автореферат диссертации по технологии материалов и изделия текстильной и легкой промышленности, 05.19.04, диссертация на тему:Разработка методов интеллектуализации процесса автоматизированного проектирования женской одежды
Автореферат диссертации по теме "Разработка методов интеллектуализации процесса автоматизированного проектирования женской одежды"
На правах рукописи
ГЕТМАНЦЕВА ВАРВАРА ВЛАДИМИРОВНА
V
РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ
Специальность 05.19.04 «Технология швейных изделий»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук
Москва - 2006
На правах рукописи
ГЕТМАНЦЕВА ВАРВАРА ВЛАДИМИРОВНА
РАЗРАБОТКА МЕТОДОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ
Специальность 05.19.04 «Технология швейных изделий»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
I <
кандидата технических наук
Москва - 2006
Работа выполнена в Московском государственном университете дизайна и технологии на кафедре «Технология швейного производства»
Научный руководитель: кандидат технических наук, профессор
Ивлева Галина Семёновна Официальные оппоненты: доктор технических наук, профессор
, и > Костылева Валентина Владимировна
кандидат технических наук, доцент
( М'П*-/»'
Волкова Елена Константиновна
я
Ведущая организация: Московский государственный
университет сервиса
Защита состоится « 19 » апреля 2006 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 212.144.01 в Московском государственном университете дизайна и технологии по адресу: 115998, Москва, ул. Садовническая, 33.
с,! Г-".
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке
„ л,.
Московского государственного университета дизайна и технологии. Автореферат разослан г.
Ученый секретарь
диссертационного совета Д 212.144.01 * А. П. Жихарев
РОС НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА С. 09
БЛИОТЕКА Й1 I
3 , ; -ь ' »' >' ' '
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
, • ■ ' I - I Г
Актуальность темы. Современные тенденции развития швейной промышленности предопределяют необходимость постоянного использования средств вьгаислительной техники в процессе проектирования изделий.
Промышленные системы автоматизированного проектирования одежды предоставляют конструктору большое количество программных средств для выполнения проектно - конструкторских задач, имеющих установленные алгоритмы решений. Однако существующие в настоящее время САПР одежды ориентированы на традиционный процесс проектирования, и не предназначены для выбора обоснованных творческих решений при конструировании новых моделей одежды. Выбор - дело самого конструктора, следствие его субъективных понятий и интеллекта. Следовательно, такие САПР практически не помогают конструктору в решении слабо формализуемых задач, содержащих неметрические характеристики объекта проектирования. С этой точки зрения, существующие САПР являются слишком "жесткими партнёрами", несовместимыми с характером творческой деятельности модельера - конструктора.
Возникает необходимость организации оперативного взаимодействия разработчика и ЭВМ, обеспечивающего процесс поискового конструирования.
Наибольшую сложность для организации процесса автоматизированного проектирования одежды" представляют начальные этапы, на которых осуществляется творческий поиск путей отображения художественного образа модели. При создании эскиза, разработке чертежа конструкции по заданному эскизу, удельный вес используемых субъективных подходов конструктора, его интеллектуальных возможностей очень высок. Необходимо разрабатывать такие методы синтеза проектного решения, которые обеспечивали бы возможность наиболее рациональн'ого'включения ЭВМ в творческий процесс проектирования новых моделей одежды, и создание на этой основе специальной конструкторской подсистемы, ориентированной на решение задач творческого характера.
Одним из возможных путей решения данных задач является разработка методов интеллектуализации процесса автоматизированного проектирования одежды.' Использование методов интеллектуализации в САПР одежды обеспечат возможность модельеру - конструктору ставить и решать задачи, традиционно считающиеся интеллектуальными и трудно формализуемыми.
Использование интеллектуальных САПР в российских моделирующих организациях позволит значительно сократить время, затрачиваемое на проектирование, и обеспечит производство одежды с высокими эстетическими показателями.
•Цель и задачи исследования. Основной целью работы является исследование' И 'разработка методов интеллектуализации процесса проектирования моделей одежды в САПР. Для достижения поставленной цели в работе предусмотрено решение следующих задач:
- анализ традиционного процесса проектирования одежды на творческих •этапах создйййк новых моделей и определение условий разработки
методой интеллектуализации данного процесса в САПР;
- опрёйелЬййб структуры информационного потока при интеллектуализации процесса проектирования одежды с целью формализации процесса преобразования графической информации на начальных э+апах проектирования;
- разработка концептуальной модели начальных этапов проектирования моделей одежды с использованием методов интеллектуализации:
- определение структуры информационно - методического обеспечения
для интеллектуализации процесса автоматизированного проектирования
^ ) -
женской одежды на начальных этапах проектирования,
'Г 1 '
- изучение принципов отображения графического решения моделей и разработка системы оценки конструктивно - композиционного решения образцов одежды;
- разработка базы графических элементов, составляющих форму изделия при формировании технического решения;
- разработка формализованного языка для преобразования графической информации на начальных этапах проектирования одежды;
- разработка математического описания графического решения моделей одежды;
- разработка программно - методического комплекса для формирования технического эскиза по заданному художественному отображению модели одежды;
- производственная апробация разработанного программно методического комплекса.
Объектом исследования выбрано женское платье. Данный ассортимент характеризуется разнообразием моделей, силуэтов и форм, и наиболее ярко отражает тенденции современной моды.
Основные методы исследования. В работе использованы методы системно-структурного анализа, теоретические достижения в области создания интеллектуальных САПР и методов распознавания образов, теория информационных процессов и структур, основы геометрического моделирования.
В основу разработки частных задач разделов диссертационной работы положены методы анализа и синтеза проектных ситуаций, эвристического моделирования, блочно - модульного подхода, экспертного анализа, экспертной оценки.
В работе так же используются теоретические и практические достижения в области конструирования и дизайна одежды.
Научная новизна результатов диссертационной работы заключается в том, что в ней:
- исследована и формализована структура преобразования графической информации с точки зрения интеллектуальной обработки информации в процессе художественного проектирования моделей одежды,
- разработана информационная структура интеллектуальных модулей, отражающих экспертные знания в данной предметной области;
- определены принципы взаимосвязи графической информации на начальных этапах проектирования;
- разработаны принципы формализованного описания конструктивно -композиционного решения моделей женского платья;
- разработаны единые принципы представления графической информации в интегрированных САПР одежды;
- разработаны принципы отображения и модификации графического решения моделей женского платья посредством базовых элементов формы изделия.
Практическая значимость. В результате выполнения работы разработаны и подготовлены:
- концептуальная модель начальных этапов проектирования моделей одежды с использованием методов интеллектуализации;
- структура информационного взаимодействия конструктора и автоматизированной системы на творческих этапах проектирования новых моделей одежды;
- формализованный язык, обеспечивающий распознавание творческого эскиза модели;
- база графических элементов формы женского платья и база графических аналогий, определяющие соответствие графического элемента и варианта его конструктивного решения;
- элементы пользовательского интерфейса с целью организации интерактивного взаимодействия конструктора и' разработанных программных средств;
- алгоритмы создания технического эскиза по заданному художественному отображению модели женского платья;
- методические рекомендации по организации процесса проектирования новых моделей женского платья.
Разработанный метод интеллектуализации процесса проектирования моделей одежды позволяет;
- использовать графические базы элементов для анализа и формирования эскизов женского платья, а так же для создания экспертшх систем -эталонов, отображающих информацию о современных модных тенденциях;
- формировать электронное описание моделей одежды;
- повысить уровень творческих разработок при проектировании новых моделей одежды;
- исключить непроизводительные затраты на подготовку, ввод исходной информации и оформлении промежуточной документации;
- значительно сократить сроки проектирования новых коллекций моделей Достоверность проведенных исследований подтверждена
корректностью теоретических предпосылок постановки задач и использованием современных методов их решения
Апробация и реализация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались и получили положительную оценку на 56-ой и 57-ой научной конференции "Молодые ученые - XXI веку". Результаты и материалы исследования использованы в учебном процессе МГУДТ при выполнении дипломных и научно-исследовательских работ студентов специальности 2809 «Конструирование швейных изделий». Практическая значимость результатов работы подтверждена результатами промышленных испытаний в условиях ООО «Аран», ООО «КС», ООО «Арт-ателье Мира».
Публикации. Основные положения проведённых исследований опубликованы в четырёх печатных работах
Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырёх глав, общих выводов, списка литературы, включающего 114 наименований Работа изложена на 162 страницах машинописного текста, содержит 21 рисунок, 8 таблиц. Приложения представлены на 28 страницах.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы диссертационной работы, сформулированы ее цели, задачи, определены основные пути их решения и методы исследования. Приведены научная новизна, практическая значимость и основные результаты, представленные к защите.
В первой главе на основе анализа процесса проектирования моделей одежды в САПР одежды обоснована необходимость создания интеллектуальных комплексных систем, обеспечивающих информационное единство всех этапов проектирования швейных изделий. Наиболее серьёзные трудности при создании интегрированных САПР одежды возникают при формализации начальных этапов процесса проектирования, отображающих творческие аспекты деятельности модельера - конструктора.
Выявлено, что необходимым условием при разработке методов интеллектуализации процесса автоматизированного проектирования одежды является обеспечение информационной взаимосвязи на этапах творческий эскиз - технический эскиз - конструкция изделия. Разработка взаимосвязи информации на начальных этапах проектирования во многом определяется методами отображения графического решения моделей в процессе конструирования.
На основании исследования традиционного процесса проектирования одежды выделены следующие способы отображения формы изделия, которые могут бьггь рассмотрены как графический образ (ГО) модели: художественный эскиз или фотография (ГО1), технический эскиз (ГОг), конструкция изделия (ГОз). Выявлено, что не все отношения в структуре ГО, —> ГО,+| реализуемы средствами современных САПР одежды. Традиционно распознавание образов моделей одежды осуществляется непосредственно модельером конструктором, на основании собственного опыта.
Определено, что одной из основных проблем на начальных этапах проектирования моделей одежды является различие в форме и формате отображения графической информации об объекте проектирования.
Проведён анализ возможных путей решения аналогичных задач ® других промышленных системах. Одним из способов преобразования эдаф|сческого решения объекта проектирования является использование методов, распознавания. , « г., , , ,, , ,
Обоснована необходимость разработки интеллектуальной системы формирования технического эскиза по заданному художественному отображению, основанной на методах распознавания графических образов.
Рассмотрены методические аспекты современных систем распознавания графических образов промышленных изделий Выбран и обоснован метод распознавания графических решений моделей одежды, основанный на анализе структурных и геометрических свойств графического образа изделия.
Определены основные подходы для разработки формализованного языка, обеспечивающего распознавание творческого эскиза модели. Разработка . формализованного языка основана на анализе экспертных знаний и обусловлена особенностями визуального восприятия образа модели. При создании формального графического языка пространственная структура костюма должна быть представлена набором геометрических форм, определённым образом взаимосвязанных между собой и являющихся формальным описанием образа модели.
В результате проведенного анализа процесса проектирования швейных изделий выделены основные направления и методы интеллектуализации САПР одежды.
Вторая глава диссертационной работы посвяшена исследованию структуры отображения и преобразования графической информации при проектировании одежды с целью разработки концептуальной модели процесса проектирования швейных изделий с использованием методов интеллектуализации.
Для формализации начальных этапов проектирования одежды в работе исследован процесс поэтапного формирования графического решения модели при автоматизированном проектировании новых коллекций одежды с точки зрения интеллектуальной обработки информации.
Формализация процесса преобразования графического решения моделей на этагйХ проектирования осуществляется посредством интеллектуальных модулей (ИМ). Интеллектуальные модули обеспечивают преобразование входного потока информации в выходной поток на основе экспертных знаний и интеллектуального информационного обеспечения.
Преобразование графического решения модели одежды в работе представлено в виде двух систем: ИМ С. ИМ] и ИМ2, 1) ИМ,: ГО, ->-Г02, 2) ИМ2 : Г02 ->Г03.
В качестве характерной особенности первой системы преобразования выделено: сохранение структуры отображения графического решения модели одежды с изменением способа машинного задания образа.
Особенностью второй системы является: сохранение способа графического задания образа в автоматизированной системе с изменением структуры отображения модели одежды.
Процесс преобразования графического решения модели на этапе ГО, -+ГОг включает в себя задачу распознавания образа и задачу формирования образа, составляющих алгоритмы интеллектуального модуля ИМ, (рисунок 1).
Рисунок 1 - Структура преобразования графического решения модели одежды на этапе ГО1 —»Г02
' Для разработки первого интеллектуального модуля в работе определена методика согласования художественного решения изделия с его техническим
отображением в электронном виде, основанная на системе описания
' , I ! ЮГ I' I ,
графического решения модели. Система описания включает совокупность
1 ' : I _
признаков, описывающих образное решение модели (К) и их значения (М).
! 1 г . и ( х • ,
Соответственно, пространство признаков представлено двумя множествами:
)
- признаками, описывающими геометрию формы изделия (Ко);
- признаками, описывающими параметры формы изделия (Кр).
На основе выделенных способов формализации начальных этапов проектирования разработана концептуальная модель процесса преобразования графической информации, включающая систему распознавания графического решения модели, систему формирования технического эскиза и систему разработки конструктивного решения.
Система распознавания образов является двухуровневой системой (рисунок 2).
Рисунок 2 - Модель процесса распознавания ГО одежды
На первом уровне производится визуальная оценка композиционного решения модели и определяется совокупность признаков, описывающих геометрические характеристики объекта (Кц) (в системе распознавания они являются признаками первого уровня). При анализе пространственной формы изделия геометрическая интерпретация художественного образа модели сопоставляется конструктором с определённой геометрической формой, что является процессом определения совокупности значений признаков первого уровня (Мо).
На базе технических средств Т„, включающих базу эталонных форм изделия, осуществляется отображение условной графической формы изделия Э (эталонная форма). Задание эталонной формы изделия в базе знаний однозначно определено значениями признаков Мр,, отображающими место расположения узловых точек графического изображения в координатном пространстве. На втором этапе при сопоставлении эталонной графической формы изделия с художественной формой новой модели распознающие устройства второго уровня А(, ... , А„_1, А„ определяют значения признаков, описывающих параметры формы изделия (Мр). Мр отражают изменения положения узловых точек графического образа модели относительно узловых точек эталонной формы (Мрэ)
Мр, = Мр» ± Д Мр,,
где Д Мр, - изменение значения признака при преобразовании графического изображения из эталонной формы в графический образ проектируемой модели.
Структура формирования технического отображения модели является обратной системе распознавания и основывается на компоновке ГО2 модели одежды из эталонных графических объектов и модификации объектов с помощью задания им параметров, установленных системой распознавания.
Для осуществления интеграции графической информации на этапе «технический эскиз - конструкция» разработана структурная модель, обеспечивающая соответствие геометрических данных о графическом образе изделия на стадиях его отображения (рисунок 3). Реализация данной модели
основана на разработке базы графических аналогий (БГА) и обеспечивается математической зависимостью и экспертными знаниями, определяющими взаимосвязь между проекционным способом задания графического решения изделия и его развёрткой.
Рисунок 3 - Структура преобразования ГО модели одежды на этапе технический эскиз - конструкция
Организация базы графических аналогий строится на задании базовой формы изделия (Бфг) и соответствующего ей варианта конструктивного решения (БК3) с помощью параметрических характеристик графического изображения (соответственно Рг и Ргк).
На основании сопоставления параметров базовой формы изделия (БФ2) и графического отображения проектируемой модели (Гиг) определяется коэффициент модификации (Д1), отражающий изменение параметрических значений формы изделия. На основании экспериментально установленной зависимости А^М) осуществляется преобразование исходного конструктивного решения изделия в модельную (или исходную модельную) конструкцию проектируемого образца (МКз).
Разработанная модель преобразования графического отображения изделия положена в основу методического, программного и информационного обеспечения методов, интеллектуализации САПР
Третья глава отражает исследования по разработке информационного и математического обеспечения для интеллектуализации процесса автоматизированного проектирования.
При разработке методов распознавания графического образа модели и формирования его технического отображения использовался структурный метод. Идея структурных методов в работе реализована представлением описания графического образа модели в виде иерархической структуры более простых подобразов (базовых элементов формы).
Первый уровень иерархии представлен графическими блоками (ГБ), отображающими отдельные части изделия: лифом (станом изделия) (ГБ1), юбкой (ГБ2), рукавом (ГБз), воротником (Пм) и др.
Графический блок представляет собой совокупность графических фрагментов (Р) на втором уровне, задающих проекционные отображения эскиза: вид спереди (Р^), сзади (£,2) и сбоку (Р,3). Обозначение графического фрагмента осуществляется двойным индексом, первая цифра которого обозначает принадлежность данного фрагмента к определённому блоку, вторая цифра является собственным индексом графического элемента.
На третьем уровне графические фрагменты описываются криволинейным контуром (1-^), являющимся элементарной единицей графической информации. При обозначении контурной линии используется тройной индекс, первая цифра которого обозначает принадлежность линии определённому блоку, вторая - проекционному отображению, третья - собственное обозначение линии.
На основании особенностей зрительного восприятия образа, обоснованных в научных исследованиях, в качестве базовых элементов формы (БЭФ) в работе определены графические фрагменты, представленные в иерархической структуре на втором уровне.
Для реализации задачи распознавания графического образа модели в диссертации разработана система описания признаков, посредством которых формируется визуальный образ изделия, определены графические средства задания информации об объекте и установлена структура взаимосвязи признаков и их графического отображения.
Система описания композиционного решения моделей женского платья включает совокупность конструктивно - композиционных (ПК) и графических (пластических) признаков (111"). Признаки, характеризующие конструктивно -композиционное решение формы изделия, определяют объём изделия, его длину, параметры и расположение декоративных деталей. Совокупность конструктивно - композиционных признаков включает 9 позиций. Пластические признаки оценивают стилевые характеристики формы изделия и его геометрический образ. Совокупность пластических признаков включает 7 позиций.
Разработанная система описания композиционного решения моделей одежды определяет теоретическую основу для построения системы распознавания
Выделенные пластические характеристики (111) соответствуют геометрическим признакам первого уровня системы (Кс), их распознавание осуществляется с помощью эталонных графических элементов, в качестве которых в работе выделены базовые элементы формы женского платья. Конструктивно - композиционные признаки (ПК) определяют параметрические признаки второго уровня системы (Кр), их распознавание осуществляется с помощью разработанного математического аппарата.
Для создания формализованного языка, отражающего Взаимосвязь образного содержания и графического отображения композиционного решения модели, в работе сформирована база графических элементов, составляющих форму женского платья. Реализация поставленных задач основывалась на использовании свойств линий, изложенных в теории композиции костюма и в теории геометрического моделирования.
-.« "Процесс -формирования базы графических элементов формы женского шШЬя в работе осуществлялся в следующей последовательности:
I этап ' Аппроксимация контура базового элемента линиями, имеющими
1 различные геометрические характеристики. П этап Составление вербального описания элемента формы, как
структурного элемента женского платья. Ш этап' Разработка конструктивного решения базового элемента формы.
По результатам эксперимента разработана база графических элементов формы женского платья и база графических аналогий, определяющая соответствие графического отображения элемента и варианта его конструктивного решения. Фрагмент графической базы дан в таблице 1
При формировании базы графических элементов, составляющих форму женского 'платья, совокупность БЭФ структурирована по группам. В группы объединены элементы, имеющие аналогичное конструктивное решение. Разработанная в процессе исследования база графических элементов составляет: БЭФп (лиф, стан) - 23 элемента, среди которых выделено 10 групп, БЭФц (юбка) - 14 элементов, выделенных в 7 групп, БЭФв (рукав) - 20 элементов, выделенных в 8 групп).
На основании графического отображения базовых элементов разработана математическая модель БЭФ, заданная совокупностью контурных линий (Ьи) и массивом информационных точек (Ти), определяющих геометрию его проекционного отображения.
Четвертая ■ глава работы посвящена разработке программно -методического комплекса «Формирование технического эскиза по заданному художественному ■ отображению модели» (ФТЭ). Основной функцией комплекса ФТЭ является создание информативного технического эскиза, с точки зрения получения параметрических данных для разработки конструкции изделия.
При формировании комплекса одной из основных задач являлась организация структуры информационной взаимосвязи об объекте проектирования на начальных этапах
Таблица 1 - Фрагмент базы графических элементов формы женского платья
С
При разработке структуры программно - методического комплекса условия информационной взаимосвязи обеспечены:
- на уровне взаимодействия модельера - конструктора и
" 'кйтгоматизированной системы (между структурной характеристикой
к
объекта и способом задания графического решения модели на экране
компьютера);
- на уровне преобразования информации на разных этапах
проектирования.
Первое требование реализовано при организации пользовательского интерфейса и обеспечено включением в программный комплекс удобных средств ввода - вывода данных и устройств обмена графической информации.
Второе требование основано на организации графического редактора. Для обеспечения взаимосвязи графической информации на этапах творческий эскиз модели - технический эскиз в работе определено однозначное задание координатного пространства области графических документов.
Структура разработанного программно - методического комплекса представляет собой следующие функциональные модули: ввод и редактирование растрового изображения модели; формирование и сохранение БЭФ изделия; создание и сохранение эталонных форм женского платья, распознавание ГО растрового изображения; формирование технического эскиза модели и сохранение разработанного эскиза.
Для практического применения программно - методического комплекса разработаны методические указания. Процесс преобразования графического образа модели в системе описывается следующими этапами:
I этап - получение и предварительная обработка изображения (получение распознаваемого изображения, его форматирование, кодирование и минимизация исходных данных).
П этап - обработка исходных данных (нормализация изображения, выделение и анализ значимых фрагментов, формирование множества признаков, описывающих изображение).
Ш этап - распознавание (классификация изображения на основе выделенного ансамбля признаков).
IV этап - формирование технического эскиза.
Распознавание ГО модели посредством функционирующей системы ФТЭ производится путём выбора эталонных БЭФ из диалогового окна и отображением в окне растрового изображения.
Перемещением информационных точек БЭФ определяются новое положение графического элемента и параметры графического изображения изделия в координатном пространстве, что позволяет отображать технический эскиз изделия в окне графического редактора. На рисунке 4 отображена форма экрана программно - методического комплекса, включающего окно редактирования растрового изображения (1), окно графического редактора (2), главное меню(З) и панель инструментов для работы с растровым изображением (4).
Рисунок 4 - Форма экрана программно - методического комплекса
■ Для оценки возможности функционирования разработанного программно - методического комплекса проведена экспериментальная апробация системы в условиях предприятия ООО «Аран». Экспериментальная проверка подтвердила возможность использования разработанного комплекса ФТЭ в условиях производства. Процесс создания эскиза сводится к редактированию графического образа, полученного на основе анализа растрового изображения художественного эскиза, что создает творческую атмосферу в процессе взаимодействия конструктора и системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основные результаты работы сформулировайы в виде следующих выводов:
1. Установлены основные методы интеллектуализации процесса обработки и формирования графической информации в САПР одежды.
2 Исследован и формализован процесс преобразования графической информации на творческих этапах проектирования новых моделей одежды.
3. Разработана концептуальная модель процесса преобразования графической информации на начальных этапах проектирования.
4. Определены условия взаимосвязи графической информации об объекте проектирования при интеллектуализации САПР одежды.
5 Разработана структура интеллектуальных модулей, включающая, помимо традиционных баз данных, экспертные знания, обеспечивающие интеллектуальную составляющую процесса проектирован ия.
)
6. Разработан формализованный язык, обеспечивающий интеллектуализацию процесса формирования графических решений моделей в САПР одежды.
7. Сформирована база графических элементов формы женского платья и база графических аналогий, определяющие соответствие графического элемента и варианта его конструктивного решения.
8. Определена начальная конфигурация программно - методического комплекса в составе следующих модулей: «ввод и редактирование растрового изображения модели», «формирование и сохранение БЭФ изделия», «распознавание ГО растрового изображения», «формирование технического эскиза модели и сохранение разработанного эскиза».
9. Определены подходы к проектированию человеке - машинного диалога на творческих * этапах проектирования новых моделей одежды, разработана структура пользовательских меню для функциональных модулей, входящих в начальную конфигурацию системы ФТЭ, составлены методические рекомендации по организации процесса проектирования в конструкторской подсистеме.
10.Компоненты информационной технологии системы преобразования ГО модели одежды реализованы в виде контрольных примеров и действующего программно - методического комплекса.
11 Установлено, что использование разработанных методов интеллектуализации САПР одежды в условиях производства обеспечивает согласованность работы художника и конструктора, что значительно повышает эстетический уровень разрабатываемых изделий. 12. Практическая значимость результатов работы подтверждена результатами промышленной апробации элементов информационного, программного и методического обеспечения процесса преобразования графического решения модели в условиях ООО «Аран», ООО «КС»,
I
ООО «Арт - ателье Мира».
Опубликованные работы по теме диссертации
1. Гетманцева В.В., Ивлева Г.С. Анализ принципов отображения исходной информации при интеллектуализации процесса автоматизированного проектирования швейных изделий // Сборник тезисов докладов 56-ой научной конференции НИДС «МоЛодые ученые - XXI веку» -М.: МГУДТ, 2004.
2. Гетманцева В.В., Ивлева Г.С. Основные аспекты разработки методов интеллектуализации в САПР одежды // Техника и технология. - 2004. -№4.
3. ГетманЦева В.В., Беляева Н.В., Ивлева Г.С. Отражение современных модных тенденций при формировании графического решения новых моделей одежды // Сборник тезисов докладов 57-ой научной конференции НИДС «Молодые ученые - XXI веку». -М.: МГУДТ, 2005. С. 94.
4.. Гетманцева В.В., Ивлева Г.С. Структура оценки графического решения
1 ! ■ 14 '»•« ' 1
модели одежды при интеллектуализации процесса проектирования швейных изделий // Техника и технология. - 2005. - №5.
Гетмаццева Варвара Владимировна
Разработка методов интеллектуализации процесса автоматизированного проектирования женской одежды Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук
11 I . '
усл.-печ. Тираж 70 экз, Заказ № ОЧ9-Об
л; т;
Информационно - издательский центр МГУДТ 115998, г. Москва, ул. Садовническая, 33 Отпечатано в ИИЦ МГУДТ
¿ePéA
»-»ж
Оглавление автор диссертации — кандидата технических наук Гетманцева, Варвара Владимировна
Введение
1. Основные направления интеллектуализации САПР одежды
1.1 Состояние и перспективы развития современных САПР 10 одежды
1.2 Методы отображения графической информации при 18 автоматизированном проектировании одежды
1.3 Анализ методов интеллектуализации процесса 22 проектирования промышленных изделий
1.3.1 Исследование методологических аспектов 22 современных систем распознавания образов
1.3.2 Информационная структура графического образа 27 модели одежды
1.4 Методы интеллектуализации САПР одежды 30 Выводы к 1 главе
2. Построение обобщенной модели процесса преобразования 33 графического решения изделия при интеллектуализации САПР
2.1 Определение общих закономерностей преобразования 34 информации при интеллектуализации процесса автоматизированного проектирования
2.2 Исследование структуры отображения графического 37 решения моделей при проектировании одежды
2.3 Определение основных задач для разработки методов 44 интеллектуализации процесса автоматизированного проектирования одежды
2.3.1 Разработка структуры преобразования графического решения моделей одежды в САПР 2.3.2 Разработка модели процесса распознавания 48 графического образа одежды 2.4 Разработка структуры преобразования графической 56 информации на этапе «эскиз - конструкция»
Выводы ко 2 главе
3. Разработка системы формирования технического эскиза по 61 заданному художественному отображению модели одежды
3.1 Построение структурного описания графического образа 61 модели одежды
3.1.1 Задачи структурного метода распознавания 62 графического образа модели одежды
3.1.2 Анализ совокупности элементов, определяющих 62 графический образ модели одежды
3.2 Разработка базы графических форм женского платья
3.2.1 Определение основных позиций оценок 69 композиционного решения моделей одежды
3.2.2 Формирование базы элементов, составляющих 76 графическое решение женского платья
3.3 Разработка математического обеспечения процесса 87 преобразования графического решения модели женского платья
3.3.1 Методы задания графического отображения 88 фигуры человека
3.3.2 Методы математического описания графического 94 отображения модели
3.3.3 Разработка структуры взаимосвязи творческого и 96 технического задания модели
Выводы к 3 главе
4. Разработка и использование программно - методического комплекса для интеллектуализации процесса автоматизированного проектирования одежды
4.1 Описание структуры программно - методического 106 комплекса для формирования технического эскиза модели
4.2 Организация пользовательского интерфейса программно - 107 методического комплекса
4.3 Разработка технического эскиза по заданному 109 художественному отображению модели
4.4 Расчет эффективности от внедрения программно - 115 методического комплекса «Формирование технического эскиза»
Выводы к 4 главе
Введение 2006 год, диссертация по технологии материалов и изделия текстильной и легкой промышленности, Гетманцева, Варвара Владимировна
Современные тенденции развития швейной промышленности предопределяют необходимость постоянного использования средств вычислительной техники в процессе проектирования изделий.
Промышленные системы автоматизированного проектирования одежды предоставляют конструктору большое количество программных средств для выполнения проектно - конструкторских задач, имеющих установленные алгоритмы решений. Однако существующие в настоящее время САПР одежды ориентированы на традиционный процесс проектирования, и не предназначены для выбора обоснованных творческих решений при конструировании новых моделей одежды. Выбор - дело самого конструктора, следствие его субъективных понятий и интеллекта. Следовательно, такие САПР практически не помогают конструктору в решении слабо формализуемых задач, содержащих неметрические характеристики объекта проектирования. С этой точки зрения, существующие САПР являются слишком "жесткими партнёрами", несовместимыми с характером творческой деятельности модельера -конструктора [1 - 7].
Возникает необходимость организации оперативного взаимодействия разработчика и ЭВМ, обеспечивающего процесс поискового конструирования.
Наибольшую сложность для организации процесса автоматизированного проектирования одежды представляют начальные этапы, на которых осуществляется творческий поиск путей отображения художественного образа модели. При создании эскиза, разработке чертежа конструкции по заданному эскизу, удельный вес используемых субъективных подходов конструктора, его интеллектуальных возможностей очень высок. Необходимо разрабатывать такие методы синтеза проектного решения, которые обеспечивали бы возможность наиболее рационального включения ЭВМ в творческий процесс проектирования новых моделей одежды, и создание на этой основе специальной конструкторской подсистемы, ориентированной на решение задач творческого характера.
Одним из возможных путей решения данных задач является разработка методов интеллектуализации процесса автоматизированного проектирования одежды. Функции автоматизированной системы в данном случае заключаются в выполнении традиционной деятельности модельера -конструктора, и в предоставлении ему средств для поиска и оценок рациональных проектно - конструкторских решений.
Использование интеллектуальных САПР в российских моделирующих организациях позволит значительно сократить время, затрачиваемое на проектирование, и обеспечит производство одежды с высокими эстетическими показателями.
Цели и задачи исследования. Основной целью работы является исследование и разработка методов интеллектуализации процесса проектирования моделей одежды в САПР. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
- проанализирован традиционный процесс проектирования одежды на творческих этапах создания новых моделей и определены условия разработки методов интеллектуализации данного процесса в САПР;
- определена структура информационного потока при интеллектуализации процесса проектирования одежды и формализован процесс преобразования графической информации на начальных этапах проектирования;
- разработана концептуальная модель начальных этапов проектирования моделей одежды с использованием методов интеллектуализации;
- определена структура информационно - методического обеспечения для интеллектуализации процесса автоматизированного проектирования женской одежды на начальных этапах проектирования;
- исследованы принципы отображения графического решения моделей женского платья и разработана система оценки конструктивно -композиционного решения образцов одежды;
- разработана база графических элементов, составляющих форму женского платья при формировании технического решения изделия;
- разработана структура математического описания графического решения моделей женского платья;
- обоснована целесообразность реализации конструкторской подсистемы в виде набора автономных функциональных модулей, определена последовательность их разработки и внедрения;
- определена структура пользовательских меню и сценарных форм диалога для различных проектных процедур;
- реализовано разработанное информационное обеспечение процесса преобразования графического решения модели в виде программно -методического комплекса для формирования технического эскиза по заданному художественному отображению модели одежды;
- проведена производственная апробация разработанного программно -методического комплекса.
Объектом исследования выбрано женское платье. Данный ассортимент характеризуется разнообразием моделей, силуэтов и форм, и наиболее ярко отражает тенденции современной моды.
Методы исследования. В работе использованы методы системно-структурного анализа, теоретические достижения в области создания интеллектуальных САПР и методов распознавания образов, теория информационных процессов и структур, основы геометрического моделирования.
В основу разработки частных задач разделов диссертационной работы положены методы анализа и синтеза проектных ситуаций, эвристического моделирования, блочно - модульного подхода, экспертного анализа, экспертной оценки.
В работе так же используются теоретические и практические достижения в области конструирования и дизайна одежды.
Научная новизна. В работе решены следующие вопросы:
- исследована и формализована структура преобразования графической информации с точки зрения интеллектуальной обработки информации в процессе художественного проектирования моделей одежды;
- разработана информационная структура интеллектуальных модулей, отражающих экспертные знания в данной предметной области;
- разработаны принципы формализованного описания конструктивно -композиционного решения моделей женского платья;
- разработаны единые принципы представления графической информации в интегрированных САПР одежды;
- разработаны принципы отображения и модификации графического решения моделей женского платья посредством базовых элементов формы изделия.
Практическая значимость. В результате выполнения работы разработаны и подготовлены:
- концептуальная модель начальных этапов проектирования моделей одежды с использованием методов интеллектуализации;
- структура информационного взаимодействия конструктора и автоматизированной системы на творческих этапах проектирования новых моделей одежды;
- база графических элементов для формирования графического решения женского платья;
- элементы пользовательского интерфейса с целью организации интерактивного взаимодействия конструктора и разработанных программных средств;
- алгоритмы создания технического эскиза по заданному художественному отображению модели женского платья;
- методические рекомендации по организации процесса проектирования новых моделей женского платья.
Разработанный метод интеллектуализации процесса проектирования моделей одежды позволяет:
- использовать графические базы элементов для анализа и формирования эскизов моделей женского платья, а так же для создания экспертных систем - эталонов, отображающих информацию о современных модных тенденциях;
- формировать электронное описание моделей одежды;
- повысить уровень творческих разработок при проектировании новых моделей одежды;
- исключить непроизводительные затраты на подготовку, ввод исходной информации и оформление промежуточной документации;
- значительно сократить сроки проектирования новых коллекций моделей.
Реализация результатов работы. Компоненты разработанной информационной технологии процесса формирования графического решения моделей одежды были реализованы в виде контрольных примеров и программного комплекса, включающего следующие функциональные модули подсистемы:
- ввод и редактирование растрового изображения модели;
- формирование и сохранение базовых элементов формы изделия;
- распознавание графического образа объекта проектирования, заданного в растровом виде;
- формирование технического эскиза модели.
Апробация. Практическая значимость результатов работы подтверждена результатами промышленных испытаний в условиях ООО «Аран», ООО «КС», ООО «Арт - ателье Мира».
Публикации. Основные положения проведённых исследований опубликованы в четырёх печатных работах.
Заключение диссертация на тему "Разработка методов интеллектуализации процесса автоматизированного проектирования женской одежды"
Выводы по работе
1. Установлены основные методы интеллектуализации процесса обработки и формирования графической информации в САПР одежды.
2. Исследован и формализован процесс преобразования графической информации на творческих этапах проектирования новых моделей одежды.
3. Определены условия взаимосвязи графической информации об объекте проектирования при интеллектуализации САПР одежды.
4. Разработана концептуальная модель процесса преобразования графической информации на начальных этапах проектирования одежды, обеспечивающая информационную взаимосвязь данных об объекте.
5. Разработана структура интеллектуальных модулей, включающая, помимо традиционных баз данных, экспертные знания, обеспечивающие интеллектуальную составляющую процесса проектирования.
6. Разработан формализованный язык, обеспечивающий интеллектуализацию процесса формирования графических решений моделей в САПР одежды.
7. Сформирована база графических элементов формы женского платья и база графических аналогий, определяющие соответствие графического элемента и варианта его конструктивного решения.
8. Определена начальная конфигурация программно - методического комплекса в составе следующих модулей: «ввод и редактирование растрового изображения модели», «формирование и сохранение БЭФ изделия», «распознавание ГО растрового изображения», «формирование технического эскиза модели и сохранение разработанного эскиза».
9. Определены подходы к проектированию человеко - машинного диалога на творческих этапах проектирования новых моделей одежды, разработана структура пользовательских меню для функциональных модулей, входящих в начальную конфигурацию системы ФТЭ, составлены методические рекомендации по организации процесса проектирования в конструкторской подсистеме.
Ю.Компоненты информационной технологии системы преобразования ГО модели одежды реализованы в виде контрольных примеров и действующего программно - методического комплекса.
11 .Практическая значимость результатов работы подтверждена результатами промышленной апробации элементов информационного, программного и методического обеспечения процесса преобразования графического решения модели в условиях ООО «Аран», ООО «КС», ООО «Арт - ателье Мира».
12.Экспериментально доказано, что использование разработанных методов интеллектуализации САПР одежды в условиях производства обеспечит согласованность работы художника и конструктора, что значительно повысит эстетический уровень разрабатываемых изделий.
Библиография Гетманцева, Варвара Владимировна, диссертация по теме Технология швейных изделий
1. Фаритова Л. X. САПР в проектировании одежды. М., 2001.
2. Андрейчиков А. В., Андрейчикова О.Н. Компьютерная поддержка изобретательства. М.: Машиностроение, 1998.
3. Андрейчиков А. В., Андрейчикова О.Н. Интеллектуальные информационные системы. М.: Финансы и статистика, 2004
4. Чуканов С.Н. Интеллектуальные информационные системы: системы с нечёткой логикой. М., 2002.
5. Римский Г. В. Теория систем автоматизированного проектирования. -М., 2003.
6. Норенков И.П. Основы автоматизированного проектирования. М.: Изд -во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. - 336 с.
7. Курбатов Е. В. Разработка информационного обеспечения интегрированной системы трёхмерного и двухмерного проектирования одежды: Дисс. к. т. н. М.: МГУДТ, 2004. 217с.
8. Цховребадзе E.H. Механизмы визуализации модной формы женской одежды: Дисс. к. т. н. М.: МГУДТ, 2005. 253с.
9. Валькман Ю.Р. Графическая метафора основа когнитивной графики, Сборник научных трудов Национальной конференции с международным участием "Искусственный интеллект-94", Рыбинск, 1994.
10. Ю.Валькман Ю.Р. Когнитивные графические метафоры // Тр. Международной конференции «Знания-Диалог-Решение», Ялта, 1995.11 .Добряков А. А. Инженерно-психологическое обеспечение творческих форм проектно-конструкторской деятельности. М., 1997.
11. Добряков А. А. Методы интеллектуализации САПР. М. 1992.
12. З.Большаков В.П. Инженерная и компьютерная графика. Спб., 2004.
13. Н.Голованов H.H. Геометрическое моделирование. М.: Издательство Физико - математической литературы, 2002. - 472с.
14. Роджерс Д., Адаме Дж. Математические основы машинной графики. -М.: Мир, 2001.
15. Кривобородова Е.Ю. Разработка методологии адресного проектирования одежды с использованием новых информационных технологий: Дисс. докт. т. н. М.: МГУДТ, 2004. 362с.
16. Андреева М.В. Ещё раз к вопросу выбора САПР для швейного предприятия. // Швейная промышленность. 2003. № 6. - С. 18-20.
17. Баранова Е., Кынчев М. От виртуального образца до готового изделия. // Швейная промышленность. 2003. № 6. - С. 33-35.19.9-я Международная выставка ИНЛЕГМАШ. // Москва. «Экспоцентр». 2004. Июнь.
18. Булатова Е.Б. Критерии оценки САПР. // Швейная промышленность. -2005. № 5. С. 32-34.
19. Лазарев В.А. Краткий обзор боди сканирования. // Швейная промышленность. - 2003. № 5. - С. 14-15.
20. Кузьмичёв В.Е., Сурикрва Г.И., Ахмедулова Н.И. САПР «Грация» -открытая система с широкими возможностями для проектирования одежды. // Швейная промышленность. 2003. № 2. - С. 19-21.
21. Жерпулина А.Е. Решение интеллектуальных задач конструирования в САПР «Грация». // Швейная промышленность. 2005. № 4. - С. 39 - 42.
22. Миленин В.В., Хренин А.П. Программно технический комплекс «Абрис». // Швейная промышленность. - 1996. № 3. - С. 26 - 28.
23. Сизова Р.И., Зак И.С. Снижение затрат на инженерную подготовку производства коллекции моделей. «МИКС-Р» расширяет свои возможности. // Швейная промышленность. 1999. № 5. - С. 39 - 40.
24. Булатова Е.Б., Ещенко В.Г., Гладкова Л.М., Журавлёва О.В. Сквозное модульное проектирование изделий в САПР «Грация». // Швейная промышленность. 2001. № 5. - С. 14 - 16.
25. Кривобородова Е.Ю. Разработка автоматизированных методов конструктивного моделирования одежды. Дис. к.т.н. М.: МГАЛП,1994.-232с.
26. Кривобородова Е.Ю., Коблякова Е.Б., Гришина И.А. Типовое автоматизированное проектирование одежды рациональными ассортиментными сериями. // Швейная промышленность. 2000. № 3. -С. 32-34.
27. Джемардьян Т.Ю. Разработка информационной технологии процесса проектирования моделей одежды. Дисс. канд. техн. наук, М., 1997. -152с.
28. ЗО.Зак И.С., Сизова Р.И., Козлов Б.А. База данных и компьютерная система подготовки производства фирменной рабочей одежды. // Швейная промышленность. 1999. № 3. - С. 37 - 39.
29. Лазарев В.А., Зубенко O.A. Новые возможности конструирования одежды в системе ЛЕКО. // Швейная промышленность. 1993. № 5. - С. 29-31.
30. Солтанбаева Г.Ш. Разработка метода автоматизированного проектирования конструкций новых моделей одежды. Дисс. канд. техн. наук. М.: МТИЛП, 1992. - 200с.
31. Князева Э.Б. Дизайн товаров и художественные стили, Новосибирск, 1997.
32. Лазарев В.А. Система «Леко»: автоматизация работы модельера конструктора в третьем измерении. // Швейная промышленность, 1994, №2, с.12.
33. Ивлева Г. С., Джемардьян Т. Ю., Кузмина А,А. Интегрированная графическая база данных «Эскиз конструкция» // Швейная промышленность, 1996, № 2, с. 12.
34. Князева Э.Б. Художественное конструирование изделий, Новосибирск.1995.
35. Фоли Дж., Вэн Дэн А., Основы инженерной машинной графики. М., 1985.
36. Гардан И., Люка М, Машинная графика и автоматизация конструирования. М, 1997.39.«Ассоль» на 1MB 2003 // Швейная промышленность, 2003, № 5, с.38.
37. Тимофеев Г.С., Тимофеева Е.Ф. Графический дизайн. М., 2002.
38. Петров М.Н. Компьютерная графика. М., 2004.
39. Леонтьев Б.К. Энциклопедия дизайна и графики на персональном компьютере. М. 2004.
40. Костылева В. В., Бекк Н.В. О современных дизайнерских программных пакетах в конструировании обуви // Кожевно обувная промышленность, 1999, № 3, с. 38.44ЛОдин А.И. Система визуального объёмного геометрического моделирования, часть 1. М. 1998.
41. Байгарова Н.С. Методы индексирования и поиска визуальных данных. М., 2000.
42. Маркелова И.Д. Пространственно геометрическое формообразование в костюме: Дисс. к. т. н. М.
43. Покровская О.В. Метод проектирования одежды на основе визуализации внешнего облика заказчика: Дисс. к. т. н. М.: МГУДТ, 2002. 223с.
44. Аведьян А. 3-D дизайн и гибридное параметрическое моделирование // САПР и графика, 2003, №10, с.48-52.
45. Димитрюк С. Параметризация на плоскости в T-FLEX CAD // САПР и графика, 2004, №5, 7, 11.
46. Photo Works и Solid Works Animator, или Способ достижения гармонии между формой и содержанием // САПР и графика, 2001, № 1, с. 51-55.
47. Сирбраев Р., Бельцов В., Столповский В. Новый уровень в дизайне и эстетике разрабатываемых изделий // САПР и графика, 2002, № 9. с. 6270.
48. Колейчук В.Ф., Лаврентьев АН., Рачеева И.В., Потапов C.B., Барышева В.Е. Визуальная культура и визуальное мышление в дизайне. М.1990.
49. Ефремов Г. В. Архитектоническое модулирование объёма одежды и дополнений по константовым показателям. Художественное оформление текстильных изделий. М., 1982.
50. Котина C.B. Поиск красоты. Роль эстетических ориентиров в формирующейся научной теории. М. 2002. - 26с.
51. Жахова О. Н. Дизайн метод формирования ассортимента одежды в швейной помышленности. Часть 1. Теория метода. - М., 1992.
52. Куликова Е.Г., Теркина С.А. Новый метод художественного проектирования одежды // Швейная промышленность, 2005, № 5, с.35.
53. Нуржасарова М.А., Меликов Е.Х.,Шельдебаева J1.K. Методика проектирования современной одежды на основе традиционного национального костюма // Швейная промышленность, 2003, № 5, с.40.
54. Гаскаров Д.В., Сикулер Д.В., Фомин В.В, Фомина И.К. Интеллектуальные информационные системы. Интеллектуальная информационная технология. Экспертные системы. Спб,. 2004.
55. Гаскаров Д.В. Интеллектуальные информационные системы. М.: Высшая школа, 2003.
56. Горелик А.Л., Скрипкин В.А. Методы распознавания. М.: Высш. Шк., 2004.-261.
57. Lange М.М., Lange A.M., Invariant Representation and Tree Encoding of Patterns for Their Fast Search in a Dictonary // Proc. The 5th Intern. Conf. Pattern Recognition and Image Analysis.- Samara, Russia, PRIA-5-2000.-Vol. 2, P. 428-433.
58. Леви Стросс К. Семматика.- М., 1983.
59. Капица С. П., Синергетика и прогнозы будущего. М., 2003.
60. Козлова Т.В., Художественное проектирование костюма.- М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1982.
61. Шипаева Т.А. Шипаева Т.П. Графические изображения. М., 2002.
62. Пармон Ф.М. Рисунок и мода графика. Екатеринбург: Издательство гуманитарного университета, 2004. - 256с.
63. Пармон Ф.М. Композиция костюма. Одежда, обувь, аксессуары. М., «Триада Плюс», 2002. 312с.
64. Бауер В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов. М.: Крон -пресс, 1998.
65. Петушкова Г.И. Проектирование костюма. М.: Изд. Центр «Академия», 2004. - 416с.
66. Основы теории проектирования костюма: Учебник для ВУЗов / Козлова Т.В., Степучев Р. А., Петушкова Г.И. и др., под ред. Козловой Т.В.- М.: Легпромбыт издат, 1988 352с.
67. Степучев Р. А. Практикум по художественному проектированию костюма (Семантический аспект, дизайнерский аспект): Учебное пособие. М: МГТУ, 2001. 374с.
68. Валькман Ю.Р. Интеллектуальные технологии исследования проектирования: формальные системы и семиотические модели. -Киев: Port Royal, 1998. - 250с.
69. Валькман Ю.Р. Графическая метафора — основа когнитивной графики// Труды национальной конференции «Искусственный интеллект-94». Рыбинск, 1994. С. 94-100.
70. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.,1974.
71. Степанов A.B. Архитектура и психология. М., 1993.
72. Горнев В. Ф., Ковалевский В. Б., Компьютерная интеграция и интеллектуализация производства на основе унифицированных моделей, Программные продукты и системы, N 3, 1998.
73. Горнев В. Ф., Проблемы и технологии комплексной автоматизации, Автоматизация проектирования, 4, 1998
74. Степанов М. Ф. Интеллектуальные самоорганизующиеся системы автоматического управления. М., 2002.
75. Райков Л.Н., Интеллектуальные информационные технологии. М., 2000,71 стр.
76. Интеллектуальные САПР, под ред. Пупкова К.А. N2. -, М., 2000.
77. Городецкий А. Е., Дубаренко В.В., Тарасова И.Л., Интеллектуальные средства автоматизированного проектирования и производства. Спб.: изд-во СПбГТУ, 1999.
78. IV Симпозиум "Интеллектуальные САПР", под ред. Пупкова К.А. М., 2000.
79. Абовский Н.П., Творчество: системный подход, законы развития, принятия решений. М., 1998.
80. Пименов П.А. Моделирование структуры иконических знаков в проектных языках, автореферат, диссертации К. искусствовед. М. 2000 - 25с.
81. Грубе Г. Путеводитель по архитектурным формам. М.2004.
82. Яковлев Н. И. Графическое моделирование уровней соподчиненности элементов композиции в архитектуре. М., 1992.
83. Иванова О.В. Графическое изображение фигуры человека. М., 1999.
84. Ефимова Д. Ю. Эстетические проблемы дизайна одежды 70 90 - х г. XX века. Дис. Канд. Филос. Наук 08.00.04.- М., 1994 - 184с.
85. Бердник Т.О., Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. Ростов-на-Дону., 2001.
86. Яковлева Е.Я. Разработка метода проектирования конструкций женского платья гладкой формы в системе 3-CAD. Дисс. канд. Техн. наук, М., 1996.-244с.
87. Сырейщикова O.A. Разработка принципов проектирования женского платья с элементами ломаных форм: Дисс. к. т. н. М.: МГУДТ, 1996. -255с.
88. Медведева Т. В. Развитие основ формирования качества при проектировании конструкций одежды: Монография, ГОУВПО «МГУС». М„ 2005. 290с.
89. Конструктивное моделирование одежды: Учебное пособие для вузов / Мартынова А.И., Андреева Е.Г.- М.: Московская государственная академия лёгкой промышленности, 2002. 216с.
90. ЮО.Альберг Дж., Нильсон Э., Уолш Дж., Теория сплайнов и её приложения. Мир, 1972.
91. Шишкин И.Ф. Метрология, стандартизация и управление качеством. -М.: Издательство стандартов, 1990. 342с.
92. Осипов Г.,С. Приобретение знаний интеллектуальными системами. Основы теории и технологии. М. 1997.
93. ЮЗ.Тельпов Ю. Ф., Интеллектуальные информационные системы в экономике. М., 2002.
94. Ю4.Минаси М. Графический интерфейс пользователя. Секреты проектирования. М. 1996.
95. Тихомиров Ю. Программирование трехмерной графики. Спб., 1998.
96. Юб.Ласло М. Вычислительная геометрия и компьютерная графика на С++.-М., 1997.
97. Ю7.Бахтиева Л.У., Хадиева P.M., Якушев P.C. Методика использования современных средств визуализации. Казань, 1999.
98. Ю8.Гринчий A.A. Проектирование машиностроительных чертежей в системе AutoCAD. Справочное издание./ Екатеринбург. Издательство «Виролл ЛТД», 1993. 212с.
99. Чэн Ш.-К., Принципы проектирования систем визуальной информации. М., 1994.
100. Шебашев В.Е. Кривые линии и поверхности. М., 2004.
101. Лызлов А.Н. Геометрические преобразования. М., 1995.
102. Найнин Л.А. Метод двух изображений. Моделирование основных геометрических изображений. М., 1996.
103. Макарова Н.Е. Построение развёрток геометрических тел. М. 1997.
104. Никитина Т.А. Автоматизированное проектирование графических элементов информационного дизайна. Спб., 2003.
-
Похожие работы
- Совершенствование технологии проектирования конструкций одежды на начальных стадиях проектных работ
- Разработка метода преобразования творческого эскиза в модельную конструкцию при автоматизированном проектировании женской одежды
- Формализация способа выполнения адаптационного анализа женской одежды
- Разработка рациональной структуры ассортимента и методов проектирования мужской одежды с учётом национальных традиций народов Северного Кавказа
- Совершенствование автоматизированного проектирования одежды на основе интеллектуализации процесса конфекционирования материалов
-
- Материаловедение производств текстильной и легкой промышленности
- Технология и первичная обработка текстильных материалов и сырья
- Технология текстильных материалов
- Технология швейных изделий
- Технология кожи и меха
- Технология обувных и кожевенно-галантерейных изделий
- Художественное оформление и моделирование текстильных и швейных изделий, одежды и обуви
- Товароведение промышленных товаров и сырья легкой промышленности