автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.02, диссертация на тему:Формирование интерьера с учетом особенностей поведения и восприятия человека. (на материалах исследования вестибюлей, фойе и кулуаров зрелищных зданий)

кандидата архитектуры
Степанян, Степан Григорьевич
город
Москва
год
1984
специальность ВАК РФ
18.00.02
Диссертация по архитектуре на тему «Формирование интерьера с учетом особенностей поведения и восприятия человека. (на материалах исследования вестибюлей, фойе и кулуаров зрелищных зданий)»

Оглавление автор диссертации — кандидата архитектуры Степанян, Степан Григорьевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРШОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЕШЛ йШШОНИРОВАНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ ШТЕРЬЕРА СОВРЕМЕННОГО ЗРЕЛИЩНОГО ЗДАНИЯ.

1.1. Движение л восприятие как составляющие функционального процесса в интерьере.

1.1.1. Роль соушщиональиого процесса в формировании интерьера.Г. II

1.1.2. Роль технологического процесса в форглпровашш интерьера.

1.2. Психология восприятия интерьера.

1.2.1. Аспекты воздействия интерьера па человека

1.2.2. Роль факторов внутренней мотивации в восприятии интерьера.

1.2.3. Роль фактора времени в восприятии интерьера

Выводы по I главе

ГЛАВА 2. ФШЩИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ШШОЗИЩЮННЫЕ ПРЖ11 В ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕЯЕНАПРАВЛЕШОГО ПОВЕДЕНИЯ В ИНТЕРЬЕРЕ.

2.1. Пространственно-временные характеристики целенаправленного движения и восприятия в интерьере

2.1.1. Технологпчеркая упорядоченность целенаправлоп-ного движения в интерьерах зрелищных зданий

2.1.2. Регламентирование 1шсТюр\тащо1шо-эмощонального потенциала композиции в зонах целенаправленного движения.

2.1.3. Упорядоченность целенаправленного восприятия (двпг.ения) через структурность построения к01.ш031щш1 .7.

2.2. Средства архитектурной композиции в сокращении напряжения внимания при целенаправленном восприятии.

2.2.1. Упорядоченность архитектурной композиции интерьера через целостность построения.

2.2.2. Средства архитектурной композиции в управлении маршрутом восприятия в интерьере

2.2.3. Ориентация в интерьере приемами освещения, рит-мометрнческой организацией пространства, распределением контрастов и т.д.Т

Выводы по 2 главе

- 3 - стр.

ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЕ АРХИТЕКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НЕШШЩЦМЮГО

ПОЕЕДЕШ'Ш Б ИНТЕРЬЕРЕ.

3.1. Пространственно-временные характеристики непринужденного движения л эстетического восприятия в интерьере

3.1.1. Взаимосвязь графика движения и маршрута восприятия как основа, взаимодействия человека с интерьером.

3.1.2. Свободна^ (пластическая) организация пространства интерьера как средство повышения шхформа-ционно-эмоционального потенциала композиции

3.2. Роль целевого назначения интерьера в формировании архитектурного образа.

3.2.1. Структура и функция архитектурного образа интерьера.

3.2.2. Образно-ассоциативные характеристики основных элементов коглпозищш интерьера.

3.2.3. Единство целевого назначения интерьера и его архитектурного образа

Выводы по 3 глазе

Введение 1984 год, диссертация по архитектуре, Степанян, Степан Григорьевич

ЖШЛЬНОСТЬ Я. В постановлениях партии и правительства выдвигаются требования обеспечить высокий уровень архитектурных решении одновремешо с сокращением сроков проектирования за счет повышения производительности труда проектировщиков на основе максимального учета новейших достижений науки и техники.

В формировании среды, достойной идеалов нашего общества, большое место занимает проблема построения интерьера общественного здания. В основе формирования современного интерьера лепит концепция о взалмообусловлешго сти архитектурной композиции и фукнциона-льного процесса (в практическом и художественном содержании). Нахождение оптимальных параметров здания и его художественной выразительности на базе единства функционального содержания и архитектурной формы - основные задачи в творчестве архитектора.

Основой функционального процесса в интерьере, его активными составляющими являются организованное движение и восприятие человека. Однако архитектурная фор:,та интерьера не вытекает механически из требований процессов движения и восприятия. Один и тот не функциональный процесс можно заключить в бесчисленное множество архитектурных "оболочек".

Функциональный процесс в формообразовании интерьера является "поправочным коэффициентом". Он корректирует и контролирует архитектурное решение, с его помощью определяются: "что надо сделать?" или "что должно быть?" Процессы движения, восприятия являются тем своеобразным стимулом, который порождает формообразование, сообщает ему начальный импульс.

Проблемы организации движения и восприятия в интерьере охватывают все аспекты композиции. Эти процессы связаны с технологической схемой архитектурного решения, пространственно-временной характеристикой композиции п проблемой архитектурного образа. Раскрытие содержания процессов движения и восприятия человека в архитектурной среде служит основой методики целенаправленного проектирования интерьеров общественных зданий.

ГРАНЩ ИССЛЕДОВАНИЯ. Тема проектирования интерьеров общественных зданий с учетом процессов движения и восприятия затрагивает широкий круг проблем: технических, светотехнических, гигиенических, эргономических, физиологических, идеологических, социальных, искусствоведческих, Философских и т.д. Б аналитической части работа ограничивается исследованием композхщионных принципов построения интерьеров зрелищны/: здании с учетом условного разделения процессов движения и восприятия на целенаправленное и непринужденное.

Последующее раскрытие закономерностей построения композиции с учетом особенностей этих категорий активности человека в интерьере связано с исследованием основных психологических явлений и процессов (потребность, внимание, установка, ориентация, эмоции, ассоциации, память, опыт, ощущение времени и т.д.) как реакции человека на восприятие архитектурной среды. Исследование применено к обслуживающей группе помещений зрелищных сооружений (вестибюли, гардеробные, фойе, театральный музей, кулуары и т.п.) как к объекту, в котором особо ярко находят свое единство материально-практические и эстетические требования, связанные с движением и восприятием. Вопросы эвакуации людей из здания и организация условий видимости едены являются самостоятельными;, в настоящее время достаточно изучены п в этой работе не рассматриваются.

Нельзя не отметить, что рассматриваемая проблема выходит за рамки интерьеров общественных зданий и актуальна в любой многофункциональной среде, где имеет место дифференциация кошозиционнок структуры на участки функциональных процессов, коммуникационные зоны, а такие зоны отдыха и общения.

ИЗУЧЕННОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. За последние годы широкая и многозначная проблема восприятия архитектуры привлекает множество исследователей в СССР и за рубежом. Интерес к этой проблеме в советской архитектуре имеет давнюю традицию. Роли движения и восприятия в организации композиции придавали значение основатели современной архитектуры в нашей стране: братья Веснины, Н.Ладовский, М.Гинзбург, А.Буров, М,Барщ и др. Позже вопросы восприятия архитектуры затрагиваются в работах Н.Брунова, А.Бунина, А.Иконникова, М.Бар-хина, 0.Швидковского, Ю.Короева и др. В последние годы появились исследования Е.Беляевой, В.Лазарева, Э.Климова, В.Тальковского, касающиеся восприятия пространственной среды города и общественных комплексов. Физические условия движения людей внутри здания изучены С.Беляевым, А.Мшшнским, В.Предтеченским.

В современной зарубежной архитектуре различные аспекты проблемы воецриятия рассматриваются в целом ряде теоретических работ: З.Гпдеона, В.Гропиуса, ©.Джонсона, Б.Дзеви, Л.Корбюзье, Ф.Райта, Д.Саймондса, К.Танге и пр.

Однако при изучении этих проблем до настоящего времени не раскрыты закономерности построения интерьера, - пространства, в котором главным формообразующим фактором выступают условия деятельности человека, определяющие состояние и психологические процессы: потребность, интересы, ощущения (пространства движения и времени), память, эмоции, чувства, воля, внимание, психомоторика и т.п.

Современные достижения в области экспериментальной психологии и социологии, эстетики и теории архитектуры позволяют глубг.е понять механизм активности человека в организованной среде. Разработана теория установки, изучено влияние потребности на характер поведения и внимания (Н.Бернштейн, Б.Парыгин, К.Платонов, Д.Узнадзе) ; получены психологические обоснования закономерностей восприятия ритма, а такпе движения глаза в формировании зрительного образа (Н.Волков, В.Зинченко, П.Кудин, Б.Ломов); имеются работы по психологии восприятия архитектуры (С.И.Соколов, И.Ткачиков), выявлены психологические аспекты худодественного творчества (Л.Выготский, Ы.Каган, Я.Пономарев, Л.Еегин, С.Эйзенштейн и др.). Теоретический интерес для исследования интерьера представляют идеи теории информации и структурной лингвистики (Ю.Лотман, П.Симонов, И.Страутманис, В.Тростников). Большой вклад в изучение проблемы психологии восприятия архитектурной среды представляют з ару беглые исследования (Р.Арнхейм, Р.Грегори, М.Дерибере, В.Келлер, А.Моль, Ф.Тилл, ©.Эшфорд и др.).

ОБЪЕКТОМ Ж СЛЕДОВАНИЯ является материал смежных наук, ориентированный на раскрытие проблемы организации движения человека и его восприятия в интерьере крупных зрнлмшгных зданий.

ПРЕДЖТ ИССЛЕДОВАНИЯ - изучение этого материала в предаете архитектурного анализа, рассматривающего объект через призму выявления фондообразующих закономерностей восприятия пространственной структуры интерьера.

ЦЕЛЬ ДИССЕРТАЦИИ - является исследование формообразования интерьера общественного здания исходя из взаимосвязи процессов глз-недеятельиости, основных форм поведения человека и особенностей его восприятия средовых ситуаций, переведенное на язык закономерностей организации пространственных композиций.

ЗАДАЛА. ИССЛЕДОВАНИЯ вытекает из поставленной цели, включает: •

- выяснение теоретических предпосылок исследования взаимосвязи поведения человека и восприятия им интерьера и формирование рабочей модели исследования этой взаимосвязи;

- определение функциональных закономерностей и композиционных приемов организации целенаправленного поведения в интерьере зрелищных зданий;

- выявление принципов архитектурной организации непринужденного поведения человека в интерьере;

- введение в научный оборот архитектуроведения психологических, социологических, семантических, эстетических и т.п. представлений, связанных с раскрытием формообразующей роли процессов движения и восприятия человека в интерьере.

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ определялся поставленными задачами и включает: исследование работ отечественных и зарубежных авторов, комплексное изучение литературных источников и проектных материалов, натурные обследования и эксперименты. В качестве общей методологической основы исслЕДования в работе используется диалектико-материалистическая концепция взаимодействия объекта в познании и практике. При таком подходе процесса движения и восприятия в интерьере учитываются как объективные формы бытия в пространстве и времени, так и субъективно переливаемые условия (эмоции, ассоциации, чувство прекрасного и т.п.). Тем самым процессы движения и восприятия выступают связующим звеном между целевым назначением архитектурной среды и закономерностями ее формообразования. Идейно -художественные и материально практические задачи при этом рассматриваются как единые функциональные задачи.

НАУШАЯ НОВИЗНА работы состоит в выявлении комплекса композиционных принципов целенаправленного построения интерьера, контролирующих творческий процесс Формообразования на основе исследований психологических явлений, сопровождающих процессы целенаправленного и непринужденного движения-восприятия в условиях определенного функционального процесса и целевого назначения здания.

ПРЛЕСТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ. Разработанная методика целенаправленного проектирования интерьера решает ряд практических задач. Она экономит:

- творческие силы архитектора, помогает избежать ошибки и случайные нецелесообразные решения;

- физическую энергию потребителей в результате упорядоченности технологической схемы архитектурно-планировочного решения;

- психологическую энергию потребителя за счет создания легко воспринимаемой структуры, упорядоченности композиции и гармонизации восприятия;

- материалы и капиталовложения за счет отбора необходимого количества средств архитектурной выразительности и синтеза искусств, достаточных для достижения запрограммированного эмоционального напряжения,психологического воздействия и образного содержания.

ВШДРЕНИЕ РАБОТЫ. Работа выполнена в соответствии с планом научно-исследовательских работ кафедры "Интерьер" МАРКИ.

Предложенные автором основные композиционные принципы построения интерьеров общественных зданий с учетом процессов движения и восприятия внедрены в практику учебного и дипломного проектирования на архитектурных факультетах ШИЗа г.Ыосквы и ЦСХИ г. Целинограда, методические принципы, разработанные в диссертации, приняты в практику проектирования и оценки интерьеров институтами Промстройпроект и ЦШШЭП торговых зданий.

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ произведена в следующих направлениях: публикация основных материалов в двух статьях в периодической печати, в статье, депонированной во ВНЙИИ в 1975 г. per. JS 281, в четырех статьях депонированных в ЦНТИ Госгражданстроя СССР в 1984 г. per. J177, J3 178, J} 179, J3 180, на Ш1, ХХУП, ШШ, XXIX научных конференциях МАРХИ 1970-1973 гг., на XX научно-технической конференции ДЛИ .(г.Владивосток, 1971 г.), в 91 выпуске научных трудов ЫШЗа 1978 г.

ОЕЬШ И СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и выводов. Она изложена на 1£9 страницах машинописного текста, содержит иллюстративный материал в количестве 26 графо-аналитических таблиц, сопровождена списком использованной литературы.

Заключение диссертация на тему "Формирование интерьера с учетом особенностей поведения и восприятия человека. (на материалах исследования вестибюлей, фойе и кулуаров зрелищных зданий)"

6. Результаты работы, предложенные проектно-методические принципы могут быть использованы в практике проектирования и реализации интерьеров общественных зданий, при проведении анализа функционирования существующих общественных интерьеров, а также в практике учебного проектирования интерьеров.

7. Дальнейшее развитие темы исследования можно вести по следующим направлениям:

- углубление представлений о процессах поведения-восприятия человека в общественном интерьере, выходя за рамки зрелищных сооружений;

- выход па формирование методологии проектирования общественного интерьера, охватывающей широкий комплекс функциональных, техни

- 129 ческпх, социальных, билосососких, худопествешго-идео логических вопросов;

- развитие учебно-методических разработок, связанных с учебным проектированием интерьера общественного здания.

- 130

Библиография Степанян, Степан Григорьевич, диссертация по теме Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности

1. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Изд.4, т.18

2. Ленин Б.И. Полное собрание сочинений. Изд.4, т.21

3. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Изд.4, т.38

4. Ленин В.И. О литературе и искусстве. Госиолитиздат, 1960.

5. Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве. Том 1,2. М., "Искусство", 1957.

6. Парке К. и Энгельс Ф. Соч., т.20

7. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.17

8. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.12

9. Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. Госиолитиздат, 1956.10. Материалы ХОТ съезда КПСС

10. Марксистско-ленинская филочофия. М., 1969.

11. Основы марксистско-ленинской эстетики. Учебно-методическое пособие. Мзд. "Мысль". М., 1973.

12. Авдотыш Л. Применение математических методов в градостроительном проектировании. "Архитектура СССР", 1964, Г> 2.

13. Азрикап Д. Форма как визуальное сообщение. Техническая эстетика. 1967, Г? 2.

14. Альберти Леон Батиста. Десять книг о зодчестве. М., 1937.

15. Ананьев Б.Г. Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. Изд.акад.пед.наук РСФСР, И., 1961.

16. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования. М., 1982.

17. Беляева Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия. М., Стройпздат, 1977.

18. Бернштейн П.А. Очерки по психологии движения и физиологии активности. М., 1966.

19. Брипкман А.Э. Пластика и пространство как основные формы художественного выражения. Пер. с нем. В.А.А. М., 1935.- Ï3I

20. Буров А. Об архитектуре. Госполитиздат, i960.

21. Васильев С. Теория отражения и художественное творчество. Пер.с болгарского. Изд. "Прогресс". M., 1970.

22. Венгр H.A. Восприятие и обучение. Изд.просвещение. М., 1969.

23. Веннер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. Изд.МГУ, 1964.

24. Величко векш Б.М., Зинченко В.И., Лурия А.Р. Психология восприятия. Изд. МГУ, 1973.

25. Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. "Грядущий день", 1913.

26. Веснины JI.A., В.А., A.A. Архитектура. Ежегодник, 1957, J3 8.

27. Виньола Д. Правила пяти ордеров архитектуры. M., 1937.

28. Виолле ле Дгак. Беседы об архитектуре. Т.З.М., 1937.

29. Витрувий. Десять книг об архитектуре. M., 1937.

30. Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка. M., 1950.

31. Братко A.A., Волков П.П., Кочергин А.Н., Царегородцев Г.И. Моделирование психической деятельности. Изд. "Мысль", M., 1969.

32. Выготский JI.C. Психология искусства. Изд. 2, "Искусство". M., Ï968.

33. Габричевский А. Пространство и масса в архитектуре. "Искусство", 1923, D I.

34. Ганзен В., Кудин П., Ломов Б. Гармония в композиции. "Техническая эстетика", 1969, J,* 4.

35. Гильденбранд А. Проблемы формы в изобразительном искусстве (раздел "Форма как выражение функции"), LI., 1914.

36. Гинзбург М.Я. Ритм в архитектуре. М., 1926.

37. Голыптейн А. Об эстетическом восприятии предметной формы. Архитектурная композиция. Сборник статей. M., Ï970.

38. Гидеон 3. Пространство, время, архитектура. М., 1984.

39. Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. "Прогресс". М., 1970.

40. Гропиус В. Границы архитектуры. М., 1971.

41. Дзеви Б. Сборник статей. Мастера архитектуры об архитектуре. Изд. "Искусство". М., 1972, с.464.

42. Дддро Д. Об искусстве, т.1, Л.-М., с.464.

43. Дерибере М. Цвет в деятельности человека. М., 1964.

44. Пегин Л.Ф. Язык живописного произведешь. М., 1969.

45. Керарден Л. Бионика. "Мир", М., 1971.

46. Еолтовскнй Й.В. Пропорции архитектуры. "Архитектура СССР", I9S3, !Ь 5.

47. Пуков К.В. Эстетическая оценка и время. "Декоративное искусство СССР" 1968, В 5.

48. Запорожец A.B., Вештр Л.А., Зпнченко В.И., Рузская А.Г. Восприятие и действие. М., 1966.

49. Земал И. Позпание и информация. Перевод с чешского. Изд. "Прогресс". М., 1966.

50. Зигель К. Структура и форма в современной архитектуре. Пер. с немецкого. Стройиздат. М., 1965.

51. Зпнченко В.П. Движение глаза и формирование образа. Вопросы психологии. 1958, JH 5.

52. Иконников A.B., Степанов Г.И. Основы архитектурной композиции,. Изд. "Искусство", 'М., 1971.

53. Искусство и общество. 71 Международный конгресс по эстетике. Изд. "Наука", М., 1972.

54. Иттеи И. Искусство цвета. 3 изд.OTTO Майер. Ревенсбург, 1967.

55. Инженерная психология за рубежом. Сборник стетей. "Прогресс". М., 1967.

56. Каган М. Морфология искусства. Изд "Искусство", Л., 1972.

57. Кан Луис. "Современная архитектура", J" 2, 1969.

58. Клаус Г. Кибернетика и общество. Перевод с немецкого. Изд.1. Прогресс". М., 1967.

59. Ле Корбюзье. Творческий путь. М., 1970.

60. Кокории В. Признаки некоторых композиционных построений в архитектуре. Из истории советской архитектуры 1926-1932 гг.1.., 1970.

61. Короев 10.И. и Федоров М.В. Архитектура п особенности зрительного восприятия. М., 1954.

62. Кириллова Л. Кошозиция в современной архитектуре. М., Стройиздат, 1973.

63. Кубасов В. Новое здание ЫХАТа. "Моспроектовец", 6.07.1971.

64. Кузнецов A.B. Сеоди п их декор. М., 1938.

65. Кудин П., Ломов Б., Мптькхш А. 0 восприятии элементарных ритмических композиции на плоскости. "Техническая эстетика", 1969, Г? 8.

66. Коссов Б., Мптькпн А. Маршрут зрительного восприятия и некоторые пути его организации. "Проблемы инженерной психологии". Вып. 2. Изд. ВНИИТЭ. М., 1968.

67. Лазарев В.В. Архитектурное проектирование и фактор временив зрительном восприятии общественных комплексов. Диссертация на соискание канд.арх.наук. М., 1978.

68. Ломов Б.Ф. Проблемы инженерной психологии. Вып.2, Л., 1965. 70. Лотман 10.Н. Структура художественного текста. М., 1970.

69. Лебедев В.В., Новиков Ф.А., Соколов Н.Б., Яралов 10.С.

70. В поисках архитектурного образа. "Архитектура СССР", J,* 5, 1972.

71. Маттпсс А. Сборник статей о творчестве. М., 1958.

72. Мптькин А., Перцева Т. Опыт экспериментального исследования восприятия несмысловой композиции. "Техническая эстетика", 1870, !?. 8.

73. Михайлов Б.П. Витрувий и Эллада. М., 1967.

74. Поль А. Теория инйормацш! и эстетическое восприятие. "Мир", М., 1966.

75. Невельский Б.П. О скорости запоминания. "Вопросы психологии". 1367, £ I.

76. Нечкнна М. функция художественного образа в историческом процессе. Содружество наук и тайны творчества. Сборник статей. 1.1., 1968.

77. Основы психологии. М., 1571.

78. Очерки теории архитектурной композиции. М., 1960.

79. Павлов И.П. Условные рефлексы. Киев, 1953.

80. Павлов Л. Поиски образа и гармонизация архитектурных сооружений. Сборник статей. Архитектурная композиция. 1л., 1970.

81. Палладио Андреа. Четыре книги об архитектуре. Изд. Акад. художеств. Гл., 1936.

82. Парыгин Б.Д. Основы социально-психолопнеской теории. Изд. "Мысль". М., 1971.

83. Плеханов Г.В. Литература и эстетика. М.1, М., 1958.

84. Пономарев Я.А. Психика и интуиция. М., 1967.

85. Покровский Г.И. Архитектура и закон зрения. М., 1936.

86. Переверзев Л. Искусство и кибернетика. Изд. "Искусство". М., 1966.

87. Предтеченский В.М., Милпнскпй А.И. Проектирование зданий с учетом организации движения людских потоков. М., 1969.

88. Рабинович В. Структура архитектурно-художественного образа. Композиция в современной архитектуре. Стройнздат. !.1., 1973.

89. Рябушин А.В. Закономерности и тенденции развития предметно-пространственной среды жилища. Автореферат диссертации насоискание ученой степени доктора архитектуры. М., 1976.

90. Раппопорт С. Искусство и эмоции. М., 1967.

91. Рунип Б. Логика паук и логика искусства. Содружество наук и тайна творчества. 1:1., 1965.

92. Самохин В. Психологические аспекты художественного творчества в зстетпке Р.Арнхейма. Проблемы художественного творчества. Изд. "Наука", М., 1975.

93. Саймондс Д.О. Лапдшагат и архитектура. Перевод с английского. 11, 1965.

94. Сеченов И.М. Избранше сочинения. 2-е изд. М., 1968.

95. Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций. "Наука", Ы., 1970.

96. Семиотика в искусствометрпи. Сборник переводов. Изд. "Мир". 1:1., 1972.

97. Талъковский В. Проблемы количественной оценки восприятия градостроительной композиции. Сборник статей. М., 1973.

98. Тилл Ф. Обозначение пространства движения и ориентации. "Современная архитектура". Перевод с французского. 1969, J5 5.

99. Ткачиков И. Архитектурная психология: проблемы и перспективы. Архитектурная композиция. Сборник ст.атей. М., 1970.

100. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. "Наука". М., 1966.

101. Урсул А.Д. О природе информации. "Вопросы философии". 1965, J3 3.

102. Фаворский В. О композиции. "Декоративное искусство СССР'*.1965, г> 7.104.- Филипьев 10. Сигналы эстетической информации. "Искусство",1966, I.

103. Франс П. и Пиаже К. Экспериментальная психология. Вып. 17; Перевод с французского. Пзд. "Прогресс". М., 1970.

104. Хан-Пагомедов С.О., М.Я.Гинзбург. М., 1972.

105. Хримлп А. Эстетическое восприятие цвета и формы. Эстетика и производство. Сборник статей. Изд.МГУ, 1969.

106. Цприс А. Проблемы масштаба в архитектуре. "Архитектура СССР". 1934, .> 2.

107. Диркунов В.М. Об эстетической природе зодчества. 1/1., 1970.

108. Чиняков А.Г. Братья Весншш. М., 1970.

109. Шидыан Л.А. К вопросу о взаимосвязи органов чувств и видов чувствительности. Исследование по психологии восприятия. Í/Í.-Л., Изд.АН СССР, 1948.

110. Шубников A.B. Симметрия. М.-Л., 1940.

111. Элиава H.A. К вопросу о роли установки в процессе восприятия. "Вопросы психологии". 1961, J,? I.

112. Эйзенштейн С.Монтаж. М., 1937.

113. Эргономика. Перевод с польского. Изд. "Мир". М., 1971.

114. Зшби У. Росс.Система и информация. "Вопросы фтглософип", 1964, J-. 3.

115. Зшфзрд у. Организация внешних форм изделий. "Техническая эстетика", 1967, £ 2.

116. Юлдашев Л.Г. Эстетическое чувство и произведение искусства. Изд. "Мысль". М., 1969.

117. Якобсон П.М. Психология и художественное восприятие. Художественное восприятие. Сборник. Изд. "Наука". М., 1971.

118. Ярбус Л. Роль движения глаза в процессе зрения. М., 1965.