автореферат диссертации по документальной информации, 05.25.03, диссертация на тему:Библиография киноискусства: специфика и тенденции развития
Автореферат диссертации по теме "Библиография киноискусства: специфика и тенденции развития"
;овс КИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ
Р Г о о Л
~ Ь ¿{¿и 'Ш На правах рукописи
КУЗИЧКИНА Галина Анатольевна
БИБЛИОГРАФИЯ КИНОИСКУССТВА : СПЕЦИФИКА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
.25.03 - библиотековедение к библиографОЕеденке
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва 1993
Робота !;1л:о.лноиа на кп.-^дро отраслеььк ипформг.ци -библиографических. cxjfypctu' Mo-.: коне: кого ордена Трудов Киаеного Знамени государотетшиго института культам
Цлучппй судоводитель
OJiHhianutue giihoiiohtm
Беду^пн организация
-до.•(т..■ р гсдпгогических
lit/ссор M.Г.Ьохi'»¿аоii
-догстер педагогических шхфжсср M. И.Длрццова
-к :ч :,Г(И Д'"| Т 11С Д< il ■ or и uoe к и
депонт И.М. Лпдрооьа -I'осоиПокпи государетг.ен
О'ИСЛИОЧОКЯ
Защита состоите « " S&^ÙfûJ1 I J'Jо г. и на зпеедчнии снедапли.чирок^шМго совета К 09?.07.02 п rp!icy;«;;o.4i!ï) ученой степени сыдадити наук- i: Нсскорсио Трудопого ¡{росного ^.'ппиоии гсч-'удлрстрщшсм институте но адресу : I'II'IOÛ У.оекоьсион обл.. г.Химки-Л, ул.Ьиб 7.
С диссертацией можно оянгнегмитьсп в »тучной библ МОСКОВСКОГО гоеудоргтнешюго института культуры.
Автореферат рппсс.к'ы
Hoxà'pJ , 1993
Учений секроторь
счошллиэиров.'ишсго сойота . ,
кандидат педагогических наук, . у/
профос-сор У/, ла)Н.{!.!До
¿У^г /
ои:;ля характеристик рмсти
А'-'тучдьисс гь темы.Процесс информчтипацин обществ* основан но г.оти-'нии зф1лктиг пости иопольяовония и.'иепцихся информщион-них ресу5кн>р, усипснии внимания теоретиков и г.ряягш'оп к определении тенденций и перспектив рячвитпя отраслевых инфор-'^щион-но-библиогрпфических систем в структуре единого инф^рм^ционно--к1'Гнит!1Р»1РГ0 ьотешшпла общества. ВяхьсЯ звдччей я этой свп?и выступает нвучнмй пнадкл и осмысление специфики полиморфного су-щесттчгянип би'штгрпфии, ее полиструктурности и полпфушсцио-налыюсти. Г» тучнчм сообществе все более утреркцоетсч понимание библиографии гзч р.-ггисй составляющей культур«, особой сфе-рн духонки-прч* ти чес кий деятельности, направленной ни иродупи-росяпие и трансляцию компонентов человеческой культуры - носителей и источников аккумуляции социального пнпкия
В р.чмкп* фсрмируодейсп библиогр»фоведчесчой парзднгмм появляется возможность сояданип методологической о'апи для исследования отчечыя« библиографических систем, объект котормх япляет-сп комплексны;.; по своему составу, т.о. оклспот как .традипиои-нда (пренмусрственно печатное), так и нетрпдициснш» для библиографической деятельности носители информации, облндя-шпиа приоритетной значимостью для ее потребителей.
Это положение характерно для отраслевых библиографических систем, входяших в состав библиографии искусств*» и нвпроьлотшх на отражение с помощь» библиографических истоков и средств многообразных, явлений художественной культур», сод;!' ¡вне функционированию художественных комчугикяций г.Лиесл'пя, управление пг«1-цесс&чи е«5ора, восприятия, изучении худо-остлс'НН'п'к произведений.
Выбор в качество объекта неетодовзниа такой библиографической системы, как библногппфип кшюискуистп, ооуеловлен рядом объективных причин. С начала XX веха идот интенсивное развитие культуры нового типа -- аудиовизуальной, в основе которой лежит синтез искусств и теунисл. За сравнительно короткий период "техническио" пиан искусства ярнлли лидирующее положение в системе предпочтений массовой аудитории. ' . . .
1.Воурыаег.><» М.Г, библиографий г сиетиме яультури.-Сан.Ю'!, 1ШЗ.-ХЖс.
Сформировалась реальная общественная потребность в комплексе средств социальной адаптации человека в мире аудиовизуальной культуры, направленных на содействие процессу формирования нового типа ыылления к восприятия информации. По данным искусствоведческих и социально-психологических исследований, современный человек большую часть социальной информации получает именно посредством обращения к источникам, шеицш образно-Быразитель-ную природу, в чзстности - к произведениям экранных искусств -кинематографа, телевидения, видеоискусства. Расценивая произведения экранных искусств как документы особого рода - источники аудиовизуальной информации - отметим, что изменение носителей информации (знаковых систем) в сторону приоритета образной информации - ото одно из важнейших прогнозируемых свойств развития документального потока в иелом*. Динамизм социокультурных процессов, оволшия киноискусства, возникновение и развитие новых видов экранных искусств значительно влияют на уровень теоретического осмысления многообразного функционирования искусства экрана в современном обществе.
Библиография киноискусства - это исторически исходная, основная и наиболее представительная часть фориирующойся комплексной библиографии экранных искусств. Однако специальные исследования библиографии киноискусства практически отсутствуют.
Разработанность теми. В отечественной научной литературе проблемы библиогрг4>ии киноискусства затрагивались в публикациях А.А.Туровской и Ю.С.Зубова. В них дается характеристика свойств объекта библиографирования отрасли, прослеживается история ее формирования, рассматриваются основные библиографические издания по киноискусству. Дополняемые немногочисленными рецензиями на библиографические отраслевые пособия, работы указанных авторов фактически представляют уровень развития библиографии киноискусства в 60-70-е гг.
Тема исследования потребовала от диссертанта привлечения широкого круга библиографоведческих, книговедческих, социологических, психолого-пелагогических, культурологических, искусство-
* Л'ордуиалова Г.Ф. Документальный поток в библиографической деятельности : история, теория, технология освоения : Автореф. дис....д-ра пед.наук.- СПб.,1992.-С.25.
ведчес1-::5х и киноведческих рзОот, ссстгшивсих интегратисную по своему характеру цотедслогв«аззу» бапу кпследов-чния.
?то работы отечественных и зарубежных авторов, страхакцке проблем« теории гуманитарг.его г-егшания, теории художественных коммуникаций, методология хина к других экранных искусств (труды Ю.Еахткня, В.С.Бкблор.ч, В.В.Ильина, Ц.С.Чогана, В.Г.Кузнецом, Л.Моля, 'J,К.Петрова, гС.Э.Рзологсгп, М.А.Розова, Л.Н.Столо-сича и др.).
Богросч, с определением специфики существования
бкбяпогря^а« в севре:*е>:'дом обществе, выясленкем к нрогнозировя-ri:ev5 теидепп"?! со р^патя«?, освев;екч в ряботях М.Г.Вохрьпевой, Г.Ф.ГорлукчлоюЯ, К.Зотсрсй, Р.С.Зубова, О.П.Кораукоэа, H.A. Сляднсрсй, А.Г.Соксдура, В.А.Фокеева л других ученых.
ксслздовалия С.Р.Антоновой, М.А.Бсгаделыди-fcroft, Г.В.Гояйвко» У.И.Даредовой, 'I. В. Еременко, Л.Вц!аськовсй, Э. С.Судья и др. предсстамягт козмохность сопоставления степени РМейтйя б/.Сл'.-огрг.^яг. киногсхусстна с цругку.и библиографячески-ии скст0-Г"му четет.гк-мсго келл-текеа.
Сгре^здгнпе особенностей сечаотзчзсяой структуры ккнепрэиз-ведейкЯ » ях стлачвтедгьных чачеата з&к объекта бкбдиотечно-биб-ямогра$кздехсЗ дэятельнестн прагедеко »¡а • .основе изучения работ ЛЛоД", Т.Б.На.вдльсгсГ!, Я.Л.Рллстовсксй, А.А.Попо-всЯ, Я.Э.Рчзлсгора а др.
«Тстгряз фзртаровак'ля бкблгографкя киноискусства, неразрывно доэатая с »зторгей гомего шючатеграфа, а такие литературы о не.!, ; л, в чпе?ноета, в работах H.A.Лебедева, А. А. Чер-
нигов а» в сб^срннх статьях знцаклопедичесхого словаря "¿Ьшо*. Ватер«*«*?, современных проблем функционирования э:-с—
рэниах являятск предается публикаций В.гЗ.Всрева, Р.Д.
¡СжиогсЯ, С.Кудрягцева» С.Муратова и др. авторов.
Для формирования представлений о контингенте потребителей библиографической информации о кино использованы результаты исследований И.Рабского, J!.К.Когана, И.С.Лещиной, других со-
цяояогое чкно,
Льализ литературы показал, что несмотря нп значительное количество евязтшкл с темой диссертации работ, требуется специальное комплексное исслец^рямив проб чем» с учетом современного урошя теории и практики библиографии, о тякче - искуестио-[■едчаск^ « чсихояого-пйдлгогическиА дисиинлин.
(У!ъвкТс№ иссл'..'Цог"ния является би^лиогряфия киниискусстпп как сферл би.лио! рггфичес.кий де чтельн-С i и гстегнческого комплекса. Непосредственным преп.мтум игследонянич имступчыт те о рот и" о--методологические олкономерноети формирог.чния отрпслогсА библиографической деятельности в o]».->fie киноискусства, истории ее возникновения и современное с^стсгни?, специфика оо-ьемя отрасли, способы и средства его 0и&лиогряфи«еского отречения, их соотношение.
Исследование проводитеп с пельп раскрытия отраслевой специфики библиографии кино кг. кус с тип и определения основных тенденций ее развития. В задний иссоп-д^рпнич входит :
- определение места и функциональной направленности библиографии киноискусства в системе чвлений гуманитарной культуры ;
- изучение процесса фс,ру.ирор*ния Оиблиогряфии киноискусства с последующим выявлением ьецу|цих ьппрчрлений и особенностей.es развития ;
- теоретическое обоснование судностных сьойств проилг-едепий киноискусства и литературы о нем как совокучнсго объекта отраслевой библиографической деятельности ;
- изучение особенностей произведений .-»кранных искусств и структуре объекта отрясли ;
-систематизация и анализ основных средств к способов библиографического отражения произведений киноискусства и кинолитературы с целью сравнительной оценки их эффективности ;
- ьчреботкл практических реко.чгндадий по совершенствовании отраслевой библиографической деятельности в сфере экранных искусств.
Тсматкчаския границы диссертации. .В настоящей работа рассматриваются вопросы библиографического обеспечения кинемато-
графа (а та>гке - в сопутствующем порядке - телевидения и г, и до о) именно как вида искусства, как части художественной культуры общества. Проблемы, связанные с информационно-библиографическим обеспечением кинотехники, кинопроизводства, экономики кино и т.п. ко роили в компетенцию данной диссертации.
Комплексный характер работы, сложность ее проблематики, мно-гоаспектность задач потребовали от диссертанта применения различных методов исследования : культурологического, позволившего представить библиографии киноискусства з качество особой подсистемы гуманитарной культуры ; историко-генетического - для изучения процессов зарождения и развития библиографии киноискусства ; источниковедческого анализа - для выработки концепции диссертационного исследования. Массив библиографических отраслевых изданий исследовался посредством применения статистического, сравнительного, структурно-типологического методов. Для изучения отношения потребителей к отраслевой информации использовались методы социологического анализа - анкетирование, интервьюирование," наблюдение.
Научная новизна и теоретическая значимость диссертации заключаются в том, что ь ней исследуется малоизученная, но перспективная область деятельности - библиография киноискусства, причем рассматривается она сразу в нескольких аспзктах - теоретическом, методической, истсрико-гснетическсч, функциональна.;,; и прагматическом. •
Впервые в библиографоведения конкретизированы теоретические представления об объекте библиографии искусства.как явлении гуманитарной культуры, выявлена специфика произведений экранных искусств как объектов библиографирования. Дан анализ системы средств этрасли, проведено сопоставление функциональных возможностей библиографии киноискусства и кинорекламы в структуре ииформацион--юго механизма отрасли.
Значительная часть представленного в диссертации материала юсит интеграционный характер, уточняйтеп и вводятся в научный
сборст определения и понятия, ключевые для создания теории отраслевой библиографической деятельности в сфере экранных искусств (библиография экранных искусств, фильмографин, видеофильмогряфия . и другие). Научные выводы, сделанные па основе анализа специфики и тенденций развития библиографии киноискусства, представляют материал и для дальнейшей разработки теории библиографии эстетического комплекса.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что теоретическая разработка проблем библиографии киноискусства создает предпосылки для Совершенствования практической деятельности по различным ее направлениям. Выработаны рекомендации по оптимальной организации системы отраслевого информирования (на основе изучения эффективности использования средств информирования потребителями). Теоретический и эмпирический материал диссертации используется в процессе учебных занятий по курсу "Библиография искусства" на факультете библиотековедения и информатики Самарского государственного института искусств и культуры. Разработан и внедрен в преподавание курс "Библиография киноискусства" для студентов специализации "Методист-организатор киновидеопропаганды". Впоследствии материал диссертации может послужить основой для соответствующих разделов нового издания учебника "Библиография искусства".
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации освещались автором в выступлениях на 3-х областных конференциях . (все - Куйбыаев, 1990 г.), на всероссийских научных конференциях (Самара, 1991,1992), на меодународчой научной конференции (Самара, 1993), а таюке на заседаниях методической комиссии кафедры библиографии СГ'Ки'С, в процессе проведения открытых занятий.
На защиту выносятся следующие положения :
I. Теоретическое осмысление проблем библиографии киноискусства содействует снятию существующего противоречия между высоким статусом кино в современной художественной культуре и недостаточно эффективной организацией информационно-библиографического обеспечения отрасли, ведет к консолидации его средств и способов (собственно библиографии, фильмографии и кинорекламы).
2. Специфика библиографической деятельности в сфере киноискусства определяется в первую очередь спецификой ее объекта -сложноструктурного, комплексного по составу, включающего произведения культуры различной знаково-языковой природы (произведения киноискусства - литература о кино).
3. Основные тенденции развития отраслевой библиографической деятельности определяются закономерностями развития экранной культуры и ведут к формированию "системы более высокого уровня сложности - библиографии экранных искусств, включающей библиографию киноискусства, библиографии телевидения, библиографии видеоискусства.
Структура диссертации обусловлена целями и логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка использованной литературы.
ОСНОВНОЕ' СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Бо введении обосновывается актуальность темы, обозначаются граница изучаемой проблемы, уточняются исходные понятия и методы исследования.
В первой главе раскрываются основные теоретические полевения, используемые в исследовании, дазтея представление о структуре и функциях библиографии киноискусства, о специфике ее объекта.
'Выдвинуто и обосновано важное для данного исследования положение об объекте библиографической деятельности как продукте ТБорчаской духовно-практической деятельности человека, непосредственном, материальном воплощении знания. Библиография в системе ма культуры выполняет функции средства фиксации, кодирования, свертывания информации, заключенной в источниках знания, каждый из которых, используя терминологию теории гуманитарного познания, можно считать текстом. Текст понимается широко - как соеди-
-и-
нение смысла (собственно знания), продуцируемого автором, и знаково-языковой (семиотической) структуры, необходимой для выражения знания, включения его ь социокультурную коммуникацию. Содержание текстов широко варьируется,. как и их внешняя форма : существуют тексты аудиальние (звуковые), визуальные (частная разновидность - письменные и печатные) и аудиовизуальные (произведения экранных искусств). При наличии тенденции к расширению границ понятия "объект библиографического отралгония" необходимым остается требование документальной фиксированное™ библиографируемого текста, его автодемонстрациоиности, относительно прочной и устойчивой материально-физической основы.
Библиография является важной составляющей механизма социальной наследственности, формируя особуо - библиографичзскух) - модель сониокода - ведущей единицы социальной наследственности, основной знаковой реалии культуры. Результатом библиографической интерпретации источников знания выступает библиографическое знание, обеспечивающее их функционирование как статичных, определенных явлений познавательного процесса.
Библиография искусства входит в эстетический отраслевой комплекс, основным критерием выделения которого является направленность на моделирование знания об эстетических социальных отношениях и ценностях. Объект библиографии искусства слоядаососта-вен, включает традиционные для библиографической деятельности источники информации - печатные (литература по искусству) и произведения искусства - источники художественной информации, воздействующие в первую очередь на »увечна и смсции потребителя, поскольку для передачи информации в них используется язык искусства - язык образов, звуков, символов и т.п.
• Исторически первичным объектов для библиографии искусства являются оригинальные произведения искусства, деятельность по изучении и хранению которых сосредоточена в музейно-архивных учрегедениях. Активизация библногечно-ф&шогрцфкчоск'ой деяталь-носги отрасли связана с процессом распространения тиражируемых произведений искусства (художественных репродукций, грамзаписей,
фильмов и т.п.), стнвших объектами изографии, дискографии и фильмографии. Тиражируемые произведения искусства включены и систему массовых коммуникаций, доступны широкой аудитории, обладают возможностями многоаспектного культурного потребления.
Специфика библиографирования произведений искусства состоит в своеобразном переводе, перекодировании со^ериящойся в иих художественной информации на язык библиографического описания, •оперирующего словами и знаками естественного языка. Процесс сиб-лиографирования включает в себя номинация и идентификацию каждого произведения искусства с помощь» систем вспомогательных элементов. Таким образом снимается фактор неопределенности, раскрываются с-руктурио-содеркательные особенности иудожестБоннмх произведений. .Особенно явно познавательно-аналитический потенциал библиографии Еиракен в аннотациях на произведения искусства и дополняющих их списках литературы, представляющих сближение текстов различной знаковой природы. В искусствоведческой литературе язык произведений искусства глубоко осваивается, изучается, комментируется, перерастая в результате в некоторое новое качество - качество гуманитарной т)фома!;ии, полноправно входящей в состав информационно-когнитигного потенциала общества.
Интенсивности и качеству усвоения информации, содержащейся в явлениях искусства, будет содействовать отход на практике от собственно '"обьиктографии" - явлений, связанных с традиционными формами и способами передачи информации, и переход к созданию своего рода "пакетов информации" - целостных комплексов, связывающих особенности данных текстов (произведений искусства) с ксн-тсксточ, обусловившим их появление и функционирование в ремкпх гуманитарной культуры.
Приоритетные направления развития библиографии искусства определяются ..динамикой изменений в социокультурной ефс'ре. С середины XX века на смену "книжному", "литерятурсцентрпетек^му" тину культуры приходит "эралишецентристокий" : на первый п.лен
выдвигаится средства массовой коммуникации, носящие изобрази-тельпо-г.ырадитсльнкй характер. Фактически сформировался новый тип культуры - пгеьниач, сочетающая в своих произведениях линейный язык письменности и плоскостной язык изображения, включает::;1? целое семейство экранных искусств - кинематограф, телевидение, видео.
Произведения экранных искусств рассматриваются в диссертации как особые документальные исто"ляки информации, отличающиеся от других документов, во-первых, природой информации (об-разно-выролитсльпзя), во-вторых, материальным носителем (кинопленка, ьидеоплеика, видеодиск и т.п.), р-третьих, способами пользования информацией (разлкчнш технологические системы - от статический до динамической проекции). Различаясь и мзт-ду собой по социальному назначению и физическим характеристикам, произведешь охранных искусств имеют в своей структуре один общий обязательный олсмеит - окран.
(л-регонио в процессах библиографирования синтетического ярыта экранного искусства достигается через перевод визуальной системы в вербальную (изобразительная информация переводится на естественный язык) - путем выделения в структуре знаковой системы элементов, опродглгазцих ео значение, и соотнесения их с принятыми элементами структуры библиографического описания. При анкотирсв£-н>;и произведений экранных искусств большое значение приобретает прием "герсон;:фикают" - указание фамилий актеров и режиссеров - способствующий активизации ассоциативности зрительского мыиления.
С историей формирования окранных искусств, с утверждением их социального статуса связана и кетсрия оформления основных типов изданий литературы об этих искусствах. В диссертации рассматриваемся типология кинолитературы, поскольку кинематограф -ксторичзсгсй первый вид экранных искусств, обладающий и наиболее представительным массивом изданий кинолитературы.
Первые отклики о кино не только как о техническом новшестве, но и как о новом виде искусства, содержатся в документах личного характера, (днегниках, переписке, мемуарах). Систематическое отражение проблем производства и распространения фильмов
началось в России.с 1905-1907 гг. на страницах периодической печати. Важную роль в организации выпуска кино&одческсй литературы сыграли возникшие в 20-30-х гг. творчески-- ассоциации, нзуч-но-исследовательские и учебные заведение, издательства. Многоаспектная типология современного уассига кинллитератуси страдает широкий диапазон целевого и читательского назначения изданий.
Основная часть потока новинок представляется перилдичис;-.и:.!й изданиями. В работе рассматривается история кпнопериодпкп, характеризуются рлянейше издания (журналы "Искусство кино", "Экран" к др.), составляющие основу ссврь'.лещ'сй системы г.орнодихи отрасли, которая находится в непрерывном развитии, пополнится новыми издениями, учрездаехши г>р:.фоссио-цпльнь:.'.и соэбкес«с:«и, ' частнтаи иадательсгими организация««, ш^фор^ациошо-рокл.-чнун:: фир:/.з;;и. Формируется до некоторой степей.',«, универсальный тип периодического издания, в отличие ст ранее существовавшего четкого подразделения на научно-теоретические и массовые издания, ьолылая часть кнноперисдики не только является источнике:.? качественной и оперативней анплитияо-критическсй шфоркшкш, компенсирующим резкое снижение количестве наименований выпускаемой кинолитературы, но к организует учет фильчен-новинок проката, их анализ в рекламных целях, оказывая влияние на процессы художественного восприятии читателей и зрителей.
Если входящие с состав библиографии г,кранных искусств библиографии телевидения и видеоискусства находятся б стадии становления у. икеят в большей мере перспективное значение, то библиография киноискусства обладает достаточно выраженной отраслевой офсшленностью, системой средств и каналов распространения информации, определенной функциональной направленность».
Еадаейлая цель библиографии киноискусства как составляющей современной кинематографической политики состоит в представлении эффективной системы отраслевой информации дчя различной по социальному уровню и профессиональному статусу потребительской аудитории (теоретиков и практиков кино, распространителе!! липо-произведений, собственно кинопублики и т.д.). Определяя бкблио--
грчфии киноискусства как посредническую деятельность между ис- • кусстисм и реципиентом, следует отметить наличии ьзаииосьпзи и -нзаимоперсхсда различных ео функций : обшебиблисграфических и частных, обуоласлиьашых ьирсжишм эстетическим началом f. потребностях .реципиентов отрасли. Так, выделяются познавательная к с.даночная фун".ции библиографии киноискусства как средства реализации художественного познания через обобщение, оценку его результатов. Оценочная функции. переходит п суггестивную - внукаю-
- шпрявле.ннуя на передачу эмоционального настроя на восприятие дышего ппензведения, прячем библиография 'восполняет возможные недостатки процесса художественного общения, обусловленные низкой информированностью потребителя о специфике произведения, ^очгенсируккц^я 'фикция особенно актуальна для библиографии кино, нескольку сгспкяльюй подготовки масссьпй публики к восприятию аудисгизуальной судсжестренной м «формации, по существу, не ведется. Стмечгется и значимость кммуиикативней, орркстаческсй, сос-питптильгой, социализирующей функций библиографии киноискусства. Г.одчеркцьается, что библиография - это га:пное средство гуманизации личности, ориентации ее на саморазвитие,
Глпез 2 диссертация пссв«о<ст изучению тенденций к перспектив развитая бкбтесгрсфик киноискусстса нп основе анализа и оценки ее систолы срсдст? и результатов дсательнопти.
Утяерлдепге кино в качестве особого вида искусства и формирование ккноЕедеккч обусловили первоочередную организации няучне--вегюуогателькой библиографии киноискусства, начало которой относится к 2Q-M гг. Однако до настоящего гремеки отсутствует единый цо;1тр, четко регламентирующий деятельность отрасли, что пригсдит к многочисленным проблемам (например, отсутствие отраслевого текущего уиета литературы о кино). В основном все центры производства отраслевой информации ориентирована на ссздакяе ретроспективной информации, представляемой в виде отдельных библиографических изданий, Бнутриккитних библиографических материалов, при-книяных списков литературы. Результаты анализч массива библиографических изданий по киноискусству, отратченккх в ежегоднике
"Еиблиография советский библиогр«фик" за период с 19С0 по 10^9 годи, пснагяг>апт,что : П. на 152 названий изданий большую часть составляют несамостоятельные издательские флрчм - 73,7"' (в '..и. : внутрикиитные формы - 5-5,О и пряккотдое списки - 19,1?>), на долю *е отдельно изданных пособий о кино и раздет.'л? в указателях комплексной темч'.икн приходится всего 26,3* (12,5? и 13,и"- соответственно) ; 2). интенсивность отражения библиографических изданий по кино испытывала за 30 лет подъёмы и спады, а в настоящее время наблюдается'ее снижение : если в 1960-69 гг. трегистрировано 5в источников, в 1970-79 гг. - 5?, то и гг. - всего 41 источник отраслевой проблематики. Ота тенденция обусловлена сокращением объема выпуска я кинелитературы, и библиографических изданий ; 2). в библиографическом массиве отрасли выделяются следу содержательные комплексы : обкеотраслевой, персональный я тематический, пгнчем перс сна >н нее направление в библиографировании т-инзглтар.чтуры "вляе^с» гпег-1 ч;щ».п:'им ; 4). остро стоит вопрос о нРЭб.<о!5пчостп сознания "баирюго ретроспективного укпзч-т»?л" библиографических мате; ичлог о кино', который, подытотнвг,» состояние библиографического обеспечения отрасли, дал бы поанс»-кесть его корректирована*.
На осис"е характеристики и отопки осискнчх библиографических и;»д«киЯ отрасли гредлигаятзя пути .« ггксобм ссрегсенетаоьалич систем!! : о р г а; л з ап и о н ч я я работа по формированию единого ебсце-отпослевого информационного готенпиала, меры г.с подготовке кадров бпблвсграфов отрасли, создание новых фхрм библиографических изданий на. конкурсной основе г. т.д.
Особенности кинопроиэгоденпч как источника визуальной информация определяли появление особого вида информационной деятельности - Дильуогрдф.ии. В ее структуре формируется к новая ветвь -видзофильмогрзфйя, развитие которой обусловлено ростом потребностей в ннфорыапттн о впдзопводукнпв.
йялылогрпфия гроола ¡»голгажв от руелахно-информвпяо^гей до чауччо-еналптяческой деятельности. Л ("'стоящему времени определилось три направления, три основных канала информирования с фяль— «ах : отдельные издания каталогов фильмов, прикняжмыэ 'У.кльмогра-£лч;скге материалы и фяльмсграфял в периодике.
-к-
оулчт^я* раэнои;д><оат1-й каталогов фпль--.'wF „»t-m-ro?1 : vny-Hitf актер к.-'дэдкй, «лулчяьность отбора
к-лнота ЧЯРПГСТСРИСТЯКИ фиЛЬ-!'.-!:, «"<> JNCOT особую йН8-<п»,«<-ет*> vti» v»fT».-pii'>30Kcr0 апучения кино» rorp«îa » организации
темптт.ч,ского плана в (итупрекдопт* Формируется НОВЫЙ, «г кггкчогя - "t>0Û .»«■»•ьяов" С.Кудряв-
цева U.- thiCfro >t<; •ront-iïf no ^t'Clîuti-a» объекта отра-ке-и«ч » ~ tt № ew^y н r-.pstçssaM подачи материала,
епсс-чя*м»м «я «чссегсго грчтй.тч,
Ccncwta» даоса •фальаографичооамх сведений публикуется в виде форм - фи.тьмогрьфиче-скнтс списков и персональных справок» о,\:ооБС-тсдащ!«х издания• научной и популярной киноведческой „':tsii;p:iT>pu и дополнявших информацию в каталогах.
Современная кииопериодиия это и источник текущей фальмогра-î*iivr (журнал "Нокусстьо кино"), и мосто публикации реко'мендатель-Н!И фор- фильмографпи (в мгссовых реклчмио-инфошациошых изданиях), и основной канал распространения сведений о видеофильмах.
Представление о специфике библиографии киноискусства было i>U неполны.! без рассмотрения ее соотношения с кинотеккамной дряте."» кость» - ватсксй составляющей информационного механизм :>трлоли. Б указанном соотношении наличествуют как аспекты интеграции, так и аспекты дифференциации. Библиография и реклама -эго дг-е взаимопроникание сферы деятельности : они не только имеют обтай объект (филы-О, общие средства деятельности (канала печатной информации, средства массовой коммуникации, четий-» юзтное обг.^низ), но и при определенных условиях могут становиться объектом деятельности друг для друга (реклама бнвдгао-графических изданий - библиография к ин с рекламных плакате!;), цда соли для рекламной деятельности важны коммерческие воз-«.4îwoto фильма как товара, приносящего 'прибыль, то гель бнб-лк'срсфической деятельности - зафиксировать, сад факт еукес^ко-иш-иП фильма как явления культуры, дать ему -звьективнук, ъзвйг*ху» С"' конъюнктура рынка опенку» йедгй* • совать сеоолда-îiOt-'.y s выбору фильма дгн «счякотра зритс,-^. Рзя-
дпма гсегДА ~ вредоеккункодк«, в Ю время к&*
-Ib-
библиографии на посткоммуникативной фазе общения потребителя с произведением киноискусства мотет дате повышаться.
Еольмя часть общества воспринимает рекламу как источник финансовых прибылей рекламодателей. Кинореклама монет оказать и негативное влияние на потребителя, воздействуя на такие мотивы его деятельности, как мотивы престижа, моды, подражания. Б то хе время трудно отрицать и большие возможности рекламных средств кок механизма достаточно оперативного информирования о кинопроизвецениях. Еислиография киноискуестяп в определенной сире может снивелировать, компймвирсиать »оздомимр ttornriimiutt оторопи рекламной деятельности, реализуя свойственные оП просроти-тельекие Функции.
Б заключении подведены основное итоги иселеловяиия. Отмечоно, что построение теоретической концепции библиографии киноискусства позволило определить специфику ее объекта, дннпмика изменений в структуре которого служит залогом дальнейшего рпгития комплекса библиографии экранных искусств. Общей тондс/шиой рлааития библиографии кинолиторотури и фильмографии является эполвцип их от узкоспециальных, профессионально-вспомогательных сфер деятельности к явлениям, имеющим значительно более вирокое распространение в обществе. В функциональном отношении библиография киноискусства обладает развитым, но eqe не до конца реалиэовашьм потенциалом средств удовлетворения многоаспектных информационных потребностей специалистов отрасли и массовой аудитории.
Выделен ряд перспективных зацач в плане дальнейшего разлития теории и совершенствования практики библиографии киноискусства :
- проведение исследования целостней систсми библиографии экранных искусств с выявлением общих закономерностей ралЕитая отрасли ;
- создание научно обоснованной типологии контингента потребителей отраслевой информации, отражаптай реалии современных процессов функционирования экранной культуры ;
- повышение информационной культуры специалистов отрасли путем внедрения в практику преподавания вузов искусств и культур специализированных курсов типа "Библиография юшодитаратури. Филь-мография" {
- воспитание культуры видеопотребления массового звителя по-срепстгсм рпзршмя информационных форл регуляции видеопользовя-иин, альторнч'ыгних рекламным фо]чмам ;
- организация сотрудничества и информационного обмена между 1!нфк.!|л1,'1!,,и1)ннс-бпблнотечньз.ш и киноярхиЕнкми и кинопрокатными
Геаение вставленных; задач в перспективе будет содействовать г.р"',делению г«дсмстьешюй, организационной и коммерческой разобщенности отрасли и созданию органически целостного комплекса ин-фо}М!>ци'лшого обеспечения экранных искусств,
lie Tt^ç диссертации опубликованы следугзпие работы :
1.Реализация образовательной и коммуникативной функций библиографии киноискусства в гуманитарном развитии личности //Средства гуманитарного развития личности : Тез. докл. обл. науч. конф.-дуйбкяав,1290.-С.64-66.
2.Библиография искусстве в контексте гуманистического разъятая личности //Проблемы обадстеешю-научного, гуманитарного и экономического познания : Тез. докл. обл. науч. конф. Сб.2.-
Î 'у Я б ыве в, 1990. ~С. 74-76.
3.Влияние окраиной культуры на динамизацию библиографического потенциала //Библиографический потенциал : состояние и динамика : Тез. дота. обл. науч. конф.-Куйбыяев,1990.-С.40-42.
4.Гуманность как социальная установка личности библиографа //Культура. Творчество. Человек : Тез. докл. Всерос. респ. науч. конф. Ч. ?.. -Самара,1991. -С. 97-99.
5.Содержание отраслевой библиографической подготовки специалистов сферы культуры //Взаимосвязь и единство учебного и научного процессов в системе заочного обучения : Тез. докл. Рос. респ. науч. хонф. 4.1.-Самара, 19Э2.-С.Ю1-ЮЗ.
6.Еяблиография как гуманитарная сфера деятельности //Меняо-щийся аир и образование в духе мира и ненасилия : Тез. докл. Мевдукар. науч. конф.-Самара,1993.-С.276-277.
-
Похожие работы
- Персональная документография киноискусства: Теоретико-методические основания и тенденции развития
- Использование средств киноискусства в архитектурном проектировании
- Современное состояние и перспективы развития журналов о кино
- Теория и методика российской библиографии библиографии: эволюция, современное состояние и перспективы
- Персональная краеведческая библиография деятелей искусства: специфика, место в культурной жизни региона