автореферат диссертации по информатике, вычислительной технике и управлению, 05.13.12, диссертация на тему:Автоматизированное проектирование графических объектов типа плетеных орнаментов в традициях народного искусства Бурятии

кандидата технических наук
Николаева, Сэсэгма Самбуевна
город
Улан-Удэ
год
2002
специальность ВАК РФ
05.13.12
цена
450 рублей
Диссертация по информатике, вычислительной технике и управлению на тему «Автоматизированное проектирование графических объектов типа плетеных орнаментов в традициях народного искусства Бурятии»

Оглавление автор диссертации — кандидата технических наук Николаева, Сэсэгма Самбуевна

Введение

Глава 1. ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИМВОЛИКИ И ОРНАМЕНТИКИ БУРЯТИИ

1.1. Проблематика взаимосвязей традиционного народного прикладного искусства с современным промышленным производством

1.2. Символика и религия в образах и мотивах прикладного и декоративного искусства Бурятии

1.3. Орнаменты и бизнес: реклама, товарные знаки

1.4. Постановка задач разработки и исследования 29 Выводы по главе

Глава 2. ТОПОЛОГИЯ НЕКОТОРЫХ КЛАССОВ ОРНАМЕНТОВ

И ИНСТРУМЕНТАРИЙ КОМПЬЮТЕРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

2.1. Математическая топология в описании некоторых ленточных и других орнаментальных фигур

2.2. Графические особенности линейных контуров и границ полей национальных орнаментов

2.3. Программное обеспечение и инструментарий компьютерного проектирования орнаментов

2.4. Предложения по классификационным признакам организации баз данных по орнаментам и их элементам

2.5. Описание поэтапного процесса работы над орнаментами

2.6. Графы проектирования орнаментов 53 Выводы по главе

Глава 3. КОМПЬЮТЕРНОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ОРНАМЕНТОВ

В ТЕХНИКЕ ПЛЕТЕНКИ

3.1. Общие сведения о плетении, плетеных материалах и рельефной имитации плетения

3.2. Графическое изображение плетенок на плоскости

3.3. Плетенки в орнаментике

3.4. Плетенки из фигур

3.5. Плетенки из лент или полос 76 Выводы по главе

Глава 4. РАЗРАБОТКА НОВЫХ ВАРИАНТОВ ФИГУРЫ НАЦИОНАЛЬНОГО БУРЯТСКОГО ОРНАМЕНТА «УЛЗЫ»

4.1. Прототип орнаментальной фигуры «улзы» («узел вечного счастья»)

4.2. Построение базового варианта фигуры «улзы» и других сходных

Фигур

4.3. Разработка новых, трансформированных модификаций фигуры «улзы» и других сходных фигур

Выводы по главе

Введение 2002 год, диссертация по информатике, вычислительной технике и управлению, Николаева, Сэсэгма Самбуевна

Актуальность темы диссертации. Орнаментирование входит важной составной частью в создание немалого числа изделий, выполняемых в разных отраслях промышленности, в разной технике и на самых разных материалах. Орнаментами покрываются панели и некоторые фрагменты зданий, монументальных сооружений и мебели, орнамент широко используется в оформлении интерьеров, предметов быта, книжной, журнальной и газетной продукции и упаковки; орнаментируются ткани, большинство ковров представляют собой сложные орнаментальные композиции, денежные купюры всех стран имеют сложнейшее орнаментальное покрытие. Орнаментальные фрагменты входят в государственную символику многих стран, орнаментальное обрамление значительно украшает рекламу всех видов. В республиках Российской Федерации, в том числе и в Бурятии, при орнаментировании большое внимание уделяется приспособлению к промышленному производству традиционных сюжетов и форм народного искусства, что содействует сохранению национального самосознания.

В настоящее время орнаментальное графическое оформление сначала создается на экране монитора компьютера, а реализация в материале осуществляется преимущественно на специализированном и универсальном автоматическом технологическом оборудовании, в том числе с числовым программным управлением. В таких условиях задачи технологии орнаментирования изделий в любых материалах отделяются от обязательного первого этапа создания изображений рисунков орнаментов на экране монитора компьютера.

Создание новых рисунков орнаментов, имеющих высокую эстетическую ценность, несомненно, представляет собой творческий процесс даже в тех случаях, когда основой являются образцы народного искусства. Однако определенные особенности процессов создания орнаментальных композиций, такие, как использование различных видов и типов симметрии, геометризация очертаний и форм, частая повторяемость одних и тех же элементов и фрагментов, типизация композиционных решений сближают процессы проектирования орнаментов с инженерно-техническим творчеством.

Прогрессивная идеология и технология современного инженерно-технического творчества основываются на автоматизации проектирования на базе развитой графики программного компьютерного обеспечения. Специализированные системы автоматизированного проектирования (САПР) в некоторых областях техники к настоящему времени созданы, хорошо отработаны и получили самое широкое распространение.

В области проектирования орнаментов основная идеология и элементы САПР прорабатывались в научном коллективе сотрудников Бурятского научного центра Сибирского отделения РАН (БНЦ СО РАН) в Улан-Удэ под руководством д.т.н. С.О.Никифорова: В восьмидесятых - начале девяностых годов имелась в виду генерация орнаментальных фигур с помощью механизмов определенного класса, а с середины девяностых годов был взят курс на компьютерные технологии. В 1992 году в СПбГТУ по этой тематике были защищены кандидатские диссертации преподавателем Восточно-сибирского технологического института А.А.Алексеевым, а в 1997 году сотрудницей БНЦ Т.В.Кочевой. За последние годы по теории машинного орнаментирования сотрудниками БНЦ было опубликовано более десятка работ, в том числе и в соавторстве с научным руководителем данной работы профессором СПбГТУ И.Б.Челпановым [58]. Материалы по этой тематике неоднократно докладывались на международных и российских конференциях.

Таким образом, можно говорить о вполне сложившейся в Улан-Удэ к настоящему времени научной школе компьютерного проектирования орнаментов, ориентированных на промышленное производство и сохраняющих национальные традиции. Сохранение национальных традиций гарантируется тесным сотрудничеством с ведущими искусствоведами Бурятии, с которыми имеются совместные публикации. Признание заслуг этой школы, в частности, выражается в том, что коллектив сотрудников БНЦ в 2001 получил трехлетний грант РФФИ на создание компьютерной базы данных национальных орнаментов.

Данная диссертационная работа продолжает цикл научных исследований по указанной тематике. В качестве основного направления разработок и исследований в данной диссертации выбрана разработка принципов и методов проектирования одного из классов орнаментов, получивших широкое распространение в народном и традиционном искусстве многих народов, в том числе и бурят, а именно, орнаментов, получающихся переплетением (реальным или виртуальным) нескольких полос или других элементов. Типология национальных бурятских орнаментов разнообразна, однако существуют сюжеты и мотивы, переходящие из поколение в поколение; частично они заимствованы у других народов, имеющих более длинную историю национального и государственного развития (в первую очередь, Китая, Индии и Монголии). Эти связи народных традиций учитываются в полной мере. Некоторые сюжеты и мотивы происходят из религиозной символики основной религии бурят - буддизма, точнее, его одной из ветвей - тибетского ламаизма. Этим мотивам также уделяется внимание.

С позиций требований к компьютерной технологии формирования изображений отличительной особенностью орнаментов типа плетенок является то, что плоские элементы изображений должны переходить по определенной дисциплине, в определенном порядке из одних слоев в другие. Поэтому построение орнаментов рассматриваемого типа невозможно, как это обычно делается, раздельно по слоям с последующим совмещением, необходима разработка специальных приемов.

Далее, имеется в виду, что канонические изображения хотя и часто воспроизводятся практически без всяких изменений, они могут быть трансформированы, в них могут быть добавлены новые элементы. При грамотном осуществлении всех этих и ряда других изменений исходных изображений часто удается достигнуть значительного разнообразия в большом числе вариантов, сделать орнаменты более интересными. Компьютерные технологии при использовании типовых команд графических программ типа CorelDRA W позволяют получать широкое разнообразие графических образов вариантов при простоте сохранения образцов.

При работе над орнаментами, особенно с учетом традиций Восточноазиат-ского региона важно, что при работе над графическим объектом, образом не всегда ищется единственное, по признанию знатоков, идеально совершенное, в известном смысле оптимальное решение, а чаще каждый из большого числа хорошо отработанных вариантов можно считать окончательными и имеющими перспективы на использование. Это отличие от идеологии САПР, типичной для технических приложений, учитывается в данной диссертации при отработке общей методологии и при разработке конкретных образцов. Из всего сказанного выше следует, что тема диссертации, посвященной разработке методов и приемов автоматизированного компьютерного проектирования орнаментов для воспроизведения на поверхностях разнообразных промышленных изделий с учетом традиций бурятского народного искусства, является актуальной.

Целью диссертации является разработка и опробование методологии и системы приемов автоматизированного компьютерного проектирования некоторых классов орнаментов с учетом национальной специфики традиционного народного искусства Бурятии и образной системы религиозной символики.

Для достижения сформулированной таким образом цели в диссертации ставятся и решаются следующие основные задачи:

- сбор и анализ материалов по традиционному декоративно-прикладному искусству Бурятии и систематизация получаемых данных, которые можно в дальнейшем использовать как прототипы орнаментальных фигур;

- разработка предложений по организации процесса проектирования орнаментов и выработка способа организации системы индексирования промежуточных по этапам и окончательных результатов разработки орнаментов для построения специализированных баз данных;

- установление возможностей использования положений топологии, как раздела чистой математики, для формализованного описания общих структурных свойств орнаментальных фигур с пересечениями;

- анализ инструментария базовых компьютерных графических программ и выявление их функционального назначения применительно к проектированию орнаментов;

- выявление специфики орнаментов типа плетенок и разработка способов их построения с учетом требований периодических переходов из слоя в слой при самопересечениях и взаимных пересечениях их элементов;

- демонстрация возможностей создания большого числа вариантов одной и той же орнаментальной фигуры «улзы» при применении системы отработанных приемов компьютерной графики.

Основные положения, выносимые на защиту:

- система исходных образов, на которых строится орнаментика народа Бурятии, существенно ограничена и определяется как традициями народного искусства, так и религиозной символикой;

- в процессе проектирования орнаментов обычно требуется вести параллельно работу над несколькими вариантами и сохранять изображения на многих промежуточных этапах; для этого при построении баз данных целесообразно использовать предлагаемую систему индексации;

- типовые команды в графических программах при компьютерном проектировании орнаментов целесообразно связывать с определенными этапами работы над графическими изображениями;

- при построении орнаментов, в которых имитируется техника плетения с периодическими переходами из одних слоев в другие, необходимо использовать один из нескольких разработанных приемов разбиения определенными способами больших формообразующих элементов на части;

- при формировании ленточных орнаментов типа плетенок правильный выбор простейших элементов позволяет значительно упрощать построение таких орнаментов способом сборки;

- представленные в большом количестве варианты орнаментальной фигуры «улзы» демонстрируют очень широкие возможности компьютерной графики в ее трансформации при применении предлагаемой системы приемов.

Основное содержание работы распределено по четырем главам.

В первой главе приводятся сведения о традиционной для Бурятии орнаментике, связанной, с одной стороны, с техникой украшения предметов быта, а с другой стороны, несущей определенный религиозный или символический смысл. Отмечаются заимствования из искусства соседних великих цивилизаций, в первую очередь, Китая и Индии. Обращается внимание на то, что при выборе прототипов современных орнаментов необходим строгий отбор, поскольку смысл немалого числа мотивов, прежде бывший общеизвестным, потерялся в веках, и у современника могут возникать совсем не те ассоциации. В качестве интересного аспекта проблемы рассматриваются вопросы использования орнаментальных фрагментов в современной символике, геральдике, эмблематике, товарных знаках и знаках обслуживания. В заключение главы формулируются основные задачи исследования, основными из которых являются: разработка методологии и инструментария компьютерного проектирования графических объектов на основе общих принципов построения САПР и инструментария универсальных программ компьютерной графики, разработка приемов построения орнаментов типа плетенок, создание большого числа вариантов орнамента, относящегося к этому классу

Вторая глава посвящена некоторым подходам к математическому описанию структур орнаментальных фигур, обзору общей методологии автоматизированного проектирования орнаментов и формулировке ряда предложений по выполнению работ над орнаментами и их фрагментами. Для описания многослойных фигур, в которых при пересечениях протяженных элементов происходят последовательные переходы из одних слоев в другие, оказывается целесообразным привлечь представления из геометрической топологии, некоторые из распространенных примеров из этого раздела чистой математики могут представить определенный интерес в качестве орнаментальных фигур. Таким образом, констатируется, что в качестве теоретической основы для классификации по одному признаку орнаментальных фигур, в которых используются эффекты самопересечения и взаимного пересечения линий, можно принять геометрическую топологию; в главе кратко обсуждаются топологические свойства кривых. Приводятся сводка сведений о наиболее распространенных инструментах и командах типовых графических программ, которые используются по основным этапам работы над орнаментами. С общих позиций описывается процедура работы над орнаментами; специфика творчества в этой области заключается в том, что параллельно могут прорабатываться несколько вариантов, причем некоторые из них доводятся до конца. Возможно также комбинирование на определенных этапах разных вариантов. Формулируются и обосновываются предложения по построению специализированных баз данных орнаментов в целом и их фрагментов. Констатируется важнейшая особенность работы над орнаментами: даже при работе с определенным прототипом, как правило, прорабатываются несколько вариантов, они могут по-разному комбинироваться, может происходить возвращение к ранее оставленным вариантам; до конца может доводиться несколько вариантов. В соответствии с этим граф, представляющий этапы работы над орнаментами, имеет сложную структуру. В главе сформулированы предложения по такой нумерации вершин графа, при которой может прослеживаться порядок работы над каждым вариантом, что необходимо для накопления и обобщения опыта разработки.

Третья глава посвящена разработке методики компьютерного построения типовых орнаментов типа плетенок. Сначала рассматриваются однородные структуры простого переплетения, образуемые из двух семейств параллельных полос; описываются и предлагаются для использования достаточно простые приемы придания плетенке иллюзии трехмерности. Далее рассматривается простейшая линейная плетенка, получающаяся переплетением трех лент. Предложено несколько конструктивных приемов, которые позволяют осуществлять на изображении требуемое чередование переходов из слоя в слой. В качестве одного из действенных приемов предлагается фрагментирование (разрезание лент), выполняемое по определенным правилам. Показано, каким образом нужно осуществлять фрагментирование лент с тем, чтобы избегать трудностей, связанных с переходом из одного слоя в другой. Предложены и на примерах проиллюстрированы такие приемы изменения начертания и придания плетенке более нарядного вида, как добавление новых элементов в зонах перегиба, изменение углов, ширины полос и пр. Другой способ построения плетеных орнаментов заключается в изображении сцеплений групп или рядов замкнутых фигур. В зависимости от выбора фигур и их сцепления получается большое разнообразие интересных орнаментов.

Четвертая глава посвящена проработке преимущественно одной орнаментальной фигуры, бурятское название которой «улзы», по-китайски переводится, как «узел вечного счастья». Фигура «улзы», которой в странах Востока придается глубокий символический смысл, широко используется в орнаментике, в архитектуре, в полиграфии, на поверхностях предметов быта и пр. Эта и несколько близких по начертанию фигур в топологии квалифицируются, как узлы и образуются самопересечением одной замкнутой ленты. В четвертой главе на примерах этой фигуры и нескольких фигур, близких по начертанию, показано, что без нарушения топологии раздельное и совместное применение различных приемов трансформации, таких, как изменение пропорций, разнообразное преобразование базовой сетки, увеличение и задание неравномерности толщины линий (ширины образующей полосы), добавление новых элементов в угловых точках, имитация трехмерности, использование различных способов заливки, полный или частичный переход от позитивного изображения к негативному и пр. позволило получить большое число интересных изображений, которые предложены для использования в декорировании панелей интерьеров, драпировок, посуды и пр. Использование разработанных изображений в ряде областей декоративного искусства подтверждается приложенными к диссертации копиями актов.

Выводы по проведенным исследованиям сформулированы по главам, результаты по диссертации в целом приведены в Заключении.

Основные результаты диссертации отражены в 3 опубликованных работах. Основные положения диссертации докладывались на семинарах кафедры ВСГТУ, на семинаре кафедры «Автоматы» СПбГПУ и на четвертой научно-технической конференции - Нижний Новгород 2002.,на международной конференции « Математика, ее приложения и математическое образование» -Улан-Удэ,2002 .

Заключение диссертация на тему "Автоматизированное проектирование графических объектов типа плетеных орнаментов в традициях народного искусства Бурятии"

Основные результаты, полученные в диссертации, можно сформулировать следующим образом.

1. По обзору литературы обоснован вывод, что народное бурятское декоративно-прикладное искусство отличается устойчивостью сюжетов, мотивов и образов, причем использование компьютерных технологий не противоречит практике серийного и массового производства изделий в национальном стиле, которое строится на копировании образцов, но предоставляет возможности варьирования.

2. На примерах показано, что при создании орнаментов и орнаментальных композиций в традициях народного бурятского искусства нужно учитывать религиозную символику трех основных религий (буддизма, шаманизма и православного христианства), а также наиболее распространенные мотивы и заимствования из культурных систем великих цивилизаций Востока.

3. Предложена и обоснована общая методика проектирования орнаментов, представленная в виде блок- схемы, которая предусматривает типовых 12 этапов, начиная с определения исходных требований, задания прототипа, построение скелета, и заканчивая проработкой частных форм и применение специальных эффектов; ее применение позволяет упорядочить графическую разработку орнаментов.

4. Предложен алгоритм построения графов реальных процессов, в котором учитывается, что разработки орнаментов многовариантны, (иногда приходится прорабатывать варианты параллельно, комбинировать их, возвращаться назад и т.п.); предложенная система нумерации вершин и индексации состояний позволяет с максимальной полнотой отразить всю предысторию разработки, что необходимо для планомерного накопления опыта в рассматриваемой области.

5. Показано, что для математически формализованного представления свойств орнаментов типа плетенок, получающихся в результате взаимного пересечения и самопересечения замкнутых фигур и лент, целесообразно использовать представления и основные понятия одной геометрической топологии.

6. Показано, каким образом трудности, связанные с чередованием переходов лент плетенки из одних слоев в другие, следует преодолевать путем применения специальных приемов, проработанных в диссертации, таких, как разрезание на части или вставка специальных стыковочных элементов.

7. На примере проработки большого числа вариантов орнаментальной фигуры «улзы», широко распространенной в прикладном искусстве народов Восточного региона, показано удобство и эффективность последовательного применения методики автоматизированного проектирования и конкретных приемов, разработанных в диссертации; представленный материал демонстрирует широкие возможности обычных программных средств компьютерной графики. Результаты проработки большого числа вариантов начертания фигуры «улзы» и других сходных орнаментальных фигур положительно оцениваются специалистами дизайнерами и искусствоведами.

ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

А1. Никифоров С.О., Урмакшииова Е.Р., Никифоров Б.С., Николаева С.С. Современные компьютерные технологии дизайна // Материалы междунар. конф. «Математика, ее приложения и математическое образование» - Улан-Удэ, 2002. 4.1. С.283-288.

А2. Челпанов И.Б., Никифоров Б.С., Никифоров С.О., Никитина Т.А., Урмакшииова Е.Р., Николаева С.С. Наука и техника в изображениях на товарных знаках.// Материалы четвертой всероссийской научно-технической конференции, ч. 3-Нижний Новгород: Изд-во ННГТУ, 2002. с.З.

A3. Никифоров С. О., Николаева С. С., Никифоров Б. С., Бабалаева Н. С. Компьютерное моделирование и машинное воспроизведение орнаментов и товарных знаков. // Препринт - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. - 60 с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библиография Николаева, Сэсэгма Самбуевна, диссертация по теме Системы автоматизации проектирования (по отраслям)

1. Абламейко С.В., Лагуновский Д.М. Обработка изображений: технология, методы, применение. Минск: «Амалфея», 2000.

2. Александров П.С., Ефремович В.А. Очерк основных понятий топологии. М.: ГИТТЛ, 1936.

3. Аюшеева А.О. Автоматизированное проектирование логотипов товарных знаков. Кандидатская диссертация. СПбГТУ, 2000.

4. Бадмаева Р.Д. Бурятский народный костюм. Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1987.

5. Баторова Е.А. Вариации мотива «Солнце и луна» в орнаментальном искусстве бурят. //В сб. «Отражение символики традиционной культуры в искусстве народов Байкальского региона и Центральной Азии». Улан-Удэ: изд. БНЦ СО РАН, 2001.

6. Батра P., Майерс Дж.Дж., Аакер Д.А. Рекламный менеджмент. М., «Вильяме»,1999.

7. Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов. М.: Крон-Пресс,2000.

8. Бейн Грей. Как сделать красиво. СПб. «Вентана», 1998.

9. Бикбулатов Н.В., Кузеев Р.Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964.

10. Ю.Богумирский Б. Windows 98, СПб, «Питер», 1998.

11. Божко A. Freehand 8. Искусство векторной графики. М., "Нолидж", 1999.

12. Болтянский В.Г., Ефремович В.А. Наглядная топология. М.: Наука, 1982.

13. Браун С. Visual Basic 6. Учебный курс . СПб, «Питер», 1999.

14. Бугрименко Г.А., Лямке В.Н., Э.-К.С. Шейбокене. Автоматизация конструирования на ПЭВМ с использованием системы AutoCAD.М. 1993.

15. Бузинов М.В., Потапов Г.В. Искусство резьбы по дереву. М.: РИФ «Антиква», 1998.

16. Буковицкая О. Дизайн текста: шрифт, эффекты, цвет. М., ДМК, 1999.

17. Бурлаков М. CorelDRAW 9. Для пользователя. Искусство векторной графики. СПб, «bhv». 1999.

18. Бурятский народный орнамент. /Составитель Балдаев Ф.И.: Альбом. Улан-Удэ, Бур.кн.из-во, 1972.

19. Бурятский орнамент в творчестве Лубсана Доржиева. / Улан-Удэ, «Нютаг», 1992.

20. Буч. Д. Объектно-ориентированное проектирование с примерами применения. М., «Конкорд», 1992 .

21. Валеев Ф.Х. Орнамент казанских татар. Казань, 1967.

22. Ван Фэй М. Реклама, маркетинг, дизайн. 2000.

23. Васильев Н.Б., Гутенмахер B.J1. Прямые и кривые. М.: Изд. Московского центра непрерывного математического образования. 2000.

24. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. Т 1.- СПб. «ЛИТА», 1998.

25. Волкова В.В. Дизайн рекламы. Ростов-н.Д. «Феникс», 1999.

26. Гардан И., Люка М. Машинная графика и автоматизация конструирования. -М.: Мир, 1987.

27. Гафуров Х.Л., Гафуров Т.Х., Смирнов В.П. Системы автоматизированного проектирования. СПб.: Судостроение, 2000.

28. Гермес. Торговля и реклама. Сборник. СПб ТОО «Аллегория, 1994.

29. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. М., «Галарт», 1998.

30. Голан А. Миф и символ. Иерусалим-М: Тарбут-Русслит, 1994.

31. Гумилев Л.Н. Старобурятская живопись. М.: Искусство, 1975.

32. Дебиров П.М. История орнамента Дагестана. М.: Наука, 2002.33.де Моран А. История декоративно-прикладного искусства: Пер. с фр.- М. Искусство, 1982.

33. Драчук B.C. Рассказывает геральдика. М., «Наука», 1977.

34. Жюльен Н. Словарь символов. Челябинск, «Урал LTD», 2000.

35. Ивенский С.Г. Книжный знак. История, теория, практика художественного развития. М., 1980.

36. Измайлова Т.А. Армянская миниатюра XI века. М. Искусство, 1979.

37. Иконников В., Леонтьев Б. Adobe Photoshop 5. СПб , ООО «Познавательная книга», 1999.

38. Ильина Т.В. Декоративное оформление древнерусских книг. Новгород и Псков, ХП-ХУ вв. Л.: изд. Ленингр. ун-та, 1978.

39. Ильина-Охрименко Г.И. Народное искусство семейских Забайкалья XIX-XX веков. Улан-Удэ, Бурятское кн. изд-во, 1972.

40. Васильев Н.Б., Гутенмахер B.J1. Прямые и кривые. М.: Изд. Московского центра непрерывного математического образования. 2000.

41. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. Т 1.- СПб. «ЛИТА», 1998.

42. Волкова В.В. Дизайн рекламы. Ростов-н.Д. «Феникс», 1999.

43. Гардан И., Люка М. Машинная графика и автоматизация конструирования. -М.: Мир, 1987.

44. Гафуров Х.Л., Гафуров Т.Х., Смирнов В.П. Системы автоматизированного проектирования. СПб.: Судостроение, 2000.

45. Гермес. Торговля и реклама. Сборник. СПб ТОО «Аллегория, 1994.

46. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. М., «Галарт», 1998.

47. Голан А. Миф и символ. Иерусалим-М: Тарбут-Русслит, 1994.

48. Гумилев Л.Н. Старобурятская живопись. М.: Искусство, 1975.

49. Дебиров П.М. История орнамента Дагестана. М.: Наука, 2002.33.де Моран А. История декоративно-прикладного искусства: Пер. с фр.- М. Искусство, 1982.

50. Драчук B.C. Рассказывает геральдика. М., «Наука», 1977.

51. Жюльен Н. Словарь символов. Челябинск, «Урал LTD», 2000.

52. Ивенский С.Г. Книжный знак. История, теория, практика художественного развития. М., 1980.

53. Измайлова Т.А. Армянская миниатюра XI века. М. Искусство, 1979.

54. Иконников В., Леонтьев Б. Adobe Photoshop 5. СПб , ООО «Познавательная книга», 1999.

55. Ильина Т.В. Декоративное оформление древнерусских книг. Новгород и Псков, ХП-ХУ вв. Л.: изд. Ленингр. ун-та, 1978.

56. Ильина-Охрименко Г.И. Народное искусство семейских Забайкалья XIX-XX веков. Улан-Удэ, Бурятское кн. изд-во, 1972.

57. Искусство и культура Монголии и Центральной Азии. М.: Искусство, 1981.

58. Искусство народов Африки. Очерки художественной культуры с древности до настоящего времени. М. Искусство, 1975.

59. Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия, Т.З, РСФСР. М.: изд. «СЭ», 1971.

60. Кадыров Ж.Н., Челпанов И.Б. Казахский народный орнамент. Задачи запоминания, генерирования и преобразования средствами вычислительной техники. Наука Казахстана, N 7, 1-15 апреля 1994 г.

61. Карабин П. CorelDRAW ЮИспользование программы. Полное руководство пользователя. 2001.

62. Катернюк А.В. Рекламные технологии. Коммерческая реклама. Ростов-н-Д, «Феникс», 2001.

63. Кауч М. Творческая каллиграфия. Минск, «Белфакс» 1997.

64. Кирсанов Дм. Веб-дизайн. «Символ-плюс», СПб, 1999.

65. Кламм JL, Гентара JL, Безлер Ф. Photoshop 5. Полное руководство. СПб, «bhv», 1999.

66. Книговедение. Энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1982.

67. Кобурн Ф., Маккормик П. Эффективная работа с CorelDRAW 8. СПб, «Питер», 1998.

68. Корриган Дж. Компьютерная графика: Секреты и решения. М.: Энтроп, 1995.

69. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга. М., «Вильяме», 1999.

70. Коцюбинский А.О. Грошев С.В. Компьютер для художника. М. «Триумф», 1999.

71. Коцюбинский А.О. Грошев С.В. Компьютерная графика. Популярные программы. М.: изд.ТЕХНОЛОДЖИ-ЗООО, 2001.

72. Кочева Т.В. Автоматизированное проектирование орнаментов в народном бурятском стиле. Канд. диссертация, СПб, 1996.

73. Кочева Т.В., Челпанов И.Б., Никифоров С.О., Аюшеева А.О. Машинное орнаментирование. Улан-Удэ: Изд. БНЦ СО РАН, 1999.

74. Кочева Т.В. Традиционная символика в машинном орнаментировании //В сб. «Отражение символики традиционной культуры в искусстве народов Байкальского региона и Центральной Азии». Улан-Удэ: изд. БНЦ СО РАН, 2001.

75. Кочева Т.В., Челпанов И.Б., Баторова Е.А., Никифоров С.О., Аюшеева А.О. Орнаментирование. Традиции и современность. Улан-Удэ: изд. БНЦ СО РАН, 1999.

76. Кочешков Н.В. Декоративное искусство монголоязычных народов XIX середины XX века. - М., Наука, 1979.

77. Курушин В.Д. Графический дизайн и реклама. Самоучитель. М.: ДМК, 2001.

78. Лакиер А. Русская геральдика. М., «Книга», 1990.

79. Мак-Клелланд. Photoshop 5.5 для Windows. Библия пользователя. СПб, «Диалектика», 2000.

80. Мане В. CorelDRAW! 5: Пер. с нем. М.: БИНОМ, 1995.

81. Математика и САПР: в 2-х кн., Кн. 1/Шенен П., Коснар М., Гардан И. и др. -М: Мир, 1988.

82. Международная классификация товаров и услуг для регистрации знаков. Пятая редакция. Москва-Женева, 1993.

83. Минаев Е.Н., Фортинский С.П. Экслибрис. М., Экслибрис, 1970.

84. Миронов Д. CorelDRAW 9 Учебный курс. СПб, «Питер», 1999.

85. Музыкант В.JI. Теория и практика современной рекламы. М., «Евразийский регион», 1998.

86. Мэлони Э., Носситер Дж. Использование Microsoft Word 97. Киев, Диалектика, 1997.

87. Николаева Н.С. Декоративное искусство Японии. М.,Искусство, 1971.

88. Нильсен Я. Веб-дизайн. СПб.: «Символ-плюс», 2000.

89. Новиков А.В. Автоматизированное проектирование. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001.

90. Норенков И.П. Разработка САПР. М, изд. МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1994.

91. Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Т. 3. Орнамент //Под ред. О.М. Рындина. Томск: изд. Томского универс., 1995.

92. Панкратова Т. Free Hand 9. Учебный курс. СПб.: «Питер», 2001.

93. Персон P. Windows 95. Энциклопедия ресурсов. Наиболее полное руководство в подлиннике. СПб, «bhv», 1998.

94. Петров М. CorelDRAW 8. Справочник. М., Лаборатория Базовых Знаний, 1999.

95. Петров М., Попов С. CorelDRAW 8. М„ ЗАО "Издательство БИНОМ", 1998.

96. Пономаренко С. Adobe Illustrator. СПб, «BHV-Санкт-Петербург».

97. Пономаренко С. Adobe Photoshop 4.0. Наиболее полное руководство. СПб, «bhv-Санкт-Петербург», 1998.

98. Пономаренко С. CorelDRAW , СПб, «BHV-C-Петербург», 1998.

99. Пономаренко С. FreeHand 7, «BHV-Санкт-Петербург», 1999.

100. Пономаренко С. Macromedia FreeHand. Наиболее полное руководство. СПб, "BHV- Санкт-Петербург», 1998.

101. Пономаренко С. Photoshop 5.0 . Наиболее полное руководство. СПб, «BHV-C-Петербург", 1999.

102. Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг. М., Финансы и статистика, 1999.

103. Попов М., Попов С. CorelDRAW 9. М., «Лаборатория базовых знаний», 2000.

104. Потапов И.А. Искусство Якутии. «Искусство», 1964.

105. Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. М., Международные отношения, 1995.

106. Принс М.Д. Машинная графика и автоматизация проектирования. М.: Сов. радио, 1975.

107. Пронина И.А. Декоративное искусство в Академии художеств. М.: Изобраз. Искусство, 1983.

108. Райтингер М., Муч Г. Visual Basic 6.0. Учебный курс; СПб.: «bhv», 2001.

109. Рейзнер Т. Самоучитель Word 97. СПб, «Питер», 1998

110. Ресселмон Б., Писли Р., Пручняк В. Использование Visual Basic 6. М.: QUE, 1999.

111. Роджерс Д., Адаме Дж. Математические основы машинной графики. М.: Машиностроение, 1980.

112. Роджерс Д., Адаме Дж. Математические основы машинной графики. М., Мир, 2001.

113. Романычева Э.Т., Сидорова Т.М., Сидоров С.Ю. AutoCAD 14. Русская и английская версии.

114. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987.

115. Сапиер Б., Слоте Дж. Использование Visual Basic. М.: QUE, 1998.

116. Семенов Б.Д. Рекламный менеджмент. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 2001.

117. Сендидж Ч. Реклама. Теория и практика. М.: Сирин, 2001.

118. Системы автоматизированного проектирования: Учеб. пособие для вузов: В 9 кн. /И.П. Норенков. Кн. 1: Принципы построения и структура. М.: Высш. шк, 1986.

119. Содномпилова М.М. Символы и знаки огня/солнца в монгольском орнаменте. //В сб. «Отражение символики традиционной культуры в искусстве народов Байкальского региона и Центральной Азии». Улан-Удэ: изд. БНЦ СО РАН, 2001.

120. Соктоева И.И. Живопись Советской Бурятии. Улан-Удэ: Бурятское кн. из-во, 1965.

121. Соктоева И.И. Изобразительное и декоративное искусство Бурятии. Новосибирск, Наука, 1988.

122. Соктоева И.И. Отражение древних символов в декоративном искусстве западных и восточных бурят. //В сб. «Отражение символики традиционной культуры в искусстве народов Байкальского региона и Центральной Азии». Улан-Удэ: изд. БНЦ СО РАН, 2001.

123. Спиров Н.А. Проектирование и производство типографских шрифтов. М. «Книга», 1959.

124. Старобинский Э.Е. Самоучитель по рекламе. М. «Интел-Синтез», 1999.

125. Сэндидж Ч. Реклама. Теория и практика. М., Изд. «Прогресс», 1989.

126. Тайц А., Тайц A. CorelDRAW/ Краткий курс. СПб, «Питер», 1999.

127. Тайц A.M., Тайц A.A. CorelDRAW 10. Все программы пакета.СПб: «bhv», 2001.

128. Тайц A.M., Тайц А.А. Самоучитель CorelDRAW 9. СПб, «bhv», 1999

129. Теория и практика регионального инжиниринга. / Под ред. Р.Т.Абдрашитова, В.Г.Колосова, И.Л.Туккеля. СПб, «Политехника», 1998.

130. Томас М.Л. Фокс Д. Visual Basic 6 Distributed. СПб.: «Питер», 2001.

131. Тумахани А.В. Бурятское народное искусство. Улан-Удэ, Бурятское кн. из-во, 1970.

132. Уоллес P. PageMaker 6 для Windows 95. СПб, «bhv», 1997.

133. Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Рекламное дело. Изд. «Тандем», 1999.

134. Феофанов О.Н. Реклама. Новые технологии в России. СПб, «Питер», 2000.

135. Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М. Изд. «Вече», 1997.

136. Фоменко А.Т. Наглядная геометрия. М.: Наука, 2000.

137. Хант Ш. Эффекты в CorelDRAW. СПб, «Питер», 1998.

138. Хокс Б. Автоматизированное проектирование и производство. М., «Мир», 1991.

139. Цыденова Р.Б. Традиционные сюжеты и образы в скульптуре Бурятии. //В сб. «Отражение символики традиционной культуры в искусстве народов Байкальского региона и Центральной Азии». Улан-Удэ: изд. БНЦ СО РАН, 2001.

140. Шапошников A. CorelDRAW 10 художнику. М.: «Популярный компьютер», 2002.

141. Эмблемы и символы. Стереотипное изд. с 1811 г. М.: INTRADA ММ, 2001.

142. Энкарначчо Ж., Шлехтендаль Э. Автоматизированное проектирование: Основные понятия и архитектура систем: Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1986.

143. Эрдос Д. Изучи сам CorelDRAW 5.0 для Windows. Минск. ООО «Попури», 1996.

144. Ядамжав Ц. Монгол ардын хээ угалзын эх дУрсУУд. Улаанбаатар, 1985.

145. Яцюк О.Г. Компьютерные технологии в дизайне. Логотипы, буклеты, упаковка. СПб: "bhv", 2002.

146. Яцюк О.Г., Романычева Э.Т. Компьютерные технологии в дизайне. Эффективная реклама. СПб.: "bhv", 2001.

147. CorelDRAW 9 в подлиннике . М: DTP Design. 1999.

148. Lommel A. Prehistoricke a primitivne umenie. Pallas. Praha, 1972.

149. Mathcad 6.0 Plus. Руководство пользователя. M. Инф.-изд. Дом «Филинъ», 1997,

150. Speltz A. Styles of ornament from Antiquity to the Nineteenth Century/ London.

151. Visual Basic 6. Наиболее полное руководство. СПб, «bhv», Microsoft-Press," ' - i • * л ** f