автореферат диссертации по документальной информации, 05.25.03, диссертация на тему:Современное состояние и перспективы развития журналов о кино

кандидата филологических наук
Васильев, Дмитрий Алексеевич
город
Москва
год
2006
специальность ВАК РФ
05.25.03
Диссертация по документальной информации на тему «Современное состояние и перспективы развития журналов о кино»

Автореферат диссертации по теме "Современное состояние и перспективы развития журналов о кино"

На правах рукописи

Васильев Дмитрий Алексеевич

Современное состояние и перспективы развития журналов о кино (на примере журнала «Искусство кино»)

Специальность 05.25.03.-«Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва-2006

Работа выполнена в Московском государственном университете печати на кафедре Издательское дело и редактирование

Научный руководитель—доктор филологических наук, профессор Антонова Сусанна Галустовна

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор Пронин Владислав Александрович; кандидат филологических наук, доцент Иншакова Наталья Григорьевна

Ведущая организация - Российская книжная палата Защита состоится « Яй<<В%/?2006г. в

Ж.

часов на заседании

диссертационного совета Д.2 № 147.02 при Московском государственном университете печати по адресу: 103045 Москва, Садовая-Спасская ул., д.6

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного университета печати

Автореферат разослан Ученый секретарь ■

Диссертационного совета /г//*//

Куприянова Т.Г.

Актуальность исследования.

Современный рынок отечественных периодических изданий отличается большим разнообразием и динамичностью. Ежегодно издаются десятки новых журналов, многие из которых не выдерживают конкуренции и довольно быстро прекращают свое существование. В этих условиях актуальными являются задачи рассмотрения наиболее значительных и стабильных периодических изданий, которые нашли свое место в системе периодики, а также выявления условий устойчивости их работы и тенденций развития.

Актуальность исследования определяется также тем, что в качестве объекта изучения выбраны журналы об одном из наиболее распространенных видов искусства — киноискусстве, которые в последнее десятилетие с книговедческих позиций не рассматривались.

Изучение различных аспектов современной практики подготовки журнальных изданий приобретает особую актуальность с появлением электронных изданий. Исследование электронной версии журналов о кино и выявление специфики их подготовки, целевого назначения, читательской аудитории, структуры, а также жанров публикаций представляется актуальным как в теоретическом, так и в практическом плане. В теоретическом плане исследование может расширить научные представления о журналах о кино. В практическом плане - позволит сформулировать основные принципы и приемы их редакторской подготовки.

Объектом исследования стал анализ журнала «Искусство кино» с момента его создания до настоящего времени (с 1931— 2006 гг.). Были изучены также и другие журналы о кино «Фильм», "Premiere" и пр.

Предмет исследования — содержательные, структурные, жанровые, типологические характеристики журналов о кино, особенности их формирования.

Цель работы состоит в том, чтобы на основе анализа журналов о кино дать их типологическую характеристику, установить факторы, определяющие жанровую специфику публикаций, выявить особенности их функционирования, подготовить рекомендации по их совершенствованию.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

определить место журналов о кино в системе периодических изданий;

дать общую типологическую характеристику журналов о кино; выявить тенденции становления и развития журналов о кино; изучить структуру журналов и организацию публикаций в них; исследовать жанровую специфику публикаций; выявить особенности журналов о кино в электронном пространстве; разработать рекомендации по совершенствованию журналов.

Источники. В процессе исследования изучены труды в области теории и практики научной информации и информатики. Будущее журналов представляется в них преимущественно в связи с автоматизированной обработкой информации. Так, P.C. Гиляревский считает, что традиционный журнал будет вытесняться электронным1. Использованы работы по типологии периодических изданий (А.И. Акопов,

1 Гиляревский P.C. О перспективах развития информации//НТИ - Сер. 2.- 1983.- №5. - С. 11

Иншакова Н.Г., А.Г. Бочаров), искусствоведческих изданий (С.Г. Антонова), теории жанров публицистики (A.A. Тертычный) и теории редактирования и книговедения (С.Г. Антонова, A.A. Беловицкая, Н.М. Сикорский, А.Э. Мильчин, АЛ. Гречихин, С.П. Омилянчук, В.И. Соловьев, Н.З. Рябинина и др.)'.

При проведении исследования автор опирался на результаты работ А.Ф. Бережного, А.Г. Бочарова, A.B. Зал адова, Я.Н. Засур-ского, Э.А. Лазаревич, А.Р. Симкина, В.В. Ученовой, посвященных периодическим изданиям.

Особый интерес в свете проблематики представляло изучение архивных материалов Департамента кино Министерства культуры РФ, НИИ киноискусства, Дома кино и других учреждений.

Методы исследования. В диссертации использованы комплексный подход исследования основных факторов, определяющих современную периодику, общенаучные методы (анализ и синтез), а также методы книговедения и журналистики: сравнительно-исторический, описательный, типологический.

1 Акопов А.И. Аналитические жанры публикаций: Письмо. Корреспонденция. Статья. - Ростов н/Д: Изд-во Ин-та массовых коммуникаций, 1996. - 202 е.; Антонова С.Г. Книга по искусству. Вопросы типологии и издания. - М.: МГУТТ. 2004. -108 с; Тертычный A.A. Жанры периодической печати. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 312 с; Бочаров А.Г. Основные принципы типологии современных журналов//Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 10 Журналистика - 1983. - № 3. - С. 25-36; Беловицкая A.A. Общее книговедение. - М.: Книга, 1987.-256с.; Гречихин A.A. Типология книги: история, теория, методика. - Автореф. дне... д-ра филол. наук. — М, 1986. 39с.; Иншакова Н.Г. Типология журнальной периодики: Новейшая история/УИздаг. дело и редактирование. Теория. Методика. Практика: Межведомств, сб. научных трудов. - 2001. -Вып. 5. - М.:Изд-во МГУП. - С. 4-20; Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. - М.: Логос, 2005. — 524 е.; Омилянчук С.П. Проблемы типологии собраний сочинений//Книга: Исслед. и материалы. - С6.18.М: Книга, 1969. С.2-43.; Соловьев В.И., Рябинина Н.З. Редакторская подготовка периодических изданий. - М.: Мир книги. 1993. - 98с.;

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые комплексно рассмотрены типологические характеристики журналов о кино, предложены пути повышения их качества и эффективности. Научная новизна исследования состоит также и в том, что в работе впервые изучено влияние типоформирующих особенностей журнала на содержание и форму представления публикаций.

Новым в работе является выявление специфики бумажной и компьютерной версий журнала о кино в сравнении с другими периодическими изданиями. Взаимосвязь журнальной проблемно-тематической структуры и ее жанрового наполнения исследуется в единстве исторического и сравнительного начал.

На защиту выносятся:

концептуальное обоснование тенденций, направлений и закономерностей функционирования современных журналов о кино: основные показатели функционирования этих журналов определяются социальными условиями и уровнем развития теории и практики киноискусства;

новые виды периодических изданий для развития общей структуры выпуска журнальных изданий с целью повышения оперативности информирования специалистов;

результаты анализа проблематико-тематической и жан-рово-видовой структур журналов о кино: формирование проблемно-тематической структуры этих изданий определяется характеристиками деятельности в области киноискусства; формирование жанрово-видовых характеристик связано с особенностями читательских потребностей;

- характеристика специфики жанров публикаций, которая определяется особенностями отражения киноискусства и читательским адресом;

Теоретическая значимость диссертации заключается в уточнении типологических характеристик журналов о кино, в выявлении исторических закономерностей и в формировании становления и развития журналов о кино.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее выводы могут быть использованы для совершенствования журнальных изданий традиционной и электронной форм. В последние десятилетия практически не проводился анализ журналов об искусстве, хотя в этом направлении накоплен значительный опыт, и его изучение является насущной необходимостью как в области поиска путей совершенствования подготовки журналов, так и области широкого применения результатов исследования и расширения, границ пропаганды искусства.

Основные положения диссертации используются в учебных курсах по издательскому делу, редактированию и журналистике в Московском государственном университете печати.

Апробация работы. Результаты работы были обсуждены на XI Международной научной конференции по проблемам книговедения, отражены в четырех публикациях автора.

Диссертационная работа включает: введение, три главы, заключение, библиографический список (153 названий). Общий объем работы — 148 е., основной текст — 130 с.

Содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, анализируется степень ее разработанности, определяются цель и основные задачи исследования, объект и предмет, новизна, теоретическая и практическая значимость.

В главе 1 «Основные этапы и тенденции развития отечественных журналов о кино» рассмотрена история становления отечественных журналов о кино, выявлены основные тенденции их развития.

В главе показано, что основным и наиболее развитым является журнал «Искусство кино». Журнал начал издаваться с 1931 г. как орган Ассоциации работников революционной кинематографии. В 1936 г. журнал переходит в ведение Главного управления кинофото-промышленности Всесоюзного комитета по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР. К концу 30-х гг. это ведомство было преобразовано в Комитет по делам кинематографии, который принял на себя издание журнала. В 1941 г. по объективным причинам журнал выходить перестал, и возобновил свою деятельность как орган Министерства кинематографии. В 50-е годы журнал работает еще и под руководством Союза писателей1. В 60-е годы журналом руководили Комитет по кинематографии при Совете Министров СССР и Союз кинематографистов, в 70-е гг. - Союз кинематографистов, в 80-е гг. - снова Комитет по кинематографии и Союз кинематографистов, а в связи с упразднением в 2000г. его заменяет Департамент кино Министерства культуры. Анализ истории развития журнала показал, что

1 См.: За дальнейший расцвет советского киноискусства//Искусство кино. - 1952 -С. 10

организационные преобразования в сфере культуры влияют на содержание печатного органа.

Изучение журнала осуществлялось в нескольких аспектах. Отправной точкой диссертации было определение и оптимальной модели видоопределяющих факторов и методики исследования. Теоретические исследования данного вопроса подчас крайне противоречивы. Как отмечено в коллективной монографии: «Вся история журналистики — от первых рукописных известий до газет и журналов сегодняшнего дня - представляет путь беспрестанных видотиполо-гических эволюций и исканий»1. Это же характерно и для теоретических исканий в области издательского дела и книговедения.

Рассматриваемый в диссертации журнал прошел долгий и сложный путь, прежде чем нашел своего читателя. В первые годы существования его целевое назначение и читательский адрес были определены довольно расплывчато. Становление журнала явилось, таким образом, не целенаправленной реализацией ясно сформулированных задач, а эмпирическим поиском оптимального облика журнала о кино.

В результате проведенного исследования удалось установить, что цели и задачи журнала развивались от узкоспециальных (создание теории и истории кино) до более широких, направленных на обеспечение кинокритики, на формирование ею киноконтекста и анализ культурной ситуации, которая отражается кинематографом. Установлено, что такому преобразованию концепции содержания

1 Методика изучения периодической печати. -М. 2001. С.10

журнала способствовало, в первую очередь, расширение его читательского адреса.

Изучение журналов последних лет дает основание утверждать, что в настоящее время журнал обеспечивает анализ современного кинорепертуара (отечественного и зарубежного), отражение теории и истории кино, деятельности ведущих кинематографистов мира, анализ основных течений в мировом кино, способствует развитию кинокритики и созданию ею киноконтекста, обращению специальной (киноведческой) информации в обществе и сохранению ее во времени.

В главе показано, что читательский адрес журнала достаточно широк. Журнал ориентирован не только на специалистов. Немалую часть его читателей составляют массовые читатели. Изучение деятельности журнала «Искусство кино» показало, что первым этапом при моделировании издания или его перспективном планировании должна быть разработка его концепции, основанной на реальных типологических характеристиках.

Вопрос о типологических свойствах журнальных изданий неизменно привлекает внимание исследователей и практиков, работающих в различных областях — книговедении, журналистике, литературоведении, библиографии. И потому он решается на основе разных подходов. Как известно, к числу существенных типологических признаков журналов относят целевое назначение, читательский адрес, тематическую направленность. Кроме того, могут приниматься во внимание и другие системные признаки: характер оформления, степень аналитико-синтетической переработки информации, ее знаковая природа, состав основного текста, структура издания,

периодичность. Однако при всех различиях во взглядах на типофор-мирующие признаки журнала чаще вс-еш их важнейшими системными признаками называют целевое назначение и читательский адрес. Целевым назначением определяется предмет, благодаря которому становится возможной реализация целевой функции издания. При рассмотрении целевой направленности журнала «Искусство кино» было выявлено, что редакция ставит своей задачей пропаганду киноискусства, а также отражение художественной практики, дать представление репертуарных обзоров новых фильмов.

Анализ показал, что журнал «Искусство кино» имеет отраслевую, профессиональную направленность и, следовательно, его можно отнести к числу специальных. Однако при дифференциации изданий необходимо учитывать читательский адрес. Читатели журнала «Искусство кино» являются сложной аудиторией, включающей не только специалистов, но и так называемого массового читателя -любителя искусства. Таким образом, читательскую аудиторию журнала составляют профессиональные деятели: кинорежиссеры, сценаристы, актеры, кинокритики и т.д. Они знакомятся с опытом коллег, узнают о новых тенденциях кинопроизводства за рубежом, что содействует коммуникации среди специалистов в интересах их профессиональной деятельности, служит для передачи информации с целью удовлетворения профессиональных потребностей специалистов смежных областей. Кроме того, данный журнал является одной из форм пропаганды художественного творчества среди широких слоев населения, тем самым выполняя функции массового издания. Следовательно, журнал предназначен как для отрасли кинопроизводства, профессиональным деятелям кино, так и массовому читателю.

В главе 2 «Структура и содержание журналов как отражение деятельности в сфере кино» обоснованы пути совершенствования журнала, намечены возможности улучшения его структуры (рубрикации). Изучение современной системы журналов о кино показало, что ее отличает громоздкость и низкая мобильность. В ней отсутствуют малые журнальные формы. Слабо развиваются узкотематические журналы, необходимые для специалистов. Не все редакции журналов готовы к компьютеризации и не всегда журналы полностью обеспечивают традиционные информационные функции.

В результате анализа содержания и формы журналов выявлено, что общая их структура и рубрикация нуждаются в серьезном пересмотре на основе типологических признаков — целевого назначения и читательского адреса. Сегодня в ряде журналов отсутствует рубрикация или, наоборот, рубрикация излишне детализирована, информация часто безадресна, бедна жанровая палитра, низко качество изложения. Информационно-поисковые средства в журналах неэффективны, беден аппарат.

Анализ журналов дает основание для выделения трех групп журнальных изданий: 1) со сложной, или детальной рубрикацией; 2) с простой рубрикацией; 3) без рубрикации. В работе сделан вывод о том, что наиболее продуктивны журналы, входящие во вторую группу. Рубрикация влияет на эффективность и общий уровень культуры издания, определяет удобство использования материалов, отражает тематическую структуру содержания, раскрывает его проблемную направленность.

В диссертации изучена не только традиционная, бумажная, версия журнала «Искусство кино», но и Интернет-версия. Как показал сравнительный анализ содержания традиционной и электронной версий журнала, в электронной версии представлена лишь часть материалов. Причем до сих пор не разработаны общие принципы преобразования традиционно жанров журнальных публикаций в электронный вариант, не сформулированы критерии отбора материалов для электронной версии. Рубрикация Интернет-версии журнала «Искусство кино» вполне логична и удобна для пользования. Однако она не связана с традиционной версией журнала, что затрудняет для читателя поиск необходимых материалов. Можно предложить редакторам Интернет-версии помещать отсылки на номера журналов, из которых взяты публикации, находящиеся в рубрике «Картотека», обновлять Интернет-версию журнала одновременно с выходом в свет традиционной версии. Это повысит оперативность представления информации для читателей использующих электронную версию издания.

Анализ организации работы электронной версии журнала показал, что редакция журнала уделяет недостаточно внимания этой форме журнала. В результате информация устаревает.

На основании проведенного анализа в главе формулируются требования к публикуемым в журнале материалам, разработанные с учетом специфики процесса отражения киноискусства.

В работе был осуществлен сравнительный анализ рубрикации журналов «Искусство кино», «Фильм», «Киносценарии» и "Premiere", который позволил выявить основные принципы формирования структуры журналов. В главе подчеркивается, что при

разработке структуры журнала необходимо учитывать содержание профессиональной деятельности, а также задачи пропаганды киноискусства. Изучение совокупности существующих в настоящее время журналов о кино, а также опыта подготовки периодических изданий в других областях показало, что сложившийся комплекс изданий неполно обеспечивает читательские потребностч. В диссертации разработана концепция дальнейшего развития данного комплекса с использованием современных видов журнальных изданий. Предложены:

журнал-статья - базовый оперативный журнал, состоящий из одной статьи и кратких сообщений об одном фильме. Здесь должна быть представлена следующая информация: мнение режиссера, продюсера, рецензия на фильм, отзывы читателей и другая информация. Данное издание ориентировано, прежде всего, на массового читателя.

журнал-раздел - узкотематический экспресс-журнал, состоящий из нескольких (двух-трех) базовых разделов. Подобные издания "могут быть ориентированы на узкую читательскую группу: либо на специалистов, либо на массового читателя, с учетом конкретных читательских запросов.

В главе 3 «Жанровое своеобразие публикаций журналов о киноискусстве» рассмотрен жанр как категория литературы, что позволило выявить его типологические признаки, а также специфику использования в журнале.

Журнал «Искусство кино» — специальное издание, рассчитанное как на профессионалов в области кинопроизводства, так и на неспециалистов - людей, любящих кинематограф, интересующихся новостями в мире кинобизнеса. Это позволяет нам расценивать его как профессиональное и массовое издание. Публикации освещают вопросы теории и истории кинематографа, знакомят с художественной практикой, рассказывают о телевизионных премьерах, дают репертуарные обзоры новых фильмов.

Анализ публикаций журнала показал, что журнал помещает на своих страницах материалы основных журнальных жанров: аналитических, информационных и художественно-публицистических. Каждый из этих жанров представлен большим количеством разновидностей. В процентном соотношении жанровый состав публикаций примерно следующий: информационные статьи - 40%, аналитические - 40%, художественно-публицистические - 20%. Причем информационные жанры имеют такой высокий процент в основном за счет многочисленных интервью. Традиционно интервью считается одним из самых популярных жанров, поскольку читателю интересны высказывания..деятелей кино по многим вопросам. Среди информационных жанров интервью занимает 60% всех публикаций, репортажи - 30%, отчеты и обозрения - 10%. Высокий процент публикаций аналитической направленности объясняется тем, что «Искусство кино» позиционирует себя как аналитический журнал. Редакция журнала стремится публиковать преимущественно глубокие, основательные исследования в области кинематографа, статьи, направленные на решение серьезных задач. Среди аналитических жанров

половину всего объема занимают рецензии на фильмы. Аналитические статьи, обзоры, комментарии составляют 50% общего объема.

На страницах журнала находят место материалы кинокритиков, киноведов и философов, эксклюзивные сценарии, русская и зарубежная проза.

Исследование показало, что основную идеологическую и ви-дообразуюшую нагрузку несут на себе статьи аналитического жанра: именно они отличают журнал «Искусство кино» от прочих изданий, посвященных киноискусству. Глубина анализа, неординарность рецензий и нетрадиционность подходов к отбору материала позволяют с уверенностью называть «Искусство кино» самым авторитетным и уважаемым журналом о кино.

В диссертации выявлена триада жанрообразуюхцих факторов (объект отражения — цель автора - тип воздействия на аудиторию) и особенности ее проявления в журнальных публикациях. Характер жанровой палитры журнала обусловлен как типом издания, так и видом литературы. Одна из важнейших предпосылок рассмотрения жанра в единстве содержания и формы журнала - наиболее полное раскрытие мировоззренческой, информационной " яфетической функций современного искусства. Специфика жанров публикаций о кино определяется также свойствами предмета отражения.

В заключении сформулированы основные результаты исследования:

- в целом структура выпуска журналов о кино не отвечает современным требованиям и нуждается в преобразовании. Ее совершенствование предполагает подготовку оперативных видов журнальных изданий, ориентированных на конкретные читательские группы;

- наиболее авторитетным среди современных журнальных изданий о кино является журнал «Искусство кино». За 75 лет своего существования этот журнал изменил цели и задачи — от узкоспециальных (отражение теории и истории кино) до широких, связанных с пропагандой искусства. Это значительно расширило читательский адрес книгоиздания;

- журнал «Искусство кино» по сравнению с другими журналами той же тематики имеет более высокую издательскую культуру. Тем не менее необходимо уточнить рубрикацию журнала, теснее связывая ее с деятельностью в данной области;

- жанры публикаций в журналах о кино охватывают практически все формы представления материалов - аналитические (40%), информационные (40%), художественно-публицистические (20%). Среди аналитических жанров половину составили рецензии на фильмы. На выбор жанра влияет специфика предмета отражения;

- электронная версия журнала «Искусство кино» не отвечает современным требованиям. Необходимо уточнить рубрикацию с учетом деятельности в сфере кино; усилить связь с традиционной версией; повысить оперативность обновления информации в электронной версии журнала.

Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:

1. Васильев Д.А. Отечественная периодика о кино: информационно-книговедческий аспект. Тез. докладов//Материалы 11-й Международной научной конференции по проблемам книговедения. — М.: Наука, 2004. - С. 146-147. (0,1 п. л.)

2. Васильев Д.А. Обзор по зарубежной литературе//Гепатология. — 2004.-№2.-С. 44-48. (0,2 п. л.)

3. Васильев Д А., Зайцева C.B. Некоторые особенности работы редактора над электронным периодическим изданием // Вестник Московского государственного университета печати. — 2005. - № б. -С. 27-36. (0,7 п. л.)

4. Васильев Д.А. Специфика информатизации в традиционных и электронных версиях журналов//Высшее образование в России. — 2006. - № 10. С. 167ll70. (0,25 п. л.)

Оглавление автор диссертации — кандидата филологических наук Васильев, Дмитрий Алексеевич

Введение.

Глава 1. Основные этапы и тенденции развития отечественных журналов о кино.

Глава 2. Структура и содержание журнала как отражение деятельности в сфере кино.

Глава 3. Жанровое своеобразие публикаций журналов о киноискусстве.

Введение 2006 год, диссертация по документальной информации, Васильев, Дмитрий Алексеевич

В современный период глубоких социальных преобразований общества журналы среди других средств массовой информации приобрели исключительно важное значение. Значительная роль в развитии общества принадлежит журналу, который призван стимулировать и оценивать социальное значение прессы, факты и явления в сфере своей компетенции.

Спецификой журналов по отношению к другим разновидностям журнальных изданий является широкий содержательный диапазон помещаемой в них информации, заранее оговоренная периодичность, а также официально утвержденный статус определенного ведомства»1. В настоящее время разрешительный характер присвоения статуса журнала заменен на заявительный. Каждый вновь выходящий журнал должен быть зарегистрирован в Министерстве юстиции в соответствии с Законом о печати. f'

Современный рынок отечественных периодических изданий отличается большим разнообразием и динамичностью. Ежегодно издаются десятки новых журналов, многие из которых не выдерживают конкуренции и довольно быстро прекращают свое существование. В этих условиях актуальными являются задачи рассмотрения наиболее значительных и стабильных периодических изданий, которые нашли свое место в системе периодики, а также выявления условий устойчивости их работы и тенденций развития.

1 Сухорукое K.M. Основные типы и виды современных российских газетных и журнальных изданий//Издательское дело и редактирование. Теория. Методика. Практика: Межведомственный сборник научных трудов. - М., 2000. - Вып.4 - С. 42.

Выбор в качестве проблемно-тематической структуры журнала и специфики жанров обусловлен необходимостью поиска средств повышения эффективности и действенности одного из важнейших звеньев периодической печати. Изучение различных аспектов современной журнальной практики приобретает особую актуальность с появлением электронных изданий. Исследование типологической сущности электронной версии журналов о кино и выявление их специфики на уровнях тематики, целевого назначения, читательской аудитории, структуры, а также жанров публикаций публикуемых материалов представляется весьма актуальным как в теоретическом, так и в практическом плане. В теоретическом плане исследование может расширить научные представления о журналах о кино. В практическом плане это позволит сформулировать основные принципы и приемы редакторской подготовки журналов о кино.

Разработка типологии издания для редактора должна стать первым этапом при его моделировании или его перспективном планировании, так как при правильном позиционировании издания можно предугадать его действенность. Таким образом, необходимо, прежде всего, изучать историю журналов о кино и прогнозировать будущее журнала, оперируя основными его типологическими признаками.

Актуальность исследования определяется тем, что в качестве объекта изучения выбраны журналы об одном из наиболее распространенных видов искусства - киноискусстве, которые в последние десятилетия с книговедческих позиций не рассматривались.

Актуальность исследования определяется также современным взглядом на возникновение и развитие журналов о кино на отечественном медиарынке. Анализ печатной продукции о кино за последние годы выявил следующую тенденцию - открываются в основном журналы с широкой тематикой.

Изучение различных аспектов современной практики подготовки журнальных изданий приобретает особую актуальность с появлением электронных изданий. Исследование типологической сущности электронной версии журналов о кино и выявление специфики их подготовки, целевого назначения, читательской аудитории, структуры, а также жанров публикаций представляется актуальным как в теоретическом, так и в практическом плане. В теоретическом плане исследование может расширить научные представления о журналах о кино. В практическом плане - позволит сформулировать основные принципы и приемы их редакторской подготовки.

Объектом исследования являются журналы о киноискусстве, становление и развитие одного из наиболее представительных в данной области журналов - журнала «Искусство кино».

Предмет исследования - содержательные, структурные, жанровые, типологические характеристики журналов о кино, особенности их формирования.

Цель работы состоит в том, чтобы на основе анализа журналов о кино, дать их типологическую характеристику, установить факторы, определяющие жанровую специфику публикаций, выявить особенности их функционирования, подготовить рекомендации по их совершенствованию.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

- определить место журналов о кино в системе периодических изданий;

- дать общую типологическую характеристику журналов о кино;

- выявить тенденции становления и развития журналов о кино;

- изучить структуру журналов и организацию публикаций в них;

- исследовать жанровую специфику публикаций;

- выявить особенности журналов о кино в электронном пространстве;

- разработать рекомендации по совершенствованию журналов. Небольшой экскурс в историю показал, что созданию и развитию журналов, их структуре, содержанию, оформлению уделял большое внимание М.В. Ломоносов, идеи которого ценны и теперь для организации дифференцированного целенаправленного и оперативного журнального информирования1. Академик В.М. Глушков считал, что, t несмотря на расширение безбумажных, электронных видов информирования, бумажные носители будут вытесняться лишь до разумных, удобных для человека пределов, традиционные журналы и другие издания надолго сохранят свою форму.

Опираясь на исторический опыт изданий, академик A.J1. Яншин отмечает глубокий интерес к изучению старейших и надежнейших каналов научных коммуникаций - журналов2.

1 Ломоносов М.В. Поли. собр. соч. Изд-во АН СССР, М.:Л. Изд-во АН СССР, 1957.- Т. 10-. С. 498

1 Яншин А.Л. Юбилей старейшины научных обществ России. - Природа. -1980. - № 12. С. 66

71; К 10-летию МФИДII Международный форум по информации и документации. -1985.- Т. 10,- С. 5

Академик И.В.Петрянов-Соколов видит будущее журналов в блоках машинной памяти, а главным средством информации и общения ученых разных специальностей считает научно-популярные журналы1.

В процессе исследования изучены труды в области теории и практики научной информации и информатики. Будущее журналов показывается в них преимущественно в связи с автоматизированной обработкой информации. Так, Р.С. Гиляревский считает, что традиционный журнал будет вытесняться электронным2.

При работе над диссертацией были использованы следующие группы источников.

Теоретические - по типологии периодических изданий (А.И. Акопов, А.Г. Бочаров, Н.Г. Иншакова) и искусствоведческих изданий (С.Г. Антонова); теории жанров публицистики, (А.А. Тертычный) теории редактирования и книговедения (С.Г. Антонова, А.А. Беловицкая, Н.М. Сикорский, А.Э. Мильчин, А.А. Гречихин, ,С.П. Омилянчук, В.И. Соловьев, Н.З. Рябинина) и др3.

1 Петрянов-Соколов И.В. Хранилища знаний. // Правда. 1985.27 мая Гиляревский Р.С. О перспективах развития информации//НТИ - Сер. 2. - 1983. - № 5. - С. II

3 Акопов А.И. Аналитические жанры публикаций: Письмо. Корреспонденция. Статья. - Ростов н/Д: Изд-во Ин-та массовых коммуникаций, 1996 - 202 е.; Антонова С.Г. Книга по искусству. Вопросы типологии и издания. - M.: МГУП, 2004. - 108 с; Тертычный А.А. Жанры периодической печати. - M.: Аспект Пресс, 2000. - 312 с; Бочаров А.Г. Основные принципы типологии современных журналов//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10 Журналистика - 1983. - № 3. -С. 25-36; Беловицкая А.А. Общее книговедение. - М.: Книга, 1987. - 256с.; Гречихин А.А. Типология книги: история, теория, методика. - Автореф. дис. д-ра филол. наук. - М., 1986. 39с.; Иншакова Н.Г. Типология журнальной периодики: Новейшая история//Издат. дело и редактирование. Теория. Методика. Практика: Межведомств, сб. научных трудов. - 2001. -Вып. 5. - М.: Изд-во МГУП. - С. 4-20; Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. - М.: Логос, 2005. - 524 е.; Омилянчук С,П. Проблемы типологии собраний сочинений//Книга: Исслед. и материалы. - Сб. 18. - М: Книга, 1969. С. 2-43.; Соловьев В.И., Рябинина Н.З. Редакторская подготовка периодических изданий. М.: Мир книги, 1993. - 98с.;

Эмпирический материал (журнал «Искусство кино» с момента его создания - с 1931 по 2006 гг.). Также были использованы журналы о кино «Фильм», «Премьер» и др.

При проведении исследования автор опирался на результаты работ А.Ф. Бережного, А.Г. Бочарова, А.В. Западова, Я.Н. Засурского, Э.А. Лазаревич, А.Р. Симкина, В.В. Ученовой и других ученых Московского Государственного университета им. М.В. Ломоносова, много сделавших в области актуальных проблем периодических изданий, в формировании современных методов их анализа.

Таким образом, ученые постоянно поднимают вопросы о необходимости оптимизации периодики, отмечают существенные недостатки журналов, намечают пути повышения их качества.

Методы исследования. В диссертации использованы комплексный подход исследования основных факторов, определяющих современную периодику, общенаучные методы (анализ и синтез), а также методы книговедения и журналистики: сравнительно-исторический, описательный, типологический.

Результаты исследования могут служить базой для дальнейшего изучения журналов о кино, быть полезными для издателей, журналистов и редакторов.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые комплексно рассмотрены типологические характеристики журналов о кино, предложены пути повышения их качества и эффективности. Научная новизна исследования состоит также и в том, что в работе впервые изучено влияние типоформирующих особенностей журнала на содержание и форму представления публикаций.

Новым в работе является выявление специфики бумажной и компьютерной версий журнала о кино в сравнении с другими периодическими изданиями. Взаимосвязь журнальной проблемно-тематической структуры и ее жанрового наполнения исследуется в единстве исторического и сравнительного начал. На защиту выносятся:

- концептуальное обоснование тенденций, направлений и закономерностей функционирования современных журналов о кино: основные показатели функционирования этих журналов определяются социальными условиями и уровнем развития теории и практики киноискусства;

- обоснование типологических характеристик, определяемых особенностями читательской аудитории журналов, а также спецификой киноискусства;

- результаты анализа, проблематико-тематической и жанрово-видовой структур журналов о кино: формирование проблемно-тематической структуры этих изданий определяется характеристиками деятельности в области киноискусства; формирование жанрово-видовых характеристик связано с особенностями читательских потребностей;

- характеристика специфики жанров публикаций, которая определяется особенностями отражения киноискусства и читательским адресом;

- рекомендации по развитию общей структуры выпуска журнальных изданий за счет включения новых типов периодических изданий.

Теоретическая значимость диссертации заключается в уточнении типологических характеристик журналов о кино, изучении истории их становления и развития.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее выводы могут быть использованы для совершенствования журнальных изданий традиционной и электронной форм. Основные положения диссертации используются в учебных курсах по издательскому делу, редактированию и журналистике в Московском государственном университете печати.

Апробация работы. Результаты работы были обсуждены на XI Международной научной конференции по проблемам книговедения, отражены в четырех публикациях автора.

Диссертационная работа включает: введение, три главы, заключение, библиографический список (153 названий). Общий объем работы - 148 е., основной текст - 13£ с.

Заключение диссертация на тему "Современное состояние и перспективы развития журналов о кино"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенная исследовательская работа позволяет сделать следующие выводы.

В настоящее время к журналам о кино не привлечено должного внимания теоретиков и практиков издательского и журнального дела. Исследование показало, что до сих пор не существует ни одной работы, в которой рассматривались бы современные журналы о кино, не обоснованы принципы их формирования, критерии оценки материалов.

В результате изучения истории возникновения и развития журналов о кино было установлено, что наиболее авторитетным среди современных журнальных изданий о кино является журнал «Искусство кино». Анализ истории становления и развития этого журнала показал, что этот журнал отражает теорию и практику киноискусства и выполняет функции как профессионального, так и массового журнального издания, обеспечивая необходимой информацией киноведов специалистов-практиков, а также осуществляя пропаганду знаний о кино.

В диссертационной работе на основании анализа современного журнала о кино были сформулированы следующие предложения. Усовершенствовать систему традиционных журналов о кино на основе исследования тенденция их развития - в частности, с начала возникновения журнала «Искусство кино» до наших дней. Оптимизировать структуру и рубрикацию, содержание и форму журналов о кино на основе выборочного анализа современных журналов, выпускаемых как в нашей стране, так и за рубежом. Исследовать жанровую специфику публикаций в журнале «Искусство кино». В результате исследования установлена триада жанрообразующих факторов. Жанры рассмотрены в единстве содержания и формы журнала. Добиться ускорения журнальных публикаций на основе предложений, сформулированных в данной диссертации, применяя новые формы информирования и руководствуясь принципами дифференциации. Организовывать на перспективу выпуск журнальных изданий, отличающихся высокой оперативностью, релевантностью, интегрированностью и целенаправленностью. Внедрить в практику свободную децентрализованную организацию различных видов самостоятельных журналов о кино, как это делалось в отдельные периоды в России и делается во многих странах мира, а также у нас при создании реферативных журналов.

В целом структура выпуска журналов о кино не отвечает современным требованиям и нуждается в преобразовании. В диссертации предложены оперативные виды журнальных изданий, ориентированные на конкретные читательские группы:

1. Журнал-статья - базовый оперативный журнал, состоящий из одной статьи и кратких сообщений об одном фильме. Здесь должна быть представлена следующая информация: мнение режиссера, продюсера, рецензии на фильмы, отзывы читателей и другая интересующая специалистов информация.

2. Журнал-раздел - узкотематический экспресс-журнал, состоящий из нескольких (двух-трех) базовых журналов о кино, составляющий в совокупности традиционный раздел журнала о кино и отличающийся от последнего более высокой оперативностью.

Теоретические исследования данного вопроса крайне разнообразны, подчас противоречивы. Как отмечено в одной из работ1 - «Вся история журналистики, от первых рукописных известий до газет и журналов сегодняшнего дня, представляет путь беспрестанных видотипологических эволюций и исканий». Это характерно и для теоретических исканий в области издательского дела и книговедения, а также киноискусства.

Типологический анализ журналов показал, что важнейшими факторами, влияющими на все прочие типологические признаки и, в конечном счете, на трансформацию издания в целом, являются социальные условия и специфика конкретного периода.

За 75 лет своего существования журнал «Искусство кино» изменил цели и задачи - от узкоспециальных (отражение теории и истории кино) до широких, связанных с пропагандой кино: развитие кинокритики, формирование его киноконтекста, анализ общей культурной ситуации, отражение практики данной сферы искусства, которая и есть объект исследования кинокритики.

Среди авторов журнала - видные кинематографисты своего времени, ученые, специалисты-практики, киноведы и кинокритики. В конце 80-х - начале 90-х гг. журнал расширил свою тематику, привлекая в авторский актив филологов, публицистов, искусствоведов. Неоднократно менялась и совершенствовалась структура журнала - от почти стихийного формирования номеров до четко обозначенных рубрик.

Интернет-версия журнала не отвечает современным требованиям и не реализует своих возможностей. Необходимо повысить степень оперативности представления информации, обеспечить связь с традиционной версией журнала.

Таким образом, не сложилась эффективная система отечественных журналов о кино. Дальнейшего изучения требуют вопросы особенностей представления и восприятия информации подобных журналов, взаимодействия электронной и традиционной версий журнала, специфики читательских групп.

Библиография Васильев, Дмитрий Алексеевич, диссертация по теме Библиотековедение, библиографоведение и книговедение

1. Акопов А.И. Аналитические жанры публицистики: Письмо. Корреспонденция. Статья. Ростов н/Д: Изд-во Ин-та массовых коммуникаций, 1996. - С. 36-41

2. Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий: (На примере спец. журналов). -Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1985. 96 с.

3. Акопов А.И. Специальные журналы: Методология. История. Типология: Автореф. дис. . д-ра филол. наук. Киев, 1991.-54 с.

4. Александров Г.В. Эпоха и кино. М.: Политиздат, 1983.-336 с.

5. Анучин Д.Н. О необходимости восстановления русских научных журналов.// Книга и революция. 1921. - № 3. С. 4-6

6. Антонова С.Г. Книга по искусству как феномен гуманитарной культуры. Книговедческий аспект. М., 2001. - С. 48-53

7. Антонова С.Г. Книга по искусству. Вопросы типологии и издания: Учеб. пособ. / Моск. гос. ун-т печати. М.: МГУП, 2004.- 108 с.

8. Антонова С.Г. Моделирование как метод совершенствования потока изданий (на примере массовой литературы по искусству) // Книга и социальный прогресс. М., 1986.-С. 147-154

9. Антонова С.Г. Научно-популярные издания по искусству (проблемы выпуска) // Книга: Исслед. и материалы. -Сб. 56.- 1988.-С. 37-47

10. Антонова С.Г. Некоторые аспекты формирования репертуара изданий по искусству // Совр. проблемы книговед., книжной торговли и пропаганды книги: Межвед. сб. науч. трудов. 1987. - Вып. 4. - С. 80

11. Антонова С.Г. Особенности научной литературы по искусству: К вопросу о типологическом статусе // Научная книга. 1999. - № 3-7. - С. 26-31

12. Антонова С.Г. Предметная область книги как основа редакторского анализа // Научная книга. 2000. - № 1. - С. 24-27

13. Антонова С.Г. Роль редактора при подготовке к изданию литературы по искусству // Изд. дело. Обзор, информ. / НИЦ «Информпечать». 1988. - Вып. 5. - 24 с.

14. Антонова С.Г. и др. Редакторская подготовка изданий: Учеб/ Под ред. С.Г. Антоновой. М.: МГУП, 2002. - 468 с.

15. Аргументация в публицистическом тексте: (жанрово-стилистический аспект): Учеб. пособие. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1992.-244 с.

16. Баренбаум С.И. Книговедение и электронная книга // Книга: Исслед. и материалы. М.: Терра, 1999. - Сб. 76. - С. 515.

17. Баренбаум И.Е., Барсук А.И. К вопросу о методах книговедческих дисциплин//Книга.: Исслед. и материалы. М. 1974.-Сб. 29.-С. 20-45

18. Баренбаум И.Е. Книговедение в системе наук // Книга: Исслед. и материалы. 1985. Сб. 50. С. 72

19. Беловицкая А.А. Методология книговедения и ее фундаментальные задачи // Книга и мировая цивилизация: Материалы XI Международной научной конференции по проблемам книговедения. М.: Наука, 2004. - С. 15-19

20. Беловицкая А.А. Общее книговедение. М.: Книга,1987.-256 с.

21. Беседа с Жан-Люком Жирибоном и Эриком Винем: Мир издательства и интеллектуальное творчество в сегодняшней Франции // Неприкосновенный запас. 2003. - № 1 (27). - С. 104111

22. Бочаров А.Г. Основные принципы типологии современных журналов // Вест. Моск. ун-та. Сер. 11. Журналистика. 1983. - № 3. - С. 25-36

23. Брикше И.Э. К вопросу о стиле оформления газет и журналов // Вест. Моск. ун-та. Сер. 11. Журналистика. 1987. -№ 3. - С. 23

24. Вайсфельд И. Встречи с музой. М.: Прсвещение, 1981.-С. 41-81

25. Васильев В.И. Издательская деятельность Академии наук в ее историческом развитии (от зарождения до наших дней). Кн. 1. - М.: Наука, 1999. - 580 с.

26. Васильев В.И. Тенденции проблемы компьютеризации издательского процесса//Зарубежная практика оперативного использования научно-технической информации. М.: Наука,1988.-С. 77-84

27. Васильев Д.А. Отечественная периодика о кино: информационно-книговедческий аспект. Тез. Докладов.

28. Материалы 11-й Международной научной конференции по проблемам книговедения. М.: Наука, 2004 - С. 146-147

29. Васильев Д.А. Обзор по зарубежной литературе//Гепатология. М. - 2004. - №2. - С.44-46

30. Васильев Д.А., Зайцева С.В. Некоторые особенности работы редактора над электронным периодическим изданием // Вестник Московского государственного университета печати. -М., 2005. № 6. - С.27-36

31. Васильев Д.А. Специфика информатизации в традиционных и электронных версиях журналов//Высшее образование в России. М., 2006. - № 10, С. 172-174

32. Введение в теорию журналистики: Учеб-метод, пособ./ Сост. Е.П. Прохоров. М., 1993. - С. 48-62

33. Ворошилов В.В. Журналистика и бизнес: Реклама и «паблик рилейшнз» в структуре массовой информации. СПб., 1993.-С. 45 -61

34. Ворошилов В.В. Журналистика и рынок: Проблемы маркетинга и менеджмента средств массовой информации. -СПб., 1997.-С. 46-81

35. Вуль В.А. Электронные документы: классификация и применение // Отечественная книжная индустрия на рубеже веков. СПб,, 2000. - С. 20 -23

36. Вуль В.А. Электронные издания. М.; СПб.: Петербургский университет печати, 2001. - 308 с.

37. Галкин С.И. Оформление газеты и журнала: от элемента к системе. М., 1984. - С. 81 -122

38. Гасов В.М., Цыганенко A.M. Методы и средства подготовки электронных изданий: Учеб. пособ. М.: Изд-во МГУП, 2001.-С. 18-25

39. Гиляревский Р.С. Электронная книга: современное состояние и перспективы развития // Книга: Исслед. и материалы. М.: Терра, 1997. - С. 31-62

40. Горбась В.Е., Санников Ю.В. Книга и электронные средства массовой информации: Сопряжение и конфронтация: (Зарубежный опыт) // Книга: Исслед. и материалы. М.: Терра, 2001.-Сб. 78.-С. 23-42

41. Гордович К.Д. Современная отечественная публицистика: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1994.-52 с.

42. ГОСТ 7.60-90. Издания. Основные виды. Термины и определения. Введ. 01.01.1991.

43. ГОСТ 7.4.-95. Издания. Выходные сведения. Введ. 01.07.1996

44. ГОСТ 7.5.-98. Журналы, сборники, информационные издания. Издательское оформление публикуемых материалов. -Введ. 01.07.1998.

45. ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. Введ. 01.07.2002.

46. ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды. Термины и определения. Введ. 01.07.2004.

47. Гречихин А.А. Современные проблемы типологии книги. Воронеж, 1989. - 248 с.

48. Гречихин А.А., Здоров И.Г. Информационный обзор: Современная теория и практика. М.: Книга, 1983. - С. 5-198

49. Гуревич Е.Б. Интеллектуальное издательство как деятельность: (Социологический подход) // Изв. вузов, пробл. полиграфии и издательского дела. 2004. - № 1. - С. 64-72

50. Дакэн JI. Кино наша профессия. - М.: Искусство, 1963.-262 с.

51. Динерштейн Е.А. Становление издательской системы в РСФСР (1917 -1921): Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1969.- 16 с.

52. Динерштейн Е.А. Не сломать, а совершенствовать // Библиография. 1994. № 6. С. 22

53. Дубин Б. Слово письмо - литература: Очерки по социологии современной культуры. - М.: Новое литературное обозрение, 2001. - 416 с.

54. Дубин Б. Читатель в обществе зрителей // Знамя. -2004.- №5. -С. 168-178

55. Ершова Т.В. Хохлов Ю.Е. Опыт и перспективы интеграции российских социально значимых электронных информационных ресурсов на основе концепции электронных библиотек // Электронные библиотеки. 2001. - Т. 4. - вып. 1. -С. 47-61

56. Ефимов Э.М. Замысел-фильм-зритель. М.: Искусство, 1987.-270 с.

57. Жарков И.А. Жанровые аспекты редакторского анализа//Книжный мир сегодня и завтра: Десятая международная конференция по проблемам книговедения: тезисы докладов. М., 2002. - С. 83-85

58. Живой журнал словами писателей. Вып. 1-23. ИРЖ. 2003 6 июня - 19 дек.

59. Журнальная периодика России. М.: Аспект Пресс, 1998.-246 с.

60. Зак М. Кино как искусство, или Настоящее кино. М.: Материк, 2004. - 440 с.

61. Закон «О средствах массовой информации» // Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. М., 1996. - С. 5-8

62. Засурский И.И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е годы. М.: МГУ, 2001. С. 109-114, 219-286

63. Засурский Я. Н. Интернет в России // Реконструкция России: Масс-медиа и политика в 90-е годы. М.: Изд-во МГУ,2001.-С. 159-202

64. Зимина JI.B. Современные издательские стратегии: от традиционного книгоиздания до сетевых технологий культурной памяти. М.: Наука, 2004. - 274 с.

65. Ильницкий A.M. Книгоиздание современной России. -М.: Вагриус, 2003.

66. Ильницкий A.M. Новые технологии: Электронное книгоиздание // Книгоиздание современной России. М: Вагриус, 2002.

67. Интеллектуальные издательства в России и в мире // Неприкосновенный запас. 2003. - № 1 (27). - С. 94-103

68. Интернет и российское общество/Под ред. И. Семенова; Московский Центр Корнеги. М.: Гендальф,2002.-279 с.

69. Иншакова Н.Г. Типология журнальной периодики: Новейшая история// Издат. дело и редактирование. Теория.

70. Методика. Практика: Межведомств, сб. науч. трудов. 2001. Вып. 5. - М.: Изд-во МГУП. - С. 5-13

71. Иншакова Н.Г., Рябинина Н.З. Специальный журнал: некоторые проблемы редактирования. М.: Кн. палата, 1987. -72 с.

72. История кино: современный взгляд. М.: Материк, 2004.- 156 с.

73. История советского кино. 1917-1967. В 4-х т. М.: Искусство, 1978.

74. Каменщиков П.Ю. Бумажные технологии или электронное издание? (Электронный ресурс)//Студия web-дизайна. Электронные текстовые данные. М., 2002. - С. 11-18

75. Камкин О.А. Композиция журнала // Книга: Исслед. и материалы. 1982. - Сб. 44. - С. 86-93

76. Кастрюлина JI.H. Проблемы типологии литературы и ее значение для теории и практики редактирования // Книга: Исслед. и материалы. 1973. - Сб. 26. - С. 33-48

77. Кино: Энциклопедический словарь. М.: Современная Энциклопедия, 1986. - 640 с.

78. Книга: Энциклопедия. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998. 800 с.

79. Ковалев Н.С. Литературное редактирование: Учеб. пособие. Волгоград, 1995. - 56 с.

80. Когда же придет настоящий критик? // Искусство кино.- 1995.-№6.-С. 87-96

81. Кожевникова Е.С. Читатель и интернет. Основы формирования информационного общества. Книга: Исслед. и материалы. М.: Наука, 2002. С. 26-42

82. Колин К.К. Информационная цивилизация, какой она будет // Библиотековедение, 2001. № 5. С. 34

83. Коппервуд Р., Нельсон Р.П. Как преподносить новости. М., 1998.-С. 5-9

84. Корконосенко С.Г. Асоциальность прессы и ее преодоление // Журналистика в переходный период. В 5 ч. - М., 1997. - С. 11-14

85. Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. — СПб., 1995.-С. 25-31

86. Коссов Б.Г. Научно-популярная книга: типология и некоторые вопросы распространения // Книга: Исслед. и материалы. 1978. - Сб. 5. - С. 99-109

87. Кудянов Г.И. «Электронная книга» и «электронное издание»: К вопросу об определении // Изв. вузов. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2003. № 3. - С. 117-122

88. Кузин Ф.А. Типы и виды естественнонаучной и техничкой литературы. М., 1973. - С. 51-82

89. Лазаревич Э.А. С веком наравне. Популяризация науки в России: Книга. Газета. Журнал. М.: Книга. - 1984. - С. 101-203

90. Лазунина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.

91. Лебедев В.А. Методология и практика электронных изданий по искусству. М., 1998. - 118 с.

92. Левитская И.Г. Типологическая классификация журналов // Изд. Дело: Науч-техн. реф. сб. / Информпечать. — 1983.-Вып. 9.-С. 32-43

93. Ленский Б.В. Книгоиздательская система современной России. М.: Наука, 2001. 208 с.

94. Ленский Б.В. Три века Российской периодической печати Книга: Исследования и материалы. - М.: Наука, 2003. Сб. 81.-С. 5-31

95. Летопись периодических и продолжающихся изданий. 1986-1990. Ч. 1. Журналы. М.: Книжная палата, 1991.-207 с.

96. Лефллер 3. Кто решит, что нам читать? Мир книг, критика и литературный канон // Знамя. 2003. - № 11. - С. 189193

97. Лисовский Н.М. Библиография русской периодической печати 1703-1900 гг.: (Материалы для истории русской журналистики). М., 1915. С. 128

98. Литературный энциклопедический словарь/Под ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. М.: Сов. Энциклопедия, 1987.

99. Логинова А.С. Структурные преобразования СМИ России в последнее десятилетие XX в. Вестник МГУП. - М., 2005.-№6.-С. 94-97

100. Лотман Ю.М.Семиотика кино и проблемы киноэстетики. М., 1980.

101. Методика изучения периодической печати: Сб. М.: Моск. ун-т, 2001. - С. 25-29

102. Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. -М.: Юрист, 1998.-472 с.

103. Мильчин А.Э. Культура издания, или Как не надо и как надо делать книги: Практическое руководство. М.: Логос, 2002.-224 с.

104. Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. -Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Книга, 1980. - С. 85-92

105. Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. -Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Логос, 2005. - 524 с.

106. Моррис С. Начало работы над изданием электронного журнала (Электронный ресурс) / Пер. К. Магзиевой. М., 2002. -С. 52-91

107. Москвина-Яценко Т. Российское кино 2002 года: круглый стол операторов // Книговедческие записки. М. 2004. -№ 67. - С. 309-320

108. Мультимедиа в образовании. 2000. - № 1. - С. 4-6

109. Накорякова К.М. Литературное редактирование материалов массовой информации: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1994.- 189 с.

110. Омилянчук С.П. Проблемы типологии собраний сочинений // Книга: Исслед. и материалы. Сб. 18. 1969. - С. 243

111. Осин А.В., Суворинов А.В. Мультимедиа: Образование в эпоху глобальных компьютерных технологий // Мультимедиа в образовании. 2000. - № 1. - С. 4-6

112. Основы творческой деятельности журналиста. СПб.: Знание: ИВЭСЭП, 2000. - С. 62-81

113. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учеб. пособ.-М., 1998.

114. Прохоров Е.П. Журналистская деонтология: итоги, проблемы, перспективы//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1997. - № 1. - С. 29

115. Реснянская JI.JI. Общероссийские периодические издания. М.: Аспект Пресс, 1999. - 287 с.

116. Роот А.А. История жанра передовой статьи. Казань, 1980.-С. 89-96

117. Свинцов В.И. Смысловой анализ и обработка текста. -М., 1979.

118. Сикорский Н.М., Немировский Е.Л. Книговедение и его задачи в свете актуальных проблем советского книжного дела // Книга: Исслед. и материалы. 1962. Сб. 2. С. 5-16

119. Симкин Я.Р. Изучение журнальной периодики как научная проблема // Вест. Моск. Ун-та. Сер. 11. Журналистика. -1974.-№5.-С. 19-30

120. Система средств массовой информации России: Учебное пособ. для вузов / Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2001. - 259 с.

121. Соболев А. Издательства и пресса 20-х гг. // Рекламно-информационный вестник кооператора. 1998. - С. 813

122. Советские художественные фильмы: Аннотированный каталог. -М.: Искусство, 1961.

123. Солганик Г.Я. Стиль репортажа. М., 1970. С. 43-81

124. Соловьев В.И., Рябинина Н.З. Редакторская подготовка периодических изданий: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1993. - 96 с.

125. Соловьева Е.В. Электронная книга: опыт книговедческой постановки проблемы//Соврем. пробл. книговедения. М., 2000. Вып. 3. С. 6-18

126. Социология журналистики: Очерки методологии и практики /Под ред. С.Г. Корконосенко.-М., 1998.-С. 81-121

127. Средства массовой коммуникации и современная художественная культура. М.: Искусство, 1963. - 311 с.

128. Стандарты по издательскому делу / Сост. А.А. Джиго, С.Ю. Калинин. М.: Экономиста, 2004. - 623 с.

129. Сухоруков К.М. Основные типы и виды современных российских газетных и журнальных изданий // Издат. дело и редактирование. Теория. Методика. Практика: Межведомств, сб. науч. трудов. 2000. - Вып. 4. - М.: Изд-во МГУП. - С. 51-80

130. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учеб. пособ. М.: Аспект-Пресс, 2000. - 312 с.

131. Типология изданий. М.: Книжная палата, 1990.232 с.

132. Типология периодических изданий. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1984. - 160 с.

133. Типология периодической печати: Проблемы и тенденции развития типологической структуры современной периодики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.- 144 с.

134. Тихонова Т.Д. СМИ в Интернете // Информационное общество. 1999. № 4. С. 63

135. Тяпкин Б.Г. Аппарат произведения печати: Методика выбора, подготовки и редакционная подготовка. М.: Книга, 1977.- 126 с.

136. Тяпкин Б.Г. Вопросы типологии в современном книговедении. М.: Книжная палата. - 1974.

137. Ученова В.В. Информационные жанры. Основы их дифференциации // Проблемы информации в печати. М., 1971. -С.155-168

138. Ученова В.В. Современные тенденции развития журналистских жанров//Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 11. Журналистика. 1976. - С. 17-27

139. Феллер М.Д. Стиль и знак: Стиль как способ изображения действительности. Львов: Изд-во Львовского унта, 1984.-С. 103-109

140. Феллер М.Д. Структура произведения. М., 1981.272 с.

141. Хаскина М.И. Современный научно-популярный журнал. Структура издания. Специфика жанров: Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. филол. наук. М., 1990. - 16 с.

142. Художественно-техническое оформление периодических изданий: Сб. ст. / Под ред. А.П. Киселева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 106 с.

143. Черняк А.Я. История технической книги. Ч. 2. М.: Книга.- 1973.-С. 72-85

144. Что такое «Пролетарское кино» // Пролетарское кино.- 1931.-№1.-С. 3-5

145. Чудова Н.В., Евлампиева М.А. Психологические особенности коммуникативного пространства Интернета// Проблемы медиапсихологии: Сб. М.: Рип-холдинг, 2002. - 158 с.

146. Чупринин С.И. Новая Россия: мир литературы: Энциклопедический словарь-справочник. В 2 т. Т. 1. А-Л. М.: Вагриус, 2003.-832 с.

147. Шкондин М.В. Информация и структура периодической печати // Проблемы информации в печати. М., 1971.-С. 137-154

148. Шкондин М.В. Средства массовой информации: Системные характеристики. М.: Изд-во МГУ, 1995. - 186 с.

149. Шкондин М.В. Трансформация типологической структуры российских СМИ: Системные аспекты // Вестник Моск. ун-та. Сер. 11. Журналистика. 2001. -№ 1. - С. 3-8

150. Шлюпер Д.В. Некоторые проблемы редакторского анализа научно-популярной литературы. (На материале книг по искусству) // Книга: Исслед. и материалы. М., 1969. Сб. 19. - С. 67-83

151. Шумилина Т.В. Методы сбора информации в журналистике. М.: Вагриус, 1997. - 206 с.

152. Шурыгина И.Л. Жанры научной литературы: Учеб. пособ. М.: Моск. полигр. ин-т, 1986. - 32 с.

153. Щербаков А.С. Организация работы редакции журнала: Учеб. пособ. для вузов. М.: Высшая школа, 1987.

154. Щербаков А.С. Что есть журнал // Журналист. 1980. № 4. - С. 74

155. Энциклопедия книжного дела. М.: Юристь, 1998.536 с.