автореферат диссертации по информатике, вычислительной технике и управлению, 05.13.12, диссертация на тему:Автоматизированное проектирование товарных знаков с изображениями из мира техники и науки

кандидата технических наук
Никифоров, Булат Семенович
город
Улан-удэ
год
2002
специальность ВАК РФ
05.13.12
Диссертация по информатике, вычислительной технике и управлению на тему «Автоматизированное проектирование товарных знаков с изображениями из мира техники и науки»

Оглавление автор диссертации — кандидата технических наук Никифоров, Булат Семенович

Введение

Глава 1. ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ, ИХ СТРУКТУРА И ТРЕБОВАНИЯ К

ПРОЕКТИРОВАНИЮ

1.1. Сведения из истории товарных знаков

1.2. Международная классификация сюжетов товарных знаков

1.3. Предложения по классификации предметного мира техники

1.4. Цели компьютерной автоматизации разработки товарных знаков и 30 постановка задач исследования в диссертации

Выводы по главе

Глава 2. МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ КОМПЬЮТЕРНОГО АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ 33 2.1.Общие принципы автоматизированного проектирования графических объектов

2.2. Специфика автоматизированного проектирования товарных знаков

2.3. Подходы к выбору банков данных САПР

2.4. Современные системы автоматизированного проектирования

2.5. Специальные приемы автоматизированного 20-проектирования

2.6. Возможности новой версии Word (Word 2002)

2.7. Особые приемы представления и трансформации изображений из мира техники в товарных знаках

Выводы по главе

Глава 3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ В ЭМБЛЕМАХ, ТОВАРНЫХ

ЗНАКАХ И ЗНАКАХ ОБСЛУЖИВАНИЯ

3.1. Подшипники качения в эмблематике и знаках

3.2. Зубчатые колеса в эмблематике и знаках

3.3. Механическая обработка металлов и прокат в эмблематике и зна

3.4. Нефтедобыча в эмблематике и знаках

3.5. Символика метрологии и измерительной техники в эмблемах и знаках

3.6. Эмблематика в электротехнике, теплоэнергетике и теплотехнике

3.7. Эмблематика и символика строительства и строительной техники

3.8. Эмблематика в охране и технике безопасности 90 Выводы по главе

Глава 4. НАУКА И ЗНАНИЕ В ЭМБЛЕМАХ, ТОВАРНЫХ ЗНАКАХ И

ЗНАКАХ ОБСЛУЖИВАНИЯ

4.1. Космонавтика в эмблематике и товарных знаках

4.2. Атомная физика и химия в эмблематике и товарных знаках

4.3. Оптика и оптическая промышленность в товарных знаках

4.4. Математическая символика и формулы в товарных знаках

4.5. Эмблематика знаний и изображения книги

4.6. Предложения по организации автоматизированного проектирования товарных знаков с изображениями из мира техники и науки

Выводы по главе

Введение 2002 год, диссертация по информатике, вычислительной технике и управлению, Никифоров, Булат Семенович

Актуальность темы диссертации. Известно, что успешное продвижение продукции фирм на рынке товаров и услуг зависит от их имиджа. Товары и услуги фирм тесно связываются у потребителей с их зрительными символами, к числу которых относятся в первую очередь эмблемы, фирменные, торговые или товарные знаки, знаки обслуживания.

Создание знаков, эмблем и символов, безусловно, представляет собой творческий процесс; в течение многих десятилетий художники рисовали знаки вручную. В последние годы, как вообще в прикладной графике, получили широкое распространение компьютерные технологии. Грамотное и квалифицированное компьютерное проектирование при создании графических изображений в товарных знаках и знаках обслуживания позволяет значительно сокращать время разработки новых образцов за счет быстрого перебора вариантов, передачи от оператора к компьютеру трудоемких типовых операций, исключения опасности неумышленного повторения чужих изображений и т.п. В любом случае дизайнер использует компьютер, как инструмент с широкими возможностями, но на высшем уровне управление процессом разработки новых знаков и окончательный выбор всегда остается за дизайнером, взаимодействующим с заказчиком.

Опыт показывает, что дизайнеры, не получив часто систематических знаний в области компьютерных технологий, владеют лишь немногими приемами, далеко не используя потенциальных возможностей, которые представляет современное и все более совершенствующееся программное обеспечение в области графики.

В то же время в различных отраслях техники методология творчества в компьютерной графике достаточно хорошо проработана. Системы автоматизированного проектирования (САПР), где они активно освоены, дают значительный эффект, позволяя как повышать технический уровень разработок, так и сокращать время цикла разработок. Методология автоматизированного проектирования проявляет эффективность в первую очередь в области чисто технического творчества, хотя и здесь число монографий и учебников на русском языке по этой теме, к тому же ориентированных на немногие приложения невелико [19, 20, 53, 54, 55, 80, 96]. Представляется весьма перспективным целенаправленное перенесение принципов САПР на области, пограничные, с одной стороны, с художественным творчеством, а с другой - с техническим творчеством и ремеслом.

Известны возражения против широкой компьютеризации при создании эмблем и знаков; доводы часто сводятся к тому, что в процессе создания изображений в рассматриваемой области, как и в «чистом искусстве» значительную роль играют интуиция и вдохновение, чуждые компьютеру. Действительно, при проектировании эмблем и знаков проявляются многие особенности художественного творчества. Но вместе с тем на передний план выдвигаются такие требования, нетипичные для «чистого искусства», как удовлетворение требованиям заказчиков, а затем и больших масс слабо подготовленных зрителей. Нередко вполне достаточно, чтобы при определенной тематике изображений спроектированные знаки просто, выглядели аккуратно; сухость и геометричность компьютерных изображений вполне допустимы. И наоборот, демонстративные беглость и эскизность ручной работы, которые могут высоко цениться профессионалами-художниками в художественной графике, часто воспринимается, как элементарная небрежность и не нравится заказчикам.

В общем случае товарный знак или знак обслуживания включает, с одной стороны, изображение, а с другой стороны, текст, надпись в оригинальном начертании. Товарные знаки многообразны, бывает так, что товарный знак представляет собой только логотип, надпись, но нередко логотип в знаке входит в состав более сложных композиций. При разработке важно, чтобы созданные знаки хорошо вписывались в определенные традиции. Иногда для заказчиков вполне достаточно, чтобы знак был абстрактно-геометрическим. Однако чаще желательно, чтобы изображение в знаке несло определенную смысловую нагрузку, отображая, или, по крайней мере, намекая на определенную предметную область.

В Бурятском научном центре Сибирского отделения РАН (г. Улан-Удэ) в течение последних лет под руководством д.т.н. С.О.Никифорова велись и ведутся работы по созданию научных основ компьютерного проектирования графических изображений, в том числе орнаментов и товарных знаков, по этой тематике опубликована серия работ [А1-А5, А8-А10]. Автор данной диссертации является соавтором этих работ, причем является основным исполнителем по одному из новых направлений в данной области. Ранее были проработаны отдельные аспекты создания товарных знаков, выполненная в этом коллективе и защищенная в СПбГТУ в 2000 году диссертация А.О.Аюшеевой [3] была посвящена разработке научных основ методологии автоматизированного проектирования логотипов.

В данной диссертации, которая продолжает этот цикл исследований, основное внимание обращено на автоматизированное проектирование в товарных знаках и знаках обслуживания изображений объектов из мира техники и науки. Желание многих заказчиков отразить в знаках или эмблемах свои область деятельности, продукцию или элементы технологических процессов является вполне естественным, хотя и не всегда выполнимым. При разработке таких знаков имеет место сближение задач проектирования знаков с задачами автоматизированного проектирования реальных технических объектов или их элементов.

Однако имеются и существенные различия. Реальные технические объекты проектируются под определенные технические требования, в первую очередь, требования нормального и эффективного функционирования. Внешний вид объектов, конечно важен, дизайнерская проработка внешнего вида производится, но все же определяющими являются принципы конструктивности и функциональности. В товарных знаках главное то, что технический объект или его элемент должны быть изображены узнаваемо, максимально выразительно, выигрышно и наглядно, изображение должно допускать значительное уменьшение без потери выразительности, технология воспроизведения должна быть достаточно проста.

Очевидно, что все объекты, нужные для человека, нужно проектировать и изготавливать, но не все эти объекты имеет смысл изображать в эмблемах и знаках. Многие технические объекты в упрощенных изображениях общего вида невыразительны, неузнаваемы и неидентифицируемы. Поэтому прежде всего возникают задачи отбора подходящих объектов для изображения. Далее следуют задачи получения типовых графических изображений объектов из мира техники и науки наиболее простыми путями при широком использовании компьютерных технологий. После создания изображения часто встают задачи проектирования логотипа и его наилучшего сочетания с изображением. В силу всего сказанного, задачи создания общей методологии и конкретных приемов автоматизированного проектирования товарных знаков и знаков обслуживания, в которых используются образы техники и науки, представляются актуальными.

Целью диссертации является разработка принципов и отработка приемов автоматизированного проектирования товарных знаков на основе графических изображений объектов из различных областей техники и наук при широком использовании компьютерных технологий, включая отбор объектов изображения, построение баз данных, формирование лаконичных и выразительных изображений на основе применения различных приемов создания фигур и их преобразования, сочетание с логотипом, композиционное решение знаков в целом.

Для достижения сформулированной цели в диссертации решаются следующие задачи: определение специфики товарных знаков, содержащих изображения объектов из мира техники и науки, как объектов автоматизированного проектирования; анализ возможностей использования международной классификации сюжетов товарных знаков применительно к знакам указанной группы; разработка принципа новой, многоаспектной классификации товарных знаков для построения банков данных; анализ и выявление возможностей применения типовых команд и приемов графических пакетов для компьютерного проектирования знаков, содержащих изображения из мира техники и науки; опробование предложенных и усовершенствованных приемов при проектировании товарных знаков, наглядно отражающих специфику отраслей промышленности и областей науки.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Установление основной проблематики автоматизированного проектирования товарных знаков: организация банков данных, принципы построения композиционных схем, отработка изображений, логотипов и их сочетание.

2. Предложения по классификации мотивов и сюжетов из мира техники и науки применительно к проектированию товарных знаков.

3. Принципы отбора сюжетов по отрасли техники, масштабу объекта, этапу развития техники.

4. Типовые приемы трансформирования изображений для товарных знаков: изменение пропорций, выбор ракурса, укрупнение выбранных элементов, упрощение, геометризация, замена объекта его фрагментом, замена объекта схемой, сочетание разномасштабных элементов.

5. Рекомендации по использованию пакетов компьютерной графики.

6. Опробование предложенных подходов и приемов при разработке новых образцов товарных знаков для предприятий различных отраслей промышленности и эмблем научных организаций.

Основной материал диссертации распределен по четырем главам. Первая глава посвящена установлению специфики товарных знаков, как объектов автоматизированного проектирования. В этой главе значительное внимание уделяется проблеме классификации объектов изображения из мира техники и науки. Была предпринята попытка использовать международный классификатор мотивов или сюжетов изображений товарных знаков (МКТЗ). Однако анализ показал, что применительно к поставленной задаче построения знаков на образах из мира техники и науки классификатор непригоден. Сделан обоснованный вывод, что классификация должна быть существенно переработана. Предложено классифицировать объекты изображения по нескольким независимым признакам. Применительно к самостоятельным объектам основным признаком считается принадлежность определенной отрасли, а применительно к элементам и деталям - их самостоятельная классификация независимо от отрасли. Объекты изображений, относящихся к науке, классифицируются самостоятельно. Разработанные принципы классификации предлагается использовать при построении баз данных. В заключение главы формулируются цели исследования в диссертации.

Вторая глава посвящена изложению общих принципов и анализу компьютерного инструментария САПР товарных знаков. Большое внимание уделяется общей методологии автоматизированного проектирования, проблеме создания баз данных; обосновывается необходимость создания раздельных баз данных для компоновочных решений, формулируются рекомендации по выбору форматов графических файлов и т.д. Применительно к типовому программному обеспечению конкретизируется перечень основных команд, которые целесообразно использовать в САПР товарных, знаков. Констатируется, что для использования в товарных знаках при автоматизированном ком

10 пьютерном проектировании более всего подходят упрощенные контурные или силуэтные изображения объектов в одной из ортогональных проекций. Вполне допустимые упрощение и геометризация контуров позволяют при разработке знаков ограничиваться сочетанием небольшого числа фрагментов, создаваемых типовыми командами Автофигуры. Предложенные приемы трансформирования точных изображений технических объектов, основанные на обобщении опыта создания товарных знаков, приспособлены для компьютерного проектирования.

Материал третьей и четвертой глав иллюстрирует возможности применения общей методологии компьютерного проектирования и конкретных приемов при создании товарных знаков. Третья глава, наибольшая по объему, посвящена в основном результатам разработки товарных знаков для предприятий различных отраслей промышленности. Четвертая глава посвящена разработке эмблематики и символики для науки.

Выводы формулируются отдельно в конце каждой главы, в концентрированном виде они приводятся в Заключении. Список использованной литературы насчитывает более ста наименований.

Основные результаты диссертации опубликованы в десяти работах (А1-А10); по материалам диссертации были сделаны доклады на научно-технических семинарах ВСГТУ (Улан-Удэ) и кафедры «Автоматы» СПбГТУ. и

Заключение диссертация на тему "Автоматизированное проектирование товарных знаков с изображениями из мира техники и науки"

Основные результаты диссертации формулируются следующим образом:

1. Показано, что классификация изображаемых объектов из мира техники должна производиться по нескольким признакам: по отраслям народного хозяйства, по уровню сложности, по отношению к объектам или средствам производства, по отношению к этапу развития техники или к определенной эпохе.

2. Установлено, что специфика автоматизированного проектирования товарных знаков определяется следующими особенностями: базы данных трудно структурировать, критерии отбора вариантов субъективны и не могут быть формализованы. Однако при проектировании знаков с изображениями из мира науки и техники оказывается возможным и целесообразным использовать компьютерную графику.

3. Показано, что для использования образов из мира техники, как правило, необходимы специальные приемы трансформации, эти приемы таковы: упрощение форм, изменение пропорций, повороты в особые ракурсы, уменьшение числа повторяющихся элементов, фрагментирование, замена 31) - объектов силуэтными или контурными изображениями, замена объектов схемами, сочетание разномасштабных элементов.

4. На многочисленных примерах разработок показано, что при проектировании товарных знаков в зависимости от уровня их сложности можно с успехом использовать такие обычные графические программы, как Соге1-ОЯА Ж последних версий.

5. Разработаны приемы компьютерной графики, которые при упрощении и геометризации контуров и силуэтов позволяют при разработке знаков ограничиваться сочетанием небольшого числа простых фрагментов, создаваемых типовыми командами Автофигуры.

136

6. Сформулирована задача и определены критерии выбора сюжетов и подходящих предметов изображения по отраслям народного хозяйства и по областям науки. На основе обзора большого числа образцов товарных знаков для основных отраслей промышленности определены образы и сюжеты, которые являются наиболее перспективными для разработки.

7. Применительно к ряду различных отраслей промышленности (машиностроению, приборостроению, горной и добывающей промышленности) определены типовые сюжеты и объекты, наиболее подходящие для использования в товарных знаках, опробованы разработанные в диссертации способы трансформации и их сочетания с логотипами, разработано большое число образцов, положительно оцениваемых специалистами-дизайнерами.

8. Применительно к символике науки и знания проведен анализ распространенных типовых композиций, проработано большое число вариантов эмблем, в которых используются изображения из мира фундаментальных и прикладных наук.

ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

AI. Кочева Т.В., Никифоров С.О., Соктоева И.И., Аюшеева А.О., Никифоров Б.С. Концепция машинного орнаментирования // Тез. I Всерос. на-учн.-техн. конф. «Компьютерные технологии в науке, проектировании и производстве». Часть 1. (3-4 февр. 2000 г.) - Нижний Новгород: Изд-во ННГТУ, 2000. - С. 32-34.

А2. Никифоров С.О., Кочева Т.В., Аюшеева А.О., Никифоров Б.С. Композиционные основы создания орнаментов и товарных знаков // Материалы регион, научно-метод. конференции «Современные проблемы совершенствования системы обучения по физико-математическим и общеинженерным дисциплинам»- Улан-Удэ, Изд-во БГУ, 2000. - С. 35-36.

A3. Никифоров С. О., Аюшеева А. О., Никифоров Б. С. О функциональных информативных компонентах товарных знаков / Сб. научн. статей "Проблемы традиционной культуры народов Байкальского региона" / -Улан-Удэ, Изд-во БНЦ СО РАН, 2000. - С. 123-128.

A4. Аюшеева А.О., Челпанов И.Б., Никифоров Б.С., Цыбиков П.А., Никифоров С.О. Принципы проектирования товарных знаков // Препринт -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2000. - 64 с.

А5. Никифоров С.О., Кочева Т.В., Аюшеева А.О., Никифоров Б.С. Использование САПР в создании орнаментов, товарных знаков. // Тез. Докладов регион, конф. - Улан-Удэ, Изд-во БГУ, 2000. - С. 40-45.

А6. Никифоров С.О., Ванчиков В.Ц., Хитерхеева Н.С., Никифоров Б.С. О нанесении информационных знаков электрокаплеструйными устройствами.// Вестник машиностроения, 2001, №3, с. 63- 64.

А7. Никифоров С.О., Урмакшинова Е.Р., Никифоров Б.С., Николаева С.С. Современные компьютерные технологии дизайна // Материалы между-нар. конф. «Математика, ее приложения и математическое образование» -Улан-Удэ, 2002. ч.1. С. 283-288.

А8. Челпанов И.Б., Никифоров Б.С., Никифоров С.О., Никитина Т.А., Урмакшинова Е.Р., Николаева С.С. Наука и техника в изображениях на товарных знаках.// Материалы четвертой всероссийской научно-технической конференции, ч. 3- Нижний Новгород: Изд-во ННГТУ, 2002. с.З.

А9. Никифоров С. О., Николаева С. С., Никифоров Б. С., Бабалаева Н. С. Компьютерное моделирование и машинное воспроизведение орнаментов и товарных знаков. // Препринт - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. - 60 с.

А10. Никифоров С. О., Мандаров Э. Б., Никифоров Б. С. Мехатронные устройства машинного орнаментирования изделий. // Монография - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. - 160 с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библиография Никифоров, Булат Семенович, диссертация по теме Системы автоматизации проектирования (по отраслям)

1. Абламейко C.B., Лагуновский Д.М. Обработка изображений: технология, методы, применение. Минск: «Амалфея», 2000.

2. Амблер Т. Практический маркетинг. СПб, «Питер», 1999.

3. Ариевич Е.А., Асламова В.Ф., Григорьев А.Н., Трифонов Б.В. Методические рекомендации для разработчиков товарных знаков / Под ред А.Н.Григорьева. М.: ВНИИПИ, 1991.

4. Аюшеева А.О. Автоматизированное проектирование логотипов товарных знаков. Кандидатская диссертация. СПб, СПбГТУ, 2000.

5. Батра Р., Майерс Дж.Дж., Аакер Д.А. Рекламный менеджмент. М., «Вильяме», 1999.

6. Боденхаузен Г Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Комментарий. "Прогресс", 1977

7. Божко A. Freehand 8. Искусство векторной графики. М., "Нолидж", 1999.

8. Борисов Б.Л. Технология рекламы и PR. M.: Фаир Пресс, 2001.

9. Бурлаков M. CorelDRAW 9. Для пользователя. Искусство векторной графики. СПб., «bhv». 1999.

10. Ван Фэй М. Реклама, маркетинг, дизайн. 2000.

11. Веркман К. Дж. Товарные знаки. Создание, психология, восприятие. 1984 Н.Веркман К.Дж. Использование товарных знаков в рекламе. М. Прогресс,1996

12. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и public relations. СПб, «Бизнес-Пресса», 1998.

13. Витале Дж. Малый бизнес. Реклама. М.: Изд. дом «Довгань», 1998.

14. Волков С.И., Восканян P.C. Товарные знаки в условиях рыночной экономики. М.; МП «Путь», 1991.

15. Волкова В.В. Дизайн рекламы. Ростов-н.Д. «Феникс», 1999.

16. Гардан И., Люка М. Машинная графика и автоматизация проектирования. М., Мир, 1987.

17. Гафуров Х.Л., Гафуров Т.Х., Смирнов В.П. Системы автоматизированного проектирования. СПб.: Судостроение, 2000.

18. Гермес. Торговля и реклама. Сборник. СПб ТОО «Аллегория, 1994

19. Глазунова В.В. Торговая реклама. М. Экономика, 1982.

20. Гольман А.И. Реклама плюс. Реклама минус. М.: ООО «Гелла Принт», 2000.

21. Дайкель Д., Брандмейер К., Глитерник Э. Товарные знаки в Европе и в России. Вопросы теории и истории. СПб, АО «Славия», 2002.

22. Дейян А. Реклама. М. Изд. «Прогресс», 1993.

23. Денисон Д., Тоби Л. Учебник по рекламе. Минск, ВШ, 1996.

24. Драчук B.C. Рассказывает геральдика. М., «Наука», 1977.

25. Жюльен Н. Словарь символов. Челябинск, «Урал LTD», 1999.

26. Иконников В., Леонтьев Б. Adobe Photoshop 5. СПб , ООО «Познавательная книга», 1999.

27. Ионова О.В. Товарный знак и знак обслуживания. Юридический словарь. М.: НПО «Поиск», 1993.

28. Карабин П. CorelDRAW 10 Использование программы. Полное руководство пользователя. 2001.

29. Картер Г. Эффективная реклама. М., Прогресс, 1991.

30. Картер Г. Эффективная реклама. Путеводитель для малого бизнеса. М.: МТ-Пресс, 2001.

31. Каталог Выставки товарных знаков и логотипов 21-24 октября 1999. СПб.

32. Катернюк А.В. Рекламные технологии. Коммерческая реклама. Ростов-н-Д, «Феникс», 2001.

33. Кирсанов Дм. Веб-дизайн. «Символ-плюс», СПб, 1999.

34. Кламм Л., Гентара Л., Безлер Ф. Photoshop 5. Полное руководство. СПб, «bhv», 1999.

35. Кобурн Ф., Маккормик П. Эффективная работа с CorelDRAW 8. СПб, «Питер», 1998.

36. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга. М., «Вильяме», 1999.

37. Коцюбинский А.О. Грошев С.В. Компьютерная графика. Популярные программы. М.: изд.ТЕХНОЛОДЖИ-ЗООО, 2001.

38. Кочева Т.В., Челпанов И.Б., Никифоров С.О., Аюшеева А.О. Машинное проектирование орнаментов. Улан-Удэ: Изд. БНЦ СО РАН, 1999.

39. Красковский Д., Виноградов A. AutoCAD 2000 для.всех. М., «Компьютерпресс», 1999.

40. Кромптон А. Мастерская рекламного текста . М., Изд ди «Довгань», 1998.

41. Курушин В.Д. Графический дизайн и реклама. Самоучитель. М.: ДМК, 2001.

42. Лакиер А. Русская геральдика. М., «Книга», 1990.

43. Мак-Клелланд. Photoshop 5.5 для Windows. Библия пользователя. СПб, «Диалектика», 2000.

44. Маркетинг. Под ред. А.Н.Романова. М.; ЮНИТИ, 1996.

45. Международная классификация товаров и услуг для регистрации знаков. Пятая редакция. Москва-Женева, 1993.

46. Минаев E.H., Фортинский С.П. Экслибрис. М., Экслибрис, 1970.

47. Миронов Д. CorelDRAW 9 Учебный курс. СПб, «Питер», 1999.

48. Музыкант B.JL Теория и практика современной рекламы. М., «Евразийский регион», 1998

49. Нильсен Я. Веб-дизайн. СПб.: «Символ-плюс», 2000.

50. Новиков A.B. Автоматизированное проектирование. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.

51. Норенков И.П., Маничев В.Б. Основы теории и проектирования САПР. М., «Высшая школа», 1990.

52. Норенков И.П. Разработка САПР. М, изд. МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1994.

53. Норенков И.П. Основы автоматизированного проектирования: Учебник для вузов. М.: Изд-во МГТУ им. Э. Н. Баумана, 2000. 360 с.57.0мура Дж., Каллори Р. AutoCAD 14 Справочное руководство. Изд. «Лори», 1999.

54. Орехов H.H. Производственная графика. М. «Высшая школа», 1988.

55. Паблик релейшнз. Связи с общественностью в сфере бизнеса. / Под ред. Э.А.Уткина.М.: Тандем, 2001.

56. Павлинская А.П. Товарный знак. Л., «Художник РСФСР», 1974.

57. Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К., Серегина Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность. М. «Маркетинг», 2001.

58. Панкратова Т. Free Hand 9. Учебный курс. СПб.: «Питер», 2001.

59. Песоцкий Е. Современная реклама. Теория и практика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

60. Петров М. CorelDRAW 8. Справочник. М., Лаборатория Базовых Знаний,1999.

61. Петров М., Попов С. CorelDRAW 8. М., ЗАО "Издательство БИНОМ", 1998,

62. Пономаренко С. Adobe Photoshop 4.0. Наиболее полное руководство. СПб, «BHV-Санкт-Петербург», 1998.

63. Пономаренко С. CorelDRAW , СПб, «BHV-C-Петербург», 1998.

64. Пономаренко С. FreeHand 7, «BHV-Санкт-Петербург», 1999.

65. Пономаренко С. Macromedia FreeHand. Наиболее полное руководство. СПб, "BHV- Санкт-Петербург», 1998.

66. Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг. М., Финансы и статистика, 1999

67. Пореев В.Н. Компьютерная графика. СПб, «bhv», 2002.

68. Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. М., Международные отношения, 1995.

69. Принга X., Томпсон М. Энергия торговой марки. СПб.: «Питер», 2001.

70. Промышленные образцы. Товарные знаки. Официальный бюллетень ГК СССР по делам изобретений и открытий. М.: ВНИИПИ, 1983-92.

71. Роджерс Д., Адаме Дж. Математические основы машинной графики. М., Мир, 2001.

72. Ромат Е. Реклама. Учебник для вузов. Киев-Харьков: "Студцентр", 2000.

73. Росситер Дж.Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров. СПб, "Питер",2000.

74. Романычева Э.Т., Яцюк О.Г. Дизайн и реклама. М., «ДМК», 2000.

75. Семенов Б.Д. Рекламный менеджмент. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 2001.

76. Сендидж Ч. Реклама. Теория и практика. М.: Сирин, 2001.

77. Сироткин Я.А. Промышленные САПР машиностроения. Элементы геометрического моделирования: Конспект лекций. СПб: Изд-во СПбГТУ,2000. 111 с.

78. Соболева Г.А., Суперанская A.B. Товарные знаки. М.: Наука, 1986.

79. Старобинский Э.Е. Самоучитель по рекламе. М. «Интел-Синтез», 1999

80. Сэндидж Ч. Реклама. Теория и практика. М., Изд. «Прогресс», 1989

81. Тайц A.M., Тайц A.A. CorelDRAWlO. Все программы пакета.СПб: «bhv»,2001.

82. Теория и практика регионального инжиниринга. / Под ред. Р.Т.Абдрашитова, В.Г.Колосова, И.Л.Туккеля. СПб, «Политехника», 1998.

83. Тимофеева Г.С., Тимофеева Е.В. Графический дизайн. Ростов-н.Д.: Феникс, 2002

84. Тихоновский В.Г. Торговая реклама и основы декорирования. М., «Высшая школа», 1987.

85. Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров. Официальный бюллетень комитета РФ по патентам и товарным знакам. М., ВНИИПИ, 1994-2002.

86. Торговая марка. Как создать имя, которое принесет миллионы. "Питер", СПб, 1999.

87. Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Рекламное дело. Изд. «Тандем», 1999.

88. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. М.: ЮНИТИ, 1999.

89. Уэллс У., Вернет Дж., Мориарти С. Реклама. Принципы и практика. СПб, «Питер», 1999.

90. Федько В.П., Альбеков А.У. Маркировка и сертификация товаров и услуг. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.

91. Феофанов О.Н. Реклама. Новые технологии в России. СПб, «Питер», 2000.

92. Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М. Изд. «Вече», 1997.

93. Хокс Б. Автоматизированное проектирование и производство. М., «Мир», 1991.144

94. Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. Петрозаводск, АО «Фолпут», 1999. 99.Чармэссон Г. Торговая марка. СПб, «Питер», 1998.

95. Эмблемы и символы. Стереотипное изд. с 1811 г. М.: ЮТИАВА ММ, 2001.

96. Яцюк О.Г., Романычева Э.Т. Компьютерные технологии в дизайне Эффективная реклама. СПб.: "Ыгу", 2001.