автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Архитектура водных источников в структуре среднеазиатского города
Автореферат диссертации по теме "Архитектура водных источников в структуре среднеазиатского города"
РГВ о
2 1 М?
гшистзротво шсизго и • среднего • спщшыюго
• ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН фАП]КЕНТОЖЙ - АШТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛКШ:" ИНСТИТУТ
На правах рукописи ' УДК 72.03(575;+725.948(575)
ШАЦКАЯ ТАТЬЯНА ВАЛЕНТИНОВНА
АРХИТЕКТУРА ВОДНЫХ ИСТОЧНИКОВ В СТРУКТУРЕ СРЕДНЕАЗИАТСКОГО ГОРОДА
Специальность 18.00.01 - тс рая я история архитекторы,реставрация памятников архитектуры'
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени -кандидата архитектуры
Таикент - 1994'
Диссертация выполнена б Тгшкен~с:ссн Архитектурно -строительно;; институте на ка$едрё' *'.1с торит: 'и теорттн архитектур;
Научкн" руководитель - доктор ксторкчзскттх наук,
nüoieccop З.А.":;льсен
Официальные оппонехтн - доктор архитектуры Аскаров
- кандидат архитектура, профессор Крюков Ü.C. .
Ведуцая организация - Ордена Друкбы "ародов Iii-' искусств;
знашя имени Хамзы Хакь-мзаде Пинок
ЭазгпТй состоится "fa г. в ^^Сесов
на заседании Спедгализированиого ссвота по защите ках-децатскях диссер~ац::" К.СС^.РЗ - Ташкентское Архитектурно-строительном Институте.
С диссертацией мотно ознакомиться в Сп1л::отеке Ташкентского Архитектурно-строительного "нститута.
Адрес : ?СС0П.г. Ташкент. ул. Ман ч,'13.
,-iETope'epsT разосслан 1924 г.
Учены" секретарь „грТ!Т.,г______ .
...о.,.^ Hl.,-... - с. L ' ''V
кандидя." архитектур]: , дефект А^ду^р.-
ШВДЕгЕГЗ. Актуальность темы диссертации обусловлена огромным значением воды в жизни народов Средней Азии, проявившимся з ее куллге, что наложило определенный отпечаток на менталитет проживающих здесь народов в отношении к водному источнику, как источнику жизни. Зажностъ орошения для городов Средней Азия определяется в значлтелп-пГ; степени экстремальными климатически:.® условиями региона.
3 период возросшего интереса к историческому наследию,возрождены утрзчеЕН"х традиций: назрела необходимое ть обратиться к опыту дрезн"х и средневековых ученых и арх-тектооов, осмыслить и заново переоценить накопленные за тысячелетия: знания.
Поглеуо общетеоретической и исторической значимости изуче-Hitó традишз..;: й архитектуры воднтс источкккоз, существует так-■ке практическая необходимость в исследованиях подобного рода. В условиях рача"тия реконструктивных мероприятий анализ композиционно": роли водного источника в архитектурном ансамбле, в гор-шровянпз градостроительной структуры и худонестзоннс-зстетичес-кого обваза типичного ср днеазлатского города приобретает осо-б":з важность. Результаты исследования необходим и для созре-ызнно" г^адостроительно" практики, где в настоящих коизнг нередки случаи, когде! планировка города, йорггяровэкие ансамблей зз-■дугся без уч&га нот~?лчеок;:х з опыта, ыикроклхкатлч^с-
кгх тигбовг.
с:: л?.у";е:г'я архитс-к-дурн лоточ хков л водоснаб-
жения город'в длительное в:~хя .тл.угелн злаыдагвлгг} :ав?ле-нлл з hv ч-ой литера ту,."5. В истерл- ср-'енля лакх;: выдз-ля'точ два этапа: первый - тлорлл лолавлла Г-ПГГ-начало .ИГ в.п.. второй - с 20-х г.г. до настоящего врсыанл.
Поры-:"; работы по изучений Средней Азия были этнографического плат и содаркаял лппв йрагхэнтаряке сведекдг об отлельных архитектурных ансамблях о водоаглалп, о системах водоснабжения горолоз л носили описательный характер". Впервые систематизированные л5стерпалы по орошени-о среднеазиатских городов появляются в книгах В.Е.Бзр-гольда, Некие сведения об ирригагаонной культ.у-
Лабсл^ Г.Замбзри, Н.АЛаеэа, л.Петровского, А.Я.Кука, Н.Ве-ооловохсго, В.3.?гдлсзз, «.О.лостеяко, А.О.Г.'аддгнлор^а, З.З.дт--отовстхто, ГГ. Т.ГГ.".-\чавакого; Л.Ыублнского, 3.A.Zvkqb-ского, И.П.Ге^епа, К.Грглвкха, Б.Н.Литвинова, А.И.1о0оос!.:ы-сдовл, ВЛ*.Г"асоалз"ко"". :.,Т, Пал липкого.
ре древних народов дали археологические раскопки, развернувшиеся б Средней Asm: с 20-х г.г.^Во второй неловкие XX в. появляются многочисленные работ1' археологов, архитекторов и этнографов, где затрагиваются вопросы водоснабжения городов. Наиболее глубоко к детально архиизкада хаузов была предитавквае в исследовании В.И.Кочсздамова, где- зафиксированы большшс во сохранившихся водоемов Бухары п Самарканда, уделено серьезное внимание ех конструкция!:, строительной технике, декору; автор впервые поднял вопрос о худохсестзокной рели хаузов. В последние годи появился ряд трудов, посведзншх архитектуре ирригоциопно-гидротехкических сооружений, вопроса.'.? обводнения новых городов, лакдпайтной архитектуры1^, а таюко исследования влияния водоемов на микроклимат города^.
Но, в основном, внимание исследователей сосредотачивалось •на отдельных известных уникальных сооружениях и ансамблях средневекового периода-. Сооружения кассового характера, расположен-ныо в пригороде/, или небольших городах, где выступали новые принципы художественного воплощения, остались в стороне. Не рассматривались принципы '(формирования кошюзицзй городских ар-хптсктуркмх ансамблей с водоемами. Вопроси художественно-эстетической роли водных источников в создании образа спеднеазкат-ского города затрагивались вскользь. Сегодня . ге ето вызывает необходимость более глубокого исследования и определяет его актуальность.
Цель иоследовзкня - на основе имеющихся научных данных и комплексного изучения археологкчаскогох письменного,' обаерно-го и прочего материала, а гакке сохранившихся сооружении проанализировать исторически сложившиеся традиции и основные тенденции в развитии систем водоснабжения городов и архитектуры
2 Статьи В.Л.Ькхыша, П.П visa нова, "Л.Л.Уинякова, Б.Н.Засшх-кина, ¡¿.L.LlaccoHa, С.ИЛолотоза, В.А.йжшшнс, й.Г.Гулямо-ва, А.Анарбаева, Б.В.Андсканова.
3 Работы В.л.Вооошшой.О.А'.Сухаревой.В.А.Пильсона.Л.к.Решю-ип,Г Ji.Dyra4&.iK0B0a, Лдиианьговско:-КВ.А. Лаврова^!.й.й.ikii-•на.П.Ш.Ьахидова.3.а.Фкл!шонова,А.и.Буш;1т и У.^.Кпугловой, i.A.Не тклова,Н.П.Ногматояа,Н.О.Туосуноза.
4- 1рудц А.Б.Бао'ахьнсваД.Ф.Кадирс o;i,J.С.Булатова,Л.С.Залес-ской, л!. С, Тохтаходка ев о й, В.''. А б д v са за ков о й, У. ¡1. Нпко ка ев о , О.В.Варакс;шой,Т.^.Грачсвой,Л.А.Кеышхозой. 5 Работы л.Ь.Ьсенова,h.h.Ноякина, Н. К.Куранипг" и ЛЛ1.Макаровой, Л. и.PaxKüsaHOBOw,И.С.Lyicyиова.
водных источников; выявить прадгоппн сформирования ансамблей с водоемом и его родь з создания архитектурной комлос :ций.
Для достижения намеченной пелгг решаются с деду юане задачи ипеле-дзакчя:
- обобщить л система? здро^ать весь име'ош^йся научный гла— тс-рлал;
- выязить особенности, ирис системам водоскабаения городов, архитектуре водных йсто'^Ш'оз, -а также их распространению в среднеазиатском рзглоаз;
- одре делить Фактор*?, зозлкяшио на способу водоснабжения городов л с^оргкрспзв'зйо осноеччз тддодогдчэс не, гТ',ункшональ-те я коЕотрухтзвиив дркедч в арчдтедтуре воднкх псточнпков;
- впязиаь п исследовать резлкчншэ тндн арххтегтур»дгх ан-еадблед о вдэе.К!, одре""'зллть степень и характер участия годного дсточнича в ко:«позглэти ансачбдя;
- гс ледозать злчядде зот~ддд чоточпнкоз на микроклимат города;
- опр~делить роль годного дсточннда з создании худодест-зедно-зстотдчесчзго образа города.
Гойпщт охватдвадт весь зсторкческлГ. период
судес'л:0'>"нла гр'ггостролтелькс? культурп з среднеаздатсхен регионе, с иоречх л?сь>.ен2нх л археологических -свидетельств до ДОНДЭ Пл з,
лссдодозачло не касается допросов гзянологаг- стродтедзст-за, констр,'Хнд'! л дздора, зад дач она подробно представлены з работе-3.*'.лочздадоза. За гпадлдд л-л,г. донзнля ччхздкт изучение гидротехнических и чррпгандодн:с: с:орудо'-ч1х, рдздгботха г.оьд-ротпз" ре:;ог'еялгНх:д для непосредзтззнчого применения з дроечтн-рован'н:, что :.^чет составить область длч специального исследо-
НаЧЗД. гДЗДОД арХХТЗДД/р'т ГОДНЫХ ИСТОЧИ 1X03 ДОрЗБОЛЗНДОНДОГО л
секреченного периода зздду болдпюго соьеда дчссертадил зннесен з долдодечпе.
pб:чZШlíП_ílPQДiЛlZ:мчLч ^лязтзя сдстсчч городского отхрдто-зо ■"озедд.бчедля, архитечтуоа зодчих дсточпнноз, раополенелннх
лгзучнод -ее деде чз:д . здявтеч кзндозчплоди т ззэ;зл>-
связь архитектуры водного источника с обдии рсаенкек ансамбля н общегородской структурой, рассматриваемая в процессе встсркчес-кого развития, с точки зрения архатектурно-плалкревочиых, .циональнцх, социальна: ¿1 худокестзенли-гстеввчеоках связей.
В работе принят хоаплексный метод ксс":&дозьния - изучение письменных источников и археологического цатеркада, ере; зевеко-вых мкниатюр Х1У-лЛ1 в.в. й произведении художников ев.,
а iai.Ee штериалов натурных оаеров и (¿от оникса дни архитектуры водных источников. Кроие того, автором кссдедоьааия проведет: нат^ные измерения кикроанкцетичеоких яарг^етров на ряде объектов Таикекта и-Кокакда.
Научная новизна заключается в тог,, что собрав, чсследоввн к систематизирован практически весь адеад&оя научай.", иитериая по теме диссертация, охвативвяй среднеазиатский регион ъ целой, с проведением сравнительного анализа с архитектуре;'! водных источников стран Востока; прослежена потоки зарождения типологической номенклатуры; вп«рвые исследованы кгапозягхонная ззаихо^ связь Ьодного источника и архитектурного аисаиСля, а такг.е планировочные и вкзуальнае принципы респоло-деивя водного псточлика в структуре города; впервые подробно рассмотрены вопроси худо-Авственно-эстетических качеств архитектуры водных источников; выявлены факторы, повлияв ьше на способы годошгбкецпя городов к сформировавшие основные типологические, функциональные и конструктивные приемы; впервые рассмотрены все с-орони псследуеыоп проблемы в тесной взаимосвязи.
Практическое значение, внедрение к апробация работы. Результаты данноАч/ исследования иызют непосредственное практическое значение лри проведении реконструктивных ;..аропркятк.'1 в исторической застройке, в соврс-ешо;'. градостроительной дры;®г.кв (особенно вопросы, касающиеся'композиционных пркеиов» расг.лш-кения е структуре городе, в.. ляния водных источников на иакро-клиаат,худонественно-эотет:;аоских качеств водках источников).
Основные пс-оаения диссертации опубликованы в восьми роботах, а такхе апробированы-на республиканских научно-теоретических конференциях,ирозедекних в Тас'Ш иы.л.иерукп, в ТлСы в 1589, 1990, 1991, 1993 гг. О тыльные ;.;атериа;ш диссертации используются в лекционных курсах но "истории градостроительства" в 'ХАИ.
Ста.укг'.ура работы. Диссертация состоит из двух томов. Первый том содеркит введение, четыре главы с выводами по кг :сдой из них, заключение и библиографию. Второй том включает текстовое приложение, дополняющее основные полокения диссертации или представляющее познавательный интерес; примечания к основному тексту; 60 таблиц с графиками, чертеками (пнпланы, планы, разрезы), фотографиями и'миниатюрами.
3 ПЕРВОЙ ГЛАВЕ "ПРИРОДНЫЕ ФАКТОРЫ И АРХИТЕКТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ 3 СИСТИЕ ВОДОСНБ1ЕНИЯ" рассматривается взаимосвязь климатических йактор-в а архитектурно-планировочной структуры города, аш-дизируется зависимость распространения водных сооружений и уровня их развития от природно-климатических, социально-политических и экономических факторов, выявляются истоки возникновения культового ансамбля.
Климатический фактор, экстремальность условий Средней Азии тесный образом в: ишосвязаиы с исследуемой темой: во-первых, климат выступает з роли основного формлрукнцего элемента как в градостроительной плане при сложении .системы водоснабжения, так и в создани.» архитектуры водных источников; во-вторых, возникает обратный процесс - влияние водных источников на микроклимат города. С помое: а планировочных и конструктивных приемов, а так-зее применения воды и зелени (устройство каналов и водно-зеленых массивов вокруг города и всего оазиса; рагмецение водоема в ноль-це зелени на площади, перекрестке, з зилом дворике, расположение его на пути воздушного потока перед помецьниеы) - создавались комфортные условия кизни.
Размещение основной массы древних и средневековых среднеазиатских городов тяготеет к юго-восточной части региона, где протекают основные реки. Наиболее обводненными и озелененными с глубоко" древности л до наши Дней являлись Самарканд и города Ферганской долины, имеющие не только достаточное количество естественных годных источников, но и наиболее благоприятные по всей.Средней Азии климатические условия. Близкими по климату являются города Ташкентского оазиса и южного Казахстана.. Для всех этих сезераых районов Средней Азии характерно преобладание открытой системы водоснабжения, состоящей из арыков и проточных хаузов. Система водоснабжения городов, расположенных з гашых районах, - Мерз, Сзрахс, Ниса, ',>ерава, Термез, Карши - отлична:
здесь с древности преобладала подземная система водопроводов -кубуры, которые подводили воду к закрытым и открытым водохранилищам, а иногда непосредственно в килой дом. В южных районах получили также большое распространение сардоба, особенно в районе между Сырдаръей и Дкизаком, в Голодной и Каршинской степях. Наличие большого количества открытых хаузов в городах маловодной предгорной зоны обусловлено необходимостью иметь постоянкый запас воды, а относительно ни?-ие температуры и высокая влажность воздуха сделали это возможным. Способы подачи воды в города различны по регионам, что также зависело от климатических особенностей и рельефа.
Наиболее сложные ирригационные системы с полной номенклатурой водных сооружений существовали в регионах о развитой экономикой и сильной централизованной властью (Хорезм - 1У-Ш в.в. до н.э., города Чача и Плода - 1-1Х з.в., города южного Туркме-¡нистана - до IX в., Бу;:ара - 1Х-Х, ХУ1-ХУП в.в.Самарканд -Х1У-ХУ в.в.).
Значение ь^ды в жизни народов Средней Азии проявилось в ее обожествлении. Культ воды восходит еще к языческим, тотемным верованиям. 3 доисламских религиях вода такие играла важную роль (священное водохранилище в зороастрийском храме на холме Сурх Котал в Северном Афганистане - П в.). В период раннего средневековья существовал культ богини живых вод Анахиты (Пенджикент-ские, Ак-Бешмскйй и Ай-Ханоский храмы).
После установления ислама в Средней Азии древний куль: водных источников пслучает новое содержание. Он продолжает существовать, слившись с культом мусульманских святых. Гробницы и мавзолеи их возникают у источников, вода которых объявляется целебной, "исцеляя" именем покоящегося здесь святого (Нуратин-ский комплекс, сложившийся в У в. около "священного" источника; комплекс с чашой з Ургуте, где в X в. находился христианский монастырь, затем - .сад Тимура, позже - мусульманский культовый " центр; комплексы Хозрати Шо, Хаузи Сангин, Зшони ¿!с:-ляно, Бобо-таго в Ура-Тюбе, Ходка Данияра б. из Самарканда, Бахауддиь в окрестностях Бухары и другие).
Целебные свойства водных источников, связанных с именем какого-либо святого или со святыней, находящейся на берегу водоема, - явление распространенное на Востоке. Дос.х.гочное кояичес-ство примеров тому можно привести среди квартальных центров
Бухары ("ашма Аюб, Хаузи Лесак, Кара-Камар, Корхона.ч другие).
ВТОРАЯ ГЛАВА "ХАУЗЫ В СТРУКТУРЕ ГОРОДА" исследует характерные виды водных источников; выявляет композиционную роль водного источника в архитектурном ансамбле.
.Хаузы-водохранилшца - наиболее древний вид искусственных водл;.х сооружений, существовавший как источник водоснабкения на ранних этапах среднеазиатского градостроительства (хаузы Афрасиаба, Ер-Кургана, Ыерва и др.). Необходимость в устройстве в городах и крупных кишлаках хаузов-водохранилиц объясняется тем, что уровень воды в реках и магистральных. кана?гах постоянно колебался, поэтому у входа их в город устраивались крупные водоразборные водоемы. Они были необходимы и как резервуа-ры^отстойншш (водохранилища Фашун и Вараг в Бухаре). Кроме того, большой запас воды был необходим на случай возможной осады (водоем в крепости Гяур-кала, питающийся дондевыыи водами). Был распространен способ забора и хранения воды родников. Хау-зы-водохранилища родникового происхождения, крытые высокими куподаыи-,,гуибази", до сих пор существуют в-небольших городах предгорной зоны.
Дрезнке хйузи-водохранилища имели обширную площадь водного зеркала и небользую глубину; на территории города располагалось несколько таких водоемов. Средневековые хаузы-водохранили-ща обладали небольшой площадью водного зеркала и были достаточно глубоки. Располагались они равномерно по всей территории города - почти в каздом яилои квартале. Наряду с "ансамблевг \и" хаузами, существовали водоемы, выполнявшие только роль водохранилищ. Так, .'апример. хаузы у четырех ворот йчан-калы в Хиве и Саираме, лод;га-За?,неддин и другие хаузы Бухары, два сохранившихся ха^за з Ташкенте, в махалле Янги Турмуи, хаузы Ура-Табе и других городов.
3 городах с жарким и сухим климатом применялись крытые водохранилиг.а-сардоба. В'Бухаре,' например, из трех существовавших: сохранились две: во дворе мечети Халифа Худайдод и сардоба гшони ймла. Широкое распространение получили сардоба на торговых -путях, при караван-сараях (сохранившиеся сардоба: около Раб?;тк-;.1ал:;ка, Чильгумбаз, -Талаыарднан, Якка-Сардоба-Уайманак,
Сардоба-Шейх в Каыкадарьинской области, сардоба в Каоби и в Ка- ' наш).
До периода средневековья развитие архитектуры водных исфо-•чникои шло двумя параллельными направлениями: водоем в культовой комплексе и хауз-водохранилище в аилой застройке. При слиянии этих двух видов в один в средневековой и позднесредневеко-вом городе развитие архитектуры водного источника продолжается при совмещении им нескольких равнозначных йун..цнй: источника водоснабжения, составляющего элемента культового комплекса, микроклиматического ¿актора, центра композиции архитектурного ансамбля. Характер композиции и роль в y.jîi хауза зависят от функции за положения ансамбля в иерархической структуре города.
X а у з ы городских центров мозно объединить по характерным для них признакам. Во-первых, это крупные размеры, соответствующие окружающим их постройкам. Во-вторых, монументальность, выряжающаяся в пропорциях, конструкциях и материалах отделк.» (облицовка казенны;,;и блоками, плитами гранита или мрамора). В-третьих, богатое декоративное убранство (водосливы вырезались из црамора, словно» пластической £ор1«ы в виде головы льва или дракона, украшенные изящной резьбой). В-четвертых, хауз обычно располагается в центре ансамбля или леак.. на главной композиционной оси. В-пятых, в архитектурном ансамбле хаузи играют ванну», а зачарую и главную композиционную роль, формируя и объединяя его. В-иестых, хауз городского центра,связывает не только сооружения ансамбля, ко и cair ансамбль с городским организмом; ансаибль городского центра всегда раскрыт одной или двумя сторонами в окружающую застройку и промежуточный звеном при этом является хауз. Примеры хаузов городских центров: прямоугольный хауз (ХУП-Х1Х в.в.) ансамбля Регистап в Самарканде, бухарские хаузы - хауз Диван-Беги ансамбля Ляби-хауз (ХУП в.), Боло.-хауз (ХУП в.), хауз Гаукушс ансамбля медресе Гаукушон и мечети Ходаа Калон (ХУП в.), Хаузи Чау ансамбля Дкуйо'арц-Каляи (ХУП в.) и друие.
Квартальные водоемы играли роль одного из главных.композиционных элементов в формировании квартального центра. Мечеть, рядом с которой находился водоем, располагалась всегда таким образов, что своим главным, парадным фаса-
дом била обращена к нему. В сторону хауза раокршз-ся односто-роял!!!1 К.1И угловой айван, остзльанз постройки квартального комплекс.: группировались вокруг хау?а, которий кграл роль коыпозиез-оиного центра, создавая зпвопяоный, обмчло нзскшетрпчнып ансамбль (.сала складские кзарзалькчс ацоаыбли хахсодсез Рухобад я Биби-лалх?.; (лУ s.)i Коп-Хеуз, Апур-нухахат (ХУИ з. )> Козы-Абду-раоу.-ъ, Ннгп-Хапрабад, Дорн-Занд^пр, уокп-лбдупзхедс, Тоиквндд •лулдо-й'ясш (НХ-ХХ з.в.) к шюг::е другие; хизанокий ансамбль Торт--._абаз (ХЛ;-аХ ■!,?:,.); дздхаитсккс ан^адбли Баг-Абад п 1'урк-йкгп La:ap (Ш.-ХХ нногочисхепкпо ура-тлбллские ансеиб-
лн).
л-дртадьлна печати .а сот да бдлд не только достой для политех, но и э^о^сбрьанпм соглсhhi::.: цалтром, С Х.7Х б. б Самарканда, Тадхздте, города:-; Фс^аско;! долины и северного Таджикистана зраддцик кззрзалзкол издали продолласт чзГхака. играхдая роль клуб- згулзлоУ ь. оти лзоолзддл кдарзала, Коагахенньл! условна:; чадладд бхле ллгодзлко к длддсз:у не тэтлику, хаузу пли кс-ку остьаллз":у арлху. - При ..тон :лхл;хлса расколов ::;:о оу^н - хоста чаojд:злх л левого дсхлхлл'кл хзгдо зхдь саз л'-чнх1.'. (Пркхера-хп догут згддхззз едндркзлдзл':.- дзХ.;з:з: 'Тухлбздор1' л иСахаа1:акд-соллоклу"} ;;з-.л улозл дзУхлзл за бар;:- у -лзлл;д~оал« "'42д;ака одарллол11 д ,да~Т;х: л дзугз-з)
з/лдло -.л хауза- у-.зз, лто "лдл.ддкого ансамбли, квартала лн;; л:уз а лз:лi до; дхлллл а Л'Длу.а, г"л, у.^лилУ со ecsx сто-рол :лз:л:рс -''ЛЛ': j ахглблх здудр_.. Рдзларч хзлртадз::-;;
хоузод5 ;;о суллдадпи о з^дарзззлх\. лоро.длдзлд ;:з .елпл'х по одролзздл ;лл ха дзрзаллх; по : одэрлх •'> :х еооууладиег., хаузл различала :: зл~л;л::.;ззз.д од хзздноа:;:,.
В л л л ох г. о л а, добедзлох, до порол очень слол-кох орладкахсд зодозл тают играл роль центрального ядра. Кол-лоз длил городского л;;лого дела, как единого алсанбля, строится ло нооткер з-:ехс - зса хллаз и хсздлствепихо постройки сбраде-пх здулръ дзера, з цзктро которого часто р., зяодагаедся зедннл истоххкк. Ьэгородпка дола' клали болаз сдободкулз композицию* но ослол,:ол принцип оазс1ба.л;л хелдлзгндзи, Раз:lepii водоохоз з заго-рс ; ■■: уз лл: бдлл лога „до бз^ззд. дал-з гозодзлдх,
Л Л О у О 3 Л 3 л с ": .. Л 3 ; Л ^З'ЛЛ 3 3
композиционные приемы, характерные для замкнутой, ннтгдшоп планировки килища, когда хауз являлся гентрсм композиции к раскола гадся перед главный дворцовым фасадоа ийй аЗваной, пбдчйркявая центральную композиционную ось, раскрав-".5: его в пространство двора или площади; а такде кошозкцвонкыэ приош типичлого неточного сада - чос-бага, когда водные сооружения (бзсссГы, каналы и другие) не просто подчеркивавосновные акгентн аисаыблв а саии являются формирующими элементами в ove планировочной стр ктуре. Примерами isoryi сду..л;ть: кокандекпй дворец Худояр-хана вторая половина XIX в.), хпвпискпП дворец Нурулла-бая (начало XX в.)» бухарский дворец CnT0pa;i-.lixn-v0ca (конец Х1Х-начало XX в.в.).
До нас доили свидетельства существования дворцовых фонтанов в письменных источниках и ¡.шнлатарах ХУ-ХУП в.в. ¿октаны устраивались только в интерьерах дворцов и ео внутренних двориках. Размещались они перед тропой правителя или посредине зала, на центральной си. Дороги» декоративном убранством, из яде ста о.'.: форм фонтан подчеркивал главный адисаозоЛ элемент композиции зала или двора - леаащое за кии- на возвшешш место правителя.
I а у з ы загородных культовых ансамбле й несут дополнительную ответственность как главны:' композиционно-чорцир^юдий фактор в связи с отсутствие;.! обычных для городских ансамблей олем-игов, влияяцкх на их планировку. Это обстоятельство, а такде то, что в загородной культовом .н-самбле водный источник родникового происходцеякя является обтех том особого почитания, повлияли на ¡ ,сполохе,.не родника пли хауза в центре архитектурного ансамбля.
По композиционно;,:}' ре ионию загородные ансамбли МёйМа разделить на три основные группы.-
К первой группе относятся замкнутые композиции, построенные по десткои схеме. Хауз лечит в геометрически; центра к его окрукают постръ;!ки ансамбля, располоденгче по перчддтру двора. Это .ансамбли Ход^а-дбдк-дарун и ^дда-Ахрар в Самарканде, "свя-щошшй дверик" комплекса Бахауддин близ Бухары, ансамбль Бсбо-Таго в Ура-Тибе, комплекс Кусан-дта в посслкс Пудина и ансамбл? мечет!; и медресе L! о и-дан-i isa и в Чуете.
Вторая группа загородных культовых комплексов объединяет
зноамбли ьакбой&з распространенного типа. Они имеют полузамкнутую или открытую композицию, подчиненную система вьаимоперпен-дикулярных осей, но с более свободной схемой. Часто они имеют более спорную планировку, иногда составленные из нескольких частей или дзорпкоз, включая несколько водных сооружений. К этой группе ценно отнес! - комплекс Бахау*дия близ Бухары в целом, таллслтоклу загородные ансамбле Чупон-Ата, Зенги-Аяа, а также Ьейхантаурский ансамбль, Хазрети Имам п Хайрабад-Зван, ансамбль лазрзт:;-й;,:ам бп:з Бухары, комплекс мечет:: Касря-Лрифоя в Бухарской обде.тл и многие другие.
Здесь, несмотря на более свобода;-) композицию, сохраняются •.¡зинщнш архитектурного ансамбля с хаузом. Во-п&рвых, планнро-в'очная ехала строится на взелмолерпендикулярнкх и параллельных осях елммотрлл основных архитектурных сооруженай. Во-зторкх, водоем лел;лт перед глазнии фасадом одного или нескольких зданий, обрасекнхг к нему полу замкну зшн объемами - айвакапи или портала::::. ¿-третьих, если хауз не лелит.ь геометрическом центре ансамбля, то- тем не мене., он всегда расположен так, что слумпт композиционном гекзрои, к которому тяготеют все остальные сооружения комплекса. :1 чем свободнее - планировка ансамбля, тем. запкее эта роль, хауз в этом случае является объединяющим, связующим элементом.
К тротьей группе загородных ансамблей можно отнести комплекс!! со свободной композицией, рйу; состоят . з нескольких построек, не езязашшх между собой ^.еопетрлчеокими построениями з генплане. Например, комплекс Х-оджо-далпяра бллз Самарканда,где лодосм, иесомсенио, яьлязт^я центром композиции, но больмз "сжслоза!", нежели гаанирозоча*».
Гоз«сг» о -¿агоре ;::нх культовых енсоыблях, следует коснуться узкого 1:.х влда, ти загородная мечеть Намазгох, где хауз иг-
;:йг.л;;о роль жорлирупщего качала. Он не является центром ялосЛ'ЛлЛя, по, располагаясь на противоположной стороне площади ."Л я лолл.-цхсл л включая ее в качестве третьего вставляющего в oocsi.it едкного комплексе, создает тем самим планпрозочный ансамбль. Яауз "роботе,зт:! з двух направлениях: внутреннем - гор-млу/л ллллмбль л во ллежлеж - езязмьая архитектурной сооружение ■ природной сродсй.
В ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ "АНАЛИЗ АРХИТЕКТУРЫ ВОДКШ. НСТСЧНИаВ» й основе средневековых миниатюр ЛУпХУи - .в,, лроиг $едеиа]1 худо диков конца XIХ-ХХ в.в., а такке фотоматериалов и письменных данных нроводитоя сразннтеяышй анализ систем водоснабжения и архитектуры водных источников сроднеаз;:«тского рс шона и друг стран Востока.
Средневековые миниатюры к произведения художников являют ся существенный базовым материалом для изучения типологическо номенклатуры, композиционных приемов, уори, деталей и декоративного оформления бытовавших ранее медных сооруаонкй» а такк достоверным свидетельство!: при реконструкции художестзенно-эс тетического образа среднеезиатсксо города. Бассейны и фонтан изображенные на аиниа ¡горах, где архитектура играет ванную рол неотделимы от нее. Водоем размещен в центре композиции, перед глазниц входом пли открытым айваном архитектурного сооружения Декоративное убранство, очертание в плане таких-водоемов (от прямоугольного до фигурного) соответствуют стилю архитектуры. Хауз,ы, изображенные среди природы, - без всякого декора, расположены более свободно. Благодаря миниатюрам, мы имеем возьо хноств выявить своеобразные черты архитектуры водных источников различных стран Востока.
венец ЦХ-начало XX з.в. принесли новую европейскую культуру и европейскую•аквопи^чую ьколу, оадачаваувся роаяистычес-кой манерой изображения природной среды, городской застройки к архитектуры водных сооруаенц,;. С точки зрения исследователя интересно то, что зачастую изображенные сг-»руления уве не сох' ранились ("Хауз с карагачем при мечети", "Вочер в старой Вуха-ре" Л.Л.Бура, "В тени карагаче;:'1 к.б.Казакова, "Хауз с водоио сами" П.Л.Белвкова).Среди кивописцев, основной темой творчост ва которых стало воспевание красоты, поэтичности среднеазиатс' кого города, его архитектуры, быта горожан, можно такие отые--тить В.Н.Гулямова, Н.Карахана, А.Хайдарова, З.И.Ковалевскую, М.Ь.Новикова, й.п.ыполянского, А.В.йсупова, и.й.Калантгрова, А-.Юнуеова. Худокники давно заметил;: необычайный эстетический эффект отражения архитектурного сооружения в водной глади. На картинах Г.П.Миолянского "Оа акениа в воде" и "Ляои-хауз. Бухара" отражение играет глагяую роль, отодвигая на второй план саы памятник.
ь странах Центрального к Блвмяегс ;ос~ока, а такме в асъа-ро-а^рикаиских странах, объединенных общими ьсторичзсчкп '-;орня-ии, близкими климатическими условиями, едино,, pca&riiOa, сиогемы водосаабненяя городов и архитектура зоА.;ых источник "ч- ццев-г много общего, Вто - одинаковым принцип систе:: м-дослабления городов Средней Апш: и Деисрг. льнога лоотсрг , присутствие искусственного водного источника з культовых зданиях и жсткиксе.', в мидьц во дворцах л дворцово-парко^ых ансамблях, в граждански „ соору-нениях; общие строительны, и отделоч>;мз материалы. По ср-вн-то-льшдй анализ выявил своеобразие национальных архитектурных икоя, проявившееся з системах обводнения городов, в композициях, конструкциях и архитектур .sx йормах водках источников.
Так, например, в городах соверс-а&рккааского поосреиья :о-да позвалась в огромные водоемы-хранилища, затем в крытые купольные цистерны, от /да уде разбиралась мп-тельми. Б страна." Среднего и Ближнего Востока с в.в., а позяо и в сезеро-
ашпцканскйх, ш городских у ;ицах появляются ¿-октаны, niодназаа-чешшз для общественного водозабора, В турецких мечетях аи-ЛЗ B.j. в середине зала устраивался небольшой ;о..гаа под центральным куполом. С Х1У-ХУ1 в.в. в Турции 'и странах, входов х тогда в Османскую импорт?, фонтан стал располагаться во внутреннем дворо, при'мкавщем к заhj мечети, над ним соо^умалась купольная боездка. 3 Иране, Турции, Сирии, марок:.:) б а зейны о rCu-ташм:: размещались во внутреннем дворике мед;гее, а такие з вестпеп-лях. В Турции ионтаны встречались даке в мавзолее. Водоемы дворцовых сооружений северо-а.рриканских стран такме отличались от среднеазиатских - они представляли езбоп огрогже прямоугольные бассейны, залпуаюдае почти < се пространство внутреннего дз ора.
Чодосчабаешю караван-сараев было различным: в ¡«рано - это подземные цистерны под двором, рядом с входом - наземные купольные -.истерии, ^ Турции - бассейн с купольной ротондой в центре двор-;, в Азербайджане - подземные водсхран.лпща-свдааы. В Сирии, :н, северс-аЛрпкан*..;пх странах суцеслогал:. гсснита-ли-маун тано, во внутренних дворимах которым ¿стр;м:х ...:сь оме-сейны. В иранских чайханах небольшой водоем располагала среди главного зала. В милых дсмах Турции, ...ака. дзероа..д::;<па им"-
.¿:съ различного ро„а нодзешше : .д охра «шлица. Форма иранских, азербайджанских водоеаоз разноьмраз-.ее в плане, чем среднеазиатских: от кв-*драг:а до креста, ок тог она, восьмиконечной звезды. И Северной лирике распространены водоемы кругло!; или иолигона-льяи.4 л плане уориы.
А^хптекту.з видных источников стран Юго-Восточной Всс . точно:; Азии,ввиду их изолированного исторического развития,от-якч.«ас пллмитнчосккх удлини, гчоЛ религ":;, оуцзсиенао обличается от 8рх!.гок.:;-:;ы сродяеазиатск с стран г. стран Иго-Ьападыой Аз п.. Ьа ксключенкеи -¿оотсчного Туркестана, Северной индии и Дока ¡¡а, аркнтоытура котопых косит черты среднеазиатского зед--честно (например, будд;, .ский храм Боа Балш:, УП в.; водоснаб-конке города ;*-атихпур-:;.;кри, АН в.; водные соорузе»...л дворцового комплекса в Джайпуре, ХУЫ в.; водоемы ис^ед мавзэл^еы Тад;;;-»,1ахал, лУП в.).
ЧШОШ ГлАМ ЛЗТОШР И ХУДОЖТ^ВННС-ЭСЖ-
ТыжКСКк:; КАЧЕСТВА ВО»Ч1,Х ЙОТ. ¡'»В" рассмегриваст влияние водных источников не микроклимат города и их худсжествеяно-эстетичтение качества.
Натур н и о .и с -с л и д о в а я п я 1 в л г. к ¡1 к л водных источи к о в на и к' рок л и ы а т г с р о д ,, проведенные ла девяти объектах, различных по ':.:;-.ологическои комешегагурв размера:.;, окруконкю и расположению в структуре города, времени сооружения, выявили принципы подчинен;;/. названных харе ктернстик ^ормиргланию компартией .среды обитания Дли человека, сохранили..ося неизменными ;:а эводадп-скаож ки ти их ра31нтия, что может быть ш;иу£Ь'ьао для совроыз.ц---но±о градостроительства.
На урныо измерения позволили сделать рнд выводов.Бо-пс^ вых, за счет "испарительного з^екта!^ температура в-:->дула у неСогпыого хауза на 3-4у арыка с проичас;] водо.; ка 3°С, у искусственного озера на 44;, у коктака на 7°С - ии;..о, чом • на открытой пнсо.;п^уемон плоцадке. во-втор^с, несмотря на самый 1 попечительный результат у хауза, .а; наиболее стабилен, роптал же змфекти^н только нр.ч работе уокгак:;ру*)ушс устройств. ¿-третьих, кслуссЕвеиаое озеро создает не только собственный микре; гмат, но .. влия«'. на микроклимат целого мило-
го района, з-четьоршх, благоприятные к..крскл!шая;:чбскйе параметры ^сац-двкке температуры и позьшеаие вка-днооти воздуха грп оптиш лько;| скорости зегза) была достигнуты едагодаря удачному сочетании нескольких ^акторов - зеленые насажден я у воды, созданы з глубокую течь, земляное покрытие, застройка, да»и и возможность д,.л прсветрпзинз':.
Сравнительных анализ результатов натурных измерзни.; микроклиматических парам тред, иолу ¡опиих на исторических и современных абсентах, показал, что современными зодчими практически те применяется наксплзннын значительный историческим опыт по использованию влиянии зоднщ. дсзг-чнакоз на микроклимат город', в результате чего в большинстве случаев применен"с водных источников не приносит ожидаемого результата.
Проведенные и с с л е д о _ а н и я с о р а з .м с р -н о с т е й ар х и т е к т у р и вод н ы х и с т - *; -н и к о з, входящих в состав .-.аис'олс : известных крупных городских ансамблей, ¡¡сказал, что в процессе их создания кс~ пользозплись геолояркчс-слпа, ьрпрзотичоскив и модуяьныо приема гармонизации в тон ме столона, что и др.. создании значительных наземный памя^ликов ардитектуры, и что данные приемы легли з сснозу ^дозесетопнс-^логглескта качеств архцт!;::тури водных источников.
Геометрический анализ выявил, что среднеазиатские зодчие для :.острзеп' - архитект "Д! во, ,_.ых источников пользовались приемами, о<л.обзнйпцц на отнемеднн "золотого сечении'1, а чаще ~ производных от пего. Соотноыенпл геневных размеров зс о~ емов Л1У-ХЛ1 в.з. кратны величинам (0-1), С/5 I•!_),
и другим.
Креме т-сго, пропорциональные соотнсыопни сонорных размеров архитектурного соорудед;:.« и водоема, деыа^его перед зло .¿а садом, зачастую одинаков. . ,лд;с,:Эао что среднемзко-
зыыи зо,'чиин пенодтзоз-_,лен мо/ульны;; скосоо д:хясрцнспнро5а-ння архитектуры всд..ых нстсчд.кз-', когда зз м ,ул;> принимался чаде всего пролет портального с:-ода (краттл:;, з езо:) очередь, иОлос делдсму :.юдул;о - гнзу, и~рн) монументального с.ору.хо-нпя, отоидего на зерегу водоема. Ори из несении однкон модуль-
но.. о„й.я на план наземного ве рного сооружений нами были полу .,й,ни следующие сооздоов"«» основных размеров водоема п соотноше ллл 1,.з:.;ор а водоеме к основнлм размерам монументального здания - 5:1, 5:7, 4:7, 4:5, 3:10, 13:1 Ь, состав?- лэщло гармоничные пропорции.
а у д о з е с г з о н и о - эстет:: чес к о о в л к-я л л е ледлых ьсх'очг коз на ч опойка происходит за счет лси-■.оло^лчеслого юряда, содержащегося л нл. , позволяющего выпел-лллъ рс, основного ги-олса в иос'х'аво архитектурного ансамбля. 1 ±гь годного леючлилл ■•лк икцонат. архитектурного ансамбля во-с -"года?" ехт илонстлу сг-далать контраст с окру>.аюцеН средой, складывалщопся пз: архитектурно-плакировочного, микроклиматического и .;удоиестзеглС-ост"1,1:чеокого контластоз
Среди худ/. "осллепло-эстет:,чеокнх качеств водах источнике л на лбе'¡се лемлили ллдни'ея:
- скосоо'иосгь рас у • тъ разнообразные сбьх.но-^ростран-с.'зь.. лс ытулдил,елплщле образность :<, ом позиции ансамбля;
- ооодлклл оллил.лл:, корелктлрулдего еущлстлулднз недостатки архитектурпеге Пиллтнлл:, зрительно л тлхлтллщуг иго пропороли.
Ьедкцо лолечл-.л.: ньлл^тля клунлл::;....:: л л тс ;::о тремя клю~ Мг-ллкл элемента:::; доил аканте.., сб. ..лл-;.;'- слоне-¿¡с:: "длнтро-стреенто; л.:ьй иерархии". тте<.сД тип слстсмл обидто-
лл диЛ'.;.. лкцинтол, ларелл'лрплй для бродил:, пллл, при нале,„лил: ко общий ;.ияой Лол голодсксд. застройки сторнирует епе-лл: иттемл:.; .уд0.::лсалл]л:е--л1 тст,.чосллй образ среднелокозого средпоаздатокохо города.
13 ал1-7-"" й! длееертаднл но щедолл оскозкно итоги проделанной работы, с. ,слан.д едздулегло выл оды:
X. Щзанмоиронлкллвенле градостроительной скруктурц л сис-■лт-ч облодлалкк города, подчинение их общим законен (уорлнрола-нил, ^ .летне открыто;- системы обводнен:'- в сл'лтенлк планкрозо-чпо ' схемы города, - все это голосит о ¿едущей роли системы 1 :7,ос,.сб';елия л лреднеазилтоком градостроительстве.
огромнее •д.ачон..е • оды л лллнп ..ллл,..,оз Средне:; Азии про-л.л:; о-, л ел- '\,лл:еотлл^лли. 1'.„льт ло,.д:, пр йдя ряд ......трений
навсегда закрепил в менталитете среднеазиатских народов символическое отношение к водному источнику,.как источнику жизни.
2. Одним из основных структуро$оринпущих и фораообрзуь-щих факторов систем обводнения городов к архитектуры водных источников является экстремальность климатических условий Средней Азии. Зак' чоыорности ског.ошш исторических архитектурных ансамблей с водоемами, номенклатура водных источников и характер их архитектуры, а -.акже система распространения водных источников в структуре города подчинены приняла!.; Дог-мироваапя комфортной среды обитания человека.
3. Не ыекее важным по степени в лика;..» на основные характеристики систем обзедие'.хт п архитектуры водных источнике:. лвл^~ вт'ч социально-политический и экономический Факторы. Анализ характеристик с." отец обводнения городов в определенный перл-од истории государств.* может служить методом для определен'л социально-политического и экономического уро. ля развк'лш ко:-кретного региона области пли города в данный период времени. •
функциональная сущность водного источника диктует его размеры, архитектурное реыенпе и расположение в структуре города.
5. Системам водоснабжения среднеазиатских городов в долом и архитектуре водных источников в частности присущ консервативный характер, относительная независимость от стилевых ..апрьзде-нкй, т,то выражается в сложившейся к л в. и незначительно ::з::нв-цоися в дальнейшем схеме обводнения, типологической нсменклатуре, композиционных .приемах, функциональном применении, конструкция:-: и архитектурных ¿юрках. Бее ото.делает их актуальными
в современном градостроительстве.
6. Водный источник, входяцаи в состав архитектурного ансамбля, частб являясь первичны" элементом в нгм, выполняет роль: коыпоэяциопно-^-ораируэдого центра; "смыслового" ядра ансамбля; художественно-эстетического акцента; кромежуточной ступени между композиционным пространством, ансамбля и городской средой. ...'.•
7. Проведенный анализ композиционных решений крупных го-•родокюс ансамблей и хаузом , рассмотревынй исторические этапы
-х развития и восстановивший их первоначальный облик и компози-циошше ситуации, позволяет утверждать, что бытувцее пр'едставле-ние о века, мак времени упадка, - неправомерно, ¿¡ногие известный круп.чыз городские ансамбли с хаузои слояклась и получили „а: зрение в свожд кс-поаиционнои реыении „менно в ХЛ1 века.
Б. Сравщгельгчй анализ систем обводнения и архитектуры водных источников среднеазиатских стран и стран Востока выявил характерные черты, при .у ., ¡е' среднеазиатскому р.гиону, прочвив-ыпеся в особенностях сиат~ы обводнения городов,, композиций ансамблей с водоемами, типологической номенклатуре, конструкция:-; и архитектурным -орыах водное источников. •
Э. Анализ результатов- натурных измерений мккрокдпматпчес- , -ких параметров, полученных на территории комплексов, включающих в свой состав водные источник'/ с различными характеристиками, выявил степень к'характер влияния водных источников на микроклимат города. Сравнение ро/.удътатов измерении на исторически': и современных объектах показал, что в современном градостроительстве не используется в по: пой мере накопленный веками значительный исторический опыт по использованию влияния водных источников на микроклимат города.
1С. Проведенный анализ соразмерностз" архитектуры водных источнпко", вхьдяцнх в состав наиболее известных крупных-городских ансамблей, показал, что в процессе их сь^дания использовалась геометрич-ские, арифметические и модульные приемы гармонизации в той ае мере, "то и при создании значительных иземнызс памятников архитектуры. Это объясняет отчасти их художсственно-эст-тическсо влияние, а такие то, что архитектура водных источ-ш .:оз создавалась мает.райи, обладавшими строительными, математическими и художественными знаниями.
II. Среди многочисленных художественно-эстетических качеств водных источников наиболее важными являются:
- способность раскрывать разнообразные обьемко-пространст-веняыз ситуации, углубляющие образность композиции ансамбля;
- создание отражения, корректирующего существующие недостатки архитектурного памятника, зрительно вытягивавцего его пропорци".
12. Архитектура водных источников самым актизым образом участвовала в сформировании неповторимого образа средневекового среднеазкагского города, являясь кяечезш элелеатои в цепи акцентов, обладающих свойством "цантргиримительяой ¡грархии" к образующих, в свою очередь, оиотеау общегородских цепе:;-, ра~*1-ально-сетевогс типа. Сова-щеаие такс]; с ноте .ы с о&ДО аплып фоной городской застройки создает специфический худобе .тзеннс-эстетический обрез города.
Такт, ссразои, для реконструкции истерической атмос^зр" среднеазиатского города необходимо Бооставовить схеку распространения водные асточнпкоз в структуре города.
13. Проведенное исследование имеет значимость для современной методологии; и практики, так как включает комплексный спектр вопросов до изучаемой те!.., являющиеся-актуальными в современный период. В дальнейшем изучении данной теиы наиболее важными.и перспективными представляют "я: слециальдс-. нсслэдг • вание архитектуры крытых дистерн-сардоба; ааалаз архитектуры водных источников современного периода; разработка практических предложений и рекомендаций по применена ьсторичйсксго опыта использования архитектуры водных источников в структуре современного среднеазиатского города. .
По теме диссертации опубликованы с здукгие работы:
I. Принципы использования воды в архитектуре среднеазиатских' городов по литературным источникам//Сборник тезисов докладов Республиканской иаучно-практп^осной конференции молодых ученых и специалистов.-Ташкент, 19СЭ.-С.158-153.
-2. Видные сооружения в восточных миниатюрах// Сб.тезисов докладов научно-теоретической конференции ТаиПИ.-Ташкент, 1990.-С.12?-128.
■ З.Влияние водных источников на микроклимат города//.ласкан, Ташкент,'«! 1,2,1993.-0.24-25.
4. лаузн и культ воды в иредяей АБШ!//1!аскгн,Такг;ека', (Й 5,6,1^93.-0.12-15.
5. Заметки об архмтектург Восточного Ту ркс ста на // ¡'.! а скал, Ташкент,й 7,8,199'.-0.15-16,3 ссавторотзе а ¿.д.К.лльсгко:.', К.Х.^ухамедхенозым.
G. Гес-:с?р::чис|«:;з a модуль-ые оистепп в основе худохест-LOHUo-eo2QC.'::-:eoKi:x качасгз водных источников^^асканДаыкент, l'¿ U,I2,ISs>3.-0.^-27.
7. холь водных истсникоз в исторических ансапблях Средней Ази/У Архитектурное на с дед с тз с.-id.-й 4-3 (статья находится в печати).
8. ¿ар ыаылакатд-.рпдаги оув иниоотларн а. .аг. зктурас-:нкнг узига хослп.7"'!// 36.научных -тгрудоз ТдС^.-Таш{ент,13&4- (статья находится в печати).
- 21 -
WXTACAP БАЗЫ
Дкссертацвягагар мав~уи Урта Осис хчлдлари з^аятида сувиинг /рни, уларнинр да"'Т манбаи ск^агида гугган асосий изоцеи билли т,олзарбдир. Миитацадаги цутоккаб нгдшм шарэитларнда Урта Ссив ша-Фряарща сугоривак:нг тутгап урни бен.чдоят каттаднр. Су в .чднбала-эииинг шг»атвий кеъыорчилигир™ умушазарий ва тарихпй нуцтаи на-зардан таджик; откшдан .ащари, улар,дан а:лалда фоПдаланиа цуашола-31 дач ьудим ада.'.мятга озаднр. Урта Сзиё шадарларинч дайта т,./дан! гадбирлчрн ривокланган шароитда сув манбаларииинг ыеъш жп кажм^--1ардаги композищон роли, пахдз цурилиши ткоилмасида за уларнпнг 5адкйй-остетин образлармни лакллантирзэдаги тугган урниаи тантал этгч нкхоятда мудимднр. Тадкддот ь'атнкзлари хяли дам таркхпй аньа-заларки, тажрибан", мадаллий кдлк • шаропти ъзлабларини шюблтга злмай тадарларни режалтштиридаётган, янги мзъмсрий мэчзуалар ба^ ;о этил-a ?'тган доллар учраб турзан ^адтда -йнан '-(¿л досади.
XIX асрпикг охири X?' асрни.»г бошларнда Урта Оеио маъмзрчили-?ини ургаиишга барииланган даетлабки илмиЯ ишларда шахдрикнг ~уз гагьшноти тизиилари, алодз-а сув давзаларп 6ip чсъморпй кшцуалап <,ак,ида к;лск;ача мат, луч о-и ар бор. Увбу куашога оид ксПииги дазрдаги гадкидотлор acocan урта асрлзрг... ыансуб таииклн, шдобатлп тгпоот-кар ва мащуаларга башзланган. Еухоро по. Самарканд шадарлархдаги ;с,овузлар : оъкорчнлигини илк бор 50-Пилларда З.ЛДочеда- эз уз аеар-чарида дар томонлама за чуцур акс отти^зан.
Диссертация ккки "й..дцан тахкил тспган булиб, биринчп глади, гшрив, турт боб /дар бирп булимларн ва хулослларч билан/, хоткма ва моибалар рунхатпдан кборатднр. Пкккнчл :.д;лд теклк^лар матнк, ас осип матпга кловалар, 60 та жадгзал за чиои*ллар /бсш реиалар, рс-«алар, ди]ч*;имлар/, фотоеуратлар за мшиатюрадарни уз ичига слган.
"Суз иъминоти тизимларидаги меьморий анъанллар за табнш! омиллар" деб шжаиган биряш 1обда идли;.з;й с.иллар ва гахарнк.чг меъморкп-рсз'ллаттирпш тизилглсидаг» узаро алоцалар, суз пгаюотда-рининг тапг дланишидаги боглнцллклар, тэбпмч-з.^нч'нй, ижти.'.гонй-сле-сий ва идтисздий омиллариинг рпзонланна дарзуагинянг тачснрн тадлзл дилннади, сувт илофИлаттирт за дин::й оъпг^од яклуалагтяпг ау-дудга келиа манбалари анндлачад".
"Шахар тизилусндани довузлар" деб н^члапган ¡:к:тит бебдз. сув манбаларининг турларн /очид дозузлар, ova of.:6opia; и, сзрдоба-лар/ таджик; циликиб, уларнннс 1,:е-ькори.. магкмуаларннкз турлн как-лла-
ридаги /шадарникг марке..кй, мах,алла, турар жой, сарой, шадярдан ташдари доЕлилар/ комюзицион урля анидлангаг
Учиячн С16 Сув манбалари ь'съморчилигионг тахдили" деб номланиб, Х1У-ХУШ асрларга тааллукли миниатюралар, XIX асрнинг охкрк ва XX аспларда яратплгак ¡Задний асарлар, ёзма с-дгорликлар, фотосур^тлар ас^сид.. Урта Оси а мштадасидари ва боа^а Шарк; мамла-катларидаги шыюрчилик ва сув тавминотл аиэишшшг солишткрт тадлилиг д бьлшлонган.
"Ыикроицлпм ва с/в г.^лбало гллинг бадипй-эстетпк сифатлари" нонль туркшчи боб шадарнинг :.я к рои дли миг а сув манбаларинплг таъ-сирига бсюглляниб, таддккрллар натизгалари, сув манбалдри глгвмор-чили! л бадиий-эететик спфатишшг асосинп талнил этувчи, геометрии 1«:одул.; ллтириш ва рудий таъсир усуллари аницланган.
Дкссертаг'чягашр хотимаскда бл«арклган ига юзасидан ^сосий хулесалар ва Сир да тор якунаЯ фнкрлар баён отилган.
Ц'-.дарсозлик ва иадар < • таздиноти тпзилмаларшпнг узэрэ боРЛиГД'Т'и, уларшнг умумг лакллашк донулларига буйсуниши, ша-дарнинг ре>::алалтирпи; яарузшда очид сув таъ'ьшоти тизишни ву;гуд-га кслт.ити,лэдаги кптароки - Урта Оспе шадар курилиш"а сув таь-шноти тармодларинилг сгк.чЧи урин огаллапидан далолат беради.
Урта Ос.иёнинг {.«/рахкаб" ицлим шароктп падарларнппг сув таъ-(йшотк ткзики вг сув ;.;анбалари мэъморчнлпги тизимини шаиллонтиру; ни ас.сий окиллардандир. Давлатлар тарилипинг гаълум даврдаги иа-дарлар суо тавг.глноти тизилмаларики тахдхл этил г.уайян шадар, ви-*олг ва датто ¡.жтаданчнг и""Тимокй-сиос'лй ва ицтлсодил ливолаланиг дарлкасини анидлал- усули булиб дам хизь-дл* кдлпши муглскн.
Угла Осле шадарларйнипг сув таьшиоти тизиьгл удибалпри иаыюршшги X асрда таркиб тогган услубил нугРлпплардлЕГ бирмунч: фарц дилса-да, ссосан узгармай долбан. Кейиччалик аса бироз бош-дачарор; типологии куринивларда, клкпоздцнои усуллард;. функгдо-кал дул^агаглларда, :;.съморий ва мудандрскй шаклларда „иг-.эеа булга! Бу эс.а аньаиавий суп тяътнол! усуллари ва сув каибаларп меъмор-чилигилкнг куп асрлик та .ри бас и дан за.уоиавпй шахар дурилилида фо; далпниг куп:кнлкл1ни куреатадл.
- 23 -
SUMMARY
The actuality of this thesis is the result of the great Lrrrortance of water m life of the Centra' Asian peopls. The people living in this arcal concidered water source as a life source and it left the certain marK on their mentality.
The meanin. of irrigation in the Central Asi^n towns arised mostly from the extremal climatic conditions of this region. In idditlon to General '.heoretical and historical significance of .r'adltional water source architecture it was .ppeared the necessity sf its practical studying.
Analysis of the composition role of the water sources in irchitectur^ > ensembles, in town-building stru:tural layinR-out in he art-easthetlc image of the Central Asian towns has been of ..reat .importance m conditions of reconstructive Potion developing. The esearch results are also necessary for the modern town-building ■ractice because it is often 'observed the cases of failing to taKe nto consideration the historical traditions and experience and ilcro-ci 'matlcal reTdirev.ents during the process of town lavins-out r.d ensemble forming.
The first research worKs devoted to Investigate of the Central ,3ian architecture iren the end. of XIX to the XX centures contained ome fragmentary information dealing with the water supply systems n towns' and isolated architectural ensembles. Subsequently the nwesttsat.'.cns of this problem was concerned mostly t the famous niruie constructions and. ensembles of the medieval period. For the .irst ti'ne the architec ure of the BuKhara and Samarcar.d ponds hauzes) was'presented profoundly and in detail in V. I, Kocbedc:floV s orK published in the fifties.
' This thesis consists of two '•"'lumes. The first volume raclu'lcs he Introduction, four Chapters devided into Sections and followed y deductions for each of them, the Conclusion and the Bibliography, he second volume consists of the t xt Appendix. note-comments to am text, 50 tables with diagrams, draughts, photos and miniatures.
In the first Chapter "The Natural Factors and the Architecfiral radltion? in Water Supply Syste-a" considers relations between tin? limatic factors and architectural laying-out structure of tow:\s. iso it is analysed the dependance of spreading the water instructions and their developing level on natural-climatic, scial-political and economic factors. Here the motives of water ioli2ation and cult ensembles origin are re"eaied too,
The second Chapter "Ponds (hauzes) in Town structure" investigates the typical Kinds of water sources (open poiUs, reservoirs and sardobs); reveals the composition role of.the water source in the architectural ensembles of various types, (in the centre of city, in town's districts, In dwelling areas, in palaces, out-of-town).
In tliy third ;hapter "The Análisis of water Source Architecture" the comparative analysis is cairyed for water supply systems and water source rchitpcture in the Centre' Asia regions and other Orient countries, "his ana'ysls is done on the basis of the medieval miniatures of .he XIV-XVIII centures, artistic worKs of the end of XIX-XX ventures as well ;s photos and written date.
Tb" fourth Jhaptea "Hicro-Climate and the Art- Eas^hetic Signs of the Water Sources" presents the natural investigations in the field of w^cer source influence ir. ;.,icro-climate of towns. It reveals the geometrical, modular and isychological modes underlining the ai ,-easthet'c signs of tlv water sources architecture.
In Conclusion the mam insult: is summed up and a number oi inference: are drawn.
The mutual ;enetration of the town-build structure and thf irrigation sosten;, their subjucilm to the general ruler of forum,' the participation of the opkn irrieation svstesi in con»osi;.e 0: town's jaylne-out sctieuo - every of these items indicates tai 1 cadina role of the irrigation system in Central Asir-i town-bui ldinu. me extreme* climatic conditions in ths Central Aai are +ho one of the ¿asic structure 4orrain8 factor of town' irrieation systems and architecture <->f water sources.
The analysis of the ¿ndlces characterized the twn'i, irruauo system in the definite historical period can be a method :t> definition of the so íal Political and eoonom: c deveicr-ment level o any specific region, province or city.
The water supply system of the Central Asian towns as a who! and water sources architecture m r 'rticularly are characterised k the conservative nature, relative mdepandeace of art styles; tfc directions in the field of the irritation scheme were composing t the 10th of century and later changed ne2HeiMy expressing ) typological nomenclature, composition 'methods, functional use .constructions and architectural forms. All the abovesaid allowj 1 use the traditional methods of irrieation and water sour< arch.) tec ture in the modern town-bm Mint.
-
Похожие работы
- Архитектура Казахстана XX века
- Принципы формирования ландшафтов городов, расположенных в сухом жарком климате (на примере Узбекистана)
- Планировка и застройка исторических центров городов Северного Азербайджана
- Синтез искусств в архитектуре Таджикистана
- Строительная культура Мавераннахра IX - начала XIII вв.