автореферат диссертации по информатике, вычислительной технике и управлению, 05.13.10, диссертация на тему:Внутривузовская система управления формированием и развитием творческого потенциала студентов

кандидата экономических наук
Волконская, Светлана Анатольевна
город
Пенза
год
2006
специальность ВАК РФ
05.13.10
цена
450 рублей
Диссертация по информатике, вычислительной технике и управлению на тему «Внутривузовская система управления формированием и развитием творческого потенциала студентов»

Автореферат диссертации по теме "Внутривузовская система управления формированием и развитием творческого потенциала студентов"

Волконская Светлана Анатольевна

ВНУТРИВУЗОВСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ И РАЗВИТИЕМ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ

Специальность 05.13.10 — Управление в социальных и экономических системах (экономические науки)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Пенза-2006

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования Волгоградский государственный архитектурно-строительном университет.

Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор

Беляев М.К.

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Резник Г. А.;

кандидат экономических наук, доцент Осадшнй Ю.И.

Ведущее предприятие: Саратовский государственный технический

университет

Защита состоится 14 сентября 2006 г. в 10 часов на выездном заседании регионального диссертационного совета КМ.212.184.02 при Пензенском государственном университете архитектуры и строительства в Волгоградском государственном архитектурно-строительном университете по адресу: 400074, г. Волгоград, ул. Академическая, 1, корп. В, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в научно-технической библиотеке ГОУ ВПО Пензенский государственный университет архитектуры и строительства.

Автореферат разослан 14 августа 2006 г.

Ученый секретарь регионального диссертационного совета КМ 212.184.02 кандидат экономических наук, доцент

С.Ш. Левина

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Социально-экономические изменения в нашей стране, а также расширение и углубление межгосударственных контактов не только в сферах экономики, науки и техники, но и в гуманитарных областях, создают условия для формирования новых подходов к системе и качеству Российского образования.

В Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, утвержденной Правительством Российской Федерации, особое внимание уделяется повышению качества профессионального образования. Этот вопрос был подробно обсужден в марте этого года на встрече Президента России с представителями российского бизнеса. Наряду с основными факторами обновления профессионального образования, такими как развитие научных исследований и разработок, прогнозирование потребностей рынка, радикальное улучшение материально-технической базы учебных заведений, информатизация образования, оптимизация методов обучения и др., первостепенное значение уделяется повышению качества подготовки специалистов. Особо отмечено, что развивающемуся обществу нужны квалифицированные работники соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособные на рынке труда. Они должны быть компетентными, свободно владеющими своей профессией и ориентированными в смежных областях деятельности, проявлять инициативу, творчество и самостоятельность, уметь эффективно организовать работу по специальности на уровне мировых стандартов.

Однако без развития творческих способностей студента невозможно подготовить специалиста, отвечающего современным требованиям рыночной экономики.

Это определяет острую необходимость профессионального управления системой формирования и развития творческого потенциала студентов, предполагающей создание условий для развития их творческой деятельности.

Степень разработанности проблемы. Исследованию проблем управления высшим учебным заведением как социально-экономической системой, а также различными внутривузовскими системами подготовки специалистов посвящены труды известных российских исследователей Н.И. Бабкина, Г.В. Балашова, В.В.Бойко, В.В. Бокова, Ю.С.Васильева, В.В.Глухова, С.Д.Резника, Н.Б.Тата-ринской и др. В истории общественной мысли существовало и существует немало исследований и трактовок, посвященных проблемам развития творчества.

Труды указанных ученых посвящены, в основном, исследованию сущности отдельных концепций, принципов и направлений развития творческого потенциала личности. Вместе с тем, ряд вопросов, касающихся системного подхода к управлению формированием и развитием творческого потенциала студентов вузов, показателей и критериев оценки творческой деятельности, до настоящего времени остаются недостаточно изученными как в экономической науке, так и в практике работы вузов. Данные обстоятельства и предопределили потребность в углубленном изучении поставленной проблемы.

Методическая схема диссертационного исследования показана на рис. 1.

Цель исследования — выявление и обоснование ключевых подходов к разработке внутривузовской системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов.

Рис. 1. Методическая схема диссертационного исследования

Исходя из цели исследования, в работе решены следующие задачи:

1. Изучены и обобщены теоретические основы исследования проблем управления формированием и развитием творческого потенциала студентов вузов.

2. Уточнено и сформулировано понятие «творческий потенциал студента».

3. Выявлены основные элементы структуры творческого потенциала студентов вузов, раскрыть их содержание.

4. Выполнен анализ практики управления формированием и развитием творческого потенциала студентов.

5. Разработаны и уточнены основные положения концепции внугривузовской системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов.

6. Исследованы пути повышения эффективности управления формированием и развитием творческого потенциала студентов.

Предмет исследования - принципы и механизмы внугривузовской системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов.

Объектом исследования выступает высшее учебное заведение как социально-экономическая система.

Методологическую, теоретическую и эмпирическую базу исследования составили фундаментальные и прикладные исследования в области управления в социальных и экономических системах, труды отечественных и зарубежных ученых в области управления в системе высшего образования, в частности, управления формированием и развитием творческого потенциала студента в процессе подготовки современного специалиста. В качестве нормативной базы использовались Законы РФ, Концепция модернизации образования в РФ на период до 2010 года, нормативные документы Министерства образования и науки РФ, материалы научных конференций по исследуемой проблеме. Эмпирической основой работы являются данные и выводы исследования, осуществленного автором в высших учебных заведениях Волгоградской области.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке и обосновании ключевых подходов внугривузовской системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов:

1. Раскрыто и обосновано авторское содержание понятия творческий потенциал студента высшего учебного заведения, уточнена его структура.

2. Обоснована система показателей и критериев оценки творческого потенциала студентов.

3. Разработана модель внугривузовской системы управления формированием и развитием творческого потенциата студентов высших учебных заведений.

4. Предложена апробированная автором концепция Школы профессионального творчества, как элемента внутривузовской системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов, вскрыты резервы повышения эффективности ее работы и перспективы развития.

5. В рамках концепции разработанной системы выдвинуты и обоснованы принципы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов, предложены механизмы их реализации.

Практическая значимость исследования заключается в том, что внедрение его результатов позволит высшим учебным заведениям России решать

практические задачи управления формированием и развитием творческого потенциала студентов, повышения эффективности и качества подготовки специалистов в различных отраслях рыночной экономики.

Реализация и апробация результатов исследования. Основные положения диссертации отражены в разработанных автором учебно-методических пособиях. Материалы диссертации использованы в качестве докладов на международных, всероссийских, межрегиональных, межвузовских научно-практических конференциях.

Выводы и предложения данного исследования были представлены на Втором Всероссийском конкурсе деловых идей и деловых проектов «Сотворение и созидание Будущей России!». Проект «Школа профессионального творчества» стал победителем в номинации «Проекты и идеи, направленные на развитие творчества и инноваций» (г. Москва, февраль 2006 г.)

Результаты исследования прошли апробацию в Школах профессионального творчества, созданных и успешно работающих в Современном гумнитарном университете (Быковский филиал Волгоградской обл., с 2002 г.), в Учебном научном педагогическом комплексе (г. Михайловка, с 2005 г) и в Волгоградском государственном архитектурно-строительном университете (с 2005 г.)

Публикации. Основное содержание и результаты исследования опубликованы в 9 работах общим объемом 5,3 п.л., лично автора — 2,0 п.л.

Научные результаты, выносимые на защиту:

1. Обоснование понятия творческого потенциала студентов.

2. Система показателей и критериев оценки творческого потенциала студентов вуза.

3. Количественная и качественная модель творческого потенциала выпускника вуза.

4. Концепция внутривузовской системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов.

5. Принципы и механизмы внутривузовской системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов.

Структура и краткое содержание диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 189 наименований и 19 приложений. Содержит 147 страниц текста, включая 19 таблиц и 9 диаграмм.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены его цель и задачи, предмет, объект исследования, теоретическая основа, научная новизна и практическая значимость.

В первой главе Теоретические основы управления формированием и развитием творческого потенциала личности» дано авторское определение понятия «творческий потенциал студента», выстроена структура творческого потенциала студента вуза, раскрыто ее содержание. Исследована эволюция подходов к управлению творческим потенциалом студентов. Предложена модель основных качеств студента, составляющих основу его творческого потенциала, в частности, качественная и количественная модель выпускника вуза. Выработаны методические основы исследования проблем управления формированием и развитием творческого потенциала студентов.

Во второй главе «Анализ практики управления формированием и развитием творческого потенциала студентов» представлен анализ показателей и критериев оценки творческого потенциала студентов, обобщены результаты анализа формирования творческого потенциала студентов, представлены результаты анализа методик и опыта развития творческого потенциала студентов.

В третей главе «Моделирование системы управления творческим потенциалом студентов вуза и механизмы се реализации как социально-экономической системы» представлена модель внутривузовской системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов, предложены принципы и механизмы ее функционирования. Предложена концепция Школы профессионального творчества, как механизма внутривузовской системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов, сформулирована ее миссия, разработаны: организационная структура, устав, программы, методическое обеспечение, предложены практические рекомендации по повышению эффективности управления формированием и развитием творческого потенциала студентов.

В заключении сформулированы основные выводы и рекомендации, вытекающие из результатов исследования.

П. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ 1. Понятие творческого потенциала студентов

Критический анализ понятий: творчество, творческая активность, профессиональное творчество, потенциал, творческий потенциал организации (предприятия) и др. позволил предложить следующее определение.

Формирующаяся у человека внутренняя структура, в которой интегрируются его общие способности как индивида и специальные - как субъекта деятельности, составляют его потенциал.

Понятие творческого потенциала студента можно сформулировать как готовность студента к реализации своих субъективных возможностей, необходимых для создания новых, оригинальных результатов, соответствующих социальным и культурным требованиям определенного общества.

Творческой натуре свойственно разностороннее развитие: эмоциональное, интеллектуальное, физическое, нравственное, эстетическое, духовное и т.п.

Предлагается к рассмотрению вариант структуры творческого потенциала студента (рис. 2), состоящей из следующих компонентов: интеллектуального (интеллектуально-логический, интеллектуально-эвристический, текучий интеллект); креативного (синектические, аналитические, практически-контекстуальные способности); мотивационного, коммуникативного, мировоззренческого и личности ого (моральные, волевые и деловые качества).

Все структурные компоненты творческого потенциала личности будущего специалиста находятся в органическом единстве, взаимосвязаны и дополняют друг друга. Своевременная их диагностика и предельно раннее включение обучаемых в интенсивную неформальную творческую деятельность позволяет уже с начального периода обучения в высшей школе, формировать личность будущего специалиста, развивать и накапливать его творческий потенциал.

Рис. 2, Структура творческого потенциала личности

2. Система показателей и критериев оценки творческого потенциала студентов

При рассмотрении системы показателей и критериев оценки творческого потенциала студентов сформулированы такие понятия, как система, функции системы, ее цели и структура, показатели, критерии.

Применительно к исследуемой проблеме показателями творческого потенциала могут являться интеллектуальные способности (Ик), креативный уровень личности (Кк), уровень мотивационного компонента, творческой активности (Мк), мировоззренческий уровень личности (Мв), показатель коммуникативности личности (Км), личностные качества (Лк) результаты практической деятельности (Пд) и др.

Очевидно, что показатели складываются из критериев, определяющих конкретные качества личности.

Предлагается вариант критериев для оценки составляющих элементов творческого потенциала студентов:

1. Критерии оценки интеллектуального уровня (показателя) студента: аналитические способности; уровень знаний (в различных областях); способность к генерации идеи; ассоциативное мышление; память.

2. Критерии оценки креативного уровня студента: способность к моделированию, к оценке рынка; способность к научно-исследовательской работе; виденье нового; результативность творческой деятельности; предприимчивость.

3. Критерии оценки мотивационных составляющих творческого потенциала студента: любознательность, потребность в новых знаниях; стремление к лидерству; стремление к высокой оценке; стремление открыть собственное дело.

4. Критерии оценки мировоззренческого показателя творческого потенциала студентов: наличие устойчивой идеи; понимание общественной значимости выполняемой задачи (задания); отношение к избранной профессии; отношение к рыночной экономике; обозначенность жизненной позиции.

5. Критерии оценки коммуникативной составляющей творческого потенциала студентов: способность к сотрудничеству; организаторские способности; способность к аргументации своих идей; умение убеждать и разрешать конфликты; потребность в общении.

6. Критерии личностных качеств: культурный уровень; трудолюбие и работоспособность; принципиальность, честность; целеустремленность, решительность; инициатива и самостоятельность; ответственность за порученное дело; дисциплинированность и исполнительность; способность к самооценке.

Обобщая вышеизложенное можно предложить следующую формулу оценки творческого потенциала студента - будущего специалиста:

^_Tq + Kr + Ml + Mv + Km + Lк ^

п

где Тр - уровень творческого потенциала студента; 1д — показатель интеллектуального уровня; Кг — показатель креативного уровня; АЛ - показатель мотивационного компонента творческого потенциала личности; А/у - показатель мировоззренческого уровня; Кт — показатель коммуникативности личности; Ьк — показатель личностных качеств; п— количество показателей.

В соответствии с описанными критериями определены характеристики уровневых групп: высший уровень развития творческого потенциала личности студента; средний уровень и низкий уровень творческого потенциала.

Оценочные показатели внутри критерия могут быть разные. Качества личности, ее способности, Знания, умения, навыки и др., — все что подлежит анализу при исследовании творческого потенциала, может оцениваться по 2, 3, 5, 10 бальной системе в зависимости от содержания критерия, степени его разработки и обоснованности, избранной методики оценки, глубины анализа и личной подготовки тех, кто оценивает изучаемый вопрос.

3. Количественная и качественная модель творческого потенциала выпускника вуза

Для определения качественных характеристик творческого потенциала студента, необходимых для эффективного управления его формированием и развитием, в диссертации применен метод экспертных оценок. В качестве экспертов по рекомендации учебно-методического отдела вуза были привлечены 22 высококвалифицированных специалиста ведущих вузов Волгоградской области. На рассмотрение экспертам было представлено 33 качественные характеристики творческого потенциала студента. По результатам мнений экспертов, при оценке критериев качеств, составляющих основу творческого потенциала студента, установлены сумма присвоенных баллов и средние суммы рангов. Отбор наиболее значимых качеств из общего количества осуществлялся по среднему рангу. С этой целью построена средняя априорная диаграмма (рис. 3).

fiTT

'■»'"Vi Tt^'j i j

fc¿ ¡sí —' — ¡a; rs —

bá t*í

И X И bí

Рис. 3. Определение средней априорной диаграммы рангов при ранжировании качественных характеристик (Кр) творческого потенциала студента

Средний ранг определялся по формуле

¿max , ZjJnin

iJll-

(2)

где Ьу" - максимальный оценочный балл в ранжировочном ряду; 6™л — минимальный оценочный балл в ранжировочном ряду.

Значимые факторы отбираются, исходя из соотношения: ¿» <Ь. Средний ранг ¡-го фактора рассчитывается как

_ 1 m

m j-\

(3)

Оценка важности качественных критериев, влияющих на формирование и развитие творческого потенциала студента (весовой коэффициент Э), рассчитана по формуле

Э _ max {&,.}-6, ' тах{Ь(.}

где b¡ - сумма рангов 1-го показателя (критерия), который определяется формулой

(4)

(5)

1*

По показателям весовых коэффициентов и полученным значениям баллов определяется средневзвешенное значение интегрального показателя творческого потенциала студента по формуле

Z2>Ay

кр =

У-' м

т

(6)

где Кр — средневзвешенный интегральный показатель творческого потенциала студента; т — количество экспертов; п - количество качественных критериев; а1 - весомость г'-го качественного критерия; — оценкау'-м экспертом /-го качественного критерия творческого потенциала студента.

Результаты анализа мнений экспертов показали, что на уровень формирования и развития творческого потенциала студента влияет совокупность качественных характеристик:

1. Наличие специальных знаний и умений (К1).

2. Способность к научно-исследовательской работе (К2).

3. Аналитические способности (К10).

4. Способность к моделированию, оценке рынка (К 13).

5. Стремление к лидерству (К 19).

6. Организаторские способности (Кб).

7. Стремление к высокой оценке своей деятельности (К23).

8. Нравственные качества и культурный уровень (К 12).

9. Трудолюбие и работоспособность (К 15).

10. Понимание общественной значимости выполняемой задачи (К14). Классифицировав качества, способствующие формированию и развитию

творческого потенциала студента, мы получили организационно-управленческую модель качеств выпускника вуза, в которой наиболее значимыми являются интеллектуальный уровень и креативность личности будущего специалиста.

Таблица 1

Качественная модель творческого потенциала выпускника вуза

Показатели творческого потенциала студента Ранг и качеств Удельный вес качеств, %

Интеллектуальные качества: наличие специальных знаний, умение сравнивать, анализировать, выделять главное, отбрасывать второстепенное, способность генерировать идеи, желание и умение овладевать новыми знаниями 1 29а

Креативность: наличие знаний в соответствующих сферах науки, способность к научно-исследовательской деятельности, способность видеть проблему целиком, способность к моделированию, к оценке меняющегося рынка 2 25,2

Личностные качества: трудолюбие и высокая трудоспособность, честность, порядочность, уровень культуры, принципиальность, ответственность за порученное дело 3 19,4

Мотивационный компонент: стремление к лидерству, к высокой оценке своего труда сверстниками и преподавателями, любознательность, интерес к творческой деятельности 4 11,0

Коммуникационный компонент: наличие организаторских качеств, умение убеждать и разрешать конфликты 5 7,7

Мировоззренческий уровень: понимание общественной значимости выполняемой задачи, отношение к рыночной экономике 6 7,4

Каждый из этих показателей опирается на конкретные по содержанию качества личности студента и уровни их развития, приведенные в диссертационной работе.

Весовые коэффициенты показателей творческого потенциала студента (Эг) рассчитываются по формуле (3) приведенной выше и отражены на диаграмме 1.

Коммуникативность 8%

Мотивация __[

11% ~

Мировоззрение 7%

Личностный компонент 19%

Креативность 25%

Диаграмма 1. Весовые коэффициенты показателей творческого потенциала студентов

4. Модель внутривузовской системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов

Диссертантом разработана модель внутривузовской системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов (рис. 4),

Экономическая Поддержка со Качество обучения в средних к стабильность > > . стороны : среднеслециальных учебных,'

)стране : • государства , 'заведениях

Ректор

У'юиснь «миги к 1ПЛ1.-

жеспособностъ 4 населения

Управляющие подсистемы

• Ученый совет вуза^

Кто занимается _в вузе ?_

Управления научной работой

Учебио-методического обеспечения

Воспитательной работы

Преподаватель, декан факультета_

Структурные подразделения

Школа профессионального _творчества

Проректор по научной работе

Учета и анализа результатов

Материально-технического обеспечения

Проректор по учебной работе [

Проректор по воспитательной работе

Проректор по менеджменту качества

Заместитель по АХЧ

СНО

Медиацентр

Учебно-методический отдел I

Студенческое самоуправление

Отдел мониторинга

Кабинет технических _средств__

Творческий потенциал студентов

Понимание необходимости такого развития руководством

Стремление преподавателей к творческой работе со студентами

Внутриоргани-зацконные факторы

Единство цели (дальнейшего .... развития)

Понимание необходимости развития творческого потенциала студентами

Стремление студентов к активной творческой деятельности

Рис. 4. Модель внутривузовской системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов

Общей целью данной социально-экономической системы является формирование и развитие основных качеств личности студента, составляющих основу его творческого потенциала, обеспечение соответствия уровня знаний, умений и навыков выпускников вуза требованиям Государственного стандарта (ГОСТ Р ИСО 9004-2001) и рынка, исходя из изменений во внешней среде, внедрения новых развивающих технологий обучения, повышающих эффективность учебно-воспитательной работы, конкурентоспособности и имиджа вуза на рынке образовательных учреждений.

В результате обобщения теоретического материала сформирована модель взаимосвязей факторов повышения эффективности управления формированием и развитием творческого потенциала студентов вуза (рис. 5).

Внутриорганизационные факторы

Субъект управления 1 Объект управления ;

Система управления учебным процессом *■ * Творческий потенциал , студентов |

Интеллектуальный компонент й

| * Философия вуза

1 Креативный компонент ?

> Г * 5 Стратегия вуза Мотивационный компонент :

Миссия вуза Коммуникативный компонент V

Мировоззренческий компонент |

Преподаватели, персонал

Личностный компонент

и. _и -Л. и

Результативные факторы

Рост уровня знаний и творческой Высокий уровень профессиональных знаний Повышение рейтинга вуза

Эффективность учебно-воспитательной деятельности вуза в целом

Рис, 5. Модель взаимосвязей управляющих, управляемых и результативных факторов повышения эффективности внутрнвузовской системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов

В диссертационном исследовании представлена также классификация социально-экономических резервов повышения эффективности управления формированием и развитием творческого потенциала студентов.

5. Принципы и механизмы внутривузовской системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов

Повышению эффективности работы внутривузовской системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов, по мнению диссертанта, будет способствовать разработка и реализация принципов управления этой системой. Такими принципами в частности, являются:

1. Принцип роста профессиональной компетентности преподавателей и студентов. Он основывается на стремлении преподавательского состава к постоянному совершенствованию профессионального мастерства, выработке у студентов их собственной мотивации к приобретению профессиональных знаний и росту личного творческого потенциала.

2. Принцип активизации творческого потенциала студентов. Суть его состоит в том, что преподавателям, студентам и творческим группам студентов необходимо предоставить максимально возможную свободу творчества и самореализации.

3. Принцип увеличения интеллектуального потенциала вуза. Такого положения можно достичь, например, созданием структур дополнительного образования (в данном случае Школы профессионального творчества), а также умелой организацией учебного процесса при активном участии каждого студента в разработке новых учебных пособий (опорных конспектов, кроссвордов и т.д.), создания так называемой «обучающейся организации».

4. Принцип развития разнонаправленной компетентности студентов. Его осуществление идет по четырем основным направлениям: развитие профессиональной компетентности студентов; социальная компетентность предполагает развитие коммуникативных способностей; компетентность, саморазвития; развитие лидерского потенциала.

5. Принцип самоуправления. Являясь одним из важнейших направлений управления формированием и развитием творческого потенциала, студенческое самоуправление наделяет обучаемых некоторой долей самостоятельности в организации и контроле своей деятельности.

6. Принцип согласованности. Для достижения оптимальной эффективности системы все применяемые подходы и методы управления, а также подсистемы должны быть согласованы между собой в рамках единой концепции вуза.

Наибольшая эффективность управления формированием и развитием творческого потенциала студентов достигается при согласовании трех подсистем: культурной, социальной и технической.

7. Принцип человекосообразной развивающей среды. Сообразно с этим принципом система управления формированием и развитием творческого потенциала студентов предстает как специально спроектированная среда, которая приносит помимо, получения специальных знаний, существенное удовлетворение жизненных и творческих потребностей, включая духовные.

8. Принцип единого смыслового поля Этот принцип является важным дополнением предыдущего принципа Главное здесь - информационная составляющая. Ее цель - создание единой непротиворечивой картины организационной жизни вуза и того, что нужно делать для развития своего творческого потенциала.

9. Принцип стратегической направленности. Критерий эффективности управления формированием и развитием творческого потенциала студентов — создание долгосрочных конкурентных преимуществ, способных обеспечивать успех данной работы в течение длительного времени.

1С. Принцип экономичности. Выстраивание эффективной системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов требует определенных затрат. Здесь наиболее приемлемым является учет и анализ вложений государства в человеческие ресурсы.

Сформулированные и обоснованные выше основополагающие принципы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов представляют основу для разработки и описания механизмов и рычагов повышения эффективности работы этой социально-экономической системы.

Механизмы и рычаги повышения эффективности управления формированием и развитием творческого потенциала студентов представлены на разработанной диссертантом схеме (рис. 6).

Одним из основных механизмов управления формированием и развитием творческого потенциала студентов вуза является Школа профессионального творчества

Миссией школы профессионального творчества является инновационная деятельность, направленная на формирование и развитие творческого потенциала студентов, уход от навязывания знаний, обучение технике интеллектуальной работы, создание «технологии творчества», подготовка высококлассного специалиста-менеджера, способного принимать нестандартные решения, адаптироваться в условиях рынка.

Цели, задачи Школы профессионального творчества студентов, структура и основы ее деятельности, принципы управления, содержание учебно-воспитательного процесса, права и обязанности его участников, сформулированы в ее уставе (см. приложение диссертации).

В информационной карте Школы профессионального творчества (далее ШПТ) дано ее определение; раскрыты проблемы вызвавшие инновацию; определена сфера применения ШПТ; спрогнозированы перспективы и направления развития этого направления инновационной деятельности (см. приложение диссертации).

ШПТ имеет структурные подразделения, которые являются рычагами для осуществления поставленных задач:

Учебно-методический центр ШПТ занимается разработкой программ, методических пособий, планов, сценариев, инновационных проектов и т.д. по направлениям деятельности ШПТ;

Школа лидеров — занимается обучением актива формам и методам работы в структурах студенческого самоуправления; укреплением горизонтальных и вертикальных связей между студентами разных курсов; организацией досуга молодежи путем непосредственной работы в Молодежном центре.

Цели

Обеспечение условий повышения творческой . V; активности студентов

Повышение эффективности системы управления формированием и развитием . творческого потенциала студентов :

Направления

возде 1СТВИЯ

3 3 «

£ -в- "

§ я &

о 3 к

3 Н о

о, Л о о^о

е & 4

1 я г о о

т 3 к •и о X о я

1 | о я

Й 8 се

с -е-

Цели

Наиболее полная ре- : ализация творческого .потенциала студентов:

1 5 I

3 5 Е

Принципы

я 3 я

4> ? я

= ^ э

я ^ з:

5 к £

а 5 о

>. 5 и

гг та Л о_

и §

Нор мати в но- м ето-дическая база

Механизмы

Школа проф. творчества

Рычаги

Отдел мониторинга

воздевстввя

Конституция РФ Указа Президента РФ Постановления Правительства РФ ; Приказы Мин. образования и науки РФ Гос. стандарт РФ Устав вуза

Решения Ученого совета Приказы (распоряжения) ректора

Положение об отделе мониторинга Устав ЩПТ студентов УМК преподавателей

Школа бизнеса:

- бизнес-инкубатор

- бизнес-клуб Шкогга лидеров:

- молодежный 1{внтр

- студ. парламент Школа профессиональных знаний:

- медиацентр Творческие мастерские:

- видео-фотостудия

- студенческая газета

- молодежный театр

- литературная гостиная

- студия звукозаписи

- музыкальная студия

- Внедрение процессного под хода;

- Управление документацией;

- Анализ рынка;

- Финансовые данные;

- Планирование и применение методов анализа и статистических методов;

- Результаты самооценки;

- Выходные данные анализа информации;

- Измерение процессов формирования и развития творческого потенциала студентов;

- Выработка рекомендаций для принятия мер по результатам логического анализа

Результативные показатели

Рост уровня знаний и творческой активности студентов

Высокий уровень профессиональных знаний

Повышение рейтинга вуза

Эффективность учебно-воспитательной деятельности вуза в целом

Рис. 6. Принципы и механизмы повышения эффективности внутривузовской системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов

Школа бизнеса занимается подготовкой специалистов-менеджеров. Важными ее звеньями являются Бизнес-клуб и «Бизнес-инкубатор», который является банком авторских идей, проектов, бизнес-проектов, инноваций, разрабатываемых всеми обучающимися, начиная с первого курса и до получения диплома. Также в бизнес-инкубаторе проходят профессиональные тренинги по психологии, имиджслогии, самооценке с помощью специалистов на основании тестов по персональному менеджменту (автор С.Д. Резник), применяются кейс-технологии.

Школа специальных знаний создана для обучения студентов профессиональному творчеству. В школе специальных знаний изучаются: наука общения, спецкурс «Информатика творчества», спецкурс «Обучение профессиональному творчеству», спецкурс «Игроведение» и др.

Творческие мастерские осуществляют свою деятельность в форме литературной гостиной, тематических вечеров, авторских вечеров музыки, поэзии, ИЗО-студии, встреч, бесед с интересными людьми и специалистами. Также факультативно изучаются: основы игры на шестиструнной гетаре, основы фото-видеосъемки и операторского мастерства; основы журналистики; основы актерского и сценарного дела, желающие участвуют в студенческом молодежном театре и т.д.

Одним из основных структурных подразделении Школы профессионального творчества является Информационный центр. На него замыкаются студенческая газета, видео-фотостудия и медиацентр.

Студенческая газета является не только средством массовой информации учебного заведения, но и творческим классом, на базе которого можно проявить свои творческие способности в журналистике, литературном творчестве.

Студенческая видео-фотостудия, являясь, прежде всего, творческим

объединением учащихся, проводит работу по созданию учебных пособий — видеолекций, видеосюжетов по учебным программам. Видеостудия выпускает тематические видео-журналы и фильмы, участвует в смотрах и конкурсах на областном и региональном уровне.

Инициативная, творческая группа «Медиацентр» в своей работе не привязана к какому-то компьютерному классу или кабинету, а работает и в специально оборудованных кабинетах, и дома, и в Интернет-кафе, реализуя творческие проекты, выполняя задания преподавателей и оказывая помощь в проведении этой работы сокурсникам. Такой подход к работе медиацентра способствует повышению оперативности в его деятельности, расширяет круг студентов, вовлеченных в его работу.

Важным механизмом управления формированием и развитием творческого потенциала студентов выступает деятельность отдела мониторинга, который создается с целью координации процесса разработки, внедрения и использования системы менеджмента качества (СМК) вуза. Его основными задачами являются: координация работ по созданию и внедрению СМК учебного заведения; совершенствование системы качества; анализ эффективности функционирования системы качества; разработка и проведение мероприятий по обучению в области менеджмента сотрудников вуза.

Отдел мониторинга осуществляет политику вуза в области качества, опираясь на ключевые факторы качества образования (таблица 2).

Таблица 2

Ключевые факторы качества образования

№ п/п Ключевые факторы качества образования Они определяют

1 Качество содержания образования, т.е. качество Государственного высшего профессионального образования, качество конкретных образовательных программ, построенных на их основе Чему мы учим?

2 Качество абитуриентов и студентов Кого мы учим?

3 Положительная мотивация обучающихся Хотят ли они учиться?

4 Качество методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса Как обеспечено обучение?

5 Качество профессорско-преподавательского состава Кто учит?

6 Положительная мотивация персонала Хотят ли они хорошо учить?

7 Качество технологий обучения Как учат?

В Качество технологий тестирования и проверки знаний и навыков студентов Как проверяются полученные знания и навыки?

9 Качество общего менеджмента вуза Как управляют вузом?

В своей работе отдел мониторинга применяет следующие рычаги повышения эффективности управления формированием и развитием творческого потенциала студентов: внедрение процессного подхода; управление документацией; анализ рынка; финансовые данные; планирование и применение методов анализа и статистических методов; результаты самооценки; выходные данные анализа информации; измерение процессов формирования и развития творческого потенциала студентов; выработка рекомендаций для принятия мер по результатам логического анализа.

Школа профессионального творчества студентов тесно сотрудничает с отделом мониторинга.

На начальном и завершающем этапах исследования была проведена совместная работа по диагностике уровня личностного творческого развития обучающихся по всем видам деятельности во взаимосвязи с ценностями и качествами современного специалиста. В качестве основных методов были использованы: экспериментальная методика A.A. Андреева, анкета-опросник Г. Девиса, тесты «Оценка уровня творческого потенциала личности», «Оценка уровня умственного развития», «Оценка уровня развития личностных качеств». В диагностике приняли участие 500 студентов в возрасте от 17 до 23 лет и преподаватели. Таким же образом проводилась оценка деловых, моральных, волевых качеств личности, коммуникабельность, креативность и

т.д. по методике, подробно описанной во второй главе диссертационного исследования (всего по 6-ти группам показателей).

Проведенный анализ работы Школы профессионального творчества выявил динамику роста творческого потенциала студентов от сессии к сессии, от года к году, что свидетельствует об эффективности образовательно-воспитательного пространства Школы профессионального творчества и, как следствие, роста ее популярности среди студентов, о чем свидетельствует приведенная ниже диаграмма 2

Диаграмма 2. Сравнительный анализ роста заинтересованности студентов в работе ШПТ

Исследования также показали, что обучающиеся стремятся использовать возможности, которые дает учреждение дополнительного образования для личностного развития: активно посещают объединения различной направленности, участвуют в подготовке и проведении мероприятий городского, областного и Всероссийского масштабов. Так, в 2004/2005 учебном году студентами Себряковского филиала ВолгГАСУ было представлено на 6 Всероссийскую Олимпиаду молодых экономистов 12 творческих работ, из них 4 стали призерами Олимпиады. А уже в 2005/2006 учебном году, с началом работы в этом учебном заведении Школы профессионального творчества студентов, на 2-й Всероссийский конкурс деловых идей и деловых проектов «Сотворение и созидание Будущей России» было представлено 19 творческих работ студентов и преподавателей, из них 11 стали призерами, а одна работа признана победителем Конкурса.

По окончанию мероприятий проводимых Школой профессионального творчества выпускники вуза 2005 года на 17 % больше стали востребованы на рынке труда по сравнению с выпускниками 2002 года.

Из этого следует, что обучающиеся признают, что Школа профессионального творчества, как механизм реализации системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов, обеспечивает высокое качество образования, что отвечает их ожиданиям и представлениям. Данные опроса показывают, что более 80 % обучающихся достаточно активно используют возможности Школы профессионального творчества для личностного развития.

Ш. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Автором предложена новая трактовка понятия творческого потенциала как готовности студента к реализации своих субъективных возможностей, необходимых для создания новых, оригинальных результатов, соответствующих социальным и культурным требованиям определенного общества. Лейтмотивом этого понятия является осознанное стремление будущего специалиста-менеджера к производительному труду, творческое отношение к выполняемой работе.

2. Выработаны критерии оценки показателей творческого потенциала личности студента вуза. Предложенная формула оценки творческого потенциала позволяет полнее и качественнее судить о творческих и профессиональных перспективах будущего специалиста-менеджера.

3. На основе изучения содержания и проведенного анализа системы показателей творческого потенциала студента вуза, последующего их ранжирования по результатам экспертной оценки критериев творческого потенциала студентов разработана качественная и количественная модель творческого потенциала выпускника вуза.

4. Анализ практики управления формированием и развитием творческого потенциала студентов вуза свидетельствует о наличии значительных резервов повышения эффективности управления сложными социально-экономическими системами (экономические: связанные с наращиванием и совершенствованием учебно-методического комплекса специальности, связанные с созданием и развитием студенческих услуг и другие; организационные: в области создания новых развивающих структур, связанных с созданием структур студенческого самоуправления и эффективности их работы, связанных с вовлечением студентов к разработке бизнес- проектов и бизнес-планов и другие; социальные: связанные с выполнением программы по трудоустройству выпускников, связанные с совершенствованием социальной защиты студентов и др.).

5. Предложена и обоснована модель внутривузовской системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов, которая имеет своей целью повышение эффективности подготовки специалистов на основе максимально возможной унификации базовых общеобразовательных программ, за счет создания и развития новых технологий обучения, создания условий и возможностей для развития у обучаемых творческих способностей, формирования гармоничной личности будущего специалиста.

6. Разработаны и апробированы основные принципы и механизмы повышения эффективности внутривузовской системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов. Как основной механизм повышения эффективности работы в этом направлении представлена Школа профессионального творчества студентов, а так же отдел мониторинга, нормативно-методическая база.

7. Разработана и реализована методика оценки экономической эффективности управления формированием и развитием творческого потенциала сту-

дентов. В рамках этих оценок обоснована необходимость развития факторов, обеспечивающих качественную подготовку специалистов-менеджеров.

8. С учетом выявленных резервов повышения эффективности управления формированием и развитием творческого потенциала студентов разработаны практические рекомендации.

9. Экспериментально на примере трех вузов подтверждена возможность интенсификации процесса развития творческого потенциала студентов, его нацеленность на достижение долгосрочной цели — подготовку конкурентоспособных специалистов.

Полученные в ходе диссертационного исследования результаты способствуют выявлению и реализации резервов в деятельности высших учебных заведений, а также позволяют более эффективно решать практические задачи формирования и развития творческого потенциала студентов.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:

1. Волконская С.А. Диагностика критериев творческого потенциала студентов вуза// Инновационные подходы в подготовке специалистов: Сб. науч. тр. - Волгоград: ВФУ, 2003. - 0,1 п.л.

2. Волконская С.А. Информационная карта Школы профессионального творчества // Системы развития творчества: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2004. - 0,2 п.л.

3. Волконская С.А. Школа творчества, как система развивающая творческий потенциал: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. - Волгоград, 2005. — 0,1 п.л.

4. Беляев М.К., Волконская С.А. Обобщение и анализ деятельности Школы профессионального творчества: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. — М., 2006. - 0,2 п.л.

5. Беляев М.К., Волконская С.А. Модель внутривузовской системы формирования и развития творческого потенциала студентов вуза // Инновации в экономическом образовании: Тезисы Всероссийской научно-практической конференции. — М., 2006. - 0,2 п.л.

6. Беляев М.К., Волконская С.А. Качественная модель творческого потенциала выпускников вуза // Экономика и финансы: Федеральный научно-методический журнал. — 2006. — № 18. — С 15—2,73 п.л.

7. Волконская С.А. Понятие и структура творческого потенциала личности студента, как социально-экономическая система // Предприниматель: Федеральный научно-методический журнал. — 2006. - № 19. - С10-0,8 п.л.

8. Волконская С.А. Программа спец. курса «Обучение профессиональному творчеству». — Николаевск: Офсет, 2006. — 0,8 п.л.

9. Волконская С.А. Принципы и механизмы повышения эффективности внутривузовской системы управления формированием и развитием творческого потенциала: Сборник статей Международной научно-практической конференции. — Пенза: ПДЗ, 2006. - 0,2 п.л.

Волконская Светлана Анатольевна

ВНУТРИВУЗОВСКАЯ СИСТЕМА ■ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ И РАЗВИТИЕМ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ

Специальность 05.13.10 — Управление в социальных и экономических системах (экономические науки)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Подписано в печать 08.08.2006. Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Печать на ризографе. Уч.-изд. л. 1,375. Тираж 100 экз. Заказ № 164.

Издательство ПГУАС. Отпечатано в полиграфическом центре ПГУАС. 440028. г. Пенза, ул. Г. Титова, 28. E-mail: postmaster@pgasa.penza.com.ru

Оглавление автор диссертации — кандидата экономических наук Волконская, Светлана Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Теоретические основы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов.

1.1. Понятие, структура и содержание творческого потенциала студентов,.

1.2. Эволюция подходов к управлению творческим потенциалом студентов.'.

1.3. Методические основы исследования проблем управления формированием и развитием творческого потенциала студентов.

Глава 2. Анализ практики формирования и развития творческого потенциала студентов.

2.1. Анализ показателей и критериев оценки творческого потенциала студентов.

2.2. Анализ практики формирования творческого потенциала студентов.

2.3. Анализ методик и опыта развития творческого потенциала студентов.

Глава 3. Моделирование системы управления формированием творческого потенциала студентов вуза н механизмы ее реализации как социальноэкономической системы.

3.1. Модель внутривузовской системы формирования и развития творческого потенциала студентов.

3.2 Принципы и механизмы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов.

3.3 Экономическая эффективность механизмов системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов.

Введение 2006 год, диссертация по информатике, вычислительной технике и управлению, Волконская, Светлана Анатольевна

Социально-экономические изменения в нашей стране, а также расширение и углубление межгосударственных контактов не только в сферах экономики, науки и техники, по и в гуманитарных областях, создают условия для формирования новых подходов к системе и качеству Российского образования.

В Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, утвержденной Правительством Российской Федерации, особое внимание уделяется повышению качества профессионального образования. Этот вопрос был подробно обсужден в марте этого года на встрече Президента России с представителями российского бизнеса. Наряду с основными факторами обновления профессионального образования, такими как развитие научных исследований и разработок, прогнозирование потребностей рынка, радикальное улучшение материалыю-технической базы учебных заведений, информатизация образования, оптимизация методов обучения и др., первостепенное значение уделяется повышению качества подготовки специалистов. Особо отмечено, что развивающемуся обществу нужны квалифицированные работники соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособные на рынке труда. Они должны быть компетентными, свободно владеющими своей профессией и ориентированными в смежных областях деятельности, проявлять инициативу, творчество и самостоятельность, уметь эффективно организовать работу по специальности на уровне мировых стандартов.

Чтобы добиться выполнения этих требований необходимо уделять особое внимание развитию творческого потенциала студентов, инициативы и профессиональной самостоятельности будущих специалистов.

В системе традиционного образования принято рассматривать творчество как часть познавательной активности, которая имеет лишь условное отношение к усвоению знаний или прямым обязанностям преподавателя. Считается, что преподаватель обязан дать обучаемому жестко фиксированный набор знаний и умений по определенным дисциплинам.

Однако без развития творческих способностей студента невозможно подготовить специалиста, отвечающего современным требованиям рыночной экономики.

Необходимость готовить к творчеству, развивать творческие способности молодого поколения, является объективной закономерностью развития любых общественно-экономических формаций. Без этого невозможно гармоничное развитие личности. Путь к успеху здесь проходит через творческий подход и труд, как основы любого учения и созидания. Во всех сферах образования, будь то ПТУ, колледж, техникум или ВУЗ, необходимо прививать обучающимся стремление к успеху и обучать их тому, как достичь этого успеха, как проявить творческий подход.

Подготовку к творчеству необходимо проводить, как работу по формированию опыта студентов в творческой деятельности. Его следует наращивать целенаправленно.

Это определяет острую необходимость профессионального управления системой формирования и развития творческого потенциала студентов, предполагающей создание условий для развития их творческой деятельности.

Степень разработанности проблемы.

Истоки концепций творчества мы можем найти у философов древности Гераклита, Демокрита, Сократа, Аристотеля, Сенеки, Конфуция, Платона и др. Идеи развития творческой личности мы встречаем в гуманистических взглядах Вольтера, Гёте, Руссо, трудах таких известных мировых ученых, как И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, Ф.Баррон, Дж.Гилфорд, А.Маслоу, К Родженрс, Р.Торренс и др., российских исследователей, таких как Я.А.Каменский, К.Д.Ушинский, Г.С.Батищев, С.Л.Рубинштейн и др. Проблема развития творческого потенциала личности в отечественной науке исследуется на междисциплинарном уровне. Её разработке посвящены труды крупнейших теоретиков и практиков (В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, Т.В.Кудрявцев, Я.А.Пономарев и др.).

Исследованию проблем управления высшим учебным заведением как социально-экономической системой, а также различными внутривузовскими системами подготовки специалистов посвящены труды известных российских исследователей Н.И.Бабкина, Г.В.Балашова, В.В.Бойко, В.В.Бокова, Ю.С.Васильева, В.В.Глухова, С.Д.Резника, Н.Б.Татаринской и др. В истории общественной мысли существовало и существует немало исследований и трактовок, посвященных проблемам развития творчества.

Труды указанных ученых посвящены, в основном, исследованию сущности отдельных концепций, принципов и направлений развития творческого потенциала личности. Вместе с тем, ряд вопросов, касающихся системного подхода к управлению формированием и развитием творческого потенциала студентов вузов, показателей и критериев оценки творческой деятельности, экономической эффективности механизмов системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов до настоящего времени остаются недостаточно изученными как в экономической науке, так и в практике работы вузов. Данные обстоятельства и предопределили потребность в углубленном изучении поставленной проблемы.

Методическая схема диссертационного исследования показана на рис. 1.

Цель исследования - выявление и обоснование ключевых подходов к разработке внутривузовской системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов.

Достижение поставленной цели определило решение следующих задач:

1. Изучить и обобщить теоретические основы исследования проблем управления формированием и развитием творческого потенциала студентов вузов.

2. Уточнить и сформулировать понятие «творческий потенциал студента».

3. Выявить основные элементы структуры творческого потенциала студентов вузов, раскрыть их содержание.

4. Выполнить анализ практики управления формированием и развитием творческого потенциала студентов.

Задачи

1 г 1 г

Изучить и обобщить теоретические основы исследования проблем управления формированием и развитием творческого потенциала студентов Уточнить и сформулировать понятие «творческий потенциал студента» Выявить основные элементы структуры творческого потенциала студентов, раскрыть их содержание

Г 1 V

Выполнить анализ практики управления формированием и развитием творческого потенциала студентов Разработать и уточнить основные положения концепции внутривузовской системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов Исследовать пути повышения эффективности управления формированием и развитием творческого потенциала студентов

Рис.1. Методическая схема диссертационного исследования

5. Разработать и уточнить основные положения концепции внутривузовской системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов.

6. Исследовать пути повышения эффективности управления формированием и развитием творческого потенциала студентов.

Предмет исследования - принципы и механизмы внутривузовской системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов.

Объектом исследования выступает высшее учебное заведение как социально-экономическая система.

Методологическую, теоретическую и эмпирическую базу исследования составили фундаментальные и прикладные исследования в области управления в социальных и экономических системах, труды отечественных и зарубежных ученых в области управления в системе высшего образования, в частности, управления формированием и развитием творческого потенциала студента в процессе подготовки современного специалиста. В качестве нормативной базы использовались Законы РФ, Концепция модернизации образования в РФ на период до 2010 года, нормативные документы Министерства образования и науки РФ, материалы научных конференций по исследуемой проблеме. Эмпирической основой работы являются данные и выводы исследования, осуществленного автором в высших учебных заведениях Волгоградской области.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке и обосновании ключевых подходов внутривузовской системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов:

1. Раскрыто и обосновано авторское содержание понятия творческий потенциал студента высшего учебного заведения, уточнена его структура.

2. Обоснована система показателей и критериев оценки творческого потенциала студентов

3. Разработана модель внутривузовской системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов высших учебных заведений.

4. Предложена апробированная автором концепция Школы профессионального творчества, как элемента внутривузовской системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов, вскрыты резервы повышения эффективности ее работы и перспективы развития.

5. В рамках концепции разработанной системы выдвинуты и обоснованы принципы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов, предложены механизмы их реализации.

Практическая значимость исследования заключается в том, что внедрение его результатов позволит высшим учебным заведениям России решать практические задачи управления формированием и развитием творческого потенциала студентов, повышения эффективности и качества подготовки специалистов в различных отраслях рыночной экономики.

Специальность, которой соответствует диссертация

Диссертация соответствует следующим пунктам области исследования 05.13.10 Управление в социальных и экономических системах; п. 2 - «Разработка методов формализации и постановка задач управления в социальных и экономических системах»; п. 3 - «Разработка моделей описания и оценок эффективности решения задач управления и принятия решений в социальных и экономических системах»; п. 9 -«Разработка проблемно-ориентированных систем управления, принятия решений и оптимизации экономических и социальных систем».

Реализация и апробация результатов исследования.

Основные положения диссертации отражены в разработанных автором методических пособиях «Педагогическое общение, как фактор творческой активности студентов» (Быковский филиал СГУ, 1998.-44с.); «Коллективно-позновательная деятельность студентов» (Быковский филиал СГУ, 2000.-30с.); «Введение в специальность. Программа. Учебное пособие» (Михайловский филиал ВГПУ, 2005,- 196с.); «Игроведение. Программа. Курс лекций» (Быковский филиал СГУ, 2000.-52с.); «Школа Профессионального Творчества.

Устав. Программы. Учебно-методическое обеспечение.» (СФ Вол.ГАСУ, 2005. 96с.); «Обучение профессиональному творчеству» (СФ Вол.ГАСУ, 2005, 32с.); Рабочая тетрадь к практикуму «Творчество в профессии специалиста менеджера» (СФ Вол.ГАСУ, 2006.- 44с.); Рабочая тетрадь к практикуму «Наука общения», (ВГПУ, Михайловский филиал, 2005. - 35 е.).

Материалы диссертации использованы в качестве докладов на Международной научно-методической конференции «Инновационно-педагогические подходы в подготовке специалистов (менеджеров).» (г.Волгоград, март 2003г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные средства и технологии развития творческого потенциала студентов» (г.Самара, ноябрь 2004 г.), на 3-й Всероссийской научно-практической конференции «Педагогические системы развития творчества» (г.Екатеринбург, декабрь 2004г.), на Всероссийской научно-практической конференции « Креативная педагогика, как фактор развития творчества» (г.Тольятти, январь 2005г.), на региональной конференции «Качество подготовки специалистов в ВУЗах» (г.Волгоград, октябрь 2005г.), на научно-практической конференции «Управление качеством подготовки специалистов» (г.Волгоград, январь 2006), на IV Международной научно-практической конференции «Современные проблемы управления персоналом организации (г.Пенза, 2006 г.).

Выводы и предложения данного исследования были представлены на Втором Всероссийском конкурсе деловых идей и деловых проектов «Сотворение и созидание Будущей России!». Проект «Школа профессионального творчества» стал победителем в номинации «Проекты и идеи, направленные на развитие творчества и инноваций» (г. Москва, февраль 2006 г.)

Результаты исследования прошли апробацию в Школах профессионального творчества, созданных и успешно работающих в Современном гуманитарном университете (Быковский филиал Волгоградской обл., с 2002 г.), в Учебном научном педагогическом комплексе (г. Михайловка, с 2005 г) и в Волгоградском государственном архитектурно-строительном университете (с 2005 г.)

Публикации. Основное содержание и результаты исследования опубликованы в 9 работах общим объемом 5,3 п.л., лично автора - 2,0 п.л.

Научные результаты, выносимые на защиту:

1. Обоснование понятия творческого потенциала студентов.

2. Система показателей и критериев оценки творческого потенциала студентов вуза.

3. Количественная и качественная модель творческого потенциала выпускника вуза.

4. Концепция внутривузовской системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов.

5. Принципы и механизмы внутривузовской системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 189 наименований и 19 приложений. Содержит 147 страниц текста, включая 10 рисунков, 18 таблиц и 7 диаграмм.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ.

1.1. Понятие структура и содержание творческого потенциала студента.

Формирующаяся у человека внутренняя структура, в которой интегрируются его общие способности как индивида и специальные - как субъекта деятельности, составляют его потенциал. Он определяется через готовность к осуществлению разных видов деятельности и через возможность достижения прогнозируемых уровней личностного развития. В исследованиях Б.Г. Ананьева, А.Г. Ковалева, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева и др. показано, что деятельность, порождающая и организующая потенциал субъекта, имеет многоуровневый характер. Так Б.Г. Ананьев выделяет 4 уровня:

1) целостной деятельности как системы программ, операций и средств производства материальных и духовных ценностей. 2) отдельного акта действия, включающего в себя цель, мотивы и способы достижения. 3) макродвижений, на которых посредством опредмечивания и построения программ строятся действия. 4) микродвижений, из которых строятся макродвижения.

Первые 2 уровня, как утверждает Б.Г. Ананьев (7, с. 399), соответствуют рассмотрению деятельности человека как субъекта. Два последних уровня определяют деятельность человека, прежде всего, как индивида. Потенциалы субъекта деятельности, рассматриваемые на уровне индивида, представлены в общих способностях человека и выражаются в его сенсорных, перцептивных, мнемических, логических, моторных, аффективных функциях, которые И.П. Волков называет задатками. (39). Под способностями мы понимаем в данном случае трактовку C.JI. Рубинштейна: «. сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются». (138)

Тогда понятие творческого потенциала студента можно сформулировать как готовность студента к реализации своих субъективных возможностей, необходимых для создания новых, оригинальных результатов, соответствующих социальным и культурным требованиям определенного общества.

Творческой натуре свойственно разностороннее развитие: эмоциональное, интеллектуальное, физическое, нравственное, эстетическое, духовное и т.п. В настоящее время обращение к субъективному подходу в изучении психики позволяет вести продуктивный поиск факторов реализации творческого потенциала личности.

Потенциалы человека как субъекта деятельности, как целостной, самостоятельно развивающейся, самодеятельной личности, рассматриваемые на личностном уровне, выражаются в его способностях и таланте, который как высшее проявление одаренности человека, представляет собой сплав специальных способностей.

На основании проведенного теоретического исследования рассмотрим структуру творческого потенциала личности: (Рис.2.)

Интеллектуальный компонент

- Интеллектуально-логические -Интеллектуально-эвристические способности

- «Тскучий» интеллект

Мотиииционныи компонент

Креативный компонент

-Синектичсскис способности

- Аналитические способности

- Практически-контекстуальные способности

- Стремление к лидерству, к высокой оценке

- Любознательность

Творческий потенциал студента rk'uii

Коммуникативный компонент рганизаторские способности

Способность к сотрудничеству

Умение разрешать конфликты

Мирово арен чески и компонент

- Направленность личности

- Понимание общественной значимости труда на благо страны

Личностный компонент

Моральные качества • Волевые качества

Деловые качества

Рис. 2. Структура творческого потенциала студента (ист.авт.)

1. Интеллектуальный компонент (интеллектуально-логический; -интеллектуально-эвристический; - текучий интеллект);

2. Креативный компонент (синектические, аналитические, практически-контекстуальные способности);

3. Мотивационный компонент (любознательность, увлеченность, стремление быть первым, в том числе в творчестве, устойчивая потребность в знаниях, стремление к признанию личных успехов окружающими);

4. Коммуникативный компонент (способность к сотрудничеству, умение организовать коллективную деятельность, способность воспринимать чужое мнение, убеждать и разрешать конфликты);

5. Мировоззренческий компонент (убежденность в правоте, способность отстаивать свою позицию, осознание ценностей и следование им, внутренняя зрелость)

6. Личностный компонент (Настойчивость, честность, прямота, открытость, непосредственность, решительность, смелость, мужество, независимость, способность к самооценке, трудолюбие и др.).

Все структурные компоненты творческого потенциала личности будущего специалиста находятся в органическом единстве, взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Рассмотрим более подробно основное содержание творческого потенциала студентов (таблица 1).

Основные интеллектуально-логические признаки: 1) умение сравнивать; 2) умение анализировать, расчленять объект познания на элементы; 3) умение выделять главное, отбрасывать второстепенное; 4) умение описывать явления, процессы, логически связно излагать свои мысли; 5) умение давать определения, устанавливать родовой признак и видовые отличия явления, предмета; 6) умение объяснять, т.е. выражать свои мысли, выделяя главное, существенное. 7) умение обосновывать.

Таблица 1

Основное содержание компонентов творческого потенциала студентов (ист.авт.)

Компоненты творческого потенциала личности Элементы компонента Основное содержание

1 2 Интеллектуальный Интеллектуально-логические умения: Умение сравнивать, анализировать, расчленять объект познания на элементы; выделять главное, отбрасывать второстепенное; описывать явления, процессы, логически связно излагать свои мысли; давать определения, устанавливать родовой признак и видовые отличия явления, предмета; объяснять, т.е. выражать свои мысли, выделяя главное, существенное. умение обосновывать.

Интеллектуально-эвристические способности: способность генерировать идеи; способность к фантазии; способность отражать и устанавливать в сознании новые связи между компонентами творческой задачи (ассоциативное мышление) гибкость мышления; способность к переносу знаний, умений в новые ситуации.

Текучий интеллект: lHULOOi tt)L trr,-Ь-ПОМОЩЬЮ-КОТОрЫХ-ЧгЛОвсК учится чуму-то новому. К ним относятся: скорость и результативность запоминания, индуктивное рассуждение, оперирование пространственными образами, восприятие новых связей и отношений.

Синектические способности Способность видеть проблему целиком, в новом свете, избегать привычных способов мышления и решения задач, склонность к саморегуляции и самоорганизации

Креативный

Умение использовать свои и чужие знания при решении проблем; склонность к анализу суждений и явлений окружающего мира; умение сравнивать, сопоставлять факты делать выводы, прогнозировать результат.

Аналитические способности

Практически-контекстуальные способности Умение передавать знания другим; способность выстроить логическую цепочку из различных знаний, создать, отобразить, спроектировать материал, «родить идею», убедить других; эмоциональность и выразительность речи, артистизм, владение мимикой, жестами, пластикой.

1 2 3 4

3. Мотивации-оииын любознательность, интерес к творческой деятельности, пытливость ума, стремление глубже познать вновь наблюдаемое или анализируемое, способность к постановке вопросов; чувство увлеченности, радости открытия; стремление к творческим достижениям, стремление к лидерству, стремление к получению высокой оценки, признанию успеха в учебно-творческой деятельности.

4 Мировоззренческий общая направленность личности, наличие устойчивой идеи; способность отстаивать свою точку зрения; «прояснение ценностей»-осознание личностью своих мировоззренческих свойств; отношение к избранной профессии; устойчивость отношений к миру, труду, учебе, людям и к самому себе.

5 Коммуникативный умение личности устанавливать деловые отношения с окружающими; устанавливать контакты с интересными людьми с целью дополнительного обогащения и расширения знаний и кругозора; организовать продуктивную деятельность коллектива, творческой группы с учетом индивидуальных способностей каждого члена коллектива; прислушиваться к чужому мнению; умение убеждать и разрешать конфликты

6 Личностный Моральные качества трудолюбие, принципиальность, честность, прямота, открытость, обязательность, верность слову, способность к самооценке, самокритичность

Волевые качества энергичность, работоспособность, выдержанность, решительность, смелость, мужество, независимость, настойчивость в достижении поставленной цели

Деловые качества инициативность, целеустремленность, самостоятельность в решении вопросов, умение и стремление взять на себя ответственность, умение беречь свое и чужое время, пунктуальность, точность, дисциплинированность, исполнительность

Основные интеллектуально-эвристические способности: 1 Способность генерировать идеи; 2) способность к фантазии; 3) способность отражать и устанавливать в сознании новые связи между компонентами творческой задачи ассоциативное мышление) 4) гибкость мышления; 5) способность к переносу знаний, умений в новые ситуации.

Текучий интеллект - способности, с помощью которых человек учится чуму-то новому. К ним относятся: скорость и результативность запоминания, индуктивное рассуждение, оперирование пространственными образами, восприятие новых связей и отношений.

В состав креативного компонента входят: а) синектические способности видеть проблемы в новом свете и избегать привычного способа мышления; б) аналитическоие способности, позволяющей оценить, какие идеи стоят того, чтобы за них браться и их разрабатывать, а какие нет; и в) практически-контекстуальные способности убедить других в ценности идеи, другими словами, продать творческую идею другим. Аналитическая способность используемая при отсутствии двух других, приводит к сильно развитому критическому, но не творческому мышлению. Синектическая способность в отсутствии других двух приводит к появлению новых идей, которые не подвергаются требуемой тщательной проверке, чтобы, во-первых, оценить их потенциал и, во-вторых, заставить их работать. Развитая практически контекстуальная способность при отсутствии двух других может привести к ситуации купли-продажи определенных идей на основе не их реальной стоимости, а умения убедить кого-либо купить или продать что угодно.

Мотивационный компонент включает систему мотивов, которые выражают осознанные побуждения к деятельности, в том числе и к учебно-творческой, совокупность всех психических моментов, которыми определяется поведение человека в целом, то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершенствуется. Мотивационный компонент, обеспечивая направление на творческое усвоение знаний, включает в себя мотивы творческого усвоения и мотивы овладения умениями такого рода. Он предполагает наличие у обучаемого: 1) любознательности, интереса к творческой деятельности, которые характеризуют потребность личности в знаниях, в овладении новыми способами деятельности, проявляются в пытливости ума, в стремлении глубже познать вновь наблюдаемое или анализируемое, а также в постановке вопросов. 2) чувство увлеченности, радости открытия. 3) стремление к творческим достижениям. 4) стремление к лидерству. 5) стремление к получению высокой оценки, признанию успеха в учебно-творческой деятельности.

Формирование творческого потенциала студентов тесно связано с мотивацией. Поиски истины и способов ее достижения возможны только тогда, когда поставленная задача интересна, когда она вызывает достаточно активное побуждение к умственной деятельности. По мнению Д.Б.Богоявленской «творчество - это производное - интеллекта, преломленного через мотивационную структуру, которая тормозит (и тогда умственные способности могут дремать), либо стимулирует их проявление» (28, с. 25).

Мировоззренческий компонент определяет позицию личности в процессе деятельности и в оценке ее результатов. В качестве основных мировоззренческих свойств личности, способствующих успешности учебно-творческой деятельности, нами выделены: 1) Общая направленность личности; 2) Активность жизненной позиции; 3) Способность отстаивать свою творческую позицию основанную на знаниях и приобретенном опыте; 4) Осознание личностью своих мировоззренческих свойств («прояснение ценностей»); 5)Устойчивость отношений к миру, труду, учебе, людям и к самому себе и др.

Коммуникативный компонент включает в себя умение личности: 1) устанавливать деловые отношения с окружающими; 2) устанавливать контакты с интересными людьми с целью дополнительного обогащения и расширения знаний и кругозора; 3) организовать продуктивную деятельность коллектива, творческой группы с учетом индивидуальных способностей каждого члена коллектива; 4) прислушиваться к чужому мнению; 5) убеждать и разрешать конфликты.

Личностный компонент состоит из целого ряда личностных качеств. Это, прежде всего: 1) моральные качества (трудолюбие, принципиальность, честность, прямота, открытость, обязательность, верность слову, способность к самооценке, самокритичность); 2) волевые качества (энергичность, работоспособность, выдержанность, решительность, смелость, мужество, независимость, настойчивость в достижении поставленной цели); 3) деловые качества (инициативность, целеустремленность, самостоятельность в решении вопросов, умение и стремление взять на себя ответственность, самоорганизованность и умение беречь свое и чужое время, пунктуальность, точность, дисциплинированность, исполнительность и др.).

Относительно сочетания компонентов можно высказать гипотезу о том, что творчество — это нечто большее, чем просто совокупность личностных уровней, достигнутых при функционировании каждого компонента. Во-первых, для некоторых компонентов может существовать пороговый эффект (например, в знаниях); этот порог является пределом определенного рода, поскольку, независимо от уровней, достигнутых другими компонентами, творчество в области, о которой говорящий знает очень мало или не знает ничего, просто невозможно. Во-вторых, среди компонентов возможна определенного рода компенсация, когда сила какого-то одного компонента (например, мотивация) компенсирует слабость другого (например, среды). В-третьих, компоненты могут начать взаимодействовать (например, интеллект и мотивация); при этом подобного рода взаимодействие может привести к нелинейному увеличению эффекта.

Интерес к воспитанию творческой, активной личности привлекает многих ученых: педагогов, психологов, социологов, а с развитием рыночных отношений, и экономистов. Некоторые ученые рассматривают понятие творческой, инновационной личности как предпосылки усиления экономического роста (Э. Хаген, Д. Мак-Клеллапд) (90). Автор полагает, что творческая личность является источником не только экономического роста, но и социокультурного развития в целом. Творческая личность должна чем-то отличаться от других, и это что-то, по мнению автора, - умение взглянуть на вещи иначе, увидеть в них то, что недоступно другим: увидеть скрытый смысл в обычных явлениях, действовать, нарушая стереотипы, образцы. Такой тип личности особенно востребован в наши дни, когда в мире растет интерес именно к культурным факторам регуляции жизнедеятельности общества. Политиками, общественными деятелями, педагогами и воспитателями широко поддерживается тезис о том, что развитие человеческого потенциала, самореализация творческого начала человека - это то, что в конечном счете, детерминирует успех или крах экономического, социального или любого развития. Представляется, что способом оценки культурного потенциала личности в сложившихся условиях является именно ее способность к творчеству.

Хотя тип творческой личности кажется недостаточно распространенным в современном российском обществе, тем не менее, ряд исследователей считает, что способность творить новое свойственная большинству людей, и эта способность не является привилегией особо одаренных людей. Причем творчество трактуется не как отдельный вид деятельности, а как качество повседневной деятельности. Так, А. Моль полагает, что функции «творения» присуща всем, но у многих она со временем атрофируется.(99)

Очевидно, большую роль в сохранении творческих способностей у индивида играет среда, которая либо побуждает творить, либо убивает эти потребности. Следовательно, говоря о формировании творческого потенциала студента, надо говорить и о качествах среды, ее окружающей. Среда, окружение индивида, должна обладать толерантностью, т.е. терпимостью к чужим мнениям и убеждениям. Такая среда, постоянно пополняясь новыми ценностями, значениями и смыслами, становится открытой творчеству, только в такой среде творчество может стать закономерным повседневным явлением.

В последнее время все больше внимания в развитии личности отводится вузам: действительно, в обществе, где большая часть выпускников школ становятся студентами, резко возросла роль институтов высшего образования. В связи с этим возрастает внимание к качествам обучающей среды: какой должна быть среда, окружение индивида, атмосфера занятий, взаимодействия с преподавателем, студентами, чтобы способствовать развитию творческих способностей студента? Достаточно полной представляется модель Смирнова С.Д. Он выдвигает следующие условия: не подавлять интуицию учащегося; формировать уверенность в своих силах; использовать положительные эмоции во время обучения; стимулировать стремление учащегося к самостоятельному выбору задач, целей, средств выполнения задач; поощрять склонность к рискованному поведению; не допускать формирования конформного поведения; развивать умение обнаруживать противоречия, формулировать их; использовать задачи открытого типа; использовать проблемные методы обучения; практиковать совместную с преподавателем исследовательскую деятельность; поощрять стремление учащегося быть самим собой. (154).

Практика применения автором в процессе обучения студентов различных личностно-ориентированных технологий показала, что именно такие технологии наилучшим образом объединяют в себе названные условия развития творчества в обучении и создают среду, способствующую развитию творческого потенциала студентов.

Заключение диссертация на тему "Внутривузовская система управления формированием и развитием творческого потенциала студентов"

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Автором предложена новая трактовка понятия творческого потенциала как готовности студента к реализации своих субъективных возможностей, необходимых для создания новых, оригинальных результатов, соответствующих социальным и культурным требованиям определенного общества. Лейтмотивом этого понятия является осознанное стремление будущего специалиста-менеджера к производительному труду, творческое отношение к выполняемой работе.

2. Выработаны критерии оценки показателей творческого потенциала личности студента вуза. Предложенная формула оценки творческого потенциала позволяет полнее и качественнее судить о творческих и профессиональных перспективах будущего специалиста-менеджера.

3. На основе изучения содержания и проведенного анализа системы показателей творческого потенциала студента вуза, последующего их ранжирования по результатам экспертной оценки критериев творческого потенциала студентов разработана качественная и количественная модель творческого потенциала выпускника вуза.

4. Анализ практики управления формированием и развитием творческого потенциала студентов вуза свидетельствует о наличии значительных резервов повышения эффективности управления сложными социально-экономическими системами ( экономические: связанные с наращиванием и совершенствованием учебно-методического комплекса специальности, связанные с созданием и развитием студенческих услуг и другие; организационные: в области создания новых развивающих структур, связанных с созданием структур студенческого самоуправления и эффективности их работы, связанных с вовлечением студентов к разработке бизнес- проектов и бизнес-планов и другие; социальные: связанные с выполнением программы по трудоустройству выпускников, связанные с совершенствованием социальной защиты студентов и др.).

5. Предложена и обоснована модель внутривузовской системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов, которая имеет своей целью повышение эффективности подготовки специалистов на основе максимально возможной унификации базовых общеобразовательных программ, за счет создания и развития новых технологий обучения, создания условий и возможностей для развития у обучаемых творческих способностей, формирования гармоничной личности будущего специалиста.

6. Разработаны и апробированы основные принципы и механизмы повышения эффективности внутривузовской системы управления формированием и развитием творческого потенциала студентов. Как основной механизм повышения эффективности работы в этом направлении представлена Школа профессионального творчества студентов, а так же отдел мониторинга, нормативно-методическая база.

7. Разработана и реализована методика оценки экономической эффективности управления формированием и развитием творческого потенциала студентов. В рамках этих оценок обоснована необходимость развития факторов, обеспечивающих качественную подготовку специалистов-менеджеров.

8. С учетом выявленных резервов повышения эффективности управления формированием и развитием творческого потенциала студентов разработаны практические рекомендации.

9. Экспериментально на примере трех вузов подтверждена возможность интенсификации процесса развития творческого потенциала студентов, его нацеленность на достижение долгосрочной цели - подготовку конкурентоспособных специалистов.

Полученные в ходе диссертационного исследования результаты способствуют выявлению и реализации резервов в деятельности высших учебных заведений, а также позволяют более эффективно решать практические задачи формирования и развития творческого потенциала студентов.

Библиография Волконская, Светлана Анатольевна, диссертация по теме Управление в социальных и экономических системах

1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. Методологические Проблемы//М.: Политиздат, 1985.

2. Адаир Джон. Эффективный тайм-менеджмент. М.: Изд-во Эксмо, 2003.-256 с.

3. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М., 1985

4. Албастова JI.H. Технологии эффективного менеджмента: Учебно -практическое пособие. М.: "Издательство ПРИОР", 1998. - 288с.

5. Алдер Гарри. Практика эффективного использования времени. -СПб.: Питер, 2002. 256 с.

6. Алиев В.Г., Дохолян С.В. Организационное поведение: Учебное пособие. -М.: ИНФРА-М, 2004. 312 с.

7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JI.: Изд-во Ленингр. Унта, 1968. 339 с.

8. Андерсен Б. Бизнес-процессы: инструменты совершенствования. -М.: РИА «Стандарты и качество», 2003.

9. Арджирис К. Организационное научение. М.: ИНФРА-М, 2004. -563 с.

10. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002. - 328 с.

11. Архангельский Г.А. Организация времени: от личной эффективности к развитию фирмы. СПб.: Питер, 2003. - 415 с.

12. Архангельский Г.Программа "время" для руководителя.// Лидеры образования .- 2003,- №5.

13. Астапов К. Модернизация системы факторов экономического роста./Юбщество и экономика,- №7-8, 2004

14. Багаутдинова Н.Г. Высшая школа сегодня и завтра, пути преодоления кризиса. -М.,: Издательство "Экономика", 2003. -315с.

15. Багаутдинова Н.Г., Маливанов Н.Н., Новиков Д.С. Управление качеством в сфере образования. М.: РИА «Стандарты и качество», 2003.-256с. (с. 12-13)

16. Багутдинова Н.Г. Инновационный потенциал высшей школы: анализ и оценка. М.: Экономика, 2002.

17. Балакина А.П., Солнцева Н.В. Эффективность управления вузом и педагогический менеджмент// Высшее образование сегодня. 2002. -№10. - С.12-15

18. Батра А.П. Креативность: дорога к новым идеям / Батра (Кристофер) А.П.; Пер. с англ. А. Эмануэля // PR в России. № 3, -12-14. Советы для развития креативных навыков творческого мышления.

19. Беляев А.А., Короткое Э.М. Системология организации: учебник / под ред. д.э.н., проф. Э.М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2000. - 182с.20