автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.02, диссертация на тему:Архитектура зрелищных сооружений и синтез искусств на электронной основе
Оглавление автор диссертации — Ланин, Август Васильевич
Введение
ГЛАВА I. Предпосылки становления синтеза искусств на современной технической основе . II
1.1. Проблема оптимизации психологического климата архитектурной среды на современном этапе . II
1.2. Эволюция форм синтеза искусств в истории архитектуры
ГЛАВА П. Метод функционального синтеза искусств на современной технической основе
2.1. Принципы формообразования синтеза архитектуры, музыки и цветодинамики на современной технической основе
2.2. Художественное содержание объектов функционального синтеза и специфика их восприятия
ГЛАВА Ш. Метод функционального синтеза и практика проектирования архитектурных объектов с активной формой эмоционального воздействия
3.1. Типы и классы объектов синтеза по признаку функционального назначения (предложения и рекомендации по внедрении метода функционального синтеза в архитектурную практику )
3.2. Типы композиционных схем и специфика их архитектурно-художественной выразительности (предложения по вариативности использования метода).
Введение 1984 год, диссертация по архитектуре, Ланин, Август Васильевич
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕШ. С первых лет своего существования наше государство занималось проблемами создания полноценной эстетической среды. Ленинский план монументальной пропаганды представляет собой выходящую далеко за пределы создания монументальных произведений продуманную систему вдейно-образного взаимопроникновения духовной и материальной культур в единой предметной среде. В.И.Ленин заложил теоретическую основу для понимания новой эстетической среды как активной и целенаправленной мировоззренческой категории.
Решение этой актуальной задачи в современных условиях невозможно без учета специфики новых социально-экономических, демографических, экологических факторов развития городской среды. В прогрессирующих тенденциях трансформации процессов демографии, урбанизации и экологии проявляется всеобщий закон развития: переход количественных изменений в качественные изменения. Рост народонаселения, темпы и масштабы урбанизации, промышленное и гражданское строительство на основе индустриального метода заводского домостроения воздействуют на характер формирования архитектурной среды и характер взаимоотношений с природной средой. Происходит трансформация глобальной системы "среда - человек - среда". Частный случай - трансформация психологического климата городской среды.
Психологический климат города, воздействуя на характер общественных отношений, нравственные нормы поведения является фактором социальной значимости.
Духовная культура в современном мире приобретает потенциальную возможность стать конструктивной альтернативой энтропийным последствиям односторонне ориентированного материального производства.
Архитектурное творчество - двуединый процесс материального и духовного производства. В искусстве архитектуры, ее современном статусе, наиболее остро фокусируются проблемы демографии, урбанизации и экологии.
Гармоническое соотнесение уровней материального и духовного производства в условиях типового заводского домостроения - насущная задача теории и практики искусства архитектуры. Позитивная сторона заводского домостроения - социальный и экономический эффект - при существующих темпах и масштабах урбанизации имеет следствием и обратную, негативную сторону: стереотип городской застройки, потерю эстетической содержательности, что, в свою очередь, отрицательно воздействует на характер психологического климата городской среды жизнедеятельности и, в конечном итоге, на характер трансформации духовной культуры.
Различные аспекты этой проблемы раскрывались в работах Ю.Арн-дта, Я.Бакема, М.Бархина, П.Ваго, В.Глазычева, А.Гутнова, А.Жука, А.Иконникова, Т.Кандмлиса, Л.Кирилловой, М.Майора, П.Нерви, О.Ни-мейера, В.Орфинского, Л.Павлова, Д.Понти, М.Порта, Е.Розанова, А. Рябушина, Ю.Туманяна, С.Хан-Магомедова и др. авторов. В последнее время выделилась тенденция, направленная на создание активных форм эмоционально-психологического воздействия с использованием современных технических средств синтеза архитектуры, музыки и цветодинамики.
Примерами попыток компенсировать отрицательные последствия урбанизации является создание зрелищно-развлекательных комплексов - "страна Диснея", город Лас Вегас (США). "Архитектура популярного, развлекательного характера, которую подчас считают легкомысленной, нередко демонстрирует гораздо больше здравого смысла в отношении этих возможностей, чем серьезная архитектура зданий культурного назначения. — здания казино Лас Вегаса продемонстрировали, что при достаточном количестве света можно почти полностью пренебречь конструкцией. Пространства этого дикого города прекрасно определялись массами света, вокруг которых или за которыми часто не было никаких зданий" (23, 64).
Однако, следует заметить, что содержательная сторона воздействия при этом решается на уровне "кича" - ширпотреба массовой культуры, духовная ценность которой весьма сомнительна.
Исторически-традиционный принцип формирования психологического климата городской среды основывался на привнесении в структуру города зон активного воздействия путем создания архитектурных объектов с преобладающей функцией эмоционально-психологического, эстетического и идеологического воздействия средствами синтеза искусств.
Современные технические средства позволяют формировать синтез искусств на их основе, но преобразование технических средств в художественную форму требует перехода творческого метода на качественно новый уровень.
В начале XX в. появляются художественные идеи, которые не могли быть воплощены в искусстве из-за отсутствия технических средств выразительности. Творчество Скрябина, Татлина, Малевича, Леонидова, Гидони, Лентулова, Кандинского не укладывалось в традиционные формы искусства.
В середине XX в., с бурным развитием техники, прежде всего электроники, на ее основе начинается процесс создания активных форм эмоционально-психологического воздействия. Появляются многочисленные мобили, киберы, кинетические установки.
Различные аспекты синтеза искусств на современном технической основе в настоящее время разрабатываются как в нашей стране,так и за рубежом: Я.Колейчук, М.Малков, Л.Мельников, А.Михненко, Е.Мурзин
Москва) ; Б.Калнин, М.Бар^лан, А.Скрягия, С.Смирнов (Леншград) ; Ф.Юрьев (Киев) ; Ю.Правдюк (Харьков) ; Б.Галеев (Казань). Группа "Венский авангард", Jle Корбюзье, Н.Шеффер и др.
По своему профессиональному уровню эти.работы неравнозначны, что во многом обусловлено отставанием в архитектурной науке творческого метода в этой области.
Образуется своеобразный парадокс: в то время, когда рождались художественные идеи, отсутствовали возможности их осуществления. Теперь, когда появились новые технические возможности, обогащающие палитру выразительных средств, отсутствует научно-разработанный творческий метод.
Таким образом, современное состояние науки и задачи практики делают актуальным выдвижение проблемы проектирования зданий и сооружений с использованием синтеза искусств на новой технической основе в качестве темы специального исследования.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются здания и сооружения с активной формой эмоционально-психологического и эстетического воздействия.
ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является предлагаемый в данной работе метод функционального синтеза архитектуры, музыки и цветодинамики и его применение в архитектуре зданий и сооружений с активной формой эмоционального воздействия.
ЦЕЛЬЮ ИССЛЕДОВАНИЯ является разработка общих методических положений (рекомендаций) по проектированию архитектурных объектов с активной формой эмоционального воздействия на основе синтеза архитектуры, музыки и цветодинамики с использованием современных технических средств.
Для достижения этой цели в работе были поставлены следующие ЗАДАЧИ:
- систематизация социально-экономических, демографических, градостроительных, исторических и технических предпосылок становления метода функционального синтеза искусств на новой технической основе ;
- разработка метода функционального синтеза архитектуры, музыки и цветодинамики на современной технической основе и на основе системы корреляции пространственной пластики, звука и цвета во временной процессуальности; разработка типологии и классификации архитектурных объектов с активной формой эмоционально-психологического, эстетического и идеологического воздействия;
- разработка рекомендаций по внедрению метода функционального синтеза в архитектурную практику.
ГРАНИЩ ИССЛЕДОВАНИЯ определяются диапазоном возможностей метода функционального синтеза.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ, включает в себя: критический анализ исторического , современного отечественного и зарубежного опыта; обобщение и анализ опыта самостоятельных практических и экспериментальных работ. Теоретическая часть работы основывается на системно-модельном принципе.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА диссертации определяется тем, что в ней впервые разработан метод функционального синтеза архитектуры, музыки и цветодинамики на современной технической основе; определением исторически сложившихся принципов формирования психологического климата городской среды и выявлением в каждой эпохе класса памятников архитектуры с преобладающей функцией эмоционально-психологического, эстетического и идвологического воздействия; в разработке нового типа архитектурных объектов с широким диапазоном ФУНКЦИОНАЛЬНОГО назначения; в разработке условий "чистого эксперимента" при изучении процессов эмоционально-психологического и эстетического восприятия.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ исследования обеспечивается разработанным радом типов и классов архитектурных объектов с широким диапазоном функционального назначения и рекомендациями по их проектированию и реализации.
НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ:
1. Метод функционального синтеза архитектуры, музыки и цветодинамики, включающий в себя:
- систему корреляции геометрических характеристик архитектурной формы, формальных характеристик звука в их синхронном соотнесении со светоцветовой гаммой;
- разработанный на этой основе алфавит синтезных форм в архитектуре, их вариативность и комбинаторику.
2. Практические рекомендации по проектированию зданий и сооружений с использованием функционального синтеза искусств.
АПРОБАЩЯ РАБОТЫ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Эксперименты по синтезу4пластики, цвета и звука были начаты автором в 1967 г. в содружестве с инженером В.П.Федориным и носили прикладной характер.
В том же, 1967 г., был разработан проект праздничного оформления: действующие макеты комплекса цветомузыкальных павильонов "Русь", "Революция", "Социализм", которые рассматривались и утверждались юбилейной комиссией по празднованию 50-летия Великой Октябрьской революции под председательством первого секретаря Ленинградского Обкома КПСС.
В 1968 г. разработан проект в действующем макете комплекса цветомузыкальных павильонов "Низнь" ("Детство", "Юность", "Зрелость", "Реквием", "Апофеоз").
В 1969 г. к 100-летию годовщины со дня рождения В.И.Ленина был разработан проект в действующем макете центральной городской установки праздничного оформления "Лениниана" - цветомузыкальная полиэкранная композиция. Рассматривалась и утверждалась юбилейной ко-мисвией под председательством первого секретаря Ленинградского Обкома КПСС. ;
В. J970 г. в содружестве с инженером Б.Калниным было осущест-- влено панно "Электроника" в магазине-салоне "Электроника" в Ленинграде. Художественным советом были отмечены: новаторский характер, высокая степень эмоционального воздействия, высокий художественно-t эстетический и профессиональный уровень работы.
Председатель Правления Ленинградской организации Союза художников, народный художник СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий, Действительный член Академии художеств СССР профессор М.К. Аникушин и члены президиума Правления: народный■художник СССР, лауреат Государственной премии СССР, член-корреспондент Академии художеств СССР профессор Е.Е.Моисеенко и заслуженный художник РСФСР, профессор П.Т.Фомин, выезжавшие на объект, подтвердили мнение Художественного совета на заседании Президиума Правления ЛОСХ.
Высокую оценку эта работа получила и у министра электронной промышленности, Героя Социалистического Труда т.А.И.Шокина.
В 1974 г. в содружестве с коллективом инженеров завода ВЭ§ осуществлено цветомузыкальное панно в гостинице "Турист" в Риге.
В 1975 г. по Государственной программе освоения космоса в со-I дружестве с коллективом кафедры электротехники ЛИСИ предложен метод решения проблемы сенсорной депревации космонавтов средствами создания искусственной эмоциональной среды на основе функционального синтеза искусств.
В 1976 г. в содружестве с коллективом кафедры электротехники ЛИСИ осуществлено сооружение цветомузыкального зала при магазинесалоне "Электроника" в г.Воронеже. Проект рассматривался и утверждался горисполкомом г.Воронежа. Осуществлен в 1978 г.
В 1977 г. в содружестве с инженером В.И.Самсоновым разработан проект цветомузыкального памятника Октябрьской революции "Красная гвоздика" для г.Архангельска.
Кроме перечисленных апробаций, работы рассматривались и утверждались: ЦК комсомола, Всесоюзным экспериментальным советом Союза художников СССР, Художественными советах® гг.Ленинграда, Архангельска, Риги, Воронежа.
ОБЪЕМ РАБОТЫ. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и графо-аналитических чертежей, представленных на 23 планшетах.
Заключение диссертация на тему "Архитектура зрелищных сооружений и синтез искусств на электронной основе"
Выводы по Ш главе
I. Использование метода функционального синтеза искусств на технической основе в архитектурной практике основывается на гибкости метода, позволяющей применять его при проектировании зданий и сооружений различного назначения и в композициях функциональноограниченного назначения различной степени сложности содержательности и формообразования.
2. Типология синтезшх объектов, основанная на специфике их функционального назначения, предполагает развернутую шкалу типов: от "информативных", через "эмоционально-психологические" к "зрелищу нового типа".
3. Классификация синтезных объектов строится на основе принципов их объемно-пространственной организации и категории сложности формообразования, соотнесенных с функциональной содержательностью.
4. Широкий диапазон возможностей по функциональному назначению, градация содержательных уровней, вариативность типологической основы и комбинаторика формообразования позволяют утверждать, что метод функционального синтеза архитектуры, музыки и цветодинамики на современной технической основе обогащает палитру выразительных средств в практике архитектурного творчества.
5. Привлечение активных средств эмоционально-психологического и эстетического воздействия предопределяет ответственность за их использование и требует соответствующей подготовки и достаточного опыта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования было установлено: всеобщий закон развития - переход количественных изменений в качественные - проявляется в прогрессирующих тенденциях трансформации процессов демографии, урбанизации и экологии. Это влечет за собой трансформацию глобальной системы "среда - человек - среда" и, как частный случай, - трансформацию психологического климата городской среды, который, в свою очередь, воздействует на характер формирования духовной культуры.
Духовная культура на основании следствия второго, универсального закона термодинамики (совершенствование упорядоченности системы, в том числе и цивилизации, - альтернатива энтропии системы) выступает как потенциальная альтернатива энтропийным последствиям односторонней ориентации на увеличение роста материального производства.
Исторически традиционный принцип формирования психологического климата городской среды основывался на привнесении в структуру города зон активного воздействия путем создания архитектурных объектов с преобладающей функцией эмоционально-психологического, эстетического и идеологического воздействия средствами синтеза искусств на пределе материальных и технических возможностей своего времени.
Преемственность принципа подтверждается новейшими исследованиями.
Современные технические средства позволяют формировать синтез искусств на их основе, но преобразование технических средств в художественную форму требует перехода творческого метода на качественно новый уровень.
Синтез архитектуры, музыки и цветодинамики возможен на паритетных началах всех компонентов синтеза. При этом музыка выступает как сенсорная знаковая система, а архитектура и цветодинамика - как имажинативная знаковая система.
Семантическую и ассоциативную корреляцию компонентов синтеза позволяет осуществить система гравитационной ориентации.
Функциональный синтез искусств как более совершенная знаковая система позволяет расширить и углубить емкость художественного содержания в своем носителе - художественном образе. Расширение и углубление емкости содержания обеспечивается возможностью большую часть сути отражаемого явления декодировать на уровне текста (часть подтекста переходит в текст).
Формообразующие возможности метода и содержательный уровень художественного образа обеспечивают новый уровень художественного познания.
Соотнесенность новых уровней художественного познания, художественного содержания и художественной формы определяет новый уровень творческого метода.
Объекты функционального синтеза образуют ряд типов и классов с широким диапазоном функционального назначения и формообразования, позволяющих конструктивно формировать положительный психологический климат архитектурной среды различной масштабности.
Привлечение активных средств воздействия предопределяет ответственность за меру их использования и требует соответствующей подготовки и достаточного опыта.
Необходимо совершенствовать архитектурное и художественное образование в аспекте синтеза искусств на современной технической основе.
Выявленные предпосылки и проведенный анализ в своей совокупности позволяют обосновать социальную значимость и актуальность проблемы оптимизации психологического климата городской среды путем привнесения в нее архитектурных объектов с активной формой эмоционально-психологического, эстетического и идеологического воздействия средствами функционального синтеза архитектуры, музыки и цветодинамики на современной технической основе и на основе нового уровня творческого метода.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Наш опыт. - Декоративное искусство СССР , 1970, № 6, с.15.
2. Функция архитектуры - эмоции. - В сб. научных трудов ЛИСИ. -Л., 1971, с.47.
3. Синтез искусства и техники. - В сб. научных трудов ЛИСИ. -Л., 1973, с.17.
4. Искусство эмоциональной среды. - В сб.: Опыт эстетической организации промышленных предприятий. - Л.: ЛДНТП, 1979, с.74.
5. Современные формы идеологической борьбы в искусстве. - Докл. на ШУ научн. конф. ЛИСИ. - Л., 1977.
6. Выступление по ленинградскому телевидению.
Выполненные автором проекты и постройки объектов функционального синтеза издавались и репродуцировались:
I. - Комплекс цве тому зыка льных павильонов "Жизнь'.1
- фетомузыкальные павильоны "Русь", "Революция", "Социализм".
- Проект праздничного оформления - цветомузыкальный полиэкран "Лениниана".
- Фрагмент объемно-пространственной цветомузыкальной композиции.
В журн. "Декоративное искусство", 1970, № 6, с.15.
2. Цветомузыкальное панно "Электроника". В журн. "Декоративное искусство", 1971, № 7; в газ. "Ленинградская правда" от 6 октября 1970 г. и от 2 ноября 1971 г. Неоднократно демонстрировалось по ленинградскому и центральному телевидению. Макет панно экспонировался на выставке декоративно-прикладного искусства (Каталог выставки декоративно-прикладного искусства,1971).
3. Цветомузыкальное панно для завода чистых металлов в г.Светло-водске. В журн. "Декоративное искусство", 1975, № II.
4. Проект светомузыкального памятника Октябрьской революции "Красная гвоздика" в г.Архангельске. В газ. "Ленинградская правда" от I июля 1977 г., "Неделя" от 11-17 июля 1977 г., "Правда" от II сентября 1977 г.
В июне-июле 1979 г. состоялась персональная выставка творческих работ с разделами: "живопись", "графика", "синтез искусств" в ленинградском Доме архитектора ЛОСА с последующим обсуждением. Выставка получила положительный отзыв архитектурной общественности г.Ленинграда.
Библиография Ланин, Август Васильевич, диссертация по теме Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности
1. К.Маркс и Ф.Энгельс. Манифест Коммунистической партии. - Соч., т.4.у 2. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.26, с.1.
2. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.32.
3. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.35.
4. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.25, ч.1.
5. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.38.
6. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.21.
7. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т. 18.
8. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.29.
9. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.26.1.. Ленин В.И. о литературе и искусстве. М.: Художественная литература, 1967.
10. Брежнев Л.И. Отчет ЦК КПСС и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики. М.: Политиздат, 1976.
11. Основные направления экономического и социального развития \1 ' СССР на I98I-I985 гг. и на период до 1990 г.
12. Материалы ХШ съезда КПСС. М., 1981.
13. Александров Л.А., Хан-Магомедов С.О. Иван Леонидов. М., 1971. - 125 с.
14. Безклуйенко С.Д. Природа искусства. М.: Политиздат, 1982. -164 с.
15. Большаков И.Г. Техническая эстетика и общественная среда. -М.: Знание, 1966. 28 с.
16. Борев Ю.Б. Критика современных буржуазных эстетических концепций. М.: Высшая школа, 1977. - 167 с.
17. Борунков 10.Ф. Ленинский вклад в теорию познания. М.: Знание,1966. 48 с.
18. Будыко М.И. Глобальная экология. М.: Мысль, 1977. - 326 с.
19. Букин В.Р. Восховдение к прекрасному. Л.: Лениздат, 1979. -175 с.
20. Букин В.Р. Психология общества и искусство. Л.: Лениздат, 1978. - 162 с.
21. Бэнэм Р. Взгляд на современную архитектуру. М.: Стройиздат, 1980. - 226 с.
22. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. Л.: Художник РСФСР, 1977. - 222 с.
23. Васильев-Вязьмин. Искусство людных площадей. М.: Знание, 1977. - 132 с.
24. Васин М. Гости из будущего. М.: Советская Россия, 1977. -185 с.
25. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. Моск. отд. архива АН СССР, ф.818, оп.1, ед.хр.149.
26. Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Иностр.литература, 1958.- 114 с.
27. Виноградский В.Г. Городской образ жизни при социализме. Саратов, СТУ, 1977. - 70 с.
28. Возможное и невозможное в кибернетике. Сб. М.: Наука, 1964.- 219 с.
29. Всеобщая история искусств, т.З. М.: Искусство, 1956. - 446 с.
30. Галеев Б.М. Светомузыка: становление и сущность нового искусства. Казань, 1976. - 271 с.
31. Галеев Б.М., Сайфуллин Р.Ф. Светомузыкальные устройства. М.: Энергия, 1978. - 175 с.
32. Гидони Г.И. Искусство света и цвета. Л.: изд.авт., 1930.- 114 с.35
-
Похожие работы
- Концепция архитектуры современного Центра искусств
- Принципы формирования архитектуры рекреационно-досуговых комплексов
- Архитектура и структура спортивно-зрелищных сооружений с висячими покрытиями в условиях Ближнего Востока
- Формирование интерьера с учетом особенностей поведения и восприятия человека. (на материалах исследования вестибюлей, фойе и кулуаров зрелищных зданий)
- Концепция художественной интеграции в новейшей архитектуре