автореферат диссертации по информатике, вычислительной технике и управлению, 05.13.12, диссертация на тему:Автоматизированное проектирование логотипов товарных знаков

кандидата технических наук
Аюшеева, Алла Очировна
город
Санкт-Петербург
год
2000
специальность ВАК РФ
05.13.12
цена
450 рублей
Диссертация по информатике, вычислительной технике и управлению на тему «Автоматизированное проектирование логотипов товарных знаков»

Оглавление автор диссертации — кандидата технических наук Аюшеева, Алла Очировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ, ИХ СТРУКТУРА И ТРЕБОВАНИЯ КПРОЕКТИЮВАНИЮ.

1.1. Место товарных знаков в информационном сопровождении товаров и услуг.

1.2. Сведения об истории товарных знаков.

1.3. Структура товарных знаков.

1.4. Международная классификация товарных знаков.

1.5. Анализ классификатора МКТЗ и требования к новому классификатору.

1.6. Цели компьютерной автоматизации разработки товарных знаков.

Выводы по главе 1.

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ КОМПЬЮТЕРНОГО АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ

2.1. Принципы построения систем автоматизированного проектирования.

2.2. Общая специфика автоматизированного проектирования товарных знаков.

2.3. Подходы к выбору банков данных САПР.

2.4. Особенности автоматизации геометрического проектирования.

2.5. Программное обеспечение компьютерного проектирования.

2.6. Возможности использования компьютерной графики в Word.

2.7. Компьютерное ручное рисование.

2.8. Операции преобразования элементов.

Выводы по главе

Глава 3. 1^ЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ, ПРИЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЛОГОТИПОВ.

3.1. Особенности организации процесса проектирования товарных знаков.

3.2. Классификация товарных знаков для баз данных.

3.3. Использование шрифтов для логотипов товарных знаков.

3.4. Особенности формирования алфавитных логотипов товарных знаков.

3.5. Приемы локальной трансформации букв.

3.6. Логотипы в виде монограмм.

3.7. Структура предлагаемой САПР товарных знаков.

Выводы по главе

ГЛАВА 4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ С УЧЕТОМ

СПЕЦИФИКИ СТРАН ВОСТОЧНОЙ АЗИИ.

4.1. Об использовании старомонгольского шрифта в логотипах Бурятии и Монголии.

4.2. Логотипы товарных знаков, основанные на использовании арабского шрифта, китайских иероглифов.

4.3. Использование бурятской национальной и религиозной символики.

4.4. Некоторые товарные знаки и эмблемы Бурятии и Монголии.

Выводы по главе 4.

Введение 2000 год, диссертация по информатике, вычислительной технике и управлению, Аюшеева, Алла Очировна

Актуальность темы диссертации. В связи с интенсивным развитием рыночных отношений в нашей стране, как и во всем мире, актуальна проблема продвижения товаров. При этом особо важна деловая репутация фирмы-производителя. Товары, производимые фирмами, тесно связываются у потребителей с их «опознавательными знаками», к числу которых относятся эмблемы, фирменные, торговые или товарные знаки, знаки обслуживания. В литературе, посвященной товарным знакам [15, 16, 17, 24, 40, 85, 95 ] в первую очередь обращается на статус и юридические аспекты регистрации и гарантии защиты.

Данная диссертация посвящена проработке вопросов создания, проектирования знаков, независимо от их статуса и взаимоотношений с законами. Создание этих знаков, безусловно, представляет собой творческий процесс, в течение десятилетий художники рисовали товарные знаки вручную. Однако в последние годы, как вообще в прикладном искусстве и в этой области получили широкое распространение компьютерные технологии. Грамотное и квалифицированное компьютерное проектирование при создании графических изображений позволяет значительно сокращать время разработки новых образцов за счет быстрого перебора вариантов, передачи от оператора к компьютеру типовых стандартных операций, избегать опасности неумышленного повторения чужих изображений и т.п. В любом случае дизайнер использует компьютер, как инструмент с широкими возможностями, но управление процессом создания новых знаков и принятие окончательных решений всегда остается за человеком.

Подробное знакомство с тем, как дизайнеры работают на компьютерах, показывает, что обычно, не получив систематических знаний в области компьютерных технологий, они овладевают лишь немногими приемами, далеко не используя потенциальных возможностей, которые представляет современное и все более совершенствующееся программное обеспечение.

В то же время в смежных областях методология творчества в компьютерной графике достаточно хорошо проработана. В первую очередь это относится к автоматизированному проектированию в электронике и в некоторых других отраслях техники. Системы автоматизированного проектирования (САПР), где они активно освоены, дают значительный эффект, позволяя как повышать технический уровень разработок, так и сокращать время цикла. Методология автоматизированного проектирования находит применение в первую очередь в области технического творчества [23, 61, 62]. Однако аккуратное и целенаправленное перенесение принципов САПР на области, пограничные, с одной стороны, с художественным творчеством, а с другой - с техническим творчеством и ремеслом, является весьма перспективным.

Имеется в виду, что работа над товарными знаками не предполагает непременно создание шедевров, в определенном смысле знаки представляют собой массовую продукцию. На передний план выдвигаются такие требования, нетипичные для «чистого искусства», как удовлетворение требованиям заказчиков; нередко достаточно, чтобы при определенной тематике спроектированные знаки просто выглядели вполне прилично. Но часто важно, чтобы созданные знаки хорошо вписывались в определенные традиции. Это сближает задачи проектирования знаков, когда неявно выдвигаются различные условия и требования (правда обычно четко не формализуемые) с задачами автоматизированного проектирования в технике (где однако требования четко установлены). Товарные знаки многообразны, часто товарный знак представляет собой только надпись в оригинальном начертании (логотип), нередко логотип входит в состав более сложных композиций. В силу всего сказанного, задачи создания общей методологии автоматизированного проектирования применительно к созданию товарных знаков и более глубокой проработки элементов САПР логотипов товарных знаков представляется актуальной.

Целью диссертации является разработка принципов автоматизированного проектирования товарных знаков, и в первую очередь, логотипов (при особом внимании к специфике стран Восточного региона) на основе широкого использования компьютерных технологий, включая формирование баз данных, выбор прототипов из баз данных, применение различных программных средств и приемов создания логотипов и их элементов и, в конечном счете, создание САПР логотипов товарных знаков в форме графического редактора на базе программ ных средств.

Для достижения сформулированной таким образом цели в диссертации решаются следующие задачи. определение специфики товарных знаков, как объектов автоматизированного проектирования; обобщение сведений о композиционных схемах и структурных элементов товарных знаков; анализ компьютерных наборов шрифтов и гарнитур применительно к их использованию при создании логотипов; выявление и освоение ряда типовых приемов, используемых для придания проектируемым логотипам своеобразия и выразительности и формулирование предложений по их реализации на базе типовых графических пакетов; опробование на базе современных программных средств предложенных приемов при проектировании логотипов товарных знаков, в том числе имеющих специфику стран Восточного региона.

На защиту выносятся следующие основные положения: анализ большого объема рекламных материалов по товарным знакам определяет основную проблематику их автоматизированного проектирования: построение банков данных, построение композиционных схем, создание и отработка логотипов и изобразительных блоков; базы данных следует создавать отдельно для знаков в целом, для композиционных схем, для шрифтов и приемов работы над буквами и логотипами в целом, для цветовых решений и пр.; при автоматизированном создании новых товарных знаков в большинстве случаев целесообразно использовать немногие типовые компоновочные схемы, лишь дорабатывая детали, вводя или исключая отдельные элементы; при работе над логотипами часто достаточно расширенных коллекций компьютерных шрифтов и применения для преобразования отдельных букв или логотипов в целом инструментария Word (в частности, WordArt); для значительного преобразования конфигурации букв применимы CorelDRAW и Fon-tographer; многочисленные примеры показывают, что при работе над логотипами товарных знаков предложенные приемы в рамках типовых компьютерных технологий дают возможность использовать широкий арсенал графических средств этих программ; предложенная методология и сформулированные конкретные приемы позволяют с успехом проектировать логотипы товарных знаков в том числе и с учетом специфики стран Восточного региона.

Основной материал диссертации распределен по четырем главам. Первая глава посвящена установлению специфики товарных знаков, как объектов автоматизированного проектирования. В этой главе сначала констатируется важность тщательной отработки фирменных и товарных знаков, знаков обслуживания и эмблем в деле успешного продвижения товаров на рынке. Отмечается, что товарный знак в общем случае включает логотип и изображение, в общей компоновке эти составные части могут комбинироваться по-разному. Определенное внимание уделяется международному классификатору мотивов изображений, однако отмечается, что классификация должна быть существенно переработана. В заключение главы формулируются цели исследования в диссертации.

Вторая глава посвящена изложению общих принципов и анализу компьютерного инструментария САПР товарных знаков. Большое внимание уделяется проблеме создания баз данных; обосновывается необходимость создания

раздельных баз данных для компоновочных решений, шрифтов, типовых приемов преобразования элементов и т.д. Применительно к типовому программному обеспечению конкретизируются приемы и наборы команд, которые целесообразно использовать в САПР товарных знаков.

Третья глава посвящена в основном разработке методов и конкретных приемов работы с логотипами. Сначала анализируются типовые наборы компьютерных шрифтов, потом даются рекомендации по использованию различных команд при работе с логотипами. Выделяются «глобальные» преобразования, применяемые к логотипам в целом, и «локальные», применяемые к отдельным буквам. Собрано и систематизировано более двух десятков «локальных» преобразований, на многочисленных примерах показано, насколько их разумное применение обогащает логотипы.

Материал четвертой главы иллюстрирует возможности применения общей методологии компьютерного проектирования и конкретных приемов при создании товарных знаков с учетом национальной специфики Бурятии и крупных стран Восточного региона, включая Китай.

Выводы формулируются отдельно в конце каждой главы, в концентрированном виде они приводятся в Заключении. Список использованной литературы насчитывает более ста наименований.

Основные результаты диссертации опубликованы в восьми работах, по материалам диссертации были сделаны доклады на IV Международной конференции в г. Томск - ТГУ, на I Всероссийской научно-технической конференции в г. Нижний Новгород - ННГТУ, на региональных научно-методических конференциях в г. Улан-Удэ - БГУ и на научно-технических семинарах кафедры «Автоматы» СПбГТУ.

Заключение диссертация на тему "Автоматизированное проектирование логотипов товарных знаков"

Основные результаты и выводы диссертации могут быть сформулированы следующим образом.

1. Товарные знаки должны рассматриваться в одном ряду с фирменными, торговыми знаками, знаками соответствия, эмблемами и пр., это позволяет расширить наборы прототипов для дальнейшей доработки

2. При огромном накопленном материале теория создания и совершенствования художественной формы в этой области проработана совершенно недостаточно. Международная классификация мотивов товарных знаков не приспособлена для задач их проектирования.

3. 2. Специфика автоматизированного проектирования товарных знаков определяется следующими обстоятельствами: при проектировании товарных знаков обычно отсутствуют расчеты, большую роль играют трудно организуемые базы данных, из которых выбираются прототипы, эстетические критерии не могут быть формализованы.

4. При проектировании товарных знаков в зависимости от уровня их сложности можно с успехом использовать различные графические программы, начиная с Word, но наиболее широкие возможности предоставляет CorelDRAW последних версий, а применительно к логотипам - Fontographer.

5. Значительное место при создании изображений занимает свободное ручное рисование с последующим преобразованием фигур.

6. Важной особенностью процедур проектирования товарных знаков является многовариантность в том смысле, что процесс может начинаться с разных этапов, и этапы могут идти в разных последовательностях; в частности,

7. исходным моментом может быть или композиционная схема, или основной мотив, или логотип.

8. Целесообразно иметь несколько баз данных для знаков в целом, композиционных схем, типовых фигур, элементов, шрифтов и особых начертаний букв, цветовых решений и пр.

9. Для основы логотипов товарных знаков вполне достаточно типовых шрифтов Word и других программ, однако как правило к ним необходимо применять специальные приемы, которые только и придают необходимое своеобразие логотипам.

10.Наиболее эффективным средством придания своеобразия является локальная трансформация букв, применительно к разным буквам и их парным сочетаниям чаще всего применяются определенные приемы, обобщение сведений о которых осуществлено в третьей главе.

11 .Имеется отчетливая специфика Востока, которая объясняется особенностями письменности и каллиграфии, религиозными традициями, накопленным опытом изобразительного искусства, излюбленными мотивами украшений и узоров.

12.Стилизация логотипов под монголо-бурятский стиль осуществляется проще всего на основе изучения и обобщения национальных шрифтов, в логотипах, написанных русскими буквами необходимо сохранять общую верхнюю горизонталь.

13.В товарных знаках Бурятии и Монголии часто вводятся национальные и религиозные символы, которые желательно иметь в базе данных, как самостоятельные элементы.

14.Существенная специфика товарных знаков Китая и Японии определяется наиболее распространенными стилями написания иероглифов, изучив их можно повышать художественный уровень знаков и грамотно стилизовать российские знаки под китайские и японские, что показано на ряде примеров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библиография Аюшеева, Алла Очировна, диссертация по теме Системы автоматизации проектирования (по отраслям)

1. Кочева Т.В., Челпанов И.Б., Баторова Е.А., Никифоров С.О., Аюшеева А.О. Орнаментирование. Традиции и современность // Препринт Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. - 58 с.

2. Кочева Т.В., Челпанов И.Б., Никифоров С.О., Аюшеева А.О. Машинное орнаментирование. // Монография Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. -160 с.

3. Никифоров С. О., Аюшеева А. О., Никифоров Б. С. О функциональных информативных компонентах товарных знаков / Сб. научн. статей "Проблемы традиционной культуры народов Байкальского региона" / Улан-Удэ, Изд-во БНЦ СО РАН, 2000. - С. 123-128.

4. Аюшеева А.О., Челпанов И.Б., Никифоров Б.С., Цыбиков П.А., Никифоров С.О. Принципы проектирования товарных знаков // Препринт Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2000. - 64 с.

5. Никифоров С.О., Кочева Т.В., Аюшеева А.О., Никифоров Б.С. Использование САПР в создании орнаментов, товарных знаков. // Тез. Докладов регион, конф. Улан-Удэ, Изд-во БГУ, 2000. - С. 40-45.

6. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

7. Амблер Т. Практический маркетинг. СПб, «Питер», 1999.

8. Андерсон М., Смит К. Программирование баз данных на Visual Basic. М, «Бином», 1999.

9. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия. М., «Инфра М», 1999.

10. Батра Р., Майерс Дж.Дж., Аакер Д.А. Рекламный менеджмент. М., «Вильяме», 1999.

11. Бейн Грей. Как сделать красиво. СПб. «Вентана», 1998.

12. Богумирский Б. Windows 98, СПб, «Питер», 1998.

13. Боденхаузен Г Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Комментарий. "Прогресс", 1977

14. Божко A. Freehand 8. Искусство векторной графики. М., "Нолидж", 1999.

15. Большая Советская энциклопедия. Изд. 3-е

16. Ю.Браун С. Visual Basic 6. Учебный курс . СПб, «Питер», 1999.

17. Буковицкая О. Дизайн текста: шрифт, эффекты, цвет. М., ДМК, 1999.

18. Бурятский орнамент в творчестве Лубсана Доржиева. Улан-Удэ, «Нютаг», 1992.

19. Буч. Д. Объектно-ориентированное проектирование с примерами применения. М., «Конкорд», 1992 .

20. Бюллетень «Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров», 1998 г.

21. Ван ФэйМ. Реклама, маркетинг, дизайн.

22. Веркман К. Дж. Товарные знаки. Создание, психология, восприятие. 1984

23. Веркман К.Дж. Использование товарных знаков в рекламе. М. Прогресс, 1996

24. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и public relations. СПб, «Бизнес-Пресса», 1998.

25. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. Т 1,- СПб. «ЛИТА», 1998 672 с.

26. Волков С.И., Восканян P.C. Товарные знаки в условиях рыночной экономики. М.; МП «Путь», 1991.

27. Волкова В.В. Дизайн рекламы. Ростов-н.Д. «Феникс», 1999-09-18

28. Волш Д., Веласки В.Р., Найт Р.Л. Секреты AutoCAD. М., «Диалектика» ,1997

29. Гардан И., Люка М. Машинная графика и автоматизация проектирования. М., Мир, 1987.

30. Гермес. Торговля и реклама. Сборник. СПб ТОО «Аллегория, 1994

31. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. М., «Галарт», 1998

32. Глазунова В.В. Торговая реклама. М. Экономика, 1982.27.де Моран А. История декоративно-прикладного искусства: Пер. с фр.- М. Искусство, 1982

33. Дейян А. Реклама. М. Изд. «Прогресс», 1993

34. Денисон Д., Тоби Л. Учебник по рекламе. Минск, ВШ, 1996.

35. Драчук B.C. Рассказывает геральдика. М., «Наука», 1977.

36. Жюльен Н. Словарь символов. Челябинск, «Урал LTD», 1999.

37. Ивенский С.Г. Книжный знак. История, теория, практика художественного развития. М., 1980.

38. Измайлова Т.А. Армянская миниатюра XI века. М. Искусство, 1979.

39. Иконников В., Леонтьев Б. Adobe Photoshop 5. СПб , ООО «Познавательная книга», 1999.

40. Ионова О.В. Товарный знак и знак обслуживания. Юридический словарь. М.: НПО «Поиск», 1993.

41. Искусство народов Африки. Очерки художественной культуры с древности до настоящего времени. М. Искусство, 1975.

42. Капр А. Эстетика искусства шрифта. М., «Книга», 1979.

43. Каратыгин С., Тихонов А., Тихонова Л. Visual FoxPro 6. М., «Бином», 1999.

44. Картер Г. Эффективная реклама. М., Прогресс, 1991.

45. Каталог Выставки товарных знаков и логотипов 21-24 октябя 1999. СПб.

46. Каталог ручных и машинных шрифтов. М., 1966.

47. КаучМ. Творческая каллиграфия. Минск, «Белфакс» 1997

48. Кламм Л., Гентара Л., Безлер Ф. Photoshop 5. Полное руководство. СПб, «bhv», 1999.

49. Кликушин Г.Ф. Шрифты. Минск, «Высшая школа», 1964.

50. Книговедение. Энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1982.

51. Кобурн Ф., Маккормик П. Эффективная работа с CorelDRAW 8. СПб, «Питер», 1998

52. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга. М., «Вильяме», 1999.

53. Коцюбинский А.О. Грошев С.В. Компьютер для художника. М. «Триумф», 1999.

54. Кочева Т.В., Челпанов И.Б., Никифоров С.О., Аюшеева А.О. Машинное проектирование орнаментов. Улан-Удэ, 1999 г.

55. Красковский Д., Виноградов A. AutoCAD 2000 для всех М., «Компьютер-пресс» 1999

56. Кромптон А. Мастерская рекламного текста . М., Изд ди «Довгань», 1998.

57. Лакиер А. Русская геральдика. М., «Книга», 1990.

58. Люка М. Машинная графика М., Прогресс, 1999

59. Маркетинг. Под ред. А.Н.Романова. М.; ЮНИТИ, 1996.

60. Международная классификация товаров и услуг для регистрации знаков. Пятая редакция. Москва-Женева, 1993.

61. Минаев Е.Н., Фортинский С.П. Экслибрис. М., Экслибрис, 1970.

62. Миронов Д. CorelDRAW 9 Учебный курс. СПб, «Питер», 1999.5 8. Музы кант В.Л. Теория и практика современной рекламы. М., «Евразийский регион», 1998

63. Мэлони Э., Носситер Дж. Использование Microsoft Word 97. Киев, Диалектика, 1997

64. Николаева Н.С. Декоративное искусство Японии. М.,Искусство, 1971

65. Норенков И.П., Маничев В.Б. Основы теории и проектирования САПР. М., «Высшая школа», 1990.

66. Норенков И.П. Разработка САПР. М, изд. МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1994.бЗ.Омура Дж. AutoCAD 14. M. Изд. "Лори", 199764,Омура Дж., Каллори P. AutoCAD 14 Справочное руководство. Изд. «Лори», 1999

67. Орехов Н.Н. Производственная графика. М. «Высшая школа», 1988.

68. Павлинская А.П. Товарный знак. Л., «Художник РСФСР», 1974.

69. Панкратов Ф.Г., Баженов Ю.К., Серегина Т.К., Шахурин В.Г. Рекламная деятельность. М. «Маркетинг», 1999

70. Персон P. Windows 95. Энциклопедия ресурсов. Наиболее полное руководство в подлиннике. СПб, «bhv», 1998.

71. Петров M. CorelDRAW 8. Справочник. М., Лаборатория Базовых Знаний

72. Петров М., Попов С. CorelDRAW 8. M., ЗАО "Издательство БИНОМ", 1998

73. Пономаренко С. Adobe Illustrator. СПб, «BHV-Санкт-Петербург»

74. Пономаренко С. Adobe Photoshop 4.0. Наиболее полное руководство. СПб, «BHV-Санкт-Петербург», 199873 .Пономаренко С. CorelDRAW , СПб, «BHV-C-Петербург», 1998

75. Пономаренко С. FreeHand 7, «BHV-Санкт-Петербург», 1999.

76. Пономаренко С. Macromedia FreeHand. Наиболее полное руководство. СПб, "BHV- Санкт-Петербург», 1998

77. Пономаренко С. Photoshop 5.0 . Наиболее полное руководство. СПб, «BHV-C-Петербург", 1999

78. Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг. М., Финансы и статистика, 1999

79. Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. М., Международные отношения, 1995

80. Пронина И.А. Декоративное искусство в Академии художеств. М.: Изобраз. Искусство, 1983

81. Похлебкин В.В. Символы и эмблемы М., «ЮНИТИ», 1998

82. Рейзнер Т. Самоучитель Word 97. СПб, «Питер», 1998

83. Ресселмон Б., Писли Р., Пручняк В. Использование Visual Basic 6. M.: QUE, 1999.

84. Романычева Э.Т., Сидорова Т.М., Сидоров С.Ю. AutoCAD 14. Русская и английская версии

85. Саппер Б., Слоте Дж. Использование Visual Basic. M.: QUE, 1998.

86. Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. Изд. «ЮНИТИ», 1998

87. Смирнов С.И. Шрифт и шрифтовой плакат. М., «Плакат», 1981.

88. Соболева Г.А., Суперанская А.В. Товарные знаки. М.: Наука, 1986.

89. Спиров Н.А. Проектирование и производство типографских шрифтов. М. «Книга», 1959.

90. Старобинский Э.Е. Самоучитель по рекламе. М. «Интел-Синтез», 1999

91. Сэндидж Ч. Реклама. Теория и практика. М., Изд. «Прогресс», 1989

92. Тайц А., Тайц A. CorelDRAW/ Краткий курс. СПб, «Питер», 1999

93. Тайц А.М., Тайц А.А. Самоучитель CorelDRAW 9. СПб, «bhv», 1999

94. Теория и практика регионального инжиниринга. / Под ред. Р.Т.Абдрашитова, В.Г.Колосова, И.Л.Туккеля. СПб, «Политехника», 1998.

95. Теория и практика регионального инжиниринга. Под ред. В.Г.Колосова, И.Л.Туккеля, СПб, 1998.

96. Тихоновский В.Г. Торговая реклама и основы декорирования. М., «Высшая школа», 1987

97. Тоотс В. Современный шрифт. М. 1966

98. Торговая марка. Как создать имя, которое принесет миллионы. "Питер", СПб, 1999.

99. Уоллес P. PageMaker 6 для Windows 95. СПб, «bhv», 1997.

100. Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Рекламное дело. М, изд. ЭКМОС, 1997.

101. Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Рекламное дело. Изд. «Тандем», 1999.

102. Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама. Принципы и практика. СПб, «Питер» 1999.

103. Федько В.П., Альбеков А.У. Маркировка и сертификация товаров и услуг. Ростов на- Дону, Изд. «Феникс», 1998.

104. Фелистов Э. ArchiCAD/ Справочное пособие. СПб, ООО «Познавательная книга», 1999.

105. Феофанов О.Н., Москалева Н.Н. Реклама в торговле М., Знание, 1994.

106. Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М. Изд. «Вече», 1997

107. Хант Ш. Эффекты в CorelDRAW. СПб, «Питер», 1998.

108. Хокс Б. Автоматизированное проектирование и производство. М., «Мир»,

109. Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. Петрозаводск, АО «Фолпут», 1999

110. Чармэссон Г. Торговая марка. СПб, «Питер», 1998

111. Шенерт В. Грядущая реклама. М., «Интерэксперт», 1999.

112. Шицгал А.Г. Русский гражданский шрифт. 1708-1958. М., 1959

113. Шицгал А.Г. Русский типографский шрифт. Вопросы истории и практики применения. М., «Книга», 1974.

114. Шрифты типографские. М., «Книга», 1974.

115. Эрдос Д. Изучи сам CorelDRAW 5.0 для Windows. Минск. ООО «Попу-ри», 1996

116. CorelDRAW 9 в подлиннике . DTP Design. 1999.

117. Lommel A. Prehistoricke a primitivne umenie. Pallas. Praha, 1972

118. Mathcad 6.0 Plus. Руководство пользователя. M. Инф.-изд. Дом «Филинъ»

119. Visual Basic 6. Наиболее полное руководство. СПб, «bhv», Microsoft-Press, 1998.