автореферат диссертации по приборостроению, метрологии и информационно-измерительным приборам и системам, 05.11.18, диссертация на тему:Совершенствование процесса кинопроекции оптимизацией частоты мельканий изображения

кандидата технических наук
Газеева, Ирина Варисовна
город
Санкт-Петербург
год
2002
специальность ВАК РФ
05.11.18
Диссертация по приборостроению, метрологии и информационно-измерительным приборам и системам на тему «Совершенствование процесса кинопроекции оптимизацией частоты мельканий изображения»

Оглавление автор диссертации — кандидата технических наук Газеева, Ирина Варисовна

Введение.

Глава 1. Поиск путей оптимизации параметров кииопроекци в кино- и кинотелевизионных системах.

1.1. Частота съёмки и проекции в кино и телевидении.

1.2. Частотный диапазон световых мельканий, воспринимаемых зрительным анализатором.

1.3. Физиологическое обоснование путей оптимизации параметров кинопроекции.

1.4. Методы оценки психофизиологического состояния зрителей.

1.5. Применение теории дискретизации к анализу временных и пространственно-временных преобразований изображения для оценки качества киноизображения.

Выводы.

Глава 2. Оценка влияния на психофизиологическое состояние зрителей частоты и коэффициента обтюрации световых мельканий, подаваемых на киноэкран.

2.1. Влияние частоты световых мельканий на субъективные показатели психофизиологического состояния зрителей.

2.2. Влияние световых мельканий с оптимальной частотой 77 + 2 Гц и различными коэффициентами обтюрации на утомление и связанные с ним показатели психофизиологического состояния зрителей.

Выводы.

Глава 3. Исследование изменений психофизиологического состояния зрителей после просмотра киноизображения с оптимальными для психофизиологического восприятия частотой мельканий 11 ±2 Гц, коэффициентом обтюрации 0,3 при различных яркостях экрана.

Выводы.

Глава 4. Обоснование перспективных путей реализации кинопроекции с оптимальными для психофизиологического восприятия зрителями параметрами.

4.1. Анализ искажений изображения, вызванных его дискретизацией по времени, при кинопоказе с оптимальными для психофизиологического восприятия зрителями параметрами проекции, реализованными различными способами.

4.2. Сравнительная оценка вариантов технической реализации кинопроекции с одно-, двух- и трёхкратной проекцией каждого кадра с частотой световых мельканий 77 + 2 Гц.

Выводы.

Введение 2002 год, диссертация по приборостроению, метрологии и информационно-измерительным приборам и системам, Газеева, Ирина Варисовна

В течение всего периода существования кинематографа непрерывно велись работы по повышению качества кинопоказа и оптимизации параметров кинопроекции.

Как в кинематографической, так и в кинотелевизионной системах конечным звеном, воспринимающим экранное изображение, является зрительный анализатор (ЗА) человека, под которым понимается не только глаз как оптическая система, но и мозг, который воспринимает и соответствующим образом усваивает сигналы, возникающие от временных колебаний яркости (мельканий). Причём незаметные световые мелькания, так же как неслышимый высокочастотный и низкочастотный звук, оказывают на человека воздействие, и даже могут вызывать сдвиги психофизиологического состояния (ПФС) [1,2]. Это объясняется тем, что верхняя граница частотного диапазона световых мельканий, в котором возможна реакция усвоения мозгом ритмов, по данным электроэнцефалограмм (ЭЭГ) превышает КЧСМ ЗА, и при стандартной яркости экрана 50 ±15 кд/м~ [3] может достигать 60-70 Гц, при высоких яркостях 100 кд/м2 и выше - 70-160 Гц [ 4-6].

Психофизические методы оценки качества изображения не позволяют оценить воздействие на зрителей незаметных световых мельканий. В связи с этим для оптимизации параметров кинопроекции предлагается использовать психофизиологические методы, с помощью которых оцениваются утомление и другие показатели ПФС зрителей до и после просмотра изображения (или световых мельканий). Психофизиологические методы при оптимизации параметров кинопроекции уже применялись ранее другими исследователями. Например, в работе D. Trumbell [7] с целью повышения реалистичности воспринимаемого изображения, в исследованиях А.В. Артишевского [8] с целью объективного контроля заметности мельканий при уменьшении холостой лопасти обтюратора кинопроекционного аппарата.

Исследования в области физиологии, проводимые в Институте физиологии им. И.П. Павлова Российской академии наук, показывают наличие оптимальной частоты 77 ±2 Гц и длительности импульсов 3,5 - 4 мс в случае воздействия прямоугольным электрическим сигналом на мозг человека при транскраниальной электростимуляции (ТЭС) [9-22]. Под воздействием электрических импульсов с указанными параметрами у людей происходит активация эндорфинных структур мозга и выброс j3 - эндорфина [19], что приводит к снижению утомления и улучшению связанных с ним показатели ПФС [15,20]. В настоящее время ТЭС применяется как физиотерапевтическое средство, используемое для обезболивания, снятия утомления и др. [21].

В связи с наличием оптимальных параметров воздействия на человека [9-22] появилась идея применить те же временные параметры к световым мельканиям в кинематографе и оценить: будет ли происходить улучшение ПФС зрителей под воздействием таких мельканий в условиях рассматривания изображения в кинематографе. Если эта идея верна, то, возможно, что в результате просмотра киноизображения, проецируемого с частотой мельканий 77±2 Гц, длительностью 3,5-4 мс у зрителей будет наблюдаться улучшение ПФС. Что в свою очередь позволит оптимизировать параметры кинопроекции с этих позиций.

В связи с вышеизложенным, целью настоящей диссертационной работы является оптимизация частоты мельканий изображения и других параметров кинопроекции на основании оценки психофизиологического состояния зрителей.

Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:

1. Выбрать методы оценки ПФС зрителей, применимые для оптимизации параметров кинопроекции.

2. Определить влияние частоты и длительности световых мельканий на киноэкране (в том числе с параметрами ТЭС) на ПФС зрителей при использовании психофизиологических методов оценки. 7

3. Исследовать изменения ПФС зрителей после просмотра киноизображения в условиях кинотеатра с оптимальными для психофизиологического восприятия частотой световых мельканий и коэффициентом обтюрации при различных яркостях экрана.

4. Обосновать перспективные пути реализации кинопроекции с оптимальными для психофизиологического восприятия зрителями параметрами.

1. ПОИСК ПУТЕЙ ОПТИМИЗАЦИИ ПАРАМЕТРОВ КИНОПРОЕКЦИИ В КИНО- И КИНОТЕЛЕВИЗИОННЫХ СИСТЕМАХ

Заключение диссертация на тему "Совершенствование процесса кинопроекции оптимизацией частоты мельканий изображения"

выводы

В результате анализа путей реализации кинопроекции с оптимальными для психофизиологического восприятия частотой световых мельканий 11 ±2 Гц, коэффициентом обтюрации 0,3, яркостью 160-200 кд/м2 - сделаны следующие выводы:

1) Кинопроекция с частотой 2X38,5 (2X37,5) кадр/с способствует уменьшению прерывистости движения и устраняет заметность дроблений движущихся изображений, однако практическая реализация такой системы не целесообразна из-за сложности перевода на эту частоту фильмокопий, снятых с частотой 24 кадр/с, и увеличения массы фильмокопий.

2) Кинопроекция с частотой 77(75) кадр/с позволяет устранить заметность дроблений движущихся изображений и является наиболее эффективной для уменьшения прерывистости движения. Кинематографическая система с частотой кинопроекции 77(75) кадр/с реализуется без увеличения массы, если применить непрерывное транспортирование киноленты на тонкой основе и импульсный источник света, однако в этих системах длительность светового импульса значительно меньше оптимальной для психофизиологического восприятия зрителями. Устранение этого недостатка в принципе возможно путём применения инерционных киноэкранов, однако для обоснования целесообразности реализации таких систем необходимы дополнительные исследования.

3) Наиболее перспективным способом проекции с частотой световых мельканий77±2 Гц - является кинопроекция обычных фильмокопий с частотой 25 кадр/с и тремя световыми импульсами на каждый кадр с применением импульсных источников света. Увеличение яркости в такой системе до 160-200 кд/м не вызовет роста заметности искажений, обусловленных его дискретизацией по времени, относительно традиционной кинематографической системы с частотой 2x24 кадр/с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведённого обзора литературы установлено, что незаметные световые мелькания оказывают воздействие на психофизиологическое состояние зрителей.

С целью согласования параметров кинопроекции с психофизиологическим восприятием зрителей в диссертационной работе:

- На основе предложенных и апробированных методов оценки психофизиологического состояния зрителей установлены оптимальные параметры кинопроекции для условий рассматривания изображения в кинематографе: частота мельканий 77 ±2 Гц, коэффициент обтюрации 0,3. Проведённые исследования полностью подтверждают данные физиологов о благотворности воздействия на человека сигнала с указанными параметрами.

- Показано, что при просмотре киноизображения с частотой 3x25 кадр/с (частота мельканий 75 Гц), коэффициентом обтюрации 0,3 у зрителей происходит улучшение показателей психофизиологического состояния, снижение утомления и увеличение концентрации внимания. Лучшие результаты получены при яркостях экранного изображения 160-200 кд/м2.

- Проанализированы три возможных способа технической реализации кинопроекции с частотой световых мельканий 77 ±2 Гц: с одним, двумя и тремя световыми импульсами на каждый кадр. Рекомендован к применению наиболее простой способ кинопроекции с частотой 25 кадр/с и трёхкратной проекцией каждого кадра с использованием импульсных источников света, позволяющий демонстрировать обычные фильмокопии.

- В результате анализа временных и пространственно-временных преобразований изображения показано, что повышение яркости экрана до 160-200 кд/м при кинопоказе с трёхкратной проекцией каждого кадра частотой 25 кадр/с не увеличивает заметность искажений изображения, вызванных его дискретизацией по времени.

Предложенный способ безобтюраторной кинопроекции с частотой 25 кадр/с и тремя световыми импульсами каждого кадра, коэффициентом обтюрации 0,3, яркостью 160-200 кд/м , способствующий улучшению психофизиологического состояния зрителей, может быть применён в кинотеатрах. Результаты работы могут быть полезны при разработке новых стандартов на кинопроекцию.

Научная новизна диссертационной работы.

Установлены оптимальные параметры кинопроекции путём применения психофизиологических методов на основе известных физиологических эффектов.

В результате анализа временных и пространственно-временных преобразований изображения в кинематографической системе с трёхкратной проекцией каждого кадра обосновано повышение яркости экрана без увеличения заметности искажений изображения, вызванных его дискретизацией по времени.

Практическая ценность.

Обоснованы новые оптимальные параметры кинопроекции - частота световых мельканий 11 ±2 Гц, коэффициент обтюрации 0,3 и яркость экрана 160-200 кд/м , способствующие снижению утомления и улучшению связанных с ним показателей психофизиологического состояния зрителей.

Рекомендован простой, не требующий специальных фильмокопий,

134 способ кинопроекции с оптимальными для психофизиологического воздействия параметрами - с частотой 25 кадр/с и трёхкратной проекцией каждого кадра с использованием импульсных источников света. Применение этого способа возможно и в телевидении.

Показано, что увеличение яркости экрана до 160-200 кд/м2 в случае кинопроекции с частотой 25 кадр/с и тремя световыми импульсами на каждый кадр не увеличивает заметность мельканий, прерывистости и дроблений движущихся изображений.

Библиография Газеева, Ирина Варисовна, диссертация по теме Приборы и методы преобразования изображений и звука

1. Jaschinski W., Bonacker M., Alshuth E. Accomodation, convergence pupil diameter and eye blinks at a CRT display flickering near fusion limit// Ergonomics. - 1996. - V.39. - 1. - P. 152-164.

2. Padmos P. Rewiew of Wilkins ewidence for harmful effects of fluorescent light flicker : TNO Report (C-22), TNO Institute of Perception. Soesterberg, 1990.

3. OCT 19-155-2000. Кинотеатры и киноустановки. Качество проецируемого изображения.

4. Ильянок В.А. Частотный диапазон реакций усвоения ритмов световых мельканий в коре головного мозга// Физиология человека. 1997. - Т. 23. -№1,-С. 33-38.

5. Ильянок В.А. Влияние интенсивности и длительности отдельных вспышек ритмического света на изменение гармонического состава реакции усвоения ритма мозгом человека// Проблемы физиологической оптики. 1966. -Т. 13.-С. 67.

6. Ильянок В.А. Влияние интенсивности и глубины пульсации мелькающего света на электрическую активность мозга человека// Биофизика. Т. 6. -Вып. 1. - 1961.

7. Trumbell D. Showscan Filmischer Realismus Total//Film und TV Kameramann. - 1984. - V. 33. - № 9. - P. 604-606.

8. Артишевский А.В. Некоторые пути увеличения полезного светового потока в кинопроекционной аппаратуре: Дис. . канд. техн. наук. Л., 1968.

9. Айрапетов Л.Н., Зайчик А.Н., Трухманов Н.С. и др. Об изменении уровня бэтаэндорфина в мозге и в спинномозговой жидкости при транскраниальной электроанальгезии // Физиологический журнал СССР им. ИМ. Сеченова.-1985.- Т.71.-№ 1,- С. 56-64.

10. Акимов Г.А., Заболотных В.А., Лебедев В.П. и др. Транскраниальное воздействие в лечении вегетососудистой дистонии// Журнал невропатологии и психиатрии. 1991. - Т. 91.- №. 7. - С. 75-78.

11. Ильинский О.Б., Лебедев В.П., Савченко А.Б. и др. Влияние транскраниального неинвазивного раздражения антиноцицептивной системы на процессы репарации/'/Физиологический журнал СССР им. И.М.Сеченова, -1987. Т.73. - № 1-2. - С.223-229.

12. Лебедев В.П. Транскраниальная электростимуляция: Новый подход/ Транскраниальная электростимуляция/ Под редакцией Д.П. Дворецкого.-СПб, 1998. -С.22-38.

13. Лебедев В.П., Савченко А.Б., Кацнельсон Я.С. и др. Об опиатном механизме транскраниальной электроанальгезии./Транскраниальная электростимуляция/ Под ред. Д.П. Дворецкого. СПб., 1998. С. 91-105.

14. Лебедев В.П., Савченко А.Б., Отеллин В.А. и др. Значение серотонинер-гической системы мозга для развития транскраниальной электроанальгезии// Физиологический журнал СССР им. И.М.Сеченова. 1995. - Т. 81. -№ 10. -С.36-43.

15. Шмонин А.В. Применение транскраниального электрообезболивания в условиях районной больницы. Оценка оптимальности применяемых частот/ Транскраниальная электростимуляция/ Под редакцией Д.П. Дворецкого. -СПб.-1998.-С. 378-379.

16. Кузин М.И., Авруцкий М.Я., Шлозников Б.М. и др. Влияние чрескожной трансцеребральной электростимуляции в режиме электроанестезии на содержание бетаэндорфина в спинномозговой жидкости и плазме крови//Бюлл. эксп. биол. и мед. 1984. - № 5. - С. 515- 516.

17. Ковалевский А.В., Гайсина А.В. Влияние транскраниальной электростимуляции на утомление и другие показатели психофизиологического состояния человека: Тезисы конференции молодых исследователей «Человек и его здоровье». СПб, - 1999. - С. 34.

18. Лебедев В.П., Ковалевский А.В., Борд Э.И. Визуальная аналогово-дискретная шкала для интегральной экспресс-оценки субъективного утомления человека//Прикладная психология. 2000. - №5. - С. 39-47.

19. Безрукова В.Н., Королёв А.В., Ляпунов В.Н., Новаковская О.С. Выбор параметров систем телевидения высокой визуальной чёткости и качества// Техника кино и телевидения. -1985.- №10. С. 3-9.

20. Володько В.А, Соколов А.В., Троицкая М.Я. Экспериментальное исследование кинематографа высокого качества//Техника кино и телевидения.1989. -№10.-С. 7-9.

21. Володько В.А., Троицкая М.Я., Нечаев И.К. Исследования восприятия дробления изображений зрительным анализатором//Сборник научных трудов ЛИКИ. Проблемы развития техники и технологии кинематографа.1990.-Вып. 2. С. 64-69.

22. Володько В.А. Влияние яркости киноэкрана на величину критической частоты восприятия мельканий//Сборник научных трудов ЛИКИ. Проблемы развития техники и технологии кинематографа. 1989.- Вып. L-C.74-78.

23. Володько В.А. Временная частотная характеристика для повышенной яркости экрана//Сборник научных трудов ЛИКИ. Проблемы развития техники и технологии кинематографа. 1991. - Вып. 3. - С. 33-38.

24. Голдовский Е.М. Избранные статьи. М.: Искусство, 1979. - 295 с.

25. Голдовский Е.М. Введение в кинотехнику. М.: Искусство, 1974.

26. Голдовский Е.М. Физические основы кинотехники. М.: Госкиноиздат, 1939.-223 с.

27. Гребенников О.Ф. Устранение искажений вызванных дискретизацией изображения в кинематографе//Техника кино и телевидения. 1987. - №1. -С. 12-19.

28. Гребенников О.Ф. Кинематограф высокого качества//Техника кино и телевидения. 1988. - №4. - С. 3-7.

29. Гребенников О.Ф. Искажения, вызванные дискретизацией изображения в кинематографе/УТехника кино и телевидения. 1977. - №8. - С. 3-13.

30. Гребенников О.Ф., Соколов А.В., Тихомирова Г.В. КВК кинематограф будущего? // Киномеханик. - 1996. - № 4. - С. 22-23.

31. Гусев В.В. Яркость киноизображения в кинематографе высокого качест-ва//Сборник научных трудов СПИКиТ. Проблемы развития техники и технологии кинематографа.- 1998. Вып. 8. - С. 36-39.

32. Гусев В.В. Экспериментальное исследование искажений второго рода в кинематографе высокого качества. //Сборник научных трудов СПИКиТ. Проблемы развития техники и технологии кинематографа. 1998.- Вып. 8.- С. 32-36.

33. Ирский Г.Л. Широкое применение ксенонового осветителя важный фактор повышения эффективности и качества кинопроекции//Техника кино и телевидения. - 1981. - №4. - С. 3-10.

34. Ирский Г.Л. Современный кинотеатр. М.: Искусство, 1982.

35. Карипиди С.Д., Нельский Е.Л., Дарий Е.И. Стандарты и качество кинопоказа. М.: Искусство, 1980. - 215 с.

36. Кривошеев М.И., Хлебородов В.А. Историческое решение для мирового телевидения, кинематографии и компьютерной индустрии//Техника кино и телевидения. 1999. - С. 3-17.

37. Майров С.В. Обтюраторы кинопроекторов. М.: Искусство, 1956. - 84 с.

38. Мясникевич В.Л., Нечаев И.К., Соколов А.В. Применение метода парных сравнений для шкалирования восприятия яркости киноизображения //Техника кино и телевидения. 1986. - №7. - С. 13-15.

39. Новаковский С.В., Хамди М.Х. Экспериментальное исследование замет-ности мерцания яркости на экране кинескопа телевизора//Техника кино и телевидения. 1994. - №6.- С. 42-46.

40. Петров В.В. Качество кинопроекции. М.: Искусство, 1982. - 222 с.

41. Премьера ТВЧ в Европе//Техника кино и телевидения 1992. - №9.-С. 25.

42. Проблемы кинематографа высокого качества/ЛГехника кино и телевидения. 1988. - №2. - С. 79.

43. Проект перехода к частоте проекции 30 к/с //Техника кино и телевидения.- 1987. №8.-С. 72-73.

44. Росселевич И.А., Ляпунов В.Н., Борисов А.А., Королёв С.В., Новаковский С.В., В.Н. Безруков, Полосин Л.Л. Перспективные параметры системы телевидения высокого разрешения// Техника кино и телевидения.- 1987. -№1,-С. 5-11.

45. Тихомирова Г.В. Временная амплитудная чувствительность зрительного анализатора//Сборник научных трудов ЛИКИ. Проблемы развития техники и технологии кинематографа.- 1979. Вып. 34. - С. 122-132.

46. Тихомирова Г.В. Временная частотная характеристика зрительного анализатора и оценка его линейности//Техника кино и телевидения. 1979. -№10. - С. 3-9.

47. Тихомирова Г.В. Временная частотная характеристика зрительного анали-затора//Техника кино и телевидения. 1979. - №10. - С. 3-9.

48. Тихомирова Г.В. Исследование искажений вызванных дискретизацией изображения в кинематографической системе : Дис. канд. техн. наук. Л., ЛИКИ, 1980. - 208 с.

49. Троицкая М.Я. Математическая модель восприятия дробления изображения зрительным анализатором/ЛГехника кино и телевидения. 1990. -№4.-С. 16-21.

50. Хлебородов В.А. На пути к единому мировому стандарту ТВЧ// Техника кино и телевидения. 1988. - №2. - С. 37.

51. CCIR. Documents (1982-1986) 11/304 Е/ France. New Experimental in the Measurement of Perception of Flickering, 19 June, 1985.

52. Lecture/Demonstration: 30 Frames per second? At The National Film Theatre Sunday 31 August 2.00 Eyepiece, 1986. - 7. - №4. Release. NFT.

53. Mark Y.A. Statistical Comparison of 24 and 30 fps// Image Technology. 1987. - V. 69. - №8,- P. 352-357.

54. SMPTE to Study Standardization of 30 Frame Film for Distribution of Theatrical and Television Prints// BKSTS J. -1986. V. 68. - № 2. - P. 90.

55. Tupner G.E. Showscan: Doug Trumbell's new 70 mm Format//American cinematographer. 1984. - 65. - №8. - P. 113 - 114.

56. Луизов A.B. Глаз и свет. Л.: Энергоатомиздат, 1983. - 140 с.

57. Луизов А.В. Инерция зрения. М.: Оборонгиз, 1961.

58. Гусев В.В., Куклин С.В., Соколов А.В. Отчёт по НИР «Разработка кинопроектора нового поколения». СПбГУКиТ, 1998.

59. Гусев В.В., Гусев В.П. Исследование износа межперфорационных перемычек//Сборник научных трудов СПбГУКиТ. -Проблемы развития техники и технологии кинематографа.- 1999. Вып. 11. С. 18-22.

60. Гусев В.В., Гусев В.П., Соколов А.В. Зависимость износа перфораций киноленты от времени её продёргивания в фильмовом канале: Тезисы международной конференции «Кинотеатр XXI». СПб., 1999. - С.37.

61. Белоусов А.А., Гребенников О.Ф., Кузнецов С.А., Лапшин В.А., Малюхова Т.В., Соколов А.В., Тихомирова Г.В. Кинематограф будущего: Тезисы международной конференции «Кинотеатр XXI». СПб., 2000.

62. Белоусов А.А., Гребенников О.Ф., Тихомирова Г.В. Перспективы дальнейшего развития техники театрального кинематографа// Техника кино и телевидения. 2001. - №1. - С. 10.

63. Белоусов А.А., Гребенников О.Ф., Кузнецов С.А., Лапшин В.А., Малюхова Т.В. О принципах функционирования новой кинематографической системы КВК-М//Техника кино и телевидения. 2001. - №7.-С. 35.

64. Макарова Л.В Совершенствование процесса создания кинофильма кинематографа высокого качества применением видеосредств: Автореферат дис. канд. техн. наук. СПб., 2000. - 143 с.

65. Kelly D.N. Visual Signal generator//The Review of Scientific Instruments. -1961. -V. 32. P. 50-55.

66. Kelly D.N. Visual Responses to time Dependent Stimule.I. Amplitude Sensitivity measurements// J. of the Opt. Soc. of America- 1961.- V.51.-P. 422-429.

67. Kelly D.N. Visual Responses to time Dependent Stimule.II. Single - channel Model of the Photopic Visual System//J. of the Opt. Soc. of America. - 1961. -V. 51.-P. 422-429.

68. H. De Lange Dzn. Research into the Dynamic Nature of the Human Fovea Cortex Systems with Intermittent and Modulated Light// J. Of the Opt. Soc. Of America. 1958. - V. 48. - P. 777-784.

69. H. De Lange Dzn. Eye's Response at Flicker Fusion to Square Wave

70. Modulation of a Test Field Surrounded by a Large Steady Field of Equal Mean Luminance/Л. Of the Opt. Soc. Of America.-1961. V. 51. - P. 415-421.

71. OCT 19-155-84. Кинотеатры и киноустановки. Светотехнические параметры изображения.

72. РТМ 19-77-94. Развитие и техническое оснащение сети.

73. Лапшин В.А., Лобач Н.Г., Шарманов С.В. Источники питания для безобтюраторной проекции/УТехника кино и телевидения.-1999.- №7.- С. 51-53.

74. Макаров И.О. Практикум по физиологии и биофизике органов чувств анализаторов. -М.: Высшая школа, 1973.

75. Мешков В.В., Матвеев А.Б. Основы светотехники. М.: Энергомашиздат, 1989.-415 с.

76. Мешков В.В., Матвеев А.Б. Осветительные установки,- М.: Госэнергоиз-дат, 1947.

77. Berman S.M., Greenhouse D.S., Bailey I.L. et al. Human electroretinogram responses to video displays, fluorescent lighting, and other high frequency sources // Optometry and Vision Science. 1991. V. 68. - P. 645-662.

78. Chauhan K., Charman W.N., Hainan A.M. et al. Time-aweraged accomodation response to flickering stimuli // Ophtalmic and Physiological Optics. -1992. -V. 12.-P. 327-334.

79. Sternheim C.E., Cavonius C.R. Sensitivity of the human ERG and VECP to sinusoidally modulated light/VVision Research. -1972. V. 12.-P. 1685-1695.

80. Owens D.A., Wolfe J.M. Accomodation for flickering stimuli// Ophthalmic and Physiological Optics. 1985. - V. 5. - P. 291-296.

81. Iwasaki Т., Kurimoto S. Influence of visible and invisible flicker on «floating accomodation»//Proceedings of the International Conference Work With Display Units. Stockholm. 1986. - P. 387-390.

82. Wilkins A.J., Nimmo-Smith I., Slater A.I. et al. Fluorescent lighting, headaches and eyestrain // Lighting Research and Technology.-1989.-V.21.-P. 11-18.

83. Kennedy A., Brysbaert M., Murray W. S. The effects of intermittentillumination on a visual inspection task//The Quarterly J. of Experimental Psychology. 1998,- V. 51.-№ 1. - P.135-151.

84. Kennedy A., Murray W.S. The effects of flicker on eye movement control// The Quarterly J. of Experimental Psychology. 1991. - V. 43 A.- P.79-99.

85. Kennedy A., Murray W.S. «Flicker» on VDU screens // Nature. 1993.-V. 365.-P. 213.

86. Macknik S.L., Fisher B.D., Bridgeman B. Flicker distorts visual space constancy // Vision Research. 1991. V.31. - P. 2057-2064.

87. Грюссер О.Й., Грюссер-Корнельс У. Зрение/Физиология человека/ Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М.: Мир, 1996. - С. 235-276.

88. Кравков С.В. Глаз и его работа. М.-Л.: АН СССР, 1950.

89. Tyler C.W. Analysis of visual modulation sensitivity I. Two components in flicker perception// Vision research. -1975. V. 15. - P. 843 -848.

90. Tyler C.W. Analysis of visual modulation sensitivity II. Peripheral retina and the role of photoreceptor dimensions//!. Opt. Soc. Am.-1985.- V.A2.- P.393-398.

91. Tyler C.W. Analysis of visual modulation sensitivity Ш. Peripheral retina and the role of photoreceptor dimensions// J. Opt. Soc. Am.-1987. -V. A4.- P. 16121619.

92. Brundrett G.W. Human sensitivity to flicker//Lighting Research and Technology. 1974. - V. 6. - P. 127-143.

93. Lindner H. Astenopische Beschwerden bei Beleuchtung mit Gasentladungslampen (GEL) // Ophthalmologe. 1994. - V. 91. - P. 201-211.

94. Lindner H., Kropf S. Astenopic complaints associated with fluorescent lamp illumination (FLI): the role of individual disposition//Lighting Research and Technology. -1993. V. 25. - P. 59-69.

95. Rey P., Rey J.P. Les effects compares de deux eclairages fluorescents sur une tache visuelle et des tests de «fatigue»//Ergonomics.-1963.- V.6. -P.393-401.

96. Wilkins A. J. Intermittent illumination from visual display units and fluorescentlighting affects movements of the eyes across text // Human Factors. 1986. -V. 28.-P. 75-81.

97. Zaccaria A., Bitterman M.E. The effect of fluorescent flicker on visual effeciency //J. of Applied Psychology. 1952. - V. 36. - P.413-416.

98. Laubli Т., Gyr S., Nishiyama K. et al. Effects of refresh rates of a stimulated CRT display with bright characters on a dark screen//Intern. J. of Industrial Ergonomics. 1986. - V.l. - P. 9-20.

99. Nishiyama K., Brauninger U., DeBoer H. et al. Physiological effects of intermittently illuminated textual displays//Ergonomics.-1986.-V.29.-P.l 1431154.

100. Takeda Т., Fukui Y., Iida T. Influence of CRT refresh rates on accomodation aftereffects // Work with Display Units 86 / Knave В., Wideback P.-G. (eds.). Elsevier, Amsterdam, 1987. P. 474-482.

101. Воронов Ю.А. Развитие представлений школы Введенского-Ухтомского о проблемах раздражимости и об основных нервных процессах: Дис. . докт. биол. наук,- JI., 1975.

102. Воронов Ю.А. Примум, оптимум, пессимум: Труды Всесоюзной конференции памяти Н.Е. Введенского. М, 1962.

103. Cur М., Zeevi V. Frequency domain analysis of the human electroretinogram// J. Opt. Soc. Am. A. - 1980. - V. 70. - №l. - p. 53-59.

104. Jasper H. Electrical sing of cortical activity// Psyhol. Bull. 1937. - V. 34. -№7. - P. 411.

105. Thiry S. Contribution a l'entrainement photique//Archives internationales de physiologie. 1951. - V. 59. - № 1. - P. 10.

106. Shuang Wu, Stephen A Burns. Analysis of retinal light adaptation with the flicker electroretimogram//J. Opt. Soc. Am. A. 1996. -V.13. - №3. - P. 649657.

107. Shuang Wu, Stephen A Burns, Ann Eisner. Effects of flicker Adaptation and Temporal Gain Control on the flicker ERG// Vision. Res. 1995. - V. 35.21.-P. 2943-2953.

108. Семеновский E.H., Зарецкая Р.Б. Усвоение светового ритма сетчаткой и корой головного мозга при раздражении глаз прерывистым све-том//Проблемы физиологической оптики. 1958. - Т. 12.- С. 377.

109. Mundy-Castle А.С. Analysis of cerebral responses to photic Stimulation in normal adults// EEG and Cline. Neurophysiol. 1953. - V. 5. - №1. - P. 26.

110. Walter V.I., Walter W.G. The central effects of rhytmic sensory stimulation// EEG and Cline. Neurophysiol. 1949. - V. 1. - №1. - P. 57.

111. Ernst Niebur, Christof Koch, Christopher Rosin. An Oscillation-Based Model for The Neuronal Basis of Attention//Vision Res. 1993. - V. 33. - №18. -P. 2789-2802.

112. Murthy V.N., Fetz E.E. Coherent 23 to 35 Hz oscillations in the sensorimotor cortex of awake behaving monkey// Proc. of the Nat. Acad, of Science USA. -1992. -V. 89. P.5670-5674.

113. Ярбус A.Jl. Роль движения глаз в процессе зрения. М.: Наука, 1965.

114. Peter A. Shell. An Introduction to the Experimental Study of Visual Fatigue//SMPTE. 1991. - N1. P. 33-41.

115. Jaschinski-Kruza W. Visual strain during VDT work: The effect of viewing distance and dark focus// Ergonomics. 1988. - V. 31. - P. 1449- 1465.

116. Murata K., Araki S., Yokoyama K, Yamashita K. Accumulation of VDT work-related visual evoked potential near point distance and critical flicker fusion//Industrial Health. 1996. - V. 34. - №2. - P. 61-69.

117. Трифонов E.B. Психофизиология профессиональной деятельности. Словарь. СПб, 1996.

118. Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Мирошников М.Н. и др. Тест дифференциальной самооценки функционального состояния//Вопросы психологии. 1973. -№ 6. - С. 141-145.

119. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. -М.:МГУ, 1984.

120. Сысоев В.Н. Методика диагностики работоспособности. Тест Ландольта. СПб, 1996.

121. Гребенников О.Ф. Основы записи и воспроизведения изображения. М=: Искусство, 1982.-239 с.

122. Гребенников О.Ф., Тихомирова Г.В. Пространственно-временные преобразования изображения в кинематографической системе//Техника кино и телевидения. -1981. №7. - С. 8-15.

123. Гребенников О.Ф., Тихомирова Г.В. Нужен ли угол раскрытия в 172,8°? //Сборник научных трудов ЛИКИ.- 1983. С. 8.

124. Игнатьев Н.К. Дискретизация и её приложение. М.: Связь, 1980.

125. Игнатьев Н.К. Эквивалентная схема кинематографического воспроизведения движения при сопроводительном движении//Техника кино и телевидения. 1992. - №9. - С. 35 -37.

126. Кулаков А.К. Разработка методов и устройств для оценки и повышения резкости экранного изображения: Дис. канд. техн. наук. Л., 1984.

127. Тихомирова Г.В., Тарасов Б.Н. Преобразование сигнала изображения в кинематографических системах. / Под редакцией О.Ф. Гребенникова. Л., ЛИКИ, 1985.

128. Паспорт к универсальному фотометру ТКА 04/3.

129. Лампа ксеноновая высокой интенсивности безозонная типа ДКСШ 3000-5 3.374.198 ТУ.

130. Тимофеев В.И., Филимоненко Ю.И. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М. Люшера.- СПб, 1995.

131. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Социально-психологический центр, 1996.

132. Плохинский Н.А. Математические методы в биологии. Учебнометодиче-ское пособие. М.: Московский университет, 1978.

133. Глезер В.Д. Зрение и мышление. СПб: Наука, 1993.

134. Глезер В.Д., Цуккерман И.И. Информация и зрение. СПб.:1471. АН СССР, 1961.

135. Глезер В.Д., Цуккерман И.И., Цыкунова Т.М. О пропускной способности зрения// Техника кино и телевидения. 1961. - № 3. - С. 27.

136. Введенский Н.Е. О соотношении между раздражением и возбуждением при тетанусе. СПб, 1886.

137. Баевский P.M., Кириллов О.И., Клёцкин С.З. Математический анализ измерений сердечного ритма при стрессе. М.: Наука, 1984. -141 с.

138. Куховаренко О.Ю. Расчёт допустимых скоростей панаромирования при киносъёмке//Техника кино и телевидения. 1968. - №10. - С. 15-17.

139. Мелик-Степанян A.M., Проворнов С.М. Детали и механизмы киноаппаратуры. Л.:ЛЖИ, 1980.

140. Бараусова Н.С., Макаров О.П. Расчёт и конструирование мальтийских механизмов. Методические указания. Л.: ЛИКИ, 1975.148