автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Интернациональные взаимосвязи и их влияние на новаторскую архитектуру УССР в 1920-е, начале 1930-х годов
Автореферат диссертации по теме "Интернациональные взаимосвязи и их влияние на новаторскую архитектуру УССР в 1920-е, начале 1930-х годов"
московский ордена трудового красною ;шл.\и:ни'.
архитектурный институт
На правах рукописи УДК 72. 036
Л р х н т е к т о р ВАСИЛЕНКО Людмила Григормчиш
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА НОВАТОРСКУЮ АРХИТЕКТУРУ УССР В 1920-Е, НАЧАЛЕ 1930-Х ГОДОВ
Специальность 18.00.01 — Теория и история архитектуры,
ростамрмцин иачнтникои архитектуры
Авто р е ф е р о т диссертации' на соискание ученой степени кандидата архитектуры
москва - 1991
Работа выполнена в Киевоком ордена Трудового Крвояого Знамена инженеряо-стровтелыюм Ш!СТИГуГ0
Научный руководитель-кандидат архитектуры,профессор кафедры Ооноп архитектуры Чепелик B.D.
, Официальные оппонента :
доктор архитектур«, профеооор Л.В.Ркбушин
кандидат архитектуры • Е.Б.Овсянникова
Ведущая организация: Киевокпй научно-исследовательский инотитут Теории в Истории архитектуры.
Зввдта диосертацип ооогоптся " " 1991 года в
..... чаоов на заоедании специализированного Совета Д 063.20.01 при Мооковоком ордена Трудового Красного Знамени архитектурном институте по адресу: Мооква, K-3I, ул. Жданова,II.
С диссертацией место ознакомиться в библиотеке Института Автореферат разослан 1991 года
7чениА секретарь ,
специализированного Совета Н.Д.Кострикпн
« сам жштжиш Работы В" современной исторической науке возрос ннгерес к широким '--теоретическим рассмотрениям взаимодействия социалистическо!! н за-рубеаной культуры. Значительное внимание уделяется сложным процео-оам развития нового направления в архитектуре 192 О-х-начала 30-х годов в СССР и европейоких странах.
Актуалшость проблемы определяется стоящей перед ооватскиьщ историками задачей объективного рассмотрения пута.-i развития новой архитектуры, процессов взаимодействия с прогрессивным зарубежным направлением. Мнения мастеров архитектуры о значимости творческих контактов зодчих 1920-х годов подтверждает важность рассматриваемого вопроса.
Архитектуре " героического" периода посвящены многочисленные исследования советских и зарубежных авторов, Однако проблема интернациональных контактов в архитектуре 20-х годов xx века в настоящее время недостаточно исследована. Необходимость рассмотрения данного аспекта создается в виду того, что в ряде работ сойотских и зарубежных авторов / в 1930 -е, 1950 -е годи/ были высказаны субъективные точки зрения, касавдиеся сложных процессов формирования интернациональных связен.ß ряде случаен творчество мастеров трактовалось как результат влияния западной практики. Ошибочность подобных мнения была раскрыта в рлде публикации советских и зару-бекных историков / Икошшков A.B., А.Копп/.
Пути развития советской архитектуры рассаотреш в работах: Афанасьева К.Н. ,Астафьевой-Длугач Н.Й.,Бархипа Г.5., Бшшшснна Н.П., Иконникова A.ß., Коккинаки И.В., Кириллова 13,В., Pjjöyumim A.B., йзаново?; В.Э., лан-^агомсдова C.Ü., Швидковского О.Л.рЦра-лова Ю.С. и других. Становление архитектуры и градостроительства 1320-х годов в национальных республиках представлена в исследованиях Аскарова Ш.Д., Алешина В.Э., Воинова A.A.,'Дадаквва С.А. .Дшнь
.беридзе Н.Ш., Долуханян Л.К., Грачевой Л.Н., Курбатова В.В. Де-• бедева Г.А., Коломийца Я. С,, Моисеенко В.П., Тихи A.A., Чантурия В.А., Яралова Ю.С. В работах Килесоо С.К., Коломийца Н.С.,Хохла D.S., Рябушшш A.B., Чепелика В.В. изучены отдельные вопросы развития архитектуры нилых и общественных зданий в УССР в 20- е года.
Авангардная роль архитектуры страны Советов, аспекты творческих связей советских и зарубежных прогрессивных мастеров освещены в трудах К.Гонзпка, 11. Груза, И.Гочара /Чехословакия/;А.Когша, М.Рагона / Франция/. В статьях и высказываниях Ле Корбюзье, А.Люр-са, Ф.Пурдена, З.Мазереля /франция/; Б.Таута, Э. Мая, Г'.Мейера / Германия/; Я.Крейцера, К.Тейге, 0. Стары /Чехословакия/; Ф.Л.Райта /СМ/ заметно желание выявить прогрессивную сущность революционной архитектуры нашей страны. Положительные оценки роли новаторского направления и градостроительства в СССР даны в печати послевоенного периода Германии, Польши, СМ, Чехословакии, Франции, Югославии; отмечена плодотворность контактов, а также с определенным тактом указаны недостатки в творческой работе.
В настоящее время взаимосвязи архитекторов РС5СР и зарубежных мастеров изучены достаточно глуооко и всесторонне. Однако проблема, касающаяся участия зодчих союзных республик, а именно УССР, в творческих контактах до сих пор не исследована. Представляется, что рассмотрение данного аспекта поможет выявить формы интернациональных взаимосвязей, а такае особенности конструктивизма в республике, вклад мастеров УССР в слоеный процесс формирования социалистической архитектуры. Тем.самым, возмогло, удастся определить место новаторского направления архитектуры УССР в мировом истори-ко- архитектурная процессе. Изучение истоков взаимосвязей сегодня приобретает особую актуальность в связи с расширяющимися деловыми .творческими контактами в области архитектуры и строительства.
Роль интернациональных контактов ä архитектуре Украинской ССР
до настоящего времени не выделялась в самостоятельный обьект изучения. В ряде шшедших в 60-е, 70-е года фундаментальных исторических работах, посвященных архитектуре Советской Украиш, наши отражение лишь отдельные моменты данной проблемы / "1стор1я укра!н-съкого шстецтва", т.5; "Нарвой ¡стор11 архитектура Украши. Радан-ський пер!од". Кн. 2/. Бресте с тем документальный материал 1920-х годов, выявленный авторш в периодике, архивах позволяет рьссмот-. реть данный аспект значительно шире.
Объект исследования -теория а практика новаторской архитектуры, жилых и общественных зданий, градостроительных образований в ССОР, в тш числе и УССР, и за рубежом /Германия,Голландия, Франция,Чехословакия /.
Цель диссертации- выявление форм, айшиз интернациональных взаимосвязей в архитектуре 1020-х, начала 30-х годов в теории и практике; определение своеобразия работы и вклад мастеров УССР, творческих организации в развитие нового направления.
Исследование ограничено: -географически - объектами в крупнейших городах УССР /Киев..Харьков, Днепропетровск, Запорожье, Донецк/; в сопоставлении с важнейшими примерами советской архитектуры и зарубежных стран /Германии, Голландии, Франции, Чехословакии/;
- хронологическк-пераодш 1927 -32 г.г.;
-типологически -градостроительными образованиями в виде рабочих поселков, соцгородоь а гражданских зданий /клубы, дворцы рабочих, админздания, театры, школы, вузы; аилне дома-одноэтажные, галереИ-шо, коридорные, секционные/.
В работе поста мены задачи - выявить социально-экономические, политические, культурно-исторические предпосылки и факторы формирования интернациональных взаимосвязей;
- систематизировать формы интернациональных контактов, разработать
модеяь связей;
- провести сравнительный анализ теоретических концепций ведущих советских украинских и зарубежных архитекторов; -проанализировать практику проектирования за рубеаоы и в УССР; -изучить осоОенности планировочных, композиционных, градоотроитель-них решений на основе известных, а также выявленных архивных данных, обмеренных автором объектов в городах УССР; ......
- установить роль и значение творческих обществ, ведущих мастеров в (нормировании новаторской архитектурной шсли.
Методика послепоьзния: натурное обследование, изучение литературных, архивных материалов, их обобщение} сравнительный и графоаналитически'! методл. источниками для анализа послужили результаты натурных обследовэшс":, исторические публикации в периодике СССР, УССР, аарубеашх стран; проектюе, архнвдае документа, фонда биро технической цнвентаризащш в городах республика.
Научная новина заклинается в тш,что на основа изученного материала и обнаруженных ношх данных,.с позиций современной методологии выявлено соотношение теории и практики в архитектуре УССР 1Я20-х, начала 30-х годов; раскрыты формы, роль интернациональных взаимосвязан, показано их влшпше на развитие архитектуры в республике, на деятельность творческих обществ и ведущих мастеров, допол-нени ряд исторических данных.
"Практическое значение рлботм состоит в разработке методического подхода в оценке роли интернационал ышх связе!;; в советскую историографии вводятся научно-обоснованные сведения о важности творческих контактов, значимости теоретических копцепщй и практиче-. ской деятельности новаторов УССР, что будет способствовать объекте; налу рассмотрению рроцесса |ор;.'.ированпя отечественно;': архитектуры. ¡Заполненные автором проектпо-реставрациокные материалы могут бить использованы при разработке опорных планов городов УССР с целью сохранения наследия 1120-х годов.
Апробация работа. Основные положения диссертации долакеш авторш на НТК: KIICI1 / 1980-1988 г.г./, ВШ1ТАГ /Киев, 1983г.-87г/ MApxil /1983 г., 1985г./,Университете ДрукСи пародов им. П.Лумум-бы /1979 г./, на заседаниях секции теории и архитектурной критики Союза архитекторов Украины /1983г.,1985 г./; опубликованы в ряде статей центральной и республиканской прессы.
Результата исследования внедрены в научно-исследовав лл:>ских работах: "Исследование памятников архитектуры и градостроительства Украинской ССР. Обследование, оценка и рекомендации.по охране и использованию памятников", тема 15-18, й Гос. рег.0182007У267; "Биографический словарь архитекторов УССР", тема 18 -52, 5 Гос. per. 01830068868; "Методические рекомендации! по охране и модернизации клубов,построенных в конце 1920-х, начале 30-х годов" внедрены при разработке историко-культурного опорного плана Киева в 1984 году /Киевпроект, акт внедрения/. Материалы диссертации использованы при чтении лекций "Советская и современная за-руоеашая архитектура"; при разработке тематики практических работ для студентов 1У,У курсов архитектурного факультета КШ!.
На защиту выносятся:
1. Пути развития и формы интернациональных взаимосвязей в новаторской архитектуре УССР и зарубежных стран;
2. Особенности влияния интернациональных связей на функционально-композиционные решения градостроительных объектов, объемно-шш-нпровочные схемы гражданских зданий в УССР и зарубешшх странах;
3.Характерные черты творческой деятельности архитектурно-художественных товариществ АХЧУ, ЛРМУ.ТСАУ, "liobtoiib" ц ведущих новаторов УССР с учетом ннтернациоиалышх взаимосвязей.
Объем работа .Диссертация состоит из введения, трех глаь, закг лгчения, общим объемом 134 страшив, -42 графических таблиц,яллю-сграрувдцс содержание, списка -основной испояьзо^шшоЛ лпторггодн.
СОДЕРШШЕ РАБОТЫ
Во Введении определяется актуальность проблемы, освещается ов-временное. состояние изученности вопроса, цели, задачи, метода, научная повизиа, практическая ценнооть работы, раскрываются объект и границы исследования.
3 первой главе:" Обще вопросы теории взаимосвязей в новаторской архитектуре УССР 1920-х, начала 1930-х годов" определяются социальные, экономические, историко-политические факторы формирования интернациональных взаимосвязей .Революционные свершения повлияли на' социальную, культурную сферы деятельности. В послереволюционный период развитие архитектуры Сило вызвано потребностями социалистического общества, что нашло отражение в строительстве иилых домов / ыалоэтаяшх, галерейных, секционных типов в дсыов-исмыуя/, общественных / клубы, дворщ рабочих, школы / и административных зданий, а также в планировке и застройке поселков, соцгородов. Советские зодчие внедряли в кизнь архитектурные формы, созвучные револ!> циошюй эпохе.'
В странах Европы развитие функционализма было обусловлено спадами и стабилизацией капитализма, технико-экономическим прогресса.!, влиянием новых эстетических концепций, а тагсге усилением демократических требований со стороны рабочих масс. Прогрессивные зарубежные "зодчие видели в создании новой архитектурной среды путь к предотвращению революции / Де Корбюзье, В.Гропиус.Г.Иейер/.
Вешим шагом в установлении интернациональных контактов в экономической, культурной, научно;! областях было подписание дипломатических соглашений СССР /УССР/ с Польшей, Германием /1222 г./, Англией, Австрией, Грецией, Китаем, Норвегией, Швецией, Францией / 1924г./, Японией /1225 г./.Болгарией, СИ1 / 1930 г./.
Культурные связи осуществлялись через ВСЖС /" Всесоюзное общество культурных СЕязеЛ с загранице!:", 1Ш5 г., Москва"/ к ВТКЗ
-7/ "Все у крапп с кое товарищество культурных связей с заграницей", 1926 г., Харьков /.Деятельность советских и зарубежных обществ, созданных по инициативе прогрессивных общественных деятелей в Бельгии, Германии.Польше»Чехословакии, Франции / к 1931 году в странах Европы их насчитывалось 42/, заключалась в объективном освещении социалистической действительности, в организации выставок, экскурсии, конференций, поездок, поступления информации з работе архитектурных школ; освещалооь новое строительство, обмен опытом работы мех-ду советскими я зарубежными специалистами. В установлении Енешних контактов большая роль принадлежала Главполит-просвету Наркшпроса УССР, Елавнауке, Центральному бюро книгообмена,которые занимались популяризацией деятельности научных организаций республики, освещением событий культурной гизни в нашей отране а за рубеяом. Б Постановлениях оъездов Советов рабочих и крестьянских депутатов и Политбюрб Щ КП /6/7 от 2 января 1931 г; определялась целесообразность участия УССР во всеооюзных, международных выставках.
Эконшическому и культурному росту УССР способствовало установление единых бэдхетов с РС-ЗСР, увеличение ассигнований на строительство жилых, общественных и культурно-просветительных зданий. К концу 1-ой пятилетки количество клубов в УССР достигло 13,4 тис; библиотек'-10,2 тыс.; издавалось 2037 наименований газет.Ьазой подготовки специалистов сыли архитектурно-строительные факультеты в существовавших I» вновь созданных вузах и техникумах. Продол-лшли работать коммунальное и строительное отделения при Киевокш Политехническом институте, tí Киеве били созданы строительный техникум и Художественный институт / 1924 г./, в состав которого входило архитектурное отделоние. /1031 образован путем объединения двух высших учебных заведений: Архитектурного института /19101932 г.г./ и Института Пластических искусств/. ¡3 I£2G году на базе художественных техникумов а Харькове, Одессе были оргашоио-
1Ш институты с архитектурными отделениями. Последние поддерживали связи с московоюши,ленинградскими вузами, интересовались деятельностью Баухауза, зарубежных мастеров, школ.
Изучение архивных материалов и исследований Моисеенко В.П., Лебедева Г.А., Пуиина А.Л. .Чепелика В.В. .Ясиевича В.Е. позволяет установить,что новаторокое направление развивалось о начала XX века параду с традиционными, а ко втора; половине 20-х годов в результате творческого противоборства заняло ведущее место.
В работе выявлено, что в публикациях активных участников формирования новаторской архитектуры PCICP: Гинзбурга М.Я.,Милютина Н.А, Веснина В.Л. и УССР: Касьянова A.M., Кондратенко Лоповка Д.Й. Драгоманова С.М., Кричевского В.Г., 1'роценко В.К., Иеретятковича i.r., лолосгенко Н.В., Штейнборга Л.А., Яновицкого Г.А. рассматривались вопросы необходимости интернациональных взаимосвязей, изучалось новаторское направление в Европе, Америке. Шявлэны их отношения к научно - техническим вопросам, теоретическим концепциям группы "Де Стиль", крупнейших мастеров архитектуры Ле Корбюзье, Л.Ыис ван дер Роз, В. Гропиуса; к эстетически, худокествен1к.1 течения:/!. Болкпое внимание уделялось вопросам общности задач,целей ВХУЫ.!АСА, Баухауза, отмечалось сходство направленности их научно-производствешюй работы. Исследование мнений советских авторов по- ' казало наличие двух точек зрения; консервативной, основанной на отрицании связи с культурой зарубежных стран /Дяченко ¿..Vi. ,3елинскил К. / и прогрессивной, основанной на критическом осмыслении творческих контактов, учете зарубезшх достижений /Гречина и». ii., :\асья-нов A.M..Лоповок Л.И., Штейнберг Я.А./.
Рассматриваема период ознаменовался проведением республиканских, всесоюзных / более 20 / и международных / 2/. Активное участие в пйх принимали ведущие архитектор;! РСФСР п УССР: Веснины A.A., Ü.A., Дмитриев А. И., Серафпг.-.ов CL.C., Ш^сев A.B., Алезия П. Ф.,
Заболотный В.И. Дроценко В.К., Ходостенко Н.В., Крченко И.Г., Ытей-нбергЯ.А,, Яновицкий Г.А., а также зарубежные мастера. Значительное место в истории занял шекдународный конкурс на проект театра массового музыкального действа на 4000 человек для Харькова / I930-I93I г.г./. Кз 144 представленных проектов 100 принадлежало зарубежным авторам. Среди премированных были работа: Весниных
A.A., В.А..Л.А., Ходостенко Н,В.,£рченко И.Г..Штейнберга Я.А., а такяе В.Гропиуса, З.Стримча, А. Кастнера. Лучшие проекты конкурса были опубликованы на страницах советской центральной и республиканской, а также зарубенной периодики начала 30-х годов. Участие зодчих УССР в республиканских, всесоюзных, международных конкурсах
и присуждение им премии свидетельствовало о признании их высокой профессионалы!ой подготовки,умении решать сложные задачи времени.
благодаря всесоюзным и международным выставкам, в которых принимала учаотие такке и УССР / о IS26 по 193I годы too проведено 189 советских експозициИ декоративно-прикладного искусства, архитектуры в странах: Германии, Франции, Ьельгси, Италии,Пользе, Чехословакии / осуществлялся обмен информацией, опытш, методами работы . Достижения советской архитектуры первых деоятилетий после революции были прэдотавленн в Ьельгии / 1Ънт, 1924 г., Троценко
B.Ii./, 'Франции / Пария, 1925 г., архитекторы ¡/.ельников К.С.Дисй--цкий Л.¡Vi. .Кричевский В.Г., художники Татлин В.Б, .Родченко A.M. /, Германии /Кельн, 1927 г.,Ласицкий Л.М. .худскники Иеллер В.Г., Ермилов В. Д./. Бкспозиции отличались многогранностью поисков, новаторским подходом; раскрывали сущность социальных преобразований, развитие национальных культур и нового направления в советской архитектуре, искусстве. Цель зарубежных выставок,проходивших в СССР, заключалась в передаче инЪсрлашш о новш строительстве, о работах ведувдх зарубешшх архитекторов /выставка немецких художников, отдел "Революапошшя немецкая архитектураlSC4r., !.юс;ша/. В
конце 1220-х годов значительной по объему была выставка "Современная архитектура" /1927г.,Мооква/, знакомившая посетителей с достижениями советских новаторов /проекты: Гинзбурга ¡Л.Я.Дадовского H.A..Леонидова И.И..Ьурова А.К., Ьархина Г.Ь./, представителей ККИ /(Лалоземов К.И.-"дсм Текстилей", Гречшш М.И. -"дом Художника", За-болотного В.И. -"Пра^влакторий".Мвлпнаса И.З.Долостенко И.В.,Штей-нберга Я.А./ и зарубе:кных авторов / проекты: Г.Витвера, В.Гропиуса, А.Люрса, Р.Мале-Стевенса, Я.П.Ауда, B.i-ypsya, И.Крога, Я.Крейцера, Л .Кис ван дер Роз, йе Корбюзье и других/. Выставка демонстрировала консолидацию сил, общность творческой направленности в создании "...честной,правдивой архитектуры".Проекты советских архитекторов были отмечены высоким профессионализмом.
Ванным составляющим звеном творческих контактов в архитектуре рассматриваемого периода явилась приезда зарубежных специалистов. Пребывания в СССР Яе Корбюзье,Ф. Журдена, А.Люрса / Франция/, Ь. Таута, Э. Мендельсона, Э. Мая, Г.Мейора /Германия/, ь.Стамма / Голландия/, К.Тейге, И.Крога,И.Го^ара, Я.Крейцера, И. Шпалека / Чехословакия/, Ф.Я.Райта /CiüA/ ц других выразились в виде рабой в проектных организациях, на отройках, участия в конкурсах, выставках, конференциях. Во второй половине 1220-х,-. начале 30-х годов УССР посетили: П.Ваго, Ф.Мазерель.А. Еарбго, Э.Зррио, С. Лорио / Франция/, Т.Дра.'гзер /сна/. Из во с тияй общественный деятель Франции Э.&ррио, посетив соцгород Ьолмое Запорожье в 1233 году, признал его "... образцовым, превосходящим по своим качествам города :са-диталистического Запада". Впечатления зарубежных деятелей о социалистическом строительстве па Украине были отразеш в очерках, книгах, носили объективный характер.
. Зарубежные поздки архитекторов УССР-немногочисленны, что объясняется материально - экономически:,:п ограничениями того времени. Однако изученный материал сввдалК^вуето большом интересе новаторов
-II-
УССР к развитию функционализма в Европа.
Интересной формой взаимосвязи явилась Первая конференция современных архитекторов /1328г.,Москва/, утвердившая принципиальные позиции и пути развития новаторского направления в СССР. В ее работе принимала участие представители PC ЮР, УССР, Баухнуза. "Товарищество современных архитекторов Украины" представляли: Ходостен-ко H.ß..¡Аалоземов И.И..Янозицкий Г.А., Штейнберг Я.А., Шлара П.Ю.
Сснованше в конце 1920-х, начале ЗО-х годов архитектурные отделения при вузах, техникумах в УССР /Киев, Хорьков, Одесса/ активно участвовали в республиканских, всесоюзных, международных конкурсах, выставках. Специалисты из РСхСР: Буров А.К., Сакулип Б.В..Зайберлих Г. А., худсшшка Татлин В.Н.,Малевич К.С. работали в вузах республики, внедряли в учебу новаторские идеи.
Интернациональные се.:зи осуществлялись через прессу советскую / центральную:" Современная архитектура", 1926-28 гг.; "Архитектура Запада", 1923г.; "Архитектура СССР*- 1931-33 г.г./и республиканскую / газ eil.: "Известия ВУЩК", 1920-34 г.г.; "Литература, наука, искусство", 1923-24 г.г.; "Культура и Сит", 1224-28 г.г.; "Пролетарская правда", 1927-29 г.г.; журналы: "Новая генерация", IS27-29 г.г.;"Пути искусства", 1221-23 г.г.; "Красный путь", 192433 г.г.;"Строительство",1929-3:3 г.г.; "Глобус", I924£7 г.г.: "Октябрь", 1930 г. и другие/. С 1925 но 1932 г.г. в центральной периодике бпло опубликовано более 100 статей советских авторов о европейском Функционализме, из них 18 статей посвящены зилисдшлу строительству, 20- общественным и промышленным зданиям, в 22 стат.' тьях освещались градостроительные вопросы, более 40 статей посвящены стилистическим особенностям функционализма и творчеству.ведущих мастеров. В центральной а республиканской периодика Олла представлены публикации зарубежных авторов; Ле Корбюзье, Э.Ысцце-льсона, Г.'.1е:;ера, К. Teuro, В.Баунайстера, ^о..?мика Дз -8рпеза,
.редактора Г.Валадена. В статьях рассматривались вопросы развития нового искусства и архитектуры. Интересным явился тот факт, что в зарубежной периодике конца lSKO-x годовAr&rcltifectui'c vlvaxte." T,vtft-vl-vAwf^SbvW' и послевоенного периода стран: Германпи, Полыни, Чехословакии, США, Югославии уделялось много внимания вопросам развития градостроительства и архитектуры первых десятилетий в СССР, в тш числе и УССР, а также проектам ведущих маотеров страны: Гинзбурга М»Я,-,Веснина В.А., Малоземова И.И., Холостенко Н.В., ^.теин-борга Я .А.-,, Яновицкого Г.А. В зару бедной периодике Шли высказаны положительные мнения, оценки новаторского направления в архитектуре республики и отрапы в цел см.
Во второй главе: " Влияние взаимосвязей на теорию а практику новаторской архитектуры в УССР в 1920-е, начале 1930-х годов." рассматриваются вопроса теории архитектуры и градостроительства в трудах советских и зарубежных мастеров. С точки зрения интернациональных контактов анализируется практвча / шише, общественные здания, градостроительные объекты/ в УССР и за рубежом.
Теоретические аспекты создания новаторской архитектуры, представленные в трудах Гана А., Гинзбурга .'.1.Я..Ладовского Н.А..Милютина Н.А., Ле Корбюзье, В.Гропиуса, Л.Ыис ван дер Роз, оказали влияние на формирование взглядов зодчих Советской Украины: Гречи-ны Ы.И..Драгоманова С.М.,Заболотного 3.W., Касьянова A.Li., ьалозе-мова И.И., Кричевского З.Г.,Кондратенко Ф.Ц. Доповка Л.Й. Долсстен ко Н.В., Ерченко II.Г., Яновицкого Г.А., Щтейнберга Я.А.
Взгляды специалистов УССР на развитие нового направления получили отражение в советской прессе 1920-х годов. Первостепенное место отводилось'социальным требованиям, соответствия архитектурных задач запросам грудящихся. Как и у лидеров ^ункцисналазма,важное место во взглядах архитекторов республики отводилось ролл функции, конструкции, формы. Крпчевский В.Г. /¡£йог./, Малозсмок
И.И. /1930 г./,Штейнберг Я.А., Яновицкий Т.к./ 1923-29 г.г./ полагали, что содержание архитектуры долгло находится в полном едплст:зо с формой, построение которой основывается на функционально-обоснованной асимметрии, дающей такой же аффект как "...развитие и парао-тание действия в драматическом или музыкальном произведении" /Крп-чевский В.Г., IS28 г./.
Изучение теоретических аспектов показало, что вопроси нпдуотри-ализации строительного производства, стандартизации архитектурных элементов тгервшачалню шмели место в работах Ле Корб:озьз, В.Гропи-уса. О pmu та значении индустриализации для социалистического строительства листали 'Кондратенко Ф.П. /1929 г./, Ктейнберг Я.Л./1228г./. Кондратенко предлагал создавать стандартные элементы для яилнх, ой-ществешшх зданий; организовывать подготовку специалистов ддя этой области, использовать в строительстве ноше методы и материал!. Эти мнения созвучны идеям европейских лидеров. Интерес представляют сходные мысли, относящиеся к создания и организации форм по"... вертикали и по горизонтали" / Ле Корбюзье, 3.,:,Мендельсон, Ф.Л.РоЛт; ¡¿а;п,-земов U.K., Ктейнберг Я.А., 1928 г./.
Общность теоретических взглядов европейских и советских новаторов выявилась в вопросах создания хилых и общественных зданий. У Ле Корбюзье находим: " дом-оруд;:о, машина для ."плья не является архитектурой. Еще не является." " дома-ыашиш" подхватывают и развивают архитекторы УССР,отмечая социальное значение еилигд, которое должно охватить все " тенденции к обобществлению быта" Д'ало-земов U.U./. Единство концепций определилось пониманием роли "функции", "конструкции", " формы",использованием средств архитектурной выразительности: геометрически-четких, целесообразных уорм и элемзк-тоб; их психоаналитическим восприятием, а тагс/.е недопустимость") пр;'-'.'31!5нпя декора, традиционных элементов, единством внутреннего и •.^'.¡еглего пространств. Сопостазленпе теоретических аспектов ползало,
что архитектора УССР настолько внимательно и глубоко изучали концепции зарубежных лидеров, что нашо отражение в их статьях, высказываниях, но а выявляли к ним критическое отношение. В частности, ото касалось вопросов роли архитектура в преобразовании общества. .¡Европейские лидеры видели в новой архитектуре средство улучшения социальных условий. Недостатки их теорий были отмечены в конце 20-х годов Гречщюй И.И. ,Малоземовым И.И., Холостенко Н.В.
В УССР была предпринята единичная попытка определения родственности планировочных решений, форм функционализма с приемами традиционной народной архитектуры /Самикни Ni.И., Ií22r./, a такие аспекты планового развития архитектуры.
На основе знаний прогрессивных зарубеглых и отечественных градостроительных вдел советские авторы предлагали ноше с хеш городов, сел, поселков. В центрических схемах городов /предложения Ьоркссико М. / и полукруглых, вое наугольных, крестообразных, пря-моуголншх схемах сел /Дяченко Д.М./ было выражено понимание ц уг-лублешюо предстовлзние об идеи " города-сада".Ведущие градостроители республики: Малозепоз И.И., Новиков В.К., Шустов П.II. ,Евсе емко М.К, .Эйнгорц A.Ji. ,И'<2лейховский Г.В. и специалисты других областей уконш /..¡арзеев А.Н./ при проектировании города учитывали социальные, технико-иконоликеские, природно-климатические, геологц-чеекцэ, гигиенические и эстетические факторы. На пршэре Большого Запор илд, Кривого Рога велись исследования по районной планировке; важное моею отводилось архитектурно-планировочной кидпозиг-ции городе». Идеи урбанизации, выдвинутые Ле Корбюзье в начале 2^-х годов, получили iMipoicoe распространение в УССР; они критически оценивались /Мирэр В. , Грочина М.М..Кондратенко Ф.11./; ошвчалаоь их абстрактность, нзйригрдносуь для условий республика.
В зарубежной градостроительной практике 1220-х. начала ЬО-х годов пешучила распространение (рункчиоиглыю-ка-'.поз1щионвые сазми
-15в ввде "города- сада" с регулярной п свободной застройками /Лечворо, 1904 г.; Зелвин, 1920г., Англия/; "города- пригорода", промышленного города Д.Гариьо/;" города-сада" о регулярной строчной застройкой /Пэссак, 1922 г. .Франция/; "города-сада" о первлотрально-разактутой застройкой /Хильверсум, 1917г.»Голландия/; строчной застройки, рационалистически-строгой /Сименштадт, 1928 г. ,Гермаш1я/;строчпой заотройки с четкой планировкой /Кифхук, 1928-30 г.г., Хук ван Холланд, 192427 г.г.,Голлапдия/;строчной застройка с выделением отдельных зданий оригинальной конфигурации / Ьритц, 1926-27 г.г..Германия/.
Ка основе знания богатого отечественного к зарубежного опита зодчие УССР творчески разработали идею " города -сада" в следующих кон-позициях: полурадиальнсй / поселок "Радкальшй",Горловка, 1926-32г.г./ прямоугольной и свободной /поселки им.Фрунзе, 1925 г.; Штергрэо, 1923-24 г.г. .Луганская обл./. ¿первые были реализованы "соцгород-соз-вездие"/ Большое Запорожье, 1927-32 г.г./; соцгород со строчной, прямоуголышй застройкой / Новый Харьков, 1&<3-32г.г./; соцгород с периметрально-разомкнутой и строчной застройками /Кривой Рог/.
Параллельно с этил разрабатывались новые планировочные схе.'.и квй1>-талов, площадей, улиц. При выборе их решений учитывались рельеф местности, инсоляция, видимость, направление ветра. В градостроительных схемах прослеживается не буквальное следование замыслам европейских мастеров, а оригинальное их развитие. Учитывались санитарно-гигиенические нормы, органично включались в планировочную схему общественные здания, осуществлялись принципы микрорайонирования, блэгоустрой-во, озеленение.
Новаторский подход характерен для планировочного, градостроительного решения плохади им. Дзержинского в Харькове /первоначальный проект планировки, разработанный Троценко В.1С., послужил основанием для застройки площади, осуществлэлно;'. Сера1н;.:ошгл С.С. н другими авторами/. Аналогичных ресепвй в европейской практике 20-х годов но
кабладаем. доказывает самостоятелшооть работ советских мастей { ——
ров.
Объемно-планировочные и композиционные решения жилых дшов, возведенные по проектам зодчих УССР, РСШ? характеризуются новаторской направленностью. В селах, поселках строились одно-двух атташе дала; в городах- галерейные, секционные, коридорные, ддаа-коммунн. Использовались конструктивные схемы на основе продольных и поперечных иесушх стен.Для малоэтажного строительства характерны (¡ункцисналыые решения планов.Ввиду гэсткой зконсши, нехватки строительных материалов, в большинстве случаев, применяли кест-ные материалы п конструкции. Во внешнем осанка одаоатгшшх зданий сохранялись традиционные средства выразительности; новаторские черти били не выявлены. В зарубежной практике малоэтажного строительства новаторство определялось рациональными врхитектурно-пла-иирово4нш.!и схемами /стандартизацией, модульностью/, функциональностью; срединами выразительности; плоской кровлей, горизонтально протя^еыЕл.ш окнами, широким использованием стекла, железобетона.
Анализ обьемно-пшшровочных решений :>;илнх секционных дшов средней отечности, получившие в УССР и за рубежом широкое распространение, показал, что советские архитекторы применяли крупйога-оаритиые секции / длшш: до 24 м., ширина: от 10 до 13 м./,что позволяло создавать достаточно болкше площади помещений, В каче-отве л.есуцзй основы здания редки применяли каркас, чаще всего ис-псльзоьались поперечнье и продольные стены, выполненные, преимущественно, из яирпича. В зарубежном ¡хиллдщом строительстве саре цпшеплла меньше по габаритам секции / дднна от 10 до 1&л., ширина от 8 до II и./, широко использовался каркас, поперечные не-сущле стеш: / лшие дама г. поселках: Ьритц, зрх. Ь.Таут, ы. лагнер ВайпнгоТ), арх, Д.иис ван дар Роз; Самеисиладт, ырх. ^.Гропнус, Г, Шарун/, Достаточно каи^ортиыв условия в зарубежной есладой* практш:е о>;ла ссэдони за счет с оьм е це г 1 ия вс п сш га т ел ни: х посещений
Уникальнш явлением в жилищном строительстве УССР следует считать секционные дома кооперативов; их объемно-планировочние и композиционные решения -неповторимы /килой до-м "Советский врач". 1927-30 г.г. .Алешин П.Ф.; жилой'дш "Ролит", 1928г. .Кричевскпй В.Г./. Доказательством значительной творческой работы отечествен ных мастеров является реализации их идей в строительстве домов-коммун /Кривой Рог, 1930-31 г.г. .Троценко U.K.; студенческое общежитие в Харькове, ¡.'.ояокин А. Г./ , а такне в проектировании домов -коммун в соцгороде "Новый Харьков"/ Алешин П.1>. /, дом-коммуна,разработанный группой "Жовтень", 1930 г.
Объемно-планировочные решения общественных зданий в УССР
/ клубы,даорцн рабочих, театральные здания, толы, админзданпя, санатории, фабрики-кухни, столовые/ характеризовались соответствием функции и форш, сохранением четкой композиционной схеын, ярко выраженными новаторскими средствами выразительности. Для клубов свойственны компактные и блочные композиционные схемы /клуб железнсдорокников в Харькове, 1933 г. .Дмитриев А.И.; клуб "Строителей им. Горького" в Харькове, 1928 г.,..йшшис П.2.,:,;ало-земов П.И., Стейнберг Л.А.;клуб работников пищевой прамшгленнос-ти в Киеве, 1931-33 г.г. .ь'ехонин ¡I.A. /. Новаторские черты в театральных здания;: выразились в функциональности, компактности и демократичности планировочных решений, трансформации зала. Конструктивные схемы основивались на применении несущих продольных п поперечных стен, реже каркаса. Проекты и реализации общественных и административных зданий, выполненные архитекторами УССР нередко носили самостоятельна характер, соз&учний переловим принципам, но не повторяющий идей европейских мастеров. Отсутст^ вне в зарубежной практике 20- х годов клубов, дворцов'рабочих, од^инздапий, :.абрик-кухонь свидетельствует о том, что тогда существовали соцпалысге основы для архитектурного новаторства
годаря чему реализации ооветских авторов приобретала не заимствованный, а оригинальный, творческий характер.
Третья глава:"Средства выразительности в архитектуре 1920-х. начала 1930-х годов и влияние творческих взаимосвязей на их Фор-цкрозание". Выявлено, что архитектурная выразительность новаторских объектов была обусловлена функционалшо-планировсганыма, конструктивными особенностями! определялась геометричностью объемов, горизонтально-протяаеншыи окнами, плоскими кровлями, балконами, прямоугольной формы /горизонталщо-вытянутой/. Необходимость применения геометрических форы подчеркивалась ведущими европейскими новаторами. Вслед за Лз Корбюзье важность простых геометрических форм п создании позой архитектуре отмечал Шгейнберг Я.А./1928г./
В конце 20-х годов Драгоманов С.М., критически рассматривая эстетические концепции группы "Де Стиль", подчеркивал ванность прогрессивных.идей ее представителей, которые " разбудили инертные силы кубизма .расчистит для архитектуры новое, широкое поле для творческой работы", В исследованиях советских и зарубежных историков отмечазтся.что функционалисте заимствовали у кубизма геометричность, простоту построения объемов, плоскоотей. Средствами гармонизации явились о©подчиненность элементов,составляющих форму, метричпость, масштабность. Выразительность новаторских объектов в УССР имела особенности, вызванные влиянием климатических условий, иссользованием местных строительных материалов / бут, кирпич, дерево/,что нашло отражение в конструкции'и трактовке форм окон, лестниц, эркеров,кровель, толщине, фактуре стен.
Иодтяерздешзм понимания новаторами УССР творческого метода,
интернациональных принципов могут служить предяссаеншэ шла ар-
\
хцтектурно-ксшоэицшше схемы аашх секционных домов. В зарубежной практике я это время был выработан ограниченный набор линейных и полукольцевчх схем; в УССР применялся.' более широкий арсенал схем: лине^шо, угловые, П-Т-образяыо, пслуколъцевые, сту-
пенчатые, что подтверкдает творческую направленность советских зодчих.
Анализ практики и работ новаторов УССР.позволяет шделить сло-цущие течения: традициопализм с рационалистическими элементами / павильон "Украина",1923г.,Троценко В.К./, рационалистический конструктивизм / проект Дала Правительства, 1925г.»Етзйнберг ПЛ./, ' экспрессивный конструктивизм / жило!'! дал "Советски!! врач",Алешин П.Ф./, формалистический конструктивизм / здание Строительного института, Днепропетровск, 1930-35 г.г..Швецко-Винецкпй Г.Л./.Вчюст-ройках архитекторов Кротевского В.Г. и Каракиса И.О. заметна органичная связь с окружением, рельефом местности.
В функционализме маяно различать такие проявления рационалистичности / здание Ьаухауза, З.Гропиус/, экспрессивности / торговце здания, 0. Мендельсон/, формалистичности / здание небоскреба, Д. ыис ван дер Роз/.
В интернацноналънцх контактах принимали участке ведущие новаторы Киева, йрькова, Днепропетровска, Одессы, Донецка, а такяе архитектурно-худс;::ественные товарищества: А Г17 / 1£23г./, АЕ.17 / 1925 г./, ТС А У /1328 г./, "1;овтень" / "Октябрь", 1930 г./. Несмотря на различие творческих программ, Еажное место в их деятельности отводилось популяризации творчества зарубелнмх мастеров, участию в мздународшх выставках, конкурсах, диспутах, конференциях, установлению контактов с новаторами РС^СР, европейских стран. Наиболее активными в интернациональных связях были: АРМУ, ТСА7, "¿овтень".
Внимательное изучение творчества европейских лидеров, участие в интернациональных контактах повлияло на почерк ведущх архитекторов Украшш. Творчество Троценко В.К. в 20-е года развивается от традиционализма к рационализму; для работ Алепнша ИЛ'., Кричо-г-скЬго В.Г^ характерны черты рационалистического, а в отдельных пр^лзрах, зкспресс'1Еного конструктивизма; проекты с; постройки оз-
болотного В.И., 1£ечины йЛ1.,1.1алоземова 11.11., Волошинова Г.П.Доло тенко II.В., ктейнберга й.А..Яновицкого Г. А. отмечены чертами ради налистического конструктивизма. Дня новаторских объектов Кричевско го В.Г. / коша 20-х годов/, Каракиса Й.Ю. характерны связь функционального решения с особенностями рельефа и окружающей среды.
В Заключении диссертации цриводятся основные вывода по работе:
1.Изучение исторического материала практики 1320-х, начала 30-годоа показывает, что развитие архитектуры в УССР носило не обосос лоннил характер, а проходило в активных внутрисоюзных и ыездунарш них контактах, которые осуществлялись через БОКС /1325 г.,г.1осква/ БТ1СЗ /ISJü г,, ларьков/.Главшуку и зарубежные общества. ■ Иоториче-ски слсЕ:г.ы;шеся у акторы: о сциал ш о- эк он ом ич е с к ие, культурные, вне! пне и внутренне-политические повлияли на формирование интернациональных контактов ц оказали влияние на развитие новаторской архитектуры в УССР.
2.Новаторская архитектура в УССР-имела тесные связи с рациона лизмш XX века, развивалась под влиянием прогрессивных отечестве них u зарубежных идей и к началу 1930-Х:-.годов заняла ведущее место, вытеснив из практики традиционализм.
3. благодаря слспивиймся между архитекторами УССР,РСФСР и зар балаш.х стран формам интернациональных взаимосвязей в вида: международных выставок /с 1320-х но 1932 г,г. за рубе;:-ш состоялось окшо 6U выставок советского искусства и архитектуры, а с 122а г. но 1932 г. в СССР состоялось около 2Ü зарубежных выставок искусст ва и архитектуры/, конкурсов /более 20 всесоюзных и 2мездународнь проходивших в СССР и за рубегш, участию в Первой конференции coi ременных архитекторов /líCdr. ,1/юсква/, встречам советских и з&ру-
Ое:лшх г.астероз, позсдкол / Алехин ïï.i. Дроценко Ь.К. .Крцчевский
i
В.Г./ и приездам общественных деятелей в СССР, УССР, а так^о цели ролшоЛ, республиканской и зарубежной печати, освещзвлей творчес'
-alio мастеров, события архитектурной жизни, происходил об!,юн опытен И методами работы. С середины 1920-х до года в советской пе-
чати было опубликовано более 180 статей, посвяшешшх развитию новаторской архитектуры и творческим контактам советских и заруоег:-!шх мастеров.
4. Общность теоретических концепций советских п зарубешшх ведущих зодчих выявилось в вопросах создания жилых, общественных зданий, в понимании единства "Функции", "конструкции" и " формы", приемов и средств выразительности. Различие - в ведущей роли для новаторов УССР социальных аспектов, в критическом отношении к утопическим концепциям зарубежных мастеров, принципам "Де Стиль". Это опоооботвовало выработке собственных взглядов. В УССР шала место единичная попытка определения общности приемов традиционализма народной архитектуры и функционализма / Спмикин Li.И., 1039 г./.
5. Изучение и оценка отечественных / Гинзбург '-'.Л., Ладовски': H.A.,Милютин H.A./ и зарубеашх градостроительных идей / 3. Говард, Р.Энвин, Ле Корбюзье/ позволили новаторам УССР, в одних слу-. чаях, применять, а в других, творчески перерабатывая, создавать ноше планировочные схемы соцгородов, поселков, сел, кварталов, в которых проявился комплексный подход к изучению условии местности, учета климата,' гпгиепы / Эйпгорн А.Л., И'елейховский Г.Ь., Марзеев А.Н./. Перше исследования по районной планировке в УССР получили отражение в Большом з Запорожье, Кривом Роге, Донбассе. Знания мирового градостроительного опыта позволили архитекторам УССР дополнить, разработать и внедрить в практику оригинальные композиционные схемы соцгородов, поселков, сел / "город-сад" с полура-диальиоЛ, прямоугольной, свободной композицией, соцгород с периметрально- разомкнутой а строчной застройкой, " соцгородт-созвездие"/.
-226. Новаторские идеи-про^вились в создании липых секционных домов средней этажности. В практике УССР выявлены следующие композиционные схвш: линейные, угловые .T-IJ-образные, полукольцеше, ступенчатые. Применялись габариты секций шириной от 10 до 13 м, длиной от 15 до 24 м, позволившие создавать коифортше условия для проживания. Рассмотренный материал свидетельствует о творче-окоы подходе архитекторов УССР» Объешо-планировочные и композиционные схемы общественных зданий / клуби, дворцы рабочих, театры, админздания и другие/ получили в разработках зодчих республики,-РС£СР, работавших в УССР /Толщ Г.П., Ьуров А.К..Серафимов С. С., ¿¡митриев А.И./ ярко выроненный новаторский характер.
7. Сродства выразительности новаторских объектов,возведенных в УССР в 20- е годи основывались на геометричности объемов, форм, применении горизонтально-протягеншх окон, прямоугольных плоскостей стен, отсутствии декора. Архитекторы УССР Алешин П.Ф., Кричев-скш В.Г., Рыков Ь.Н.Дроценко В.К., Заболотный В.И.,Штейнберг ЯД., Яновицкий Г.А. оригинально трактовали форму окон, лестниц, фактуру стен; в меньшей степени использовали плоские кровли, учитывая социально-экономические факторы и региональные условия, а также наличие местшх строительных материалов: бута,кирпича и др, _ 8. Систематизация новаторских объектов, обследованных в городах УССР и анализ творчества ведущих отечественных и зарубежных зодчих позволил выявить течепид внутри новаторского направления в ШОР: традиционализм с элементами рационализма; рационалистический конструктивизм, получивший наибольшее распространение. В. воду сложившихся в УССР ограниченных материально-технических возможностей, а также4п результате логического следования функциональному методу зиачитзлыю меньше бил распространен ^экспрессивный и сI.всем мало формалистический конотруктивизм. \
9. Газчцтию интернациональных взаимосвязей способствовала
товарищества: АХЧУ /"Ассоциация гудожников Червоной Украшш", 1923, Киев/, АРМУ / "Ассоциация революционного искусства Украины", 1925,г. Киев, имела филиала в Харькове, Днепропетровске/, ГОЛУ /"Товарищество современных архитекторов Украшш", 1928г.»Харьков, имело филиалы в Киеве,Одеосе,Днепропетровске, Донбассе/, "Ховтень" /"Октябрь" ,'1930 г.,Киев/ . Наиболее яркими чертами их деятельности бч-ли: популяризация работ прогрессивных зарубежных мастеров через диспуты, дискуссии, печать, переписку, участие в выставках, конкурсах, приездах. Наибольшее число сторонников новаторского направления объединяло ТСАУ.
10. В работах представителей старшего поколения /Алещин П.Ф., Кричевскш В.Г., Рыков В.Н..Троценко В.К./ прослеживается жизненно необходимый и творчески осовнанный переход от традиционных направлений к новаторскому. Постройкам, проектам архитекторов младшего поколения /Волошинов Г.И.,Гречина 1.1.11., Заболотный В.П., Примак Б.И. Хплостенко Н.В. .Срченко П.Г., Штейнберг Я.А., Яновиц-киЗ Г.А'. и др./ присущи рационалистические черты конструктивизма. Многие объекты новаторов УССР стали образцами аритектуры 20-х годов в СССР, а также получили всемирную известность.
Данное исследование свидетельствует о своеобразии новаторской мысли на Украине, позволяет глубже осознать значимость творчества ведущих мастеров того времени, оценить их вклад в новое архитектурное движение 1920-х, начала 30-х годов, а также способствует более полному пониманию и раскрытию сложных процессов и путей развития советской архитектуры, ее своеобразия и замечательных достижений.
По теме диссертации опубликованы следующие статьи автора:
1. Первая конференция современных архлтекторовтСтроительст-во и архитектура, 1978, »9, С. 15.
2. Юбилейный конгресс.-Строительство и архитектура, 1979,
» 1, С. 27. . '
' 3. 50 лат Международному )!арьковокоыу конкурсу на театр массового музыкального действа на 4000 человек.-Депон, рук.ВНИИС, 1931, & 37, С.13-14,
.4, Теоретические вопросы создания новаторской архитектуры 1&20-х, начала 30-х годов в разработках киевских архитектор ов,-Строительство и архитектура, ШШЗ, 1383, }$ 7 /31/, С. 42.
5. Особенности возникновения интернациональных связей в оошт-окол архитектуре 1320-х, начала 30-х годов. Дапон. рук. ,ЦЦТН, Госграиданстрая, 11 2.
6. Начало пути.- Строительство и архитектура,' 1984, % 9,0.25
7. Зодчество геро1чного пер1оду.-Нам"ятки Укра!ни, 1985, Ш, с. 42-13.
8.В единстве функции, конструкции и формы.- Строительство и архитектура, 19811, ц 6,С,25-27,
ОЕ! Гищограда з.<127<1 т.150 10901
-
Похожие работы