автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Архитектура жилых домов Еревана XIX - начала XX вв.

Гаспарян, Мариетта Арташесовна
город
Москва
год
1983
специальность ВАК РФ
18.00.01
цена
450 рублей
Диссертация по архитектуре на тему «Архитектура жилых домов Еревана XIX - начала XX вв.»

Оглавление автор диссертации — Гаспарян, Мариетта Арташесовна

В В Е Д Е H И Е.

ГЛАВА. I. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ ЕРЕВАНА Х1Х-НАЧА

ЛА XX ВВ.

Исторические и социально-экономические условия развития архитектуры Еревана.

Организация строительного дела.

Строительные материалы и конструктивные приемы

Природно-климатические условия и их значение в формировании городского жилища.

Зависимость архитектурно-художественных форм городского дома от народного жилища.

ГЛАВА П. АРХИТЕКТУРА ЖИЛЫХ ДОМОВ ЕРЕВАНА ХП-НАЧАЛА

XX ВВ.

Планировочная структура Еревана ХГХ-начала XX вв.

Классификация жилых домов Еревана Х1Х-нача-ла XX вв.

Жилая единица.

Одноквартирные жилые дома.».

Многоквартирные доходные дома.

Жилые дома с совмещенной функцией.

Художественные особенности жилых домов Еревана рубежа XIX-XX вв.

Введение 1983 год, диссертация по архитектуре, Гаспарян, Мариетта Арташесовна

Актуальность исследования. В течение многовековой строительной деятельности армянским народом созданы выдающиеся произведения материального творчества. Яркие художественные образы памятников национального зодчества, их оригинальные архитектурные формы, рациональные конструктивные решения, композиционные и декоративные приемы - это богатое архитектурное наследие страны и вклад в сокровищницу мировой культуры.

На территории Армянской ССР и в Западной Армении сохранилось значительное количество древних сооружений и комплексов, среди которых немалая часть, представляющая художественную, историческую и культурную ценность, осталась не только не зафиксированной, но и не выявленной, что обусловливает необходимость дальнейших изысканий. Ныне советскими и зарубежными архитекторами, искусствоведами и археологами проводятся многочисленные исследования по армянскому искусству, которые с каждым годом приобретают всё большую популярность. Новые публикации, международные симпозиумы, научные конференции свидетельствуют о плодотворной деятельности ученых, об организации систематического изучения цроблем армянского искусства и архитектуры.

В данной области первостепенное внимание специалистов обращено на анализ памятников высокой историко-культурной и художественной ценности, отражающих творческий подъем народа в периоды политического процветания государства. Рассматриваются монументальные образцы культового зодчества, гражданского и производственного строительства, возведенные древнеармянскими мастерами. По сравнению с упомянутыми примерами архитектура жилых зданий мало освещена, и недостаточность данных образует серьезный пробел в истории зодчества Армении, лишая цельного представления о развитии архитектурного облика, композиционных, планировочных особенностях функционально единых групп сооружений и взаимосвязи ряда принципиальных вопросов формообразования типологически несхожих объектов.

В ограниченной степени встречаются сведения о жилых домах Еревана, только в общих чертах описанных некоторыми учеными. Особый интерес представляет досоветский этал исторического контекста города, архитектура которого оказала непосредственное влияние на становление нового социалистического зодчества во всех его сферах. Памятники этого периода - одни из немногих сохранившихся в Армении зданий городского типа.

Кроме научного архитектурно-исторического фактора, важно то обстоятельство, что памятники Х1Х-начала XX вв. - реальный, в настоящее время эксплуатируемый фонд. Все они включены в панораму застройки улиц и определяют характер окружающей среды, создавая колоритные уголки в облике современного Еревана. Это великолепные материальные образцы творчества наших предков, служащие естественными экспонатами истории города. В связи с этим, необходимость изучения проблем гражданской архитектуры предшествующей эпохи выразилась в деле охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры.

В 1975 г. в Главном архитектурно-планировочном управлении исполкома Ергорсовета был организован Отдел памятников архитектуры Еревана, в компетенцию которого вошел контроль за охраной и эксплуатацией зданий, преимущественно, Х1Х-начала XX вв.(1). Отсутствие специального труда по архитектуре дореволюционного Еревана рождало многочисленные сложности на различных стадиях деятельности Отдела. Выявление, фиксация, регистрация, составление списка произведений зодчества, подлежащих государственной охране, сопровождались научными исследованиями: для объявления объекта памятником анализировались его архитектурные достоинства, выяснялось, сообщает ли он какие-либо важные исторические подробности или обладает художественной ценностью, т.е. относится к культурному наследию социалистического общества и т.д. Решение различных вопросов зависело от объема информации - возможно полной документации, включающей оригинальные планы, фото с натуры, сведения о строительной технике соответствующей эпохи и характере использованных материалов, исторические данные о сооружениях. Наличие исчерпывающих факторов, точное типологическое разделение (первоначальное функциональное предназначение большей части зданий не было известно) позволило классифицировать памятники неодинаковой архитектурно-художественной ценности, дефинировать категорию и эстетические свойства памятников и обусловить мотив, послуживший причиной их отбора.

С расширением проблем по охране и использованию памятников архитектуры актуальность темы обострялась. Назревали новые задачи, для решения которых требовалось установление научно обоснованной позиции. Определение разряда объекта регулировало вопрос современного использования - только в качестве музейного экспоната или с возможным частичным видоизменением. Принципиальное значение имели выбор оптимального метода реставрационных работ и специфики цриспособления к новой функциональной роли, обеспечивающей нормальную эксплуатацию - одно из обстоятельств сохранения старого здания, создание органичной взаимосвязи сооружения и антуража и т.д.

Выявление архитектурно-планировочных особенностей ереванского жилища представляет также значение для практики жилищного строительства, поскольку рассматриваемые дома являют собой хорошо продуманную схему жилой ячейки для условий Араратской долины, функционально оправданная их структура, удачно приспособленная к цриродно-климатическим условиям местности, с рациональным соотношением внутреннего и внешнего пространств, может оказаться полезной для цроектирования современного жилого дома. В творчестве зодчих Армении с первых шагов формирования советской архитектуры определилась тенденция поиска целесообразного использования национальных традиций, и часто это имело хорошие результаты. Одновременно по преимуществу интуитивное восцриятие отдельных своеобразных черт армянского жилища приводило в иных случаях к механическому копированию, а отсюда - к нерациональному применению некоторых элементов, организующих объемно-планировочную композицию сооружения. Такое положение в совокупности с новыми градостроительными условиями, нормированием параметров, строгим регламентированием площадей, объемов, технико-строительных показателей массового жилищного строительства обусловило потребность в углубленном анализе и более планомерном учете специфических особенностей городского жилого дома Х1Х-начала XX вв.

Целью работы является:

- систематизация и обобщение собранного фактического материала и на его основании разбор закономерностей модификации формы городского жилища в зависимости от воздействующих объективных факторов;

- исследование состава, функционального назначения помещений, архитектурно-строительных приемов, планировочных и объемно-пространственных решений, художественных направлений;

- классификация жилых домов Еревана ХК-начала, XX вв., проведенная на базе сопоставления функциональных специфик, планировочных схем рассматриваемых групп и их раздельный анализ: время возникновения, этапы развития, композиционные изменения;

- обоснование национальных черт в архитектуре, конструкциях, декоративно-художественном убранстве упомянутых сооружений;

- введение в научный обиход новых данных по гражданскому зодчеству Армении;

- определение прогрессивных особенностей в компонентах объемно-планировочной композиции, выявление приемлемых для современного жилищного строительства решений, заимствованных из архитектурного наследия прошлого и возникших благодаря всестороннему учету комплекса региональных факторов;

- систематизация характеристик жилых домов, позволяющая найти наилучший вариант при выборе методики реставрации и адаптации памятников архитектуры, истории и культуры ХГХ-начала XX вв.

Автор не ставил перед собой задачи провести сравнение архитектуры жилого дома Еревана и соответствующих построек соседних районов Армении и Закавказья, хотя при изложении упоминаются некоторые архитектурные традиции близких городу зон.

Границы темы заключены в хронологические рамки Х1Х-начало XX вв. - период истории развития Армении, начало которого ознаменовано присоединением Восточной Армении к Российской империи (1828 г.), а окончание - победой Великой Октябрьской социалистической революции и установлением Советской власти в Армении (1917-1920 гг.). Осуществлявшиеся в это время коренные преобразования в политической и общественно-экономической жизни региона стимулировали активизацию архитектурно-строительной деятельности во всех сферах. В работе рассматриваются основные типы возводимых в Ереване жилых домов и некоторых комплексов, в состав которых введена жилая чаоть.

Методика исследования. Главным методом исследования является архитектурный анализ, цроведенный путем изучения памятников зодчества в натуре, обмеров, фотофиксаций. На этой основе выполнена классификация жилых домов и произведен отбор наиболее типичных образцов, характеризующих варианты каждой группы и канву их эволюции.

Обзор источников и литературы вопроса содержит обращение к архивным материалам и публикациям дореволюционных армянских, западноевропейских и русских ученых и путешественников: приложенные документальные сведения позволяют уточнить отдельные факты и получить информацию об утраченных ныне особенностях жилшц.

Современные публикации использовались, главным образом, для ссылки на апробированные тезисы по проблемам армянской архитектуры, сравнения с идентичными постройками других регионов, характеристики историко-социальных условий рассматриваемого периода.

Фиксация и обмеры изучаемых памятников проводились в зоне старого Еревана, где сосредоточена основная часть построенных в досоветский период зданий.

Обмеры выполнены классическими методами, с применением триангуляции, картезианских координат и фотограмметрическим способом, известным как более эффективный прием получения заданной формы (2). Графическая фиксация современного положения совмещена с регистрацией произведенных модификаций в планировке, фасадах, отдельных элементах; в результате представлено первоначальное состояние объектов.

Оригиналы чертежей, включая составленные автором обмеры, -материалы Проектной конторы Управления по охране и использованию памятников истории и культуры при Совете Министров Армянской ССР. Имеются также работы студентов Ереванского политехнического института имени К.Маркса.

Главная цель изучения дореволюционных исследований отечественных и зарубежных авторов - выявление утерянной ныне специфики жилого дома. Надо отметить, что осуществлявшаяся в последние десятилетия реконструкция центральных районов Еревана (в зоне старого города) стала причиной сноса значительной части селитебных кварталов, застроенных в предшествующее столетие, поэтому натурное обследование памятников преимущественно не выходило за пределы объектов, датируемых второй половиной Х1Х-началом XX вв. Таким образом, дореволюционные публикации - часто единственный источник информации о некоторых аспектах, характеризующих сооружения более раннего периода, т.е. первой половины XIX в., и даже отрывочные сведения об этих жилищах имеют ценность. Во всех случаях интерес представляет ознакомление со свидетельствами очевидцев, непосредственно соприкасавшихся с действительностью близкой им эпохи.

Прибегая к подобному материалу, цриходилось учитывать субъективность отдельных характеристик или устарелость выводов, не совпадающих с современными данными науки (3). Несмотря на это, основные работы исключительно достоверны, например: "Описание второго путешествия Шардена по Востоку пользуется широкой известностью и отличается точностью сведений. Монтескье, Руссо и Гиб-рон много заимствовали у него и высказывались о нем с живейшим восхищением" (4).

Важное значение для нашего исследования имел труд И.Шопена, освещаадий разнообразные проблемы, касающиеся политического состояния Армянской области и ее центра Еревана первой половины XIX в., административного устройства, исторического развития с древнейших времен, климата, национальных особенностей, отдельных вопросов архитектуры и искусства; автор подробно описал картину жилой усадьбы, правила организации жилища и его интерьер (5). Работа Г.Алишана содержит информацию по истории Армении; здесь заслуживает внимания генеральный план Еревана второй половины XIX в., с границами его селитебных территорий, размещением общественных центров, культовых и административных зданий (6). Своеобразными впечатлениями о стране, ее природе и климате, народе и созданных им архитектурных памятниках делится посетивший Восточную Армению в конце XIX в. английский ученый-путешественник Х.Ф.Линч (7). Встречающиеся в различных публикациях заметки о структуре армянской семьи, упоминания о каютх-либо строительных событиях, зарисовки с видом города пояснили некоторые вопросы складывания и развития формы усадьбы и жилого дома (8).

Архивные материалы изучены в Центральном Государственном историческом архиве Армянской ССР, в Центральном Государственном архиве фотофонокинодокументов Армянской ССР, Музее истории города Еревана Министерства культуры Армянской ССР, Бюро технической инвентаризации исполкома Ергорсовета (9).

Проекты утерянных ныне зданий и нереализованных в натуре сооружений обогатили нужные для архитектурного анализа данные и иллюстративную часть работы. Авторские чертежи сохранившихся до настоящего времени памятников (надо сказать, что это единичные примеры) представили информацию, позволившую определить поздние наслоения и составить реконструированный образ объектов. Большое значение имели документы, содержащие сообщения о занятии и социальном происхождении домовладельцев, функциональной специфике жилого комплекса и далтсфовке, послужившие основанием для типологической классификации исследуемых построек. Сопоставление генеральных планов разных периодов продемонстрировало характер изменения структуры города, в зависимости от которой складывалась жилая усадьба. Интересные сведения заключались в натурных фотографиях панорамы города, фрагментов уличной застройки и отдельных зданий.

Современные публикации. Несмотря на то, что прямых публикаций, посвященных жилым домам Еревана XIX-начала XX вв., не имеется, в ра,ботах современных ученых встречаются краткие описания подобных сооружений. Так, О.Халпахчьяном рассмотрены жилые дома Еревана рубежа Х1Х-ХХ вв., дана их характеристика и классификация (10). К.Кафадарян цроанализировал средневековые памятники города, группируя их в хронологическом порядке: дома., построенные в период с раннего средневековья до Х1У -ХУ вв., в ХУП-ХУШ вв. и Х1Х-начале XX вв. (II). В очерке по истории и архитектуре Еревана В.Арутюнян в общих чертах затронул специфику гражданского зодчества (12). В исторической монографии о городе Т.Акопян отметил некоторые свойства и провел распределение жилых домов по их типам в соответствии с родом деятельности владельца, его положением в обществе и имуществом (13).

Для сопоставления изучаемых объектов с идентичными структурами жилых домов других регионов был разобран ряд научных трудов, освещающих в той или иной степени проблемы древнего жилищного строительства Армении: на основании этих данных имелась возможность проследить эволюцию жилого дома, выявить связи планировочной структуры, композиционных особенностей и строительно-технических приемов. Значительный интерес представили собой исследованные Э.Акопяном памятники Аштаракского района, имеющие в силу одинаковых природно-климатических условий схожесть компонентов, организующих объемно-плаяировочную композицию (14), а Н.Палухяном - народное жилище Сюника, в котором находим самобытные элементы деревянной национальной архитектуры (15). Материалы по изысканиям древних народных жилищ различных регионов Армении обнародованы С.Лисицианом (16), их общая характеристика дана С.Варданяном (17), а по древнему Закавказью - М.Ильиной (18). Известны также работы Н.Токарского, Н.Буниатяна, Ю.Яралова, В.Арутюняна, А.Якобсона, С.Мнацаканяна, К.Оганесяна, А.Саиняна и др. (19).

Для ознакомления с аналогичными образцами гражданского зодчества иных народов Закавказья были рассмотрены произведения

К.Бокучава, Г.Чубинашвили, С.Хан-Магомедова (20), а с доходными домами двух центров Российской империи - Е.Кириченко (21).

Предмет защиты. Настоящая диссертация представляет анализ следующих вопросов по архитектуре жилых домов Еревана Х1Х-начала XX вв.:

- совокупность объективных факторов, влияющих на формирование жилого дома;

- принцип организации жилой единицы городского типа;

- функциональные разновидности комплексов, включающих в свой состав одну или несколько квартир;

- развитие форм жилого дома в рамках изучаемого исторического отрезка времени;

- архитектурная характеристика типов жилищ: планировочная структура, объемно-пространственная композиция;

- эстетические качества;

- национальные традиции в структуре сооружений и заимствования;

- прогрессивные тенденции в архитектуре рассматриваемых зданий и их использование в современном жилищном строительстве;

- актуальные проблемы сохранения памятников Х1Х-начала ХХвв. в Ереване на примере жилых домов города.

Научная новизна исследования. Диссертация является первым систематическим исследованием, которое целиком посвящено вопросам жилищной архитектуры Еревана ХК-нача-ла XX вв., и потому все выделенные проблемы в совокупности представляют новый материал в научном анализе.

Автором составлены основные характеристики сооружений: принципы формирования структуры в зависимости от воздействия различных условий, специфика, своеобразные элементы. Изучено функциональное содержание комплексов и на этой базе проведена классификадия памятников архитектуры. Прослежена канва эволюции жилищ в течение Х1Х-начала XX вв., поэтапные модификации, нашедшие выражение в планировке, объемно-пространственной композиции, художественно-декоративных приемах. Показаны отличительные качества вариантов, традиционные и заимствованные мотивы в структуре жилого дома и его художественном образе.

Практическая ценность исследования заключается во внедрении результатов работы в практику охраны и использования памятников истории и культуры Армянской ССР. Типизация жилых домов, выявление характерных черт композиции, имманентных качеств, традиционного окружения - все это объективный материал, призванный систематизировать отдельные проблемы в сфере сохранения сооружений, находящихся под государственным контролем. Научный подход позволит найти правильную ориентацию в практической деятельности - в определении охранных зон, территории регулируемой застройки, способа создания экспозиционной выразительности отобранного объекта, вида адаптации и метода реставрации. Обобщение фактических данных может служить научной базой для дефиниции аналогий в гражданской архитектуре Еревана Х1Х-начала XX вв., которые могут быть применены в процессе фиксации искаженного здания и замены архитектурно ценных компонентов новыми элементами.

Апробация работы. Результаты исследования нашли внедрение при разработке мероприятий по охране и использованию памятников истории и культуры Армянской ССР. Особо важным следует считать выявление сооружений гражданского зодчества Еревана Х1Х-начала XX вв., обладающих исторической, культурной и художественной ценностью, их регистрация в Списке памятников, взятых под государственный контроль.

Автором осуществлена паспортизация зафиксированных объектов досоветского периода в Проектной конторе Управления по охране и использованию памятников истории и культуры цри Совете Министров Армянской CGP (155 паспортов) ; выполнены обмеры жилых домов (около 20).

Часть отмеченных образцов представляет архитектуру Еревана ХГК-начала XX вв. в Своде памятников истории и культуры Армянской ССР, издаваемом Институтом искусств Академии наук Армянской ССР и Главной редакцией Армянской советской энциклопедии (70 статей).

В целях ознакомления, популяризации и пропаганды памятников архитектуры Еревана XIX-яачала XX вв. и профессионального творчества зодчих, внесших вклад в развитие архитектуры, были сделаны доклад на 1У Республиканской научной конференции по проблемам культуры и искусства Армении (Ереван, 18-22 сентября 1979 г.;22), и сообщения в различных учреждениях (Союз архитекторов Армении, Музей истории города Еревана и др.) с показом в качестве иллюстративного материала диапозитивов.

Основные результаты исследования изложены в научных статьях, посвященных аспектам жилищной архитектуры Еревана XIX-начала XX вв. Статьи "Планировочная структура Еревана ХГК-начала XX вв." и "Композиционные особенности жилых домов Еревана ХГК-начала XX вв.". отмечены дипломом ЦК ЛКСМ Армении, Министерства культуры Армянской ССР и Союза архитекторов Армении "За лучшую работу года" (23).

Структурное построение работы. Текст исследования состоит из введения, двух глав и заключения, содержит иллюстративную часть и приложения, включающего примечания, библиографию, перечень иллюстраций и список принятых сокращений.

В первой главе - "Условия развития архитектуры Еревана ХГК-начала XX вв." - проводится обзорный анализ аспектов, оказавших непосредственное влияние на развитие жилого дома. Для этой цели показаны исторические, социально-экономические и другие преобразования, происходившие в этот период в регионе, изображен исторический контекст досоветского Еревана. Рассмотрена система организации строительного дела, традиционные способы возведения зданий и выбора строительного материала. Приведены данные природно-климатических условий местности и представлена их взаимосвязь с возникшими в результате их учета компонентами объемно-планировочной композиции сооружений города. Обрисованы типы армянских народных жилищ, под воздействием которых складывалась структура изучаемых жилых единиц.

Вторая глава - "Атзхитектура жилых домов Еревана Х1Х-начала XX вв."- посвящена ведущей теме диссертации. Здесь разобрана планировочная структура Еревана, ее изменения в течение исследуемого периода и компоновка жилой усадьбы, модифицирующаяся в зависимости от строения городского организма. В соответствии с функциональной спецификой жилых комплексов, концентрировавших в себе, помимо одной квартиры, несколько жилых ячеек или помещения функционально несхожих значений, произведена классификация. Рассмотрены жилые дома одноквартирные, многоквартирные и сооружения сложного функционального содержания. Виды жилых домов проанализированы по хронологической канве с выявлением наиболее характерных для данного варианта и этапа особенностей планировочной композиции, объемно-пространственного и художественного решений. Детально представлена схема односемейного жилища, послужившая первообразом для создания других форм комплексов с квартирами. Продемонстрированы черты зданий, преимущественно второй половины ХИ-начала XX вв., являющиеся важным признаком становления нового качества в гражданском зодчестве региона. Исследованы традиционные положения в организации объемно-планировочной композиции и архитектурно-художественных началах и те заимствования, которые нашли воплощение в экспозиционной выразительности произведений архитектуры города.

В заключении выделены прогрессивные свойства изучаемых сооружений и уделено место вопросам, связанным с их внедрением в црактику современного жилищного строительства.

В регуляции проблем охраны и использования памятников XIX-начала XX вв. обоснована необходимость их отбора и взятия на государственную охрану. На основании проделанного исследования, де-финирующего имманентные характеристики жилых домов досоветского периода, сделаны выводы и составлены методические рекомендации, на которые можно ориентироваться при реставрации и адаптации, определении зон охраны и регулируемой застройки старых зданий Еревана, обладающих исторической, культурной и художественной ценностью.

- 18

Заключение диссертация на тему "Архитектура жилых домов Еревана XIX - начала XX вв."

- 138 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Прогрессивные особенности жилых домов Еревана ХИ-начала XX вв. и их значение в практике современного жилищного строительства. Исследование контекста гражданской архитектуры показывает, что в рассматриваемый период в Ереване сложилось несколько типов жилых домов, отличавшихся друг от друга как по своим функциональным особенностям, так и архитектурно-композиционным решениям. Вместе с тем, выраженную несхожесть структур объединяют общие закономерности: в рамках анализируемой эпохи были выработаны основные элементы плана, фасада, приемов композиции. Обоснованием регуляции характерных черт жилищ послужил принцип формообразования, исходящий из константной системы. Способность последней к трансформациям стала причиной ее вариабельности - та или иная композиция зависела от набора компонентов, взаимосвязей и вытекающей отсюда сложности архитектурного замысла.

Специфику этой системы представляет ряд прогрессивных качеств, обусловленных рациональным использованием региональных условий, важным из которых является природно-климатический фактор. Влияние его определило развитие планировочных схем с учетом характера рельефа - применение террасной застройки на территории с крутым уклоном, введение цокольных этажей за счет выравнивания участка и с целью создания комфортного микроклимата в верхних этажах. Правильное решение санитарно-гигиенических задач установило размеры и пропорции комнат, соотношение оконных проемов и простенков. Обязательной считалась организация естественного сквозного проветривания. Ориентация галерей к внутреннему двору обеспечивала их эффективную эксплуатацию,а раскрытие в эту сторону помещений способствовало созданию положительного микроклимата квартиры. Функциональное зонирование жилого дома, изолировало жилые и хозяйственные помещения друг от друга, а удачное учреждение связей между отдельными ячейками и двором обусловило удобное налаживание хозяйственно-бытовых процессов. Консольный уличный балкон и тоннельный проход в объеме здания, как и галереи, являлись своеобразными, функционально оправданными элементами композиции.

Прием архитектурного контраста в объемно-пространственной композиции жилого дома был определен внутренней организацией пространств, проявившейся в плоскостном решении расположенных на красной линии улицы фасадов с использованием стены как основы архитектурной композиции, и пространственном раскрытии дворовых фасадов посредством галерей, чем была достигнута органичная взаимосвязь жилого дома и внешней среды. Умелое применение архитектурных форм и традиционных элементов национального зодчества дало возможность простыми композиционными приемами и гармоничным введением декоративных средств достигнуть выразительности архитектурного образа жилища.

Важная особенность жилых домов Еревана Х1Х-начала ЮС вв. -становление под воздействием региональных факторов. Это диктует необходимость сохранить все наиболее ценные качества жилища, сформировавшиеся в результате многовековой сароительной деятельности народа. Поэтому актуальная задача зодчих - удержать прогрессивные черты архитектуры жилого дома прошлого и усовершенствовать способы их внедрения в современное жилищное строительство.

Удачное начало развитию явления преемственности в свое время положил опыт проектирования первых советских построек - одноэтажных и двух-, трехэтажных домов (1926-1927 гг.). Всех их отличало рациональное использование традиций национального зодчества: наличие больших дворовых балконов, которые в силу климатических условий неизменно оставались обязательной частью ереванского дома, глубокие лоджии при входах, целесообразная планировка, дающие обильный естественный свет широкие окна, двухсторонняя ориентация, сквозное проветривание, применение местных строительных материалов с соответственными методами их обработки. Значительный вклад в освоение традиций национальной архитектуры внесла деятельность ведущей плеяды армянских архитекторов (А.Таманяна, Н.Буниатяна, позже - Р.Исраеляна), создавших принцип классической армянской архитектуры, в основе которого лекало обращение к наследию прошлых веков и, как писал А.Таманян, - создание формы, соответствующей климатическим условиям и характеру природы страны, в которой выражалась попытка сочетать национальные архитектурные традиции с социалистическим содержанием (121).

Методы современного жилищного строительства в корне отличаются не только от применявшихся ранее народными мастерами, но и от практики двадцатилетней давности. Прогрессивные строительно-технические способы возведения жилищ, создание новой среды, ориентация на новаторские поиски в области типового проектирования, оперирование не отдельными зданиями, а большими объемно-пространственными комплексами являются причиной более критического отношения к возможности использования приемов архитектурного творчества прошлого.

Целью исследования не является выработка конкретных рекомендаций по цроблемам внедрения положительных качеств жилого дома прошлого в современное проектирование и строительство. Основная часть прогрессивных черт отмеченных жилищ, обусловленная климатическими свойствами региона, нашла отображение в существующих нормах проектирования.

Гораздо важнее, представляется, выявить методику творческого переосмысления архитектурного наследия, что позволит избежать механического приспособления отдельных рациональных элементов, которые при этом потеряют все свои положительные качества. Как отмечал Ю.Яралов: "Национальные особенности архитектуры - это не нечто внешнее, поверхностное, накладываемое, как косметика или грим, на тело здания, а то органичное, что присуще сооружению в его конструктивных, планировочных и эстетических аспектах; следовательно, национальные особенности следует искать не столько в декоре и изобразительных средствах, сколько в градостроительных и планировочных приемах, в компоновке объемов, приемах использования местных строительных материалов, в принципах цриме-нения переработанных прогрессивных традиционных форм; .в учете психического склада народа." (122).

Творческое обращение к культурному наследию прошлого, изучение специфики народного зодчества будут способствовать углублению профессионального мастерства - это обогатит композиционные форш, приемы и станет одной из гарантий правильного подхода к решению многих вопросов, связанных с функциональными, конструктивными и эстетическими задачами.

Некоторые проблемы сохранения архитектурных памятников Еревана Х1Х-начала XX вв. Проблема сохранения гражданских зданий Еревана Х1Х-начала XX вв. практически возникла довольно поздно, когда значительная часть лучших образцов зодчества этого периода, в связи с проводившейся интенсивной реконструкцией города, была уже уничтожена (123). Б последнее десятилетие такая же судьба постигла другие сооружения, представлявшие интерес как в архитектурно-художественном аспекте, так и в историко-мемориальном. Из них достаточно отметить Городской клуб старого Еревана (табл.7), с балкона которого в 1920 г. выступал Ст.Алавердян на первомайском митинге трудящихся; где 26 января 1922 г. проходил I съезд Коммунистической партии Армении, с участием А.Мясникяна, С.Лукашина, Г.Атабекяна и других видных деятелей партии и государства; здесь же, на I съезде Советов Армении, была принята первая конституция и разработаны решения по политико-экономической жизни новой Советской республики; сцена театра была свидетелем первой постановки "Пепо" Г.Сундукяна, на которой присутствовали выдающиеся руководители партии и республики (124). Для потомков утерян памятник архитектуры и градостроительства - Торговый ряд на улице бывшей Крепостной (ныне ул.Шаумяна; табл.22).

В настоящее время массовый снос подобных зданий, по-видимому, приостановлен, однако наличие отдельных факторов продолжает создавать угрозу старым районам города.

Одна из причин, на первый взгляд косвенная, заключается в неравнозначном отношении общественности к этим объектам. Непопулярность сооружений гражданской архитектуры недавнего прошлого в среде широкого населения вполне объяснима. При существовании богатого архитектурно-художественного наследия, вобравшего памятники монументального зодчества, которые вошли в сокровищницу мировой культуры - художественная выразительность и сила эстетического воздействия которых на зрителей архитектурными массами, величественной организацией внутреннего пространства, живописным декоративным убранством и, что особенно импонирует, "патиной времени", настолько грандиозны, что невольно может возникнуть субъективное пренебрежение ко всем остальным постройкам. Сегодня всем хорошо известны монументальные памятники, находящиеся за пределами Советской Армении (например, жемчужина армянского зодчества - знаменитый храм Сурб Хач на острове Ахтамар, 915-921 гг.; архит. и скульпт. Мануел), но из ереванцев немногие осведомлены о столь близкой им архитектуре города. Поэтому и щиты с указанием "Охраняется государством" на памятниках Х1Х-начала XX вв. вызывают сомнение и непонимание.

Однако отмеченные здания заслуживают соответствующего внимания. Возможно, оценка художественного фактора, как характеристика относительная, вызывает разногласия в определении объектов произведениями искусства. Тем не менее, нельзя не признать творениями художника дом доктора Ованесяна на Астафьевской улице, великолепный комплекс Казначейства и Казенной палаты на Тер-1ука-совской улице и наравне с ними - небольшой дом с ажурным балконом Антонянца на Бебутовской улице и т.д. (таблицы 8,14 и 27).

Вне зависимости от того, являются рассматриваемые сооружения произведениями искусства или нет, бесспорно, что для сегодняшнего и будущего обществ они классифицируются как памятники истории искусства, свидетельствующие об определенном этапе развития архитектуры Армении. С этой точки зрения, значимость гражданской архитектуры Еревана обостряется оттого, что она представляет единственные документальные памятники материальной культуры, в которых нашли отражение особенности мировоззрения эпохи: ведь этот период не внес ничего прогрессивно нового в практику монументального строительства. Важно и то, что Ереван формировался как центральный город губернии, что, в свою очередь, наложило соответствующий отпечаток на эволюцию его культуры.

Вместе с тем, часть отмеченных объектов относится к истори-ко-мемориальным категориям. После установления в Армении Советской власти в существующих сооружениях разместились первые советские учреждения: здание Городской Думы и Управы занял Ергор-совет, Дом губернатора на Губернской улице - Революционный Комитет Армении, во главе с А.Мясникяном, особняк В.Егиазаряна на Астафьевской улице - ЦК КП Армении под руководством А.Ханджяна (таблицы 7,15 и 25; 125). Ряд памятников связан с пребыванием известных людей: так, в одноэтажном доме на Царской улице (ныне жилой дом на ул.Спандаряна,38) жил Ст.Шаумян, в соседнем доме

К.Татевосяна - А.Мравян, в доме Фон дер Бонне работал Гайк Бкиш-кянц, в доме Амиряна на Астафьевской улице (ныне здание музея геологи^ на ул.Абовяна, 10) гостил Максим Горький и т.д. (таблицы 17 и 25; 126).

Принимая во внимание все вышеупомянутые факторы, а также учитывая, что в будущем эти постройки приобретут несравненно большую культурную ценность, почему мы ответственны за их сохранность, ГлавАПУ исполкома Ергорсовета был составлен список памятников истории и культуры Х1Х-начала XX вв., по принципу критического отбора, о котором Роберто Пане пишет: ".следует. отважиться на предпочтение, навеянное самой критической оценкой"(127). Описок апробировался авторитетной комиссией, в которой Союз архитекторов объединил, с одной стороны, проектировщиков (их главным представителем выступил институт "Ереванпроект") и с другой - исследователей (Управление по охране и использованию памятников истории и культуры, музей города Еревана, Институт искусств и др.). Совместная работа архитекторов-проектировщиков и исследователей заложила предпосылки для плодотворного внедрения намеченных решений в жизнь в недалеком будущем.

В настоящее время перед государственными органами и архитекторами возник ряд серьезных вопросов, требующих мероприятий по возможно быстрой разработке методики сохранения и реставрации выявленных памятников, и, параллельно с этим, детального и кропотливого исследования и натурного изучения зодчества досоветского Еревана. Последнее должно способствовать правильной ориентации на реставрацию, на установление места и роли памятников в сети городских кварталов и улиц, на органичное введение их в городскую структуру, на определение соответствующих их культурному и художественному значению форм нового использования и т.д.

Одна из важных проблем - выделение заповедных зон с регулируемой застройкой и активное включение их в жизнь города. Существующая планировка старого Еревана значительно преображена в результате реализации проектов реконструкции, и это обусловило рассредоточенное размещение памятников архитектуры, что усложняет формирование единой, концентрирующей сразу все памятники, зоны охраны в центральной части города (табл.32). Вместе с тем, подобное обстоятельство благоприятствует решению вопроса связи с общей структурой города по принципу введения небольших фрагментов в функционирующий организм.

Ныне некоторыми архитекторами превозносится метод переноса зданий как один из оптимальных вариантов сохранения памятников истории и культуры, размещенных в подлежащих реконструкции районах. Перемещение памятников, допускаемое в самых исключительных случаях Законом СССР и Законом Армянской ССР об охране и использовании памятников истории и культуры и не рекомендуемое также Венецианской хартией, цринятой на Международном конгрессе архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам (128), сводится, обыкновенно, к тому, что сооружение полностью разбирается, а позже восстанавливается уже на новом участке, с использованием собственных строительных материалов. При этом объект настолько теряет имманентные качества, что воссоздание его редко оправдывается. Каждый памятник неразрывно связан со своим местоположением, поэтому постановка в чужую среду, несомненно, уничтожит историко-документальную характеристику и существенно изменит значение объекта в пространственной композиции уличной застройки. Одновременно снизится и эстетическая ценность памятника, так как по словам Р.Бонелли, "даже самый способный и искусный реставратор, располагающий самыми современными средствами, не может восстановить произведение искусства" и "новый монтаж не может повторить во всех оттенках и деталях процесс созидания" (129). И если перемещение единичного сооружения не нарушит общей картины мероприятий по осуществлению программы сохранения народного достояния, то массовое и произвольное передвижение зданий никак не должно проводиться под лозунгом спа.-сения памятников в их исторических и художественных аспектах.

Наряду с этим, надо полагать, что отмеченный црием поможет урегулировать проблему заполнения свободных территорий в структуре старых кварталов, не застроенных в свое время или образовавшихся в процессе упорядочения района со сносом отдельных объектов, не представляющих собой исторической и культурной ценности. Однако и в аналогичной ситуации нельзя уповать на оптимальный выбор решения, поскольку, фактически, в основе архитектурного проектирования будет лежать принцип стилизации и компиляции, и вряд ли найдется реставратор, обладающий талантом, надлежащим тактом и тонким чутьем, досконально знакомый с архитектурным творчеством соответствующей эпохи, обучившийся на многочисленных натурных исследованиях идентичных зданий, который в состоянии будет воспроизвести общий мотив и дух строительной культуры чуждого ему времени. Созданная подобным способом застройка, может демонстрироваться лишь как макет участка, старого Еревана, а сам метод определен .¡Здаваннони: "До какой степени такая подделка, которую любая тщательность и осторожность не лишает этого ее свойства, может быть оправдана и приемлема? До какой же точки идея гармонии и равновесия памятника, еще способна противостоять отсутствию в них подлинности, а часто и характеристики?" (130).

На первый взгляд, одну из "опасных" зон, из которой надобно эвакуировать памятники,представляет квартал, заключенный между улицами Спандаряна, Тер-Га.бриеляна, Свердлова, и Абовяна, где по проекту прокладываемого Главного проспекта., намечается снос сушествующей застройки. Однако функциональное обоснование проспекта, как зоны отдыха, надо считать, качественно обогатится и активизируется, если в нее будут включены элементы утилитарного содержания. Расположенные в квартале капитальные дома., с просторными и хорошо освещенными комнатами, каменными сводчатыми подвалами, с широкими балконами и озелененными внутренними дворами, могут найти полноценное использование в новом функциональном решении, что стимулирует и местоположение зоны в районе постоянного пребывания туристов и гостей столицы. Объекты общественного пи-талия. - кафе, рестораны, с вынесенными на галереи и в сад столиками, столь популярные в городах с жарким климатом; специальные выставочные и музейные залы, представляющие национальное творчество, магазины-выставки для сувениров - такой комплекс украсил бы центр и способствовал развитию мероприятий культурно-массового характера,.

Реконструкции подлежит и отрезок улицы Алавердяна между перекрестками с улицами Маркса и Свердлова. Здесь основная задача - создать экспозиционную выразительность старой застройки, имеющей фрагментарные разрывы. Проблема требует современных методов архитектурной разработки проекта, лишенных заимствований и имитаций, которые непременно возникнут при ориентации на заполнение кварталов новыми сооружениями старого типа. Ле Корбюзье писал : "Использование под предлогом эстетических требований старинных стилей в новых постройках, сооружаемых в исторических зонах, имеет гибельные последствия. Сохранение такой практики или введение подобных начинаний нетерпимо в любой форме" (131). Надо дума,ть, в аналогичной обстановке удачно выступит контрастное сопоставление старых и новых форм, а массовое использование зеленого фона придаст живописность всей улице.

В некоторых районах сложившаяся ситуация уже образовала органичные комплексы, и активное вмешательство архитектора, является излишним. Такова площадь имени Ст.Шаумяна, украшенная величественным памятником революционера (1930 г., скульпт. С.Мерку-ров, архит. И.Жолтовский); здесь гармоничное сочетание старых зданий, Городской Душ и Управы и Отделения Тифлисского коммерческого банка, и новых, гостиницы "Севан" (1938 г., архит. Н.Бу-ниатян) и Сельхозбанка, (1930 г., архит. Н.Буниатян), объединило их в монументальный ансамбль. Сравнительно законченный вид имеет угол пересечения улиц Абовяна. и Пушкина, где сосредоточены памятники архитектуры рубежа Х1Х-ХХ вв. - дома братьев Егиазаря-нов, Амиряна, Оганесяна, Ханазадянца., Мелконяна, Габриеляна.

Обычно включение элементов наследия прошлого в городскую среду связано с организацией визуального соотношения с ближайшим окружением, поскольку в формировании силуэтной характеристики Еревана роль гражданских зданий Х1Х-начала XX вв. незначительна. Для выявления архитектурно-художественных качеств памятника узловыми вопросами должны стать масштабная взаимосвязь объектов, созвучие их пластических, цветовых и формальных характеристик, определение целесообразности образования открытых пространств или имманентных структур, способных воспроизвести историческую обстановку с обязательной реализацией сохранившихся фрагментов традиционной среды.

Исследование разверток улиц показывает неизбежность, в отдельных случаях, совершать отбор, с целью удаления не представляющих интереса, непрезентабельных объемов, нарушающих художественную целостность и экспозиционную выразительность общей картины застройки. Как правило, в результате такого приема, памятник вырывается из собственной среды и возникают новые проблемы, связанные с ее воссозданием. Ординарный вариант - предусмотреть скрытие боковых стен зданий, рассчитанных на обозрение только уличных фа,садов.

Важное значение для сохранения памятника, во всех его аспектах (в техническом смысле, историческом и художественном) имеет реставрация. Обусловленные реставрацией вопросы зависят от ряда данных и, бесспорно, решаются, исходя из особенностей самого сооружения - его архитектуры, степени сохранности, искажений, условий среды и других, выявленных после соответствующих изыскательских работ. Общее исследование некоторых проблем реставрации жилых домов Еревана Х1Х-начала XX вв. представляется допустимым, благодаря наличию тождественных факторов, часто цриводящих к идентичным результатам. Это создало возможность наметить и обосновать отдельные положения, в большинстве случаев приемлемые для категории рассматриваемых сооружений.

В сложном процессе реставрации архитектурных памятников, в котором, как отмечал П.Гаццола, оценка ряда внешних факторов и скрытых явлений требует глубокого знания истории, понимания современности и умения видеть будущее (132), для полноценного сохранения памятника, необходимо урегулировать множество разнообразных и противоречивых проблем: чисто художественных, ориентируемых на. неприкосновенность объекта, и утилитарных, направленных на, адаптацию к новому функциональному назначению.

Первостепенными аргументами, сопутствующими разработке проекта и производству работ, обеспечивает научный анализ. Предцро-ектные исследования, обыкновенно, рекомендуют начать со сбора историко-библиографических и архивных материалов, нередко определяющих канву последующей деятельности (133). Следует знать типологическую принадлежность и функциональную специфику здания, его датировку, желательно уточнить, по чьему заказу и кем оно воздвигнуто, подробности о выполнении строительных работ, внесенных корректировках и т.д. Большую информацию представляют

- 150 сохранившиеся проекты существующих сооружений, по которым легко обнаружить поздние наслоения.

Бога,тые и полноценные сведения о сущности постройки, ее содержании и форме, некоторых передежах гарантируют натурные исследования. Четкость структурного решения и идентичность композиционных приемов в характеристике однотипных жилых домов позволяет на базе обмеров и фотофиксаций убедиться в степени искажения объектов, выявить их первоначальный облик и последние напластования. Для ориентации на аналогии архитектурных форм можно рекомендовать хронологические рамки - XIX-начало XX вв. и территориальные границы, охватывающие зону Еревана.

Цель реставрации архитектурных памятников Еревана недавнего прошлого - выявление и утверждение культурно-исторических и художественных достоинств зданий, укрепление их конструкций и отдельных частей. В задачу реставратора войдет также подчеркивание эстетических категорий объектов, вследствие того, что все памятники, по своему положению и значению, являются важными компонентами городской среды, и в согласии с этим должны отвечать эстетическим нормам современного общества, сделаться интересными и репрезентативными для широкой публики.

Придерживаясь современных концепций теории научной реставрации, обязательным будем считать принцип возможно наименьшего изменения памятника архитектуры, и тем самым t всякую реставрацию сводить к научному ремонту, не искажающему подлинности творения зодчества.

Удовлетворительная физико-техническая сохранность сооружений позволяет в большинстве ситуаций не выходить за пределы консервации. В остальных случаях найдет место сочетание оптимального метода с другими приемами - раскрытие, восстановление и, реже, воссоздание отдельных фрагментов.

Специфика поздних напластований гражданских зданий города обычно носит характер утилитарных добавлений, которые объект получает в процессе преобразования функции. Это - пристройки и надстройки, пробивка новых и заделка старых оконных и дверных проемов, разделение помещений перегородками и перекрытиями, остекление дворовых и уличных балконов, производящееся с деформацией элементов и утерей ажурных украшений, вставные взамен подлинных алюминиевые рамы, не соответствующие стилю сооружения вывески и рекламы и т.д. В аналогичной обстановке проводимая операция раскрытия памятника, надо считать, не только не умаляет в какой-либо мере историческую и, тем более, архитектурно-художественную достоверность творения, но и способствует выявлению этих категорий. Исходя из вышеизложенного, надо рекомендовать ориентацию реставрации жилого дома Еревана исключительно на первоначальное содержание памятника, демонстрирующее авторский замысел. Эта установка не противоречит концепции Венецианской хартии - удаляемые детали не представляют интереса с какой-либо точки зрения, архитектурная композиция памятника после реставрации повысит его историческую и эстетическую ценность и состояние памятника оста.-нется удовлетворительным (134).

Следует одновременно обособить обстоятельства, когда изъятие фрагмента связано с иными объективными факторами, как например, антитеза архитектурно-художественного и градостроительного решений проблем. Характерным вариалтом служит дополнение основных объемов уличных корпусов верхними этажами, результатом чего является изменение масштаба здания, соотношения его частей, композиции. Однако стремление к аутентичности памятника в аналогичных случаях вступает в противоречие с градостроительными условиями - снос этажей означает нарушение композиционного единства уже сложившихся ансамблей, в которых художественная выразительность застройки обусловлена органичным сочетанием старого и нового. В такой обстановке разумнее отказаться от раскрытия первоначального архитектурного образа, сооружения.

Причины обращения к фрагментарной реставрации жилых домов определены стремлением закрепить и удержать исчезающий компонент композиции, заполнить лакуну в системе и создать целостную форму произведения. Так, к обязательным мероприятиям следует отнести реконструкции деревянных уличных и дворовых балконов, с воссозданием их декоративных убранств, поскольку именно наличие этих элементов представляет своеобразие некоторых типов жилищ и часто служит аргументацией их охраны в качестве памятников архитектуры. Желательно восстановить и другие типы уличных балконов, которые, хотя и не являются доминантами архитектурных композиций, способствуют организации законченного художественного облика здания.

Хорошее техническое состояние превалирующей части памятников и незначительность утрат позволяет процесс восстановления отдельных деталей проводить на базе бесспорных натурных данных. Поэтому цель возвратить объекту эстетическую выразительность, обыкновенно, не противопоставляется сохранению историко-докумен-тальной подлинности, благодаря идентичности старых и новых форм.

Анализируя вопрос реставрации памятников исследованных типологических групп, надо считать целесообразной ориентацию на метод ревалоризации в пределах аналитического способа с допускаемыми тремя категориями эстетизации, обобщенными Е.Михайловским: соответствующей организации территории памятника., а иногда и раскрытие его исторических и художественных особенностей в доступной для восприятия форме; заполнение имеющихся лакун путем фрагментарной реставрации по аналитическому методу, на основе бесспорных натурных данных, что возвращает памятнику не только эстетические, но в какой-то мере и собственные художественные качества; добавление некоторых отсутствующих частей объекта для усиления и укрепления представлений о древнем художественном облике здания (135).

Наряду с реставрацией архитектурного памятника, важное значение принадлежит проблеме адаптации старого здания к современному функционированию. В регуляции этой задачи первостепенная цель реставратора - сохранение памятника в оригинальном виде -часто вступает в противоречие с требованием приспособить объект для выполнения им новых функций, поскольку последнее обусловливает неизбежность внутренних модернизаций, переоборудования. При этом Г.Мюллер-Менкенс считает, что "угасание способности к трансформации здания приближает окончание его жизнеспособности. Только постоянное обновление жизни может сохранить старое зда,-ние" (136), т.е. существование подобных построек находится в прямой зависимости от возможности включения их в современную жизнь.

По инструкции, памятники истории и культуры используются в целях развития науки, народного образования и культуры, патриотического, идейно-нравственного, интернационального и эстетического воспитания. Памятники истории и культуры могут быть приспособлены для хозяйственных и иных нужд, если подобное не на,-носит ущерба сохранности сооружений, не нарушает их историко-художественной ценности. Здания, которые удержали функциональную специфику, могут эксплуатироваться в современных условиях для тех же или близких общественно-хозяйственных и других надобностей (137).

В процессе выбора нового функционального содержания старого здания справедливо ориентироваться на оптимальное решение, способное исключительно своей спецификой создать естественные условия сохранения архитектурно-планировочной структуры сооружения в неприкосновенности, позволяющее выявить и подчеркнуть его планировочные, конструктивные и художественно-декоративные особенности. Такое ограничение, проведенное с учетом имманентных свойств памятника, может стать достаточной гарантией, и если проблема в целом будет определена правильно, незначительные изменения в планировке жилых домов, обусловленные, как правило, социальными и демографическими преобразованиями, не окажут 1убительного влияния на памятник.

Сохранение и использование памятников гражданского зодчества ХГХ-начаяа XX вв. является сегодня одной из актуальных задач, стоящих перед ереванскими архитекторами. Правильное решение комплекса теоретических вопросов да.ст базу для разработки мероприятий в этом направлении и плодотворного внедрения их в жизнь.

Библиография Гаспарян, Мариетта Арташесовна, диссертация по теме Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

1. Ленин В.И. Задачи Союзов молодежи (Речь на Ш Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 г.). Поли.собр.соч.,т.41,с.298-318.

2. Ленин В.И. О литературе и искусстве. М,: Госполитиздат, I960. 83 с.

3. Ленин В,И. От какого наследства мы отказываемся? Конец 1897 г.Поли.собр.соч., т.2, с.505-550.

4. Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве. В двух томах, 4-е изд., доп. М.: Искусство, 1983, т.1, с.261-281.

5. Закон Армянской Советской Социалистической республики об охране и использовании памятников истории и культуры (21 декабря 1977 г.). Ереван: Айастан, 1978. 80 с. (на арм. и русск. языках).

6. Международная хартия по консервации и реставрации исторических памятников и достопримечательных мест (Венеция, 25-31 мая 1964 г.). В кн.: Методика и практика сохранения памятников архитектуры. М Стройиздат, 1974, с. 123-127. 7. Об охране и использовании памятников истории и 1льтуры: Закон СССР, принятый Верховным Советом СССР 29 октября 1976 г. В кн.: Справочник партийного работника. Вып.17. М.: 1977, с.328-338.

7. Обращение ЦК КПСС и Совета Министров СССР к У съезду архитекторов СССР. В кн.: Архитектура СССР. М., 1970, II.

8. Основные направления развития народного хозяйства СССР на I976-I980 годы. М.: Политиздат, 1976.

9. Приветствие ЦК КПСС и Совета Министров СССР к У1 съезду архитекторов СССР. В кн.: Архитектура СССР. М.,1976, JS I.

10. Абрамян В.А. Ремесла в Армении 1У-ХУШ вв. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1956, 290 с и л (на арм.яз.),

11. Абрамян В.А. Ремесла и цеховые организации в Армении 1У-ХШ вв. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1946, 156 с и л (на арм. яз.).

12. Акопян Т.Х, История Еревана с древнейших времен до 1500 года,Ереван: Изд-во ун-та, 1969, 432 с и л (на арм,яз,).

13. Акопян Т,Х, История Еревана (I80I-I879 гг.). Ереван: Издво ун-та, 1959, 672 с ил, (на арм,яз,), 15. АкоЕян Т,Х, История Еревана (I879-I9I7 гг.), Ереван: Издво ун-та, 1963, 608 с ил, (на арм,яз,),

14. Акопян Т.Х. Развитие Еревана после присоединения Восточной Армении к России: Сб.док, (I80I-I9I7 гг.), Ереван: Изд-во Ереванского ун-та, 1978, 472 с, (на арм. и русск. языках).

15. Акопян Т,Х.,Симонян А,П. Ереван 2750. (782 г. до н.э. 1968 г,). Ереван: Айастан,1968, 424 с и л (на арм,яз,),

16. Акопян Э,А, Архитектура народного жилища Аштаракского района.Ереван: Изд-во АН Арм,ССР, 1964, 112 с ил, (наярм,яз,).

17. Алишан Г, Айрарат, Венеция, 1890, -590с.,ил.(на арм,яз.).

18. Аракелян Б. Города и ремесла в Армении в 1Х-ХШ вв. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР,1958, т.1, 376 с ил,

19. Арутюнян В,М. Планирование и застройка городов Восточной Армении в Х1Х-начале XX вв, (Ереван,Александрополь), В кн,: ИФЖ, Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1977,с.75-87.

20. Арутюнян В,М. ,Асратян М,М, ,Меликян А,А, Ереван, М,: Изд-во лит, по отрыву, 1968, 104 с ил,

21. Арутюнян В.М,,Оганесян К.Л, Архитектура Советской Армении: Краткий очерк, Ереван: Изд-во АН Арм.ССР,1955, 296 с и л

22. Арутюнян В,М.,Са$арян С,Х. Памятники армянского зодчества,М,: Гос, изд-во лит. по стр- и арх-ре, 1951,-243 с и л

23. Архитектурное проектирование жилых зданий, 2-е изд. перераб. и доп. М.: Изд-во лит, по стр-ву,1972. 288 с,ил,

24. Асратян М.М.. Архитектурные комплексы Сюника ХШ-ХУШ вв. Ереван: Изд-во АН Арм,ССР, 1973, 190 с ил.

25. Ацагорцян 3.А.,Мартиросян О.А, Туфы и мраморы Армении. Ереван: Армгосиздат, 1962, 159 с ил,

26. Бокучава К.Д. Прогрессивные черты в архитектуре народного жилища Восточной Грузии. Дис, ,,,канд,арх-ры,-М,,1955. 134 с ил,

27. Борисова Е,А, Русская архитектура второй половины XIX в. М.: Наука, 1979. 320 с ил.

28. Браузеветтер А. Архитектурные формы гражданских построек: В двух частях. СПб., 1904. 202 табл.

29. Буниатов Н.Г., Яралов Ю.С, Архитектура Армении: Очерки по истории архитектуры народов СССР, М.: Гос, изд-во арх-ры и трад-ва, 1950, 144 с ил,

30. Варданян С,В, Архитектура армянских народных жилых домов: Исторический очерк, Ереван: Армгосиздат, 1959, 132с,,ил. (на арм,яз,),

31. Вейденбаум Е,Г, Кавказские этюды. Исследования и заметки Е,Г,Вейденбаума, Тифлис, I90I, 320 с,

32. Власюк А.И,, Харламова А.М, Архитектура второй половины ХУШначала XIX в, В кн,: ВИА., М,: Стройиздат, 1968,т,6, с, 0,192-271, ил,

33. Стили, Часть П. Стили от Ренессанса до наших дней. Рига, I9I5, 144 с ил,

34. Гаспарян М,А. Архитектура Еревана Х1Х-начала XX вв. В кн.: 1У Республиканская научная конференция по хфоблемам культуры и искусства Армении (Ереван, 18-22 сентября 1979 г.): Тез, докл, Ереван: Изд-во АН Арм,ССР, 1979, 0,25-26,178-180

35. Га,спа,ря:н М.А. Доходные дома Еревана второй половины ХГК-начала XX вв. В кн.: Архитектурное наследство. М.: Стройиздат, 1982, 1Ь 30, с.77-84, ил.

36. Гаспарян М.А. Композивдонные особенности жилых домов Еревана ХГХ-начала XX вв. В кн.: Архитектурное наследство. М.: Стройиздат, I98I, В 29, с.140-149, ил.

37. Гаспарян М.А. Планировочная структура Еревана ХГХ-начала XX вв. В кн.: Нащональное своеобразие зодчества народов СССР: Сб. науч.тр. Ц Н И Ш град-ва.-М.: Ц Н И Ш град-ва,1979, с.64-72, ил.

38. Гащола П. Реставрация памятников, исторический обзор.-В кн.: Консервация и реставрация памятников и исторических зданий.М.: Стройиздат, Г978, с.9-33.

39. Гессен А.Е. Жизнь архитектуры (воцросы научной реставрации).В кн.: Восстановление памятников культуры. М.: Искусство, I98I, с.73-94, ил.

40. Глемжа И.И. Памятники архитектуры Литвы. Л.: Стройиздат, Ленингр.отд-иие, 1978. 143 с ил.

41. Григорян А.Г. Архитектурные памятники Еревана и вопросы реконструкции города. В кн.: Второй Меадународный симпозиум по аргшнскому искусству: Сб.докл. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1978, т,и, с.207-212.

42. Дайфуку X. Задачи озфаны памятников. В кн.: Консервация и реставрация паглятников и исторических зданий.-М.: Стройиздат, 1978, с.34-59.

43. Егиазаров Исследование по истории учреадений в За1савказье. Ч.П. Городские цеха. Ка.зань, I89I. 448 с.

44. Ереван. В кн.: Армянская Советская Энциклопедия.-Ереван: Изд-во АН Арм.ССР,1977, т.3,с.548-564,ил. (на арм.яз.).

45. Ерицов А. Армяне.- В кн.: Живописная Россия. Отечество наше В его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении. СПб. М., 1883, с.189-202, ил.

46. Закарий Акулисский. Дневник. Ереван: Изд.АРМФАНа, 1939.160 с.

47. Зальцман A.M. Классификация жилых домов. М.: Гос. арх.издво Акад. арх-ры СССР, 1943. 23 с ил.

48. Зелинский Город Эривань. В кн.: Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, I88I, с,154, ил.

49. Иконников А., Степанов Г. Основы архитектурной композиции. М,: Искусство, I97I. 224 с,ил.

50. Ильина М.И. Древнейшие типы жилищ народов Закавказья и их значение в истории архитектуры. В кн.: Сообщения института истории и теории архитектуры. Вып.5. М.: Изд-во Акад.архры СССР, 1946. 48 с и л

51. Инструкция о распределении занятий по Эриванской Городской Уцраве (Утверждена Городской Думой 23 сентября 1900 г.). Эривань, с.2-22.

52. Инструкция по охране и использованию недвижимых памятников истории и культуры (проект). М., 1980. 61 с.

53. Иофа Л.Е., Дульян С М Ереван столица Армянской ССР. М.: Гос. изд-во Геогр. лит-ры, 1950. 48 с.

54. Кафадарян К. Ереван, средневековые памятники и надписи на камнях. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1975. 250 с ил.

55. Кириченко Е.И. История развития многоквартирного жилого дома конца ХУШ-начала XX вв. Дис. ...канд. архитектуры.-М., 1964, 343 с.

56. Кириченко Е.И. Москва. Памятники архитектуры 1830-1910-х годов. М,: Искусство, 1977, 126 с ил,

57. Кириченко Е.И. Пространственная организация жилых комплексов Москвы и Петербурга в начале XX в. В кн.: Архитектурное наследство. М.; Изд-во лит. по стр-ву, 1972, 19, с.118136, ил.

58. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. М.: Искусство, 1978. 400 с ил.

59. Комплексная районная планировка ЦНИИП град-ва, редкол. В.Н.Белоусов (отв.ред.) и др. М.: Стройиздат, I980.-248 с ил,

60. Лавров В.А. Памятники культуры в планировке и застройке городов, М.: Ротацринт по зтражд. стр-ву и арх-ре. 56 с. 63. Ле Корбюзье. Афинская хартия. В кн.: Современная архитектура. М.: Изд-во лит. по стр-ву, I97I, J& 6,с.33-42 (перевод с франц.яз,).

61. Линч Х.Ф.Б. Армения. Путевые очерки и этщцы Х.Ф.Б.Линча. Русские провинции, Тифлис, 1910,т.1. 600 с ил.

62. Лисициан Д. К изучению армянских крестьянских ЖЙЛИЩ (Карабахский карадам). В кн.: ИКЙАИ. Тифлис, 1925, т.Ш, с.97108, ил.

63. Лисициан Д. Из материалов по изучению жилищ Армении, В кн.: ЙКИАИ. Тифлис, 1927, т.1У, с.119-140, ил.

64. Лисициан Д. Крестьянские жилища Высокой Армении. В кн.: ИКШШ. Тифлис, 1926, т,1У, с,97-108, ил,

65. Любимова Г.Н,,Хан-Магомедов С О Народная архитектура Южного Дагестана, М.: Гос. изд-во лит. по стр-ву и арх-ре,1956,104 с ил.

66. Мамиджанян А, Конструктивные и художественные особенности црименения природного камня, В кн.: Архитектура СССР, -4А,, 1972, 4, с.48-51, ил.

67. Методика и практика сохранения памятников архитектуры. М.:

68. Методика реставрации памятников архитектуры: Пособие для архитекторов-реставраторов. М Госстройиздат,1961.-216 с ил.

69. Методика реставрации памятников архитектуры /Алтухов А С Алферова Г.В., Балдин В.И. и др. М.: Стройиздат, 1977, 168 с.

70. Михайловский Е.В, Реставрация памятников архитектуры. В кн.: Восстановление памятников культуры. М.: Искусство, I98I, с.15-42, ил.

71. Михайловский Е.В. Реставрация памятников архитектуры (развитие теоретических концепций). М.: Изд-во лит. по стр-ву, I97I. 192 с ил.

72. Мнацаканяя G.X, Архитектура сельских населенных мест Армении. -Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1956. 244 с ил.

73. Мнацаканян Х. Ереван и его окрестности. Ереван: Айастан, I97I. 203 с ил.

74. Мнацаканян Х., Оганесян К.Л., Салнян А.А. Очерки по истории архитектуры древней и средневековой Армении. Ереван: Издво АН Арм.ССР, 1978. 159 е., ил,,49 л., ил.

75. Мюллер-Менкенс Г. Новая жизнь старых зданий. М.: Стройиздат, I98I. 248 с ил.

76. Надеадин П. Кавказский край. Природа и люди. Тула, I90I.520 с.

77. Надеждин П. Природа и люди на Кавказе и Закавказьи. СПб., 1869. 413 с.

78. Обязательные постановления по городу Эривани. Эривань,1913.56 с.

79. Памятники архитектуры в структуре городов СССР Иконников А.В,, хуляницкий Н.Ф., Михайловский Е.В., Лавров В.А. и др.-

80. Памятники времен утверждения русского владычества на Кавказе. Тифлис, 1906. 152 с ил.

81. Папухян Н.Ц. Народное зодчество Сюника. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1972. 171 с ил. (на арм.яз.).

82. Папухян Н.Ц. Роль и место жилищ с несгораемыми перекрытиями в древнем и средневековом зодчестве Армении. В кн.: Второй международный симпозиум по армянскому искусству: Сб. докл. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1978, т.П,с.330-340 (на арм., русск, и англ. языках).

83. Рекомендации. Всесоюзное научно-техническое совещание: Планировка и застройка исторических городов (Ленинград,21-24 июня 1978 г.). М.: ЦНТИ по гражд. стр-ву и арх-ре, 1978,15 с. (ротапринт),

84. Самуэли X. Очерки по обычному семейному праву армян. В кн.: КВ. Тифлис, 1902, I, с.22-40.

85. Сборник статистических сведений о Кавказе, издаваемый Кавказским Отделом Императорского русского географического общества. Тифлис, 1869, т,1, 653 с.

86. Симонян А.П. Ереван. Очерк истории, экономии и культуры города. Ереван: Митк, 1965. 532 с,ил.

87. Смета доходов и расходов города Эривани на I90I год. Эриваяь, I90I.

88. Тамашш Александр Ованесович. В кн.: Мастера Советской архитектуры об архитектуре. М.: Искусство, 1975, т,2, с,244254, ил,

89. Теория и практика реставрационных работ. Сб. В 3. М.: Стройиздат, 1972, 152 с ил,

90. Токарский Н,М, Архитектура Армении 1У-Х1У вв. Ереван: Армгосиздат, I96I. 387 с 100 табл. ил.

91. Токарский Н.М, Архитектура древней Армении. Ереван: Издво АН Арм.ССР, 1946. 382 о., ил.

92. Фатуллаев Ш.С. Градостроительство Баку Х1Х-начала XX вв,Л.: Стройиздат, Ленингр. отд-ние, 1978. 216 с ил,

93. Фирсанов В.М. Архитектура градцанских зданий в условиях жаркого климата, М,: Высшая школа, I97I. 272 с,ил.

94. Форамитти X. Классические и фотозтрамметрические методы, применяемые для обследоваши; памятников и исторических зданий.В кн.: Консервация и реставрация памятников и исторических зданий. М Стройиздат, 1978, с.81-120, ил.

95. Халпахчьян О.Х. Армяно-русские культурные отношения и их отражение в архитектуре. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1957.128 с.

96. Халпахчьян О.Х. Архитектура Армении. В кн.: ВИА. М.: 1970, T.I, с.273-283, ил.

97. Халпахчьян О.Х. Архитектура Армении. В кн.: ВИА. Л.ЧУ1,: Изд-во лит. по стр-ву, 1966, с.197-299, ил.

98. Халпахчьян О.Х. Гражданское зодчество Армении. М.: Издво лит. по стр-ву, I97I, 248 е., ил.

99. Халпахчьян О.Х. Зодчество средневековой Армении. Дис. докт. арх-ры, М 1965,-647с. 103. .Халпахчьян О.Х. Иранские влияния в зодчестве Армении ХУПХ П вв. В кн,: Национальное своеобразие зодчества народов СССР: Сб. науч.тр. ЦНИИП град-ва. М.: ЦНИИП градва, 1979, с.46-63, ил.

100. Халпахчьян О.Х. Строительная деятельность армян на территории Восточной Европы, В кн,: Второй мездународный симпозиум по армянскому искусству: Сб,докл. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1978, т.П, с.377-384 (на арм.,русск. и англ,яз.), 105. Хан-Магомедов С О Лезгинское народное жилище. Дис.

101. Чубинашвили Г.Н. Архитектура Грузии. В кн.: ВИА. Л.-4У1,: Изд-во лит. по стр-ву, 1966, т.З, с.300-375, ил.

102. Шагинян М.С. Ереван. В ее кн.: Путешествие по Советской Армении. М.: Молодая гвардия, 1950, с.129-164.

103. Шарден Ж. Путешествие Шардена по Закавказью в I672-I673 гг. В кн.: KB за I900-I90I гг. Тифлис, 1902, с.241-245, ил.

104. Шопен И. Исторический памятник состояния Армянской области в эпоху ее присоединения к Российской империи. СПб., 1852.141, ХП с 1232, УШ стб. Н О Шахазиз Е. Старый Ереван. Ереван: Фонд Мелконяна, I93I.623 с., ил:. Ш Штендер Г.М. Реставрация памятников Новгородского зодчества. В кн.: Восстановление памятников культуры. М,: Искусство, I98I, с.43-72, ил.

105. Эриванская городская Управа. Отчет о ревизии Эриванской городской Управы за время I903-I9I0 гг. Эривань, 1910.-332 с. И З Эриванский сборник. Вып.

106. Эривань, 1892. 108 с. 114, Якобсон А.Л. Очерк истории зодчества Армении У-ХУП вв. Л.-М.: Гос. изд-во арх-ры и град-ва, 1950. 168 с ил.

107. Яралов Ю.С. Ереван. М.: Изд-во лит. на иностр. яз., 1960.72 с ил. 116, Яралов Ю.С, Национальное и интернациональное в советской архитектуре. М.: Изд-во лит. по стр-ву, I97I. 352 с,ил.

108. Яралов Ю.С. Проблемы взаимосвязи национальных и интернациональных особенностей в современной арглянской архитектуре.В кн,: Второй меадународный симпозиум по армянсков/у искусству: Сб, докл. Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1978, т.1У,

109. Яралов Ю.С. Проблема национального и интернационального в Советской архитектуре: Автореф. дис. докт. арх-ры. М., 1966. 52 с.

110. Яралов Ю.С. Таманян. М.: Гос. изд-во арх-ры и зтрад-ва, 1950. 165 с ил.

111. Яралов Ю С Астафьева-Длугач М.И. Самобытность и национальные особенности в советской архитектуре. М.: Знание, 1976. 48 с ил,

112. Титульный лист. Табл.

113. Конструктивные приемы в практике возведения жилищ XIXналала XX вв. Табл.

114. Планировочная структура Еревана Х1Х-начала XX вв. Панорама города Еревана. Гравюра Ж.Шардена 1672 года. (Из кн.: Шарден Ж. Путешествие Шардена по Закавказью в 16721673 гг.). Генеральный план Еревана. 1808 год (из материалов О.Халпахчьяна). Генеральный план Ереванской крепости, 1827 год (из ма,териалов О.Халпахчьяна). Панорама Еревана. Гравюра Тавернье. 1655 год. Из кн.: Тавернье. Шесть путешествий В Турцию, Персию и Индию. Париж, 168I). Табл.

115. Общий вид Дзорагюха (фотография Арменпресс, й 19793). Дзора.гюх. Квартал Цирани с видом на церковь Сурб Саркис. Гравюра Г.Алишана (Из кн.: Алишая Г. Айрара,т.-Венеция, 1890). Дом Эриванского губернатора (фотозтрафия 1925 года, архив фотофонокинодокунюнтов, f II63). Караван-сарай Гюрджи (фотография 1930 года, архив фотофонокинодокументов, Гв 93). Красный мост (из кн.: Алишан Г. Указ.соч.) Геой мечеть (там же) Караван-сарай Овшара (архив фотофонокинодокугентов) Jb 2825). Табл.

116. Генеральный план города Еревана, конец Х К в.(Из кн.: Алишан Г. Указ.соч.).

117. Ереван. Общий вид (Арменпресс, ih 17923). Крепостная улица с видом на Соборную площадь (Арменцресс, J2 18520). Крепостная улица (Арменпресс, J I85I9). Городская JlyMa и Управа. Северо-восточный фа,сад,фрата1ент. Городской клуб. Фрагмент. Та,бл.

118. Астафьевскал улица (Арменпресс, К I79I). Назаровская улица (там же, В 18528). Царская улица (там же, J 18521). Казначейство и Ка,зенная палата. Северо-заладный фа.сад. %жская гимна,зия на Астафьевской улице. Северо-западный фасад, фрагмент. Учительская семинария (Арменпресс) Коньячный завод Н.Л.Шустова (там же, В 15560). Коньячный завод Д.З.Сараджяна (там же, В 18525). Табл.

119. Индгвидуалъные жилые дома. Дом Мушегянца на Царской улице. Юго-западный фасад. План (обмеры Проектной конторы Управления по охране и использованию памятников истории и культуры Арглянской ССР). Дом в Конде. Планы этажей. Разрез (обмеры ЕрПИ), Дом Исаакянца в Талабашинском квартале (проект). Фасад. Планы этажей. Разрез (Музей истории города Еревана). Дом. А.Арутюнян в Демирбулагском квартале (проект). Фасад. Планы этажей (ЦГИА Арм.ССР, ф.117,оп.1,д.1076,с.1415).

120. Особняк Африкяна на Тархановскои улице. Общий вид. Югозападный фасад. Фрагмент фасада. Планы этажей. Стенная печь (обмеры Проектной конторы). Особняк В.Егиазаряна на Астафьевской улице. Северо-западный фасад (обмер Проектной конторы). Планы этажей. Фрагмент фасада. Решетка балкона (обмер Проектной конторы) Табл.

121. Особняк Ф,Татевосяна на Царской улице. Юго-западный фасад, План. Разрез (проект, из материалов А.Еремян). Вид с юго-запада (Арменпресс, 29863). Юго-восточный фасад, фрагмент. Окно детской комнаты Особняк В.Егиазаряна на углу Астафьевской и Тархановскои

122. Дома, Фон дер Нонне на Губернской улице. Общий вид. Северо-западный фасад. План I этажа, (обмеры Проектной конторы). Особняк Бражникова на Астафьевской улице. Северо-западный фасад. План бельэтажа (обмеры Проектной конторы). Дом И.Мелик-Агамаляна в Тапабашинском квартале. Проект (%зей истории города Еревана). Табл.

123. Догл с лавками Ахназарянца в Демирбулагском квартале (проект). Фасады. Планы этажей (ЦГИА Арм.ССР, ф.117,оп.1, д.1077, л.2-5). Дом с лав1швли Муртуза Кули хала (проект). Генеральный план. Фасад. Планы этажей. Разрез (ЦГИА Арм.ССР, ф.94, оп.З, Д.96, л.69-70). Та,бл.24. Дом с магазином на Астафьевской у ш щ е (проект). Юго124. Сравнительная таблица планов жилых домов Еревана ХГХначала XX вв. Зависимость архитектурно-художественных форм городского

125. Художественные особенности жилых домов. Губернская улица. Фралтглент застройки (ныне здания по ул. Алавердяна, 30-32, обмер развертки фасадов Проектной конторы) Фрагмент застройки Губернской улицы (ныне здания по ул. Алавердяна, 9-17). Царская улица. Фрагмент застройки квартала (ныне жилые дома по ул. Спандаряна,62-88, обмер развертки фасадов Проектной конторы). Административное здание на !Губернской улице, Табл.

126. Венчающая ча.сть фасада особняка В.Егиазаряна на Аста.фьевской улице (обмер Проектной конторы). Портал жилого дома на Царской улице, Входная дверь жилого дома на Бе бутовской улице (обмер Проектной конторы). Балконы дома А.Тер-Аветикяна на Астафьевской улице, Ереванского отделения Государственного банка, дома Фон дер Нонне. Окна домов Вартанянца и Калантаряна на Царской улице, Х.Гиланянца на Тер-Гукасовской улице и В.Егиазаряна на Астафьевской улице. Табл.

127. Застройка Царской улицы (Арменпресс, 1799). Декоративная арка галереи дома Аразяна на Бебутовской улице. Галерея одноэтажного жилого дома (архив фотофонокинодо1Чгглентов)1 Декоративная галерея жилого дома на Аптечной улице.