автореферат диссертации по документальной информации, 05.25.03, диссертация на тему:Информационные ресурсы театрального искусства: история, современное состояние, тенденции развития
Оглавление автор диссертации — кандидата педагогических наук Александрова, Оксана Александровна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОТРАСЛИ.
§1. Театр как вид искусства.
§.2 Особенности синтеза искусств в драматическом театре.
2.1 Драматургия.
2.2. Музыка.
2.3. Изобразительное искусство.
2.4. Архитектура.
2.5. Экранные иисусова.
§3. Специализация в сфере театральной деятельности.
3.1. Драматург.
3.2 Актер.
3.3 Режиссер.
3.4. Композитор.
3.5. Художник.
3.6 Театровед — исследователь.
3.7 Театральный критик.и-.ф^.
§.4 Информационные потребностинспециа^истов театрального искусства.
4.1 Классификация ИП в отрасли.
4.2 Характеристика ИП по результатам анкетирования.
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНОГО ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ПОТОКА ПО ПРОБЛЕМАМ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА.
§ 1. Понятие "информационные ресурсы". Структура ИР.
§ 2. Особенности первичного документального потока театральней тематики.
2.1 Темпы развития отечественного документального потока.
2.2 Типовидовая структура потока.
§ 3.Специальная периодика в структуре информационных ресурсов.
3.1 История развития театроведческой периодики.
3.2 Концентрация и рассеяние публикаций театральной тематики в периодике на современном этапе.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА.
§.1. Библиографические пособия в структуре информационных ресурсов.
1.1 Основные этапы развития театральной библиографии.
1.2 Современное состояние и проблемы развития библиографических ресурсов в области драматического театра.
§2. Отражение документов театральной тематики в каталогах и картотеках библиотек.
§3.Справочные пособия театральной тематики.
Введение 1999 год, диссертация по документальной информации, Александрова, Оксана Александровна
Информационные ресурсы (ИР), выделяемые наряду с материальными и энергетическими, в современном обществе занимают стратегическое положение. Это означает, что именно они сегодня определяют долговременные тенденции развития научного прогресса и общества в целом. Поэтому сохранение, изучение и развитие накопленных человечеством ИР представляет собой одну из актуальных задач современности, которая сегодня наиболее активно решается в таких областях как экономика, включая финансы, право. ИР в сфере театрального искусства исследованы недостаточно, что обусловлено спецификой художественного творчества и мышления, плохо поддающихся логическому описанию и измерению. Статьи и работы по театральной библиографии С.Г.Антоновой, А.А.Туровской, Л.Р.Левиной, Ю.С.Зубова, источниковедческие труды И.Ф.Петровской затрагивали лишь отдельные аспекты проблемы и представляли состояние документального потока первичной и вторичной информации в области театрального искусства на период /О — х — середины 80 —х годов. В конце 90 —х годов значительно изменилась социокультурная ситуация в нашей стране: расширились международные контакты, широкое распространение получили электронные носители информации и средства связи, изменилась система экономических отношений в стране. В театральной сфере возродились на современном уровне отдельные профессии, появились различные формы функционирования театра, новые способы фиксации театрального произведения. Под влиянием этих и других факторов изменяются структура и содержание ИР театра.
Цель исследования — диагностика современного состояния информационных ресурсов театрального искусства для выбора приоритетных направлений их дальнейшего развития.
Задачи исследования:
- Выявить влияние специфики искусства драматического театра на состав информационных ресурсов отрасли.
- Рассмотреть театральную деятельность как информационный процесс.
- Изучить особенности современных информационных потребностей специалистов в области театрального искусства.
Проанализировать современное состояние основных составляющих ИР отрасли.
Наметтъ перспективы развития ИР театрального искусства на основе выявленных тенденций и с учетом новых информационных технологий.
Тематические границы диссертации: театральное искусства в целом — явление комплексное, включающее в себя драматический, музыкальный, кукольный театр, пантомиму, каждый из которых имеет свою специфику. В настоящем исследовании рассматриваются вопросы, связанные с информационным обеспечением отечественного драматического театра как одной из наиболее развитых составляющих театрального искусства России; понятие "информационные ресурсы" трактуется различными авторами как совокупность ряда компонентов: документы, научный инструментарий, информационные услуги. В диссертационной работе рассматриваются две ведущие их составляющие, микропотоки нервичиых документов и источников вторичной информации. Анализ художественной информации самого спектакля не проводился, поскольку его содержание выходит за рамки специальности библиотековедение и библиографоведение; изучение информационных потребностей (ИИ) специалистов отрасли проводилось только как вспомогательное при определении качества современных ИР. Зрительская аудитория не вошла в число респондентов, гак как ее ИИ не являются профессиональными.
Объект исследования — информационные ресурсы театрального ис — кусства.
Предмет исследования — состояние и тенденции развития информационных ресурсов в области отечественного драматического театра.
Методологической базой исследования явились теоретические положения и методологические разработки в области философии, гносеологии и морфологии искусства, театроведения, социологии, информациологии, библиографоведения и библиотековедения.
Специфика театра как вида искусства и творческой деятельности создателей спектакля выявлялась на основе теоретических исследований М.С.Кагана, В.В.Ванслова, В.С.Шалимова, А.А.Михайловой, Н.М.Зоркой, В.В.Цапеш, а также работ выдающихся режиссеров К.С.Станиславского, Ю.А.Завадского,
А.В.Эфроса, Г.А.Товстоногова, П.Брука, М.А.Захарова и известных театральных актеров, художников, композиторов, драматургов.
Для изучения воздействия художественной культуры в целом на ИР театрального искусства использовались сведения и выводы, содержащиеся в работах по истории художественной культуры Ю.М.Лотмана, Д.С.Лихачева, по истории театра и театральной критики В.Б.Алперса, С.С.Данилова, Д.И.Золотницкого, А.Р.Кугеля, П.А.Маркова, С.С.Мокулъского, Г.А.Хайченко, а также по истории журналистики и литературоведению.
Среди специальной литературы основное место заняли публикации по проблемам изучения ИР отрасли культуры и искусства Ю.С.Зубова, С.['.Антоновой, А.А.Туровской, А.Р.Левиной, Т.Н.Суминовой, Г.В.Головко, Т.Н.Колтыпиной, 'Г.И.Лаптевой, £.Е.Левиной, Э.С,Судьи, а также использовались материалы работ Н.А.Слядневой, Л.В.Ласьковой, Г.Г.Семеновой по теории отраслевой библиографии и М.Г.Вохрышевой, О.П.Коршунова по общей теории библиографии.
В центре внимания оказались также труды по истории библиографии Н.В.Здобнова, О.С.Острой, М.В.Машковой, Г.В.Михеевой, работы по проблемам информационных потребностей и информационной культуры таких исследователей как Д.Ь.Шехурин, А.В.Соколов, С.ДКогогков, Э.И.Семенюк, Н.В.Огурцова. Для изучения ИП специалистов в области театрального искусства использовалась методика и техника социологических исследований, предложенная В.А.Ядовым, В.С.Крейденко, ф.Э.Шереги.
Характер рассматриваемых в диссертации проблем обусловил применение комплекса методов исследования:
- историко —генетического анализа при исследовании процесса зарождения и развития ИР театрального искусства;
- сравнительного, структурно —типологического анализа при изучении отраслевого документального потока;
- социологического опроса при изучении ИГ1 различных категорий специалистов;
- библиометрического анализа для характеристики составных частей ИР отрасли.
Экспериментальными базами исследования явились Российская Национальная библиотека, Санкт-Петербургская государственная Театральная биб — лиотека, а также библиотеки Санкт-Петербургской Академии театрального искусства, Санкт-Петербургской организации Союза театральных деятелей России.
Научная новизна исследования: а) ИР театрального искусства впервые стали объектом специального комплексного изучения, в результате которого выявлена степень их соответствия информационным потребностям отрасли; б) впервые театральная деятельность была рассмотрена как информационный процесс — выявлены ее основные специфические черты и этапы, выделены субъекты информационной деятельности и их стабилизированные ИП на определенных этапах творчества, рассмотрено информационное взаимодействие субъектов театральной деятельности; в) введены два новых признака в определении ИР: профессиональная значимость источников информации, позволяющая осуществлять их отбор из существующих мировых ИР, связь ИР с конкретным историческим периодом развития профессиональной сферы; г) выявлены тенденции развития ИР отрасли в неразрывной связи с раз — витаем художественного процесса в целом и спецификой конкретного вида искусства (фрагментарное отражение в первичном Д11 результатов театральной деятельности, неадекватное отражение первичного ДИ в системе справочно — библиографических ресурсов, специальная периодика является основным источником профессиональной информации, количественное уменьшение микропотока книжных изданий драматургических произведений, преобладание в микропотоке вторичной информации библиографических пособий несамостоятельных форм и др.); д) намечены перспективы развития ИР театра с учетом использования новых информационных технологий (создание блока ИР, учитывающего спе — цифические виды документов, изменение роли СБА специальных библиотек путем более широкого применения компьютерных технологий, формирование комплекса справочных и библиографических пособий, отвечающих современным ИП специалистов и др.).
Практическая значимость исследования состоит в том, что представленные в диссертации материалы могут быть использованы в процессе подготовки специалистов на информационно — библиотечных факультетах вузоф культуры по курсам "Библиография искусства" и "Источниковедение отечественной культуры". Поскольку значительная часть результатов проведенного исследования носит интегративный характер, то содержащиеся в них сведения важны для развития взаимодействия специальных библиотек, информационных центров, функционирующих в сфере театрального искусства. Материалы приложений к диссертации могут быть полезны в справочно — библиографическом обслуживании специалистов.
На защиту выносятся следующие положения: информационные ресурсы театрального искусства рассматриваются как комплексная, междисциплинарная система первичных и вторичных документов; основными характеристиками профильного ДП являются: а) семантическая фрагментарность в отражении профессиональной театральной деятельности; б) сложная структура ДП, наиболее значительные части которой — 1) документально зафиксированные произведения искусства и подготовительные материалы; 2) документы, создаваемые в результате изучения театрального искусства; в) наличие специфических видов документов, требующих особых форм учета и хранения ( афиши и репертуары театральных коллективов, эскизы, записи репетиций, фото —аудио —видеоматериалы об отдельных спектаклях. ); неадекватное отражение в системе библиографического информирования первичного документального потока; современное состояние ИР не соответствует потребностям отрасли; формирование ИР происходит в традиционном русле, без учета изменений в современной социокультурной ситуации и появления ИП новых категорий специалистов ( антрепренеры, импресарио, продюсеры, менеджеры); перспективными направлениями развития ИР театрального искусства должны стать; создание путеводителей по источникам библиографической и фактографической информации, выявление лакун с последующим их заполнением на основе координации усилий ведущих специальных библиотек и научных учреждений сферы театра; интегрирование региональных и федеральных отраслевых информационных ресурсов путем создания фактографических и библиографических баз данных, отраслевых компьютерных сетей,
Структура диссертации определяется логикой решения поставленных в исследовании задач. Композиционно она состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение диссертация на тему "Информационные ресурсы театрального искусства: история, современное состояние, тенденции развития"
ВЫВОДЫ
Исследование истории библиографических ресурсов театрального искусства показало, что с момента своего зарождения в конце XVIII века за прошедшие два столетия в театральной библиографии было накоплено значительное количество библиографических пособий ретроспективного характера, разработаны методики составления рекомендательных и научно — вспомогательных указателей, создано текущее информирование отрасли, появилась работа общеотраслевого характера и библиография библиографии. Однако вместе с достижениями сформировались негативные тенденции, которые еще полностью не преодолены: прикнижные и пристатейные списки количественно преобладают над отдельными библиографическими изданиями, указатели по преимуществу отражают документы, опубликованные после 1917 года.
В 90 —е годы появились новые направления в театральной библиографии: Гостелерадиофонд РФ стал издавать информационные бюллетени киновидео — материалов персонального характера, посвященные выдающимся актерам театра и кино, в сети ИНТЕРНЕТ появились русские театральные страницы. НИО Ро — синформкультура с конца 80 —х годов начал создание реферативно — библиографических и смешанных баз данных театральной тематики. Однако имеющаяся совокупность библиографических пособий в сфере театрального искусства до настоящего времени не сложилась в систему. Основной ее недостаток — неадекватное отражение в системе библиографического информирования тиновидовой и тематической структуры профильного ДП. Остается актуальной проблема отражения в системе библиографических пособий документов театральной тематики дореволюционного периода. Существует необхо — димость создания путеводителя по источникам библиографической информации в традиционной или электронной форме для оптимизации информационного поиска в накопленном массиве прикнижных и пристатейных списков литературы.
В дальнейшем необходимо создавать различного рода путеводители, объединяющие разнородные источники, снабженные пояснительными текстами и аннотациями значительно шире, чем это делается в традиционных указателях. Во все большей мере будут использоваться компьютерные технологии, что должно привести к созданию и последующему объединению в сеть библиографических и смешанных баз данных в различных информационных учреждениях театральной сферы, а также к изданию библиографических материалов на новых носителях, облегчающих процесс обмена оригинальной информацией.
Активно используемые специалистами библиографические и справочные ресурсы по театральному искусству сконцентрированы в библиотеках Москвы и Санкт— Петербурга, фонды библиотек многоаспектно раскрывает система каталогов и картотек. Документы театральной тематики отражены в АК, СК, СКС универсальных и специальных библиотек. Последние ведут несколько видов библиографических картотек: репертуарные; персональные; рецензий; изобразительного материала, отдельных театров, а также различные фактографические картотеки, такие как премьер спектаклей, премий и наград, почетных званий. Предлагается типовая модель каталогов и картотек для специальных библиотек, включающая помимо обязательных АК, СК, СКС семь библиографических и одну комплексную фактографическую картотеки.
В целях оптимизации имеющихся ресурсов сформулированы также следующие рекомендации; — укрепление взаимосвязи театральных библиотек, т.е. обмен электронными продуктами, печатными изданиями, которые издают библиотеки, оперативной информацией об изменениях в составе СБА; — разделение функциональных обязанностей библиотек в отражении публикаций из периодических и продолжающихся изданий по названиям изданий, обмен информацией о публикациях в местной печати; — создание в библиотеках электронных каталогов и картотек с обеспечением удаленного доступа к ним, сохранение и распространение информации из СБА на CD —ROM и DVD дисках, что позволит улучшить информационное обеспечение отрасли в целом с минимальными интеллектуальными и временными затратами.
Справочные издания театральной тематики являются одним из основных источников профильной информации, что подтверждается практикой справоч — но — библиографической работы библиотек и результатами анкетирования. Доля каждого типа справочных пособий в Д11 незначительна, но частота их использования театральными специалистами достаточно велика. Однако современное состояние справочного обеспечения отрасли не соответствует И11 специалистов в фактографической информации: необходимо издание новой театральной энциклопедии, создание хроники театральной жизни страны, устранение хронологических пробелов в системе репертуарных справочников, увеличение количества таких типов справочников как летописи жизни и творчества и различные путеводители, разработка новых комплексных справочных пособий.
Библиографическая и справочная информация о драматическом театре располагается сегодня и в компьютерной сети ИНТЕРНЫ'. Ее ресурсы очень разнообразны и подвижны, так как сообщения дополняются и изменяются постоянно. Информационный поиск в сети достаточно сложен, поскольку в различных АИПС сходная информация может находиться в узлах с разными названиями, сообщения во многом не систематизированы, при ответе на запрос выдается много нерелевантной информации. Поэтому работать в сети, на наш взгляд, должен библиограф —специалист по ИНТЕРНЕТ, знающий особенности отраслевой информации в каждой АИПС и пути ее поиска.
В отечественных библиотеках ИНТЕРНЕТ может использоваться для получения сведений о мировом репертуаре, театральных новостях, а также для выполнения сложных запросов читателей о театральном искусстве России, мира.
Несмотря на объективные трудности, значение театральной информации ИНТЕРНЕТ в ИР отрасли будет возрастать по мере внедрения компьютерных технологий в работу библиотек и увеличения русского сектора информации в этой сети.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В научной литературе существуют различные определения информационных ресурсов общества, в которых они понимаются как часть знаний, отчужденная от своих создателей и материализованная в виде документов, баз данных, компьютерных программ, а также в виде произведений науки, литературы и искусства. В Федеральном Законе "Об информации, информатизации и защите информации" (1995 г.) дается следующая формулировка понятия информационные ресурсы — это "отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)". Определяя ИР как предмет информационного права, данное определение вводит неопубликованные документы в круг юридически защищенных, но в то же время исключает из компонентов ИР недокуменгализированное знание — личное, экспертное знание специалистов, которое имеет важное значение для развития любой сферы дея — тельности.
Специфика информационных ресурсов театрального искусства и гуманитарной сферы в целом дает основания для введения двух новых признаков в определение ИР: 1) профессиональная значимость источников информации, позволяющая осуществлять их отбор из существующих мировых ИР, раскрывающая также сферу деятельности как основной источник создания профильных ИР; 2) связь ИР с конкретным историческим периодом развития профессиональной сферы, показывающая изменчивость, динамичность ИР для каждого этапа их развития. Поэтому в диссертационном исследовании информационные ресурсы понимаются как совокупность профессионально значимых источников документализированной информации, создаваемых в результате развития данной сферы деятельности на каждом конкретно —историческом этапе ее существования.
Общепризнано, что качество ИР определяется степенью их соответствия информационным потребностям (ИП) отрасли, что обусловило необходимость изучения современных информационных потребностей специалистов теат — рального искусства. Особенности профессиональных ИП формируются под влиянием специфики театральных профессий, поэтому изучение специализации в области театральной деятельности и результаты проведенного анкетирования позволили выявить как основные характеристики ИГ1 различных групп специалистов, гак и характерные особенности ИП специалистов театрального ис — кусства в целом. Последние заключаются в следующем: наличие двух уровней потребности в информации у создателей спектакля; конкретный и базовый как основа для творчества; широкий тематический диапазон и хронологический охват документов; большая степень заинтересованности в фактографической информации; основным каналом профессиональной коммуникации и источником фактографических и библиографических сведений являются периодические издания; возрастающая потребность в иностранных источниках (переводных и оригинальных); необходимость аудиовизуальных материалов как источника профессиональной информации; устойчивая потребность в использовании информации на электронных носителях.
В ходе анализа театральной сферы деятельности в информационном аспекте выделены информационные составляющие театрального процесса на различных этапах создания, жизни и восприятия спектакля. Основными среди них можно признать следующие; осознание создателями спектакля необходимости в информации и выражение ее в определенную И JI; информационный поиск, осмысление полученной информации и слияние ее с уже накопленной базовой информацией специалиста; обмен информацией между субъектами театрального творчества в процессе работы над спектаклем, создание документализированной информации подготовительного характера (эскизы, макеты, записи и т.п.); создание новой художественной информации в виде произведения театрального искусства; восприятие этой информации зрителями, в т.ч. театральными критиками, ее осмысление и слияние с базовой информацией субъектов, при необходимости — поиск и получение дополнительной информации; создание документализированной информации в виде рецензий, записок, воспоминаний, кино —видео —аудиозаписей; поиск и изучение сохранившейся документализированной информации после окончания жизни спектакля, создание новой информации в виде исторических трудов, новых художественных трактовок.
Поскольку представите,\и ведущих театральных профессий в процессе создания спектакля не работают изолированно, нами была составлена схема их информационного взаимодействия с выделением типовых ИП, общих для отдельных групп специалистов. К типовым ИП относятся: для актера и режиссера творчество драматурга, история персонажа, рецензии на постановку; для актера и художника — костюм персонажа и бутафория; для режиссера и композитора — музыка исторического периода, страны; для режиссера и художника история быта и костюма; для композитора и актера — стиль вокального исполнения.
В диссертационной работе проведен анализ современного состояния основных составляющих ИР отрасли: микропотока первичных документов и микропотока источников библиографической и фактографической информации, а также выявлена взаимосвязь между основными характеристиками театра как искусства и его информационными ресурсами.
Пространственно-временная специфика театрального искусства определяет особую черту профильного Д11 — семантическую фрагментарность в отражении профессиональной театральной деятельности. Эта черта объясняет многие особенности типовидовой структуры отраслевого ДП, выявленные в ходе исследования: — незначительную долю в потоке составляет научная литература, в которой преобладает микропоток публикаций из периодических профессиональных журналов и продолжающихся изданий; — специфическая дифференциация учебной литературы, объясняющиеся узким кругом специализированных вузов, сложностью обучения профессиональному мастерству (низкий уровень формализации профессиональных знаний); — высокий процент в микропотоке профессиональной литератугры рекламных информационных материалов и произведений художественной литературы (пьес, инсценировок).
Синтетический характер театрального искусства обуславливает сложную видовую и тематическую структуру профильного ДГ1. Наиболее значительными частями ДП являются документы, фиксирующие произведение искусства — спектакль — (в т.ч. литературная основа и подготовительные материалы) и документы, создаваемые в результате изучения театрального искусства.
Статистический анализ динамики отечественного ДП по театру показал, что в течение последних 40 лет два основных микропотока книжных изданий: по театроведению и драматургии развивались по разным моделям. Годовой мик — ропоток театроведческих изданий увеличивался в объеме, микропоток изданий драматургических произведений затухал, начиная с 1960 г., поскольку книжные издания пьес не позволяют оперативно формировать репертуарную политику театров.
Для отраслевого первичного ДП характерно наличие особых разновидностей документов, лишь фрагментарно отраженных в источниках вторичного информирования, но представляющих несомненный интерес для творческих и научных работников: это афиши и репертуары театральных коллективов, эскизы декораций и костюмов к отдельным спектаклям, комментарии к текстам сценичных произведений, записи репетиций и режиссерских уроков, рисунки, фотографии, аудио— и видеоматериалы об отдельных спектаклях.
В отраслевом ДП традиционно высок удельный вес журнальных статей, который составляет 69%. Ежегодно специальные театроведческие журналы публикуют более 700 статей и рецензий, требующих аналитической обработки и ввода в систему информационных коммуникаций. Необходимость этого диктуется тем, что во все периоды своего существования отраслевая периодика являлась основным источником профессиональной информации о театре. Нестабильное состояние современной системы театральных периодических изданий и, как следствие, широкий ареал рассеяния публикаций театральной тематики по различным изданиям (в 1998 году выявлен 41 журнал, печатающий статьи о театре) затрудняют их поиск и библиографирование.
Анализ содержания материалов периодики позволил выделить специфи четкие жанры публикаций, которые, на наш взгляд, требуют особого отношения при использовании их в качестве ИР — это историографические обзоры постановок одного сценического текста, обзоры исполнителей одной роли, анализ творческих сил (актерских, режиссерских) одного амплуа, аналитические статьи о новых сценических произведениях года, региона, театра, о новых трактовках известных произведений.
Исследование истории отечественных библиографических ресурсов театрального искусства позволило выделить тенденции их формирования.
Зарождение театральной библиографии начинается в конце XV11I века, когда в обществе возникает повышенный интерес к театральному искусству. Однако до конца XIX века библиографические работы по театральному искусству были явлением единичным. Преимущественно документы театральной тематики отражалась в общих библиографических трудах и отраслевых пособиях но гуманитарным наукам, литературоведению, истории, — поскольку театроведение еще не выделилось в самостоятельную науку.
Толчком к развитию театральной библиографии в конце XIX в. послужил рост числа театроведческих работ, мемуарной литературы, появление множества специальных периодических изданий по театру. Однако создание библиографических материалов было обусловлено личными научными интересами исследователей и не носило еще системного характера. Основным видом, получившим наибольшее развитие в этот период, стал персональный указатель в форме прикнижного, пристатейного библиографического списка, что было обусловлено приоритетом персонального направления в театроведении.
В начале XX века театроведение оформилось как самостоятельная наука, что актуализировало проблему формирования ее источниковедческой базы. Поэтому в этот период происходит закономерное появление ряда серьезных библиографических работ.
В 1920 —е годы текущего столетия основное внимание уделялось созданию рекомендательных справочно —библиографических пособий, что диктовалось задачами культурной революции. Центрами научно — вспомогательной библиографии в это время являлись историко — театральная секция ГЬО Наркомпроса и театральной отдел Института истории искусств в Петрограде.
Ужесточение руководства искусством "сверху" в начале 1930 —х годов привело к сокращению 1930 —40 —е годы числа библиографических пособий, которые, как правило, посвящались отдельным театральным коллективам или мастерам в связи с их юбилейными датами. Исключением является библиографический указатель В.Вишневского "Театральная периодика. 1У74 — 1940" (М., 1941), сохраняющий свое научное значение до настоящего времени.
В последующее тридцатилетие отраслевой библиографический фонд преимущественно пополнялся научно —вспомогательными пособиями в форме прикнижных и пристатейных списков литературы. Кроме этого в 60 —е годы появилась первая общеотраслевая библиография — статья "Библиография театральная" в 6 —м томе "Театральной энциклопедии". В 70 —е годы было организовано текущее информирование по театральному искусству (серия "Театр" в системе изданий Информационного центра по проблемам культуры и искусства при ГБЛ), начал выходить "Ежегодник пьес" ГЦТЬ (с 1988 г. "Ежегодник драматических произведений").
Проблемы системного подхода к формированию отраслевого справочно — библиографического фонда потребовали анализа его состояния. Б связи с чем была предпринята попытка создания указателей библиографических и справочных изданий по театральному искусству, но в свет вышло только пособие "Русский советский драматический театр" (М., 1977 — 1978), подготовленное ГЦТБ. В 80 —е годы в НИО Информкультура началось создание реферативно — библиографических и смешанных баз данных театральной тематики в рамках АИ11С "Союзкультура".
90 —е годы характеризуются появлением новых направлений в библиографической деятельности в отрасли. Примером тому служат издания "Материалы к истории театральной культуры России XVIII — XX вв." — каталог архивных документов (ГИБ, 1980—1992) и информационные бюллетени киновидеоматериалов Гостелерадиофоида РФ, посвященные выдающимся актерам театра и кино.
Однако имеющаяся совокупность библиографических пособий в сфере театрального искусства до настоящего времени не сложилась в систему. Основной ее недостаток — неадекватное отражение в системе библиографи — ческого информирования типовидовой и тематической структуры профильного ДП. В создаваемой системе практически отсутствуют пособия общеотраслевого характера и биобиблиографические пособия, росписи содержания театральных журналов и указатели аудиовизуальных материалов, с 1993 года прекратился выпуск текущего информационного издания. Остается актуальной проблема отражения в библиографических пособиях документов театральной тематики дореволюционного периода. В целом же сохраняются тенденции прошлых лет: экстенсивное наполнение библиографического фонда, в котором преобладают прикнижные и пристатейные списки, а также указатели, в основном отражающие документы, опубликованные после 1917 года.
В связи с этим возникает проблема создания различных путеводителей, объединяющих разнородные источники, снабженные пояснительными текстами и аннотациями значительно шире, чем это делается в традиционных указателях, а также проблема использования компьютерных технологий по созданию и по — следующему объединению в сеть библиографических и смешанных баз данных различных информационных учреждений театральной сферы.
Справочные издания театральной тематики являются одним из основных источников профильной информации, доля каждого типа справочных пособий в Д11 незначительна, но частота их использования театральными специалистами достаточно велика. Однако современное состояние справочного обеспечения отрасли также не отвечает ИП специалистов в фактографической информации. Так, единственное отечественное фундаментальное энциклопедическое издание — "Театральная энциклопедия" в шести томах (1962— 1967), — несмотря на содержащийся в ней огромный фактический и библиографический материал по мировому театру не отражает театральный процесс и не отвечает современному уровню театроведения. Предлагается издать новую энциклопедию или выпустить отдельную энциклопедию современного театрального искусства.
До настоящего времени специалисты не располагают фундаментальными хрониками театральной жизни, а также сводами репертуара (как их разновидное™) отдельных театров и периодов истории театрального искусства. Актуальной проблемой является создание полной хроники театральной жизни России, опираясь на информацию в соответствующих разделах периодических изданий. Необходимо также увеличить количество таких типов справочников как летописи жизни и творчества выдающихся театральных деятелей, биографические словари, различные путеводители, разрабатывать новые справочные пособия комплексного характера.
Активно используемые специалистами библиографические и справочные ресурсы по театральному искусству сконцентрированы в библиотеках Москвы и Санкт-Петербурга. Фонды библиотек многоаспектно раскрывает система каталогов и картотек, анализ которой показал, что документы театральной тематики отражены в АК, СК, СКС универсальных и специальных библиотек, а также в многочисленными картотеках последних. Универсальные библиотеки строят свои каталоги и картотеки как правило по ББК и не ставят своей задачей подробно раскрыть имеющиеся в фонде материалы по театральному искусству. Основным источником информации о профессионально значимых документах является СБА специальных библиотек, имеющий разветвленную структуру. Результаты ее изучения позволили предложить модель системы картотек, рас — крываюхцей отраслевой фонд в соответствии с ИП читателей — специалистов и особенностями содержания микропотока первичных документов.
В диссертации предложены пути оптимизации деятельности театральных библиотек по формированию СБА в следующих направлениях; — укрепление взаимосвязи библиотек, т.е. обмен электронными продуктами, печатными изданиями, которые создают библиотеки, оперативной информацией об изменениях в составе СБА; — разделение функциональных обязанностей библиотек в отражении публикаций из периодических и продолжающихся изданий по названиям изданий, обмен информацией о публикациях в местной печати, привлечение материалов краеведческих подразделений универсальных научных библиотек; — создание в библиотеках электронных каталогов и картотек с обеспечением удаленного доступа к ним, сохранение и распространение информации из СБА на CD —ROM и DVD дисках.
Библиографическая и справочная информация о драматическом театре располагается сегодня и в компьютерной сета ИНТЕРНЕТ. Информационный поиск в сети достаточно сложен, поэтому работать в ней, на наш взгляд, должен библиограф — специалист по ИНТЕРНЕТ, знающий особенности отраслевой информации в каждой АИПС и пути ее поиска. Наиболее продуктивным представляется использование ИНТЕРНЕТ в отечественных библиотеках для получения сведений о мировом репертуаре, театральных новостях, а также для выполнения сложных запросов читателей о театральном искусстве России и ми — ра.
Проведенное изучение ИР театрального искусства и И11 специалистов отрасли показало, что современное состояние справочно — библиографических ресурсов не отвечает характеру ИП специалистов, поскольку развитие ИР происходит в традиционном русле, без учета изменений в современной социо— культурной ситуации и появления новых ИП.
На основе результатов исследования сформулированы основные направления развития справочно —библиографического обеспечения театрального искусства; тематическое: темы, отвечающие ИП специалистов новых профессий по экономике и социологии театра, правовому обеспечению театральной деятельности, иностранному опыту проведения театральных мероприятий и др.; хронологическое: отражение в системе справочно — библиографических пособий документов дореволюционного периода, начиная с XV11I века; но видам документов: аналитическая ретроспективная роспись материалов периодических и продолжающихся изданий; по функциональному назначению: формирование подсистемы для овладевающих профессиональными знаниями (особенно творческих профессий).
Реализация этих задач возможна на основе интеграции отраслевых ИР путем создания электронных каталогов, фактографических и библиографических баз данных и, в дальнейшем, объединения их в отраслевую компьютерную сеть.
В будущем исследование представленного научного направления может проводиться в следующих аспектах: изучение межотраслевых связей ИР театрального искусства с комплексом художественной культуры и смежных гума — нитарных наук, русскоязычных ИР в области театра зарубежных стран, а также изучение ИР других видов театрального искусства. Предметом самостоятельного исследования должно стать изучение ИП сферы искусства в целом: создание новой классификации И11 отрасли с учетом изменений социокультурной си — туации в стране.
Библиография Александрова, Оксана Александровна, диссертация по теме Библиотековедение, библиографоведение и книговедение
1. Автоматизация библиотек России, состояние и развитие//Библиотека и информатизация/Под. ред. Т.И.Ключенко. — Казань, 1996. — §11. — С.Ь —44.
2. Автоматизированные информационные ресурсы России. Состояние и тенденции развития: Нац. докл. Ком. при Президенте РФ по политике инфор — матизации.//Науч. — техн. информация.Сер. 1 .Орг. и методика информ. работы. 1994. - №11. - С. 1-30.
3. Автоматизированные информационные системы по культуре и искусству: Информ. сообщ./Вербина Н.ф., Гудовщикова И.В., Зонин А.С., Ра — винский Д.К. — М.:НИО Информкультура, 1989. — 38 с.
4. Александрова А.А. Справочные издания по изобразительному искусству в системе НИД в области культуры (Опыт разработки типологической моде — ли)//Научная информация и культура. — М.,1987. — С.64 —72. — ( Гр./ГЬЛ; Г.22).
5. Ь. Антонова С.Г. Государственная центральная театральная библиотека в системе библиотек//Сов. библиотековедение, — 1980. — N 2. — С.79 — 88.
6. Антонова С,Г. Издания по искусству. Проблемы типологии и редактирования; Учеб. пособие/Моск. иолиграфич. ин — т. — М.:Изд —во МНИ, 1989. — 104с.
7. Антонова С.Г. Отражение литературы по театру в системе текущих отраслевых информационно — библиографических изданий; Автореф. дис. . канд. пед. наук/МГИК. М.,1981. - 16с.
8. Антопольский А.Ь. Базы данных по культуре и искусству//Информ. ресурсы России. — 1992. — N4. — С.23.
9. Антопольский А.Б. Информационные ресурсы России и политика их эффективного использования//Проблемы информатизации. — 1997. — №4. — С. 32 — 40.
10. Антопольский А.Б., Вигурский К.В. Электронные издания: проблемы и решения//Информ. ресурсы России. — 1998. —N1. — С.19 —21.
11. Афанасова Л.Н., Лебедев А.А. Социально — культурный эффект информационной деятельности//Г1роблемы социальной информации в сфере культуры и искуссва. СПб.,1992. - С.У2-63. - (Тр./СПбГИК; Т.135).
12. Бавин С.П. Новые подходы к развитию библиографии художественной литературы и искусства//Новые подходы к развитию системы рекомендательно—библиографических пособий: Метод, рекоменд. — М.,1991, — С.51—56.
13. Введение в теорию художественной культуры: Учеб. пособие/РГПУ им. А.И.Герцена; Науч. ред. Л.М.Мосолов— СПб.: Науч. центр проблем диалога, 1993.- 244 с.
14. Веревкина А.Н. Пути развития библиографической информа — ции//Библиотековед. и библиогр. за рубежом. — 1989. — Сб.121. — С,39 —56. — Библиогр.: 48 назв,
15. Веревченко А. Ключевые проблемы информитизации//Информ. ресурсы России. 1992. - №1. - С.5-9.
16. Вовканыч С.И. Информационный потенциал и ускорение научно-технического прогресса. — Киев: Наукова думка, 1990. — 174с.
17. Вохрышева М.Г. Библиография в системе культуры. — Самара, 1993. —126 с.
18. Гиляревский Р.С., Маркусова В.А., Черный А.И. Научные коммуникации и проблема информационной потребности//Науч. — техн. информация. Сер.1. Орг. и методика информ. работы. — 1993. — №9.— С.1—7.
19. Головко Г,В. Основные проблемы формирования системы ретроспективной научно — вспомогательной библиографии искусствоведения//Система научно —вспомогательной библиографии и пути ее оптимизации. — 1985. — С.72 — 85. ( Ip./ЛГИК им. Н.К.Крупской; Г.97).
20. Головко Г.В. Прикнижные и пристатейные списки литературы в библиографическом обеспечении искусствознания//Сов. библиогр, — 1985. — N2.- С.26 — 32.
21. Головко Г.В. Современное состояние и проблемы совершенствования библиографического обеспечения специалистов изобразительного ис — кусства:Автореф. дис, . канд. пед. наук/ЛГИК. — Л., 1985. — 16с.
22. Горчаков A.M. Работа режиссера над спектаклем. — М.Искусство, 1956.- 164с.
23. ГОСТ 7.73 — 96 Поиск и распространение информации. Термины и определения. — Минск, 1997.
24. Градобоева Н.В. Информационные потребности специалистов в области музыкального искусства;Автореф, дис. . канд. пед. наук/СПГАК. —СПб.,1996. — 16с.
25. Громов Г.Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. — М.:Наука, 1985, — 235с.
26. Гуриев М.А. Мультимедиа —диски как растущая составляющая информационных ресурсов//Информ. ресурсы России. — 1998. — №4. — С.41 —43.
27. Давыдова И.А. Соотношение библиографического и фактографического комнонентов в информационном обеспечении специалистов (на примере худож. литер, и литературоведения):Автореф. дис. . канд. пед. наук/МГИК. — М.,1993.- 16 с.
28. Демидова А.С. Тени зазеркалья: Роль актера; тема жизни и творчества.
29. М.:Просвещение, 1993. — 222 с.:ил.
30. Докутович Б. Актер и роль: Некоторые режиссерские уроки Ю.А.Завадского;Методич. пособ. —■ М.:Искусство, 1983. — 126 с. — (Самодеят. театр. Репертуар и методика).
31. Дымникова А.И. Становление системы государственного руководства театральным делом в СССР (1921 — 1928 годы): Учеб. иособие/ЛГИТ МиК им.Н.К.Черкасова Л., 1988. — 54с.
32. Блепов Б.С., Чистяков В.М. Управление процессами использования информационных ресурсов. — Новосибирск:Наука.Сиб.отд—ние, 1989. — 238с.
33. Жабко Ь.Д, Соколова Г.В. Читатель как объект исследования//Г1ауч. и техн. б-ки. 1996. - №6. - С. 15-27.
34. Здобнов Н.В. История русской библиографии до начала XX века. — 3-е изд. — М.:Госкультпросвет, 1955. — 608с.
35. Зоркая Н.М. Зрелищные формы художественной культуры. — М.:3нание, 1981. 47с.
36. Зубов Ю.С. Библиография и художественное развитие личности. — М.:Книга, 1979. 144с.
37. Зубов Ю.С., Погорелая Б.П., Туровская А.А. Библиография искусства; Учебник для библ. фак. ин —тов культуры/Под ред. Ю.С.Зубова. — М.;Книга, 1973. 304с.
38. Информационная система по культуре и искусству /Горбунова А., Громов А., Ефремов Р., Литвинова Н. //Информ. ресурсы России. — 1995. — N»6.- С.24-25.
39. Инфосфера; Информационные структуры, системы и процессы в науке и обществе/А.М.Арскнй, Р.С.Гиляревский, И.С.Гуров, А.И.Черный. — М.:ВИНИТИ, 1996. 489с.;ил.,табл.
40. Искусство в контексте информационной культуры; Сб.ст. — М.:Смысл,1997. — 145с. — (11роблемы информационной культуры. Вып.4).
41. Ирза Н.Д. Художественное пространство —время и современный синтез искусств (на материале участия музыки в экранных искусствах):Автореф. дис. . канд. филос. наук/Foe. НИИ искусствознания. — М.,1993. — 21с.
42. История европейского искусствознания. Вторая пол. XIX — нач. XX века. В 2 кн. Кн.2. М.:Наука,1969. - 292с.
43. История советского театроведения; 1917—1941; Очерки /АН СССР, ВНИИ искусствознания, ЛГИГМиК; Отв. ред. Г.А.Хайченко. — М.:Наука,1981. — 365 с.
44. Каган М.С. Морфология искусства. — Л.Искусство.Ленингр. отд—ние, 1972. 440с.
45. Каган М.С, Системный подход и гуманитарное знание: Избран, ст. — Л.:Изд — во ЛГУ, 1991. 384с.
46. Казин А.Л. Художественный образ и реальность. — М.:Искусство, 1985,- 120с,
47. Казин А.Л. Образ мира. Искусство в культуре XX века/ВНИИ искусствознания. СПб.,1991. - 209с.
48. Как провести социологическое исследование/Под ред. М.К.Горшкова, Ф.Э.Шереги. М.Политиздат, 1985. - 223с.
49. Каладия И.Д. Духовная культура в условиях научно —технической революции/Ин —т философии. — Тбилиси:Мецниереба,1989. — 89 с.
50. Каныгин Ю.М., Яковенко К).И. Введение в социальную когнитологию.
51. Киев:Hayкова думка, 1992. — 13с,
52. Кармин А.С. Культура как информационный процесс //Кармин А,С. Основы культурологии: Морфология культуры. — СПб., 1997. — С.40 —42.
53. Карягин А.А. Драма как эстетическая проблема/Ин —т истории искусств. М.:Наука, 1971. — 224с.
54. Каталоги и картотеки крупнейших библиотек Москвы. — М.:ГБА, 1982,- 207 с.
55. Квартерникова Т.О. Библиографическое отражение динамики литературного процесса.Автореф, дис. . канд. пед. наук/СПГИК — М.,1994. — 16с.
56. К вопросу о теории организации отраслевой системы информации в области искусства (на примере театра)//Современные проблемы книговедения, книжной торговли и пропаганды книги: Вып.1. — М.,1979. — С.136— 143.
57. Кедровский О.В. Информационные ресурсы и информационная по — литика//Науч. и техн. информация.Сер. 1. Орг. и методика информ, работы, — 1988. №7. - С.3-7 с.
58. Кедровский О.В. Информационное пространство России//Информ. ресурсы России. — 1994, — №4. — С.2 —8.
59. Кирпичева И.К. Информационные потребности (Проблемы и результаты научных исследований)//Информационные потребности (изучение — удовлетворение); Сб.науч. тр./Гос. публ. б —ка им. М.Е.Салтыкова — Щедрина. — А.,1982. С.8-26.
60. Коготков С.Д. Профессиональные информационные потребности и их роль в библиотечно — библиографической деятельности:Автореф. дис. . канд. пед. наук/МГИК. М.,1979. - 16с.
61. Коготков С.Д. формирование информационных потребностей//Науч. и техн. информация.Сер.2. — 1986. — №2. — С.1—7.
62. Койдан Ь.Б. Система информационного обеспечения в области духовной культуры: Анализ и перспективы//Науч. и техн. информация.Сер.1. Орг. и методика информ. работы. — 1986. — N6. — С,9—11.
63. Колин К.И. Наука для будущего: социальная информатика/УИнформ. ресурсы России. 1995. - №3. - С.8-12.
64. Колпакова Н.В. Библиографическая диагностика междисциплинарных связей тематического направления. Авгореф. дис. . канд. пед. наук/СПГАК. — СПб., 1994. 14 с.
65. Колтыпина 'Т.Н., Литвинова Н.Н. Подсистема фактографического обслуживания отрасли культуры и искусства; цели, задачи, компоненты// Тр./ЛГИК им. Н.К.Крупской. 1989. - С.36-45.
66. Королев Д.Г. Театральная книга в России конца XIX — начала XX вв.: К проблеме становления специализированных театральных издательств .Автор еф. дис. . канд. пед. наук/СПГИК им. Н.К.Крупской. — СПб.,1992. — 16с.
67. Краснянский Э.Б. Процесс создания спектакля: (Организационно — творческие вопросы); В помощь молодому режиссеру/ВТО. — М.,1956. — 160 с.
68. Кугель С.А., Зусьман О.М., Минкина В.А. Библиотека и ученый навстречу друг другу//Науч. и техн. б —ки. — 1996. — №5. — С.3 — 21.
69. Кузичкина Г.А.Библиография киноискусства: специфика и тенденции развития:Автореф. дис. . канд. пед. наук/МГИК. — М.,1993. — 16с.
70. Купцова О.Н. Из истории становления советской театральной критики (1917— 1926 гг.). — Саратов;Изд —во Саратовск. ун-та,1984. — 6/с.
71. Куштанина Л.Н. Информационная культура специалиста: гуманитарные проблемы//Мир библиотек сегодня: Информ. сб. — М.,1994. — Вып. 1 — С.58 — 66.
72. Лапкина Г.А. Профессия — театровед/УХудожник: профессия и призвание: Сб. тез. науч. — практ. конф., май 1994г./СПб Фонд культуры, СПб Акад. театр, искусства. — СПб.,1994. — С.46 —50.
73. Лаптева Г.И, Из опыта научно — информационной деятельности в области культуры и искусства//'! еория и практика обществ, — науч. информа — ции/ИНИОН РАН. М., 1990. - С.16-21.
74. Ласькова Л.В. Общие принципы взаимосвязи библиографии с обслуживаемой наукой//Теоретико — методологические проблемы отраслевой би — блиографии;Межвуз. сб. науч. тр./МГИК. — М.,1989. — С.49—59.
75. Левина Л.Р. Библиографирование литературы о театре: (Деятельность ГЦТБ по составлению научно — вспомогательных указателей)//Сов. библиогр. — 1984. N1. - С.40-45.
76. Липская В.М. Театральная критика как вид духовной деятельности в современной культуре;Автореф. дис. . канд. пед. наук/СПГАК. — СПб.,1994. — 16с.
77. Литературный процесс и русская журналистика конца XIX — начала XX века. В 2 вып. М., 1981 - 1982.
78. Лукьянова О.Т1. Зарубежный опыт как фактор совершенствования искусствоведческой библиографии//Информ. культура специалиста: гуманитарные проблемы: Межвуз. науч. конф. Краснодар — Новороссийск 23 —25сент. 1993г. Краснодар, 1993. - С. 170-172.
79. Любимова М.Ю. Материалы по истории русского драматического театра на страницах русских журналов начала ХХв.//Актуальные вопросы совершенствования обслуживания читателей.Сб, науч. тр. — Л.,1987. — С.119—136.
80. Малевич Е.Н. Справочно —библиографический аппарат библиотечного фонда страны. — М.,1998. — 179 с.
81. Машкова М.В. История русской библиографии начала XX века (до октября 1917). М.:Книга, 1969. - 492с.
82. Медведева Е.А., Нагорная Л.Я. Информационная культура специалиста //Науч, и техн. библиотеки. — 1996. — №3. — С.55 —59.
83. Меерович И.М. Музыка в спектакле драматического театре: Учеб. пособие. М.;ГИТИС,1983. - 72с.
84. Михайлова А.А. Сценография: теория и опыт: Очерки. — М.:Сов. художник, 1990. — 33бс.:ил. — (Искусство; проблемы, история, практика).
85. Михеева Г.В, История русской библиографии 1917 — 1921 гг. (Текущ. базисная библиография непериод, изданий)/Гос. публ. б —ка им.M.fc.Салтыкова-Щедрина. СПб., 1992. - 393с.
86. Нагли М.В. Информационные аспекты формирования специалиста театральной режиссуры//Информационная культура личности, прошлое, настоящее, будущее; Тез. докл. междунар. науч. конф. — Краснодар, 1996. — С.329 — 330.
87. Об информации, информатизации и защите информации: федеральный Закон//Рос. газ. 1995. - 22 февр. - С.lb.
88. Овсепян Р.11. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917-начало 90-х годов). М.;Изд-во МГУ, 1996. - 208с.
89. Огурцова П.В. Информационная культура специалистов: изучение и оценка для совершенствования библиотечно— библиографического обслужи — вания:Автореф. дис. . канд. пед. наук/ ЛГИК им. И.К.Крупской. — Л,, 1990. — 16с.
90. Остривной В.П. Специфика информационного обеспечения театрального образования//Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее; Тез. докл. междунар. науч. конф. — Краснодар, 1996. — С,330.
91. Островский М.А. Художник и театр. — М.:Сов. художник, 1965. — 80с.
92. Острой О.С. История искусствоведческой библиографии в России (XI — нач. XX в.)/ГПБ им. М.Ь.Салтыкова — Щедрина. — Л.,1991. — 224 с,
93. Острой О.С. История искусствоведческой библиографии в Рос — сии:1917 — 1991/Рос. нац. б-ка. СПб.,1994. - 232с.
94. Острой О.С. Русская советская искусствоведческая библиография в 1950 —е —80 —е гг. (1956— 1987); Библиогр. литер, по пространствен, искусствам //Историко — библиографические исследования: Сб. науч. тр. — Л., 1990. — С.64 — 103.
95. Очерки истории русской советской журналистики: 1933— 1945/Отв. ред. А.Г.Дементьев. — М.:Наука, 1968. 500с.
96. Перов Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства. Л.:Изд—во ЛГУ, 1980. - 188с.
97. Петровская И.Ф. Источниковедение истории русского дореволюционного драматического театра. — А.:Искусство.Аенингр. отд — ние,1971. — 200с.
98. Петровская И.Ф. Театр и зритель российских столиц: 1895—1917. — Л.:Искусство, 1990. 271с.
99. Петровская И.Ф. Театр и музыка в России XIX — нач. XX века: Обзор библиогр. и справ, материалов: Учеб. пособие — Л.;ЛГИТМиК, 1984. — 73с.
100. Полякова Е.И. Актер — двадцатому веку.//Диалог культур: Проблема взаимодействия рус. и мир. театра XX в.:Сб. ст./Гос. ин —т искусствознания. — СПб., 1997. С.5-18.
101. Проблемы дифференциации и интеграции в отраслевой библиографии: Межвуз. сб. науч. тр./МГИК. — М.,1992. — 162с.
102. Проблемы информационной культуры: Сб. ст./Под. ред. Ю.С.Зубова и И.М.Андреевой. М.:М1'УК, 1994. - 215с.
103. Рабочая книга социолога/АН СССР, Ин —т социол. исследований. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Паука, 1983. — 478с.
104. Репин А.П. Информационная сеть по культуре и искусству: Проблемы создания//Сов. библиотековедение. — 1988. — N5. — С.41 —48.
105. Рождественская И.В. Специальные актерские способности//Наука о театре/ГИ'1 ИС;ЛГИ I МиК. Л., 1975. - С.326-334.
106. Русская литература и журналистика начала XX века. В 2 вып. — М.:Наука, 1984.
107. Семенов В.Е. Социальная психология искусства: Актуальные проблемы. Л.:Изд— во ЛГУ, 1988. - 166с.
108. Семенова Г.Г. Проблемы специальной библиографии: Моногр. — М.:Космос, 1993, 233с.
109. Сипатрина И.П. Изучение спроса —предложения библиотечно — библиографической продукции в условиях формирования информационного рынка.Автореф. дис. . канд, пед. наук/СПГАК. — СПб., 1994. — 18с.
110. Сдавнова А.О. Информация — новый ресурс общественно — экономического развития//Школа гуманитарных наук. — 1995. — №2. — С.7 — 12.
111. Сляднева Н.А., Шишкин И.С. Отраслевая библиография — обслуживаемая отрасль (функциональный аспект отношения)//Теоретико — методологические проблемы отраслевой библиографии.Межвуз. сб. науч. тр. — М.,1989. С,42-49.
112. Смирнов Б.А. Театр как вид искусства; Лекция по курсу/ЛГИТМиК. — Л., 1977. 74с.
113. Советские драматурги о своем творчестве: Сб. ст./Сост. В.Пименов. — М.:Искусство,1967, — 455с.
114. Соколов А.В. Коммуникационные потребности: Учеб. пособие для бакалавров образования/ Краснодар, гос. акад. культуры. — Краснодар, 1996. — 161с.
115. Соколов А.В., Бунина Б,В., Зонин А.С. Перспективы информационной деятельности в области культуры и искусства//! 1роблемы социальной информации в сфере культуры и просвещения. — СПб.,1992. — С.9—18. — (Iр./СПГИК; Т. 135).
116. Социология; Словарь —справочник. 1.4. Социологическое исследование; методы, методика, математика и статистика/Отв. ред. Г.В.Осипов. — М.Наука,1991. 357с.
117. Спектакль как предмет научного изучения: Матер, всерос. науч. конф., ноябрь 1991/СПГИТМиК. СПб., 1993. - 54с.
118. Специалист, библиотека, библиография; Опыт исслед. проф. потребностей в информации/Г'11Ь. — М., 1971. — 416с.
119. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. — М.Искусство, 1980. —431с.
120. Станиславский К.С. Собр. соч. 1.4, Работа актера над ролью. — М.Искусство, 1991. 400с,
121. Суминова Т.Н. К вопросу об информационных ресурсах сферы ис — кусства//Информ. общество: культуролог, аспекты и проблемы: Междунар. науч. конф., Краснодар — Новороссийск, 17—19 сент. 1997 г.: Тез. докл. — Краснодар, 1997. С. 177- 180.
122. Суминова Т.Н. Морфология информационных ресурсов сферы искусства: К постановке проблемы/УМир библиографии. — 1998.— №4. — С.4 —6.
123. Тараканов К.В., Коровякова И.Д. Концепция информатизации культуры и искусства/МГИК. — М.,1989. — 72 с.
124. Таршис Н.А. Музыка спектакля/ЛГИТ МиК. — Л.:Искусство.Лен. отд — ние,1978. 128с.
125. Театр в свете социологических исследований: Сб. науч. тр./ЛГИТМиК. Л.,1990. - 136с.
126. Театр и наука: Современные направления в исследовании театра: Сб./В'ТО. М., 1976. - 306с.
127. Театральная книга между прошлым и будущим; Докл. и сообщ. первой науч. конф., Москва, ноябрь 1995 г./Рос. гос. б —ка по искусству. — М.,1997. — 185с.
128. Теоретико — методологические проблемы отраслевой библиографии: Межвуз. сб. науч. тр./МГИК. М.,1990. - 168с.
129. Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания/БЬН РАН. М.,1995. - 268с.
130. Голочинская Б.М. Книга о театре в первые годы Советской власти//Книга и культура. М., 1979. - С.169- 178.
131. Голочинская Б.М. Театральная периодика первых лет Советской власти:(Обзор изданий Петрограда и Москвы)//Сборник материалов по библиографии и книговедению. — Л., 1974. — Вып.З. — С.87 — 125.
132. Трабский А.Я. Советская театральная журналистика//'! еатральная критика 1917- 1927 годов:Сб. Л.,1987. - С.5-39.
133. Туровская А.А. Библиографическая информация об искусстве в зн— циклопедических изданиях//Сов. библиогр. — 1978. — N6. — С.10 —13.
134. Туровская А.А. Некоторые вопросы совершенствования библиографического обеспечения искусствознания//Система научно — вспомогательной библиографии и пути ее оптимизации. — Л.,1985. — С.62 —71. — (Тр./ЛГИК, Т. 97).
135. Туровская А.А. Справочно — библиографическая обеспеченность театроведения//Тр./ЛГИК им. Н.К.Крупской. — 1977. — 1.34. — С.43 —62.
136. Туровская А.А. У истоков советской библиографии искусствознания// Развитие библиографической науки в советский период. — Л., 1978. — С.39 —51. (Тр./ЛГИК; Т.41).
137. Туровская М. Зрелищные искусства; сосуществование//Творчество, — 1987. №11. - С.5-9.
138. Федорова Т.С. Теория информационных потребностей и практика их удовлетворения в сфере исследований культуры//Информация и научные исследования культуры; Сб. науч. тр./НИИ культуры. — М.,1988. — С.52 —65.
139. Флоренцев С.Н., Цветкова В.Ф., Полунина Т.К. Межгосударственный обмен НТИ//Науч. и техн. б-ки. 1995. - №1. - С.31-34.
140. Хализев В.Ь. Драма как явление искусства. — М.:Искусство, 1978. —240с.
141. Ханютин А.Ю. Элементы кинематографического мышления в театральной культуре XX века/ВНИИ искусствознания. — М.,1988. — 16с.
142. Химчак В.В. Социально —эстетическая природа синтеза ис — кусств.Автореф. дис. . канд. филос. наук/ЛГУ. — Л., 1990. — 16с. .
143. Хропач А.Н. Главный фактор документального обеспечения культурологического процесса//Информ. общество.культуролог. аспекты и проблемы: Междунар. науч. конф., Краснодар — Новороссийск, 17—19 сент. 1997 г.: Тез. докл. Краснодар, 1997. - С.277-279.
144. Чучайкина И.Е. Роль музыки в синтезе искусств (на примере современного советского драматического театра: Автореф. дис. . канд. филос. наук/МГУ им.М.В.Ломоносова. М.,1989. - 20с.
145. Шапиро ЭЛ. Место научно —информационной деятельности в культуре//Информатика и культура: Сб. науч. тр./Отв. ред. И.С.Ладенко. — Новосибирск, 1990. С.82 — 94.
146. Шапиро Э.Л. О психологии творчества и информационных потреб — ностях//Науч. и техн. информация.Сер.2. — 1988. — №11. — С.2—4.
147. Шах —Азизова Т.К. Процесс создания драматического спектакля (О проблемах и задачах изучения)//! 1сихология процессов художественного творчества/ ВНИИ искусствознания. — Л., 1980. — С.103—113.
148. Шереги ф.Э. Применение метода квот в выборочных социологических исследованиях//Социол. исслед. — 1975. — №3. — С. 112—122.
149. Шехурин Д.Е. Природа и сущность информационных потребно — стей//Науч. — техн. информация. Сер.1. Орг. и методика информ. работы. — 1970. №6. - С.3-9.
150. Шпет 1 . Театр как искусство 1922.//Вопросы филисофии. — 1988. — №11. С.77 — 91.
151. Шрайберг Я.Л., Воройский Ф.С. Автоматизированные библиотечно — информационные системы России. — М.:Либерия, 1990. — 273с.:ил.
152. Щедровицкий И.Г. Региональное развитие и культура: постановка прблемы//Программирование культурного развития: Региональные аспекты. — М., 1994. С.7-24.
153. Щенникова Л.В. Правовое регулирование театрального дела //Щенникова Л.В. Культура и право. — М.;Рос. право,1992. — С.99—114.
154. Ядов В.А. Социологическое исследование; методология, программа, методы. — Самара.Изд— во Самарск. ун — та, 1995. — 330с.
155. Anderson C.L., Hauptan R. Technology and Information Servises; enges for the 1990s. Horwood; Ablex PC, 1993. - 234 p.
156. Libraries, coalitions and the pablic good/Ed. with a prel. by E.J.Josey. — New York,London:Neal — Schuman, 1987, — 174p.
157. Libraries and information sciens in the electronic age. — Philadeliia, 1У86. 235p,
158. Mount E. Special Libraries and Information Canters; An Introductory Text. — Washington: Special Libraris Ass., 1995. — 272 p.
159. Woodsworth A. Library cooperation and network. — New York,London;Neal — Schuman,1991. 188p.1. Библиографические пособия
160. Аганбекян А. К.С.Станиславский: Аннот. библиогр. указ. — М.:Искусство,194б. — 96с.
161. Аганбекян А. Московский Художественный театр. 1898—1938; Библиогр. M.-Л.Изд-во ВТО,1939.
162. Алфавитный указатель "Ежегодника Императорских театров" I —XII выпусков/Сост. П.П.Конради. — СПб., 1906. — 38с.
163. Алфавитный указатель 'Ежегодника Императорских театров". 1902 — 1915 гг./Гос. театр, б —ка им.А.В.Луначарского; Сост.Э.Белая. — Л., 1957. — 210с.1. Маш.
164. Библиография изданий Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, 1971 — 1991/Рос. ин —т истории искусства; Сост, Г.Д.Исмагулова, В.В.Сомина, Н.Б.Старова. — СПб., 1992.
165. А.В. Вампилов: Библиогр. указ./Иркутск, обл. науч. б —ка им. И.И.Молчанова — Сибирского; Сост. Э.Д. Елизарова. — М., 1989. — 240с.
166. С.В.Васильев (Флеров): Матер, к библиогр./ЛГУ; Сост. Э.В.Летенков.- Л., 1990. 29с.
167. Вишневский В, Театральная периодика. 1774— 1940.В 2 ч.: Библиогр. указ. — М. — Л.:Искусство,1941.
168. Восканян Э.А., Иорданская И.Д. Театр: Аннот. указ. справ, и библиогр, изданий на рус. и иностр. яз. (XIX — ХХв.)/ГБЛ. — М.,1983. — 69с. — (В помощь пропаганде библиотечно — библиографических знаний).
169. А.А.Гозенпуд: Библиогр. указ./ЛГИТМиК; Сост. О.Н.Данскер. — Л., 1979. 39с.
170. Драматический словарь или показания по алфавиту всех Российских театралных сочинений и переводов. — М.,1787.
171. Ежегодник пьес; Библиогр.указ./ГЦ 1Б М., 1973- 1995.(с 1988г. "Ежегодник драматических произведений")
172. Д.И.Золотницкий:Библиогр.указ./АГИТМиК; Сост. А.Я.Трабский. — А.,1988. 33с.
173. Зрелищные искусства.Реф.— библиогр. информация /ГБЛ, НИО "Информкулътура". — М.,1983—. — Вых. 6 р. в год.
174. Зрелищные искусства. Вып.6. Журнал "Театр" в 1987— 1991 го — дах/Сост. М.Б.Васильева, В.Г.Якушкина. — М.,1997. — 72с.
175. Зрелищные искусства. Вып.1. Журнал "Театр" в 1992—1997 го — дах/Сост. М.Б.Васильева, В.Г.Якушкина. М.,1998. — 69с.
176. Информационный бюллетень. Вып.1.1994—1995гг./СГ1АТИ. — СПб., 1996. 32с.
177. История русской литературы конца XIX — начала XX века: Библиогр. указ./ АН СССР; Ред. К.Д.Муратовой. М.-Л.;Изд-во АН СССР,1963. - 520с.
178. З.Я.Корогодский: Библиогр. указ. работ/СГ16ГУП; Сост. Т.Д.Дягилева.- СПб., 1996. 23с.
179. В.М.Красовская: Библиогр.указ. /ЛГИТМиК; Сост. А.Я.Трабский. — Л., 1980. 27с.
180. Краткий справочник по народному театру: Указания по библиогр., организации, репертуару и худож. технике народн, театра/ Сост. В.И. Четырки — на. М.,1919.
181. Культурная жизнь России: Памятные и знаменат. даты муз., театр., изобразит., литер., кинематографич. деательносги, а также даты жизни известных рос. деятелей культуры и искусства: Календарь/РИА "Новости". — М.,1997- , Вых. 2р. в год.
182. Ливанова Г.М. Музыкальная библиография русской периодической печати XIX века. В 8 вып. — М.Музыка, 1960—1974.
183. Лосев В. Столетие б.Александринского театра. 1832— 1932: Указ. юбилейн. литер. — Л.:Ст.Петроград—Нов.Ленинград, 1933. — 45с.
184. Материалы к истории театральной культуры России XVlll —XX веков: Аннот. каталог. В 3 вып./ГПБ; Сост. В.Ф.Петрова. Л., 1980-1992.
185. Межов В.И. Русская историческая библиография. 1865— 1876гг. В 8 т.- СПб., 1882- 1888.
186. Мезьер А.В. Русская словесность с XI по XIX столетие.В 2 ч,— М.,1889- 1902.
187. Новая иностранная литература по искусству: Информ. — библиогр. указ./ГБЛ; БГЪИЛ. М.,1973.
188. Новая литература о Ленинграде: Библиогр. указ./РНБ; ЦГУБ им.В.В.Маяковского. — СПб., 1989-1993.
189. Новая советская литература по искусству: Кат. новых поступле — ний/ГБЛ. — М., 1965— 1973. — Вых. ежемесячно.
190. Проблемы современного театра: Обзорн. информ./СТД, Сов. центр Ме:ждунар. ассоциации театральных критиков.— М., 1988 —1991. — Вых. 4 р. в год.
191. Пьесы: Информ. бюлл./Рос. автор, о —во; С'ГД РФ. — М.:РИК Культура, 199*2 — . — Вых. 2 р. в год.
192. К.Л.Рудницкий /СТД РСФСР, Центр, науч. б-ка; Сост. О.И.Лысяк. -М., 1997. 86с.
193. Русский советский драматический театр; Аннот. указ. библиогр. и справ, материалов, 1917— 1973. В 3 вып./Гос. Центр, театр, б —ка. — М., 1977 — 1978.
194. Савицкая А.И. Великие русские актеры и выдающиеся мастера русской драматической сцены/ГЬЛ; Общ, ред. С.Н.Дурылина. — М., 1948.
195. Сводный каталог русской книги гражданской печати XVIII века. 1725- 1800. В 5 т. М., 1962-196/.
196. Служители Мельпомены: Словарь сцен. деят. Урала XIX в./Сост. Ю.М.Курочкин. — М.;Запорожье: Фотоискусство, 1991. — 126с.: ил.
197. Театр Анатолия Васильева: Библиогр. указ. литер. 1973— 1991/ГЦТ Б; Театр "Школа драм, искусства"; Предисл. Г.Б.Чирковой, Л.Р.Левиной; Авт.— сост. О.И. Лысяк. М.,1991. - 93с.
198. Театр: Новая советская и иностранная литература по ис — кусству:Библиогр. указ./НИО Информкультура; ВГБИЛ. — М., 1973— 1982,
199. Г.А.Товстоногов: Жизнь и творчество: Библиогр. указ./СПбГТБ. — СПб. :Гиперион, 1998. 320с.
200. А.Б.Фрейндлих: Информ. бюллетень киновидеоматериа — лов/Гостелерадиофонд. — М.,1994. — 27с.
201. Михаил Чехов: Аннот. библиогр. указ./Фонд М.Чехова; Рос. гос. б —ка по искусству; Сост. Л.Р.Левина, С.А.Смелянская. — М.:Ключ,1994. — 190с.
202. А.В.Эфрос: Библиогр. указ./СТД РФ, Центр, науч. б —ка; Сост. Ф.М.Крымко, Е.М.Тынянова. М.,1993. - 140с.1. Справочные пособия
203. Арапов П.И. Летопись русского театра. — СПб.,1861. — 387с.
204. Виноградская И. Жизнь и творчество К.С.Станиславского: Летопись.В 4 т. М.:Изд —во В ГО, 1971 - 1976.
205. Вольф А.И. Хроника Петербургских театров. 1826 — 1881. В 3 ч. — С116., 1877 — 1884.
206. Г'недич П.11. Хроника русских драматических спектаклей на императорской сцене. 1881 — 1890//С6. историко — театр, секции Гео НаркомпросаЛ .1.- Пгр.,1918.
207. Пави П. Словарь театра; Пер. с фр. — М,; Прогресс, 1991. — 504с.;ил.
208. Петровская И.Ф., Сомина В.В.Театральный Петербург, начало XV111 — октябрь 1917 года: Обозрение — путеводитель/РИИИ. — СПб., 1994. — 448с. — Библиогр.;с.354 — 394.
209. Репертуар и аннотации к спектаклям московских театров: Информ. изд. — М.,1997 — . — Вых.еженедельно.
210. Русско — английский и англо — русский словарь театральных терми — нов/Сост. И.В.Стуиников. — С11б.:Изд — во Европ. Дома, 1995. — 127с.
211. Рыбакова Ю.Г1. В.Ф.Комиссаржевская: Летопись жизни и твор — чества/РИИИ, СПб. акад. драм, театр им. В.Ф.Комиссаржевской. — СПб., 1994. — 519с.
212. Театр для детей и молодежи России;Справочник/АССИТЕЖ. — М.,1996. 34с.
213. Театральная Москва: Еженедел. программы театров,— М.,1959—1990.1. Вых. еженедельно.
214. Театральная энциклопедия. В 6 т./Гл.ред. П.А.Марков. — М.:Сов. энциклопедия, 1962 — 1967.
215. Театральный календарь: Ежегод. изд. — Л.:Искусство. Ленингр. отд— ние, 1962— 1992.
216. Театральный Ленинград: Еженедел. программы театров,— Л., 1957 — 1993. — Вых. еженедельно.
217. Художники русского театра, 1880—1930: Каталог —резоне коллекции Никиты и Нины Лобановых —Ростовских/Дж.Э.Боулт. — М.Искусство, 1994. — 421с.:ил.
218. The word encyclopedia ol contemporary theatre/Don Rubin. — London,New York:Routledge, 1994 — 1996. Vol.1 Europe Vol.2 Americas
219. Leiter S. The great stage directors: 100 distinguished careers oi the theatre. New YorkTacts on tile, 1994. -340p.
220. The Cambrige guide to the theatre\Martin Banham. — Cambrig: Cambrige univ. press, 1995.
-
Похожие работы
- Театральный журнал в России
- Сценография и развитие европейского садово-паркового искусства Нового времени
- Архитектурные конкурсы 1930-1932 годов на театр массового действа и синтетический театр в СССР. Поиски театра нового типа
- Информационные ресурсы библиотеки вуза как объект управления
- Информационное обеспечение специалистов музыкального искусства высших учебных заведений