автореферат диссертации по документальной информации, 05.25.03, диссертация на тему:Информационно-библиографические ресурсы художественной культуры Вьетнама (История. Современное состояние, тенденции развития)
Автореферат диссертации по теме "Информационно-библиографические ресурсы художественной культуры Вьетнама (История. Современное состояние, тенденции развития)"
МШШС^ЕИСТиО^ - КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ; > ¡ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ
На правах рукописи
Хонг ФАМ ТХИ МИНЬ
ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ
РЕСУРСЫ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ВЬЕТНАМА (ИСТОРИЯ. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ)
Специальность 05, 25. 03 "Библиотековедение и библиографонеление"
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
С'анкт-Пе гербург №3
Работа выполнена на кафелре библиотечно-библиографнческого обслуживания специалистов гуманитарного профиля Санкт-Петербургского государственного института культуры.
Научный руководитель
-кандидат педагогических наук, доцент А. А. Туровская
Официальные оппоненты:
- доктор педагогических наук, профессор Ю. С. Зубов
- кандидат педагогических наук доцент И. А. Полотовская
Ведущая организация : Российская Национальная
библиотека.
Защита состоится " иСс ¿-1993г.
в__ часов на заседании Специализированного совета
Д .092.01.02 по присуждению ученой степени доктора наук при Санкт-Петербургском государственном институте культуры по адресу:
191065, Санкт-Петербург, Дворцовая наб.,д.2.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.
Автореферат разослан " ^^¿¿¿¿/Ь^^ 1993 г.
Ученый секретарь Специализированного совета кандидат педагогических наук, профессор VI * Г. И. Поздпяк»
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Современный этап развития вьетнамского общества характеризуется возрастанием роли художественной культуры во всех сферах его социально-экономической жизни. Ускорение социально-экономического и духовного развития в СРВ выдвигает ответственные задачи в повышении культурного уровня всего народа, в решении которых важнейшая роль принадлежит искусству как сердцевина художественной культуры.
Признание высокой общественной роли искусства содержится в материалах четвертого, пятого и шестого съездов Коммунистической партии Вьетнама^ рассматривающих литературу и искусство как важнейшее орудие в духовном воспитании народа, формировании всесторонне развитой личности - творца нового общества.
Реализация культурной политики Коммунистической партии и правительства СРВ находит конкретное проявление преадв всего в активизация художественной жизни страны, в росте числа учреждений культуры, создании специальных учебных и научно-исследовательских институтов и, соответственно, в росте контингента специалистов художественной культуры. Эти тенденции современного художественного процесса сопровождаются формированием системы искусствоведческой периодики, увеличением объема отраслевого документального потока и отраслевого массива в целом.
В силу ряда объективных исторических реалий проблемы культурного строительства выдвинулись во Вьетнаме на первый план лишь со времени установления в стране демократического строя, создающего условия не только для развития искусства, но и предпосылки для научного осмысления художественного процесса как прошлого, так и настоящего.
Материалы съездов Коммунистической партии Вьетнама с 1976-1986 гг. - Ханой: Правда, 1987. - Г92 п.
Говоря о современной ситуации в области художественной культуры. нельзя но учитывать и уровня развития отечественного искусствознания, находящегося, по существу, в стадии становления, что актуализирует проблемы источниковедческого обеспечения научно-творческой деятельности и превде всего в сфере искусства.
В решении сложных и ответственных задач, стоящих перед отечественным искусствознанием, значительную роль призвана сыграть оистема информационно-библиографического обеспечения. В этой свя-ви наследование информационно-библиографических ресурсов искусствознания представляется, несомненно, актуальным и значимым.
В современном библиографоведении понятие "Информационно-библиографические ресурсы" трактуется как совокупность ряда компонентов! библиотечные фонды, система библиографических пособий, каталоги и картотеки, базы данных, профессиональные кадры и информационный потенциал других отечественных и зарубежных информационных центров по данной отрасли (Семенова Г.Г., Минкяна В.А., Фоке-ев В.А. и др.). Каждый из этих компонентов может быть объектом самостоятельного изучения. Поэтому данное наше исследование ограничивается' проблемами формирования отраслевой системы библиографических пособий и оптимизации справочно-библиографического аппарата (СБА) библиотечно-библиографических учревдений, входящих в систему ОНТИ по культуре и искусству.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- впервые во вьетнамском библиографоведении информационно-библиографические ресурсы художественной культуры являются пред-мегом специального исследования. При этом тенденции их становления и развития рассмотрены во взаимосвязи с историей национальной художественной культуры, процессами формирования отечественного иокусствознания и становления книгоиздательского Дела в стране;
- с позиций современного библиографоведении осуществлено исследование информационных потребностей различных категорий специалистов сферы художественной культуры с учетом характера конкретных видов деятельности. Проведенное исследование дачо основание предложить типологию потребителей и модели их информационных потребностей;
- данные многоаспектного анализа отраслевого библиографического фонда и творческое использование отита ряда зарубежных
стран, и прежде всего бившего СССР, позволяют внести аргументированные предложения организационно-методического характера, направленные на формирование системы информационного обеспечения научно-творческой деятельности в сфере художественной культуры.
Практическое значение исследования в том, что реализация предлагаемых автором конкретных мер по совершенствованию производства библиографической продукции будет способствовать превращению его в управляемый процесс, ориентированный не на количественный рост библиографических ресурсов, а на создание их системы, в наибольшей степени соответствующей информационным потребностям. Составленная автором библиография библиографических и справочных материалов по искусству может быть эффективно использована в практике справочно-библиографического обслуживания, а также разработке перспективных планов пополнения отраслевого библиографического фонда.
Апробация результатов работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования были изложены в докладах, представленных на научно-практических конференциях молодых специалистов по проблемам научно-информационной деятельности Национальной библиотеки (Ханой, 1983), научно-информационной деятельности провинциальных универсальных научных библиотек (Ханой, 1985), в методических рекомендациях научно-исследовательского отдела НБ по организации фондов справочных и библиографических изданий провинциальных УНБ (1988).
Разработанность темы. В отечественном библиографоведении проблемы информационно-библиографических ресурсов художественной культуры до настоящего времени целостного освещения не получили. Отдельные аспекты темы лишь затрагивались при изучении истории библиотечного дела (Игуан Ван Куанг, Фан Ван. Май Тхук и др.), истории общей библиографии (Фан Ван, Ле Тхи Тинь, Нго Тхием и др.). научно-информационной и каталогизационной деятельности универсальных научных библиотек (Нгуен Тхе Дык. Ха Тху Кук и др.), информационных потребностей специалистов гуманитарных отраслей знания (Ха Тху Кук, Нгуен Хыу Вьем и др.). Поэтому для решения поставленных в исследовании задач были тщательно изучены и ТЕорчески использованы труды видных советских библиографоведов и информати-ков по методологическим и теоретическим вопросам общего и отраслевого ri il rt л п ог рг iù |£>в ел енпя : Кяи-аюва И.О., Соколова A.B., Зубова Ю.О., Трубников;] С.А.. Гилярвьскпгэ КС.. Черного А.И.. Мнхалло-
ва А.И., Слядневой H.A., Фокеева В.А. и др., а также работа Александровой A.A., Антоновой С.Г., Васильевой М.Б.. Головко Г.В., Ибрагимовой И.Р., Ласьковой Л.В., Острой О.С., Судьи Э.С., Туровской A.A. по историко-теоретическим проблемам библиографии искусства.
Теоретической и методологической основой исследования послужили основополагающие труды классиков философской и эстетической мысли по проблемам художественной культуры, государственные и пар-тайные документы по вопросам культурной политики, литературы и искусства СРВ, библиотечно-библяографической службы Вьетнама, а также фундаментальные исследования вьетнамских теоретиков и историков искусства, социологов, культурологов, историков.
Источниковедческой базой исследования явились библиографические пособия общего и отраслевого характера, изданные в период I778-I93I гг., рецензии на эти издания , материалы архивов Ш Вьетнама, провинциальных УНБ Тханьхоа, Тхайбинь, Хайхынг, Ханамнинь, библиотечная документация специальных искусствоведческих библиотек, материалы проведенных автором социологических исследований.
Цель исследования - на основе анализа библиографических материалов, преимущественно по различным видам национального искусства Вьетнама, проследить процесс становления и развития библиографии отрасли, выявить тенденции ее развития, дать оценку ее современного состояния и степени соответствия общественным информационным потребностям, обосновать пути ее совершенствования.
Для достижения намеченной цели исследования предстояло решить следующие задачи;
- проанализировать содержание понятия "художественная культура" п раскрыть ее деятельноетную структуру как совокупность функционирующих подсистем;
- изучить развитие библиографии отрасли во взаимосвязи с художественным процессом и искусствознанием;
- выявить динамику количественного роста специалистов художественной культуры и предложи? х типология с учетом характера их профессиональной деятельности;- изучить информационные потребности тех категорий специалистов, которые непосредственно заняты в сфере производства худояо-стеонтшх ценностей, их анализа и научного осмысления;
- оценить современное состояние .библиографических ресурсов к соот:етстгпе их общественным информационным потребностям в сфере художественной культуры;
- обосновать на основе выявленных тенденций перспективы формирования системы библиографического обеспечения! научной и творческой деятельности в сфера художественной культуры.
Объект исследования: информационно-библиографические ресурсы сферы художественной культуры.
Предмет исследования: информационно-библиографическое обеспечение научно-творческой деятельности и пути его совершенствования.
Характер рассматриваемых в диссертации проблем обусловил применение- комплекса взаимодополняющих методов исследования:
- системного и историко-генетического анализа при исследовании истории национальной художественной культуры и истории зарождения и становления ее библиографии;
- сравнительного, источниковедческого, структурно-типологического анализа при изучении отраслевого библиографического фонда;
- социологических методов при изучении информационных потребностей различных категорий специалистов;
- статистических методов при анализе документального потока и информационных потребностей.
Базами исследования были НБ Вьетнама, УНБ провинций Тхайбинь, Тханьхоа. Ханамнинь, Хайхынг , Ханой, библиотечно-документальныв отделы НИИ культуры и искусствознания.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Концепция формирования библиографии художественной культуры, основанная на взаимосвязи ее с тенденциями художественного процесса и его научного осмысления.
2. Оценка состояния отраслевого библиографического фонда и его несоответствие информационным потребностям отрасли.
3. Модель формирования системы библиографического обеспечения сферы художественной культуры, ее типо-видовая и содержательная структуры.
4. Важнейшие направления совершенствования производства библиографической продукции и конкретизация функций библиотечно-биб-лиографяяеских центров, входящих в организационную структуру 0С1ГГИ по культуре и искусству.
Структура диссертации определяется логикой исследования и поставленными в нем научнш.ш задачами: она состоит из введения, трех глав, заключения, списка литарат^рц, приложений.
Во Введении обоснованы актуальность, научная новизна и практическая значимость исследования, определены его объект и предмет, цель и задачи, охарактеризована методологическая и источниковедческая основа и комплекс примененных методов, сформулированы положения, выносимые на защиту.
Необходимость выявления тенденций развития библиографии художественной культуры Вьетнама потребовала рассмотреть этот процесс п историческом аспекте. В главе I диссертации исследуется история становления и развития библиографии художественной культуры. выявляются факторы, воздействующие на этот процесс, и его общие тенденции.
. В главе 2. рассматриваются актуальные организационно-методические проблемы научно-информационной деятельности в сфере художественной культуры в условиях современной социально-культурной ситуации в стране, анализируются функциональные возможности отраслевого библиографического фонда.
В главе 3 на основе данных, полученных в результате проведенных нами социологических исследований ИП различных категорий-специалистов', предложена типология потребителей информации с позиций деятелыюстного подхода. С учетом общественных ИП отрасли оценивается общее состояние отраслевого библиографического фонда, а также степень соответствия библиографических ресурсов общественным потребностям.
В Заключении подведены итоги исследования, намечены перспективы информационно-библиографической деятельности по формированию системы библиографического обеспечения сферы художественной культуры.
В Приложениях даны: "Список библиографических пособий, учитывающих литературу по художественной культуре", "Список государственных издательств, выпускающих материалы по искусству", "Список основных периодических изданий по культуре и искусству"-, токот глисты, а такие различные таблицы, обобщающие результаты статистического и социологического исследований.
Список использованной литературы насчитывает 198 названий.
ОСНОВНОЕ СОДЕКШШ РАБОТЫ
Разработка проблематики бибяиогргпичоского обеспечения сферы .ч.удо:;:еств0шюй культур1;, опенка ого ооярог.'рчнгчм »-»»т.'.-нпя г
перспектив развития возможны лишь с учетом особенностей отрасли, ее национальной специфики и общественных информационных потребностей. В философской литературе понятие "художественная культура" до настоящего времени не получило однозначного определения, что объясняется различием методологических подходов к ее анализу. Тем не менее, общепризнанным является представление о художественной культуре как сложной многоуровневой системе, специфику которой образует художественная деятельность, деятельность по созданию художественных ценностей и как ее результат - произведения искусства. Для нашего исследования принципиальное значение имоет представление о деятельностной (функциональной) структуре художественной культуры.
В литературе имеются различные варианты систематики художественной культуры как некой целостности (Каган ГЛ., Лукин Ю. и др.), в которой функционирует ряд подсистем. Первая из. них - художественное производство и его субъекты, система художественного образования (процесс воспроизводства самих творцов художественных ценностей), вторая подсистема - художественное потребление и его субъекты, третья - художественные ценности, носителями которых являются произведения искусства и которые связывают художественное производство с художественным потреблением. Самостоятельными компонентами в структуре художественной культуры выступают художественная критика и искусствознание, управление. Особенности художественной культуры послужили основанием для постановки проблемы о возможности управления ее развитием. Но, исходя из специфики художественной культуры как сложной многоуровневой системы, было бы неправомерным отрицать возможность и необходимость научного управления отдельными ее подсистемами (подготовка кадров, планирование научно-исследовательской деятельности и др.). Сложная инфраструктура сферы художественной культуры, относительная самостоятельность ее отдельных подсистем позволяют ограничить объект нашего исследования информационно-библиографическим обеспечением тех компонентов художественной культуры, которые связаны с производством художественных ценностей (творческим процессом) 1! их научным осмыслением. Подобный подход обусловлен и особенностями рйзквтия художественной культуры Вьетнама, формирования СО инфраструктуры.
Л соответствии с лринлгпЬ в иогэдочоскоп науке периодизацией ист ч'И" Ь|.пип:1.;а влгв-е [ дП'-сер гшип' нрослелнвчетчч процесс
зарождения и развития библиографии художественной культуры, обусловленный особенностями социо-культурной ситуации на различных этапах истории страны. В рамках общеисторического процесса были выявлены основные факторы, влияющие на процесс становления и развития художественной культуры и определяющие те или иные течения и направления, формирующиеся в художественной жизни каждого периода. В качестве этих факторов выделяются: социально-политическая обстановка общества конкретного исторического периода и культурная политика власти, реализующаяся в реформировании народного образования, книгоиздательского и библиотечного дела, подготовке кадров научно-творческой интеллигенции, создании научно-исследовательских учреждений.
История национального искусства уходит своими корнями в глубокую древность (П-1 в. до н.э.), однако многовековое иноземное господство, стремление ассимилировать национальную культуру тормозило поступательное развитие национального искусства. Лишь с обретением страной государственной независимости создаются предпосылки для расцвета национальной культуры и ее осмысления.
Первые элементы искусствоведческого знания содержатся в па-годных хрониках и летописных сводах, всесторонне отражающих события социально-экономической и культурной жизни страны, а также литературных памятниках ХШ-ХУИ вв.
Ванным источником сведений по истории художественной культуры вьетнамского народа служат фундаментальные исторические труды вьетнамских авторов: тридцатитомная "История страны Дайвьет ("Дайвьет ши ки") Ле Ван Хыу, пятнадцатитомное "Собрание исторических записок о великой земле Вьет" ("Дайвьет ши ки тоан тхы") £>ам Игу Тхиена и Нго Ши Лиена, обстоятельно излагающие историю Вьетнама, аналогичные труди более позднего времени. Вплоть до середины наиего столетия процесс накопления искусствоведческого знания проходил в рамках исторической и филологической наук, подтверждением чему слу™".т содержание пэре их библиографических трудов (конец ХЖ - начало XIX вв.), дошедших до нашего времени.
В период французского колониального господства возрастает, интерес администрации к изучению природных ресурсов страны, ее география, истории и культуры, что способствовало р-лзвитию вьет-н&мистики. Ее потребностями было обусловлено пояглопие первьсс библиографических трудов французских исследователе!1 Индокитая. В "Библиографии об Аннаме" А.де Беллекомба, аналогичн;>::. ир чч?ганк:>
>аботе Барбье де Бокажа. "Индокитайской библиотека" Г.Кордьера и ;р. наряду с литературой по другим отраслям знаний была предсгав-[вна и литература по истории культуры Вьетнама. Анализ библиографических материалов, опубликованных в период второй половины XIX-[ачала XX вв.. показывает, что зарождение библиографирования искусствоведческой литературы протекало в раджах общей библиографии ¡ьетнама, что было характерно и для других отраслей знаний. Эта :енденшя развития библиографии искусства сохранялась на протяке-ши целого столетия. Начало систематического учета печатной проекции по искусству было связано с организацией национальной биб-гиографии Индокитая (1934 г.) в рамках "Летописи обязательных эк-1емпляров".
Победа Августовской революции и образование Демократической )еспублики Вьетнам (Г945 г.) положили.начало преобразованиям во icex сферах социально-экономической и культурной яизни страны, в :ом числе и в библиотечно-библиографической деятельности.
Однако начавшаяся в 1946 г. война Сопротивления против фран-стзских, а затем американских агрессоров и создание двух вьетнам-:клх государств резко изменили ситуацию в сфере культурной жизнп ¡траны и библиографической службы в частности. В условиях военного времени библиографическая деятельность в целом ограничивалась ш существу внутрибиблиотечными формат.®: ведением СБА и справочно-5иблиографическим обслуживанием. Образование на территории Зьет-зама двух самостоятельных государств - ДЕВ л Республики Вьетнам-! различными политическими системами предопределило и соответствующие тенденции в культурной жизни этих государств. В этот пери-)д во Вьетнаме функционируют два крупных библиографических центра - Национальная библиотека ДЕВ в Ханое и Национальная библиотека 'еспублики Вьетнам в Сайгоне. Общим в их библиографической дея-гельности был учет печатной продукции, Еыходящей на территории этих государств. Печатные материалы по культуре и искусству отражались в генеральном каталоге НБ (ДЕВ) и "Национальной библиографии" НБ (ЕВ).
Таким образом, до середины 60-х годов библиографирование материалов, относяцихся к сфере художественной культуры, осуществилось в двух направлениях: в изданиях национальной библиографии 1 в ретроспективных библиографических трудах общего характера. ГГо-твлешю порвнх специальны;', библиографических работ отраслевого характер- f nthjoe» xwowxmwKo*. культуры относится к 60-м годам.
когда били изданы самостоятельные пособия по всем видам искусства ("Прикладное искусство", "Архитектура", "Народные лубки", "История театра" и др.), и было обусловлено коренными изменениями социокультурной ситуации в стране (активизация художественного процесса, формирование кадров научной и творческой интеллигенции, создание сети высших учебных и научно-исследовательских заведений, рост печатной продукции).
В главе 2 "Современная организация научно-информационной деятельности в сфере художественной культуры" автором в контексте современного художественного процесса и в соответствии с тенденциями развития искусствознания проанализированы основные направления библиографирования отраслевого документального массива и отражение его в совокупности библиографических пособий.
Начало формирования отраслевой системы библиографического информирования в сфере художественной культуры относится к концу 70-х гг. и связано с созданием при НБ СРВ Отдела научной информации (ОНИ) по культуре и искусству с функциями центрального органа отраслевой научной информации. Организационная структура этой системы включает 40 провинциальных УНБ, библиотечно-документальные отделы КИИ'культуры и искусствознания, специальные библиотеки художественных вузов и культурных учреждений. При формировании организационной структуры системы научной информации по культуре и искусству был использован опыт информационного центра по проблемам культуры и искусства СССР - Информкультуры. Одним из главных направлений информационно-библиографической деятельности ОНИ НБ СШ стало формирование системы текущего библиографического информирования, которая представлена основными видами информационных изданий - библиографическими указателями "Научная информация по культуре и искусству: Библиографический указатель отечественной литературы", "Научная информация по культуре и искусству: Библиографический указатель зарубежной литературы", отдельными выпусками экспресс-информации и обзорной информации.
Для оценки качества функционирующей системы ТБИ нами проведен анализ информационных изданий с учетом требовании, предъявляемых к этой системе. Материалы анализа показывают, что функционирующая совокупность источников вторичной информации не дает адекватного отражения первичного документарного потока, ни обеспечивает достаточной глубины раскрытия иго ^шгф.-чиш, к.чк к необходимой оморг.типккп'я шгиоршроыиш:!,
До настоящего времени неблагополучнее положение наблюдается организации информирования о новой иностранной литературе, покупающей в крупнейшие библиотеки страны. В 80-е годы эту функцию шолнял библиографический указатель "Научная информация по культе и искусству: Библиографический указатель зарубежной литералы", но с 1990 г. его издание прекращено.
Для повышения эффективности системы ТБИ в целом автором сформирован ряд общих и конкретных предложений, ориентированных на эгсешв проблем организационного и методического характера. Акту-тьностъ наших предложений определяется еще и тем. что издания 1И 133 являются базовыми для формирования отраслевой системы бяб-•югра.ического информирования в сфорэ художественной культуры.
Второе направление тйормашошю-библиографической деятель-1сти по культуре и искусству - создание ретроспективных научно-зпомогательных пособии по отдельным видам пскусства - представ-зно библиографической продукцией НБ СРВ. В 70-30 гг. отраслевой 1блиографичесш1й Фонд пополнился пособиями практически по всем ¡дам искусства: "Прикладное искусство", "Архитектура", "История эатра", "Киноискусство" и др.. хронологически продолжающим! ана-эгпчные яздашш 60-х годов.. Примечательным для современного эта-я развития библиографии художественной культуры является расшя-зние видовой структуры отраженного в-пособиях отраслевого доку-энталыюго массива, прежде всего за счет материалов периодиче->шх пзданлй.
В 80-90 гг. сохраняется тенденция отражения материалов по* мьтуре и искусству в библиографических трудах по смежным отрас-зм знаний (издания ИШОН Вьетнама) и пособиях краеведческого ха-актера, создаваемых провинциальными УНБ.
Ограничение библиографических ресурсов сферы художественной ?льтуры лишь опубликованными библиографическими материалами не ает реального представления об их состоянии, поскольку важное ' эсто в информационно-библиографическом обеспечении отрасли при-адлежит СБА универсальных научных библиотек (в первую очередь 3 СРВ/ и ВДО НИИ. культуры и искусствознания. Анализ системы ка-алогов и картотек позволил выявить, с одной стороны, некоторые звимущества но сравнению о печатным библиографическими материа-1ми (широта отражения видовой структуры документального массива. 1ого."с]/октпог!ть раскрытия содержания фонда и др.), а с другой, м:' ■ : "ч;нип ио,«пг?.тгки (ограничение доступа к реально существу-
ицем? документальному потоку из-за отсутствия в СБА печатных библиографических пособий).
- Изучение генезиса и развития библиографии художественной культуры, представленной преимущественно библиографией искусства, анализ функционирующего отраслевого библиографического фонда дают возможность выявить тенденции становления отраслевой системы информации, поисковые возможности отраслевого библиографического фонда, но не дают достаточных оснований для определения степени соответствия библиографических ресурсов общественным информационным потребностям отрасли и перспективного планирования информационно-библиографической деятельности. Поэтому цели и задачи нашего исследования обусловили необходимость изучения информационных потребностей различных категорий специалистов сферы художественной культуры.
Материалы проведенного наш социологического исследования составляют содержание третьей главы диссертации "Информационные потребности специалистов художественной культуры как важнейший компонент совершенствования информационно-библиографического обеспечения отрасли".
Поскольку во вьетнамском библиографоведении данная проблема пока еще не получила достаточного теоретического осмысления, нами тщательно и творчески использованы труды видных советских ученых Д.Е.Шехурина, В.И.Бородыни, Г.И.Гольдгамера и др., в которых содержится определение понятия "информационные потребности", а также показана взаимосвязь ИП с характером научно-производственной деятельности потребителей информации и инфраструктурой отрасли. Для выполнения данной части исследования значительную помощь оказали работы С.Г.Антоновой, Г.В.Головко, И.Р.Ибрагимовой, А.З.Юрковец-кой, в которых проблемы информационных потребностей рассматриваются в контексте общих проблем информационно-библиографического обеспечения отдельных отраслей художественной культуры.
Исходя из нашего понимания художественной культуры как сложной структуры, объединяющей процессы создания и потребления художественных ценностей, творческо-научную деятельность специалистов отрасли можно представить в виде динамического процесса, включающего взаимосвязанные и взаимообусловленные этапы: управление, художественная практика, ее научное осмысление и потребление. Характер деятельности субъекта на каждом из этих этапов определяет и содержание информации, необходимой специалисту.
"Предпринятое нами изучение инфпрмлцкпнних потребностей с пени-
алистов художественной культуры-это первая во вьетнамском библио-графоведении работа подобного рода. Именно поэтому в своем исследовании мы сочли возможным творчески использовать предложенную советскими исследователями типологию потребителей информации в сфере художественной культуры применительно к особенностям социокультурной ситуации в СЕВ. Соответственно нами выделены следующие группы специалистов:
- руководящие работники (управленческие кадры) - в состав этой группы входят руководители Министерства культуры СЕВ. руководители подразделений Министерства культуры, учреждений культуры, учебных и научно-исследовательских институтов, начальники отделов управления культурой и информацией провинций и уоздов:
- творческие работники - эта группа наиболее значительна в количественном отношении, а также разнообразна по характеру деятельности;
- исследователи и аспиранты;
- художественные критики;
- преподаватели творческих вузов и искусствоведческих факультетов (мастерства, история искусства, теории искусства, художественной критики);
- студенты творческих вузов и искусствоведческих факультетов различных высших учебных заведений, то есть те категории специалистов, которые непосредственно связаны с производством художественных ценностей, их анализом и научным осмыслением.
В нашем исследовании, исходя из его задач и целей, ын сочли возможным ограничить контингент специалистов названными группами, поскольку в СЕВ это Ьедущие по количественному составу группы и наиболее активные потребители информации. Это подтверждает большой личный опыт диссертанта, а также анализ фонда выполненных библиографических справок в OBI lib за последние пять лат.
Используя данную типологию, автором осуществлено изучение ИП этого контингента специалистов на база КБ и специальных научных библиотек 1Ш культуры к искусствознания, Ханойской консерватории, Ханойского института изобразительного искусства. Ханойского института драматургии и кинематографии, Ханойского института культуры. Исследование проводилось с применением методов социологического исследования - анкетирования, интервьюирования, бесед с читателями и работниками библиотек. Обобщенные результаты исследования представлены в форме таблиц, которые раскрывают тнпо-видовую и содер-
жательную структуру ИП каждой из названных наш категорий специалистов и в совокупности дают представление об ИП отрасли.
■ Б целом они характеризуются такими признаками:
- шрота тематического диапазона используемой литературы как объективное отражение взаимосвязи различных видов искусства и интеграционных процессов в искусствознании,
- сложная видовая структура запрашиваемых документов, в которой ведущее место занимают публикации в периодических изданиях,
- отсутствие существенных различий в запросах на вновь выходящие материалы и материалы прошлых лет издания,
- возрастающая потребность в тематической и межотраслевой информации,
- возрастающая потребность в информации об иностранной интересу ре.
Специфика ИП отдельных групп специалистов не изменяет общий структуры объективных информационных потребностей и характеризует ее как сложную многоуровневую систему.
Результаты социологического исследования подтверждаются данными проведенного автором анализа потока цитируемой литературы в публикациях журнала "Искусствоведение".
Сопоставление структуры объективных информационных потребностей основных категорий специалистов художественной культуры с функциональными возможностям реально существующего отраслевого библиографического фонда выявляет явное противоречие между ниш. Именно поэтому было необходимо разработать модель формирования перспективной, ориентированной на динамично меняющиеся и в определенной степени прогнозируемые ИП специалистов, системы библиографического обеспечения сферы художестЕош.ой культуры. Основанием для разработки данной модели, ее содержательной и типо-видовой структур послужили'материалы многоаспектного анализа информационных потребностей ведущих категории специалистов, информационной ситуации в отрасли в целом.
В Выключении диссертации подеодятся итоги исследования, намечаются перспективные направления информационно-библиографической деятельности библиотек, входящих в 0С1ГГИ по культуре и искусству, ориентированные .на создание системы библиографического обеспечения с?ори художественной культуры. Лия реализации и практического воплощения предложенной мэнел:- г/дзгеии библиографического обеспечения худотееигенноЯ культуры наоЛчгу.ими сооугототщммю условия:
- четкое определение функций универсальных научных и специ-лышх библиотек, входящих в 0С1ГГИ по культуре п искусству, за-рппленное законодательными документами:
- активизация деятельности ОШ1 1ГБ как Ц00Н1П но культуре и скусстгу по координации информациэшю-бяблпографической деятель-ости р отрасли, единого перспективного и текущего планирования яучно-информапиоппой и научно-исследовательской деятельности, овершонствования технологического обеспечения информации:
- совершенствование комплектования ЕОСШа отечественными и ностраннпми источниками (материала!,ш периодики, неопубликоваяни-и документами);
- совершенствование СБА универсальных научных и специальных иблиотек путем создания системы специальных библиографических и актографических картотек, дополняющих фонд спрэво'шо-блблиогра-ических пособий, а такие докомплектование СБА базами данных оте-ественных и зарубежных информационных центров по культуре п' ис-усству (ИШОН Вьетнама, ШЮ Информкультура Российской Государст-енной библиотеки, НБ Франции, Австралии и др.):
- повышение качества подготовки библиографов-отраслевиков;
- укрепление материально-технической базы 0СН1И - .основы сей информационно-библиографической деятельности в отрасли.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Избирательное распространение информации // Библиотечпо-иблиограсТяческая работа. - Ханой, 1984. - Я I. - С.20-31.
2. О состоянии использования библиотечно-библиографяческого бсяуживания населения провинции Тханьхоа: Доклад о социологиче-ком исследовании среди различных групп читателей УНБ, уездных и ельских библиотек провинции Тханьхоа. - Ханой, 1986. - 7 с.
3. Организация фонда справочных и библиографических изданий провинциальных УНБ: Метод.рекомендации. - Ханой, 1988. - 15 с.
>есплат."о
ЖГЧ. Зак. 95. Тир. 100. 1.3.1993.
-
Похожие работы