автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Историческое наследие в современной итальянской архитектуре

Доржипанидзе, Русудан Ржвазовна
город
Тбилиси
год
1992
специальность ВАК РФ
18.00.01
Автореферат по архитектуре на тему «Историческое наследие в современной итальянской архитектуре»

Автореферат диссертации по теме "Историческое наследие в современной итальянской архитектуре"



РГ6 од

_ ^ , ТЕХНИЧЕСКИ.! У?11ШМРС'гГГ:Г;

'■'•тппут лгалтвпуга

11а правах рукописи

лордшанидзв русудан рквазоэда

исгорлчшш нлслвдш в сопр;?шюл ишышгаи аршшуря

10.00,01 - теория и история архитектуры

Автореферат

диссертации ив. соискание ученой отепени доктора архитектур»}

Тбилиси 1992

ч V

Работа выполнена в Институте архитектуры Грузинского Технического Университета.

Оффпциалышо оппоненты:

доктор искусствоведения, профессор Н.Ш. Джанберидзе, доктор архитектуры, профессор A.B. Иконников, доктор архитекторы, профессор Б.Л. Хайт.

Ведущая организация - Тбилисская Академия Художеств.

Запита состоится

£3 1993 X'. в // час. на

заседании специализированного совета Я С М8'/й0 защите диссертаций на соискание ученой степени доктора архитектуры в Грузинском Техническом Университете по адресу: Тбилиси, ул. Костава 72, аудитория^?.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ТПУ. /ул. Костава 77, административный корпус/.

Автореферат разослан " J^f^H.fl_I993 г.

Ученый, секретарь специализированного совета кандидат архитектуры, доцент / Т. Махарашвиля

* t>4_Pv,'

I г

Роль изучения зарубежного культурного опита н особенно Западной архитектуры возрастает в настоящее время хз связи со специфическим пзроло:зши иоыентои п развитии напей архитектуру. Современное мышление спирается на приоритет общечеловеческих ценностей я требует от каждого народа осознавать себя частью всего человечества, не отвергая реалии различия между ниш, Harra современная архитектура не ыояет развиваться в вакууие, в изоляции от шгрового архитектурного процесса, следовательно- изучение и освоение опита других стран, в частности современной итальянской архитектура является нообходкмш условием ео развития.

■ В европейской культуре второй половили XX века Италия заняла несколько обособленное положение. Вместе с тем, в 70-о годи,когда во всей шгра возрождается интерэс к исторический корням культуры вообще, и архитектура в частности, Италия начинает вновь привлекать к себе пристальное штаниз. Принципиально ваяшнм для дальнейшего развития архитектуры стало выдвинутое практически псвип новейшими таченияш з итальянской архитектура полохение о признании объективной ценности иотор:пеского наследия и ее творческого переосмысления в современной архитектуре.

Происходецне изменения непосредстиешю затрагивает согодия теорию и практику архитектуры и градостроительства; нужно по новому использовать традиции и öiiTb совромеинши, о учотои того, что общество нуждается в нов1« эстетических критериях красоты и экологичности.

Актуальность вобранной тош обусловлена исключительной важностью познания роли исторических традиций для формирования современной архитектура. Многие аспекты развития современной итальянской архитектур! затрагивают проблемы актуальные и для нате Я практики, такие как связь новых произведений о поитэкстоц городской среда и развернутым во времени контоксто« культуры, или коше-

1

рзткыо астантн практики Еда'латальства в исторические города, ро-кслзтрутщии центров и слоаивизйся городской настройки. В Италия /шло иачгашэт преобладать подход к архитектура, метко входящей пак з естгстьетшу» природу, так и в оложикпуюоя структуру городов. &тот о пи? о чаль важен и дня калик зодчих, кщгенх современные подходя к сохралсшгн п использоеашш исторического классического я народного иасладгщ н обероаония природа. Именно в стой области итальянскими теоретиками и практиками достигнуты вначнтельиыэ результаты.

Ц^ль и задачи исследования. В работо ксслодосшга и сделала погштза оскислснкя сложных процессов освоения ценностей лсторичас-кого кагледкя и их впедзшш коя самостоятельного'коштонзпта твор-чзесого поиска, на основании еначительного теоретического, проектного и реализованного иаториала пталышспоП архитектура последнего периода.

В настоящее время в развитии архитектура Италии аги/этен процесс радажалынсе пора««!. Борьба творческих направлений, которая обога-цао? современную итальянскую архитектуру, является важной предпосылкой ее прогресса. В работо ставились задачи:

I. Исследовать осносшге направления и прсблеш архитектур» Италии последнего периода, презвдз всего то тенденции, которио сегодня липь набираят силу, но завтра могут стать определяющими в архитектура втоЯ страны.

2. Показать спастические чертц обцно.стк и сложность внутреннего разнообразия.

3. Шделнть главно елоиенты "структурного каркаса".

4. Подчеркнуть поиски отдельных зодчих, в той или иной иере отралишчка приход в архитектуру нового стилистического выражения, эвлличахцегося в возобновлении контакта с традициями

Дяя определения в целом наиболее общих условий развития современной итальянской арлртектур/ на протяжении последних 20 лет.

-б-

ш попыталиоь кратко проанализировать продшэствовашио этоау периоду события, которые помогли обозначить лилии новых направлений и увидеть завершение наиболее значительных"этапов, смену стиловых ориентация. Каядой исторический отрезок времени формирует свои устрем- , лення, создает своп систему ценностей, утверждает свои идеалы.

Многообразность творческих направлений архитекторов, как ныо-иитых, так и молодых, заставили внимательно всмотреться во все противоречия архитектурных направлений современной Италии, выявить ■сложность ее социального и идейно-эстетического содержания,отде- ' лить то, что в произведениях итальянских архитекторов определяются 'объективным достияеннем научно-технического прогресса, профоссио-иальнш иастерствон и талантом зодчих от того, что связано с социальной структурой и противоречивости) современного итальянского общества.

■¿атериая и методика исследования. В основе работы - обширный теоретический и проектный материал. Использованы монографии я статьи известных авторов по теории и истории современной архитектуры: У.Тафури, П.Портогезн, О.ДаЛ Ко, В.Греготти, Л.Россн и др. Анализ идой документирован на основе первоисточников. Автору, находив-оомуся в Италии в 80-е года, удалось наблюдать и изучать втя явления в натуре, на выставках, в учебных заведениях, в мастерских крупных архитекторов и з беседах с ведущими теоретиками. В результате длительной работы в самой Италии, привлечен большой объем материала- монографии, статьи, проекты, реализации, использованы иирокио контакты с итальянскими специалиатаыи, яичкыо впечатления и исследования архитектурных сооруасний в конкротноц оредовоц контексте. При этом выбор конкретных архитекторов и их произведений в работе - не только объективный, но п пристрастный и, соэиоа-но, связан со вкусом наяего времени.

1

Нонизиа исследования. По истории современной итальянской архитектуры имеются фундаментальные труда итальянских теоретиков. W Вопросы по ооврзменньы течениям, Западной архитектуры разрабаты» ваатся как у нао, так и эа рубежом, многими учеными изучаются различные аспекты по проблемам традиций и новаторства, а также по проблема исторического наследия и города. Однако до настоящего времени не исследована современная архитектура Италии с точки арония опыта освоения ценностей исторического наследия^

(I)-Lu Pprto^henl. Dopo l'architettura moderna. Lateras. 198Э. P. Portorheol. Le lnlhizioni dell'architettura moderna. ' Laterza. 1979.

O.De Seta. L'architettura del novecento. DTET.1981. A.Belluzzl. O.Confo'rtl. Architettura itaiiana 1944/84. Laterza. 1985.

. M.Tafurl. Storla dell'architettura italiana. Einaudi.1986. O.Olucei. Pal Oo. Archltettura italiana del líovecento. Electa.1990.

<

(2) - Ремпэль Д.И. Архитектура послевоенной Италии -М.,1935.Глазы-чев B.JI. Современная буржуазная культура и кризис социальной роли архитектуры, в кн. Архитектура Запада ¿> Социальные и идеологические пробдемы-U.,1975. Лавров S.A. Развитие планировочной структуры ' исторически сложившихся городов.-Ы., 197-7. Иконникор A.B. Зарубежная архитектура от "Новой архитектуры" до постмодернизма.-М. ,1982. Кацнельсон P.A. Современная архитектура Италии.-У.,1983. Тихонов В. Архитектура Италии кезду прошлым и будуирш. "Архитектура СССР", 1984, 33/4,стр. II6-I2I. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства.-. Ч.,1934.Асс Е. Парад концепций."Архитектура СССР", 1985,Я,с.56-65. Лавккс Ч. Язык архитектуры постмодершзма. -Ы., 1985. Иконников A.B. Художественный язык архитектуры.-М. ,1985. Бархин М.Г. Город. Структура и композиция.«.,1986. Лордаипаиидзе P.P. Архитектура Италии.

fl диссертации впервые предлагается анализ тенденций я проблем архитектуры Италии 1970-90-х годов с точки зрения проеиственнооти . культурных традиций. Рассмотренный материал не является только но-торией развития архитектура Италии за определенный период, а даот исчерпываю; пув оценку событиям н произведениям, которые на пая взгляд наиболее полно отряжают новно тенденции и специфические черты совра * ценной итальянской архитектуры, отличающиеся продолжение!! линии архитектурно-строительных традиций, богатствои и разнообразие:! форт, глубиной идей и аркитектурис концепций. Впервые проблемы совреиез-ной итальянской архитектуры изучены d общем яонтокоте развития культуры, а становление идей, направляющих проектио-строительнув деятельность, рассмотрены d единство и целостности социалыш-йдеоло-гичзского контекста.

В работе излагается ряд утверждений, основа: ошх на личной опито и наблюдений автора как бы извне, со стороны и с достаточной объективность», несмотря на подчас принципиальное различно двиау-щих иехаиизиов и социалыго-культурщх условий развития архитектур! Запада. Поскольку ссгодня итальянская архитектурная действительность чрезвычайно разнообразна, дийеренцирошша на икояестсо скол п полицентрична, иы попытались выявить вклад каждой пнолы, нх особенность, с учетом той реальности, когда за спиной целыо поколения известных архитекторов и давно устояшиеся традиции.

Практическая значимость и апробация исследования. Результата

I970-I9B0.,Изд."Кецниорзба, 1988. Рябусгин A.B. Нопыэ горизонт • архитектурного творчества, (в печати). Шуггурова А.Н. Архитектура Запада и ыир Искусства XX ьэка.-М., 1990. Бдрхии '^.Г. Динаюгоа аркитектург.-I., 1991.

продлагаокой работы помимо прикладного, могут и должны иметь историографическое еиачение по задачам, подходу и методу.,В известной степени настоящая работа является продолжением ряда работ советских исследователей аргатектуры Италии/В.Л.Ретшь, A.B. Иконников, Р.А.Кац-нельсон, P.P. Лордкипаяндяе и др./,но шосто с тем, в ней развиваются новно положения, вытекающие ив анализа работ самого последнего врэиани и насущных проблем развития современной теорг.от архитектуры. Jfyv&eu, что данная работа особенно актуальна, так как до настоящего . времени в капай литературе не было обобщающего труда по современной итальянской архитектура, а также исследования роли традиций в формировании новых творческих направлений в архитектуре.

Настоящее исследование , апробировано на кафедра Основ архитектура Грузинского технического университета, а также на Совете издательства "Стройиздат" в Москве.

Структура и содержание исследования совшцает историко-аркитеа-гтурный подход и анализ архитектурных явлений о точки зрения преемственности традиций. Работа состоит из Введения, четырех глав и Заключения. Во Введении раскрываются цель и задачи исследования," из-локешше выше.

Первая глава освещает "Истоки современного течения итальянской архитектуры", на обширном материале послевоенного строительства и творчества архитекторов "старшего поколения", золотивших фундамент новых тенденций. Проанализирован» те основные факты социального'и политического характера, которые повлияли на ход развития итальянской культуры.

Архитектура послевоенного периода неизменно развивалась как интегральный элемент всей итальянской культуры. Процесс развития итальянской архитектуры, прерванный войной, возобновился в обстановке подьеиа демократического движения и отклонения от принципов ж догм предшествующих архитектурных стилей. Архитектура стала вхо-

дить в гизнь, гтрсшгтнусзмь ее потребностями и определил таким образец со аспекты. Однако политическая зкснолгчсск'ля опг/ацил тех я о? была нелегкой.

Показ процесса становления ноеих тенденций п архитектуре неизбежно определил изложение фактов в пирснок хронологическом зоне, а при подаче материала били акцентированы иоценты спец;фп-иости. В послзеоошюЛ итальянской архитектура условно тделенн т['"т этапа, кл-тдцй из ::отор'К схватывае'? 10-15 лет. Б перпи.1 отрезок времени, до 60-х годов, 'насуу?юй проблемой стало восстановление городов, когда болыаое Енюганиа уделялось влияниз социальной ерзды. Три основные противоборствующие силы - акддйыНчТ», сторонники органической архитектуры и рационалиста определяли направление итальянской архитектуры того периода. Пшат рассмотрены, главный образом то произведения, которые иллюстрируют первые признаки отклонения с? общеевропейских пр'.шцлпоз Современной архитектуры и порождение торесной, зосьма специ;мчезкоЛ Итальянской л:пг;пт. которой впоследствии отводится одна из ведущих ролей в ^орчировалии non.ee тендсн-цнй,

Од:ш из первых оксперииэнтоп по гуманизации сроды с использованием современных элементов"в духе итальянской народной традиции провели архитектор! Л.¡(зарони, и .4. Ридоль}н в гклых районах Тибур-тино и ^сколола в Римз. Здесь отразилась попытка достигнуть с:эт-тзэа ияхду традицией к совр^чигмзтьэ, впоследствии пр'шзконного цнога::: кгъ-'ьпнеюп.и архитекторам, опыт которых исглю у,~э рассматривать как слец;т1лтческуэ тепдеац;ш п современной культура."

В отот период привлекав внимание представители группы ::оо-либерти /Р.Габотти, А. д'Йоола, Дз.Райнеря/, которые поаши а ис-торюо современной итальянской архитектур-;, кал наиболоо радикальные итальянские "ревизионисты" СО-х годов. С появлением этой груп-

пы намотался новый ропитольннй поворот в архитектуре. Их работы характеризуются традиционностью, возврал1ением к декоративности, к эк- ' лектическому историзму. Они используют богатый опыт ремесленного мастерства и перерабатывают его в условные знаки, нагруженные аллюзиями. Связь с пейзажем является проникновением в живую историю, что позволило совершить масштабный скачок, показав способность воплощения памяти в форму.

В етот период наиболее прогрессивная архитектурная молодежь /А.Росси, Г.Кянелла, В.Грегоття, Г.Лулонти/ объединились вокруг журнала " "во главе с Э.Роджерсом. Они, поддержав стиль неолиберти и ряд последу юсупс произведений (например, башню Веласка в Иилане - группы ББПР, здание универмага "Ринашенте" в Риме - арх. Ф.Альбини), фактически явились продолжателями Итальянской линии.

В етой связи нами подробнее освежается творчество группы ББПР, ее роль в реконструкции исторического центра Милана, разрушенного /зойной. Ока рассматривала восстановление сред» как тонкий, почти неосязаемый инструмент, который связывает архитектуру с ценностями места, без формального отображения. На передний край группа ставит ироблецу выразительности и образности в архитектуре на основе применения совроиеннэго языка и технологии, в сочетании с формами, определимо вызыБаю;цтш исторические образы. Начиная с башни Веласка, во всех последующих постройках этой группы связь с наследием и вли-ште конкретной среды проявляется не прямо, а путем разного рода ассоциативных приемов, позволяющих идентифицировать здание как бесспорно новое, но в то же время не в'гпадаицее из непрерывной целостности исторической ткани города.

На втором отало развития послевоенной итальянской архитектуры, с начала 60-х годон, в период т.н. "экономического чуда" строительный бум достигает своего максимума. Ведутся поиски органической архитектуры и структурализма. Проблема фора снова становится перво-

-Л-

степенной для архитектуршго зашила. Развивалась выс'окая активность такта архитекторов как 5.Альбиии, И.Гардолла, Дк.Миквлуччи,.К.Скар-па и др., творческие поиски которяс определили дальнейшее развитие и особенности Итальянской линии. Под влиянием этих архитекторов произошел перелом в итальянской архитектуре, котор»й с большим энтузиазмом бют подхвачен молодом поколением, сформировавшимся в бурное послевоенное врем, для которого было характерш/м - подвергать критике все, что било принято нозыблешы и идти своим индивидуальным путоч, Создавалось нечто законченное, хотя и но последовательное.

Начинал с 1970-х годол и до настоящего времени в развитии итальянской архитектур! произошли серьезные, возмоню этагоыо,изменения. Наблюдается отказ от принципов Современной архитектур! и приемов экспрессионизма, все большо внимания уделяется вопросам среда, методологии, различна! формально-стилевым аспектам. При етом развитие и смена направлений стремительны, калойдоскопичны, однако в целом для движения за обновление архитектур; характерна девальвация общепринятых критериев на Фоне широкого тяготения к теоретическим аспектам.

Немаловажным фактором в определении новюс творческих поисков явились студенческие движения 1^60 года и волна массовых протестов, против буржуазных социально-политических ииститутцнй. Наступивший на Западе период разочарования в социальном "все югу ;о':тпо" цр.и-тектур! сказался и на твористве архитекторов Италии. Отрицались сучесгвуюцио принципы архитектурного творчества и утво¡ждался метод, оснозшпшй на принятии сложности и противоречия жизни. Некоторые архитектор! из старвэго поколения (такие как Ч. Ридоль1й,Л.Ква-роии, К.Скарпа) временно отстранились и замкнулись, придо;таивялсь собственных кодексов. Л только спустя некоторое время стало еоз-

шхп-ш с.ц&шгь во гозй полною' их роль d ^ярмировплки новых идэЯ в архитектуре.

Более существенно, однако, то, что с новой силой встал вопрос о сшело архитектур; и, что именно в ней зак-шчаятея тепдзпщш п HOBOiy обновления прострсшсл-ва.

Ихак, совромешшз тенденции итальянской архитектур! ко возникал:! сразу, а долго подготавливались в предаеотвующеи периоде как в социальном, так и в культурном аспектах. В творчество архитекторов старшого поколения с большой ясностью выделены основные узлы как теоретического спора, так и практики развития итальянской архитектуры. Дм иллюстрацтг отих соображения в первой глава проанализированы произведения и творческие позиции И. Гардэллы, М.Ри-дольфп,Дк.Шкелуччи, Дз.Самона, К.Скарпа, Л.Кварэнн, которые сегодня известны каг, "Отцы-основатели" нового направления в архитектуре Италии. На протяжении всей творческой Eiorai вти архитектор«

активно принимали участие в архитектурных дебатах, своеобразно рз-

шая проблему взаимодействия настоящего и презлого, создавая вы-сокохудоззствешке произведения, которые в настоящее время отмече-пн печатью зрелого ¡.лстерства. Они исходили из вреионной концепции цивилизации , в которой классические модули архитектуры узе установлены, как единственная зако;глая основа. Их творчеством можно объяснить такхе возвращение в современную архитектуру субъективизма п свободы интеллектуального выбора, как надежного культурного гаранта общества.

В рассмотрешшх работах М.Яидольфи подчеркнута преядо всего ценность ромесленного труда, знание- тоетичоскоЯ стороны строительного дела, тщательная проработка архитектурных деталей, умелое использование меепшх иатерислов и декора. .В его постройках проявляйся некоторые фрагменты "коллективной памяти" • а также пе-

реход от традиционного понятия связи п структура, л технологической сшсле, к ее ^оргде.

Приверженность к регионализму у ДзЛикелуччи выразилась о сильном влиянии архитектура« традиций Тосканы, где он в основном и строил. Мастер сложный и многогрштй, Микелу^гш творчески оочо-тает исторические о наиболее радикальными рационалистическими идеями новой архитектур.!, Он ростнгаот подчеркнутой выразительности объекта, прибегал к окспрессившм и символически:! выражениям.

й.Гардзлла - обладатель некоего личного направления внутри . итальянского рационализма, которое позволило ему сочетать олзгагг-шо геометрические фор-лн современной архитектуры с народами оло» ментами, восходящими к ремосленичеслнм традициям. Крсмэ того, достоинство его архитектуры и в глубоком чувсте историзма и вечных цешюстей пространства и формы. Гарделла больиоо значений пгридаэ? итальянским кор!ям, которые "лекат глубоко в.проалон,' к ним всегда можно обратиться за советом, из низ кокет черпать вдохновение и совремош1ая архитектура",

В рассмотренных произведениях витание привлекают красивь'Э пропорции и свойствзтше Гарделло утончешюэ чувство фор.«, благодаря чо'<у з дан ил приобретают выразительность, напоминая характер соваро-итальянских построек. На примеро творчества Гардедш т попутались определить наиболее обцие условия развития соврс-мешюго этапа рационалистической линии артитектур/, которая сказалась нз-иболеэ жизнеспособной именно я Италии и благодаря ее своообразип современная итальянская архитектура получает вполне самостоятоль-ное место в миропой архитектуре.

Проблеме отношения с историей большое внимание удоляо^ круп-нк,1 теоретик и архитектор-проектировщик Л.Кзаронн. Прошлоэ города, воспоминания лежат в основе ого творчества. Провкт.ч Кварснз

даю? интересное про-;тып;е городской Ткани в оо разносторонние прояв-лшшях и фораах. Тонкие намеки в его проектах выразились в филигранной технике. С современной творческой манерой Кварони сильно обличает особая, свойственная ему, повтияа неясного стилистического образа и четко выраженного эклектизма. В градостроительных проектах Кварони впервые ставилась задача - предусмотреть генпланом города или хотя бы проконтролировать формы будущих построек. В проекте Сан-Д5улиано в Мэстро Кварони осуществляет синтез архитектуры и градостроительства, посла чего этот проект стол отправной точдой ДуЛя последующих разработок.' В реконструкции Римского оперного театра проявляется стремление Кварони сохранять, огметать и накапливать культурные традицш! и реминисценции города Рима. Зто поиски "потерянной" архитектуры, архитектуры, память о которой вздет непосредственно к различным источникам, предвещает неизво-' дашше возможности. Камень, ордер, структура базилики используют' оя вдэсь как средство связи и передачи чего-то более глубокого, чтобы вызвать в памяти яркие величественные картины древнего скуль-птурюго икра архитектуры камня,"давно забытой и смещенной".

К.Скаряа, изучая долгие годы венецианскую архитектуру, познает ее во всей полноте и сложности. Рассмотренные работы Скарпа, богатые сюрпризами, различными аффектами, пластической выразительностью деталей, представляются как фрагментарные, но сложные доказательства непрершгах размышлений автора о"корнях" выразительности и культурюго контекста Веноции. В проекте кладбища Сан-Вито в Алтиволе привлекает внимание не только богатство форм и загадочность образов, но, главным образом, простота сочетаний, которая доступна лишь античному искусству. Здесь отсутствует всякое функциональное принуждение.

Венецканствоч Скарпа в этом проекто сказано многое: особое сочетание вода и суши, величие образа тишина, цепочка невидимых

сосдинениЛ мезду автором и культурой мэста, набор (Jxsptí прошлого я настоящего. Образ Венеции это прежде всего - мировозрониз, рассказ, следующий за нэпрершппга нитями ассоциаций и идо Л, ссылок и реминисценций, рассказ о непрерывных качествах ценностей форлы. В этой работе с наибольшей полнотой отразилось сегодняшнее тяготешю к архитектурюй полифонии. И, хотя критики здесь преяде всего увидели форму, игру и дало ирония, по назему иненито, главное- стиль мышления, настройка сознания, из которых явствует, что сегодня уяе вое заметнее заявляет о себе индивидуальность творческого духа.

Нами рассматриваются работы jte. Самона - здание Итальянского банка в Падуе, театр в Шадка, которые за счет кропотливой проработки архитектурных форл в городском контексте приобретают тонкое "посредническое" значение. Они одновременно характеризуются современной функциональной структурой и многими фрагментами, на-поиииающими классические мотивы.

Итак, представители старшего поколения архитекторов, творчество которях было рассмотрено в первой главе, оставили неизгладимое культурное, профессиональное, методологическое и моральное впечатление для последующего поколения. Несмотря на то, что они отказались служить популярности, до последних лот именно cini формировали значительную часть итальянской культур*, дало а периоды ее упадка. Опредолив во многом направления нынеяней итальянской школы, особенно неорационалистического во направления, представители старлего поколения архитекторов в своем творчестве предугадали многое, в том число и жизнеспособность ароштектуртых традиций и наметили поиски к отходу от доги Современной архитектур/, что практически воплотилось в итальянской apxirrcKType спустя двадцать лет.

lia основа изучения поркс-Я современных архитектурных точений и анализа основных фора и способов творческого использования в проектировании традиций проплого, нами выявлена задономерюсть процесса преемственности, которая d конечной итого определяет оригинальность пути развитая современной итальянской архитектуры, а vestso доказывает насколько последовательно, естественно формировались сегодняшние результаты.

Во второй главе ; "Историческое наследие и современный итальянский город" рассматриваются вопросы теории и практики последних двух десятилетий по охране и реорганизации исторической састройки городов; анализируются новые тенденции в проектировании и строи- • теяьйтво крупных гяшых комплексов, вопросы их интеграции в структуру города; изучается огшт реконструкции екс-щцустриальной зоны на пэрифории крутых городов, изменение кх функции, архитектурное упорядочение и взаимосвязь с окружением,

В настояла о время Италия зшиыаот одно из ведущее мест-а решении проблемы реконструкции исторических центров, повышения гра-достроитольшгс качеств и ыодорнизацш! существующего фонда зданий, ¡зс совраиенного использования. Выдвигается тоория города"как явления искусства", где город рассматривается как функция ка1:ого'-то самопроизвольного н, в некотором сшсдо, объективного' явления.Это явление вкличает исторические наслоения и коллективное самосознание, которые с сечением времени придают физическоыу облику города характерные черты. В отом контексте архитектура города вновь пытается завоевать признание.

Результаты различных подходов реставрация исторической застройки в работе проиллюстр5грованы на примерах небольших городов. Например, в Сиенэ обновление хилого фонда исторических районов происходило силами самих домовладельца?, с прздоставлетшм им

денеяных субсидий. По инициатива муниципалитета в Волоньо осуществлен обширный проакт обновления центра, где эта проблема совершила качественный скачок. На основании типологической классификации были определены категории в'даний исторического центра по их способностям к функциональной трансформации. Например, монастырские ансамбли я дворцы с обширЕшми внутренними дворами предназначались для коллективного пользования, дома, в зависимости от их исходной физической структуры, группировались в частные, так называемые "совладельчео-* кие" и т.п. Вслед за этим экспериментом последовали подобные яе проекта преобразования архитектурного наследия в Пезаро, Римини, Брешия, с учетом социальных и экономических факторов.

В крупных'городах - в Риме, Венеции, Милане» Турине типологическая классификация натолкнулась на сложную историческую морфологию городской структуры. Кроме того, здесь во всем драматизма выо-'тупают отношения между децентрализовашшм и государственными решениями, техникой, и возможностями восстановления структуры. В тех случаях, когда главенствующей проблемой является интегрирование п историческом центре дополнительного населения, проводится трасформа-ция существующего жилого фонда, вплоть до его перестройки. Когда, напротив, приоритетно сохранение существующего ансамбля, тогда бесполезно пытаться приспособить хилой фонд к современным норхам.

В проектах по реконструкции центра Рима характерным является использование существующих городских структур и их модернизация, стремление к концентрации общественных сооружений,'многофункциональное и гибкое включение исторических и археологических памятников в современную культурную жизнь, достижение непрерывности пространственного перерастания друг в друга торговых улиц и плоадвЯ.

Проектирование для Рима» где невозможно не войти в соприкосновение с многовековым наследием, представляется идеалом профессиональной деятельности для современных архитекторов. Доказательством »то-

-гэ-

«у хохот служить шхдународныЗ конкурс -"Разъединаншй Рим", прове-дешшй в 1977 году. Приглашенные архитекторы со всего мира соизмеряли собственные, порой фантастические идеи со знакомыми местами Вечного города по известным чертежам генерального плана Дноваяни Батиста Полли. Предлагалось новое прочтение различных объемов, монументов, улиц и площадей - как необходимых конструктивных элементов городского развития.

В работе рассмотрены теоретические разработки и проекты известных итальянских архитекторов для центра Рима (Л.Ламбертучи,П.Порго-гози, Б.Пурини, А.Ансельми, Ф.Челлини и др.), на основе обширной программы муниципалитета города по реконструкции исторического центра в 1901-04 годах.Несмотря ца то, что эти проекты не были рассчитаны на реализации, они имеют большое методологическое значение для рошацая проблемы реконструкции исторического центра, с цель» ого интенсификации. Используя архитектуршэ особенности каядого участка центра и богатство архитектур;ск форм исторического наследия, многим на этих авторов удалось создать произведения, свидетельствующие о принципиально новом подходе к проблеме реконструкции истор!гческого центра.

Специальное внимание в работе уделено вопросу связи архитектуры зданий и комплексов с ладаафтом места в связи с тем, что сегодня особенно остро стоит проблема отрыва центральных районов от природного окружения при развитии сплошного пятна застройки. Современные способы введения в архитектуру зданий и комплексов элементов ландшафта продолжают богатые римские традиция объединения в целостную систему природной среды и сооружения, тем самым создавая архитектура-природные ансамбли, которые считаются одной из важнейших особенностей итальянской архитектуры.

Современная концепция, реконструкции городской исторической

среды ■ иллюстрируется работами Дк. Граоои, творчество которого основано на безупречном знании города, на современной организации среда, современном ощущении пространства. Его подход новый, основан, на 'признании принципа единства архитектура, не подчиненной темпордавности, т.е. времешюй категории. Поэтому у Грае си архитектура прошлого и настоящего не противопоставляется. Нет традициошюго деления архитектура на старую и новую, поскольку он не видит исторического конфликта между жизнью и зданием в настоящем и тем, что они означали в проплом. Ссылаясь на "логический мир архитектуры", Грасси изучает и переосмысливает архитектуру проплого и открывает в ней новые горизонты архитектуры будущего. Дня него реконструкция становится как бы поводом для подлинного творчества, не стесненного стандартами и нормами.

Проекты Грасси для городов Теора, Берлин, Грошшгон, Сиена, Сагунто и др. относятся к специфической категории вмешательства в уже существующие здания или ухе застроенные места. Здесь автор еы-ходит за рамки исторической архитектуры благодаря расширению ее понятия. Это не просто "созерцание прошлого",' но стремление к диалогу, тяга к созданию новых художественных цешгостей, которые воплощают в себо сконцентрировали^, аккумулированный опит человечества.

В данной главе выделяется проблема повы;пения градостроительных качеств общественных зданий в историческом центре, на основе изучения материалов Триеннале в Милане 1987г. под названием:"Образ города, путешествие по Италии, девять проектов для девяти городов".B¿;o-тавка явилась завершением цикла изучения проблемы о современном городе и реорганизации в нем общественного пространства. Заслуживает внимания ряд проектов, в которых основной акцент переносится на ейхраление и развитие городской исторической структур!, ее мо-

дернизацгаз в соответствии с новыми формами. Например, Арсенал в Во- ; 'нэщш реорганизуется как огромный выставочный комплекс, вокзалы в Милана - кал общественно-культурные центры, торговые улицы Рима обогащаются новыми административными сооружениями и т.д. Особый интерес вызывает проект реконструкции площади Венеции в Риме Л.Кварони, где основная доминанта - монумент Витторио Эмануеле П (арх. Дк.Саконни, .1912) частично демонтируется, и тем сами площадь Венеции пространственно объединяется о императорскими форумами.

Сегодня особо остро стоит проблема реконструкции и нового функционального использования старых индустриальных сооружений. В этой связи рассмотрены проекты-ТЗикока", предприятия Пиролли в' пригороде Милана (группа В.Греготти,198б), "Бовиза" - часть проннлшеиной периферии Милана (арх. Грасси, Канелла и др.,1987), реконструкция и полифункциональное использование производственного корпуса Динготто оавода ФИАТ в Турине (арх. Р.Пиано.,1983-90). Проекты реконструкции (Экс-индусгриальной зоны сегодня приобретают все большее значение в общем комплексе задач развития города не только потому, что они занимают больше городские- территории и их модеризация. становится заметши явлением городского строительства. Главное заключается в том, что реконструкция сложившейся индустриальной среды тесно связана с решением вопроса о сохранении целостности городской среды.

.Последняя часть этой главы посвящена проблеме периферии исторических городов и нового строительства в них. Несмотря на обширную строительную программу жилых комплексов, на периферии Praia особенно бросается в глаза децентрализация застройки, ее фрагментарность, в отличие от компактного исторического центра, а также низкое качество урбанистики, которая выражается в недостатке общественных зданий. Современные исследования по 'программо преобразования городских окраин направлены на изучение полицентрических тенденций

Рима и создание соответствующей системы размещения общественшх слуг/5 - главных инструментов полноценного функционирования современного города. С целью преобразования периферии, архитектор! предлагают конструктивные меры, например, вернуться к плотной застройке территории, постараться спроецировать на периферию образ истор!гческого центра, переосмыслить городскую окраину с точки зрения возрождения улиц и площадей, как наиболее гибких элементов, способных установить связь между общественным и частным. Это означает- спланировать роль пригорода в масштабе Есего городского организма.

"Опыт новой городской муниципальной политики направлен на создание крупных халах комплексов, в которых методу функционального зонирования противопоставляется принцип интегральной застройки. Нами подробно проанализированы жилые комплексы Виньо Нуово и Корни? те в Рдаэ, Галларатезе в Милане, деревня Маттеоти в Терни, район Зся з Палермо,' квартал Канареджо и талой комплекс Дзудекка в Венеции. В основу этих комплексов положено разграничение жизненных процессов и одновременное установление необходимых связей в их системе, отход от фугпщио-нальных и ко!.шозициошшх стареотипов з организации яйлой застройки, выражение интереса к национально-самобытному и поиски соответствующего художественного языка с учетом закономерностей индустриального строительства. Авторы втих комплексов - известные архитекторы, ищущие возможности к возрождению содержателькой архитектуры, однако по через риторику уникальных сооружешШ, а через осмыслзниа "будничной речи".

Рассмотренный в этой главе один из в&отеЯшх аспектов современной итальянской культуры - историчность сознания, его открытость всему многообразия традиций,применительно к градостроительству, позволили сформулировать основные теоретические положения реконструкция* исторических городов и их центров, установить методические принципы

прообразования йериферии крупных городов и породить перемену в эстетической оценке архитектуры исторического города, в оценке влияния лябых строительных объектов на сложившуюся городскую среду. .

Основным предметом изложения третьей главы; "Развитие теории и практики архитектуры Италии 1970-1990гг." является показ широты поиска самобытного пути и индивидуальных методов освоения исторического наследия в тверчестве наиболео ярких представителей среднего поколе- . ния архитекторов, которю создают сегодня образ современной итальянской архитектуры в мире. Это- прежде всего неорационалистическая груп-па.т.н, "Тенденция" (К.Аймонино, А.Росси, М.Тафури, Гв.Капелла, Г.Ау-ленти и др), сформировавшаяся в начале 1970-х годов как своеобразная попытка уберечь архитектуру от потребительского духа. Осознав кризис в содержании архитектура, неорационалисты отступили на рубехл исторической архитектуры. Большое аначение приобретает для них поиск • новой геометрии и изначальных элементов, составляющих архитектуру. Они переносят акцент со здания на улицу, квартал и целый район, уделяя внимание.памятникам архитектуры, историческим зданиям и пространственным связям города.

Теоретические основы "Тенденции", высказанные в книгах;"Архитектура города" А.Росси (1966) и " Логическое построение города" Дк.Грас-си(1967), определили основные формальные принципы неорационализма: "стремление спасти архитектуру от скованности, возродить строгость, докопаться 'до коршй культуры города.

13 своей теории о городе Росси развивает гипотезу "аналогии места"' и понятие "города с памятью", где "монументы" способствуют кристаллизации отой памяти. Вечность и Незыблимозть,- которно хотел бы видеть в архитектур« Росси, являются ассоциативным отображением архитектурно-строительной стабильности. Веря в автономную функцию архитектуры, он кропотливо исследует историю места, тр-'утиции, с тем чтобы правильно определить образ создаваемого сооружения. Росси в

• своей архитектуре сократил формальный язык до нескольких базовых элементов. Например, архетип колонны - цилиндр, купол-полусфера, стеки составлены из неких элементов или колец, которые могут включать параллелЕгшпеды или многогранные призмы, окно - квадрат. Квадрат тут приводится в качество бесспорного примера идеально упорядоченной фигурм дяя языка геометр™. Итак, Росси оперирует архитектурными элементами, уже наделенными значением. Отсюда неизбежный ые-тафоризм его произведений.

Созидательный процесс а творчестве Росси-основан на исторических прототипах, которые противопоставляются современным формам я атональности. К абсолютной простоте элементов могло было еще добавить идею Росси, восходящую к формам последовательных упрощений. В этом просматривается взаимопроникновение форм я некоторое отда-

I

ление от классических канонов. Росси делает упор почти на мета'лпзи-■ ческу» четкость и ясность.

Рассмотренные в дапноя главе проекты и постройки свидетельствуют о поисках и творческих сомнениях художника, нвяедаого прочные, фундаментальные основы для своего поколения архитекторов. В этих, работах связь памяти и истории, знака и смысла, подчинения и воз-выяош1я, чистоты и геометр!«!» объемов сопровождается желанием познавать и заставить говорить архитектуру лииь свойственным ему языком.

¡{.АДмоннно рассматривает архитектуру как городской феномен, который определяется соотношением: "памятник-окружение",случайность я ткань, а.также разделением структуры города на "формально завершенные части". При этом архитектурная дифференциация частей города составляет основу его развития, а изменение соотношения в стой дифференциации, т. е. наслоение различных эпох, позволяет выявить индивидуальность города, вплоть до возможного возведения его в ранг произведения искусства.

В творчестве Гв.Канеллы мы заострили внимание на проблеме про-

образования периферии ^¿илана, выявления связи с традициями ломбар-дийской архитектуры, а также использования своеобразного языка,вк- . лектичного в плане историзма - как основы для нового монтажа экс-1гроссивных архитектуршх форм. Канелла экспериментирует на языке . рационализма, используя сложную архитектурно-знаковую систему, вобравшую в себя как основные моменты ломбардийской культур!, так и. свойственные Канелле эстетические об^^азы, порой суровые. Рассмотренные нами общественные здания и жилые комплексы-в различных центрах региона Милана доказывают, что достоинство данной архитектур! не только в "новациях языка, а в глубоком чувстве•вечных ценностей пространства и формы,

Чувством ответственности перед историческим своеобразием конкретного места проникнуты проекты Г.Ауленти - дизайнера и архитектора. Ауленти в своем дизайне никогда не исходит из соображения массового производства. Ее модели создаются в традщиях ремеслиничест-ва , и,как правило, для конкретного интерьера. Лз последних работ мы задержались на проекте реконструкции здания вокзала Орсей в Париже для музея французского искусства.

Интересно, что работы Ауленти подчеркивают методологическое различие между дизайном и архитектурой. Она отвергает идею возможного переноса принципов из одной дисциплины в другую, вместо этого предлагая систему, которая может определить независимость том, объединил их при этом процессом структурюго превращения. •

Таким образом, среди рассмотренных нами представителей неорационализма Гв,Канелла и К.Апмонино, черпая прототипы из многочисленных источников, добиваются загадочных Форм, не опасаясь эклектизма. ¡Ьс архитектура заимствует различные том! прошлого, не подражал им, но в эклектической манере отбирая определенные моменты истории, подгоняя одно к другому. Архитекторы Росеи и Ауленти,ру-

ковздствуясь прошлым а загляни поя я будущее, завоовгааят публику я . хотят войти в контакт с ней, предлагая нз совсем ясную, но "прелестную городскую канву, населенную замаскированными реалиями и сюрреалистическими сооружениями". Росси удалось создать сколу,а развитие его теретического шлплонил и практических воплощений не раз давало •,:ощный импульс молодому поколению. Результаты поисков и достоинства работ, продемонстрированные этими архитекторами,признаются обществом. Они стремятся сделать свое творчество неотъемлемой частью "вэл!п;ой западной традтмн" и дагь ему воплощение,достойное современной эпохи.

Для нас больной смысл представляет рассмотрение всей широты .палитры исканий итальянских зодчих, начинал от историзма и доходя до творчества мастеров 1920-х годов, гдо оa:¡ серьезно и кропотливо изучают опнт советского конструктивизма. С этой цель» проанализированы работы В.Д'Э Зео, в которое кптергено сочетаются традиция римской кгколы с современной из-?дународной культурой 60-х годов (нелржер, 1Ссл и Вонтурн часто служат ориентирами), a laicso с рабста.'.п; русс--гпх нонструянгвистов, в частности Эль Лисицс него. В проектах и постройках Дз Seo соврзк?1п:;лм средствами удается внедрять в контакт среды новую архитектуру, добиться стимуляции нстортаесячх фор'г,однако но путем восстановления художественной ауры и ршатическогс переосмысления прошлого, ::ал ото г.строчается у других, и синтез ~ наиболее характерные черты, которые проходят через всю профессиональную щзнь Дз £ео, в гонце геоидов, становятся оле:;эп-тами фазы проектирования. -В рассмотренных проектах привлекает ши-манио процесс слояэняя формы, гдо игра объемоя не произвольна, а соотносятся с функциональными измененляцн, формируя композиционную структуру объекта. Применяемый автором условный код гоомотршг, отвлеченность образа, безупречность и злогантность композиции, планиметрические вращения призматических объемов, аосиметричность плана, диагональное развитие композки, динамичность, использование

наклонных плоскостей, характеризуют большинство построек £е Seo, рассмотренных в нашей работе.

Более глубокая передача исторического прецедента прослеживается в творчестве П.Портогези, роль которого в современной итальянской культуре весьма значительна. Он выступает не только как профессиональный проектировок, но и как тооротик, историк и критик архитектур;, организатор. Глубокое изучение и переосмысление архитектуры итальянского барокко и Ар-Нуво оказали сильное влипнио на '{юриирование творческого кредо Портогези и его архитектурюго стиля, полного риторических образов. Первые ке работы показывают талантливое сочетание идэй Борромини с эстетикой Современной архитектура. Портогези развивает теор:ш пространства, как скстому взаимосвязанных данных места, выдвигая лозунги - "заново открытое время" и "заносо откр1тое место". У Портогези возвращение исторических традиция происходит но в виде пассивной ностальгии, а как прогрессивное, возрожденное искусотво, которое содерглт тенденции, актуальные для современности.

В работе уделяется внимание творческому методу Портогези. Он вводит в архитектуру понятно поля и интерпретирует его как действие на расстояние. Этот процесс Портогези образно сравнивает с гидродинамическим аффектом распространения концентрических кругов на воде, когда визуальное поле в архитектуре распространяется от каждого центра. В процессе проектирования Портогези вычерчивает схемы архитектурного поля, образованного объектом, в зависимости от его масс» и раз' мертв. Он увлекается теми ¡формами, которые наиболее ясно отражают динамику поля, ¡'спользуя понятие поля как ключевое для собственной методологии композии, Портогози условно вмдплиэ? тр;: категории ли- . нийг "линию напряжения", "линию пространства" и"линта-эхо", которые соединяют точки одинаков ос условий поля. Этому принципу подчиняются все его произппчения.

Пр;яш1Ш историзма достигает почти филигранного совергенстг.а л осуществленных проектах последнего периода- культурного центра в Алэццано, о Академии художеств в Акзила и а центра Ислама в Рима. 3 последнем Портогэзи через понятие архитектуры попутался представить различие и вести диалог ме.тду двумя культурами. В этом объекта гтр?и-зоало слияние принципов восточной архитектуры и строителыппс традиций Запада, в частности римских пулольш« здишЯ. Исламская традиция в данном цеитрз выражается в выборе типологической характеристики классической исламской мечети с центральном купольные залом для иолито; я организации внутреннего пространству где о'собая ро/о отводится художественному ресекип колошш и арки; э дематериализации стены и опор; в легкости интерьера и э светст-нзвсу эффект«. •Портогеэд умело применяет юсгезгво строительных прязков, яараятор-ных для Рима: дал облицовки фасада мечети использует узкий кирпич ■ темно-желтого цвета, подобный тому, который встречается а постройках . операторского Ржа, т.н. система "Опус Тгстакеун", о после,во времена барокко, а работах Еорромтпш; обрамление окоп бсшш травертн-ном и покрытие куполов свищом ~ тип'л~»о римсхая. традиция п?рлод1 барокко; использование в ииторйерах мечети аяплигсгтяшоЯ техники энкаустической ятукатурии, гароко применяемой в антично« Рюдэ. ГТркс-пособлоние в тих идей к современности дязт возможность чегзз ао^пепс Исламского центра в Риме по новому интерпретировать ценности окру -жающеЛ среды. Здесь тема традиция и современности находит глуикшма связи с понятием нокой "универсальности" в архитектуре, которую Пор-тогези увидел в перипетиях истории.

Интерес к истории и региональному отиу совершенно по-ииому отражается в работах К.Дарди, котор;е проанализированы з работе. В них мы подчеркнули в основном: внимание к фор*з и безразличия к чисто функциональной мотивировке; сочетание различных типов абстрактных 'композиций с конкретностью структур!; постоянное обращение к

порвнщшм формам и, путем "повторения геометрических систем, достиео-яаэ образности объекта. Следует отметить, что поиски исторических аналогов Дарди намеренно преподносит завуалировано,намоками, как бы "для дошифровки в ожидании лучших времен". Эти работа говорят об "автономии" и "памяти" архитектура. Для него упрощения формы служат выражением чего-то позитивного, а именно- архетипов классической архитектуры. Однако, это "откалывание" прошлого резко отличается от по-пиции классицизма предшествующего периода.

В этой до главе рассматривается творчество неоавангардиста -А.Лорка Росси, с позиции преемственности традиций идей итальянского футуризма начала века. Эта связь объясняется там, что проблема, связанная о развитием "технической" основы совремоннрй духовной жизни, столь характера для творчества футуристов, остается актуальной на сегодняшний день.

Начиная с 70-х годов почти вса ведущие архитектор» Италии вос-прнняли в известной степени классический словарь. Одни стремятся к архитекторному языку, которой использовал бы весь ассортимент приемов выразительности, другие - к урбанистической ясности, а третьи предлагают строить как древние - из камня, кирпича, деропа. Однако, ого разнообразие мотивировок менее важно в сравнении с общей тенденцией обращения к классическому языку, которая сочетает одновременно верюсть традициям и оволщин.

Дтя нас явилось вала»« познание основных направлений совромешой итальянской архитектуры, которое органично совмещают с самыми новаторскими тенденциями свои исторически сложившиеся традиции, превра-

*

тивишеся в ее региональные черты: уважение к рациональному порядку, стилевая многообразность и композиционная "вольность", геометричность и"чистота" архитектурных форм,умолое использование материала, связь о местом, интересное понимание пространств, разных творческих исканий.

Четвертая- гл.чла исевжзаэтоя проблема»! мздодего. поколзг.ая италь-шекгсе архитекторов, деятельность которых придай» цельность и зя-ввргетшу» >5орму современному ар»!*, «теургам? точзнка. В кох&здтель--по шогообразной по стилям и худояестзешин приемам картин* псслэ-ду;н:его периода нада выделены то оскоаныэ иаяраплоггая и «окези колод« зодчих; которые по-разнсцу отражают связь о традициями: ото-восстановяеш:а классики в творчества ГРАУ, новый радикализм и творчество Наталии, субъвктиггзя и неорзцвонадизм Цфини-Твризо, новый эклектизм Пальяра, 'призыз я"ромосду". Далкзи, Хай-тся у Шгая Чьлмара*

В работе подчеркивается особенность современного отапа, когда активная профессиональная жизнь молодых Сольяа отражается на страницах журналов и в выставочк-л залах, хотя они создаст великолеп-ныа проекты, которыо, к сожалению, иало реализуются.

Подчеркнута ещо одна особенность: для колодых традицпЛ нэ-наз-"ледуются пассивно, это нечто, что конструируется. Поэсому. кз/егмо молодое открыли 'для себя значение исторического наследил, как единственно возможную новизну и деЯс-твс,гнул форду к переменам.

Группа Римских Архитекторов Урбачнстев (ГРАУ), презздгпя через идеологический и методологический пресс 1960-х годов, стрсыглась к возрождении истории путем накопления архитектурах оначпЗ. В их проектах каждая архитектурная фор« отличается чистотой и завер-пзннсстьз. <5ортизацкя пейзаж происходит через яллсс1:ческио пря-_ нны архитектуры: порядок и повспактиву, ритмичный ордер... Г^ашо этой группе приписывают первенство в профессиональной борьба против безликости архитектур!, а также в эволюции проектирования дау^ последних десятилетия. Пересмотр -творческих пезгащй, продлоасгашй

ГРАУ, был более радикальным и представлял новые' традиции в аргся-. тектуре, тесно св/гзянныо с инусством авангарда и с классическими

веяниями. Занятая позиция и получошшо результаты позволили членам группы ГРАУ бить в чиоле наиболее передовых представителей реформаторов современной итальянской архитектуры. Проанализированный проект кладбища Парабита, где классические идиомы сочетаются с современными образцами, а абстрактные архитектурные формы - с системой знаков и стволов, - одно из наиболее высоких и убедитольшдс свидетельств оригинального "итальянского пути". Методы, выработанные в проекте, находит развитие в последующих работах и в творческой манифесте ГРАУ, которлй явился основой современного римского авангарда. Помимо разного рода ассоциативных созвучий и "цитат" из исторической архитектуру в произведениях ГРАУ можно заметить тенденции овладения эффек-тнвныыи законами архитектурной композиции, тщательно разработанными в классической архитектуре.

Из группы ГРАУ выделены работы А.Ансельми, которые воскреаают дух и самые подлинные аспекты традиционной римской школы. Поэтический мир Ансельми пронизан классическими и античными образами. Однако но в виде суодровопия отдельных Фрагментов, а как последовательная организация архитектур 1ых элементов. В проектах анонимные Фрагмент^ тесно связаны с окружение».:. Однако здесь нот никакого компромисса, нет исторической концепции времен, а ость линь идеализированная ситуация, в которой раскрывается история- всегда в состоянии противоречивости, всегда кон [диктующая, Созданные в результате этой программы произведения отмочены глубоким теоретическим смыслом, где целое превращается в систему знаков, сивмолизирую уос части.

Процесс проектирования у Ансельми заключается: в попытке собрать воедино семантическую историю стилей места для определения соответствующего символического пространственного {тения; в нахождении нового определения композиции, а затем - и его отклонении. Ло-етому, окончательное формальное решение как бы отвергает завэяенный порвдок.

В данной главе мы рассматриваем работы новых радикалов, в частности, группы Суперстудио и А. Наталкни, которм раскрывают интересные аспекта современного авангарда. Архитектура радикалов - это попытка преодолеть массовую культуру, упадок в архитектура, возвысив ее идеалы и изменяв ее язык. Чацо всего это фантастические проекта, которые остаются течением идей и вносят вклад в развитие скорее графической полемики, чем итальянской архитектуры в целом.

Вольют.! вклад в обновление архитектур! внесли поиски Я.Пурини к Л.Термос. ¿Ьг проект;; постоянно питают круг своих последователей и сразу ке превращаются в событие в архитектурой жизни современной Италии. В своих ряботах Пурини-Гергес проводят глубокий анализ исторических, культурна, гуманитарных и психологических аспектов проектирования с учетом "(¿еста", для которого создается проект. Обпей характеристика,"! рассмотренных проектов Пурши-Тер,:ез является их связь с исходн:д1 ландпафтом, т.е. до того, как тот урбакизи-ровался в результате последующих изменении. Авторы подвержены влиянию предистории местности и понятие "Зорю УрЗис" трактуют 1£азс процесс, в ходе которого город приближается к определению стабильной и абсолютной конфигурации в каждой фазе своего развития. В проекте жкого района Марианелла в Неаполе почти "зримы" те данные, которые исторически связаны с неаполитанским регионом. Композици-0Ш1ЫЙ прием формирования квартала - плотная периметральная застройка дворов - как типологическая память нового вмепательства. Пури-ни рееает эту задачу в свойственной оку острой индустриальной манере. Его последовательна принцип взаимодействия нового со старм никогда не воплощается в буквалъте реплики. Несмотря на внешнюю простоту, проект иллюстр1грует то, что авторы трдверкенн влиянию предистории местности, а связь между окружением и архитектурой порождает ощущение концентрированного урбанистического пространства. Это система фрагментов, восстанавливаю^!* исходные данные

lîocraocTH.^B тех случаях, когда Пуршш-Термес проектирует баз ка-к^с-либо ссылок на историю моста (например, Дом фармацевта в Даибо-*:я»1а), авторам удается уравновесить архитектурой первоначальный бес' порядок окружения. На фоне обувное домов "Лом фармацовга? именно в силу своей непохожести на окружение и вьтадение из общего контекста, дает импульс нетрадиционный архнтектургым роасниям. Но случайно, что вто здание находится в городе Дглбеялина, которой сегодня является как бы экспериментальной "лабораторией" современной урбанистки и архитектуры, город," разруивнннй землетрясением и полный сооружений "потерянной- памяти" к соорулениЯякобой памяти", coo-

ie

даваемой известными современным: итальянскими архитекторами.

На iJoho общего стилистического плюрализма последнего периода пас интересует то новое содорклние, которой вкладывает архитектор Н.Пальяра в давно определившиеся понят)ш эклектизма - как об архитектуре выбора, как о нсвой традиции и новом шзтодо. Sто, лрегдо лаого обращение к различным пластам культуры", природным материалам, к недосказанности архитектурой форл, что создает параллель с подивалонтностыэ ннторпротации, присущей оклектизму. Работы Пальяра с.слидывадтся в определенный, 'легко узнаваемый оораз и носят характер экспериментов, проходя,рос слолзпгЛ путь стилистичоского разшлл-лания. Наблюдается своего рода коллаг в архитектура.

В работе проанализированы особенности построек Лольяра, в зависимости от его утаочения тем или иным гдкитектурнмм стилем, на •разных этапах творчества. На пэраом отапо предпочтение отдоотсл пластической кгразлтелььооти объекта, связи с природой, сильны скульптурный формам и строительной технике в кшлт. На .следующей этапе Пальяра увлекается возможностями современен металлических конструкций в сочетании с различ .ими материалами,чат,е с мрамором. В постройках этого периода чувствуется проЛденны,; автором путь стилистических 'разм-нменил, которое в сочетании с его собстнешиии

принципами позволили создать произведения индивидуальные, захватывающие и яркие. Кроме того, в них демонстрируется изобретательность автора в решении слоштх,"нетрадиционных структурных задач. В проектах последних лет интерес Пальяра увеличвается, с одной стороны - п при-мсне!гии мрамора, с его декоративными возможностями, а о другой -. к со-тетическому освоению техники и формированию новоП производственной среды. Каждый проект дополняет его уникальное художественное чувство цвета и материала.

Анализируя творчество Пальяра, ш погашались обобщить хоть и лаконичную, но достаточно ясную картину усиления значения формы в современной архитектуре и взаимосвязи с материалом, кроме того, выявить среди многообразия современна тенденций еще одну - увлечение новым эклектизмом: который сегодня распространен среди молодежи, соответствует ео индивидуальным поискам и духу времени. ;

^ последнее время в творчестве молодя наблюдается усю.ыше аи-ттгндустрнального настроения, призыв к "ремеслу". Эту тенденцию ш раскрываем работами Р.Дализи, который является представителей нового направления на стыке архитектур» и дизайна.

Феномен успеха современного итальянского дизайна связан с куль-туртыми предпосылками, с богатыми худояеетвешмш традициями и о умением оценить 'культурна компоионт в качество производствеггггого фактора. Именно Италия первой предугадала и предвосхитила глубокие преобразования всей системы потребления и спроса а 70- годы, когда произошел переход от промышленной к пост промышленной эпохе. Эта фаза * сопровождалась рождением новых эстетических взглядов и нового типа потребителя, более дифференцированного, разнообразного, учитывающего индивидуальные запросы и ремесленные традиции. Именно эти культурные. особенности современного дизайна и склонность самого Дализи я эстетической оценка происходящих формальных нзмгнеяий позволяют предвоо-

хитиъ "желание нового: и, что самое ценное, найти индивидуальный способ изобразительного выражения. Дализи удается создать свой мир, в котором история, культу рше традиции и накопленные знания вдохновляют поэтические образы. Его произведениям свойственны легкость, живописность, свобода композиции в сочетании с символической декоративностью. Дшизи в какой-то степени удалось проложить собственный путь и синтезу архитектуры и дизайна.

Рассмотренные работы Долизи свидетельствуют 6 -том, насколько динамично использует он свойство материалов, в частности металличеоккх

пластин и прутьев; из которых созданы его пространственные образы, «

совзраенио противоположные индустриальной цивилизации, и ищет лирическую и романтическую атмосферу. Причем наличие сильных художест-. венных традиций Неаполя всегда интерпретируется с больиой вольностью.

, Насыщенный интимными ощущениями город, ого фольклор - непосредственно участвуют в композиции проекта застройки района Калата Сан Фран-чоско в Неаполе. Ддлизи черпает свои образц в микологии, духом которой пронизан Неаполь и которая превращается в архитектурой орион-, тиры его проекта, действует как постопешюе соединение между воображением, дизайном .и архитектуры« ремеслом, ■

Диаметрально противоположная тенденция современно:! а[китекту-рц -Хай-тека'связана с линиИ строительной индустрии. Особенность итальянских последователей этого стиля заключается в попытке связать современную технологию с традициями, восстановить исторические основы и ввести элементы арситектурной традиции в проектирование. Эти особенности проиллюстрированы работами М.Пика Чьямара. Здания этого автора, в которых предпочтение отдается технологии, абстрактным формам, ассюхетричности плана, конечной целью ставят-достижение качества пространства, которое может быть реализовано наиболее эффективно в большер&эмерных структурах. Именно эти крупномасштабные структуры в какой-то степени бросают вызов старой

итальянской архитектуре, несмотря на то, что в каждом случае авторы старались исходить из особенностей места, окружения, традиции !? логики технологической форм. . •

Разработанная в работе теоретическая концепция непрерывности и продолжительности идеи в архитектуре, в творчестве молодых получают новые аспекты видения, казалось бы уже установленных положений и концептуальных направлений, открываются дополнительные ходы рассуждений, проблемы множатся, дробятоя и снова конструируются как целое, на новой уже почве.

В Заключении диссертации подчеркнуто, что в Италии начала" 1970-х годов, на фоне социально-политического кризиса и переориентации многих культурна ценностей, поворот архитектуры стал неотвратим: он назревал изнутри, подспудно, и сегодня со всей очевидностью можно констатировать смену архитектурюго направления,для которого чрезвычано симптоматично обращение к традиции, отказ

«

от лияающего свободы выбора упрощенчества, своеобразие,сложность и принятие стилевого многообразия. Разумеется о прямом заимствовании исторических стилей и Форм здесь нет и речи. Современныо итальянские архитекторы как бы ищут в классике аналоги, но лкаь для того, чтобы "оттолкнуться" от них, в претворенном виде использовать традиции:,достояния!современной архитектур/ и собственный опыт.

Результаты, котор/е имеются налицо сегодня, были подготовлены в точение двух предыдущих десятилетий в творчестве трех поколений архитекторов. Сегодня этот период именуют "революцией памяти", начало которому было дано старшим и, в особенности, средним поколениями, котор/м удалось проложить дорогу специфической Итальнской линии в архитектуре и оказать скльноо воздействие на молоддс, передав им,'главным образом, персонаяьга/й

взгляд на архитектуру и на практику своего ремесла. Таким образом, своим вкладом в современную культуру они породили гораздо больше, чем естественную смен/ поколений. Деятельность трех поколений архитекторов доказывает процесс непрерывности культурных традиций и преемственности исторического наследия на чзовремонноа этапе развития итальянской архитектуры.

Экологический кризис последнего периода, когда каждой чувствует себя ответственным за разрушение окружающей с]реды, возрастающая социальная неуверенность общества и его тревога за состояние природы- усиливает антииндустриальноо настроение в целом, В этой связи новый смысл приобретает тема города. Наряду с прогрессивными изменениями городского центра, итальянская архитектура сосредотачивает свою деятельность на пригородах, где создаются крупные жилые комплексы о ярко выраженной социальной направленностью; решается проблема обновления и оживления таких традиционных городских элементов, как улица, площадь.

Главная особенность современного этапа - осознание непрерывности проблем города в целом и проблемы любого здания, создаваемого в городе. Барьер мелслу градостроиельством и архитектурой постепенно стирается и важная роль отводится архитекторам, которые берут широкий споктр культурного наследия и придают ему структуру и функцию, исходя из современных интересов. Городская среда наполняется новыми функциями, сохраняя, в основном, свой облик и масштаб, создавал при этом ощущение связи с прошлым, пусть даже недавним. Следует подчеркнуть, что исследованные в работе проблемы соврэмен-' кой итальянской архитектуры обретают особое значение для развития , архитектуры Грузии в связи с обширной реконструкцией исторических ■центров, имеющей место в настоящее время, а также из-за схожести проблематики и некоторых аспектов строительства и природных условий: наполнение исторической городской среда ноилш функциями и включе-

ние в жизнь амортизированной .жилой застройки, попет образности ерз-дяземгоморской архитектур/, строительство в условиях сильно яыражин-ной пластики природного рельефа, причинения облегченных конструзднй, пропускающих иного свата и воздуха, использование пгпрокого ассортимента естественного кякня, учзт активности солнечной радшгп! и выразительности итальянского пойзвял., подчэрпгоахцего чистоту и яс» нреть архитектуры« ¡ор<, знание технологии строительного дола я стройматериалов на ссноез ксторэтесксго тчта.

Нельзя пренебречь творчоскта зклпдеч итальянских архитекторов в развитие современной архитектура. На фоке высокого профессионализма и риртснялизма, произведения итальянских архитекторов отличает духовность и глубокая человечность. С новой силой ссзрох-ао-.'ся 'регионализм, самобытность этих произведений, раскр/ваетоя в тесно? я органической сняли хак^с созрамснны^ тенденциями, тая я с народной культурой, ев корнями. Особо возросло значение нсорсционэлистичео*о1 гта-лы, отдельных мастеров и м кндизидуельч!« потехой, среди них Л.Россг?, ГЛСанзлла, В.Грзготти, П.Лортогози, А. /':оолыгп, А.Наталии», Р.Пиацп, 5.Пуршги... Созданные ими образы отлячпятся конкретностью и тасокта профессионализмом, лалегп'м от «оды, ивсагя;гтарднзча н периодически повторяющегося неоисторизиа. Уровень творчяетад. достигнутая этим?! архитектор!.1«!, служит гая бы точаоК отсчета ;да по"сяэняя, к которому они относятся. !!менно они своими многочисленная постройксми, проектами, теоретэтссгсями и публицистическими зыступленчлми проложил« дорогу полому, дали направление развитию архитектуры, оцепили, переработали богатый строителып)Я огат и художоствепн'.'э традиции. Именно эта плеяда архитекторов представила мясу значительный образ своего времени.

Па этой почэе появилось молодое покоями« архитекторов, которое

л

-осЗ-

сумело привнести в архитектуру что-то свое, возвращая достоинство и поэтическую значимость этой дисциплине. И хотя биография молодых архитекторов более богата проектами, чем роалжоцией, привлекательна их храбрость: но имея возмохностей сооружать, они продола ют мыслить архитектурой. Молодые открыли для себя значение исторического наследия, как единственную возиотау» новизну и действенную форму к переменам.

Изучение современш/х тенденций итальянской архитектур/ во всей их сложности и противоречивости позволяет сегодня говорить о зрелости совромешшго этапа развития итальянской архитектуры, когда историческое сознание становится одной из доминирующих форм деятельности, а образный строй новой архитектуры более понятным и жизнеспособным.

Теоретическая и практическая иирота и многосложность изучаемой проблемы открывают пути дальнейшее научных исследований, которые могут и доли а/ продолжаться в последующих работах, посвященных вопросам теории и практики современной архитектур/ н в концептуальных направлениях творческой деятельности зодчих.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. К проблеме формирования городской сред/ во взаимосвязи с окрука-сщ ющкм ланашфтом (на примере итальянских городов).Серия:"Строительство и архитектура", !<? I,Груз1ШШ,Тбилиси, 1905.,0,7п.л,

2. Архитектура Трулли (Интересный примар народного зодчества Италии) ."¡/.ецаиероба да техника",Тбилиси,ТО,1985, 0,5 п.л.

3. Ландазфтное решение городского центра.Труд/ ГНИ "Архитектура", ЙЗ (306),Тбилиси, 1986,0,8 п.л.

4. Еилые комплексы Италии. "Жилищное строительство",'Я,Москва, 1987,

0,8 п.л.

5. Проблема периферии в современном жилищном строительство Италии. Сб.докладов /I зональной конфер. по строительству и архитектуре,

Тбилиси, 1987.0.2п.л. .

6. Архитектура Италии. 1970-19ЭД(монография).,"Моцнпер2ба", Тбилиси, 1908.14 п.л.

7. Ъа Univeraití Celia Georgia. Storia с nuove realiizasioni. Seminario lntcrrmzionale "La tipología dcll'inaediajnento nel diасeno della citta". Kileno, 1990. 0,7 п.л.

8. Studi aul architettura del Ottocento: Tbilisi tra cultura accidéntala o orientalle - netodi e prpbleni.

6 Seminario intemazionale "Prenenza dell'Italia r.ell'crchite-ttura e nell*ur15ani3tica dell'isloa r.editeraneo 1857-19S0. Нова. 1990. 0,6 п.л.

9. Architettura (".ocrgíana tra antico e moderno. Serainarlo Inter-nazionalo "Viansi alia ocoperta del Tesori culturali dell'3uro-pa dell'Ect". Centro univernitario Europeo per i beni culturali, Earello, 1991. 0,6 п.л.

¡

10. Франко Пурини, Лаура Тормес. Каталог архитектурной выставки."Сам-тобло",Тбилиси, 1991.1.0п.л.

11. Значение исторических традиций для современного втапа развития итальянской архитектур*. Доклад на II международной конференции по всеобщей истории архитектур;. "Восток-Запад . Взаимодействие

традиций в архитектуре," ШИИТАГ, Москва, 1992.0,6 п.л.

12. íalazzo""Katriaonio. "Fhalaris", Venezia, 1992. 0,4 п.л.

13. L'architetto italiano.Qiovanni Scudieri a Tbilisoi. "L'arte Giorci?-nan, Milano. 0,5 п.л./в печати/.

14. Архитектура Италии 1970-1990.вСтройиздати, Москва, (в печати),

23 п.л.