автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Возникновение и становление культовой архитектуры на Ближнем и Среднем Востоке
Автореферат диссертации по теме "Возникновение и становление культовой архитектуры на Ближнем и Среднем Востоке"
од
МИНИСТЕРСТВО ПО ДЕЛАМ КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН .
ОРДЕНА "ДРУЖБЫ НАРОДОВ" НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ имени ХАМЗЫ ХАКИМЗАДЕ НИЯЗИ
; на правах рукописи • ! УДК 726.03(5-011)+72.011
ПОГОСОВА ИННА ЭДУАРДОВНА
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ НА БЛИЖНЕМ И СРЕДНЕМ ВОСТОКЕ
специальность - 18.00.01 Теория и история архитектуры реставрация памяти: :;ов архитектуры
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры
'ТАШКЕНТ 1996
РАБОТА ВЫПОЛНЕНА В ОТДЕЛЕ ИСТОРИИ ИСКУССТВ ОРДЕНА "ДРУЖБЫ НАРОДОВ" НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО й ИНСТИТУТА ИСКУССТВОЗНАНИЯ им. ХАМЗЫ МИНИСТЕРСТВА ПО ДЕЛАМ КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
академик АН РУз, доктор исторических наук Ртвеладзе Э.В.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:
академик АН РУз доктор икусствоведения Пугаченкова Г. А. кандидат архитектуры профессор Салахугдинов X.А.
ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ:
<р?£ С 6 «
Археологический институт АН РУз (Самарканд)
1996 года в
'/О
_ча с.
Защита состоится на заседании Специализированного Совета Д.092.11.01 по защитам докторских диссертаций при НИИ Искусствознания им. Хамзы.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке НИИ искусствознания им, Хамзы по адресу: 700029. Ташкент, пл.Мустакиллик 2. ■
Автореферат разослан "__" _1996 г.
Ученый секретарь доктор искусств.
Специализированного совета «¿Я Хамидова М. А.
Актуальность темы. История и культура Среднего Востока, привлекала внимание многих исследователей. Проводттмые в широких ¿асштабах с конца XIX в., и особенно в XX в., археологические «¡следования дали колоссальный фактический материал. Оки привели с открытию и изучению на больших плсда'-зх, тати выдающихся памятников эпохи.неолита и энеолита, ¡сак: Хаддилар и Чатал-Хююк [Малая Азия);. Амук, Мерсин (Сиро-Киликия); Иерихон (Палестина); Зжармо, Хассуна, Никевия (Северная Месопотамия); Т&лль ас-Савнан (Центральное Двуречье); Тепе Сиалк и Тепе Гуран (Иран); Джейтуя -I Песседяик депе (Средняя Азия). Эти исследования отражены в заучяых монографиях,• статьях и сотнях публикаций, один перечень которых составит не один объемный том. Однако, недостаточно разработаны некоторые, весьма важные проблемы, з частности, генезис, л эволюция культозой архитектуры, вопрос становления Храмовой \рхитектуры. Не исследован вопрос происхождения и развития культовой архитектуры в Средней Азии, еэ связи с культовой архитектурой Ближнего Еостока, где впервые возникают культовые,сооружения как особый вид архитектуры. Какие элементы планировки, какие цетали интерьера и его оформления были заимствованы ранней культовой архитектурой Средней Аг-пи или она целиком развивалась по замостоятальиоку пути? Не разрабатывалась л типология ранних культовых сооружений Переднего Востока и Средней Азии эпохи «богата, халколита. Нигде з литературе не даю четкого определения <рама и Храмовой Архитектуры и его отличия от культовых сооружений - святилиц, что затрудняет проведение классификац:таниого и типологического исследования. Поэтому, возникла необходимость в комплексном исследовании, посвященном проблеме происхождения и развития культовых сооружений Переднего Востока и Средней Азии, вопросам их отличия от ХрамоЕьгх сооружений..
, ,. .Степень изученности проблема. Существует несколько исследо-' ааний,в которых разрабатывались вопросы типологии и класскфикаг различных архитектурных сооружены"! Востока. Среди них _ выделяется монография, написанная немецким исследователем Эрнстом <айкрихом - "Храмы и святилища древней Месопотамии", в котором проводится анализ типологии и структур храмов древней Месопотамии, начиная с эпохи'позднего неолита. Анализ архитектуры дворцовых сооружений (ферма и функция) Междуречья эпохи бронзы была предпринята Я. Аль Халеси. З.А. Аршавсксй предпринята попытка выделить типологические схемы архитектурных сооружений эпохи
поздней бронзы и раннего железа Северной Бактрии. Вопросы формообразования и архитектурная типология сооружений античного времени Средней Азии рассматривалась только в исследованиях Г.А. Пугаченковой. По типология архитектуры средневековья известно фундаментальное исследование Л.Ю. Макьковской,которое имеет важ- . ное теоретическое значение. Основные его положения, и классификационные разработки могут быть, с известными коррективами,применимы и для более раннего времени. Вышеперечисленные исследования фактически единственные в области типологий и классификаций архитектурных сооружений Ближнего и Среднего Востока..
Целью диссертации является исследование генезиса и эволюции культовых сооружений, вообще, и храмовой архитектуры, в частности, на территории Передней и Средней Азии в эпоху неолита и хал-колита (энеолита),, что хронологически охватывает период X-ÏV тыс. до н.э. <
Основные задачи исследования определены,исходя иэ постулата об архитектуре, объектами (предметами) которой являются: сооружение в целом;. размещение • сооружения на территории . (генплан); распределение отдельных частей внутреннего пространства здания (собственно план здания); наружный облик всего здания и его интерьер, ' а также вопросы технико-конструктивного осуществления сооружения. Задачами диссертационного исследования таким образом стали:' - выявление типологических схем культовых сооружений-, -анализ средств и способов архитектурно-художественного решения культовых сооружений (интерьер и экстерьер) в сравнении с' жилыми .постройками и в среде жилой застройки; '- исследование местоположения культового сооружения.® среде жилой застройки, иерархии культовых сооружений в связи с социальными изменениями; - рассмотрение уровня•развития строительной техники.
Источниковедческой базой исследования стали материалы археологических раскопок, опубликованные в следующих изданиях: Вестник древней истории; Труды Шно-Туркмениставской археологической комплексной экспедиции; Свод археологических источников; Anatolian Studies; South Asian Archaeology; Palestine Exploration Quarterly; Revue d'assyriologie; Studies in Ancient Oriental Civilization, а также в ряде монографий.
Научная новизна заключена в том, что впервые в науке под-. робно, разработана архитектурная типология культовых сооружений и храмовой архитектуры эпохи неолита-энеолита по общепринятой ар-
-о - • .
хеологической периодизации народов Переднего Востока' и Средней Азии. Рассмотрены взаимовлияния на пространственную структуру культовых сооружений, а также определены типологические корни культовой архитектуры Средней Азии. ' * . —
Метод исследования представляет стбой всесторонний системный анализ, который прэдподагаат.1 отбор материала, систематаэа-' ци» по количественному и качественному признакам, анализ к аналогии, и синтез, основанный на трех предпестзуюц:« позициях. За. основу анализа принято положение об архитектурной типологии, как включающей "черты не только конструктивно-технического и функци-!■онального, но и эстетического порядка" и не существующей вне хронологических ремок, социальна- экономических ситуаций и человеческой культуры.
Практическая ценность работы. Результаты исследования ;*>огут быть использованы в обобщающих трудах, при написании соответствующих разделов, посвященных историк архитектуры народов Ближнего и Среднего Востока, Узбекистана, а специальных работах, посвященных истории, культуре к архитектуре древних народов Среднего Востока, з лекциях по история архитектуры.
Апробация работы. Результаты исследований и отдельные положения диссертации докладывались: на Всесоюзной научной конференции "Проблемы истории архитектуры" (Суздаль, 1990); Международной конференции "Средняя Азия и ш-грозая цивилизация" (Ташкент, 1962); конференция; "Художественная культура: элита и кассы" (Ташкент, 1992); научной конференции "Искусство Узбекистана: древность, средневековье, современность" (Ташкент, 153Б); семинарах в Институте искусствознания им,- Хамзы (Ташкент, 1990-1995). '
По теме диссертации опубликовано и сдано а .печать 10 печатных, работ. " ' ' Структура работа. Диссертация состоит из введения, трех глав,, заключения и списка литературы. Приложение включает альбом иллюстраций, юрты, схемы, и табличные материалы,
КРАТКОЕ ССДЕЯЕА.ЧКЕ РАБОТЫ
Введение содержи? обоснование актуальности избранной теш, представлена степень изученное?;! проблемы, с$<с-рмуд5!рсвакы цель и задает работы, показана научная новизна и практическая злаки-
- в -
мость работы, характеризуется источниковедческая база, обозначены временные к территориальные границу исследования.
Хронологические границы диссертации охватывают весьма значительную по протяженности эпоху с конца X тыс. до н.э. и вплоть до начала III тыс. до н.э., что по общепринятой археологической периодизации соответствует эпохам неолита, энеолита и ранней бронзы. Выделены три периода в развитии культовых сооружений! I ПЕРИОД. 10000-7000 гг. до н.э.; II ПЕРИОД. 7000-5000 гг. до Н.э.; III ПЕРИОД. 6000-3000 гг. до н.э.
Не случайно выбрани и географические границы диссертации -Передняя Азия, Двуречье, Средняя Азия. Именно, в Передней Азии впервые возникает особый тип общественных зданий - культовые сооружения, уже на ранних стадиях выделяющиеся в среде жилой застройки рядом признаков, а также интерьером и декором. Несколько позднее, происходит процесс, возникновения и становления культовой архитектуры в неолитических обществах юго-запада Средней Азии. Это позволило выявить обп^гй закономерный процесс эволюции культовых сооружений на большом географическом пространстве от Восточного Средиземноморья до юга-запада Средней Азии включительно.
ГЛАВА I. ПЕРИОД I. ЗАРОЖДЕНИЕ КУЛЬТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ
БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА (эпоха мезолита, раннего неолита X-YII тыс.до н.э.).
Рассматривается культурологический базис возникновения и развития культовых сооружений. Наличие имеющегося материала позволяет говорить о возникновений культовых сооружений исключительно на базе оседло-земледельческих хозяйств и соответствующей ей форме религиозных представлений и верований. Дивергентность уровня развития общества, духовной жизни, мировоззренческих представлений создают неравномерно распределенные предпосылки к возникновению культовых сооружений в различных регионах'рассматриваемой территории.
Земледелие впервые появилось (по 'последним археологическим данным) в предгорных районах Верхней Месопотамии, э&тем в Иорда-.но-палестинском регионе и Малой Азии. Здесь отмечены ранние формы окультуривания злаков и доместикации животных. В такой же последовательности отмечается возникновение наиболее древних .стационарных поселений с сырцовой архитектурой, среди которой
уже можно выделить начальные фарш ¡культовых сооружений, отличительные признаки которых! наличке в сооружении значительного количества культовых и вотивных прг-дметов; долговременное существование сооружения на одном и ток же месте; практически в тех гн? самых пределах; центральное местоположение в структуре поселения; более крупные размеры, по сравнению с размера.« блиэле&зг?!:: зданий, что проявлялось в увеличении прочности cr^u гтлем сооружения их двойной толщины; определенная крсстраяотишач рр:»вта-ция.
В основу классификации пространств, связангшх с cporí'inut-ri культовых и обрядовых действий, ложтт "ощ>щ*глтяэ" ov:ikí~ ния - от общего к частному, и от низшего к выеягеку. Дла типгло-гической классификации, как наиболее употреби1 мс и .ютлтине приняты термины условной систематики, используете т? -ачнку ir гичесной науках, в связи с отсутствием яодоСшх ж агггягктгр*, как то вид, род, отряд, класс, отдел, тип (сг.еиз *:):.. <*
Первичная кяасафгкация эдакий по назначзюго п&ззоыэгт делить в типе жилых и общественных зданий архитектурные пространства, связанные с проведениями культовых церемоний - САКРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО, ДОМАШНЕЕ СЭ.СЙНОЕ С8ЯШШ£ И СЕЯТШЗЗЦЕ РОДА. Существует еще одна группа культовых сооружении связанных с обрядами и обычшши захоронений покойников - это тип P.orP¿EAJ¡bHbK СООРУЖЕНИЙ, который не является характерные для исследуемого времени и поэтсму не рассматривается.
САКРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО представляет сс-Осй участок зоны однокамерного жилого помещения, в котором отмечается кснцэЕтрэцп сакральных, культовых и вотишых п,-.дметов (-зоо и антропоморфные фигурки, чаще всего изображения женщин; черепки посуды; фрагменты- скелетов хищных или копытных животных и т.д.), ив котором ровершались определенные обрядовые действия (приносились мертвы' orino, илиJ его символу, олицетворенному у больЕ»шства народов в образе женщины, совершались обряди с целью ухилссгпзить .духов предков), (¡вязанные с благополучием конкретной семьи.
Д0МА1ШШЕ СЕМЕЙНОЕ СЕЯТЙЛЩЕ - более разработанная í^pua архитектурного пространства, связанная с обря.яогчмп, вуль-тт-ими действиями. Это отдельное помещение в многокамерном яилом сооружении. В этом помещении разьеяргеся особые сСъзчгн спирального характера захоронения, вотиыше, •.• и/лли сакральные
предметы, возможно наличие очага. Семейное сьагхшя связано с
обрядами поклонения домашним и семейным культам каждой конкретной семьи рода. Вполне вероятно, что эти помещения ' носили не
I ПЕРИОД Схема 1
ТИП
ЖИЛЫЕ ЗНАНИЯ
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
ОТДЕЛ
КУЛЬТОВЫЕ
акт жения
КЛАСС
САКРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
ДОМАШНЕЕ СЕМЕЙНОЕ СВЯТИЛИЩЕ
СВЯТИЛИЩЕ РОДА
РОДОВЫЕ ГРОБНИЦЫ
ОТР5ЗД
ОДНОКАМЕРНОЕ
МНОГОКАМЕРНОЕ
род
-|подпрямоугольное||-
АМОРФНОЕ |-[
ПРЯМОУГОЛЬНОЕ
КРУГЛОЕ
АМОРФНОЕ
ПОДПРШОУГОЛЬНОЕ
ч
ПРЯМОУГОЛЬНОЕ
КРУГЛОЕ
I АНФИЛАДНОЕ-]] | ДЕНТРАЛЬНОЕ Д НЕРЕГУЛЯРНОЕ
ЗАЛЬНОЕ
только культовый характер. Рассматриваемый нами период - время Родоенх объединении. Нуждающиеся в проведении культовых церемоний, связанных с проблемами рода, коллективы кровных родственников создают сооружения, способные вместить'в себя всех многочис-
ленных участников церемоний - СВЯТШЩЕ РОДА, в дальнейшем СВЯТИЛИЩЕ.
СВЯТИЛИЩЕ - отдельно стоящэе сооружение примитивного плана с функциями общественного характера; выделяемое в среде жилой застройки рядом характерных признаков. Оно представляет собой еще более совершенную форму архитектурного пространства, связанного с проведением культовых, обрядовых действий. Сеятилищ« является основным промежуточным звеном в процессе перехода к храмовой архитектуре. Уровень религиозных представлений того времени еще не требовал специально обученного персонала для проведения культовых церемоний и сложных обрядовых действий, поэтому святилища представляют собой самостоятельные отдельно столшие сооружения примитивного плана, с разной схемами композиций.
В основу типологического деления"святилища положен основной' элемент архитектурной композиции - объемно-пространственная структура, отражающая самые характерные приемы пг»ектированкя своей эпохи, что соответствовало на этом этапе простейшим архитектурным формам (прямоугольник, круг и т.д.) и схемам композиций интерьера, среди которых для первого периода: нерегулярная или беспорядочная, где не наблюдается принципа соединения различных помещений; зальная, где все функции здания сосредоточены в одном помещении; центральная, с группировкой меньших помещений вокруг большего, главного; анфиладная, где помещения расположены одно за другим.
Второму основному элементу архитектурной композиции - тектонике, как художественному выражению конструктивных систем, в этот период уделяется мало мыдан; •', что, по видимому связано с уровнем строительной техники данного периода. Это период становления архитектурной практики, основанной на взаимосвязях конс-..трукций и материала. Выделяются две конструктивны® системы: сте-'новая и каркасная.
Из строительных материалов используются необработанный камень, глина, тростник и дерево. Дерево (и тростник) шло, в основном, ' на создание перекрытий. -Дерево использовалось и з качестве несущей конструкции в таим широко распространенном типе каркаса стоечио-балочной системе. Камень и глина в виде тауфз (необработанные куски глины) или наформованного кирпича, зачастую с саманными добавками, используются в стеновой сиегаю и в качестве заполнения а каркасных системах. Отмученная гайка $пог-
ребляется для обмазки внутренних конструкций и в качестве связующего раствора.
В данный период не огыечаагся существенные отличия в организации интерьера святшшца от внутреннего пространства жилого сооружения. Иь средств архитектурного в художествэнного выделения иотерьера сьятшшщ этого периода можно отметить изменение Ьбц&й"композиции внутреннего пространства за счет изменения высоты сооружения, несЭычнуи окраску, а тзк.«э, в некоторых случаях, "коараьый" геометрический орнамент, располагающийся "стихийна", без выделения ¿инструктивных элементов сооружения (схема 2).
ПЕРИОД I • Схема 2
сбягшэде
архитектурные пространствам, связанным с проведением обрядовых и культовых действий и находящихся в жилых сооружениях, рассмотренные выше классы Сакральное Пространство и Домашнее Семейное Святилище подразделяются на подвиды: с очагом, с захоронением, с культовой ниш&й, позднее, с алтарем. Они присутствуют во всех трех рассматриваемых периодах, практически без изменений.
Первый и второй периоды недостаточно полно представлены архитектурно - археологическими материалами. Публикации носят, я основном, описательный характер Без основных размеров, точных мест находок. Поэтому, наш дается обобщающая хгрзктеристлла культовых сооружений этого перисда. Возможно, появление, более детальных материалов, внесет некоторые коррективы в 'предлагаемую наш типологии или классификацию.
ГЛАВА II. ПЕРИОД II. СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ
* (эпоха среднего неолита VII-V тыс. до и.о.).
Дальнейшее распространение форм производящей зкснсу,ап наа-людается в районах Малой Азии, на территории средней L'eccnora-мия. Появляется первая земледельческая культура на х»го-галере Средней Азии - Джейтунская. Она же Занимает и крайнее восточное " положение з ареале' распространения культовых сссру/енпй рассматриваемого периода. .
Утвердившшся, на основе "сложившейся экономики" производя-, щего тала, уровень жизни, создал условия для дальнейшего р.азьл-тпя и укрепления религиозных представлений. Урозень развития р&- , лигиоэных представлений второго периода, социальные требования и развитие материально технических возможностей создаст предпосылки для становления культовых сооружений не принадлежащих, пока еще конкретному божеству, а для проведения всего' разнообразия культовых церемоний, характерны:; для данной человеческой группы.
Общими чертами для второго периода на территориях Ближнего Востока и Средней Азии являются: повсеместное наличие сакрзльных пространств или домашних (семелкы. , святшннц; генетическая сеязь » планов культовых сооружений с планами жилых домов. На юго-западе Средней Азии эволюция культовых сооружений "копирует" их развитие на Ближнем Востоке с выделенными ранее признаками, выявленной типологией и классификацией. На. территориях о развитой стро- . ительной традицией жилья наблюдаются изменения 2 планировочных структурах культовых сооружений!..
Остается практически! неизменной система соподчинений типов здании но, происходят сущестаенные иэиев'екия внутри классов (схема 3). В регионах опережающих остальные области, в социально-экономическом и культур нем развитии, происходят измоненкя, • зак-пючзющиеся в усложнении структуры культовых сооружений, глк внутри, так и so взаимосвязи друг с другом. Появляется "ие^ргк-
- 12 -
11 ПЕРИОД Схема 3
ТИП
ЖШЕ ЗДАНИЯ
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
отет
КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ
КЛАСС
САКРАЛЬНОЕ ДОМАШНЕЕ СЕМЕЙНОЕ | РОДОВЫЕ
ПРОСТРАНСТВО СВЯТИЛИЩЕ ГРОБНИЦЫ
СВЯТИЛИЩЕ РОДА или П...СВЯТИЛИЩ РОДОВ
КУЛЬТОВОЕ СООРУЖЕНИЕ СОША РОДОВ, ПРОТОХРАМ
ОТРЯД
ОДНОКАМЕРНОЕ
т
МНОГОКАМЕРНОЕ
РОД
КРУГЛОЕ
ПОДПРЯМОУГОЛЬНОЕ
т
ПРЯМОУГОЛЬНОЕ
| АМОРФНОЕ |
вид •
ЗАЛЬНОЕ
| АНФИЛАДНОЕ
ЦЕНТРАЛЬНОЕ
НЕРЕГУЛЯРНОЕ
П.-.НЕФНОЕ -
Н Е
ОБРАЗНОЕ
хия" культовых сооружении в плане их значимости для определенного количества народа, как то семья, род, союз родов, племя. Возникают такие классы культовых, сооружений, как п.. .СВЯТИЛИЩ .РОДОВ, И КУЛЬТОВОЕ СООРУЖЕНИЕ СОЮЗА РОДОВ или ПЛЕМЕНИ, ПРОТОХРАМ. :.
- 13 - ■
Остается неизменным отряд и род, но увеличивается количество видов культовых сооружений. К схемам внутренней организации, добавляются: Т-ОБРАЗНАЯ, с Т-образным расположением помещений и П...НЕФНЛЯ схема, о продольным делением внутреннего пространства здания, в основном, на три части.. Последние планирсво'-щыэ. решения, откристализованные во времени, являлись прототипами ХРАМОВ. ' КУЛЬТОВОЕ СООРУЖЕНИЕ СОША РОДОВ, ПРОТОХРАМ, мало кеи отли-
чается от святшшпд рода, как по типологическим схема*, так п по местоположению в структуре поселений. Но, это культовое сооружение располагается в поселении,_ являющимся доминантой по своему ■ географическому положению или наличии торговых путей, по занимаемой им площади или является центром сельскохозяйственной окру- » ги, хотя, сама по себе, та еще мало чем отличается от соседних-, поселенки.
Социально-экономическое развитие общества, повышение благосостояния отдельных* родовых или племенных коллективов создает, на основе старых традиций, новые каноны для культоЕ-ых сооруже-0 ,.ний. Отсутствие необходимости .в сложной планировочной структуре (в связи с недостаточной еще развитостью культовых церемоний, . незначительным числом служителей кужьтсяз и т.п.'), и в то т Ере-мя, усложнение, по сравнения с первым периодом, мнропоззренчес-ких и религиозных представлений, приводят не столько к архитектурно- типологическому изменению культовых сооружений, сколько' к дальнейшему развитии интерьера и внутреннего декора этих сооружений (схема 4).
Культовые сооружения развиваются как бы "экстенсивно".. Интерьер становится, -воплощением -некоторой суммы идей и знаний, * ' выражением культурных и жизненных ценностей. Настенные росписи первого периода, представляли собой полихромный, примитивный орнамент, простые'и доступные геометрические росписи, которые нес-' ли зстетичэЬкке функций и были стихийно расположены на плоскости стены. Второй период - время возникновения монументальной_живо-писи сакрального характера со сложными композиционными сюжетными . росписями,связанными с мировоззрением и духовными традициями создавшего их народа. Композиции имели между собой определенные отношения в архитектурном пространстве, передаваемые на условном языке,. которым владел художник и, очевидно, понимала его аудитория. Изображения образуют теперь идейно-художественное целое, компонентами которого являются конкретные непосредственно опоз-
наваемые формы, идеограммы, геометрические знаки и символы (пиктографическое письмо?), и стилизованный геометрический орнамент. Сложные сюжетные, композиционные, символические и знаковые изображения несут не столько эстетические функции первого периода, сколько образовательные, коммуникативные, социальные, познавательные и, безусловно, магико-религиозные функции.
а ПЕРИОД II Схема 4
СВЯТИЛИЩЕ
ИНТЕРЬЕР, I ¡УБРАНСТВО ИНТЕРЬЕРА|
ЭКСТЕРЬЕР
УКРУПНЕННОЕ ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО
СТОЛ ДЛЯ ПРИНОШЕНИЙ СУФА СТЕННЫЕ ВЫСТУПЫ
1 1 1
¡КУЛЬТОВАЯ [ НИША ОЧАГ 1 /АЛТАРЬ 1 ВНУТРЕННИЙ ДЕКОР .
УКРУПНЕННЫЙ ВНЕШНИЙ ОБЪЕМ
КОНТРФОРСЫ 1
ВНЕШНИЙ ДЕКОР
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ
НЕОБЫЧНАЯ ОКРАСКА
ТЩАТЕЛЬНАЯ ' ОБМАЗКА
ОБМАЗКА СТЕН
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ
СКУЛЬПТУРЫ /ФЕТИШИ
То есть, искусство интерьера культовых сооружений становится важнейшим звеном в процессе закрепления и передачи культовой ' информации. Оно несет повышенную смысловую нагрузку, связанную с характером отправляемых культов.
Композиционная система, трактовка форм, выбор цветовой гам-
мы, масштаб основных и второстепенных частей ухе тесно связаны с композицией всего сооружения в Целом. Линией движения композиционных фигур создаются попытки передать перспективу. Отмечается продуманное, сочетание изображении, разных по колориту и росписям на стенах, перекрытиях и опорах, что может создать зрительное впечатление большего объема в сравнительно малом здании. Это период зарождения И развития архитектурного и художественного выделения .культового сооружения и конструктивных систем.
В отличие от первого периода, наблюдается зарождение дифференцирования бытовых очагов и алтарей. Это, по-видимому, такие связано с усложнением культовых представлений.
Наряду с этим, наблюдается дальнейшее развитие строительных традиций в районах, с установившимися формами оседлого хозяйствования. Происходит почти повсеместный переход от наформованного к формованному кирпичу-сырцу.
На юго-западе Средней Азии применяется тауф и протокирпич, размеры которого не находят прямых аналогий с кирпичами Ближнего Востока; Не происходит изменений в стеновых и стоечно-балочяых конструктивных системах, которые для данных регионов и рассматриваемого периода являлись оптимальными.
Таким образом, из приведенного выше анализа очевидно, что на территории Ближнего Востока продолжается развитие культовых сооружений, причем, в основном ."экстенсивное", связанное с социально-экономическими изменениями, и как следствие этого, культурными. Разнообразие планировочных форм, характерное для культовых сооружений Ближнего Востока говорит о еще не выработанном архитектурно-планировочном каноне, который на данном этапе заменяется насыщением здания семиотичностыо и знвковсстью изобразительных форм,. меняющихся в связи с потребностями конкретных культов.
.Юго-запад Средней Азии развивается по правилам первого периода, выведенным для Ближневосточного региона.
ГЛАВА III. ПЕРИОД III. РАЗВИТИЕ КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ, ПОЯВЛЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ХРАМОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ (эпоха позднего неолита и раннего энеолита V-IV тыс. до н.э.).
К концу пятого тысячелетия, при патриархальном строе, при развивающемся расслоении на богатых и бедных, при наличии сво-
бодных и рабов, в результате экономического и социального развития земледельческая цивилизация Переднего Востока достигла своего расцвета.
В связи с неравномерностью развития регионов-, наряду о человеческими обществами, .подошедшими к этапу протогосударственных образований (Средняя и Нижняя Месопотамия), продолжают существовать территории о родоплеменными традициями (Средняя Азия), Про-тогосударственныэ образования характеризуются различными типами поселений, периферийными сельскохозяйственными и центральными административно-культовыми; имущественным расслоением? зачатками централизованной военной организации} зачатками управленческого аппарата; государственной собственностью, Промежуточное положение занимают районы Верхней Месопотамии, юго-восточной Сирии, ; Палестины и Малой Азии. ,
Важную роль во всех регионах," продолжают играть'САКРАЛЬНЫЕ ПРОСТРАНСТВА и ДОМАШНИЕ СЕМЕЙНЫЕ СВЯТИЛИЩА. '
На территориях с развитым социально-экономическим отроем происходит усложнение религиозных представлений, приведшее к возникновению класса сверхъестественных существ - Богов, которые, в отличие от духов, воплощавших множественность объектов природы и социальных связей, персонифицировали важнейшие стихии ' или социальные функции. В связи с существованием различных "номов" (округов) в пределах локальных территорий, наблюдается единовременное существование различных главных божеств, которые-' взаимодействовали друг с другом в зависимости от отношений между городами-государствами, покровителями которых .они и являлись.. . < Все эти персонажи высшей мифологии составляли сложный пантеон со ■) своими взаимоотношениями и родственными связями,которые способе- I твовали созданию религиозно-мифологических систем.
На территориях, которые отстают в социально-экономАеском и , культурном развитии, культовые представления остаются на уровне, второго периода. То же можно сказать и о культовых сооружениях. К таким регионам следует отнести, прежде всего, юге-запад Сред-. ней Азии. Здесь складывается определенная архитектурно-планировочная структура, отвечающая организованному внутри нее социальному процессу и основанная на идейно-эстетических концепциях своего времени.
Усиление роли божеств в жизни человеческих коллективов с , развитым уровнем хозяйствования и укрупнение их в плане сверхъ-
естественных возможностей, привело к изменениям в характере культа. Происходит усложнение обрядовых действий. Культы становятся эзотерическими, тайными, доступными лишь немногим избранным, а также непосредственно отправителям Культов. Количество культовых служителей, прислужников, официальных лиц, зависимых людей и рабов, выполняющих свои функции в соответствии со статусом божества, колеблется в зависимости от его роли в жизни человеческого коллектива. Для обеспечения последних материальными ресурсами становится ,необходимым наличие ремесленников и рабочих. Усложнение культовых церемоний, недоступных или частично доступных широкому 'кругу лиц, участие значительного количества людей.в деятельности, направленной на "заботу" о божестве, а также в главных и второстепенных церемониях, посвященных божеству, привело к необходимости создания сооружений соответствующих . этим социальным требованиям. В связи с этим, наблюдается превращение простого СВЯТИЛИЩА в сложное, многокамерное сооружение с ВНУТРЕННИМ СВЯТИЛИЩЕМ, доступным лишь,для жрецов И избранных.
Таким образом, ХРАМ в широком смысле слова - хозяйственная организация с внутренней упорядоченностью, иерархичностью и ■ взаимодействием структур, совокупность действий которых ведет к реализации программ с целью выполнения религиозных обрядов на основе определенных правил и процедур.
ХРАМ в узком смысле слова - ХРАМОВАЯ АРХИТЕКТУРА,- искусственно организованная' (согласно канонам данного времени) материальная среда, необходимая для существования храмовой организации, сети устойчивых и упорядоченных связей между структурными элементами, которые характеризуются специфичной деятельностью и соответствующим ей разделением труда, и направленные в конечном 4 итоге на почитание божества.
Святилища первых двух периодов не имели сложившуюся архитектурно-планировочную систему и были генетически связаны с планами жилых домов, отличавшихся произвольней планировкой, подчиненной бытовым запросам и границам земельных участков, и еще не завершивших свое формирование в определенную архитектурно-типологическую схему.
Появившаяся же архитектура ХРАМОВ, уже следует определенным типологическим и объёмно-пространственным канонам, сложившимся к . III тыс, ■ до н.э. По типологическим признакам это трехчастная ..схема с продольным или поперечным центральным святилищем и с
- 18 III ПЕРИОД
Схема б
ТИП
ЖИЛЫЕ ЗДАНИЯ
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
ОТДЕЛ
КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ
КЛАСС
САКРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
ДОМАШНЕЕ СЕМЕЙНОЕ
сеяшщЕ '
РОДОВИЕ ГРОБНИЦЫ
СВЯТИЛИЩЕ РОДА
ПРОТОКРАМ
X
ХРАМ
ОТРЯД
.ОДНОКАМЕРНОЕ
Т
МНОГОКАМЕРНОЕ
J
МНОГОКАМЕРНОЕ.
РОД
КРУГЛОЕ
1
ПРЯМОУГОЛЬНОЕ
ПРЯМОУГШЬНОЕ
ВИД [—
ЗАЛЬНОЕ
А1ШЩНОЕ
I п. ..НЕФНОЕ ¡Н
а__I!
ЦЕНТРАЛЬНОЕ
НЕРЕГУЛЯРНОЕ
^ Т-ОЕРАЗНОЁ \
3-Х ЧАСТНАЯ ♦ ПРОДОЛЬНЫМ ШИ ПОПЕРЕЧНЫМ ЗАЛОМ
С ТРАНСЕПТАШ И Т-8 ОБРАЗНЫ,! СЕЯТИЛЛШЕМ]
трансептами и Т-образным свлтшщем (схема 5). Происходит кано-низацил структуры и фор^'ы интерьера и декора, как внутреннего, так и внешнего (схема 6).
В системе жилой застройки Храш выделялись монументальность;} сооружения, надоленного собственно- значимым содерлшшем,
- 19 -
ПЕРИОД III Схема 6
храм
интерьер, убранство интерьера
экстерьер
з—
i стол для iжертвоприношений
алтарь!
монументальность внутреннего пространства i
¡стенные!
выступы
КОНТРФОРСЫ
ступени портала
высокая11 вытайя 1 платформа |1 шлычг | в основании у 1й-хи1
3_
культовая i¡внутренний! ниша || декор i
монументальность« 1бяегйпя»
внешнегообъема ДЕКСР
iмонументальная' I топись
i штукатурка!
оформление алтаря
мозаичные пано
статуарные изображения
отделка пола
3-
штукатурка
1.
вдаика
художественное
офоршшнйе входной части
облицовочные шшты
цветные панели
членение пластическими средства»®
которое воплощенно в величавой пластической форме. Высокий подиум-терраса в основании, построенный на развалинах предыдущих культовых сооружений стал наиболее эффективным средством защиты
-азот наводнений и композиционным приемом выделения сооружения из окружающей застройки.
Несколько позднее отмечается возникновение ХРАМОВЫХ КОМПЛЕКСОВ, которые представляют собой пространственные композиции, включающие ХРАМ, прочие культовые и хозяйственные постройки, окруженные, реже не окруженные оборонительной стеной.
Храмы строятся из формованного прямоугольного кирпича, использование которого открыло возможность регулярной модульной кладки и геометрической упорядоченности планировки. Обожженный кирпич применялся редко, в рассматриваемый период только как облицовочный материал для сырцовых конструкций. Балки из привозного ливанского кедра, позволяли перекрывать залы шириной 7-10 м. Здания штукатурились алебастром, стены расписывались, украшались мозаикой из фигурных керамических гвоздей.
Это период возникновения и утверждения таких конструктивных закономерностей как: четкое выделение основных тектонических частей, разрабатываются специфические средства выразительности стены, особая трактовка деталей, изменение их размеров и пластической моделировки соответствующей конструктивной массивности нижних и легкости верхних частей сооружения.
Юга:-западные районы Средней Азии развиваются по канонам второго периода.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Опираясь на анализ архитектурно-археологического материала, в комплексе с мировоззренческими, культовыми представлениями и на уровень социально-экономического развития, нами был выявлен эволюционный ряд пространств, связанных с проведением обрядовых, культовых действий: САКРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО -> ДОМАШНЕЕ СЕМЕЙНОЕ СБЯТМЛШНЕ -> СЕЯТИЛЩЕ РОДА (СВЯТИЛИЩЕ) -> СВЯШЭДЕ СОЮЗА РОДОВ или ПЛЕМЕНИ (ПРОТОХРАМ) -> ХРАМ -> ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС.
Установлено, что развитию культовых сооружений предшествовал длительный этап развития общества, а базой их возникновения явилось хозяйство производящего типа и вознюзювенмг поселений стационарного характера. Культовые сооружения, развившись з непосредственной связи с изменениями в социально-экономической жшмш и кшрсв.-зэрекческих представлениях человеческих коллективе». Эгот факт позволил ниделить три периода в развитии куль го-
вых сооружений эпохи неолита, халколита и ранней бронзы.
I период, 10000-7000 лет до н.э. - возникновение культовых сооружений примитивного плана, и "аскетичного интерьера". Наличие определенных строительных традиций в архитектурно-художественном решении культового сооружения, в том числе: "неорганизованный" декор, . "ковровый" архитектурный орнамент, не выделяющий элементы архитектуры.
.II период, 7000-5000 лет до н.э. - развитие культовых сооружений примитивного плана. Насыщение их интерьера знаковостью и семиотичностыо. В культовых сооружениях этого периода впервые возникает монументальная жйвопись, которая характеризуется сложным сюжетным и композиционным содержанием. Композиция, масштаб и колорит соответствуют архитектурной композиции внутреннего пространства сооружения. Отмечается архитектурно-декоративное выделение конструктивных частей сооружений.
III период, Б000-3000 лет до н.э. - появление.Храмовых соо-, ружений с канонами объемно-пространственной, планировочной структуры и строением интерьера. Появляются художественные приемы, и правила,следование которым является обязательным или желательным при строительстве Храмовых сооружений.
Выявлено, что Храмовые сооружения возникают только на базе предгосударственных или протогосударственных образований, которые характеризуются определенными признаками: территорией с различного типа поселениями, сельскохозяйственной периферией и городской доминантой; имущественным расслоением; высоким уровнем техники и профессиональной специализации; зачатками военной организации и управленческого аппарата; государственной собственностью.
Впервые была разработана типологическая классификация композиционных схем интерьера, определены способы придания сакраль-ности архитектурным пространствам, связанным с проведениями культовых, обрядовых церемоний.
, Были проанализированы способы и методы оформления интерьера культовых сооружений, а также варианты решения декора, как внутреннего, так и внешнего.
На основании анализа представлений древних о Храмах, зафиксированных в литературных источниках, и на основании проведенных исследований впервые было дано определение Храмового организма, и Храмовой архитектуры.
"Наряду' с этим, было прослежено развитие строительных традиций.
Попытка ответить на вопрос происхождения культовых сооружений юго-запада Средней Азии как результата миграции идей или конвергентное™ развития, пока находится в стадии гипотез,, так как однозначно дать ответ на этот вопрос, на основании имеющегося материала, пока затруднительно. Вместе с тем, не вызывает сомнения факт определенного влияния на материальную и духовную культуру земледельческих оСщесхв юго-запада Средней Азии более развитой культуры Переднего Востока,.
Основные положения диссертации; опубликованы в следующих работах;
1. Годлевский H.H., Погосова И.Э. Парфенон: метрический анализ соразмерностей стереобата (К вопросу о сакральной информации в архитектуре) // Проблемы истории архитектуры: Тезисы докладов всесоюзной научной конференции.- м., 1990.- С. 80-61.
2. Погосова И.Э. К вопросам астральных культов древности //Элита и массы: художественная культура: Тезисы докладов научной. конференции.-Ташкент, 1992.- С. 23-31,
3. Погосова И.Э., Нияэов А. Исследование памятников архитектуры по их взаимному расположению к ориентации // Средняя Азия и мировая цивилизация: Тезисы докладов международной конференции." Ташкент, 1092.- С, 115-118.
4. Погосова И.Э. Нияэов А. Солнце и Афинский Акрополь // Маскан.- Ташкент, 1992.- 117,8.- С. 18-24.
Б. Годлевский НЛЬ, Погосова И.Э. Мера и число в Парфеноне // Маскан.- Ташкент, 1902.- N1.- С. 10-13.
■" ;('!г.чтаиа И.Э. Сакральная информация в ориентации храма-вик сооружений (на пршлере храма Митры в селении Ай Ханум) // Маскан.- Ташкент, 1993,- N3,4.- С. 4-7.
7. Погосова И.Э. К вопросу происясад/яия и периодах разви-. тия культовых сооружений Ближнего te ütwhiwsbQ'i Востока // Искусство Узбекистана: древность, средневекоьье, современность: Тезисы докладов научной конференции.- Ташкент, 1995,- Вып.I.- С. 32-34.
5. Погосова И.Э. Генезис и эволюция монументальных настенных росписей Ближнего с Среднего Востока // Искусство Узбекистана: древность, средневековье, современность: Тезисы докладов научной конференции.-Таакект, 1S35.- Eun.II. - С. 55-52.
- 23 -ХУЛОСА
Такдим этилган тадцикотда зрзирга вактда етарлича шплаб чи-килмаган генезис ва ибодатхоналар маъморчилигининг ?эгариб бариш каби мухим муаммолар., саройлар меъморчилиги, 5рта Осиёда- бу ¡¿еъ-морчилигининг кедиб чккиш ва ривожланиши, унинг Якин Шарц ибодатхоналар меъморчшшгига боглиушги масалалари к?риб чикилади. Бу ерда ибодатхоналар иншоотлари биринчи марта ?зига хос муайян анъаналар куркншида б?лган махсус меъморчшшк сифатида, иново-отларни меъморий-бадинй усуллврда куриш болида пайдо Сулган.
Асосий, дастлабки коида -иншоот умуман олингаида меъморчи-ликнинг объекти х;исобланади; иншоот худудда жойлаштирилади (бош режа); бино ички майдонлариншц1 айрим цисмларини тацсимлаш (бино режасинияг узи); бутун бинонинг ташк,и куриниши ва ички киёфаси, шунингдек йнпгаатни техник-кокструктив жотдтдан цуриш масалалари диссертация тадкицотининг асосий' вазифаларини белгилаб барди: ибодатхона иншоотларининг типологик чизмаларини аниклаз; ибодатхона иншоотларининг (ички ва ташки) тураржой биноларнга нисбатан ва тураржой орасида меъмсрий-бадий жи^атдан хал этиш воситалари ва усулларини тахдаи эти®; ибодатхона иншаотининг тураржой бкно-лари нчидаги манзшш, - ижтимоий узгаришлар юз беришй муносабати билан ибодатхона иншоотларини ва хилларини таджик к,идиш; курилит техникаеининг на;адар тара-да"! этганлигини куриб чиниш.
Олинган натижзларга асослаиган хрлда ибодатхона иншоотларининг тараккий этиш даврлари белгиланган.
Диссертацияяинг биринчи ва иккинчи боблари илк ибодатхона плюотларгаш тшушл ^илияга (типологияси, меъморчилик композицл-ясининг таркибнй кисмлари, ибодатхона 5ШШ00тларини меъморий-ба-дий усулларда куриш. курилш техникаеининг савияси) ва жамиятда юз берадиган ижтимоий-кктисодий ва ибодатга оид Узгаришлар бор-лиги муносабати билан уларнинг ривожланишш'а баришланган. Ибодатхоналар иншоотларининг пайдо б^лиш ва ривожланяшшнинг ижтшо-ий омшшарига тегетши масалалар к?риб чинилади. Учинчи бобда ибодатхоналар иншоотларининг пайдо б^лиш сабаблари та^ил кнлина-дп, кадим ва илк ибодатхона иншоотлари типологияекга тазллукли масалалар тадкиц килинади, ибодатхона меъморий-бадий жщатдан хал э.тиш усуллари, меъморчиликка дойр композяциянннг тзркибий кисмлари ва иу боскичга тегишли курилиш ишларининг канчалте та-ра^кий этганлиги к?риб чикддади. Тед^икот натижаларп у,ар бир бобдаги хулосаларида умумлаштирилган.
Хулосада диссертация тадкикотларига якун ясалади ва ибодатхона иншоотларининг келиб чикиши ва тарадай этиш хамда ибодатхона меъморчшшгининг едгар топиши б^йича х;ар тарафлама хуласа-лар чикарилади.
SUMMARY
In the thesis submitted for consideration are examined such insufficiently elaborated but extremely inportsnt problems as
- 24 - . .
genesis and evolution of cult constructions, formation of temple architecture, origin and development of ctilt architecture in the Central Asia, its relation with cult architecture of the Near East, where the first cult constructions appeared as peculiar architecture with definite traditions in the type,. in architec- . tural and artistic ways of solution the form. ,
Principal propositions that the object of the architecture is a construction as the whole, location of the construction on the territory (general plan), 'distribution of separate parts of the inner space of the building (the plan of the building, in fact), exterior and interior of the building as well as the questions of technical and constructive realization of the construction defined the main tasks of the dissertation: revealing Df the typologlc schemes of the cult constructions; analysis of the means and ways of architectural, and artistic solution of the cult constructions (interior and exterior) in comparison with dwelling-houses and in the dwelling surroundings; analysis research of the location of the cult construction a/none dwelling:-houses, hierarchy of the cult constructions in view of with social changes; examination of the¡standards of construction engineering. '
On the grounds of received findings periods of development of the cult and temple constructions we^a determined. .. ___ The first and the second chapters of the dissertation are devoted to the analysis of the erly cult constructions (Typology, elements of architectural composition, architectural and artistic means of solution of the cult constructions, standards of construction engineering) and their development in view of social, economic and cult changes which took place in the society.
The questions of social preconditions for appearance and development of the cult constructions are under review.
In the third chapter the reasons for the emergence of the temple architecture are analiZad, typology of the late cult donstractions and early temple architecture is examined, architectural and artistic means of solution of the tmple architecture, elements of archtectural composition and corresponding standards of constructin engineering are investigated.
The results of the investigation are formulated at the end. of each chapter.
in the Conclusions chapter the results of the dissertation are summed up and detaled conclusions are drawn on the origin and development of the cult constructions and formation df the -temple architecture.
-
Похожие работы
- Семиотические аспекты космогонии и космологии в памятниках архитектуры и градостроительства
- Творческие корни возникновения культово-ритуальной архитектуры Кавказской Албании
- Эволюция объемно-пространственных форм в архитектуре арабских стран Ближнего Востока
- Мемориальное зодчество Кыргызстана XVIII - начала XX века
- Мусульманская культовая архитектура Волго-Камья с IX до начала ХХ веков (Генезис, этапы развития, закономерности типо- и формообразования)