автореферат диссертации по информатике, вычислительной технике и управлению, 05.13.12, диссертация на тему:Задачи и методы автоматизированного проектирования орнаментов в традиционном монголо-бурятском стиле

кандидата технических наук
Кочева, Татьяна Валерьевна
город
Улан-Удэ
год
1997
специальность ВАК РФ
05.13.12
цена
450 рублей
Диссертация по информатике, вычислительной технике и управлению на тему «Задачи и методы автоматизированного проектирования орнаментов в традиционном монголо-бурятском стиле»

Автореферат диссертации по теме "Задачи и методы автоматизированного проектирования орнаментов в традиционном монголо-бурятском стиле"

? 4 НОЯ

На правах рукописи

КОЧЕВА Татьяна Валерьевна

УДК 65.011.56:7.048

ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОРНАМЕНТОВ В ТРАДИЦИОННОМ МОНГОЛО-БУРЯТСКОМ СТИЛЕ

Специальность 05.13.12 - Системы автоматизации проектирования (промышленность)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

Санкт-Петербург 1997

Работа выполнена в лаборатории лучевой технологии Бурятского института естественных наук Сибирского отделения Российской академии наук

Научный руководитель: доктор технических наук, профессор

Чслпанов Игорь Борисович

Официальные оппоненты: доктор технических наук, профессор

Сироткин Яков Аронович; кандидат технических наук, Осипов Николай Сергеевич

Ведущая организация - Восточно-Сибирский Государственный

Технологический Университет

Защита диссертации состоится "18" ноября 1997 г. в 16 часов на заседании диссертационного совета К.063.38.28 в Санкт-Петербургском государственном техническом университете по адресу: С-Петсрбург, ул. Политехническая, 29.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке С-Петербургского государственного технического университета.

Автореферат разослан "17 "октября 1997 г.

Отзывы на автореферат в двух экземплярах с подписью, заверенной печатью, просим направлять ученому секретарю диссертационного совета К.063.38.28.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат технических наук, доцент [/[у\

Н.М. Чесноков

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. В связи с развитием рыночных отношений и усилением конкурентной борьбы на рынкетоваров все большую роль для изделий начинает играть фактор эстетической привлекательности. Для самой разнообразной продукции необходима тщательная и разносторонняя дизайнерская проработка общих форм объектов н их деталей, приемов и способов украшения поверхности'!. Орнаментирование издавна является одних из таких способов - важнейшим и наиболее традиционным. ОрнамеШаМн украшают здания внутри и снаружи, разнообразные бытовые предметы, одежду, оружие, книги, сувениры и ювелирные изделия.

Национальный орнамент-выразитель красоты и добра, феномен художественной культуры народа, несущий в себе опыт поколений. Сегодня, в условиях возрождения самосознания народов, больших перемен в жизни общества, естественно стремление ориентироваться на традиционную самобытность, на народноетрадиционное прикладное искусство. Придание национального своеобразия часто осуществляется через использование мотивов и приемов орнаментирования в народном национальном стиле.

В группу родственных народов, объединенных понятием "монголо-язычные народы", входят народы, населяющие Монголию, а с составе России - Бурятию и Калмыкию. В целом орнаменты этих грех родственных народов имеют единое происхождение, они очень похожи, и поэтому объединены под аббревиатурой "ОМН" - "орнаменты монголоязычных народов". Известно, что образы, формы и стиль украшения изделий народных мастеров складывались и совершенствовались в течение столетни, они очень устойчивы для отдельных народов и групп родственных народов. Одно из направлений изучения народного традиционного искусства - раскрытие семантики, происхождения и скрытого смысла изображений. В Монголии и Бурятии искусствоведами в этом направлении сделано очень много. Другое важное направление - отбор наиболее удачных прототипов, представляющих высокую эстетическую ценность и удовлетворяющих строгим критериям. Однако прямое копирование, воспроизведение отобранных образцов обычно нецелесообразно; по многим соображениям с традиционной орнаментикой нужно работать, изменяя формы, приспосабливаясь к изделиям и учитывая новые эстетические требования.

С момента появления орнаменты создавались и переносились на изделия вручную, что определялось способом производства самого изделия. Ритмические повторения рисунка, лежащее в основе орнамента, были обусловлены повторением элементов трудовых процессов (в ткачестве, плетении, строительстве и т.д.). С течением времени орнамент становится самостоя-

тельным элементом искусства, живет своей жизнью, развиваясь и усложняясь, например, в Улан-Удэ были выполнены интересные работы по построению и воспроизведению некоторых типов орнаментов с помощью автоматических механизмов с цикловым программным управлением. Появление электронно-вычислительных машин позволило создавать компьютерные узоры, по-своему интересные, но ЭВМ дает возможность конструировать орнаменты и в русле народных традиционныхмотивов, причем делать это более быстро за счет автоматизированной отрисовки симметричных элементов, варьирования цветовой гаммы, изменения масштабов и пропорций фрагментов узора. Выработаны многочисленные специальные приемы работы с изображениями на экране в диалоговых режимах, известно большое число специализированных графических редакторов и пакетов программ, которые используются, например, при выборе рисунков для тканей и обоев.

Системы автоматизированного проектирования получили наибольшее распространение в области машиностроения, архитектурных чертежей, то есть именно там, где на графические изображения налагаются многочисленные, очень строгие ограничения,- техническое черчение характсризуег-ся самой жесткой дисциплиной расположения частей изображений, условных обозначений и пр. Традиционная орнаментика также накладывает существенные ограничения на изображения.

Важно, что САПР в машиностроении тесно связан с технологией, с разработкой программ для автоматического оборудования с ЧПУ. Объединение подходов, развитых, с одной стороны, в дизайне, а с другой -в автоматизированном проектировании в машиностроешш представляется перспективным для рассматриваемых задач автоматизированного проектирования народных орнаментов. Вследствие сказанного тема диссертации представляется актуальной.

Цели и задачи исследования. Целью работы является создание научных и методических основ для автоматизированного проектирования, трансформирования и воспроизведения на оборудовании с ЧПУ орнаментальных изображений в стиле традиционного монголо-бурятского декоративно-прикладного искусства.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие основные задачи:

- построение новой многоаспектной классификации орнаментов на основе выявления общих законов построения и определяющих отличительных особенностей орнаментов монголоязычных народов;

- анализ традиционных схем формирования и процессов нанесеши орнаментов на различные материалы, возможностей автоматгоации этих процессов;

- создание базы данных ОМН, их элементов, фрагментов и композиций на основе развернутой классификации;

- разработка формализованных алгоритмов и методик автоматизированного проектирования орнаментов, генерирования и трансформирования узоров и создание соответствующего программного обеспечения;

- пробная реализация методов орнаментирования на автоматизированных станках.

Научная новизна. Научная новизна работы заключается в том, что современные г рафические системы ПЭВМ приспособлены для автоматизированного проектирования орнаментов с национальной спецификой и орнаментальных композиций для последующего нанесения на различные изделия. При выполнении работы на основе системного подхода была разработана новая классификация с поисковой системой, формализованы задачи трансформирования и генерирования орнаментов с учетом большого числа различных требований и ограничении.

Практическая ценность. Полученные методики и разработанные алгоритмы позволяют частично автоматизировать процессы формирования, корректирования и доработки орнаментов с максимальным учетом национальных традиций, с одной стороны активно используя опыт и интуицию дизайнеров, а с другой - возможности ПЭВМ.

Созданная графическая база данных орнаментов содержит большое количество традиционных образцов узоров, их элементов и композиционных решений, которые представляют ценность сами по себе, а также служат прототипами для создания с помощью ЭВМ новых орнаментов. Эта база данных может служить своеобразной энциклопедией ОМН и использоваться в качестве пособия для преподавания, изучения и при выборе орнаментов для применения в различных областях.

Апробация работы. Основные результаты работы докладывались на научных конференциях Бурятского научного центра СО РАН, ВСГТУ (Улан-Удэ, 1992-1997), на международной научно-практической конференции "Восток-Запад: диалог культур" (Улан-Удэ, 1996), Всероссийской научно-технической конференции "Роль геометрии в искусственном интеллекте и САПР" (Улан-Удэ, 1996), а также на научном семинаре кафедры "Автоматы" СПбГТУ (С-Петербург).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 10 работ, в которых изложено основное содержание исследования.

Объем и структура работы. Диссертация изложена на 128 страницах машинописного текста, содержит 66 рисунков. Работа состоит из введения, трехглав, заключения, списка литературы, включающего 114наименований, приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются основные задачи и дастся краткий обзор диссертации по главам.

Первая глава посвящена рассмотрению общих принципов построения орнаментов, традиционных способов их формирования и нанесения и выявлению возможностей автоматизации этих процессов. Проводится сравнение принципов орнаментики и технического дизайна.

Орнамент является упорядоченным узором, создаваемым по определенным законам. Основным элементом графики в народных орнаментах является линия, остальные элементы (точка, пятно) подчинены ей. Композиция орнамента складывается из различных уровней упорядочивания основных элементов графики. Хорошая компоновка для орнамента, так же как в техническом проектировании, является основой красоты, интуитивно понимаемой "правильности". В главе подробно рассматриваются основные принципы построения композиции: цельность, симметрия (асимметрия), ритм, пластика. Отмечается, что эти принципы относятся как к самой вещи с орнаментом, так и к орнаменту, и даже его мотиву, они же применяются в техническом конструировании.

Мотивы, используемые для украшения в национальном традиционном искусстве, появляются в результате преобразующей, чаще упрощающей стилизации, трансформации естественной формы с использованием различных видов симметрии; цель этого - сделать мотив наиболее совершенным эстетически, а также облегчить его выполнение для художника. При воспроизведении орнамента механизмами стилизация и упрощение наиболее важны, при этом узор не должен утратить красоты, что определяется экспертными оценками.

Композиция орнаментов монголоязычных народов характеризуется простой симметрией общей композиции и сложной геометрией элементов и фигур. Элементы узоров чаще всего пластичны, но расположены по орнаментальной поверхности-на расстоянии, с четко заданным ритмом. Форма и размеры орнаментируемой поверхности обычно известны, поэтому узор должен быть "вписан" в заданные пределы, как правило, наибольший акцент приходится на центр этой поверхности (чаще всего прямоугольника или круга), углы или периферия прорабатываются более мелкими деталями. При этом так же, как в техническом конструировании элементы сложной многокомпонентной системы, все элементы орнамента необходимо разместить пропорционально, соразмерно друг другу, для этого широко используются те или иные пропорции, в частности, "золотого сечения" и близкие к ним (в пределах от 1.51 до 1.73), а также иррациональные соотношения Л = 1.41 и = 225 •

Далее в главе подробно рассматривается классификация орнаментов, которые по происхождению изобразительного элемента традиционно делятся на геометрические, растительные, зооморфные и космогонические, или отражающие силы и явления природы; в ОМН выделяют отдельно также культовые орнаменты. Приводятся смысловые п сакральные значения отдельных мотивов и варианты изображений. Отмечается, что, несмотря на формальное выделение так называемых "геометрических" мотивов в отдельную группу, резких граней между группами нет, все изображения стремятся к гсометризации. Чисто геометрические орнаменты наиболее легко поддаются машинному формированию, но, используя современные возможности компьютерной графики, можно воспроизвести любой орнаментальный мотив, что позволяет вносить в базу данных орнаментов и более сложные с точки зрения геометрической формы узоры (зооморфного, растительного и др. происхождения). Таким образом более полно можно решить задачу построения художественно полноценной достаточно сложной орнаментальной композициипа ЭВМ.

В главе также приводится классификация орнаментов по видам симметрии, которая является основным отличительным признаком орнамента, как графического изображения. В орнаментике используются разные виды симметрии, - обычно выделяют розетки, бордюры и решетчатые орнаменты. Розетки содержат симметрию типа вращение-отражение, в бордюрах присутствует симметрия типа вращение-отражение-перенос по одной оси; решетчатые орнаменты содержат самую богатую симметрию типа вращение-отражение-переносно двум осям. Орнаменты, в зависимости от функционального назначения, могут также сочетать эти типы в различных комбинациях. Приводятся образцы орнаментов различных видов симметрии, в том числе розетки нескольких видов, бордюры всех семи возможных видов симметрии, а из пяти возможных видов симметрии решетчатых орнаментов -два наиболее часто встречающихся в ОМН.

Далее рассматривается фактор цвета в проектировании и орнаментике, отмечается его психологическое и эмоциональное влияние на восприятие формы и размеров предметов. В бурятских орнаментах широко используются контрастные приемы сочетания ярких цветов, и одновременно могут применяться нюансные схемы. Символика орнамента у монголоязычных народов тесно связана с символикой цвета. Основные цвета, любимые бурятами и монголами- белый, красный, синий, желтый, оранжевыйи зеленый, черный используется крайне редко. Знание цветовой гармонии и символики необходимо оператору-орнаменталисту так же, как знание законов симметрии, для сохранения привычного общего облика при конструирования орнаментов в народном стиле.

Несмотря на консервативность орнаментики нельзя ограничиваться буквальным копированием даже наиболее удачных образцов. При самом бережном отношении к национальному своеобразию над орнаментами работают, усложняя или упрощая прототипы, исправляя погрешности, модернизируя. Интересные результаты может приносить комбинирование орнаментов, взятых из различных стилистических систем, в диссертации приведены конкретные примеры. Все это и многое другое предполагает творческую работу над графическими изображениями, для чего необходимо использовать ЭВМ с оперативным отображением рисунков на дисплее. Творческий потенциал ЭВМ оказывается недостаточным для того, чтобы самостоятельно создавать в области орнаментики художественно полноценные произведения, поэтому процесс должен проходить в диалоговом режиме.

Наметилось два разных подхода в области использования вычислительной техники в искусстве, связанных с живописью и рисунком: 1) компьютер играет роль палитры и холста, с помощью которых художник различными способами создает изображения; 2) художник задает машине программу генерирования изображений, которой та следует, а сам, возможно, даже не знает, что получится в результате, - его роль сводится к отбору и коррекции.

В представленной работе делается попытка объединения вышеперечисленных вариантов использования ЭВМ в искусстве, т.е. отдельные элементы и фрагменты орнаментов могут создаваться, используя первый способ (рисования вручную), а вся композиция, -используя второй способ, -по программе, причем компьютер может сам выбрать наилучшие пропорции элементов в композиции и предложить наиболее подходящие элементы из имеющихся в базе данных. В диссертации описывается структура такой системы.

Компьютер становится архивом дизайнера, в машинной памяти могут храниться целые коллекции орнаментов как запущенных в производство, так и использовавшихся в прошлые века разными народами.

Вторая глава посвящена вопросам автоматизированного проектирования (АПР) орнаментов монголоязычных народов. Кратко рассматриваются общеизвестные принципы построения САПР, существующие программы САПР, их графические возможности, а также проблемы организации данных в САПР.

За основу нашей системы взята САПР AutoCAD как очень мощная и гибкая программируемая система с большим количеством разнообразных высокоточных функций, которая в то же время легко управляется при помощи простых и ясных команд. К тому же пакет широко распространен в России, что явилось существенным при выборе его для решения задач

АПР ОМН. Возможности системы дополняет встроенный язык AutoLISP (Автолисп), являющийся основным средством расширения системы AutoCAD и разработки на ее основе специализированных систем проектирования, ориентированных на конкретных пользователей. При этом Автолисп дополняется языком создания пользовательских меню и языком создания собственных форм шрифтов и видов штриховки.

Поскольку система AutoCAD как графическая СУБД (система управления базами данных) имеет явные недостатки, и универсальные реляционные СУБД не могут решить все задачи, связанные с поиском информации в процессе AIIP, констатируется необходимость использования систем информационной поддержки, дополняющие AutoCAD, ккоторым относятся программы для быстрого просмотра чертежей (AUTOMANAGER) и графические СУБД, например, ABASE. Подробная классификация орнаментов по виду изобразительного элемента и по типу симметрии приведена в главе 1. Но для создания и оперативного использования базы данных она оказывается недостаточной, ее необходимо дополнить. Полная развернутая классификация необходима для работы с конкретной СУБД, например, с СУБД ABASE, "объектами" которой могут быть:

-классы (геометрические орнаменты), подклассы (бордюры), группы (меандры) и т.п., тогда иерархия отражает классификацию изделий (орнаментов);

-изделия (орнаменты), узлы в них входящие (например, центральная часть, угловые заполнения, рамки), детали, входящие в узлы, тогда иерархия БД отражает состав (композицию) орнамента;

- фрагменты чертежей (орнаментов) для включения в другие чертежи (орнаменты).

Каждый объект в ABASE имеет имя, отражающее его смысловое содержание.

Испол1>зоваш1е баз данных с развитыми поисковыми системами может принести непосредственную пользу, облегчая отбор прототипов для конкретных условий и ограничений.

Ввод орнаментов в базу данных осуществляется несколькими способами: это сканирование, рисование с использованием "мыши" или планшета и программирование, наиболее быстрым и удобным из них является сканирование.

Для создания полноценных художественных изображений национальных орнаментов в САПР целесообразно предусмотреть большое число различных способов трансформирования и преобразования исходных элементов орнаментов, извлеченных из базы данных или введенных иным образом. Программа AutoCAD-1О имеет довольно большие возможности в об-

ласти трансформирования изображений посредством выполнения команд (их больше двадцати), в последующих версиях системы возможности редактирования объектов еще более расширены.

В диссертации определена роль типовых преобразований элементов и фрагментов для проектирования узоров. Программа осуществляет симметрирование элементов (например, зеркальное отражение), копирование с поворотом вокруг указанной точки используется, для создания "розетки", копирование вдоль прямой - для получения "бордюра", создание прямоугольной сетки позволяет получить "решетчатый орнамент"; а также перенос и копирование объектов, масштабирование, поворот объектов на заданный угол и др. Преобразования масштаба, сдвиг или поворот любых сегментов лиши необходимы при построении элемента орнамента, а затем - для фрагментов изображения - при поиске оптимальной компоновки орнаментов. Например, для орнаментов типа бордюра (ленты) необходимо варьировать его ширину с изменением или растягиванием заполнения, иногда прямоугольное заполнение бордюра требуется преобразовать в косоугольное (с постоянным или переменным углом наклона). При необходимости заполнения прям оуголышка следует приспосабливаться к изменениям соотношений ширины и высоты. В одних случаях равномерному преобразованию подвергается все изображение, в других - отдельные фрагменты. Важным является также изменение пропорций элементов (равномерное или неравномерное).

Простейшее равномерное преобразование масштаба описывается уравнениями: х'=а*х, у' =а*у, при этом квадратная сетка переходит в квадратную же, все пропорции сохраняются (на рис. 1 показан исходный [а] и увеличенный в 1.5 раза [б] узор).

При масштабном преобразовании с разными коэффициентами по осям х, у: х'=а*х, у'=Ь»у, квадратная сетка переходит в прямоугольную, фигура удлиняется или укорачивается, при этом может получиться приемлемая с эстетической точки зрения композиция. Например, на рис. 2 показана исходная розетка с коэффициентами а=1, b= 1 (а), на рнс. 26 фигура вытянута по горизонтали и сжата по вертикали, а=2, Ь=0.75; на рис. 2в исходный блок вставлен с коэффициентами а=1, b= 1 и углом вставки а=45°, он запоминается в новый блок, который на рис. 2г вставляется с коэффициентами а=0.8, Ь=1.3.

При необходимости осуществления преобразования, отсутствующего в системе AutoCAD-!О, возможно следовать двумя путами: во-первых, программировать преобразования на языке Автолисп или других языках, например, Си++, создавая собственные команды; во-вторых, используя форматы обмена файлов, можно исходный элемент передать какой-либо другой

Рис. 1. Равномерное преобразование масштаба

Рис. 2. Неравномерное преобразование масштаба

программе, например, пакету для подготовки иллюстраций CorelDRAW, в котором предусмотрены возможности изменения пропорций и размеров объектов, а также их наклона, т.е. преобразование исходного прямоугольника в параллелограмм. Отредактированный объект затем передается обратно в AutoCAD для дальнейшей раб оты с ним. Пример наклона исходно наклоненного объекта в другую сторону приведен на рис. 3. Полученный узор выглядит достаточно эстетично и может быть использован в бордюрной композиции.

п—-----—— - —, ------- ------д.»»^.,--... —

i л ujjnaiwviii а а цьлиы п i. ; vp ^ дипи cnipaAtanuti n^iii-

ральной симметрией наиболее подходящими являются нелинейные радиальные преобразования: r'=f(r), сохраняющие центральную симметрию и общий характер изображения. Более сложными являются задачи перевода изображения, вписанного в одну фигуру (например, прямоугольник), в изображение, которое может быть вписано в другую фигуру (например, эллипс или круг) с сохранением основных особенностей заполнения. В пакете CorelDRAW имеется большое число так называемых "форм", в которые можно "вписать" выбранный объект, примеры таких преобразований приведены на рис. 4.

Преобразование может включать изменение цветовой гаммы, инверсию фона и изображения (для двухцветных узоров), возможно чередование светлых и темных фигур на контрастных фонах. Для некоторых бурятских орнаментов значительный эстетический эффект достигается при применении имитации светотени - обводки контуров орнаментальных мотивов тонкой белой или светлоголубой линией постоянной ширины с одной или, реже, с двух сторон.

Наконец нужно отметить возможность моделирования одного и того же орнамента для воспроизведения его в различных технологиях, например, для напыления необходим трафаретный узор, а для вышивки или резьбы по дереву элементы могут быть слитными.

В диссертации сформулирована общая методика генерирования народных орнаментов из элементов, имеющихся в памяти ЭВМ, без непосредственного использования прототипов, что является более сложной задачей. Генерирование должно проводиться параллельно по двум направлениям: 1) поиск наиболее подходящей общей компоновки и 2) подбор элементов. И то, и другое может осуществляться перебором прототипов. Анализ прототипов показал, что при построении большого орнамента типа панно наиболее распространенными являются композиции с рамкой, явно выделенным центром и угловыми заполнениями. Центральный фрагмент может иметь форму круга, эллипса, ромба.

Образцы рамок, заполнений углов и центральных элементов, из кото-

Рис. 4. Преобразование плетенки и розеток в CorelDraw

рых формируются фрагменты узоров и композиции в целом, хранятся в базе данных и извлекаются из нее для просмотра или загрузки в рисунок. После выбора схемы заполнения проводится работа по составлению единой композиции из отдельных элементов, коррекции составных фрагментов, добавлению или изъятию некоторых из них и т.п.

Центральная часть панно чаще всего имеет две (как минимум) оси симметрии, вертикальную и горизонтальную, поэтому она может быть разделена на несколько равных фрагментов. Центральная часть представляет собой самостоятельную фигуру или является композицией из нескольких фигур. Угловые частипанно выбираются из базы данных подходящими по стилю к центральному фрагменту. Часто они содержат элементы или точно повторяющие, или подобные имеющимся в центральной части. Для рамки сначала выбирается основная фигура, затем формулируется способ повторения, после чего осуществляется нормализация с выбором масштаба так, чтобы с каждой стороны элемент повторялся целое число раз; отдельно прорабатываются сопряжения линий в углах рамки (авторские работы, выполненные вручную, часто грешат именно плохой проработкой углов рамок). Для сложных мног оцветных композиций окаймляющая рамка может представлять собой просто цветную полосу или две-три полосы в кон-страстных или нюансных сочетаниях. Так же часто используются рамки, состоящие только из угловых элементов - более или менее сложных плетенок, которые соединяются между собой.

После выбора заполнения основных крупных составляющих орнамента в первом приближении воспроизводится узор в целом. Далее, по результатам визуального анализа оператором-дизайнером можег корректироваться или композиция в целом, (изменение масштаба, отношения длины и ширины, цвет) или отдельные ее части, вплоть до замены элементов. Вся работа осуществляется в диалоговом режиме, с циклическим возвращением иа разных этапах к одним и тем же операциям (например, масштабирование элементов). Описанный процесс строится на принципе наилучшего заполнения заданного поля. Блок-схема построения орнаментального панно представлена на рис. 5. На языке Автолисп написана программа PANNO, которая в диалоговом режиме заполняет композицию прямоугольного панно. В зависимости от его габаритных размеров (длины и высоты) расчитываются точки вставки центрального фрагмента, левого нижнего элемента углового заполнения, высота рамки. Автоматически производится зеркальное отображение углового элемента, построение замкнутой рамки. Названия блоков, вставляемых в рисунок, вводятся оператором с клавиатуры или выбираются из меню. На рис. 6 показан орнамент, созданный по программе PANNO.

Рис. 5. Блок-схсма построения орнаментального панно

Рис. 6. Пример орнаментального панно, построенного по программе

Третья глава посвящена конечному звену систем АПР - автоматизированному воспроизведению и нанесению орнаментов на различные материалы. Разработанные оператором-дизайнером узоры в народном стиле после просмотра на экране дисплея выводятся в первую очередь на принтер или плоттер для получения копии на бумаге. В зависимости от количества цветов, используемых в орнаменте, и вида печатающего устройства может быть получена черно-белая или цветная копия. Узоры могут быть использованы как образцы для ручной и машинной вышивки, выпиливания, росписи; для оформления текстов, бумаг разного назначения, например, фирменных бланков, конвертов, визитных карточек, этикеток. Орнамент, выполненный на самоклсющсйся пленке вырезающим плоттером, используется для наружной рекламы и оформления интерьера, а также может служить образцом для изготовления маски, через которую осуществляется напыление или окрашивание.

Особо отмечается возможность создания стилизованных в народном стиле товарных знаков фирм. Во всех частях света наибольшее распространение получили товарные знаки, построенные па фундаменте одной основополагающей культуры -грско-римской. Несмотря на это мы полагаем, что на территориях, где производство рассчитано в основном на внутренний рынок, н где су ществует достаточно богатая самобытная культура, способная служить базой для товарнознаковой символики, разработка новых знаков должна отражать местные традиции и историю. Поэтому AutoCAD в сочетании с базой данных орнаментов моиголоязычных народов может использоваться для разработки изобразительной части товарных знаков Бурятии. Приводятся примеры.

С помощью языка программирования Автолисп возможно написание программы для подготовки управляющих программ для станка с ЧПУ. На кафедре "Автоматизации и роботизации в машиностроении" Томского политехнического университета функционирует многоонерационный деревообрабатывающий станок с числовым программным управлением, воспроизводящий разработанные в системе AutoCAD узоры. Станок имеет возможность производить фрезерную и токарную обработку различных, в том числе и винтовых, поверхностей.

Часть АПР О МН - база данных орнаментов - используется в настоящее время для разработки узоров для вышивального автомата фирмы "Бару-дан" (Япония), тем самым расширяется ассортимент выпускаемой продукции и ускоряется процесс ввода орнаментов в автомат. Получен акт внедрения.

ВЫВОДЫ

Определен традиционный типаж изображений фигур и элементов, а также композиционных схем м онгол о - бурятских орнаментов, систематизированы сведения о семантике орнаментов и о практических способах орнаментирования в различных образцах.

Обоснована и осуществлена декомпозиция задач проектирования орнаментов по следующим уровням иерархической структуры: элементы, фигуры, фрагменты, композиционные схемы; конкретизированы задачи и способы автоматизированного проектирования для каждого из уровней.

3. Построена многоаспектная классификация как орнаментов в целом, так и их элементов, фигур, фрагментов. Отдельно классифицированы композиционные построения орнаментов в виде панно.

4. На основе развернутой классификации, дополняющей традиционные, создана графическая база данных орнаментов. Поиск элементов в БД осуществляется с помощью СУБД ABASE, программы для быстрого просмотра чертежей AUTO MANAGER и поискового меню системы AutoCAD.

5. Разработана методика автоматизированного проектирования орнаментов монголоязычных народов на основе графического пакета AutoCAD, базы орнаментов.

6. Предложен и разработай комплекс дополнительных способов и средств моделирования и генерирования узоров и нх элементов с привлечением различных графических пакетов программ, создания дополнительных команд в системе AutoCAD.

Автоматизирован процесс создания орнаментов в национальном стиле в виде прямоугольного панно, которое формируется по программе в диалоговом режиме с иададгдй.

8. Разработаны типовые методики автоматизированного проектирования орнаментов в стиле прикладного традиционного искусства монголоязычных народов.

9. Изучены традшщонные процессы формирования и нанесения орна-. ментов на различные материалы, возможности автоматизации этих процессов, определены сферы применения результатов работы. Орнаменты из базы данных автора используются в качестве образцов для мелкосерийного производства в вышивальном цехе Улан-Удэнской Тонкосуконной мануфактуры, что подтверждено актом внедрения.

Основное содержание диссертации опубликовано в работах:

1. Кочева Т.В., Никифоров С.О., Слеинев В.В. Технические средства машинного воспроизведения орнаментов/Тезисы конф. ВСТИ., Улан-Удэ, 1992. С. 34.

2. КочеваТ.В. Бурятский оркаме;гг. Выпуск !. Улан-Удэ, 1995. —16 с

3. Никифоров С.О., Кочева Т.В., МухопадЮ.Ф., Челпанов И.Б. Автоматизированное проектирование народных орнаментов./ Тез. междуна-родн. научно-техн. конф. "Актуальные проблемы математического моделирования и автоматического проектирования в машиностроении", 1 -3 июня

1995 г., Казань, 1995. С.

4. Никифоров С.О., Кочева Т.В., ОчировВ.Д. Анализ и параметрический синтез механизмов для машинного орнаментирования изделий. /Тезисы 2 международн. конф. "Механизмы переменной структуры и вибрационные машины", 5-7 октября 1995, Бишкек, 1995. - С. 83-85.

5. Никифоров С.О., Кочева Т.В. Автоматизированное формирование народных орнаментов./Тез. докладов и сообщений международной науч-но-практ. конференции "Восток-Запад: диалог культур", 20-26 нюня

1996 г. - Улан-Удэ, 1996. С. 45-47.

6. Челпанов И.Б., Кочева Т.В., Гуань Цзянь, Сенди Шокри. Геометрические образы народных орнаментов/Сб. докл. Всероссийск. науч. техн. конф. "Роль геометрии в искусств, интеллекте и САПР" 25-28 июня 1996 г. - Улан-Удэ, РИО ВСГТУ, 1996. С. 71-74.

7. Никифоров С.О., Кочева Т.В., ОчировВ.Д., Кубрикова Л.Л. Машинное орнаментирование на основе средств компьютерной графики и ме-хатроники/Сб. докл. Всероссийск. науч. техн. конф. "Роль геометрии в искусств. интеллекте и САПР" 25-28 июня 1996 г. - Улан-Удэ, РИО ВСГТУ, 1996. С. 98-100.

8. Кочева Т.В., Никифоров С.О. "Угалзануудбакомпьютер", - "Бу-ряад Унэн" № 17, 28.01.97.

9. Кочева Т.В., Никифоров С.О. "Орнаменти компьютер", - "Бурятия" № 21, 01.02.97.

10. Кочева Т.В., Челпанов И.Б. "Товарные знаки и орнаментика", -"Бурятия" № 60, 01.04.97.

Оглавление автор диссертации — кандидата технических наук Кочева, Татьяна Валерьевна

Введение.

Глава 1. Орнаменты и возможности их автоматизированного воспроизведения

1.1. Общая характеристика орнаментов.

Создание орнаментов и технический дизайн.

1.2. Классификация орнаментов по виду изобразительного элемента.

1.3. Классификация орнаментов по виду симметрии.

1.3.1. Симметрия розеток

1.3.2. Симметрия бордюров.

1.3.3. Симметрия сетчатых орнаментов

1.4. Цветовое решение орнамента, значение цвета.

Цвет в проектировании.

1.5. Возможности воспроизведения орнаментов с помощью ЭВМ.

Выводы.

Глава 2. Автоматизированное проектирование орнаментов монголоязычных народов ;.

2.1. Принципы построения систем автоматизированного проектирования.

2.1.1. Общие характеристики САПР.

2.1.2. Программы САПР, их графические возможности.

2.1.3. Организация данных в САПР.

2.1.4. Информационная поддержка процесса АПР

2.2. Создание базы элементов орнаментов.

2.2.1. Классификация орнаментов для БД

2.2.2. Ввод прототипов в БД.

2.3. Создание пользовательского меню.

2.4. Операции преобразования элементов

2.4.1. Команды редактора ACAD.

2.4.2. Возможности команды STRETCH

2.4.3. Другие способы и возможности преобразования элементов.

2.4.4. Создание новых элементов на основе прототипа.

2.4.5. Оформление углов прямоугольных рамок.

2.4.6. Моделирование узоров для разных способов воспроизведения

2.5. Автоматизированное генерирование орнаментов.9:

Выводы.

Глава 3. Автоматизированное воспроизведение ОМН.

3.1. Вывод на принтер (графопостроитель). Использование орнаментов в оформлении товарных знаков

3.2. Вывод на станок с ЧПУ.

3.3. Использование БД узоров для вышивки.

Выводы.

Введение 1997 год, диссертация по информатике, вычислительной технике и управлению, Кочева, Татьяна Валерьевна

Фактор эстетической привлекательности изделий самого разного назначения начинает играть все большую роль в связи с развитием рыночных отношений и усилением конкурентной борьбы на рынке товаров. Для самой разнообразной продукции необходима тщательная и разносторонняя дизайнерская проработка общих форм объектов и их деталей, приемов и способов украшения поверхностей. Орнаментирование издавна является одних из таких способов - важнейшим и наиболее традиционным. Орнаментами украшают здания внутри и снаружи, разнообразные бытовые предметы, одежду, оружие, книги, сувениры и ювелирные изделия.

Национальный орнамент - выразитель красоты и добра, феномен художественной культуры народа, несущий в себе опыт поколений. Сегодня, в условиях возрождения самосознания народов, больших перемен в жизни общества, естественно стремление ориентироваться на традиционную самобытность, на народное традиционное прикладное искусство. Придание национального своеобразия часто осуществляется через использование мотивов и приемов орнаментирования в народном: стиле.

Известно, что образы, формы и стиль украшения изделий народных промыслов складывались и совершенствовались в течение многих десятилетий, а то и столетий, они очень устойчивы для отдельных народов и групп родственных народов. Одно из направлений изучения народного традиционного искусства - раскрытие семантики, происхождения и скрытого смысла изображений. В Монголии и Бурятии искусствоведами в этом направлении сделано очень много. Другое важное направление - отбор наиболее удачных прототипов, представляющих высокую эстетическую ценность и удовлетворяющих строгим критериям.

Однако прямое копирование, воспроизведение отобранных образцов обычно невозможно и нецелесообразно.; по многим соображениям с традиционной орнаментикой нужно работать, сочетал мотивы, изменяя формы, приспосабливаясь к изделиям и учитывая новые эстетические требования.

Необходимо отметить, что в группу родственных народов., объединенных понятием "монголоязычные народы", входят народы, населяющие Монголию, а с составе России - Бурятию и Калмыкию, причем в результате исторически сложившихся условий жизни бурятского народа национальные орнаменты подразделяются на орнаменты, характерные для восточных или западных бурят. Но в целом орнаменты монголов, бурят и калмыков имеют единое происхождение, они очень походи, и поэтому объединены в данной работе аббревиатурой "ОМН" - "орнаменты монголоязычных народов".

С момента появления орнаменты создавались и переносились на изделия вручную, что определялось способом производства самого изделия. Ритмические повторения рисунка, лежащие в основе орнамента, были обусловлены повторением элементов трудовых процессов (в ткачестве, плетении, строительстве и т.д.) С течением времени орнамент становится самостоятельным элементом искусства, живет своей жизнью, развиваясь и усложняясь; например, в Улан-Удэ были выполнены интересные работы по построению и воспроизведению некоторых типов орнаментов с помощью автоматических механизмов с цикловым программным управлением [1-5].

Появление электронно-вычислительных машин позволило создавать компьютерные узоры, по-своему интересные, но ЭВМ дает возможность конструировать орнаменты и в русле народных традиционных мотивов, причем делать это более быстро за счет автоматизированной отрисов-ки симметричных элементов, варьирования цветовой гаммы, изменения масштабов и пропорций фрагментов узора. Выработаны многочисленные специальные приемы работы с изображениями на экране в диалоговых режимах, известно большое число специализированных графических редакторов и пакетов программ, которые используются, например, при выборе рисунков для тканей и обоев. С помощью мощных современных графических компьютерных программ, таких как система автоматизированного проектирования AutoCAD кампании Autodesk и пакет для подготовки иллюстраций CorelDRAW фирмы Corel Corporation возможно создание рисунков практически любой сложности, в многообразных цветовых сочетаниях.

Системы автоматизированного проектирования получили наибольшее распространение в области машиностроения, ¿архитектурных чертежей, то есть именно там, где на графические изображений налагаются многочисленные, очень строгие ограничения,- техническое черчение характеризуется самой жесткой дисциплиной расположения частей изображений, условных обозначений и пр. Однако мир традиционных орнаментальных образов также накладывает существенные ограничения на изображения.

Важно, что САПР в машиностроении тесно связан с технологией, с разработкой программ для автоматического оборудования с ЧПУ. Объединение подходов, развитых, с одной стороны, в дизайне, а с другой - в автоматизированном проектировании в машиностроении представляется перспективным для рассматриваемых задач автоматизированного проектирования и нанесения народных орнаментов.

В первой главе рассматривается орнамент в целом, приводится полная традиционная классификация народных орнаментов и рассматриваются возможности автоматизации конструирования орнаментов с точки зрения их геометрии и возможностей современной компьютерной графики. п

- (

К общим характеристикам орнамента относятся такие, как композиционное построение, цельность при восприятии узора, симметрия и асимметрия рисунка, ритм и пластика.

В традиционной искусствоведческой классификации орнамент отличают во-первых, по используемым мотивам (геометрический, растительный, зооморфный, природный) и во-вторых по виду симметрии, обусловленному формой декорируемой поверхности, орнамент подразделяют на розетки, бордюры и панно (решетчатые орнаменты). Розетки содержат симметрию типа вращение-отражение, в бордюрах присутствует симметрия типа вращение-отражение-перенос по одной оси; панно содержат самую богатую симметрию типа вращение-отражение-перенос по двум осям. Орнаменты, в зависимости от функционального назначения, могут также сочетать эти типы в различных комбинациях. Для классификации используются также названия отдельных элементов.

Достаточно подробно далее рассматривается цветовое решение орнаментов, т.к. цвет является одним из самых сильных декоративных средств. Приводятся известные психофизические характеристики цвета и некоторые символические значения различных цветов в орнаментике монголоязычных народов.

Проводится сравнение задач и методов орнаментирования с методами, используемыми в техническом дизайне, отмечается их схожесть, даже идентичность, - это касается как композиционного построения орнамента или технического изделия, так и общих законов цветового восприятия и влияния.

Далее рассматриваются возможности автоматизированного построения орнаментов с помощью ЭВМ, т.к. орнамент является регулярной, упорядоченной структурой, и правила его построения описываются теорией симметрии, а возможности современных средств машинной графики и графических пакетов прикладных программ позволяют довольно просто и быстро проектировать практически любые орнаменты, а также хранить большие объемы графической информации.

Вторая глава посвящена рассмотрению вопросов автоматизированного проектирования орнаментов монголоязычных народов (ОМН). Рассматриваются общие характеристики САПРов, известные графические программы, общие принципы организации хранения данных в САПР. Обосновывается выбор системы AutoCAD для решения задач автоматизированного проектирования орнаментов монголоязычных народов.

Следует отметить, что все представленные в тексте иллюстрации, исключая фото и некоторые ксерокопии, выполнены в среде программы AutoCAD и являются частью базы данных ОМН, созданной автором

Отмечается необходимость расширения традиционной классификации, вводятся новые классификационные признаки, такие, как индекс сложности, характерные линии контуров узора, классификация по составу (композиции) орнамента и другие.

В главе приводятся различные методы трансформирования существующих орнаментов, их фрагментов и отдельных элементов, моделирования новых узоров на основании прототипов, а также пример автоматизированного построения орнамента в виде панно по программе.

В третьей главе рассмотрены способы нанесения орнаментов на различные материалы: бумагу, дерево, ткань, керамическую плитку. Полученные нами в системе AutoCAD орнаменты могут быть использованы в самых разных областях - от архитектуры до одежды, от производства печатной продукции до оформления разнообразных бытовых предметов, тем самым повышая эстетический уровень всех сфер жизни.

Рассматриваются разнообразные технологии нанесения узоров (автоматизированные: на вырубающем плоттере, станках с ЧПУ, в вышивальном автомате и механизированные, например, при вакуумном напылении) .

Таким образом, в настоящей работе, посвященной задачам и методам автоматизированного воспроизведения орнаментов в традиционном монголо-бурятском стиле, основные положения, выносимые на защиту, следующие:

1. Изучена существующая система классификации народных орнаментов и разработана на ее основе расширенная многоаспектная классификация орнаментов, их элементов и композиций, на базе которой может быть создана база данных для САПР орнаментов.

2. Осуществлена декомпозиция задач проектирования орнаментов по уровням: элементы, фигуры, композиции; конкретизированы задачи проектирования и моделирования для каждого из уровней.

3. Предложены методы основных преобразований элементов, фигур и композиций орнаментов.

4. Сформулированы принципы построения систем автоматизированного генерирования декоративных орнаментов на основе их композиционного построения.

5. На базе типового программного обеспечения разработана структура автоматизированного проектирования ОМН.

6. Изучены традиционные способы нанесения орнаментов на различные материалы, возможности автоматизации некоторых процессов, исследованы возможности воспроизведения на автоматическом технологическом оборудовании с ЧПУ.

Заключение диссертация на тему "Задачи и методы автоматизированного проектирования орнаментов в традиционном монголо-бурятском стиле"

Основные результаты представленной работы формулируются следующим образом:

1. Определен традиционный типаж изображений фигур и элементов, а также композиционных схем монголо-бурятских орнаментов, систематизированы сведения о семантике орнаментов и о практических способах орнаментирования в различных областях.

2. Обоснована и осуществлена декомпозиция задач проектирования орнаментов по следующим уровням иерархической структуры: элементы, фигуры, фрагменты, композиционные схемы; конкретизированы задачи и способы автоматизированного проектирования для каждого из уровней.

3. Построена многоаспектная классификация как орнаментов в целом, так и их элементов, фигур, фрагментов. Отдельно классифицированы композиционные построения орнаментальных панно.

4. На основе развернутой классификации, дополняющей традиционные, создана графическая база данных орнаментов. Поиск элементов

- 114 в БД осуществляется с помощью СУБД ABASE., программы для быстрого просмотра чертежей AUTOMANAGER и поискового меню системы AutoCAD.

5. Разработана методика автоматизированного проектирования орнаментов монголоязычных народов на основе графического пакета AutoCAD и базы орнаментов.

6. Предложен и разработан комплекс дополнительных способов и средств моделирования и генерирования узоров и их элементов с привлечением различных графических пакетов программ, создания дополнительных команд в системе AutoCAD.

7. На базе типового программного обеспечения разработана структура автоматизированного проектирования орнаментов в национальном стиле в виде орнаментального панно, которое формируется по программе в диалоговом режиме с оператором.

8. Изучены традиционные процессы формирования и нанесения орнаментов на различные материалы, возможности автоматизации этих процессов, определены сферы применения результатов работы. Орнаменты из базы данных автора используются в качестве образцов для мелкосерийного производства в вышивальном цехе Улан-Уд.энской Тонкосуконной мануфактуры, что подтверждено актом внедрения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библиография Кочева, Татьяна Валерьевна, диссертация по теме Системы автоматизации проектирования (по отраслям)

1. A.c. N 629087 СССР МКИ2 В43 L1./00. Устройство для вычерчивания циклоидальных кривых/ A.A. Алексеев, К.Э. Жигжитов, С.О. Никифоров и др. - Опубл. 25.10.78. - N 39.

2. A.c. N 1108022 СССР МКИ2 В43 L11/00. Устройство для вычерчивания циклоидальных кривых/ В.В. Слепнев, Ю.Ф. Мухопад, С.О. Никифоров и Др. Опубл. 15.08.84. - N 30.

3. A.c. N 1266759 СССР МКИ2 В43 L11/00. Устройство для воспроизведения кривых в полярной системе координат/ А.Г. Сумкин, С.О. Никифоров, В.В. Павлов. Опубл. 30.10.86. - N 40.

4. A.c. N 1418071 СССР МКИ2 В43 L11/00. Устройство для вычерчивания циклоидальных кривых/ В.В. Слепнев, Ю.Ф. Мухопад, С.О. Никифоров и др. Опубл. 23.08.88. N 31.

5. A.c. N 1778020 СССР МКИ2 В43 LI1/00. Устройство для вычерчивания кривых/ А.Г. Сумкин, С.О. Никифоров, И.Б. Челланов. -Опубл. 30.11.92. N 44.

6. Емельянович И.И., Бесчастнов Н.П. Печатный рисунок на ткани (проблемы графической организации).- М.: Легпромбытиздат, 1990. 224 с.

7. Конструирование машин: Справочно-методическое пособие: В 2 т. Т. 1/К.Ф. Фролов, А.Ф. Крайнев, Г.В. Крейнин и др.; Под общ. ред. К.Ф. Фролова. М.: Машиностроение, 1994. - 528 с.

8. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. 392 с.

9. Экспертные оценки и восприятие искусства. М.: НИИК. Труды. 48, 1976. 176 с.

10. Минервин Г.Б., Мунипов В.М. О красоте машин и вещей. М.: Просвещение, 1981. 143 с.- 116

11. Эстетические ценности предметно-пространственной среды/ A.B. Иконников. М.С. Каган, В.Р.Пилипенко и др.: Под общ. ред. A.B. Иконникова; ВНИИ техн. эстетики. М.: Стройиздат, 1990. -335 с.

12. Волкотруб И.Т. Основы художественного конструирования. Киев, Вища школа, 1982. 149 с.

13. Зайцев A.C. Наука о цвете в живописи. М.: Искусство, 1986. 158 с.

14. Даниэль С.М. Искусство видеть: 0 творческой способности восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л.: Искусство, 1990. - 223 с.

15. Шубников A.B., Копцик В.А. Симметрия в науке и искусстве. М.: Наука, 1.972. 339 с.

16. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий/ Под ред. З.Н. Быкова, Г.Б. Минерви-на. М.: Высшая школа, 1,986. - 239 с.

17. А. де Моран. История декоративно-прикладного искусства. -М.: Искусство, 1982. 577 с.

18. Челпанов И.Б., Гуань Цзянь. Товарные знаки как произведения прикладного искусства/ Тез. докладов и сообщений международной научно-практ. конференции "Восток-Запад: диалог культур", 20-26 июня 1996 г. Улан-Удэ, ВСГАКИ, 1996. С. 47-49.

19. Д. Ядамжав. Монгол ардын хээ угалзын эх д¥рсУуд. Улаан-баатар, 1985. - 95 с.

20. Соктоева И.И. Изобразительное и декоративное искусство Бурятии. Новосибирск, Наука, 1988. 158 с. - С. 74.

21. Кочешков Н.В. Декоративное искусство монголоязычных народов XIX середины XX века. - М., Наука, 1979. - 206 с.

22. Челпанов И.Б., Кочева Т.В., Гуань Цзянь, Сенди Шокри. Ге- 117 ометрические образы народных орнаментов/Сб. докл. Всероссийск. науч. техн. конф. "Роль геометрии в искусств, интеллекте и САПР" 25-28 июня 1996 г. Улан-Удэ, РШ ВСТТУ, 1996. С. 71-74.

23. Волков H.H. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1984. 321 с.

24. Сомов Ю.С. Композиция в технике. М.: Машиностроение, 1977. 288 с.

25. Ринчинов С.Д. "Символика цвета в народных орнаментах", -"Знамя труда" N 63, 05.04.96.

26. Орехов H.H. Производственная графика: Учебник для СПТУ -М.: Высш. школа, 1988 192 с.

27. В.В. Александров, B.C. Шнейдеров. Рисунок, чертеж, картина на ЭВМ.-Л.: "Машиностроение", Ленингр. отделение, 1988.- 128с.

28. Тимофеев A.B. Информатика и компьютерный интеллект. М.: Педагогика, 1991. - 128 с.

29. Гельмерих Р., Швиндт П. Введение в автоматизированное проектирование. М. : Машиностроение, 1990. - 1.76 с.

30. Гардан И., Люка М. Машинная графика и автоматизация конструирования. М.: Мир, 1987. - 272 с.

31. Шпур Г., Краузе Ф.-Л. Автоматизированное проектирование в машиностроении. М.: Машиностроение, 1988. - 648 с.

32. Котов Ю.В. Как рисует машина. М. : Наука, 1988. - 224 с.

33. Кузьмин Ю.М., Павлова A.A. Злектроиное графотворчеетво// Вычислительная техника и ее применение. 1991. - N 5. - С. 2:1-32.

34. ДьюдниА.К. Графотворчество невидимого профессора, скрытого за экраном дисплея//В мире науки. 1988. - N 7. - С. 80-84.

35. Ж.Н. Кадыров, И.Б. Челпанов. Казахский народный орнамент. Задачи запоминания, генерирования и преобразования средствами вычислительной техники. Наука Казахстана, N 7, 1-15 апреля 1994 г.

36. Уткин И.О., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. М.: Высшая школа, 1992. - 159 с.

37. Наука и религия, N 9, 1996, 4-я стр. обложки.

38. Деннинг В., Эссинг Г., Маас С. Диалоговые системы "человек ЭВМ". Адаптация к требованиям пользователя: Пер. с англ. -М.: Мир, 1984. - 112 с.

39. Мичи Д., Джонстон Р. Компьютер-творец: Пер с англ.- М.: Мир, 1987. 225 с.

40. Клименко С.В., Смирнова В.В. Компьютерная графика в математике и искусстве./В кн. "Тезисы докладов конференции "Графи-кон-92". М., ИФВЭ, С. 18-21.

41. Савелов A.A. Плоские кривые. Систематика, свойства, применения. (Справочное руководство). М.: Гос. из-во физ.-мат. литературы, 1960. - 293 с.

42. Павлова A.A. Базовая графика версий языка БЕЙСИК, близких к МЗХ//В'ычислительная техника и ее применение. 1991. - N 1. - С. 20-32.

43. Дьюдни А.К. Орнаменты: воображение, геометрия, компьютер //В мире науки. 1988. - N 8. - С. 80-83.

44. Дьюдни А.К. •Биоморфы, попкорн и улитки//В мире науки. -1989. N 9. - С. 80-84.

45. Глотов H.A., Бригадин А.Г., Халилев P.P. Автоматизация технологической подготовки управляющих программ для станков с ЧПУ/Областная научно-техническая конференция молодежи и студентов по техническим наукам и высоким технологиям. Тезисы докладов.- 119

46. Томск: изд. ТПУ, 1995. С. 48.

47. Системы автоматизированного проектирования: Учеб. пособие для вузов: В 9 кн. /И.П. Норенков. Кн. 1: Принципы построения и структура. М.: Высш. шк., 1986. - 127 с.

48. В.В. Куприянов, О.Ю. Печенкин, М.Л. Суслов, И.С. Уколов. САПР и системы искусственного интеллекта на базе ЭВМ. М.: Наука, 1991.- 159 с.

49. Норенков И.П., Маничев В.Б. Основы теории и проектирования в САПР: Учеб. для втузов по спец. "Вычислительные мши., компл., сист. и сети". М.: Высш. шк., 1990. - 335 с.

50. Принс М.Д. Машинная графика и автоматизация проектирования. М.: Сов. радио, 1975. - 232 с.

51. Энкарначчо Ж., Шлехтендаль Э. Автоматизированное проектирование: Основные понятия и архитектура систем: Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1986. - 288 с.

52. Мир ПК , N 9,10, 1994. С. 31.

53. Мир ПК , N 10, 1995. С. 37.

54. Мир ПК , N 4, 1995. С. 78.

55. Кречко Ю.А. , Полищук В.В. АВ'ГОКАД. Курс практической работы. М.: "ДИАЛОГ-МИФИ", 1995. - 256 с.

56. Геснер Р., Бойс Дж. Автокад для начинающих. Часть 1. -Казань: ГАРМОНИЯ Комьюникейшнз, 1993. 287 с.

57. Геснер Р., Бойс Дж. Автокад для начинающих. Часть 2. -Казань: ГАРМОНИЯ Комьюникейшнз, 1993. 290 с.

58. Корриган Дж. Компьютерная графика: Секреты и решения. -М.: Энтроп, 1995. 352 с.

59. Бугрименко Г.А., Лямке В.Н., Э.-К.С. Шейбокене. Автоматизация конструирования на ПЭВМ с использованием системы AutoCAD. 1993. 336 с.- 120

60. Бурятский орнамент в творчестве Лубсана Доржиева: Альбом.- М.: МИРТ, 1992. 128 с.

61. Бурятский народный орнамент. /Составитель Балдаев Ф.И.: Альбом. Улан-Удэ, Бур.кн.из-во, 1972. - 60 с.

62. Тумахани A.B. Бурятское народное искусство. Улан-Удэ, Бурятское кн. из-во, 1970. 110 с. - С. 33.

63. Ильина-Охрименко Г.И. Народное искусство семейских Забайкалья XIX-XX веков. Улан-Удэ, Бурятское кн. изд-во, 1972. 88 с.- С. 17-18.

64. О калмыцком прикладном искусстве. Волгоград, Нижне-Волжское кн. изд-во, 1967. 52 с. - С. 16.

65. Кречко Ю.А. Автокад: программирование и адаптация. М.: "ДИАЛОГ-МИФИ", 1995. - 240 с.

66. Старостина Л.А. Введение в Autocad. Часть I. М.: Концерн "БУТЭК", 1991. 104 с.

67. Прокопенко A.A. Графическая система Аи1осас1//Вычислитель-ная: техника и ее применение, 1.991, N 10, С. 3-28.

68. Бергхаузер Т., Шлив П. Система автоматизированного проектирования Autocad. Справочник. М.: Радио и связь, 1989. 256 с.69". Наградова M. Autocad. Справочник конструктора. М. : "Прометей", 1991. 284 с.

69. Мане В. CorelDRAW! 5: Пер. с нем. М.: БИНОМ. - 208 с.

70. Веркман Каспер Дж. Товарные знаки: создание, психология, восприятие. М.: Прогресс, 1986. - 519 с.

71. В.А. Михайлов. Тамги и метки бурят в конце XIX первой половине XX вв. Улан-Удэ: Изд-во ОНИ "Сибирь", 1993. - 68 с.

72. Райан Д. Инженерная графика в САПР. М.: Мир, 1984. -391 с.

73. Системы автоматизированного проектирования: Учеб. пособие- 121 для вузов: В 9 кн. /Под ред. И.П. Норенкова. Кн. 3: В.Г. Федорук, В.М. Черненький. Информационное и прикладное программное обеспечение. М.: Высш. шк., 1986. - 159 с.

74. Хювенен Э., Сеипянен Й. Мир Лиспа. В 2-х т. Т. 1: Введение в язык Лисп и функциональное программирование. Пер. с финск. -М.: Мир, 1990. 447 с.

75. Хювенен Э., Сеппянен Й. Мир Лиспа. В 2-х т. Т. 2: Методы и системы программирования: М.: Мир, 1990. 319 с.

76. Автоматизация поискового конструирования (искусственный интеллект в машинном проектировании)/ А.И. Половинкин, Н.К. Бобков, Г.Я. Буш и др.; Под ред. А.И. Половинкина. М.: Радио и связь, 1981. - 344 с.

77. Эндерде Г.и др. Программные средства машинной графики. Международный стандарт вК5: Пер. с англ./Г.Эндерле, ККэнси, Г. Пфафф. М.: Радио и связь, 1988. - 480 с.

78. Автокад: справочник команд. Казань: ГАРМОНИЯ Комьюни-кейшнз. 1994.-336 с.

79. Хорафас Д., Легг С. Конструкторские базы данных. М.: Машиностроение, 1990. - 224 с.

80. Гладков С.А. Программирование на языке Автолисп в системе САПР Автокад. М.: "Диалог-МИФИ", 1991. - 96 с.

81. AutoCAD. Полезные рецепты / ВайбараВ.А., Заболоцкий Д.В., Кнеллер М.И., Усвятцев О.В.; Под ред. М.И. Кнеллера. М.: Радио и связь, 1994. - 208 с.

82. Иванов О.Н., Чайкин A.A., Шевченко В.Н. Язык программирования AutoLISP. Курс для учебных центров и самостоятельного изучения. М.: TRINIKA ltd., 1992. - 213 с.

83. Поспелов Д. Новые горизонты искусственного интеллекта. /"Наука и жизнь", N 3, 1996. С. 84-91.

84. Ван Тассел Д. Стиль, разработка, эффективность, отладка и испытание программ. М., Мир, 1985. - 332 с.

85. Римский Г.В. Теория систем автоматизированного проектирования. Мн.: Навука i тэхнша, 1994. - 631 с.

86. Смородинский A.B., Моисеев В.А., Стовманенко Л.М., Посудина О.Ю. Автокад для новичков и профессионалов. М.: Компьютер, Финансы и статистика, 1991. - 144 с.

87. КочеваТ.В., Никифоров С.О., Слепнев В.В. Технические средства машинного воспроизведения орнаментов. Улан-Удэ. Тезисы конф. ВСТИ., 1992. С. 34.

88. Кочева Т.В. Бурятский орнамент. Выпуск 1. Улан-Удэ, 1995. 16 с.

89. Никифоров С.О., Кочева Т.В., Очиров В.Д. Анализ и параметрический синтез механизмов для машинного орнаментирования изделий. /Тез. 2 международн. конф. "Механизмы переменной структуры и вибрационные машины", 5-7 октября 1995, Бишкек, 1995. С. 83-85.

90. Никифоров С.О., Кочева Т.В. Автоматизированное формирование народных орнаментов./ Тез. докладов и сообщений международной научно-практ. конференции "Воеток-Запад: диалог культур", 20-26 июня 1996 г. Улан-Удэ, 1996. С. 45-47.

91. Александров U.C. Курс аналитической геометрии и линейной алгебры. -М.: Наука, 1979. 511 с.

92. Гильберт Д., Кон-Фоссен С. Наглядная геометрия. М.: Наука, 1981. - 344 с.

93. Корн Г'., Корн Т. Справочник по математике для научных работников и инженеров. -М.: Наука, 1984. 832 с.

94. Фоли Дж., ван Дэм А. Основы интерактивной машинной графики. Ч. 1, 2. М.: Мир, 1985.

95. Бирюков Б.В., Гутчин И.Б. Машина и творчество. Результаты, проблемы, перспективы. М.: Радио и связь, 1982 - 152 с. -(Кибернетика).

96. Фейнберг Е.Л. Кибернетика, логика, искусство. М.: Радио и связь, 1981 - 144 с. - (Кибернетика).

97. Бугрименко Г.А. АВТОЛИСП язык графического программирования в системе AutoCAD. - M.: Машиностроение, 1992. - 144 с. -("Пользователю ПК").

98. Моль А., Фукс В., Касслер М. Искусство и ЭВМ.- М.: Мир, 1975.- 124

99. Валери П. Об искусстве.- М.: Искусство, 1976. 118 с.

100. Ю.В.Сидоров, М.В.Федорюк, М.И.Шабунин. Лекции по теории функций комплексного переменного. М.: Наука, 1976. - 408 с.

101. Бронштейн И.Н., Семендяев К.А. Справочник по математике для инженеров и учащихся втузов. М.: Наука, 1986. - 544 с.

102. Фокс А., Пратт М. Вычислительная геометрия. Применение в проектировании и на производстве. М.: Мир, 1982. 304 с.

103. Роджерс Д., Адаме Дж. Математические основы машинной графики. М.: Машиностроение, 1980. - 240 с.

104. Математика и САПР: В 2-х кн., Кн. 1. /Шенен П., Коснар М., Гардан И. и др. М.: Мир, 1988. - 204 с.

105. Джамп Д. AutoCAD. Программирование. М.: Радио и связь, 1992. - 336 с.

106. Узоры симметрии./под ред. М. Сенешаль, Дж. Флека. М.: Мир, 1980. - 269 с.

107. Тодорой Д.Н. Языки машинной графики: Справочник. Кишинев: Картя молдовеняскэ, 1980. - 251 с.

108. Лавров С.С. Основные понятия и конструкции языков программирования . М.: Финансы и статистика, 1982. - 80 с.

109. Кречко Ю.А. AutoCAD: программирование и адаптация. Учеб.-справ, издание. М.: Диалог-МИФИ, 1995. - 235 с.