автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Структура композиционного мышления в творчестве архитектора Г.А. Голубева

кандидата архитектуры
Смирнов, Андрей Сергеевич
город
Екатеринбург
год
2006
специальность ВАК РФ
18.00.01
Диссертация по архитектуре на тему «Структура композиционного мышления в творчестве архитектора Г.А. Голубева»

Оглавление автор диссертации — кандидата архитектуры Смирнов, Андрей Сергеевич

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ АРХИТЕКТОРА Г.А.ГОЛУБЕВА

1.1 Истоки профессионального сознания.

1.2 Среда обучения и развития.

1.3 Формирование профессионализма.

1.4 Г.А.Голубев и В.А.Щуко.

1.5 Г.А.Голубев и А.Палладио.

1.6 Выводы первой главы.

Глава 2. ТРАКТОВКА Г.А.ГОЛУБЕВЫМ СТРУКТУРЫ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ

2.1 Рациональный и чувственный типы композиционного мышления.

2.2 Структура композиционного мышления А.Палладио.

2.3 А.Палладио и Микеланджело как представители разных типов композиционного мышления.

2.4 Выводы второй главы.

Глава 3. СТРУКТУРА КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ Г.А.ГОЛУБЕВА

3.1 Рациональный тип композиционного мышления в архитектуре России первой половины XX века.

3.2 Г.А. Голубев о своей композиционной концепции.

3.3 Программные проекты Г.А. Голубева как выражение структуры его композиционного мышления.

3.3.1 Проект почты.

3.3.2 Проект Института физиотерапии и профзаболеваний.

3.3.3 Дома специалистов.

3.3.4 Реконструкция Горсовета.

3.3.5 Клуб завода «Огнеупор».

3.4 Выводы третьей главы.

Введение 2006 год, диссертация по архитектуре, Смирнов, Андрей Сергеевич

Актуальность исследования определяется необходимостью восполнения пробелов в . знании закономерностей развития профессионального сознания и композиционного мышления в архитектурном творчестве. Развитие композиционного мышления и его проявления в различных условиях и разных регионах имеет свою специфику. Выявление этой специфики способствует более полному освещению неизученных страниц архитектурного процесса на примере развития отечественной региональной архитектуры.

На Урале, особенно в первом из его центров - Свердловске-Екатеринбурге архитектурные процессы в прошлом (XX) веке шли интенсивно. В связи с этим представляют интерес изучение связи общих процессов с творчеством отдельных мастеров. Одним из видных зодчих г. Свердловска был Г.А. Голубев (1883-1949).

Изучение закономерностей композиционного мышления на примере его творчества позволяет получить новые знания творческого процесса с учетом роли личности творца и влияния на него среды: семьи, столичной и провинциальной атмосферы, творчества мастеров, социально-политических условий и идеологии.

Будучи главным архитектором Свердловска он принимал участие в разработке генплана «Большой Свердловск». Проекты Г.А.Голубева многократно опубликованы в нашей стране, два из них включены во всемирный каталог «The Modern Movement in Architecture»1. Г.А.Голубев был другом и учеником академика архитектуры В.А.Щуко, совместно с ним спроектировал ряд знаковых для неоклассики и новой архитектуры объектов. Он всю жизнь кропотливо и тщательно изучал историю архитектуры,

1 The Modern Movement in Architecture: Selections from the DOCOMOMO Registers / Dennis Sharp and Catherine Cooke editors . - Rotterdam: 010 Publishers, 2000 . особенно творчество А.Палладио и Микеланджело. Г.А.Голубев предпринимал шаги по изложению своего видения архитектуры на уровне Академии архитектуры СССР. Так, например, им в 1947 году был прочитан доклад «Творчество Палладио и античное наследство в его произведениях» в Институте истории и теории архитектуры.

Творчество Г.А.Голубева пришлось на очень трудное для нашей страны время, включавшее годы войны, революции, разрухи, засилья коммунистической идеологии, сталинской диктатуры и репрессий, когда никто не мог чувствовать себя спокойно.

Изучение взглядов Г.А.Голубева на структуру композиционного мышления способствует пониманию логики формирования творческой концепции архитектора. Это обогащает наши сведения о структуре и динамике композиционного мышления. Кроме того, эти знания, а также понимание особенностей становления композиционного мышления Георгия Александровича и времени, в которое он работал, способствуют изучению вопросов преемственности и закономерностей формирования архитектуры Свердловска.

Исследование этих вопросов дополняет общую картину развития профессионального сознания и мышления архитекторов в России первой половины XX века, помогает лучше понять те процессы, которые происходили в российской архитектуре того времени, а также расширяет представления о характере постановки теоретических композиционных проблем архитекторами «живой классики» и об уровне композиционной подготовки свердловских архитекторов периода новой архитектуры и советской неоклассики.

Итак, актуальность исследования обусловливается тем, что Г.А.Голубев - интересный, глубокий, вдумчивый мастер, чье творчество отражало характер профессионального архитектурного мышления «живой классики», представители которой во многом определили архитектуру России первой половины XX века.

Понять атмосферу, в которой происходило становление таланта Голубева, помогли воспоминания А.П. Остроумовой-Лебедевой, А.А. Рылова, исследования С.А. Кауфман, С.О. Хан-Магомедова.

Творчество Палладио, оказавшее большое влияние на Голубева, рассмотрено в работах Д.Е. Аркина, И.А. Бартенева, Н.И. Брунова, В.Н. Гращенкова, О.И. Гурьева, И.В. Жолтовского, В.И. Локтева, П.П. Муратова.

Психоаналитический метод, применявшийся для установления закономерностей формирования основ мышления Голубева, описан в работах 3. Фрейда, К.Г. Юнга, Э. Фромма. Вопросам композиционного мышления посвящены исследования А.В. Иконникова, В.И.Локтева, Норберг-Шульца, Н.Н.Нечаева, А.Д. Куликова, Т.В.Кудрявцева, А.В. Степанова, И.И.Богомолова, А.Э.Коротковского, В.И.Иовлева. Ценный материал дают высказывания мастеров советской архитектуры И.В.Жолтовского, В.А.Щуко, И.В.Фомина и других.

История искусствоведения XIX-XX веков освещена в работах Г.А. Недошвина, М.Я. Либмана, А.И. Венедиктова, А.Д. Чегодаева. Основные понятия формальной школы искусствоведения показаны в трудах Г. Вельфлина.

История архитектуры России первой половины XX века подробно рассмотрена в работах Н.П.Былинкина, П.О.Володииа, М.Г.Бархина, Е.А.Борисовой, А.М.Журавлева, В.А. Иконникова, Т.П. Каждан, А.В.Рябушина, С.О.Хан-Магомедова.

Творчество Голубева отражено в ряде газетных статей, в которых рассмотрены некоторые композиции Голубева (П.А.Володин,

A.М.Дукельский, Я.А.Корнфельд), отдельных глав из книг, посвященных архитектуре Екатеринбурга-Свердловска (П.А.Володин, В.Е. Звагельская,

B.В.Емельянов, П.И.Лантратов, А.А. Стариков, О.С.Тальская, Л.И. Токменинова, Е.В. Черняк), некоторых опубликованных материалов из архива союза архитекторов.

В настоящий момент времени наиболее значимым исследованием творчества Г.А.Голубева представляется дипломная работа И.Н. Римской «Основные этапы творческого пути архитектора Голубева», защищенная в 1966 году в Уральском университете им. Горького (руководитель Г.И. Белянкин, народный архитектор СССР, действительный член РААСН). В ней делается первая попытка систематизировать обширный исторический материал, вводятся в научный оборот неопубликованные ранее архивные материалы.

Однако в целом о творчестве архитектора Г.А.Голубева написано очень немного, особенно мало изучена его теоретическая деятельность.

Гипотеза исследования. Видение архитектуры, структура и принципы композиционного мышления Г.А.Голубева складывались под влиянием ряда факторов: атмосферы семьи, среды обучения и развития, идей «живой классики», совместной работы со В.А.Щуко, влияния творчества А.Палладио и других мастеров. Воздействие этих факторов и активная творческая работа формировали независимую и интересную своей глубиной культуру композиционного мышления Г.А.Голубева. Эта культура получила полное раскрытие в свердловский период творчества Георгия Александровича.

Свою точку зрения на структуру композиционного мышления и свои принципы композиционного мышления Г.А.Голубев, по нашему мнению, наиболее полно выразил в своем докладе «Творчество Палладио и античное наследство в его произведениях».

Говоря об исследовании Г.А.Голубева посвященного Палладио, хотелось бы особо отметить, что это труд всей жизни Георгия Александровича, основанный на его глубочайшей личной заинтересованности в построении его собственных принципов композиционного мышления. Это исследование носило оттенок нонконформизма, и было связано с большой опасностью. Проведение этой работы можно объяснить тем, что Г.А.Голубев черпал в ней свою принципиальность и понимание закономерностей композиционного мышления, на которых он строил свое творческое кредо.

Поэтому мы считаем, что сам выбор темы может многое сказать о Г.А.Голубеве. Живя в тоталитарном обществе, Г.А.Голубев не может говорить прямо, поэтому мы предполагаем, что, говоря о А.Палладио, Г.А.Голубев говорит и о самом себе. Таким образом, исследование творчества А.Палладио, возможно, представляет собой скрытое декларирование видения архитектуры Г.А.Голубевым.

Г.А.Голубев пользуется «фигурой умолчания», вероятно, для того, чтобы иметь возможность высказаться и хоть как-то обезопасить себя. В то же время такая форма изложения своих взглядов была наиболее корректна для Г.А.Голубева и с научной точки зрения.

Эту гипотезу предполагается проверить путем анализа текста доклада «Творчество Палладио и античное наследство в его произведениях» и других теоретических работ Г.А.Голубева, хроники исторических фактов с учетом архитектуроведческих и творческих концепций того времени и на материале его наиболее значимых архитектурных произведений.

Цель исследования - выявление динамики структуры и принципов композиционного мышления Г.А.Голубева и их выражения в проектной деятельности Георгия Александровича. Для этого необходимо решить ряд задач:

1) проследить становление Г.А.Голубева как архитектора, показать значение роли среды, а также идей, повлиявших на формирование его профессионального композиционного мышления;

2) выявить закономерности и характер его подхода к вопросу о структуре композиционного мышления, видение Г.А.Голубевым структуры композиционного мышления в его связи с тем или иным типом личности;

3) выявить и сформулировать творческую концепцию и принципы композиционного мышления Г.А.Голубева, показать взаимосвязь изменений творческой концепции Георгия Александровича Голубева с общероссийскими архитектурными идеями первой половины XX века;

Объектом исследования является научная и проектпо-композиционная деятельность архитектора Г.А.Голубева.

Предмет и границы исследования. Предметом исследования являются закономерности, принципы и структура композиционного мышления архитектора Г.А.Голубева. Работа ограничивается изучением вопросов структуры и принципов композиционного мышления в понимании архитектора Голубева, их связи с практической деятельностью зодчего.

Методика исследования. Синергетический метод является общим для всего исследования. Методика исследования строится также на комплексном подходе, который включает в себя социально-исторический и биографический подход, текстовый и композиционный, стилистический и формальный анализ. Основой исследования послужили архивные, библиографические и натурные изыскания, фотофиксация объектов.

Архивные исследования дали материал для изучения, положенный в основу данного исследования, позволили сделать попытку воссоздать историю жизни и творчества архитектора Г.А.Голубева, узнать его как личность, дали ценные проектные материалы. Натурные исследования позволили восполнить некоторые пробелы, касающиеся информации об архитектурных постройках Г.А.Голубева и их композиционных особенностей.

Социально-исторический подход направлен на выявление глубинных причин, повлиявших на особенности творческой деятельности и композиционного мышления архитектора Г.А.Голубева - социальных, политических, профессиональных.

Биографический подход ориентирован на выявления роли семьи и профессиональной среды в формировании личности Г.А.Голубева, истоков его профессионального сознания.

Анализ текстов направлен па выяснение закономерностей формирования и характера творческих взглядов Г.А.Голубева на композиционное мышление архитекторов.

Композиционный анализ имеет своей целью проследить взаимосвязь проектного мышления Г.А.Голубева с его выражением в композициях.

В работе использованы материалы из архива музея истории и промышленной техники Урала УралГАХА, литература различных библиотек города Москвы и Екатеринбурга.

Научная новизна. Работа является первым специальным исследованием, посвященным изучению творческой деятельности архитектора Г.А.Голубева, на предмет выявления его видения структуры и принципов композиционного мышления. Впервые проведено комплексное исследование доклада Г.А.Голубева «Творчество Палладио и античное наследство в его произведениях», композиций Георгия Александровича, его биографии и личностных качеств, позволившее раскрыть его творческую концепцию и дополнившее знания закономерностей и структуры композиционного мышления архитектора. Работа вводит в научный оборот ранее не опубликованные архивные сведения и материалы.

Практическое значение исследования. Структурирование качеств и принципов профессионального мышления в их связи с композиционными приемами и принципами, а также с тем или иным типом личности и культуры позволяет увидеть композиционное мышление в контексте развития региональной и мировой архитектуры.

Проведенное исследование теоретической и композиционной деятельности Г.А.Голубева позволяет лучше понять те процессы, которые происходили в архитектуре России первой половины XX века. Показанное в этом исследовании видение структуры композиционного мышления Г.А.Голубевым дает представление о глубине и характере теоретического композиционного знания представителей «петербургского возрождения», к которым Георгий Александрович был очень близок.

Результаты исследования позволяют показать особенности личности, характера и стиля композиционного мышления Георгия Александровича Голубева, сыгравшего немаловажную роль в архитектурной жизни города Свердловска.

Исследование может способствовать повышению профессиональной принципиальности архитекторов и поэтому быть полезным в учебном процессе.

На защиту выносятся результаты исследования, раскрывающие динамику структуры и принципов композиционного мышления архитектора Г.А.Голубева:

1) систематизация факторов, повлиявших на становление структуры композиционного мышления Г.А.Голубева;

2) модель композиционного мышления на основе его принадлежности к тому или иному типу личности архитектора, каждому из которых соответствуют определенные качества композиционного мышления, композиционные принципы и приемы, полученная путем интерпретации доклада Г.А.Голубева «Творчество Палладио и античное наследство в его произведениях»;

3) динамика его творческой концепции, ее связь с общероссийскими архитектурными идеями и движениями первой половины XX века, выявленная на основе анализа теоретических и проектных работ Г.А.Голубева.

Апробация результатов исследования. Ход исследовательской работы отражен в докладах на региональной студенческой научной конференции «Актуальные проблемы архитектуры и дизайна» (Екатеринбург, 2004 год), на международной научно-методической конференции «Композиционные чтения имени А. Коротковского» (Екатеринбург, 2005 год). По материалам исследования опубликовано четыре статьи.

Для музея истории архитектуры и промышленной техники Урала УралГАХА выполнена систематизация материалов по творчеству архитектора Голубева.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка из 125 наименований, 27 иллюстраций и 11 таблиц; изложена на 197 страницах. Иллюстрации и таблицы включены в текст диссертации.

Заключение диссертация на тему "Структура композиционного мышления в творчестве архитектора Г.А. Голубева"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования составлена картина становления Георгия Александровича Голубева как мастера, процесса развития его таланта, профессионального сознания и стиля композиционного мышления, построена модель, отражающая его трактовку принципов и структур композиционного мышления А.Палладио и Микеланджело . Выявлена связь творческой концепции Г.А.Голубева с идеями неоклассицизма в России первой половины XX века, динамика ее изменений и выражения в проектной деятельности Георгия Александровича. Введена в научный оборот новая информация, восполняющая пробелы в знании биографии, характера, научной и проектной деятельности архитектора Г.А.Голубева.

В работе сделаны следующие выводы:

1. На основе анализа ряда архивных документов выделено пять основных обстоятельств, оказавших влияние на формирование личностных и профессиональных качеств Г.А.Голубева - это семья, среда обучения и развития, Институт гражданских инженеров, В.А.Щуко, А.Палладио.

Важным фактором явилась способность самого Георгия Александровича активно и критически подходить к событиям, людям и идеям, влиявших на него, и принципиально придерживаться своего пути.

Г.А.Голубев воспринял из окружающей среды, в которой он сформировался как архитектор, ее положительное влияние. Особое значение сыграла благоприятная атмосфера семьи, из которой Г.А.Голубев взял такие качества как трудолюбие, выносливость, упорство, последовательность и упорядоченность в работе, уважение к архитектуре прошлого, к традициям и культуре, а также способность получать удовольствие от творчества, быть терпимым к разной архитектуре и творческим принципам.

Из архитектурной и культурной среды Петербурга, школы рисования

A.Л.Штиглица и Института гражданских инженеров Г.А.Голубев почерпнул способность объемного видения архитектуры и искусства. С одной стороны, он воспринял представление об искусстве как об упорядоченной устойчивой структуре, основанной на таких качествах творца как терпение, трудолюбие, смирение, организованность, спокойствие и глубина, с другой - узнал, но не принял способ творческой работы, основанный на чрезмерных амбициях, не сдерживаемой фантазии, взрывообразном напряжении, склонный к внешним эффектам и, в конечном счете, поверхностный.

Важную роль в формировании таланта Г.А.Голубева сыграли идеи «петербургского возрождения», которые он воспринял непосредственно у лидера этого движения, своего друга и наставника академика архитектуры

B.А.Щуко. Благодаря В.А.Щуко Г.А.Голубев воспринял идеи терпимости, свойственные для «петербургского возрождения» и сформировал у себя объемное и целостное видение структуры композиционного мышления архитектора, учитывающего противоположные композиционные принципы, приемы и методы работы.

Своеобразна роль А.Палладио в формировании таланта Георгия Александровича: видя в Палладио значительное сходство с самим собой, Г.А.Голубев изучает его, чтобы освоить свою собственную структуру композиционного мышления.

Симпатия Голубева к творчеству ряда мастеров, особенно к В.А.Щуко и А.Палладио, во многом обусловила его творческую концепцию.

2. Анализ показал, что для Голубева структура и закономерности композиционного мышления тесно связаны и обусловлены его принадлежностью к тому или иному типу личности: рациональному или чувственному.

Рациональному типу присущи такие качества композиционного мышления как: эволюционность, профессионализм, элитарность, органичность, гармоничность, толерантность, необходимость, объективность, сдержанность, спокойствие, уравновешенность, медленность, отсутствие усилий, создание правил. Эти качества мышления обусловливают следующие композиционные принципы и приемы: органичность, гармоничность и целостность, необходимость, уравновешенность, спокойствие, простота, скромность, четкость пропорций и очертаний форм, симметрия, диссимметрия, легкость.

Для композиционного мышления чувственного типа характерны следующие качества: революционность, тенденция к непрофессионализму и дисгармонии, массовость, неорганичность, нетерпимость, случайность, субъективность, страсть, возбуждение, неуравновешенность, быстрота, значительные усилия, разрушение правил. Им соответствуют композиционные принципы и приемы: непредсказуемость и тенденция к распаду, случайность, неуравновешенность, напряженность, сложность, пышность, размытость пропорций и очертаний, асимметричность, тяжесть или преувеличенная легкость.

3. В результате интерпретации доклада Г.А.Голубева «Творчество Палладио и античное наследство в его произведениях», основанной на систематизации и толковании отдельных его высказываний, построена сравнительная модель структуры композиционного мышления А.Палладио и Микеланджело как представителей разных типов композиционного мышления.

В этой модели показано, что Палладио относится преимущественно к рациональному типу композиционного мышления, а Микеланджело у чувственному.

Мышление А.Палладио и Микеланджело обладает рядом общих связанных черт: высокий профессионализм, элитарность, органичность и нетерпимость к другим типам мышления.

Важными взаимосвязанными чертами композиционного мышления А.Палладио являются выраженная эволюцнонность, гармоничность, объективность, сдержанность, невысокая скорость и отсутствие усилий. Им противостоят такие взаимосвязанные качества Микеланджело как революционность, субъективность, страсть, быстрота и сила.

4. Предложенная модель структуры композиционного мышления А.Палладио и Микеланджело во многом соответствует намеченной Г.Вёльфлином идее о том, что «вся совокупность индивидуальных особенностей стиля» есть выражение определенного «темперамента» творца. Общим с формальной школой искусствоведения является сам метод формализации и описания различных способов «видения» с помощью пар противоположных понятий.143

5. Динамика творческой концепции Г.А.Голубева, основу которой составляли принципы композиционного мышления рационального типа, тесно связана с динамикой идей неоклассицизма и «живой классики» в архитектуре России первой половины XX века и в ней можно выделить три этапа:

1) 1910 - начало 1920-х годов - период становления и расцвета идей «живой классики» и творческой концепции Г.А.Голубева, основанной на ренессансных принципах композиционного мышления;

2) с начала 1920-х по 1932 год - период компромисса с идеями новой архитектуры, который Г.А.Голубев находит в композиционных приемах четкости функционального, конструктивного и объемного решений здания;

3) с 1932 по 1949 год - период использования идей возрождения тоталитарным строем советской России, когда в композициях Г.А.Голубева проявляются композиционные приемы театральности и иллюзорности, свойственные советской неоклассике.

5. Проведенный композиционный и текстовый анализ показывает, что основу творческой концепции Г.А.Голубева составляли принципы

141 Вёльфлии, Г. Основные понятия истории искусство. Проблема эволюции стиля в новом искусстве/ Генрих Вёльфлии: пер. с нем. Л.Л. Франковского, основатель серии Л.Г. Наследников. - СПб.: Мифрил, 1994. - (Классики искусствознания). - Перевод изд.: Wolflin, Н. Die kunstgeschightliche grundbcgriffc/ Н. Wolflin. - s.l.: 1915 композиционного мышления рационального типа и идеи «живой классики», однако гибкость композиционных взглядов, присущая рациональному типу, позволяла ему в советское время пользоваться некоторыми принципами и приемами чувственного типа.

В период новой архитектуры такими приемами чувственного тина были: случайность, возбужденность, напряженность, сложность, неудовлетворенность, яркость, эффектность, резкость движений и пропорций, контрастность, отсутствие деталей. В период советской неоклассики в архитектуре Г.А.Голубева проявились следующие черты чувственного типа: утопичность образа, несоответствие формы и содержания, театральность и иллюзорность композиции.

Таким образом, изучение биографии, научной и проектной деятельности архитектора Г.А.Голубева позволило расширить знания о принципах и структуре композиционного мышления архитектора, закономерностей его формирования и развития с учетом целого ряда факторов, в том числе роли семьи, влияния мастеров и профессиональных концепций, социальных, исторических, политических, региональных и культурных условий. Исследование творчества Г.А.Голубева способствует пониманию архитектурно-интеллектуальной среды Свердловска первой половины XX века, преемственности и закономерностей формирования его застройки периода новой архитектуры и советской неоклассики.

Библиография Смирнов, Андрей Сергеевич, диссертация по теме Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

1. Антипин, А.А. Строить культурно/ А.А. Антинин Опыт стройки. 1937. №6

2. Араухо, И. Архитектурная композиция/ Игнасио Араухо; научный редактор проф. Степанов А.В., перевод с исп. Бакланов М.Г., Антонио Михее. М.: Высшая школа, 1982. -Перевод изд.: Ignacio Araujo. La forma arguitectonica/ Ediciones Universidad de Navara. S.A. CEUNSA, 1976.

3. Аркин, Д.Е. Образы архитектуры и образы скульнтуры/ Д.Е. Аркин; составитель Д.Г. Аркина, нредисловие М.В. Алпатова.- Па основе книги: Аркин Д.Е. Образы архитектуры. М, 1941. М.: Искусство, 1990.

4. Архитекторы Екатеринбурга и Свердловской области: Свердловская организация Союза архитекторов России/ нод общ. ред. А.П. Бандоровской и Н.А. Вилесовой; составление: А.П. Бандоровская, П.А. Вилесова, Г.П. Елагин, Е.А. Овечкина, П.Н. Якшина. Екатеринбург: Уральский рабочий, 2003.

5. Бабыкин, К.Т. Архитектурное воспитание строителей/ К.Т. Бабыкин// Опыт стройки. 1

7. Бальзак, Оноре де. Собрание сочинений: В 15 т. Т. 15: очерки, литературно-критические статьи, избранные письма/ Оноре де Бальзак. М.: Художественная литература, 1955.

8. Бартенев, И.А. Очерки истории архитектур[1ых стилей/ И.А. Бартенев, В.П. Батажкова. М.: Изобразительное искусство, 1983.

9. Бартенев И.А. Зодчие итальянского Ренессанса/ И.А. Бартенев; предисловие проф. И.Б. Бакланов. Ленииград: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, ленинградское отделение, 1936.

10. Барсуков, Е.М. Архитектурные мо11ументы тоталитарной энохи/ Е.М. Барсуков// Архитектон. 1994. JSr«3-4. с. 90-95. 11. Бархин, М.Г. Метод работы зодчего: из опыта советской архитектуры 1917-1957 гг./М.Г. Бархин М Стройиздат, 1981.

12. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления Л.М. Баткин М.: Наука, 1978.- («Из истории мировой культуры»).

13. Блохин, П.Н. Работы архитекторов Свердловска/ П.Н. Блохин// Приложение к «Архитектурной газете». 1940. .№32.

14. Борисова, Е.А. Русский неоклассицизм. Архитектура/ Е.А. Борисова, П О Стерин. М.: Галарт, 1998.

15. Борисова Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца 19- начала 20 века/ Е.А. Борисова, Т.П. Каждан; Академия наук СССР. М.: Наука, 1971.

16. Большой энциклопедический словарь/ председатель научного совета A.M. Прохоров. М.: Большая российская энциклопедия, 2000.

17. Брунов, Н.И. Альбом архитектурных стилей/ Н.И. Брунов. М.: ИЗОГИЗ, 1937.

18. Былинкип, И.П. История советской архитектуры, Учебник для архитектурных 1917-1954 гг.: вузов. Спец. «Архитектура»/ Н.П. Былинкин, В.Н. Калмыкова, А.В. Рябушин, Г.В. Сергеева; под общ. ред. Н.П. Былинкина и А.В. Рябушина. 2-е изд., нрераб. и дон.. М.: Стройиздат, 1985.- (специальность «Архитектура»). 18.

19. Бычков, В.В. Эстетика: учебник/ В.В. Бычков. М.: Гардарики, 2

20. Вазари, Джорджо. Жизнеописапия наиболее знаменитых живонисцев, ваятелей и зодчих/ Джорджо Вазари; перевод и комментарии А.В. Венедиктова; редакция перевода А.Г. Габричевского. М.: Искусство,

21. Веснин, В.A. Уроки майской архитектурной выставки/ В.А. Веснин Архитектура СССР. 1934. №6. с. 5-6.

22. Вельфлин, Г. Основные понятия истории искусств: Проблема эволюции стиля в новом искусстве/ Г. Вельфлин. М.-Л.: Academia, 1930.

23. Виньола, Д.Б. Правила пяти ордеров архитектуры/ Д.Б. Випьола. М,: ВАА, 1952.

24. Витрувий, М.П. Десять книг об архитектуре/ Марк Поллион Витрувий.-М.: ВАА, 1936. 24.

25. Володин, П. Большие задачи/ П. Володин// Опыт стройки. 1936. -№3 Володин, П. Свердловск/ П. Володин; под общей редакцией В.Веснина, Д. Аркина, Ив. Леонидова. М.: Издательство академии архитектуры СССР, 1948. (Архитектура городов СССР). 26.

26. Всеобщая история архитектуры: В 12 т. Т.5,12. М.,1975 Волчок, Ю.П. Конструкция и форма в советской архитектуре/ Ю.П. Волчок и др.. М.: Стройиздат, 1980.

27. Габричевский, А. Азбука каркасно-ордерной системы/ А. Габричевский// Архитектура СССР. 1989. №3. с. 66-69.

28. Гальперин, П.Я. Введение

29. Гарэн, Э. Проблемы итальянского Возрождения/ Э. Гарэн. М.: Прогресс, 1986.

30. Гинзбург, М.Я. Стиль и эпоха/ М.Я. Гинзбург// Проблемы современной архитектуры. М.: Госиздат, 1924.

31. Гинзбург, М. Я. Ритм и архитектура/ М.Я. Гинзбург. М.: Изд. Среди коллекционеров, 1923

32. Гинзбург, М.Я. Критика коиструктивизма/ М.Я. Гинзбург Советская архитектура. 1928. J i 1. с.2. N

33. Голубев, Г.А. Планировка и застройка Свердловска/ Г.А. Голубев, С В Домбровский, Н.А. Бойпо-Родзевич// Опыт стройки. 1937. №6.

34. Голубев, Г.А. Планировка Свердловска/ Г.А, Голубев, Е.А. Емельянов//Уральский рабочий. 1938. -№153.

35. Гращенков, В.П. Наследие Палладио в архитектуре русского классицизма/ В.Н. Гращенков Советское искусствознарше81: сборник статей/ нод редакцией В.М. Полевой и др.. М.: Советский художник, 1982. вынуск 2(15). с 201-235.

36. Голомшток, И.Н. Тоталитарное искусство/ И.Н. Голомшток. М.: Галарт, 1994.

37. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры/ А.Я. Гуревич. М.: Искусство, 1984.

38. Гурьев, О.И. Композиции О.И. Андреа Палладио: Ленинград: Вонросгл издательство пропорциональности/ Гурьев. Ленинфадского университета, 1984.

39. Дживилегов. Очерки итальянского Возрождения/ Дживилегов. М., 1929.

40. Диковский, Архитектурные уроды/ Диковский Уральский рабочий.- 1936.-№28

41. Диковский, Строительство Свердловска/ Диковский// Правда. 1936. 3 февраля.

42. Екатеринбург: Альбом-путеводитель/ Е.Т. Артемов, А.В. Долгов, В.Е. Звагельская и др.. Екатеринбург: Управление культуры УрО РАН; УралАРХИ, 1994 44.

43. Екатеринбург. Энциклопедия. Екатеринбург: Академкнига, 2

44. Екатеринбург: история города в архитектуре/ В.Е. Звагельская, А.А. Стариков, Л.И. Токменинова, Е.В. Черняк; под общей редакцией А.А. Старикова. Екатеринбург: Сократ, 1998.

45. Екатеринбург: Звагельская, история города архитектуре. Каталог/ В.Е. А.А. Стариков, Л.И. Токменинова, Е.В. Черняк; под об1цей редакцией А.А. Старикова. Екатеринбург: Сократ, 1998.

46. Емельянов, В.В. Об архитектуре нашего города/ В.В. Емельянов, П.И. Лантратов// Свердловск/ нод ред. А. Панфилова и К. Рождественской. -Свердловск, 1946.

47. Жолтовский, И.В. Воспитание мастера архитектуры/ об И.В. Жолтовский// Мастера советской архитектуры архитектуре: Избранные отрывки из нисем, статей, выступлений и трактатов: в 2 т. Т. 1/ Под общей редакцией М. Бархина и др.. М.: Искусство, 1975. с. 36

48. Журавлев, A.M. Советская архитектура/ A.M. Журавлев, СО. ХанМагомедов. М., 1968.

49. Иконников, А.В. Историзм в архитектуре/ А.В. Иконников. М.: Стройиздат, 1977

50. Иконников, А.В. Историзм в советской архитектуре/ А.В. Иконников// Архитектура СССР. 1990. .№3. с. 20-27.

51. Иконников, А.В. Основы архитектурной композиции/ А.В. Иконников, Г.П. Степанов. М.: Искусство, 1971.

52. Иконников, А.В. Между утопиями и реальностью/ А.В. Иконников// Архитектон. Известия вузов. 1994. JSTsl. с. 43-52

53. Иконников, А.В. Функция, форма, образ в архитектуре/ А.В. Иконников. М.: Стройиздат, 1986.

54. Иовлева, Е.В. Пеоклассицизм в архитектуре Свердловска (1930-1950 гг.): дис. канд. архитектуры: 18.00.01: защищена 4.11.04/ Иовлева Елена Валентиновна. Екатеринбург, 2004. 151 с. Библиогр.: с. 100-108

55. История советской архитектуры 1917-1958 гг./ И.П. Былинкин, И.О. Володин, Я.А. Корнфельд и др.. М., 1962.

56. Каплун, А.И. Стиль и архитектура/ А.И. Каплун. М.: Стройнздат, 1985.

57. Кауфман, А. Владимир Алексеевич Щуко/ А. Кауфман; под общ. ред. А.В. Бунина. М.: Академия архитектуры СССР, 1946.- (Мастера советской архитектуры).

58. Кириллова, Л.И. Масштаб и масштабность/ Л.И. Кириллова Теория композиции в советской архитектуре. М.: Стройиздат, 1986.

59. Корнфельд, Я.А. Архитектура Свердловска/ Я.А. Корнфельд// Архитектура СССР. 1939. №3.

60. Коротковский, А.Э. Основы архитектурной композиции: цикл лекций/ А.Э. Коротковский; научный редактор Н.С. Алферов. Свердловск: Свердловский архитектурный институт, 1974.

61. Коротковский, моделирование: А.Э. Введение

62. Кринский, В.Ф. Элемер1ты архитектурнопространственной М.: композиции/ В.Ф. Кринский, И.В. Ламцов, М.А. Туркус. Стройиздат, 1968.

63. Кудрявцев, Т.В. Психология творческого мышления/ Т.В. Кудрявцев. М Педагогика, 1975. 65.

64. Кузнецов, А.В. Своды и их декор/ А.В. Кузнецов. М., 1

65. Куликов, А.Д. Архитектурный чертеж в развитии комнозиционного мышления архитектора: Учеб1юе пособие/ А.Д. Куликов, А.В. Степанов, Н.Н. Нечаев. Казань: КГАСА, 2002.

66. Курбатов, В.В. Советская архитектура/ В.В. Курбатов. М.: Просвещение, 1988.

67. Леонтьев, А.Н. Избранные нсихологические нроизведения: В 2 т. Т. 2/ А.Н. Леонтьев. М., 1983.

68. Локтев, В.И. На перекрестке класеикн и авангарда/ В.И. Локтев// Архитектура СССР. 1982. 10. с.48-53

69. Локтев, В.И. СоЕфемеипая композиция: от случайности закономерности/ В.И. Локтев// Архитектура СССР. 1983. JNrL!3/4

70. Лукомский, Г.К. Античные театры и традиции в истории эволюции театрального здания/ Г.К. Лукомский. М., 1913

71. Музей истории архитектуры и промышленной техники Урала, Екатеринбург, УралГАХА. Ф.МЗ, оп.№1, ед. хр. JV<>19/10

72. Музей истории архитектуры и промышленной техники Урала, Екатеринбург, УралГАХА. Ф.№3, on.JSfsil, ед. хр. №1

73. Музей истории архитектуры и промышленной техники Урала, Екатеринбург, УралГАХА. Ф.№3, on.JSfol, ед. хр. JV219/1

74. Музей истории архитектуры и промышленной техники Урала, Екатеринбург, УралГАХА. O.jsr«3, оп.№1, ед. хр. №19/9 75. Музей истории архитектуры и промышленной техники Урала, Екатеринбург, УралГАХА. Ф.№3, оп.№1, ед. хр. №19/8

76. Музей истории архитектуры и промышленной техники Урала, Екатеринбург, УралГАХА. Ф.№3, оп.№3, ед. хр. №234

77. Мастера советской архитектуры об архитектуре: Избр. Отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов: в 2т.Т. 1/ Под обшей редакцией М.Бархина и др.. М.: Искусство, 1975.

78. Мизенко, Н.Н. Столица Урала/ Н.И. Мизенко// Архитектурная газета. 1936. 8 февраля.

79. Михайлов, Б.П. Витрувий и Эллада. Основы античной теории архитектуры/ Б.П. Михайлов. М.: ГСИ, 1967.

80. Михаловский, И.Б. Архитектурные формы античности/ И.Б. Михаловский. Изд. СтереотинЕюе, печатается по изд. издательства Академии архитектуры СССР, Москва, 1949 г., первое изд.: Михаловский, И.Б. Теория классических архитектурных форм/ И.Б. Михаловский. М.: ВАА, 1937. М.: Архитектура-С, 2004. 240 с

81. Муратов, П.П. Образы Италии: В 3 т., Т. 2,3/ П.П. Муратов; редакция и комментарии В.И. Гращенков. М.: Галарт, 1

82. Печатается по изд.: Муратов, П.П. Образы Италии: в 3 т./ П.П. Муратов. Лейпциг: издательство 3.И. Гржебина, 1925.

83. Ыорберг-Шульц, К. Замыслы и метод в архитектуре/ К. НорбергШульц; ЦИТИ по гражданскому строительству и архитектуре.

84. Объемно-пространственная композиция: Учебник для вузов/ А.В. Степанов, В.И. Мальгин, Г.И. Иванова, К.В. Кудряшев, Д.Л. Мелодинский, А.А. Нестеренко, В.И. Орлов, И.П. Лалилевская. М.: Стройиздат, 1993. (специальность «Архитектура»).

85. Палладио, Андреа. Четыре книги об архитектуре/ в переводе И.В. Жолтовского, под общей редакцией А.Г. Габричевского. Всесоюзная академия архитектуры, 1936. М.: («Классики теории архитектуры»). Перевод издания Palladio. Andrea. I Quattro Libri delFArchitettura di Andrea Palladio. Venetia: Appreffo Dominico deTrancefchi, 1570

86. Паперный, В. Культура «Два»/ В. Паперный. М.: Новое литературное обозрение, 1996.

87. Патрина, А.С. Архитектурные термины: Иллюстрированный словарь/ А.С. Патрина. Изд. справочное, стереотинное. М.: Стройиздат, 2001.

88. Пилявский, В.И. История русской архитектуры: Учебник для вузов/ В.И. Пилявский, А.А. Тиц, Ю.С. Ушаков. Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1984. (снециальность «Архитектура»). 89.

89. Психология: Учебник/ нод ред. А.А. Крылова. М.: Проспект, 1

90. Раппапорт, А.Г. Форма в архитектуре/ А.Г. Раппапорт, ГЛО. Сомов. М.: Стройиздат, 1990.

91. Смирнов, А.С. Актуальные вопросы современной архитектурной фафики/ А.С. Смирнов// Архитектон. 2004. №

92. Режим достуна: http://archvuz.ru/magazine/Numbers/2004 02

93. Смирнов, А.С. Композиции Андреа Палладио в творчестве архитектора Голубева Г.А.( 1887-1949)/ А.С. Смирнов// Архитектон. 2005. №

94. Режим доступа: http://archvuz.ni/magazine/Numbers/2005 03

95. Смирнов, А.С. О композиционно мышлении Палладио в докладе Голубева Г.А. «Творчество Палладио и античное наследство в его произведениях»/ А.С. Смирнов. Архитектон. 2005. №

96. Режим доступа: http://archvuz.ru/magazine/Numbers/2005 04

97. Смирнов, А.С. Становление архитектора Голубева Г.А.( 1887-1949)/ А.С. Смирнов// Архитектон. 2005. №

98. Режим доступа: http://archvuz.ru/magazine/Numbers/2005 04

99. Смирнов, А.С. Проект реконструкции Горсовета г.Свердловска архитектора Г.А.Голубева/ А.С. Смирнов// Архитектон. 2006. №

100. Режим доступа: http://archvuz.ru/magazine/Numbers/2006 01

101. Смолина, Н.И. Традиции симметрии в архитектуре/ Н.И. Смолина М.: Стройиздат, 1990.

102. Советская архитектура 1917-1957/ Под ред. Ю.Яралова. М.: Издательство литературы по строительству и архитектуре, 1957.

103. Степанов, А.В. Архитектура и психология: Учебное пособие для вузов/ А.В. Степанов, Г.И. Иванова, Н.П.Печаев. М.: Стройиздат, 1993. (специальность «Архитектура»).

104. Тальская, О.С. Аннотированный указатель архитектурных, исторических и историко-революцио1П1ЫХ памятников Свердловска/ О.С. Тальская. Свердловск, 1959.

105. Тис, Иохан. Пациская архитектура как оформление идеи мирового госнодства/ Иохан Тис// Архитектон. 2001. с. 88-89.

106. Тиц, А.А. Пластический язык архитектуры/ А.А. Тиц, Е.В. Воробьева. М.: Стройиздат, 1986.

107. Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург: УрО РАН; Екатеринбург, 1998.

108. Фрейд, Зигмунд. составление Психоаналитические этюды/ Зигмунд Фрейд; В.Т. Д.И. Донского, В.Ф. Круглянского; послесл. Кондратенко. Минск: Попурри, 1998. ИЗ. Флетчер, Б. История архитектуры, составленная по сравнительному методу/ Б. Флетчер, Б.Ф. Флетчер. Вып. 1,2. СПб., 1911,1914.

109. Фромм, Эрих. Искусство любить: Исследование природы любви/ Эрих Фромм; пер. и предисл. Л.А. Чернышевой. М.: Педагогика, 1990.

110. Хазанова, В.Э. Из истории советской архитектуры, 1926-1932/ В.Э. Хазанова. М., 1970. 116. Хан-Магомедов, С О Архитектура советского авангарда: в 2 кн. Кн.

111. Проблемы формообразования. Мастера и течения/ СО. Хан- Магомедов. М.: Стройиздат, 1996. 117. Хан-Магомедов, СО. Теоретические концепции творческих течений советской подготовлен теории архитектуры: обзор/ СО. Хан-Магомедов; обзор Центральным научно-исследовательским (ЦНИИТИ). и институтом и истории архитектуры строительству М.: ЦПТИ по 1974. гражданскому архитектуре, («Градостроительство»).

112. Хемингуэй, Эрнест. Праздник, который всегда с тобой: Роман/Эрнест Хемингуэй; пер. М. Брук и др.. М.: АСТ:Ермак, 2004 119.

113. Хигер, Р. Пути архитектурной мысли/ Р. Хигер. М., 1933 Цирес, А. Искусство архитектуры/ А. Цирес. М.: Издательство Академии архитектуры СССР, 1946.

114. Шевелев, И.Ш. Принцин пропорции/ И.Ш. Шевелев. М.: Стройиздат, 1986