автореферат диссертации по документальной информации, 05.25.03, диссертация на тему:Информационное обеспечение специалистов музыкального искусства высших учебных заведений
Автореферат диссертации по теме "Информационное обеспечение специалистов музыкального искусства высших учебных заведений"
На правах рукописи
Н'
ВАРЕНКО РИММА ГЕННАДЬЕВНА
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Специальность 05.25.03 -Библиотековедение, бнблаографоведение и книговедение
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук
1 2 ДПР 1Ш
Казань-2012
005018378
Работа выполнена на кафедре библиотековедения и информационных технологий Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный институт культуры и искусств».
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор
Сафиуллина Зульфия Абдулловна
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор,
заведующая кафедрой библиотечно-информационной деятельности ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры» Борисова Ольга Олеговна
кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и истории музыки ФГБОУ ВПО «Казанский
государственный университет культуры и искусств»
Шарафутдинова Роза Зарифовна
Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинская государственная академия культуры и искусств»
Защита состоится 25 апреля 2012 года в 12.00 на заседании Диссертационного совета Д 210.005.01 при Казанском государственном университете культуры и искусств по адресу: 420059, Республика Татарстан, г. Казань, Оренбургский тракт, 3.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств».
С авторефератом диссертации можно ознакомиться на официальных сайтах Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации: http://vak.ed.gov.ru и ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств»: http://www.kazguki.ru.
Автореферат разослан 24 марта 2012 года.
Ученый секретарь диссертационного совета, доктор педагогических наук, профессор
О.А. Калегина
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Музыка как вид человеческой деятельности и область знаний обладает ярко выраженными специфическими чертами, занимая особое положение среди прочих видов искусства. Имманентные свойства музыки естественным образом отражаются в профессиональной деятельности специалистов данной области и опосредованно при информационной работе с ними, в которой от сотрудников библиотек и информационных центров требуется применение научно обоснованного подхода, учитывающего критерии дифференцированного и избирательного распространения информации.
На сегодняшний день в информационном обеспечении специалистов в области музыкального искусства есть серьезные недостатки, связанные с не вполне эффективным использованием документных и библиографических информационных ресурсов из фондов различных специализированных библиотек и отделов, а также других учреждений. Это касается, прежде всего, ресурсов, связанных с обеспечением научной деятельности музыкантов-исследователей.
Осмысление и обобщение практического опыта в этом направлении началось гораздо позже по сравнению с познанием информационного обеспечения в других областях профессиональной деятельности. В определенной степени это связано с отставанием дифференциации самой профессиональной музыкальной деятельности, в которой научная рефлексия масштабнее и организационно оформилась лучше всего в системе профессионального образования, прежде всего высшего. Соответственно задачи включения в орбиту библиотечно-информационного познания специалистов-музыкантов высшей школы актуализировались именно сегодня, когда в высшем образовании более четко сформировалась данная категория специалистов и возросли требования к их научно-педагогическому уровню, во многом определяемому и их общей информационной культурой
Современный исследователь в области музыкального искусства остро нуждается в информационной поддержке, ведь многие исследовательские работы имеют межотраслевой характер, выполняются на стыке различных наук, опираются на результаты исследований смежных, прежде всего гуманитарных наук. Эта особенность получения нового знания в области музыкального искусства обусловливает и характер информационных потребностей исследователей - их политематичность, интегральный характер, глубокую межпредметную связь, еще недостаточно исследованную в теоретическом плане и практическом применении.
Большое количество литературных источников рассеяно в периодической печати, сборники научных трудов и материалы научно-практических конференций издаются небольшими тиражами, а информацию о звукозаписях необходимо выискивать буквально по крупицам. К изданиям особо редких и ценных нот, которые часто представлены единичным экземпляром, ограничен доступ. Исследователи в области музыкального искусства вынуждены преодолевать серьезные информационные барьеры. Безусловно, сказывается невысокий уровень информационной культуры этой группы потребителей, о чем можно, гипотетично, говорить на начальном этапе исследования. Влияние на информационную культуру специалистов в области музыкального искусства возможно при условии исследования особенностей их информационного обеспечения и поведения, что актуализирует эту проблему не только в рамках библиотечно-информационных наук, но и музыковедения как составной части искусствоведения.
Развитие музыкального искусства и профессионального образования в современной России, а их субъекты - специалисты музыкального искусства в сфере высшего образования - требуют хорошо организованного специализированного информационного обеспечения, более широкого и интенсивного использования существующих информационных ресурсов. Степень эффективности библиотечно-информационного обслуживания не
всегда удовлетворяет на практике эту потребность. В связи с этим возникает научная и практическая проблема качественного информационного обеспечения специалистов в области музыкального искусства в высшем профессиональном образовании. Она обусловлена:
— отсутствием в научных исследованиях совершенной типологии потребителей информации по музыкальному искусству, их четкой дифференциации, учитывающей как профессиональные, так и психологические особенности потенциальных потребителей музыковедческой информации;
— отсутствием в библиотечно-информационной теории полного научного знания о состоянии и уровне информационного обеспечения этой группы потребителей информации, что не может не отражаться на процессах более активного практического влияния на их информационную культуру;
— неопределенностью направлений, способствующих улучшению библиотечно-информационного обслуживания специалистов музыкального искусства, занимающихся научно-исследовательской деятельностью;
— необходимостью выявления способов воздействия на мотивацию музыкантов-исследователей к использованию имеющихся информационных ресурсов.
Степень изученности проблемы. Несмотря на то, что музыканты неоднократно становились объектом внимания при рассмотрении отдельных аспектов музыкального библиотечного и информационно-библиографического обслуживания в комплексе с другими областями искусств, до 1996 года специалисты в области музыкального искусства вообще не выделялись в отдельную категорию, а рассматривались только в общем ряду специалистов искусствоведческого направления. Что же касается специалистов музыкального искусства, работающих в сфере высшего образования, то в научной литературе вообще не отражены вопросы теории и методики их информационного обеспечения.
В некоторых публикациях освещена деятельность отделов нотных изданий и звукозаписей Российской государственной библиотеки и Российской национальной библиотеки, Научной музыкальной библиотеки им. С.И. Танеева Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской государственной консерватории и других библиотек. В путеводителях, в методических пособиях, в статьях, отражены отдельные направления библиотечной работы с нотно-музыкальной литературой.
Различным направлениям работы музыкальных библиотек, развития музыкальной библиографии посвящен ряд исследований: С.Л. Шугаловой «Развитие теории и практики каталогизации нотных изданий в СССР» (1970); Э.С. Судьи «Проблемы развития советской музыкальной библиографии» (1974); А.З. Юрковецкой «Совершенствование библиотечно-библиографического обслуживания в самодеятельных музыкальных коллективах на основе изучения специфики их потребностей» (1981); Н.В. Градобоевой «Информационные потребности специалистов в области музыкального искусства: проблемы и методика изучения» (1996); Э.Б. Рассиной «Специфика формирования фондов музыкальных библиотек» (2006), «Специфика формирования фондов музыкальных библиотек и нотно-музыкальных отделов» (2008) и несколько других исследований в той или иной степени рассматривающих деятельность музыкальных библиотек.
В этом ряду научных работ исследование Н.В. Градобоевой представляет ключевой интерес, в аспекте рассматриваемой в диссертации темы, так как понятие «информационные потребности» определяется в исследовании как сущностное в теории и практике информационного обслуживания и информационного обеспечения специалистов в области музыкального искусства. В данной работе музыкальное искусство рассмотрено как предметная область информационной деятельности. Скорректирована условная типология потребителей информации в области музыкального искусства.
Заслуживает внимания работа Э.Б. Рассиной, в которой дан обзор формирования фондов музыкальных библиотек и отделов в историческом контексте.
Несмотря на то, что имеются работы, затрагивающие проблемы информационного обеспечения специалистов в области музыкального искусства, до сих пор неразработанным остается аспект исследования информационного обеспечения специалистов музыкального искусства, работающих в вузах. Именно это и определило выбор объекта исследования, в качестве которого выбраны специалисты музыкального искусства в сфере высшего образования, занимающиеся преподавательской и научно-исследовательской деятельностью.
Предмет исследования: современное состояние и проблемы информационного обеспечения специалистов музыкального искусства в сфере высшего образования.
Цель исследования: анализ основных тенденций в информационном обеспечении специалистов музыкального искусства и выявление путей его совершенствования на современном этапе.
Для решения обозначенной проблемы и цели исследования в рамках более широкого рассмотрения вопросов профессионализации музыкального искусства поставлены задачи:
— определить ценностные аспекты музыкального искусства в духовной жизни и профессиональной деятельности человека;
— рассмотреть музыкальное искусство как направление в сфере профессионального образования;
— охарактеризовать информационные ресурсы в области музыкального искусства и выявить тенденции их развития;
— провести исследование потребителей информации по музыкальному искусству с целью совершенствования их информационного обеспечения.
Гипотеза. Возможности совершенствования информационного обеспечения специалистов музыкального искусства в сфере высшего
образования связано с установлением адекватности между сформировавшейся системой информационных ресурсов и более эффективным ее использованием музыкантами-исследователями, а также при условии повышения уровня их информационной культуры, мотивирования к научной работе, дающей основание для обобщения и передачи опыта профессионально-педагогической и исполнительской деятельности.
Методы исследования. Проведенное диссертационное исследование носит комплексный междисциплинарный характер, в ходе его реализации использовались взаимодополняющие методы, обеспечивающие отражение многоаспектной проблемы качественного информационного обеспечения специалистов музыкального искусства в сфере высшего образования.
Данное исследование сочетает музыкально-аналитический, культурологический и аксиологический подходы в определении роли музыкального искусства в духовной жизни и профессиональной деятельности человека.
Системный подход позволил рассмотреть музыкальное искусство как вид искусства и сферу профессиональной деятельности, которая в значительной степени, особенно в условиях современности, зависит от информационного поведения специалистов. В рамках данного подхода для характеристики специфики музыкального искусства и его субъектов наиболее целесообразным является эстетический метод, для выявления особенностей музыкального творчества - психологический метод.
При дефиниции основных понятий по проблеме исследования использован терминологический анализ следующих категорий: музыка, музыкальное искусство, профессиональная деятельность в сфере музыкального искусства, музыкальная информация, специалисты музыкального искусства, работающие в сфере высшего образования.
Исторический подход дал возможность последовательно проследить истоки возникновения, распространения и бытования нотных изданий как вида документов, составляющих основу информационного обеспечения
специалистов в области музыкального искусства, а также специфику профессионального становления специалистов музыкального искусства как самостоятельной категории потребителей информации.
Метод классификационного анализа использовался при разработке аспектов характеристики и типологии информационных ресурсов в информационном обслуживании специалистов музыкального искусства в сфере высшего образования.
Обращение к научному наблюдению, психолого-педагогическим (беседе) и социологическим (опросу) методам в нашем исследовании связано с осмыслением творческого процесса, особенностей мотивации научно-исследовательской деятельности специалистов музыкального искусства.
Широко применялись методы изучения документальных потоков, сравнительного анализа. Использованы теоретические положения ведущих ученых в области музыкознания, психологии музыкальной деятельности, библиотековедения и библиографоведения.
Достоверность результатов исследования обусловлена применением взаимодополняющих и корректирующих друг друга методов исследования, корректностью статистической обработки эмпирических данных.
Опытно-экспериментальная база. На этапе проведения экспериментальной части исследования в качестве опрашиваемых были привлечены преподаватели и аспиранты Белгородского государственного института культуры и искусств, преподаватели Музыкального колледжа им. С.А. Дегтярева Белгородского государственного института культуры и искусств, Казанского государственного университета культуры и искусств, Российской Академии музыки им. Гнесиных, Харьковского государственного института искусств им. И.П. Котляревского, сотрудники Белгородской государственной филармонии, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые поднята и изучена проблема информационного обеспечения специалистов
музыкального искусства в сфере высшего образования и выявлено информационное несоответствие между информационной культурой музыкантов-исследователей и информационными ресурсами, выразившееся в не эффективном использовании документных и библиографических информационных ресурсов из фондов музыкальных отделов и библиотек.
В рамках данной проблемы:
1. Проанализированы информационные ресурсы (документные, библиотечные, библиографические, Интернет-ресурсы), исторически формировавшиеся для обеспечения информационных потребностей музыкантов-исследователей.
2. Уточнена дифференциация первичных документных ресурсов. В ней нотные тексты определены как первоисточниковый тип профессиональной информации для музыкантов и конкретизирована типология нотных изданий (по функциональному и читательскому назначению; по характеру исполнения и характеру изложения; по материальной конструкции и по структуре). Впервые выделен и обоснован как отдельный для сферы музыкального искусства такой тип как производственно-практическая литература, в качестве которой для музыкантов может выступать любой из источников и видов профессиональной информации: ноты во всем своем разнообразии и другие материалы, которые отнесены к разновидностям музыковедческой, учебно-методической, справочной литературы. Обоснована необходимость определения данного типа и для специалистов, осуществляющих информационное обеспечение музыкальной информацией в сфере высшего образования, которые пользуются классификационными системами, в том числе в области музыкального искусства.
3. Подготовлен указатель ретроспективных пособий по музыкальному искусству (всего 350 источников, из них на русском языке и языках СНГ -309, на английском, немецком, французском - 41), в котором отражены и систематизированы сведения о библиографических пособиях, отражающих историю, теорию и практику развития музыкального искусства и обоснована
необходимость их более активного использования в целях повышения информационно-библиографической культуры специалистов-музыкантов. Хронологические рамки охватывают период со 2-й пол. XVIII века - по 2010 год.
Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в том, что:
1. Расширено представлений о музыкально-образной информации, в частности нотного текста, как одного из основных ядерных источников в профессионально-музыкальной среде и в удовлетворении информационных потребностей музыкантов.
2. Обобщены представления о современных информационных ресурсных возможностях (библиотек, библиографии, Интернет-ресурсов) в удовлетворении информационных потребностей специалистов-музыкантов в сфере высшего образования.
Практическая значимость представляет результаты статистического анализа проведенного социологического исследования по изучению информационных потребностей музыкантов-исследователей.
В научную и практическую профессиональную деятельность не только библиографов, но и музыкантов-ученых вводится круг ретроспективных библиографических источников информации по музыке: издательские / книготорговые каталоги, государственные библиографические указатели, самостоятельно изданные научно-вспомогательные библиографические пособия, прикнижные списки литературы, библиотечные каталоги, иностранные библиографические источники, приведенные в приложении (всего 350 названий).
Соответствие диссертации паспорту научной специальности.
В соответствии с формулой специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» (педагогические науки), включающей исследования и разработки в области теории, методики и организации библиотечной деятельности, а также в области исследования
библиотеки и библиографии как системных социальных объектов, библиотечно-библиографической деятельности в системе документальных коммуникаций, представленная диссертационная работа является теоретическим и практическим исследованием реализации информационного обеспечения специалистов музыкального искусства высших учебных заведений.
Соответствие диссертации области исследования специальности.
Полученные результаты соответствуют п.З «Библиотека и библиография как системные социальные объекты, их место в системе информации, документальных коммуникаций, культуре. Библиотечно-информационные ресурсы. Библиотечно-информационная деятельность, организация технологических процессов, использование современных информационно-коммуникационных технологий»; п. 8 «Использование электронных сетей в целях библиотечно-информационного обслуживания».
Положения, выносимые на защиту:
1. Становление музыкального искусства как особой сферы профессиональной деятельности в значительной мере определяется сменой в музыкальной коммуникации устной формы передачи информации на письменную, прежде всего нотную. Нотную литературу важно рассматривать как первоисточниковый тип профессиональной литературы, что позволяет глубже видеть его возможности в информационном обеспечении специалистов музыкального искусства.
2. На современном этапе развития профессиональной музыкальной коммуникации специалисты музыкального искусства в сфере высшего образования составляют особую категорию потребителей информации, нуждающуюся в избирательном, дифференцированном подходе при осуществлении библиотечно-информационного обслуживания.
3. Организация информационного обеспечения музыкантов-исследователей на современном этапе связана с более активным использованием как традиционно сформировавшихся документных ресурсов,
так и динамично развивающихся компонентов, к которым относятся электронные ресурсы, а также преодолением определенного несоответствия между ресурсами и поисковыми возможностями потребителей информации.
4. Важнейшим фактором совершенствования информационного обеспечения является изучение специалистов-музыкантов как потребителей информации.
Апробация результатов исследования. Отдельные аспекты исследования были представлены в виде доклада «Проблемы информационного обеспечения специалистов сферы музыкального искусства в современных условиях» на Региональной научно-практической конференции (Белгород, 2008), презентацией основных его результатов перед научным сообществом, а также в профессиональной музыковедческой и библиотечной печати.
Результаты поиска и выявления ретроспективных библиографических источников апробированы в создании указателя библиографических пособий, который может быть использован для повышения информационно-библиографической и исследовательской культуры специалистов музыкального искусства.
Структура диссертации определена целями и задачами проведенного исследования, отражает его ключевые этапы и логику. Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка и приложений; работа также снабжена таблицами, отражающими результаты проведенного экспериментального исследования по изучению информационных потребностей специалистов музыкального искусства в сфере высшего образования.
Основное содержание работы
В первой главе «Музыкальное искусство в содержательной структуре высшего образования» последовательно рассмотрено
становление музыки как вида искусства и особой сферы профессиональной деятельности, связанной с распространением музыкально-образной информации с помощью специального образования.
На основе справочной и музыковедческой литературы уточнены основополагающие понятия по определению и раскрытию свойств объекта исследования. Музыкальное искусство определено с разных точек зрения. Рассмотрены гипотезы о происхождении музыкального искусства философского и научного характера.
Становление музыкального искусства как особой сферы профессиональной деятельности произошло в Западной Европе на рубеже ХУ1-ХУП веков, когда в музыкальной коммуникации на смену устной форме общения пришла - письменная, появились три участника коммуникации -композитор-исполнитель-слушатель.
В настоящее время наши представления о музыке, как о профессиональной сфере, значительно расширились. Этому способствовал ряд начавшихся в XX в. процессов: развитие новых технологий (звукозаписи и технического воспроизведения музыки, возникновение электромузыкальных инструментов, музыкально-компьютерных технологий); знакомство с музыкальными культурами различных народов мира; интенсивный обмен музыкальной информацией между странами, народами и континентами; возникновение в XX в. видового и стилистического разнообразия музыкальных направлений.
При рассмотрении разносторонней профессиональной деятельности музыканта акцент сделан на научно-исследовательскую работу специалистов музыкального искусства в сфере высшего образования.
На основе ценностного подхода определены сущность и роль музыкального искусства в духовной жизни и профессиональной деятельности специалистов сферы высшего образования. Целесообразность ценностного подхода на рубеже ХХ-ХХ1 вв. становится насущной проблемой не отдельных областей знания или конкретных ученых, а всей
системы наук. Применение ценностного подхода актуально при рассмотрении музыки как вида искусства и как профессиональной сферы деятельности.
Современные исследователи признают музыку как воплощение цельности человека, единство в нем природы и духа. Музыка имеет свойство воздействовать на человека с помощью особым образом организованных звуковых комплексов.
Рассмотрены специфические характеристики музыкального искусства как знаковой системы в передаче музыкальной информации, необходимые для понимания сотрудниками библиотек и информационных центров, реализовывающих функции информационного обеспечения музыкантов-исследователей.
Анализ музыковедческой литературы показывает, что музыка как искусство и как профессиональная сфера деятельности, существующая по собственным законам, обладает рядом специфических характеристик:
- способы отражения действительности в музыке являются сложными, опосредованными, часто неявными; воспроизведение жизни происходит «не в формах самой жизни»;
- абстрактность языка, отсутствие возможности применения иных, сверх-музыкальных изображений не только не обедняет богатство выразительных средств музыки, но напротив, является непременным условием ее самодостаточности и независимости, позволявшими считать ее наиболее «чистым» из искусств;
- музыка всегда есть «данное восприятие»: свойство музыкальных композиций существовать только в становлении, в воспроизведении, будучи воспринимаемым исключительно в состоянии развертывания, в процессе оформления, равно как и способность к созданию «иллюзии независимого формирования времени» позволяет считать музыку наиболее концентрированным выражением временной природы искусства;
- содержание музыки часто нельзя выразить словесно - в наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыкальных произведений являются чувства, эмоции, настроения;
- ценность музыкального искусства заключается во всем многообразии музыкального наследия, из которого можно выделить эстетический аспект (другие аспекты могут иметь универсальную вневременную ценность);
- для музыкального искусства характерна невозможность передачи опыта виртуозного исполнительского мастерства последующим поколениям без непосредственного живого общения;
- бытие музыкального творения начинается с воплощения в нотном тексте, благодаря которому осуществляется вся последующая музыкальная деятельность.
Именно с последней характеристикой связано документирование первоисточниковой музыкальной информации, а следовательно, и формирование начал музыкальной коммуникации как особой профессиональной среды, которая на определенном этапе развития поднимется на уровень первоначального научного знания о музыке как об организованном взаимоотношении звуков.
Осуществлено осмысление нотного текста через обращение к его исторически обусловленным специфическим особенностям. Нотное письмо развивалось, менялись системы записи. В России первые опыты нотопечатания относятся к XVII в.
Используя язык музыки, композиторы создают оригинальные музыкальные произведения, которые фиксируются на материальных носителях с помощью нотной записи. Таким образом, бытие музыкального творения как составной элементарной частицы музыкальной среды начинается с воплощения в нотном тексте. Именно здесь запечатлевается то, что существовало только в сознании композитора в виде абстрактной, звукообразной идеи и то, на чем исполнитель строит свою исполнительскую интерпретацию произведения. Можно сказать, что музыкальный текст лежит
в основе осуществления всей музыкальной деятельности, в разной форме присутствует на всех ее стадиях.
Музыкальные произведения, зафиксированные в виде нотного текста, обладают рядом особенностей:
1.Язык музыки, обладая национальными отличиями, в то же время универсален, так как, выступая средством общения, он выполняет функцию коммуникации эмоционально-эстетического, духовного характера.
2. Исторически сложившаяся система нотации, нотного текста, как одна из форм бытия музыкального произведения, обеспечивает его постоянную потенциальную готовность к включению в реально бытующую музыкально-звуковую среду. Музыкальное произведение, «ужатое» композитором в графическую схему, столетиями пребывающее в ней, в момент исполнительского воссоздания обретает свою изначальную функцию - становится частью музыкальной культуры, реализуя связь эпох, поколений, объединяя музыкантов и слушателей.
3. Музыкальный текст, воплощенный в нотной записи - это средство материализации музыкального языка произведения. В широком смысле нотная запись является одной из форм письменности, представляющая собой тип исторически развивающейся знаковой системы, предназначение которой состоит в фиксации музыкально-образной информации, закреплении ее во времени, передачи на расстоянии и, главное, в возможности воспроизведения музыкального произведения, поддержания его в искусстве и профессиональной деятельности.
4. Важно отметить, что нотное письмо - давний вид записи музыкального звука как интернациональный, корпоративный, искусственно созданный язык до сего времени сохраняет свою значимость и действенность в музыкальной среде.
Вопрос о специфике музыкального языка является актуальным не только для музыковедения, но и для ряда других дисциплин, в первую очередь, для эстетики, философии, общей теории искусства.
В исследовании дан краткий очерк истории возникновения и становления нотопечатания в России, активизации нотно-издательской деятельности, связанной с развитием профессионального музыкального образования в России.
В этой же главе прослежена история возникновения и развития библиотек Западной Европы и России, которые сыграли и продолжают играть роль в формировании и использовании документальных собраний музыкального искусства.
Музыкальные библиотеки страны, осуществляющие информационное обеспечение музыкантов-исследователей, представляют собой разнородное явление. Функционально их можно дифференцировать на:
- универсальные библиотеки, в которых нотно-музыкальные фонды являются составной частью общего фонда, а работа с ними поручается специализированному отделу или общему отделу литературы по искусству;
- специальные музыкальные библиотеки (специализированные хранилища), в которых работа с нотно-музыкальной литературой и звукозаписями — основная функция.
Типология музыкальных библиотек России складывалась на протяжении более чем полутора столетий. Оформилась она в основном к 1950-м гг.
Подавляющее большинство музыкальных библиотек составляют библиотеки учебных музыкальных заведений. Для музыкантов-исследователей наибольшее значение имеет деятельность библиотек, функционирующих в системе высших учебных заведений, содействующих развитию творческих кафедр и работающих на них специалистов в области музыкального искусства.
Вторая глава «Современное состояние и проблемы информационного обеспечения специалистов музыкального искусства в сфере высшего образования» посвящена предметной области исследования,
связанной с характеристикой информационных ресурсов для специалистов музыкального искусства высших учебных заведений.
В ней обращено внимание на специфику носителей музыкальной информации. В данном исследовании «музыкальная информация» определена как особый комплекс специально организованных данных, где на равных правах существуют и активно взаимодействуют все компоненты, составляющие практику и теорию музыкального искусства. Специфика такой информации уникальна: допустимо изменять, модифицировать один или несколько компонентов складывающегося комплекса, но невозможно что-либо убирать, - это означает разрушение, потерю полноты характерных музыкальных данных, без чего нет их качественной организации, хранения и использования.
Теоретические вопросы информационного обеспечения специалистов музыкального искусства обусловлены в первую очередь спецификой документирования музыкальной информации в виде нот, которые в проведенном исследовании обозначены как первоисточники для музыкальной профессиональной деятельности, в связи с чем, в диссертации уточнено понятие нот как вида документа.
На протяжении истории нотопечатания потребительский спрос вызвал к жизни чрезвычайное разнообразие нотных изданий, которые дифференцируются сегодня следующим образом:
- по функциональному назначению: научные, учебные, концертные;
- по читательскому назначению: для учащихся музыкальных учебных заведений; для специалистов-практиков; для любителей музыки;
- по характеру исполнения: сценические, инструментальные, вокально-хоровые, а также смешанные издания;
- по характеру изложения: партитуры и дирекционы, клавиры, запись голоса или инструмента соло, запись произведения для голоса в сопровождении музыкального инструмента;
В дополнение к данной дифференциации предлагается типизировать нотные издания:
- по материальной конструкции: книжные и листовые;
- по структуре: сборники, моноиздания, избранные сочинения, собрания сочинений.
В целом современные информационные документные ресурсы, обеспечивающие сферу музыкального искусства условно дифференцированы следующим образом: музыковедческая литература, производственно-практическая литература, учебно-методическая литература, справочная литература, музыкально - популярная литература, библиографические издания.
Выделение в музыкальной литературе такого тапа как производственно-практическая литература может вызывать возражения, поскольку отражает семантически те аспекты деятельности, которые не совсем привычны для характеристики музыкального творчества.
Производство в области музыкального искусства - это особая сфера профессиональной деятельности, в которой музыканты-специалисты воспроизводят музыкальные произведения на основе нотных записей.
В качестве производственно-практической литературы для музыкантов может выступать любой из перечисленных источников и видов информации: ноты во всем своем разнообразии и другие материалы, которые отнесены к разновидностям музыковедческой, учебно-методической, справочной литературы. Тем не менее, целесообразно этот тип литературы выделять самостоятельно, поскольку такое выделение актуально для сотрудников библиотек, которые пользуются классификационными системами, в том числе в области музыкального искусства.
Для специалистов музыкального искусства в сфере высшего образования источниками профессиональной информации могут быть электронные информационные ресурсы, аудиовизуальные материалы, в отдельных случаях - музейные экспонаты и архивные документы.
В качестве условия дальнейшего совершенствования информационного обеспечения рассматривается изучение потребителей информации по музыкальному искусству. В этой связи рассмотрены проблемы изучения данной категории, а также творческие способности музыкантов как психологические характеристики для понимания их информационных потребностей.
Категория специалистов музыкального искусства в вузе определяется как совокупность музыкантов-профессионалов, имеющих высшее специальное образование и непосредственно участвующих в процессе создания, научного осмысления музыки, а также обучение ей.
Осознание значения личностно-психологических признаков специалистов музыкального искусства в сфере высшего образования для определения характера их активности в данной сфере усложняет задачу выявления закономерностей художественно-творческой деятельности, в том числе в ее информационном аспекте. При этом в диссертации не ставится цель осуществить анализ творческого процесса в целом, но на основе рассмотрения литературы по психологии музыкальной деятельности предпринята попытка определить основные закономерности, узловые моменты музыкальной и исследовательской деятельности с точки зрения их значимости при реализации информационного обеспечения специалистов музыкального искусства в сфере высшего образования.
Изложены результаты экспериментальной работы по изучению информационных потребностей музыкантов-исследователей.
Проведенное экспериментальное исследование позволило уточнить проблематику, отражающую потребности музыкантов в научно-исследовательской работе. Распространенными для изучения и научного анализа являются вопросы истории, теории, практики музыкальной педагогики и профессионального образования; проблемы исполнительского мастерства; творчество современных композиторов; отдельные направления современной музыки. Кроме того, исследователями указаны темы,
свидетельствующие о широком их спектре: проблемы формирования джазового языка и импровизации; духовная музыка XX века: покаянные стихи; гитарная музыка XIX века; Ислам в искусстве; создание молодежного музыкального театра; хоровая культура: история, теория, практика; оперный театр П. И. Чайковского и др.
В качестве наиболее предпочтительных источников профессиональной информации респондентами указаны: нотные издания, музыковедческая литература, издаваемая в традиционной и электронной форме, научная литература по смежным областям знаний, справочные материалы. Менее востребованными данной группой специалистов и используемыми при удовлетворении информационных потребностей оказались библиографические пособия, что свидетельствует о недостаточно развитых библиографических потребностях как наиболее сложных в ряду их информационных ориентации. 43 % респондентов не использует самостоятельно изданные указатели музыкальных произведений (нотография), 32 % - государственные библиографические указатели «Нотная летопись», «Книжная летопись», «Летопись журнальных статей» и указатели музыковедческой литературы.
Из исследования вытекает проблема последовательного обучения этой группы пользователей ретроспективному поиску информации, так как необходимые для работы данные всегда находят лишь 29 % опрошенных. Кроме того, отмечено определенное несоответствие самих библиографических ресурсов поисковым возможностям и задачам потребителей информации. Анализ отдельных ситуаций показывает, что информационные / библиографические ресурсы оказываются недостаточно используемым, зачастую, из-за незнания потребителями о их существовании, в других случаях - из-за неумения использования, отсутствия навыков работы.
Наряду с определенной недооценкой традиционных и библиографических ресурсов подтвердилась эффективность использования в
научной работе и в преподавательской деятельности информационных ресурсов, представленных в сети Интернет, которые заняли прочную позицию в общем ряду информационных ресурсов. К ним обращаются 98,5 % опрошенных. Интернет стал популярным не только как удобное средство коммуникации, но и как дополнительный информационный ресурс. Глобальная информатизация качественно изменила информационное поведение специалистов, в том числе и музыкантов. Все опрошенные имеют навыки пользования инструментами поиска в сети Интернет, а некоторые отбирают найденную информацию, составляя собственные каталоги адресов и базы данных полезных текстов. Наибольший интерес проявлен к электронным каталогам нотных изданий, Электронному каталогу диссертаций РГБ, сайтам высших учебных заведений Российской Федерации педагогического направления. Однако начинающие исследователи недооценивают возможности Интернета для поиска научной информации в области музыкального искусства, рассматривая его только как популярный канал получения досуговой и деловой информации. Хотя большинством потребителей музыкантов-исследователей электронные ресурсы как поисковая система оцениваются высоко (67 %), в реальности только 21% респондентов находят необходимую информацию через поисковые системы, обращаясь к музыкальным сайтам, форуму «Классика», сайту «Википедия», ресурсам НИЦ «Информкультура».
Что касается оценки услуг библиотеки, где работают специалисты, то подавляющее большинство респондентов отметили доступность к фондам библиотеки, возможность самостоятельного выбора, компетентность сотрудников и комфортность работы в библиотеке. Однако по результатам исследования плохо соответствующими информационным потребностям музыкантов исследователей оказались фонды библиотек учреждений, в которых они работают. Только 17 % (против 83 %) выразили удовлетворенность фондом, которым они пользуются, отметив при этом дополнительно в беседе недостаточность периодических изданий.
В целом, по результатам проведенного исследования по изучению информационных потребностей специалистов музыкального искусства в сфере высшего образования был получен ответ на вопрос о том, что специалистами-музыкантами не в полной мере используются накопленные существующие информационные ресурсы в области музыкального искусства. Помимо этого в информационном обеспечении не отмечена ярко выраженная направленность именно на эту группу специалистов. Что выразилось в выявлении серьезного пробела по обеспечению потребностей в информации о ретроспективных библиографических пособиях и преодоление которого, было решено в данном исследовании.
В заключении диссертации сформулированы выводы и рекомендации, касающиеся перспектив развития обозначенного научного направления. Они выражаются в более четком формировании группы музыкантов-исследователей в области высшего образования, дифференциации современных информационных ресурсов, обеспечивающих сферу музыкального искусства, в определении более эффективного установления взаимосвязей между создателями информационных продуктов в области музыкального искусства и их пользователями, выборе подходов в целенаправленном повышении информационной культуры рассматриваемой группы потребителей информации.
Приложения к диссертации представляют собой существенное дополнение к содержанию работы и включают: частично аннотированный указатель ретроспективных библиографических пособий по музыкальному искусству; краткий список электронных информационных ресурсов, представленных в сети Интернет; анкету, которая является формой исследовательского документа.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
— в рецензируемом научном журнале, включенном в список Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации:
1. Варенко, Р. Г. Особенности информационных ресурсов для специалистов музыкального искусства в сфере высшего образования / Р. Г. Варенко // Музыковедение. - 2011. - № 4. - С. 44-48.
— в других изданиях:
2. Варенко, Р. Г. Проблемы информационного обеспечения специалистов сферы музыкального искусства в современных условиях / Р. Г. Варенко // Духовно-нравственные аспекты воспитания и образования (музыка, культура, наука в эпоху общественных преобразований) : материалы II Региональной научно-практической конференции (Белгород, 23 января 2008 г.) / отв. ред. Г. В. Байбикова, С. А. Колчин. — Белгород : ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008. - С. 42-43.
3. Варенко, Р. Г. Музыка - как форма представления информации / Р. Г. Варенко // Образование и культура : взаимодействие и пути реформирования : сб. науч. тр. молодых ученых, аспирантов и соискателей. Вып. 2 / науч. ред. П. Е. Решетников. - Белгород : ИП Остащенко А. А., 2008. -С. 23-26.
4. Варенко, Р. Г. Типология потребителей информации по музыке / Р. Г. Варенко // Образование и культура : взаимодействие и пути реформирования : сб. науч. тр. молодых ученых, аспирантов и соискателей. Вып. 3 / под ред. П. Е. Решетникова. - Белгород : ИП Остащенко А. А., 2009. -С. 25-28.
5. Варенко, Р. Г. Ценностные аспекты музыкального искусства / Р. Г. Варенко // Образование и культура : взаимодействие и пути реформирования : сб. науч. тр. молодых ученых, аспирантов и соискателей / под ред. О.П.Маториной, М. К.Шемякиной. - Белгород : БГИКИ, 2010. -Вып. 4.-С. 82-86.
ВАРЕНКО РИММА ГЕННАДЬЕВНА
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
В редакции автора
Отпечатано в ООО Издательско-полиграфический центр «ПОЛИТЕРРА»
Подписано в печать 20.03.2012 г. Формат 60х90!/1б Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,6 Тираж 100 экз. Заказ № 882 г. Белгород, пр. Б.-Хмельницкого, 137, корпус 1, офис 357 Тел.: (4722) 35-88-99*401, 8 910 360 14 99
-
Похожие работы
- Специфика формирования фондов музыкальных библиотек
- Формирование модели единого нотно-музыкального регионального библиотечного фонда в помощь музыкально-педагогическому образованию
- Информационные потребности специалистов в области музыкального искусства (проблемы и методика изучения)
- Медиафакультет как форма внедрения компьютерных технологий в процесс подготовки библиотечно-информационных специалистов
- Исследование математических моделей, разработка алгоритмов и интерфейса программного комплекса обработки звуковых фрагментов в формате MIDI