автореферат диссертации по строительству, 05.23.05, диссертация на тему:Полимерные композиции в реставрации мебели из древесины, их эстетические и технологические особенности

кандидата технических наук
Гончарова, Юлия Вячеславовна
город
Ростов-на-Дону
год
2013
специальность ВАК РФ
05.23.05
Диссертация по строительству на тему «Полимерные композиции в реставрации мебели из древесины, их эстетические и технологические особенности»

Автореферат диссертации по теме "Полимерные композиции в реставрации мебели из древесины, их эстетические и технологические особенности"

На правах рукописи

ГОНЧАРОВА Юлия Вячеславовна

ПОЛИМЕРНЫЕ КОМПОЗИЦИИ В РЕСТАВРАЦИИ МЕБЕЛИ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ, ИХ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

05.23.05 - Строительные материалы и изделия 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата технических наук

Ростов-на-Дону 2013

005542787

005542787

Работа выполнена на кафедре «Строительные материалы» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ростовский государственный строительный университет» (РГСУ)

Соколова Марина Леонидовна,

доктор технических наук, профессор кафедры «Компьютерный дизайн» ФБГОУ ВПО «Московский государственный университет информатики и приборостроения»

Языева Светлана Борисовна,

кандидат технических наук, доцент кафедры «Интерьер» ФБГОУ ВПО ААИ «Южный федеральный университет»

Курочка Павел Никитович,

доктор технических наук, профессор, заведуюгций кафедрой ИПС ФБГОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения» (05.23.05)

Лобацкая Раиса Моисеевна,

доктор геолого-минералогических наук, профессор заведующая кафедрой «Геммология» ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный технический университет» (17.00.06)

Ведущая ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный

организация: университет» им. Х.М. Бербекова

Защита диссертации состоится «18» ноября 2013 г. в 13:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.207.02 при Ростовском государственном строительном университете по адресу: 344022, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162, ауд. 1125, тел/факс 8 (863) 201-91-01; 201-91-03; e-mail: dis sovet rgsu@mai1.ru.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ростовского государственного строительного университета и на сайте www.rgsu.ru. Автореферат разослан «16» октября 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

канд. техн. наук, доцент А. В. Налимова

Научный руководитель:

Научный консультант:

Официальные оппоненты:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Для производства столярно-строительных изделий и мебели с прозрачной отделкой, а также их реставрация в настоящее время наряду с лиственной используется и хвойная древесина. Но низкие декоративные свойства хвойной древесины не позволяют обеспечить требуемое качество отделки при использовании отделочных материалов, разработанных для древесины лиственных пород.

Характерными признаками древесины хвойных пород, сдерживающими масштабное ее применение для получения высококачественной продукции, являются неоднородность естественной окраски, неравномерность окрашивания и низкая светостойкость поверхности. Данные особенности проявляются как в процессе отделки изделий, реставрации, так и при их последующей эксплуатации.

Проблемами отделки и реставрации изделий из древесины хвойных пород занимались многие ученые. Так, особенностям отделки хвойной древесины большое внимание уделялось Буглаем Б.М., Онегиным В.И., Жуковым Е.В., Цоем Ю.И. и другими исследователями. В работах Куманииа В.И., Соколовой M.JI., Лобацкой P.M., Черных М.М. и их учеников эстетические свойства фактуры материалов классифицируются по нескольким признакам, наиболее важным из которых применительно к древесине является степень рельефности. Вопросами обеспечения качественного окрашивания поверхности изделий занимались Кушнирская М.Ц., Ветошкин Ю.И, Беляев Е.Ю., Бокщанин Ю.Р., Мелешко A.B. и др. В области глубокой пропитки древесины хвойных пород велись работы учеными Харук Е.В., Ермолиным В.Н., Соколовым B.JI. и др. Свойства лаковых покрытий на древесине изучали Санаев В.Ф., Рыбин Б.М., Брацук В.В. и др.

Регулирование декоративных свойств изделий из хвойной древесины преимущественно связывалось с окрашиванием или отбеливанием, формированием лаковых покрытий различной степени матовости. Однако отсутствие учета особенностей древесины хвойных пород не позволило до настоящего времени разработать эффективные методы и материалы для реставрации, обеспечивающие требуемое качество отделки изделий по декоративным свойствам.

При прозрачной отделке декоративные свойства изделий в большей степени определяются операциями подготовки поверхности древесины под лакирование, поэтому повышение качества отделки должно быть связано с разработкой принципиально новых материалов, контактирующих непосредственно с древесной подложкой позволяющих формировать покрытия с заданными декоративными свойствами независимо от особенностей хвойной древесины. Это реализуется на основе комплексного

подхода при рассмотрении декоративных свойств, как полимерной пленки, древесной подложки, так и лакированной поверхности изделия в целом.

Внедрение высокоэффективных, универсальных материалов в процесс отделки позволяет решить ряд важнейших проблем в реставрации изделий из древесины -улучшение их защитно-декоративных свойств, сокращение цикла формирования покрытий.

Неоднородность окраски, низкая светостойкость поверхности, неравномерность окрашивания с проявлением набухания и поднятия ворса, особенно при использовании водных красителей является сдерживающими факторами широкого применения древесины хвойных пород при производстве и реставрации мебели и дизайнерских изделий. Для обеспечения требуемого качества отделки изделий из древесины рассматриваемой породы необходимо рационально осуществить выбор и применение материалов и технологий с учетом особенностей строения и химического состава древесины.

Цель диссертационной работы - усовершенствование существующих методов и технологий защиты и реставрации дизайнерских изделий из дерева (предметов мебели) лакокрасочными покрытиями на основе полимерных композиций, повысить их эффективность и долговечность.

Для решения поставленной цели работы сформулированы задачи исследования:

• провести ретроспективный обзор и классифицировать изделия из древесины (мебель) на основе свойств ее фактуры, выявить особенности отделки древесины, связанные с ее анатомическим строением и химическим составом и обосновать область возможного реставрирования с использованием полимера;

• провести анализ реставрируемого элемента декора, используемого в дизайне изделий из древесины и определить степень его поражения;

• разработать метод долговременной защиты предметов мебели на основе проведения анализа существующих красящих материалов, их влияния на технологические процессы отделки и эстетического качества отделки мебели из древесины;

• с точки зрения дизайна установить влияние различных компонентов красящей системы на основные закономерности процесса формирования лакокрасочных покрытий на древесине;

• обосновать регрессию шероховатости поверхности древесины при использовании красящего состава на основе полимерной композиции;

• разработать рациональную рецептуру красящей полимерной композиции для обеспечения требуемого эстетического качества отделки и эффективности технологических процессов;

• разработать технологический режим формирования защитно-декоративных покрытий с использованием красящего состава на основе полимерных композиций и представить рецептуру шеллачной политуры для окончательной отделки реставрируемой поверхности древесины.

Для решения поставленных задач применены следующие методы исследований:

• моделирования и оптимизации;

• эксперимент.

Объект исследования: дизайнерские предметы мебели из древесины.

Предмет исследования: реставрация и реконструкция дизайнерских изделий из дерева (мебели) с использованием полимерных композиций.

Научная новизна:

• приведена классификация изделия из древесины, основанная на свойствах ее фактуры; выявлены особенности отделки древесины, связанные с ее анатомическим строением и химическим составом и обоснованы области возможного реставрирования с использованием полимера;

• разработаны методы долговременной защиты предметов мебели из древесины на основе проведённого анализа существующих красящих материалов, их влияния на технологические процессы отделки и эстетического качества отделки мебели из древесины;

• установлено влияние различных компонентов красящей системы на основные закономерности процесса формирования лакокрасочных покрытий на древесине;

• установлено снижение шероховатости поверхности древесины при использовании красящего состава на основе полимерной композиции;

• представлена рецептура красящей полимерной композиции для обеспечения требуемого эстетического качества отделки и эффективности технологических процессов;

• разработан технологический режим формирования защитно-декоративных покрытий с использованием красящего состава на основе полимерных композиций;

• представлена рецептура шеллачной политуры для окончательной отделки реставрируемой поверхности древесины.

Достоверность полученных результатов подтверждается совпадением результата отреставрированных элементов с оригиналами дизайнерских изделий.

Практическая значимость и внедрение результатов работы заключается в решении задачи о реставрации и консервации дизайнерских изделий из дерева. Результаты могут служить основой для разработки новых универсальных красящих составов в технологии формирования защитно-декоративных покрытий.

Применение разработанного красящего состава на основе полимерных композиций обеспечивает получение высококачественных покрытий на древесине, исключая операцию промежуточного шлифования и совмещая операции крашения и грунтования.

Результаты работы нашли отражение в трех практических справочниках -Справочнике современного архитектора (Ростов н/Д, Феникс, 2010. - 634 е.), Справочнике современного дизайнера (Ростов н/Д, Феникс, 2013. - 431 е.), Справочнике дизайнера декоративно-прикладного искусства (Ростов н/Д, Феникс, 2013.-221 е.).

Результаты работы могут быть использованы при реставрации мебели и других дизайнерских изделий из дерева.

Апробация результатов работы. Результаты исследования доложены и обсуждены на: международных научно-практических конференциях «Строительство» (Ростов-на-Дону, РГСУ, 2012, 2013гг.), VIII международной научно-практической конференции "Новые полимерные композиционные материалы" (Нальчик, КБГУ им. Х.М. Бербекова, 2013г.), научном семинаре кафедры «Компьютерный дизайн» Московского государственного университета приборостроения и информатики (Москва, МГУПИ, 2013 г.).

Результаты исследований внедрены в учебный процесс - в лекционный и практический курсы, в дипломное и курсовое проектирование, в научно-исследовательские работы студентов, магистров и аспирантов кафедры «Интерьера» Южного федерального университета.

Публикации. Результаты исследования изложены в 12 публикациях, в том числе 6 - в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, 2 патентах РФ, 3 справочниках и 2 статьи в других изданиях.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, основных выводов, списка использованной литературы и приложений, изложена на 145 страницах машинописного текста и содержит 80 рисунков, 18 таблиц. 1 приложение.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обоснована актуальность проблемы и выбранного направления исследования, сформулированы цели и задачи исследования, научная новизна и практическая

ценность, основные положения, которые выносятся на защиту. Проведен исторический анализ мебели из древесины в соответствии с принятым выделением исторических стилей, а также рассмотрены их функциональные и эстетические характеристики.

Рис.1. Классификация мебели.

В первой главе приведены: в разделе 1.1 - краткий обзор и анализ существующих работ по теме диссертационной работы, вопросы реконструкции и реставрации дизайнерских изделий и предметов мебели из древесины, история развития мебельных изделий в России и за рубежом.

В разделе 1.2 приведена классификация мебели по основным признакам: эксплуатационным, функциональным, комплектности, виду исходного материала, характеру и способу производства, величине деформации мягкого элемента, а также по конструктивно-технологическим (рис. 1).

В разделе 1.3 представлена классификация поражающих факторов разрушения древесины, в частности абиотические и биотические (рис.2).

Рис.2. Основные факторы разрушения древесины.

Раздел 1.4 посвящен эстетическим свойствам крашения древесины. Здесь приведена классификация и современное состояние красящих веществ. В соответствии с результатами проведенного анализа работ исследователей в области деревообработки и отделки (В.И. Онегин, Е.В. Жуков, Б.М. Буглай), посвященных технологии крашения древесины, применяемые для искусственного изменения цвета древесины, красящие вещества делят на четыре основные группы: красители, поренбейцы, протравы, пигменты.

По мнению И.А. Нагорской, красители можно представить несколькими классификациями. Красители могут подразделяться на группы по признаку растворимости в различных растворителях (водорастворимые, спирторастворимые, жирорастворимые, восковые, вводно-восковые и другие красители). В зависимости от химического строения красители делятся на классы (азокрасители, трифенилметановые, ан-

трахиноновые, фталоцианиновые). Рассматривая работу K.M. Хайкиной, можно сделать вывод, что подавляющее большинство авторов исследований, посвященных вопросам окрашивания древесины, группируют красящие вещества по характеру применяемых растворителей и, соответственно, по свойствам и поведению получаемых растворов в процессе их применения

По литературным источникам приводятся общие сведения о красящих веществах, применяемых для крашения древесины, об основных требованиях, предъявляемых к красящим веществам. Рассмотрены особенности отделки древесины с учетом ее строения и химического состава. Установлено, что декоративные свойства получаемых покрытий в значительной степени зависят от правильного выбора красящих веществ и технологий их применения. Рассмотрены виды лакокрасочных покрытий древесины, их свойства и составы, проанализированы декоративные свойства покрытий, наиболее важными из которых являются цвет и блеск.

В разделе 1.5 сформулированы основные принципы современной реставрации фанерованной и деревянной мебели. В процессе реставрации должны быть зафиксированы все действия, выполняемые реставратором, с подробным описанием операций, технологии, рецептур материалов и инструментов, иллюстративного материала (до реставрации - в процессе реставрации -после реставрации).

Вторая глава посвящена материалам и инструментам реставрации. Здесь также показаны основные этапы реставрации предметов мебели из древесины.

В разделе 2.1 представлены краткие сведения о строении и свойствах древесины и классификация пород. Древесина - основной материал для реставрации мебели. Незыблемый закон работы с деревом - для исправления дефекта необходимо использовать дерево той породы, из которой сделана подлежащая реставрации деталь.

В реставрации применяют хвойные и лиственные (мягкие и твёрдые) породы (табл.1.). Из хвойных пород для реставрации наиболее часто применяли сосну и ель.

Основные породы древесины. Таблица!.

Породы древесины Лиственные в» Хвойные 4*р

Твердые Дуб, бук, ясень, вяз, карагач, орех, граб, клён, рябина Сосна, кедр, лиственница, тис, ель, пихта.

Мягкие Береза, ольха, осина, тополь, ива, липа.

Древесина сосны - плотная, твёрдая и прочная, среднеусыхающая. Она легко

обрабатывается, относительно хорошо склеивается, плохо отделывается и окрашивается. В реставрационных работах служит для ремонта элементов из массива.

В разделе 2.2 приводится классификация клеев, отделочных материалов и красящих веществ. В реставрационных работах применяют в основном клеи естественного происхождения (рыбий, казеиновый, мездровый, костный) и синтетический клей ПВА. Для восстановления мозаичных наборов в маркетри и интарсии, вообще при особо ответственных работах наиболее подходит осетровый (рыбий) клей, который выпускается в виде эластичных полупрозрачных чешуек.

Использование других клеев в реставрационных работах крайне нежелательно, так как может нанести определённый вред, особенно при облицовывании и ремонте мозаичных наборов. Некоторые клеи, в том числе эпоксидные, необратимы, то есть после них повторно реставрацию произвести уже будет нельзя. Поэтому подобные клеи применяют в основном для склеивания каркасов при ремонте вспомогательных креплений.

Отделочные материалы, необходимые для реставрационных работ, обычно подразделяют на материалы для подготовки под отделку, выполнения декоративно-художественной отделки, создания декоративно-защитной отделки, выполнения вспомогательных операций. К вспомогательным материалам обычно относят материалы, без которых не обойтись на определенных этапах реставрационных работ, например шлифовальные пасты.

У каждого предмета мебели, подлежащего реставрации, свои, только ему присущие цвет, текстура, отделка, поэтому перечень материалов, при подготовительных операциях, весьма велик.

Крашение и протрава древесины. Эти операции используют при прозрачной отделке столярных изделий. Древесина различных пород принимает краску по-разному. Известно, что у твёрдых плотных пород этот процесс идёт лучше, чем у мягких пород. Так, дуб окрашивается лучше липы, а берёза - лучше бука. Обычно светлый цвет древесины переводят в более насыщенные тона. Материал, подлежащий крашению, предварительно освобождают от пятен и пыли.

Крашение древесины бывает поверхностным и глубоким, а краситель насыщенным и слабым. При реставрации применяют в основном глубокое крашение, иначе при высыхании и шлифовании часть поверхностного слоя теряется, и древесина светлеет.

Решающими факторами качественной окраски являются время выдержки древесины в растворе и его концентрация. Если раствор слабый и шпон не окрашивается, необходимо увеличить концентрацию раствора, а время на пропитку уменьшить.

Как при холодном, так и при горячем способе крашения листы шпона рекомендуется размещать в ванночке на металлической подставке (сетке), гак как на дне ванночки обычно присутствует осадок красителя и примеси, вуалирующие текстуру шпона.

На чистоту и равномерность окраски большое влияние оказывает предварительная подготовка материала, поэтому для получения наиболее чистых и ярких оттенков листы строганого шпона и некоторые детали перед окраской обязательно тщательно обессмоливают и отбеливают.

При травлении массив древесины прокрашивается на значительную глубину, а шпон - насквозь. Поэтому часто древесину специально насыщают танином, чтобы получить необходимый эффект. Лучше всего окраску воспринимает таниносодержа-щая древесина (бук, дуб, каштаны), хуже - древесина липы, берёзы, где танина значительно меньше (табл. 2)

Грунтовочными составами проклеивают древесину для улучшения сцепления частиц древесины и отделочных составов — лаков, политур и т. д. Часто грунтовки являются сами отделочными составами (светлые нитроцеллюлозные лаки, натуральная олифа, шеллачный лак).

Цвет древесины в зависимости от вида протравы Таблица 2

Протрава Цвет древесины

Соль металла Содержание в растворе, % Бук, дуб, орех Берёза, липа

Железный купорос 2,0 Чёрный Серый

Сернокислый марганец 2,5 Тёмно-коричневый Коричневый

Медный купорос 1,0 Коричневый Светло-коричневый

Хлористый кальций 1,0 Красно-коричневый Кофейный

Цинковый купорос 2,5 Красно-коричневый Тёмно-красный

Двухромовокислый калий 1,5 Коричневый Жёлтый

Английская соль 2,0 Коричневый Фиолетовый

В разделе 2.3 подробно описано инструменты и рабочее место реставратора. Здесь также описаны вспомогательные инструменты и приспособления.

В разделе 2.4 представлено предварительное исследование и подготовка изделия к реставрации. Приводится основные этапы реставрации мебели. Для качествен-

ной реставрации старинной мебели необходимо, прежде всего, изучить в каком состоянии находится предмет реставрации, а также причины повреждений, дефектов, деформации. Это могут быть:

естественное старение материалов, их износ в процессе эксплуатации; ^ неблагоприятные условия эксплуатации и хранения;

механические повреждения; ^ повреждения, полученные от насекомых;

неумелая предшествующая реставрация или ремонт; •/ естественное старение материалов, их износ в процессе эксплуатации. В результате естественного старения дерево может рассыхаться, на отделочном покрытии появляются трещины. Цвет древесины темнеет. При длительной эксплуатации может быть нарушена склейка подвижных частей мебели. В результате старения и пересыхания клея ослабевают шиповые соединения. В мягкой мебели изнашиваются облицовочные материалы, ломаются пружины. В случаях при реставрации мебели наряду с консервационными методами (укрепление конструкции, исправление деформированных элементов, заделка трещин) применяют и частичное восполнение утрат.

Наибольший вред старинной мебели приносят неблагоприятные условия ее эксплуатации и хранения: резкие колебания температуры и влажности воздуха, повышенная сухость или влажность помещения.

Если предметы мебели подвержены такому воздействию как резкие перепады температурно-влажностного режима хранения, то со временем дерево может рассыхаться, трескаться. От избыточной влажности дерево подвергается процессам гниения и может быть со временем поражено плесневыми грибками, которые в процессе своей жизнедеятельности разрушают слои и структуру древесины

В процессе эксплуатации мебели могут быть нанесены механические повреждения самой различной степени, которые являются причиной сколов дерева, шпона, глубоких вмятин и царапин

В зависимости от результатов обследования реставраторы принимают решение о порядке выполнения реставрационных работ. При работе со старинной и антикварной мебелью необходимо придерживаться в своей работе следующих (основных) этапов реставрации:

1. Разборка. 2. Процесс циклевания. 3. Восстановления утраченных элементов. 4. Сборка. 5. Тонировки (морение дерева). 6. Покрытие лаком.

В разделе 2.4 приведены примеры покадровой динамики реставрации предметов дизайнерской мебели из древесины. Реставрация жардиньерки (подставка для цветов) и реставрация старинного стула конца 19 столетия.

Приведем кратко реставрацию жардиньерки.

Материал, техника исполнения: дерево липы, станочная, токарные работы. Основание для реставрации: объект имеет утраты деталей точения, множественные сколы древесины и глубокие царапины, рассохшихся клеевые соединения, плотные пылевые загрязнения, утраты лакового слоя.

Состав и последовательность реставрационных работ:

Рис.3. Демонтаж элементов жардиньерки

Рис.4. Удаление плотных пылевых загрязнений

Рис.5. Удаление старого лакового покрытия

Рис.6. Восполнение утрат, новые точения

Рис.7. Общая склейка конструкции

Рис. 8. Тонировка, защитное покрытие шеллаком

В результате комплекса реставрационных мероприятий данный экспонат приобрел экспозиционный вид.

В третьей главе приводится теоретическое исследование закономерностей процесса формирования лакокрасочного покрытия на древесине с использованием красящего состава на основе полимерных композиций (алкидной смолы). В начале раздела подробно описано взаимодействие красящего состава (растворителя и грунта-лака, входящий в упомянутый состав) с древесиной.

Раздел 3.1 посвящен определению усадочных напряжений в сохнущем лакокрасочном покрытии. Метод основан на измерении отклонения от первоначального положения свободного конца консольно закрепленной упругой металлической пластины с лакокрасочным покрытием (рис.9.)

Металлическую пластинку представляют как балку с защемленным концом,

Рис.9 Образец для определения внутренних напряжений аус- усадочные напряжения, Па; М - изгибающий, момент, Нм;

V - перемещение пластинки, м

На стальную пластинку размером 1хЬхк наносится красящий состав на основе алкидных смол. Одним концом пластинка жёстко закрепляется. Перемещения свободного конца пластинки отслеживаются при помощи микроскопа МБУ-1. Количество повторений опыта > 5.

В результате проведенных опытов прогиб пластинки составил V = 6,25 ■ 10м. Усадочные напряжения условно принимаем за распределенную нагрузку интенсивностью действующую на единицу длины балки с защемленным концом. Зная перемещения пластинки, найдем распределенную нагрузку. Для определения перемещений в заданной балке уравнение будет иметь вид:

_ д14 , (1)

17 8Е1у''

Выразим из (1) распределенную нагрузку ц, Н/м:

8 Е1уУ (2)

<7=—; ^

где I - длина пластинки, (I = 33,5 ■ 10~3м);

Е - модуль упругости стали (Е = 1,96 ■ 105МПа);

1У - момент инерции, ж4;

(3)

'у ~ 12 ;

где Ь - ширина пластинки (Ь = 6,9 • 10"3л<); к - толщина пластинки

(Л = 0,07 ■ 10~3м).

Распределенная нагрузка q = 1,53 ■ 10~3 Н/м действует на консольно закрепленную металлическую пластинку и вызывает перемещение свободного ее конца.

Следовательно, при нанесении красящего состава на поверхность древесины распределенная нагрузка <? действует на ворс древесины и должна вызывать его поднятие и увеличение шероховатости древесной подложки. Но поднятия ворса и, как следствие, увеличения шероховатости не происходит, значит, существует нагрузка, противодействующая усадочным напряжениям.

Теоретическое обоснование регрессии шероховатости поверхности при крашении составом на основе полимерной композиции приведены в разделе 3.2. Предположим, что красящий состав на основе алкидных смол обладает липкостью способной удержать ворс, препятствуя его поднятию.

Липкость сочетает в себе ряд факторов, характеризующих термодинамическую работу. К ним относятся: адгезия, когезия, поверхностное натяжение, вязкость. Необходимо исследовать величину липкости красящего состава на основе алкидных смол

Для определения липкости красящего состава на основе алкидных смол мы использовали установку для испытания на липкость, представляющую собой весы с коромыслом (рис. 10.)

Рис.10. Схема установки для испытания на липкость На одну сторону коромысла навешивается корзина с грузом, а на вторую - отвес с контактной плоскостью. Нижняя контактная плоскость испытательной установки фиксируется в станине с микрометром. Тонирующую композицию испытывали после одночасовой закрытой выдержки (между поверхностями контакта испытательной установки) с толщиной слоя 25мкм. Толщина слоя красящего состава выставляется при помощи микрометра (индикатора толщины слоя).

За критерий оценки липкости принимается величина удельной силы отрыва. Результаты измерения липкости представлены на графике (рис. 11).

35.7 к 35.6 Ъ 35.5

и" 35-4 £ 35.3 е- 35.2

3 35.1 о

5 35.11 34.9 34Я

О 10 20 30 40 50 б»

Время удерживания груза, сек. Рис.11. График изменения липкости красящего состава В результате испытаний на липкость принимаем за максимальную массу, которую способен выдержать красящий состав т = 34,9- 10~3кг. Пересчитаем массу т

И /

как удельную силу отрыва Р, действующую на единицу площади, /„2-

Р =

7П<7

(4)

где Л-площадь контакта (9,61 ■ 10 4м2).

Величина Р = 363,1 Н/ 2 - липкость красящего состава на основе алкидных ' м

смол или давление, которое он способен выдержать.

Для соизмерения с? с Р, перемножим Р на ширину стальной пластинки, на которую наносили состав при определении q^.

р* = Р • Ь = 363,1 ■ 6,9 ■ Ю-3 = 2,5 Н/м

(5)

Сравнение полученных результатов подтверждает теорию снижения шероховатости поверхности древесины при крашении красящим составом на основе алкидных смол, так как Р* > д. Переведем напряжения, возникающие в красящем составе, на древесину. Представим условно ворсинку древесины как балку с защемленным концом, а напряжения, возникающие в красящем составе на основе алкидных смол как распределенную нагрузку, действующую на балку (рис.12). Зная размеры древесных волокон, условно зададимся длиной балки. Принимаем условную длину балки 1 = 3- 10_3м. Определим величину поперечных сил (? (Н) и изгибающих моментов М, возникающих в балке и построим эпюры.

' Рг = 0, () - Р* ■ г + <7 ■ л = 0,

<3 = Р* -2 - ц - г,

Ъ

г2 г2 Му = 0, -Р*-у+сг — ~М = 0,

г^ г

Рис. 12. Ворсинка древесины как консольная балка с жесткой заделкой и действующие на нее нагрузки.

Результаты вычисления эпюр поперечных сил и изгибающих моментов при Р = 2,5 Н/м и ц — 1,53 • 1СГ3 "/.и> представлены графически на рис. 12.

Четвертая глава посвящена исследованию закономерностей формирования цвета лакокрасочных покрытий в реставрируемой древесине.

В разделе 4.1 приводится представление о цвете и его восприятии.

В разделе 4.2 исследованы теоретические закономерности формирования цвета лакокрасочных покрытий, образованных красящим составом на основе полимерной композиции (алкидных смол). Установлено, что цвету присущ двойственный характер. Его можно измерить как физическую величину с помощью приборов и математически описать его свойства. Но в то же время каждый человек видит один и тот же предмет, окрашенным по-разному, значит цвет - это также субъективное, психофизиологическое ощущение, которое у различных людей воплощается в различные эмоциональные состояния.

При исследовании закономерностей формирования цвета лакокрасочного покрытия, образованного красящим составом на основе алкидных смол, проведён социологический эксперимент по выявлению влияния переменных факторов (концентрации пентафгалевого грунт-лака, пигментной пасты, расхода композиции и температуры сушки покрытия) на цвет получаемого покрытия.

По результатам проведенного социологического эксперимента составлена анкета, на основании которой построена гистограмма ранжирования цвета в порядке значимости. В результате анализа полученных данных анкеты и гистограммы установлено, что основное влияние на цвет получаемого покрытия оказывает содержание

пигментной пасты и расход красящего состава. Увеличение содержания пигментной пасты в красящем составе на основе алкидных смол до 10,26 % и расхода состава до 100 % обеспечивает максимальную насыщенность цветового тона поверхностей окрашенных образцов из древесины сосны.

Установлена важность регулирования цвета по количеству и качеству для обеспечения эмоционального и эстетического равновесия. Предложено теоретическое обоснование управления цветом окрашенной поверхности древесины хвойных пород при крашении тонирующим составом на основе алкидных смол путем изменения насыщенности и светлоты за счет направленного изменения рецептуры красящего состава и параметров технологического режима формирования лакокрасочного покрытия. Расположение спектра цвета - красное дерево на трехмерном графике цветности международного комитета по освещению показано на рис.5.

Цвету красного дерева соответствуют координаты хкЛ = 0,455; укА — 0,355;

Условно представим, что цвет красного дерева изменяется по прямой, проходящей через две точки, с координатами — 0,335; у1 = 0,335; х2 = 0,625; у2 = 0,377. Длина волны цвета остается неизменной, а изменяются чистота цвета и светлота. Уравнения прямой, проходящей через две точки:

В результате последнее соотношение описывает изменение цвета красного дерева в системе ХУ2 международного комитета по освещению 1931 г.

В пятой главе приводятся исследования качества покрытий, формируемых на древесине хвойных пород красящим составом на основе алкидных смол с последующей отделкой различными лаками. Разработаны режимы формирования защитно-декоративных покрытий с применением красящего состава на основе алкидных смол. В качестве покровных лаков использовали: полиуретановый, нитроцеллюлозный, ал-кидноуретановый, пентафталевый и акриловый.

Проведены испытания защитно-декоративных покрытий на древесине хвойных пород с применением красящего состава на основе алкидных смол ускоренным методом в климатической камере 'Теиилп".

В результате осмотра образцов лакокрасочных покрытий, испытанных ускоренным методом, имитирующим переменный климат и солнечную радиацию, установлено, что покрытия с применением красящего состава на основе полимерной композиции прекрасно держатся на древесной подложке, сохраняя целостность покрытия. Цвет покрытия, заданный красящим составом на основе полимерной композиции, не изменяется, не наблюдается растрескивание и отслаивание покрытия. Для большинства покрытий в результате испытаний изменение блеска составило менее 20

1*2 У2 ~ У\ \ X - у-Ух

I => -0.083 - 0.042* + 0.297у = 0.

%. Полученные лакокрасочные покрытия имеют хорошую стойкость к перепадам температур и солнечной радиации, обладают хорошей адгезией к древесной подложке, что удовлетворяет эксплуатационным показателям.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

1. Для обеспечения требуемого качества отделки изделий и реставрации мебели из древесины необходимо рационально осуществлять выбор материалов и технологий их применения с учетом особенностей строения и химического состава древесины, что позволит расширить области ее применения.

2. На основе проведённого анализа существующих красящих материалов разработаны методы долговременной защиты предметов мебели, их влияния на технологические процессы отделки и эстетического качества;

3. Установлено влияние различных компонентов красящей системы на основные закономерностей процесса формирования лакокрасочных покрытий на древесине;

4. Теоретически обосновано и экспериментально подтверждено препятствие поднятию ворса древесины при использовании красящего состава на основе полимерной композиции на основании теории деформации и перемещений при изгибе. Предложена методика расчета усадочных напряжений, возникающих в отверждаемом покрытии, с учетом липкости пленки.

5. Представлена рецептура красящей полимерной композиции для обеспечения требуемого эстетического качества отделки и эффективности технологических процессов. При соблюдении данных параметров обеспечивается достаточная глубина проникновения красящего состава в древесину, время сушки покрытия, образованного данным составом 22 мин; величина диффузного отражения света 6,2 %.

6. Разработан технологический режим формирования защитно-декоративных покрытий с использованием красящего состава на основе полимерных композиций. Теоретически обоснована возможность регулирования цвета поверхности древесины хвойных пород при крашении красящим составом на основе полимерной композиции путем изменения насыщенности и светлоты.

7. Представлена рецептура шеллачной политуры для окончательной отделки реставрируемой поверхности древесины. Применение подобранного состава шеллачной политуры обеспечивает равномерность покрытия поверхности изделий мебели.

Основные положения диссертации отражены в 12-ти публикациях

- в 6-ти изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Гончарова Ю.В., Маяцкая И. А., Краснобаев И. А., Применение закономерностей строения растений при приведении реставрационных работ// Инженерный Вестник Дона: электронный журнал. №2, 2013. http://www. ivdon.ru/magazine/archi ve/n2 v2013/1672

2. Гончарова Ю.В., Маяцкая И.А., Краснобаев И.А., Применение полимерных сетчатых оболочек при проведении реставрационных работ //Инженерный Вестник Дона: электронный журнал. №2, 2013. http://www.ivdon.ro/magazine/archive/n2v2013/1671

3. Языева С.Б., Кулинич П.Б., Гончарова Ю.В. Технологическая схема модернизированной листодоливочной машины для реставрации бумажных документов // Инженерный Вестник Дона: электронный журнал. №4(2), 2012. URL: http://www.ivdon.ru/rnagazine/archive/n4r)2y2012/1323

4. Языева С.Б., Кулинич П.Б., Гончарова Ю.В. Влияние дизайн поверхности на изделие пленки внутреннего контура при вакуумно-пленом литье.// Дизайн. Материалы. Технология: Научный журнал. №4(29), 2013. http://sutd.ru/publish/magazine.html

5. Ю.В. Гончарова, М.Л. Соколова, П.Б. Кулинич. Некоторые особенности отделки различной шеллачной политурой при реставрации// Дизайн. Материалы. Технология: Научный журнал. №4(29), 2013. http://sutd.ru/publish/magazine.html

6. Языева С.Б., Кулинич П.Б., Гончарова Ю.В. Технология волочения и новые конструкционные приемы в дизайне плетения проволоки. Дизайн. Материалы. Технология: Научный журнал. №4(29), 2013. http://sutd.ru/publish/magazine.html

- в 1 патенте:

7. Кулинич П.Б., Языева С.Б., Гончарова Ю.В., Протопопов В.В. Машина для реставрации документов. Патент 131381 Россия // Опубл. 20.08.13-3.№2012151669/05

-в 3 справочниках:

8. Справочник современного архитектора (под общ. ред. Маиляна Л.Р.). Ростов-н/Д: Феникс, 2010. - 634 с.

9. Справочник современного дизайнера (под общ. ред. Маиляна Л.Р.). Ростов-н/Д: Феникс, 2013.-431 с.

10. Справочник дизайнера декоративно-прикладного искусства (под общ. ред. Маиляна Л.Р.). Ростов-н/Д: Феникс, 2013. - 221 с.

- в 2-х других изданиях:

11. Гончарова Ю.В. Эстетические особенности в реставрации мебели. // «Строительство-2012»: Материалы Международной научно-практической конференции. Ростов-н/Д: РГСУ, 2012. С. 111-112.

12. Гончарова Ю.В. Режимы формирования защитно-декоративных покрытий. // «Строительство-2011»: Материалы Международной научно-практической конференции. Ростов-н/Д: РГСУ, 2011. С. 23-24.

Печать цифровая. Бумага офсетная. Гарнитура «Тайме». Формат 60x84/16. Объем 1.0 уч.-изд.-л. Заказ № 3149. Тираж 100 экз. Отпечатано в КМЦ «КОПИЦЕНТР» 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Суворова, 19, тел. 247-34-88

Текст работы Гончарова, Юлия Вячеславовна, диссертация по теме Строительные материалы и изделия

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

На правах рукописи

04201364326

ГОНЧАРОВА Юлия Вячеславовна

ПОЛИМЕРНЫЕ КОМПОЗИЦИИ В РЕСТАВРАЦИИ МЕБЕЛИ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ, ИХ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

05.23.05 - Строительные материалы и изделия 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн

Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук

Научный руководитель доктор технических наук, профессор

М.Л. Соколова Научный консультант кандидат технических наук, доцент

Языева С.Б.

Ростов-на-Дону 2013

Оглавление

Введение..................................................................................................................5

1. Состояние вопроса. Цели и задачи исследования....................................13

1.1. История развития мебельных изделий и искусство их реставрации в России и за рубежом....................................................13

1.2. Виды и классификация мебели............................................................24

1.2.1. Электронный каталог по пунктам классификации

мебели........................................................................................25

1.3. Абиотические и биотические факторы разрушения древесины......27

1.4. Эстетические свойства крашения древесины. Классификация и современное состояние красящих веществ........................................33

1.4.1. Основные процессы и особенности древесины, возникающие при окраске.......................................................38

1.4.2. Совершенства и пороки существующих красящих систем.........................................................................................43

1.5. Цели и задачи современной реставрации деревянной мебели.........45

1.5.1. Основные принципы современной реставрации

фанерованной и деревянной мебели.......................................48

1.6. Выводы по главе 1................................................................................54

2. Материалы, инструменты и основные этапы реставрации мебели.....55

2.1. Краткие сведения о строении и свойствах древесины. Классификация пород...........................................................................55

2.2. Классификация клеев, отделочных материалов, красящих веществ.. 66

2.3. Инструменты и рабочее место реставратора.....................................69

2.4. Предварительное исследование и подготовка изделия к реставрации. Основные этапы реставрации мебели.........................74

2.5. Покадровая динамика реставрации предметов дизайнерской мебели

из древесины..........................................................................................78

2.5.1. Реставрация жардиньерки (подставка для цветов)...............78

2.5.2. Реставрация антикварных стульев.........................................81

2.6. Выводы по главе 2................................................................................84

3. Технологии защиты и реставрации дизайнерских изделий из древесины полимерными композитами.........................................................85

3.1. Сольватирование красящего состава на основе полимерной

композиции (алкидной смолы) с элементами древесины.................85

3.1.1. Взаимодейставие растворителя красящего состава с

древесиной.................................................................................86

3.2.3. Усадочные напряжения в сохнущем лакокрасочном покрытии....................................................................................88

3.2. Теоретическое обоснование регрессии шероховатости поверхности при крашении составом на основе полимерной

композиции............................................................................................89

3.3.1. Методы определения липкости красящего состава

полимерной композиции..........................................................90

3.4. Выводы по главе 3....................................................................................93

4. Экспериментально-теоретические исследования закономерностей формирования цвета лакокрасочных покрытий на реставрируемой древесине, образованных красящим составом на основе полимерной композиции...........................................................................................................95

4.1. Представление о цвете и его восприятие...............................................95

4.2. Распознавание цвета лакокрасочного покрытия древесины, образовываемого красящим составом на основе полимерной композиции............................................................................................99

4.3. Измерение и регулирование цвета поверхности реставрируемого

элемента при крашении......................................................................100

4.5. Выводы по главе 4..................................................................................105

5. Исследование качества покрытий на реставрируемом предмете мебели с последующей отделкой различными лаками.............................106

5.1. Материалы, используемые в экспериментальных исследованиях. Подложка и красящий состав на основе полимерной композиции. 107

5.1.1. Экспериментальное оборудование и измерительная аппаратура...............................................................................109

5.1.2. Методика проведения эксперимента......................................110

5.1.3. Определение вязкости полимерной композиции и шероховатости поверхности древесины..............................110

5.1.4. Определение глубины проникновения красящего состава на основе полимерной композиции в древесину и его расхода.........................................................112

5.2. Оценка адгезионной прочности лакокрасочных покрытий неразрушающим контролем...............................................................113

5.3. Технология формирования защитно-декоративных покрытий с

использованием красящего состава на основе полимерной композиции..........................................................................................115

5.4. Испытание лакокрасочных покрытий ускоренным методом, имитирующим переменный климат и солнечное излучение.........121

5.5. Особенности отделки различной шеллачной политурой при реставрации..........................................................................................123

5.6. Выводы к главе 5....................................................................................130

Основные выводы.............................................................................................132

Библиографический список............................................................................134

ПРИЛОЖЕНИЕ.................................................................................................143

Введение

Актуальность темы. Наши дома наполнены деревом. Хотя теперь оно чаще выступает под маской безликих стружечных плит, ламината и прочих продуктов переработки, суть не изменилась, а мебельный ассортимент не стал пластмассовым. Мудрые предки справедливо не жаловали иной утвари, кроме столярной, следовательно, когда речь заходит о реставрации древесины, подразумевается именно мебель, а также всякие приятные дизайнерские изделия: рамы для зеркал, шкатулки, корпуса граммофонов и прочие изыски.

В сочетании с уникальностью природных свойств - у древесины высокая механическая прочность при небольшой плотности, низкая теплопроводность, стойкость к химическому воздействию - позволяют создавать из дерева долговечные дизайнерские изделия, восхищающие своей красотой и совершенством. Древесина обладает и уникальными эстетическими свойствами - благородным цветом, красивой текстурой (рисунком, видимым на срезе и обусловленным внутренним строением древесины), разнообразной фактурой.

Древесина - сама по себе не что иное, как природный полимер. Изначально на этапе изготовления деревянные дизайнерские изделия покрывались лаками и красками, являющимися тогда тоже природными полимерными продуктами, которые позднее модифицировались с целью улучшения их свойств. Эстетические свойства древесины и лакокрасочных покрытий успешно используются дизайнерами в качестве средств декорирования, придающих изделиям художественную выразительность.

К сожалению, по причине недолговечности материала, значительно ограничивающей применение, все изделия дизайна из дерева - представленные в музеях, памятниках искусства, культуры и религии - требуют реставрационной работы и обязательной консервации. К недостаткам можно отнести опасность разбухания, коробления, растрескивания, загнивания и возгорания, усушка, неоднородность строения и т.п.

Внедрение высокоэффективных, универсальных материалов в процесс отделки позволяет решить ряд важнейших проблем в реставрации изделий из древесины - улучшение их защитно-декоративных свойств, сокращение цикла формирования покрытий, улучшение качества защитно-декоративных покрытий.

Для производства мебели и дизайнерских изделий из древесины широко используется древесина хвойных пород, обладающая неоднородностью окраски, низкой светостойкостью поверхности, неравномерностью окрашивания, проявлением набухания и поднятия ворса, особенно при использовании водных красителей. Все это является сдерживающими факторами ее широкого применения. Для обеспечения требуемого качества отделки изделий из древесины рассматриваемой породы необходимо рационально осуществить выбор и применение материалов и технологий с учетом особенностей строения и химического состава древесины.

В реставрации дизайнерских изделий мебели из древесины хвойных пород и сохранении их эстетических свойств разработка универсальных материалов и технологий их нанесения, обеспечивающих равномерность окраски при отсутствии набухания обрабатываемой поверхности и совмещения операций крашения и грунтования, а также последующую отделку различными лаками, шеллачными политурами, является важной и актуальной задачей, позволяющей получить качественные защитно-декоративные покрытия.

Цель диссертационной работы - усовершенствование существующих методов и технологий защиты, и реставрации дизайнерских изделий из дерева (предметов мебели) лакокрасочными покрытиями на основе полимерных композиций, повышение их эффективности и долговечности.

Для достижения цели сформулированы задачи исследования: • провести ретроспективный обзор и классифицировать изделия из древесины (мебель) на основе свойств ее фактуры, выявить особенности отделки древесины, связанные с ее анатомическим строением и химическим составом

и обосновать область возможного реставрирования с использованием полимера;

• провести анализ реставрируемого элемента декора, используемого в дизайне изделий из древесины и определить степень его поражения;

• разработать метод долговременной защиты предметов мебели на основе проведения анализа существующих красящих материалов, их влияния на технологические процессы отделки и эстетического качества отделки мебели из древесины;

• с точки зрения дизайна установить влияние различных компонентов красящей системы на основные закономерности процесса формирования лакокрасочных покрытий на древесине;

• обосновать регрессию шероховатости поверхности древесины при использовании красящего состава на основе полимерной композиции;

• разработать рациональную рецептуру красящей полимерной композиции для обеспечения требуемого эстетического качества отделки и эффективности технологических процессов;

• разработать технологический режим формирования защитно-декоративных покрытий с использованием красящего состава на основе полимерных композиций и представить рецептуру шеллачной политуры для окончательной отделки реставрируемой поверхности древесины.

Для решения поставленных задач применены методы исследований:

• моделирования и оптимизации;

• эксперимент.

Объект исследования: дизайнерские предметы мебели из древесины. Предмет исследования: реставрация и реконструкция дизайнерских изделий из дерева (мебели) с использованием полимерных композиций. Научная новизна:

• приведена классификация изделия из древесины, основанная на свойствах ее фактуры; выявлены особенности отделки древесины, связанные с ее

анатомическим строением и химическим составом и обоснованы области возможного реставрирования с использованием полимера;

• разработаны методы долговременной защиты предметов мебели из древесины на основе проведённого анализа существующих красящих материалов, их влияния на технологические процессы отделки и эстетического качества отделки мебели из древесины;

• установлено влияние различных компонентов красящей системы на основные закономерности процесса формирования лакокрасочных покрытий на древесине;

• установлено снижение шероховатости поверхности древесины при использовании красящего состава на основе полимерной композиции;

• представлена рецептура красящей полимерной композиции для обеспечения требуемого эстетического качества отделки и эффективности технологических процессов;

• разработан технологический режим формирования защитно-декоративных покрытий с использованием красящего состава на основе полимерных композиций;

• представлена рецептура шеллачной политуры для окончательной отделки реставрируемой поверхности древесины.

Достоверность результатов подтверждается совпадением результата отреставрированных элементов с оригиналами дизайнерских изделий.

Практическая значимость и внедрение результатов работы заключается в решении задачи о реставрации и консервации дизайнерских изделий из дерева. Результаты могут служить основой для разработки новых универсальных красящих составов в технологии формирования защитно-декоративных покрытий.

Применение разработанного красящего состава на основе полимерных композиций обеспечивает получение высококачественных покрытий на дре-

весине, исключая операцию промежуточного шлифования и совмещая операции крашения и грунтования.

Результаты работы нашли отражение в трех практических справочниках - Справочнике современного архитектора (Ростов н/Д, Феникс, 2010. -634 е.), Справочнике современного дизайнера (Ростов н/Д, Феникс, 2013. -431 е.), Справочнике дизайнера декоративно-прикладного искусства (Ростов н/Д, Феникс, 2013.-221 е.).

Результаты работы могут быть использованы при реставрации мебели и других дизайнерских изделий из дерева.

Апробация результатов работы. Результаты исследования доложены и обсуждены на международных научно-практических конференциях «Строительство» (Ростов-на-Дону, РГСУ, 2012, 2013гг.), VIII международной научно-практической конференции "Новые полимерные композиционные материалы" (Нальчик, КБГУ им. Х.М. Бербекова, 2013г.), научном семинаре кафедры «Компьютерный дизайн» Московского государственного университета приборостроения и информатики (Москва, МГУПИ, 2013 г.).

Результаты исследований внедрены в учебный процесс - в лекционный и практический курсы, в дипломное и курсовое проектирование, в научно-исследовательские работы студентов, магистров и аспирантов кафедры «Интерьера» Южного федерального университета.

Публикации. Результаты исследования изложены в 12 публикациях, в том числе 6 - в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, 1 патенте РФ, 3 справочниках и 2 статьях в других изданиях.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, основных выводов, списка использованной литературы и приложений, изложена на 145 страницах машинописного текста и содержит 90 рисунков, 18 таблиц, 1 приложение.

Основное содержание работы

Во введении обоснована актуальность проблемы и выбранного направления исследования, сформулированы цели и основные положения, которые

выносятся на защиту, проведен исторический анализ мебели из древесины в соответствии с принятым выделением исторических стилей, а также рассмотрены их функциональные и эстетические характеристики.

В первой главе приведены: в разделе 1.1 - краткий обзор и анализ существующих работ по теме диссертационной работы, вопросы реконструкции и реставрации дизайнерских изделий и предметов мебели из древесины, история развития мебельных изделий в России и за рубежом.

В разделе 1.2 приведена классификация мебели по основным признакам: эксплуатационным, функциональным, комплектности, виду исходного материала, характеру и способу производства, величине деформации мягкого элемента, а также по конструктивно-технологическим.

В разделе 1.3 представлена классификация поражающих факторов разрушения древесины, в частности абиотических и биотических.

Раздел 1.4 посвящен эстетическим свойствам крашения древесины. Здесь приведена классификация и современное состояние красящих веществ. В соответствии с результатами проведенного анализа работ исследователей в области деревообработки и отделки (В.И. Онегин, Е.В. Жуков, Б.М. Буглай), посвященных технологии крашения древесины, применяемые для искусственного изменения цвета древесины, красящие вещества делят на четыре основные группы: красители, поренбейцы, протравы, пигменты. Рассмотрены особенности отделки древесины с учетом ее строения и химического состава. Установлено, что декоративные свойства получаемых покрытий в значительной степени зависят от правильного выбора красящих веществ и технологий их применения. Рассмотрены виды лакокрасочных покрытий древесины, их свойства и составы, проанализированы декоративные свойства покрытий, наиболее важными из которых являются цвет и блеск.

В разделе 1.5 сформулированы основные принципы современной реставрации фанерованной и деревянной мебели.

Вторая глава посвящена материалам и инструментам реставрации. Здесь показаны основные этапы реставрации предметов мебели из