автореферат диссертации по документальной информации, 05.25.03, диссертация на тему:Театральный журнал в России

кандидата филологических наук
Шур, Юлия Евгеньевна
город
Москва
год
2014
специальность ВАК РФ
05.25.03
Диссертация по документальной информации на тему «Театральный журнал в России»

Автореферат диссертации по теме "Театральный журнал в России"

На правах рукописи

Шур Юлия Евгеньевна

Театральный журнал в России: генезис н типология

Специальность 05.25.03 - «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

г 4 АПР 2014

Москва-2014 005547651

005547651

Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова» (МГУП имени Ивана Федорова) на кафедре «Издательское дело и книговедение»

Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент,

Сушилина Ирина Константиновна

Официальные оппоненты: Михайлова Мария Викторовна, доктор

филологических наук, профессор, профессор кафедры истории русской литературы ХХ-ХХ1 веков ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

Колганова Ада Ароновна, кандидат филологических наук, директор федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Российская государственная библиотека искусств»

Ведущая организация: кафедра русской литературы и издательского дела ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»

Защита состоится «27» мая 2014 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 212.147.02 на базе МГУП имени Ивана Федорова по адресу: 103045, Москва, ул. Садовая-Спасская, д. 6.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке и на сайте МГУП имени Ивана Федорова (http://mgup.ru).

Автореферат разослан « /Л» апреля 2014 г.

Ученый секретарь Голева О.П.

диссертационного совета Д 212.147.02

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Данная работа является первым комплексным исследованием отечественного театрального журнала со времени его основания в начале XIX века до десятых годов XXI века'. Рассмотрение особенностей его функционирования в исторической ретроспективе позволяет с научной достоверностью обосновать типологические параметры этого вида периодики и выработать рекомендации для создания эффективной модели современного театрального журнала. Выявление типологических особенностей театрального журнала в России в разные периоды его развития позволяет утверждать, что в концепции того или иного журнала находят отражение основные тенденции театрального искусства, состояние издательского дела, социокультурный контекст и исторический характер конкретной эпохи. Актуализация в данном диссертационном исследовании издательских традиций в сегменте театральной периодики расширяет теоретические представления о театральном журнале как виде издания и окажет определенное влияние на перспективы его развития в современном книгоиздательском процессе, в том числе в аспекте присутствия театральной периодики в интернет-пространстве. Таким образом, тема диссертационного исследования является актуальной.

В современной периодике сегмент театральных изданий выполняет коммуникативные и просветительские функции в условиях существенной перестройки театрального процесса и с учетом запросов нового типа зрителя/читателя. Театр как вид искусства наиболее чутко реагирует на все

1 Поле нашего исследования ограничено театральными журналами Москвы и Санкт-Петербурга, предметной областью которых является драматический театр. Провинциальные театральные издания в целом не имели самостоятельного значения и не вошли в объектную область диссертации.

общественные сдвиги. Структурные и творческие изменения современного отечественного театра во многом связаны с реформированием социально-политической системы в России. Сегодня в театральном пространстве активно функционируют в творческом содружестве традиционная система репертуарного театра, авторский экспериментальный театр, антреприза и другие формы театральной деятельности. Театральная реальность диктует необходимость создания новой парадигмы театрального журнала, призванного решать основные задачи специального периодического издания в духе времени. Запрос на такой журнал существует в обществе и сформулирован на государственном уровне: еще 3 ноября 2011 года на сайте госзакупок2 был размещен открытый конкурс на создание единого интернет-портала для популяризации культурного наследия и традиций России, однако до сих пор такой портал не появился. В качестве эксперимента в диссертации предложена модель театрального интернет-журнала «В театр!».

Потребности театрального зрителя эпохи новых коммуникаций во многом определяют и целевые установки современного театра и театральной периодики. Можно констатировать, что сформировался иной характер мотивации посещения театра. Просмотр спектаклей перестал быть для массового зрителя работой, открывающей новые эстетические и нравственные ценности. Теперь это вид проведения досуга, а театр - один из сегментов индустрии свободного времени. Все, что выходит за рамки данного формата, отторгается большинством зрителей. Однако, несмотря на эти тенденции, творческий поиск в театральном искусстве продолжается. В этой ситуации театральный журнал приобретает особое значение. Для разработки оптимальной модели театрального журнала, эффективно

2 ШЬ: http://expert.ru/Z011/ll/ll/kultura-v-intefnete/.

функционирующего в современной периодике, необходимо изучение и актуализация опыта его издания.

Цель исследования - выявление особенностей эволюции отечественного театрального журнала и его предметной, функциональной, адресно-целевой специфики; обоснование типологических параметров этого вида издания на разных этапах его развития; создание типологической модели современного театрального журнала в Интернете.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

• воссоздать историю театрального журнала;

• выделить основные этапы исторического развития отечественного театрального журнала;

• обосновать специфику театрального журнала как вида периодического издания;

• систематизировать журналы по типам;

• выявить главные проблемы и перспективы развития театральных журналов на современном этапе (аспект взаимодействия онлайн-и офлайн- среды);

• на базе исследования разработать экспериментальную модель театрального интернет-журнала.

Объектом настоящего исследования является отечественный театральный журнал со времени его появления в начале XIX века («Драматический вестник», 1808) и до десятых годов XXI века. Корпус театральных журналов (343 издания) как сегмент отечественной периодической печати рассматривается в русле книговедческой проблематики и в историческом и театроведческом контекстах.

Предмет исследования - генезис, этапы развития и типология театрального журнала в их обусловленности развитием книгоиздания в России и социокультурной ситуацией.

Методология и методы исследования. Работа носит междисциплинарный характер, опираясь на базовые положения книговедения, истории журналистики и театроведения.

В диссертации использованы сравнительно-исторический, типологический, биографический методы современных исследований в области книговедения, издательского дела и журналистики. Исследование основано на принципах историзма и системности. Методологической базой диссертации стали труды А.И. Акопова, О.В. Андреевой, A.A. Беловицкой, A.A. Говорова, A.A. Гречихина, Т.Г. Куприяновой, Н.П. Лаврова, И.Г. Неупокоевой, С.П. Омилянчука:, ОЛ. Таракановой, М.В. Шкондина и др.3, а также работы по теории и практике редактирования и издательского дела С.Г. Антоновой, И.А. Жаркова, JI.B. Зиминой, A.A. Калмыкова, JI.A.

3 Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий (на примере специальных журналов) / А.И. Акопов. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1985. 96 е.; Акопов А.И. Отечественные специальные журналы (1765-1917). Исгорико-типологический обзор/А.И. Акопов. Ростов-на-Дону. 1995. 132 е.; Андреева О.В., Волкова ЛЛ., Самарин А.Ю. История книги. М., Сибирская благозвонница, 2001. 400 е.; Беловицкая A.A. Общее книговедение: учебник. М.: МГУП, 2007. 393 е.; Гречихин A.A. Библиотипология как научное направление: Особенности становления и развития в российском книговедении: монография. M. : МГУП, 2003.432 е.; Гречихин A.A. Типологическое моделирование как общий метод книговедения / A.A. Гречихин // Современные проблемы книговедения, книжной торговли и пропаганды книги. МГАП. 1995. Вып. 10. С. 5-34; Тараканова ОЛ. Антикварная книга: учебник для вузов. М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1996.258 е.; Омилянчук С.П. Системно-информационный подход в книговедении: некоторые общие принципы и методы (на примере типологии изоизданий) / С.П. Омилянчук //Книга. Исследования и материалы.-2001.-Сб. 78.-С. 65-107; Неупокоева И.Г. О понятии общего типологического ряда / И.Г. Неупокоева // Контекст. М., 1975. С. 168- 188; Лавров Н.П. Основные понятия книговедения и типология печатных изданий: учеб. пособие. М., 1978. 55 с. ; Типология изданий. М.: Книжная палата, 1990.230 с. Черняк А.Я. Современные проблемы типологии книги / А.Я. Черняк // Книга. Исследования и материалы. 1993. Сб. 65. С. 210-215; Типология периодической печати: учеб. пособие/Под ред. М.В. Шкондина и Л.Л. Реснянской. M.: Аспект-пресс, 2009.236 с.

Кохановой, Б.В. Ленского, А.Э. Мильчина, Н.З, Рябининой, Н.М. Сикорского, В.И. Соловьева, A.A. Тертычного и др.4

В процессе работы над диссертацией использовались архивные и библиографические источники: фонды РГАЛИ (ф. 2306, редакция журнала «Театр»; ф. 3048, Алперс Б.В.; ф. 631, Союз писателей СССР; ф. 1038, Вишневский В.В.; ф. 994, собрание писем деятелей искусств; ф. 2579, коллекция материалов деятелей литературы и искусства Федорова В.В.) и ГЦТМ им. A.A. Бахрушина (ф. 133 Куманина А.Ф.; ф. 53 Верстовского А.Н.; ф. 291 Кони Ф.А.; ф. 396 Яроцкой М.К.), библиографические указатели «Периодическая печать СССР 1917-1949» в 11 томах, «Летопись периодических изданий СССР», библиографический указатель Н.М. Лисовского «Библиография русской периодической печати 1703-1900 гг.» (Пг., 1915), специализированный театральный библиографический указатель В. Вишневского «Театральная периодика» (в 2 ч., М., 1941) и другие библиографические издания, а также фонды ЦНБ СТД, РГБИ и РГБ.

Степень разработанности темы. Вопросы истории создания и функционирования российских театральных журналов в книговедении,

* Редактирование: общий курс: учебник / С.Г. Антонова и др. М.: Школа издательского и медиабизнеса, 2011.314 е.; Антонова С.Г. Издания по искусству. Проблемы типологии и редактирования / С.Г. Антонова. М. МПИ, 1989. 104 е.; Антонова С.Г. Типологические особенности театральной книги / С.Г. Антонова. В сб.: Книга и сцена : Вторая научная конференция «Театральная книга между прошлым и будущим»: Докл. и сообщ. М.: РГБИ, 1999.; Антонова С.Г. Современный театральный журнал в социокультурном пространстве / С.Г. Антонова. В сб.: Театральная периодика в России: Восьмые научные чтения "Театральная книга между прошлым и будущим": доклады, публикации, материалы круглого стола. М.: РГБИ, 2009.328 е.; Жарков И.А. Жанр как категория редакционно-издательского знания: монография / И.А. Жарков; Моск.гос. ун-т печати. М.: МГУП, 2005.178 е.; Зимина Л.В. Современные издательские стратегии: От традиционного книгоиздания до сетевых технологий культурной памяти: монография / Л.В. Зимина. М.: Наука, 2004.274 е.; Калмыков A.A., Коханова Л.А. Интернет-журналистика: учеб. пособие. М., Юнити-Дана, 2005.384 е.; Ленский Б.В. Книгоиздательская система современной России / Б.В. Ленский. М.: Наука, 2001.208 е.; Мильчин А.Э. Методика редактирования текста / А.Э. Мильчин. М.: Логос, 2005. 524 е.; Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования: учебник для вузов по спец. «Журналистика» / Н.М. Сикорский. М.: Высшая школа, 1980.328 е.; Соловьев В.И., Рябинина Н.З. Редакторская подготовка периодических изданий : учеб. пособие / В.И, Соловьев, Н.З. Рябинина. М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1993.100 е.; Тертычный A.A. Жанры периодической печати: учеб. пособие для вузов / A.A. Тертычный. М. Аспект-Пресс.2000.312 с.

театроведении и истории журналистики рассматривались в трудах Ю.М. Барбоя, В.В. Борзенко, Ю.К. Герасимова, A.B. Западова, Д.Г. Королева, О.Н. Купцовой, С.Я. Махониной, И.Л. Мухранели, И.Ф. Петровской, Т.Ю. Рыбакиной, O.JI. Таракановой, А.Я. Трабского и др.5 Однако анализ историографии проблемы показал, что история и типология российского театрального журнала во всей полноте не нашли отражения в этих исследованиях. Некоторые периодические издания, важные с точки зрения выявления генезиса и типологии театрального журнала, до сих пор не входили в поле зрения исследователей («Русская сцена», «Деревенский театр», «Репертуарный бюллетень» и др.). Кроме того, театральная периодика последних двух десятилетий в книговедческих и искусствоведческих работах пока не получила должного научного осмысления.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые:

• обобщен большой эмпирический материал, связанный с историей театрального журнала в России со времени его основания в начале XIX века до десятых годов XXI века;

5 Барбой Ю.М. Театральная критика и современность. Л., 1982.75 е.; Борзенко В.В. Российская театральная журналистика 1808-1991 гг. Историко-типологическое исследование: диссертация на соискание ученой степ, к.ф.н. Воронеж, 2008.191 с; Герасимов Ю.К. Очерки истории русской театральной критики. Л., 1979. 327 е.; Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917), / Б.И. Есин. М., 2009.464 е.; История русской журналистики XVIII-XIX вв. / Под ред. A.B. Западова. М., 1973. 516 с.; Жилина A.B. Театральный журнал «Артист» в литературном процессе 1880-1890-х годов: автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ф.н. Омск, 2001.19 с. Петровская И.Ф. Театр и зритель российских столиц. Л., 1990.271 е.; Трабский АЛ. Советская театральная журналистика / А.Я. Трабский. В сб.: Театральная критика 1917-1927 гг.: сборник научных трудов. Л., 1987. 173 е.; Королев Д.Г. Очерки из истории книгоиздания и распространения театральной книги в России XIX — начала XX веков. СПб, 1999.328 е.; Купцова О.Н. Из истории становления советской театральной критики. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1984.68 е.; Махонина С.Я. История русской журналистики начала XX века. М., 2011.240 е.; Мухранели И.Л. Становление типа советского театрального журнала 1920-х- 1930-х годов: диссертация на соискание ученой степ, к.ф.н. М, 1971.314 е.; Рыбакина Т.Ю. Театральные журналы Москвы 1919-1929 гг.: автореферат диссертации на соискание ученой степ, кандидата искусствоведения. M.» 1991.26 е.; Советский театр. Документы и материалы (1917-1967) (под ред. A.3. Юфита): в 4 т. Л., 1968-1975.

• в научный оборот введены театральные журналы («Русская сцена», «Деревенский театр», «Репертуарный бюллетень» и др.), до настоящего времени не входившие в объектную область научных исследований;

• на основе анализа корпуса отечественных театральных журналов (143 издания) дана его развернутая характеристика как вида периодического издания через обоснование его предметной области (разные аспекты функционирования театра), читательского адреса (обусловленного типом журнала), целевого назначения, определяемого дифференцированным читательским адресом;

• исследован генезис и обоснованы восемь этапов эволюции театрального журнала, которые определяются особенностями развития театрального искусства и социокультурной ситуацией данного исторического периода. На каждом этапе выявлен доминирующий тип издания;

• намечены перспективы театрального журнала на современном этапе и выявлена специфика его функционирования в новом коммуникативном пространстве;

• создана экспериментальная модель театрального интернет-журнала, совмещающего привычные для читателя печатных журналов этой тематики жанры с возможностями интерактивного общения и просмотра интернет-трансляций крупнейших мировых культурных событий.

Практическая значимость исследования заключается в обобщении большого эмпирического материала, связанного с историей театрального журнала в России со дня его основания (1808) и до десятых годов XXI века.

Результаты диссертационного исследования являются определенным вкладом в изучение театральной периодики в ее диахроническом и синхроническом аспектах. Материалы диссертации могут быть включены в учебные курсы, образовательные программы и учебные пособия по издательскому делу и истории журналистики.

Экспериментальный интернет-журнал «В театр!», с возможностью проведения интернет-трансляций крупнейших культурных событий России и мира и интерактивными функциями, разработанный в диссертации, является продуктивной моделью театрального журнала в новой системе коммуникации, которая может быть использована в современной издательской практике.

Апробация результатов исследования. Важнейшие положения диссертации отражены в публикациях автора и докладывались на конференциях молодых ученых МГУП имени Ивана Федорова в 2010, 2012 и 2013 годах.

На защиту выносятся следующие положения:

• в результате исследования выявлен генезис и обоснованы основные этапы эволюции театрального журнала, каждый из которых определяется особенностями развития театрального искусства и социокультурной ситуацией данного исторического периода. Выделено 8 этапов;

• на основе анализа корпуса отечественных театральных журналов XIX - XXI веков дана характеристика театрального журнала как вида периодического издания. Выявлены: предметная область, включающая разные аспекты функционирования театра -драматургическая основа спектакля, мастерство актера, режиссерские поиски, сценография, новости из театральной

жизни, анонсы, реклама; читательский адрес -профессиональный театральный деятель, любитель театра, любитель развлекательных зрелищ; целевое назначение, обусловленное дифференцированным читательским адресом, -для специалистов, для любителей, рекламно-развлекательное;

• обоснованы 4 типа театрального журнала: научный, научно-популярный, производственно-практический, популярный. В каждом периоде выявлен доминирующий тип журнала;

• доказано, что современная система коммуникаций (сеть Интернет) диктует необходимость появления новых типов театральных журналов, функционирующих в сети Интернет;

• разработана экспериментальная модель интернет-журнала

«В театр!», в которой обобщен накопленный опыт издания театрального журнала, и в целях актуализации этого вида периодического издания, привлечения новых групп читателей/зрителей использованы уникальные возможности интернет-среды (проведение интернет-трансляций,

интерактивное общение и т.д.). Структура и объем работы: диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, библиографического списка и списка иллюстраций. Такая структура позволяет представить целостную картину истории театрального журнала и выявить его типологические особенности.

Основное содержание работы Во Введении обосновывается актуальность темы диссертации, дается аналитический обзор научной литературы по теме, определяются цели и задачи, раскрываются объект и предмет исследования, характеризуется

методологическая и теоретическая база, научная новизна и практическая значимость.

Глава 1 «Отечественный театральный журнал XIX - начала XX века: этапы развития» состоит из трех параграфов.

В первом из них - «Театральный журнал как вид периодического издания» - театральный журнал рассматривается как периодическое издание, отражающее состояние и основные тенденции развития театра. Театральное искусство, обусловленное социокультурной ситуацией эпохи, определяет контент этого «отраслевого» журнала. Предметная область такого издания включает два направления - драматургия (литературоведческий аспект) и театральное дело (вопросы создания спектакля и продвижения его к зрителю). Таким образом, театральный журнал, и в этом уникальность этого вида издания, одновременно фиксирует развитие двух искусств - театра и литературы. Театральный журнал формирует читательскую аудиторию, реализует основные функции театральной периодики - коммуникативную (информирование о постановках), познавательную, воспитательную, рекламную, практическую и эстетическую. Функциональная область театрального журнала — читательский адрес и целевое назначение — связана со спецификой популярных и научных периодических изданий. Таким образом, читательский адрес такого издания неоднороден.

С начала исторического существования подобного издания в России у театрального журнала определился издатель. Чаще всего театральный журнал издавался преданными поклонниками театра, готовыми вкладывать материальные средства и посвящать время столь призрачно выгодному с точки зрения коммерции, но социально необходимому изданию.

Во втором параграфе «Эволюция отечественного театрального журнала в 1808-1890-е годы» воссоздается история становления

российского театрального журнала как вида периодики и раскрываются особенности его функционирования в данную эпоху.

Появление в начале XIX века первого российского театрального журнала определялось все возрастающим интересом общества к театральному искусству, что и вызвало к жизни театральный журнал «Драматический вестник» (1808). Замысел принадлежал драматургу и режиссеру князю A.A. Шаховскому. Это издание выполняло, прежде всего, информационно-просветительские функции, публикуя краткое содержание пьес, материалы по истории театра и небольшие рецензии на спектакли.

В 1811 г. М.Н. Макаров начал издание «Журнала драматического». В этом издании, кроме анонсов и рецензий, появились публикации отрывков пьес, портретов деятелей театра. Издатель использовал и своеобразный интерактивный подход: читателям «на откуп» был отдан критический раздел.

Итак, первым этапом развития театрального журнала является период 1808-1811 годов. Доминирующим типом на этом этапе стал тип популярного театрального журнала. Основная функция журнала в этот период - информация о театральных событиях, при этом рецензии на спектакли носили любительский характер. Предметная область театрального журнала - новости из театральной жизни, анонсы, реклама; читательский адрес составляли, в основном, любители развлекательных зрелищ; целевое назначение - любители театрального искусства.

После прекращения выпуска «Журнала драматического» в театральной периодике наступил длительный перерыв, вызванный ужесточением цензурного надзора.

Второй этап в развитии отечественного театрального журнала

ознаменован появлением двух новых театральных изданий со сходными

концепциями - «Репертуара русского театра» (1839, издатели И.П.

Песоцкий и B.C. Межевич) и «Пантеона русского и всех европейских

13

театров» (1840, издатель Ф.А. Кони). Журналы имели просветительскую направленность и расширенную, по сравнению с первыми опытами издания театрального журнала, предметную область. После нескольких лет непродуктивного соперничества издания объединились в научно-популярный журнал «Репертуар русского и пантеон всех европейских театров» (1842), в дальнейшем это название неоднократно менялось.

В 1864 году был основан научно-популярный театральный журнал «Русская сцена», с расширенной предметной областью. В его структуре были отделы драматических сочинений (с публикацией текстов пьес), истории театра и музыки, театральная и музыкальная летопись. Журнал привлек читателей, однако ввиду несоблюдения издателем цензурных порядков был закрыт в конце 1865 года.

Таким образом, на втором этапе (1839-1865) развития театрального журнала в России сформировался научно-популярный театральный журнал как тип периодического издания, всесторонне освещающего проблемы театрального дела.

Однако театральная печать Москвы, как, впрочем, и всей России, не

была значительной. Оживление происходит после отмены монополии

императорских театров в 1882 году. Третий этап развития театрального

журнала (1889-1897) ознаменован появлением научно-популярного журнала

«Артист» (1889-1895, издатель Ф.А. Куманин). Позднее начинают выходить

его приложения: «Дневник артиста» (1891-1895) и «Театральная

библиотека» (1891-1895). При безусловном интересе к событиям

императорской сцены читательский запрос на издание, фиксирующее

развитие императорских театров России, не был удовлетворен. С 1892 года

под руководством Дирекции императорских театров начал выходить в свет

«Ежегодник императорских театров» (1892-1915), отчетное издание о

деятельности всех императорских театров, первое государственное

14

периодическое издание о театре в России. «Ежегодник императорских театров» совмещал типы научно-популярного театрального журнала и производственно-практического. Издание реализовывало типологические особенности двух этих типов журнала на высоком уровне.

В журналах «Артист» и «Ежегодник императорских театров» был достигнут синтез содержания материалов и формы их подачи. Эти издания стали образцами в культуре оформления благодаря работавшим над ними известным художникам. Первые номера «Артиста» иллюстрировал Л. Пастернак, номера «Ежегодника», выпущенные в период работы над ним С. Дягилева, отличались изысканным изобразительным рядом и утонченностью.

Третий параграф «Театральный журнал в периодике Серебряного века. Формирование новой концепции издания» посвящен театральным журналам начала XX века. Тогда, на четвертом этапе в развитии театрального журнала (1897-1918), он вышел на новый уровень общения с читателем.

Наибольшим авторитетом из рассмотренных в диссертации изданий Серебряного века пользовался журнал «Театр и искусство» (1897-1918), главным редактором и автором концепции которого был известный журналист и театральный деятель А.Р. Кугель. Благодаря высокому качеству публикуемых материалов, четкой авторской концепции и продуманной структуре, Кугелю удалось сделать «Театр и искусство» популярным журналом просветительской направленности, завоевавшим любовь и непрофессионального читателя, и специалиста. В судьбе этого журнала огромную роль сыграла именно личность его редактора. «Театр и искусство» в течение более двадцати лет существования отстаивал эстетические идеалы своего редактора и оказывал влияние на развитие театрального процесса в России. Приложения журнала - «Библиотека "Театра и искусства"» (18981918) и «Словарь сценических деятелей» (1898-1904) пользовались

15

неизменным спросом, что позволило «Театру и искусству» внести определенный вклад в историю русского театра и театральной периодики. Журнал «Театр и искусство» не только стал лучшим театральным журналом Серебряного века, но и реализовал основные параметры такого типа театрального журнала, как научно-популярный.

Научные журналы «Студия» (1911-1912), «Маски» (1912-1915) и «Любовь к трем апельсинам» (1914-1915) с ярко выраженной авторской концепцией, в отличие от журнала Кугеля, были ориентированы на узкий круг читателей-специалистов в области театра.

Таким образом, с момента основания первого театрального журнала в России до начала XX века в этом виде театральной периодики сформировалось несколько типов. От первых, во многом несовершенных, опытов создания научно-популярного театрального журнала прослеживается путь до утверждения этого типа, реализованного в журнале А.Р. Кугеля «Театр и искусство». Систематизация в первой главе диссертации более чем столетнего опыта издания театральных журналов позволяет утверждать, что в этот период появились и другие типы театрального журнала: популярный («Драматический вестник», «Журнал драматический»), производственно-практический («Ежегодник императорских театров») и научный («Студия», «Маски», «Любовь к трем апельсинам»).

Во второй главе «Особенности функционирования театрального журнала в советский и постсоветский периоды» исследуется принципиально новый период эволюции отечественного театрального журнала.

В первом параграфе «Многообразие типов театральных журналов в 1920-е годы» анализируется сложный процесс функционирования театральных журналов, в новых социальных и политических условиях

зависящих не только от эстетических, но и от идеологических установок.

16

Пятый этап развития театрального журнала (1918-1927) начинается после закрытия в 1918 году большинства дореволюционных периодических изданий, в том числе и театральных, как буржуазных. Возникло множество новых изданий, некоторые из них были частными. Для расширяющейся читательской аудитории были созданы новые театральные журналы, например, такие как «Рабочий и театр», «Деревенский театр».

Изменения в социальном и политическом строе, произошедшие в стране, повлияли на роль театрального журнала в обществе. Существенно трансформировалось его целевое назначение. Состав целевой аудитории театра вызвал необходимость актуализации в новых социальных условиях такого типа театрального журнала, как популярный. Эти издания возникли как в государственном книгоиздании, так и в частном. Публикации изданий, выпускаемых различными государственными организациями («Вестник искусств», Главполитпросвет, 1922, «Новый зритель», Московский отдел народного образования, 1924-1929 и др.), профсоюзами («Вестник центрального совета профессиональных союзов работников театра и зрелищ», 1918, «Синяя блуза», орган культотдела МГСПС, 1924-1928), а также изданий, ориентированных на специалистов в области театра («Вестник театра», орган ТЕО, 1919-1921, «Новая рампа», орган государственных академических театров и «РОСФИЛА», 1924), «Мастерство театра» (временник Камерного театра, 1922-1923), «Афиша ТИМ» (орган театра им. Мейерхольда, 1926) и др.), были идеологически ориентированными, их страницы пестрили политическими лозунгами. Публикации частных театральных изданий, возникших после революции («Экран» (1921-1922, изд. И. и Э. Добужские и М. Долинов), «Эрмитаж» (позднее - «Зрелища», 1922-1924, изд. Л.В. Колпакчи), «Театральное обозрение» (1921-1922, изд. Т. Дортман) и др.), не содержали открытых политических лозунгов.

Во втором параграфе «Монополия журнала «Театр» в советской театральной периодике» рассмотрены история создания и типологические особенности журнала «Театр», ставшего главным театральным журналом советского периода. К началу 1930-х годов (шестой этап: 1928-1958) многообразие типов театрального журнала по существу сменяется монополией. Театральная периодика попадает под жесткий контроль государства.

В 1930 году был создан театральный журнал «Советский театр». На издание, посвященное театральному искусству, возлагались важнейшие идеологические задачи. Его целевое назначение определяло конкретные направления работы. Театральный журнал должен был одновременно и подготавливать, развивать театральные кадры, и формировать мировоззрение и мировосприятие читателя, и быть законодателем в области театрального дела на территории огромного государства, активно переживавшего процесс становления. Название «Советский театр» журнал носил до 1933 года, после чего издание было переименовано в «Театр и драматургию». Политическая ситуация в стране в этот период была такова, что ощущалась необходимость в журнале с четкой идеологической и творческой позицией. В 1934 году журнал «Театр и драматургия» становится официальным органом Союза советских писателей. В нем печатаются статьи руководителей государства и партии и другие важные для страны материалы и документы. В годы сталинского террора на его страницах публикуются разоблачительные материалы о репрессированных деятелях советского искусства. В 1937 году журнал «Театр и драматургия» был преобразован в научно-популярный журнал «Театр», ставший монопольным театральным периодическим изданием. В этом журнале, посвященном вопросам театра, передовая статья

всегда была связана с политической злобой дня6. Редакция выполняла политический заказ партии7. Однако, вопреки тому, что идеологическая функция для этого журнала была определяющей, его редакторы и авторы продолжали лучшие традиции отечественного театрального журнала просветительской направленности, прежде всего, журнала Серебряного века «Театр и искусство». В этом журнале были постоянные рубрики, посвященные истории театра, теории театрального искусства. В рубрике «По Советскому союзу» помещались материалы о театрах советских республик. На страницах «Театра» публиковались пьесы известнейших советских драматургов, что было крайне важно. «Театр» имел широкую сеть распространения, охватывающую практически всю территорию СССР, а драматические произведения, помимо редких случаев, вроде издания пьес в сериях ВТО и издательстве «Искусство», почти не печатались. Содержание номеров журнала «Театр» претерпевало изменения в зависимости от послабления или ужесточения цензуры и социально-политической ситуации в стране. На седьмом этапе развития театрального журнала (1958-1991), начавшегося с появлением популярного журнала «Театральная жизнь» в 1958 году, закончилась монополия журнала «Театр».

В третьем параграфе «Новые функции театрального журнала в периодике последних десятилетий» проанализирован корпус современных театральных журналов, выявлены их типологические особенности.

6 Знаменательное пятилетие. Театр. 1937. № 1. С. 3-8.

7 Именно политической ситуацией можно объяснить покаянную интонацию редактора И. Альтмана во время его выступления на обсуждении журнала «Театр» в Союзе писателей, которое состоялось 20 апреля 1938 года: «Что характерно для 1937 года, что в известной мере определило работу журнала «Театр» и что должно определить работу журнала дальше? Во-первых, сам театр советский, как и все искусство, очистился от большого количества врагов... <...> Но в процессе этой очистки, этой колоссальной политической работы, которую мы должны были проводить и проводим совместно со страной, мы не сделали одной важной вещи. Мы не сделали того, что называется ликвидацией последствий вредительства в театре» [РГАЛИ. Ф. 631, оп. 2, е.х. 291, лл. 8-14. Протокол № 10 и стенограмма заседания бюро секции драматургов СПП с обсуждением журнала «Театр». 20.04.1938, л. 9].

В 1982 году был создан театральный журнал «Современная драматургия». Этот научно-популярный журнал просветительской направленности (предметная область - драматургия и театральное искусство) знакомит читателя с произведениями драматургов наших дней, в аналитических материалах фиксирует движение театрально-драматургического процесса. Он остается востребованным у публики на протяжении тридцати лет и продолжает ориентироваться на актуальную ситуацию в мире современной драмы и открывать новые имена в драматургии и театре.

В 1991-2013 гг. (восьмой этап развития театрального журнала) в условиях отмены цензуры после 1991 года появились новые театральные журналы «Московский наблюдатель» (1991-1998), «Петербургский театральный журнал» (выходит с 1992 года), «Сцена» (выходит с 1991 года), «Станиславский» (выходит с 2006 года), «Театрал» (2005) и др. В них публикуются материалы по театральному искусству. В начале 1990-х годов в них публиковались статьи о деятелях культуры, чьи имена были под запретом в советский период. Каждый из журналов отличается оригинальной издательской концепцией и относится к разным типам театрального журнала. «Петербургский театральный журнал», например, представляет тип научно-популярного журнала. «Театрал» по типологическим характеристикам можно отнести к популярным журналам развлекательной направленности. Господдержка изданий по театру, по большей части, отсутствует. Из-за экономических трудностей был перерыв в издании журнала «Театр». В силу этих причин важным для редакции становится изыскание средств на издание, т.е. поиск рекламодателей или спонсоров, что, безусловно, отражается на качестве контента периодического издания.

Из существующих на данный момент театральных журналов наиболее

интересен, на наш взгляд, реорганизованный в 2010 году журнал «Театр.».

20

Это издание представляет собой новую модель научно-популярного театрального журнала оригинального дизайна с богатым визуальным рядом. Благодаря структурному делению контента на три крупных раздела, посвященных различным аспектам актуальной театральной жизни, и присутствию в авторском коллективе ключевых персон российской театральной критики поколения next, представители различных читательских групп могут познакомиться с интересующей их информацией в области современного театрального искусства. Все прежние театральные журналы не могли в полной мере ответить на такой читательский запрос.

Глава 3 «Театральный журнал в новом коммуникативном пространстве» посвящена исследованию театрального журнала новейшего времени. В ней систематизированы театральные журналы интернет-среды и предложена экспериментальная модель театрального интернет-издания «В театр!».

В первом параграфе «Сетевые театральные издания»

рассматриваются изменения, произошедшие в журнальной театральной периодике после ее перехода в онлайн-среду.

У театральных сетевых электронных СМИ есть большие возможности для реализации коммуникативной, познавательной, воспитательной, рекламной, эстетической функций театральной периодики. Интернет-издания мобильны, у них нет проблемы отставания от событий и своевременной доставки к читателю. В этом их несомненное преимущество перед печатными изданиями.

Сетевые электронные издания обладают интерактивными

возможностями, что особенно эффективно может быть использовано именно

в театральной периодике. Однако на данный момент основной контент рынка

театральных периодических изданий в Интернете составляют расширенные

электронные аналоги печатных изданий («Театр.», «Театрал-онлайн»,

21

«Петербургский театральный журнал» и др.). Таким образом, исторически привычные читателю театральные журналы продолжают свой путь среди многообразия периодики, оставаясь в офлайн- и приходя в онлайн-среду. Сопоставительный анализ электронных аналогов печатных театральных журналов показал, что в них пока не в полной мере реализованы интерактивные возможности, необходимые для привлечения нового читателя, - создание РИ-поводов, таких как трансляции крупных событий театрального мира, презентации театральных проектов, виртуальные встречи с известными деятелями театрального искусства, лекции, мастер-классы.

Для театральной периодики качественное развитие Сети очень полезно. При увеличении доли театральных сетевых электронных изданий в общем количестве театральной периодики и при продолжающем распространении интернет-сетей на территории нашей страны возникает уникальная возможность завоевания огромной аудитории интернет-читателей/ зрителей.

Во втором параграфе «Экспериментальный театральный интернет-

журнал: авторская концепция и структура» выявлены специфические

особенности сетевого журнала и разработана модель театрального интернет-

журнала «В театр!». Данная экспериментальная модель реализует

традиционные функции театральной периодики, обогащая их

интерактивными возможностями. Научно-популярный журнал «В театр!»

адресован широкому кругу читателей, его целевое назначение -

популяризация техническими средствами интернет-среды ярких

современных театральных явлений. В частности, рубрика «Зрительный зал»

предоставляет возможности просмотра театральных постановок в режиме

онлайн-трансляции и в записи. Учитывая открытость современного мира, в

структуру журнала включена рубрика «Театральный туризм», в которой

читатель/пользователь может найти предложения туров с посещением

крупнейших театров мира. В журнале предполагаются постоянные рубрики

22

«Новости и анонсы», «Критика», «Худсовет», «Интервью» и т.д. Подобное театральное издание может быть полезно как профессионалам в области театра, так и рядовому читателю/пользователю. Проект преодолевает географические границы и предоставляет возможности для самообразования пользователя, а также для международного интерактивного общения и объединения людей по интересам.

Российский театральный журнал в интернет-пространстве находится на стадии формирования. Благодаря техническому совершенствованию Сети появляются новые издательские возможности. В новом коммуникативном пространстве театральная периодика может более эффективно реализовывать основные функции театрального журнала.

В Заключении обобщены основные результаты диссертационного

исследования и определены дальнейшие пути развития отечественного

театрального журнала. Изучение истории театрального журнала позволило

выделить восемь этапов его эволюции: 1) 1808-1811. Становление

театрального журнала как самостоятельного периодического издания

(«Драматический вестник» (1808), «Журнал драматический» (1811)).

Основная функция журнала в этот период - информация о театральных

событиях. Рецензии на спектакли в них носили любительский характер; 2)

1839-1865. Формирование модели театрального журнала просветительской

направленности («Репертуар и Пантеон», «Русская сцена»); 3) 1889-1897.

Основание театрального журнала «Артист» и первого государственного

театрального периодического издания «Ежегодник императорских театров»;

4) 1897-1918. Создание модели авторского театрального журнала («Театр и

искусство» А.Р. Кугеля, «Любовь к трем апельсинам» Вс.Э. Мейерхольда и

др.); 5) 1918-1927. Закрытие в 1918 году всех дореволюционных изданий как

буржуазных. Появление советских театральных журналов, транслирующих

театральные идеи различных эстетических и идеологических группировок

23

этого времени; 6) 1928-1958. Переход от плюрализма творческих исканий 1920-х гг. к моноэстетике - соцреализму. Основание журнала «Советский театр» в 1930 году (с 1937 - «Театр»), Театральная периодика начинает выполнять новые для нее идеологические задачи; 7) 1958-1991. Конец монополии журнала «Театр»: появление в 1958 году журнала «Театральная жизнь», адресованного широкому кругу читателей, и в 1982 году альманаха (в дальнейшем - журнала) «Современная драматургия»; 8) 1991-2013. Основание новых театральных журналов разных типов - от научно-популярного до популярного с большой долей рекламно-развлекательных материалов. Появление и активное продвижение театрального журнала в интернет-пространстве.

В процессе исследования исторической эволюции развития театрального журнала как вида издания выявлено четыре устойчивых типа. В результате детального анализа конкретных изданий обоснованы типологические параметры научного, научно-популярного, производственно-практического, популярного типов театрального журнала. На каждом этапе выделен доминирующий тип театрального журнала. Анализ театральных театрального журнала двух столетий позволил выявить перспективы его дальнейшего развития, поставить проблему создания модели театрального журнала, функционирующего в онлайн- среде.

Публикации по теме диссертации

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК:

1. Башмакова (Шур), Ю.Е. Работа редактора над структурой театрального

журнала "Современная драматургия" // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. - 2010. - № 5. -С. 117-123.

2. Шур, Ю.Е. Издательская концепция театрального журнала А.Р. Кугеля "Театр и искусство". Проблема актуальности // Известия высших

24

учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. -2011. -№ 1. - С. 107-113.

3. Шур, Ю.Е. Театральная периодика в Рунете // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. -2011.-№4.-С. 120-127.

4. Шур, Ю.Е. Специальные театральные журналы Серебряного века // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. - 2012. - № 4. - С. 135 - 141.

Другие публикации:

5. Башмакова (Шур), Ю.Е. Из истории альманаха "Современная драматургия" [тезисы доклада к научно-технической конференции молодых ученых МГУП] // Вестник МГУП. - 2010. - № 5. - С. 95 - 96.

6. Шур, Ю.Е. "Ежегодник императорских театров" как первое государственное издание о театре // Вестник МГУП. - 2011. - № 7. - С. 39-48.

7. Шур, Ю.Е. "Театр.": новая жизнь старого журнала // Вестник МГУП. -2011.-№ 8.-С. 29-39.

8. Шур, Ю.Е. Театральные журналы 1920-х годов. Типологическая характеристика [тезисы доклада к научно-технической конференции молодых ученых МГУП] // Вестник МГУП,- 2012. - № 6. - С. 103 - 110.

9. Шур, Ю.Е. Социокультурная динамика театрального журнала в периодике XIX века // Вестник МГУП,- 2013. - № 1. - С. 80 - 85.

10. Шур, Ю.Е. Репертуар и пантеон [тезисы доклада к научно-технической конференции молодых ученых МГУП] // Вестник МГУП - 2013. - № 7. - С. 62-65.

Подписано в печать 08.04.2014 г. Печать на ризографе. Тираж 100 экз. Заказ № 23671. Объем 1,39 п. л. Отпечатано в типографии ООО "Алфавит 2000", ИНН: 7718532212, г. Москва, ул. Маросейка, д. 6/8, стр. 1, т. +7 (495) 623-08-10, www.alfavit2000.ru

Текст работы Шур, Юлия Евгеньевна, диссертация по теме Библиотековедение, библиографоведение и книговедение

федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова»

На правах рукописи

04201457547

Ш

Шур Юлия Евгеньевна

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ В РОССИИ: ГЕНЕЗИС И ТИПОЛОГИЯ

Специальность 05.25.03 - «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: кандидат филологических наук, профессор И.К. Сушилина

МОСКВА - 2014

Оглавление

Введение..................................................................................................3

Глава 1. Отечественный театральный журнал XIX - начала XX века: этапы развития.............................................................................................14

1.1. Театральный журнал как вид периодического издания..........................14

1.2. Эволюция отечественного театрального журнала в 1808-1890-е годы......24

1.3. Театральный журнал в периодике Серебряного века. Формирование новой концепции издания.......................................................................41

Глава 2. Особенности функционирования театрального журнала в советский и постсоветский периоды.........................................................................55

2.1. Многообразие типов театральных журналов в 1920-е годы.......................55

2.2. Монополия журнала «Театр» в советской театральной периодике.............79

2.3.Новые функции театрального журнала в периодике последних десятилетий..95 Глава 3. Театральный журнал в новом коммуникативном пространстве...........121

3.1. Сетевые театральные издания.........................................................121

3.2. Экспериментальный театральный интернет-журнал: авторская концепция и

структура.........................................................................................141

Заключение............................................................................................156

Библиографический список..................................................................173

Список иллюстраций...........................................................................208

Введение

Театральный журнал - важный сегмент отечественной периодики, неотъемлемая часть культуры, источник актуальной информации о театре. Через него читатель получает уникальную возможность познакомиться с текущим театральным процессом, а также с историей отечественного театра. Данная работа является первым комплексным исследованием отечественного театрального журнала со времени его основания в начале XIX века до десятых годов XXI века1. Рассмотрение особенностей его функционирования в исторической ретроспективе позволяет с научной достоверностью обосновать типологические параметры этого вида периодики и выработать рекомендации для создания эффективной модели современного театрального журнала. Выявление типологических особенностей театрального журнала в России в разные периоды его развития позволяет утверждать, что в концепции того или иного журнала находят отражение основные тенденции театрального искусства, состояние издательского дела, социокультурный контекст и исторический характер конкретной эпохи. Актуализация в данном диссертационном исследовании издательских традиций в сегменте театральной периодики расширяет теоретические представления о театральном журнале как виде издания и окажет определенное влияние на перспективы его развития в современном книгоиздательском процессе, в том числе в аспекте присутствия театральной периодики в интернет-пространстве. Таким образом, тема диссертационного исследования является актуальной.

В современной периодике сегмент театральных изданий выполняет коммуникативные и просветительские функции в условиях существенной

1 Поле нашего исследования ограничено театральными журналами Москвы и Санкт-Петербурга, предметной областью которых является драматический театр. Провинциальные театральные издания в целом не имели самостоятельного значения и не вошли в объектную область диссертации.

перестройки театрального процесса и с учетом запросов нового типа зрителя/читателя. Театр как вид искусства наиболее чутко реагирует на все общественные сдвиги. Структурные и творческие изменения современного отечественного театра во многом связаны с реформированием социально-политической системы в России. Сегодня в театральном пространстве активно функционируют в творческом содружестве традиционная система репертуарного театра, авторский экспериментальный театр, антреприза и другие формы театральной деятельности. Театральная реальность диктует необходимость создания новой парадигмы театрального журнала, призванного решать основные задачи специального периодического издания в духе времени. Запрос на такой журнал существует в обществе и сформулирован на государственном уровне: еще

3 ноября 2011 года на сайте госзакупок был размещен открытый конкурс на создание единого интернет-портала для популяризации культурного наследия и традиций России, однако до сих пор такой портал не появился. В качестве эксперимента в диссертации предложена модель театрального интернет-журнала «В театр!».

Потребности театрального зрителя эпохи новых коммуникаций во многом определяют и целевые установки современного театра и театральной периодики. Можно констатировать, что сформировался иной характер мотивации посещения театра. Просмотр спектаклей перестал быть для массового зрителя работой, открывающей новые эстетические и нравственные ценности. Теперь это вид проведения досуга, а театр - один из сегментов индустрии свободного времени. Все, что выходит за рамки данного формата, отторгается большинством зрителей. Однако, несмотря на эти тенденции, творческий поиск в театральном искусстве продолжается. В этой ситуации театральный журнал приобретает особое значение. Для разработки оптимальной модели театрального журнала,

2ШЬ: http://expert.ru/2011/ll/ll/kultura-v-iriternete/.

эффективно функционирующего в современной периодике, необходимо изучение и актуализация опыта его издания.

Цель исследования - выявление особенностей эволюции отечественного театрального журнала и его предметной, функциональной, адресно-целевой специфики; обоснование типологических параметров этого вида издания на разных этапах его развития; создание типологической модели современного театрального журнала в Интернете.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

• воссоздать историю театрального журнала;

• выделить основные этапы исторического развития отечественного театрального журнала;

• обосновать специфику театрального журнала как вида периодического издания;

• систематизировать журналы по типам;

• выявить главные проблемы и перспективы развития театральных журналов на современном этапе (аспект взаимодействия онлайн- и офлайн- среды);

• на базе исследования разработать экспериментальную модель театрального интернет-журнала.

Объектом настоящего исследования является отечественный театральный журнал со времени его появления в начале XIX века («Драматический вестник», 1808) и до десятых годов XXI века. Корпус театральных журналов (143 издания) как сегмент отечественной периодической печати рассматривается в русле книговедческой проблематики в историческом и театроведческом контекстах.

Предмет исследования - генезис, этапы развития и типология театрального журнала в их обусловленности развитием книгоиздания в России и социокультурной ситуацией.

Методология и методы исследования. Работа носит междисциплинарный характер, опираясь на базовые положения книговедения, истории журналистики и театроведения.

В диссертации использованы сравнительно-исторический, типологический, биографический методы современных исследований в области книговедения, издательского дела и журналистики. Исследование основано на принципах историзма и системности. Методологической базой диссертации стали труды А.И. Акопова, О.В. Андреевой, A.A. Беловицкой, A.A. Говорова, A.A. Гречихина, Т.Г. Куприяновой, Н.П. Лаврова, И.Г. Неупокоевой, С.П. Омилянчука, О.Л. Таракановой, М.В. Шкондина и др.3, а также работы по теории и практике редактирования и издательского дела С.Г. Антоновой, И.А. Жаркова, Л.В. Зиминой, A.A. Калмыкова, Л.А. Кохановой, Б.В. Ленского, А.Э. Мильчина, Н.З. Рябининой, Н.М. Сикорского, В.И. Соловьева, A.A. Тертычного и др.4

3 Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий (на примере специальных журналов) / А.И. Акопов. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1985. 96 е.; Акопов А.И. Отечественные специальные журналы (1765-1917). Историко-типологический обзор / А.И. Акопов. Ростов-на-Дону. 1995. 132 е.; Андреева О.В., Волкова Л.Л., Самарин А.Ю. История книги. М., Сибирская благозвонница, 2001.400 е.; Беловицкая A.A. Общее книговедение: учебник. М.: МГУП, 2007. 393 е.; Гречихин A.A. Библиотипология как научное направление: Особенности становления и развития в российском книговедении: монография. М. : МГУП, 2003. 432 е.; Гречихин A.A. Типологическое моделирование как общий метод книговедения / A.A. Гречихин // Современные проблемы книговедения, книжной торговли и пропаганды книги. МГАП. 1995. Вып. 10. С. 5-34; Тараканова О.Л. Антикварная книга: учебник для вузов. М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1996. 258 е.; Омилянчук С.П. Системно-информационный подход в книговедении: некоторые общие принципы и методы (на примере типологии изоизданий) / С.П. Омилянчук // Книга. Исследования и материалы. - 2001. - Сб. 78. - С. 65-107; Неупокоева И.Г. О понятии общего типологического ряда / И.Г. Неупокоева // Контекст. М., 1975. С. 168- 188; Лавров Н.П. Основные понятия книговедения и типология печатных изданий: учеб. пособие. М., 1978. 55 с. ; Типология изданий. M.: Книжная палата, 1990. 230 с. Черняк А.Я. Современные проблемы типологии книги / А.Я. Черняк // Книга. Исследования и материалы. 1993. Сб. 65. С. 210-215; Типология периодической печати: учеб. пособие / Под ред. М.В. Шкондина и Л.Л. Реснянской. М.: Аспект-пресс, 2009. 236 с.

4 Редактирование: общий курс: учебник / С.Г. Антонова и др. M.: Школа издательского и медиабизнеса, 2011. 314 е.; Антонова С.Г. Издания по искусству. Проблемы типологии и редактирования / С.Г. Антонова. M. МПИ, 1989. 104 е.; Антонова С.Г. Типологические особенности театральной книги / С.Г. Антонова. В сб.: Книга и сцена

: Вторая научная конференция «Театральная книга между прошлым и будущим»: Докл. и сообщ. М.: РГБИ, 1999.; Антонова С.Г. Современный театральный журнал в социокультурном пространстве / С.Г. Антонова. В сб.: Театральная периодика в России: Восьмые научные чтения "Театральная книга между прошлым и будущим": доклады, публикации, материалы круглого стола. М.: РГБИ, 2009. 328 е.; Жарков И.А. Жанр как категория редакционно-издательского знания: монография / И.А. Жарков; Моск.гос. ун-т печати. М.: МГУП, 2005. 178 е.; Зимина Л.В. Современные издательские стратегии: От традиционного книгоиздания до сетевых технологий культурной памяти: монография / Л.В. Зимина. М.: Наука, 2004. 274 е.; Калмыков A.A., Коханова Л.А. Интернет-журналистика: учеб. пособие. М„ Юнити-Дана, 2005. 384 е.; Ленский Б.В. Книгоиздательская система

В процессе работы над диссертацией использовались архивные и библиографические источники: фонды РГАЛИ (ф. 2306, редакция журнала «Театр»; ф. 3048, Алперс Б.В.; ф. 631, Союз писателей СССР; ф. 1038, Вишневский В.В.; ф. 994, собрание писем деятелей искусств; ф. 2579, коллекция материалов деятелей литературы и искусства Федорова В.В.) и ГЦТМ им. A.A. Бахрушина (ф. 133 Куманина А.Ф.; ф. 53 Верстовского А.Н.; ф. 291 Кони Ф.А.; ф. 396 Яроцкой М.К.), библиографические указатели «Периодическая печать СССР 1917-1949» в 11 томах, «Летопись периодических изданий СССР», библиографический указатель Н.М. Лисовского «Библиография русской периодической печати 1703-1900 гг.» (Пг., 1915), специализированный театральный библиографический указатель В. Вишневского «Театральная периодика» (в 2 ч., М., 1941) и другие библиографические издания, а также фонды ЦНБ СТД, РГБИ и РГБ.

Степень разработанности темы. Вопросы истории создания и функционирования российских театральных журналов в книговедении, театроведении и истории журналистики рассматривались в трудах Ю.М. Барбоя,

B.В. Борзенко, Ю.К. Герасимова, A.B. Западова, Д.Г. Королева, О.Н. Купцовой,

C.Я. Махониной, И.Л. Мухранели, И.Ф. Петровской, Т.Ю. Рыбакиной, О.Л. Таракановой, А.Я. Трабского и др.5 Некоторые из этих трудов были особенно

современной России / Б.В. Ленский. М.: Наука, 2001. 208 е.; Мильчин А.Э. Методика редактирования текста / А.Э. Мильчин. М.: Логос, 2005. 524 е.; Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования: учебник для вузов по спец. «Журналистика» / Н.М. Сикорский. М.: Высшая школа, 1980. 328 е.; Соловьев В.И., Рябинина Н.З. Редакторская подготовка периодических изданий : учеб. пособие / В.И, Соловьев, Н.З. Рябинина. М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1993. 100 е.; Тертычный A.A. Жанры периодической печати: учеб. пособие для вузов / A.A. Тертычный. М. Аспект-Пресс.2000.312 с.

5 Барбой Ю.М. Театральная критика и современность. Л.: ЛГИТМИК. 1982; Борзенко В.В. Российская театральная журналистика 1808-1991 гг. Историко-типологическое исследование : диссертация на соискание ученой степ, к.ф.н. Воронеж, 2008. 191 с; Герасимов Ю.К. Очерки истории русской театральной критики. Л.: Искусство. 1979. 327 е.; Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917). / Б.И. Есин. М.: Флинта; Наука, 2009. 464 е.; История русской журналистики XVIII-XIX вв. / Под ред. A.B. Западова. М.: Высшая школа. 1973. 516 е.; Жилина A.B. Театральный журнал «Артист» в литературном процессе 1880-1890-х годов: автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ф.н. Омск, 2001. 19 с. Петровская И.Ф. Театр и зритель российских столиц. Л.: Искусство. 1990. 271 е.; Трабский А.Я. Советская театральная журналистика / А.Я. Трабский. В сб.: Театральная критика 1917-1927 гг.: сборник научных трудов. Л.: ЛГИТМИК, 1987. 173 е.; Королев Д.Г. Очерки из истории книгоиздания и распространения театральной книги в России XIX — начала XX веков. СПб.,1999. 328 е.;

полезны при написании данной диссертации. O.JI. Тараканова в работе «Антикварная книга» уделяет внимание истории возникновения отечественных специальных журналов, в том числе первых театральных.

В работе О.Н. Купцовой «Из истории становления советской театральной критики (1917-1926 гг.)» театральные журналы рассматриваются с точки зрения позиций критиков разных идеологических и эстетических направлений. Картина театральной периодики этого периода предстает через опубликованные в изданиях материалы. В работе созданы выразительные и точные портреты ведущих театральных критиков и деятелей театра того времени. Но сами журналы, как периодические издания в их типологическом своеобразии, не являются объектом данного исследования.

В работах И.Л. Мухранели «Становление типа советского театрального журнала 1920-х-1930-х годов» и Т.Ю. Рыбакиной «Театральные журналы Москвы 1919-1929 гг.» исследуется ограниченный десятилетием период в истории театрального журнала. При объективных достоинствах работы И.Л. Мухранели время ее написания (1971) наложило определенный отпечаток идеологического свойства на ее содержание и сделанные автором обобщения. В работе Т.Ю. Рыбакиной театральные журналы рассматриваются с искусствоведческих позиций. Акцент сделан на театроведческой проблематике в контенте этих периодических изданий. В объектную область работы В.В. Борзенко, посвященной истории театральной периодики, вошли не только театральные журналы, но и газеты. Она содержит богатый фактический материал, отличается точностью наблюдений и оценок. Однако в ней театральная периодика рассматривается с точки зрения истории журналистики, в которой существует своя типология. Так, например, предложенная автором классификация типов

Купцова О.Н. Из истории становления советской театральной критики. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1984. 68 е.; Махонина С.Я. История русской журналистики начала XX века. M.: Флинта; Наука. 2011. 240 е.; Мухранели И.Л. Становление типа советского театрального журнала 1920-х - 1930-х годов: диссертация на соискание ученой степ, к.ф.н. М., 1971. 314 е.; Рыбакина Т.Ю. Театральные журналы Москвы 1919-1929 гг.: автореферат диссертации на соискание ученой степ, кандидата искусствоведения. М., 1991. 26 е.; Советский театр. Документы и материалы (1917-1967) (под ред. А.З. Юфита). Л., «Искусство», 1968-1975.

театральных журналов не совпадает с принятой в книговедении типологией. В.В. Борзенко выделяет такие типы театрального журнала, как толстый, информационный, рекламный, журнал-сборник пьес. Использование этой классификации в книговедении для нас проблематично. Кроме того, ввиду того что объектная область работы ограничена 1991 годом, в нее, естественно, не вошли театральные журналы последних десятилетий - периода, когда в развитии театрального журнала, как и всех СМИ, произошли серьезные изменения, связанные с перестройкой общества после распада СССР. Ведь именно на данном этапе произошел важный для театрального журнала переход в медиасферу - сеть Интернет, где этот старейший вид периодического издания приобрел новые функции и возможности взаимодействия с читателем. Театральный журнал активно развивается в интернет-среде, что обусловливает необходимость �