автореферат диссертации по документальной информации, 05.25.04, диссертация на тему:Религиозно-философское издательство "Путь"

кандидата филологических наук
Голлербах, Евгений Александрович
город
Санкт-Петербург
год
1997
специальность ВАК РФ
05.25.04
Автореферат по документальной информации на тему «Религиозно-философское издательство "Путь"»

Автореферат диссертации по теме "Религиозно-философское издательство "Путь""

р г б 0 а

! ^ о им* т1

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ

На правах рукописи

ГОЛЛЕРБАХ Евгений Александрович

РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО "ПУТЬ" (1910-1919 гг.)

Специальность: 05.25.04 - книговедение

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Санкт-Петербург 1997

Работа выполнена на кафедре общей библиографии и книговедения Санкт-Петербургской государственной академии культуры.

Научный руководитель -Официальные оппоненты -

Ведущая организация -

доктор филологических наук профессор А.В.Блюм.

доктор философских наук профессор А.И.Новиков; кандидат филологических наук А.П.Толстякоо.

Институт русской литературы (Пушкинский дои) Российской академии наук.

Защита диссертации состоится 8 апреля 1997 г. в / ' часов на заседании Диссертационного совета по присуждению ученой степени кандидата наук в Санкт-Петербургской государственной акадеиии культуры по адресу: 191065, Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 2.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке академии.

Автореферат разослан . 1997 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета профессор

Я

Г.И.Поздняков а

Актуальность исследования

Период меаду русскими революциями 1905-1907 и 1917 гг. привлекал и продолжает привлекать внимание многих исследователей. Существует обширная литература, посвященная рассмотрению различных фрагментов межреволюционной истории России. В ней показаны многие аспекты политической, экономической, интеллектуальной и культурной жизни страны в названный исторический интервал. Вместе с тем,, едва ли моино считать, что все стороны того значительного и во многом решающего этапа отечественной истории, каким являлось межреволюционное десятилетие, изучены с исчерпывающей полнотой. Более того, следует признать, что отдельные фрагменты данного периода, в силу разных причин, практически не изучались.

Среди проблем, привлекавших внимание лишь отдельных исследователей, можно выделить вопрос о роли религиозно-философских групп, и в частности их печати, в политико-идеологической борьбе в межреволюционной России. Необходимость более глубокого и всестороннего изучения этой темы, еще недостаточно освещенной в специальных исследованиях, особенно очезидна на фоне большого количества работ, рассматривающих деятельность некоторых других социально-политических сил в период перед 1917 г.

Важность разработки указанного вопроса определена несколькими причинами.

Во-первых, в изучении истории 1910-х гг. определенно прослеживаются не вполне адекватные оценки социально-политической роли религиозно-философского движения. В целом ряде работ эти группы рассматриваются как по преимуществу внеполитические, культурные образования. В других исследованиях, напротив, усилия деятелей религиозной философии интерпретируются как тривиальная политическая деятельность антикоммунистического характера, не имевшая серьезного культурного значения. При этом зачастую исследователи не делают различия между разными религиозно-философскими группами, имевшими порой противоположную политическую либо идейную направленность.

Во-вторых, до сих пор недостаточно изучены многие конкретные идеолого-пропагандистские начинания религиозно-философских групп, нередко имевшие в организационном плане нетрадиционный и порой новаторский характер. Детально не рассматривалось отношение к ним различных политических сил.

В-третьих, слабо изучен вопрос о влиянии деятельности религиозно-философских идеолого-пропагандистских предприятий на последующую политическую и интеллектуальную историю России.

- г -

Между тем, актуальность темы очевидна. В настоящее время значительная часть общества, включая некоторых высших административных деятелей и влиятельных политологов, заявляет о необходимости создания единой национальной идеологии и склонна увязывать с этим планы модернизации России (1). В качестве ориентиров при этом нередко указываются русские религиозные философы предреволюционного периода. Такие настроения, возможно, не были бы столь популярны, если бы базировались на точном знании о предмете.

Наследие предреволюционных религиозно-философских объединений существенно ваяно и для идейного самоопределения возрождающихся в настоящее время политических направлений -как русского либерализма, так и русского национализма, -поскольку в этом наследии порой непосредственно совмещались обе эти идеологии. Безусловно необходимо знание опыта религиозных философов и христианским активистам, намеренным бороться за осуществление преобразований в Русской православной церкви ради повышения ее общественного влияния.

Исследование отдельных отечественных политико-идеологических предприятий досоветского времени важно и потому, что позволяет отказаться от исключительно распространенной в посткоммунистической России бинарной парадигмы общественно-политического и культурного развития. Внимательный взгляд на прошлое убеждает, что оно было гораздо более сложно, многообразно и творчески продуктивно, чем это обычно представляется. В то же время, непредвзятое изучение отринутых жизнью доктрин дает шанс обнаружить их уязвимость, ставшую причиной их краха, и, возможно, преодолеть ее в будущем.

Имеет значение также тот факт, что в результате политических и экономических преобразований, произошедших в России к настоящему времени, появились значительные независимые от государства личные и корпоративные капиталы, обладатели которых заинтересованы либо могут быть заинтересованы в тех или иных идеолого-пропагандистских акциях. Поэтому обретает актуальность основательно забытый и мало исследованный опыт русских "идейных" издательств начала века, занимавшихся не добыванием прибыли, а производством и (или) прокламированием определенных идей.

1. Литературная газета (М.). - 1996. - 16 октября. - N 42 (5624). - С.11; 20 ноября. - N 47 (5629). - С.11. См. также: Соколов Э.В. О возрождении России: К философско-социологической постановке вопроса // Русская культура: Традиции и современность: М-лы ХЫ научной конференции профессорско-преподавательского состава института. - СПб.: СПбГИК, 1993. - С.21-35; Костюковский Виктор. Единомыслие -искусственно: [Интервью с Д.С.Лихачевым] // Известия (М.). -1996. - 27 ноября. - N 224 (24831). - С.5.

Цель, задачи и предмет исследования

Целью диссертационной работы является всестороннее историко-литературное исследование деятельности одного из наиболее заметных религиозно-философских идеолого-пропагандистских предприятий первой четверти XX в. московского издательства "Путь" в его социальном, политическом и идеологическом контекстах. Эта общая цель определила постановку частных задач исследования:

1. Выяснение целей, задач и смысла деятельности издательства в современной ему социально-политической ситуации.

2. Детальная реконструкция его истории и периодизация.

3. Выяснение и социокультурная характеристика редакционного коллектива и круга авторов.

4. Максимально возможное выявление массива изданий "Пути" и его историко-книговедческий анализ.

5. Изучение и анализ организации "Пути" и методов его издательской и неиздательской работы.

6. Определение отношения к деятельности издательства различных современных ему социально-политических групп и институций.

7. Установление круга потребителей продукции "Пути" и значение последнего в удовлетворении спроса определенных категорий читателей.

8. Выяснение влияния издательства на позднейшую русскую политическую философию.

В качестве предмета исследования выбраны основные характеристики функционирования издательства "Путь", его репертуарная, тиражная и организационная динамика под влиянием социально-экономических, политических, идеологических факторов.

Методология и историография исследования

Методологической основой данной работы является принцип историзма, а именно рассмотрение явлений в их историческом развитии и в связи с социально-политическими и культурными процессами. Ведущим методом исследования выбран историко-книговедческий анализ. Основной целью этого анализа в отношении изданий "Пути" является определение исторической логики формирования издательской политики, выявление определенных типов и видов изданий в контексте исторической среды, во взаимосвязи с социальными, политическими, культурными, экономическими факторами.

Специфика преднета исследования потребовала комплексного применения специальных исторических, литературоведческих, культурологических и собственно книговедческих методов. Конкретно-исторический, сравнительно-исторический, функциональный, персоналистический, статистический, библиографический, формальный, типографический, почерковедческий и др. подходы позволили выяснить различные аспекты темы: смысл, логику и детали функционирования издательства, состав и качественный уровень репертуара изданий "Пути", динамику выпуска книжной продукции, степень ее соответствия развитию общественного сознания, общественных отношений, политики, экономики, производства, значимость деятельности "Пути" для современников и ближайших преемников и т.д. Структурно-типологический и аналитико-тематический методы использовались при исследовании структуры и принципов формирования издательского репертуара. Поставленные в работе задачи решались с позиций деятельностного и ценностного подходов. Широко были применены методы сравнительного анализа источников, систематизации обширного фактического материала, критической оценки исследований и различных свидетельств.

Изложение результатов исследования построено по проблемно-тематическому принципу, что также обусловлено специфическим характером предмета диссертации и задачами выполненной работы.

Хронологические рамки исследования тохе определены в соответствии с его задачами. Они включают относящиеся к теме работы события с 1910 (возникновение издательства) по 1939 (начало Второй мировой войны) гг.

Степень изученности темы

До сих пор книгоиздательство "Путь" почти не привлекало специального внимания исследователей. В 1968 г. на историческом факультете МГУ под руководством С.С.Дмитриева была защищена дипломная работа М.Г.Меерсона (Аксенова) "Книгоиздательство 'Путь' (1910-1917 гг.): (Из истории русской буржуазной интеллигенции в период между двумя революциями)". Таким образом, этому автору принадлежит заслуга первоначальной постановки проблемы. Однако специфика задач, решавшихся М.Г.Меерсонон, жанровые лимиты дипломной работы, ограниченность доступной исследователю источниковой базы и идеологические условия того времени не позволили дипломанту вполне раскрыть как исторический, так и идеологический аспехты темы. Автор не смог выяснить даже хронологические ранки деятельности издательства и репертуар выпущенных им книг (2).

2. Благодарю Д.И.Зубарева, предоставившего экземпляр рукописи М.Г.Меерсона (Аксенова). Отмечу ташке, что смог ознакомиться с этим текстом уже по завершении собственного исследования.

Кроме того, о "Пути" писали Б.А.Приходько (3), Н.А.Струве (4), A.B.Цветков (Вадимов) (5), А.В.Соболев (6) и С.М.Половинкин (7). Они констатировали факт существования издательства, ограничиваясь при этом самой общей характеристикой предприятия и перечислением его основных изданий.

Значительный документальный материал по теме диссертации опубликован А.А.Носовым (8), - этому исследователи удалось частично установить хронологию переписки главных фигур "Пути" - Е.Н.Трубецкого и М.К.Морозовой - и в обстоятельном комментарии выяснить ее основной исторический контекст. Однако данная публикация имеет выборочный и ограниченный характер, за ее пределами остался'значительный массив важных текстов. Кроме того, представляют интерес опубликованные Н.А.Струве письма С.Н.Булгакова и Г.А.Рачинского к М.К.Морозовой (9).

3. [Приходько Б.А.]. "Путь": [Справ, статья] // Книговедение: Энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1982. - С.431 (без подп.). Благодарю М.Д.ЭЛьзона за сообщение об авторстве этой публикации.

4. Письма С.Н.Булгакова к М.К.Морозовой / [Вступит, статья], публ. и примеч. Н.А.Струве // Вестник Русского христианского движения (Париж). - N 144. - 1985. - Вып.1-11.

- С.123-124, 132-135.

5. [Цветков A.B.]. Жизнь Бердяева: Россия. - [Oakland]: Berkeley Slavic Specialties, 1993. - С.130-137 (подп.: Александр Вадимов; с сокращ. воспроизв.: [Цветков A.B.]. Из книги "Жизнь Бердяеза: Россия" / [Предисл. и публ. Я.В.Леонтьева] // Библиография (М.). - 1994. - Март-апрель.

- Я 2 (264). - С.125-126 (подп.: Александр Вадимов)).

6. Соболев A.B. К историк Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева // Историко-философский ежегодник"92. - М.: Наука, 1994. - С.104-105.

7. Половинкин С.М. Философские издательства: [Справ, статья] // Русская философия: Словарь / Под общей ред. М.А.Маслина. - М-: Республика, 1995. - С.576.

8. "Наша любовь нужна России...": Переписка Е.Н.Трубецкого и М.К.Морозовой / Вступит, статья, сост., публ. и комиент. Александра [А.] Носова // Новый мир (М.). -1993. - Сентябрь. - N 9 (821). - С.172-229; Октябрь. - N 10 (822). - С.174-215.

9. Письма С.Н.Булгакова к М.К.Морозовой // Указ. источник. - С.123-135; Письма Г.А.Рачинского к М.К.Морозовой / Публ. и примеч. Н.А.Струве // Вестник Русского христианского движения (Париж). - N 145. - 1985. - Вып.III.

- С.154-157.

Некоторые подробности взаимодействия с "Путем" Б.Н.Бугаева (А.Белого) рассмотрены А.Г.Бойчуком (10). Тема участия путейцев в общественно-политических событиях 19171918 гг., в частности, во Всероссийском съезде духовенства и мирян и во Всероссийском поместном соборе, затрагивается в исследованиях, посвященных истории Русской православной церкви в XX в. (11).

Краткие упоминания "Пути" встречаются в работах исследователей, заминающихся изучением культуры и политики 1910-х гг. Чаще всего такие упоминания содержатся в текстах, посвященных творчеству наиболее известных сотрудников "Пути" - Н.А.Бердяеву, С.Н.Булгакову, Е.Н.Трубецкому, В.Ф.Эрну, П.А.Флоренскому. Однако, как правило, в этих случаях от публикации к публикации повторяются разного рода неточности либо ошибки и не содержится никакой новой информации. Из-за незнакомства исследователей с данным предметом нередко общие их представления о творческой эволюции их персонажей оказываются искажены, порой существенно.

Содержательны публикации Н.А.Балашовой, посвященные предшественнику "Пути" - политическому журналу "Московский еженедельник" (12). В них нет речи о собственно "Пути", но эти тексты ценны тем, что исследовательница показала в них один из основных этапов предыстории издательства. Она разработала исторический аспект своей темы, постаралась выяснить идейно-политические позиции "Московского еженедельника", выявила ряд важных архивных и печатных источников, в которых впоследствии удалось найти информацию о деятельности ключевых фигур "Пути" после закрытия "Московского еженедельника". К сожалению, условия конца 1970-х - начала 1980-х гг. не позволили исследовательнице привлечь более широкую источниковую базу, как не позволили ей в выводах быть вполне свободной от политических стереотипов того времени.

10. Бойчук А.Г. Андрей Белый и Николай Бердяев: К истории диалога // Известия Российской Академии наук (М.). - Серия литературы и языка. - Т.51. - 1992. - Март-апрель. - N 2. -С.18-35.

11. См., например: Регельсон Лев. Трагедия русской церкви: 1917-1945 У Послесл. прот. Иоанна Мейендорфа. - Paris: YMCA-Press, [1977]. - С.60-62, 228-229; Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. - М. : Республика, 1995. -

С.36, 39-40, 56-58.

12. Балашова Наталья Александровна. Журнал "Московский еженедельник" (1906-1910 гг.) на арене политической борьбы в России в начале XX века: АКД. - М., 1976; Балашова H.A. Российский либерализм начала XX века: (Банкротство идей "Московского еженедельника"). - [М.]: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

Кроме Н.А.Балашовой, о "Московском еженедельнике" писала Н.Б.Хайлова, - ей удалось исправить некоторые передержки, допущенные предшественницей, и несколько дополнить фактографию вопроса (13).

По истории московского Религиозно-философского общества памяти Соловьева, на базе которого возник "Путь" и органом которого он впоследствии являлся, опубликована единственная содержательная статья А.В.Соболева (14). Она, конечно, не закрывает тему, а дает лишь ее предварительный эскиз, нуждающийся в значительных уточнениях и дополнениях.

Некоторые идеологические аспекты темы затронуты в ряде работ историков философии - А.И.Абрамова, С.С.Хоруяего, Р.А.Гальцевой, А.Ф.Замалеева, И.Д.Осипова, Н.А.Портнягиной, Л.А.Цветковой, Е.В.Гутова, Ю.В.Зартайской, Д.А.Крылова и др. (15). Эти исследователи дали ряд ценных гипотез

13. Хайлова Н.[Б.]. "Московский еженедельник": [Справ, статья] // Политические партии России: Конец XIX - первая треть XX века: Энциклопедия. - П.: РОССПЭН, 1996. - С.371-372.

14. Соболев A.B. К истории Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева // Указ. источник. -С.102-114.

15. См.: Абрамов А.И. К вопросу о преемственности философских идей Вл.Соловьева в русском религиозном Ренессансе начала XX века // Религиозно-идеалистическая философия в России XIX - начала XX вв.: (Критический анализ). - М., 1989. - С.70-85; Хоружий С.С. Русь - новая Александрия: Страница из предыстории евразийской идеи: (Предисловие к публикации) // Начала (М.). - Н 4. - 1992. - С.18-20; Гальцева P.A. Очерки русской утопической мысли XX века. - [М.]: Наука, 1992; Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии: XI - начало XX в.: Учебное пособие. - 4.1. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1994; Замалеев А.Ф., Осипов И.Д. Русская политология: Обзор основных направлений: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1994; Портнягина Наталья Александровна. Русский либерализм после революции 1905-1907 гг.: (Общественно-политические позиции С.Н.Булгакова, М.О.Гершензона, А.С.Изгоева): АКД. - СПб., 1994; Цветкова Лариса Алексеевна. Религиозно-этическое учение С.Н.Булгакова и Русская православная церковь конца XIX - начала XX веков: АКД. - СПб., 1994; Гутов Евгений Викторович. Проблема социальности в русской философии всеединства: АКД. -Екатеринбург, 1994; Зартайская Юлия Викторовна. Имеславие и философия языка С.Н.Булгакова: АКД. - СПб., 1995; Крылов Дмитрий Анатольевич. Зволвция философских взглядов С.Н.Булгакова: АКД. - Екатеринбург, 1995; Осипов И.Д. Философия русского либерализма: XIX - начало XX в. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996; и др.

- а -

идеологического значения творчества московских политических метафизиков. Но незнакомство или недостаточное знакомство этих авторов с конкретными историческими обстоятельствами деятельности "Пути" в 1910-1919 гг. обусловило некоторую приблизительность ряда оценох и выводов. Фактически не рассматривалась до сих пор деятельность "Пути" именно как творческой системы, коллектива авторов.

Источниковая база исследования

При написании работы использован широкий круг различных источников, прежде всего архивных. Наиболее важные письменные материалы по теме исследования сосредоточены в рукописном отделе РГБ (фонд 171 (М.К.Морозова)), в РГАЛИ (фонд 142 (А.С.Глинка (Волжский)), фонд 427 (С.А., В.А., Г.А.Рачинские)), фонд 1458 (Е.Я.Архиппов), в ГАРФ (фонд 102 (Департамент полиции Министерства внутренних дел), фонд 395 (Государственное издательство РСФСР), фонд 5783 (П.Н.Савицкий)), в рукописном отделе ИРЛИ РАН (разряд III). Кроме того, использовались документы, хранящиеся в собраниях РГИА, отдела рукописей РНЕ, ЦГАЛИ СПб., ЦГАМО, ВАН. Архивные материалы, связанные с деятельностью "Пути", имеют эпистолярный, делопроизводственный либо мемуарный характер. Многие документы впервые вводятся автором в научный оборот. Использование архивных источников позволило детально восстановить историю издательства. Неопубликованные документы дали большой фактический и статистический материал. Частично сохранившаяся деловая документация "Пути", переписка основных фигур издательства и некоторых из его авторов, а также материалы фондов дореволюционных и советских государственных учреждений наиболее помогли в исторической реконструкции процессов образования, деятельности и ликвидации издательства. Эти же источники, наряду с другими, были использованы для изучения целей и задач "Пути", методов его издательской, неиздательской, книгораспространительской и рекламной работы, для выяснения круга сотрудников и авторов, а также мотивов тех или иных их действий. Благодаря архивным документам удалось восстановить либо существенно уточнить издательскую историю целого ряда литературных произведений, выпущенных под маркой "Пути" и сыгравших значительную роль в интеллектуальной или политической истории России. Привлекались архивные материалы и для выяснения вопроса о читательском использовании продукции издательства, а также о влиянии "Пути" на современную ему и непосредственно последовавшую ситуацию.

Использованы также материалы из печатных источников. Париодика общего и специального характера изучаемого периода дала некоторые необходимые подробности существования "Пути", реакции современников хак на его книжную продукцию, так и на его неиздательскую деятельность. Широко привлечены материалы из журналов "Вестник Европы", "Вопросы философии и психологии", "Голос минувшего", "Заветы", "Запросы жизни", "Логос", "Миссионерское обозрение", "Прямой путь", "Русская мысль", "Русское богатство" ("Русские записки"), "Северные записки", "Славянские известия", "Слово Церкви",

"Современник", "Современный мир", "Церковные ведомости" (и "Прибавления к 'Церковным ведомостям"1), газет "Биржевые ведомости", "Голос Москвы", "День", "Земщина", "Киевская мысль", "Колокол", "Новое время", "Правда" ("Путь правды"), "Речь", "Россия", "Русская молва", "Русские ведомости", "Русское слово", "Утро России" и мн.др. за 1910-1918 гг. Сплошной просмотр de visu комплектов целого ряда изданий помог также при составлении указателя рецензий на книги "Пути".

Кроме того, существенная информация по истории издательства содержится в его печатной продукции. Как правило, это указания на первопубликации текстов, на неиздательские формы их презентации, каталоги, вхлючающие как перечни изданий, так и фрагменты некоторых печатных откликов на них. Основной материал для выяснения идеологических позиций "Пути" дали выпущенные им книги, а также публикации путейцев, осуществленные ими вне своего издательства.

Широко привлечена, кроме того, мемуарная и общая исследовательская литература по рассматриваемому в диссертации периоду, как отечественная, так и зарубежная. Следует отметить, однако, что зарубежные исследования, за редким исключением, имеют вторичный характер и не отличаются убедительностью интерпретаций излагаемого материала.

Научная новизна и значимость

Научная новизна и значимость работы заключаются в том, что она представляет собой первое в книговедении специальное комплексное исследование деятельности издательства "Путь". В работе впервые детально реконструируется история предприятия, дается ее периодизация, подробно характеризуется и классифицируется печатная продукция "Пути", анализируются методы и формы работы издательства, выясняется его социально-политическая и культурная роль и влияние как на современную ему ситуацию, так и на будущее. Работа вводит в научный оборот неизвестные прежде либо не использовавшиеся письменные и печатные источники. Исправляются некоторые укрепившиеся в научной литературе аберрации, выдвигается и документально обосновывается ряд гипотез и оценок. Диссертация в целом уточняет существующие представления о политической и интеллектуальной истории России XX в.

Практическая ценность

Практическая ценность диссертации заключается в возможности прикладного использования ее материалов и выводов в научной, педагогической, политологической, информационно-пропагандистской и издательской сферах.

Апробация исследования

Основное содержание работы и различные ее фрагменты раскрыты в выступлениях на VIII и IX Смирдинских чтениях (1992 и 1995 гг.)/ на VIII Павленковских чтениях (1993), на научных конференциях РНБ (1993-1995 гг.), на международных "Санкт-Петербургских религиоведческих чтениях" (1994 г.), на XXX конференции молодых специалистов РНБ (1994 г.), в лекциях, прочитанных в Университете Калифорнии в Санта-Барбаре (1995 г.) и в Стэнфордском университете (1996 г.) (США), а также в ряде публикаций. На некоторые из этих выступлений и публикаций в печати были высказаны положительные отзывы (16).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Обоснование политико-идеологической интерпретации деятельности издательства "Путь".

2. Обоснование исторической реконструкции деятельности издательства "Путь".

3. Обоснование периодизации деятельности издательства "Путь".

4. Обоснование результатов историко-книговедческого анализа продукции издательства "Путь".

5. Обоснование результатов исследования и анализа отношения к издательству "Путь" современных ему социально-политических групп и институций.

6. Обоснование результатов исследования и анализа влияния деятельности издательства "Путь" на последующую русскую политическую философию.

16. Колеров Модест [А.]. Открылась бездна, звезд полна: Русская философия в журнале "Звезда" за 1993 год // Сегодня (М.). - 1994. - 20 января. - N 11 (118). - С.10; Колеров Модест [А.]. Подвиг Голлербаха U Там же. - 8 апреля. - N 65 (172). - С.10; Фролова И.И. Восьмые "Павленковские чтения" // Книжное дело в России во второй половине XIX - начале XX века: Сб. науч. трудов. - Вып.7. - СПб.: Изд-во РНБ, 1994. -С.194; Баренбаум И.Е. Девятые Смирдинские чтения // Книга: Иссл-я и м-лы. - Сб.71. - М.: Терра, 1995. - С.327; Фирсов В.Р. Ежегодная научная конференция РНБ 12-13 января // РНБ: Информация (СПб.). - 1995. - N 1 (79). - С.14; [Рейтблат А.И.]. Книжное дело в России во второй половине XIX - начале XX века [...]: [Рец.] // Новое литературное обозрение (М.). - К 14. - 1995. - С.337; и др.

Структура и объем работы

Структура и объем работы определены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, примечаний и шести приложений. Объем основного текста диссертации составляет 467 страниц, примечаний - 224 страницы, приложений - 170. Список выявленных печатных отзывов об изданиях "Пути" включает 257 номеров. В списке основных использованных источников названы 28 архивных фондов и 986 публикаций.

Основное содержание работы

Во ВВЕДЕНИИ обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность и новизна, определяются цель, задачи, методология, практическая значимость работы, выдвигаются положения защиты.

ГЛАВА ПЕРВАЯ "Задачи и идеология 'Пути'" представляет собой систематическое изложение политихо-идеологических позиций этого предприятия. Исключительная важность выяснения направления и смысла деятельности издательства определена его особым ("идейным") характером. Основным материалом для этой главы послужили тексты авторов "Пути", опубликованные как издательством, .так и вне его, а кроме того, разного рода неопубликованные материалы. В необходимой мере были привлечены также исследовательские работы, имеющие отношение к данной теме.

Теоретическая и пропагандистская литература путейцев показывает, что основными чертами их идейной платформы были православие, политический либерализм и русский национализм. Особый упор делался на религиозную составляющую данной триады, из нее выводились и все остальные элементы путейской теории. "Путь" утверждал приоритет этико-религиозного фактора в историческом процессе. Основой внешних изменений, считали политические метафизики, может быть лишь духовная эволюция человечества, "религиозное углубление жизни". В соответствии с таким пониманием предлагались и политические технологии: "Путь" активно занимался лекционной работой, участвовал в разного рода общественно-политических мероприятиях, организовывал крестные ходы, коллективные молебны, обращался к публике с наставлениями, увещеваниями, порицаниями и т.п.

Изучение политико-идеологического творчества "Пути" позволяет заключить, что существующая в исследовательской литературе точка зрения, будто оно "лишено какого бы то ни было реального содержания" (17), ошибочна. Творчество

17. Осипова Лариса Федоровна. Критика религиозно-идеалистической концепции развития общественной жизни: (Анализ эсхатологических воззрений в православном богословии и философии): АКД. - [М.]: Изд-во Моск. ун-та, 1974. - С.20.

путейцев, несмотря на некоторую стилистическую невнятность и непроработанность в деталях, имело практический смысл и совершенно определенную социально-политическую направленность. Следует признать справедливость мнения В.П.Шкоринова о том, что предреволюционные наследники Соловьева пытались обосновать и пропагандировать идею классового мира и гармонии в обществе (18). Деятельность "Пути" была попыткой создать идеологию мирного, эволюционного обновления государства и общества и была категорически враждебна любому политическому радикализму.

Исследование показало, что издательство "Путь" фактически являлось центром русского христианско-либерального национализма и активно формировало идеологию этого общественного течения, имевшего явный политический смысл. "Путь" настаивал на необходимости для России конституционно-монархической системы государственного устройства, на недопустимости федерализма, на развитии местного самоуправления, на интенсивном промьшшенно-экономическок развитии страны, на укреплении индивидуального сельского хозяйства, на предоставлении гражданских прав национальным меньшинствам, при сохранении преобладающей роли русских. Идеологи "Пути" считали необходимым усилить неполитическую роль православной церкви в социально-политических делах, для чего церковь должна была быть преобразована (имелось в виду восстановление патриаршества, приходов, духовное возрождение, повышение религиозного энтузиазма прихожан и т.п.). В области внешней политики "Путь" придерживался линии на усиление влияния России в Европе (в частности, на Балканах), на создание пророссийского славянского сообщества, на политическое подчинение Германии, на территориальный передел (воссоединение Польши под патронажем России). По своим позициям "Путь" должен быть оценен как центристское политическое объединение, "самое правое крыло к.-[а]д.[етизма]" (19). Если оценивать путейство в современном ему российском идеологическом контексте, оно должно быть идентифицировано как одно из двух основных (наряду с национал-либерализмом П.Б.Струве и его единомышленников) направлений в веховстве, его утопическая составляющая.

Кроме того, в первой главе схематически обозначен социально-политический и идеологический контекст возникновения "Пути", который позволяет точнее судить о причинах создания и задачах этого предприятия.

18. Шкоринов В.П. К критике мистико-идеалистической концепции добра // Тезисы докладов на итоговой научной конференции за 1965 год / Луганский пед. ин-т им. Т.Г.Шевченко. - Серия общественных наук. - Луганск, 1966. -С. 86.

19. ГАРФ. - Ф.102. - Оп.12. - 1911 г. - Ед.хр.27. - 4.46 б. - Л.11 об.

ГЛАВА ВТОРАЯ "История 'Пути'" построена по проблемно-тематическому принципу и состоит из преамбулы и пяти разделов. В преамбуле излагаются основные мотивы и обстоятельства закрытия "Московского еженедельника" и создания "Пути". В первом разделе "Организаторы и организация" показывается история учреждения издательства, выработки его идейного и репертуарного курса, делового механизма, определяется индивидуальная роль каждого из организаторов в новом предприятии. Исследованием установлено, что издательство было создано по инициативе М.К.Морозовой 13 марта 1910 г., управлялось редакционным комитетом в составе пяти человек (председатель Г.А.Рачинский, фактический руководитель Е.Н.Трубецкой, С.Н.Булгаков, В.Ф.Эрн и до осени 1912 г. Н.А.Бердяев) и являлось органом московского Религиозно-философского общества памяти Соловьева. Вела дела "Пути" его секретарь С.М.Архипова. Финансировалась деятельность издательства, в основном, Морозовой, но в выпуске книг участвовали собственными денежными средствами и лично также остальные члены редакционного комитета. Во втором разделе "Круг авторов" выясняется состав авторского коллектива "Пути", условия и обстоятельства участия наиболее заметных персон в деятельности издательства, показывается целенаправленная работа предприятия по формированию круга авторов и привлечению к делам творческой молодежи. В третьем разделе "Внутриредакциокные дискуссии" представлены материалы по обсуждениям в издательстве вопросов о редакционном манифесте (1911 г.), о русском мессианизме (1911-1916 гг.), об имеславии (1913 г.), а также по персональным конфликтам. Имеющаяся информация позволяет судить, что издательство не было вполне едино. "Правый фланг" "Пути" составляли Булгаков, Эрн, а также поддерживавшие их П.А.Флоренский, В.И.Иванов, А.С.Глинка (Волжский) и некоторые др. авторы. "Левый фланг" единолично составлял Е.Н.Трубецкой, которого, однако, негласно но верно поддерживала М.К.Морозова, а также примыкавшие к ним Г.А.Рачинский и Н.А.Бердяев. Идейные и личные разногласия были постоянной составляющей жизни "Пути". Взаимоотношения сотрудников имели большое значение и отражались на результатах идеологической и издательской деятельности всего предприятия. Нередко они снижали продуктивность взаимодействия участников издательства и порой принимали критический размах, но, тем не менее, как правило, не выходили за рамки общей идейной и организационной концепции "Пути". В дискуссиях между сотрудниками, таким образом, вырабатывалась солидарная идейная и деловая линия предприятия. В четвертом разделе "Сокращение деятельности издательства и его ликвидация" показан период работы "Пути" с момента начала русско-германской кампании 1914-1918 гг. В эти годы предприятие неославянофилов занималось преимущественно неиздательской деятельностью, что было обусловлено как политической спецификой момента, так и экономическими факторами. Некоторая активизация собственно издательской работы "Пути" произошла в конце 1915 г. и продолжалась до хрушения старого режима. В работе показывается общественно-политическая деятельность лидеров издательства в предреволюционный и революционный периоды, их участие в разного рода манифестациях, организациях.

собраниях, съездах (в частности, во Всероссийском съезде духовенства и мирян (июнь 1917 г.) и во Всероссийском поместном соборе (август 1917 - сентябрь 1918 гг.)), где они пытались реализовать свои теоретические наработки. Завершает раздел детальная реконструкция процесса ликвидации издательства. Согласно выявленным архивным материалам, "Путь" прекратил свое существование в марте 1919 г., -официально факт прекращения был зафиксирован в декабре 1919 г. В пятом разделе "Общие аспекты издательской деятельности" дана периодизация истории издательства. Как показывает анализ имеющихся материалов, "Путь" пережил четыре этапа: фазу роста (1910-1914 гг.), военную паузу (1914-1915 гг.), фазу возобновления (1916 г.) и завершающую фазу (1917-1919 гг.). В разделе представлены статистические и документальные материалы, подтверждающие эту периодизацию, а также характеризующие тиражную и репертуарную политику издательства, его взаимодействие с полиграфическими и книготорговыми предприятиями. Показана, кроме того, собственная рекламная и распространительская деятельность "Пути".

ГЛАВА ТРЕТЬЯ "Тематико-типологичесхий анализ изданий 'Пути'" содержит материалы по творческой и издательской истории различных книжных серий "Пути" и отдельных книг, а также анализ этих материалов и общую классификацию репертуара. Предметом детального рассмотрения стали программы издательства по выпуску научной и популярной литературы (тематических коллективных сборников, авторских монографий и монографических сборников), - при этом в диссертации показана принципиальная установка путейцев на максимальное сближение и даже соединение обоих типов изданий, обусловленная спецификой решавшихся членами данного предприятия задач. Ввиду особого типологического характера основной части выпущенных "Путем" книг акцент в главе сделан на тематическую классификацию изданий. В специальных разделах рассказано о выпуске московским предприятием литературно-философских памятников, серии "Русские мыслители", исследований по западной философии и переводов произведений зарубежных авторов. Кроме того, представлены три неосуществленных проекта "Пути" - "иностранный" (предусматривавший издание русской философской литературы в переводах на европейские языки), проект выпуска журнала и проект издания библиографического труда А.С.Ященко по истории русской философии. Помимо этого, в данной главе показаны некоторые из неиздательских форм работы "Пути".

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ "Значение деятельности 'Пути'" состоит из двух разделов. Первый - "'Путь' в оценке современников" -представляет собой обзор публикаций и архивных материалов, характеризующих отношение к издательству разных социально-политических групп, институций и персон: а) церковных организаций, деятелей и общественности; б) представителей официального лагеря; в) различных правых групп и авторов; г) либералов (как левых, так и правых); д) народников (в том числе трудовиков и эсеров); е) марксистов (от умеренных социал-демократов плехановского направления до радикальных

ленинского). Второй раздел - "Влияние путейстаа на пореволюционную русскую политическую мысль" - показывает, какое влияние оказала деятельность издательства "Путь" на внутрироссийскую интеллектуальную ситуацию после Октября, а также на политических идеологов эмиграции - сменовеховцев, софийцев, евразийцев и утвержденцев. При написании этого раздела также использовались не только печатные, но и архивные источники, содержащие весьма ценный материал по теме исследования.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ излагаются основные выводы исследования.

В результате изучения темы можно определенно утверждать, что московское религиозно-философское издательство "Путь" было одним из наиболее заметных и значительных явлений в культурной, интеллектуальной, политической жизни предреволюционной России. Оно было создано в 1910 г. на средства М.К.Морозовой, функционировало при финансовом участии ряда основных его сотрудников и некоторых сторонних организаций и просуществовало до 1919 г. Это издательское предприятие объединило ведущих мыслителей России: кроме учредителей - Е.Н.Трубецкого, С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева, В.Ф.Эрна, Г.А.Рачинского, - в работе издательства участвовали в той или иной форме С.А.Алексеев (Аскольдов), Б.Н.Бугаев (А.Белый), А.А.Блок, Б.П.Вышеславцев, М.О.Гершензон, А.С.Глинка (Волжский), С.Н.Дурылин, А.В.Ельчанинов, В.В.Зеньковский, В.И.Иванов, Л.М.Лопатин, Н.О.Лосский, Н.В.Устрялов, П.А.Флоренский и др.

Подводя итог почти десятилетнего существования "Пути", следует определить, что это было одно из первых и основных русских идеологических предприятий межреволюционного периода. Это издательство ставило перед собой определенно обозначенные социально-политические задачи и в различных формах участвовало в происходивших в стране процессах. "Путь" был теоретическим и тактическим центром русского христианско-либерального национализма, находившегося на правом фланге конституционализма. Разрабатывавшаяся этой группой философов доктрина христианской государственности включала в качестве основных элементов православие, политический либерализм, русский национализм и представляла собой идеологическое обоснование эволюционного преобразования самодержавной Российской империи в буржуазно-демократическое государство, признающее христианство как моральный императив и способное оказывать определяющее воздействие на мировое развитие. Теоретические разработки "Пути" мало соответствовали российским реалиям, показывали как неадекватность представлений философов о принципах работы социально-политических механизмов, так и недостаточно ясное понимание ими специфики той деятельности, которой они занимаются.

Издательство "Путь", наряду с группой П.Б.Струве ("Русская мысль" и "Русская свобода"), являлось основным участником веховства (или вехизма), и его линия представляла собой утопическую составляющую этого направления русской

предреволюционной политической мысли. Таким образом, по существу его идейных позиций "Путь" может быть охарактеризован как мягкий политический авангард.

Идейная платформа "Пути" в основном была предварительно сформулирована и заявлена публике в период работы основных участников предприятия в журнале "Московский еженедельник". По его прекращении издательство "Путь" продолжило ту же линию, но иными средствами. Сотрудники нового предприятия и примыкавшие к ним авторы занимались религиозно-онтологическим обоснованием и популяризацией заявленных ранее социально-политических позиций.

Имея в виду эти цели, "Путь" занимался также публикацией памятников русской и западной философской мысли. Данные публикации тоже имели выражение тенденциозный характер.

Идеология "Пути" формулировалась и прокламировалась как посредством его собственной печатной продукции, так и через идейно близкие органы печати (журналы "Русская мысль" П.Б.Струве, "Богословский вестник" П.А.Флоренского, "Вопросы философии и психологии" Л.М.Лопатина и др.) и издательства (М.А.Новоселова, Г.А.Лемана (Абрикосова) и С.И.Сахарова, Товарищество И.Д.Сытина и др.). Кроме того, использовались неиздательские формы работы: лекции, публичные диспуты и др.

Объективно являясь издательством для наиболее образованной части русского общества, "Путь", тем не менее, ставил перед собой задачу прокламировать свою идеологию во всех социальных слоях России. Кроме того, издательство готовило планы пропаганды своих идей на Западе.

Значительное соответствие платформы "Пути" общественным умонастроениям, стремление к взвешенности позиций и почти неукоснительно соблюдавшийся отказ от выпуска традиционной политической публицистики, систематическая и основательная работа с авторами, строгий отбор текстов для печати, забота о соблюдении высохого уровня редакционной подготовки и полиграфического исполнения продукции обеспечили этому предприятию репутацию одного из наиболее респектабельных русских издательств первой четверти XX в. "Путь" показал себя наиболее крупным и влиятельным центром русской религиозно-философской мысли начала века, объединившим ее лучшие силы и сыгравшим важную роль в подготовке новых философов этого направления.

Деятельность "Пути" привлекала значительный общественный интерес. Оценки ее разными социальными и политическими группами зависели от идеологических установок этих групп, от их политических, деловых, профессиональных, культурных, ситуационных интересов, а также от личных мотивов их лидеров. Наибольшее сочувствие деятельности издательства выказывали православная общественность (преимущественно Москвы и др. крупных городов), старообрядцы, деятели официального лагеря, умеренные консерваторы (октябристы и несколько более правые группы), правые либералы, часть

народников и марксистов, а кроме того значительная часть беспартийной интеллигенции (особенно молодой ее части). Напротив, со стороны православной администрации, некоторых конкурирующих религиозно-философских групп, крайних правых, левых либералов, левых народников и основной части марксистов позиции "Пути", его издания и разного рода выступления вызывали более или менее интенсивную критику.

Печатная продукция издательства пользовалась значительным спросом в крупных и университетских городах империи, чем объясняется ее высокая (по сравнению с остальной философской литературой) тиражность. Однако в провинции интерес к ней был гораздо ниже. Поэтому "Путь" имел некоторые проблемы с реализацией своих изданий.

Творческие и издательские усилия "Пути" во многой определили дальнейшее развитие религиозно-философской и политической мысли как в России, так и за пределами страны. Идеология "Пути", несмотря на политическое поражение этой группы в 1917-1919 гг., получила продолжение и развитие в пореволюционный период, особенно в деятельности политико-идеологических объединений сменовеховцев, софийцев, евразийцев и утвержденцев. Творческие результаты всех четырех пореволюционных групп, вышедших из "Пути", публиковались ими через специально организованные издательства. Эти предприятия относились к тому же типу "идейных издательств", что и "Путь". В новой исторической ситуации интеллектуальная продукция некоторых из этих группировок в большей степени, чем творчество путейцев, соответствовала коллективному опыту, политическим условиям и новым задачам отечественной политической мысли. Анализ этих идеологических комплексов показывает, что русская религиозная философия в период между двумя мировыми войнами обогатилась нехарактерными для нее прежде рационалистичными формами, приближенными к прикладной политологии.

Хотя политическая сторона деятельности "Пути" оказалась в итоге неудачной, его творческое и культурное значение трудно переоценить. "Путь" ознакомил читающую по-русски публику с замечательными образцами старой русской и европейской философии, обратил общественное внимание на творчество забытых писателей и мыслителей, содействовал распространению знаний об отечественной и зарубежной культуре и истории.

Несомненными заслугами авторов "Пути" является также то, что своими оригинальными работами они привлекли интерес читателей к проблеме русского национального самосознания, направили отечественную мысль на решение действительно важных вопросов жизни, продемонстрировали замечательные способности русского творческого ума и практическую бессмысленность философии в политике.

Диссертация содержит шесть ПРИЛОЖЕНИЙ: а) список изданий "Пути" (включающий все книги, участие в выпуске которых "Пути" подтверждено документально); б) список выявленных печатных отзывов об изданиях "Пути" (содержащий сведения о

публикациях, обнаруженных по различным библиографическим указателям и в результате сплошного просмотра ряда изданий. Тексты, которые не удалось проверить de visu, в этот перечень не включены); в) список публикаций автора по теме исследования; г) список основных использованных источников; д) указатель имен и названий; е) список основных сокращений.

По теме диссертации опубликованы следующие работы автора:

1. Письма В.В.Розанова к Э.Ф.Голлербаху // Звезда (СПб.). - 1993. - N 8. - С.98-137 (6 п.л.).

2. Путейство и евразийство: (К вопросу о связях и соответствиях двух религиозно-политических идеологий) // Опыт религиозной жизни и ценности культуры: М-лы ежегодных международных "Санкт-Петербургских религиоведческих чтений": Ноябрь 1994 года. - СПб., 1994. - С.48-50 (0,2 п.л.).

3. Путейство и евразийство: (К. вопросу о связях и соответствиях двух религиозно-политических идеологий) // XXX научная конференция молодых специалистов: (13-14 декабря 1994 г.): Тезисы докладов / РНБ. - СПб.: Изд-во РНБ, 1996. -

С.86-90 (0,25 п.л.).

4. Путник запоздалый: П.А.Флоренский и московское

• религиозно-философское-издательство "Путь" // Solanus (London). - Hew series. - Vol.8. - 1994. - P.53-74 (1,8 п.л.).

5. Религиозно-философское издательство "Путь": (1910-1919 гг.) // Вопросы философии (М.). - 1994. - N 2. - С.123-165; N 4. - С.129-163 (8,8 п.л.).

6. П.А.Флоренский и московское религиозно-философское издательство "Путь" // Книжное дело в России во второй половине XIX - начале XX веха: Сб. научных трудов. - Вып. 7. - СПб.: Изд-во РНБ, 1994. - С.88-112 (1,3 п.л.).

Кроме того, ряд статей принят к печати в научной периодике.

Изд. лиц. № 020246 от 17.10.91. Подписано к печати 3.02.97. Формат 60х84/1 б. Бумага писчая. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,2. Уч. изд. я. 1,0. Тираж 110 экз. Заказ № 11,

Издательство Российской национальной библиотеки, ОП. 191069, Санкт-Петербург, Садозая ул., 18.

© Российская национальная библиотека 1997 г.