автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.02, диссертация на тему:Модернизация зданий и сети кинотеатров
Автореферат диссертации по теме "Модернизация зданий и сети кинотеатров"
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ ТИПОВОГО И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЖИЛИЩА (ЦНШЭП ЖИЛИЩА)
На правах рукописи УДК 725.824.4.004.69
Архитектор ХОМЯКОВ Александр Иванович
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗДАНИЙ И СЕТИ КИНОТЕАТРОВ (на примерах крупнейших городов СССР)
Специальность 18.00.02 - Архитектура зданий и сооружении
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры
Москва - 1990
Диссертация выполнена в Центральном научно-исследовательском и проектном институте типового и экспериментального проектирования комплексов и зданий культуры, спорта и управления имени Б.С.Мезенцева (ЦНИИЭП им. Б.С.Мезенцева) Госкомархитектуры при Госстрое СССР.
Научный руководитель - кандидат архитектуры Ю.П.Гнедовский
Официальные оппоненты: доктор архитектуры, профессор
Бархин Б. Г.
кандидат архитектуры Лебедев A.B.
Ведущая организация - Государственный институт проектирования кинотеатров (Гипрокино)
Защита состоится " b " , C/eip/c-f 199/ г. в '/¿7 час. на заседании Специализированного совета Д 033.14.01 при Центральном научно-исследовательском и проектной институте типового и экспериментального проектирования жилища (ЦНИкЭП килища) по адресу: Москва, 127434-, Дмитровское шоссе, 9 кор."Б".
С диссертацией можно ознакомиться б методфонде ЦНИИЭП нилшца.
Автореферат разослан JuA^Si 199/ г.
Ученый секретарь Специализированного совета, кандидат архитектуры
Е.Ю.Пересветов
Актуальные темы. Социальные изменения, которые происходят сегодня в нашем обществе, не могут не сказаться на функционировании систем досугового и культурного обслуживания, которое не отвечает современным потребностям населения ни по форме, ни по содержанию. Проблема организации досуга сейчас особо актуальная и рождает целый ряд нежелательных социальных явлений, борьба с которыми будет безрезультатной, пока не удовлетворен спрос на основные формы проведения досуга - общение, зрелище, спорт и др.
Ваяное место в этом ряду занимает кино. Несмотря на падение кинопосещаемостн (как и других форы массового досуга) кинематограф в СССР - самый популярный из всех видов общественного организованного досуга, а кинотеатры - наиболее посещаемые и массовые в строительстве культурно-зрелищные учреждения.
Тем не менее, за последние десятилетия появились предпосылки, указывающие на то, что кинотеатр ожидают перемены, как в архитектурно-пространственном, так и в градостроительном аспектах.
Развитие кинематографа за свою почти вековую историю выявило широкий диапазон зрительских вкусов и предпочтений. Киноаудитория разделилась на кинопотребительские группы, что не может не сказаться и на типологии кинотеатра.
Заметное влияние на изменение пространственных параметров кинотеатра оказало появление видео. Все фильмы за рубежом сегодня снимаются на пленке для телеэкрана: соотношение сторон кадра -1:1,37. Прокат таких лент в киносети требует небольших кинозалов.
И, наконец, падение посещаемости кино также заставляет отказаться от больших кинотеатров, как от экономически не выгодных.
Естественно предположить, что в будущем кинотеатр исчезнет как тип отдельно стоящего зрелищного здания и растворится в ткани
города в виде небольшие кинозалов, гибких в репертуарной отношении, рентабельных а эксплуатации и экономичных з строительстве. Это будет способствовать насыщению сложившихся центров городов культурно-досуговыыи учреждениями за счет мероприятий по реконструкции, запланированного сокращения производственных зон в соответствии с приоритетом социальной сферы.
Наряду с появлением новых факторов, требующих архитектурной переориентации в отношении к кинотеатру, остаются неустранеяныии хронические недостатки в количественных и функциональных аспектах проблемы: существующие темпы строительства кинотеатров не позволяют покрыть дефицит киномеог в госкиносети, составляющий в среднем от нормы; большинство действующих кинотеатров характеризует однообразие архитектурно-планировочных решений и форм обслуживания зрителей.
Особенно остра проблема совершенствования киносети в крупнейших городах, где швет шестая часть населения страны. В них наиболее отчетлива дифференциация культурных интересов, быстрее растет интенсивность и меняется характер пространственного распределения культурных связей, резче падает посещаемость кинотеатров. И всё это - на фоне бурного роста населения этих городов.
Научно-исследовательские и проектные работы по развитию сети и типологии кинотеатров ведутся рядом научных организаций и институтов (ДНМИэп мы.Б.С.Мезенцева, ЦНИИЭП учебных зданий, ЫНДОП и др.). Отдельные аспекты проблемы рассматриваются в работах представителей различных исследовательских направлений: расчетно-сетевого*), социологического^) и типологического^.
^ Б.п.лнисимов, Н.Н.Ерофеева, В.Н.Елина, А. в.Лебедев и др. 2) В.Н.Болкоб, М.Н.дабский, С.А.Иосифян, И.А.^ачук и др.
А-И-3*сик' *.ИЛараяоБв. Е.Г.Круг-
Развитие киносети рассматривается в этих научных работах как последовательное наращивание капитального строительства новых перспективных типов кинотеатров и как оптимизация существующих учреждений кинопоказа. При сопоставлении планов развития государственной киносети со структурой капиталовложений в строительство видно, что достижение норматива ооеспеченности киноместами крупнейших городов в ооозрниоц будущем нереально по ряду финансовых и организационных причин. Существенное увеличние сети кинотеатров в крупнейших городах треоует изыскания новых интенсивных направлений развития системы.
Зарубежная практика показывает возможные резервы повышения кинообеспеченности крупнейших городов. Несколько кинотеатров небольшой вместимости в первых этажах квартала или улицы, работающие как единая многозальная система - характерный припер современной структуры зарубенной киносети. Широко распространена за рубежом также практика размещения кинотеатров в складских сооружениях, гаражах, ангарах и др. зданиях производственного назначения. Равный акцент здесь делается на создание эффектной рекламы, скрывающей промышленные мотивы используемого здания. В целях увеличения рентаоельиисти существующих кинотеатров с залами большой вместимости часто применяется разделение большого кинозала на несколько иалых. Кинотеатр в этом случае получает возьшаность осуществлять более гибкий реаим кнноаоказа, что позитивно сказывается на его посещаемости.
В нашей стране встраивание кинотеатров в здания различного назначения широко применялось до революции, а также з 40-505 роды. Но вследствие технических трудностей (размещение крупных кинозалов в зданиях с небольшим шагом несущих опор) интерес к этому
направлении упал. Считалось также, что встроенные и приспособленные кинотеатры менее выразительны и значительны с градостроительной точки зрения и, вследствие этого, меньше привлекают зрителя, чей новые болылие кинотеатры со значительной вместимостью и современный экстерьером.
Сегодня строительные возможности значительно возросли. Кроме того, наметилась явная тенденция к уменьшению вместимости кинозалов. Б настоящее время развитие сети кинотеатров в крупнейших городах страны нуждается в качественно новом направлении.
Модернизации, как средству развития сети кинотеатров, в последние десятилетия в нашей стране не придавалось большого значения. В научных работах "Новые типы кинотеатров" (автор Е.И.Та-ранова, 1985 г.), "Пособие по проектированию кинотеатров" (авторы Е.И.Таранова, Ю.П.Гнедовский, 1989 г.) в общих положениях отмечается целесообразность применения реконструктивных мероприятий в целях совершенствования киносети. Однако, конкретные рекомендации по модернизации существующих зданий кинотеатров, встраиванию кинотеатров и кинозалов в существующие зданий городской застройки на сегодня отсутствуют.
Главная причина интереса к модернизации, как к наиболее актуальному средству архитектурного воздействия, заключается в том, что именно созданием небольших кинотеатров, встроенных, пристроенных и приспособленных, делением крупных на меньшие и пристройкой новых кинозалов к существующим кинотеатрам представляется возможным решить следующий комплекс задач: социально оживить ткань сложившихся центров городов, наполнив её современными досу-говыми функциями и тем самым повысить её качественный уровень; ввести в эксплуатацию специализированные типы кинотеатров с
новыми формами кинообслуживания, приспособив киносеть к новым потребностям населения.
Совершенствование киносети не может рассматриваться изолированно от эстетических аспектов, значение которых неыаловаяно.
Для интенсивного развития и совершенствования киносети необходима разработка комплексных рекомендаций по организации функционально-пространственной систеш кинообслукивания с активный использованием существующих резервов городской застройки. Таких рекомендаций в настоящее вреыя все еще нет.
Таким образок, актуальность исследования определяется комплексом противоречий: с одной стороны - необходимостью сохранения и социального оздоровления слояившейся городской среды, развития различных форм кинодосуга; с другой - низкой кинопосещаемостью, а также слабой технической базой отечественного культурно-досуго-вого строительства.
Цель работы: создание научно-ыетодической основы для модернизации зданий и сети кинотеатров в крупнейиих городах при интенсивном использовании существующей городской застройки.
Задачи работы:
обобщить отечественный и зарубежный опыт, теоретические и практические разработки по развитию киносети и современные требования к зданияц кинотеатров;
выявить тенденции развития киносети е условиях новых функциональных требований и ограниченных территориальных и материальных ресурсов города;
создать принципиальные модели архитектурно-пространственной организации кинотеатров на основе использования существующей городской застройки, а также модели модернизации существующих кинотеатров;
дать социально-экономическую оценку предложенным направлениям совершенствования киносети.
Объектом исследования являются кинотеатры крупнейших городов с кинозалами различной вместимости и специализации.
Границы исследования включают изучение проблемы модернизации сети постоянных кинотеатров крупнейших городов по следующим аспектам: градостроительные условия и показатели функционирования, состояние материально-пространственного фонда, архитектурно-художественные характеристики.
Вопросы технического усовершенствования процесса кинопоказа в границы настоящего исследования не входят и в работе не рассматриваются.
Методика исследования основана на комплексном анализе следующих аспектов:
систематизации теоретического и практического материала,включающего в себя данные о градостроительных условиях функционирования киносети, пространственных ресурсах различных типов городской застройки, материально-пространственной базы киносети 22 крупнейших городов ЦОС*';
натурных обследованиях киносети городов Минска, Киева, Свердловска, Львова, включающих экспертный опрос представителей администрации кинотеатров и органов управления кинофикации, а также опрос по анкетам;
графо-аналитическом методе, включающем экспериментальное проектирование и пространственное моделирование специализированных кинотеатров и их вместимостей в различных типах городской застройки ;
сравнительном анализе с последующей социально-экономической оценкой наиболее рациональных моделей.
Научная новизна работы:
выявлены закономерности и тенденции архитектурно-пространственной эволюции кинотеатра в соответствии с развитием градостроительных и технологических концепций системы досуга в крупнейших городах СССР;
предложены направления совершенствования и развития сети кинотеатров в различных типах сложившейся городской застройки;
разработаны принципиальные модели приспособления отдельных существующих зданий и встраивания в них специализированных кинотеатров, модернизации существующих кинотеатров в зависимости от особенностей их планировочных решений и размещения в городе.
Указанные положения зыносягся на защиту.
Практическое значение работы заключается в возможности ее непосредственного применения при разработке заданий на проектирование приспособления отдельных зданий существующей городской застройки или встраивания в нее новых специализированных кинотеатров, при модернизации (в том числе реконструкции; существующих зданий кинотеатров, а также при расчете киносети, определении необходимых объемов и очередности строительства кинотеатров.
Практическое применение предложенных в работе рекомендаций позволит расширить формы проведения досуга в крупнейших городах СССР, поднять посещаемость кинотеатров, улучшить зстетические качества городской среды.
Апробация работы, исновные положения работы доложены на научно-технических советах ЦНИИЭп им.Б.С.Мезенцева (7.IX. 1989 г.) и ЦНйКЭП учебных зданий (1.Х1-1989 г.), а такде на ХУ Научно-практической конференции молодых ученых ЦКИИП градостроительства (1и.1Х-1985 г.). Кроме того, отдельные положения диссертации опубликованы в сборниках научных трудов.
Объем работа.Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Работа включает 119 страниц машинописного текста,5 приложений, 30 иллюстраций, список использованной литературы из III наименований.
Структура работы. Структура работы подчинена последовательности решений поставленных задач, раскрытых в каждой из частей. Б пергой главе - анализ практики проектирования и строительства кинотеатров и условий их функционирования; во второй - исследование возможностей и ограничений при проектировании и строительстве кинотеатров в различных типах городской застройки; в третьей - предложения по приспособлению, встраиванию, реконструкции и модернизации кинотеатров, методика расчета количественных и качественных показателей для модернизации сети кинотеатров.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
В основе проведенного исследования лежит определение социальных, культурных и экономических предпосылок совершенствования киносети посредством приспособления, встраивания и модернизации кинотеатров.
Анализ особенностей исторического развития отечественной киносети позволил установить, что её эволюция богата различными подходами к проектирований и строительству кинотеатров, идеями и концепциями функционирования, решениями пространственных и функциональных схем. Процесс развития киносети прошел ряд этапов, характеризующихся различными целевыми установками, и поэтому сопровождался обогащением системы кинотеатрами архитектурной и функциональной направленности.
Тем не менее, несмотря на многообразие этих процессов, инерционных подход администрации к функционированию системы, сложив-
шийся в 50-6С& годах, пренебрежение старым фондом кинотеатров и невнимание к эволюции зрительского спроса привели к тому, что сеть городских кинотеатров представляет сегодня почти однородную структуру, состоящую из одинаково функционирующих элементов.
Острая социальная необходимость в развитии досуга, ликвидация монополии кинопроката, появление коммерческого кино заставляют пересмотреть практику дальнейшей унификации сети кинотеатров посредством строительства однотипных зданий и вернуться к многообразию пространственных и планировочных решений, созданию широкого диапазона форм обслуживания зрителей.
Анализ условий функционирования городских кинотеатров, выявивший, с одной стороны, падение обеспеченности киноместами городского населения и, с другой, падение кинопосещаемости, указывает на необходимость продолаения строительства кинотеатров иными, менее дорогостоящими и более результативными средствами.
Выявление тенденций модернизации зданий я сем кинотеатров проводилось на основе анализа их классификации. При обобщении научных и практических данных, автором выделены следующие признаки классификации и соответствующие им тенденции:
по градостроительному положению: выравнивание показателей нагрузки в кинотеатрах различных структурных элементов города;
по специализации: переход от однообразных к разнообразным специализированным формам обслуживания кинозрителей;
по системе кинопроекции: возвращение в широкий прокат экрана с соотношением сторон кадра 1:1,37 (соотношение телеэкрана); по составу помещений: создание ыногозальных систем. Полученные в результате анализа тенденции функционально-пространственного развития кинотеатров позволяют сформулировать перспективные направления развития киносети, в основе которых - пе-
реход от повсеместного строительства однозальных крупных отдельно-стоящих кинотеатров к строительству:
в периферийных районах (районах-новостройках) городов -многозальных кинотеатров с кинозалами различной специализации;
в центральных районах городов - специализированных кинотеатров на основе реконструкции и модернизации существующего, зачастую устаревшего фонда застройки и строительству подземных кинотеатров.
Последней проблеме посвящено основное содержание данной работы.
Анализ средств интенсивного развития и совершенствования киносети в отечественной и зарубекной практике позволяет предложить их типологию, которая включает в себя:
изменение вместимости кинотеатра путем пристройки новых залов или разделения крупных на меньшие;
изменение функционального типа существующих кинотеатров перепланировкой, пристройкой отдельных помещений, использованием прилегающих зданий;
приспособление зданий городской застройки под кинотеатры (подвальных, первых и вторых этажей, а также приспособление малоэтажных зданий под кинотеатры);
встраивание кинотеатров в межзастроечные и призастроечные пространства (внутренние дворы кварталов, домов, проемы между домами).
Составной частью процесса совершенствования киносети является оптимизация архитектурно-художественных характеристик существующих кинотеатров крупнейших городов.
Образ кинотеатра - активная составляющая городского ландшафта, особенно в новых районах, где кинотеатр является практически
1а
единственным культурно-зрелищным зданием. В настоящее время, как показали обследования киносети ряда крупнейших городов, кинотеатр играет пассивную роль в формировании эстетического облика городской среды. Однообразные архитектурные решения типовых проектов, по которым построено подавляющее количество кинотеатров, не оживляют панорамы городов: в центральных районах кинотеатры растворяются в контексте исторической среды, в периферийных -являются утрированный выражением безликой жилой застройки. В подобных условиях кинотеатры не создают оригинальной эстетической среды, отличающей их от других объектов культуры, что способствует падению престижа кинодосуга и ведет к дальнейшему снижению кинопосещаемосги.
Анализ современных направлений в дизайне и архитектуре, а также декоративно-художественного решения ряда общественных и промышленных зданий позволил выделить, как наиболее прогрессивный и вероятный, принцип визуального изменения стереотипного облика кинотеатров конструкциями декоративного оформления, элементами рекламы, переооорудования интерьеров и окружающей среды и т.д. Всё это усилит специфику данного типа здания, позволит разнообразить и избегать впечатления унылого и образного повтора.
Одно из главных условий устранения уоыточного функционирования сети городских кинотеатров - рациональное распределение количества киномест между центром и периферией города. Как показа-ля исследования функционирования сети кинотеатров различных структурных элементов 22 крупнейших городов СССР, на цегпрприходится 20-40Д, да периферию - 60-8О/о киномест всей сети. Таким образом, наблюдается явное несоответствие в фактическом соотношении количества киномест между центром, с высокой социальной активностью населения, и периферией - со значительно более низкой.
.результатом такого положения являются диспропорции кинопотребления: эстремальные нагрузки на кинотеатры центра, низкая заполняе-мость залов на периферии, а в целой - значительные потери потенциальных зрителей.
Как показали исследования, распределение мест в кинотеатрах города должно оыть переориентировано в пользу центра, что потребует радикального развития кинисети в единившиеся центральных районах, в связи с чем для этих зон были рассмотрены возможности и ограничения модернизации зданий кинотеатров.
В центральных районах крупнейших городов автором выделяются зоны, отражающие дифференциацию сложившейся застройки по архитектурно-историческим, функциональным и материально-техническим характеристикам: заповедная, историческая, смешанная.
В заповедной зоне (I зона) размещаются исторические плотно застроенные кварталы, сформировавшиеся до конца XIX века с особо ценной рядовой застройкой (жилой, культовой и гражданской).Вследствие того, что эта зона представляет историческую и культурную ценность и охраняется государством, новое строительство здесь практически запрещено.
Для исторической зоны (П зона) характерны маломерные кварталы (2-5 га), структуру которых формируют, как правило, плотно поставленные периметральные здания конца XIX - начала XX вв., представляющие собой бывшие доходные дома различной архитектурной ценности и вкрапления более поздних построек советского периода, этажностью до 5-6 этажей. Внутриквартальное пространство застроено хаотично, без соблюдения разрывов, зданиями малоценного фонда.
Застройка смешанной зоны (зона Ш) представляет собой низкоплотные жилые массивы, включающие в себя промышленные и произвол-
ственные территории и является окраиной центрального района (а в прошлой - окраиной города). Хилые пассивы формируются, как правило, разнохарактерными зданиями: одно- двухэтажными усадебными строениями с участками, жилыми зданиями дореволюционного, а также советского периода различной этажности.
Исследования показали, что каждой зоне центра в соответствии со спецификой её градостроительных условий должен соответствовать конкретный принцип создания новых объектов кинопоказа:
Зона I - приспособление под кинотеатры малоценных зданий, устройство кинотеатров в нежилых помещениях - подвалах, цокольных этаяах, подземных пространствах; общий характер процесса -"щадящая" реконструкция.
Зона П - встраивание кинотеатров во дворы кварталов хилых домов, а проёмы между зданиями периметральной застройки, в первые этажи; общий характер процесса - регенерация среды с инкрустацией и новоделами.
Зона Ш - приспособление в полном объеме сооружений промышленного назначения под кинотеатры, встраивание кинотеатров в первые этажи жилых и административных зданий;общий характер процесса - приспособление зданий с радикальным преобразованием образа.
Наряду с интенсивным развитием киносети посредством приспособления зданий и регенерации среды, важной составляющей частью совершенствования сети является оптимизация существующих кинотеатров. Причем выбор формы оптимизации диктуется спецификой градостроительных условий, особенностями ситуационного размещения кинотеатра:
I зона центра - модернизация (ремонт, обновление конструкций; в отдельных случаях - перепланировка, подземное развитие
пространства);
П, Ш зоны центра, периферия города - модернизация (функциональная перепланировка, перепланировка зрительного зала, т.е. деление по вертикали и горизонтали, подземное развитие пространства), реконструкция (пристройка, надстройка кинозалов, приспособление близле&ащих зданий под расширение помещений зрительского комплекса).
Исследование параметрических характеристик основных типов существующих зданий застройки сложившихся центральных районов крупнейших городов и сопоставление их с параметрами планировочных схем новых специализированных типов кинотеатров, разработанных в ЦНИИЭп им.Б.С.Ыезенцева, позволили автору установить, что для приспособления и встраивания в существующую городскую среду,в силу своих пространственных особенностей, подходят не все специализированные типы кинотеатров, а лишь следующие: многопрограммный, детский, экспресс, студийный, кинокафе, детский-районный.
Расчеты площадей по набору помещений позволили определить диапазоны параметров указанных кинотеатров, которые показывают,что многопрограммные и экспресс - наиболее "предрасположены" к приспособлению и встраиванию, а детские и детские-районные - наименее.
Выявлен комплекс приёмов образной оптимизации кинотеатров, который включает в себя: локальную (настенная и отдельно стоящая "точечная" реклама), декоративную (отделка стены), силуэтную (пространственные конструкции) и составную формы обновления экстерьера.
Изучение специфических пространственных особенностей встроенных, пристроенных, подземных и отдельно стоящих кинотеатров поз-
волили выделить наиболее вероятные приемы их: образной модернизации:
для встроенных - локальная и декоративная; подземных - локальная и силуэтная; пристроенных и отдельно стоящих - весь комплекс приёмов.
Анализ и исследование совокупности различных факторов, влияющих на функционирование кинотеатра в городе, позволяют считать, что модернизация киносети в крупнейших городах включает в себя две группы задач:
снижение дефицита киномест посредством приспособления под кинотеатры существующей городской застройки;
сохранение и специализация существующего фонда кинотеатров посредством их реконструкции или модернизации.
Расчет очередности снижения дефицита киномест в сети крупнейшего города предлагается рассматривать как совокупность следующих процедур:
1. определение общего дефицита киномест в сети,
2. распределение полученного дефицита киноиесг медду структурными элементами города: центром и периферией,
В. расчет первой очереди снижения дефицита киноыест.
В диссертации разработаны и сформулированы принципы отбора существующих кинотеатров для капитального ремонта, функциональной модернизации или реконструкции:
Определение критериев необходимости проведения капитального ремонта существующего кинотеатра основано на сопоставлении относительной социальной активности участка размещения кинотеатра, его материального состояния и посещаемости с разработанной в ходе исследования теоретической моделью.
Специализацию для существующих кинотеатров центра города рекомендуется устанавливать также путем сравнения их градостроительных, количественных и планировочных признаков с аналогичными признаками теоретической модели.
Приспособление под кинотеатры существующей городской застройки представляет собой часть реконструктивных мероприятий городской среды, на этой основе кинотеатры предлагается создавать посредством: встраивания кинотеатров в первые этажи существующих зданий, приспосооления малоэтажных строений под кинотеатры,встраивания кинотеатров в ыекзастрозчные и призастроечные пространства.
Весь диапазон возможных видов приспособления городской застройки под кинотеатры включает в себя (рис.1):
встраивание кинотеатров в первые этажи новых многоэтанных жилых и административных, зданий;
встраивание кинотеатров в первые этажи старых многоэтажных, жилых и административных зданий;
приспособление под кинотеатры промышленных строений конца XIX - начала XX вв.;
приспособление промышленных строений 30-6СЁ£ годов нашего
века;
встраивание кинотеатров в пространство двора-колодца застройки XIX - начала XX вв.;
встраивание кинотеатров в пространство кварт-яде; встраивание кинотеатров в пространство открытого двора; встраивание кинотеатров в проёмы строчной застройки улицы. Необходимым условием рентабельного функционирования сущест~ зующих кинотеатров является их соответствие специфике социальных потребностей е зоне тех участков, на которых они расположены.
Адаптация существующего кинотеатра к специфике участка должна проводиться на основе реконструкции или модернизации кинотеатра. Предлагается различать следующие приёмы подобных мероприятий (рис.2):
пристройка или надстройка к кинотеатру дополнительного кинозала (ов);
перепланировка существующих кинотеатров, которая включает в себя: горизонтальное деление кинозала на несколько малых, вертикальное деление кинозала, смешанное деление, а также функциональную модернизацию (перепрофилирование существующих помещений без капитальных строительных работ)«
В зависимости от различных условий (участка размещения кинотеатра в городе и его архитектурно-строительных особенностей) даны рекомендации по архитектурно-художественной модернизации образа кинотеатров.
В заповедной зоне центра для встроенных, пристроенных, подземных и отдельно стоящих кинотеатров рекомендуется применение локальной формы образной оптимизации (иллюминированная плоскостная и объемная реклама ограниченных параметров).
В остальных участках города:
для встроенных кинотеатров: помимо локальной, рекомендуется применение декоративной формы образной оптимизации (использование цветной штукатурки, накладных фасадов, коврового иллюминирования);
для подземных - силуэтной формы (пространственные металлические конструкции с применением цвета, плоскостных и объемных элементов и иллюминации);
для пристроенных и отдельно стоящих кинотеатров рекомендуется применение составной формы образной оптимизации.
Социально-экономическая эффективность модернизации сети кинотеатров определяется возможностью оперативной интенсификации развития культурного обслуживания населения без значительных капитальных вложений на новое строительство, привлечением в кинотеатры новых контингентов потенциальных зрителей, и,соответственно, увеличением сборов от кино. Активное использование зданий существующей городской застройки в целях развития сети кинотеатров позволит сохранить целостность сложившихся градостроительных структур, повысить уровень городской культуры. Применение предложенных принципов совершенствования системы расширит спектр специализаций кинопоказа на основе значительной экономии средств.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Сегодня кинотеатр перекивает важнейший этап своего развития, связанный с изменением спроса, организационной перестройкой,расширением технических возможностей. Существуют все основания считать, что отечественный кинотеатр нукдается в комплексном переосмыслении в ответ на меняющиеся градостроительные, социальные и технические концепции развития всей системы досуга.
I. Установлено, что за рубежом крупные однозалыше кинотеатры в последнее десятилетия рассматриваются как нерентабельные. Строительство отдельно стоящих зданий кинотеатров перестало быть актуальны'.:. Объективный процесс снижения спроса, и, вслед за телевидением, появление видео, коренный образом изменили требования к пространству и архитектуре кинотеатра, его месту в городе, приблизив кинозал к масштабам телеаудитории« Кинотеатр развивается в городской среде (особенно в Западной Европе) мелкодисперсной сетью кинозалов, занимающих пространственные пустоты первого и
подземного этажей города. Одяозалыше кинотеатры перестраиваются в многозальные.
2. В крупнейших городах ССС^ и, особенно, в их центрах, качественное и количественное совершенствование может быть достигнуто переходом от экстенсивных к интенсивным формам развития киносети, включающим в себя в первую очередь приспособление и встраивание специализированных кинотеатров в отдельные здания существующей городской застройки и созданию тем самым архитектурного и функционального многообразия городских кинотеатров.
3. Разработаны предложения методологического характера развития киносети в структуре города, которые включают в себя:
уточнение распределения киномест между центром и периферией города (по формуле, приведенной в работе);
определение дефицита киномест в структуре города и первоочередных объектов модернизации в различных зонах исторической застройки городов.
На основе разработанной в ЦНИИЭП им.Б.С.Мезенцева новой типологии кинотеатров, выявленных автором закономерностей и тенденций проектирования кинотеатров, предложены принципиальные модели их архитектурно-пространственной организации посредством приспособления отдельных существующих зданий городской застройки или встраивания в них:
модель I - приспосооление под многопрограммные, детские, студийные, кинокафе, экспресс -подземных и первых этажей жилых и административных зданий конца XIX - начала П. века, промышленных сооружений 30-6Й годов нашего века (вместимость кинозала до 300 мест).
Модель П - приспособление под видеосалоны первых этажей
новых типовых жилых зданий (вместимость зада до 20 мест).
Модель Ш - приспособление под кино-видеосалоны промышленных построек конца XIX - начала XX века (вместимость зала до ЮО вест]
Модель 1У - встраивание детских, студийных, кинокафе, экспресс в подземное и надземное пространство дворов - колодцев застройки конца XIX - начала XX века (вместимость кинозала до 400 мест).
Модель У - встраивание досуговых, многопрограммных, детских, студийных, кинокафе, экспресс в подземное и надземное пространство кварталов застройки конца XIX - начала и середины XX века (вместимость кинозала до 700 мест).
Модель П - встраивание досуговых, многопрограммных, детских студийных, кинокафе, экспресс кинотеатров в открытые дворы и проёмы между домами (вместимость кинозала до 800 мест).
5. Предложены принципиальные модели модернизации, а также реконструкции существующих зданий кинотеатров:
Модель I - пристройка и надстройка кинозалов различной вместимости к типовым кинотеатрам 60-70^ годов.
Модель П - горизонтальное (в партерных кинозалах) и вертикальное (в кинозалах с балконом) деление крупных кинозалов (свы-це 800 мезт) на несколько малых.
Модель й - развитие и функциональная перепланировка - создание hobie функциональных схем в существующем или расширяемом объёме здаь'-ш при сохранении параметров существующего кинозала(ов).
6. Определены архчтекгурно-худоасесгвенные приёмы образной модернизации существующих кинотеатров, включающие в себя применение объемных и плоскостных элементов рекламы и декоративных конструкций в зависимости от конкретных условий размещения и архитектурно-строительных особенностей кинотеатра.
Их применение в практике позволит достичь важного результата - сохранения и современного использования исторической среды для эстетически осмысленной жизни в городах страны.
7. Основной экономический эффект от внедрения моделей предполагается получить за счет повышения социальной эффективности -роста кинопосещаемости, а также - экономии затрат на строительство и эксплуатацию.
По данным ряда исследований приспособление существующих зданий под культурно-зрелищные функции минимум в 1,5 раза ниже затрат на строительство нового объекта, а многозальные системы на 2Щ> рентабельнее однозальных.
Внедрение результатов работы:
Материалы и основные результаты исследования использованы в следующих научно-исследовательских работах ЦНИИЭП им.Б.С.Мезенцева:
"Провести исследования и разработать прогнозы развития киносети и типов кинотеатров на период 1991-20и5 гг. для городского и сельского населения" (тема I-84-2UÛ6 плана НИ!* 1985 г.) - разработана методика прогнозирования изменения обеспеченности киноместами в городах различной величины.
"Провести исследования и разработать предложения по модернизации киносети в 1986-1990 гг. и до 20и6 г. на примерах конкретных городов различной величины в П-Ill климатических районах" (тема 1-86-2005 плана НИР 1987 г.) - откорректирована методика расчета обеспеченности киноместаыи городов с учетом клубных, ведомственных, сезонных кинотеатров, а таете кинотеатров сокращенного режима.
"Предложения по развитии сетей учреждений культуры и спорта и формированию комплексов общественного обслуживания г.Калинина"
(тема 4-86-3006 плана НИР 1987 г.) - предложен расчет процесса совершенствования сети городских кинотеатров.
"Программа-задание на реконструкции кинотеатра "Москва" для Центра национальной кинематографии" (тема 1-88-3152 плана НИР 1988 г.) - предложены схемы функционального зонирования.
"Рекомендации по функциональной технологической структуре киносети и ее оптимизации11 (гема НИР "Программа новых типов кинотеатров 1989 г.) - предложены приёмы приспособления существующей городской застройки и всараиваниа в нее новых кинотеатров, а также реконструкции и модернизации уже существующих.
Отдельные положения диссертации использованы при проектировании реконструкции к/т "Москва" в г.Москве под Центр национальных кинематографий. Проект выполнен авторов в Московском архитектурно-художественном филиале МНТП "Проект" при СА СССР в 1988 г.
Публикации по теме диссертации:
1. Хомяков А.И. Моделирование развития сети кинотеатров /Сб.научных трудов ЦКТИ Госгракданстроя р.е. "Архитектура. Районная планировка. Градостроительство", te Ij 1986, P. № 387/32.
2. Высоковский А.А., Хоияков А.И. Прогнозирование уровня развития киносети в городах РСФСР //Новые направление в развитии зданий культуры, спорта и их сетей/ ЦНЕИЭП учебных зданий -M., 1986. - с.34-36.
3. Хомяков А.И. Кинотеатр - обцесявенЕыК цемр /"Архитектура'* (приложение к Строительной газете), № II, 1985, - с.4.
4. Хомяков А.И. Принципы интенсивного развития киксезти в крупнейших городах СССР //Исследования архитектурных проблем формирования сферы досуга / ЦНМ1РП учебных зданий -M., 1988. - с.39-42.
рис. 1. Модели приспособления и встраивания кинотеатров
ПРЕДЛОХСЕНЕ^Н ПО
РЕКОНСТРУКЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ КИНОТЕАТРОВ
Рис« 2. Модели реконструкции и модернизации кинотеатров
-
Похожие работы
- Модернизация зданий универмагов
- Методы интегральной оценки качества звуковоспроизведения в кинотеатрах
- Этапы и закономерности развития архитектуры Ярославля в советский период времени
- Особенности проектирования внешкольных учреждений в городах Средней Азии (на примере Узбекской ССР)
- Разработка метода определения нормы потребления тепловой энергии системами отопления и вентиляции общественных зданий