автореферат диссертации по безопасности жизнедеятельности человека, 05.26.02, диссертация на тему:Психологические детерминанты компьютерной игровой зависимости и особенности ее психопрофилактики

кандидата психологических наук
Литвиненко, Ольга Владимировна
город
Санкт-Петербург
год
2008
специальность ВАК РФ
05.26.02
Диссертация по безопасности жизнедеятельности человека на тему «Психологические детерминанты компьютерной игровой зависимости и особенности ее психопрофилактики»

Автореферат диссертации по теме "Психологические детерминанты компьютерной игровой зависимости и особенности ее психопрофилактики"

На правах рукописи

ЛИТВИНЕНКО Ольга Владимировна

I

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ

05.26.02 - безопасность в чрезвычайных ситуациях 19.00.04 - медицинская психология

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук

Санкт-Петербург-2008

003460952

Работа выполнена в Федеральном государственном учреждении здравоохранения «Вс российский центр экстренной и радиационной медицины им. A.M. Никифорова» МЧС России

Научные руководители:

доктор психологических наук, доктор медицинских наук профессор РЫБНИКОВ Виктор Юрьевич; кандидат психологических наук доцент ЮРЕНКОВА Виталия Александровна;

Официальные оппоненты:

доктор психологических наук доктор медицинских наук профессор БЛАГИНИН Андрей Александрович;

доктор психологических наук доцент ЗМАНОВСКАЯ Елена Валерьевна

Ведущая организация - ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им.А.И. Герцена»

Защита состоится «25» декабря 2008 года в 15 часов на заседании диссертационного со вета Д 205.001.01 при Федеральном государственном учреждении здравоохранения «Всерос сийский центр экстренной и радиационной медицины им. A.M. Никифорова» МЧС России п адресу: 194044, Санкт - Петербург, ул.Академика Лебедева, д.4/2.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного учре ждения здравоохранения «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова» МЧС России

Автореферат разослан ноября 2008г.

fl

Л

Ученый секретарь : диссертационного совета кандидат медицинских наук

М.В.Санников

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. В развитых странах мира и России отмечается резкое увеличение числа лиц с аддиктивным поведением (от лат. асМюШэ - зависимый, пристрастившийся к чему-либо, полностью преданный, порабощенный, лишенный), что представляет серьезную угрозу национальной безопасности и психическому здоровью нации (Григорьев Г.И., 2008; Евдокимов В.И., Зайцев В.В., 2007; Карвасарский Б.Д., 2000,2006; Советная Н.В., 2008; СепШеа О.А. еЛ а1., 2004).

Среди аддиктивных форм поведения различают химические адцикции от психоактивных веществ химической или растительной природы (алкоголь, героин, никотин, марихуана и др.) и нехимические адцикции, в основе которых имеется пристрастие к нехимическому воздействию (азартные и компьютерные игры, Интернет-зависимость, работогольная аддикция, аддикция к трате денег, привычка находиться в состоянии постоянной нехватки времени и т.д.) (Карвасарский Б.Д., 2000, 2006).

Одной из социально опасных аддиктивных форм поведения является игровая компьютерная зависимость, которая обусловливает развитие психопатологических изменений личности и ведет к нарушениям социальных норм поведения, правонарушениям, самоубийствам (Асмолов А.Г., 2004; Лоскутова В.А., 2004). Нарушение социально-психологических установок личности при игровой зависимости приводит к разрушению социального поведения, межличностным и внут-риличностным конфликтам, вовлечению человека в асоциальное и преступное поведение (Евдокимов В.И. и др., 2007).

В настоящее время все более значительным становиться информационный рынок (компьютерный, телекоммуникаций, информационно-телекоммуникационных технологий, программных продуктов и знаний, рынок информационных услуг), что неизбежно приводит в широкому использованию компьютеров во всех сферах жизнедеятельности населения развитых стран (Бурлаков И.В., 2000).

Игромания быстрыми темпами распространяется среди детей и молодежи. Однако, систематизированные исследования распространенности компьютерной игровой зависимости населения мегаполиса практически не проводились. Не достаточно изучены психологические особенности личности лиц с различным уровнем игровой зависимости.

В связи с этим значительный научный интерес представляет изучение патопсихологических механизмов формирования игровой адцикции у детей и подростков, разработка социальных программ психопрофилактики и методов психологической коррекции пациентов с игровой аддикцией. Это определяет высокую значимость и актуальность выявления психологических, социально-демографических, тендерных факторов риска формирования игровой компьютерной адцикции у детей и подростков, что позволит индивидуализировать программы социальной профилактики и психологической помощи таким лицам. Это обусловило выбор цели исследования.

Цель работы - оценить распространенность игровой зависимости у различных групп населения мегаполиса, выявить психологические особенности личности, детерминирующие формирование игровой компьютерной зависимости, и обосновать рекомендации по ее психопрофилактике.

Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи::

- на основе результатов анкетирования оценить распространенность игровой зависимости у различных групп населения мегаполиса, в том числе у детей и подростков;

- по результатам психологического обследования выявить индивидуально-психологические особенности личности детей и подростков, детерминирующие формирование игровой компьютерной зависимости;

- определить информативность показателей разноуровневых психодиагностических тестов для оценки личностных особенностей подростков с игровой компьютерной зависимостью;

- обосновать рекомендации по совершенствованию психопрофилактики игровой компьютерной зависимости и психологической помощи подросткам с игровой аддикцией.

Объект исследования - население мегаполиса различных возрастных, профессиональных групп, включая дошкольников и их родителей, школьников младших, средних и старших классов, а также студентов и работающих лиц.

Предмет исследования — психологические особенности личности, детерминирующие формирование компьютерной игровой зависимости и направления ее психопрофилактики.

В качестве основной рабочей гипотезы выдвинуто предположение о том, что компьютерная игровая зависимость широко распространена среди различных групп населения мегаполиса и детерминируется психологическими особенностями личности, что необходимо учитывать при разработке и проведении психопрофилактической и коррекционной работы.

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования включает базовые положения психологической теории деятельности (Ананьев Б.Г., Леонтьев А.Н., Ломов Б.Ф., Рубинштейн С.Л., Теплов Б.М.); теории мотивации (Ильин Е.П.), теории «черт» личности (Мерлин B.C.), а также методологические принципы дифференциальной психодиагностики (Гуревич K.M., Бодров В.А., Машков В.Н., Платонов К.К., Марищук В.Л.) и психологической коррекции (Ананьев В.А., Хрусталева Н.С.), а также теории психологии установки (Узнадзе Д.Н., Прангишвили А.С); стресса (Selye Н., Анохин П.К., Губачев Ю.М., Китаев-Смык Л.А., Березин Ф.И.), психологических защит личности и копинг поведения (Lazarus R.S,. Грановская P.M., Лебедев И.Б, Сирота H.A.), психологии делинвентного поведения (Евдокимов В.И., Змановская Е.В., Рыбников В.Ю.) и патологических зависимостей (Алехин А.Н., Зайцев В.В., Григорьев Г.И.).

Научные положения выносимые на защиту.

1. Компьютерная игровая зависимость достаточно широко распространена среди различных групп населения мегаполиса. Она детерминирована возрастными, тендерными и профессиональными характеристиками и должна рассматриваться как чрезвычайная социально-кризисная ситуация, требующая специальных законодательных, профилактических и коррекционных программ, особенно, в отношении детей и подростков, которые являются группой риска компьютерной игровой аддикции.

2. Психологический статус лиц с компьютерной игровой зависимостью характеризуется признаками нравственной деструкции, нарушением мотивационной и эмоционально-волевой сферы личности, сочетанием нескольких типов акцентуаций характера, психическим утомлением и напряжением, снижением адаптивных возможностей и функциональных резервов ЦНС.

3. Профилактика компьютерной игровой зависимости должна предусматривать разработку и реализацию дифференцированных мер превенции на общественном, социально-средовом и индивидуальном уровнях в виде специальных пси-хопрофилактичсских программ, направленных на усиление факторов защиты (личностных и социалыю-средовых) и снижение факторов риска формирования компьютерной игровой зависимости.

Научная новизна исследования. Впервые на основе результатов комплексного психологического исследования выявлены возрастные особенности распространенности компьютерной игровой зависимости среди населения мегаполиса, а также ценностные ориентации, эмоционально-волевые, интеллектуальные и типологические особенности личности детей и подростков, детерминирующие формирование у них компьютерной игровой аддикции. Впервые выявлены предпочитаемые типы и виды компьютерных игр различными возрастными и профессиональными группами населения мегаполиса.

Практическая значимость работы. Выполнена оценка распространенности компьютерной игровой зависимости среди различных возрастных и профессиональных групп населения мегаполиса. Выявлены особенности ценностных ориентации, ведущие акцентуации характера, психологический статус личности подростков с компьютерной игровой зависимостью, а также комплекс информативных психодиагностических тестов и валидных их показателей для комплексной оценки нарушений личности у детей и подростков с компьютерной игровой зависимостью. Практическую значимость имеют рекомендации по совершенствованию социальной работы, психопрофилактики и психологической помощи детям и подросткам с компьютерной игровой зависимостью.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена обстоятельным теоретическим анализом проблемы, четким определением предметной области, целей и задач исследования, строгостью концептуального аппарата, применением общепринятых в психологии психологических методик, методов математико-статистического анализа, широкой эмпирической базой исследования, которую составляют экспериментальные данные, полученные при обследовании 737 человек.

Методы исследования. Для реализации цели исследования были использованы анкетирование, беседа, наблюдение, психологическое тестирование, математико-статистическая обработка эмпирических данных.

Внедрение и апробация результатов. Результаты исследования отражены в 9 опубликованных научных работах, среди них 4 статьи и публикации в журналах по перечню ВАК Минобразования и науки РФ.

Результаты работы апробированы на международных научно-практических конференциях «Превенция и реабилитация в психологии, медицине, педагогике: проблемы теории и практики» (Санкт-Петербург, 2003), «Актуальные проблемы

социальной психологии» (Санкт-Петербург, 2007), межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, 2006), межвузовской научно-практической конференции «Преступность несовершеннолетних: психолого-юридические аспекты (СПб., 2007).

Материалы диссертации использованы при разработке монографии «Компьютерная игровая зависимость: психология, феноменология, превенция» (Санкт-Петербург, 2008). Результаты работы получили отражение в учебных курсах но психологии, а также в учебных пособиях и курсах лекций, которые используются в учебном процессе Российской академии правосудия и Санкт-Петербургского университета МВД России.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка использованной литературы и приложения. Содержание работы изложено на 144 страницах машинописного текста в компьютерном наборе и сопровождено 12 рисунками и 16 таблицами.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении дано обоснование темы, раскрыта актуальность исследования для психологической теории и практики, определены объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования, приведены данные о теоретической и практической значимости работы, ее научной новизне и апробации.

В первой главе диссертации «Компьютерная игровая зависимость: тезаурус, психологические теории и механизмы формирования, теоретико-методологические основы изучения» представлены материалы анализа литературных данных по проблеме компьютерной игровой зависимости, отражены феноменология, терминология, механизмы формирования, особенности проявлений компьютерной игровой зависимости, показано ее влияние на психику и возможные негативные последствия.

Специальные подразделы первой главы посвящены анализу данных научной литературы, включающие механизмы и стадии формирования психологической зависимости от компьютерных игр, а также особенности, механизмы формирования и формы проявления Интернет игровой зависимости.

Анализ данных по проблеме позволил отметить, что в настоящее время информационный рынок становится все более значительным и это приводит в широкому использованию компьютеров во всех сферах жизнедеятельности населения развитых стран. К числу этих сфер относятся образование, экономика, промышленность, бытовая сфера.

Однако, применение компьютеров, наряду с позитивными моментами, обусловило появление компьютерной игровой зависимости, особенно среди детей и подростков. Однако, систематизированные исследования распространенности компьютерной игровой зависимости населения мегаполиса практически не проводились. Не достаточно изучены психологические особенности личности лиц с различным уровнем игровой зависимости. На основе этого были обоснованы цель, задачи и направления собственного исследования.

Во второй главе диссертации «Организация, объем и методики исследования» приведены данные об организации, объеме и методиках экспериментального исследования (таблица 1).

Таблица 1

Основные направления, объем и методики исследования

Направления исследования Использованные методики Кол-во обследованных

Изучение распространенности компьютерной игровой зависимости Беседа, наблюдение, опрос, анкетирование. Социологическая анкета. 737

Психодиагностическая оценка особешюстей личности детей и подростков с различным уровнем компьютерной игровой зависимости Тесты: Леонгарда-Смишека, САН, шкала реактивной тревожности, модифицированный цветовой тест Люшера, РДО, «Диагностика функционального состояния ЦНС» по методике Т.Д.Лоскутовой 94

Статистический анализ данных Одномерные (^критерий Стьюден-та, корреляционный анализ) и многомерные (факторный анализ) методы статистического анализа. Все показатели

В 3-ей главе диссертации «Результаты собственного исследования и их обсуждение» представлены результаты эмпирического исследования.

Первый этап исследования был посвящен оценке распространенности компьютерной игровой зависимости, выявлению возрастных, тендерных, профессиональных и психологических особенностей лиц с компьютерной игровой зависимостью и выявлению наиболее предпочитаемых типов и видов компьютерных игр.

Все обследованные были разделены на 3 основных группы - без выраженных признаков зависимости (нормативная группа), с 1- 2 стадией зависимости («увлеченные») и с 3 стадией компьютерной игровой зависимости («зависимые»). В последнюю группу («зависимые») включали лиц с выраженными признаками сформированной компьютерной игровой зависимости, основным критерием отнесения к этой группе было время и частота игр (в неделю, месяц, однократно).

Лица, отнесенные к группе «зависимых» играли не менее 30 часов в неделю. 72% этой группы составили лица, в среднем играющие 30 - 50 часов в неделю, т.е. 120 - 200 часов в месяц или 4-7 часов в день. У 11% длительность игры была больше (50 - 70 часов в неделю или 7-10 часов в день).

Лица, включенные во вторую группу - «увлеченные», относились к 1 и 2 стадиям игровой зависимости, длительность их игры составляла менее 30 часов в неделю, в среднем 10-30 часов в неделю или 2-4 часа в день.

В группу нормативных, без признаков игровой зависимости относили лиц, мало (периодически, редко, в среднем 1 час в день, не более 5-8 часов в неделю) играющих в компьютерные игры или не играющих в них.

Результаты анонимного анкетирования показали, что 22,9% опрошенных вовлечены в проблему игровой зависимости. Каждый пятый из 662 опрошенных человек был отнесен к 1 - 3 стадии игровой компьютерной зависимости; 15,9% имели выраженные признаки 1-2 стадии компьютерной игровой зависимости, 7% имели выраженные признаки 3 стадии компьютерной игровой зависимости.

Установлено, что компьютерная игровая зависимость достаточно широко распространена во всех анкетированных нами возрастных группах, включая дошкольников 5 - 7 лет (21%), школьников (26 - 38%), студентов вузов (24%), офисных работников 22 - 30 лет (21%) и 31-40 лет (15%).

Наиболее подвержена компьютерной игровой зависимости возрастная группа школьников, особенно среднего (5-8 классы) и старшего (9-11 класс) школьного возраста, среди которых 33 и 38% лиц с выраженными признаками компьютерной зависимостью (табл.2).

Таблица 2

Результаты анонимного анкетирования и распределение обследованных по уровням компьютерной игровой зависимости (КИЗ)

Обследованная группа Кол-во Уровень компьютерной игровой зависимости

Без признаков зависимости «Увлеченные» (1-2 стадия КИЗ) «Зависимые» (3 стадия КИЗ)

Дошкольники (5 7 лет) 75 79% 16% 5%

Младший школьный возраст (1 - 4 классы) 102 74% 18% 8%

Средний школьный возраст (5-8 классы) 104 67% 21% 12%

Старший школьный возраст (9-11 классы) 112 62% 23% 15%

Студенты (18-21 год) 86 76% 17% 7%

Офисные работники, менеджеры, администраторы, секретари, референты, н.с. (22-30 лет) 45 79% 15% 6%

Офисные работники, менеджеры, администраторы, секретари, референты (31-40 лет) 38 85% 12% 3%

Работники, без ПЭВМ (31 -40 лег) 65 95% 5% -

Итого 662 77,1% 15,9% 7,0%

Результаты изучения предпочитаемого типа компьютерной игры среди различных возрастных групп населения показали, что так называемые «неролевые игры» («аркады», «головоломки», «игры на быстроту реакции», «традиционные азартные игры»: пасьянс, марьяж, карточные игры и т.п.), относящиеся к разви-

вающим играм, предпочитают дошкольники (77%), дети младшего школьного возраста (69%), офисные работники (73-81%) и работники, не имеющие ПЭВМ на рабочем месте (92%).

Подростки старшего школьного возраста (62%) и студенты (67%) предпочитают «ролевые игры», требующие значительного психического напряжения, сопряжены с риском, неопределенностью ситуаций, различными вариантами развития игровых событий и эпизодов. Взрослые (офисные работники 22 40 лет, работающий персонал - 31 -40 лет) отдают предпочтение неролевым играм.

Результаты изучения возрастных предпочтений различных видов компьютерных игр показали, что дошкольники предпочитают спортивные (23%), приключенческие (22%) и стратегические (21%). Школьники младших и средних классов предпочитают приключенческие (26%), стратегические (25%) и обучающие (23%). Школьники старших классов и студенты предпочтение отдают стратегическим (38%), приключенческие (30%) и обучающим (26%) играм. Лица более старших возрастных групп (офисные работники, менеджеры, секретари и т.п.) предпочтение отдают азартным играм (37-47%).

Следовательно, были выявлены возрастные предпочтения различных типов и видов компьютерных игр, что необходимо учитывать при проведении психопрофилактической работы психологам, социальным работникам, учителям и преподавателям, а также родителям.

Беседы с классными руководителями и учителями школ показали, что большинство подростков в ходе общения между собой заняты обсуждением компьютерных игр и успехов в них, поиском новых компьютерных развлечений. Подростки проводят большую часть времени за компьютером дома, где их никто в этом не ограничивает. Отмечено, что существует выраженная недооценка родителями подростков проблемы компьютерной игровой зависимости и, как следствие этого, усугубление этой патологической зависимости и отсутствие ее профилактики в семье.

По результатам беседы с 75 родителями школьников мы условно разделили их на 3 группы в зависимости от отношения к проблеме компьютерной зависимости (рис. 1).

га 2о!

& Ш Осознаю! шачямос гь проблемы. но не

вмешиваются ("дассшшые". 20%) Р? ® Считают КИЗ серьезной проблемой,

Л6*. профилактирукуг ее (""активные". 13%)

■ Проблему "не видят" (... 67%)

Рис. 1. Отношение родителей к проблеме компьютерной игровой зависимости (КИЗ) детей

Так, 67% родителей не считает проблему компьютерной зависимости важной, не обращает на нее внимание, а увлечение детей компьютером считают веянием нового времени. 20% родителей считает, что проблеме компьютерной зави-

симости стоит уделять внимание. По их мнению, подросток вправе сам выбирать, как проводить свое свободное время. И только 13% родителей считает компьютерную зависимость серьезной проблемой, которой необходимо заниматься. Они стараются оградить своих детей от чрезмерного увлечения компьютерными играми и Интернетом.

Результаты исследования показали, что около 82% зависимых подростков составляют мальчики, т.е. этаг вид зависимости имеет выраженные тендерные различия. При этом девочки предпочитают логические, обучающие и азартные игры. 32% «зависимых» подростков отмечают конфликты в семье и 12% - безразличные отношения. В группе нормативных подростков аналогичные показатели составили, соответственно, 12% и 3% (Р<0,05). 42% нормативных подростков отрицательно относится к компьютерным играм, понимая пагубные их последствия. «Зависимые» и «увлеченные» подростки наоборот приветствуют занятия компьютерными играми, соответственно, в 53 и 65%.

Анализ причин занятия компьютерными играми показал, что практически половина (40-50%) нормативных, «увлеченных» и «зависимых» подростков указали, что компьютерные игры это способ занять свободное время. При этом, значительная часть «увлеченных» и «зависимых» подростков (20 и 30% соответственно) причиной занятия компьютерными играми указали стремление «уйти от жизненных проблем». Это указывает на желание их скрыться в виртуальном мире от социальных стресс-факторов.

Изучение личных мотивов занятия компьютерными играми показало, что 2040% подростков всех трех групп отмечают «ради интереса, развлечение». Группа «зависимых» подростков отмечает резкое сужение круга общения. Так, 50% «зависимых» и 30% «увлеченных» отмечают, что после занятий компьютерным играми стали одинокими, необщительными, а но 30% подростков обеих указанных групп ответили, что общаются преимущественно с игроками. 40% «увлеченных» и 50% «зависимых» подростков в связи с играми отметили снижение остроты зрения, рези в глазах, а 20 и 30%, соответственно, быструю утомляемость, проблемы со сном.

Таким образом, компьютерная игровая зависимость имеет выраженную распространенность среди населения (детей, подростков и взрослых) мегаполиса. Наиболее подверженной группой (группа риска) являются подростки-школьники, особенно, средних и старших классов.

Второй этап исследования был посвящен выявлению психологических особенностей личности подростков с компьютерной игровой зависимостью с помощью стандартизированных психологических тестов.

Результаты изучения ценностных ориентаций и интересов у подростков игровой зависимостью и учащихся школ - без игровой зависимости (таблица 3) показали, что для «зависимых» наиболее важными являются «досуг, развлечения» как приятное и бесцельное время препровождение; жизненная ценность «материальное благополучие» занимает второе место; стремление к физическому развитию, здоровье, стоит на третьем месте. Для них мало значимо стремление получить профессию и образование - четвертое место, а культурное развитие - имеет последнее шестое ранговое место в структуре их жизненных ценностей.

Таблица 3

Структура ценностных ориентации у подростков с игровой зависимостью и нормативной группы

Жизненные ценности и интересы «Зависимые» : (п 56) : «Увлеченные» (П = 85) ; Нормативные ; (п-110)

В......: 1<т | К| [Яш К.1 Ят Т~1

Материальное благополучие 0,804 2 0,815 ^ 1 : 0,747 ;

Профессионально-образовательное развитие 0,675 4 : 0,683 3 0,821 1

Культурное развитие 0,573 6 0,416 6 0,780 2 !

Физическое развитие и здоровье 0,685 .....з.; 0,657 4 1 0,680 4 ;

Любовь, семья, брак 0,606; 5 1 0,573 ;! 5 0,553 5 :

Досуг, развлечения 0.846 ; 1 0,783 ;| 2 ! 0,506 ; 6 :

К] - коэффициент интенсивности; Ыт - ранговое место.

В группе «увлеченных» компьютерными играми подростков в структуре жизненных ценностей доминируют-«материальное благополучие», «досуг, развлечения» и «профессионально-образовательное развитие». Значимость ценностей «культурное развитие», «физическое развитие и здоровье» и «любовь, брак, семья» значительно ниже.

Структура направленности интересов и жизненных ценностей в группе нормативных подростков - учащихся средних школ, не имеющих игровой зависимости, имеет выраженные черты различия в сравнении с «зависимыми» и «увлеченными» компьютерными играми школьниками.

Так, у нормативных подростков - жизненные ценности ориентированы на профессионально-образовательное и культурное развитие, материальное благополучие. Значимость физического развития и здоровья; ценность любви, брака, семьи; досуг, развлечения - значительно ниже.

Результаты изучения акцентуаций личности по методике Леонгарда-Смишека у подростков с компьютерной игровой зависимостью и школышкоз аналогичного возраста без признаков игровой зависимости позволили отметить следующее (табл.4):

Таблица 4

Основные типы акцентуаций характера и часто их встречаемости у подростков с различным уровнем игровой зависимости

1 Показатели Нормативная группа «Увлеченные» «Зависимые»

; Ведущие ; акцентуации характера л ^ : Гипертимный, неурав- ! повешенный, возбудимый, демонстративный типы акцентуации характера ; Гипертимный, неуравновешенный, возбудимый, демонстративный, циклотимный, аффективно-экзальтированный типы акцентуаций характера Характерны явно вы- ; раженные признаки 1 акцентуаций: возбу-| димый, гипертимный, I неуравновешенный, демонстративный, циклотимный типы : акцентуаций характе- : ра..................................................;

¿'Частота 53% • встречаемости | акцентуаций............:[ _ .......................................} 74% 95%

-в группе нормативных подростков выявляется 4 основных акцентуации («гипертимный», «демонстративный», «неуравновешенный», «возбудимый» типы акцентуаций);

-в группе «увлеченных» подростков отмечены 6 типов акцентуаций, включая («демонстративный», «гипертимный», «возбудимый», «неуравновешенный», «аффективно-экзальтированный» и «циклотимичный»;

-в группе «зависимые» отмечены 4 ведущих типа акцентуаций характера, включая «возбудимый», «неуравновешенный», «гипертимный» и «циклотимичный».

При статистическом сравнении групп «увлеченных» и нормативных подростков установлены достоверные различия по шкалам «гипертимность», «неуравновешенность», «возбудимость», «демонстративность» и «аффективно-экзальти-рованность». При сравнении нормативных подростков и группы «зависимые» установлены достоверные различия по шкалам «неуравновешенность», «эмотив-ность», «тревожность», «возбудимость», «дистимичность» и «демонстративность».

Следовательно, в группе нормативных подрост ков в целом, самый выраженный и распространенный тин акцентуации - гипертимный. Для этого типа характерны приподнятое настроение, активность, жажда деятельности, общительность, словоохотливость, оптимизм. Следующие наиболее значимые в этой группе подростков типы акцентуаций - «демонстративный» и «неуравновешенный». Эти акцентуации достаточно характерны для подростков, возрастное развитие которых проходит стадию созревания психики.

В группе «увлеченных» самый выраженный тип акцентуаций - «демонстративный». Для этого типа характерны постоянное стремление произвести впечатление. Привлечь внимание, быть в центре внимания.

В группе «зависимых» от компьютерной игровой зависимости подростков в целом, самый выраженный тип акцентуаций - «возбудимый». Для этого типа характерны импульсивное поведение, ослабление контроля над влечениями и побуждениями. Эти подростки более возбудимы, раздражительны, импульсивны, у них ослаблен К01ггр0ль над собой, следовательно, у них менее развито чувство ответственности и ниже успешность обучения. Следующие наиболее значимые в этой группе подростков типы акцентуаций - «неуравновешенный» и «гипертим-ный».

Таким образом, результаты теста Леонгарда-Смишека позволили выявить не только ведущие типы акцентуаций личности подростков с компьютерной игровой зависимостью, но и определить комплекс информативных шкал этого теста, которые могут использоваться для дифференциации компьютерных игроманов.

Третий этап исследования был посвящен оценке психологического статуса как актуального психического состояния подростков с компьютерной игровой зависимостью.

Данные тестов «САН» и «Шкала реактивной тревожности» свидетельствовали о снижении в группе подростков с компьютерной игровой зависимостью показателей психоэмоционального состояния. Так, в группе подростков с компьютерной игровой зависимостью в сравнении с нормативной группой отмечено статистически достоверное ухудшение показателя «активность» теста «САН». Остальные показатели этого теста имели тенденцию к ухудшению. Уровень реактивной (ситуационной) тревожности по шкале Спилбергера-Хашша повышен не значительно (табл.5).

Таблица 5

Результаты оценки психоэмоционального состояния подростков с игровой зависимостью с помощью тестов САН и Шкала реактивной тревожности

Методика, показатель Диапазон • Нормативная группа Подростки С ; компьютерной : игровой зави- 1 симостью Р< 1

: Тест САН (экспресс тест): \ -«самочувствие» От 3 до 5 ; 4,10±0,22 : 3,3+0,27 ......................; 0,05 ;

-«активность» От 3 до 5 ; 4,15±0,27 ; 3,0±0,11 . 0,01

-«настроение» От 3 до 5 ^ 4,35+0,31 ^ ...........3,610,34

Шкала реактивной тревожности (экспресс тест ; Слилбергера-Ханина) От 0 до 6 ; 3,40+0,52 5,8±0,54 ; 0,01

Результаты обследования по цветовому -гесту показали, что группа «увлеченные» подростков в сравнении с нормативными подростками, характеризуется более высоким уровнем психического напряжения, тревоги, суммарного отклонения, вегетативного коэффициента, а так же снижением работоспособности.

Следовательно, психологический статус группы «увлеченных» подростков в сравнении с подростками нормативной группы характеризуется высоким уровнем психического напряжения, ростом тревоги, эмоционального стресса, а также снижением резервов работоспособности и низкой стрессоустойчивости.

Группа «зависимых» подростков в сравнении с нормативной группой аналогичного возраста, характеризуется более высоким уровнем психического утомления, психического напряжения, тревоги, эмоционального стресса и суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО), а так же снижением работоспособности и вегетативного коэффициента (ВК).

Следовательно, психологический статус группы «зависимых» подростков характеризуется более выраженным психическим утомлением и напряжением, тревогой, эмоциональным стрессом, а также снижением резервов работоспособности и стрессоустойчивости, доминированием парасимпатического отдела вегетативной нервной системы.

Показатели цветового теста СО и ВК указывают, что для 1 - 2 стации игровой компьютерной зависимости характерно психическое состояние предстартовой лихорадки, что связано с постоянным стремлением этих подростков к компьютерной игре, а также тем, что они обследовались нами в игровых компьютерных клубах, в перерывах между играми.

Значения ВК, меньше 1, в группе «зависимых» подростков свидетельствует о доминировании у них парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и отражает преобладание установки на отдых и минимизацию собственных усилий. Другими словами, игры истощают этих подростков и на подсознательном (вегетативном) уровне их организм просит отдыха и снижения психического напряжения, связанного с компьютерными играми.

Анализ частоты цветовых предпочтений в группе «зависимых» подростков указывает на наличии неудовлетворенных потребностей, являющихся источником стресса и вызывающих тревогу. Для таких лиц характерно снижение жизненной силы, раздражительность, сверхвозбудимость, ощущение неразрешимости окружающих проблем. Такие лица, пытаются избавиться от тревоги, вызванной неудовлетворенными эмоциональными потребностями, настойчивым и неадекватным утверждением своей независимости.

Цветовой выбор лиц с компьютерной игровой зависимостью выявляет такие характерные для них черты как нервно-психическая неустойчивость, наличие психического стресса, утомления, психического напряжения, тревоги, неудовлетворенных потребностей в эмоциональной сфере; снижение жизненной энергии и работоспособности; повышенная раздражительность, возбудимость, ощущение беспомощности и разочарованности; компенсирующий тип поведения, выражающийся в настойчивом и неадекватном стремлении к независимости, попытках добиться значительности и влияния.

Таким образом, данные цветового теста позволили определить паттерн актуальных признаков психического состояния лиц с компьютерной игровой зависимостью, что позволяет рекомендовать использование указанных показателей этого теста для контроля психического состояния пациентов с компьютерной игровой зависимостью в период их лечения и реабилитации.

Оценка психологического статуса и нейрофизиологических характеристик ЦНС подростков с игровой зависимостью и лиц нормативной группы проводилась на основе данных сенсомоторных мегодик «РДО» и «Диагностика функционального состояния ЦНС».

Результаты обследования подростков с компьютерной игровой зависимое] ыо в сравнении с нормативной группой свидетельствуют о достоверном снижении в группе подростков с компьютерной игровой зависимостью практически всех нейрофизиологических характеристик ЦНС.

Так, выраженные негативные изменения установлены по показателям психофизиологических тестов РДО и «Диагностика функционального состояния ЦНС», характеризующим скорость ггроцессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, уравновешенность и подвижность нервных процессов.

Достоверно ниже у подростков с игровой зависимостью количество точных реакций РДО, что указывает на снижение уравновешенности основных корковых процессов. Зггачимо выше в этой группе и количество преждевременных реакций, что указывает на превалирование процессов возбуждения в коре головного мозга. Достоверно выше у лиц с шровой зависимостью в сравнении с нормативными подростками среднее арифметическое отклонение РДО от «О», что указывает на неуравновешенность процессов возбуждения и торможения в этой группе.

Практически все показатели (4 из 5) теста «Диагностика функциональною состояния ЦНС» имеют достоверные различия в сравниваемых группах подростков. Так, устойчивость реакций, свидетельствующая о концентрации внимания, а также уровень функциональных возможностей и функциональное состояние ЦНС достоверно ниже, а время реакций выше в группе подростков с игровой зависимостью.

Эти данные свидетельствует о снижении адаптационных возможностей у подростков с компьютерной игровой зависимостью и высоком задействовании их функциональных резервов, которые находятся в стадии устойчивого истощения.

Заключительным этапом работы была разработка рекомендаций по профилактике компьютерной игровой зависимости у детей и подростков.

Профилактика компьютерной игровой зависимости у детей и подростков должна представлять собой стратегии, направленные на усиление факторов защиты (личностных и согщально-средовых) и снижение факторов риска формирования компьютерной игровой зависимости.

Задачи психопрофилактической деятельности должны включать формирование ценностных ориентации и мотивации на образовательное, культурное и физическое развитие, здоровый образ жизни, формирование копинг стратегий преодоления трудностей. Особое внимание нужно уделять представителям «группы риска». Учитывая, что компьютерная игровая зависимость широко распространена среди детей, подростков и молодежи, ее профилактика должна быть задачей всего общества, включая социальные институты в виде законодательной и исполнительной власти, родителей и коллективов учебных заведений, прежде всего школ. Формы профилактической работы должны быть самыми разнообразными в зависимости от ресурсов тех, кто ее осуществляет. Психопрофилактика компьютерной игровой зависимости в образовательных учреждениях должна включать

большой комплекс организационных, психолого-педагогических, воспитательных мероприятий на всех этапах обучения детей и подростков, включая внеучебное время. Она должна охватывать всех участников образовательного и воспитательного процесса. В третьей главе диссертации даны рекомендации по направлениям деятельности педагогов, психологов, руководителей и обучаемых образовательных учреждений в плане профилактики компьютерной игровой зависимости.

Таблица 6

Направления профилактики компьютерной игровой зависимости _среди детей и подростков__

№ п/п Основные мероприятия Организаторы, участники

1. Социально-общественный уровень: Органы законодательной и исполнительной и власти: - пропаганда здорового образа жизни, ценностей здоровья, культурного и образовательного развития; - развитие внеучебных форм досуга подростков; - разработка закона «Информационно-психологическая безопасность личности», с подразделом по обеспечению информационно-психологической безопасности от компьютерных игр; - организация экспертизы (сертификации) компьютерных игр, запрещение тиражирования, распространения и использования компьютерных программ и игр, негативно воздействующих на психику; - контроль и ограничение деятельности компьютерных игровых клубов; - разработка и реализация социальных программ по профилактике компьютерной зависимости. Представители законодательной и исполнительной и власти

2. Социально-средовой уровень: Школа, семья (родители): • информирование родителей о проблеме компьютерной игровой зависимости в СМИ, печати; - проведение просветительских бесед, оформление стендовой информации, проведение радиотрансляции на тему «Компьютер и дети», «Компьютерная зависимость и как с ней бороться»; «Превенция компьютерной зависимости» и т.п.; - проведение социологических опросов по проблеме; - организация внеучебных форм досуга подростков (кружки, секции и т.п.); - проведение диспутов, дискуссий на тему «Виртуальная агрессия», «Роль компьютера в моей жизш», «Избавься от стрелялки». Руководители образовательных учреждений, учителя, классные руководители, психологи, социальные работники

3. Индивидуальный уровень : Подростки, школьники, студенты: - информирование подростков о проблеме компьютерной игровой зависимости в СМИ, печати; - проведение просветительских бесед на тему «Роль компьютера в твоей жизни», «Компьютерная зависимость, ее проявления и профилактика»; «Компьютерные шры» и т.п.; - проведение социологических опросов по проблеме; -формирование ценностей здорового образа жизни, культурного и образовательного развития; Руководители образовательных учреждений, учителя, классные руководители, психологи, социальные работники, подростки, школьники, студенты

В ходе исследования мы выделили паттерны - «мишени» психокоррекцион-ной работы, которые должны учитываться психологом, при определении темы занятия и составления сценария тренинга. Кроме того, отмечено, что специалист, который будет заниматься составлением программ и профилактикой компьютерной игровой зависимости, должен иметь достаточное представление о проблеме; включая специальные знания. Нами отмечено, что психопрофилактическая работа должна строиться, во-первых, на постоянной работе со всеми обучаемыми, раннем выявлении подростков группы риска формирования компьютерной игровой зависимости, на поддержании контакта с родителями подростков, так как в психопрофилактике семья должна рассматриваться как «фактор защиты» от игровой зависимости. Для оценки эффективности профилактической программы необходимы регулярные психологические и социологические исследования.

Нами обоснованы три основных направления профилактики компьютерной игровой зависимости среди детей и подростков, реализация которых должна осуществляться на трех уровнях: социально-общественном, социально-средовом и индивидуальном (табл.6).

Были обоснованы состав и содержание основных мероприятий профилактики компьютерной игровой зависимости на каждом из этих уровней.

Результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сформулировать следующие выводы и практические рекомендации.

ВЫВОДЫ

1. Развитие компьютерной техники, распространение Интернета, широкий доступ к компьютерам привели к возникновению и стремительному росту числа случаев компьютерной игровой зависимости среди различных групп населения, и, особенно, среди детей и подростков, являющихся группой риска игровой аддик-ции. Негативное воздействие компьютерной игровой зависимости, обусловливая социально-психологическую дезадаптацию личности, создает реальную социальную угрозу психическому здоровью молодежи.

2. По данным анонимного анкетирования населения мегаполиса 23% опрошенных вовлечены в проблему компьютерной игровой зависимости и имеют признаки 1-3 стадии игровой аддикции, которая широко распространена во всех возрастных группах, включая дошкольников (21%), школьников (26 - 38%), студентов вузов (24%), офисных работников 22 - 30 лет (21%) и 31-40 лет (15%). Наиболее подвержены компьютерной игровой зависимости подростки, особенно среднего (5-8 классы) и старшего (9-11 класс) школьного возраста, среди которых 33 и 38%, соответственно, имели выраженные признаки компьютерной зависимости.

3. Анализ причин и мотивов занятия компьютерными играми показал, что практически половина нормативных, «увлечегшых» и «зависимых» подростков указали, что компьютерные игры - это способ занять свободное время. При этом 20% «увлеченных» и 30% «зависимых» подростков причиной занятия компьютерными играми указали стремление «уйти от жизненных проблем», что указывает на желание их скрыться в виртуальном мире от социальных стресс-факторов.

4. Ценностные ориентации подростков с компьютерной игровой зависимостью («зависимые», «увлеченные») и лиц нормативной группы имеют выраженные черты различия. Для «зависимых» наиболее важными являются «досуг, развлечения» как приятное и бесцельное время препровождение (К]=0,846); «материальное благополучие» (К]=0,804). В группе «увлеченных» доминируют жизненные ценности «материальное благополучие» (К}=0,815), «досуг, развлечения» (К]=0,783). Значимость ценностей «культурное развитие», «стремление получить профессию и образование», «физическое развитие и здоровье», «любовь, брак, семья» значительно ниже в обеих группах.

5. По данным теста Леонгарда-Смишека ведущими акцентуациями характера в группе «увлеченных» (1-2 стадия КИЗ) являются «демонстративный», «гипер-тимный» и «возбудимый» типы акцентуаций. Для «зависимых» подростков (3 стадия КИЗ) ведущими акцентуациями характера являются - «возбудимый», «неуравновешенный» и «гипертимный» типы акцентуаций. Частота встречаемости типов акцентуаций линейно повышается в группах нормативных, «увлеченных» и «зависимых» подростков.

6. Психологический статус подростков с компьютерной игровой зависимостью по данным тестов САН, шкала реактивной тревожности характеризуется снижением самочувствия, активности, высоким уровнем ситуационной тревожности. По данным цветового теста психологический статус «увлеченных» подростков характеризуется высоким уровнем психического напряжения, тревоги, суммарного отклонения, вегетативного коэффициента, а так же снижением работоспособности. Психологический статус «зависимых» подростков характеризуется высоким уровнем психического утомления, психического напряжения, тревоги, эмоционального стресса и суммарного отклонения от аутогенной нормы, а так же снижением работоспособности и вегетативного коэффициента.

7. Обобщенный цветовой выбор лиц с компьютерной игровой зависимостью указывает на наличие у них: нервно-психической неустойчивости, психического стресса, утомления, неудовлетворенных потребностей в эмоциональной сфере; снижения жизненной энергии и работоспособности; повышенной раздражительности, возбудимости, ощущения беспомощности и разочарованности; компенсирующего типа поведения, выражающегося в настойчивом и неадекватном стремлении к независимости, попытках добиться значительности и влияния.

8. По данным теста РДО у подростков с игровой зависимостью (в сравнении с нормативной группой) снижено количество точных реакций РДО, выше количество преждевременных реакций и среднее арифметическое отклонение, что указывает на превалирование возбудительного процесса, неуравновешенность нервных процессов. По данным теста «Диагностика ФС ЦНС» у подростков с игровой зависимостью достоверно ниже устойчивость реакций, концентрация внимания, уровень функциональных возможностей и функциональное состояние ЦНС, что указывает на снижение адаптационных возможностей их ЦНС и высокое задействование функциональных резервов, которые находятся в стадии устойчивого истощения. •

9. Компьютерная игровая зависимость требует разработки и реализации дифференцированных мер профилактики на социально-общественном, социаль-

но-средовом и индивидуальном уровнях в виде специальных психопрофилактических программ в виде стратегий, направленные на усиление факторов защиты (личностных и социально-средовых) и снижение факторов риска формирования компьютерной шровой зависимости. Для оценки .эффективности профилактической программы необходимы регулярные психологические и социологические исследования.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Профилактику компьютерной игровой зависимости среди детей, подростков и молодежи целесообразно осуществлять на социально-общественном, соци-ально-средовом и индивидуальном уровнях с участием органов законодательной и исполнительной власти, школы, семьи, подростков, школьников и студентов Первый уровень должен предусматривать разработку закона «Информационно-психологическая безопасность личности» с подразделом по обеспечению информационно-психологической безопасности от компьютерных игр; организацию экспертизы (сертификации) компьютерных игр, запрещение распространения и использования компьютерных игр, негативно воздействующих на психику; контроль деятельности компьютерных клубов; разработку и реализацию социальных программ по профилактике компьютерной зависимости.

2. Профилактика компьютерной зависимости среди детей и подростков должна быть ориентирована на повышение их интереса к различным сферам современного досуга, подготовку психики детей к противодействию негативным воздействиям компьютерных игр, помощь подросткам осознать их образовательные и культурные потребности и способы их удовлетворения с помощью компьютера; информирование детей и их родителей о негативном влиянии компьютерных технологий; уменьшение интереса детей к компьютерным играм, а также организацию социально-общественного противодействия формированию игровой зависимости у детей и подростков как ресурса нации и государства.

3. Для оценки психологического статуса и психологических особенностей личности подростков и молодежи с компьютерной игровой зависимостью целесообразно применять комплекс информативных психодиагностических тестов в составе методик Леонгарда-Смишека, цветового теста, гестов САН, шкала реактивной тревожности, РДО и «Диагностика функционального состояния ЦНС».

Список работ, опубликованных по теме диссертации

Статьи и публикации в журналах по перечню ВАКМинобрнауки РФ:

1. Литвиненко О.В. Психологическая зависимость от компьютерных игр: проблема, проявления, признаки / О.В.Литвиненко, В.А.Юренкова // Вестник психотерапии, 2006, N19 (24).- С.175-176. (Журнал по перечню ВАК 2001-200бгг.)

2. Литвиненко О.В. Проблема компьютерной игровой зависимости и психологическое прогнозирование риска игровой аддикции / О.В.Литвиненко, И.И.Хлусов // Вестник психотерапии, 2007, N23 (28).-С.82-84. (Журнал по перечню ВАК 2001-2006гг.)

3. Евдокимов В.И. Методические аспекты диагностики развития Интернет-зависимости / В.И.Евдокимов, О.В.Литвиненко // Вестник психотерапии, 2007, N25 (30).- С.68-75. (Журнал по перечню ВАК2001-2006гг.)

4. Рыбников В.Ю. Распространенность компьютерной игровой зависимости среди населения мегаполиса / В.Ю.Рыбников, О.В.Литвиненко, В.А.Юренкова // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях, 2008, N5.-С.70-78 (Журнал по перечню ВАК 2008г.)

Статьи, тезисы докладов и статей

5. Литвиненко О.В. Игровая компьютерная зависимость у молодежи как проявление аддиктивного поведения и чрезвычайная социальная проблема в России / О.В.Литвиненко, В.Ю.Рыбников // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Преступность несовершеннолетних: психолого-юридические аспекты». - СПб., 2007.- С.230-232.

6. Литвиненко О.В. Негативные последствия компьютерных игр / О.В.Литвиненко, В.А.Юренкова // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Преступность несовершеннолетних: психолого-юридические аспекты». - СПб., 2007,- С.276-278.

7. Литвиненко О.В. Высокая тревожность как причина и следствие увлечения компьютерными играми / О.В.Литвиненко, В.А.Юренкова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социальной психологии». - СПб., 2007,- С.94-95.

8.Литвиненко О.В. Личность человека в компьютерном мире / О.В.Литвиненко // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социальной психологии». - СПб., 2007.- С.96-98.

9. Рыбников В.Ю. Компьютер пая игровая зависимость: психология, феноменология, превенция / В.Ю.Рыбников, В.А.Юренкова, О.В.Литвиненко // Монография,- СПб: Политехника-Сервис, 2008 - 75с.

Формат 60x84 1/16. Тираж 100 экз. Объем усл. неч. л. -1,3. Заказ N018-02 Подписано к печати 21.11.08 г. Отпечатано 24.11.08 г. с оригинал-макета в ООО «Политехника-Сервис» Адрес: Санкт-Петербург, ул.Инженерная, 6.

Оглавление автор диссертации — кандидата психологических наук Литвиненко, Ольга Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. КОМПЬЮТЕНАЯ ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ: ТЕЗАУРУС, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ, ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ.

1.1. Компьютерная игровая зависимость (феноменология, терминология, механизмы формирования, особенности проявлений), ее влияние на психику и возможные негативные последствия.

1.2. Специфика и типы компьютерных игр, психологическая классификация компьютерных игр.

1.3. Структура и стадии формирования психологической зависимости от компьютерных игр.

1.4. Механизмы формирования психологической зависимости от ролевых компьютерных игр.

1.5. Интернет игровая зависимость: особенности и механизмы формирования, формы проявления.

1.6. Резюме по главе.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, ОБЪЕМ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1. Объем и условия проведения исследования.

2.2. Психологические методики изучения особенностей личности.

2.2.1. Методика исследования типов акцентуаций Леонгарда-Смишека.

2.2.2 Методы экспресс оценки психоэмоционального состояния САН и

Шкала реактивной тревожности.

2.2.3. Цветовой тест М.Люшера и его модификация «Попарные сравнения» 50 2.2.4 Методики оценки нейрофизиологических характеристик ЦНС: тесты РДО и «Диагностика функционального состояния ЦНС» по сенсомоторной реакции Т.Лоскутовой.

2.3. Статистическая обработка данных.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ

ОБСУЖДЕНИЕ.

3.1. Оценка распространенности компьютерной игровой зависимости, ее возрастные и психологические особенности.

3.2. Результаты оценки психологических особенностей личности подростков с компьютерной игровой зависимостью.

3.2.1. Ценностные ориентации и интересы подростков с компьютерной игровой зависимостью.

3.2.2. Результаты изучения типов акцентуаций личности по методике Леон-гарда-Смишека.

3.3. Результаты изучения психологического статуса подростков с компьютерной игровой зависимостью.

3.3.1. Оценка психологического статуса с помощью тестов «САН» и «Шкала реактивной тревожности».

3.3.2. Оценка психологического статуса с помощью цветового теста.

3.3.3. Результаты изучения психологического статуса с помощью тестов «РДО» и «Диагностики ФС ЦНС».

3.4. Обоснование рекомендаций по психопрофилактике компьютерной игровой зависимости у детей и подростков.

3.5. Резюме по главе.

Введение 2008 год, диссертация по безопасности жизнедеятельности человека, Литвиненко, Ольга Владимировна

Актуальность темы. В развитых странах мира и России отмечается резкое увеличение числа лиц с аддиктивным поведением (от лат. addictus -зависимый, пристрастившийся к чему-либо, полностью преданный, порабощенный, лишенный), что представляет серьезную угрозу национальной безопасности и психическому здоровью нации [1, 46, 114, 160].

Среди аддиктивных форм поведения различают химические аддикции от психоактивных веществ химической или растительной природы (алкоголь, героин, никотин, марихуана и др.) и нехимические аддикции, в основе которых имеется пристрастие к нехимическому воздействию (азартные и компьютерные игры, Интернет-зависимость, работогольная аддикция, аддикция к трате денег, привычка находиться в состоянии постоянной нехватки времени и т.д.) [65-66].

Одной из социально опасных аддиктивных форм поведения является игровая компьютерная зависимость, которая обусловливает развитие психопатологических изменений личности и ведет к нарушениям социальных норм поведения, правонарушениям, самоубийствам [8, 16]. Нарушение социально-психологических установок личности при игровой зависимости приводит к разрушению социального поведения, межличностным и внутриличностным конфликтам, вовлечению человека в асоциальное и преступное поведение [16].

В настоящее время все более значительным становиться информационный рынок (компьютерный, телекоммуникаций, информационно-телекоммуникационных технологий, программных продуктов и знаний, рынок информационных услуг), что неизбежно приводит в широкому использованию компьютеров во всех сферах жизнедеятельности населения развитых стран [26, 32, 46].

Игромания быстрыми темпами распространяется среди детей и молодежи. Однако, систематизированные исследования распространенности компьютерной игровой зависимости населения мегаполиса практически не проводились. Не достаточно изучены психологические особенности личности лиц с различным уровнем игровой зависимости.

В связи с этим значительный научный интерес представляет изучение патопсихологических механизмов формирования игровой аддикции у детей и подростков, разработка социальных программ психопрофилактики и методов психологической коррекции пациентов с игровой аддикцией. Это определяет высокую значимость и актуальность выявления психологических, социально-демографических, тендерных факторов риска формирования игровой компьютерной аддикции у детей и подростков, что позволит индивидуализировать программы социальной профилактики и психологической помощи таким лицам. Это обусловило выбор цели исследования.

Цель работы — оценить распространенность игровой зависимости у различных групп населения мегаполиса, выявить психологические особенности личности, детерминирующие формирование игровой компьютерной зависимости, и обосновать рекомендации по ее психопрофилактике.

Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- на основе результатов анкетирования оценить распространенность игровой зависимости у различных групп населения мегаполиса, в том числе у детей и подростков;

- по результатам психологического обследования выявить индивидуально-психологические особенности личности детей и подростков, детерминирующие формирование игровой компьютерной зависимости;

- определить информативность показателей разноуровневых психодиагностических тестов для оценки личностных особенностей подростков с игровой компьютерной зависимостью;

- обосновать рекомендации по совершенствованию психопрофилактики игровой компьютерной зависимости и психологической помощи подросткам с игровой аддикцией.

Объект исследования - население мегаполиса различных возрастных, профессиональных групп, включая дошкольников и их родителей, школьников младших, средних и старших классов, а также студентов и работающих лиц.

Предмет исследования - психологические особенности личности, детерминирующие формирование компьютерной игровой зависимости и направления ее психопрофилактики.

В качестве основной рабочей гипотезы выдвинуто предположение о том, что компьютерная игровая зависимость широко распространена среди различных групп населения мегаполиса и детерминируется психологическими особенностями личности, что необходимо учитывать при разработке и проведении психопрофилактической и коррекционной работы.

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования включает базовые положения психологической теории деятельности (Ананьев Б.Г., Леонтьев А.Н., Ломов Б.Ф., Рубинштейн С.Л., Теплов Б.М.); теории мотивации (Ильин Е.П.), теории «черт» личности (Мерлин B.C.), а также методологические принципы дифференциальной психодиагностики (Гуревич К.М., Бодров В.А., Машков В.Н., Платонов К.К., Марищук В.Л.) и психологической коррекции (Ананьев В.А., Хрусталева Н.С.), а также теории психологии установки (Узнадзе Д.Н., Прангишвили А.С); стресса (Selye Н., Анохин П.К., Губачев Ю.М., Китаев-Смык Л.А., Березин Ф.И.), психологических защит личности и копинг поведения (Lazarus R.S,. Грановская P.M., Лебедев И.Б, Сирота Н.А.), психологии делинвентного поведения (Евдокимов В.И., Змановская Е.В., Рыбников В.Ю.) и патологических зависимостей (Алехин А.Н., Зайцев В.В., Григорьев Г.И.).

Научные положения выносимые на защиту.

1. Компьютерная игровая зависимость достаточно широко распространена среди различных групп населения мегаполиса. Она детерминирована возрастными, тендерными и профессиональными характеристиками и должна рассматриваться как чрезвычайная социально-кризисная ситуация, требующая специальных законодательных, профилактических и коррекционных программ, особенно, в отношении детей и подростков, которые являются группой риска компьютерной игровой аддикции.

2. Психологический статус лиц с компьютерной игровой зависимостью характеризуется признаками нравственной деструкции, нарушением мотива-ционной и эмоционально-волевой сферы личности, сочетанием нескольких типов акцентуаций характера, психическим утомлением и напряжением, снижением адаптивных возможностей и функциональных резервов ЦНС.

3. Профилактика компьютерной игровой зависимости должна предусматривать разработку и реализацию дифференцированных мер превенции на общественном, социально-средовом и индивидуальном уровнях в виде специальных психопрофилактических программ, направленных на усиление факторов защиты (личностных и социально-средовых) и снижение факторов риска формирования компьютерной игровой зависимости.

Научная новизна исследования. Впервые па основе результатов комплексного психологического исследования выявлены возрастные особенности распространенности компьютерной игровой зависимости среди населения мегаполиса, а также ценностные ориентации, эмоционально-волевые, интеллектуальные и типологические особенности личности детей и подростков, детерминирующие формирование у них компьютерной игровой аддикции. Впервые выявлены предпочитаемые типы и виды компьютерных игр различными возрастными и профессиональными группами населения мегаполиса.

Практическая значимость работы. Выполнена оценка распространенности компьютерной игровой зависимости среди различных возрастных и профессиональных групп населения мегаполиса. Выявлены особенности ценностных ориентаций, ведущие акцентуации характера, психологический статус личности подростков с компьютерной игровой зависимостью, а также комплекс информативных психодиагностических тестов и валидных их показателей для комплексной оценки нарушений личности у детей и подростков с компьютерной игровой зависимостью. Практическую значимость имеют рекомендации по совершенствованию социальной работы, психопрофилактики и психологической помощи детям и подросткам с компьютерной игровой зависимостью.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена обстоятельным теоретическим анализом проблемы, четким определением предметной области, целей и задач исследования, строгостью концептуального аппарата, применением общепринятых в психологии психологических методик, методов математико-статистического анализа, широкой эмпирической базой исследования, которую составляют экспериментальные данные, полученные при обследовании 737 человек.

Методы исследования. Для реализации цели исследования были использованы анкетирование, беседа, наблюдение, психологическое тестирование, математико-статистическая обработка эмпирических данных.

Внедрение и апробация результатов. Результаты исследования отражены в 9 опубликованных научных работах, среди них 4 статьи и публикации в журналах по перечню ВАК Минобразования и науки РФ.

Результаты работы апробированы на международных научно-практических конференциях «Превенция и реабилитация в психологии, медицине, педагогике: проблемы теории и практики» (Санкт-Петербург, 2003), «Актуальные проблемы социальной психологии» (Санкт-Петербург, 2007), межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, 2006), межвузовской научно-практической конференции «Преступность несовершеннолетних: психолого-юридические аспекты (СПб., 2007).

Материалы диссертации использованы при разработке монографии «Компьютерная игровая зависимость: психология, феноменология, превенция» (Санкт-Петербург, 2008). Результаты работы получили отражение в учебных курсах по психологии, а также в учебных пособиях и курсах лекций, которые используются в учебном процессе Российской академии правосудия и Санкт-Петербургского университета МВД России.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка использованной литературы и приложения. Содержание работы изложено на 144 страницах машинописного текста в компьютерном наборе и сопровождено 12 рисунками и 16 таблицами.

Заключение диссертация на тему "Психологические детерминанты компьютерной игровой зависимости и особенности ее психопрофилактики"

ВЫВОДЫ

1. Развитие компьютерной техники, распространение Интернета, широкий доступ к компьютерам привели к возникновению и стремительному росту числа случаев компьютерной игровой зависимости среди различных групп населения, и, особенно, среди детей и подростков, являющихся группой риска игровой аддикции. Негативное воздействие компьютерной игровой зависимости, обусловливая социально-психологическую дезадаптацию личности, создает реальную социальную угрозу психическому здоровью молодежи.

2. По данным анонимного анкетирования населения мегаполиса 23% опрошенных вовлечены в проблему компьютерной игровой зависимости и имеют признаки 1- 3 стадии игровой аддикции, которая широко распространена во всех возрастных группах, включая дошкольников (21%), школьников (26 - 38%), студентов вузов (24%), офисных работников 22 - 30 лет (21%) и 31-40 лет (15%). Наиболее подвержены компьютерной игровой зависимости подростки, особенно среднего (5-8 классы) и старшего (9-11 класс) школьного возраста, среди которых 33 и 38%, соответственно, имели выраженные признаки компьютерной зависимости.

3. Анализ причин и мотивов занятия компьютерными играми показал, что практически половина нормативных, «увлеченных» и «зависимых» подростков указали, что компьютерные игры - это способ занять свободное время. При этом 20% «увлеченных» и 30% «зависимых» подростков причиной занятия компьютерными играми указали стремление «уйти от жизненных проблем», что указывает на желание их скрыться в виртуальном мире от социальных стресс-факторов.

4. Ценностные ориентации подростков с компьютерной игровой зависимостью («зависимые», «увлеченные») и лиц нормативной группы имеют выраженные черты различия. Для «зависимых» наиболее важными являются «досуг, развлечения» как приятное и бесцельное время препровождение (Kj=0,846); «материальное благополучие» (Kj=0,804). В группе «увлеченных» доминируют жизненные ценности «материальное благополучие»

Kj=0,815), «досуг, развлечения» (Kj=0,783). Значимость ценностей «культурное развитие», «стремление получить профессию и образование», «физическое развитие и здоровье», «любовь, брак, семья» значительно ниже в обеих группах.

5. По данным теста Леонгарда-Смишека ведущими акцентуациями характера в группе «увлеченных» (1-2 стадия КИЗ) являются «демонстративный», «гипертимный» и «возбудимый» типы акцентуаций. Для «зависимых» подростков (3 стадия КИЗ) ведущими акцентуациями характера являются -«возбудимый», «неуравновешенный» и «гипертимный» типы акцентуаций. Частота встречаемости типов акцептуаций линейно повышается в группах нормативных, «увлеченных» и «зависимых» подростков.

6. Психологический статус подростков с компьютерной игровой зависимостью по данным тестов САН, шкала реактивной тревожности характеризуется снижением самочувствия, активности, высоким уровнем ситуационной тревожности. По данным цветового теста психологический статус «увлеченных» подростков характеризуется высоким уровнем психического напряжения, тревоги, суммарного отклонения, вегетативного коэффициента, а так же снижением работоспособности. Психологический статус «зависимых» подростков характеризуется высоким уровнем психического утомления, психического напряжения, тревоги, эмоционального стресса и суммарного отклонения от аутогенной нормы, а так же снижением работоспособности и вегетативного коэффициента.

7. Обобщенный цветовой выбор лиц с компьютерной игровой зависимостью указывает на наличие у них: нервно-психической неустойчивости, психического стресса, утомления, неудовлетворенных потребностей в эмоциональной сфере; снижения жизненной энергии и работоспособности; повышенной раздражительности, возбудимости, ощущения беспомощности и разочарованности; компенсирующего типа поведения, выражающегося в настойчивом и неадекватном стремлении к независимости, попытках добиться значительности и влияния.

8. По данным теста РДО у подростков с игровой зависимостью (в сравнении с нормативной группой) снижено количество точных реакций РДО, выше количество преждевременных реакций и среднее арифметическое отклонение, что указывает на превалирование возбудительного процесса, неуравновешенность нервных процессов. По данным теста «Диагностика ФС ЦНС» у подростков с игровой зависимостью достоверно ниже устойчивость реакций, концентрация внимания, уровень функциональных возможностей и функциональное состояние ЦНС, что указывает на снижение адаптационных возможностей их ЦНС и высокое задействование функциональных резервов, которые находятся в стадии устойчивого истощения.

9. Компьютерная игровая зависимость требует разработки и реализации дифференцированных мер профилактики на социально-общественном, соци-ально-средовом и индивидуальном уровнях в виде специальных психопрофилактических программ в виде стратегий, направленные на усиление факторов защиты (личностных и социально-средовых) и снижение факторов риска формирования компьютерной игровой зависимости. Для оценки эффективности профилактической программы необходимы регулярные психологические и социологические исследования.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Профилактику компьютерной игровой зависимости среди детей, подростков и молодежи целесообразно осуществлять на социально-общественном, социально-средовом и индивидуальном уровнях с участием органов законодательной и исполнительной власти, школы, семьи, подростков, школьников и студентов. Первый уровень должен предусматривать разработку закона «Информационно-психологическая безопасность личности» с подразделом по обеспечению информационно-психологической безопасности от компьютерных игр; организацию экспертизы (сертификации) компьютерных игр, запрещение распространения и использования компьютерных игр, негативно воздействующих на психику; контроль деятельности компьютерных клубов; разработку и реализацию социальных программ по профилактике компьютерной зависимости.

2. Профилактика компьютерной зависимости среди детей и подростков должна быть ориентирована на повышение их интереса к различным сферам современного досуга, подготовку психики детей к противодействию негативным воздействиям компьютерных игр, помощь подросткам осознать их образовательные и культурные потребности и способы их удовлетворения с помощью компьютера; информирование детей и их родителей о негативном влиянии компьютерных технологий; уменьшение интереса детей к компьютерным играм, а также организацию социально-общественного противодействия формированию игровой зависимости у детей и подростков как ресурса нации и государства.

3. Для оценки психологического статуса и психологических особенностей личности подростков и молодежи с компьютерной игровой зависимостью целесообразно применять комплекс информативных психодиагностических тестов в составе методик Леонгарда-Смишека, цветового теста, тестов САН, шкала реактивной тревожности, РДО и «Диагностика функционального состояния ЦНС».

Библиография Литвиненко, Ольга Владимировна, диссертация по теме Безопасность в чрезвычайных ситуациях (по отраслям наук)

1. Акопов А.Ю. Психотерапевтический метод контр аддиктивной стимуляции. Лечение игровой зависимости. СПб., 2004. - 54 с.

2. Алёшина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М, 1993. 21 с.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания /Б.Г. Ананьев. — М.: Наука, 2000.-351с.

4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания /Б.Г. Ананьев.- СПб.: Питер, 2001. 272 с.

5. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник. /Г.М. Андреева. -М.: Аспект Пресс, 2001.-378 с.

6. Анастази А. Психологическое тестирование: в 2т. М.: Педагогика, 1982.-Т.1.-318 с.

7. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия. // Вестник МГУ, сер. 14, психология, 1996, №4.

8. Асмолов А.Г. Психологическая модель интернет-зависимости личности / А.Г. Асмолов, Н.А. Цветкова, А.В. Цветков // Мир психологии. 2004. -№1.-С. 179-192.

9. Бабаев Ю.Б., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации. //Психологический журнал, т. 19, 1998, №1.

10. Басс С. Опасны ли мониторы / С. Басс // Мир ПК. 1996. - № 4. - С.

11. Батищев В.В. Основные принципы построения программы зависимостей / В.В. Батищев Н.В. Негериш // Алкогольная болезнь. М., 1999. - №2.-С. 12-14.

12. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвящённых. -СПб.: МФИН, 1992.-280с.

13. Берн Э. Игры, в которые играют люди. СПб.: Лениздат, 1992.

14. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков /Л.И. Божович. М.: Просвещение, 1972. - 79с.

15. Боровиков В.П. Боровиков И.П. STATISTIKA. Статистический анализ и обработка данных в среде Windovs. М.:Филин, 1997.-608с.

16. Браславский П.И. Война и современные способы ее репрезентации // Толерантность: Вестн. Урал, межрегион, ин-та обществ, наук. Екатеринбург, 2003.

17. Браславский П. И. Театр и его двойник виртуальная реальность // Изв. Урал. гос. ун-та. 2003. № 27.

18. Бурлаков И.В. Homo Gamer: Психология компьютерных игр. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. - 120с. - (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 86).

19. Бурова (Лоскутова) В.А. Интернет-зависимость патология XXI века // Вопросы ментал. медицины и экологии.-2000.-№ 1 .-С. 11 -13.

20. Бурмистрова Е.В. Система оказания психологической помощи в кризисной ситуации// Психологическая наука и образование № 3/2003.- С.43

21. Войскунский А.Г. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета // Психол. журн. 2004. - №1. - С. 90-100.

22. Войскунский А.Г. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете: сб. ст.. М., 2000. - С.100-131.

23. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. №6. -1966.- С.71.

24. Гофман А.Г. Клиническая наркология. М., 2003. - 214 с.

25. Грановская P.M. Дети и компьютеры / P.M. Грановская, М.С. Гринева, Д.В.Третьяков // Вопр. психического здоровья детей и подростков.— 2001 .-№ 1 -С .40-45.

26. Грановская P.M. Психология защиты / P.M. Грановская. -МПб.: Изд-во «Речь», 2007. 474 с.

27. Григорьев Г.И. (ред.) Духовно ориентированная психотерапия патологических зависимостей СПб.: ИИЦ ВМедА, 2008.- 504с.

28. Григорьев Г.И. Акцентуации личности у лиц с героиновой зависимостью по данным теста Леонгарда-Смишека / Г.И. Григорьев, О.С. Карева, Е.А. Мильчакова, С.В. Мизерас // Вестн. психотерапии.- 2001.- №8(13). С. 107-108.

29. Григорьев С.Г. Многомерное математико-статистическое моделирование сложных медицинских систем: Автореф. дис. . д-ра мед. наук. -СПб., 2003.-42 с.

30. Гудимов В. В. Психология киберигр Электрон, ресурс. Режим доступа: http://psynet. by. ru/texts/gudimovl. htm, 2003.

31. Данилов Д.А. Осторожно компьютерные игры! / Д.А. Данилов, О.Ю. Лутовинов; Волгоград, гос. техн. ун-т, Царицын, православн. ун-т. -Волгоград: Комитет по печати, 1997. - 63 с.

32. Дмитриева Т. www Газета.ги/ seiense/2006/06/21

33. Десять лучших программ 1998 года // Мир ПК. №2. -1999.

34. Демирчоглян Г.Г. Человек у компьютера: как сохранить здоровье. — М.: Терра Кн. клуб, 2001. - 23 8 с.

35. Денисова Д.В. Воздействие новых информационных технологий на здоровье студентов: автореф. дис. . канд. мед. наук -СПб., 2001. — 19 с.

36. Денисова Д.В. Гигиеническая оценка использования студентами новых информационных технологий / Д.В. Денисова, И.В. Косырева, А.О. Карелин // Учен. зап. С.-Петерб. гос. мед. ун-та. 2001. - № 4- С. 28-32. - Биб-лиогр.: С. 31.

37. Джемс У. Психология /У. Джемс /Под ред. Л.А. Петровской. М.: Педагогика, 1991.- 368с.

38. Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Мирошников М.Н. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния // Вопросы психологии,- 1973.-N6.-С. 76-83.

39. Дрейпер Н., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ: В 2-х кн. Кн.1: Пер. с Англ. М.: Финансы и статистика, 1986. -366 с.

40. Дьяконова Т.И. Особенности характера и познавательных способностей подростков воспитанников детских домов: Автореф. дис. . психол. наук -СПб., 2000.-195 с.

41. Евдокимов В.И. и др. Компьютер и здоровье пользователя: библиографический указатель литературы на русском языке (1988-2004гг.).-СПб.: ВЦЭРМ, 2007. -94с.

42. Евдокимов В.И., Зайцев В.В. Научно-методические аспекты развития и лечения патологической зависимости от азартных игр // Вестник психотерапии. 2007, N25 (30). С. 18-25

43. Евдокимов В.И., Литвиненко О.В. Методические аспекты диагностики развития Интернет-зависимости / В.И.Евдокимов, О.В.Литвиненко // Вестник психотерапии, 2007, N25 (30). С.68-75

44. Евстигнеева Ю.М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте: Автореф. . канд. психол. наук: 19.00.13. -М.: Москов. гос. пед. ун-т, 2003. 16 с.

45. Егоров А.Ю. Основы наркологии. СПб., 2000. - 219 с.

46. Желдак О.И. Компьютерная зависимость школьников / О.И. Желдак // Актуальные проблемы современной медицины: материалы науч. копф, -Минск, 2004. С. 68-69.

47. Жичкина А.Е. Особенности социальной перцепции в Интернете. // Мир психологии, 1999, №3.

48. Зайцев В.В. Как избавиться от пристрастия к азартным играм. Психотерапевтическая программа лечения игровой зависимости / В.В. Зайцев, А.Ф. Шайдулина. СПб.: Нева, 2003. - 125 с.

49. Зайцев В.В. Патологическая склонность к азартным играм новая проблема российской психотерапии /В.В. Зайцев // Социальная и клиническая психиатрия. - 2000. - Т. 10, № 3. - С. 52-58.

50. Заявка 2004117045/14 РФ. МКП7 A 61N 1/00. Способ лечения и реабилитации лиц с игровой зависимостью / А.А. Несмеянов, А.Ю. Акопов. -Заявл. 01.06.2004; опубл. 20.11.2005.

51. Змановская Е.В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход: Монография. СПб.: СПб ун-т МВД России, 2005. -274 с.

52. Змановская Е.В. Основы прикладного психоанализа. СПб.: Речь, 2005. -334 с. (24 пл.).

53. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения)., 2005. — М.: Издательский центр «Академия». 288 с.

54. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. — СПб.: СПб гос. ин-т психологии и социальной работы, 2001. 206 с.

55. Иванец Н.Н. и др. Лекции по наркологии. М.: Медпрактика, 2001. -343 с.

56. Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека Электрон, ресурс. Режим доступа: http://flogiston. ru/articles/netpsy/gameaddict2, 1999.

57. Иванов М.С. Особенности самореализации личности в компьютерной игровой деятельности: автореф. дис. . канд. психол. наук / Иванов М.С. Барнаул, 2005. - 22 с.

58. Идрисова В.Е. Психологические особенности личности и ценностные ориентации несовершеннолетних правонарушителей. Дисс. . канд. психол. наук, СПб., 2000. 150с.

59. Канцерогенная опасность при работе с персональными компьютерами и пути ее предупреждения: (пособие для врачей) / НИИ онкологии; сост.: В.Н. Анисимов и др.. СПб., 2001. - 68 с.

60. Карвасарский Б.Д. Психотерапия / Б.Д. Карвасарский. СПб.: Питер,2000.-536 с.

61. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред.

62. Б.Д. Карвасарского. 3-е изд. перер. и доп. - СПб.: Питер, 2006.- 944 с.

63. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. // Обозр. психиат. и мед. психол., 1991, №1.