автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Монументальная архитектура Кыргызстана X-XII вв.

Иманкулов, Джумамедель Джумабаевич
город
Бишкек
год
2000
специальность ВАК РФ
18.00.01
Автореферат по архитектуре на тему «Монументальная архитектура Кыргызстана X-XII вв.»

Автореферат диссертации по теме "Монументальная архитектура Кыргызстана X-XII вв."

кыргызский государственный университет

строительства, транспорта и архитектуры Диссертационный совет Д-05.00.103

РГБ ОЛ

На правах рукописи иманкулов джумамедель джумабаевич

ШНУ МЕНТАЛЬНАЯ АРХИТЕКТУРА КЫРГЫЗСТАНА Х-Х11 вв.

18.00.01. — Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архнтектуриого наследия

АВТОРЕФЕРАТ диссертации па соискание ученой степени кандидата архитектуры

БИШКЕК 2000

Работа выполнена с Кыргызском государственном университете строительства, транспорта и архитектуры.

Наушный руководитель: член корреспондент международной

академии архитектуры стран Востока, кандидат архитектуры Д. Д. ОМУРАЛИЕВ

Официальные оппоненты: доктор архитектуры, профессор

Б. ГЛАУДИНОВ

кандидат архитектуры Г. А. ИСАБАЕВ

Ведущая организация — Кыргызский научно-исследовательский и проектный институт градостроительства и архитектуры Гос-архстройинспекции при Правитель- стве Кыргызской Республики

Защита диссертации состоится 2000 года

в/6 ^кэсов на заседании диссертационного совета Д-05.00.103 при Кыргызском государственном университет строительства, транспорта и архитектуры но адресу: 7200'.:,3, Бишкек, ул. Малдыбаева, 34«б».

С диссертацией можно ознакомиться и библиотеке КГУСТЛ. Автореферат разослан « июня 2001) г.

Ученый секретарь диссертационного

совета Д-05.00.103 кандидат технических наук,

доцент Т.Н. БЕЛИНСКАЯ

носгки)з ,о

J

Введение

Актуальность исследования: Кыргызстан имеет многочисленные памятники клльтуры, значительная часть которых имеет первостепенное значение, как памятники истории, науки, архитектуры и художественного творчества. Архитектурные памятники и памятные места Кыргызстана яатяются выражением культуры и обрзза жизни, а также важной составной частью мирового культурного наследия. Приобретение республикой суверенитета, рост национального самосознания, переход к hob¿im экономическим отношениям ускоряют процесс осознания культурной идентичности народа, чему в немалой степени будет способствовать возрождение кыргызской архитекту ры.

Одним из условий возрождение архитектуры Кыргызстана является сохранение архитектурного наследия, являющегося составной частью историко-культурного наследия страны. Самые выдающиеся образцы этого наследия входят в сокровищницу мировой культуры - Узгенскпй архитектурный комплекс, мавюлей Шах-Фазиль, минарет Бчрана. Исследования приобретают особую актуальность в связи с тем, что именно в X-XII вв. архитектура и искусство Кыргызстана достигают наивысшего расцвета в своем развитии.

Памятники монументальной архитектуры X-XI1 вв., сохранившиеся на территории Кыргызстана, представляют собой образцы высокой культуры предков кыргызского народа, развития строительной техники и художественных традиций. Даже величайший кыргызский эпос «Манас», написанный именно в это время, дает нам сведения об архитектуре и градостроительстве XXII вв.

Начато изучению памятников истории и культуры Кыргызстана было положено во второй половине XIX века русскими путешественниками. Новая волна исследователей посещает Кыргызстан уже после революции. За советский период было издано множество работ об архитектурно- художественных ценностях Кыргызстана. Труды известных ученых В.В.Бартольда, А.Н.Бсрншама,. Б.П.Денике, М.Е.Массона, Б.Н.Засыпкина внесли большой вклад в шучение памятников архитектуры республики. Именно их исследования привлекли внимание в свое время к значению памятников эпохи карахани-дов в истории культуры Средней Азии. Работы последних десятилетий (В.Л.Ворониной, Г.А.Пугаченковой, К.С. Крюкова, А.М.Прибыткопой. М.С.Булатова и др.) дают более полную характеристику памятников архитектуры средневекового Кыргызстана. Вместе с тем, до сих пор мало обобщенных специальных работ историко-архитектурного направления по зодчеству Кыргызстана X-XII вв. Опубликованные работы посвящены отдельным вопросам архитектуры рассматриваемого периода. До настоящего времени не сделано

широкого обобщения архитектурно- художественной деятельности зодчих Кыргызстана Х-ХП вв. с привлечением большого количества накопленного ар-мггектурно-этнографического материала, а также, социально-экономических и др. предпосылок развития зодчества этого периода, хотя известно, что именно эта эпоха явилась вершиной строительного искусства.

Дтя решения вопросов генезиса, эволюции, взаимовлияния и типологических характеристик зодчества Кыргызстана Х-ХП вв., автором привлечены натурные исследования и др. научные работы, выполненные Л.Н.Бернштамом, Б.Н.Засыпкиным, В.Л.Ворониной, Г.А.Пугаченковой, М.Е.Масонос, Л.Ю. Млньковской, М.С.Булатовым. А.М.Прибытковой. В.А.Нильсеном.

И.Ф.Бородиной, В.Е.Нусовым. Д.Ф.Винникоы, Б.А.Глаудиновым,

О.М.Байтеновым, В.Д.Горячевой, Б.В.По.маекиным, Б.А.Литвинским, К.М.Байпаковым, В.П.Мокрыниным.

Изучение богатейшего наследия, даюшего неоценимый материал в поиске национального своеобразия современного развития архитектуры Кыргызстана является актуальной пробле.ч.ой в настоящее время.

Важность и острота проблемы определяется и общими идейно- политическими задачами сохранения использования культурного наследия, в том числе памятников архитектуры в среде исторического города или в специфической горной среде, как сооружений особого художественного и духовного звучания.

Плохая сохранность }тих уникальных памятников требует прозедения реставрационных работ, в связи с чем появилась необходимость в разработке рекомендаций по их проведению и использованию.

Тщательное обследование некоторых памятников средневековья дало возможность автору уточнить их архитектуру и датировку, в связи с чем необходимо по новому дать их архитектурно-художественную оценку, как уникальным произведениям народного зодчества с целью их сохранения и творческого освоения.

Изложенное выше,-а также необходимость ликвидировать пробел в изучении монументального зодчества Кыргызстана и предполагает актуальность темы и обращения к ней для специального научного исследования

Пель исследования - выявить особенности формироьания и цути развития архитектурного наследия средневекового Кыргызстана, и установить специфические архитектурные закономерности отдельных памятников, их значение в современной культуре.

Основные задачи исследования. В соответствии с поставленной целью определяйся основные задачи:

■ - проследить развитие монументального зодчества Кыргызстана в Х-ХП; - выявить планировочные, композиционно-художестзенные. конст-

руктивные особенности монументальной архитектуры Кыргызстана данное периода, дать им типологическую и историческую классификацию:

-выявить вопросы преемственности традиций в зодчестве Кыргызстана: -определить прогрессивные традиции в зодчестве Кыргызстана Х-ХП в!. и их роль в современной архитектурно-строительной практике: -разработать ряд рекомендаций по реставрации, охране и использованию в современные нуждах.

Метод разработки темы основан на:

- анализе и сопоставлении имеющихся по данной теме архивных иконографических документов. научных публикаций и др. источников по памятникам рассматриваемого региона, а также поиск памятников других регионов с целью определения схожих признаков /аналогий/ и различий;

- исследовании памятников в натуре с выполнением детальных обмеров, фото. фиксажа, эстампажа, раскопов, зондажей и т.д.. проведенных автором с целью изучения и разработки проекта реставрации и использования:

- анализе сведений историографии, сообщений местных краеведов и информаторов;

- составлении тематических, хронологических и сравнительных таблиц архитектурно-композиционных типов сооружений и декора.

Коучнзя ррчтна темы заключается в следующем:

- впервые на основе комплексного изучения установлены типологические характеристики, эволюционные закономерности, архитектурно- художественные особенности монументального зодчества Кыргызстана Х-ХПвв.

- предложена архитекту рная реконстр}кция средневековых сооружений:

- определены' приемы прспориконнро.нзиия а архитекторе и еттхпггельет . ве зодчих Кыргызстана:

- на основе вновь выявленных данных археологии, ярко выражении : етт гтуры и композиции, развитой строительной техники, уючнены датировки и планы некоторых памятников.

Результаты проведенного

г;ракт!"'сс:.т.£ значимост 1. исследования, исследования имеют значение:

- для теоретического обоснования реконструкции и реставрации сохитестл р-чь-памятников средневекового Кыргызстан;;;

- разработан новый подход в деле сохранения, пропаганды и нспользомни;: н,--следия кыргызского народа:

- в педагогической деятельности по курсам «История архитектуры Кыягшст.-на» и «Реставрация и использование памятников архитекту ры»..

о

Апробация и внедрение результатов работы.

Основные результаты исследования докладывались на Всесоюзной научной конференции" «Культура и искусство Кыргызстана» в Эрмитаже в Ленин-грале в 1985г., конференции региональной группы ИКОМОС в Душанбе (1986г.). Бишкек (1987г.). научных конференциях Кыргызского архитектурно-строительного института, в Союзе архитекторов Кыргызстана.

Проекты реставрации Узгенского архитектурного комплекса, мавзолея Шах-Фазиль. Таш-Рабат, Узгенского минарета реализованы в натуре.

Материалы натурного исследования внедрены в учебный процесс архитектурной специальности в КАСИ в качестве методических и учебных пособий. программ и лекционных курсов по истории- национальной архитектуры и реставрации, использованию памятников архитектуры в современных нуждах, а также для дипломного проектирования.

Государственной инспекцией по охране памятников истории и культуры Министерства культуры Кыргызстана предложены мероприятия по охране, реставрации и использованию памятников Кыргызстана, которые были приняты и реализованы.

В целях популяризации и пропаганды памятников архитектуры, аьюром опубликовано 18 научных, научно-популярных статей и учебных пособий на русском, кыргызском и английском языках.

Хронологические рамки исслелеьания определяются временем господства на территории Кыргызстана государства Караханидов Х-ХП вв. В отдельных случаях для полноты картины исторического развития, определения непрерывности конструктивных, архитектурно-художественных форм отдельных сооружений, привлекаются материалы более раннего или более позднего вре-меш*.. _

Структура и объем работы-. Диссертация состоит из двух частей. Первая часть представлена введение.".:, тремя главами, заключением. Вторая часть включает иллюстративную часть, состоящую из 250 чертежей и фотографий на 30 графических листах.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ГЛАВА 1. Предпосылки развития монументальной архитектуры

Кыргызстана Х-ХН вч.

Самобытная архитектура на территории Средней Азии и южных районах Казахстана отмечены общностью, обусловленных связью исторических судеб населяющих ее народов, одинаковыми социальными и природно-климатическими условиями региона. Однако. Кыргызстан был издревле также местом соприкосновения тюркской кочевой и среднеазиатской земледельческой культурой, что несомненно отразилось в древнем искусстве и монументальной архитектуре. Монументальная архитектура и градостроительство Кыргызстана древне-тюркской эпохи (VII—IX вз.) характеризуется интенсивным их ростом, особенно в плодородных долинах рек Чу и Тлласа. а также з Ферганской долине. Уже в это время появляются различия в культурном облике Сезе-ра и Юга Кыргызстана, что особенно выражено в архитектурной традиции Юга Кыргызстана, более древнего и со своеобразным генезисом.

Древние города Чуйской долины - Суяб, Ак-Бешим, Сарыг, Баласагун и др. по СЕоей градостроительной структуре отличаются от других городоз Средней Азии этого периода. В то -лее время архитектура и градостроительство Юга Кыргызстана этого периода схожа с архитектурой и градостроительством сопредельных районез Ферганской долины.

С принятием ислама, Кыргызстан как и вся Средняя Азия вошел в ареал распространения исламской культуры и архитектуры в частности. Великий шелковый путь, на котором Кыргызстан являлся своего рода мостом между Западом и Востоком, призел к развитию торговли, ремесел, широких культурных связей, а также росту городов и поселений. Этот период характеонзуетс;! единством социального и культурного развития народов. населязших Кыргызстан.

Формирование государства Караханилоз на территории Кыргызстана имело огромное значение д.та средневекового Кыргызстана, как период перехода от раннефеодального общества- к оформленному, важнейщен особенностью которого было сосуществование земледельческой культуры с кочевыми культура.\!п.

Эпоха Х-ХНез, выделяется интенсивным формированием сеедальноге гооода. большим объемом строительства зданий и соорузкгннн мсн\ментального зодчества. Города обрастают рабатамн — предместьями, где также строились усадьбы богатых горожан. В этот период возводилось больщее количест-зо культовых сооружений - мечетей, минаретов, маззолеез. а также гггидопо'к-

ные сооружения — караван-сараи, рабаты. Усозерцаенстпованиг строительной техники позволило строить башенные сооружения — минареты. Все больше ь этот период проникает в строительство обожженный кирпич, из которого возводились монументальные постройки. Пахса н сырцовый кирпич таске остаются в этот период основным строительным материалом. Каменные конструкции используются редко, как правило, в высокогорных районах, а также в ответственных конструкциях сооружений - фундаментах, цоколях и стилобатах.

Автором подробно рассмотрены конструктивные приемы строительства зданий и сооружений их пахсы. сырцового кирпича, обоженного кирпича. Детально проанализированы приемы зодчих при возведении Таш-Рабата, полностью выполненного из плит горного сланца.

Особый подход выявлен автором в подготовке оснований под фундаменты минаретов. Изучение форм минаретов позволяет утверждать о наличии канонизированных приемов при определении пропорциональных, конструктивных и декоративных характеристик минаретов Бураны, Узгена, Бухары и Ваб-кентского.

Искусство кирпичной облицовки конических стволов минаретов позволяют судить о знаниях древних зодчих правил перспективы, композиционного и орнаментального построения. Пропорциональные соотношения на монументальных постройках X-XII вв., выявленные автором, говорят об умелом использовании древними-зодчими основ геометрии и математики.

Несмотря на общие черты развития среднеазиатской архитектуры, в строительной культуры Кыргызстана имеются локальные черты, вызванные преемственностью местных строительных традиций и природно-климатических условий. Природные условия и ресурсы региона проживания определили область применения строительных материалов и конструктивных приемов в сооружениях. Об этом говорят толщина стен, ориентация зданий, планировка, использование местных материалов.

ГЛАВА 2. Мемориальные сооружения.

В архитектурном наследии Кыргызстана особое место припгллгжит мемориальным сооружениям или мавзолеям. Они распространены повсюду в респ>блике и представляют довольно продолжительный период развитии архитектуры Кыргызстана начиная с XI в. Эта дата наиболее ранних сохранившихся маззолеев (сохранилась только нижняя часть стен) на Буранинском городище. Несомненно, этим мавзолеям предшествовали более ранние, построенные -гз сыпца или сырцовые с облицовкой жженым кирпичом. В свою очередь им

предшествовали еще более рачние мемориальные сооружения, рассмотренные в диссертации.

Непривычный процесс строительства мемориальных сооружений, имеющих место в Кыргызстане, может быть объяснен только наличием глубокой традиции этих построек, генетические истоки которых восходят к древнейшим погребальным сооружениям ранних кочевников Средней Азии. Казахстана. Южной Сибири.

В процессе своего развития мемориальные сооружения Кыргызстана приобрели ряд характерных типологических черт, в основе которых лежит их объемно-пространственная композиция. Типологическая классификация, а также карта-схема установленных архитектурных типов разработанные в диссертации. дают представление о разнообразии монументальных мемориальных сооружениях Кыргызстана и их взаимосвязи с архитектурой сопредельных регионов, где бытовали различные типологические схемы мавзолеев, которые на местах воплощались в специфические традиционные локальные архитектурные формы.

Буранинский мавзолей №1.

Остатки трех крупных мавзолеев на Буранинском городише были вскрыты в 1970-1975 гг. в связи с реставрационными работами на минарете. Мавзолей. обозначенный по порядку его открытия №1 расположен в 24 м к юго-востоку от минарета на древнем мусульманском кладбище. Высота сохранившихся стен 1,8 м от материка.

Восьмигранных план мавзолея вписан в окружность диаметром 11,2 м. Лнаметр окружности внутренних стен - 7,1 м. толщина стен - 1.55-1,77 м Вокруг мавзолея на большом расстоянии было найдено большое количество архитектурного декора в виде плит резной теракоты, фигурных кирпичиков, резного ганча и др.

Архитектура восьмигранного мавзолея №1 Бураны рассмотрена на примере большого ареала развития этого типа мавзолеев, среди которых получили большое распространение т.н. «башенные» мавзолеи.

Автором предложен свой вариант генезиса этой архитектурной формы, заошксированной в разных регионах от Средней Азии до Малой Азии. Все эти памятники, при индивидуальных своих чертах, имеют определенную общность структуры, что свидетельствует об устойчивости композиции и исключают •»лемент случайности.

Анализируя сохранившиеся нижние части стен, остатки декора, а также используя аналога автором предложен вариант графической реконструкции центрического восьмигранного башенного мавзолея «1 Бураны.

Псптзльно-купольный с круглым планом мавзолей «2 У'раны.

¡ü

Мавзолей №1 к №2 одинаковые по размерам и очертаниям плана, раскопаны как и мавзолей №1 в 1970-1975 гт. Поэтому остановимся кг анализе мавзолея №2. сохранившегося на высоте 1,2 м. Стены толщиной 1.S м сложены из кирпича того же формата, что в восьмигранный. Размер портала 12x2.2 Северный угол портала завершала трехчетвертная колонна. Мавзолей не нм^л фундамента, а стены возведены на подстилающем культурном слое Х-ХП еь. Мавзолей имел богатую декоративную облицовку, многочисленные остатки которых зафиксировали археологи. Особенно в большом количестве найдены фигурные кирпичики, более 30 разновидностей. Двухплановый резной ганч имел толщину от 2 до 6 см. Большое разнообразие орнаментальных мотивов б резьбе, остатки панджары, фигурные кирпичики позволяют сделать вывод, что портал имел ярко выраженных декоративно- художественный характер.

Погребения мавзолея №2 также выполнены по мусульманскому обряду. Конструкции этих погребений широко распространены в Средней Азии и Южном Казахстане поры раннего средневековья. Близкие по очертанию планов и декору аналогии этому мавзолею пока не обнаружено. Некоторую схожесть планов находим в мавзолеях средневекового Машада (Южная Туркмения). Приемы декорировки (фигурные кирпичики) схожи с памятниками Хорасана. Есть также сходства приемов декорировки в других районах Средней Азии (X-Х11вв.).

Анализируя архитектурно-художественные составляющие Буранинского мавзолея можно предположить, что портально-купольный с круглым планом мавзолей был построен в конце XI в. Восьмигранный башенный мавзолей был поптюен позже, в начале XII в. Пропорциональный анализ сохранившегося плана мавзолея №2, остатки декора и предполагаемые аналоги легли в основ) графической реконструкции этого мавзолея, разработанного автором.

Мавзолеи Узгенского архитектурного комплекса.

Узгенский архитектурный комплекс XI-XIÍ вв.. сохранившийся до нашего времени, неоднократно привлекал внимание исследователей, начиная уже с конца прошлого века.

Все известные исследования по памятникам Узгена касаются тек или иных вопросов связанных с датировкой, изучением эпиграфики, архитектурно-художественных достоинства, строительной техники, отделочных материалов.

Наличие обширной литературы, посвященной этим памятникам, позволяет автору остановиться только на их обшей композиционной характеристике и на тех отдельных моментах, которые не получили достаточного освещения, к на вопросах наиболее важных в свете последних исследований памятников и их реставрации, с участием автора.

Одним из основных вопросов для ученых является проблема генезиса среднеазиатского портала, которая также вызвала большую дискуссию у ученых, исследозавшпх узгенскне памятники.

В диссертации автор рассматривает проблему формообразования портала на примере наиболее ранних портальных мавзолеез Средней Азии, истоки которых производит из древних погребальных сооружении.

Средний мавзолей является самым древним из грех мавзолеев дошедших в разной сохранности до нашего времени. Этот памятник не сохранил мемориальных надписей, однако, немецкий ученых Кон-Винер в томпилятивном труде, посвященном Узгену. выдвинул предложение о том, что средний мавзолей мог быть воздвигнут з честь одного из перзых правителей Караханидскогг' государства - Абу Наср .Ахмада ион Али.

Единственным слсадом с глухой стеной был северо-западный, где со стороны интерьера имелась ниша, отмеченная Б.Н.Засыпкиным К.С.Крюковым в своих работах. При строительстве Северного мдпзоле:: зт;-. чиша была передана в езеголюй проем, соединяющий Северный со Средним.

Гаким образом. Средний мавзолей в древности в плане представлял собой сооружение с одним входом, двумя проемами с паиджарой и одной нишен. Такая композиция не позволяет говорить о наличии пережитков центрического мавзолея а архитектуре Среднего. Второй же портах, как видно з сущности, порталом и не являлся, поскольку был чарешечен панджарой. По нашему мнению декоративное решение юго-восточного фасада связано с посадкой маззг-лея на краю холма, круто спускающегося к пойме Кара-Дарьи и хорошо видного оттуда. Отсюда становится понятным, почему мавзолей имеет, как два фасадных, портала. Но один из них был только имитацией. Не мог этот памятник быполндть и функций дарваза-хаиы, гак как з этом случае он должен '„'ыл иметь два сквозных греема.

Сегегнмй мзрз.пен.

Северный Узгенский мавзолей, согласно надписи в архивольте входной лиши портала, датируется точно.

547 год хнждры по мхсульлмнскому летоисчислению соответствует либо второй г.олог.;тне 1 152 гола либо первой половике-1153 года. Эта дата и является временем постройки мавзолея. За время своего существования, памятник много раз ремонтировался и перестраивался, что затрудняет выявить зее его достоинства, присущие мавзолею с момента постройки.

Северный маззолей недаром считается классическим сооружением портальной архитектуры Средней Азии. Его югомападный шасад, обработанный портал, предстазллет собой большую художественную ценность. Здесь нс-тслыопаны как граднпионные. известные по Среднему мавзолею приемы поп-

тального строительства, так и новые способы орнаментально-декоративного оформления.

Как было сказано выше, строители Северного маазолея стремились выполнить его как одно из сооружений ансамбля двух мавзолеев. Отсюда, по- видимому, и одинаковое решение некоторых элементов двух мавзолеев, что позволило достигнуть композиционного единства ансамбля.

На примере фасада Северного мавзолея следует отметить, что зодчие Средней Азии никогда не копировали построенные до них здания. Они соблюдали преемственность; традиции, которые всегда сочетались с поисками новых художественных образов, за счет новых композиционных решений уже имеющихся произведений.

Примененный на портале орнаментальные мотивы имеют аналоги на памятниках как Кыргызстана, так и сопредельных регионов, по которым, зная датировку этих памятников, можно судить о взаимовлияниях архитектурно- художественных приемов и традиций.

Архитектурно-художественных анхтиз портала Северного мавзолея объясняет почему этот памятник служит образцом архитектурно-пластической композиции портального строительства.

Южный мавзолей.

Южный мавзолей был пристроен последним в этом ансамбле с Среднему маззодею в 1187 г. Он гораздо меньше своих предшестаешшкоь." Интерьер его в плане представляет собой квадрат со стороной 6,4n. Размеры, наружный стен портала и бокового фасада еостааляют соответственно 8.7 и 10,27 м

Портал Южно, о мавзолея представляет собой облицованную терракотовыми плитами поверхность с традиционными членениями. Преемственная связь между трактовкой порталоз Северного и Южного мавзолеев безусловна -строители явно исходили из опыта и достижений предшествующей архитектуры, но итог этого наложения - абсолютно новые качественные результаты.

Сравнения порталоз Северного я Южного маззолееп позволяет прпкти к интересным выводам. У Северного мавзолея орнаментальная рама отграничена от угловой колонны вертикальным столбиком, т.е. разделяющим пояском. За рамой следует выкружка. У Южного маззолея разделяющего пояска нет. На южном фасаде Среднего мавзолея орнаментальная рама взята в рамку по типу портала южного мавзолея, а западный фасад Среднего маззолея имеет разделяющий поясок как и-портал Северного мавзолея. То есть, сохранившаяся нижняя часть орнаментальных поясоа Среднего маззолея дает возможность определить их завершение. Поэтому западный портал Среднего мавзолея был отреставрирован по образцу членений Северного мавзолея, а Южный фасад по

образцу членений Северного мавзолея, а Южный фасад по образцу портала Южного мавзолея.

Анализ среднеазиатских порталов Х-ХН вв. показывает, что данное правило было всеобщим, а не частностью, касающихся лишь памятников Узгена.

Портал Южного мавзолея представляет собой не только ног.ое слово з истории развития среднеазиатской архитектуры, но и являет собой совершенно изумительное достижение керамического искусства, великолепную разработку орна.меитальных мотивов и каллиграфии.

Портал Южного мавзолея — предтеча той среднеазиатской архитектур;,:, декоративная облицовка которой с течением времени все меньше связывается с кирпичной кладкой и наконец становится самостоятельной.

Мавзолей 1 Нлх-Фазиль.

В с.Гулпстан Ала-Букинского района Ошской области находится интереснейший памятник дпевне» архитектуры Кыргызстана - Комплекс Шах-Фазидь, по своей истсрико-художественной ценности стоит з одном ряду с самыми известными памятниками архитектуры Средней Азии. Декоративное убранство интерьера мавзолея, по мнению Ремпеля Л.И., является своего рода энциклопедией орнаментального искусства.

Млззолей Шах-Фазил:> и сам комплекс расположен на окраине села Са-фнд Буленд, на одном пз холмоа занятых древним кладбищем. Как показали археологические исследования 1978-197? гг.. комплекс является разновременным — Х1-Х1Х вв. В свою очередь, под сооружениями комплекса вскрыты остатки сооружений более раннего периода - У1-УПвз.

Сурочый. монументальный и даже где-то чересчур упрощенный знеш-ппй вид памчтчнка резко контрастирует с внутренним убранством Шах-Фази-ля. Вся поверхность интерьера мавзолея композиционно решена как единое целое, с учетом конструкции четгериха. яруса парусов, подхупольного барабана и самого купола. Многочисленные орнаментальные мотивы в виде панелей, розеток, бордюров, каллиграфических надписей дают обширный материал для анализа этой уникальной постройки, выяснения его даты строительства и генезиса.

Скромный, почти утнлитг.рно-конструктигдаый внешний облик маезолея с роскошным интерьером представляет собой явную противоположность мавзолеям Узгена - царским усыпальницам с богато орнаментированными васа-дами и обычным интерьером. Вез подобные дазлгт-ханы празителей. их жен. придворных феодалов строились, :<ак правило, монументальными с эффективными наружными фасадами (мавзолей султана Санджара в Мерве, Текеше в Ургенче и др.). По этим признакам мавзолей Шах-Фазмль был отнесен к типам

усыпальниц почитаемых мистиков, как например, мавзолей Рухаоад в Самарканде, хотя между ними никакой связи не наблюдается.

Мавзолей Шах-Фазиль был сооружен ранее Северного мавзолея (1152г.), поскольку в его обработке пока еще не использовался шлифованный кирпич, в надписях интерьера отсутствует подчерк «пасх», появляющийся во второй половине ХПв. Мавзолей Шах-Фазиль не имеет таких сложных герихов как в Южном мавзолее (1186г.). Они появляются в орнаментальном искусстве Средней Азии только в XII в. Некоторые орнаментальные приемы в мавзолее Шах-Фазиль напоминают имеющиеся в Среднем мавзолее и Таш-Рабате XI- ХПвв.

Все данные говорят, что Шах-Фазиль не могли создать те мастера, которые создали в Узгене классические портальные мавзолеи и тем более мастера архитектурной школы Мавераннахра из Бухары и Самарканда. Своеобразие памятника исторически может быть объяснено тем, что сезерные области Ферганской долины с городом Касан и главным городом Аксыкентом управлялись в Х1-Х11 вв. самостоятельными правителями, вплоть до монгольского завое-зания и подчинялись главным обртюм столице Караханидов - Баласагуцу, на-. годившегося по ту сторону Тянь-Шаньских гор в долине р.Чу. Поэтому вполне возможно, что Шхч-Фазель строили мастера из Баласагуна, о чем свидетельствует своеобразный стиль ганчевой резьбы интерьера, существенно отличающийся от традиций архитектурных школ Мавераннахра и Хорсана.

ГЛАВА 3. Архитектура гражданских сооружений Тащ-Рапат.

Среди памятников архитектуры Кыргызстана Тащ-Рабат выделяется необычностью своей архитектуры, таинственностью происхождения, неясностью датировки и т.д.

Исследования 1980-1982гг. с целью реставрации памятника, выполненные с участием автора, позволили установить точный план, физтчеекпе размеры, детали конструкций, археологические данные.

Гоеоря о сооружении подобному Таш-Раоату необходимо отметить, что в Средней Азии обычай строительства укрепленных сооружений вдоль дорог существовал задолго до того, как начали его осуществлять арабы. В 1Х-Хзв. Их строительство в Средней Азии было массовым. Так, рабат Худайсср близ Джи-зака «построил Афшин, и это самый большой из всех каранап-сарзеп. У жителей Самарканда нет рабата, который был бы лучше этого...», пишет средневековый азтор. С приходом арабов в Средней Азии раоаты приобретают ?оенно-обесонительное значение. Они строились на пограничных территориях, вдоль зажаых участков караванных путей, а также в местах важного значения, таких :а;с гуааикн. шахты и т.д.

На протяжении столетий менялись функциональные характеристики рг-оатов, менялись и их типологические характеристики, архитектурно- планировочные решения.

Таш-Рабат расположен в 70 км к югу от оплывших развалин Кошой- Ког>-гона (средневековый г.Ат-Баш) на левом берегу р.Таш-Рабат. правого притока р.Кара-Коюн.

Постройка в плане почти квадратная, с длиной сторон 32.4x34.8 м. Главным фасадом, которых украшает угловые башни и портал. Таш-Рабат обращен на восток. Таш-Рабат включает тридцать одно помещение, в планировке которых чувствуется большая выдумка и строгое зонирование.

Остатки ганчевой штукатурки на панелях некоторых помещений, арочкн яруса шестнадцатигранника купола большого зала, ганчевая обработка парусов говорят о наличии на Таш-Рабате декоративного убранства. Таш-Рабат своей планировкой, формой, некоторыми ароительными приемами отличается от таких сооружений как Рабат Абдуллахана, Рабат Челебнхан в Иране и др., которые некоторым/! исследователями отнесены к одной и той же архитектурной типологии. Отличительной чертой Таш-Рабат от других рабатов заключается в исключительном приспособлении его для пребывания людей. Об этом говорят размеры дверных проемов, согласно которым верховую лошадь можно провести только в парадных зал и покои, что конечно не мыслимо.

В ходе археологических раскопок найдены фрагменты глиняной посуды - керамика неполивная и относится к Х-ХП вв., она же найдена и при раскопках вокруг здания.

Все вышеперечисленные факторы позволяют уточнить функции Таш-Рабата и его датировку. Ближе всего его архитектура подходит к рабату построенном)' с целью охраны и пребывания в нем людей в связи с разработкой рудника с педкими металлами, находящего в трех км от него.

Найденная во время экспедиций 1979 - 1982 гг. керамика, а также архи-тектурно-етилистических анатиз Таш-Рабата дают основание на пересмотр даты его строительства с XV на XI - Хвв.

Минарет Бурана

Башенные сооружения, подобные минаретам или близкие к ним. существовали в мировом зодчестве задолго до возникновения ислама. В числе прототипов минаретов исследователи называют маяки (арабское слово «манара» означает место, где что-либо зажжено), колонны античного периода, индийские стамбхи, сигнальные башни, христианские колокольни. Из всех протмнпои только христианские колокольни уподоблялись по своим функциям минаретам. Наиболее ранние минареты в Средней Азии не сохранились. Наршахн (X в.) сообщает о минарете с деревянным верхом, построенного в Бухаре ря-

лом с соборной мечетью визирем Джейхани в 918 г. 13 Средней Азии представлено большое количество минаретов XI в., но сохранившиеся из них уже утратили верхнюю половину или фонарь. К X! в. форма верхней части минаретов -фонаря, уже имела завершенный вид, на это указывает изображение юго-западного минарета Рабат и Малика.

В истории минаретостроения среднеазиатские зодчие пошли своим путем. Большой объем строительства этих сооружений в Х-ХП вв. привел к совершенству архитектуры минаретов. Даже сохранившиеся до наших дней минареты показывают насколько были устоявшимися традиции в формообразовании, декоре, конструкциях. Изучение пропорций минаретов даст право автору утверждать о существовании канонизированного ряда среднеазиатских минаретов Х-Х11 вв. Эта мысль подтверждается исследованиями конструкций минаретов, которые также привлек исследователей к заключению, что у мастеров Средней Азии существовали определенные методы построения архитектурной формы минарета, обеспечивающих их статическую прочность и устойчивость.

Как правило, среднеазиатские минареты имеют трехчастное деление. Это цоколь или подиум, конический ствол и завершает композицию площадка- фонарь. Количество оконных проемов на фонаре зависело от значимости минарета. например, минарет Калян в Бухаре имел 16 оконных фонарей. Узгенский минарет — 12 . Вход в минарет устраивался на уровне земли или на отметке 4-5 м. если вход решался с крыши прилегающего помещения мечети. В стволе минарете имеется винтовая лестница, идущая вверх против часовой стрелки по спирали.

Основная функция минаретов это призыв, азан к молитве мусульман. В истории известны случаи использования минаретов и для других целей - оглашение высоких указов, место казни, дозорная вышка, место заключения. Следует особо обратить внимание на минареты построенные' как памятники-монументы в знак величия ислама или других важных событий. Пример тому минарет у селения Джам в Афганистане-. Трудно переоценить градостроительную роль минаретов в средневековом городе.

Минарет «Бурана» расположен в 13 км к югу от г.Токмака на территории средневекового городища. По всей вероятности он относился к большой соборной мечети. Принято считать, что минарет возведен ьо время правления Касаханидов б первой половине XI в. Минарет сохранился на высоту 21 м. Ок имеет в основании квадратный подиус, на котором возвышается восьмигранный цоколь, а затем и конический ствол. На стволе минарета орнаментальные пояса чередуются с поясами из кирпичной кладки. Фундамент минарета, сложенный га крупного булыжника глубиной около 5 м с размерами сторон 12,3

x¡2 сложен на лессовом растворе. Диаметр конического ствола у основания — 8,9 м, в верхней части - 5,9 м. Минарет выложен из кирпича размером 25x25x5

см.

От более поздних .минаретов его отличает мощное основание и сильная конечность ствола. Как отмечает Б.Н.Засыпкин. нозым в этом минарете является разработка геометрических орнаментов. В трех орнаментальных поясах построение грех различных мотивов, выпелпг.но не на статичной кзадратной сетке, а на смешении центров и соей таким образом, что получаются вращающиеся фигуры по мотиву «вертушки».

Изучение строительной техники минарета, его архитектурно- художественных данных, сравни тельный анализ одновременной ему архитектуры приводит к заключению, что этот памятник конца X в. представляет собой произведение архитектуры, отражающее переломный момент, в котором не было еще освоено старое наследие саманидской архитектуры, tío уже поставлены попке задачи ч области развития архитектурных форм и форм декоративной орнаментики. нашедшее свое воплощение в формах высоких минаретов и декоре XI-XII вв.

Узгенский минарет.

Минарет в Узгече возводится вскоре после Буранинского. По общим размерам и форме они близки друг к другу. Несмотря на общее схэдстзо, минарет з Узгене по своей декоративной отделке и характеру орнаментальных поясов, а также по более совершенной строительной технике представляет новее слово з архитектуре Средней Азии. В 1923 году минарет был достроен местными мастерами, в силу чего новый фонарь исказил пропорции древнего минарета. Даже в силу этих обстоятельств в данное время актуальна '■адача его тщательного изучения с целью определения первоначальной высоты минарета и его восстановления, так как минарет играет важную градостроительную роль даже з современной застройке города.

Минарет в Узгене, как и Буранинский, состоит из квадратного подиума, с размерами 9x9 м. восьмигранного цоколя высотой 4.9 м'и конического ствола с поздним фонарем. Вход в минарет, в отличие от Буранинсхого, устроен с земли па отметке i,2 м от древней дневной поверхности-. Ступени винтозой лестницы, из поставленных нз ребро кирпичей, ведут против часовой стрелки по спирали на верх минарета. Каждая грань цоколя минарета представляет неглубокую массивную прямоугольную нишу, выложенную фигурной кладкой с Танеевыми зстапкамн. Стзол минарета (з сохранившейся ее части) членится нз 12 орнаментальных поясов, причем с чередованием узких полос с широкими. Раз-бизка на пояса зыполнена гораздо тонко, чем на Буране, а сами орнаментальные мотивы более разнообразны и различны по своим художественным и тех-

нически.м приемам. На памятнике сохранились 7 узких и 6 широких поясов. В трех нижних узких поясах содержатся три варианта меандра-мотива, которые проникли в Среднюю Азию в эпох эллинизма, затем был долгое время вытеснен узорами «модахиль». В Х-Х1 вв. меандр опять становится распространенным элементом архитектурного орнамента.

В минарете Узгена заложены приемы, которые найдут свое развитие в памятниках этого типа XI1 в. То есть, Узгенский минарет помимо большой художественной ценности важен и в историческом отношении как одно из звеньев эволюционной цепи развития минаретов от минарета Бураны к Каляну и Вабкенсткому и через них к поздним минарета.

Изучение пропорций Узгенского минарета с целью ее графической реконструкции и их сравнительный анализ с пропорциями других минаретов Средней Азии, позволил автору сделать открытие о наличии общих правил и соразмерностей в строительстве этих минаретов.

В главе освещена проблема сохранения и использования памятников гражданского и культового зотчества. Караван-сараи Таш-Рабат отрес-. таврирован по проекту, выполненному по итогам исследования памятника и рекомендованы предложения по его использованию в целях туризма. Минарет Бурана, как и Узгенский минарет, после реставрации используется как объект архитектурно-археологических музеев. Автором даны обоснования отдельных реставрационных методов, принятых'при реставрации этих сооружений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общие вывод ь,.

В результате всестороннего исследования монументального зодчества Кыргызстана Х-ХП, автор определяет их архитектурно-художественные достоинства, место и значение этих памятников в истории среднеазиатского зодчества, показывает возможность творческого использования этого наследия в современной строительной практике.

Монументальная архитектура Кыргызстана Х-ХП вв. внесла ценнейший вклад в историю культуры Кыргызстана как материальные свидетельства высокой культуры строительства. се;г>сстБа. архитектуры и градостроительства. Они раскрылись нашим современникам как основные составляющие архитектурных достижений Средней Азии, но со своими специфическими, локальными особенностями.

Памятники Узгена показывают эволюционный процесс создания классических образцов архитектуры с портально-купольной композицией. Изучение малоизвестного памятника гражданской архитектуры Таш-Рабата выявило его

как ценного памятника каменной архитектуры на территории республики и да-1 ет возможность разработки практических рекомендаций по его реставрации. В заключении уделено внимание и вопросам освоения творческого наследия в современной архитектуре Кыргызстана путем использования исторически сложившихся прогрессивных традиций на новом, современном уровне развития науки и техники.

В исследовании центральное место занимает разработка темы условий возникновения, формирования и развития монументальной архитектуры Х-Х11 вв.. в ходе которой разработана типологическая классификация памятников, сформированы основные гипотезы и модели генетических процессов, конкретизированы область, структура и взаимосвязь объекта исследования. Такая работа осуществлена впервые.

Основные результаты исследования в целом:

1. Монументальная архитектура Кыргызстана сформировалась в основном б конце Х-Х11 вв., чему способствовали социально-экономические условия развития феодальных отношений этого периода, общность культурно-исторических судеб народов Средней Азии и Казахстана.

В работе выявлены основные предпосылки, способствовавшие сложению монументальной архитектуры Кыргызстана Х-Х11вв.

2. Генетические истоки мемориальных сооружений Кыргызстана восходят к древнейшим погребальным сооружениям ранних кочевников Средней Азии. Казахстана и Южной Сибири, которые в процессе своего развития приобрели ряд характерных типологических черт, в основе которых лежит их объемно-пространственная композиция.

3. По результатам типологического анализа мемориальной Ерхитектурь; Средней .Азии. Казахстана, Ирана, Закавказья, Турции составлена карта-схема расположения мавзолеев установленных архитектурных типов центрических, портальных, башенных и с круглым планом..

4. В искусстве Семиречья сложилась своя, отличающаяся от других районов Средней Азии, архитектурная школа графической резьбы по глине и ган-чу. наивысшим проявлением которой автор считает архитектурно- художественную разработку интерьера мавзолея Шах-Фззнль, орнаментальные мотивы я стиль резьбы которого не имеют аналогов на сопредельных территориях. Анализ архитектурно-художественных приемов и исторических параллелей дают основания для твердой датировки мавзолея Шах-ФазильХ1 веком.

5. Архитектурно-пространственная композиция, строительные приеми. данные археологии, критический разбор письменных источников опровергают гипотезу об инородном, не местном происхождении Таш-Рабата и в то же время позволяют уточнить его планировку и датировку XI веком.

6. Самый древний сохранившийся минарет Средней Азии Буранннский, относимый нашими исследованиями к концу X в., положил начало новому типологическому виду минаретов в Средней Азии. В этом минарете заложено все то. что будет оттачиваться и совершенствоваться на протяжении Х1-ХП вв. Он знаменует становление того нового архитектурного типа, который полтора века спустя, в бухарском минарете Калян 1127 г. достигнет предельной выразительности. а начиная с Узгенского минарета приобретет канонизированные черты в пропорционировании архитектурных форм и присущие им элементы художественной самобытности.

7. Становление и развитие монументальной, архитектуры Кыргызстана Х-ХП вв. тесно связано с ростом городов и поселений в эту эпоху, развитием строительной техники, появлением новых идейных задач архитектуры, связанных с особенностями социального заказа и эстетических идеалов слагающих общество классов.

8. Архитектурное наследие Кыргызстана, в целях ее сохранения и популяризации нуждается в реставрации и консервации с последующим их использованием под определенные функции.

Различное физическое состояние памятников, уровень их архитектурно-художественной и исторической ценности предполагают индивидуальный подход и принятии реставрационных решений с тем, чтобы не нанесли г.реда памятникам.

Особое внимание должно уделх~и.ся проектам приспособления памятников архитектуры, где использование памятников в новых целях не должно снижать их ценности как памятника искусства и документа истории.

положения диссертщпг-' о-ту6лчк.т.?кы г. следующих- работ .-.у

1. Из истопии изучения Т'аш-Рабата. Статья. Сб. Памятники Кыргызстана.

Фрунзе. 1952. 0.4 г..л.

2. Узгенскии минарет. Статья. Сб. .Археологические открытия 19П г. ■£:Т.". 0.2 п..-..

2. Новое о Таш-Рабате. Тезисы доклада. Всесоюзная научная конс>срег:-П1'я «-Культура и искусство Кыргызстан).. Ленинград. 1982. 2 стр.

4. О рестаппаиип древних архитектурных сооружений. Статья. С5. Памятники Кывгызетаиа. вып.7. Фрунзе. 1983. 0.5 пл.

5. Монументальные памятники г. Фрунзе. Статья «Фрунзе». Энциклопедии. Фрунзе. 1984. 0.8 г..:..

о. 'Изучение и реставрация памятников Кыргызстана. Статы:. Сб.: ЫАИКЦА. бып. 7. М.. 1984.

7. Новая работа реставраторов Киргизии. Статья. Сб. Памятники Кыргызстана. вып.9, Фрунзе, 1986. 0,4 п.л.

8. Реставрация древней кирпичной архитектуры Кыргызстана. Статья. Теоретические проблемы архитектуры и градостроительства Средней Азии. Сб.Научных трудов БПН. Бишкек. 1991. 0.8 п.л.

9. Методическое руководство к выполнению дипломного проекта по реставрации. Метод.рук-во. КАСИ. ЦНИТ. 1995. 0.3 г..л.

¡0. Архитектурные термины из эпоса <<Манас». Учебное пособие КАСП.ЦНИТ, 1995."l.5 п.л.

!1. Миссия архитектуры... Научная статья. Республика. >¿22' 1 SM 22.0S.1945. 0,4 п.л.

i 2. Новое о Таш-Рабате. Научная статья. Древний и средневековый Кыр-r:,¡cian. Ил им. Бишкек, ¡«»б. 0.7 п.л.

13. К вопросу о реконструкции восьмигранного мавзолея Бураны. Науч. статья. Матер. III науч.гехн. конф. проф.-препод, состава и студентов KACIi. Бишкек, 1449.0.15 г.д.

14. Г'унбез Манаса. Науч.статья, матер, респ. научно-гехн. кона. '(Через неустанный, кропотливый труд к процветанию», посвящ. дням эпоса «Манас» КГУСТА. Бишкек. 1499. 0.5 п.л.

15. Антураж. Фасад. Генплан. Метод.рук-во.КГУСТА. Бишкек. 2000. 1.5 л .л.(В соавт. Кудрявцева Т.В. Фавваз Аль-Дахир>.

16. Шрифт зодчего. Метод, указание. КГУСТА. Бишкек. 2000. (В соавт. Кудрявцева Т.В. Фавзаз Аль-Дахир). 5.0 п.л.

17. История искусств. Метод, указание. КГУСТА. Бишкек, 2000. (D соавт. Кудрявцева Т.В. Фавваз Аль-Дахир*. 1.7 п.л.

18. Придорожнче сооружения Кыргызстана. Статья. Матер, научно-пр нет. конф. '(Современное состояние и перспективы раззития строительной науки». Часть I. Бишкек. 20G0. (В ссазт. Фавваз Аль-Дахир). 0.5 п.л.

АННОТАЦИЯ

Диссертация X-XI1 к.к. Кыргызстандын монументалдык архитектура-сын пзилдейт. Эмгекте Кыргызстандагы X-XII к.к. монументалдык зодчест-понун. _7^'з_улушуно мумкунчулук ачкан негизгк шарттар керсетулот. Коп орун. Кыргызстандагы орто кылым мезгилиндсги монументалдык архитекту-ранын генезисин, .тннологиясын жана алардын езгочолуктерун изилдвего 6е-рилет. Айрым X-XI1 к.к. архитектура эстеликтеринин курулуу убактысыи аныктоого айрыкча кеиул бвлунген. Ошол мезгилдеги мемориалдык жана дииий багыттагы архитектурадл. кирпич мелен онмолоп кынаптоонун маани-сп белгиленет.

Кыргызстандагы X-XII вв. монументалдык архитектуранын тузулушу жана енугушу. ошол эпохадагы щалрлардын жана айылдардын есушу менен, курулуштагы жаны техншсалар жана архитектурадагы жаны ндеялык таланта р менен тыг'ыз баиланышта изилденет. Кыргызстандын архлгектуралык мурастарын сактоо жана алардын маанисин элге жайылтуу максатында реставрация, консервация иштерин жургузуу талап кылыпат, ошондуктап эмгекте Х-ХП к.к. таандык монументалдык эгтеллктерлн реставраниялоо, алардын корук зоналарынын территорияларын тартилке келтлруу жана пайдалануу боюнча бир катар кортунду сунуштар Оерилет.

ANNOTATION

Monumental architecture of Kyrgyzstan during X-Xll centuries is analyzing in tnis dissertation. There are main reasons promoting to found of monumental architecture in Kyrgyzstan during X-XJ1 centuries. Consideration of genesis, typology and peculiarities of monumental architecture of medieval Kyrgyzstan takes important niace in mis dissertation. Great attention is given to date problems of each monu-menxs oi medieval architecture. Important meaning is given to brick ornamental masonry m cuit and memorial architecture of medieval period.

Establishment and development of monumental architecture, of medieval Kyrgyzstan are connecting with city and village growing in medieval period, with development of building equipment and new tasks of architecture. Architecture heritage needs in restoration and conservation. There are many conclusions for restoration. territory planning of protected zones and modem using of monumental architecture of Kyrgyzstan during X-XII centuries.

аннотация

В диссертации исследуются'монументальная архитектура Кыргызстана Х-ХП вз. Показаны основные предпосылки, способствовавшие сложению монументального зодчества Кыргызстана Х-ХП вв. Большое место в работе занимает рассмотрение вопросов генезиса, типологии и особенностей монументальной архитектуры Кыргызстана средневекового периода. Особое внимание уделено проблемам датировки отдельных памятников архитектуры Х-ХП вв. Отмечается значение кирпичной орнаментальной кладки в культовой и мемориал-нон архитектуре этого периода.

Становление и развитие монументальной архитектуры Кыргызстана Х-ХП вв. тесно увязывается с ростом городов и поселений в ту эпоху, развитием строительной техники и новых идейных задач архитектуры. Архитектурное пасл'^о-вание Кыргызстана, в целях его сохранения и популяризации нуждается в реставрации и консервации. В работе предложен ряд заключений по реставрации, благоустройству территорий охранных зон и современному использованию монументального зодчества Кыргызстана Х-ХП вв.

Подписано в печать 21.06.2000 г. Формат бумаги 60х84!/1в-Печать офсетная. Объем 1,4 п.л. Тираж 100 экз. Заказ 273.

720044, г. Бишкек, ул. Сухомлинова, 20, ИЦ «ТЕКНИК», Тел.: 42-14-55