автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Памятники и мемориальные ансамбли русской воинской славы XVIII-начала XX в.

кандидата архитектуры
Бадалян, Левон Гагикович
город
Санкт-Петербург
год
1994
специальность ВАК РФ
18.00.01
Автореферат по архитектуре на тему «Памятники и мемориальные ансамбли русской воинской славы XVIII-начала XX в.»

Автореферат диссертации по теме "Памятники и мемориальные ансамбли русской воинской славы XVIII-начала XX в."

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ живописи, СКУЛЬПТУРЫ И АРХИТЕКТУРЫ имени И. Е. РЕПИНА

Р Г Б ОД

На правах рукописи

БАДАЛЯН Левон Гагикович

ПАМЯТНИКИ И МЕМОРИАЛЬНЫЕ АНСАМБЛИ РУССКОЙ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ XVIII — НАЧАЛА XX в.

(Процесс развития художественных форм и композиционных приемов)

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ — 18.00.01

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 1994

Работа выполнена на кафедре проектирования интерьера Санкт-Петербургского Высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной.

Научный руководитель — доктор искусствоведения, профессор Г. П. СТЕПАНОВ

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор А. Л. ПУНИН кандидат архитектуры, профессор В. С. ВАСИЛЬКОВСКИИ

Ведущая организация: Государственный музей городской скульптуры (Санкт-Петербург).

Защита диссертации состоится «уЕЯ^октября 1994г. в « I^ »часов на заседании специализированного совета Д019.01.01 при Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 17.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке института.

Автореферат разослан сентября 1994 г.

Ученый секретарь специализированного совета '

Б. И. КОХНО

ВВЕДЕНИЕ

I. АКТУАЛЬНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОД РАБОТЫ.

"Военные памятник*".воилотивсяе героико-эижчвекжв ждеж вре-ени,неотделимая часть архитектуры я нлас тики, супе с твв иное вс ногих отноиениях явление культуры.без которого невозможно врвд-гавить нолное содержание многогранности русского искусства.06-ии историко-искусствоведческий разбор произведений архитектуры монументального искуества.ставних художественным отражением вйствительности-вазснвйяих военно-политических событий Русского осударства,охватывает период с ХУШ-до начала XX с.

Настоящая работа направлена на раскрытие комплекса проблем, вязанных с формированием и этапами развития мемориальной архи-вктуры.памятников,ансамблей.запечатлевсих мученичество.борьбу победы.Автор в диссертационной работе реиает следующие задачи: выявляет обжую систему развития памятников и ансамблей воинской лавы в обозначенный период;

раскрывает закономерности и тенденции развития формообразования амятников;

определяет становление новых идей в процессе эволюции комиози-ионных приёмов;

проводит художественно-композиционный анализ наиболее характе-ных произведений;

рассматривает специфику взаимодействия памятников и предметно-ространственной'среды;

В работе дана хронологическая и типологическая классификация атериала.отразивиая весь ход исторического процесса.Естественна, ри этом из-за больного количества объектов некоторая обобжённо-гь и выборочность.Предпочтение и анализ отдан самым значительн-и и обжеизвестным памятникам.Пта задача определила и структуру

работы.которая строится согласно хронологическому принципу.Такое построение позволяет проследить постепенное усложнение форм увековечения памяти,выразившееся в расширении типологии произведений и средств выразительности.Периодизация,принятая в исследовании,совпадает в основном с историческими этапами русской архитектуры ХУШ-начала XX с.

В данной работе автор объединяет осуществлённые памятники,а также ряд замыслов в целостную систему и даёт объяснение тем идеям и генезису.которые заложены при их создании. 02. СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ В НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ,КНИГАХ И СТАТЬЯХ.

Изучение русской культуры ХУШ-Х1Х вв.можно считать началом освещения вопроса.Некоторые аспекты рассматриваемой темы содержатся в трудах П.Н.Петрова,И.Е.Забелина,М.И.Пыляева.Изучение русского искусства привело к изысканиям,изложенным в трудах А.И.Успенского ,И.З. Грабаря,П.Н.Столпянского,В.Я.Курбатова,А.Н.Бенуа, А.Б.Аплаксина.а также материалов в журнале "Зодчиii"/1901-1912 гг историческом издании "Русская старина"/1891-1903 гг./.сборнике "Историческая выставка архитектуры"/19И г./и др.Однако,теме воинского мемориала в перечисленной литературе уделено незначительное место.В обобщающем труде "История русского искусства"/1Р01-1915 гг./лишь Румянцевский обелиск и гробница под Казанью удостоились кратких характеристик.Художественное значение и роль монументов /различных назначений/в гармонизации пространственной среды были рассмотрены Г.К.Лукомским в монографии "Памятники старинной архитектуры России" /1У11 г./

Обширная литература описательного характера о мемориалах Отечественной войны 1812 г..Полтавы,Болгарии вышла в начале XX е., приуроченная к юбилейным датам.

Исследования А.И.Михайлова,В.Л.Снегирёва,С.К.Исакова,Д.Е. 1ркина,В.И.Пилявского,А.Л.Пунина,М.З.Тарановской,В.Н.Петрова,А.Т. Славиной,В.Н.Листова.Е.И.Кйриченко затронули проблему в рабо-■ах,посвященных деятельности зодчих и художников,творивших в Ро-:сии.Как правило,памятники воинской славы рассматривались в заключительных разделах,дополняя главную задачу.

Внимание вопросам монументально-декоративного искусства и архитектуры второй половины ХУШ-начала XX в. .включающих инфо->мацию о памятниках воинской славы,уделено в трудах Д.С.Ляхачё-1а, Н. В. Веинерта, Г. Г. Гримма .В.Ф.Левинсона-Лессинга, Н. Е. Онищенко, 1. В. Ермонской ,Е. В. Веникеева.

Теоретические концепции взаимодействия архитектуры и монуме-[тального искусства,раскрытие композиционных проблем содержатся I исследованиях А.В.Иконникова,Г.П.Степанора.О.А.Швидковского, ¡.С.Турчина.

Непосредственно памятникам воинской славы,типам,иконографии : влиянию на облик города,обращено содержание публикаций М.В.На-[ёкиноЙ.В.Н.Ашуркова,С.В.Никольского,Н.И.Иванова,а также диссер-ации А.А.Мельника /Москва,1У71 г./.

Обзор исторической,справочной и научной литературы позволят сделать вывод,что на данный момент отсутствует специальное об-бщающее исследование о произведениях архитектуры и искусства,по-вящённых русской воинской славе периода ХУШ-начала XX с.

Диссертация состоит из двух частей.Первая часть-текстовая, одержащая введение,три главы с выводами,заключение и библиогра-ию.Вторая часть представлена в отдельном альбоме из иллюстра-ивного материала /309 фотографий /.

ГЛАВА 1.ТЕМА ПАТРИОТИЗМА В МОНУМЕНТАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ.КОМПОЗИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФОРМ /1696-1768 гг./. 1.1. ТРИУМФАЛЬНО-ПРАЗДНИЧНЫЕ СООРУЖЕНИЯ.

Особая тема с начала ХУШ с.получившая развитие в русской художественной культуре.продиктованная стремлением оставить память о героических событиях и героях своего времени,связана с организацией празднеств военных побед /парад и триумфальные ворота в честь покорения Азова.Москва,1696 г./.Программа праздне-чных мероприятий включала временное преобразование части городского пространства /декорации,иллюминация,фейерверк,парад и т. д./.ставших информацией и средством идеологического воздействия.

Полтавской победе посвящается семь триумфальных ворот,отличающихся архитектурными приёмами и живописно-пластическим оформлением /декабрь 1709-январь 1710 гг..Москва./.

Празднество нередко проводится на месте военных действий,чаще всего в покорённых крепостях,при этом оформляется входной портал,которому придаётся символическое значение /Нарва,Шлиссельбург, 1702 г./.

В С.-Петербурге торжественные церемонии проводятся в месте концентрации общественной жизни-Троицкой площади.Триумфальные постройки возводятся обращенные на Неву,для обозрения с кораблей и противоположных берегов /Гангутское и Гренгамское'торжества 1714,1720 гг./.

В формировании театрально-триумфальной среды в число объектов входят знаковые формы-обелиски /"пирамиды"/.Они служат связующими звеньями между различными частями композиции,фланкируют подходы к главным ориентирам,а также используются самостоятельно /Гренгамская пирамида,С.-Петербург,1720 г./.

Временные праздничные сооружения Москвы и С.-Петербурга,

представляющие синтез архитектурной формы и изобразительного -искусства,подготовили переход к новым,более сложным худоасестве-яным структурам.

[.2. СТАНОШЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ В МОНУМЕНТАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ С.-ПЕТЕРБУРГА.

Результаты Северной войны /1700-1721 гг./.возросший патриотизм, пробудил интерес к национальным истокам-истории Руси /ку-1ьт Александра Невского /.В то же время современность отожде-;твляется с "деяниями древних"-императорским Римом,сказавшееся тренесением в художественную культуру С.-Петербурга основных 'инов античных памятников триумфальной арки.колонны,конной ста-'уи и архитектурного декора,выражающих идею государственного (еличия.

Увековечение героического времени обозначилось Петровскими юротами,ориентированными на Троицкую площадь,воспринимаемыми рко>. победы /арх.Д.Трезини,1717-1718 гг. .С.-Петербург./.

В проекте центра новой столицы /арх.Я.-Б.Леблон,1717 г./ пре-полагались монументы "Триумфальный столп"и конная статуя Пета I /ск.Б.Растрелли /.воплощавших торжество над врагами России, удожественный образ "Триумфального столпа" /воспроизведение ан-ичного аналога /определился серией рельефов,представляющих др-матические повествования вех Северной войны в единстве с изо-разительной трактовкой пьедестала.Программа конного монумента эде риала рассказ о событиях и заслугах императора.Средства вы-азительности монументов обусловили соединение реальности изо-ражения явлений и действующих лиц с гиперболизированными приё-ами триумфально-праздничного искусства.

Военная тема затронула и садово-парковое искусство.В столиком Летнем саду фасады Летнего дворца украшены серией рельефов.

аллегорически повествующих о морских победах /ск.А.Шлютер, 1711 г./.

В загородной резиденции Пэтергоф на рубеже 1715 и 1723 гг. создаётся Большой каскад.Торжественный характер архитектурных форм,скульптура и обращённость к морю выражали утверждение на отвоёванном побережье.Чёткость планировочной системы Большого каскада ориентированная на пространственную организацию зрелищно-триумфальных ансамблей Москвы и С.-Петербурга начала ХУШ в наложилась на практику устройства регулярных садов барокко в Иг алии и Франции.

Начало военно-морской темы в интерьере Большого дворца /Дубовый кабинет Петра 1,арх.Ж.-Б.Леблон,ск.Н.Пино,1717-1720 гг./, расположенного вблизи главной оси ансамбля.Архитектура Большого грота,сравнимая с триумфальной аркой,и скульптурная декорация Большого каскада /аллегорическое повествование о "славных викториях",ск.Б.Растрелли,Ф.Вассу.К.Оснер,нач.ХУШ в./,скульпт урная группа "Самсон"/аллегория Полтавской победы/-визуальный и идейный рентр,сообщили парковой затее героико-мемориальное соде ржание.

Почитание героического прошлого положено в основу гробницы Александра Невского /Александро-Невская лавра,1747-1752 гг.,С.Петербург. /.Организующая часть памятника-пирамида.Кроме неё в структуру традиционно входят серия исторических речьефов,тексты трофеи,портрет.Памятник развивает эстетические категории искусства петровского времени.

В 1760-е гг. М.Ломоносов сформулировал идею мемориала "защи тнику отечеетва"-Петру I /Петропавловски?! собор,С.-Петербург./. Мемориал должен был занять всё пространство интерьера-гробница с портретными и аллегорическими скульптурами в центре к по сте-

нам серия исторических картин /мозаик/.Неосуществлённый замысел явился продолжением формирования монументального искусства,расширил его границы и оказал влияние на дальнейшие поиски. 1.3. ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРШ ВОПЛОЩЕНИЯ ПАТРИОТИЗМА.

В начале ХУТП с.сохранилась традиция древней Руси возводить благодарственные и обетные храмы в память знаменательных событий. Они возводились во имя праздника святого,календарно совпадающего с днём события,или ассоциативно связывались с этими святыми.Военным победам посвящены храмы св.Троицы,Сампсония,Пантелеймона, Матвея /С.-Петербург./.Храмы строятся также на местах сражений/Усть-Тосно.Ульянка,Шлиссельбург./.Среди казарменных городков строятся "полковые"храмы /Преображенский собор,арх. П.-А.Трезини,1744-1754 гг./,на "морском полковом дворе"-Никол'ьс-кая морская церковь /Военно-морской собор арх.е:.Чивакинский, 1758-1762 гг./.

Во имя св.Александра Невского закладывается монастырь /1711 г..С.-Петербург./.Обширный архитектурный комплекс достойно увековечил победу над шведами.На территории монастыря устанавливается гробница с прахом князя /1724 г./.

Братские могилы на полях сражений отмечались земляным курганом с крестом /Нарва,1702 г./.Надгробия военачальников представляли плиты,монтируемые в стены и полы церквей.Оформление лицевых плоскостей плит соответствует монументальному искусству своего Бремени /надгробие Б.И.Прозоровского.Донской монастырь,Мо-сква,1705 г..Ю.И.Трубецкого,Александро-Невская лавра,С.-Петербург, 1750-1760 гг./.

Таким образом,наиболее реальными свидетельствами военных побед становятся храмы,воспринимаемыми своего рода зримой летописью воинскок доблести.

вывода по первой главе диссертации.

Монументальное искусство определилось в конце первого десятилетия ХУШ в. и сохранило эстетические принципы и композиционные приёмы до конца пятидесятых годов.Существенными факторами монументального искусства являются:

а/ ПРОГРАММА,словестно сформулированная идея изображений /инвенция /;

б/ ИЛЛЮСТРАТИВНОСТЬ.заключающаяся в воспроизведении ряда сцен, составляющих образно-документальное повествование.Формой выраже ния служат скульптурные и живописные изображения,а также тексты нередко совмещаемые с изображением в пределах художественной темы;

в/ Объекты монументального искусства,включаемые в среду,обладают свойствами АРХИТЕКТУРНОГО АНСАМБЛЯ.Вместе с тем,используется приём ЛОКАЛЬНОГО ОРИЕНТИРА,имеющего цель зафиксировать,выделить из окружения отдельный объект,или его часть; г/ При выполнении произведений практикуется ГРУППОВОЙ МЕТОД,объединяющий исполнителей в единые коллективы.Возникновение лично стного творческого начала наметило постепенный отход от принцы-па корпоративной работы.

ГЛАВА II. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И КОМПОЗИЦИОННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТНИКОВ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ /1768-1853 гг./. ПЛ. ПАМЯТНИКИ ВОИНСКОЙ СЛАВЬ! /1768-1812 гг./.

Памятники,посвященные победам в русско-турецких войнах,возникли в географическом удалении от театра военных действий в за городных дворцовых резиденциях С.-Петербурга.Парковые сооружени нередко решались в "готическом"/азиатском/стиле выражая,таким образом эстетическую информацию.

Памятник Башня-руина отобразил специфику военных действий

'штурм крепостей /.На её поверхности,обращенные в декор,следы эт снарядов /арх.Ю.Фельтен.Екатериненский парк,Царское Село, С771 г./. "Вневременные"архитектурные формы,раскрывающие непре-содящую ценность античности,явились основой Катульского обели-зка.Морейской.Чесменской и Крымской колонн /арх.А.Ринальди.Ека-гериненскии парк,Царское Село,1771-1778 гг./.Они отличаются со-эазмеренностыо частей,высоким уровнем разработки пропорций,про-зисовкой деталей и профилей.Общей художественной задаче спосо-5ствовал цвет,достигаемый применением различных пород "драгоцен-шх" камней.Значимость памятников дополняют надписи.Вокруг памятников преобразуется окружение в соответствии с историческими зсобенностями.Пейзаж становився носителем истории.

Предполагался обобщающий памятник-триумфальная арка /арх.Ш.-1.Клериссо,1781 г..Ч.Камерон,1795 г.,не осуществено./.Решение ¡адачи предложил арх.Д.Кваренги,соединивший триумфальную арку :о въездом в столицу.разработав варианты с архитравным и арочн-1м перекрытием /Московская застава,179С-е гг.,не осуществлено./.

В тоже время некоторые интерьеры дворцовых резиденций посвя-1аются военным победам.При этом в декоративном оформлении уси-шваются тенденции использования военных сюжетов из древнерим-:кой символики /Чесменский зал,Большой дворец,Петергоф,арх.Ю.Фе-1ьтен,1780 г./.

Новые грани в реализации художественных идей времени внесло >бращение к личности военачальника.В монументальном искусстве >существлялись поиски соединения форм пластики с архитектурой, тболее выразившись в надгробиях /памятник А.М.Голицыну,ск.Ф. Ърдеев.Александро-Невская лавра,[788 г. и др./.Переход от слоившегося жанра надгробия к городскому монументу осуществился ) обелиске П.А.Румянцева,героя турецких во!«,установленного на

ю .

военном плацу /арх.В.Бренна,1?У9 г. .С.-Петербург./.В нём объединился язык зодчества памятников Царского Села с изобразительной аллегорией дворцового декора.Отличие состоит в расширении смыслового значения архитектурной формы.Усложнённое объёмно-пространственное решение и семантика скульптурных деталей раскрывает содержание, сформулированное в афористичной надписи.Композиция на лицевой грани пьедестала символически изображает итог деятельности П.А.Румянцева,полководца и дипломата.

В 1801 г.напротив румянцевского обелиска возводится памятник А.В.Суворову /ск.М.Козловскии.арх.А.Воронихин./Пъедестал памятника первоначально проектировался обогащённый декором,взятым из древнеримских жертвенников и алтарей /арх.В.Бренна.не осуществлён./.В тоже время,на площади-преддверии Михайловского замка, устанавливается конная статуя Петра I /ск.Б.Растрелли.1743-1746 гг./на пьедестале с рельефами,геральдикой и надписью /предположительно арх.В.Бренна./.Все три памятника по изначальному замыслу объединялись общей темой,трактовкой архитектурных частей и декором.Таким образом,в системе ассиметрично сложившегося пространства,воплотилась символическая метафора исторического периода военного триумфа государства.Средства выразительности памятников дополнялись праздничностью поковых парадов.

Опыт создания воинского мемориала продолжился в мероприятиях по увековечению Полтавской битвы /1809 г./.Предполагалось возведение монумента победы на главной площади города Полтава и мавзолея над могилой русских воинов на поле битвы.Существенной 'категорией стало значете исторического места.

Монумент-колонна,завершаемая изваянием орла,на массивном основании,украшенном разнообразным скульптурным декором.Подлинные орудийные стволы-образное выражение обороны крепости Полтава /арх.Т.де Томон.ск.Ф.Щедрин,1811 г./.

Проекты надмогильных храмов выразили трагедию войны и победу,образным строем архитектурной формы и решением интерьера /от тёмной крипты к. светлому зальному объёму церкви /,а также вклю-тением мемориально-исторической части /проекты арх.В.Стасова,Т. не Томона./.

Формообразование и структура полтавского мемориального хра-ла /проекты,объединённые темой объёма усечённой пирамиды арх. ^.Мельникова,А.Захарова,Л.Руска./,реализовались в храме над моталок воинов,погибших при штурме Казани в 1552 г./арх.Н.Алфё-:ов,Казань,1812 г./.

С1.2. ПАМЯТНИКИ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ /1812-1839 гг./.

Первыми монументами Отечественной войны 1812 г.стали време-*ные триумфальные арки в С.-Петербурге и Москве,приуроченные к зозвращенкю победителей /арх.Д.Кваренги,В.Стасов,О.Бове./.Все-эбъемлющим памятником предполагался благодарственный храм,призванным увековечить всенародную драму и подвиг Москвы,в которой зешалась историческая судьба России.Проект храма отличался грациозным пространственным решением,воплотившим сложное религио-шо-философское построение и мемориально-исторической хроникой :обытий 1812-1814 гг./арх.А.Витберг,1813-1816 гг.,не осущест-алён./.

Окончание вокиы 1812 г.ознаменовалось развитием творческих щей зодчества,выразившего в художественно-образном содержании фоизведений пафос национального триумфа.Новое понимание градо-;троительства определилось в стремлении объединить общественные (Дания в ансамбли.В архитектуру классицизма с чёткостью в пост-юении объёма и отношении к ордеру,как организующему Фактору, фивносились декоративные дополнения,обычно не связанные с на-(начением сооружения.Декор применялся из арсенала средств имне-

раторского Рима.Древняя символика стала языком,выражающим новое героическое содержание.Возросшая роль декора в некотором смысле повлияла на архитектурную композицию симметрией,акцентированием центра /портик/ и т.д.Декору нередко отводятся целые части фасада /аттик/.Примерами могут служить павильоны Аничкова дворца /арх.К.Росси,1817-1818 гг./,казармы Лейб-гвардии Павловского полка /арх.В.Стасов,1816-1818 гг./,здания Манежа и Зкзесциргау-за /арх.К.Росси,1820-1829 гг./и др.

Традиционные монументы /обелиски,колонны,триумфальные арки , выступают не только как объекты,связанные с определёнными событиями, но и архитектурными элементами,формирующими городской ансамбль. Дворцовую площадь завершила Александровская колонна /арх О.Монферран.ск.Б.Орловский,1829-1837 гг./.Перед Казанским собором,на оси восточного и западного портиков,замыкающих крылья ко лоннады,в гармонии с архитектурным окружением,возводятся памятники М.И.Кутузову и М.Б.Барклая де Толли /ск.Б.Орловский,арх.В. Стасов,1821-1837 гг./.Фиксируют организацию художественного образа в градостроительной среде арка Главного штаба,Нарвские и Московские ворота.Во многих городах империи строятся триумфальные арки,становясь значительными акцентами центральных ансамблей /Кишинёв,Рига,Новочеркасск и др./.

Расширением образных средств монументального,искусства, стало использование многочисленных трофеев различно включаемых в архитектурно-организованную среду.Это и контекст архитектурного сооружения /ограда Александровской колонны,Спасо-Преображен-' ского собора и др./.Как определение содержания объекта /павильон Турецкая баня,Царское Село,1850-1852 гг./,просто как ькспо наты /московский Кремль,интерьер Казанского собора /.Известны также проектные идеи монумента победы из .трофейного оружия /арх

А.Воронихин.Т.де Томон,А.Мельников и др./.

Свобода архитектурного языка,насыщенность изобразительным и тематическим содержанием отличает интерьеры,отразившие духовный подъём 1812 г.Наиболее известна Военная галлерея,особенностью которой было собрание портретов командного состава русской армии,участников кампании 1812-1814 гг./арх.К.Росси,В.Стасов, 1819-1827,1839 гг..Зимний дворец./.В Большом Кремлёвском дворце патриотическая тема выразилась в посвящении интерьеров дворца российским орденам.Среди них главный-Георгиевский зал.По определённой программе в нём раскрыты подвиги воинства и история военных сил России /арх.К.Тон,1838-1840 гг..Москва./.

Как одна из форм мемориального памятника,высшая награда воинству .распространяется тенденция возводить полковые храмы.В б,-[Гетербурге Кавалергардскому полку посвящается церковь Всех скорбящих /арх.Л.Руска.1818 г./.Для Преображенского полка возводится Спасо-Преображенекий собор.Измайловскому-Троицкий собор /арх. З.Стасов,1829-1895 гг./.

Архитектура храма Христа Спасителя в Москве в память "положи-зших жизнь за спасение Отечества"способствовала ориентации церковного зодчества на возрождение национальной архитектурной традиции /арх.К.Тон,1839 г./.Среда казарменных комплексов К.Тон ос-¡лцествляет в С.-Петербурге полковые храмы:Введения во храм Пре-' звятые Богородицы /1837-1842 гг./.Преображения /1842-1849 гг./, благовещенскую церковь /1842-1849 гг./,Мирония /1851-1853 гг./.

Осмысление событий Отечественной зойны 1812 г.открыло путь ? новому пониманию зависимости содержания мемориала и окружения, соторое является местом свершения исторического события.

Первое среди таких мест-Бородино.К 25 годовщине,на историче-:ком месте "на костях".возводится монумент-восьмигранная колонна

с церковной главкой.Формообразование монумента исходит от древнерусских колоколен ХУ1 в./арх.А.Адаыини,1837-1839 гг./. Композиционная структура монумента складывалась в единстве с образно-символическими началами.заложенными в проект храма Христа Спасителя:сооружение в "византийском"стиле,обобщённо напоминает форму храма,надписи и их размещение вокруг ствола колонны воспринимаются, как мемориальные "коридоры" храма Христа и т.д.

Монумент на Бородинском поле выражает трагедию с утверждением бессмертия,являсь примером народности и национального насле дия в мемориальной архитектуре.По типу бородинского памятника, подчёркивая национально-историческую значимость событий,впоследствии осуществляется серия монументов в Малоярославце,Тарутине, Клястицах,Полоцке,Смоленске,Красном,Ковно /Каунас /. вывода ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ДИССЕРТАЦИИ.

1. С 70-х гг.ХУШ в. объекты,посвящённые увековечению военных событий создавались на основе свободного истолкования античного наследия,раскрывая в каждом произведении ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ характер образа.Расширило границы образности произведении включением в структуру;

а/ воспроизведение элементов восточной культуры; б/ географических особенностей на месте военных действий; в/ хода и стратегии военных действий;

г/ введения изобразительных символов /эмблем,гербол.трофеев /;

2. 17'.;О-1800 гг. отмечены усилением декоративности архитектурной илрмы с использованием средств древнеримского наследия.

В Полтавской колонне.монументе на месте исторического события,использован синтез архитектурно-изобразительных средств,вещественных свидетельств-реликвии во взаимодействии с организованном средой.

Сформировалась идея храма,структура которого выражаетблагодарственную молитву-памятник победы.информационно-мемориальную и литургическую-мавзолей.прах жертв войны-катакомба.Выбранное объёмное образование,наиболее отвечающее назначению соору-жения-усечённая пирамида.

3. I8I2-I837 гг.-этап увековечений героики Отечественной войны .1812 г. .выразившийся в преобразовании городской структуры,которая в результате выходит за рамки утилитарности и приобретает значение МЕМОРИАЛЬНОЙ.В художественном образе создаваемом средствами различных пространственных искусств,разрабатываются темы: а/ преемственность защиты Отечества;

б/ всенародное участие в защите Отечества; в/ ретроспектива героического прошлого;

г/ документальность исторических свидетельств /трофеи,тексты, реликвии/;

4. I839-IE56 гг.внесли новую ориентацию в осшсление героических события,выразившись в расширении "мемориальной географии". Памятники воинской славы выявляют ЦЕННОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО МЕСТА, его сохранения,как документа.

ШВА III.ПАМЯТНИКИ И ВОИНСКИЕ МЕМОРИАЛЫ /1856-1914 гг./ III.I. ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УВЕКОВЕЧЕНИЯ ВОИНСКОЙ СЛАБЫ.

I856-I9I4 гг.характерны вниманием общественности к проблеме увековечения подвигов народа и наиболее драматических периодов отечественной истории.На ¡¿тот процесс оказало существенное влияние завершение храма Христа Спасителя-памятника победы над интервентами.Храм в центре Москвы напоминал пятиглавые • древне-русские церкви.Религиозное искусство показало жизнь Христа во взаимосвязи с событиями знаменательными для России-бо-рьбой за независимость.Хронике I8I2-I8I4 гг.посвящались нижние

галлереи здания.Храм-пантеон воинской славы,способствовал новой волне строительства памятников-храмов,которые создавали торжественные образы городских центров.В них сохранялись реликвии, помещались списки погибших.Вокруг храмов организуются мемориальные зоны.

В нововизантийском стиле возводятся:в Софии /Болгария/храм Александра Невского /арх.А.Померанцев,1882-1912 гг./,в Новочер-касске-Воскресенскии войсковой собор /арх.А.Яценко,1892-1906 гг. в Кронштадте-Морскои собор /арх.В.Косяков,1903-1913 гг./Влади-миро-Суздальское зодчество сказалось в храме Спас на водах /арх. М.Перетяткович,1910-1911 гг..С.-Петербург./и др.

Кроме увековечения победных и трагических событий,храмы,как и прежде посвящаются отдельным воинским соединениям.В них усиливается, мемориально-историческая функция,образованием музеев полковой славы.В С.-Петербурге-Козмодемьянская церковь Лейб-гвардии Сапёрного батальона /арх.М.Месмахер,1876-1879 гг./,3аха-рьевская церковь Кавалергардского полка /арх.Л.Бенуа,1897-1888 гг./и др.

Монументы,как и архитектура соборов,отличались стилистическим разнообразием от классических,до национально-романтических произведений.Закрепилась ранее сложившаяся йсема объёмно-пространственных решений,определившихся в результате предшествующего опыта.

Памятник победы в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.в С.Петербурге, был воздвигнут -во взаимосвязи с Измайловским собором, реализовав известную художественную идею.Пятиярусная колонна из трофейных орудийных стволов завершается фигурой ангела /арх.Д.Гримм,1880 г.,не существует./.В Москве памятник взятия Плевена,трактует победу в трагическом аспекте.Ото выражено соо-

рулением часовни из чёрного камня с использованием мотивов древнерусского зодчества /арх.,ск.В.Шервуд,1887 г./.

В городах Болгарии возводятся официальные памятники победы, варьируя композиционные схемы русского классицизма,внося разнообразие в разработку частей и деталей /г.Руса,Свиштов и др./.

Традиционно решаются памятники военачальникам с преобладанием возведения в столичных городах.Большинство из них отмечено- чертами официальности,а в пластике преобладает натуралистическая портретность.В Софии-Александру II,в С.-Петербурге-вел. кн.Николаю Николаевичу /не сохранился /,в Кронштадте-С.0.Макарову, в Москве-М.Д.Скобелеву /не сохранился /и др.

Наиболее многочисленную группу составил тип "полкового"памятника отдельному соединению /аналогично полковому собору /.Общим для этого вида памятника является применение,как эталона, разнообразного языка классических форм.Особенность-простые соотношения и камерные размеры /обелиск погибшим на броненосце "Император Александр II",арх.Я.Филотей,19С8 г..С.-Петербург./ III.2. ПАМЯТНИКИ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ НА ИСТОРИЧЕСКИХ МЕСТАХ.

В сфере увековечения военных событий происходит процесс зависимости памятника от исторического контекста.Именно подлинность места становится определяющим значение и ценность памятника,идея которого неотделима от исторического региона.Природн-ое окружение наиболее гарантировано от утраты достоверности при установке единственного объекта.Примерами могут служить:колонна на поле Кагула /1850 г./.памятник А.В.Суворову в Рымнике /TSI3 г./,храм на поле "битвы народов"под Лейпцигом /1913 г./ Значительность исторических явлении и расширение творческих поисков привели к возможности включения в орбиту основного памятника,одного или группы объектов.Так на Куликовом поле,

монумент-колонна взаимосвязана с объёмом храма /арх.А.Брюллов, 1845-1850 гг..А.Щусев,1913-1915 гг./и т.д. Ш.З. ВОИНСКИЕ МЕМОРИАЛЬНЫЕ АНСАМБЛИ.

На местах массового героизма и смерти /поля сражений/возникает новая форма увековечения-воинский мемориальный ансамбль.Концепция его формирования основана на документальности,ставшей главным фактором преображения трагедии прошлого в гармонию исто рического окружения с произведениями архитектуры и монументального искусства.Реконструируемая среда с сохранившимися материальными свидетельствами взаимодействует с развёрнутой в пространстве системой мемориальных обозначении,соединённых между собой в идейно-композиционное целое.раскрывая аспекты данного явления.

Севастополь,перенёсший оборону 1854-1855 гг..восстановил планировочную структуру,которая оказалась переплетённой с сохранёнными фрагментами городских территорий,ставших историческими реликвиями.Пространственную основу воинского мемориального ансамбля образовали бастионы /с первого по пятый /.каждый из которых представляет обособленный мемориал.В нём восстановлена историческая среда с материальными свидетельствами и введены монументальные произведения и элементы природного окружения.За пределами бастионов памятники и знаки в совокупности воспроизвели на всём протяжении линию оборони.

Существенная сторона севастопольского ансамбля-выражение трагедии войны акцентированием в предметно-пространственном окружении архитектурно оформленных кладбищ.Геометричности архитектурных форм памятных знаков,камней и стел противопоставлена пластика памятников военачальникам севастопольской обороны /ск.И.Иредер,худ.А.Бильдерлинг./.

Памятники севастопольского ансамбля придерживаются традиционных ценностей русского монументального искусства XIX в./обелиск, увенчаный орлом,колонка на водно! поверхности,триумфальная арка,храм и т.д./Это же относится и к характеру декора /древнерусское вооружение,трофеи,амблемы /.

Сходными чертами обладает город русской ратной славы Елевен /Болгария/ с прилегающими территориями.Места наиболее жестоких боёв превращены в мемориальные зоны,на которых разбиты парки,названные в честь военачальников /М.Д.Скобелева,В.Н.Лаврова,^.И. Тотлебена/.В них,среди распланированных зелёных насаждений,находятся братские могилы,военная техника,восстановленные фортификационные сооружения,монументы.Сохранившиеся городские здания превращены в музеи.В центре города,подчёркивая трагедию и одновременно пооеду.воздвигнут "храм-памятник свободы"-мавзолей,решённый в стиле болгарской архитектуры,периода национального возрождения /арх.П.Коичев,1903-1907 гг./.

Героическая страница воины 1877-1878 гг.-оборона Шипченско-го перевала.В мемориальный ансамбль превращено поле сражения.Сохранены инженерные сооружения.военная техника совместно с десятками памятных знаков слиты р природно-пространственной средой. Ориентир ансамбля-доминанта,господствующая на вершине.Архитектурное сооружение в виде крепостное башни,как исторический прообраз /символ неприступности /.романтически архаичен.Вход акцентирован порталом с фигурой льва /главная часть национального гер-За /.Внутри памятный зал /арх.А.Андреев,1902-1931 гг./.

Акцентом ансамбля является храм Рождества Христова.На стелах мемориальные доски.Б крипте саркофаги /арх.А.Томишко,1885-[902 гг./.

В мемориальных произведениях,находящихся на территории Бол-

гарии,прослеживаются тенденции русского монументального искусства. Кроме атого,ощутимо проникновение мотивов народного болгарского искусства и архитектуры,а также влияние искусства,существовавшего на территории страны /античность,II в.до н.э./.Большинство памятников завершается крестом /воплощение торжества православия/.

К 200-летию Полтавского сражения преобразуется историческое поле.Реконструируется система укреплении позиции русской армии, состоящая из десяти земельных редутов в виде многоугольника с валом ирвом.Реконструируется и позиция шведской армии.Могила русских воинов оформляется памятником,в которм реализовались некоторые черты первоначальных решении /крест на вершине кургана с лестничным подъёмом.В основании кургана часовня,арх.Н.Никонов, А.Баринов,1894 г./.Напротив строится пятиглавая Сампсониевская церковь.Отмечены и шведские могилы /надгробие и памятник,1909г./ Складываясь во времени,дополняясь существенными произведениями, мемориальный ансамбль соединил творчество различных эпох в художественное единство уникальными условиями среды.

СтолетиеБородинского сражения-новыи этап увековечения памяти защитников Отечества.Образовать мемориальный ансамбль на Бородинском поле позволила связанность сооружении,построенных ранее /монумент-колонна,мавзолеи Тучковых,Спасо-Преображенскиг монастырь /и возведенных в 1912 г.

Группа из 34 "полковых"памятников обозначила расположение передовых позиций русское-армии:И1евардино,Багратионовы /Семёновские /флеши,батарея Раевского,Семёновские высоты.Утицкия курган.В тоже время памятники увековечили личный вклад в сражение, на этих участках отдельных полков.

Памятники Бородинского поля ориентированы на несколько ком-

позиционных схем. Приоритет принадлежит объектам вертикальной структуры /обелиск,колонна /с различными вариациями ствола и пьедестала,приведённых к простым геометрическим формам.В другой группе памятников используются качества объёмного решения /крепостная башня,часовня /.Распространённым оказался тип памятника,составленного из необработанных каменных глыб.живописных очертании.Индивидуализация каждого памятника основывается на различном характере ьлементов,составляющих целое.Смысловое значение памятника дополняется надписями.эмблемами,иногда барельефом. Из декоративных украшений наиболее часто применяется изображение орла /государственный герб,символ победа /.

Памятники Бородинского поля,сохраняя природную ситуацию,вносят художественное начало в формирование среда,образуя новое культурно-историческое явление. ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ ДИССЕРТАЦИИ.

I. Памятники воинской славы 1856-1914 гг.характерны обширной типологией.Применение гибкой системы классической ордерной архитектуры нередко приводит к потере выражения идеи.превращаясь в памятник "в чистом виде",в формальный объект,пригодный для любого лица,или события.На формирование и художественный образ памятников оказали влияние:

а/ древнерусское зодчество и народное искусство; 5/ исторические архитектурные стили; з/ археологические открытия.

Наиболее сложной и многосоставной формой художественно-доку-леитального сохранения "историческок памяти"становится воинский лемориальныи ансамбль,осноьа которого место массового героизма 1 яертв.В структуру мемориального ансамбля входят: I,' "следы истории",образующие СОХРАНЕНИЕ ПРОШЛОГО И СООТНЕСЕНИЯ

ЕГО С НАСТОЯЩИМ;

б/ "СУВЕРЕННОСТЬ" частей,где каждый объект сохраняя индивидуальность .равноценен индивидуальности целого; в/ ДОМИНИРУЮЩАЯ АРХИТЕКТУРНО-ХУДОКЕСТВЕНКАЯ ФОРМА-визуальный и смысловой центр,связывающий мемориальное пространство; г/ мемориальный ансамбль развиваясь "ВО ВРЕМЕНИ".постоянно дополняется новыми факторами. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

История и процесс развёртывания художественных и композиционных особенностей памятников отечественного патриотизма рассмотрены на протяжении двух веков.Архитектура,составляющая значительное место в жизнедеятельности общества,послужила стержнем формирования вида созидательной деятельности и творчества,посвя-щённого увековечению воинских событий,подвигов,или героической смерти.Наследие в виде разнообразных произведений,накопленное за птот период,составило опредмеченную память исторического времени.

Широкии обзор темы в историко-художественном аспекте и специфические особенности поднятого вопроса анализируются в контексте русской архитектуры,которая по своей природе объединяет все пространственные искусства.В практической деятельности творческие идеи,опирающиеся на античность,привели к утверждению элементарных знаковых форм /обелиск,колонна;арка и т.д./,выражающих определённое содержание,которые в результате длительного отбора оптимальных решений,создали универсальный художественный язык. На этой основе сложилась многогранная,внутренне связанная,развивавшая художественная система.Эта сложная структура рассматривает произведение не взятым отдельно,а как часть целого,подчёркивая его особую роль и собственное место.Сущность системы рас-

крывается и в неразрывном единстве произведения и reo окружения. Такой определённый подход облегчает понимание целостной картины развития художественных принципов,содержательности форм и композиционных приёмов,которые фиксируются осуществлёнными замыслами.

Проведённое исследование позволило обозначить произведения по типовым,художественным и идеологическим свойствам,начиная от временных триумфальных сооружений.характерных торжественной симметрией /1696 г./,до создания пространственных мемориальных ансамблей, связанных единством исторического события и местом их свершения /нач.XX в./.

Известная ограниченность первичных архитектурных форм и изобразительных сюжетов не привела к обезличенности произведений. Однажды осуществлённый памятник,посвященный конкретному событию, нередко становится прототипом и многократно повторяется.Его значение не обесценивается,несмотря на приближение к устойчивому стереотипу,благодаря вариациям,вносимым в структуру сооружения, в изобразительный декор и в постоянно изменяющееся окружение.Таким образом,памятники бесконечно разнообразны.

Каждому историческому периоду,достаточно чётко обозначенному в работе /1696-1768 гг..I768-IE56 гг.,1856-1914 гг./.свойственны характерные особенности и тенденции развития творческих идей.Несмотря на типологическую устойчивость,сложный комплекс изменении претерпевают художественные образы,объёмно пространственная организация и декор,обусловленные эстетическими взглядами и философиеи своего времени,оказывая влияние на становление развивающихся процессов,трудно поддающихся классификации. От простоты и ясности,до сложных комбинаций формообразования.От индивидуально-авторских решении,к многократно повторяемым.

В работе рассмотрен на примере отдельного типа произведения процесс постепенных изменений композиционного приёма в зависимости от множества факторов.Эти процессы прослежены на постоянно присутствующих памятниках,как триумфальная арка,храм-гробница,обелиск и др.

Из огромного количества объектов,относящихся к увековечению воинских подвигов,максимально используя этот значительный материал, удалось провести анализ некоторых,наиболее характерных произведений.Популярные с качала ХУШ с. временные триумфальные сооружения и связанные с ниш более поздние "Триумфальный столп" Б.Растрелли.Большой каскад в Петергофе,а также гробница Александра Невского.Классицизм на рубеже 60-90-х гг. представлен памятниками Екатериненского пррка Царского Села,интерьером Чесменского зала,обелиском Румянцева.Начало XIX с. выделено из архитектурно-мемориальной панорамы колонной в Полтаве и монументом на Бородинском поле.Воплощение общегосударственной прогрм-мы увековечения событий отечественной истории к началу XX с,-воинские мемориальные ансамбли Севастополя,Бородина,Полтавы, Плевена и Шипки /Болгария /.

Расширило границы исследования привлечение нереализованных проектных предложений,оказавших существенное влияние на становление новых образных и типологических модификаций.Таковы,например .мемориал Петра I по идее М.В.Ломоносова,триумфальные арки русско-турецких кампаний /арх.Д.Кваренги /.проекты храма-памятника на поле Полтавской битвы /арх.Т.де Томон,В.Стасов, Л.Руска /.варианты проектов Храма Христа Спасителя /арх.А.Ви-тберг,А.Воронихин /и др.

Соединение осуществлённых произведении и проектных идей позволило охватить совокупность факторов,определяющих содержание

зсего процесса и проследить пути развития "военных памятников" 1а протяжении рассматриваемого периода.

В диссертационной работе раскрыты проблемы предметно-простра-гственного окружения и мемориального объекта и тем различным ср-¡дствам,благодаря которым достигается их взаимодействие.Напри-вер,перенесение в пейзаж элементов исторических ситуаций,выявле-ше единства "идеологии"окружения,создание "мемориальных зон", сосчитанных на последующее развитие и т.д.

Возникновение- пространственно-мемориальных комплексов со слюной архитектурной организацией /воинские мемориальные ансамб-ш/,потребовали соответствующих решений.Ориентация выразилась, [режде всего,в концепции бережного отношения к контексту.Сохра-геняе культурного наследия прошлого т.н. "следов истории",спо-юбствует выявлению особенностей исторического места.На этом ос-ювано стремление к решению художественной проблемы-единства [рхитектуры и ландшафта /мемориалы Севастополя,Бородина,Полтавы : ДР-/.

Принципы изучения поставленных проблем позволили проникнуть природу развития художественных форм "малой архитектуры" закрыть влияние и место памятников воинской славы в русском мо-ументальном искусстве и архитектуре.

Учитывая всё вышеизложенное,можно со всей определённостью казать.что памятники и мемориальные ансамбли воинской славы, вляются существенным звеном процесса развития русской художе-твеннои культуры ХУШ-нач.ХХ с.

Ознакомление с опытом увековечения в России воинского подви-а,позволяет судить о его роли и значении,которое следует уде-' ять в настоящем для будущего возрождения исторической памяти.

СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ.

1. Архитектурные памятники русской военной славы.-Общество "Знаш<е"РСФСР. Ленинградская организация,Ленинград 1983 г. /2 п.л./.

2. Проблема восстановления воинских мемориалов ХУШ-нач. XX вв в Санкт-Петербурге./Материалы научно-практической конференции: "Искусство и предметно-пространственная среда,1992 г./

3. Патриотическая тема паркового ансамбля Царского Села. "Искусство в системе культуры".Сборник С.-П.ВХПУ им.В.И.Мухи-нои. С.Петербург,1994 г.