автореферат диссертации по технологии материалов и изделия текстильной и легкой промышленности, 05.19.04, диссертация на тему:Разработка метода компьютерного распознавания плечевой одежды костюмной группы

кандидата технических наук
Е Хунгуан ( Ye Hongguang )
город
Иваново
год
2009
специальность ВАК РФ
05.19.04
цена
450 рублей
Диссертация по технологии материалов и изделия текстильной и легкой промышленности на тему «Разработка метода компьютерного распознавания плечевой одежды костюмной группы»

Автореферат диссертации по теме "Разработка метода компьютерного распознавания плечевой одежды костюмной группы"

На правах рукописи

Е К/Нгуьч

ЕХунгуан 2 7 АВ1 2009

к

РАЗРАБОТКА МЕТОДА КОМПЬЮТЕРНОГО РАСПОЗНАВАНИЯ ПЛЕЧЕВОЙ ОДЕЖДЫ КОСТЮМНОЙ ГРУППЫ

Специальность 05.19.04 Технология швейных изделий

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

Иваново 20,09

003475710

Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высше! . профессионального образования "Ивановская государственная текстильн академия" и Уханьском университете науки и технологий (КНР).

Научный руководитель -

доктор технических наук, профессор Кузьмнчев Виктор Евгеньевич Официальные оппоненты:

доктор технических наук, профессор Шершнева Лидия Петровна ^ кандидат технических наук, доцент Афанасьева Наталья Валерьевна

Ведущая организация - ЗАО «Юннстайл Холдинг» (г. Иваново)

Защита состоится « %Ц » 2009 г. в 11 часов на заседани

диссертационного совета Д 212.061.01ПР" Ивановской государственной текстильно академии по адресу: 153000, г. Иваново, пр. Ф. Энгельса, 21.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ивановско государственной текстильной академии.

Текст автореферата размещён на сайте ИГТА:

http://www.igta.ru/html/raznoe/avtore f7kandidatsk.html.

Автореферат разослан « ./<? » августа 2009 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Кулида Н.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность. Развитие дизайна одежды стало интернациональным влением, поскольку одежда, произведенная в одной стране, продается по всему иру. Каждая страна вносит свой интеллектуальный и промышленный вклад в азвитие индустрии моды. За Китаем утвердилась репутация страны с мощным роизводственным потенциалом в швейной промышленности. Поэтому проведение аучных исследований в этой области крайне важно.

Классические виды одежды - мужской пиджак и женский жакет - являются ^(мненными фаворитами моды и востребованы в Китае людьми всех поколений. [Я производства такой одежды необходимо не только знание требований, которые редъявляют потребители из разных сегментов рынка, но и умение прогнозировать оявление модных тенденций. В" классических видах одежды модные тенденции юявляются постепенно, а их игнорирование может привести к выпуску востребованной продукции. Поэтому формализация понятий «классический джак» и «классический жакет» и изучение динамики изменения их элементов во вмени (геометрических и конструктивных параметров) являются научными сновами современного дизайна, который не отделим от компьютерных технологий роектирования. Работы по установлению закономерностей формообразования этих идов одежды в разные периоды развития моды выполнялись в МГТУ имени .Н.Косыгина, МГУДТ, РГУТиС, РосЗИТЛП, университете БопНиа (Шанхай) и ругах организациях.

Компьютеризация всех этапов производства одежды открывает возможности я пересмотра традиционных технологий не только с позиций ускорения и лучшения качества, но и создания новых интеллектуальных продуктов. Для правления процессом дизайн-проектирования необходимо использовать мпьютерную технику для передачи информации между всеми этапами разработки вых моделей одежды «визуальный образ - чертеж конструкции» и знать кономерности развития модных тенденций для массовых видов одежды.

До сих пор отсутствуют научные основы распознавания визуальных образов отографий, рисунков) и критерии, с помощью которых можно однозначно отнести емя создания конкретной модели одежды к определенному этапу развития моды. :клический характер развития моды предполагает использование элементов стюма прошлых лет путем стилизации модных образов. Современные достижения компьютерных технологиях предоставляют возможность формализованного исания одежды с достаточно высокой степенью точности. Это повысило спрос на дание математических моделей, сгенерированных по результатам измерений, здание математического описания внешней и внутренней формы одежды гяется сравнительно новой областью исследования под названием реконструкция ¡ерхности. Разработка компьютерных программ распознавания визуальных >азов позволит создать программное обеспечение для соединения двух :нейших элементов дизайна - графического образа и чертежей конструкций. С ющью этих программ можно будет формировать электронные каталоги моделей ч их чертежей.' Однако в настоящее время отсутствует необходимое ^ \ юрмационное обеспечение для разработки таких программ ввиду эстаточности проведенных научных исследований.

Отсутствие на сегодняшний день научно-обоснованной базы исходных данных и методики для реконструкции исторических и новых стилизованных классических пиджаков и жакетов послужило основой для выполнения диссертационной работы.

> Работа выполнена на кафедре конструирования швейных изделий ИГТА и факультете дизайна одежды УУНТ в 2003-2008 гг.

Диссертационная работа соответствует пункту «Разработка теоретических основ и установление общих закономерностей проектирования одежды на фигуры типового и нетипового телосложения» паспорта научной специальности 05.19.Cg Технология швейных изделий. . ™

Цель исследования состоит в улучшении качества процесса проектирования", женских жакетов и мужских пиджаков и создании эффективного аппарата для проектирования стилизованных моделей классических пиджаков и жакетов на основе применения синтезированных баз данных об их художественно-конструктивном построении во второй половине XX — начале XXI вв.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

- проведен анализ современного состояния исследований в области изучения изменения и реконструкции системы «фигура - костюм»;

- формализованы понятия «женский классический жакет» (ЖКЖ) и «мужской классический пиджак» (МКП);

- разработана номенклатура геометрических параметров для художественно-конструктивного решения (ХКР) формы ЖКЖ и МКП;

- разработан метод получения достоверной информации о параметрах внешней и внутренней формы на основе количественного анализа фотографических изображений;

- установлены и формализованы закономерности изменения геометрических параметров формы ЖКЖ и МКП в период с 1950-х по 2008 г. включительно;

- выполнен анализ конструктивного направления моды в чертежах конструкций ЖКЖ и МКП, относящихся к 1950 - 2008 гг.;

модифицирован математический метод тренда для поэтапного анализ, появления новых тенденций в графических изображениях и чертежах конструкций;

- разработаны метод и компьютерная программа для визуальноп распознавания ЖКЖ и МКП;

- определена весомость геометрических параметров в создании модных форь ЖКЖ и различий между ними в разные периоды моды;

- разработаны схемы для обеспечения единства в передаче информацш генерируемой начиная от проекта модели и используемой при построении чертеже конструкций;

- проведена экспериментальная проверка полученных результатов.

Объекты исследований. В качестве объектов исследований взяты:

- фотографические изображения типовых моделей МКП в количестве 13 единиц и ЖКЖ - 314 единиц периода 1940-2008 гг., взятые из выборк превышающей 3500 фотографий;

- чертежи типовых конструкций МКП (25 единиц) и ЖКЖ (69 единиц) это! же временного периода, отобранные из выборки, превышающей 200 чертежей; I

- методики конструирования. I

Методы исследований. Б работе использованы следующие методы: оциологических исследований, литературно-аналитический, экспертных оценок, груктурно-графический, теории планирования и анализа эксперимента, теории удожественного проектирования костюма, исторического анализа движения формы остюма, графического анализа, компьютерного моделирования. Для обработки езультатов экспериментов использованы методы тренда (модифицированный) и орреляционного и регрессионного анализа с применением ПК и пакета прикладных рограмм (Origin 6.1, SSPS, Excel). Вычисление погрешностей (случайной, ■истематической) при обработке результатов измерений проводили с спользованием методов математической статистики и теории погрешностей, реднее относительное значение случайной погрешности, возникающей при реконструкции фотографических изображений, составляет для линейных величин 5,3 %, угловых ± 4,6 %.

Достоверность полученных результатов подтверждена статистически боснованными выборками, многократными измерениями, а также совпадением еоретических и экспериментальных результатов.

Автор защищает:

- закономерности изменения формы пиджаков и жакетов в XX-XXI вв.;

- метод и компьютерную программу для реконструкции и распознавания графических изображений пиджаков и жакетов;

- основные принципы сквозного проектирования в системе «фотография модели - технический рисунок пиджака (или жакета) - чертеж конструкции»;

- базы исходных данных;

- показатели весомости композиционных параметров модных форм жакетов.

Научная новизна работы состоит в установлении закономерностей

удожественно-конструктивного построения классических пиджаков и жакетов, еобходимых и достаточных для компьютерного распознавания их графических бразов на разных этапах развития формы.

В работе впервые получены следующие научные результаты:

1. Установлены зависимости между геометрическими параметрами внешнего ида и конструктивными параметрами чертежей конструкций, гарантирующие олучение реконструированных или стилизованных моделей ЖЮК и МКП с сновными признаками формы определенного исторического периода.

2. Разработаны номенклатуры параметров для описания визуальных образов и ертежей конструкций МКП и ЖЮК.

3. Разработан метод распознавания графических образов МКП и ЖЮК.

4. Разработана схема применения метода тренда для поэтапного анализа шамики изменения геометрических и конструктивных параметров моделей }ежды.

5. Созданы базы данных для формализации понятий «классический женский акет» и «классический мужской пиджак» в разные десятилетия моды.

6. Определена весомость композиционных признаков модных форм ЖКЖ.

Практическая значимость. Область применения результатов работы -

эоизводство классических пиджаков и жакетов. Результаты работы в качестве гтодического материала могут быть использованы для разработки коллекций )делей одежды на основе художественных образов прошлых лет. Сформированная

база исходных данных о ХКР пиджаков и жакетов, основанная на количественных показателях, предназначена для .прогнозирования модных тенденций и создания перспективных коллекций модной одежды. Создана компьютерная программа «Visual Image» № 2008615453 для реконструкции и распознавания визуальных образов классических пиджаков и жакетов, которая может быть использована в качестве самостоятельного модуля в САПР и процессе подготовки дизайнеров одежды.

Результаты работы внедрены в 2007-2008 гг. на швейном предприятии Wuhan lianxue Fashion Limited Company (КНР) при разработке промышленной коллекции моделей женских классических жакетов в стиле 1970-х и 1980-х гг. в количестве 2,5 млн, наук.

Апробация результатов работы. Основные результаты исследование доложены на следующих конференциях и заседаниях: межвузовских научно-технических конференциях аспирантов и студентов (ПОИСК), Иваново, ИГТА, 2003-2006* 2008; международных научно-технических конференциях «ПРОГРЕСС», Иваново, ИГТА 2004,. 2005, 2006; китайско-корейской научной конференции, Ухань, 2004; международно; научно-технической конференции «Текстиль 2004», Москва, МГТУ, 2004; международно: i (аучно-пракгической конференции «Текстиль и мода 2005», Воронеж, 2005; межвуювекой конференции студентов и аспирантов, Москва, МГТУ, 2008; 5-й Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии в дизайн-образовании», Сочи, . 2008; заседаниях факультета «Garment Design» УУНТ, 2004-2009; заседании кафедры КШИ ИГГА, Иваново, 2007-2008.

Внедрение в учебный процесс. Результаты работы внедрены в учебный процесс Уханьского университета науки и технологии при подготовке бакалавров и магистров по специальности «Fashion design» и Ивановской государственной текстильной академии при подготовке инженеров по специальности 260902 (280900) и магистров по программам 553902 «Конструирование швейных изделий» и 553904 «Дизайн костюма». Часть результате включена в учебные пособия: «Женская мода в России XX-XXI в.: фигура - образ конструкция» (2007), рекомендованное УМО вузов по образованию в области дизайн; «Конструирование одежды: основы .проектирования» (2009) и «Конструирование одежды системный анализ чертежей» (2008), рекомендованные УМО вузов по образованию в облает технологии и конструирования изделий легкой промышленности.

Публикации Основные результаты проведенных исследований представлены в пэт статьях в рецензируемых научных журналах «Швейная промышленность» и «Известия вузо ' Технология текстильной промышленности», 12 тезисах докладов в материалах конференцге одном свидетельстве об официальной регистрации программы для ЭВМ.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертационная работа содерж! 381 страницу и состоит из введения, 6 глав, выводов и рекомендаций, списка литературы из i наименований, в т.ч. 23 иностранных, 11 приложений на 83 страницах, содержащих таблицы результатами экспериментальных исследований, копию свидетельства о регистраш программы для ЭВМ, текст программы, акты производственных испытаний и использован результатов в учебном процессе.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы диссертационной работы, определена цель и сформулированы задачи исследования, отмечены научная новизна и практичеа

значимость работы, приведены сведения об использовании результатов работы в промышленности и учебном процессе вузов.

В первой главе проведен анализ современного состояния научной проблемы по распознаванию элементов системы «фигура - коспом». Установлено, что наиболее полно разработаны вопросы идентификации, относящиеся к первому элементу - человеку, а именно к его видимым и невидимым объектам: отдельным участкам фигуры (лицо, глаза, нос, уши, отпечатки пальцев, руки), самой фигуре в статике и динамике в одежде и без одежды, характеру некоторых движений, деятельности внутренних органов (сердца, мозга), а также другим объектам и процессам. Второй элемент этой системы пока не служил объектом серьезных научных исследований.

По вопросам распознавания образов, закономерностей построения формы, прогнозирования развития и модных изменений костюмов проводят исследования на кафедре моделирования костюма МГТА им. А.Н. Косыгина (под руководством профессора Т.В. Козловой) и в Киевском национальном университете технологий и дизайна. Распознавание визуальных образов одежды выполняют в настоящее время интуитивно без использования строгих количественных характеристик и соотношений. Форма классического костюма относится к более сложным художественно-графическим образам, она содержит множество абстрактных символов, несущих огромную информационную нагрузку, сочетание которых подчинено художественному образу костюма. Для распознавания, синтеза и анализа таких образов необходима разработка специального формального аппарата, с помощью которого можно было бы адекватно оценить их принадлежность к определенному стилю или автору; прогнозировать модные и стилевые направления; анализировать историческое развитие форм костюма.

Известные на сегодняшний день методики анализа стиля одежды основаны на использовании количественных и качественных признаков, которые определяют исключительно по визуальным образам (эскизы, фотографии), не достаточным для распознавания модных форм внутри стиля, формирующим временные этапы от появления до полного исчезновения. Трудности при решении рассматриваемой проблемы возникают из-за отсутствия математического аппарата в виде зависимостей между основными стилеобразующими факторами. Практически никто из исследователей моды не обращается к такому важному и исключительно информативному источнику, как чертежи конструкций деталей, представляющему собой адаптацию композиции и структуры модной одежды к реальной человеческой фигуре.

В результате проведенного анализа опубликованных научных работ получены обобщенные данные по использованию разных показателей для описания формообразования женского костюма.

Определены следующие цели и задачи диссертационной работы:

1. Для методики распознавания образов и проектирования классических пиджаков и жакетов необходимо разработать номенклатуру показателей (параметров, признаков) построения формы костюма. Классический стиль отличается набором постоянных признаков, таких, как форма, силуэт, покрой рукава, композиционное построение, а изменения внутри стиля по периодам характеризуются движением структурных элементов внутренней формы.

2. Для распознавания образов пиджаков и жакетов классического стиля необходимо формализовать закономерности построения графических образов. Теоретически можно предположить, что между показателями формы классического костюма существуют определенные зависимости, изменяемые во времени. Определить закономерности построения формы, характерные для классических пиджаков и жакетов, можно, проведя корреляционный анализ показателей формы классических пиджаков и жакетов разных временных периодов. Для показателей, между которыми подтвердится наличие связей, могут быть найдены уравнения зависимостей. Они позволят построить формальный аппарат, включающий • операции распознавания, синтеза, анализа образов, построения модельных конструкций и прогнозирования модных изменений классических пиджаков и. жакетов. Разработанные другими исследователями признаки классического костюма носят в основном качественный характер, и поэтому они не могут быть использованы в полном объеме для создания формального аппарата распознавания или воспрбизведения образов классического костюма определенного периода.

Таким образом, формализация существующих закономерностей построения формы классических видов одежды - пиджака и жакета - позволит создать базу данных; которые дадут возможность:

1) конкретизировать понятие «классический костюм» с наполнением его содержания количественными характеристиками;

2) распознавать образы классических костюмов;

3) реконструировать образы костюмов любого временного периода;

4) моделировать и получать схемы пропорционирования классических костюмов, отвечающих принципам гармонизации, с помощью компьютерных технологий;

5) прогнозировать модные тенденции.

Во второй главе разработан метод реконструкции геометрических параметров по фотографическим изображениям мужских пиджаков и женских жакетов (результаты отражены в 3 публикациях).

Понятие классического жакета и пиджака было предварительно конкретизировано на основании обобщения сложившегося научного мнения и результатов социологических исследований, проведенных также с целью определения количественного содержания понятая «классический женский жакет» путем опроса жительниц города Иванова и Ухани. Установлено, что это понятие для респондентов включает следующие измеряемые количественные характеристики: длина жакета - между линией талии и бедер, положение первой петли застежки по краю борта - на уровне линии груда, ширина лацканов - от '/4 до 1А ширины полочки. Традиционные признаки классического жакета (цвет материала, количество и вид деталей на поверхности формы, атропомегфичностъ) соответствуют сложившимся в научной литературе взглядам.

Объекты исследования (фотографии, эскизы) отобраны из журналов и книг для формирования обучающих выборок, относящихся к периодам 1950-2008 гг. Отбор типичных фотографий для каждого исследуемого года проводили с учетом сохранения в типичных представителях всех основных стилеобразующих признаков художественно-конструктивного решения (ХКР), характерных для всей совокупности рассмотренных моделей. Количество фотографий было определено с учетом получения необходимой случайной погрешности измерений.

£

В работе использован метод последовательного перевода фотографических ображений, выполненных в разных масштабах и ракурсах, в единичные штальные технические рисунки этих же моделей в одном масштабе, а единичных хнических рисунков - в типовые усредненные. Для этого использовали два раллельных алгоритма - в ручном режиме и с компьютерной техникой.

Для описания геометрической формы разработана номенклатура из 13 нейиых и угловых показателей и выбрано 7 пар информационных точек (рис. 1).

Проведены специальные эксперименты по установлению величин грешностей, которые могут иметь место при реконструкции геометрических раметров моделей на фотографиях. Выбраны 3 контрольные модели МКП и ЖКЖ последующей обработкой их фотографий. Объем выборки для каждого вида ежды включал 51 фотографию, выполненную с помощью цифровой камеры апоп» при условиях, характерных для проведения фотосессий моделей одежды et-a-porte и ready-to-wear в журналах мод. В эксперименте варьировали сстояние от объектива камеры до условной осевой линии системы «одежда -некен», угол между осью объектива и фронтальной плоскостью фигуры и ложение объектива по высоте относительно горизонтальной плоскости, оведенной через концы плечевых швов. Фотографии печатали форматом А4, А8, 6 для определения влияния их размеров на ошибку реконструкции показателей.

Ошибку реконструкции вычисляли как относительную разницу между инным значением показателя, измеренного непосредственно на модели одежды, го значением, измеренным по фотографии.

Объемно-пространственная форма одежды, имеющая на разных участках не ько разные радиусы кривизны, но и ее направление, влияет на точность ерения и последующей реконструкции. Установлено, что величина ошибки исит от направления (вертикальное, горизонтальное, наклонное) и вида

Т2

А - длина жакета или пиджака,

М - высота первой петли застежки, / - расстояние между углами лацканов, С - расстояние между углами воротника, Н - расстояние между крайними точками раскепов, £? - угол между линией раскепа и концом воротника

Рис.1. Вариант измерения показателей ХКР:

Т1

измерения (линейное, угловое) на фотографии. На рис.2 в качестве пример показано поле корреляции для ошибки, реконструкции ¡вертикальных параметров зависимости от ракурса съемки.

Рис.2. Влияние ракурса съемки на изменение ошибки реконструкции вертикальных параметров, измеренных на фотографических изображениях

Ракурс фотосъемки, град.

Определены величины расхождений между фактическими и измеренным значениями параметров для всех условий фотосессии. Например, для мужски пиджаков интервалы ошибок реконструкции составляют, %:

длина пиджака

расстояние между углами лацканов высота первой петли застежки расстояние между крайними точками раскепов расстояние от плечевой точки до угла лацкана высота угловой точки воротника расстояние между углами воротника угол между отлетом и концом воротника угол между линией раскепа и концом воротника расстояние между петлями застежки длина рукава

Разработана методика реконструкции геометрических параметров МКП ЖКЖ по их фотографическим изображениям, основанная на использован сформированной контрольной матрицы и экспериментально установленн значений погрешностей реконструкции. Основу алгоритма состави установленные закономерности трансформации показателей в зависимости условий фотографирования.

Таким образом, на основании проведенных экспериментов разработ методологическая база, необходимая для последующего объективного анал фотографических изображений ЖКЖ«и МКП.

В третьей главе проведен комплексный ретроспективный ана визуальных образов мужских пиджаков и женских жакетов, относящихся к X XXI в. (результаты отражены в 3 публикациях).

5,2...6 12,6...14,2 1,6...2 14...15,3

- (0.4...3)

- (10,5...12,5) 14,7...16,2 3,7... 6,2

- (0.7...3) 8,3...9,7 12... 12,6.

Сформированы типовые абрисы и иконические модели исследованных объектов по десятилетиям моды (рис.3).

Рис.3. Схемы получения типовых усредненных абрисов и иконические модели ЖКЖ по десятилетиям моды: а - 1950, б - 1960, в - 1970, г - 1980, д - 1990,

е - 2000

С использованием метода корреляционно-регрессионного анализа изучены связи между всеми геометрическими параметрами для выделения наиболее стабильных и присущих всем без исключения моделям независимо от времени их создания. Отобрано 6 основных зависимостей, которые присутствуют для жакетов и пиджаков. Эти зависимости устанавливают количественные связи между показателями: А, М, I, G, Н, Р, Q. Полученные базовые соотношения между этими показателями носят идентичный характер для обоих видов одежды и создают основу для логической схемы исследования формы:

А ->М—► /-* G(H) -*Р.

Линейные зависимости между показателями аппроксимированы линейными уравнениями типа Y=±afftaiX (табл. 1). Адекватность графических моделей проверена с использованием критериев Стьюдента и Фишера для доверительной вероятности 0,95 с применением компьютерных программ Origin 6.1 и SPSS 11.5.

Проведенный анализ свидетельствует о существовании устойчивых зависимостей между всеми показателями ХКР. Изменение ведущего признака формы - длины - сопровождается движением всех основных информационных точек внутренней формы: перемещением верхней петли застежки по краю борта, изменением ширины - лацканов и воротника и их взаимного расположения. В зависимости от временного периода центр композиции - лацканы и воротник - либо акцентируется за счет увеличения их размеров, как, например в 1970-е годы при уменьшении объема внешней формы, либо нивелируется, как это было в 1990-2000-х гг. при увеличении объемов.

Логическая строгость классического костюма ограничивает диапазоны возможных изменений показателей и перемещения точек, превышение которых автоматически переводит этот вид одежды в другую группу, например спортивную илигфантазийную (рис.4). «. •

Таблица 1

Коэффициенты линейных уравнений между показателями ХКР_

Зависимость во. О/ Значения коэффициентов уравнений в разные периоды для МКП (в числителе) и ЖКЖ (в знаменателе)

1960-е 1970-е 1980-е 1990-е 2000-е

м=т а0 -7.4/1.4 132.8/4.4 -12.5/2 62.5/13.1 41/1,3

а1 0,5/0.4 -1.2/0.6 0.7/0.5 -0.4/0.3 -0,1/0,5

1-ЯМ) ао 8.3/10.7 21.8/-4.9 14.2/10.5 18.6/11.5 3/16,9

Д/ 0.5/0.3 0.3/0.9 0.3/0.3 0.2/0.4 0,6/0,3

1=1(0) а0 10.5/13 9.4/23.7 10.3/10.4 14.3/9.2 14,2/11,4

О/ 0.6/0.5 ' 0.6/0.1 0.6/0.5 0.5/0.5 0,4/0,5

н=м ао 5/3.9 2/10.2 10/4.5 5.9/1.6 8,2/8,2

01 0.6/0.6 0.7/0.3 0.5/0.5 0.5/0.5 0,5/0.4

С=/(Н) а0 7.2/13 10.8/20 16.1/7.3 12.8/14 10,3/13,4

а! 1/0.6 0.8/0.5 0.6/1 0.7/0.5 0,7/0,6

а0 169/221 200/205 155/190_ 193/242 158/160

а1 -0.6/-1.1 -1/-1 -0.5/-0.8 -0.8/-1.1 -0,6/-1

Рис.4. Структурная схема изменений геометрических параметров, имевших место в ЖКЖ 1990-х гг.

Исследование внутристилевых изменений формы показало, что для мужских пиджаков значения коэффициентов корреляции выше, чем для женских жакетов, ввиду стабильности их формы. Самым стабильным признаком является длина пиджака.

В качестве основных характеристик X = (д:ь ..., ^, ..., *„) взяты отмеченные базовые показатели ХКР. В качестве дополнительной характеристики 5, которая указывает на принадлежность объекта к классу временного периода, взяты характерные для каждого класса пропорциональные соотношения. Эти пропорциональные соотношения приведены в табл.2.

Установлен характер увеличения всех параемтров в женской одежде, начиная с 1970-х гг., а в мужской одежде - с 1980-х гг., когда имел место отход от единых рекомендаций в моде, даже применительно к классической одежде. С 1960 по 1990 гг. движение элементов формы ЖКЖ опережало движение элементов МКП ' примерно на 1-2 года. В этот период мужская мода следовала за женской модой с небольшим отставанием. Начиная с 1992 года, все элементы модных форм ЖКЖ «и МКП изменялись синхронно, что свидетельствует об активном проникновении и

мбиозе мужской и женской моды, утверждении стиля унисекс в классических дах одежды.

Таблица 2

Идентификатор с типовыми устойчивыми пропорциональными, соотношениями параметров ХКР для ЖКЖ и МКП

риод емени Вид одежды Соотношения между параметрами ХКР и числовые значения параметров А, Шпп, Влт, см

М:А I: М G: I Н: 1 Шпп : Шт : Шб

1950-е МКП * А = 76,5 * * * 1 : 0,76 : 0,76 Шпп = 41,4; Влт = 42,2

ЖКЖ * А = 52,8 * * * 1:0,81:1,11 Шпп = 38,4, Влт = 34,2

960-е МКП 1 :2,5 А = 76,9 1 : 1,28 1 : 0,96 1 : 1,3 1 :0,8 : 0,94 Шпп = 44,5, Влт = 40,8

ЖКЖ 1 :2,04 А = 58,3 1 : 1,52 1 : 0,95 1 :1,3 1:0,88:0,98 1 Шпп =41,8, Влт = 35,9

970-е МКП 1 :2,08 1 :1,24 1 : 1,05 1 : 1,25 1 :0,9 : 1,11

Л = 78,2 Шпп = 38,9, Влт = 41,4

ЖКЖ 1 :2,22 Л = 59 1 :1,15 1 :0,9 1 : 1,39 1 : 0,85 : 1,04 Шпп =35,4, Влт = 34,7

980-е МКП 1 : 1,75 А = 83,2 1 :1,59 1 : 1,02 1 : 1,27 1 : 0,81 : 1,02 Шпп = 43,5, Влт = 42,2

ЖКЖ 1 : 1,89 1 :1,64 I : 1,03 1 : 1,47 1 : 0,8 : 1

А = 67,6 Шпп =41,7, Влт = 38,4

1990-е МКП 1 :2,33 Л = 80,1 1 :1,39 1 : 1,04 1 : 1,27 1 : 0,84 : 0,97 Шпп = 48,4, Влт = 40

ЖКЖ 1 :2,08 А = 65,3 1 :1,37 1 : 1,1 1 : 1,54 Г: 0,75 :0,94' Шпп =44,7, Влт = 39,2

2000-е МКП 1 : 1,94 А = 68,9 1:1,4 1 : 1,05 1 : 1,28 1 : 0,74 : 0,84 Шпп = 40,5, Влт - 40,8

ЖКЖ 1 : 1,95 А = 57.3 1: 1,18 1 : 1,03 1 : 1,39 1 : 0,73 : 0,97 Шпп =38,7, Влт = 36

Примечание: М - высота первой петли застежки: А - длина жакета или пиджака; /- расстояние жду углами лацканов; G • расстояние между углами воротника; Н - расстояние между крайними точками кепов; Шпп - ширина плечевого ската; Шт - ширина по линии талии; Шб - ширина по линии бедер;

- высота линии талии, измеренная от вершины воротника

Определены типичные варианты оформления линий внутреннего членения и оративных элементов в женских жакетах.

В четвертой главе изучены особенности конструктивного направления моды чертежам конструкций пиджаков и жакетов и проведено их сопоставление с уальной трансформацией формы (результаты отражены в 6 публикациях).

Объектами исследования -служили конструктивные параметры и структивные линии на чертежах конструкций ЖКЖ и МКП. Для однозначного

описания конструктивного построения чертежей нами разработана номенклатура 35 показателей для стана и рукава.

Предложена периодизация изменения формы пиджаков и жакетов использованием двух групп показателей, основанная на адаптированном настоящему исследованию математическом методе тренда. С усовершенствованного метода тренда состоит в ступенчатом разделе исследуемого периода времени на десятилетние циклы и последовательн сканировании всего периода со сдвигом на 1 год. Такой метод позволил более че проследить изменение каждого конструктивного параметра. Пример графи обработанного по новому методу, приведен на рис.5.

а б

Рис.5. Примеры обработки графиков изменения конструктивных парамет МКП по усовершенствованному методу тренда для получения графических моде формообразования: а - прибавка ЯСпр, б - прибавка Яс,з

На основании проведенного конструктивного анализа сформирована б данных, включающая конструктивные параметры, варианты оформле конструктивных линий. Эта база данных может быть использована проектирования стилизованных пиджаков и жакетов и прогнозирования модн тенденций.

В пятой главе проведено сопоставление сформированных баз данн относящихся к визуальным образам и чертежам конструкций, для концептуальн проектирования, распознавания и реконструкции систем «фотография технический рисунок - чертеж конструкции», конкретизированы поня классических жакетов и пиджаков (результаты отражены в 2 публикациях).

Целью этого подраздела явилось сравнение между собой двух баз исход данных, содержащихся в визуальных образах и чертежах конструкций исследование их достоверности, возможности самостоятельного или параллель применения для распознавания и реконструкции обоих объектов. Для этого б использованы парные характеристики, имеющие внутреннюю связь. Б сформированы статистически достоверные выборки из нескольких пар сочетаний по схеме «геометрический параметр - конструктивный параметр».

Проведены сравнения идентичных параметров, относящихся к геометрической орме и чертежам конструкций. Показаны, различия в характере изменения оказателей и установлены причины, их вызывающие. На рис.б приведены примеры уществующих зависимостей между двумя базами данных.

Полученные уравнения позволят передавать информацию с ; этапа удожественного на этап промышленного проектирования. , ;

Установлена весомость единичных геометрических параметров и формирована номенклатура основных стилеобразующих параметров.

В шестой главе разработаны метод и компьютерная программа «Visual Image» ля идентификации основных стилеобразующих параметров визуальных образов КЖ и МКП и определения времени их создания (результаты отражены в 9 убликациях).

Полученные ранее закономерности между показателями формы, база данных з конструктивных параметров -и программа их корректировки легли в основу озданной методологии распознавания графических образов классических видов дежды.

Проведена экспериментальная проверка сформированных баз данных для аспознавания визуальных образов. Практическая проверка разработанной етодики выполнена на моделях жакетов и пиджаков 1960-х, 1970-х, 1980-х; 1990-х г., из которых сформирована контрольная выборка. Величина контрольной ыборки составила 10 % от основной обучающей выборки.

На рис.6 приведены фрагменты исследованных моделей жакетов'и пиджаков азных временных периодов - технические рисунки узлов «воротник - лацкан» и их сконструированные теоретические образы. В качестве основного тилеобразующего параметра указана высота верхней петли (пуговицы) застежки.

Рис.7. Результаты экспериментальной проверки математической модели на пиджаках (вверху) и жакетах (внизу) разных временных периодов (слева направо): 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е. Цифры на эскизе показывают высоту первой петли застежки: пунктирная линия -теоретическая, сплошная линия - . линия реальной модели ■ ■■.<■-'

Установлено, что ошибка распознавания элементов модели визуальных бразов не превышает 0,5... 1,9 см для линейных параметров. Результаты проверки одтвердили правильность теоретических предположений и полученных уравнений.

Процедура реконструкции параметров ХКР визуального образа и отнесения х »совокупности к временному интервалу его возможного создания (алгоритм рограммы) включает следующие основные операции:

1. Сканирование фотографического изображения модели и его импорт.

2. Измерение модуля «Расстояние между зрачками глаз».

3. Измерение выбранных 'геометрических параметров (в пикселях) и их перевод в натуральный масштаб с использованием модуля изображения.

4. Выбор ближайшего прототипа жакета (пиджака) из матрицы с аналогичными особенностями постановки фигуры на фотографии.

5. Автоматическая реконструкция значений геометрических параметров ХКР.

6. Автоматическая проверка принадлежности значения каждого параметра ХКР аналогичному интервалу, установленному для типовых абрисов.

7. Автоматический подсчет вероятности соответствия всей совокупности параметров ХКР и их соотношений декадам изменения моды с параллельным ранжированием окончательных результатов. На рис.8 показан интерфейс работы программы «Visual Image» на последнем этапе.

Рис.8. Интерфейс программы на завершающем этапе работы после г реконструкции числовых значений основных стилеобразующих параметров и ранжирования десятилетий моды по количеству идентифицированных признаков

В программе применена общепринятая схема деления модных форм н периоды по десятилетиям, а также схема для пятилетий. В случае необходимости! она может быть изменена на более мелкие циклы, например, 3- и 4-летние.

С помощью компьютерной программы впервые определены показатели весомости композиционных признаков в формировании модных форм и различий между ними (табл.3).

Таблица 3;

Весомость композиционных признаков в формировании модных форм ЖКЖ

Наименование Весомость композиционных признаков при S, %, и средний

признаков сравнении модных форм ЖКЖ, %, и ранг ранг признака в

признака внутри каждой формы (в скобках) формировании

1950-е 1960-е 1970-е 1980-е 1990-е 2000-е формы ЖКЖ j

Силуэтообразующие признаки

Ширина бедер 12,7 9,4 6,6 36,9 16,2 18,2 10,8

(2) (б) (5) (2) (3) О) (3,2)

Ширина 14,2 13,7 28,7 26,6 13,1 3,8 9,3

плечевого пояса (5) (1) (1) (2) (2) (б) (2,8)

Ширина низа 24,7 17,7- 1879 18,5 17,7 2,6 7,4

.(4) (б) (1) (2) (3) (8) (4)

Ширина талии 18,4 24,4 18,4 16,3 14,3 5,1 6,4 ;

(9) (2) (V (2) (3) (4) ■ (з,5) ;

Стилеподдерживающие (гармонизирующие) признаки

ирина груди 16,7 21,6 12,3 16,8 14,4 18,2 3,2

(У (4). 0 (4) ; (5) (1) ' (3,5)

ысота первой 17,7 19,1 14,3 21,2 . 13,3 14,4 3,2

етли застежки (б) (8) (5) .*. (б) 00) (5,8)

ина рукава 17,5 18,7 12,9 21 13,2 16,8 ■ 3,2

(8) (7) (4) (3) (2)- (2) (4,3)

ирина лацкана 17,3 19,8 14,9 20 15,9 12,2 3

(3) (5) * (6) (3) (5). (2,7): ,

гол наклона 15,1 19,2 13,4 20,7 15,4 16,3 .. 2,7 '

нии проймы (б) (8) * * (4) (7) (4,2) . ..

асстояние 16,6 17,4 12,9 20,5 17,8 14,7 2,6

ежду первой (1) (3) (3) О) 0) (2) (1,8)

глей и линией

[ИИ

гол наклона 15,8 18,9 14,5 20,7 14,5 15,6 2,6

ечевого ската (6) (8) * * (4) (9) (4,5)

ина жакета. 15,5 18,6 15,1 20,6 14,7 15,5 2,4

(7) (6) (4) (5) (2) (3) • (12)

Общая выразительность модной формы, %, и ранг формы

16,9 18,2 15,2 21,7 15 12,8 3,1

(3) (2) (4) (1) (5) (6)

Примечания. 1. S- среднее квадратическое отклонение между признаками десятилетий. 2. казатели, определенные внутри каждой модной формы, выделены курсивом. 3. Знаком * мечены признаки, не влияющие на увеличение полноты идентификации модной формы. 4. ирным шрифтом выделены показатели весомости признаков с рангами от первого до третьего.

Разработанная компьютерная программа может использоваться самостоятельно для вседневной работы дизайнера, в учебных целях и как модуль САПР одежды.

Результаты работы внедрены на швейном предприятии Wuhan Hanxue Fashion 'rnited Company (КНР) при выпуске 2,5 млн. женских жакетов с элементами стиля 70-х и 1980-х гг.

Выводы и рекомендации

1. Установлены закономерности формализованного изменения параметров дожествешю-конструктившго решения формы классических женских жакетов и мужских щжаков, созданных во второй половине XX - начале XXI в. Получены основные

гношения между параметрами жакетов и пиджаков на разных этапах движения моды в е системы математических уравнений и пропорциональных соотношений, позволяющие ггезировать графические образы с типовыми сочетаниями основных стилеобразующих ментов.

2. Проведен комплексный анализ конструктивного направления моды по чертежам струкций пиджаков и жакетов разных временных периодов, позволивший сформулировать -инальную базу данных об изменении основных стилеобразующих конструктивных тметров и особенностях оформления конструктивных линий. Разработаны базы данных

формализации понятий «классический женский жакет» и «классический мужской

пиджак» в разные пфиоды развитая моды с использованной номенклатуры количественных параметров и их значений.

3. Получены зависимости изменения во времени основных сгилеобразующих параметров графических изображений и конструктивных параметров чертежей конструкций, являющиеся базой для объединения традиционных и инновационных способов математически обоснованного художественно-геометрического проектирования пиджаков и жакетов в системе «технический рисунок - чертеж конструкции».

4. Разработан метод анализа фотографических изображений пиджаков и жакетов и вычисления значений параметров ХКР с минимальными погрешностями преобразования трехмерных объектов в двухмерные.

5. Разработана номенклатура классификационных признаков, с помощью которых могут быть идентифицированы и реконструированы графические изображения пиджаков и жакетов разных временных периодов, и определены значения их весомостей.

6. Разработана методика и компьютерная программа «Visual Image» для распознавания и реконструкции графических изображений моделей жакетов и пиджаков.

7. Разработаны принципы концептуального сквозного проектирования моделе" пиджаков и жакетов, стилизованных под характерные модели определенных периодо развития моды, с использованием сформированной базы данных о параметрах графически изображений и чертежей конструкций.

8. Результаты работы внедрены в 2007-2008 гг. на швейном предприяти Wuhan Hanxue Fashion Limited Company (КНР) при разработке промышленно" коллекции моделей женских классических жакетов в стиле 1970-х и 1980-х гг. количестве 2,5 млн. цпук

9. Результаты работы рекомендуется использовать в существующих промышлеинь САПР одежды, а именно подсистемах «Рисунок» и «Конструктор», в учебном процесс высших учебных заведений, осуществляющих подготовку дизайнеров одежды.

Таким образом, основные достижения диссертационной работы включают новы научные и конструкторские решения, базы исходных данных из разных видо взаимосвязанной графической информации о двухмерных и трехмерных объектах, способь повышения качества концегпуального проектирования, новое программное обеспечение, ч соответствует поставленной цели.

Публикации, отражающие основное содержание диссертации:

статьи в ведущих рецензируемых научных otcypuanax

1. Хунгуан, Е. Использование математического метода тренда для анализ конструктивного направления моды // Известия вузов. Технология текстильно промышленности / Е Хунгуан, В.Е.Кузьмичев, АВ. Корнилович. - 2005. - № 6. - С 73-77.

2. Хунгуан, Е. Изучение конструктивного направления моды в мужских костюм (вторая половина XX - начало XXI в.). Часть 1. Конструктивные параметры мужск пиджаков // Швейная промышленность / Е Хунгуан, Т-НДисская, В.ЕЛСузьмичев. - 2005. -3.-С37-38.

3. Хунгуан, Е. Изучение конструктивного направления моды в мужских коспом (вторая половина XX - начало XXI в.). Часть 2. Закономерности изменен конструктивных параметров мужских пиджаков второй половины XX - начала X в. // Швейная промышленность / Е Хунгуан, Т.Н. Дисская, В.Е.Кузьмичев. - 2005. - № 6. С.53-55.

4. Хунгуан, Е. Компьютерная программа «Visual Image» для реконструкции и распознавания визуальных образов классических пиджаков и жакетов // Швейная промышленность / Е Хунгуан, В.Е.Кузьмичев. - 2008. - № 4. - С.51-55.

5. Хунгуан, Е. Компьютерное ранжирование композиционных признаков в одежде/ Швейная промышленность / Е Хунгуан, В.Е.Кузьмичев.-2009.-№2.-С.24-26.

программы для ЭВМ

6. Программа для ЭВМ № 2008615453 «Компьютерная программа «Visual image» для реконструкции и распознавания визуальных образов классических пиджаков и жакетов» от 21.07.2008 / Е Хунгуан, Чен Минцен, В.Е.Кузьмичев.

материалы всероссийских и международных конференций

7. Хунгуан, Е. Особенности формообразования классических жакетов и пиджаков во второй половине XX века / Е Хунгуан, О.Н.Колодезная, В.Е.Кузьмичев //

[олодые ученые - развитию текстильной и легкой промышленности (ПОИСК 2004). Сборник материалов межвуз. науч.-техн. конф. аспирантов и студентов. -Иваново, 2004. - 4.1. С. 196-199.

8. Хунгуан, Е, Кузьмичев В.Е. Исследование закономерностей при анализе визуальных изображений моделей одежды в журналах мод / Е Хунгуан, В.Е.Кузьмичев // Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности (ПРОГРЕСС - 2004): сборник материалов межд- науч.-техн. конф. -Иваново: ИГТА, 2004. -4.2.-С. 81-84.

9. Хунгуан, Е. Распознавание визуальных образов классической одежды второй половины XX века / Е Хунгуан, В.Е.Кузьмичев // Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности (ПРОГРЕСС - 2004): сборник материалов межд. науч.-техн. конф. - Иваново: ИГТА, 2004. - 4.2. - С.86-88.

10. Хунгуан, Е. Описание основных стилеобразующих элементов женских жакетов и мужских пиджаков / Е Хунгуан, В.Е.Кузьмичев // Современные технологии и оборудование текстильной промышленности (Текстиль - 2004): тезисы докладов Всероссийской науч.-техн. конф. МГТУ имени А.Н.Косыгина. - М., 2004. - С.270-271.

11. Хунгуан, Е. Конструктивное направление моды в мужских пиджаках второй половины XX - начала XXI в. / Е Хунгуан, Т.Н.Дисская, В.Е.Кузьмичев // Молодые ученые - развитию текстильной и легкой промышленности (ПОИСК 2005): сборник мат. межвуз. науч.-техн. конф. аспирантов и студентов. - Иваново: ИГТА, 2005. - 4.1. - С. 190-193.

12. Хунгуан, Е. Применение статистических методов для определения циклов конструктивного направления моды (на примере мужских пиджаков) / Е Хунгуан, В.Е.Кузьмичев, А.В.Корнилович. // Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности (ПРОГРЕСС-2005): сборник материалов межд. науч.-техн. конф. - Иваново: ИГТА, 2005. - Ч. 1. - С.257-259.

13. Хунгуан, Е. Разработка метода распознавания композиционно-структурного юстроения классических видов одежды / Е Хунгуан, В.Е.Кузьмичев. // Текстиль и мода 005: сборник докладов и сообщений. - Воронеж, 2005. - С.31-34.

14. Хунгуан, Е. Разработка методики визуально-конструктивного распознавания ременной принадлежности женских жакетов /Е Хунгуан, В£.Кузьмичев // Молодые ученые -тзвитию текстильной и легкой промышленности (ПОИСК-2006): сборник материалов ежвуз. научн.-техн. конф. аспирантов и студентов.-Иваново: ИГТА, 2006.-Ч.1,-С. 152-154.

15. Хунгуан, Е. Сравнительный анализ разных баз данных для распознавания и х)гнозирования развитая системы "«фигура - одежда» / Е Хунгуан, В.Е.Кузьмичев //

Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легко" промышленности (ПРОГРЕСС 2006): сборник материалов межд. науч.-техн. конф. - Иваново ИГТА, 2006.4.2. -С..4-5.

16. Хунгуан, Е. Разработка компьютерной программы для параметризаци моделей женских жакетов/ Е Хунгуан, В.Е.Кузьмичев, Чен Сяои // Молодые учены - развитию текстильной и легкой промышленности (ПОИСК 2008): сборни материалов межвуз. науч.-техн. конф. аспирантов и студентов. - Иваново: ИГТА 2008. - 4.1. - C.122-I23.

17. Хунгуан, Е. Изучение исторического наследия в дизайн-проектировании одежды использованием компьютерных технологий / Е. Хунгуан, В.Е.Кузьмичев // Современны технологии в дизайн-образовании: материалы 5-й Всероссийской научно-практической кон 6-12 октября 2008 г.-Сочи: СИМБИП,2008.-С.13-19.

18. Е Хунгуан. Компьютерная технология ранжирования композиционны признаков одежды / Е Хунгуан, В.Е.Кузьмичев // Молодые ученые - развита текстильной и легкой промышленности (ПОИСК 2009): сборник материапо межвуз. науч.-техн. конф. аспирантов и студентов. - Иваново: ИГТА, 2009. - 4.1. С.201-203.

статьи в других изданиях

19. Хунгуан, Е. Математическое описание изменения формы классическо одежды // Современные наукоемкие технологии / Е Хунгуан, О.Н.Колодезн В.Е.Кузьмичев. - 2004.-№ 1.-С. 16-21.

20. Хунгуан, Е. Разработка методологии распознавания' визуальных образо классической одежды // Современные наукоемкие технологии / Е Хунгуан, О.Н.Колодезн-В.Е.Кузьмичев. - 2004. - № 1. - С. 22-28.

21. Hongguang, Ye. Fashion trends in design of female classical jackets // Journal Wuhan University of Science and Engineering / Ye Hongguang, O.N.KoIodeznay, V.E.Kuzmichev. 2004, vol. 17,6,p.l 19-124.

22. Hongguang, Ye. Exploration about Russian' women preferences // Journal of Wuh-University of Science and Engineering / Ye Hongguang, V.E.Kuzmichev. - 2004, vol. 17,6, p.4-6.

23. Хунгуан, E. Конструктивное направление моды в мужском пиджаке / Хунгуан, Т.Н.Дисская, В.Е.Кузьмичев // Вестник ИГТА. - 2005. - № 4. - С.74-79.

24. Hongguang, Ye. Software «Visual Image» for classical women jackets and men suits reconstruction and recognition // Journal of Wuhan University of Science and Engineering/ Ye Hongguang, Chen Mingzhen, V.E.Kuzmichev. - 2008. - № 8. - P. 55-60.

25. Хунгуан, E. Экспертная компьютерная программа для диагностики моделей женских жакетов / Е Хунгуан, Чен Сяои, В.Е.Кузьмичев // Легпромбизнес. Независимая международная газета. - 2008. - № 4 (153). - С.12-13.

Подписано в печать 11.06.2009. Формат 1/16 60x84.

Бумага писчая. Плоская печать.

Усл.печ.л. 1,22. Уч.-изд.л. 1,17 Тираж 80 экз. Заказ № 18??

Редакционно-издательский отдел Ивановской государственной текстильной

академии Копировально-множительное бюро 153000, г. Иваново, пр. Ф.Энгельса, 21

Оглавление автор диссертации — кандидата технических наук Е Хунгуан ( Ye Hongguang )

Список условных сокращений

Общая характеристика работы

1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ

ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ ПО ВИЗУАЛЬНЫМ ОБРАЗАМ СИСТЕМ «ФИГУРА -КОСПОМ»

1.1. Генерирование и передача информации на разных этапах художественного и промышленного проектирования

1.2. Информационное обеспечение процесса построения чертежей

1.3. Современные понятия классических видов одежды

1.4. Распознавание системы «фигура-одежда» и ее элементов

1.4.1. Методическая база для распознавания одежды

1.4.2. Методические основы распознавания фигуры

1.4.3. Методологические основы распознавания системы «фигура-одежда»

1.5. Обработка фотографических изображений и реконструкция 66 визуальных образов

Основные направления исследований 70'

2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ РЕКОНСТРУКЦИИ 72 ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ПО ФОТОГРАФИЧЕСКИМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ ЖАКЕТОВ И ПИДЖАКОВ

2.1. Объекты исследования

2.2. Последовательность преобразования фотографий в технические 81 рисунки

2.3. Разработка номенклатуры геометрических параметров

2.4. Разработка методики реконструкции геометрических параметров по фотографическим изображениям

2.4.1. Формирование исходной матрицы

2.4.2. Обработка результатов измерений

2.4.3. Вычисление погрешностей реконструкции параметров 94 фотографических изображений

2.4.4. Обоснование модуля для реконструкции геометрических 101 параметров

2.4.5. Пример практического использования методики 103 Полученные научные результаты

3. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ВИЗУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ 107 ЖЕНСКИХ КЛАССИЧЕСКИХ ЖАКЕТОВ И МУЖСКИХ ПИДЖАКОВ ХХ-ХХ1 вв.

3.1. Объекты исследования

3.2. Методы обработки результатов

3.3. Обоснование объема выборки для обеспечения достоверности 111 результатов

3.4. Графические и математические модели движения 115 стилеобразующих элементов

3.4.1 Графические модели изменения геометрических параметров 116 формы

3.4.2. Математические модели изменения геометрических параметров формы

3.5. Сравнительный анализ изменения стилеобразующих элементов 125 жакетов и пиджаков

Полученные научные результаты

4. ИССЛЕДОВАНИЕ 1ШНСТРУКТИВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ МОДЫ 130 ПО ЧЕРТЕЖАМ КОНСТРУКЦИЙ ПИДЖАКОВ И ЖАКЕТОВ

4.1. Объекты исследования

4.2. Разработка номенклатуры конструктивных параметров 133 чертежей

4.3. Обоснование объема выборки для обеспечения достоверности 135 результатов

4.4. Усовершенствование математического метода тренда для установления закономерностей изменения конструктивных параметров

4.4.1. Сущность разработанного поэтапного метода тренда

4.4.2. Использование математического метода тренда для 146 периодизации конструктивного направления моды

4.5. Изменение конструктивных параметров во времени

4.5.1. Конструктивные параметры мужских пиджаков •

4.5.2. Конструктивные параметры женских жакетов

4.5.3. Сравнительный анализ,конструктивных параметров-пиджаков 162 и жакетов

Полученные научные результаты

5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВОГО ИНФОРМАЦИОННОГО 168 ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ, РАСПОЗНАВАНИЯ И РЕКОНСТРУКЦИИ ЖАКЕТОВ И ПИДЖАКОВ В СИСТЕМЕ «ФОТОГРАФИЯ - ТЕХНИЧЕСКИЙ РИСУНОК - ЧЕРТЕЖ КОНСТРУКЦИИ»

5.1. База исходных данных о ХКР жакетов и пиджаков

5.2. База исходных данных о конструктивном направлении моды в 173 жакетах и пиджаках

5.3. Сравнительный анализ двух баз данных для идентификации 175 стилеобразующих признаков и реконструкции моделей одежды

5.4. Формализация понятий «женский классический жакет» и 186 «мужской классический пиджак»

Полученные научные результаты

6. ОБОСНОВАНИЕ АЛГОРИТМА РАСПОЗНАВАНИЯ И 189 РЕКОНСРУКЦИИ И РАЗРАБОТКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ «VISUAL IMAGE»

6.1. Обоснование алгоритма распознавания визуальных образов

6.2. Разработка компьютерной программы «Visual Image» • 207 6.2.1. Базы данных программы '

6.2.2. Алгоритм программы «Visual Image»

6.3. Определение точности распознавания с помощью программы 214 «Visual Image»

6.4. Использование программы «Visual Image» для определения 214 весомости стилеобразующих признаков ЖКЖ

6.5.1. Влияние композиционных признаков на различия между МФ 217 ЖКЖ

6.5.2. Влияние композиционных признаков на различия между МФ 222 ЖКЖ

6.5.3. Выразительность МФ жакетов ' 224 Полученные научные результаты 226 ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ 227 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Заключение диссертация на тему "Разработка метода компьютерного распознавания плечевой одежды костюмной группы"

9. Результаты работы рекомендуется использовать в существующих промышленных САПР одежды, а именно подсистемах «Рисунок» и «Конструктор», в , учебном процессе высших учебных заведений, осуществляющих подготовку дизайнеров одежды.

Таким образом, основные достижения диссертационной работы включают новые научные и конструкторские решения, базы исходных данных из разных видов взаимосвязанной графической информации о двухмерных и трехмерных объектах, способы повышения качества концептуального проектирования, новое программное обеспечение для распознавания и реконструкции, что соответствует поставленной цели.

Библиография Е Хунгуан ( Ye Hongguang ), диссертация по теме Технология швейных изделий

1. Основы теории проектирования костюма: Учебник для вузов / Под ред. Т.В.Козловой. -М.: Легпромбытиздат, 1988, 352 с.

2. Пармон, Ф. Композиция костюма: учебник для вузов. — М.: Легпромбытиздат, 1997. 318 е., ил.

3. Петушкова Г.И. Проектирование костюма. М.: Издательский центр «Академия», 2004.

4. У Цзюнь. Разработка методики системного графоаналитического проектирования брюк: дисс. канд. техн. наук : 05.19.04 : защищена 13.06.2002. Иваново, 2002, 211 с.

5. Чен Цянь. Разработка информационного обеспечения для проектирования узла «пройма-рукав» в мужских пиджаках: дисс. канд. техн. наук : 05.19.04 : защищена 17.05.2007. Иваново, 2007, 264 с.

6. Афанасьева, Н.В. Разработка информационного обеспечения визуальных образов систем «женская фигура — модель пальто»: дисс. канд. техн. наук : 05.19.04 : защищена 3.07.2007. Иваново, 2007, 274 с.

7. Матузова, Е.М. Разработка конструкций женских швейных изделий по моделям. Изд. 2-е испр. и доп. / Е.М.Матузова, Р.И.Соколова, Н.С.Гончарук. -М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983, 224 с.

8. Жукова, И.В. Разработка технологии импорта информации о трехмерных сканированных системах «фигура одежда» в программную среду САПР для построения чертежей конструкций /И.В.Жукова, Лю Юэ, В.Е.Кузьмичев // В мире оборудования. - 2007. - № 5. - С. 24-27.

9. Шершнева, Л.П. Использование трехмерного сканирования для изучения морфологии тела мужчин больших размеров / Л.П.Шершнева, Р.Ю.Усачев. Швейная промышленность. - 2006. - № 1. - С.42-43.

10. Фот, Ж.А. Автоматизация эскизного проектирования костюма на основе формализованного анализа и синтеза композиционной структуры : дис. канд. техн. наук : 05.13.12 : защищена 21.11.2008. -М., 2008, 19 с.

11. Струневич, Е.Ю. Разработка метода преобразования творческого эскиза в модельную конструкцию при автоматизированном проектировании женской одежды : дис. . канд. техн. наук : 05.19.04 : защищена 17.12.2008.-М., 2008, 204 с.

12. Сильчева, Л.В. Совершенствование технологии проектирования конструкций одежды на начальных стадиях проектных работ : дисс. канд. техн. наук : 05.19.04 : защищена 21.04.2006 / Сильчева Людмила Владимировна. М., 2006, 26 с.

13. Бескоровайная, Г.П. Научные основы проектирования гармоничной и композиционно-целостной одежды : дис. докт. техн. наук: 05.19.04 : защищена 02.07.2004 / Бескоровайная Галина Петровна.- М., 2004, 48 с.

14. Маслова, Е.Г. Разработка методов интенсификации процесса автоматизированного проектирования конструкций одежды : дис. . канд. техн. наук : 05.19.04 : защищена 18.04.2007 / Маслова Елена Геннадьевна. — М., 2007, 25 с.

15. Нурсаржарова, М.А. Теоретические и методологические принципы проектирования современной одежды на основе традиционного казахского костюма: дис. докт. техн. наук: 05.19.04 : защищена 19.10.2005 / Нурсаржарова Майра Абдрахмановна. М., 2005, 49 с.

16. Патент РФ № 2046487 Способ Матузовой изготовления модной одежды, МПК6 А41Н 3/00, заявка № 94001462/12 от 1994.01.17; опубл. 1995.10.27/ авторы изобретения Е.М.Матузова и Ю.В.Дедюхин; патентообладатель Матузова Евгения Михайловна.

17. Е.Баранова, М.Кинчев. От виртуального образа до готового изделия // В мире оборудования. 2003. - № 9. - С.11-13.

18. Е.Кривобородова, Ю.Агапова. Идентификация фигуры заказчика // В мире оборудования. 2003. № 7. - С.30-31.

19. Алдрич, У. Английский метод моделирования и конструирования. Мужская одежда. М.: ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА, 2009.

20. Смирнова, М.Р. Разработка методики проектирования рукавов верхней одежды: дисс. канд. техн. наук : 05.19.04 : защищена 13.06.2002. -Иваново, 2002, 185 с.

21. Коробцева, H.A. Теоретические и методологические основы импрессивного подхода к проектированию одежды: дис. докт. техн. наук: 05.19.04 : защищена 08.04.2005 / Коробцева Надежда Алексеевна. М., 2005, с.46.

22. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка Текст./ С.А.Кузнецов, И.А.Богданова, Л.А.Карпова, Л.М.Лебедева, Н.Р.Либерман; по ред. С.А.Кузнецова. С-П.: Норинт, 2000. - 1536 с.

23. Орлова Л.В. Азбука моды. М.: Просвещение, 1989. — 176 е., ил.

24. Сафина Л.А. Дизайн костюма / Л.А.Сафина, Л.М.Тухбатуллина, -В.В.Хамматова; под ред Л.А.Сафиной. Ростов н\Д.: Феникс, 2006. - 390 е., ил. - (Высшее образование).

25. Балданова И.Ц. Мода XX века: энциклопедия. М.: Олма - Пресс, 2002. - 400 е., ил.

26. Словарь иностранных слов / А.Г.Спиркин, И.А.Акчурин, Р.С.Карлинская. -7-е изд., перераб. М.: Русский язык, 1980. - 624 с.

27. Алина Дзеконьско Козловска. Женская мода XX века: Пер. с польск. — М.: Легкая индустрия, 1977. - 296 е., ил.

28. Horsham, Michael. 20s & 30s style. London: Quintet Publishing Limited,1989.

29. Lenius, Oskar. A well dressed Gentelman's Pocket Guide. London, Prion Books Limited, 1998.

30. Burns, Leslie Davis, Nancy C. Bryant. The business of Fashion. New York: Fairchild Publications, 1997.

31. Charlotte Mankey Calasibetta. Fairchild's Dictionary of Fashion, Second Edition. Fairchild Publications, 2000.

32. Chenoune, Farid. A history of mens fashion. Paris: Flammarion, 1993.33. http://www.murrayontravel.com/carolnolan

33. ГОСТ 17037-83. Изделия швейные. Термины и определения.

34. Козлова Т.В., Ильичева Е.В. Стиль в костюме XX века: учебное пособие для вузов. М.:МГТУ им. А.Н.Косыгина, 2003.

35. Zhuang, Lixin. Space form discrimination of clothing / Zhuang Lixin, Wang Mingfang // Journal of Textile Research (China Textile Engineering Society). 2009. - Vol.30. - No.2. - P.95-99.37. http://dic.academic.ru

36. Неймарк Ю.И. Математика как операционная система и модели // Соросовский Образовательный Журнал. 1996.- № 1. - С. 82 - 85.

37. Неймарк Ю.И., Баталова З.С., Васин Ю.Г., Брейдо М.Д. Распознавание образов и медицинская диагностика. М.: Наука, 1972.

38. Вапник В.Н., Червоненкис А .Я. Теория распознавания образов, М.,1974.

39. Cosbey, S., Damhorst M.L. & Farrel-Beck J. Development of an instrument for a visual analysis of dress from picture evidence / Clothing and Textile Research Journal, 2002, 20(2), 110-124.

40. DeLong, M.R. The way wee look: A framework for visual analysis of dress. Ames, IA: Iowa State University Press, 1987.

41. DeLong, M.R. & Cerny, C. Cognitive strategies to describe warm and cool appearances / Clothing and Textile Research Journal, 1983-1984, 2(1), p. 1923.

42. DeLong, M.R. & Larniz K. Measuring visual response to clothing / Home Economics Research Journal, 1980, 8(4), 281-293.

43. Delong, M.R. & Minshall B.C. Categorization of forms of dress / Clothing and Textile Research Journal, 1988, 6(4), 13-19.

44. DeLong, M.R., Salusso-Deonier C. & Larniz K. Use of perceptions of female dress as an indicator of role definition / Home Economics Research Journal, 1983, 11(4), 327-336.

45. Chattaraman, V. Preferences for Aesthetic Attributes in Clothing as a Function of Body Images, Body Cathexis and Body Size / V. Chattaraman, N.A.Rudd // Clothing &Textiles Research Journal. 2006. - Vol.24 # 1. - P. 4661.48. www.bluechilles.com

46. Малыгина, Л.П. Формирование типовых образов графических элементов женского платья / Л.П.Малыгина, Т.В.Медведева // Известия вузов. Технология текстильной промышленности. 2008. - № 2. - С. 89-92.

47. Макарова, Т.Л. Информационно-знаковые системы коллекций женской одежды от-кутюр и прет-а-порте Дома моды Christian Lacroix / Т.Л.Макарова, С.Л.Макаров // Текстильная промышленность. 2008.- № 7-8. -С.60-63.51. www.korea-id.co.kr/company/ecompany6.asp

48. Keil et al. "I Look in Your Eyes, Honey": Internal Face Features Induce Spatial Frequency Preference for Human Face Processing // PLoS Computational Biology. 2009. - Vol. 5 (3).53. http://www.sciencedaily.com/releases/2009/02/090205101138.htm

49. BenAbdelkader, C. Person Identification using Automatic Height and Stride Estimation / C. BenAbdelkader, R.Culter, L.Davis. University of Maryland, College Park. {chirazllsd}@uniacs.umd.edu

50. Gael Jaffre, Philippe Joly. Costume: A New Feature for Automatic Video Content Indexing (2004).59. http://www.cs.brown.edu/-alb/scapeClothing/

51. Караулова Г.Т. Разработка перспективно-числовой модели трехмерного Евклидова пространства применительно к конструированию швейных изделий: дис. . канд. техн. наук: 05.01.01: защищена 2004 / Караулова Гульбаршин Тахировна. Омск, 2004, 149 с.

52. Афанасьева, Н.В. Женская мода в России ХХ-ХХ1 веков: учебное пособие / Н.В.Афанасьева, В.Е.Кузьмичев. Самара, СГАСУ, 2005,128 с.

53. Довыденкова, В.П. Определение линейных размерных признаков по фотоизображениям фигуры человека // Тезисы ПОИСК 2009 / В.П.Довыденкова, Л.И.Трутченко. Иваново: ИГТА, 2009

54. Кривобородова, Е.Ю. Визуализация графических образов фигуры и модели / Е.Ю.Кривобородова, О.В.Покровская, Н.А.Шестопалова // В мире оборудования (каталог). 2002. - № 4 (21). - С. 18-19.

55. Ye Hongguang, Kuzmichev V.E. Exploration about Russian' women preferences // Journal of Wuhan University of Science and Engineering. 2004, vol. 17, 6, p.4-6 (кит.).

56. Ретцель, Б. Джентльмен: классическая мода для мужчин / Бернхард Ретцель. Köln, Konemann, 2000. - 357 е., ил.

57. Афанасьева Н.В., Кузьмичев В.Е. Женская мода в России: костюм -фигура конструкция: учебное пособие. - Самара: СГАСУ, 2005, 127 с.

58. Колодезная, О.Н. Закономерности процесса структурно-композиционного построения женских классических жакетов / О.Н. Колодезная, В.Е.Кузьмичев //Известия вузов. Технология текстильной промышленности. 2003. - № 3. - С. 80-84

59. Венецкий, И.Г. Основные математико-статистические понятия и формулы в экономическом анализе: Справочник. — 2-е изд., перераб. и доп. / ИГ.Венецкий, В.И.Венецкая. М.: Статистика, 1979, 447 с. - (Мат. Статистика для экономистов)

60. Ахназарова, C.JI. Методы оптимизации эксперимента в химической технологии: учеб. пособие для хим.технол. спец. вузов / С.Л.Ахназарова, В.В.Кафаров. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая шкала, 1985, 327 с.

61. Джонсон, Н. Статистика и планирование эксперимента в технике и науке: Методы планирования эксперимента / Н.Джонсон, Ф.Лион. М.: Мир, 1981,590 с.

62. Кузьмичев, В.Е. Практикум по методам и средствам исследований в швейном производстве: учебное пособие / В.Е.Кузьмичев, В.В.Козырев. -Иваново, ИГТА, 1999, с.68-69.

63. Е Хонгуанг, Колодезная О.Н., Кузьмичев В.Е. Математическое описание изменения формы классической одежды // Современные наукоемкие технологии. 2004.-№ 1.-С. 16-21.

64. Ye Hongguang, Kolodeznay O.N., Kuzmichev V.E. Fashion trends in design of female classical jackets // Journal of Wuhan University of Science and Engineering . -2004, vol. 17,6, p.l 19-124 (англ.).

65. Е Хонгуанг, Кузьмичев В.Е., Корнилович А.В. Использование математического метода тренда для анализа конструктивного направления моды // Известия вузов. Технология текстильной промышленности.—2005. № 6. — С. 73-77.

66. Е Хонгуанг, Т.Н.Дисская, В.Е.Кузьмичев. Конструктивное направление моды в мужском пиджаке. Вестник Ивановской государственной текстильной академии № 4. Иваново: ИГТА, 2005, с.74-79.

67. Е Хонгуанг, Дисская Т.Н., Кузьмичев В.Е. Изучение конструктивного направления моды в мужских костюмах (вторая половина XX начало XXI века).

68. Часть 1. Конструктивные параметры мужских пиджаков // Швейная промышленность. -2005. № 3. - С.37-38.

69. Е Хонгуанг, Колодезная О.Н., Кузьмичев В.Е. Разработка методологии распознавания визуальных образов классической одежды // Современные наукоемкие технологии. 2004. - № 1. - С. 22-28.

70. Е Хонгуанг, Кузьмичев В.Е. Разработка метода распознавания композиционно-структурного построения классических видов одежды // Текстиль и мода 2005. Сборник докладов и сообщений. Воронеж, 2005, с. 31-34.

71. Свидетельство для официальной регистрации программы для ЭВМ № 2008615453 «Компьютерная программа «Visual image» для реконструкции и распознавания визуальных образов классических пиджаков и жакетов» от 21.07.2008 / Е Хунгуан, Чен Минцен, В.Е.Кузьмичев.

72. Хонгуанг, Е. Компьютерная программа «Visual Image» для реконструкции и распознавания визуальных образов классических пиджакови жакетов // Швейная промышленность / Е Хонгуанг. В.Е.Кузьмичев. — 2008. № 4. - С.51-55.

73. Hongguang, Ye. Software «Visual Image» for classical women jackets and men suits reconstruction and recognition //Journal of Wuhan University of Science and Engineering / Ye Hongguang, Chen Mingzhen, V.E.Kuzmichev. 2008. -№ 8 -.P.55-60 (англ.).

74. Хунгуан E., Кузьмичев B.E. Компьютерная программа «Visual Image» для реконструкции и распознавания визуальных образов классических пиджаков и жакетов // Швейная промышленность. 2008. № 4. С.51-55.

75. Хонгуан, Е. Компьютерная технология ранжирования композиционных признаков одежды / Е Хонгуан, В.Е.Кузьмичев // Швейная промышленность. 2009. - № 2. - С.24-26.