автореферат диссертации по документальной информации, 05.25.03, диссертация на тему:Специфика формирования фондов музыкальных библиотек
Автореферат диссертации по теме "Специфика формирования фондов музыкальных библиотек"
На правах рукописи □0306728В
ЭМИЛИЯ БОРУХОВНА РАССИНА
СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДОВ МУЗЫКАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК
Специальность 05.25.03 - «Библиотековедение, библиографоведение и
книговедение»
Автореферат
диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук
Москва 2006
003067288
Диссертация выполнена на кафедре документных ресурсов и документационного обеспечения управления Библиотечно-информационного института Московского государственного университета культуры и искусств
Научный руководитель:
доктор педагогических наук профессор
Юрий Николаевич Столяров
Официальные оппоненты:
доктор искусствоведения профессор
Елена Борисовна Долинская
кандидат педагогических наук Юрий Александрович Гриханов
Ведущая организация:
Российская национальная библиотека
Защита состоится 26 января 2007 г. в 11.00 на заседании диссертационного совета Д 210.010.01 при Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования « Московский государственный университет культуры и искусств» по адресу: 141406, Московская область, г.Химки-6, ул.Библиотечная, д.7, ауд.218 (новый корпус).
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Московского государственного университета культуры и искусств.
Автореферат разослан 20 декабря 2006 г.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук
профессор
В.Т. Клапиюк
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
В последнее время растет интерес к исторически ценным библиотечным фондам. Профессиональным библиотечным сообществом и на государственном уровне осознается важность их сохранения, изучения, введения в информационный и пользовательский оборот.
Важное место в этих фондах занимают специальные, в число которых входят и крупнейшие музыкальные собрания.
Универсальный характер музыки как языка общения, закреплённого в системе музыкальных записей и основанного на использовании понятных многим нотных знаков, обусловливает интернациональность музыкального искусства. Соответственно велика интернациональная составляющая в деятельности музыкальных библиотек, так как именно они собирают, сохраняют нотные издания музыкальных произведений, используемые в любой стране умеющими читать нотный текст.
Российские музыкальные библиотеки начиная со второй половины XIX в., играют видную роль в развитии музыкальной культуры России, в деле образования и воспитания музыкантов. Общее количество их в России составляет более 4 тысяч1.
Ведущее положение в ряду отечественных специальных музыкальных библиотек занимает Научная музыкальная библиотека им. С.И. Танеева Московской государственной консерватории (НМБТ) благодаря объёму и полноте нотно-музыкального фонда, отражающего все области музыкального искусства.
Актуальность диссертации обусловлена отсутствием фундаментальных работ в области формирования фондов музыкальных библиотек.
Представляется актуальным исследовать специфику формирования фондов музыкальной библиотеки, основу которой составляет особый вид документов -ноты, определяющий своеобразие библиотечных процессов: комплектования, каталогизации, размещения, хранения, обслуживания и т.д.
Изученность проблемы. Тема в научной литературе недостаточно изучена, не обобщена.
Работ, посвященных фондам музыкальных библиотек, мало, несмотря на то особое и важное место, которое они занимают в пространстве русской и мировой культуры.
История отдельных музыкальных отечественных библиотек и их фондов отражена в публикациях, освещающих деятельность отделов нотных изданий и звукозаписей Российской государственной библиотеки и Российской национальной
1 По данным, полученным в ходе ведущейся в НМБТ с 2003 г. работы над БД «Музыкальные библиотеки России».
библиотеки (РГБ и РНБ), НМБ С.-Петербургской государственной консерватории и других библиотек; в путеводителях, в методических пособиях, в статьях, посвященных отдельным направлениям библиотечной работы с нотно-музыкальной литературой.
Имеется ряд исследований, рассматривающих проблемы музыкального библиотечного и информационно-библиографического обслуживания в комплексе с другими областями искусств.
Информационному и библиотечно-библиографическому обслуживанию музыкантов посвящены диссертации: А.З. Юрковецкой «Совершенствование библиотечно-библиографического обслуживания в самодеятельных музыкальных коллективах на основе изучения специфики их потребностей» (1994 г.); Э.С. Судьи «Проблемы развития советской музыкальной библиографии» (1974 г.); Н.В. Градобоевой «Информационные потребности специалистов в области музыкального искусства: проблемы и методика изучения» (1996 г.); C.JI. Шугаловой «Развитие теории и практики каталогизации нотных изданий в СССР» (1970 г.) и несколько других исследований в той или иной степени рассматривающих направления работы музыкальных библиотек, однако к данной теме отношения не имеющих.
В этом ряду исследование Н.В. Градобоевой представляет интерес в аспекте рассматриваемой в диссертации темы, так как понятие «информационные потребности» являются сущностными в теории и практике формирования фондов.
Справочно-библиографические данные, базирующиеся на документальных источниках, приведены в очерке о библиотеке Московской консерватории. Обзору ее фондов предпослана краткая история их формирования и организации библиотеки.
Деятельности библиотеки, истории и составу отдельных коллекций посвящен ряд статей ее сотрудников.
Наибольшее количество публикаций по теме принадлежит автору данного исследования, обратившемуся к ней ещё в 1992 г. В работах отражены конкретные проблемы, связанные с формированием фондов нотно-музыкальных библиотек. Многоаспектное освещение тема получила в книге «Библиотека Московской консерватории. Научная музыкальная библиотека им. С.И. Танеева» (2006).
Столь незначительное количество литературных источников потребовало большой степени самостоятельности в разработке избранной темы.
Задача исследования состоит в том, чтобы выявить специфику нотно-музыкального фонда как своеобразного собрания документов, раскрыть
особенности комплектования фонда, его учёта, размещения, пользования справочно-библиографическим аппаратом.
Эта задача решается многоступенчато, в соответствии со следующей логикой:
- проследить историю и специфику формирования фондов музыкальных библиотек;
-определить значение нотных документов для фонда;
- уточнить понятие «ноты» как вид документов, дать краткую историю распространения и бытования этого документа на различных этапах и в эволюции, выявить основные тенденции его развития как объекта комплектования;
- установить критерии отбора литературы, прежде всего - нотной, проанализировать основные источники комплектования фонда в их историческом развитии, их значимость, изучить возможность применения общих принципов и методов формирования библиотечного фонда к данному виду документа, выделив специфические;
-охарактеризовать состав и состояние фондов разных видов музыкальных библиотек страны;
- в качестве примера раскрыть структуру и состав фонда НМБТ, его уникальность, богатство и ценность, пользовательскую востребованность, определить оптимальные условия его функционирования, особенности комплектования и размещения;
- представить деятельность НМБТ как библиотеки, обладающей значительными информационными ресурсами, являющейся Информационным центром страны по музыке, библиотеки, осуществляющей библиотечно-библиографическое и информационное обслуживание отрасли в целом, а также разрабатывающей исследовательские направления.
Исследование позволяет:
- составить целостную картину возникновения и развития фондов отечественных музыкальных библиотек, историю их формирования, которая недостаточно отражена в научной литературе, свидетельством чему служит отсутствие статистики об этих библиотеках даже на государственном уровне;
- представить историю формирования, состав фондов НМБТ как крупнейшей музыкальной библиотеки России с учетом, как общих закономерностей, так и особенностей исторического контекста;
- выявить специфику процессов формирования нотно-музыкальных фондов на примере НМБТ, имеющих 140-летнюю историю, что важно для многоаспектной характеристики процесса формирования фондов других музыкальных библиотек.
Объект исследования: история и особенности формирования нотно-музыкальных фондов библиотек страны и НМБТ по преимуществу, поскольку в ней наиболее ярко отражено своеобразие формирования фондов, их хранения, традиций обслуживания.
Предмет изучения: видовой состав и процессы фондообразования музыкальных библиотек.
Методологической основой работы явились теоретические положения ведущих ученых в области библиотековедения, библюирафоведения, музыкознания:
- концепции фондообразования, изложенные в трудах: H.A. Рубакина, Ю.В. Григорьева, Ю.А. Гриханова, A.B. Соколова, Ю.Н. Столярова, В.И. Терешина и др.;
- источники в области истории музыки и музыкознания и труды ученых-музыковедов: Д.М. Иванова-Борецкого, Ю.В. Келдыша и других;
- в исследовании использован сравнительный, обоснованный Н.С. Карташовым, а также дескриптный методы для изучения и характеристики документопотока в области музыкального искусства.
Источником и литературной базой исследования послужил круг неопубликованных и опубликованных материалов, посвящённых музыкальным библиотекам и особенно НМБТ, архив документов (к сожалению, разрозненный и неполный), частично охватывающий ее историю с 1925 по 1960 г. Использована также рукопись М.И. Медведевой, одного из директоров библиотеки, доведенная до 1944 г.
Архивные изыскания позволили автору существенно дополнить новыми материалами историю библиотеки за первые сто лет ее существования (архивы МГК, РГАЛИ, ГЦММК имени М.И. Глинки), по новому оценить знакомые факты.
История формирования фондов и деятельности НМБТ после 1966 г. исследована и изложена автором на основе библиотечных и личных архивов. Значительная часть документов никогда не публиковалась и не известна исследователям.
Фонды самой библиотеки рассмотрены в исследовании с аксиологических, в ряде случаев источниковедческих позиций. Изучены многочисленные библиографические, нотографические указатели, справочники, каталоги нототорговых фирм, магазинов и т.д., а также каталоги российских и зарубежных библиотек.
В работе обозначены основные вехи развития нотопечатания, типология нотных изданий, представлены данные о возникновении и эволюции музыкальных
библиотек Западной Европы и России. Исследователь обращался к трудам российских и зарубежных ученых и специалистов: Г.А. Виноградова, Б.Л. Вольмана, Б.П. Юргенсона и других.
Научная новизна диссертации состоит в том, что это первая в отечественном библиотековедении работа, посвященная формированию фондов музыкальных библиотек.
В работе:
1. Дано обоснование тезиса о том, что нотно-музыкальные фонды состоят из специфического вида документов, существенно елияющих на все процессы фондообразования и фондопользования.
2. Охарактеризованы эволюция и современное состояние фондов музыкальных библиотек зарубежных стран и России, особенности их формирования.
3. Проанализирован процесс формирования фонда НМБТ, являющейся базой учебной, концертной и исследовательской работы не только Московской консерватории, но и значительного количества пользователей как России, так и зарубежных стран. Определены этапы развития библиотеки, история формирования и состав исторически значимого крупнейшего фонда страны. В исследовании использован большой объем архивных материалов, статистики и личный опыт, что может послужить основанием для более общего библиотековедческого исследования.
Новизна конкретизируется в следующих научных положениях, выдвигаемых для публичной защиты.
1. Признание статуса специального библиотековедения влечёт за собой признание наличия и специального библиотечного фондоведения. В структуре специального библиотечного фондоведения правомерно выделить музыкальное библиотечное фондоведение. Основанием выделения является специфический вид документа — ноты.
2. Нотно-музыкальные фонды как предмет музыкального фондоведения насчитывают тысячелетнюю историю формирования, хранения и использования. Эти фонды имеют собственную специфику во всех аспектах своего функционирования: видах собираемых документов, комплектовании, обработке, размещении, условиях хранения, выдаче пользователям.
3. Моделью в определении стратегии формирования фондов нотно-музыкальной литературы является Научная музыкальная библиотека им. С.И. Танеева. Она имеет продолжительную историю, самый богатый и
разноплановый фонд среди всех музыкальных библиотек, выполняет функции научно-методического центра для библиотек музыкальных учебных заведений и информационного центра страны в области музыки, ей принадлежит заметная роль на международной арене.
Теоретическое значение. Данное исследование первое в области музыкального фондоведения обогащает теорию формирования фондов, конкретизирует положения, относящиеся к работе с таким специфичным документом, как ноты.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей формирования нотно-музыкальных фондов. Обоснованные в диссертации научные положения реализованы в 40-летней деятельности диссертанта в НМБТ в качестве сначала заведующей отделом комплектования, а затем директора.
Концепция формирования и развития нотно-музыкальных фондов, разработанная автором диссертации и предложенная им библиотекам музыкальных учебных заведений страны, легла в основу их комплектования и подтверждает свою научную и практическую значимость уже нескольких десятилетий. Российский опыт формирования нотно-музыкальных фондов диссертант излагает на конференциях и конгрессах Российской библиотечной ассоциации и Международной ассоциации музыкальных библиотек, архивов и информационных центров (1АМЦ, который не только встречается с большим интересом, но отчасти и перенимается. Разработанная диссертантом и реализуемая в течение десяти лет НМБТ исследовательская программа «Русское музыкальное наследие за рубежом», позволяющая отслеживать документы русского зарубежья и докомплектовывать фонд, также находит признание у музыкальной общественности. II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Первая глава - «Общая характеристика фондов музыкальных библиотек» -состоит их трех параграфов.
В первом параграфе фонды музыкальных библиотек рассматриваются как объект музыкального фондоведения. Зарубежные библиотековеды рассматривают музыкальные библиотеки как специальные, а музыкальное библиотековедение - как часть специального библиотековедения. Этот вопрос не дискутировался в теоретических трудах отечественных библиотековедов. Музыкальное библиотековедение, подчиняясь общим принципам, имеет и свои собственные, что подтверждает многолетний опыт НМБТ, постоянно искавшей решения многих
возникавших проблем в лоне общего библиотековедения, но находившей их в реалиях музыкального.
Специальная библиотечная деятельность, как правило, дифференцируется по объектам обслуживания. Объект обслуживания музыкальных библиотек -музыканты, учащиеся и все, кто интересуется музыкальным искусством.
Специфика фондов музыкальных библиотек позволяет считать правомерным существование музыкального фондоведения как разновидности специального фондоведения.
Специальное библиотечное фондоведение должно дробиться точно так же, как это имеет место по отношению к разновидностям специального библиотековедения. Соответственно в его составе можно выделить музыкальное библиотечное фондоведение.
Это положение логически вытекает из изложенных выше теоретико-методологических позиций. Тем не менее оно высказывается в библиотековедении впервые и вправе претендовать на самостоятельное научное положение, выдвигаемое автором диссертации на защиту.
Музыкальное библиотековедение опирается на общую теорию библиотековедения, однако оно интегрировано и в музыковедение, в общее искусствознание, в историю искусств, теорию и историю театра и кино, психологию творчества и в другие области знания.
Использованный диссертантом научный инструментарий, предложенный A.B. Соколовым2, исследовавшим вопросы специального библиотековедения, подтверждает, что музыкальные библиотеки имеют строго профилированный по следующим признакам фонд: область знания - музыкальное искусство, основа фонда - особый вид документов - ноты.
Сущностной составляющей теории формирования специализированных фондов является специфика фонда документов. Нотные документы являются основной, самостоятельной частью нотно-музыкального фонда. Нотно-музыкальный фонд нуждается в разработке его модели, профиля формирования, технологии комплектования, базирующейся на изучении информационных потребностей музыкантов, а также в создании специального автономного справочно-поискового аппарата.
2 Соколов A.B. Общее и специальное в современном библиотеховедении. /A.B. Соколов// Научные и технические библиотеки СССР. - 1981. 3. - С. 3-14.
Как показало исследование Н.В. Градобоевой3, информационные потребности музыкантов динамичны, трудно формализуемы и субъективны. Эти характеристики «подтверждают правомерность выделения специалистов в области музыкального искусства в качестве особой категории потребителей информации».
Таким образом, при формировании нотно-музыкального фонда специалист имеет дело с особым видом документов - нотами, опираясь на информационные потребности особого пользователя - музыкантов.
Второй параграф посвяхцён нотному документу как фондообразующему элементу музыкальной библиотеки.
Теоретические проблемы музыкального фондоведения обусловлены, прежде всего, спецификой нот как вида документа.
Нотное письмо, нотация - система графических знаков, применяемая для записи музыки, а также сама запись музыки. Нотное письмо развивалось, менялись системы записи. В России первые опыты нотопечатания относятся к XVII в. В исследовании дан краткий очерк развития нотопечатания, типология нотных изданий, изложенная в диссертации P.M. Масловатой «Нотоиздательское дело в России».
В библиотечной работе с нотными изданиями важна классификация нот по целевому назначению, в связи с невозможностью в библиотечной практике формально следовать издательской типологии. Исследование предлагает классификацию учебных материалов, разработанную в НМБТ.
В третьем параграфе прослеживается история возникновения и развития разных видов музыкальных библиотек Западной Европы и России.
Музыкальные библиотеки страны представляют собой явление разнородное. Функционально их можно дифференцировать на:
- универсальные библиотеки, в которых нотно-музыкальные фонды являются составной частью общего фонда, а работа с ними поручается специализированному отделу или общему отделу литературы по искусству;
- специальные музыкальные библиотеки (специализированные хранилища), в которых работа с нотно-музыкаиьной литературой и звукозаписями - основная функция.
Типология музыкальных библиотек России складывалась на протяжении более чем полутора столетий. Оформилась она в основном к 1950-м гг.
3 Градобоева Н.В. Информационные потребности специалистов в области музыкального искусства : проблемы и методика изучения: дис.... канд. пед. наук./Н,В. Градобоева - Санкт-Петербург, 1996. - 277 с.
Подавляющее большинство музыкальных библиотек составляют библиотеки учебных музыкальных заведений.
В ходе исследования специфики формирования фондов музыкальных библиотек получены данные, позволяющие проанализировать сходство и различия в структуре и составе фондов, в подходах и концептуальной базе комплектования, в организации библиотечно-библиографического обслуживания.
Наряду с анализом процессов формирования фонда в НМБТ выбрана для изучения сеть музыкальных библиотек Брянской области как типичная для нашей страны (по базе данных «Музыкальные библиотеки России», составленной в НМБТ).
Полученные в ходе анализа результаты дают представление о приоритетах не только использования разных видов нотно-музыкальных документов музыкальными библиотеками, но и, как следствие, политики комплектования и позволяют выделить группу специальных библиотек в качестве доминирующей. Россия является признанной музыкальной державой. Обеспечением информационных потребностей профессиональных музыкантов и тех, кто готовится ими стать, занимаются преимущественно библиотеки тех учреждений, в которых эти музыканты работают или учатся. Фонды других библиотек используются ими дополнительно.
Таким образом, можно констатировать, что специфика фонда нотно-музыкальной литературы, определяет, в свою очередь, специфику фондов музыкальных библиотек и самих этих библиотек как особого вида специальных библиотек.
История формирования фондов нотно-музыкальной литературы уходит своими корнями в глубокую древность, но, несмотря на это, накопленный исторический материал ещё крайне неполно отражает состав, величину и богатейший опыт работы библиотек с этим видом документов. Сведения такого рода недостаточны, по ним можно судить лишь о численности нотно-музыкальных фондов, их структуре, целевой и читательской направленности, обращаемости документов. Сложившаяся ситуация обусловлена неразработанностью специального фондоведения и музыкального, в частности.
Настоящим исследованием положено начало музыкальному фондоведению.
Научная музыкальная библиотека им. С.И. Танеева обладает одним из старейших, крупнейших и сложнейших среди фондов музыкальных библиотек фондом. НМБТ выполняет функции, далеко выходящие за пределы функций обычной вузовской библиотеки, является научно-методическим центром с 1940 г. для библиотек учебных музыкальных заведений, информационным центром страны
по музыке (1986 г.). Одновременно она в значительной степени выполняет функции специализированной публичной библиотеки.
Вот почему анализ фондов библиотеки им. С.И. Танеева представляет значимость для всех нотно-музыкальных фондов.
Во второй главе в хронологическом порядке рассмотрены этапы формирования фондов научно-музыкальной библиотеки им. С.И. Танеева. В ней три параграфа.
Первый параграф посвящен начальному этапу - с 1860 по 1917 г.
Этот период развития в русской музыке отмечен регулярной концертной жизнью (1859 - год учреждения Русского Музыкального Общества, Р. М. О.) и организацией профессионального образования (1866 - год открытия Московской консерватории)4.
В истории библиотеки Московской консерватории в значительной мере нашло отражение развитие музыкальной культуры России. Начало фонду положило личное собрание нот и книг Н.Г. Рубинштейна, переданное им Московскому отделению Р. М. О.
Со времени основания Консерватории фонды ее библиотеки пополнялись изданиями, необходимыми в педагогических целях, в том числе многочисленными дарами и пожертвованиями от профессионалов и меломанов, помогавших новому музыкальному учреждению (коллекция книг по музыке и нот, принадлежавших кн. В.Ф. Одоевскому; коллекция рукописных копий с подлинников нот из библиотеки Ватикана, принадлежавшая А.Я. Скарятину и другие). Постепенно увеличивался спрос на музыкальную литературу, расширялся круг абонентов и читателей. Наряду с учащимися и педагогами консерватории, её пользователями становились музыканты и студенты других учебных заведений. Библиотека начала планомерно и систематически закупать новую литературу и недостающие старые издания.
Во втором параграфе освещён процесс формирования фонда НМБТ после
1917 г.
После национализации консерваторий Декретом Совнаркома от 16 июля
1918 г. серьезно меняются подходы к комплектованию фонда. Регулярно выделяются средства для планового комплектования. С 1922 г. библиотека -получатель обязательного бесплатного нотного экземпляра Всесоюзной (ныне -Российской) книжной палаты, а также новых изданий тогдашнего Музсектора
4 Корабельникова Л.З. Концертная жизнь /Л.З. Корабельникова// История русской музыки : в 10 т. - Москва, 1989. - Т. 6:50-60-е годы XIX века. - С. 188-234.
Госиздата. Кроме того, она пополняется зарубежными изданиями, приобретаемыми на валютные ассигнования.
В 1924 г. в Библиотеку были включены нотный и книжный фонд библиотеки Хоровой академии (бывшего Синодального училища церковного пения и библиотеки Российской Академии художественных наук, в прошлом Музыкально-теоретической библиотеки, в своё время сыгравших важную роль в отечественной музыкальной культуре.
В диссертации впервые изложена история этих библиотек, дан краткий обзор их фондов на основе архивных документов, впервые введённых в научный обиход. Возникший после слияния фонд насчитывал 71.296 экз.; в его составе была и коллекция ценных книг из библиотеки С.И. Танеева, часть которой была получена в дар в 1920 г.
В структуре Библиотеки появился справочно-библиографический отдел (1932 г.), а в 1934 г. библиотека Московской консерватории вошла в Объединение музыкальных библиотек, находившееся в составе Ассоциации научных библиотек РСФСР при Всесоюзной библиотеке им. В.И. Ленина. Тогда же было сделано очередное крупное приобретение - фонд библиотеки Н.Ф. Финдейзена, включавший ценную биобиблиографическую картотеку русских музыкальных деятелей, а также насчитывающую свыше 16.000 экз. часть музыкального отдела Библиотеки Академии наук.
Распоряжением Комитета по делам высшей школы библиотека получила статус научной руководящей музыкальной библиотеки (сент. 1941 г.). Во время Великой Отечественной войны основная часть фондов находилась в столице, ими обслуживались фронтовые бригады.
Участие НМБТ (с 1969 г.) в конгрессах и конференциях Международной ассоциации музыкальных библиотек, архивов и информационных центров (1АМЬ) даёт международный опыт, что особенно важно в связи с тем, что НМБТ может не только осваивать его сама, но и распространять его на всю сеть библиотек музыкальных учебных заведений.
В 1970-1980 г. библиотекой была доработана система каталогов, начала внедряться регламентирующая и технологическая документация. Уточнены количественные характеристики фонда.
Объём работы библиотеки постоянно увеличивался, видоизменялся и её характер. В 1986 г. НМБТ была отнесена к числу библиотек федерального значения, а в 1987 г. на неё возложены функции Центра библиографической информации по
музыке, поскольку ее справочно-библиографический аппарат, не имел аналога в СССР.
К этому времени был впервые учтён справочно-информационный фонд библиотеки, а также неопубликованные материалы, составившие около 300 тыс. ед.
За весь советский период истории библиотеки она систематически, хотя и ограниченно, получала государственные средства на пополнение фондов. Обеспечивался приток всей издаваемой нотно-музыкальной литературы; докомплектование фондов осуществлялось необходимыми букинистическими изданиями. Библиотека приобретала зарубежные издания, предварительно проводя экспертную оценку. Максимально полно поступали отечественные нотные издания. Библиотека продолжала получать обязательный нотный экземпляр из Всесоюзной книжной палаты. Поступали и дары, в том числе личные коллекции композиторов.
Особенностью этого периода был профессиональный поиск путей оптимизации комплектования.
Третий параграф посвящён современному периоду формирования фондов.
В начале 1990-х гг., хотя и в отсутствии упорядоченного финансирования, наработанный за многие годы технологический процесс помог библиотеке продолжать пополнение фондов, к сожалению, в значительно меньшем, чем необходимо, объёме и со снижением качества. Прежде всего это касалось текущего комплектования. Почти одновременно с российского нотного рынка исчезли издания так называемых «стран народной демократии»: ГДР, ЧССР, ВНР, ПНР, СРР, БНР, - в послевоенный период основных поставщиков нотной продукции в СССР.
В этот же период в библиотеку продолжали поступать (чаще в качестве даров) личные собрания музыкальных деятелей; поступали в дар многочисленные издания из разных стран.
Библиотека последовательно принимает участие в международных библиографических проектах: ШЬМ (Международный указатель музыковедческой литературы); МБМ (Международный указатель музыкальных источников), куда поставляется информация о старопечатных изданиях и рукописях; МРМ (Международный указатель музыкальной прессы XIX в.).
В 1994-1995 гг. началась автоматизация библиотеки, а к 1996 г. была создана локальная сеть АИБС «Музыка».
Таким образом, сфера деятельности НМБТ сформировалась под влиянием многих факторов, в том числе традиций нескольких музыкальных библиотек России: Музыкально-теоретической, библиотеки Хоровой академии (Синодального
училища церковного пения), Музыкального отдела БАН, - история которых была впервые прослежена диссертантом в связи с историей библиотеки Московской консерватории. С 2006 г. НМБТ связана и с библиотекой издательства «Музыка» (бывшей «Нотницей» изд. П.И. Юргенсона), фонд которой передан НМБТ. Круг задач обслуживания учебного процесса постепенно расширялся.
В наши дни библиотека Московской консерватории, будучи вузовской, одновременно является:
- одним из старейших и крупнейших музыкальных фондов страны, имеющим историческое значение;
- научной музыкальной библиотекой, которая комплектует свои фонды, предоставляя возможность пользоваться ими в учебных, научных и творческих целях и хранит их для будущих поколений;
- информационным и библиографическим центром страны по музыке, обрабатывающим текущие и ретроспективные документы в области музыкального искусства и предоставляющим информационные ресурсы пользователям как в стране, так и за рубежом.
В третьей главе диссертации отражен видовой состав фонда, предпринята попытка аксиологического и источниковедческого анализа документопотока.
К 2006 г. общий фонд Научной музыкальной библиотеки им. С.И. Танеева составил 1 млн 350 тыс. ед. хран., среди них как изданные, так и неопубликованные материалы. В фонде представлены следующие виды изданий:
- по знаковой природе информации - вербально-текстовые и нотные;
- по периодичности - периодические, непериодические, продолжающиеся;
- по виду носителей - бумажные и полимерные;
- по применению электронных средств - нонэлектронные и электронные.
В фонде отсутствует подфонд аудиовизуальных документов (звукозаписей), т.к. они представлены в Центре звукозаписи Московской государственной консерватории, являющимся структурным подразделением вуза.
Самая значительная часть фонда - нотные издания (около 700 тыс. ед. хран.). Особое место занимает раритетный ряд - рукописи, старопечатные и редкие издания (около 20 тыс. экз.), издания с дарственными надписями и автографами композиторов и музыкантов.
В основе организации фонда НМБТ лежит принцип концентрации изданий по отраслевому назначению. По этому же принципу организована и структура фонда.
Первый параграф рассматривает подфонд нотных изданий, который составляет основную часть фонда, представляя собой значительное культурное
достояние России. Он является средоточием всего многообразия нот: от крюковых рукописей до рекламных нотных листовок пропагандистского характера, от фундаментальных академических собраний сочинений до массовых и учебных изданий отдельных произведений, от полиграфических шедевров различных времён и стран до нотного приложения в дешёвом периодическом издании, а иногда и просто переписанной от руки копии.
Библиотека консерватории в первую очередь обслуживает учебный и исследовательский процессы собственного вуза. Наибольшее внимание уделено вопросам формирования учебно-педагогического репертуара НМБТ, что позволило автору обосновать типологию нотных изданий.
С точки зрения использования нотный фонд предложено диссертантом условно подразделить на:
- учебно-педагогические издания;
- концертно-педагогический репертуар;
- фундаментальные нотные издания, включающие собрания сочинений
композиторов и серии памятников музыкального искусства, а также все
издания, снабжённые научным аппаратом и предназначенные не только для
исполнения, но и для исследовательской деятельности.
Репертуар для разных этапов обучения можно разделить на три категории: 1) сочинения, написанные композиторами специально в педагогических целях; 2) сочинения, создававшиеся для концертного исполнения, но в силу разных причин получившие распространение в педагогической практике; 3) сочинения современного концертного репертуара инструменталистов, исполнение которых по силам учащимся и работа над которыми целесообразна в педагогическом плане.
Эти требования учитываются при составлении ядра учебно-педагогического репертуара фонда.
Современный учебно-концертный репертуар состоит из двух частей -оригинальной литературы и переложений. Уникальная, исторически значимая его часть - собрания сочинений композиторов: полные, академические, по отдельным жанрам и средствам исполнения; памятники музыкального искусства и научно подготовленные серии, тома музыкальной литературы. Хронологический охват материалов - три с лишним столетия.
Второй параграф посвящен подфонду книжных изданий насчитывающему более 300 тыс. экз. Больше половины из них - книги по музыке, представленные на русском и иностранных языках. Хотя НМБТ не обладает формальной полнотой отечественного книжного музыкального фонда, но благодаря качеству отбора
изданий в нём представлены все необходимые Московской консерватории книги, а также всё лучшее, что издано в России по музыке.
Библиотека располагает уникальным массивом справочных изданий по вопросам музыкального искусства. Достаточно полно представлены и книги не музыкального содержания. Книжный фонд содержит справочную, научную, научно-популярную и художественную литературу. Полнее всего представлены учебники и учебные пособия по общегуманитарным дисциплинам, изучаемым в консерватории, а также другие материалы (перечень дисциплин периодически меняется).
В третьем параграфе рассматривается подфонд периодических изданий.
НМБТ располагает обширным фондом отечественных и зарубежных периодических изданий. Репертуар названий отечественных периодических изданий по музыке представлен с исчерпывающей полнотой, но не всегда в полных комплектах. Из них свыше 80 названий отечественных специальных музыкальных периодических изданий и свыше 200 названий музыкальных журналов на многих языках, преимущественно европейских.
Четвёртый параграф посвящен подфонду неопубликованных документов. Номенклатура их весьма разнообразна: рукописи музыкальных произведений, эпистолярий, архивные материалы, отраслевые диссертации и авторефераты.
Неопубликованные и нетипичные для других библиотек материалы дополняют документные ресурсы библиотеки, удачно возмещая отсутствующую в справочных изданиях информацию. Это (данные на 2006 г.): 344 тыс. ед. хран. информационных материалов, в том числе 2500 информационных изданий, почти 28 тыс. концертных программ, более 300 тыс. газетных вырезок, свыше 4000 буклетов конкурсов; менее многочисленные, но не менее интересные неопубликованные документы, периодические издания, изоматериалы.
В пятом параграфе характеризуется подфонд ценных документов, наиболее ранние из которых датируются XVI в. Критерием отбора служило также наличие в книгах и нотах дарственных надписей, экслибрисов, владельческих помет, всего, что имело большое историческое и художественное значение.
Рукописный фонд складывался и расширялся на протяжении истории существования библиотеки. В его составе выделены ныне рукописные партитуры и оркестровые голоса, рукописные коллекции и рукописи, поступившие из разных источников, письма и документы.
Особое место занимают древнерусские певческие рукописи с крюковой и нотолинейной системой записи, относящиеся к концу XV - началу XX в.
Представлены рукописи западноевропейской литургической традиции, рукописи малоизвестных произведений.
Обширна коллекция оркестровых партий. Имеются и рукописи современных отечественных композиторов.
Большинство русских старопечатных изданий относится ко второй половине XVIII - первой половине XIX в.
Самые ранние зарубежные нотные издания, имеющиеся в библиотеке, датируются XVI в.
Основным массивом фонда старопечатных зарубежных нотных изданий библиотеки являются первые и прижизненные издания отдельных произведений крупнейших композиторов XIX в.
Западноевропейские книги занимают большую часть старопечатного книжного фонда, хронологический охват документов - более четырех столетий.
В шестом параграфе рассмотрены владельческие (мемориальные) коллекции.
История формирования фондов библиотеки - это в большой степени история дарений. Значителен массив документов с автографами известных композиторов, исполнителей, издателей, исследователей. Преимущественно это дарственные надписи.
В составе коллекций - мемориальные библиотеки князя В.Ф. Одоевского (1804-1869), библиотека С.И. Танеева (1856-1915), библиотека A.B. Панаевой-Карцевой (1853-1942).
В главе четвертой характеризуются особенности технологии формирования фондов научно-музыкальной литературы.
В первом параграфе выделены особенности комплектования фонда.
История развития фонда НМБТ убедительно свидетельствует о реализации на практике основного принципа фондоведения: соответствия состава фонда интересам пользователей и задачам библиотеки. Комплектование фонда всегда было направлено на создание такой системы отбора документов, которая обеспечила бы его оптимальное функционирование.
При формировании фондов НМБТ учитывает место, которое она занимает в системе музыкальных библиотек, а также свою типологическую идентификацию. Поэтому библиотека руководствуется принципами возможной полноты, сохранности и доступности, подтверждая статус крупнейшей полифункциональной отраслевой библиотеки. Кроме того, при отборе изданий она ориентирована на индивидуальное или групповое начало в информационных потребностях музыкантов-пользователей.
Источниками комплектования нотных и книжных изданий служат отечественные и зарубежные ното и книгоиздающие, ното и книготорговые организации, ярмарки и рынки печатной продукции. Издания поступают в библиотеку путём покупки и подписки, в результате обмена (как правило, с зарубежными библиотеками), в качестве даров - от учреждений и частных лиц.
Важное направление в формировании фонда - докомплектование, которое ведется в двух направлениях: ретроспективном (пополнение изданиями прошлых лет) и дополнительном (увеличение экземплярности изданий).
Отмечается особая роль читателя, участвующего в процессе отбора нотных документов.
Библиотека им. С.И. Танеева остаётся местом, притягательным для дарителей, среди которых - выдающиеся композиторы и музыканты. Трудно переоценить роль читателей библиотеки и в пополнении ими её фондов.
Во втором параграфе четвёртой главы изложена разработанная диссертантом и реализуемая библиотекой последние десять лет программа «Музыкальная россика», посвященная изучению русского музыкального наследия за рубежом в целях библиографического учета документов и докомплектования фонда русской музыки. Появление этой программы, трансформировавшейся затем в исследовательскую тему, связано с необходимостью обеспечения документами русского музыкального зарубежья курса истории отечественной музыки и исследований в этой области.
Выводы:
В ходе исследования на примере комплектования документопотоков НМБТ представлен его механизм, детерминированный по видам документов.
Дана реализуемая в практике библиотеки концептуально-функциональная модель отбора документов, в первую очередь нотных.
1. Стратегия и направления комплектования фонда отражены в системе регламентируюших документов - положений о комплектовании фонда библиотеки в целом и ее подсобных фондов.
2. Критерии отбора документов интегрированы в разработанном НМБТ Тематико-типологическом профиле комплектования (ТТПК). Он имеется в электронном и нонэлектронном виде. В дополнение к ТТПК ведутся технологические документы (инструкции, технологические карты и др.).
3. К важнейшим составляющим аппарата комплектатора НМБТ относятся картотеки книго и нотообеспеченности, представляющие учебно-педагогический репертуар, а также используемая в процессе докомплектования картотека лакун.
4... Процесс комплектования книжных и периодических документов в НМБТ принципиально ничем не отличается от принятого в библиотечном деле.
5. Ядром фонда НМБТ являются классические музыкальные произведения, а также программные произведения по специальности (учебно-педагогический репертуар).
6. Нотные документы - специфические документы, необходимость и ценность которых для фонда, в целом ряде случаев, трудно или невозможно определить с помощью традиционных критериев отбора, не трансформировав их.
7. Разработанные в теории формирования фондов группы критериев отбора при использовании их в процессе комплектования нотного фонда позволяют придти к следующему:
- определяющим является отраслевой критерий;
- типологические критерии отбора нот могут быть использованы лишь условно, при этом дополнительно должен учитываться ряд признаков;
- хронологические критерии при отборе нотных документов не существенны, так как нотные издания практически не устаревают, а компонент раритетности по Международным правилам распространяется на издания до 1850 г.
8. В процессе отбора нотных документов инструментарий комплектатора (ТТПК, положения, инструкции, картотеки и т.д.) играет формальную, хотя и необходимую роль.
Критерии отбора, как правило, относительны, если речь идет о приобретении новых или неизвестных произведений. Особенность комплектования фонда нотно-музыкальной библиотеки заключается в необходимости значительного участия пользователей - музыкантов в этом процессе в качестве экспертов.
В третьем параграфе представлен справочно-поисковый аппарат и средства библиографии, используемые для раскрытия фонда.
НМБТ не только собирает и хранит документы, но в качестве отраслевого информационного центра служит основным в России производителем -поставщиком научных источников информации в области классического музыкального искусства, участвует в формировании единого информационного пространства страны, а с 1970-х гг. интегрирована в мировое информационное пространство.
Библиотека и собственными силами, и в корпорации с другими информационными структурами России и зарубежных стран создаёт и предоставляет многоаспектную информацию (в различных формах) для удовлетворения потребностей пользователей: студентов, аспирантов и педагогов
Московской консерватории и других учебных заведений, музыкантов-исполнителей и исследователей из России и зарубежных стран.
Участие НМБТ в проектах российского и международного уровня делает доступной для отечественных и зарубежных пользователей информацию, размещённую как на бумажных носителях, так и в интернете, на сайтах главных редакций международных проектов и информационных центров - партнёров библиотеки им. С.И. Танеева. Таким образом, НМБТ опосредованно предоставляет удалённым пользователям информацию по вопросам музыки.
Весь фонд библиотеки отражён в её каталогах, первые карточки для которых были составлены в конце XIX в. Раскрытие фондов и доступ читателя к этой информации осуществляется и через традиционный карточный каталог, и через электронный. Новые поступления вводятся в электронный каталог в течение последних 10 лет.
Внедрение в НМБТ автоматизированной информационно-библиографической системы по музыкознанию и музыке (АИБС «Музыка»), организованной на основе программы «Liber-media» в 1994 г., явилось попыткой создания единой сводной базы хранения и обмена данными по всем творческим и научным направлениям музыкального искусства, реализованной в процессе развития локальной библиотечной сети НМБТ.
Ноты в электронном каталоге представлены с большой информационной полнотой.
К объектам базовой интеллектуальной собственности НМБТ принадлежит система библиографических картотек, ряд тематических картотек служебного назначения. При партнёрском участии НМБТ и «Информкультуры» РГБ на базе картотек НМБТ и использования собственных информационных ресурсов были сформированы три фактографические базы данных (ФБД): «Международные музыкальные конкурсы», «Зарубежные концертные организации» и «Музыкальные фестивали». Эти объединённые ФБД представлены в интернете, на сайте РГБ.
Значительную часть научно-информационной работы библиотеки составляют подготовка и предоставление информации (в том числе эксклюзивной) в российский библиографический указатель «Музыка» и международные библиографические проекты IAML.
НМБТ - участница трёх международных корпоративных проектов. Ретроспективная нотографическая информация публикуется в RISM. Этот Международный репертуар музыкальных источников - библиографический указатель, представляющий сведения о старопечатных нотных изданиях и
рукописях. ЫЬМ - Международный репертуар музыковедческой литературы. Основан в 1966 г. НМБТ принимает участие в работе МЬМ с 1969 г.
ИРМ - Международный репертуар музыкальной прессы XIX в., начал выходить около 20 лет назад в 1АМЬ под покровительством ЮНЕСКО. От России в подготовке участвует НМБТ. К 2005 г. вышло 10 «русских» томов, в настоящее время ведётся работа над «Русской музыкальной газетой».
В Заключении диссертации подведены итоги проведённого исследования.
Предпринятое исследование позволило составить целостную картину возникновения и развития фондов отечественных музыкальных библиотек, имеющих длительную историю формирования, которая в значительной части до сих пор не отражена в научной литературе, выявить специфику формирования их фондов:
1. Музыкальные библиотеки являются библиотеками специальными. Музыкальная библиотечная деятельность ориентирована на музыкантов, на музыкальное искусство.
2. Специфика фондов музыкальных библиотек позволяет считать правомерным существование музыкального фондоведения как разновидности специального фондоведения.
3. Теоретические проблемы музыкального фондоведения обусловлены, в первую очередь, спецификой нот как вида документа. Так как нотный документ является фондообразующим элементом нотно-музыкальной библиотеки, в диссертации уточнено понятие нот как вида документа, представлена краткая история его развития, распространения, бытования. Обозначены этапы истории возникновения и становления нотопечатания в России.
4. Развитие профессионального музыкального образования в России активизировало ното-издательскую деятельность в стране. Типология издаваемых нот рассматривается в диссертации, а классификация их по целевому признаку явилась объектом специального авторского исследования.
5. Потребность в музыкальных изданиях не только для профессионалов, но и для многочисленных меломанов стимулировала развитие разных видов музыкальных библиотек.
6. В диссертации дана сравнительная характеристика фондов разных видов музыкальных библиотек в контексте их исторического развития.
Объектом исследования послужила Научная музыкальная библиотека им. С.И. Танеева Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского,
обладающая одним из старейших, крупнейших и сложнейших нотно-музыкальных фондов.
Многоаспектное исследование этапов формирования фондов НМБТ и современного их состояния дает возможность определить перспективы дальнейшего развития библиотеки.
Анализ технологии формирования фондов позволил детально рассмотреть процесс комплектования фондов и выявить критерии отбора нотно-музыкальной литературы, показатели, влияющие на определение ценности изданий, основные источники комплектования. Были изучены возможности применения общих принципов и методов формирования библиотечного фонда к данному виду документов, выделены специфические и сделан целый ряд выводов.
Фондообразующим элементом музыкальных библиотек является особый вид документов - ноты, предназначенный для удовлетворения информационных потребностей особого пользователя - музыканта. Это и определяет специфику формирования фонда музыкальных библиотек.
Специфичны и другие процессы цикла формирования фондов нотно-музыкальных документов: моделирование, учёт, размещение, хранение и выдача, справочно-поисковый аппарат.
Выполненная работа является первым исследованием в области формирования фондов музыкальных библиотек. Описанные в ней принципы формирования их, выработанные НМБТ за 140 лет своей истории, специфика отбора изданий, принятая система обслуживания, расстановки и другие процессы могут быть использованы не только самой НМБТ, но и всеми библиотеками музыкального профиля.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
1. К проблеме музыкальной россики // Рус. музык. архивы за рубежом. Зарубеж. музык. архивы в России: Материалы международ, конф. [1997-1998] /Э.Б. Рассина// Сост.: И.В.Брежнева, Г.М. Малинина. - М., 2000. - [Вып. 1]. - С. 39. - (Науч. тр. МГК; Сб. 31).
2. Отечественные музыкальные ресурсы в Интернет /Э.Б. Рассина // Информ. бюл. РБА / РБА. - 2003. - № 25. - С. 79.
3. Послесловие к конференции: Заметки музык. библиографа /Э.Б. Рассина // Фортепиано. - 1999. - № 2. - С. 12-13.
4. Проблемы зарубежной россики. Музыка /Э.Б. Рассина // Зарубежная Россия
1917-1939 гг.: Сб. ст. — СПб, 2000. — С. 384-386.
5. Учебные издания в фондах музыкальных библиотек. Проблемы и критерии книго- и нотообеспеченности /Э.Б. Рассина//Информ. бюл. РБА /РБА. — 2004. — №29. — С. 135.
6. Круг читательских интересов читателей — музыкантов Московской консерватории /Э.Б. Рассина, М.Д. Синицына // Читатель исследовательской библиотеки: Материалы междунар. конф. [Москва, окт. 1997 г.]. — М.: Рос. гос. б-ка по искусству, 1999. — С. 68-75.
7. Русское музыкальное наследие за рубежом (библиографический учет и докомплектование фондов /Э.Б. Рассина // Библиотековедение. - 2006. - № 4 -С.99-103.
8. Библиотека Московской консерватории: Научная музыкальная библиотека им. С.И. Танеева /Э.Б. Рассина; Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского. - Москва, 2006. - 207 с.
9. Библиотечное обслуживание музыкантов в контексте соблюдения авторских прав /Э.Б. Рассина // Музыкальная академия. 2006. - № 3. - (В печати). 0,3 а.л.
10.Sonderausgaben im Bestand der Wissenschaftlichen Tanejv Musikbibliothek des Moskauer Konservatoriums /Е. Rassina // Fontes Artis Musical. - 1992. - №3/4,-P. 268-271.
Принято к исполнению 15/12/2006 Исполнено 18/12/2006
Заказ № 1053 Тираж: 100 экз.
Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш., 36 (495) 975-78-56 www.autoreferat.rn
Оглавление автор диссертации — кандидата педагогических наук Рассина, Эмилия Боруховна
Введение
Глава I. Общая характеристика фондов музыкальных библиотек
1.1. Фонды музыкальных библиотек как объект музыкального фондоведения
1.2. Нотный документ как фондообразующий элемент нотно-музыкалыюй библиотеки
1.3. Возникновение и развитие фондов музыкальных библиотек
Глава II. Формирование фонда Научной музыкальной библиотеки им. С.И. Танеева Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского
2.1. Начальный период (1860-1917)
2.2. Развитие библиотечного фонда в годы Советской власти
2.3. Современный период функционирования фондов.
Глава III. Видовой состав тфонда библиотеки
3.1. Подфонд нотных изданий
3.2. Подфонд книжных изданий
3.3. Подфонд периодических изданий
3.4. Подфонд неопубликованных документов
3.5. Подфонд исторически ценных документов
3.6. Владельческие коллекции
Глава IV. Специфика технологии формирования фондов нотно-музыкалыюй литературы
4.1. Особенности комплектования нотно-музыкального фонда
4.2. Музыкальная «Россика» как перспективный ресурс комплектования фонда
4.3. Раскрытие фонда через справочно-библиографический аппарат
Введение 2006 год, диссертация по документальной информации, Рассина, Эмилия Боруховна
Актуальность. В последнее время растет общественный интерес к исторически ценным библиотечным фондам, имеющим как национальное, так и общечеловеческое значение. Профессиональным библиотечным сообществом и на государственном уровне осознается важность их сохранения, научного изучения, введения в информационный и пользовательский оборот. В ряду этих фондов важное место занимают специальные, в число которых входят и крупнейшие музыкальные собрания.
Музыка отражает действительность опосредованно, чем отличается от человеческой речи. Для нее не обязательны утилитарные функции, в то время как эстетическая функция является важнейшей, равно, как и художественная ценность формы и содержания. Музыка как искусство понятна всем людям и близка, так как отражает многие человеческие чувства и стремления.
Особый характер информации, межчеловеческий язык общения, выражающийся в системе ее записей и основанный на использовании специальных нотных знаков, делают музыкальное искусство интернациональным. Соответственно велика интернациональная составляющая в деятельности музыкальных библиотек, так как именно они собирают, хранят нотные документы, содержащие музыкальные произведения, которые используются в любой стране людьми, умеющими читать нотный текст.
Роль музыкальных библиотек ещё более возросла в связи с появившейся необходимостью и возможностью сближения национальных культур мира.
Российские музыкальные библиотеки, начиная со второй половины XIX века, играют важную роль в развитии музыкальной культуры России, в деле образования и воспитания музыканта. Общее количество их в России составляет более четырёх тысяч1.
Актуальность диссертации обусловлена отсутствием в отечественном библиотековедении фундаментальных работ в области формирования фондов музыкальных библиотек при значительной востребованности в такой стране с развитой музыкальной культурой, как Россия, библиотек с фондом произведений академической (классической) музыки.
Представляется актуальным последовательно воссоздать, исследовать этапы истории развития и формирования фондов музыкальных библиотек разных видов.
Ведущее положение в ряду отечественных специальных музыкальных библиотек занимает Научная музыкальная библиотека имени С.И. Танеева Московской государственной консерватории благодаря: объему нотно-музыкального фонда, уникальным, исторически ценным коллекциям, положенным в его основу, полноте комплектования документами, посвященными всем областям музыкального искусства, активности в раскрытии фондов, и предоставлении его пользователям, масштабности информационных ресурсов, позволяющих участвовать, практически во всех крупнейших российских и международных библиотечных проектах. За последние 10 лет она начала функционировать и как исследовательская, разрабатывая тему «Русское музыкальное наследие за рубежом» в рамках Федеральной программы «Россика».
Фонд НМБТ, в которой автор имеет честь работать почти 40 лет, в большой степени может служить эталоном, и на примере этой библиотеки можно всесторонне показать специфику формирования фондов музыкальных библиотек.
1 По данным, полученным в ходе ведущейся в НМБТ с 2003 г. работы над БД «Музыкальные библиотеки России».
Изученность проблемы. Тема в научной литературе недостаточно изучена, не обобщена.
Работ, посвященных фондам музыкальных библиотек, мало, несмотря на то особое и важное место, которое они занимают в пространстве русской и мировой культуры.
История отдельных музыкальных отечественных библиотек и их фондов отражена в публикациях, освещающих деятельность отделов нотных изданий и звукозаписей Российской государственной библиотеки и Российской национальной библиотеки (РГБ и РНБ), НМБ Санкт-Петербургской государственной консерватории и других библиотек; в путеводителях, в методических пособиях, в статьях, посвященных отдельным направлениям библиотечной работы с нотно-музыкальной литературой [20, 38,57-59, 105, 108, 109].
Имеется ряд исследований, рассматривающих проблемы музыкального библиотечного и информационно-библиографического обслуживания в комплексе с другими областями искусств [26, 34,35,44, 77, 84, 123].
Публикации, посвященные отдельным направлениям библиотечной работы с нотно-музыкальной литературой, включают методические пособия, работы, отражающие опыт отдельных музыкальных библиотек, учебные разработки [19, 21,25,49, 64, 74, 76, 78, 83, 87, 107, 110,117, 124].
Отраслевые путеводители и справочники дают самые общие данные по фондам отдельных музыкальных библиотек [71,72].
Информационному и библиотечно-библиографическому обслуживанию музыкантов посвящены диссертации: А.З. Юрковецкой «Совершенствование библиотечно-библиографического обслуживания в самодеятельных музыкальных коллективах на основе изучения специфики их потребностей» (1994 г.) [128]; Э.С. Судьи «Проблемы развития советской музыкальной библиографии» (1974 г.) [118]; Н.В. Градобоевой «Информационные потребности специалистов в области музыкального искусства: проблемы и методика изучения» (1996 г.) [39]; С.Л. Шугаловой «Развитие теории и практики каталогизации нотных изданий в СССР» (1970 г.) [125] и несколько других исследований в той или иной степени рассматривающих направления работы музыкальных библиотек [26, 113].
В этом ряду исследование Н.В. Градобоевой представляет интерес в аспекте рассматриваемой в диссертации темы, так как понятие «информационные потребности» являются сущностными в теории и практике формирования фондов.
Справочно-библиографические данные, базирующиеся на документальных источниках, приведены в очерке о библиотеке Московской консерватории. Обзору ее фондов предпослана краткая история их формирования и организации библиотеки [73].
Деятельности библиотеки, истории и составу отдельных коллекций посвящен ряд статей ее сотрудников [16, 17, 27-29, 54-56, 80].
Наибольшее количество публикаций по теме принадлежит автору данного исследования, обратившемуся к ней ещё в 1992 г. В работах [69, 80, 89-101, 106, 160, 161] отражены конкретные проблемы, связанные с формированием фондов нотно-музыкальных библиотек. Многоаспектное освещение тема получила в книге «Библиотека Московской консерватории. Научная музыкальная библиотека им. С.И. Танеева» (2006) [87].
Столь незначительное количество литературных источников потребовало большой степени самостоятельности в разработке избранной темы.
Задача исследования состоит в том, чтобы выявить специфику нотно-музыкального фонда как своеобразного собрания документов, раскрыть особенности его комплектования, учёта, размещения, раскрытия справочно-библиографическим аппаратом.
Эта задача решается многоступенчато, в соответствии со следующей логикой:
- проследить историю и специфику формирования фондов музыкальных библиотек;
- определить значение нотных документов для фонда;
- уточнить понятие «ноты» как вид документов, дать краткую историю распространения и бытования этого документа на различных этапах и в контексте его эволюции, выявить основные тенденции его развития как специфического объекта комплектования;
- установить критерии отбора литературы, прежде всего - нотной, проанализировать основные источники комплектования фонда в их исторической последовательности, их значимость, изучить возможность применения общих принципов и методов формирования библиотечного фонда к данному виду документа, выделив специфические;
- охарактеризовать состояние и состав фондов разных видов музыкальных библиотек страны;
- в качестве примера раскрыть структуру и состав фонда НМБТ, его уникальность, богатство и ценность, пользовательскую востребованность, а также средства раскрытия для читателя, определить оптимальные условия его функционирования, особенности комплектования и размещения;
- представить деятельность НМБТ как библиотеки, обладающей значительными информационными ресурсами, являющейся Информационным центром страны по музыке, библиотеки, осуществляющей библиотечно-библиографическое и информационное обслуживание отрасли в целом, а также разрабатывающей исследовательские направления.
Предпринимаемое исследование позволяет:
- составить целостную картину возникновения и развития фондов отечественных музыкальных библиотек, имеющих историю формирования, которая в значительной части не обследована в научной литературе, свидетельством чему служит отсутствие статистики по этим библиотекам даже на государственном уровне.
- представить историю формирования, состав фонда НМБТ как крупнейшей музыкальной библиотеки России с учетом, как общих закономерностей, так и особенностей исторического контекста.
- выявить специфику процессов формирования нотно-музыкальных фондов на примере НМБТ, имеющих 140-летнюю историю, что является важным для многоаспектной характеристики процесса формирования фондов других музыкальных библиотек.
Объект исследования: история и особенности формирования нотно-музыкальных фондов библиотек страны и НМБТ по преимуществу, поскольку в ней наиболее ярко отражено своеобразие формирования фондов, их хранения, традиций обслуживания.
Предмет изучения: видовой состав и процессы фондообразования музыкальных библиотек.
Методологической основой работы явились теоретические положения ведущих ученых в области библиотековедения, библиографоведения, музыкознания [30-32, 40-43, 45,46, 50, 51, 60, 81, 82, 111-116]:
1) Концепции фондообразования, изложенные в трудах: H.A. Рубакина, Ю.В. Григорьева, Ю.А. Гриханова, A.B. Соколова, Ю.Н. Столярова, В.И. Терешина и др. Ключевым для рассматриваемой темы является положение, высказанное H.A. Рубакиным о соответствии библиотечных фондов потребностям пользователей. «Высшей целью стремлений отечественных библиотекарей - теоретиков и практиков - на протяжении многих лет является воплощение в жизнь принципа оптимального соответствия фондов информационным потребностям общества» [103, с. 53]. Это положение впоследствии было развито и расширено проф. Ю.В. Григорьевым в его «законе соответствия» состава фондов библиотек всех типов и видов интересам и запросам всех слоев населения [40]. В качестве базовых для данного исследования автор рассматривает теорию формирования специализированных фондов, предложенную A.B. Соколовым и теорию комплектования в разработке Ю.Н. Столярова. «Комплектованием (от лат. сотркШБ - полный) называется создание и постоянное обновление библиотечного фонда документами, отвечающими задачам библиотеки и интересам абонентов. Будучи входной подсистемой формирования библиотечного фонда - оно является и ключевым звеном его» [114, с. 136].
Ю.Н. Столяровым и В.И. Терёшиным изложены научные взгляды на вопросы полноты комплектования [114,119].
В условиях современных реалий базовым можно считать и положение, выдвинутое и Ю.А. Грихановым об «осознании библиотеки как частицы человеческого сообщества, служащей каждой личности в отдельности» [42, с. 17].
2) Источники в области истории музыки и музыкознания и труды ученых-музыковедов: Д.М. Иванова-Борецкого, Ю.В. Келдыша и других [48, 68, 69].
3) В исследовании использованы сравнительный, а также дескриптивный методы изучения и характеристики документопотока в области музыкального искусства.
Источником и литературной базой исследования послужил круг опубликованных и неопубликованных материалов, посвященных музыкальным библиотекам и особенно НМБТ. Сохранившийся в библиотеке архив документов (к сожалению, разрозненный и неполный), частично охватывает ее историю с 1925 по 1960 г.г. При написании истории библиотеки в контексте формирования ее фондов использована также рукопись М.И. Медведевой, одного из директоров библиотеки, доведенная до 1944 г. [5].
Архивные изыскания автора данного исследования позволили существенно дополнить новыми материалами историю библиотеки за первые сто лет ее существования (архивы МГК, РГАЛИ, ГЦММК имени М.И. Глинки), по новому оценить знакомые факты [1-14].
История формирования фондов и деятельности НМБТ после 1966 г. исследована и изложена автором на основе библиотечных и личных архивов. Значительная часть документов никогда не публиковалась и неизвестна исследователям. К сожалению, по объективным обстоятельствам -недоступности ряда архивов, прерванной преемственности поколений библиотекарей НМБТ - не удалось от начала до конца проследить некоторые линии в развитии библиотеки.
В работе прослежены возникновение и эволюция нотопечатания, типология нотных изданий, представлены данные о возникновении и развитии музыкальных библиотек Западной Европы и России. К исследованию привлекались труды российских и зарубежных ученых и специалистов в области истории нотопечатания инотоиздательского дела, музыкознания: Г.А. Виноградова, Б.Л. Вольмана, Б.П. Юргенсона, Д.М. Иванова-Борецкого, Ю.В. Келдыша и др. [33, 37, 47, 48, 52, 70, 75, 122, 127, 132, 145, 147, 148,154, 155, 157, 159, 162-165, 167, 171, 173].
Основным информационным источником в ходе работы явились фонды НМБТ, рассмотренные в исследовании многоаспектно, в т. ч., с аксиологических и источниковедческих позиций. Изучены многочисленные библиографические, нотографические указатели, справочники, каталоги нототорговых фирм, магазинов и т.д., а также каталоги российских и зарубежных библиотек [38, 48, 59,80, 106, 131,142, 150, 153, 178].
Научная новизна диссертации состоит в том, что это первая в отечественном библиотековедении работа, посвященная формированию фондов музыкальных библиотек.
В ходе исследования:
1. Дано обоснование тезиса о том, что нотно-музыкальные фонды состоят из специфического вида документов, существенно влияющих на все процессы фондообразования и фондопользования.
2. Охарактеризованы эволюция и современное состояние фондов музыкальных библиотек зарубежных стран и России, особенности их формирования.
3. Проанализирован процесс формирования фонда НМБТ, являющейся базой учебной, концертной и исследовательской работы не только Московской консерватории, но и значительного количества пользователей, как России, так и зарубежных стран. Определены этапы развития данной библиотеки, история формирования и состав исторически значимого крупнейшего фонда страны, что может явиться основанием для более общего библиотековедческого исследования, т.к. в исследовании использован большой объем архивных материалов, статистики и личный опыт.
Новизна конкретизируется в следующих научных положениях, выдвигаемых для публичной защиты.
1. Признание статуса специального библиотековедения влечёт за собой признание наличия и специального библиотечного фондоведения. В структуре специального библиотечного фондоведения правомерно выделить музыкальное библиотечное фондоведение. Основанием выделения является специфический вид документа - ноты.
2. Нотно-музыкальные фонды как предмет музыкального фондоведения имеют тысячелетнюю историю формирования, хранения и использования. Эти фонды имеют собственную специфику во всех аспектах своего функционирования: видах собираемых документов, комплектовании, обработке, размещении, условиях хранения, выдаче пользователям.
3. Моделью в определении стратегии формирования фондов нотно-музыкальной литературы является Научная музыкальная библиотека им. С.И. Танеева. Она имеет продолжительную историю, самый богатый и разноплановый фонд среди всех музыкальных библиотек, выполняет функции научно-методического центра для библиотек музыкальных учебных заведений и информационного центра страны в области музыки, ей принадлежит заметная роль на международной арене.
Теоретическое значение. Данное исследование, первое в области музыкального фондоведения, обогащает теорию формирования фондов, конкретизирует положения, относящиеся к работе с таким специфичным документом, как ноты.
Практическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей формирования нотно-музыкальных фондов. Обоснованные в диссертации научные положения реализованы в 40-летней деятельности диссертанта в НМБТ в качестве сначала заведующей отделом комплектования, а затем директора.
Концепция формирования и развития нотно-музыкальных фондов, разработанная автором исследования и предложенная им библиотекам музыкальных учебных заведений страны, легла в основу их комплектования и подтверждает свою научную и практическую обоснованность в течение уже нескольких десятилетий. Российский опыт формирования нотно-музыкальных фондов диссертант излагает на конференциях и конгрессах Российской библиотечной ассоциации и Международной ассоциации музыкальных библиотек, архивов и информационных центров (1АМЬ), что вызывает большой интерес и желание перенять его [89-98,160, 161].
Разработанная диссертантом и реализуемая в течение десяти лет НМБТ исследовательская программа «Русское музыкальное наследие за рубежом», позволяющая отслеживать документы русского зарубежья и докомплектовывать фонд, также находит признание у музыкальной общественности [170].
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования изложены автором в докладах, сделанных на международных конференциях и конгрессах: в Праге (1991), в Сан-Себастьяне (1998), в Эдинбурге (2000), в
Таллине (2003), в Гётеборге (2006), а также на всероссийских конференциях [89-98, 160, 161].
Большая часть исследования вошла в книгу: Э.Б. Рассина. Библиотека московской консерватории: Научная музыкальная библиотека им. С.И. Танеева (М., 2006. - 207 с), а также в издание: Московская консерватория. Материалы и документы из фондов МГК имени П.И. Чайковского и ГЦММК имени М.И. Глинки (М., 2006, 1 а. л) и в восемь публикаций автора.
При всём этом главное одобрение теоретических воззрений автор усматривает в успешности формирования и эффективности использования фондов НМБТ на протяжении всего времени, в течение которого он трудится в этой библиотеке.
Заключение диссертация на тему "Специфика формирования фондов музыкальных библиотек"
Заключение
Предпринятое исследование позволило составить целостную картину возникновения и развития фондов отечественных музыкальных библиотек, имеющих длительную историю формирования, которая в значительной части не обследована в научной литературе.
Задача исследования состояла в том, чтобы выявить специфику формирования фондов музыкальных библиотек. В ходе исследования она решалась многоступенчато:
1. Музыкальные библиотеки являются библиотеками специальными. Музыкальная библиотечная деятельность ориентирована на музыкантов, на музыкальное искусство.
2. Специфика фондов музыкальных библиотек позволяет считать правомерным существование музыкального фондоведения как разновидности специального фондоведения.
3. Теоретические проблемы музыкального фондоведения обусловлены, в первую очередь, спецификой нот как вида документа. Так как нотный документ является фондообразующим элементом нотно-музыкальной библиотеки, в диссертации уточнено понятие нот как вида документа, представлена краткая история его развития, распространения, бытования. Обозначены этапы истории возникновения и становления нотопечатания в России.
4. Зарождение профессионального музыкального образования в России, вызванное потребностью в образованных, подготовленных музыкантах -исполнителях, а позднее и исследователях, - активизировали ното-издательскую деятельность в стране сначала учебной, вскоре - других видов нотных изданий, типология которых рассматривается в диссертации, а типы нотных изданий по целевому признаку явились объектом отдельного авторского исследования.
5. Развитие профессионального образования, притягательность музыкального искусства не только для профессионалов, но и для многочисленных меломанов, послужило импульсом к развитию разных видов музыкальных библиотек.
6. В диссертации дана сравнительная характеристика фондов музыкальных библиотек России и проведена параллель с различными зарубежными библиотеками в контексте их исторического развития.
Объектом исследования послужила Научная музыкальная библиотека имени С.И. Танеева Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, обладающая одним из старейших, крупнейших и сложнейших нотно-музыкальных фондов. По богатству и разнообразию состава его можно охарактеризовать как модельный для фондов своего профиля.
За 140 лет своей истории НМБТ, развивавшаяся параллельно с другими музыкальными библиотеками России, из небольшого подсобного фонда, служившего нуждам РМО, а затем крошечной учебной библиотеки превратилась в самую крупную музыкальную библиотеку страны и одну из крупнейших в мире.
За это время фонд НМБТ наполнялся изданиями, отражавшими 3-х вековую историю развития музыкальной культуры России, публикациями не только по музыке, но и другим гуманитарным областям знаний.
Анализ истории развития библиотеки Московской консерватории и формирование ее фондов в той или иной степени кумулирует пути развития и формирования фондов других библиотек.
Располагая наиболее мощным фондом в стране, библиотека никогда не функционировала только как библиотека Московской консерватории, обслуживая музыкантов всей страны, используя разные формы этого обслуживания.
Признание научных, методических заслуг библиотеки выразилось в том, что уже в 1941 г. она была отнесена к разряду научных руководящих библиотек.
Методическая деятельность библиотеки всегда соотносилась с требованиями времени и носила прикладной характер. Осмысление ею проблем библиотековедения, библиографоведения и информатизации диктовалось только одним: необходимостью для неё служить своим фондом музыкантам, прежде всего представителям читательской аудитории Московской консерватории - ведущего музыкального центра страны. Задачи эффективного информационно-библиотечного обслуживания как исполнительской и научной музыкальной элиты, так и студентов, заставляли библиотеку моделировать фонд на основе достижений теории и практики отечественного и зарубежного библиотечного дела.
Разрабатываемые и применяемые в НМБТ методики были распространены ею на сеть библиотек музыкальных учебных заведений страны, так как с 1941 г. библиотеке была придана функция научно-методического руководства такими библиотеками. Эта деятельность имеет общероссийское, а до 1991 г. имела общесоюзное значение. В последние годы роль методического центра для библиотек музыкальных учебных заведений вновь подтверждена - Приказом Минобразования России за № 1247 от 27.04. 2000 г. Прил. № 2.
Многие годы научно-методическая работа велась вполне традиционно - в форме консультативной (устной и письменной) помощи отдельным библиотекам, организации и проведения конференций и семинаров разного уровня. Для музыкальных библиотек создавалась регламентирующая и технологическая библиотечная документация (в том числе путём адаптирования к реалиям музыкальных учебных заведений её типовых образцов). Однако со временем перечисленные формы научно-методической работы перестали в полной мере удовлетворять и саму библиотеку, и тех, кому она помогала.
К 1960 гг. НМБТ становится постоянным членом 1АМЬ.
Цели ассоциации состоят среди прочего в том, чтобы содействовать внедрению новейших достижений в области сохранности музыкальных документов.
К 2006 г. Ассоциация музыкальных библиотек насчитывает более 1900 членов из 53 стран. Это национальные комитеты, учреждения и организации, работающие с музыкальной документацией, а также отдельные специалисты. Комиссии 1АМЬ дифференцированы по типам и видам библиотек, а также по направлениям деятельности (предметные). Первая группа объединяет библиотеки информационных центров и архивов, библиотеки радио и оркестров, библиотеки высших музыкальных учебных заведений и университетов, публичные и научные библиотеки.
Независимо от возможности присутствия на международных встречах 1АМЬ, библиотека ежегодно представляла и представляет доклады, посвящённые формированию своих фондов, собственной деятельности, различным проблемам отечественного музыкального библиотековедения, а также (очно или заочно) включается в обсуждение научно-практических вопросов - в том числе систем классификации, правил каталогизации, обмена изданиями, обслуживания информационных потребностей [141, 152, 171].
Начиная с 1969 года библиотека последовательно становится участницей трёх международных библиографических проектов: ШЬМ, Ш8М, ШРМ, становясь крупнейшим в России производителем и поставщиком информационных ресурсов в области отечественного музыкального искусства.
Проведенное многоаспектное исследование этапов формирования фондов НМБТ и современного их состояния позволяет определить перспективные задачи дальнейшего развития НМБТ:
1. Обеспечение доступа к знаниям и информационным ресурсам, путем развития и поддержания фондов библиотеки: комплектования, организации, сохранения, обеспечения безопасности фондов и их использования. Комплектование тех материалов, которые активно востребованы сегодня или будут востребованы в будущем. В виду ограниченности бюджета комплектование потребует более жёсткого отбора изданий, расширения сегмента электронных изданий.
2. Улучшение условий хранения и обработки фондов, качества переплёта и копирования изданий, консервации наиболее нуждающихся в этом экземпляров.
3. Создание ряда электронных коллекций в целях сохранности документов и для обеспечения удаленного доступа к фонду.
4. Расширение удалённого доступа к отдельным справочно-информационным ресурсам за счёт партнёрских и корпоративных проектов -и отечественных, и международных.
Исследование технологии формирования фондов музыкальных библиотек позволило диссертанту подробно проанализировать процесс комплектования и выявить критерии отбора нотно-музыкальной литературы, показатели, влияющие на определение ценности изданий, основные источники комплектования. Были изучены возможности применения общих принципов и методов формирования библиотечного фонда к данному виду документов, выделены специфические принципы. Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Основным фондообразующим элементом музыкальных библиотек является особый вид документов - ноты, предназначенный для удовлетворения информационных потребностей особого пользователя -музыканта. Это и определяет специфику формирования фонда музыкальных библиотек: комплектование, моделирование, учёт, размещение, хранение и выдача, справочно-поисковый аппарат.
2. Комплектование фонда музыкальной библиотеки опирается на её сущностные функции и определяется законом соответствия состава фонда информационным потребностям пользователя.
3. Нотно-музыкальный документопоток специфичен и разнообразен; ценность документов трудно определить, не трансформируя традиционные критерии отбора.
4. Система отбора нотно-музыкальных документов основана на разработанной библиотекой стратегии комплектования, созданной модели отбора (Тематико-типологическом плане комплектования), интегрирующей его критериальную базу, и в ряде случаев - на экспертной оценке специалистов в различных областях музыкального искусства.
Выполненная работа является первым исследованием в области формирования фондов музыкальных библиотек. Описанные в ней принципы формирования их, выработанные НМБТ за 140 лет своей истории, специфика отбора изданий, принятая система обслуживания, расстановки и другие процессы могут быть использованы не только самой НМБТ, но и всеми библиотеками музыкального профиля.
СПИСОК АРХИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
Библиография Рассина, Эмилия Боруховна, диссертация по теме Библиотековедение, библиографоведение и книговедение
1. Leipzig, 1886 (Бёме Ф.М. История танца в Германии).
2. Глебов И. Русская поэзия в русской музыке. Пг., 1
3. Лисовский Н.М. Русская периодическая печать 1703 -1900 гг. Пг., 1
4. Орлов г. Музыкальная литература. Л., 1
5. Риман Г. Музыкальный словарь. М., 1901-1
6. Русский биографический словарь Рус. ист. о-во. 1896-1
7. Стасов В. Русские и иностранные оперы, исполнявшиеся на императорских театрах в России в XVIII и XIX столетиях. СПб., 1
8. Театральная периодика: В 2 т. Т. I: 1774; Т. II: 1917-1940. М., 1
9. Энциклопедический словарь: В 82 т. М.: Брокгауз и Ефрон, 1890-1907.
-
Похожие работы
- Информационное обеспечение специалистов музыкального искусства высших учебных заведений
- Формирование модели единого нотно-музыкального регионального библиотечного фонда в помощь музыкально-педагогическому образованию
- Информационные потребности специалистов в области музыкального искусства (проблемы и методика изучения)
- Духовно-музыкальные сочинения в отечественном нотоиздании и библиографии конца XVIII - начале XXI в.
- Теория и практика формирования специализированного библиотечного фонда