх ф,сп>? с шл&ч> аыязлекгы ^еобходки^с и честатопяо; о количеств:! эскизов, обь-ек^ити." ;>1рг':,амг.аи\ ;;г!гякс-мспемз'гк^есч«!.- и >леук;;;г' ю-матемг^лчееьис г^о-^с-^иои^е сидром: мод:1>г:> 'К^."-';-. чрг.::ор:гитг оиг;-^;.-' ег м.-съаУА в
Г|р<гСТр2ЧСТ2е.
Л'и сг'рслг/епчя ^очеччн'-л ! рдфичеечт к:к,-&п..::;.еккЛ
о- илр/х^гия.ч.'4 сиг>р (^--ЧлА. поллеглылч п. о .^где^м ряд
ьрг^йсз отбора С целью .зыгв.'х-ни--« вщинш? отг^еигслы'ь'х и й'Зсолкир.^ч »ресбрзчоьпчий гул отзд/.^здйй УПИФ пае;:е1и> п-„н&тие параметров сьикзахчн I О модной фиг>рь:.
Рисунок 1. Схема исследований: а) углов вертикальных движений стилизованных фигур: ВД: к {1, 7}; б) углов горизонтальных движений: ГД: {р^,.}: {1, ..., 10}; в) проекционных параметров ГО в профильной проекции.
Параметр стилизации (ПС) - это математическая величина изменения параметров типовой фигуры при стилизации ее графического образа.
К ПС предложено относить следующие три группы характеристик: относительные показатели стилизации (ОПС) графического образа, величины выделенных углов движений (Д), параметры модной осанки
в)Т1рофиль
(МО) стилизованной фигуры. Процесс стилизации можно представить следующим математическим синтаксисом:
УГМФ —> МП —»• СМФ; (1)
МП: {ПС}; (2)
ПС: {ОПСиДиМО}. (3)
МП - математическое преобразование.
В работе предложена терминология для определения характеристик, описывающих особенности графических изображений стилизованных фигур.
Относительные показатели стилизации (ОПС) - соотношение определенных проекционных параметров ГО модной стилизованной фигуры. За абсолютные показателями механических движений каркаса фигуры в ХЭ приняты углы вертикальных (ВД) и горизонтальных движений (ГД).
Методика проведения исследования ПС систематизирована и представлена в виде алгоритма выполнения операций графического анализа стилизованных фигур в ХЭ. Посредством статистической обработки определены наиболее актуальные показатели стилизации модных фигур.
В результате проведенных графических исследований фигур в ХЭ составлена классификация ПС графических образов женских фигур. Классификация представляет собой иерархическую структурную схему системы показателей, определяющих стилизованную фигуру от 0 до 4 уровня.
Исследования по разработке методов аналитического построения УГМФ и графический анализ ПС фигур в современных ХЭ явились информационным базисом к созданию библиотеки формализованных шаблонов стилизованных моделей оюснских фигур (БФШ СМФ) (Рисунок 2). Процесс ее формирования проходил в соответствии со специально разработанным алгоритмом.
: !'fW I\\ J : -■! i-//i i i \\'1
f
¡ ! Ï
/tt 1 tfL, K-
лШЖй!
r-Arlr Ii iT-i-tir-f.-ri^'/'Tl-^'T У"*'-*-'»««'-*»'»-
il 1 5 ч
pKCjfci'K 1. Трак« 'IvôpMf-ïiKS услоын.й гргфкчгской чоделк
<я-ейкой вксг'р»! с с í клйзап4кке-»й грьфк45сккй
в с<>с!ве-^;х-'.-; ',rï:- ьскцгк-л-'-г*. по;' 'íojíoíiih
"i-irfCtïHis-x í?A"KH'.ec.i:oto r¡ икнрллт.огда-;
fi-JtKнепосрс,"сч5;к:«л ка ГМФ спсикалк у cowoi судогк^с-г'^ь'кую ;>лде \ХМй) В cuvteva фер'»ар>е*С5 новь'.Й модуль. гр?э.'.часгг,й моле,-и ^удожгственпого лки^х
гмх > :(смф u хми (4)
ака^п^еское чппкэяче 1ф$екгхрус\?ого оолект". с-Зесяечквзет bc>-<4o:îîi;ocïi, вопгч'-^зелгчи» í>puuecca иостроеямя x3 на лк>5ой смф, а глюке 4« гр&фгч'-ской иидгли сря^у^к, плс1рогв1:ой в соогвггству.ощем модуле з^лущцч рп Ilprsieec г,? ocytucc-к^й-.с^ в vcoyjie
графической поасы: технического (гмтэ) применением
рачрабоггihhoío м^ги'дд татем1утмчес>;кх лрсойраюьапмй (мш i рлфя веских соъектоь is ':püxi/-ipivj-i срелс.
ГМТЭ : {ГМФ и ГМИ} (6)
Завершающим этапом работы в подсистеме «Художественное проектирование моделей одежды» является построение базовой и модельной конструкции изделия в модуле 2Б-К:
ГМТЭ -+МП-> 2В-К (7)
Третья глава посвящена установлению информационной взаимосвязи между художественным отображением трехмерного эскиза, техническим ЗБ-эскизом и конструкцией одежды.
Усовершенствована математическая модель процесса трансформации двухмерного ХЭ в техническое отображение и разработаны основы математического обеспечения процесса преобразования информации на этапе ГМХЭ—>ГМТЭ сквозного трехмерного проектирования одежды. Методика синтеза ГМТЭ из ГМХЭ основана на теории преобразования информации в трехмерной компьютерной графике. Процесс трансформации трехмерных графических образов состоит из 4 этапов и математически описан в виде произведения матриц последовательных преобразований векторов координат информационных точек.
Для определения метода автоматизированного преобразования на этапе ХЭ-»ТЭ исследованы пространственные преобразования параметров изделия в динамической системе «человек - одежда. По итогам обработки экспериментальных данных определены особенности и проведен математический анализ закономерностей изменений проекционных параметров изделия в рассматриваемой динамической системе.
Определены основы математического обеспечения для организации автоматизированного перехода от трехмерного ТЭ к конструкции одежды. При расчетно-аналитическом способе построения БК по любой из существующих методик конструирования задача исследования состояла в определении метода преобразований:
КПпроекц — МП КПУ, где (8)
КПпроекц - проекционные параметры (пространственные зазоры) м^жду внутренней поверхностью одежды и поверхностью тела человека;
КПУ - «объемные» конструктивные параметры, используемые при традиционном проектировании одежды.
Проведенные исследования позволили установить множественные регрессионные зависимости конструктивных параметров на основных антропометрических уровнях от величин проекционных параметров женского платья.
В результате исследований последовательности преобразований графической информации на этапе «технический эскиз - конструкция» определены математические закономерности, позволяющие при ограниченности исходных данных об объекте проектирования осуществлять автоматизированный переход от профильного отображения технического эскиза к конструкции одежды.
В четвертой главе в результате апробации в условиях производства ООО «Валентин Юдашкин» и ООО «Виктория» подтверждена актуальность предлагаемых элементов информационного и методического обеспечения и рассчитан эффект от их внедрения. Производственная апробация показала, что внедрение предлагаемых методов, в совокупности с базой формализованных шаблонов, способствует повышению эстетического уровня качества новых моделей одежды и способствует росту ее конкурентоспособности.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ
1. В результате анализа современного уровня информационных технологий определено актуальное направление развития швейной отрасли, состоящее в организации единой технологии проектирования одежды на основании принципа комплексности.
2. На основании методологии объектно-ориентированного подхода разработаны концептуальная и логическая структуры интеллектуальной системы «Художественное проектирование моделей одежды»; исследованы потоки движения и преобразования информации внутри системы по структурным модулям.
3. Разработано аналитическое описание параметрического цифрового манекена женской фигуры на основе систематизации опыта, накопленного в швейной промышленности.
4. Для усовершенствования антропометрической информации, используемой при построении графических моделей фигур, предложены научно-обоснованные определения и методы измерения для двух размерных признаков, введена антропометрическая точка верхнего основания шеи сбоку, установлены закономерности изменчивости шести подчиненных проекционных размерных признаков женских фигур от трех ведущих признаков
5. Разработана иерархическая структурная классификация параметров стилизации графических образов женских фигур на основании комплексного графического исследования эскизов современных дизайнеров.
6. В соответствии с наиболее актуальными значениями параметров стилизации от нулевого до четвертого уровня иерархии, разработана библиотека формализованных шаблонов стилизованных моделей женских фигур, которая является информационным базисом при построении художественных моделей изделий в автоматизированной среде.
7. Усовершенствован математический аппарат для автоматизированной трансформации двухмерного художественного эскиза в техническое отображение, разработан математический метод трансформации трехмерного художественного образа в технический эскиз.
8. Разработаны основы математического обеспечения для автоматизации процесса преобразования технического эскиза в конструкцию в виде регрессионных зависимостей конструктивных параметров женского платья от проекционных прибавок на основных антропометрических уровнях.
9. Установлены математические закономерности, позволяющие осуществлять автоматизированный переход от профильного отображения технического эскиза к конструкции одежды.
10. Практическая значимость результатов работы подтверждена результатами промышленной апробации элементов информационного, математического и методического обеспечения процесса преобразования художественного эскиза в модельную конструкцию, что подтверждается актами производственной апробации.
ОПУБЛИКОВАННЫЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
1. Струневич Е.Ю., Гетманцева В.В., Лопасова Л.В. Предпосылки разработки методов автоматизированного проектирования женской одежды на этапе преобразования творческого эскиза в модельную конструкцию // Тезисы докладов 58 конференции НИРС «Молодые ученые - XXI веку»./ М.: ИИЦ МГУДТ, 2006.
2. Струневич Е.Ю., Гетманцева В.В., Лопасова Л.В. Предпосылки для разработки информационной схемы интегрированной САПР одежды на основе инноваций в области проектирования швейных изделий // Тезисы докладов Всероссийской научно-технической конференции «Актуальные проблемы проектирования и технологии изготовления текстильных материалов специального назначения»/ Димитровград, 2007.
3. Струневич Е.Ю., Аменова Г.М., Денисова А.Р. Разработка программного комплекса «Формирование технического эскиза» // Тезисы докладов II Московской межвузовской научно-практической конференции «Студенческая наука»/ М., 2007.
4. Струневич Е.Ю., Гетманцева В.В., Лопасова Л.В. Анализ основных требований к САПР нового поколения // Техника и технология. М.: Спутник+, 2008, №1.
5. Струневич Е.Ю., Дергачева Н.П, Куцырина Е.В., Тихонова Т.В. Разработка математического обеспечения подсистемы художественного проектирования одежды // Тезисы докладов 60 научной конференции студентов «Молодые ученые - XXI веку» М.: ИИЦ МГУДТ, 2008, с. 155 -156.
6. Струневич Е.Ю., Гетманцева В.В., Лопасова Л.В. Подсистема художественного проектирования моделей одежды // Швейная промышленность, 2008, № 3, с. 45 - 47.
7. Гетманцева В.В., Струневич Е.Ю., Андреева Е.Г. Интеллектуализация начальных этапов проектирования моделей одежды // ГОУ ВПО «Московский государственный университет дизайна и
технологии». Научный журнал «Дизайн и технологии», № 9 (51). - М.: ИИЦ МГУДТ. 2008. - с. 66 - 71.
8. Струневич Е.Ю., Гетманцева В.В., Лопасова Л.В. Актуальность создания реалистичных инженерно-заданных манекенов для проектирования одежды в САПР // САПР и графика, 2008, № 10, с. 46 - 48.
СТРУНЕВИЧ ЕКАТЕРИНА ЮРЬЕВНА
Разработка метода преобразования творческого эскиза в модельную конструкцию при автоматизированном проектировании женской одежды
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук Усл. печ. -1 п.л. Тираж 80 экз. Заказ №-{2ЯйР Информационно-издательский центр МГУДТ 117997, г. Москва, ул. Садовническая, 33 Отпечатано в ИИЦ МГУДТ
Оглавление автор диссертации — кандидата технических наук Струневич, Екатерина Юрьевна
ВВЕДЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННЫХ РАЗРАБОТОК В ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ САПР ОДЕЖДЫ.
1.1 Анализ основных направлений формализации начальных этапов проектирования одежды в САПР.
1.2 Анализ способов задания исходной информации об объекте . проектирования в автоматизированной среде.
1.3 Исследование разработок по формализации процесса преобразования информации от художественного эскиза к техническому эскизу.
1.4 Анализ работ по автоматизации этапа перехода от технического эскиза к конструкции одежды.
1.5 Исследование проблемы создания реалистичных инженерно-заданных виртуальных манекенов для целей проектирования одежды в САПР.
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1.
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ НА ЭТАПАХ «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЭСКИЗ -КОНСТРУКЦИЯ» В САПР ОДЕЖДЫ.
2.1 Разработка концепции метода преобразования информации творческого эскиза в модельную конструкцию в трехмерной среде.
2.2 Разработка информационного обеспечения автоматизированного процесса преобразования художественного эскиза в модельную конструкцию в автоматизированной среде.
2.3 Усовершенствование методов построения графических моделей фигур в трехмерной автоматизированной среде.
2.3.1 Установление закономерностей математического описания информационных составляющих графических моделей женских фигур
2.3.2 Проведение антропометрических исследований.
2.3.3 Построение трехмерной графической модели женской фигуры в автоматизированной среде.
2.4 Определение закономерностей преобразования информации на этапе стилизации графического образа фигуры в художественном эскизе.
2.4.1 Исследование параметров стилизации графических изображений женских стилизованных фигур в эскизах современных художников-дизайнеров.
2.4.2 Определение базовых значений единичных параметров стилизации для преобразований системы ГМФ —» СМФ.
2.4.3 Разработка классификации параметров стилизации графических образов женских фигур в художественных эскизах.
2.4.4 Формирование библиотеки формализованных шаблонов стилизованных моделей женских фигур.
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2.
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДА УСТАНОВЛЕНИЯ ФОРМАЛИЗОВАННОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В САПР ОДЕЖДЫ.
3.1 Совершенствование способа преобразования информации ХЭ при выполнении трудноформализуемых задач процесса проектирования одеяеды.
3.1.1 Совершенствование математической модели процесса трансформации двухмерного ХЭ в техническое отображение.
3.1.2 Разработка математического обеспечения процесса преобразования информации на этапе ЗО-ГМХЭ —> 3D-FMT3 сквозного трехмерного проектирования одежды.
3.2 Исследования по организации информационной взаимосвязи технического эскиза и конструкции одеизды.
3.2.1 Установление информационной взаимосвязи между модулями ГМТЭ и 2D-K в АС «Художественное проектирование моделей одежды».
3.2.2 Исследование преобразований графической информации при переходе от профильного отображения технического эскиза к конструкции одежды.
3.3 Определение способа формализации данных динамической системы «человек - одеяеда» для автоматизации процесса преобразования ГМХЭ - ГМТЭ.
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3.
ГЛАВА 4. АПРОБАЦИЯ РАЗРАБОТАННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕМАТИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
4.1 Экспериментальная проверка разработанных методов преобразования художественного эскиза в модельную конструкцию. 155 4.2. Расчет эффективности от внедрения разработанных элементов информационного, методического и математического обеспечения
4.3 Разработка методов совершенствования процесса проектирования одежды в единой интеллектуальной среде на основе принципа комплексности.
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 4.
Введение 2008 год, диссертация по технологии материалов и изделия текстильной и легкой промышленности, Струневич, Екатерина Юрьевна
На современном уровне развития информационных технологий в САПР швейных изделий автоматизированы этапы проектирования от создания базовых конструкций (первого этапа конструкторской подготовки производства (КПП)) до раскладки (завершающего этапа КПП) [1]. В структуре автоматизированного процесса наиболее легко формализуемой является задача проектирования базовых конструкций [2, 3], в то же время до сегодняшнего дня в САПР одежды не реализован этап художественного проектирования новых изделий, так как не формализована его взаимосвязь с модулями дальнейшей разработки конструкций одежды.
Среди некоторых ученых-современников существует устойчивое мнение, что единой методологии организации автоматизированного процесса проектирования на сегодняшний день не существует. Данную точку зрения можно объяснить присутствием, как минимум, двух глобальных разрывов в информационной цепи и различием уровней автоматизации этапов процесса проектирования одежды. В результате анализа существующих САПР одежды по основным видам обеспечения выявлено наличие двух основных разрывов в информационном процессе подготовки производства: между модулями художественной разработки и технического конструирования, а также между блоками КПП и разработки пооперационной технологии. В настоящее время происходит развитие определенных модулей и их совокупностей, позволяющих на отдельных этапах оптимизировать работу инженера. В рамках каждой из традиционно выделяемых подсистем («Художник», «Конструктор», «Технолог») представляется возможным решать соответствующие задачи проектирования [4], но между данными условными блоками существует не преодоленный на сегодняшний день разрыв, не позволяющий рассматривать процесс проектирования как единую информационную интегрированную систему. Можно уверенно утверждать, что интеллектуальной комплексной САПР одежды, воспроизводящей процесс накопления опыта и обучения человека [31] и систематизирующей процесс разработки швейных изделий, не существует.
Указанные два разрыва в информационной цепи проектирования нарушают в САПР одежды один из основных принципов создания автоматизированных систем (АС) — принцип системного единства [5], что является основной побудительной мотивацией для специалистов к созданию комплексной интегрированной САПР одежды с организацией единой схемы проектирования. Одной из актуальных проблем современных САПР швейных изделий является разработка информационной взаимосвязи эскиза и конструкции [111].
Переход к комплексной автоматизации процесса проектирования требует согласованной организации всех проведенных научно-исследовательских работ в области автоматизации проектирования одежды в единую техническую структуру, в основе которой лежит новая информационная технология сквозного проектирования одежды [6].
Объектом исследования выбрана женская одежда костюмно-плательной группы. Данный ассортимент обладает наибольшим разнообразием композиционных и конструктивных решений, характеризуется разнообразием силуэтов и форм и наиболее ярко отражает изменение модных тенденций.
Цель работы состоит в разработке информационно-методологического обеспечения для организации единой интеллектуальной среды автоматизированного проектирования одежды на этапе преобразования художественного эскиза в модельную конструкцию.
Для достижения поставленной цели в работе решены задачи:
• исследование современного уровня информационных технологий в области проектирования одежды и выявление наиболее актуальных путей развития швейной отрасли;
• разработка концептуальной модели процесса автоматизированного проектирования женской одежды на этапах художественный эскиз — технический эскиз - конструкция» с применением трехмерных компьютерных технологий;
• определение путей совершенствования трехмерной технологии построения цифровых манекенов фигуры человека;
• разработка аналитического описания для построения параметрического цифрового манекена;
• исследование инновационных подходов к решению трудноформализуемых задач начальных этапов процесса проектирования одежды;
• определение метода формализованного описания информационных составляющих художественного эскиза в ЗБ-среде;
• разработка методов трехмерной трансформации графических моделей фигур в процессе стилизации их графических образов;
• исследование методов преобразования информации на этапе перехода от технического отображения эскиза к конструкции;
• проведение производственной апробации разработанных элементов информационно-методического и математического обеспечения сквозной технологии проектирования одежды;
• определение актуальных перспектив и направлений дальнейших исследований по совершенствованию сквозной технологии проектирования одежды на основании принципов комплексности.
Методы исследования. Теоретической основой исследований являются базовые положения системно-структурного и объектно-ориентированного подхода к решению поставленных задач. На отдельных этапах исследования в работе использовались: основы разработки САПР, методы проектирования систем визуальной информации, теория алгоритмизации и программирования, методы статистической обработки экспериментальных данных, математического анализа, аналитической геометрии, корреляционного и регрессионного анализа, фотограмметрии, антропометрических и антроподинамических исследований.
Решение основных задач исследований осуществлялось при использовании автоматизированных систем: Microsoft Office Excel 2007, Mathlab 2008, CorelDRAW X4, Autodesk AutoCAD 2009, Autodesk Maya 2009.
Научная новизна результатов исследований заключается в разработке:
• методов организации сквозной трехмерной технологии проектирования одежды на этапе преобразования художественного эскиза в модельную конструкцию;
• метода поэтапного преобразования графической информации трехмерного художественного эскиза посредством его технического отображения в графическую информацию чертежа конструкции;
• научно-обоснованных определений антропометрических точек и размерных признаков и предложении для них методов измерений с целью совершенствования трехмерной технологии построения манекенов фигуры человека;
• закономерностей взаимосвязи трехмерного технического эскиза и конструкции изделия посредством перехода от проекционных параметров эскиза к конструктивным параметрам, используемым при традиционном проектировании одежды;
• способов преобразования технического эскиза в конструкцию изделия по его профильному отображению на фигуре при минимальной исходной информации.
Практическая значимость теоретических и экспериментальных исследований заключается в разработке:
• информационного и математического обеспечения для аналитического построения условных графических моделей женских фигур в автоматизированной среде;
• иерархической структурной классификации параметров стилизации графических образов женских фигур в художественных эскизах современных дизайнеров;
• актуальных значений параметров стилизации для преобразований графических моделей фигур в стилизованные трехмерные образы;
• библиотеки формализованных шаблонов стилизованных моделей женских фигур.
Достоверность результатов исследований. Достоверность проведенных исследований подтверждается согласованностью результатов теоретических и экспериментальных исследований, высокими значениями критериев проверки адекватности разработанных основ математического обеспечения.
Реализация результатов исследований. Компоненты разработанной информационной технологии процесса преобразования графической информации на этапах «художественный эскиз — технический эскиз -конструкция» реализованы в виде библиотеки формализованных шаблонов стилизованных моделей женских фигур.
Апробация результатов работы. Практическая значимость работы подтверждена результатами ее промышленных испытаний в условиях ООО «Валентин Юдашкин» (г. Москва), ООО «Виктория», (г. Обнинск).
Основные положения исследований докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на межвузовских и научно-практических конференциях, а также на заседаниях кафедры Технологии швейного производства МГУДТ (г. Москва, 2005-2008 гг.).
Публикации. Основные результаты проведенных исследований опубликованы в восьми печатных работах.
Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, выводов по главам и работе в целом, списка литературы и 10 приложений. Основные результаты работы изложены на 190 страницах, в том числе содержат 46 рисунков, 33 таблицы. Приложения включают 50 страниц. Библиографический список составляет 164 наименования.
Заключение диссертация на тему "Разработка метода преобразования творческого эскиза в модельную конструкцию при автоматизированном проектировании женской одежды"
ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ
1. В результате анализа современного уровня информационных технологий определено актуальное направление развития швейной отрасли, состоящее в организации единой технологии проектирования одежды на основании принципа комплексности.
2. На основании методологии объектно-ориентированного подхода разработаны концептуальная и логическая структуры интеллектуальной системы «Художественное проектирование моделей одежды»; исследованы потоки движения и преобразования информации внутри системы по структурным модулям.
3. Разработано аналитическое описание параметрического цифрового манекена женской фигуры на основе систематизации опыта, накопленного в швейной промышленности.
4. Для усовершенствования антропометрической информации, используемой при построении графических моделей фигур, предложены научно-обоснованные определения и методы измерения для двух размерных признаков, введена антропометрическая точка верхнего основания шеи сбоку, установлены закономерности изменчивости шести подчиненных проекционных размерных признаков женских фигур от трех ведущих признаков.
5. Разработана иерархическая структурная классификация параметров стилизации графических образов женских фигур на основании комплексного графического исследования эскизов современных дизайнеров.
6. В соответствии с наиболее актуальными значениями параметров стилизации от нулевого до четвертого уровня иерархии, разработана библиотека формализованных шаблонов стилизованных моделей женских фигур, которая является информационным базисом при построении художественных моделей изделий в автоматизированной среде.
7. Усовершенствован математический аппарат для автоматизированной трансформации двухмерного художественного эскиза в техническое отображение, разработан математический метод трансформации трехмерного художественного образа в технический эскиз.
8. Разработаны основы математического обеспечения для автоматизации процесса преобразования технического эскиза в конструкцию в виде регрессионных зависимостей конструктивных параметров женского платья от проекционных прибавок на основных антропометрических уровнях.
9. Установлены математические закономерности, позволяющие осуществлять автоматизированный переход от профильного отображения технического эскиза к конструкции одежды. „
10. Практическая значимость результатов работы подтверждена результатами промышленной апробации элементов информационного, математического и методического обеспечения процесса преобразования художественного эскиза в модельную конструкцию, что подтверждается актами производственной апробации.
Библиография Струневич, Екатерина Юрьевна, диссертация по теме Технология швейных изделий
1. Курбатов Е.В. Разработка информационного обеспечения интегрированной системы трехмерного и двухмерного проектирования одежды. Дисс. на соиск. учен. степ. к. т. н. - М., 2004. - 217с.
2. Е.В. Курбатов. Организационная структура САПР швейных изделий.// Швейная промышленность, 2004, № 4, с. 33-34.
3. В. Ещенко, В. Светиков, А. Ещенко. Особенности автоматизации конструкторской подготовки.// В мире оборудования, 2008, №1 (76).
4. Оболенская Г.Д., Борисов Е.А., Андреева Е.Г. Опыт использования САПР технологии швейных изделий в промышленности и вузе.// Швейная промышленность, 2004, № 4, с. 32.
5. Норенков И.П. Основы автоматизированного проектирования: Учеб. для вузов. 2-е изд., перераб. и. доп. М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 2002. -336 е.: ил.
6. Джемардьян Т.Ю. Разработка информационной технологии процесса проектирования моделей одежды. — Дисс. на соиск. учен. степ. к. т. н. М., 1997.- 152 с.
7. Райан Д. Инженерная графика в САПР: Пер. с англ. М.: Мир, 1989.- 391 е., ил.
8. Трухан Г.Л. Размерные признаки фигуры человека, необходимые для конструирования одежды массового производства. — Дисс. на соиск. учен, степ. к. т. н. М., 1954.
9. Коблякова Е.Б. Разработка основ проектирования рациональныхразмеров и формы одежды. — Дисс. на соиск. учен. степ. д. т. н. М., 1980.
10. Ивлева Г.С. Разработка методики проектирования опорной поверхности манекенов женской одежды. — Дисс. на соиск. учен. степ. к. т. н.- М., 1969.
11. Ивлева Г.С., Чайковская Л.К., Родкина Л.С., Коблякова Е.Б. Применение бесконтактных методов для получения сечений манекеновженских фигур и одежды. // Сообщение 1. «Технология легкой промышленности». 1967, № 6, с. 131-135.
12. Иевлева Р.В. Разработка метода градации лекал для системы автоматизированного проектирования одежды. — Дисс. на соиск. учен. степ, к. т. н. -М., 1985.-236 с.
13. Шершнева Л.П., Карелина Е. Н. Использование ЭВМ для выполнения конструкторских работ в швейной отрасли легкой промышленности. М.: ВЗМИ, 1981.
14. Шершнева Л.П., Машкина В.А., Машкин М.Н. САПР одежды: Учебное пособие для студентов. М., 1999.
15. Рогожин А.Ю. Разработка методов проектирования швейных изделий в системе САПР. — Дисс. на соиск. учен. степ. к. т. н. М., 1985, 188с.
16. Кривобородова Е.Ю. Разработка автоматизированных методов конструктивного моделирования одежды. Дисс. на соиск. учен. степ. к. т. н. -М., 1994.-232 с.
17. Бутко Т.В. Исследование и разработка информационного обеспечения автоматизированного проектирования одежды. Дисс. на соиск. учен. степ. к. т. н. - М., 1990, 305 с.
18. Масалова В.А. Разработка методов проектирования одежды с использованием современных средств компьютерной графики. Дисс. на соиск. учен. степ, к.т.н. - М., 1996, 261 с.
19. Яковлева Е.Я. Разработка метода проектирования конструкций женского платья гладкой формы в системе 3 CAD. Дисс. на соиск. учен, степ, к.т.н. - М., 1996.
20. Чистякова Т.В. Исследование и разработка метода трехмерного проектирования базовых основ одежды. Дисс. на соиск. учен. степ. к. т. н. -М., 1993. - 272с.
21. Масалова В.А. Базовая конструкция плечевого изделия по методике МГУДТ (с использованием САПР AutoCAD): методическое пособие к выполнению лабораторных, курсовых и дипломных работ. М.: ИИЦ МГУДТ, 2006 - 70 с.
22. Масалова В.А. Классический втачной рукав (с использованием САПР AutoCAD): методическое пособие к выполнению лабораторных, курсовых и дипломных работ. / Масалова В.А., Маслова Е.Г. — М.: ИИЦ МГУДТ, 2006 141 с.
23. Масалова В.А. Конструктивное моделирование одежды первого вида (с использованием САПР AutoCAD): методическое пособие к выполнению лабораторных, курсовых и дипломных работ. / Масалова В.А., Маслова Е.Г. М.: ИИЦ МГУДТ, 2006 - 14 с.
24. Маслова Е.Г. Разработка методов интенсификации процесса автоматизированного проектирования конструкций одежды. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ, к.т.н. - М.: МГУДТ, 2007. - 25с.
25. Масалова В.А., Маслова Е.Г. Способы перевода вытачек и классификация их расположения на деталях конструкций изделий из материалов в полоску или клетку.// Швейная промышленность, 2006, №1, с. 16-20.
26. Н.В. Ещенко, А.И. Мартынова. Разработка состава исходной информации для адресного проектирования женских поясных изделий.// Швейная промышленность, 2008, №2, с. 52-53.
27. Ду Цзиньсун. Разработка метода проектирования поясных изделий на фигуры различного телосложения с использованием цифровых технологий. Дисс. на соиск. учен. степ, к.т.н. - М., 2005, 215с.
28. Кривобородова Е.Ю. Разработка методологии адресного проектирования одежды с использованием новых информационных технологий.- Дисс. на соиск. учен. степ. д. т. н. М.: МГУДТ, 2004. - 362 с.
29. Геттнер Р., Зейдевиц Н. Роботы сегодня и завтра. — М.: Педагогика, 1988.-112 е.: ил.
30. Хорн Б.К.П. Зрение роботов: Пер. с англ. -М.: Мир, 1989. 487 с.
31. Курышева В.Н. Разработка эмпирического метода одевания трехмерной поверхности тканью. Дисс. на соиск. учен. степ, к.т.н. - М., 2006, 149 с.
32. Сильчева JI.B. Совершенствование технологии проектирования конструкций одежды на начальных стадиях проектных работ. Дисс. на соиск. учен. степ, к.т.н. - М., 2006. — 265 с.
33. Таран А.Н. Формализация способа выполнения адаптационного анализа женской одежды. Дисс. на соиск. учен. степ, к.т.н. - М., 2004.
34. Раздомахин Н.Н. Теоретические основы и методическое обеспечение трехмерного проектирования одежды. — Автореферат дисс. на соиск. учен. степ, д.т.н. СПб.: СПГУТД, 2004. - 34с.
35. Раздомахин Н.Н., Басуев А.Г., Мигель Н.В. Трехмерное проектирование одежды. Формализация опыта конструктора.// «В мире оборудования», 2001, № 8 (13), с. 24-25.
36. С.В. Наумович, Н.Н. Раздомахин, А.Г. Басуев. Трехмерное проектирование одежды и градация лекал.// Швейная промышленность, 2003, №1, с. 19-20.
37. Н.Н. Раздомахин, Е.Я. Сурженко, С.В. Наумович. Система СТАПРИМ в индивидуальном производстве одежды.// В мире оборудования, 2004, №9 (49), с. 30-31.
38. Н.Н. Раздомахин. Аспекты антропометрического обеспечения одежды: Технология поиска антропометрических точек на фотоизображениях фигуры человека.// Швейная промышленность, 2006, №2, с. 24-25.
39. Н.Н. Раздомахин. Аспекты антропометрического обеспечения одежды: Анализ взаиморасположения одноименных антропометрических точек фигуры человека.// Швейная промышленность, 2006, №3, с. 34
40. Басуев А.Г., Раздомахин Н.Н. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2004612498. Бесконтактный способ измерения проекционных размерных признаков фигуры человека. РОСАПО. Зарегистрировано: 26.11.2004.
41. Басуев А.Г., Раздомахин Н.Н. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2004612500. Трехмерное проектирование одежды. РОСАПО. Зарегистрировано: 26.11.2004.
42. Н.Н. Раздомахин. Аспекты антропометрического обеспечения одежды: Технология поиска антропометрических точек на фотоизображениях фигуры человека.// Швейная промышленность, 2006, №2, с. 24-25.
43. Н.Н. Раздомахин. Проектирование пространственной конструкции проймы.//Швейная промышленность, 2005, № 6, с. 41-42.
44. Гусева М.А. Совершенствование метода трехмерного проектирования элементов конструкции плечевой одежды. Автореферат дисс. на соиск. учен, степ.к.т.н. М.: МГУДТ, 2007. - 24 с.
45. М.А. Гусева, А.Ю. Рогожин. Совершенствование процесса проектирования одежды. // Директор, 2003, № 11 (61).
46. Линник Ю.В. Разработка метода трехмерного проектирования сопряжения сложных поверхностей плечевой одежды. Дисс. на соиск. учен, степ, к.т.н. - М., 2008. - 199 с.
47. Г.И. Ковалева, Н.М. Конопальцева. Совершенствование элементов технологии проектирования моделей в САПРО — 3 CAD.// Швейная промышленность, 2005, № 6, с. 29.
48. Г.И. Сурикова, О.В. Сурикова, У.В. Савина, Е.В. Кукса. Реализация автоматического процесса интеллектуального проектирования женской плечевой одежды в САПР "Грация". // Швейная промышленность, 2005, № 6, с. 30-32.
49. Харлова О.Н., Миронова Е.А. Использование зрительных иллюзий при проектировании одежды. Методическое пособие для студентов. — Новосибирск: НТИ МГУДТ (филиал), 2007. 68 е., 27 ил.
50. Пармон Ф.М. Композиция костюма. Одежда, обувь, аксессуары. Учебник для вузов. М., «Триада плюс», 2002. - 312 е., 258 ил.
51. Ф.М. Пармон, Т.П. Кондратенко. Специальная художественная графика. Учебное пособие. М.: МТИЛП, 1983. 87 е., ил.
52. Пармон Ф.М. Учебное пособие по рисунку и спецкомпозиции «Европейский костюм: стили и мода». М.: МТИЛП, 1982. 115 е., ил.
53. Пармон Ф.М. Учебное пособие по рисунку и спецкомпозиции «Эстетика форм и конструкции костюма (в историческом аспекте)». М.: МТИЛП, 1982. 108 е., ил.
54. Пармон Ф. М. Художественное моделирование промышленных образцов. М.: МТИЛП, 1986. 75 е., ил.
55. Петушкова Г. И. Структурообразование легкой женской одежды наоснове методов симметрии. Дисс. на соиск. учен. степ, к.т.н. М., 1984.-328с.
56. Гузявичюте Р.А. Исследование стабильных признаков в проектировании одежды XX века. Дисс. на соиск. учен. степ, к.т.н. - М., 1977.
57. Секачева О.В. Выявление образно-информационной структуры современной российской моды. Дисс. на соиск. учен. степ, к.т.н. - М., 1996.
58. Волкова Е.К. Исследование и разработка методики построения инженерной системы адресного автоматизированного проектирования одежды. Дисс. на соиск. учен. степ, к.т.н. - М., 1999.
59. Цховребадзе Е.Н. Механизмы визуализации модной формы женской одежды. Дисс. на соиск. учен. степ, к.т.н. - М., 2005. - 256 е., ил.
60. Цховребадзе Е.Н., Петушкова Г.И. Архетипы современной моды. // Актуальные проблемы современной науки. 2004, №5. — с. 71-73.
61. Е.Н. Цховребадзе, Г.И. Петушкова. Механизмы визуализации архетипа одежды. // Естественные и технические науки. — 2004, №4. — с. 81— 83.
62. Петушкова Г.И., Терпенова O.K. Пропорции в одежде. — М.: МГУДТ, 2001.
63. Пармон Ф.М., Кондратенко Т.П. Рисунок и графика костюма. М.: Архитектура-С, 2005. - 207 е., ил.
64. Пармон Ф.М. Рисунок и мода — графика. Екатеринбург, 2004. 244е., ил.
65. Сильчева JI.B., Медведева Т.В. Способ задания женских фигур различного строения. // Тезисы докладов. Московская научно-практическая конференция «Швейное производство: от научно-технических разработок до инновационных проектов». М.: МГУС, 2002. с. 35.
66. Матузова Е.М., Соколова Р.И., Гончарук Н.С. Мода и крой. М., 2001.- 192 с.
67. Петушкова Г.И. Симметрия в программированном формообразовании модного костюма: на примере одежды. Дисс. на соиск. учен. степ, доктора искусствоведения М., 1992. - 387 с.
68. Бескоровайная Г.П. Научные основы проектирования гармоничной и композиционно-целостной одежды. Дисс. на соиск. учен. степ, д.т.н. М., 2004. - 416 е., ил.
69. Ю.И. Агапова, Е.Ю. Кривобородова. Совершенствование эскизного проектирования одежды на основе адресного подхода к потребителям.// Швейная промышленность, 2005, № 6, с. 30-32.
70. Покровская О.В. Метод проектирования одежды на основе визуализации внешнего облика заказчика. Дисс. на соиск. учен. степ. к. т. н. М., 2002. 223 с.
71. Акимочкина И.М. Разработка метода автоматизированного проектирования разверток объемно-пространственных форм моделей одежды с учетом адресных принципов. Дисс. на соиск. учен. степ, к.т.н. М., 2007. -279 е., ил.
72. Акимочкина И.М., Кривобородова Е.Ю., Петушкова Г.И. Экспертная система выбора предпочтительных моделей одежды для формирования гармоничного внешнего образа индивидуальных потребителей. //Швейная промышленность, 2007, № 4. с. 30.
73. Акимочкина И.М., Петушкова Г.И., Кривобородова Е.Ю. Способ формализации методов проектирования одежды. // Директор, №8, 2002, с. 28-30.
74. Свидетельство об официальной регистрации базы данных № 2004620014. Проектирование Визуального Образа VISUAL VIEW. Акимоч-кина И.М., Кривобородова Е.Ю.// М.: РОСПАТЕНТ, 05.01.2004.
75. В.В. Гетманцева, Г.С. Ивлева. Структура оценки графического решения модели одежды при интеллектуализации процесса проектирования швейных изделий. // Техника и технология, 2005, №5.
76. В.В. Гетманцева, Г.С. Ивлева. Основные аспекты разработки методов интеллектуализации в САПР одежды. // Техника и технология, 2005, №4.
77. Н.В. Афанасьева, В.Е. Кузьмичев. Анализ модного образа женской фигуры в XX XXI вв.// Швейная промышленность. - 2004, №3, с. 47-48.
78. Н.В. Афанасьева, В.Е. Кузьмичев. Информационное обеспечение для проектирования стилизованных моделей женских пальто. // Швейная промышленность, 2007, №3, с. 39-41.
79. Е. Хонгуанг, Чен Сяои, В.Е. Кузьмичев. Компьютерная программа VISUAL IMAGE для реконструкции и распознавания визуальных образов классических пиджаков и жакетов. // Швейная промышленность, 2008, №4, с. 51-55.
80. Конструирование одежды с элементами САПР: Учеб. для вузов/ Е.Б. Коблякова, Г.С. Ивлева, В.Е. Романов и др. Под ред. Е.Б. Кобляковой. -М.: Легпромбытиздат, 1988. 464 е.: ил.
81. Единая методика конструирования одежды СЭВ (ЕМКО СЭВ). Т.1. Теоретические основы. М.: Легпромбытиздат, 1988.
82. Лабораторный практикум по конструированию одежды с элементами САПР: Учеб. пособие для вузов / Е.Б. Коблякова, А.И. Мартынова, Г.С. Ивлева и др. Под ред. Е.Б. Кобляковой. М., Легпромбытиздат, 1992. - 320 е.: ил.
83. Коблякова Е.Б. Основы проектирования рациональных размеров и формы одежды. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984. — 207 е., ил.
84. Шершнева Л.П. Методологические основы автоматизированного проектирования одежды, выполняемой по индивидуальным заказам промышленными способами. Дисс. на соиск. учен. степ. д. т. н. М., 1991. — 322 е., ил.
85. Единая методика конструирования одежды СЭВ (ЕМКО СЭВ). Т.2. Базовые конструкции женской одежды. М.: Легпромбытиздат, 1988.
86. Единая методика конструирования одежды СЭВ (ЕМКО СЭВ). Т. 8. Термины и определения. М.: ЦНИИТЭИлегпром, 1990.
87. Булатова Е.Б. Конструктивное моделирование одежды: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Б. Булатова, М.Н. Евсеева. — М.: «Академия», 2004. 272 с.
88. Мартынова А.И. Каталог моделей и конструкций женской одежды: Учебное пособие для вузов / Мартынова А.И., Змайлова И.И., Алехина Я.В., Зюзина О.А., Телегина С.В. М.: ИИЦ МГУДТ, 2004 - 92 с.
89. Чэн Ш.-К. Принципы проектирования систем визуальной информации: Пер. с англ. М., Мир, 1994. - 408 е., ил.
90. Саттарова Л.Т. Разработка структурной модели процесса формирования промколлекции швейного предприятия. Алматинский технологический университет, http://www.rusnauka.com
91. Петушкова Г.И. Проектирование костюма: Учебник для высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.
92. Auguste Racinet. The complete costume history. From Ancient Times to the 19-th Century. TASCHEN GmbH, 2006. - 544 p.
93. Блохина И.В. Всемирная история костюма, моды и стиля / И.В. Блохина. Минск: Харвест, 2007. — 400 е.: ил.
94. В. Брун, М. Тильке История костюма от древности до Нового времени. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. - 463 е.: ил.
95. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Т. 3-4: В 4 т.-М.: Академия моды; СПб.: Чарт Пилот, 2001. 576 е.: ил.
96. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Т. 2: В 4 т. — М.: Академия моды; СПб.: Чарт Пилот, 2001. 432 е.: ил.
97. Современная энциклопедия Аванта+. Мода и стиль/ Глав. ред. В.А. Володин. -М.: Аванта+, 2002. 480 е.: ил.
98. Секачева О.В. Выявление образно-информационной структуры современной российской моды. Дисс. на соиск. учен. степ. к. т. н. М., 1996.
99. Гетманцева В.В., Ивлева Г.С. Отражение современных модных тенденций при формировании графического решения новых моделей одежды. // Тезисы докладов. Сборник тезисов докладов 57-ой научной конференции НИДС «Молодые ученые XXI веку». - М.: МГУДТ, 2005.
100. Гетманцева В.В., Ивлева Г.С. Методы интеллектуализации процесса автоматизированного проектирования одежды. // Тезисы докладов. Сборник тезисов докладов 58-ой научной конференции НИДС «Молодые ученые XXI веку». - М.: МГУДТ, 2006.
101. Гетманцева В.В. Разработка методов интеллектуализации процесса автоматизированного проектирования женской одежды. Дисс. на соиск. учен. степ. канд. техн. наук. М., 2006. - 244 с.
102. Е.Г. Андреева, Е.К. Волкова, Т.А. Черемисина. Использование проекционных прибавок при проектировании мужской одежды. // Швейная промышленность, 2008, №1, с. 55-56.
103. Черемисина Т.А. Разработка метода интеграции эскизного проекта модели одежды с базой данных для разработки ее конструкции. -Автореферат дисс. на соиск. учен. степ, к.т.н. М.: ИИЦ МГУТД, 2008. - 23с.
104. Медведева Т.В. Развитие основ формирования качества при проектировании конструкций одежды: Монография, ГОУВПО «МГУС». — М., 2005. 290 с.
105. Медведева Т.В. Художественное конструирование одежды: Учебное пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. 480 с.
106. Медведева Т.В. Развитие основ формирования качества при проектировании конструкций одежды. Дисс. на соиск. учен. степ. д. т. н. М., 2004.
107. Е.Ю. Струневич, В.В. Гетманцева, JI.B. Лопасова. Подсистема художественного проектирования моделей одежды. // Швейная промышленность, 2008, №3, с. 45-47.
108. Ю.С. Ковтанюк. CorelDraw для дизайнера. Под Windows Vista (+ CD-ROM). М.: МК-Пресс, 2008. - 1656 с.
109. Adobe Illustrator CS3: Classroom in a Book: The Official Training Workbook from Adobe Systems. Официальный учебный курс. M.: Триумф, 2008. 464 с.120. 3ds Мах 9. Библия пользователя. М.: Вильяме, 2007. 1360 с.
110. О. Яцюк. Трехмерная компьютерная графика в дизайне. // В мире оборудования, 2007, № 6 (73), с. 22-23.
111. А. Горелова, Н. Корнилова. Новые методы работы с заказчиками с использованием современных САПР. // В мире оборудования. 2006, № 5 (64).
112. Информационные технологии в высшей и средней школе: Материалы всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. Т.Б. Казиахмедов. Нижневартовск: Hi ГУ, 2008. - 264 с.
113. Сысоева И.А. Разработка методики построения приближенной развертки поверхности манекена на базе современных технических средств. -Дисс. на соиск. учен. степ. к. т. н. М., 1982.
114. Ла Мот А., Ратклифф Д., Семинаторе М., Тайлер Д. Секреты программирования игр / Перев. с англ. СПб.: Питер, 1995. - 720 е.: ил.
115. Томпсон Н. Секреты программирования трехмерной графики / Перев. с англ. СПб.: Питер, 1997. - 352 е.: ил.127. http://www.render.ru128. http://poser.kiev.ua129. http://usa.autodesk.com
116. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Интеллектуальные информационные системы: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2004. — 424 е.: ил.
117. Смирнова О.Н. Разработка программно-методического комплекса для автоматизированного проектирования изделий из натурального меха. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. техн. наук. М., 2004. - 25с.
118. Козлова Т.В., Степучев Р.А., Петушкова Г.И. и др. Основы теории проектирования костюма: Учебник для вузов. / Под ред. Козловой Т.В. М.: Легпромбытиздат, 1988. — 352 с.
119. Ли К. Основы САПР (CAD/CAM/CAE). СПб.: Питер, 2004. - 560е.: ил.
120. Логический подход к искусственному интеллекту: от классической логики к логическому программированию: Пер. с франц. / Тейз А., Грибомон П., Луи Ж. и др. М.: Мир, 1990. - 432 е., ил.
121. Стрыгин В.В., Щарев Л.С. Основы вычислительной, микропроцессорной техники и программирования. — М.: Высш. шк., 1989. — 479 е.: ил.
122. Е.В. Шикин, А.В. Боресков. Компьютерная графика. Динамика, реалистические изображения. -М.: «ДИАЛОГ-МИФИ», 1995. 288 с.
123. Аммерал Л. Интерактивная трехмерная машинная графика. Пер. с англ. М.: «Сол Систем», 1992. - 317 е.: ил.
124. Аммерал Л. Машинная графика на персональных компьютерах. Пер. с англ. М.: «Сол Систем», 1992. - 232 е.: ил.
125. Ньюмен У., Спрулл Р. Основы интерактивной машинной графики. -М.: МИР, 1976.
126. Аммерал JI. Принципы программирования в машинной графике. Пер. с англ. — М.: «Сол Систем», 1992. — 224 е.: ил.
127. Медведева Т.В., Булатова Е.Б., Коблякова Е.Б. Конструирование женского платья на фигуры с различной осанкой. — М.: Легпромбытиздат, 1993.- 140 с.
128. Агапова Ю.И. Структурирование процесса проектирования одежды на основе компьютерной визуализации фигуры заказчика. Дисс. на соиск. учен. степ, магистра техники и технологии. М., 2002.
129. Зыбин Ю.П. Конструирование изделий из кожи. — М.: ЛЕГКАЯ ИНДУСТРИЯ, 1966. 320 с.
130. Ходжаева М.Т. Разработка метода автоматизированного проектирования форм головных уборов из натурального меха. Дисс. на соиск. учен. степ. канд. техн. наук. - М., 1996.
131. Аветисова А. А. Разработка и обоснование конструкций ортопедического снабжения при ампутационных дефектах стоп. Дисс. на соиск. учен. степ. канд. техн. наук. - М., 2004.
132. Куршакова Ю.С., Зенкевич П.И., Дунаевская Т.Н.и др. Размерная типология населения стран членов СЭВ. — М.: «Легкая индустрия», 1974. — 440 с.
133. ГОСТ 17-522-72 Размерные признаки для проектирования одежды. М., 1988.
134. ОСТ 17-326-81 Изделия швейные, трикотажные, меховые. Фигуры женщин типовые. Размерные признаки для проектирования одежды. М., 1987.
135. Классификация типовых фигур женщин ГОСТ Р 52771-2007
136. Классификация типовых фигур женщин особо больших размеров -ГОСТ Р 52773-2007
137. Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека. Под редакцией М.Г. Привеса. М.: «Медицина», 1974. - 672 с.
138. Гицеску Г. Пластическая анатомия: (СПб) М.: «Издательство ACT», 2003.-314с.: ил.
139. Харт К. Анатомия для художника: совсем просто. / Перев. с англ. В.И. Кашкан; Худ. обл. М. В. Драко. Мн.: ООО «Попурри», 2002. - 144 с.
140. Е.Ю. Струневич, В.В. Гетманцева, Л.В. Лопасова. Анализ основных требований к САПР нового поколения // Техника и технология. -М.: «Спутник+», 2008, №1.155. http://arthis.ru, //ruseti.ru, //teapot3d.narod.ru
141. Гетманцева В.В., Ковалевич А.И. Пути реализации параметрических связей 2-D и 3-D модулей в САПР одежды. // Швейная промышленность. 2007, № 6, с. 41-42.
142. Гетманцева В.В., Николайчик А.В., Яйлоян Л.С. Способы формирования графического решения внешнего образа моделей одежды. // Естественные и технические науки. 2007, № 6, с. 250-253.
143. Голованов Н.Н. Геометрическое моделирование. М., 2002. - 472с.
144. Конструктивное моделирование одежды: Учеб. пособие для вузов / А.И. Мартынова, Е.Г. Андреева М.: МГУДТ, 2005. - 216 с.
145. Гмурман В.Е. Теория вероятности и математическая статистика. / Учеб. пособие, М., Высшая школа, 2000.
146. Основы прикладной антропологии и биомеханики. Учебник для вузов / Т.Н. Дунаевская, Е.Б. Коблякова, Г.С. Ивлева, Р.В. Иевлева. Под ред. Е.Б. Кобляковой. М., 2005. — 280 е.: ил.
147. О.В. Покровская, Е.Ю. Кривобородова. Бесконтактный фотограмметрический способ измерения внешней формы тела человека: Методические указания к выполнению лабораторных, курсовых и дипломных работ. М., МГУДТ, 2006 39 с.
148. Сурженко Е.Я. Теоретические основы и методологическое обеспечение эргономического проектирования специальной одежды. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ, д.т.н. М.: МГУДТ, 2001.- 49 с.
149. Бузов Б.А. Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности (швейное производство): Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Б.А. Бузов, Н.Д. Алыменкова; Под.ред. Б.А. Бузова. — М.: «Академия», 2004. 448 с.г
150. Рисунок А1, Пример разработки трехмерного женского образа
151. Рисунок А2. Компьютерный женский образ, выполненный при использовании программ трехмерной анимации
-
Похожие работы
- Разработка методов интеллектуализации процесса автоматизированного проектирования женской одежды
- Разработка метода гибкой параметризации конструкции одежды, проектируемой в 2D САПР
- Формализация способа выполнения адаптационного анализа женской одежды
- Совершенствование технологии проектирования конструкций одежды на начальных стадиях проектных работ
- Разработка процесса и методов беспримерочного изготовления одежды для индивидуального потребителя на предприятиях сферы сервиса
-
- Материаловедение производств текстильной и легкой промышленности
- Технология и первичная обработка текстильных материалов и сырья
- Технология текстильных материалов
- Технология швейных изделий
- Технология кожи и меха
- Технология обувных и кожевенно-галантерейных изделий
- Художественное оформление и моделирование текстильных и швейных изделий, одежды и обуви
- Товароведение промышленных товаров и сырья легкой промышленности