автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.01, диссертация на тему:Архитектура культовых и общественных зданий в г. Каире и их творческие параллели (XIII=XVI вв.)

Хатем, Морси Хассан
город
Баку
год
1993
специальность ВАК РФ
18.00.01
Автореферат по архитектуре на тему «Архитектура культовых и общественных зданий в г. Каире и их творческие параллели (XIII=XVI вв.)»

Автореферат диссертации по теме "Архитектура культовых и общественных зданий в г. Каире и их творческие параллели (XIII=XVI вв.)"

РГ6 од

I 'I Академия НАУК АЗЕРБАЙДЖАНА

институт Архитектуру и искусства

На правах рукописи

ХАТЕМ МОРСИ ХАССАИ

АРХИТЕКТУРА КУЛЬТОВЫХ И ОШЕСТВШЩХ ЗДА1ПМ В Г.КАИРЕ И ИХ ТВОРЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ

/ХЩ-ХУ1 в.в./

18.00.01 - Теория и история архитектуры, реставрация памятников "архитектура

■автореферат

диссертаций на соискание ученой степени кандидата архитектуры

БАКУ - 1993

Работа выполнена на кэ$едре"Архитектурние конструкции и реставрация памятников" Азербайджанского инженерно- строительного университета.

Научный руководитель:

Лецст. дельный член Международной акадеии; эхитектуры стран Doc тока, заслужен-»ни работник Ексвей школ»,лауреат государственной премии Азербайджанской Республики, доктор архитектуры,профессор АХУНДОВ.Д.А.

Официальные олпоне ты: Лействителышй член Международной академии архитектуры стран Востока,заслуженннй архитектор Азербайджана,доктер архитектуры,профессор в.И. ГУСЕЙНОВ.

Кандидат архитектуры Ш.Н.РЗАЕВ.

Sejivqaa организация : Союз Архитекторов Азербайджанской Республики.

Защит . остоитсЖ < уг> '<асов"на заседании

специализированного "оеета И.004.10.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени канаидзта наук при Институте архитектуры и искусства АН Азербайджана по адресу: 370143,Баку,пр.К. Азизбекова,31, 4 эта«.

С диссертацией потно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Академии н

наук.

1993 г.

Ученый секретарь специ- визированного сокегэ, кае.аидз; архитектуры

Р.Л.СЛШРА

Архитектура является зеркалом цивилизации, цивилизации человеческой мысли, созидающей свои ценности посредством религиозных идеология, политических принципов, экономического бытия а культуры.

Исламская архитектура занимает обширное пространство,простираясь с востока от Азербайджана, Средней Азии и Аравийского полуострова до Атлантического океана и юга Европы на запад. Исламская архитектура имеет значительный промеяуток распространил, о^че" которого начался примерно тысяча двести лет назад.

Однако архитектурный стиль одного региона не только не замыкается в рамках определенных форм, но и меняется в соответ-5твйч с прогрессом цивилизации, отражающим культуру обмства, шляющегося носителем этой цивилизации. Так исламский стиль ар-штектуры Египта отличается от стилей, характерных для Ирака, ¡ирии, Андалузии, Магреба. Однако в исламской архитектуре нет (диных канонов,, установив которые, 1-.а тем самым могли бы да» Л определение, ибо она постоянно находилась во взаимодействии о временем и регионом.

Период, переживаемый в настоящее время исламской архитек-урой, наложил свой Отпечаток и на архитектуру культовых соору-ений. Эгот период был предопределен мировой цивилизацией, от-ичительтой чертой которой является слияние культур, быстрота онтактов и ззаимопроникновеж. з.

И если архитектура является зеркалом цивилизации, отобра-ающим жизп'ь общества и лицо нации, то именно нация является

созидательницей архитектуры и е§ стилей.

Актуальность исследования. Изучая культовые и общественные сооружения исламской архитектуры в период с Ш по ХУ1 века, известный как "средневековье", анализируя некоторые избранные образцы религиозных комплексов, отражающих особенности архитектуры как Египта, так и других стран исламского мира, которые определены, с одной стороны, природными факторами /климат,рельеф, природные строительные дагэриалы и т.п./, с другой стороны, социальными факторами /язык, традиции, культурное наследие/, мы наблвдаем повторение одних и тех не принципов строительства, повторение одних и тех яэ архитектурных элементов и орнамента с характерными для них исламскими чертами.

Это можно било бы-посчитать случайным совпадением, если б не существовало правил, 'салонов, которые разумом призкапал зодчий мусульманин и которых он придернивался,' розводя мечеть. Мезду тем единство форм и архитектурных методов вытекало из общности идеологии, символы которой использовались в строительстве каждой мечети.

Цель исследования. Для достижения цели и реализации гипотез необходимо было решить следующие задачи:

- изучить древние культовые сооружения, творения великих зодчих, с тем чт-бы найти тч основные :: ..юны, сохранившиеся во ,

времени независимо от мест их созидания;

- вскрыть и показать связь законов и правил в архитектуре культовых сооружений ислама;

- определить и сформулировать законы, выявленные нами в процессе научного сравнительного анализа традиционной архитектур!: культовых сооружений /мечетей, медресе и т.п./ Каира в других регионов мусульманского мира - Магрейа, Ирака, Сирии, Азербайджана, Средней Азии;

- показать на практике в ходе исследований, что основные законы в архитектуре культовых сооружений, их традиционных элементов и символов,декоративном оформлении лежат в основе возведения современных мечетей, соответствующих цивилизации времени и места.

Решение всех вышеуказанных задач дает нам право считать, что ислам в архитектуре - это религия всех времен и мест, что культура ислама неотделима от культуры современного мира и ни в чем не отстает от нее.

Метод исследования. Мля решенья задач в к-':сертации использованы следующие методы исследования:

- анализ научной литературы ло теме исследования;

- индивидуальны^ шпд анализа памятников архитектуры, позво.швдий переход от единичных особенностей архитектура к обобщающим; .

- ксшлексныл метод.

Новизна исследования заключается в аналитическом изучении характерных особенностей архитектуры культовых оооружаний Египта и других стран мусульманского мира.

Главные первоосновы этого аналитического изучения выносятся на аащиту. Они включают в себя:

- определение наиболее.жизненных архитектурных традиций, характерных для исламского стиля Египта и других различных регионов и взаимовлияния их творческих особенностей;

- определение основных принципов строительства современных культовых сооруйбйай. •

Практическая значимость работы заключается в том, что в ней подвергнуты научному исследованию и анЛизу почти все сохранившиеся до настоящего времени комплексы культовых сооружений, построенные в период средневековья в странах мусульманского мира. Определены различные методы возведения мечетей, типы строительства, их архитектурные элементы /фасады, арки, купола, колонны и т.п./, декоративные оформления и орнаментн фасадов и интерьера; рассмотрено проектирование планов мина!jtob 1J Дворов.

Настоящая работа может стать основой дая проектирования мечетей Каира и всего Египта в целом на базе исследования национальной культовой архитектуры прошлых эпох.

Апробация. Основные положения исследования были изложены в ' докладе на международно!.! научном семинаре /Египет-Германия/ в

?.Миш.я в 1985 году; были доложены и обсувдены на заседании спе-щахьной комиссии в университете Хельуан в г.Каире; были заслу-1аны и обсукдены на методических семинарах кафедры "Архитектура" гнаверсатета Хельуан г.Каир_; теоретические положения данного юследования использовались з качестве лекционного материя*я ця (анятиях в группах архитектурного факультета университета Хел~ |уан г.Каира; осуществлялась практическая работа над проектами ючетей а медресе исламского отиля в городах Каир и Эль Фаюн.

Опубликованы два тезиса международной конференции "Проблема рхитектуры" г.Баку АзИСУ.1953 г.

Структура диссертационной -работы. Диссэртация, объемом в 66 страниц, состоит из введения, четырех глав, заключения п иблио^рафии. В основной текст включены таблицы, суемп. рисунки в количестве 94 листов/, наглядно иллюстрирующие ход и резуль-аты исследования. Список использованной литературы содержит 64 аименования монографий, отдельных статей на русском и англий-ком языках. План автореферата соответствует плану диссертации.

СОДЕРЖАНИЙ РАБОТУ

Во введении обоснованы выбор и актуальность теш исследо-ания, выдвинут, рабочая гипотеза, указаны источники фактичес-ого матьриала и методы его анализа, определены основная цель я здачи, сфооиулиро-гны научная новизна и драктическа значтсгв нос ртации.

. Первая глава."Архитектура Египта в эпоху домамдюкского владычества 9-12 в.в.

В первой главе излагается история зароадения ислама в Египте, история становления Египта как исламского государства, про-цесо развития архитектуры культовых сооружений до 12 века, т.е. до прихода к власти Мамаюков.

История художественного и архитектурного наследия, принадлежащая Египту, возвращает нас к цивилизации египетских фараонов, летоисчисление которой прослеживается с 4400 по 333 год до н.е.. С ЗЗ^года по 30 год до н.э, - это годы властвования в Египте династии Птолоыеев, а с 30 года до н.э. начинается Римская эпоха, просуществовавшая до 355 год н,э,, - врем«, когда Египет становится одним из значительных государотв Римской империи. В 640' году Египет згдаатывают арабы; именно 640 год считается годом становления ислама.в.Египет, начинается зароадение исламской архитектуры.

В первый период, продлившийся два с половиной века /641-Ь68 гг./ Египет оставался одной из провинций великого исламского государства, столицей которого был сначала Дамаск, а затем Багдад; и как следствие Египет пребывал ьна внимания его правителей

«

и потому но било построено практически ни одного значительного сооружения. Однако, как известно из вс^ории, арабами был осу- -щаствлеи проект первой мечети в городе Фуотате - древней столица

- 7 -

Египта, известной как мечеть Амр бин аль Аса.

В Тулонском государстве, пришедшем на смену халифату, Египет получает от багдадских халифов частичную независимость. Уже з IX веке архитектура феодального Египта достигает зрелости.

3 879 году в Каире была построена мечеть Ибн Тулуна. Мечеть ко-юягого типа отличается ясностью конструкций, выразительностью

архитектурного облика. Огромный квадратный двор, в котором размещались тысячи молящихся, окружен аркадой. Арки опираются на лаосивные прямоугольные столбы. Основные архитектурные объёмы

а плоокостя подчеркнуты резным,стилизованным растительным узором.

1ростота и величие пространственного решения, спокойнШ ритм архитектурных форм и декора создают ощущение гармонии и цель-юсти художественного образа.

Второй период - эпоха правления фатвмидов, отличительной эсобенностыо которой было упрочнение мусульманской идеологии, увеличение принявших ислам и рост материального благосостояния.

Гем саедм было положено начало египетское кслш/.скогду стилю в архитектуре. Появляются местные еггшетские мастера, зодчие, понимающие законы ислама и принимающее их за осноау. Именно а это зрема зароздается егилеюкая исламская архитектура,в некоторой зтепени еще додэаряеьяая влиянию.арабского Магреба^

Для монументальной архитектуры Х-ХП веков характерно обога-декие здания декоративным, пластично трактованной узором, В культовом зодчестве дродслзал развиваться тип "коловшей мечети" с

внутренне двором, получавшим, однако, своеобразное решение в кавдом из крупных каирских культовых сооружений. Особенно н мечетях аль-1аким аль-Азхар, имеющих гшроклй трансепт, о лрямс -угольными в плане столбами и высокими арками стройных пропорций.

Власть далее переходит к династии Эйюбидов, основателем которой бил правитель, происходивший из ирако-курдской семьи. И Египет вновь попадает под иракское влияние.

Этот период отличается появлением новшества в решениях планировки мечетей, а именно, появлением медресе. Сооружение первых таких колшлексов ш наблвдаем в Багдаде - медресе ЭДустансырия, а впоследствии и в Каире, В моьуыенталиом культовом зодчестве на смену простому орнаментальному ритму аркад колонной мечети пришли иные, более сложные композиции, слагавшиеся мощных .

отвлеченно-геометрических по форме монолитных архитектурных блоков, величественных порталов и эйванов. Грандиозные по размерам архитектурные соорукения этого времени производят впечатление величия и силы, декор их был богатым, но плоскостным и несколько аскетичным, а резьба, слоано крудево, покрывала стены и своды.

Наблюдая и исследуя процесс строительства мечетей в этот исторический период, мы ебка^/зашаем, что от одной эпохи к другой все более совершенствуются методы возведения мечетей. А в период правления эйюбидов эти методы ухе достигают наиболее зрелых, почти совершенных форм.

Вторая глава "Возникновение и развитие мемориальной архитектуры в эпоху маишкокого владычества в ХШ веке". Историческая справка, предваряющая вторую главу, помогает нам соприкоснуться о тем временем в Египте, когда к власти пришда династия Мамлюков. Маыиоксков государство просуществовало около трах веков, я эпоху правления машюков историки обычно делят на два этапа; первый - 1250-1382 г.г. н.а. - годы властвования Махшжов-Баха-рийя, т.а.тюрков; второй - 1382- 1516 г.г. н.э. - годы правления Малшков-Бурдвийя, т.е.черкесов.

Период возникновения и существования ыаипжского государства Бахарийя считается одним из самых значимых и в истории развития исламской культуры.

Вторая глава настоящей работы посвящена архитектурном«- искусству Египта етий эпохи и его отличительным особенностям. а ней подвергнуты рассмотрению а анализу такие памятники зодчества, как мечеть аз Захир Бибаро, мечеть и медресе Султана Хасана, мечеть Слар и Сангар аль Дкауди.

Исследование а сравнительный анализ вышеуказанных соорукв-ний и их.алементов позволила вцделить отличительные особенности,

характерные для этого периода; •

- Замысел и проектирование

Появляются величественные строения-комплексы, включающие мечеть, медресе, мавзолей, а иногда общественный колодец я куттаб.

Такие комплексы отличаются большой площадью и высотой.

- Горизонтальная проекция.

Развитие горизонтальной проекции происходило под влиянием

двух основных систем планировки- мечетей и общественных религиозных строений. Первая система является как бы продолжением методов строительства первой исламской мечети, а именно, продолжением метода "четырех аркад", /типа колонной/. Вторая система продолжает традиции архитектурной планировки арабского Востока. Она навша свое выражение в мечети - медресе с четырьмя айьаиамв.

- Внутренние дворы.

Бели при возведении первых мечетей архитектор отдавал предпочтение двору большой площади, то в последующем размеры внутреннего двора уменьшаются. В центре двора отроится небольшой . фонтан, который облицовывался цветным мрамором и инкрустировался перламутром. Фонтан стал новым элементом, впервые появившимся в египетских мечетях именно в эту эпоху.

- Мавзолеи.

Мавзолей, или гробница, непосредственно примыкает к мечети,

' ' -

к мвчетв-медресе в занимает сравнительно большую площадь в комплексе. .

- Минареты.

Если в начале периода наблвдается строительство минаретов, имеющих в плане квадратную форму, т.е. применяется метод эйю-битских минаретов, то позднее форма минаретов подвергается зна-

n ,\j

Рис.24.Мечеть и иелреге Султана Хасана,Пл4н,

ífe.

3=1 ЯН р»с.гб. Разрез.

чительным изменениям; был применен прием перехода квадрата в восьмиугольник, а последнего - в цилиндр. Таким образом, минарет приобретает особую форму, характерную для этого периода мамлюк-зкой эпохи.

- Купола.

Купол считается одной из характерных особенностей зодчества эпохи владычества Ш-дшсов. Следует отметить применение сасанид-жого приема - переход квадрата в круг, а также увеличение высоты супола путем добавления подкупольного барабана, улучшение внеш-1его облика и разнообразие форм.

- Орнамент и декор.

Важнейшими декоративными приемами и элементами являются: ¡озаика из мрамора, фаянса и стекла;

- гравировка на каше и резьба по дереву с изображением ри-унков, а тагае гкпсбвая лепка в виде растительных я геометри-еских узоров; полосы широкого и глубокого, эффектно выделяющейся ппсьиа шрифтом куфи и насхи;

- парапеты зубчатой фортлы или в форме цветго лилия, сенчаю-пе стены; сталактиты чисто геометрической формы с заполнением лоскостей орнаментом. Орнамент и декор з иашжскув эпоху достиг расоты высшей степек", профессионального совершенства и разно-Зразия.

Третья глава "Архитектура Каира в эпоху расцвета Машшского тадычества ХГ/-ХУ в.е.". В третьей главе дан анализ творчества

аодчих Египта во время второго периода эпохи правления Бурдаийя в 1382 - 1516 годах н.э. К наиболее ярким архитектурным творениям .египетских культовых соорукений модно отнести комплекс Султана Баргека, комплекс Султана Фарада Бин Баргака, мечеть аль ЬЧуз&т Шзйха, мечеть и мавзолей Султана Гайытбая, мечеть Султана аль Гурп, а такг.з викала ать Гури.

Гу:смотрение а исследование архитектурных произведений * этого периода позволили сделать вывод об отсутствий в них громоздких сооруяеяий, о проявлении изящества и утонченности, о становлении архитектурной мысля и усовершенствования строительного процесса: все это моете определить как отличительные особенности этого периода.'

- Планировка. .

; . Увеличивается состав и композиция планировки, Которая усложняется изнутри, начиная с центрального входа. При этом принимаются во внимание размеры улицы и обязательно соблюдается направление к Кибле. ' ' ■

Внутренний двор,. • ' V

По сравнению с предыдущим периодов размеры двора явно уменьшаются. Внутренний даор теряет свое назначение и становится скорее символом. Он представляет собой квадратное пространство, площадь которого перекрыта деревянной горизонтальной крышей с фонарями через которые проникает даевной свет.

- Ыовзолеи.

Мавзолей /гробница/ продолжал оставаться наиболее значимым элементом всего ансамбля. В зависимости от замысла архитектора и в соответствии с расположением в городе,гробница или примыкала к строению, или находилась отдельно, занимая при этом большуй площадь.. Примером такого мавзолея мокет служить мавзолей мечети Султана аль Гури. Для перекрытий гробниц применялись купола.

- Минареты.

Особое внимание во втором этапе периода правления Мамлюков привлекает методика возведения минаретов, которые состоят из трех частей: ку<5ическок, восьмигранной и цилиндрической. Верхняя его часть укра-лека кушкой, имеющей восемь колонн, которые несут небольшой купол. Форш и пропорции минаретов огановятся более изящными и утонченными. В комплекое минарет, кроме основной своей цели, превращается в декоративный элемент архитектурного искусства.

- Купола.

Большие изменения в. этот периад претерпевают купола, что на-блвдается и в пропорциях, и в размерах - увеличивается высота; и во внешнем оформлении - наличие геометрического а растительного орнамента искусной работы.

x xx

- /ль Сабнль и куттаб .

Два новых элемента - аль сабиль и куттаб - являются, с позиции архитектурного искусства, интересным и неордчнарнчи дополне-

Х Сабиль - комната о колодцем.

xx

Купай - духовная школа детей.-

нием к мечети.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, моено определить характерные особенности зодчества Каира в эпоху правления Мамлюков:

1.Комплекс включает в себя ряд сооружений, также состоящих из отдельных элементов, и потому имеет не одно назначение, а выполняет несколько определенных функций, в чем заключается его основной признак;

2.В процессе возведения основных архитектурных элементов мечети применяется несколько систем и различных методов;

3.Развитие и усовершенствование методов и способов строительства;

4.Применение различных вариаций планировки без строгого , соблюдения какой-либо одной конкретной системы;

.^.Последовательное развитие исламской архитектуры о дополнением, заимствованием и новшеством, как з планировке, так и в архитектуре фасадов.

6.Принимаются ео внимание размеры улиц и с.Олюдение направления к Кибле;

7.Проявление оссбого рчиманяя к фасадам и планировке;

Р.Следовак"з общепризнанна.* форма.:, кмега:пм крзспгне геометрические пропорции.

IF

4 H H

-Ig-

L.

С*

Й-

сЕ

Четвертая глава - "Творческий анализ архитектуры исследуе-ыэй эпоха и её влияние на зодчество последующих эпох". Четъор-тая глава содеразт исследовательские данные об образцах архитектурного наследия в различный; регионах: цуоульданского мира в эпоху средневековья Ш-ХУ1 века н.э., в эпоху, когда ислам достиг наивно-

шэго распространения, от Ивдии на востоке до Авдалузии на заладо, от Анатолии на севере и до Центральной Африки на вгг.

Этот период ознаменован максимальным подъемом зодчества в истории исламской цивилизации. Архитектурные памятники, к которых! мы обратились в данной главе, - это пр эдэры архитектурного искусства мировой значимости таких регионов, как Арабский Магрзб з Андалузия, Сирия и Ирак, Иран я Средняя Азия, государство Ос-¡ланов,-Азербайджан, Индия и Пакистан.

Исламская архитектура

1. Магреба л Авдалузпи:

- Мечеть аль Кутубийя /колонный тип/;

- Медресе и мечеть Бу-Ананпйя /тип айвана/;

2. Сирии и Ирака /Ш-ХУ1 в.в./

- Медресе и мечеть аль Джакхакийя, Дамаск;

- Медресе и мечеть аль Цустанспрпйя, Багдад /тип айпака/.

3. Ирана и Турции /ХШ-Х1У в.в./;

- Мечеть Исфахана /колонный тип и тип айвана/;

-го-

- Медресе аль Генасийя /тип айвана/;

- Мечеть Динасир /колонный тип/;

- Мечеть Сарыдаали и мечеть Таш /купольный! тип/;

- Медресе Андаа ¡Динара /купольный тип/.

4. Азербайджана /Х1-ХУ в.в./;

- Мечеть Мухаммеда /Баку

- Комплекс Ширван-шахов, Баку /купольный тип/;

Джут-мечеть, Дербент /колонный и купольный тип/.

5. Государства Османов/Х1У-ХУ в.в./;

- Нечеть Иатиль, Йзтик /купольный тип/;

- Мечеть и медресе Иашиль, Вурса /купольный тип/;

- Мечеть Султана Баязида, Стамбул /купольный тип/, б.оредней Азии Д-ХУ1 в.в./;

Мечеть Биби-ханым, Самарканд'/колонный тип/;

- Медресе Улугбека, Самарканд /тип айвана.

7, Полуостров Индостан /ХШ-ХУ1 вв./;

- Мечеть Фатех Пурсш.^и /колонн^ тип/;

- Ыечеть Гульбарга /колонный тип/;

- Мечеть Шах Дкахад /колонный тип/;

Цель исследования настоящей главы заключается в изучении характерных особенностей архитектуры этих регионов, сопоставление сущностных отличий, выявление взаимовлияний, послание систем проектирования к самого процесса строг, гльства, а также приемов декора и оформления орна; "шта.

- Общеизвестно, что каждый регион имеет свою географию,свой >ельеф и климатические условия, свои природные богатства и свой ¡пецифический состав населения: все это, безусловно, оказывало

[ оказывает колоссальное влияние на развитие архитектурного провеса в целом, а также на стиль и метода архитектурного воплоще-(ия культовых сооружения, на разнообразие форм их архитектурных игеиентов. Огромное значение тлело и культурное наследие доис-гамского периода, а такае взаимопроникновение и взаимообогащение сультур этих регионов.

Наряду с отличиями в архитектуре памятников, подвергнутых [ами детальному изучению, имеет место то общее, сущность которого включена в идейности самого культового сооружения. Это объясняет-:я тем, что зодчий - мусульманин считал обязательным наличие в гечети или другом культовом сооружении определенных архитектурах элементов и соблюдал исламские каноны в проектировании.

Обобщая вышесказанное, следует сделать вывод, что огрошое шачсяие ч развитии архитектурного искусства этих регионов имели:

- природные строитс.гьные материалы. Ибо б основном исполь-¡овались те строительные материалы, которыми и была богата дан-1ая местность;

- климат. Проект общей формы мечети, определение её разме-юв, площади внутреннего двора, наличие ?ех или иных архитектурное элементов зависпло от конкретных климатических условий;

-гг-

- культурное наследие доисламского периода этих регионов. В качестве примеров можно гривести мечети Турции, Ирана и Индии, где гч выбор общей формы, декора и ■ рнамента значительное вл,л-ние оказала архитектура предшествующих эпох.

В заключении "Сопоставительное изучение культовых сооружений г.Каира и других регионов", излагаются основные выводы всей исследовательской работы. Кратко они сводятся к следующему положению: изучая и детально анализируя культовые сооружения /мечети медресе/, построенные в Каире и в других регионах мусульманского мира в эпоху средневековья, известную в Египте как эпоха правления Мамлюков хочется отметить большое разнообразие методов,

архитектурных решений в развитии элементов комплексов, таких разных, но вместе с тем имеющих.много общихтарт культовых сооружений Египта в эпоху Мамлюков.

ССНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

. " Мече г ь аль фауши в г.Минья". Международный научный семинар Египет-Германия), г.Минья, Египет - февраль, 1985 г., стр.37 на англ.яз.).

- Культурней подъем в архитектуре торговых зданий в ГГОр*» и/^ юкского правления в-Египте. Научная работа на получение звания агистра. Хальван ун., Каир, декабрь 1987 г. (на арабз.яз.).

V

Исламская архитектура Машапского периода в Египте. Научи. оклад на кафедре "Архитектурные конструкции и реставрация па-ятников", АзИСУ, Баку, 1991 г.

Проектирование мечети в Египте. Тезисы. Международная науч. онф. "Исследование проблем архитектуры стран Востока и их лияши на архитек.образ". АзИСУ, Баку, 1993, стр.136.

Вычисление -необходимых размеров мечети. Тезисы. Меглгнарод-ая науч.к'онф. "Исследование проблем архитектуры стран Востока их влияния на архитек.образ". АзИСУ. Баку, 1993, с. 137.

-24-ХУЛАСЭ

13-16-чн эсряарда Tatapa шэЬериидекн Ислам ме"марлиги ила ганышлыг.мэсчид вэ медрэселэрин тикилмэсинин е,1рэнилмеси ве умумнj-¿атле,ислам алаиинин м/хтэлиф Ьиссзлэривдэ ки^мзсчид вэ мэдресе-дарин jepn иле танышлыг.

Твдгигатын йириичи фэсли: Ислам ма"марлыгыныь Исламын Мисире дахнл оддуг* ктадан Эмэвилер двврунгн сонуна галер «и,девр чарчавэ-синдэ едрэнир.

Мкинчи ве гчунчу фвсил: Ислам ые"марлыгынм I3-IC еср Мамлгк девргада езрэнир.

Дердгнчт вэ ахирыичы фэсил: Ислам адвмииин мпстелиф кушелэран деки масчид ве медрэселэрин «таунелэрини тедгиг едад.

S им MARY "Cairo Religious and Puplic Buildings" Architecture and their creative parallels

The first part of tl э research studies the islamic architecture in Egypt in 641 of Fustat, to-the Ayyubid period.

In the secand arid therld part studies the islamic architecture in Cairo (1250-1517). studies two exanples of the cotegary religion and public architecture Mosques and Madrasas.

In the last part studies the nutrerous Mosques and Madrasas from the islamic world in the 13-16th centuory.

The main variation in the typology of the Mosques and Madrasas can be categorized of the which characterize their shape. These can be defind as follows

- the central covrtyard with Hypostile galleries;

- the Iwan-type Mosque;

- the central dome type;

- the composite type, •

It is hoped that contemporary Mosque design win expriss the quality and peauty that accrnpanied tho buildings of' forrar tiroes and to integrate itself within the glory of the past, offering a legacy to our future generations.