автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Принципы композиции в современной исламской архитектуре
Автореферат диссертации по теме "Принципы композиции в современной исламской архитектуре"
* №
о^КАДЕМИ^ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНА
ИНСТЙП^АРХИТЕКТУРЫ И ИСКУССТВА -
На правах рукописи
ДАБАБО МОХАМАД Л1АДЖЕД АБДУЛЬ ХАФИЗ
УДК:720:72.03
ПРИНЦИПЫ композиции В СОВРЕМЕННОЙ ИСЛАМСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ
18.00.01 —Теория и история архитектуры, реставрация памятников архитектуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры
Баку—1993
Работа выполнена на кафедре «Архитектурное проектирование и градостроительство» Азербайджанского инженерно-строительного университета.
Научный руководитель:
Действительный член Международной академии архитектуры стран Востока, заслуженный архитектор Азербайджана, доктор архитектуры, профессор Ф. М. Гусейнов.
Официальные оппоненты:
Действительный член МААСВ, доктор архитектуры, профессор А. М. Талибов.
Член-корреспондент МААСВ, кандидат архитектуры Э. В. Авалов.
Ведущая организация: Научно-исследовательский и проектный Институт реставрации и использования памятников истории и культуры Азербайджанской Республики.
Защита состоится « » 1993 г. в Ц ча-
сов на заседании специализированного Совета Н 004.10.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук при Институте архитектуры н искусства АН'Азербайджана по адресу: 370143, Баку, пр. М. Азизбекова, 31, 4 этаж.
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Академии наук.
Автореферат разослан «
Кб » (/\ (-^П-СчЯ _ '993 г.
Ученый секретарь специализированного совета, кандидат архитектуры
"Р. Д. Салаева
ОЕь^Я ХАРАК'ХЕН 1С ТИКА РЛЕОП1
Актуальность теми. Феномен развития исламской архитектуры озша-швает огрошио гаэнсшшо пространства: от пустынь Аравии до поберекья '1йхого о ко гш а, от стран Ближнего и Среднего Бостона до Северной Африки и Пиренейского полуострова. Возникнув в УД вйке нашей эры, в лоно арабской цивилизации, ислам вследствие стрест-толыюй лростршствонной и культурной экспансш!, стал оказывать сушестъшшое влияние ни градостроительство и архитектуру разных стран и народов. 1! сегодня, на пороге XXI века, воздействие ислама на архитектур»о-градостроительнуи практику июгах разгавапих-. ся с трал мирч достаточно велико. Приобре-^иие и гот независимости я укрепление суверенитета актуализирует изучо:ше сферы духовных ценностей насоляидих их народов, возрождение их национальных к/льтурных о .жен таров.
Эта объекгашие факторы и тенденция зыдвлгавт ряд новых и сложных проблем в области архитектуры и градостроительства ¡ду-сулмалских стран. Особуи остроту приобретают архитектурно-худо-жосгвеншо и пространствекно-кошюзициошше проблем, поскольку они наиболее наглядно отражают тенденции развития современной ис-ламс.сой архитектуры. Исследование этих проблем стало сегодня чрезшчайно акту алым:.*, как с точки зренкя использования традиционных приемов архитектурной композиции так и с порции разработки ношх методов и подходов в совершенствовали» композиции современной исламской архитектуры.
Состояние вопроса. Изучению арэштектурно-кошюзвдионннх аспектов современной архитектуры посвящены ьиоготасленные труда крупных ученых и архитекторов Запада (Ф.Л.Райт, Ле Корбюзье, В.Грогшус, О.ИиглсЯер, Ц.В.Дерва, Л.Кан, А.Аалто, О.Отто и др.), России А. 13.Бунин, Б.В.Веймарн, В.Л.Воронина, А.В.Иконников, Г.П. Каптерева, В.А..Лавров и др.), среда работ, посвялеиних архитектуре мусульманских стран, можно назвать работы ученых Средней Азии (Ш.Д.Аскаров, Н.С.Булатов, П.Ш.Захвдо'в, Р.Д.Карямов, А.А. Нахкамоп, Г.А.Пугаченкова, Ф.А. ТУрсунов и др.), Азербайджана (Г.Ы.Али-заде, Д.А.Ахундов, «>.М.1Усейнов, К.Л.Мамед-заде, АЛ. , Иехтиев, А.В.Салам-заде, А. М. Талибов, И.А.Усейнов, Ш.С.Фатулла-ев и др.). Эта работа способствуют объективному понимании обидах закономерностей формирования пространственной композиции как архитектурных, так и градостроительных объектов.
Особый научный интерес в . области композиции-и современное исламской архитектуре впаивают исслодоьанкяи работа арабских ученых Х.Фатхи, А. А .Лолах, .к. Хагаб, 'А.Ибрагим. С.Мскккя, Р.Нод-жим, Р.Бадран, А.Абальхел, !1.Ха.\ид, С.Ломи, С.Б.Хада«, :.Ъитрх е др.), пакистанского (К.х;!Думтаз), исследователей Турции Цж. Арсе-ван, О.Асланапа, Х.УЛ1СШ1, В.Урсал к др,). Ирана (С.Х.Идср, Н.^р-далан,. Л.Вахтияр, П.Вордяавсвд, И.&балх, А.Клрснг, Ы.Мапкури др.), которые гштаится дать ответы па многие гояроса композиция в современной Еслшлскса архитектуре^.
Однако, несмотря на наяичле работ, затрагпвФаздх вопроси фзршрованиЛ кбийоапцяи -современней исламской архитектур»^, целое гн ого рассмотреная закономерное ж развития композит® современной исламской архитектура поз^а ко получила. Рад исследований содержит: лвпъ фрагментарны еСЕСде1Шя об особенностях котозицк-онного решенкч вслагдакой архитектуры. Остается необобценшм богатей историческая опыт развили архитектурной композиции, основанный на кулхтуршх градациях ислама. Нуздавтся в г.сслодокшпя специфические особенности шлюзткв архитектурных объектов и их основных элементов в свете 'коцфессдоналъшх пршшпов исламской идеолоют. Бее оги аспекту рассматривалтся в настоящей диссертации. -.;••■ . - . ... ;
Цель диссертации,- определение основных" особенностей становления композиции исламской архитектура к разработк^ обзих теоретических дртпртоов ее развития на современном, этапе.
В ддсссртацз; решатся следуйтеоскоркие задача: ■ - шявять ;э?ц«>номерносхЕ форшрован$ш ••кшпознцяи /современной исламской архитектура, установить генелнескне г с токи я пум ее развития на оснозннх исторических этапах;
- раскрыть роль арх11тектурно-зградос!тооигель.'Ьго наследия . и оснойополагавдее влияние ислама на архнхектурио-планаровочное и композиционное .построение-мусульманских городов; - -
^ Наряду с шаеуказанкиш работать:, екда относятся матерналы мездународних симпозиумов я .семинаров ■ (саудовская Аравия, 1ур-щя, 'Сврт, пет, Индонезия, Пакистан, н Др.)., . ^ Материалы фондов (Фестиваль мусульманского мира, Лондон; .татут -исламских средоадх ксоледовангй, Кр; Зонд Агат лана по исламской архитектуре, Гарвард, СЬ'!Д-и ло.), а такке-'.концепту-алыше'высказывания известшх 'г.рхктекторов (С.Ллнка, ь.Андро, С.Л.лаотен, Х.Контакозшю, Б.Бао, -Х.ТанГе, Д;лацд2лдс), проектировавших для ряда исламских стран. •
- с^орлули; овить теороаичесшз тяшщшн композиции современной исламской архитектуры я разработать предложения по пх лс-пользот.ипию в архзггоктурно-градостроителиюй практике мусульмал-ских щран.
Х;«о1;олоп;чес.'с;о гршшцц исследования охватишшт осношше период! аполмвп' комиозицки в исламской архитектуре с тлештел современного охала развитая архитектура XX столетия. ■
Цг.ос'п.ансчч-си.'Шс гргтшл охватывают регаотш с ¡.¡усульмач-с.чоЯ культурно!} традн.-сией, ьглтт страна Елндисго и Среднего Бостона, Кавказа с Закавказья, СсЕорнс", Африки и Сродней Азии.
Ооы'нта'о! исследования являются исторические города, городские районы, соьремешше архитектурные объект и па'лятника ислам-скоЗ архитектура.
П чедиотом исмодопа.'.ил ясляотся иомпозицпошшс особенности лслпгсяого градостроения, процесс сталоилеикя а развитая теоретических адеЗ, представлений-.я принципов комсозации современной ис-дэмскоЯ архитектуры. •
Истодккч исследования основана на комплексном анализе эео-лпшошюго процесса развития кощюалшс! исламской архитектура и грйдостртате'льстиа путец; изучении коршпгческих аятон и хадке, систематизации и - анализа 'даторазурннзе, дроектнкх.-.и-архартшх материалов, натурного обследоьшнл , фото^йксадаи,' дкевшшияис записей .ч зарисовок с натури. Наряду с эта«,использован ряд чаегга« методов: всторико-ретросштйннй,- соцко-критаческий, структурно-фуикдаоналыиЯ, срашктелыю-тяпологаческг.й я градоанадитхчссквй.
В методологическом плане "автор дасрертадан базируется на оснокш'олагапцее учете ислама, прмвдапа Шариата,, положения Корана и вцасазивания пророка - Хадаси.
Научная новизна' исследования состоит в комплексном, в той числе конфессиональной изучении харадюршх особенностей; композиции исламской архитектуры'как ;осропй .фор,ярозшпм ;в1<раз11тельного архлтекаурнс-пространственного облика'современной исламской ар-хитекоура. Вперше'по уеловяям композиции была.проведена периодизация процесса эволюции исламской архитектура';-осуществлена састеыа'гизация'архитектурпо^адостроительшх установок д регла-ментагщй па разных исторических этапах; проведено аналитическое изучение и -разработана классификация характерных особенностей
объемных элементов как основы форг.ярОЕШ.тя целостной композиции исламской архитектуры, выяплеш закономерности гармонизации композиции в современной исламской архитектуре на основе конфессиональных принципов п регламентация кслагд; клипени генетически устойчивые приемы композвщт архитектурах объектов п архитектур-но-просгрансгвснной организации городов; разработаны принципу формообразования я кошозицки в современной вспмской ард]~о/.туре.
На зацд ту шносятся:
• - сравнительный анализ теоретических взглядов, адей в представлений западных н ' ыусульмсшсккх исследователей о коыпоаицион-шх особенностях исламской архитёкзури ;
- принципа развития композиции современной исламской архитектуры с учетом генетачески-устойчивых лраеыов планировки, региональных факторов и требовшшй ислама;
- пряе.д! структурно-плакировочной орг&'жзацки исламских городов и композиционно-пространственного ревения их архитектура на основе исламской культурной традици.
Практическое значение дкссертацки заклшается в разработке принципов сформирования жшознцпп современной исламской архитектуры, установлении эффективных прг.емов кошоаицпонного сочетания исторически слога;шлсхся и коих архктектурна-плщшровочгшх элементов в етлых, общественных й культоздх сооружениях, определении путей использования многовекового архптекгурно-грэдострои-тельного опыта мусулкданских стран в современной практике архи-тектурно-кошозгодюшого проектирования.
Практическими результатам являются кводы и предложения до разработке моделей оргашгческсй ког.тпозшдаошго-пространствек-ной орггчизахлт яйлой застройки j: обцествешшх центров, проектированию архитектурной композиции :зглнх, .общественных и культовых сооружений. Результаты работа когут бить использованы б деятельное™ муниципалитетов, проекишх организаций, научных кпетл-syxoB и учебных заведений со специализацией в области архитектуры и урбанистики.
Апробация". Основные положения и вывода .исследования изложены на научных конференциях в I989-IS93 годах: Лз11СУ к A3I АН Азербайджана, а такав получили внедрение в курсовом il даплсшом проектировании на кафедре "Архитектурное проектирование я гра-
достроитсльстпо" АзороиДдаанского шцкеиерно-строптельного университета.
Структура и обгем работ. Люсертацкя состоит из введения, грех глас ¿1 заключения; изложена на >53 стр. машинописного текста, вклшает 39 графических таблиц и библиограф!» из 17С наименований .
1х> введении идентифицируется место исследования среди об-IXх направлений, определяются теоретические оснош, цель, задачи и методика исследования.
В первой глада Тсда.'.:скал архитектура, ее понятая и пред-тосилки исследования" рассматриваются особенности становления 1х>1лпояицяонних оспой в исламской архитектуре, исследуется взаимодействие исламской архитектур и востоковедения, определяются современное тендсища .¡зученил исламской архитектуры, устанавливается со понятие.
¡зо п'юроЛ г лило "Композиция архитектурного пространства в исллмской архитектуре" исследуются приемы композиции и элемента лос'.'роения целого, »опроси взаимосвязи и интеграции элементов композиции в"всл:мскоЯ архитектуре, а также методика решения ком-иозш-иошшх вопросов в современной исламской архитектуре.
В третьей главе-"Формирование принципов гармонизации композит: и в современной исламской архитектуре11 подводятся итога исследования и (¡формулируются яринципнадыше положения в трех основах аспектах: композиция как результат мыслительной деятельности, психологические и технические средства тармонизации композиции.
С0ДЕРНЛ1Ш РАКШ ,
Ц первой главе в исторической последовательности рассматриваются особенности становления и развитая' пространственно-композиционного давления-у мусульманских социологов, правоведов, ученых; устанавливается основополагающее влияние ислама на композицию и обозначаются обкдае контуры теории исламской архатекту-. рн.
Исламская архитектурная мысль, как отмечается в диссертации, отличается гуманистическим характером своих принципов и последовательностью пх реализации. Она определила общую полита-
ку, которая приводила к ксккрсшсЛ специфика архитектурных связей.
Изучение источников религиозных регламентация, приведенных в Коране л чтения Пророка, л рассмотренных в работе ряпа ученых (Аттугапли y.SSG г., ¡'бен Лрра'.ги у.1334 г., Лл барзули у. 1440 г., Аль Воншарязи у.1508 г. и Др.). совреиенш-лз: (л.-ь^аяз Г..И., 'Дккм С.Б., Осман Л.А. п др.) показало, что композиция в исторической исламской архитектуре ость результат претворения в яизнь группа принципов: противодействие. вре,ку, взаимозависимость с окрузахяей средой, залита личного (гра$.табл.1), право догор, правд на по-купну, условия вдеога зданий, право оригинала я др.
Изучение работ цусульмалских социологов Ш.А.Пбен A6z Арра-бк у.886 г., А.Х.Алылаварда у.1058 г., МЛ:бен Халдун у.1406 г., М.А.Ийсн Аль Азрак у.1491 г. и др.), которое наблвдади взаимоотношение архз; ^eicrjoniac творений с человеком, позволило проследить закономерности взаимодействия трех основных факторов в теории композиции исламской архитектура. К ним отнесены: религаозныэ принципы, социально-политическая структура обсества и, собственно, архитектурные произведения.
Проведенный комплексный анадн:; предопределил характер исследования, оценку и интерпретацию архитектурно-планировочной структуру исламских городов, позволял выявить в данном исследовании наличие в представлении мусульман исторически устойчивого принципа ответственности.
Особая роль в эволицпонном развитии исламской теории архитектурной композиции принадлежит науке, о чем позволяют судить работы средневековых мусульманских ученых: Аль Хозаризми (780850), Сьпш '.iyca Пйи Шакера (860), Аль Ляда (796-873), Ар Рази (865-925), Аль Фараби (870-250), Кбн Аль Адад (940-97Г), аль Ба-уззааани (940-998), Кбн Ирки (960-1020), 15бн Сина (980-1037), Аль Хайам (1048-1122), К<3к РУВД (П2С:-П58), Альхазнки (XII в.), Аль Кали (ХУ в.) и да. В диссертации отмечается, что трактзш этих ученых являлись основными правил ами разшткя и совершенствования понятая гармоничной композиции в исламской архитектуре. Рассмотрение трактатов вкшяриводешшх ученых, г> то:.: числе исследований акад.'.!.С.Булатова, дало возможности установить пряз-гук1. зетспмостъ композиционно-выразительного вид? архитектурных произведений, религиозных основ и достигнутого уровня научных достижений. Это било выявлено в данной работе и показано на прягере определящей
Р1:Ш1:11М1: ПОТРЕБНОСТИ
ЛИЧНОГО
/1/1 •■: л
Ё
3
•1
Зг
.1.
45
Яр
Е53
г!)
8"
и
1_
ч
I и I -
к
О! +----
лгнокш!
1 ни»« 11'И.: 4 1' по-
чу .тсгоИ
■ .'.И ' ■*}• < <•74« « '
.,(.» I Л.'
«>« ТГИ V ГТ '1)1 оп
кч "I ••[» '< "Я . ''[.»мп * 7
«м-.....
/I* 1« 1
1-'
'(с « "П
»"ни
'«•, еМ'цн « 7 .V V*ИМ.
:1 м ктГг '¡•л.оикя
или 1»глр:,птк ся н лми'^Т!, друг»*,
и>'Т, ||'»"»г,у/ на-РУ'* ЛИЧМ'ЦО.
Т>Г<. 4 ,
ИЫК'ДЧ 'УЛ ч»
;лит<у, 1/3
■>и1 ип» ^«•>:'.»» 1'},14.Л"'ггн>!1п »ч псл*-|>и ¡^»чг.кмтъ т^лора
Л} .т-и,___
Ч-.Гп-.НЧИ Ю'УГ 'ЯЦЛСГ'ШМяТИ
ЭЗДетШВД л
[¡И ЭДп&эь
.10
lV.lt). I Г'ЧК-д/и Ь':|ти-К^ТЧИСИЧ) ПОСТр^иЛ иг, .»1^111
•7 '-го круг« (/гвет-
(ГГ В'»1! ПОСТ И.
15-20.Л го[>слпх п»ри-
3011 ТЫЛЬНОГО ТТ0СТрО9-нйч иагазяхи помоясы коглп Ш 7 локтям. П результате я исл«и1 с ком горле лсаикк 'л нгПш/й цчнгр.
, Т ^
роли -мечета в формировании гармоничной ко:,ж>акции.
При анализе пространственной эволюции исламской архитектуры рассмотрено взаито'-шозоние этого вопроса с тстокогедеядеп. Это сделано, потому, что, во-першх, сам кзрыки "исламская архитектура" возник в исследованиях востоковедов XXX в.1, во-вторих, совремегаая архитектура мусульманских стран либо приняла установки, либо во многом является продуктом интернационального характера. В связи с этом, как отмечается в диссертации, шаление участвующих лиц существенно влияет на качество композиции того еле иного архитектурного произведения. В работе веделено три осноыых периода в развитии взаимоотношения западной мнели с исламской архитектурой:
- - период крестовых походов (1099-1248); отмечается началом ознакомления я контакта европейцев с мусульмачскгс.гз наукам: :: искусе тга'.т; .
- период.колониализма (Шь-ISGO гг.)-; в этот период совершались попытки, западных ученых (Хресвел К.А.С., Ричмонд ЕЛ., Со-фадает ,Дк., Герцвелд Е. и др.) охарактеризовать особенности формирования исторгагисламской архитектуры на оскове распространенных идей субъектизма >11 в.;
- период культурного завоевания (I960 г. л далее) характеризуется потаттти фор:лулировштя. теоретических основ исламской архитекторы по методике, предложенной Альберта а ХУ в. для западной архитектуры мистическими и реальными течениями (Борхарт Т., Гропп А.,' в 80-х годах1.
Анализ современных тенденций и исследований мусулы.шяских учзнкх (Насер С.Х.,. .Уумтаз К.Х., Надаем;?., Ибрагим А.Б., Халад !,!., Ша^и Ф., Хаит? С.Б,, Аба Аль Хель А., JIai.ni С. и др.) свидетельствует о роздешш нового - подхода при рассмотрения теории композиции в современной исламской архитектуре. Наиболее продуктивным направлением в этом алане, является философско-религиозный подход - подход шслателыю-сенсорного изучения архитектурного произведения.
В первой главе на основе изучения исторического опыта установлено, что исламская архитектура прошла пять основных этапов развития (граф.таб.2):'
и -
^ Jiumtaa К.Н. Кае architecture i.i Pakistan, '¡'J'&j.
ЭТАПЫ &13СЛ»ОЦ1'11'1 ИСЛАМСКОЙ А1=ХМТ1НКТУРЫ
С!
s à
1 .
о
л
!.' 1
i" ft
Y
H"
с
и
il I*
Si ¡ STl
ï П.," S ¡:Д
- .Л-;'.
п.. ¡¡л,
li iï !;J
■-ГГ
r:
ri
•s
s
i
У i
■ !
чг1«§ anís:
Ü i!
'I. íi-ran возникновения я ¡¡¡.оряшованпя исламского государства "Врсвд пророка к тюследуттих четырех хлли^ов" (С22-Col гг.). Этот oían начинается со времени иммиграции пророка rs го;юд Медины и до конца времени Аль Хклафа Аль Рашида, Столицей исламского го. сударетва был город Медина. Исламская архитектура. началась со времени, .когда пророк до'стаг Уедены, где за пределами города он о построил мечеть Кпбба. К этому этапу огноелтея становление кондес-споизлышх основ композиции в исламской архитек:уре, Характерным для отого этапа является фушстоналыксть архитектуры.
2. 2тал формирования архитектурных акол в исламской архитектуре охгзаадзает вр'е:,-я, иачииая со времени руководства Умадцов (661 г.) до конца правлешш Халифата (1916 г.). Столица исламского государства стала переводиться за пределы Арабского полуострова: 'з Да-,?аса:, Багдад, Кордову, Каир, Стамбул. При распространении ислама в раз.чах регионах ¡-sipa суор;.~розались разные школы исламской архитектура. Композиционные принципы го .многом различались
в зависимости от иестшх природно-климатических, экономических и культурных особенностей ¡саздого региона.
Для этого этапа характерно появление разных течений в трактовке религиозных текстов. Развитие композиции <Top:.a в исламской архитектуре било результатом воздействия на человеческое ьиилешге религиозных текстов.,-Существование единого государства исламских страч Далпфата) помогло переводу ученых, худо-киков, в том числе и мастеров архитектуры по.весы территория:.! исламского мира. В результате этого c.Jop-.tLровадпсь и сохранялись общие черта мегду разными школами иоламской архитектуры. Это качество исчезло после падения Халпфажа.-.
3. Колониаахдсоккый этап охвазцваех период с ISIG по 1960 гг., когда исламские страны стали существовать как колблик. Композиционное построение исламских городов, нарушилось и вместо,него распространялся колониальный сталь..
4. Зтал 60-70-х годов; этот этап основан на западной мышлении об исламской архитектуре. В форшровашш этого этапа принимали участие иеэдународпйе организации. Зтог этап является, з основном, продолжение« третьего этапа. В нем окупается стремление
к создают связи настоящего временз с прошын при использовании традиционных архитектурных форы исламской. архитектуры. Основные установки этого этапа принимали принципы, сложившиеся на 2-3 эта-
пах при формировшшл композиции исламской архитектуры. В результате реализации-этого направления С:и принят интернациочатышй стиль, иногда а Еклт-игасм исторических форм.
5. Этап 8С-х годов нашего века. Этап формирования современной исламской архитектура на основе I и 2 этапов развития исламской архитектура. Здесь религиозные принципа билн приняти как философские основы ко!тпо:ни$гл современной исламской архитектура. 13 то да время била принята методика композиции, использовавшаяся во второй этате разлития исламской архитектура. В кошозициоином решении обеспечивалось соответствие региональном особенностям. Цель • этого направления состоит в создании современной исламской архитектуры, отвечая на потребности мусульман и реализуя принцип, когда форма является результатом содержания.
Во вто).ой глава отпечается, что исламская архитектура огш-силается преэде всего как объевдо-пространственная архитектура*. Постому подход к изучешю дсомпозиц&я в исламской архитектуре заключается в анализе поняп-л функцгег объемных элементов. У процессе исследования выяснилось, что методика композиции объешю-про-стралственной структуры в исламсглй архитектуре заключается в достижении последовательности и в постепенном переходе от общего к личному. Анализ архитектурных произведений, приведентшй в данном исследовании, доказал, что обций объем каждого архитектурного пролзьеденяя состоит из кп.млоневют отдельных объемных элементов, которые формируют об^ий объем. Построение такого рода отно-пений иеяду двумя щюстранствама (обцгал и дошил) достигается посредством следующей группы объемно-комлозицпошых элементов (граф.таб.3).
I. Полуобщее пространство - собственней объем двора (фина) формируется при шделвшш часта из-общего1 пространства для реализации лич;шх потребностей. Фина представляет собой средство связи внутреннего объема с внешним. Цель этого действия - занята личности посредством архитектурного объема - связь о небом и со- 1 ответствие с окружавшей средой. Отделяются разнообразные типы финн в зависимости от факторов окружающей среда (климат, владюсть, , температура, яркость солнечного света и чистота воздуха). Фина дифференцируется в следутесих видах: открытый, полуоткрытой, с
I Nanr,:ï.H. Iolaraic science - гш llluatruted otudy, World, lalainic Fe3tival, London, 1976,
ССМОШНзШ 01зЫ:МЫ fiOOTFCIEMMrl
ШЕЛ OI'
w
H.......н
ü_._L¡
BH|MPI» дк-ji (lUIri) OOWnil'i''.¿1««
b
s
Ц
s îi
H
• i л
J
1' ! H ;
Xiu-m.
'""К »»Va'iií'iet к'> ïliï
I.I * . «I 1.1» nil (Maua
n n
.;{ vï"\k, гищтчй и ¿."
ФЯ;}
riuvi.
пз
ОДИЙЮТО^ОИЧИЛ
олнск; »n^Hivmi
нчО
Гчг!'*,лиг 1"льш й сГт-г-м "ív^un"
я^ХтГ miel •'-'ici^ff.Hti 4 ' '
Vl'íiU' ,í' "lí'i 1.1
r.m nyi;<\v\
"í
0" 1
tr
I
-i:
рмаеткой и покрытий, С тоЧЮ1 арется координат композиции фина существует в вертикальном, горизонтальном п угловом отношешш с небом.
2. Внутреннее пространство - закрытая объем демонстрируется от объема кошати до главного зала (каа), которой представляет собою закрытий двор.
3. Переходное пространство мегду общим и собствендам, ;юг.-ду закатам и открытом пространством. Такого рода элемент» представляет зйван, ривак, меорабия'.
- Односторонний, двухсторонний и трехсторонний ейван, ри-вак, ш.'.еи.ий дга вида - оюрхшний из од^- Л иваси композиции нлк как дополт:телыый объем (очг.ритий или с репеткой). Другим элементом шходг собственного ла общем пространстве является мешра-бия. 1.!озрабил, как показал анализ, существует в разных видах и имеет 3 основные часта:
A. Верхняя часть слуяиг для связи с небом и допускает про-никловение эстестаенного света.
Б. Часть защити личного, имевдая разше вида - деревянная репей» - допевлншй и полуящик. Эта часть в то яе вреш работает как элемент обеспечения умеренности воздуха, проходящего в арХ'Ш'ктурннй объем.
B. Гешютая часть допускает прохладу определенного фрагмента. Методика пространственной комеозшш и архитектурной обработки этих трех частей зависит от -региональных особенностей и климатических условий: '
- в условиях .тарного сухого климата используется равшан, где небесная часть уменьшается и расширяется кавес, т.е. тенистая часть;
~ в условиях умеренного климата существует, равновесие мея-ду гт.емя частями;
- в условиях прохладного климата расширяется небесная часть и сокращается деревянный ящик, иногда в виде простого навеса и деревянной решетки на окне.
• Религиозная функция этого рода кошозшда заклшаетсд в защите личного, соответствии с окружавшей средой, а таете отвеча-'ег потребности противодействия вреду.
4. Дополнительныеи эксплуатационные объемы. Этот род композиционных пространств использует частя общего наружного пространства кш; собственную часть (клык, сабат и др.).
5. Ухреютяодао пространства бывают носколъких категорий:
- Объе л; направления и кощшлровпняя - кпк калгкаф, шпзп, манЕар, сирдаб (погреб), коридор. ..'¡алькаф представляет собой объем, ориеотироваяниа в сторону ветра я иаправлятаЛ воздух во внутрь объема помещения. Этот элемент композитам, в зависимости от географических и климатических особенностей, а такче в за#мя-мости от координат композиции существует в следующих килях: односторонний и' лиогосгрогшй, простой одноэгэяшй и туннельный, многоэтапный. 1 Как вертикальное- средство перевода умеренного воздуха существует .объемный .алемент композитам - манвпр. Манвар проводит умеренный воздух мелщу этакзны пространство-.: при вертикаль них координатах костозиют. Горизонта ль кие элементы перевода Еоздуха выполняют "йх ниша - односторонние и многосторонние, горизонтальный шнвар, а также когдпозичиоипые объемы горизонтального перевода умеренного воздуха (коридор) и объе.вд хранения умеренного воздуха (подземный сирдаб - догреб и каббу).
- Конструктивные элетлеяты "считается одновременно элементами ношпвдиошровалия..В их числе такие сферы, как купол, свод, ла-
• доа* {элемент купола).,
-•Объема связи - лестница, минарет и др.
Практический результат проведенного игучеяил состоит в классификация элементов жшозшга в исламской архитектуре. Он подтверждает необходимость-изучения элементов коотззншя как алфавита (осноЕЯне элементы языка) процесса проектирования и становления композиции соэред:г>хной исламской архитектуры. Эта методика изучения, объемко-пространстветоЯ композипии, апробированная на примерах исламской архитектуры, облегчает ремение задач формирования языка исламской архитектура. Кроме того, обеспечивается использование современной техники, начиная от дизайна, средств ЭК.Г и кончая крупномасштабными индустриальными произведениях!.
Анализ исламских городов с точки зрения их структурного построения показал, что существуют два типа: I - город исламского построения (Багдад, Самлара, Кзир, Тунис, Кайраваз, Фес и др.); 2 - город исламского развития (Медина, Халеб, Дамаск, Антакия, Бухара, Александрия и др.).
- Изучение первого типа городов мусульман раскрывает представления мусульман о структуре.пх городов, как идеальной основе бытия. Вместе с тем изучение городов исламского развития дает
представление об опито мусульманского общества в достижении выразительной и четкой архитектурной композите! в процессе развития городов. Этот пенный опыт постигается в соответствии с реллгиоз-нили и общественными потребностями как отражение результата взаимоотношения мусульман с гас городами в течение долгого времени. Результаты анализа ряда примеров (из установленных двух типов) подтверждают наличие принципа ответственности и доказывают гшхто ого на формирование общей композипта исламски городов. Типичным примером города исламского построения является город Багдоч, который в своем круглом плана отражает наличие в мы:::лс!пга установок ' ответственности. Типичный пример города исламского развитая - зто город Халеб, ямеюций эллинистический первоначальный план. Известно, что план этого города со временем изменился и предстал в круглом виде в соответствии с принципом ответственности.
Город иолачокого построения является примером качественного композиционного-решения городов. Здесь в совершенстве быта использована методика повторяемых векторов,, что существенно облегчив? решение вопросов дизайна и структуры города. Анализ такого типа городов доказал существований заранее подготовленного плана и хронологический порядок (программа) их построения. Использование методики повторяемых частей 'является типичным методом композиции в области индустриального производства элементов композиции.
Изучение типов городов исламского развития, таких как Халеб, Бухара и др., позволяло выявить особенности градостроительного опта мусульман. Установлено, что результаты долговременного воздействия мусульман в архитектурных произведениях стали ти-шгчшгш образцами для формирования современных ллянировочных проектов (университетский город Ум Аль Кура и др.).
Анализ координат композиционного построения показал, что исламский город мояет трактоваться как город горизонтального построения и город вертикального построения. При этом установлено, что: религиозные принципы не ограничили способы л виды компонов- ' ки населенных мест, а лиоь регламентировали их настолько, насколько создатели стремились к достижению потребностей, защиты личного , и связи с небом.
Характер расположения исламского города, как показано в работе, был зависимым от географических факто{,эв (гак например, в •городах вертикального построения Санна, "'ебам, Фустат и др.).
Иногда дефицит земли внутри стен города требовал вертикального распространения города (как например, в ropo те Лти.г.а и лр.).
В городах вертикального построения первый г. второй круп; ответственности кош^чтрирозались в одном доме. Каждый первый круг ответственности имел свой собственны:! $нна на кризе дома. Для выделения женских зон от мужских, .женские т.у.ы зшпчпли верхние, о мутскле зоны нижние этажи. Связь мед у соседна.ми женски; и 30Hfn.ni совершалась через особые мосты между ломами. 2тя мосты были использованы в чрезвычайном положьчии, для порогода защитников города.
Установлено', что оси движения в исламском городе "Щ.^ферен-цировзлись в зависимости от кругов ответственности на четыре основных вила: I - центральная-улица; 2 - главенствующая проходящая улица, которая является средством связи центра города с жилы-.ш квсртала;;д и жилых кварталов друг с другом; 3 - обгдая отделяющая улица как сродство связи внутри третьих кругов ответственности; 4 - отделяющая собственная улица как средство связи' внутри вторых кругов ответственности между домами.
Б результате данного исследования стало возможны;« классифицировать характер движения в исламском городе на двух основных уровнях - это уровень мирного временя (уровень odimoil сетки движения) и уровень чрезвычайного положения (верхний уровень), обеспечивающий передвижение на кршпах а через мосты-, соединяющее между собой крьгни э горизонтальних городах или через мосты, соедл-нящие между собоЛ верхние этажи j? городах вертикального, построения. Итак, оборонительные элементы, соединяющиеся в об;дей композиту исламского города, реально отражали аят. Корана SI-4 (Поистине "Аллах любит тех, которые сражаются на его пути рядами, как будто бы они - плотное здание!).
•В исламских городах возник и получил распространение линейный вид центра*. Эта дина;.®ческа;-: система композиции центра исламского города - есть результат соединения двух религиозных принципов - защиты личного и противодействия вреду.
Изучение тенденций развития (методик) комлозитда в современной исламской архитектуре выявляет слздуя'дке черты:
I - Широкое распространение методики композиции, городов ис-
* Ardalan }¡. mi¿ Bükht.iai- Ь. íhe с case of aaity, Tbe esíi ir^di-tionc in Percian arohitecturo, Un.lverait;- of Ohic. TD73-
ламокого построения с учугом использования системы повторяемых частей. Эта система подходит к современной практике, поскольку она: а) облегчает индустриальное производство строительных работ; б) увеличивает степета ислользоватгя проектного и конструктивного опита; в) рпегшряот возможности использования современной техники, ЭБМ, особенно при решении больяих проектов; г) обеспечтгваот гибкость Архитектурного произведения, что соответствует потребно-• стям ислама и техшгческим средствам.
2 - Использование методики городов исламского развитил, которая учитывает результаты исторического опыта мусульман л их воздействие в течение ¡дательного времени на архитектурные произведения, дает более эффективные результаты и успешно отвечает на потребности мусульманского общества.
3 - Использование линии мусульманских орнаментов как модуль-ной сеткгг, как связи настоящего с промым.
4 - Использование фмософского понятия структуры орнаментов в исламской архитектуре: эта методика успешно ответила на настоящие потребности.
3 результате сравнительного анализа, проведенного в данной работе, рекомендуется:
1. Использование системы городов исламского построения при формировании композиции больших одяофункгаотгальных проектов.
2. ;1споль8оеош19 системы городов иогамского развития при формкровыстя композиции многофункциональных .проектов.
В результзте изучения современных тенденций решения комяо-зшзгонных вопросов в исламской архитектуре отмечается, что применение современной техники иногда отрицательно ^лияло на использование естественных истоков кондиционирования. Традиционные элементы коядяцио:гированяя постепенно исчезли, 'а вместо них стали использовать искусственные средства кондиционирования.
Изменив взаимодействия исламской религии с архитектурой показало, что критическая точка в решении вопроса композитам в исламская архитектуре за**лпчается в определении вида взаимоотношения «,$*лу обдам и собственна, и методики перехода между ними. Предложенная задача при Формировании композиции в современной исламской архитектуре заключается в решении вопросов: - эксплузта1!донного фактора; методика рокения этого вопроса зависит от координации ко\шоз:аг,ш;
- соответствия с религиозными потребностями (связь с небом, защита личного, соответствие с окру:кагщей средой., противодействие Броду и др.); методике решения этого вопроса зависит от вида взаимоотношения КОМПОЗИЦИИ И ЫШЯЗТ но ВИД СВЯЗИ КОМНОЗИ151И с окружающей средой и форму решения композит!« самого архитектурного объекта (граф.таб.4). ■
В зависимости от координпт композинли целесообразно использование методики исламских городов горизонтального распространения, то есть фша вертикальной связи с небом. В зависимости от климатических условий используются разнно виды финн (открытий, полуоткрытый,* закрытий и финя с решеткой)- '1аряцу с этим установлено:
- использование оистэш отступаются композиции, соотвотствия при этом двух факторов: вертикальная связь с небом, высший уровень -■ксплуатации; •
- поло высокого фактора эксплуатации выявлено при соединении в пару двух осей координации композиции и смежно дойствию, где вертикальная координата композищи относится к административным и
• торгогнм фршт^иям, а отступающая'координата композиции охватывает жилые объекты, .
. При использовании методики вертикального построения отдича-ются два случая: а) мялоэтгшшо дома, где были развиты элементы: балкон как фнна - углового отношения с небом, или система махала;
б) щогоэта'шыв дома, при решении композитен которых возникли разные варианты использовать элементов. переходное пространств, на фрагменте здания как. эпнан обсмей массы композтцн, или в видо использования туннельных переходных пространств внутри обвдх масс архитектурного объема, или в вида чередуэднхея пространств. Были приняты такяе элементы ^репляющих,пространств и элементы кондиционирования, как например, малькафы или ниша. ■
Попытки совершенствования настоящего положения современной исламской архитектуры заключаются в Двух основных направлениях структурного и композиционного развития.
А - Использоваите методики городов исламского построения; эта цель достигается при, построении новых самостоятельных ropo- . дов и отвечают, на предложенные потребности. Тенденция развития такого типа реализуется в трех вариантах: ■ , • ,. "
I- - новый , город развивается по направлению старого города , .'
С0151=1~М1£ММЫ1Н ПОПЫТКИ 1=1ЕИЛЕИИ=1 К ООр Д И M AT КОМПОЗИЦИИ 13 ИСЛАМСКОЙ А1-ХМТ1=КТУ1Э1Н
OS
í! ;:■
«
u la
3
ï á s »
s Ё,
hi
p.-ia
TI
-KKTwc туяпеЛ-
HK'i ^ОШ,
Q
полуотх/trnui fluna
а
ffl
tn-1_
—' fcn
i
-сяораию пере аодно« прост- .
p.WCfflO.
m
В
Ф*МП о THíWT-
' галетейкмэ <?грук
Tjptf.
□
покатал фгмв
Œffl
П
LMJ
-V I» "УМ'Г* М'Я HLV1 <1 ¡>.-/,CT!1" МС!{BE— >' •íi'r uio».
чтобы в точение времени освоить территории старого города и распространить планировочный оццт но..ого города;
2 - новый город развивается щхшш направления старого города, где каздий город продолжат самостоятельный путь развития;
3 - новый город углеронло развивается вокруг своего ядра, где он осваивает территорию старого города в точение времени.
Б Использование методики городов исламского развития; эта цель достигается путем реализации следующих методов:
1 - перемещение точки развития внутри структуры современных городов как основных тонок тяжести в исламском городе. С-та точки изображают: мечети, .административные и культурные понтры, торговый центр города.
2 - улучшении настоящего положения разных видов композиют в современном городо, чтобы соответствовать религиозным и общественным потребностям. Эта цель достигается при использовании типологического ряда элементов архитектурной композигди: а) элементы выходя собственного на обдем пространство; б) элементы переходных пространств;.в) элементы течения ерпды внутри архитектурного объема; г) элементы естественного кондиционирования и сохранения умеренного микроклимата.
3 главе, в результате исследования показано, что общественно-политическая структура тесно связана с исламской архитектурой. Эта структура отображает его идею отвегетвенноста, которая направляла и руководила развитием планировочной структуры исламского города, а тлюхе влияла на разновидности композиционных отношений между собо,1. Установлено, что комнозюшя в исламской архитектуре является результатом взаимодействия сфер ответс-ственности и соотносится на следующих уровнях.А - Личнац ответственность является отражением следующей аяты в Коране "Ведь слух, . зрение, сердце - вое они будут об этом сиротки". 'Это еще раз подтверждает'действие пршпзша защиты личного в исламской Архитектуре. Б - Общественна)? ответственность. построение структуры, которой основано на-чтении Пророка "Всякие•пастыри и всякие ответственные за их стадо (паству)".' \ .
Исламский город, как доказало исследование, построен на основания система последовательных кругов ответственности. Первый , круг: ячейка дома. Внутри этого круга ответственности демонстри- , руется единство, начиная с отца и матери вплоть до детей. СиокоЙ-
стпие и устойчивость этоД ячоЯкц asiiprw? тсортеп {»слисчозццс токстн '¡:пр:пта, ттарт по. лоркирпп? jwamtn литотсго luí зточ уровне. ВтопоЗ КП.У1- оосточт «а групп« «оррчх joyroi» отяототгшшо-СТИ, Е ПрОГ.Т;)ЛНОТСО которого ТЭД'/Г CVH', СВНЗДКНЦЧ Ч<\™ДУ «ОЙОЦ T)onvtw:)tmrv.t отчо:"П'г,!.тг1 в сооть'стстгтд с чтптдоч Л> sopona ''Кто
в Corn ч в ло.п. Странного nycth ,ч<чтат сйдоь о кров-иш роютиоч*. Т.чт.'О рпу? отвотсчочностк фоггипу^тагг ¡ta групп» BTOpicc KpjroB, гло евдаь» ч«т>у iwn¡; яачлотоп юч-ють кдортллч, ?&Ч0ТЬ ПрОЛСТЯДОЮГ COlW, ¡x'tpa КЯЯртЧИ и КОНТР CIÍI9Ü 1">рО'ШЧ! пять ряз в noin.. ч^троптн1'!,, груг птвототттгомтн ф>р»«щртол на групп» третьих кругов, т.ч. :п .-дая групп кпартплоа. Дпда.ч еюго I'pyrn ЯРЛЯОТСЯ геятрлтнля мччить.
Ня основа (мплцзд устпиоялоио, что мачпть «*:»', фактор bqíuio-шт игрпот руконодлгет> роль относительно других евмктоп комно-зикга Г) исламокоЗ орхнтоктугм. Рппноо(1рззив видов вираиопчя ' ролл оЯнпру?иеячт ряд котодая построп;ия прхятонтурчоЯ комгош- • rrtra: Л - Нритяглтолт.ггао знлчшмо мочеп! кои исходного пункта до»« хтгл« э города. В - Ofoey мечоти и ;о много рзспоЛочаия тк цовт-ра тягссс?;! прхпттпур юЛ кстюзигот. В - Лолоедчи« мачота в гсо-метрэтоото; гонтра pojío.xí». I' - Up« с.тлянш' носгадшис пооедошпк пунктов :vr:t городов, сос'орныч mf'T:i от.ис городоп нпхолиляоь на ляда ср&глячос-а (¡Сттр а .пр.). Д - Волол р-эяжятай пил - wo rap- -5кш'нш5$ nrj руРоподства (Буюря л Сощтщ),
3 r,ea;vvr0?0 ИСУГООПОД:« »ЮЮЛПГО. ЧТО КО\1?К)ЗЯ»ИЯ flpXRfCR-турных oObs-.roz? город« Бухпрк находилось я четко*; проиор№ю«мя>«0м отловит! с расположенном даштей, !íto отцоэдтте ошгашю на рао-отсяа:ти чол"У пеятроч rrrwipíra я двором мочотя Каадгп. Чвчот* яи-пэтдло се роль {юшрчччр, в случчч Оз;:аркякля) кпк оанояч золотого звчвизя 2 плягозапш itor.moRoa С'ях ¡i Зянда
По^чорунутя роль оптекта:?те (иппртмочия) в иуломокой архитектуре . Kpo:w ориолшш -1 стороны осьто в лслейдохой архите:?-турс> "эсть чот олн^з сторояв, которул яяло яршшгагь я ряп-
чз? - «anpasjwirfs к fttáüro. .'toirjwiMoniw » играет влпну»
•уж В t?03 -пхи ко«я031!"5тя аГЧСЯТ^ТЛ'Я!« OtílOKTOB. Муоульмпво яракаягнк либо повопачялятао ? к но? « моллтеу, дябо ovwtowmm от ноо в ."«г-уг'ах д«?',о?в tmc.
Эти прятсик !»лим;| таге® гм кочпозшеяа и хвдиярэвочпу»
структуру пусуяышо^чх горпдоп. InTimQ .оторопм ЙЛ-ЭТП yrtTimrafCT» яря ясполчяопятптй чппр^гляпч;« я. ''ончft¡o'R'pjfrí.'i'Tt ci.w.m!rroa ifci-
эзэтина «i^ ÖÖ&MSS®
позипци п исламской архитектура: фига, эЯваи, малкпф, чанвар, нити, мечрядяя, •сиряяб и да.
Показано, что влияние запрета изображения ткивых на хомпози-цип в исламской архитектура проявляется на двух уровнях:
1. ita уровне г'лоскоот.ной композиты! это выражается в развитии пластического искусства и ¡?яплиграет;!. В огом смысле известно огромное влияние кораничоекпх аятов на развитие -искусства надписей, поскольку красота п глубокое значение агтгов стали едохиоеля-гягеими стимула-« работ мусульманских зодчих. Выявлено, что пентрич-но-динамнческая компознгач хергктерня длл построения геометрических орнаментов'в исламской архитектуре.
2. IIa уровне пространственной композит?:;! развивалась объемно-кубическая структура исламской архитектуры. Установлено, что этот вид архитектурной композиши является результатов реализации двух принципов:' загдты личного и запрета изображения тгешс.
В исследовании'установлено, что связь с небом - одна из важнейших потребностей исламской архитектуры. Она наглядно проявллзт-ся как в планировочной композиции, так и в объеино-просТрапствен-ной структуре. Во многих аятах Корана' (Сура G, аят 75-79; Сурз 3, пят 190-195 и др.) обнаруживается,' что сопепцшпе является методом достижения убежденности в Боге.-Замечено, что. архитектурное отражение этой ¿отребнеотн бия о наглядно .выпажено в архитектурном . элементе адоряка - "фин?". При-этой в диссерта-да отмечается, что супность исламской архитектуры не заключается в достижении определенной формы, поскольку она динамична. Она, по убеждению автора, прежде всего состоит в сохранена: границ религии. В качестве доказательства и альтернативы противополоотого к композиционному язучопт горизонтального города приводится шодоство примеров мусульмански городов Еертякзлъного построения. В связи с этим в исламской архитектуре одновременно действуют и горизонтальные vi вертикальные координаты пространственной компоэятгаи. При вертикальной координате в одном доме соединяется первый и второй круги ответственности. Б данном случае ремегше потребности личного и оеязи с небом достигается методом наложения функций друг с другом. Хагдуй первый крзт имеет свой фгаа - дворик на крыяа дома.
Выявлено, что гибкость является ото* из важнейших потребностей исламской архитектуры. Гибкость композиция в исламской архитектуре проявляется на двух уровнях: Л - Гибкость разделения
» Й -
отвечай на Еотребности разделения мекду двумя родами (женсхим и uysami) son» i> i^mm .соедкнемя различных композиций отвечав? на гигреЗньсти - нрава Шуфа (преимущественное щшвд покупки). НеойходашеФь достижения гибкости соединения тре-е^&т одаоьроыокно кнтагршш и функционального разделения объеыои.
Исслвдошш аикаиало, что масштаб а исламской архитектура имеет два аада вырааиншп А - Внадиий масштаб, зависимый от внешней фигуры чадовака, poor « 7 локтей, локоть » 2 пяди а т.п. Б - ДчхоникА мдоотаб С ил отработан »фа иснользовакии средств, али-даж т пайщику человека, одось сродства архитектурной гиркони-задаа ?poey»r у-яучшвиия чувств восприятия человека, используя три фактора; вода, растительность, сват а цвет. Отражения аята "Ведь еду«» зрэшга, оердде - ьсо они будут оа атом спрошены" для улучшении ж подготовки органов чувства мусульман к службе, бшш использованы дошлнмвяышб средства гармонизации. Увук соды - для удобства слуха, орнаменты <• для удобства зрения, внедрена* расти-
срадн ь архитектурных объемах для улучшения состояния сердда (Душ).- •
На основе анализа градостроительной практика установлено, 4W ь монашках городах мме»тся две основные зоны: Л - Статичес-хиз.аоны. где преследуется цадь достижения спокойствия и совпадения о& средой, йдась, ьо-гпврвык, удаляется все виды вр&да: шш-ны, иеггтаакя шума я грязи, торгоша действия,- во-вторых, твердо собладаютоя ралигиозныа принципы, сохраняющие права человека на спокойную заешь. £ - ¿шнамичезкие зоны, находящиеся на оси двпка-нш, соедишааде кварталы друг о другом, и о центральной частью города. 9тй зоны несут торговца функции» где центр города в ш-е нейяш виде нрмблшшет слукбы к жилым кварталам. Подчеркнуто, что 'исторические решения исламского города есть результат многовековой эволюции форм и механизмов взаимодействия архитектурной композиции с потребностями ислама.
Определено, что решение кэшюэишш современного исламского города требует внедрения основной формы самого понятия ответственности, где обеспечивается тесная связь между двумя иатвгория-w - обществом и архитектурным произведением. Для того, чтобы ае-реотроить комнозвдив современного исламского города, надо вновь восстановить роль ыеча'ти. Следует Учитывать, что-: ,а - первый и второй круги ответственности изображают статические зоны; б - тре-
тий и четвертый круга изображают динамические зоны; в - мечеть • изобрачсает нереходкуп точку мезду двумя зона;®, так как она считается первой динамической точкой в исламском городе.
Подчеркнуто, что понятие богатства в исламской архитектуре является отражением чтения Пророка ".Богатство - это богатство души". Поэтому в исследовании выделены два вида архитектурно-композиционных объемов: собственные и общественные. Собственным объемам (жило»1, дом) свойственна простота внешних шоскостей и богатство внутренних архитектурных (фрагментов. В отличие от этого, в об- ' щественньк объемах (мечеть, кзравансарай, пшэриотаи и др.) шоо-ним фрагментам'архитектуры уделяется особое внимание. Композиционный анализ показал, что в исламе кои архитектуре пог^ятие внутреннего и внешнего относительно. Зачастую внешние фрагменты общественных объемов является внутренними относительно единой ояани-ровочноИ сетки исламского города..
Установлено, что основными способами достижения гармонич- ' ной композиции здания являются граниш реализации, религиозных потребностей. При этом показано, что значительный ряд регламентирующих границ, олрвделяицих методику композиционного построения исламской архитектуры отвечает современным функциональным задачам. При реализации потребностей совершенства, благочестия и умеренности 'решаются констууктквныв и твхняно-окономичвснив задачи. При реализации понятия божественной красоты в ислама , (в соответствии с чтением Пророка "Поистине Аллах красквый, и он любит красоту") решаются эстетические задачи.
В итоге исследования подчеркнута и проиллюстрирована роль воды как органичного фактора композиция в исламской архитектуре. Установлено отражение еята Корана ("И сделали из воды всякую вещь живую") на всех уровнях действия принципа ответственности. В жилом доме вода внедряется посредством элементов внутреннего двора (фина) и элементов кондиционирования (иалкаф, мешрабия и др.). Зодчие использовали воду, как средство очищения души человека, одновременно отвечая и на религиозные потребности (чистота, непорочность). В мечети вода внедряется как обязательное условие в соответствии с потребностями службы (омовения). При этом исторически возникли разные. виды композиции элемента для омовения (мав-даа). В соответствии с запретом удаления остатнзв воды от других, композиционное выражение обнаружилось в возникновении элемента
<* 2ú -
общественного источника води (сабил). •
£ диссертации показано, что архитектурные ансамбли в исламском городи имеют утилитарные функции» которые тесно связаны о пользой доя человека, как, например, общественные всточш!КИ ьода (сабил). Однако высший уровень доверенности мусульман в с миме кораничесюх аятов обнаруживается, ¡согда мусульмане, исновиваясь но буквальном значении слов приведенного аята, используют воду в психиатрических больницах (шшьристан Аль Аргунк, Халеб и др.). .Установлено, что в процессе формирования композиты! в и.ушмской архитектуре обеспечивается органичная свяиь мевду водо.. и психически,) состоянием человека. Тем са»/ым подтверждается возвышенный духовный смысл масштаба в исламской архитектуре.
ОСНаШЬШ ВЫВОД» Н ЖШЬТАТЫ 1КСВД0ВАШ'Я
i итоге комплексного исследования оволвдгакнох'о процесса формирования композиции в исламской архитектуре, анализа условий, предпосылок и принщшор ее развитии в работе получены' следущио основные результаты:
1, Установлено, что меламемя архитектура в процессе эвол|>-ции прошла пять основных этапов развития:
I - агап возникновения и формирования исламского государства (622-661 гг.); 2 - этап ^ормировашш архитектурных школ в исламской архитектуре (66I-WI6 гг.); 3 - колонизационный втап (1916-1960 гг.); 4 - этап распространения интернационального стиля (60-70-в года); б ». этан формирования своеобразия современно!: исламской архитектуры (ВО-е годы XX вока).
2. Выявлено, что архитектурная композиция в исламской архитектуре - есть результат воздействия ряда религиозных регламентации и факторов, влияющих на формирование композиции или собственно на мышление мусульманских зодчих. Эти регламентирующие црнн- • циш заключаются в двух группах. А - Границы. которне определяли методику композиции в-исламской архитектуре. Среди них можно назвать принципы: противодействия вреду, защиты личного, преимущественного права на покупку, право дороги, высоты здания и право оригинального, взаимозависимости, соответствия о окружавдей средой, удаления истоков -вреда от мечети и хилых здаций, ограничение минимальности ширины дорог. Б - Факторы, формирующие мышление самого архитектора. В их числе принципы: ответственности,
руководящей роли мечети, запреты изображения живых, связи с ко- • бом, понятия богатства, во;л как фактора, гибкости. К правилам же форА-лрования гармоничной композиции в исламской архитектуре относятся: божественная красота, соБврш<нство, умерошюсть и благочестие.
3, Изучение взаимодействия исламской религии с архитихгу-рой показало, что критическая точка в решении вопроса композиции в исламской архитектуре заклинается в определении вида взаимоотношения между общим и собственным, и методики перехода квжду нн-ки. Зта цель достигается .три использовании типологического ряда объемных элементов архитектурной композиции: элементы выхода собственного на обцеы пространство; элементы переходных пространств; элементы внедрения ср(|ды внутри архитектурного оодома; элементы естествош.'ого кондиционирования я сохранения умеренного микроклимат в.
1. Показаны различия ма-эду двумя понятиями: координатой композиции и координатой отношения архитектурного,объема с окружающими объемами. Установлено, что исламская архитектура имеет и горизонтальна и вертикальные координаты композиции. Координата свободного отношения композиционного объема с общим пространством ориентирована к небу, то есть имеет значение вертикальной координаты. 0
5. На основе анализа установлено, что мечоть как фактор композиции играет руководящую роль относительно других объектов композиции в иолякской архитектуре. Разнообразие видов выражения этой роли обнаруживает ряд штодик (.остроения архитектурной композиции. А -' Цритягательиов значение мечети как исходного пункта движения з городе. Б - Объем мечети и ее.место расположения как центра тяжести архитектурной композиции, В - положение мечети в геометрическом центре города. Г - При слиянии нескольких насаленных пунктов или городов, соборные мечети этих городов находились на линия срединности. Д - Более развитый вид обнарукен в данном всследованич - это гармоничный вид руководства.
6. Выявлено, что гибкость является одной из важнейших потребностей исламской архитектуры. Гибкость композиции в исламской архитектуре проявляется на двух уровнях: А - Гибкость разделения отвечает на потребности разделения меаду двумя родами (женским и мужским) зон. £ - Гибкость соединения различных композиций отве-
- '¿а -
чает на религиозные потребности - ирага Шуфа (преимукястьшшое право покупки) и др.
?. Исследование показало, что масштаб в исламской архитектуре имеет два выражения: А - Внешним масштаб. зависши от ни отпей фигуры человека (рост = 7 локтои, локоть 2 иода). Ь - Духой-ныи масштаб Оыд разработан при использовании средств, влияющих на психику человека. Здесь средстьа архитектурной гармонизации требуют улучшения чувств восприятия человека, используя при ото*: психологические сродства гармонизации: звук воды - для удобства слуха, орнаменты - для удобства зре!шя, растительность - щ улучшения состояния сердца (Души).
Ь, Подчеркнута роль ориентации (направления) в ислауской архитектуре. Кроме ориентации на 4 стороны света в исламской архитектуре есть еще одна важная сторона, которую надо принимать в расчет - это направление к Кибле. Направление к Кийяв играет вйх-ную роль в создании композиции архитектурных объектов.
9. Определено, что композиция в исламской архитектуре ваяется результатом взаимодействия сфер ответственности, которая соотносится на двух уровнях:"а) личшш ответственность; б) общественная ответственность. Исламский город, как показало исследование, построен на основе системы носледоватыльних кругов ответственности: I - жадая ячейка; 2 - груши дома с родственными отношениями; 3 - мечеть квартала - махалла; 4 - центральная мечеть -город.
10. Установлено, что в исламских городах имеются дви основные зоны: А - Статические зоны, где преследуется цель-достижения спокойствия и совпадения со средой. Здесь, во-первых, удаляются все виды вреда: источники иуыа и грязи,' торговые действия; во-вторых, твердо соблюдаются религиозные принципы, сохраняйте права человека на спокойную жизнь. Ь - Динамические зоны, находящиеся на оси движения, соединяющие кварталы друг с другом и с центральной частью города. Эти зоны несут торговые функции, где центр города в линейкси виде приближает службы к хилым кварталам.
11. Для того, чтобы -перестроить композицию современного исламского города, надо вновь восстановить роль мечети. Следует учитывать, что исламский город разделен на четыре типа кругов ответственности: а - первый и второй круги изображают статические зоны; 6 г- третий и четвертый круги изображают динамические зоны; в - мечеть изображает переходную точку меяду двумя зонами, так как она считается первой динамической точкой в исламском городе..
ишташ; РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ
Основные пол(/*окял диссертации внедрены п ело пущих работах, выполненных в ГЛЗ-Ш2 гг. при непосредственном участии автора:
Проектные - мотеть Аль Хячпянил в г.Халеб (Сирия) - орхчтех-турно-хутотаствяичо'-' решение интерьера; проект центра г.Халеба, Баб Аль Фарадха - чтлоЯ КЕяртял л генеральный план; кил не дома в Городах Сирии.
Научные - Изучение архитоктурно-плагшровочяшс особенностей . жилнх квартлло?'города Халеб (квартоли народного тшгдн и оячо-строок, Аль Бявсатииа в районе Аль Джаида, Аль Аирафия); Изучпние торговых центров города Халеба; Исследование Караван-сарая - Хаи Аль зпЯм. !1зучтй отчет: Псторико-генетяческяе основы развития населенных мест Азербайджана /Исторические предпосылки развития исламской архитектуры в странах Востока. Кафедра "Арх.проект и град-во". АзйСУ, 1991.
Основные публикация по тепе тиссетггацид.
1. К iопросу изучения "мусульманской" архитектуры Блитаего я Среднего Востока. В сб.: Проблемы архитектуры и градостроительства. Тезисы доклалов " Республиканской научной конференции. Аз-¡1СИ, Баку, 1909, с.33 (м соавторстве с Ф.'Л.Гусейновым).
2. Чекото$<е особенности исламской архитектуры в странах арабского Бостокл. - Научный отчет: Исследование актуальных проблем архитектуры и градостроительства Азербайджана. Гос.per. 01.870004574, Кафедра "Арх.проект.АзИОТ, Баку, 1909, с.91.
3. Влияние ислам на архитектуру (о влиянии запрета изображения вих яа рэзвигяе пластических искусств). Газ.: Строительство ("Инааат"), X 10(233), Баку, 1992.
4. Влияние ислаш на архитектуру: принцип ответственности. - Тезисы Международной научной конференции: Исследование проблем архитектуры стран Востока и их влияния на архитектурное образование. АзНУ, Баку, 1993 (е соавторстве с Ф.М.ГусеШюзым).
5? Минарет Калян как фактор композиции города Бухарн. - Тезисы Международной науч.конф.: Исследование проблем архитектуры стран Востока и их влияния на архятек.образ. Аз ПСУ, Баку, 1993.
о. Ловив сведения о Пах л Зинде (мечеть - основа золотого сечения). - Тез.Можц.научн.конф.: Исследование проблем архитектуры стран Востока и их влияния на архитек.образ. АзИСУ, Баку,1993 (на англ.яз.). -
-
Похожие работы
- Фрактальные построения в композиции архитектурных объектов
- Архитектура дворцов исламского мира (на примере стран Ближнего Востока)
- Мемориальное зодчество Кыргызстана XVIII - начала XX века
- Архитектура культовых и общественных зданий в г. Каире и их творческие параллели (XIII=XVI вв.)
- Мусульманская культовая архитектура Волго-Камья с IX до начала ХХ веков (Генезис, этапы развития, закономерности типо- и формообразования)