автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Синтез искусств в архитектуре Таджикистана
Оглавление автор диссертации — кандидата архитектуры Ганиев, Джамшед Сиджоатович
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ И МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ТЕРРИТОРИИ ТАДЖИКИСТАНА.
1.1. Природно-климатическая характеристика географической среды.
1.2. Историко-культурные условия.
1.3. Художественно-строительные традиции.
Выводы к первой главе.
ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ СИНТЕЗА ИСКУССТВ В ИСТОРИИ
АРХИТЕКТУРЫ ТАДЖИКИСТАНА.
2.1. Истоки изобразительного искусства.
2.2. Синтез искусств древности.
2.3. Синтез искусств в раннем средневековье
2.4. Синтез искусств и архитектуры зрелого и позднего средневековья.
2.5. Преемственность и инновации традиций в архитектуре и искусстве.
2.6. Выводы ко второй главе.
ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА
И АРХИТЕКТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ТАДЖИКИСТАНА.
3.1. Социально-политические и экономические предпосылки возникновения архитектурно-художественных направлений в Средней Азии Х1Х-ХХвв.
3.2. Взаимодействие монументального искусства и архитектуры Советского Таджикистана (1930-е-1980-е годы XX в.).
3.3 Тенденции развития и взаимодействия архитектуры с пространственными видами искусств.
Выводы к третьей главе.
Введение 2003 год, диссертация по архитектуре, Ганиев, Джамшед Сиджоатович
Тема диссертационного исследования: "Синтез искусств в архитектуре Таджикистана (проблемы развития, взаимодействия и преемственности)" подразумевает оценку опыта развития взаимодействия и преемственности в архитектурно-декоративном и монументальном искусстве прошлых эпох на обширной территории формирования таджикского народа для поиска новых творческих решений в синтезе искусств, отвечающих задачам современного архитектурного преобразования Республики Таджикистан. Поэтому появилась необходимость углубления в историю зодчества, где наиболее зримо выявляется оригинальность архитектуры как искусства, легче всего выделить устойчивые художественно-декоративные традиции, которые могут стать основой для создания новой таджикской архитектуры, обогащенной местным своеобразием и колоритом. Соединяющая достижения прошлого, которые сохранили значение в изменившихся в конце XX века условиях современности, традиция синтеза искусств служат опорой для новаторства в развитии архитектуры Таджикистана. Анализ роли художественных традиций в архитектуре конкретного региона -государства стал определяющим в исследованиях автора, отраженные в настоящей диссертации.
Актуальность исследования. Объявление 9 сентября 1991 года суверенитета Республики Таджикистан позволило коренным образом пересмотреть многие вопросы политического, экономического, социального и культурного развития молодого государства. Это в полной мере относится и к сфере архитектуры и искусства.
Известно, что архитектура со своим своеобразным языком форм произведений обладает огромной идеологической значимостью, воздействующей на эмоции и диктующей характер поведения человека.
Причем, эта идеологическая значимость умножается силой художественных образов, складывающиеся языком форм архитектуры, которые выражают большие идеи эпохи и социальную организацию общества. Для молодой суверенной республики, провозгласившей создание демократического, светского, правового государства, в нынешних условиях коренной перестройки духовной и материальной жизни весьма необходимы новые архитектурные и художественные образы, характеризующие не только местное своеобразие и колорит, но и национальное единство и возрождение таджикского общества. Именно о необходимости отражения национального согласия и возрождения страны было сказано в условиях конкурса на создание проекта Монумента в честь 1100-летия государства Саманидов на центральной площади города Душанбе*. Особо было подчеркнуто, что Монумент своим архитектурно-скульптурным объемом должен отразить не только историческую значимость первого таджикского государства в IX - X вв., но и эпохальные достижения в области науки, образования, техники, литературы, поэзии, искусства и т. д. Только этот наглядный пример сказанному говорит о важности синтеза монументального искусства и архитектуры в политической, социальной и культурной жизни Таджикистана.
Актуальность настоящего исследования повышается и необходимостью определения крупных вех в историческом развитии архитектуры и монументального искусства со своим собственным кругом архитектурно-художественных проблем в свете уточненных данных по историко-культурной периодизации (184, с.31-43)**.
Это позволило бы определить место художественной культуры Таджикис Программа и условия открытого конкурса на лучший эскизный проект Монумента в честь 1100-летим Государства Саманидов, со скульптурным портретным образом Исмоила Сомони, национального согласия и возрождения Таджикистана. Приложение N-5 к Решению председателя города Душанбе N-231 от 20 ноября 1997 года. Первая цифра в круглых скобках обозначает порядковый номер источника в библиографии, вторая - страница использованной или цитируемой литературы. тана в архитектурно - художественном наследии Среднего Востока*.
Одно из важных направлений в современных исследованиях - проблема взаимодействия художественно-декоративных традиций, монументального искусства и новаторства в архитектуре. Как известно, сущность новаторства заключена не только в преодолении традиции, но и соединении достижений прошлого и современного. По сути дела, национальная архитектура - это тоже традиция, пронизывающая весь пласт художественной культуры таджикского народа и восходящая к ее образно - семантическим, архитектурно - декоративным основам построения и взаимодействия пространства.
Не могут остаться за пределами изучения и вопросы переосмысления исторического художественного наследия в течение последних 70 - ти с лишним лет Советского строя. За это краткое в историческом плане время в культурной жизни таджикского общества произошли эпохальные события, где заметными вехами стало не только каждое десятилетие, но и каждый год. У современной советской таджикской архитектуры история столь богатая и разнообразная по творческой насыщенности, по наполненности событиями и явлениями, что можно несколько десятков лет уравнять с иными веками. Это было вызвано невиданной новизной и грандиозностью задач, которые архитектура должна была решать. Конечно, это новизна задач приводила не только к эпохальным достижениям, но и к серьезным ошибкам, а подчас к отступлению от завоеванных позиций. Тем не менее, несомненно, что произведения таджикской архитектуры, воплотившие в себе некоторые негативные с нынешних позиции, черты, являются отдельными звеньями в сложной цепи развития, воплощением архитектурно-художественных идей своего времени.
За этот период таджикская культура, в том числе архитектура и искусство,
Под социально-политическим и географическим термином "Средний Восток" подразумевается территории государств Средней Азии, Казахстана, Западного Китая, Афганистана и Восточного Ирана. получила возможность приобщаться к опыту мировой и, в частности, европейской культуры. За время Советского общественного строя, в особенности, в 70 -80-х годах XX века, сформировались архитектурная и искусствоведческая науки, которые стали рассматривать монументальное и декоративное искусство и архитектуру как диалектический процесс, включающий ценность прошлого, вклад настоящего и тенденции будущего.
Наконец, нельзя обойти вниманием и сам процесс взаимодействия архитектуры Таджикистана с другими видами искусств, на сегодня остающийся одним из мало разработанных в теории архитектуры и искусствознания. Только зарождающаяся в Республике Таджикистан архитектурная наука и критика, признавая образную монотонность, однообразие, создаваемой в городах и селах архитектурно - пространственной среды, ее несоответствие многослойности и сложности духовной кулыуры современности, настойчиво ищут пути преодоления этих негативных сторон, исходя из социально-культурного, психологического и художественного развития только самой архитектуры. Поэтому в диссертации проводится анализ современной практики создания художественно осмысленной городской и сельской среды с попыткой отражения целостного взгляда на ее развитие в архитектуре Таджикистана.
Состояние изученности проблемы. Исторически и географически Исторический Таджикистан* (183, с.17-18; 182, с.23-29), всегда был узлом, в котором во все эпохи скрещивались крупнейшие в Центральной Азии** художественные культуры. Поэтому эта территория издавна привлекала внимание историков, ученых, путешественников, краеведов и других.
Так, первые упоминания о памятниках старины, в том числе художест Термин введен в научный обиход академиком АН Таджикистана Н. Н. Негматовым в 1992 году для обозначения территории этнического формирования таджикского народа в древнем и в средневековом периодах. Географическое понятие "Центральная Азия" объединяет территориально страны Средней Азии, Казахстана, Афганистана, Северной Индии, Синьзяна Уйгурский автономный округ Китая. венной культуры, содержатся в общих историко-географических сочинениях древних и средневековых авторов, например, Ф.Ефремова о его странствовании по городам и странам Среднего Востока (100), мемуары Захириддина Бабура "Бабур - наме" (104), труды арабоязычных историков Табари "Таърих" (236), Абубакра Наршахи "Таърихи Бухоро" (3), а также работы арабских географов, известные нам в русских переводах Жузе П. К. и др. (28; 102; 36; 160; 18, с. 13 -14; 19, с.36-39).
Большой вклад в изучении центрально - азиатского региона внес известный русский востоковед В. В. Бартольд, труды которого охватывают все сферы исторической, культурной и социально - экономической жизни (22; 21; 23, с. 25 -195; 24, с.79- 139).
Исчерпывающие сведения о предмете исследования можно почерпнуть и из изобразительных материалов, которые позволяют выяснить облик сооружений, характер декора на их фасадах и интерьерах, природный фон и т. д. В первую очередь необходимо отметить средневековые миниатюры, подробно изученные в историко-архитектурном и искусствоведческом планах Г. А. Пугачен-ковой, О. И. Галеркиной, А. Ю. Якубовским, М. М. Ашрафи, С. Д. Рахматуллае-вой и др. (203, с. 111 -161, ил.; 211; 77; 267; 17; 215). Определенные сведения об облике раннесредневековых сооружений можно подчеркнуть из сюжетов настенных росписей, непосредственно связанных с синтезом монументального искусства и архитектуры. Такие росписи вскрыты в помещениях древнего Пенджикента, Бунджиката, Балалык-тепа, Варахши; рисунками и орнаментами снабжались чаши, оссуарии, резные деревянные элементы зданий и т. п. (101; 95; 96; 116; 210; 6; 263; 98, с. 83-158; 275, р.37 - 66, Ш. и др.).
Внимание автора привлекли и исследования, проведенные со второй половины прошлого столетия членами Искандаркульской военной экспедиции (124; 82, с. 71 - 84), Туркестанского отделения Русского географического общества (ТОРГО), Туркестанского кружка любителей археологии (ТКЛА) и др.
149; 196 и др.).
Публикация этих организаций дали возможность впервые ознакомиться, хотя и отрывочно, с географическими, экономическими, этнографическими и историческими сведениями о Таджикистане, хотя они имеют более или менее случайный характер.
Планомерные и широкомасштабные исследования архитектуры и монументального искусства на территории Таджикистана начались после установления здесь Советской власти. Инициаторами этих изысканий были А.А.Семенов, А.Ю.Якубовский, О.И.Смирнова, Н.Н.Негматов, А. М. Мухтаров и др. (226, с. 113 - 150; 7; 8, с. 115 - 118; 9; 168, с. 14 - 19; 175; 178, с. 45 - 60, ил.; 179, с. 21 -32, ил.; 180, с. 54 - 55, ил.; 267, с .7 - 95 и др.). Их исследования, находки и описания памятников художественной и материальной культуры акцентировали внимание специалистов на вопросе о месте Таджикистана в истории культуры Центральной Азии. Работы 70 - 80 - х годов XX века значительно дополняют наши сведения о памятниках архитектурно - декоративного и монументального искусства средневекового Таджикистана (131; 83; 84, с. 61 - 73, ил.; 264; 265; 244; 233; 219; 220; 221; 216; 211; 177 32; 97; 110; 127; 60,с. 154 - 161, ил. и др.)
Однако в силу иной направленности их научных интересов, из поля зрения этих ученых почти полностью выпадает анализ синтеза искусств в архитектуре Таджикистана с древнейших времен до современности. Только несколькими специалистами-архитекторами были начаты исследования художественно -декоративного наследия и монументального искусства Таджикистана различных эпох (39;40; 42; 49, с.176 - 188, ил; 50, с. 125 - 144, ил.; 53, с.87 - 138, ил.; 54; 56, с.175 - 182, ил.; 58, с.215 - 226, ил.; 59, с. 183 - 191, ил.; 61, с. 150 - 164, ил.; 63; 75, с.61 - 98, ил.); 93; 67, с. 154 - 164, ил.; 132; 134, с.6 - 7; 136; 142; 144; 150, с.240 - 246; 161, с.38 - 39, ил.; 163; 165, с.133 - 139, ил.; 166, с.13 - 14) и др. Из названных выше источников совершенно выпадают проблемы освоения архитектурно-художественного наследия в современной практике проектирования и строительства, выявление региональных особенностей в архитектурно-декоративном и монументальном искусстве и др.
Вопросы синтеза искусств в архитектуре, взаимодействия традиций и современности в архитектурно - декоративном искусстве остаются одним из важных в современной архитектурной теории стран СНГ. Среди современных исследований в этом плане следует назвать труды Ю.С.Яралова, С.О.Хан - Мага-медова, В.Л.Ворониной, О.Х.Халпахчьяна, И.В.Иконникова, В.Л.Хайта, О.А.Швидковского, В.Л.Глазычева, Г.Б.Минервина, М.И.Остафьева -Длугач, А.М. Прибытковой, И.Ф.Бородиной, Г.И.Гаганова, И.Азимова, С.П.Толстого, И.А.Покровского, А.Меца, Ю.Л.Косенковой, а также зарубежных авторов К.Танге, К.Курокава, Х.Фатхи, Н.Мейсиндо, Н.Ардалана, Л.Бахтияра, Ч.Денкса, У.Кухирта, Э.Бартке, Б.Флирь и др. (66, с. 183 - 193; 73, с.199 - 208, ил.; 64, с.153
- 162, ил.; 65, с. 170 - 179, ил; 69, с.157 - 163, ил.; 72, с. 142 - 154, ил.; 70, с.191 -197, ил.; 30, с.87 - 96, ил.; 29, с.135 - 149, ил.; 200, с. 103 - 119, ил.; 198, с.121 -134, ил.; 199, 135 - 145, ил.; 31, с. 155 - 163, ил; 5; 76, с.181 - 198, ил.; 246, с.125-144, ил.; 229, с. 164 - 172, ил.; 71, с.75 - 86, ил.; 68, с. 147 - 155, ил.; 52, с. 145 -180, ил.; 55, с.215 - 222, ил.; 99; 35, с.21 - 25; 34; 33; 15; 74, с.16 - 20, ил.; 80, с.79
- 87; 86; 92, с.68 - 77, ил.; 105, с.1 - 8, ил.; 107; 117; 121, с.43 - 45; 126, с.ЗЗ - 40; 148, с. 180 - 191, ил; 158, с.8 - 13; 192, с.1 - 3; 243; 247, с.13 - 16; 248, с.17 - 33; 268; 125, с.40 - 76; 38, с.81 - 94; 25, с.116 - 129; 239, с. 130 - 149; 242, с.150 - 158; 194, с.200 - 209; 157, с.73 - 81; 121, с.40 - 43; 269; 270; 271; 272; 273; 274 и др.).
Вышеприведенные, далеко не полные исследования, хотя и не касались непосредственно взаимодействия искусства и архитектуры Таджикистана, но способствовали формированию определенной совокупности взглядов на проблему синтеза искусств в архитектуре и взаимодействия художественных традиций и современности. Эта система взглядов, освещенная в печати, некоторым образом нашло отражение в архитектурно-строительной практике республики, в частности, в его крупных городах Душанбе и Худжанде.
Но подходы к разрешению проблемы отношения к архитектурно-художественным традициям прошлого не остаются неизменным, они развиваются в каждом регионе, каждой суверенной республике своеобразно. Анализ и осмысление архитектурно-художественных традиций прошлого, опыт освоения этого наследия в современной архитектуре Таджикистана, выявление и критическая оценка взаимодействия монументального искусства и архитектуры в различные исторические периоды развития общества, раскрытие социальной, психологической, материально-технической и эстетической основ синтеза искусств и архитектуры - необходимая составная часть разработки современной архитектурной теории и практики. Такой анализ может быть плодотворным лишь в сопоставлении архитектурно-строительной практики и теоретика - критического материала, раскрытия совокупности предпосылок, способствовавших активизации поиска закономерностей развития синтеза архитектуры с другими видами искусств. Этому и посвящена тема настоящего научного исследования (прил.1.табл,2).
Целью исследования является изучение и выявление архитектурно-художественных традиций Таджикистана, критический анализ синтеза искусств и архитектуры в его историко-культурном развитии, осмысление вопросов взаимодействия пластических видов искусства в архитектуре и освоения художественных традиций в современной архитектурно-строительной практике.
Для осуществления поставленной цели необходимо было выполнить следующие задачи:
- проследить развитие архитектуры и монументального искусства на территории Таджикистана с древности до начала XX века;
- проанализировать этапы преемственного развития синтеза искусств в истории архитектуры Таджикистана и дать им критическую оценку;
- исследовать развитие методов освоения архитектурно-художественного наследия в хронологическом аспекте, показать характерные черты каждого из них;
- наметить тенденции развития во взаимодействии архитектуры с другими видами искусств в современном Таджикистане.
На защиту выносится:
- положение о преемственном развитии и взаимодействии архитектуры с другими видами искусств в Историческом и Современном Таджикистане;
- положение о формировании самостоятельного явления таджикского архитектурно-декоративного и монументального искусств в общей культуре народов Центральной Азии и Зарубежного Востока;
- положение о возникновении устойчивых региональных и национальных черт в синтезе искусств и архитектуры в конкретной социально-географической среде Таджикистана;
- положение об углубленном внимании к освоению позитивных архитектурно-художественных традиций прошлого в современной архитектурно-строительной практике Таджикистана.
Метод и материалы исследовании. Метод исследования основывается на:
- комплексном анализе условий развития архитектуры и монументального искусства Таджикистана с древнейших времен до современности;
- изучении архивных и литературных источников;
- обобщении архитектурно-строительной практики в претворении синтеза искусств и архитектуры в крупных городах Таджикистана;
- натурном обследовании памятников архитектуры, декоративно-прикладного и монументального искусств прошлого и современности;
- обобщении и систематизации результатов научных изысканий;
- на непосредственном участии автора в проектировании и художественном конструировании объектов городского дизайна, интерьера жилых и общественных зданий, руководстве курсовым и дипломным проектированием объектов музейного характера и участия в открытых конкурсах на разработку архитектурно-скульптурных ансамблей городов Куляба и Душанбе.
В целом, изыскания проводились в два этапа: натурные исследования (обмеры, фотографирование, ознакомление с архивными проектными и другими документами) и обобщение материалов. Изучение проблемы в основном базируется на данных Душанбе, Худжанда и Истравшана (до 2000 г. Ура - Тюбе), хотя автор в течение 1999 - 2000 годов ознакомился непосредственно с рядом памятников жилого и общественно - культового назначения в городах Исфаре, Кулябе, Хисоре и селениях Хатлонской области и районов республиканского подчинения (прил.1.табл.3). Результаты этих исследований вошли в доклады и статьи автора, изданные в сборниках ТТУ имени академика М. С. Осими, Технологического университета Таджикистана и АН Республики Таджикистан.
В ходе изучения пластических видов искусств на территории Таджикистана был использован широкий круг информации: данные фототеки ЦТ А Республики Таджикистан, архивов Союза архитекторов Таджикистана, ведущих проектных институтов Душанбе, Комархстроя при Правительстве Республики Таджикистан, личные архивы отдельных ученых, в частности докторов архитектуры, профессоров Мамаджоновой С.М. и Мукимова Р. С., устные воспоминания народных мастеров - усто в различных районах Таджикистана.
При анализе тенденций развития синтеза искусств и архитектуры сопоставлялись натурные исследования, графический и теоретико-аналитический материалы, представленные в отечественной (страны СНГ и РТ) профессиональной литературе, средствах массовой информации, а также собранные лично автором. В работе также были использованы материалы Международных, Всесоюзных и республиканских конференций и семинаров, проводимых как Союзом архитекторов бывшего СССР, Таджикистана, Академии архитектуры и строительства Республики Таджикистана и другими международными и иными организациями (ЮНЕСКО, ИКОМОС, МАИКЦА, MACA и др.).
Научная новизна работы. В научных изысканиях автора по теме исследования получены данные, где впервые:
- синтез искусств и архитектуры Таджикистана рассматривается как глубоко местное и своеобразное явление в общей культуре Центрально-азиатского региона, не лишенное воздействия сопредельных районов и, в свою очередь, являвшегося источником подражания и творческого освоения;
- освещается преемственный путь развития монументального искусства городов и селений на историко-культурном фоне Таджикистана;
- выявлена и сформулирована концепция формирования современных пластических искусств Таджикистана на примере крупных городов Душанбе и Худжанда с критическим анализом тенденций освоения архитектурно-художественного наследия прошлого;
- обобщается опыт становления монументального искусства в синтезе с архитектурой советского периода (1917 - 1990 гг.) Таджикистана как самостоятельного объекта в общем русле развития художественной культуры бывшего СССР;
- исследована теория и практика Таджикистана в плане взаимодействия традиций синтеза искусств и архитектуры современности;
- на основе материалов архитектурно - художественного наследия выделена активная формообразующая роль пластических форм традиционной архитектуры - стрельчатая арка, купол, вертикаль в виде минарета, панджара-решетка и другие в современной архитектуре Таджикистана.
Практическая значимость работы состоит в анализе и обобщении архитектурной теории и практики освоения художественных традиций в условиях поиска зодчими национального своеобразия в архитектуре. Исследование имеет значение и для определения характера и направленности теории и практики зарождающейся в Таджикистане архитектурно-художественной науки и критики в области ее практического приложения в современном архитектурнохудожественном преобразовании городов и сел Республики Таджикистан средствами монументальной пропаганды и архитектурного декора.
Работа имеет также практическое значение в деле сохранения и пропаганды художественного наследия таджикского народа, памятников декоративно-прикладного и монументального искусства средневекового и современного зодчества Таджикистана.
Выработанные обобщенные данные о синтезе искусств и архитектуры имеют значение и для использования в педагогическом работе по курсам "Скульптура и городской дизайн", "Основы объемно-пространственной композиции", "Культурология", "История культуры таджикского народа", "История национального зодчества", в дипломном и курсовом проектировании архитектурно-строительной специальности ТТУ имени академика М.С.Осими, а также в соответствующих курсах изобразительного цикла Института предпринимательства и сервиса в г.Душанбе, Технологического Университета Таджикистана, Художественного колледжа г. Душанбе.
Апробация и внедрения. Основные результаты проведенных исследований отражены в 7 публикациях, заключительных отчетах госбюджетной тематики НИР кафедры Архитектуры ТТУ имени академика М. С. Осими за 19962000 гг. по теме "Архитектура и градостроительство Таджикистана до XX века", а также теме НИР "Традиции градостроительства горного Таджикистана", выполнявшаяся в 1997 - 1999 гг. по заказу - наряду Министерства образования Республики Таджикистан (Ы - договора 97/1) этой же кафедры.
Теоретические положения получили апробацию на Международных, Республиканских, вузовских и кафедральных конференциях и семинарах, проведенных в городах Душанбе, Ташкенте, Москве, Казани и Самарканде в 1998 -2001 годах, а также в Академии наук и Академии архитектуры и строительства, Республики Таджикистан, Таджикском научно-исследовательском институте проблем архитектуры и градостроительства, посвященных 1100-летию Государства Саманидов и 90-летию академика Б.Г.Гафурова в 1999 году.
Теоретические положения исследования по использованию художественного наследия прошлого в современной архитектурной среде отражены в проектных предложениях, выполненных в составе авторских коллективов (в частности, Минкультуры РТ).
Внедрение результатов работы проведено в учебном процессе архитектурной специальности ТТУ имени академика М.С.Осими во время курсового и дипломного проектирования на 1, 2 и 6 курсах в течение 1998 - 2001 учебного годов, в Таджикским научно-исследовательским институтом проблем архитектуры и градостроительства, а также конкурсных проектах монументов и мемориальных парков в ознаменовании 2700-летия г. Куляба (2002 г.) и 80-летия г.Душанбе (2003 г.).
Результаты работы также использованы в деле подготовки намечающегося к изданию Энциклопедии памятников Республики Таджикистан по перспективному плану Главной научной редакции таджикской энциклопедии.
Результаты работы докладывались на расширенном заседании кафедры «Архитектура» ТТУ имени академика М.С.Осими в апреле 2003 г.
Территориальные и хронологические границы исследования.
Территориальные границы исследования определены современными государственными границами Республики Таджикистан. При углублении в историю границы расширяются в пределах территорий историко-культурных областей, как, например, Уструшаны, Ходжента, Тохаристана, Ферганы, Согда и др.
Хронологические границы исследования определяются периодом возникновения и историко-культурного развития первых государственных образований на территории Центральной Азии - Бактрии, Согда, Ферганы, Хорезма, Маргианы, начиная с VI - V вв. до н.э. до начала XX века. В силу необходимости рассмотрения современных проблем синтеза архитектуры с другими видами искусств в диссертации освещено развитие архитектуры и искусства в период
17
Советской государственности, т. е. 1917 - 1990 гг.
Структура, состав и объем диссертации. Диссертация состоит из одного тома, включающего введение, три главы, заключение (150 страниц текста), библиографии из 275 источников и приложения. В приложении помещена иллюстративная часть диссертации из 32 таблиц, подписи под иллюстрациями, краткий словарь архитектурно-художественных терминов и принятые сокращения. Графическая подготовка таблиц выполнена автором.
Заключение диссертация на тему "Синтез искусств в архитектуре Таджикистана"
Выводы к третьей главе:
1. В конце XIX - начале XX вв. в результате экспансии России на Востоке народы Средней Азии, в том числе таджики, были вовлечены в сферу влияния российской кулыуры, а через неё и восточно-европейской.
2. В современной городской и сельской среде Таджикистана прослеживается тенденция главенствующей образной роли архитектуры в пространственном синтезе искусств.
3. Архитектура и искусство советского государства, в том числе в республиках Средней Азии, развивались в едином русле в духе коммунистической идеологии, где выделяется четыре периода: 1917-1932гг.; 1933-1954гг.; 19551975гг. и 1975-конец 1980-х гг.
4. Архитектура и искусство республик среднеазиатского региона, в том числе Таджикистана, имеют свои специфические особенности, связанные с уровнем социально-экономического и культурного развития каждого народа, с подразделением на следующие этапы: 1920-1930гг.; 1930-1950гг.; вторая половина 1950-х-все 1960-е гг.; 1970-середина 1980-х гг.
5. Архитектура современного Таджикистана в связи с особыми социально-политическими и экономическими условиями имеет свои специфические особенности и развивалась с некоторым запозданием относительно республик европейской части СССР. Она делится на следующие этапы: 1917-1930 гг., начало формирования современной архитектуры; 1930-е и послевоенное десятилетие, слабый отблеск авангардистских направлений европейской части СССР и синтез классики и местного искусства; 1955-конец 1980-х гг.: этап современной архитектуры и искусства подразделяется на три внутренних периода: конец 50-х-60-е гг.; конец 60-х-70-е гг.; начало 80-х-начало 90-х гг.
6. Первый этап становления современной архитектуры Таджикистана миновал авангардистских течений послереволюционного периода центральных городов страны и явился лишь периодом зарождения современной архитектуры и искусства.
7. Второй этап развития архитектуры Таджикистана внутреннее разделяется на довоенное и послевоенное десятилетия (1930-1955 гг.): довоенное десятилетие характеризуется запоздалым появлением произведений, отражающих стиль послереволюционных авангардистских течений, а также стремительным поворотом к принципам синтеза классических и национальных местных мотивов;
- послевоенное десятилетие знаменуется тенденцией к декоративизации архитектуры, синтезу классического стиля с национальным наследием.
8. Третий этап современной архитектуры Таджикистана охватывает вторую половину 1950-х гг. и до второй половины 1980-х гг. с внутренним разделением на три периода:
- первый период (конец 1950-х и все 1960-е гг.) отмечается активным поиском нового пути развития зодчества в условиях индустриализации и типизации строительства. Это привело к невыразительности архитектуры и исчезновению элементов синтеза пластических искусств;
- второй период (конец 1960-х - конец 1970-х гг.) отмечается стремлением зодчих и художников-монументалистов преодолеть негативные качества массового индустриального домостроения путем поверхностной (формальной) синте-зации пластических искусств в облике общественных и жилых зданий;
- третий период развития зодчества современного Таджикистана (1980-начало 1990-х гг.) связан с глубоким эстетическим осмыслением архитектурного творчества, нарастающей тяги к повышению образности архитектуры и монументального искусства, развитием архитектурной колористики, традиций взаимодействия архитектуры и искусства.
9. Поиск национального своеобразия в архитектуре и искусстве отмечен различными течениями и школами по отношению к традиционному искусству. Одно из направлений связано с отрицательным отношением к традициям декоративного искусства и формированием архитектуры на основе передовых методов строительства, формообразования, строительных конструкций. Второе направление связано с проблемой восприятия архитектуры и искусства, поиском точек соприкосновения современного и традиционного. Этот поиск разделился на две школы: последователей ассоциативно-образной связи архитектуры и искусства с традициями и творческим осмыслением форм зодчества прошлого и художественных средств оформления.
10. Синтез пластических искусств в архитектурно-художественной среде Таджикистана складывается в процессе непосредственного, прямого композиционного взаимодействия произведений разных видов как сложное единство содержательных пространственных, пластических и цветовых связей.
11. При формировании архитектурно-художественной среды (города или села) необходимо содружество зодчих и художников-монументалистов с самого начала проектирования объектов.
12. Сферами синтезации пластических искусств в городской и сельской среде должны стать как элементы благоустройства и озеленения, так и вопросы колористики города, монументальной пропаганды, ландшафтной архитектуры, светового и водного оформления.
13. 1980-е - 1990-е годы характеризуются в Таджикистане не только интенсивным поиском синтеза искусств и архитектуры в городской и сельской среде, но и определением своеобразия и местного колорита в облике крупных архитектурно-художественных ансамблей и комплексов. Удачными примерами здесь является архитектурно-скульптурные ансамбли, посвященные 30-летию
125
Победы в ВОВ в нагорном парке «Победы» (1975 г.); 100-летию Садриддина Айнн на одноименной площади (1978); 1000-летию Абуали инб Сино на пересечении улиц имени И. Сомони и Абуали ибн Сино (1984 г); 1100-летию Государства Саманидов и его основателю Исмоилу Сомони на площади Дусти в г. Душанбе (1999г.); монумент Камолу Худжанди на аллее его имени в городе Худжанде (1998 г) мемориал в Чкаловске близ Худжанда и др.
-
Похожие работы
- Декор в современной архитектуре Таджикистана
- Основы сохранения и использования памятников архитектуры и градостроительства Таджикистана в сфере историко-архитектурного наследия
- Архитектура Казахстана XX века
- Производственные и утилитарно-бытовые постройки и сооружения Таджикистана XIX-XX вв.
- Рисунок в профессии архитектора