автореферат диссертации по архитектуре, 18.00.02, диссертация на тему:Особенности формирования архитектурной композиции доменных цехов. Том 1
Оглавление автор диссертации — Голубев, Геннадий Анатольевич
В в е д е н и е
I. Архитектура доменных цехов в различные исторические периоды
1.1. Основные периоды развития доменного производства и исторически сложившиеся типы компоновки доменной печи
1.2. Некоторые особенности архитектуры доменных цехов первого периода конца ХУШ века, как переходного этапа от закрытого типа размещения доменной печи к открытому
1.3. Особенности развития архитектуры доменного цеха (во втором периоде XIX - первая четверть XX вв). Открытый тип размещения доменной печи
1.4. Особенности развития архитектуры доменного цеха в современный период (со второй четверти XX века - по настоящее время). Полуоткрытый тип размещения доменной печи
1.5. Архитектурная модель комплекса доменной печи в различные исторические периоды
В ы в о д ы . 542. Особенности формирования архитектурной композиции современных комплексов доменного производства
2.1. Композиционное взаимодействие технологических и архитектурно-строительных форм в системе комплекса доменной печи
2.2. Архитектурно-композиционные решения вспомогательных зданий и сооружений
2.3. Особенности восприятия архитектуры доменных цехов а) особенности восприятия доменных цехов с городских территорий б) особенности восприятия архитектуры доменных цехов с территории завода. в) особенности восприятия архитектуры доменных цехов с их территории.
2.4. Модель композиционных взаимосвязей медцу элементами в системе промышленного объекта.
В ы в о д ы.
3. Основы формирования архитектурной композиции современных комплексов доменного производства
3.1. Выделение вариантных и инвариантных элементов как основополагающий принцип композиционного анализа
3.2. Методические основы формирования архитектурной композиции прог^шленных объектов с развиты:.! открытым технологическим оборудованием (на примере доменного производства)
3.3. Последовательность формирования архитектурной композиции доменных цехов с позиции результатов исследования (на примере комплекса доменной печи Г' б НЛМЗ)
3.4. Использование результатов исследования в реальном и учебном проектировании
Выв оды.
Введение 1978 год, диссертация по архитектуре, Голубев, Геннадий Анатольевич
Архитектура промышленных зданий и сооружений играет огромную роль в повседневном созидательной труде советского народа. Формируя материальную среду в сфере трудовой деятельности рабочих, инженеров и техников на промышленных предприятиях, она является средством организации этих процессов. Но содержание архитектуры не исчерпывается одной только утилитарной стороной в решении этого вопроса. Не менее важным является создание производственной среды, которая содержит и духовные ценности: общекультурные, эстетические и идеологические. Задача коренного повышения качества и эффективности промышленной архитектуры была определена ХХУ съездом КПСС, октябрьским (1976 г.) Пленумом ЦК КПСС и У1 съездом архитекторов СССР и является одной из необходимых предпосылок дальнейшего развития и совершенствования общественных отношений в нашей стране [4,5,6]. Следует отметить такие и то, что если для рабочих и инженеров качество производственной среды промышленного комплекса является необходимым условием трудового процесса, то для архитекторов, конструкторов и строителей, создающих эти объекты, - целью и смыслом профессиональной деятельности [7,8].
Архитектура производственных зданий и сооружений тесно связана с многими смежными сферами человеческой деятельности, главными и определяющими из которых являются ее взаимосвязи с закономерностями научно-технической революции в технике, технологии, капитальном строительстве, социальных преобразованиях и градостроительстве [II5] . Глубокая связь с технологией производства обусловливает специфику архитектурного образа этих объектов. Специфичны и принципы, приемы и средства архитектурной композиции, лежащие в основе эстетических качеств промышленных комплексов. Между тем, закономерности архитектурной композиции этих объектов не достаточно исследовзны [U,20,21,23,27,41-43,51,89,91,112-115,147,211,239].
Особенности формирования архитектурной композиции промышленной архитектуры наиболее ярко проявляются в сооружениях доменного производства. При решении этих объектов остро встают проблемы эстетической взаимосвязи крупного открытого технологического оборудования и производственных зданий. Открытые технологические установки, отражающие наиболее перспективный способ их размещения на промышленной площадке при все возрастающей автоматизации производства, являются наиболее активными элементами формирования промышленного ансамбля. Односторонне техницистский подход к проектированию объектов доменного производства с недостаточно прочной позицией архитектора в формировании всего комплекса приводит к утрате промышленными объектами эстетических качеств, и, в конечном счете, лишает производственную среду ее благоприятного психофизиологического, воспитательного и идеологического воздействия на человека и его трудовые процессы [219]. Между тем, современные комплексы доменных печей общей стоимостью более ЗОи млн.руб. каждый при их правильной, выразительной и содержательной композиционной организации на основе научно обоснованных, объективных закономерностей их формирования и восприятия могут стать действительно застывшей музыкой - симфонией труда.
Наличие визуальных связей промышленного района и селитьбы (наряду с особенностями природно-климатическими) является необходимой предпосылкой для создания индивидуального облика социалистического города 1160,161]. Архитектура зданий и сооружений доменного производства, благодаря выразительности и значительным размерам (высота доменных печей достигает 100 м), способна выполнять роль мощных ориентиров в любое время суток и создавать запоминающийся образ трудового города, города металлургов.
Современная технология получения металла имеет отрасль - пря
- б мое восстановление железа из руды, минуя доменный процесс. Но даже в том случае, если новые процессы окажутся более рациональными и экономичными, нельзя забывать о том, что в действующие предприятия двухступенчатого цикла вложены огромные средства. Потребность в постоянном увеличении товарного выпуска металла не позволяет просто заменить действующие доменные цехи на новые агрегаты. Бее крупные и мощные доменные печи как наиболее производительные плавильные установки строятся и будут еще строиться в течение длительного периода времени [86,108,131,157,168].
Опираясь на ленинское положение о необходимости усвоения и переработки всего ценного в развитии мировой культуры [i ,2], данную работу можно рассматривать и в другой плоскости, а именно - изучение и фиксация композиционных приемов и средств в формировании архитектуры бывших и существующих цехов с целью обобщения и перенесения накопленного опыта на другие промышленные объекты с аналогичными пространственными характеристиками (химическая и нефтехимическая промышленность) [138].
В настоящее время накоплен значительный опыт в проектировании и строительстве сооружений доменного производства.
Вопросы экономического, технического и технологического характера в соответствующие исторические периоды освещены в трудах Агри-колы Г., Шлаттера И., Геннина В.И., Тиме И., Павлова М.А., Струми-' линз С.Г., Бека Л., Бардина И.П., Ново-Спасского А.Ф., Леонидова II.К. и многих других авторов [25,26,28,61-63,68,69,83,101,129, 130,131,140,141,143,144,151,163-165,192,193]и т.д.
Ведущая роль в разработке технологических решений современных доменных цехов принадлежит Гипромезу, Укргипромезу, Ленгипромезу. Проектирование архитектурно-строительной части наиболее значительных объектов для отечественных и зарубежных металлургических предприятий, а также разработка типовых решений комплексов доменных пе
- 7 чей выполнялись Промстройпроектом (г.Москва).
Вопросы архитектуры здании и сооружений доменного производства рассматривались в последнее время главным образом в историческом аспекте. Им посвящены известные труды Алферова Н.С. [15-1?] и работы Холодовой Ji.fl. )23l] , исследовавших эти воприсы в пределах уральского региона. Некоторые положения, касающиеся градостроительных вопросов проектирования и строительства данных производственных комплексов в период ИХ - начала XX в, рассмотрены в исследованиях лотаревой Р.У. 1и Ляпцева Н.Н. [14-6] .
Комплексных исследований, обобщающих опыт проектирования и строительства отечественных и зарубежных доменных цехов, не проводилось. Ыевд тем, эксплуатируемые в нашей стране доменные цехи характеризуются сложностью объемно-планировочных решений, неудовлетворительными условиями труда и низким уровнем архитектурно-художественных решений. Эти недостатки объясняются прежде всего отсутствием единого подхода к проектированию доменных цехов вследствие недостаточно прочных позиций архитектора в формировании всего комплекса.
Предпосылкой для исследования особенностей формирования архитектурной композиции зданий и сооружений такого сложного производства, как доменное, явилось определенное развитие теории в архитектуре промышленных комплексов. Большой вклад в эту область внесли Алферов Н.С., Баранов В.Li., Блохин В.В., Демидов С.В., Ким Н.Н., оыслин В.А., Николаев И.О., Орлов Г.Ю., Попов ni.Li., Фисенко А.С. и другие исследователи jVf,51,52,55,110,121,135-138,204,222,227, 228]. Существенное значение имели работы по теории композиции, методам системного анализа, моделированию и знаково-информационной теории систем )39,64,92,134,195,196,217], а такне теоретические исследования в этой области проф. Коротковского А.З. jl24j.
Целью работы является теоретическое обоснование и разработка методических положений и практических рекомендаций по формированию архитектурной композиции, объективно отражающие особенности структуры промышленного комплекса, в котором открытое технологическое оборудование является заданным и наиболее активным элементом в создании объемно-пространственной композиции, производственной среды и выработать практические предложения по их применению.
Объектом исследования являются доменные цехи в динамике своего развития, обладающие на современном этапе сложным характером композиционной взаимосвязи открытых технологических форм с объемами производственных и вспомогательных зданий и сооружений. В настояо'ее время доменные промышленные сооружения являются как в нашей стране, так и за рубежом основными производствами получения черных металлов.
В работе не исследуется электродоменное производство и установки по прямому получению железа ввиду их небольшого распространения (особенно в ССиР), малой производительности и резко отличающихся объемно-планировочных решений.
Выполненное автором исследование охватывает преимущественно XIX и XX века - .период бурного развития и совершенствования доменного производства, когда применение открытого технологического оборудования становится определяющим фактором формирования пространства этих комплексов.
В связи с этим труд проф. Алгаерова Н.С. служит определенным фундаментом для предлагаемой работы как исследование переходного этапа развития от закрытого типа размещения доменной печи к открытому в период наивысшего расцвета (конец ХуШ в.) данного металлургического района в экономическом, техническом и культурном отношении.
Задачи исследования:
- осветить особенности архитектуры доменных цехов, отражающей развитие данного производства в различные исторические периоды;
- классифицировать типы компоновок доменной печи, определяющих особенности композиции производственных комплексов;
- выявить закономерности и особенности генетического развития приемов и средств архитектурной композиции;
- установить особенности формирования объемно-пространственной композиции современных комплексов;
- разработать конкретные предложения по формированию архитектурной композиции и их практическому применению;
- проверить полученные результаты внедрением в учебное и реальное проектирование.
Методика исследования опирается на методологические принципы исторического анализа в изучении богатого исторического опыта строительства доменных цехов, диалектики их развития и отражение этого процесса в архитектуре. Комплекс доменной печи анализируется как система взаимосвязанных элементов с различными закономерностями формообразования и включает:
- анализ и обобщение архитектурно-строительных решений отечественных и зарубежных цехов;
- натурные исследования действующих доменных цехов современных металлургических предприятий Днепропетровска, Запорожья, Жданова, Кривого Рога, Магнитогорска, Н-Тагила и Челябинска;
- определение-на основе проведенных исследований основных принципов формирования архитектурной композиции промышленных объектов с развитым технологическим оборудованием;
- моделирование и экспериментальное проектирование на основе предложенных принципов формирования композиции.
- 10
Научную новизну работы составляют:
- классификация типов компоновки доменной печи относительно здания литейного двора, определяющих особенности композиции производственного комплекса;
- принцип выделения вариантных и инвариантных элементов в архитектурной композиции промышленных объектов с развитым открытым технологическим оборудованием,
- методические основы формирования архитектурной композиции, опирающиеся на принцип выделения вариантных и инвариантных элементов промышленного объекта и представляющие собой ряд последовательных действий, которые подразделяются на способы расчленения производственного комплекса на соответствующие элементы и способы их последующего объединения в гармонизированную систему.
Практическая ценность работы: использование сформулированных методических основ формирования архитектурной композиции позволит объективно и более целенаправленно решать в проектной практике творческие задачи при разработке архитектурно-композиционных вопросов не только в отношении комплексов доменного производства, по и подобных промышленных объектов с развитым открытым технологическим оборудованием. Это повысит эстетические качества промышленной среды и ее комфорт, улучшит психофизиологический и социальный климат производства.
Структура и объем работы. В соответствии с целью и задачами исследований определилась структура диссертационной работы, состоящей из введения, трех глав и заключения.
В первой главе "Архитектура доменных цехов в различные исторические периоды" определены особенности архитектуры доменных цехов трех периодов в развитии доменного производства, дана классификация типов и видов компоновки доменной печи, выявлены основные приемы и средства архитектурной композиции, присущие сооружениям какдого периода.
Во второй главе "Особенности формирования архитектурной композиции современных комплексов доменного производства" выявлены закономерности композиционной взаимосвязи технологических и архитектурно-строительных форм в зависимости от типа компоновки, проанализированы особенности восприятия доменного цеха с территории города, завода и цеха, определен характер и последовательность формирования архитектурной композиции производственных комплексов с развитым открытым технологическим оборудованием.
В третьей главе "Методические основы формирования архитектурной композиции производственных комплексов с развитым открытым технологическим оборудованием" проследивается связь функционально-технических и формально-эстетических закономерностей в формировании архитектурной композиции промышленных объектов на основе различной вариативности его элементов и их роли в создании выразительного архитектурного образа.
Диссертация состоит из двух томов. Первый том содержит 136 страниц печатного текста и список использованной литературы и чертежей из 307 наименований. Во втором томе иллюстративного приложения помещено 48 графоаналитических таблиц, рисунков и фотографий, относящихся к тексту.
I. АРХИТЕКТУРА ДОМЕННЫХ ЦЕХОВ В РАЗЛИЧНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ
I.I. Основные периоды развития доменного производства и исторически сложившиеся типы компоновки доменной печи
Использование железа, сначала метеоритного, а затем сыродутного, велось человечеством с доисторических времен. Начало доменного производства относится к XIУ веку [130,172,245]. Первые книги о производстве железа были написаны в ХУ1 веке. Это работы итальянского металлурга Беренгуччио "О пиротехнике" (1540 г.) и немецкого минералога Георгия Агриколы "О горном деле и металлургии" (1556 г.). Но в своем труде Агрикола не упоминает о получении в шахтных печах чугуна, хотя в Европе он был уже известен [э]. Шахтная печь, описанная немецким ученым и ставшая прототипом доменной, используется для получения железных криц. В Западной Европе такие печи именовались в соответствии с назначением получавшейся в них крицы -штюко-фенами, вольф—, пляо-, бляуофенами, а также бауэрнофенами (крестьянская печь в Северозападной Европе, табл.3 а,б) и дойницами в России (табл.3 в).
Появление чугуна и возникновение впоследствии доменного производства произошло в результате целого ряда причин. Основной технической предпосылкой явились более мощные воздуходувные меха (пока еще клинчатые), действовавшие при помощи водяного колеса. Усиление дутья, с одной стороны, и рост шахтной печи - с другой, сильно подняли температуру в горне. Это привело к получению в печи жидкого металла - чугуна (сплав железа с углеродом) [172] .
Средневековые металлурги первое время считали появление чугуна нежелательным явлением, так как он уменьшал вес крицы (основно
- 13 го продукта), а сам отличался хрупкостью и не мог коваться. Поэтому его называли диким камнем "гусем", "свинским железом" (Англия) и т.д. Сначала чугун выбрасывали, а позднее стали пускать на переплавку в других горнах, получивших название кричных. Нелезо, полученное таким способом, оказывалось лучше сыродутного. Постепенно открывались прекрасные литейные качества чугуна и он становится основным продуктом металлургической промышленности [130,168, 268].
Современная металлургия берет начало от двухступенчатого способа получения железа из руды. Этот процесс имел неоспоримые преимущества перед прямым: резко сократился расход горючего и руды, улучшилось качество получаемого металла. Самшсущественным отличием нового процесса была непрерывность работы доменной печи, определившая гораздо большую производительность по сравнению с сыродутным горном [206].
Первый период - Х1У-ХУШ вв.
Доменные печи этого периода получают широкое распространение по всей Европе, но они еще долго остаются в том виде, в каком они возникли из бляуофенов. Единственное их отличие было в конструкции горна, который стали делать открытым, чтобы избегать необходимости ломать его стенки при удалении застывших масс чугуна и шлака. Доменная печь первое время являлась весьма несовершенным агрегатом, и "не была еще стержнем, нервом всего железоделательного производства""^. Печи имели небольшую высоту - до 3 (Х1У-ХУ вв) - 5 метров (середина ХУ1 в) с производительностью до 0,5 тонн чугуна в сутки и ставились в невысоких литейных сараях [172,245,255]. Покровский D.M. Очерки по истории металлургии, ч.1, ОНТИ НКТП СССР, Ы.-Л., 1936, с.61.
Несмотря на явные преимущества такого способа, производство металла в Германии, Англии и Франции развивалось медленно. Главным поставщиком железа до конца ХУ1 века были Швеция, Норвегия, Россия и Австрия. Но дане в этих странах в производстве и импорте большой процент составляет сыродутное железо [25,61,62,97,144, 165,242,247] .
Процесс становления доменного производства происходит в условиях разложения феодального хозяйства и крепнущих капиталистических отношений. До конца ХУ1 века сохраняются преимущественно небольшие доменные печи, и сыродутные горны (в некоторых металлургических районах сыродутный способ получения железа используется до . конца ИХ в). Лишь в начале ХУП века появляются крупные доменные печи промышленных мануфактур в Австрии и России. Увеличение высоты "домны"'до 10-15 метров и совершенствование профиля шахты печи увеличило производительность с 2-2,5 тонн (начало ХУЛ в) до 3,3 (Англия, Германия и Швеция) - 4,5 тонн в сутки (Россия, Урал) к концу ХУШ века1) [l30,162,170,172,245,268].
Самыми значительными успехами в доменном производстве в этот период (ХГУ - конец ХУШ вв) были - существенное увеличение объема печи и введение цилиндрических воздуходувок. Заво7ДЫ до конца периода оставались вододействугощими, несмотря на изобретение во второй половине ХУШ века паровой машины (12,17,63,90,206] (табл.1--а,б,в,г,д,е). Данный период можно назвать периодом "зарождения" и "становления" доменного производства, во время которого в промышленном масштабе были использованы преимущества двухстадийного способа, но настоящее его развитие было лишь подготовлено социально-экономическими и техническими предпосылками, появившимися в это время. доменная печь Демидова в Невьянске объемом 72 м давала 14 т чугуна в сутки (вторая половина ХуШ в) 78,131 .
- 15
Второй период - XIX - первая четверть XX вв.
В результате произошедшей промышленной революции XIX век характеризуется бурным развитием всех отраслей промышленности и, в частности, доменного производства, его основного и вспомогательного оборудования [46,148,177,178,242,248,251].
Самые большие изменения претерпевает сама доменная печь: увеличивается высота шахты (до 25 м) и значительно уменьшается толщина кожуха (табл.5 а); шахта печи ставится на колонны, что облегчает доступ к горну и позволяет увеличить количество воздушных фурм (шотландский тип печи) [172].
Усложняется и увеличивается количественно вспомогательное оборудование печи. Появляются аппараты для нагрева дутья, система га-зо-пылеулавливания, механические подъемники руды и кокса (пневматические, гидравлические или паровые), бункерная эстакада, разливочные машины и т.д. Существенным моментом для организации технологического потока в этот период явилось широкое внедрение железнодорожного транспорта. Энергетика чугуноплавильных комплексов основывается преимущественно на использовании тепловой энергии (паровые машины). Это способствует механизации наиболее трудоемких процессов, связанных с погрузочно-разгрузочными и транспортными операциями [130] . Объем печи с 100-200 м3 в начале XIX века увеличился до 900 м3 (США) к концу рассматриваемого периода (первая четверть XX в). Производительность возросла до 1000 тонн чугуна в сутки [l3l] .
Таким образом, к концу данного периода (XIX - первая четверть XX вв) доменный цех складывается во всех своих основных элементах и представляет сложное и технически развитое производство (табл.5 а,б,в,г,д,е).
Третий период - вторая четверть XX в - настоящее время
Характерной особенностью современного этапа является качественная сторона развития доменного процесса на базе успехов науки и техники.
Совершенствуются различные узлы доменном печи: конструкция газоотводов, система охлаждения горна, конструкция загрузочного устройства. Совершенствуется вспомогательное оборудование: разливочные машины, чугуновозные и шлаковозные ковши, устройства для заделки чугунной летки, система газоочистки, воздухонагреватели, воздуходувные машины и т.д. [iOI,130,164, 173,184] (табл.10 а,б, в,г,д,е).
За последнее двадцатилетие современного этапа развития доменного производства происходит еще большее увеличение объема доменной печи: I960 г. - 2002 м3 (СССР), 1963 г. - 2700 м3 (СССР), 1969 г. - 3016 м3 (Япония), 1971 г. - 4167 м3 (Япония) и в 1975 г. - 5000 м° (СССР) [94-96, 152,173,203,230,260]. Появление сверхмощных доменных печей объемом 3-5 тыс.м является качественно новым этапом развития доменного производства. Одна такая печь производительностью 10000-12000 тонн чугуна в сутки представляет по существу мощный чугуноплавильный завод.
Основной тенденцией в современной практике домностроения является разработка и внедрение непрерывных систем транспорта на всех участках движения материалов [129]. Отличительной чертой рассматриваемого периода стала высокая степень автоматизации и выделение системы управления в одно из главных звеньев технологического процесса. Основой энергетики современных комплексов доменных печей служит электрическая энергия [164,205] .
Таким образом, указанные периоды имеют характерные черты в непрерывном историческом развитии доменного производства [78,98], являющегося одним из важнейших звеньев материальной культуры общества.
Развитие доменного производства нашло свое непосредственное отражение б особенностях архитектуры этих комплексов в различные исторические периоды. Характерной особенностью архитектуры доменных цехов является постепенное повышение роли открытого технологического оборудования в формировании пространства (табл.1,5,10). Комплекс доменной печи состоит из довольно большого количества формирующих элементов, особенно в настоящее время. Основными структурными элементами являются доменная печь и литейный двор. Они представляют.собой главное звено доменного процесса, а именно: получение чугуна в агрегате и организованный прием этого продукта в определенном пространстве. Особенности взаимосвязи этих элементов в различные периоды отражали уровень развития данного производства и определяли характер архитектуры всего комплекса. Следует различать три типа этих взаимосвязей (компоновок), которые охватывают все многообразие видов объемно-планировочных решений рассматриваемых соорунений на всем протяжении исторического развития.
Первый тип компоновки - закрытый, при размещении доменной печи в здании литейного двора, второй тип - открытый, при решении в виде отделыюстоящих объемов; третий - полуоткрытый тип компоновки, при размещении доменной нечи в помещении литейного двора и открытой верхней части шахты печи и колошникового устройства (табл. 1,5,10).
Данные типы компоновки в целом соответствуют (за некоторым исключением)'хронологии развития доменного производства:
- закрытый тип компоновки - Х1У - конец ХУШ вв;
- открытый - начало XIX - первая четверть XX вв;
- полуоткрытый - вторая четверть XX века - настоящее время.
Закрытый тип компоновки доменной печи определяет такое решение, когда находящееся в здании технологическое оборудование определяет его объемно-планировочную структуру, но непосредственно не участвует в формировании экстерьера промышленного комплекса. Такой принцип компоновки является типичным для Х1У-ХУП вв, так как высота печи была незначительной (табл.3 г,д,е,ж,и). Увеличение высоты "домны" до 10-15 метров в ХУШ веке определило более существенную роль главного технологического агрегата в формировании производственного комплекса. Поднявшиеся корпуса доменных печем над зданием литейного двора становятся композиционным центром всего промышленного ансамбля. Но несмотря па активное формирование экстерьера доменного цеха, это влияние осуществляется через архитектурную оболочку, в которую была заключена шахта печи и колошниковое пространство. Решение немногочисленного технологического оборудования и инженерных сооружений при помощи архитектурно-строительных приемов и средств создавало определенное композиционное единство комплекса доменной печи [15-17]. Подобный принцип опосредованного влияния на формирование промышленного комплекса является переходным этапом в развитии архитектурной композиции доменного цеха на пути к более прогрессивному - открытому принципу размещения технологических объемов.
Открытый тип компоновки предполагает активное и непосредственное влияние технологического оборудования на формирование производственной среды. Доменная печь, освободившаяся в этот период от массивного кожуха, приобретает собственные специфические черты, отражающие строго функциональное направление конструирования как формы в целом, так и ее деталей. Бурное развитие конструкции доменной печи, ее быстрое моральное старение отразилось в частой замене на все более мощные и совершенные агрегаты. Здание литейного, двора не претерпевает столь значительных изменений. Таким образом, архитектурной форме, имевшей глубокие традиции, была противопоставлена форма технологическая, которая отражала передовой уровень развития техники и технологии данного производства.
Открытый технологический агрегат - новый принцип формирования архитектуры промышленных объектов того времени. Тесной функционально-технологической и композиционной взаимосвязи доменном печи и здания литейного двора в предыдущем периоде при закрытом типе компоновки было противопоставлено совершенно бескомпромиссное различие их во внешнем облике при открытом размещении оборудования. Однако данный тип компоновки заложил основу для формирования новых архитектурно-композиционных приемов в эстетическом освоении производственной среды, способных вызывать более сильные эмоциональные эффекты при восприятии.
Полуоткрытый тип компоновки совмещает в себе активное влияние технологического агрегата как на интерьерное, так и на экс-терьерное пространство. Нижняя часть доменной печи, находящаяся в помещении литейного двора, является его композиционным центром, верхняя часть, выходящая наружу, - композиционным ядром всего комплекса и "работает" на значительные расстояния. Данный тип компоновки предполагает более тесную композиционную взаимосвязь двух контрастных объемов, особенно в зоне их примыкания.
Таким образом, каждый исторический период выработал свой наиболее рациональный тип компоновки доменной печи, отражая тем самым уровень развития данного производства.
Однако имеются некоторые исключения из предложенной последовательности развития типов размещения, определяющиеся особенностями конкретных металлургических районов (географическими, климатическими, социально-экономическими и т.д.), но не имеющие, впрочем, какого-либо решающего значения на основной ход развития доменного производства.
Для первого периода (Х1У-ХУШ вв), определяющего закрытый тип
- 20 размещения доменной печи в крупных мануфактурных производствах, таким исключением являлись крестьянские домницы очень незначительной производительности, ставившиеся открытыми во дворе [172].
Во втором периоде (XIX - первая четверть XX вв), с преобладанием строительства печей открытого типа, имел место как закрытый, так и полуоткрытый тип размещения. Закрытый тип размещения был характерен для металлургического района Урала до середины XIX века, развитие технического прогресса которого тормозилось крепостным правом [3,205-207,214]. Закрытый тип размещения доменной печи в здании литейного двора был свойственен чугуноплавильным заводам Швеции, имеющей суровые климатические условия [141,167].
Полуоткрытый тип размещения имел незначительное место в практике строительства доменных печей металлургических предприятий Северной Америки в середине XIX века [154], а такие большинства уральских заводов конца XIX столетия, имевших отсталую технику [l4I,23l] , но глубокие архитектурные традиции.
Третий период (вторая четверть XX в - по настоящее время),с преимущественным строительством доменных печей полуоткрытого типа, имел закрытый тип размещения доменной печи незначительной мощности па заводах Швеции, где подобная компоновка считалась образцовой [167].
Заключение диссертация на тему "Особенности формирования архитектурной композиции доменных цехов. Том 1"
Выводы, сделанные на основании аналитической части исследования, используются на третьем этапе, в синтетической его части при непосредственном формировании архитектурной композиции промышленного ансамбля. Формирование архитектурной композиции включает в себя два уровня: первый обусловлен восприятием объекта со значительных расстояний (с территории города и завода), решение объемно-пространственной композиции которого ведется на основе инвариантных элементов и гибких функционально-технологических связей между ними; второй уровень определен восприятием объекта в непосредственной близости (с площади цеха), объемно-пространственная композиция которого завершается на уровне вариантных элементов, т.е. в основных узлах и деталях. Данный процесс является одновременно и средством контроля эстетических достоинств объекта, поскольку оценка объемно-пространственной композиции ведется с учетом характерных точек восприятия на территории города, завода, цеха. Комплексная оценка эстетических качеств позволяет определить оптимальное взаимное расположение всех элементов производственного комплекса как в функциональном, так и в эстетическом отношении, и тем самым решить его генплан.
Предложенные автором методические основы формирования архитектурной композиции, базирующиеся на принципе выделения вариантных и инвариантных элементов, способствуют последовательно!.^ и более целенаправленному решению творческих задач при достаточно полном использовании потенциальных эстетических возможностей, объективно присущих проектируемому объекту.
3 А К Л ЮЧЕН И Е
Анализ архитектуры доменных цехов, отражающей развитие доменного производства в различные исторические периоды, позволил выявить особенности формирования архитектурной композиции этих сооружений. Главной особенностью явилось постепенное усиление роли открытого технологического оборудования и инженерных сооружений в создании объемно-пространственной композиции данных промышленных комплексов, начиная с XIX века, в результате происходящей промышленной революции.
Комплекс доменной печи как система состоит из трех групп, резко отличающихся объемно-планировочными характеристиками своих форм, определяемыми функционально-технологическими требованиями. Это позволяет рассматривать их как соответствующие подсистемы: "технологическое оборудование и инженерные сооружения", "производственные здания и сооружения" и "вспомогательные здания и сооружения". Удельный вес данных подсистем в системе комплекса доменной печи менялся в различные исторические периоды. Доменные цехи Х1У--ХУШ вв представляют собой в основном систему производственных зданий и сооружений, что определило преимущественное использование архитектурно-строительных приемов и средств в формировании композиции производственной среды. Для доменных цехов XIX - начла XX в.в. основными и характерными элементами формирования являются открытые технологические агрегаты и инженерные сооружения, что обусловило ведущую роль инженера-технолога и соответствующих приемов в решении объемно-планировочной структуры данных промышленных объектов. Доменные цехи современного периода (вторая четверть XX века - настоящее время) характеризуются относительным равновесием всех трех подсистем при решающем значении первых двух в создании их объемно-пространственной композиции. Группа вспомо
- 133 гательных зданий и сооружений, получившая развитие главным образом в XX веке, в современных комплексах становится носительницей одной из ведущих тем в создании их композиции - темы человека.
Сложность пространственного взаимодействия столь разнохарактерных объемов в системе комплекса, доменной печи, а также неразработанность вопросов их эстетического формирования определили неудовлетворительность композиционных решений данных сооружений.
Композиционным ядром данных промышленных сооружений на всех этапах их развития являются доменная печь и литейный двор, которые представляют собой главное звено технологического процесса. Тип компоновки доменной печи относительно здания литейного двора - закрытый, открытый, полуоткрытый - определял особенности формирования композиции промышленного ансамбля. Для первого периода (Х1У--ХУШ вв.) характерен закрытый тип компоновки, для второго периода (XIX - первая четверть XX вв.) - открытый, для третьего (современный период) - полуоткрытый. Полуоткрытый тип компоновки на современна.! этапе развития доменного производства имеет не только главный агрегат - доменная печь, но и большинство технологических установок данных промышленных объектов.
Особенностью композиционной взаимосвязи между технологической и архитектурно-строительной формой при полуоткрытом типе компоновки является наличие переходного элемента в зоне стыка двух разнохарактерных объемов, определяемого особенностью конструктивного решения этого узла. Открытый тип компоновки не имеет подобной переходной зоны и предполагает больший контраст между объемами двух различных подсистем. В том и в другом случае предполагается композиционная взаимосвязь между элементами в виде взаимопроникновения двух разнохарактерных тем, отражающих особенности формообразования соответствующей подсистемы, а также их композиционная связь с элементами всего промышленного ансамбля.
- 134
Формирование архитектурной композиции промышленных объектов с развитым открытым технологическим оборудованием в значительной мере обусловлено различной степенью вариативности форм, принадлежащих соответствующим подсистемам производственного комплекса. Основные объемы первой подсистемы (технологическое оборудование и инженерные сооружения) предстают перед архитекторами в качестве заданных и неизменяемых элементов (инвариантов), формы которых изменять нецелесообразно по технологическим или экономическим причинам. Во второй подсистеме' (производственные здания и сооружения) инвариантами являются части зданий к сооружений, к которым предъявляются жесткие функционально-технологические требования. Наибольшей степенью свободы обладают объемы третьей подсистемы (вспомогательные здания и сооружения), при проектировании которых технологом является сам архитектор.
Принцип выделения вариантных и инвариантных элементов позволил предложить методические основы формирования архитектурной композиции промышленных объектов с развитым открытым технологическим оборудованием, которые подразделяются на способы условного расчленения объекта на составные элементы с характерными признаками формообразования и способы их последующего объединения в гармонизированную систему.
Выделение вариантных и инвариантных элементов в системе производственного комплекса отразило два уровня формирования архитектурной композиции. Первый урозень определяется взаимодействием инвариантных элементов, которые будут в любом случае определять объемно-планировочную структуру промышленного объекте и задавать тем самым вполне определенный характер будущей композиции, отражающей его основные типологические черты. Наличие гибких связей между инвариантными элементами является объективной предпосылкой для поиска наиболее выразительного решения каждого производствен
- 135 ного комплекса при рациональной компоновке заданных структурных элементов. Первый уровень формирования архитектурной композиции отражает особенности восприятия промышленного объекта со значительных расстояний (с территории города и завода). Степень обобщения, определяемая взаимодействием инвариантных элементов, является необходимой и достаточной для создания выразительной объемно-пространственной композиции, которая воспринимается с больших расстояний.
Второй уровень формирования архитектурной композиции определен взаимодействием вариантных элементов. Конструктивно-технологические элементы подчеркивают и еще более усиливают характерность форм каждой подсистемы, отражая особенности их формообразования. Вспомогательные элементы являются общими для трех групп в системе промышленного объекта, что создает определенные предпосылки использования их как мощного композиционного средства в объединении разнохарактерных объемов. Второй уровень формирования архитектурной композиции обусловлен восприятием объекта в непосредственной близости и является необходимым для завершения объемно-пространственной композиции в деталях, т.е. на уровне вариантных элементов.
Данные методические основы формирования архитектурной композиции, сведенные в определенной последовательности и выраженные в табличной форме, представляют собой морфологическую карту проектируемого промышленного объекта для изучения объективных закономерностей эстетической организации производственной среды. Отражая соответствующие уровни формирования, таблица имеет два блока, где последовательно анализируются инвариантные и вариантные элементы всех трех подсистем (технологическое оборудование и инженерные сооружения, производственные здания и сооружения, вспомогательные здания и сооружения). Третий блок таблицы, представляющий собой синтетическую часть исследования, является и системой контроля качества
- 136 формирования архитектуры промышленного объекта, так как оценка его эстетических достоинств производится с характерных точек восприятия на территории города, завода, цеха.
Предложенные автором методические основы формирования архитектурной композиции, выраженные в табличной форме, объективно, последовательно и наглядно отражающие закономерности эстетической организации производственной среды, могут явиться определенным рабочим инструментом для архитекторов в целенаправленном решении архитектурно-художественных задач промышленного зодчества.
Методические основы формирования архитектурной композиции могут быть применены не только при проектировании комплексов доменного производства, но и при их реконструкции, а также для других аналогичных промышленных сооружений, имеющих развитое открытое и полуоткрытое технологическое оборудование (химическая, нефтехимическая промышленность и т.д.).
Библиография Голубев, Геннадий Анатольевич, диссертация по теме Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности
1. Ленин В.И. О государстве. Лекция в Свердловском университете 1. июля 1919 г. Поли.собр.соч., т.39, М., 1974, с.67.
2. Ленин В.И. О пролетарской культуре. Полн.собр.соч., т.41, М., 1974, с.337.
3. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. Полн.собр.соч., т.З, М., 1958, с.485-488.
4. Косыгин А.Н. Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 гг. Доклад на ХХУ съезде КПСС I марта 1976 г. М., 1976.
5. Директивы ХХУ съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 гг. М., 1976.
6. Речь Л.И.Брежнева на Пленуме ЦК КПСС 25 октября 1976 г. Коммунист, 1976 ноябрь (16), с.6, 10-12.
7. Вдохновляющие перспективы коммунистического созидания. Архитектура СССР, 1976, № 2.
8. Орлов Г. Шестой съезд советских архитекторов. Архитектура СССР, 1975, Ш II.
9. Агрикола Г. О горном деле и металлургии, М., 1962.
10. Адарюков Г.И. В доменных цехах Англии. Металлург, 1957,1. Ш 3.
11. Алапаевск (Города нашего края). Свердловск, 1976.
12. Александров А. Энергетика металлургических заводов Урала и Сибири в период 1700-1840. Труды УПИ им.С.М.Кирова, Сб.40.
13. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. М., 1973.
14. Алещенко Б.В. Будущее архитектуры промышленных сооружений. М., 1976.
15. Алферов Н.С. Архитектурное наследие уральских металлургических заводов. Диссертация на соискание ученой степени кандидатаархитектуры, М., 1952.
16. Алферов Н.С. Зарождение и развитие отечественной промышленной архитектуры на Урале. Диссертация на соискание ученой степени доктора архитектуры. М., 1962.
17. Алферов Н.С. Зодчие старого Урала. Свердловск, I960.
18. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
19. Арутюнов Н.Б. Черная металлургия Франции. Бюллетень ЦЖ1Н, 1955, N2 3.
20. Артамонов Б.А. Город и монумент. М., 1974.
21. Архитектура промышленных сооружений. Приемы композиционного решения. Информационный обзор ЦИНЙС, М., 1970, вып.4.
22. Архитектурное проектирование промышленных предприятий. Под общ.ред. Фисенко А.С. и Демидова С.В. М., 1973.
23. Архитектурное творчество и технология. Архитектура СССР, 1975, № 4.
24. Ауэрбах А. О постройке в Богословском округе Надеждинского завода. Известия общества горных инженеров, 1897, № 4.
25. Бакланов Н., Мавродин В., Смирнов И. Тульские и Каширские заводы ХУП в. Известия ГАИМК. 1934, вып.98.
26. Бакланов Н.Б. Техника металлургического производства на Урале в ХУШ в. Л., 1937.
27. Багузов Н. Новые рубежи технического прогресса в промышленном строительстве. Архитектура СССР, 1976, № 4.
28. Баранов В.М., Лесовиченко Л.'А, Проектирование промузлов. М., 1970.
29. Бархин Б.Г. Методика архитектурного проектирования в системе архитектурного образования. М., 1969.
30. Бархин М.Г. О новом этапе советской архитектуры. Архитектура СССР, 1975, 112 3.
31. Бархин М.Г. О художественном образе в советской архитек- 139 -туре. Архитектура СССР, 1972, № 5.
32. Батурин . . Аэрация промышленных зданий. М., 1963.
33. Бертран П., Дебре А. и др. Узинор. Металлургический комплекс в Дюнкерне, Франция. Современная архитектура (пер.с франц.), 1967, Id 5.
34. Безсонов С.13. Крепостные архитекторы. М., 1937.
35. Белов Б.Д. Исторический очерк уральских горных заводов. СПб., 1896.
36. Беляева Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия. М., 1977.
37. Берг А.И. Техника безопасности и промышленная санитария в черной металлургии. 1.1., 1963.
38. Беренс П. Искусство и техника. Б кн.: Мастера архитектуры об архитектуре. М., 1972.
39. Блауберг И.Б., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. М., 1969.
40. Блохин В.Б. Композиция в промышленной архитектуре. М.,1977.
41. Блохин В.В. Промышленная архитектура, ivl., 1974.
42. Блохин В.В. Эстетическая выразительность технических сооружений. Декоративное искусство, 1963, ьг 5.
43. Блохин В.В. Художественный образ промышленного здания. Архитектура СССР, 1973, Y& 3.
44. Борис Г.Г. Цвет в композиции промышленных зданий. В кн.: Материалы 27 научной конференции МАрхй. М., 1971.
45. Борисовский Г.Б. Красота и стандарт. М., 1968.
46. Борхерс В. и др. Горное дело и металлургия (пер.с нем.). Спб., 1901.
47. Бродский A.M. Металлургический завод фирмы Кавасаки Сэтэцу в Тиба (Япония). ЦИИНЧМ, гл., 1967, сер.16.
48. Бургман Б.В., Чернобай С.Г. О промышленных предприятиях с открытым и полуоткрытым размещением оборудования. Промышленное строительство, 1961, й 6.
49. Буров Л.К. Об архитектуре. М., I960.
50. Бутаев 0. Архитектура заводов черной металлургии. Архитектура СССР, 1971, 2.
51. Бутаев 0. Эстетические проблемы промышленной архитектуры. Архитектура СССР, 1976, № 3.
52. Бутаев 0. Эталон промышленного зодчества. Архитектура СССР, 1977, № II.
53. Бюллетень ЦИШЧМ. 1976, сер.19.
54. Вагнер 0. Современная архитектура. В кн.: Мастера архитектуры об архитектуре. М., 1972.
55. Веснин А.А. Полноценное решение промышленного ансамбля. Архитектура и строительство, 1947, № 8.
56. Верх-Исетский металлургический. Свердловск, 1972.
57. Васильев С. Теория отражения и художественное творчество. М., 1970.
58. Васильевский А.II. Партикулярные, чугуноплавильные и железоделательные заводы в Олонецком крае в 30-40-х годах ХУШ в. Известия АН СССР, 1947, № 12.
59. Важнейшие проблемы промышленного строительства. М., 1966.
60. Вейль Г. Симметрия. LI., 1968.
61. Виргинский B.C. Горно-металлургическое производство Франции во второй половине ХУШ в. Труды института естествознания и техники. Л., 1959, т.2.
62. Виргинский B.C. Очерки французской металлургической техники.
63. Виргинский B.C. Творцы новой техники в крепостной России. Очерки жизни и деятельности выдающихся русских изобретателей ХуШ- 141 -- первой половины XIX в. М., 1957.
64. Волга B.C. Комплексные модели в проектировании. Киев,1970.
65. Воливахин В.М. Доменное производство. М., 1976.66. де Геннин В.И. Описание уральских и сибирских заводов.1937.
66. Генеральное описание о монетных дворах, литейных и всех горных заводов в ведении берг-коллегии состоящих. В кн.: Горнозаводская промышленность Урала на рубеже ХУШ-Х1Х вв. Свердловск, 1956.
67. Герман Ы.Ф. Описание заводов, состоящих под ведомством екатеринбургского горного начальства. 1жатеринубрг, 1810.
68. Герман И. сочинение о сибирских рудниках и заводах. ч.1, СПб., 1797.
69. Гибберт Ф. Градостроительство. М., 1959.
70. Гидион 3. Пространство, время, архитектура. М., 1975.
71. Гинзбург M.fi. Ритм в архитектуре. LI., 1923.
72. Гинзбург М.Я. Стиль и эпоха. М., 1924.
73. Голубев Г.А. Архитектурная модель формирования облика доменного цеха. В научно-техническом отчете по теме 98-1 "Совершенствование эстетических качеств промышленных зданий, сооружаемых из индустриальных конструкций". Т-2. Госрегистрация 75006384.
74. Голубев Г.А., Холодова А.П. Об особенностях архитектурных форм и композиции уральских доменных цехов. В сб.: Архитектура промышленных предприятий и городов Урала. М., 1977, 1й 8.- 142
75. Гольдерыан Г.Д. и др. Современный металлургический завод Японии. ЦИИНЧМ, г,1., 1975, сер.19.
76. Горшков А.А. Основные этапы в развитии уральской черной металлургии за два с половиной века ее существования. Труды УПЙ им.С.М.Кирова, Свердловск, 1957, сб.40.
77. Гофман В. Фабрично-заводская архитектура. 4.1, II.Л. Кубуч, I951-1952.
78. Гохарь-Хармандарян И. йнфрамодульный принцип формирования структуры предприятий. Архитектура СССР, 1975, Из 10.
79. Граматчиков . . Топографическое описание заводов, лежащих в Уфимском поместничестве, с их планами. 1782 (ГАСО).
80. Грекова Е.И. Новый металлургический завод фирмы Бетлихем стил в Берне Харборе (США). ЦИИНЧМ, М., 1968, сер.19.
81. Гохман Е.В. Черная металлургия Англии. Бюллетень ЦИИН, 1954, N2 22.
82. Григорьев Э.П. Инвариантный метод проектирования промышленных зданий. Промышленное строительство, 1975, 11° 4.
83. Гропиус В. Границы архитектуры. М., 1971.
84. Губерт С.В., Сухоруков А.А. Проектирование новых печей объемом 5000 и 5500 м3. Сталь, 1978, № I.
85. Гурильскин В.А. Черная металлургия ФРГ. Черметинформация, 1969, сер.19, 6.
86. Гусев Н.М., Макаревич В.Г. Световая архитектура. М., 1973.
87. Гутнов А. Несколько нерешенных проблем современной архитектурной теории. Архитектура СССР, 1973, IS 10.
88. Данилевский В.В. Очерк истории техники ХУШ-Х1Х вв. М.-Л.,1934.
89. Демидов С. Вопросы архитектурной композиции в проектировании промышленных сооружений. Архитектура СССР, 1971, tell.
90. Джонс Дж.К. Инженерное и художественное конструирование- 143 современные методы проектного анализа) (пер.с англ.). М., 1976.
91. Довженко Б.Д. Взаимосвязи формирующих факторов в промышленной архитектуре. Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры. М., 1973.
92. Доменная печь № 3 завода Редкар. Англия. Р.Е., 4 М, 1975.
93. Доменные цехи металлургических заводов зарубежных стран. Черметинформация, М., 1975.
94. Доменный цех завода в Катовице. Р.П., сводный том 4 М,1977.
95. Заметки о горном деле в Швеции и Норвегии. Горный журнал, 1871, т.1.
96. Зворыкин А.А. О некоторых вопросах переодизации истории естествознания и техники. Вопросы естествознания и техники, 1957, вып.4.
97. Зембах К.10. Сооружения первого периода промышленного развития. Современная архитектура (пер. с франц.). 1967, № 5.
98. U. Зигель К. Структура и форма в современной архитектуре. ., 1965.
99. Згозин В.И. Механическое и подъемно-транспортное оборудование доменных цехов. М., 1962.
100. Ижевский завод. Ижевск, 1957.
101. Из истории Урала. Урал с древнейших времен до 1917 г. (сборник документов и материалов). Свердловск, 1971.
102. Иконников А. Архитектура и ее социальное назначение. Архитектура СССР, 1977, № 5.
103. Иконников А. Архитектура и идеология. Архитектура СССР, 1970, й 10.
104. Иконников А., Степанов Г. Основы архитектурной композиции. М., 1971.
105. Иофа Л.Е. Города Урала. М., 1951.- 144
106. Казанец И.П. Черная металлургия на рубегв новой пятилетки. М., 1971.
107. Кан Л. Форма и проект. В кн.: Мастера архитектуры об архитектуре. М., 1972.
108. Касьяненко И.А. Заводы с открытым оборудованием (архитектурное исследование). Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры. М., 1965.
109. Кашинцев А. История металлургии на Урале. М-Л., 1930.
110. Ким Н.Н., Блохин В.В. Архитектор и техническая эстетика. Яурнал НТО СССР, 1962, К» 10.
111. ИЗ. Ким Н.Н. Архитектура промышленных зданий в условиях технического прогресса. М., 1967.
112. Ким Н.Н. Промышленное зодчество: успехи и перспективы. Архитектура СССР, 1973, № 12.
113. Ким Н.Н. Шире внедрять результаты научных исследований, повысить качество и эффективность промышленной архитектуры. Архитектура СССР, 1977, № I.
114. Кириллова Л. Масштабность в архитектуре. М., 1961.
115. Кириллова Л.И. Новые строительные материалы и архитектурная форма. М., 1962.
116. Клаучо С. Некоторые вопросы детерминизма архитектуры. Архитектура СССР, 1976, Ь'= I.
117. Козлов А.Г. Об особенностях развития техники на казенных заводах Урала. Свердловск, 1964, вып.5.
118. Коваленко Ю.Н. Экономика проектирования промышленных предприятий. Киев, 1970.
119. Ковалев В.А. Формирование объемно-пространственной композиции крупных теплоэнергетических сооружений. Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры. М., 1972.
120. Композиция в современной архитектуре. Под ред.Кирилловой,- 145
121. Покровского, Ронина. М., 1973.
122. Конструкции промышленных зданий. Под ред. Попова Л.Н. М., 1972.
123. Коротковский А.Э. Введение в архитектурно-композиционное моделирование. М., 1975.
124. Ле Корьбюзье. Архитектура XX века (пер. с франц.). М.,1970.
125. Ле Корьбюзье. О взаимоотношениях инженера и архитектора. В кн.: Мастера архитектуры об архитектуре. IvI., 1972.
126. Кокорев Н.П. Гигиена труда на производстве. М., 1965.
127. Кореев 10., Федоров В. Архитектура и особенности зрительного восприятия. М., 1954.
128. Костенецкий К.П. Развитие транспорта в металлургии. М.,1963.
129. Красавцев П.И., Сировский И.А. Очерки по металлургии чугуна. М., 1947.
130. Красавцев Н.И. Перспективы развития доменного производства. М., 1958.
131. Крзсильников В.А., Голубев Г.А. Архитектурно-пространственная среда доменного производства. Промышленное строительство, 1979, й 2.
132. Кринский В.Ф., Ламцов И.В., Туркус i,l.A. Элементы архитектурно-пространственной композиции. М., 1968.
133. Лаврик Г., щвреинов Ю. К проблемам методологии в архитектуре. Архитектура СССР, 1970, № 9.
134. Лебедев Ю. Вопросы взаимосвязи конструкций и архитектурной формы. Архитектура ССОР, 1970, № 9.
135. Лебедев 10. Конструкция и гармонизация архитектурной формы. Архитектура СССР, 1975, Ш 8.
136. Лебедев Ю.С.,Предисловие к русскому изданию Современная- 146 архитектура (пер. с франц.), 1967, й 5.
137. Лебедихин С.13. Использование комплексных функциональных схем в промышленном проектировании. В сб.: Организация, методы и технология проектирования. Реферативная информация, id., 1977, серия ХШ, вып.9.
138. Леонидов Н.К. Сооружения и оборудование доменных цехов. М., 1955.
139. Липин В.Л. Металлургия чугуна, железа и стали. С.-Петербург и Москва, 1904.
140. Лотарева P.M. Развитие архитектурно-планировочных структур промышленных городов Урала. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры. М., 1973.
141. Лукьянов Б.К. Промышленные районы городов. М., 1971.
142. Любомиров П.Г. Очерки по истории русской промышленности ХУП, ХУШ и начала XIX века. Л., 1937.
143. Мамиджанян А. Достоинство и недостатки нашей архитектурной практики. Архитектура СССР, 1975, № 12.• 148. Манигу II.П. Промышленная революция ХУШ столетия в Англии. (Опыт исследования). М., 1937.
144. Манту П. Промышленная революция ХУШ столетия в Англии. М., 1937.
145. Магульскии Г.К. Мис ван дер Роз. М., 1969.
146. Менделеев Д.И. Уральская железная промышленность в 1899 г. СПб., 1900 (соч., т.12, Л.-М., 1949).
147. Металлургические процессы Северной Америки. Горный кур-нал, 1877, т.З.
148. Мельников К.П. Пути прогресса в области металлургических конструкций. М., 1974.
149. Мис ван дер Роэ. О форме в архитектуре. В кн.: Мастера архитектуры об архитектуре. М., 1972.
150. Моссиолик Э.В. Конструктивно-планировочные решения и основные положения проекта организации строительства новой доменной печи на Череповецком металлургическом заводе. Строительство металлургических и химических предприятий. М., 1978, № 8.
151. Мыслин В.А. Основные направления научных исследований в области унификации и типизации промышленных зданий. Известия Академии строительства и архитектуры СССР, I960, $ I.
152. Новоспасский А.Ф. Конструкции доменных печей и устройство цехов, т.1.
153. Николаев И.С. Завод и город. В кн.: Вопросы промышленной архитектуры. М., 1950.
154. Николаев И.С. Промышленные предприятия в городах. М.,1966.
155. О железном производстве в Бельгии. Горный журнал, 1841,т.4.
156. Описание заводов Алапаевских горного округа: Нейво-Ала-паевского, Верхне-Синячихинского, Нейво-Шайшанского (Сусанского). 1897. (Рук., ГАСО, ф.Ю1, оп.1, Д.391).
157. Осинцев А.С. Технический прогресс в черной металлургии. М., 1963.
158. Павленко Н.й. История металлургии в России ХУШ века (за- 148 -воды и заводовладельцы). М., 1962.
159. Павлов М.А. Атлас чертежей по доменному производству. Екатеринослав, 1902.
160. Павлов М.А. Доменная печь. Атлас чертежей. Вып.1-2. М.-Л., 1935.
161. Павлов И.А. Металлургия чугуна. T.I. М., 1955.
162. Павлов М.А. Металлургические заводы на территории СССР с ХУП века до 1917 г. М.-Л., 1937.
163. Памятники промышленности. Англия. 1974, № 2.
164. Подольский P.II. Материалы к истории архитектуры старых промышленных зданий в России ХУП-ХУШ вв. В кн.: Проблемы архитектуры . Т.I,' кн.2, М., 1936.
165. Покровский 10.М. Очерки по истории металлургии. 4.1, М.-Л., 1936.
166. Полтавец В.В. Доменное производство. М., 1972.
167. Попова О.С. Металлургический завод ширмы Ниппон Кокан в Фукуяме. ЦИИНЧМ. 1976, серия 19.
168. Промышленная архитектура и экономика. Архитектура СССР, 1977, Г.ч 6.
169. Промышленность и техника. Энциклопедия промышленных зданий. T.I. Строительство и архитектура. С.-Пб., 1903.
170. Промышленность и техника. Энциклопедия промышленных зданий. Т.4, С.-Пб., 1903.
171. Путешествие по заводам Северной и Северо-Восточной Франции. Горный журнал, 1841, Т.4.
172. Рабинович В.И. Художественные проблемы архитектуры. М.,1972.
173. Райт Ф.Л. Будущее архитектуры. В кн.: Мастера архитектуры об архитектуре. М., 1972.
174. Рессин Г. Объекты дизайна и архитектура. Архитектура1. СССР, 1974, J;s 5.
175. Рейнер Б. Новый брутализм: этика или эстетика, (пер. с англ.). М., 1973.
176. Ремезов С.У. Чертежная книга Сибири, составленная тобольским сыном боярским Семеном Ремезовым в 1701 г. C.-II6., 1882.
177. Ройтбурд Л.Н. Развитие черной металлургии СССР. М.,1956.
178. Рыгалов В., Соколов В. Эффективно защищать открытое оборудование. На стройках России, 1964, 3.
179. Сааринен Э. Функциональность, конструкция и красота. -В кн.: Мастера архитектуры об архитектуре. М., 1972.
180. Савицкий Ю.Ю. Архитектура капиталистических стран. М.,1973.
181. Салливен Л.Г. Беседы в детском саду. В кн.: Мастера архитектуры об архитектуре. М., 1972.
182. Свиязев И.И. Учебное руководство к архитектуре. Спб.,•1839.
183. Сербинович П.П., Орловский Б.Я., Абрамов В.К. Архитектурное проектирование промышленных зданий. М., 1972.
184. Сергеев С.В. Камские заводы. Ижевск, 1958.
185. Сигов А.А. Вклад отечественных ученых и новаторов в развитие металлургии чугуна и стали. М., 1953.
186. Сигов С.П. Очерки по истории горнозаводской промышленности Урала. Свердловск, 1936.
187. Сикачев А. Эстетическое и утилитарное. Декоративное искусство, 1966, f,'2 9.
188. Системное проектирование (обзор). Промышленное строительство, 1973, № 6.
189. Системные методы исследования в архитектуре и градостроительстве. (Проблемы моделирования. Обзор). ЦНТИ, М., 1970.
190. Смитсон А., Смитсон П. Архитектура и техника. В кн.: Мастера архитектуры об архитектуре. М., 1972.
191. СНиП П-Л.8-72. Естественное освещение. Нормы проектирования. М., 1972.
192. СНиП 11-92-76. Вспомогательные здания и помещения промышленных предприятий. М., 1977.
193. СНиП П-М.2-72. Производственные здания промышленных предприятий. Нормы проектирования. М., 1972.
194. Сомов Ю.С. Композиция в технике. М., 1972.
195. Сомов Ю. Новое и старое. Композиционные связи. Архитектура СССР, 1975, № I.
196. Спиваковский Л.И., Княеинский Э.О. Черная металлургия капиталистических стран. М., 1970.
197. Степанов Л.О. О промышленном зодчестве. Зодчий, 1915,1. S3,
198. Струмилин С.Г. История черной металлургии СССР, T.I, М., 1954.
199. Струмилин С.Г. Избранные произведения. История черной металлургии в СССР. М., 1967.
200. Струмилин С.Г. Развитие техники и производительности труда. В сб.: Проблемы металлургии. АН СССР, 1953.
201. Танге К. Человек и техника. В кн.: Мастера архитектуры с рхитектуре. М., 1972.
202. Тасалов В. Прометей или Орфей. Искусство технического века, ы., 1967.
203. Терехин А.С. Архитектура Прикамья ХУП-ПХ вв. Пермь,1970.
204. Терехов П«., Хрущев' В. О художественно:.: уровне промышленной архитектуры. Промышленное строительство, 1971, !"■ I.
205. Тиме И. Справочная книга. С.-Петербург, 1899.- 151
206. Тиме И. Атлас к справочной книге. С.-Петербург, 1899.
207. Тиме п. о причинах технической отсталости уральских горных заводов. Горный журнал, 1878, ч.2, кн.4-5.
208. Тиц А.А. Архитектура, стандарт, красота. Киев, 1972.
209. Тоыилов П.Е. Планы и описание заводов. Составлено берг-инспектором Томиловым. 1807-1809 гг. Рукопись, ГАСО, ф.24, оп.1, Д.5а.
210. Тутченко С. К проблеме системных методов исследования объектов архитектуры. Архитектура СССР, 1971, й 5.
211. Устройство и работа доменной печи te I завода Оита. РЕ, сводный том 4 М, 1977.
212. Ушаков Б. Социально-деятельный аспект предметной формы. В кн.: Вопросы архитектуры и строительства. Свердловск, 1972.
213. Фаворский В.А. Содержание формы. Декоративное искусство, 1965, N2 I.
214. Филипьев Ю.а. Сигналы эстетической информации. М., 1971.
215. Фисенко А.С., Николаев И.С. Архитектурное проектирование промышленных зданий и сооружений. Ы., 1964.
216. Фуллон А. Сведения о плавке чугуна и ковке железа в Англии. Горный журнал, 1826, т.4.
217. Хазанова В.Э. Советская архитектура первых лет Октября. 1917-1925 гг. М., 1970.
218. Характеристика действующих заводов черной металлургии Урала. T.I. Реконструируемые заводы. Под ред. Беликова А.А., Св., hi., 1933.
219. Халецкий И.М. Отопление, вентиляция и холодоснабжение предприятий черной металлургии. М., 1973.
220. Хенн В. Здания бытового обслуживания на промышленных предприятиях (пер. с нем.). М., 1972.
221. Хенн В. Промышленные здания и сооружения, т.т. I и 2,11., 1959.
222. Херинг X. Путь к форме. В кн.: Мастера архитектуры об архитектуре. М., 1972.
223. Хлебников В.Б. Советская черная металлургия в 1959-1965 гг. М., I960.
224. Холодова JI.il. Архитектура металлургических заводов втором половины XIX начала XX веков. Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры. Li., 1977.
225. Хорхот А.Я. Архитектура и благоустройство промышленных предприятий. Киев, 1953.
226. Черная металлургия СиСР (1917-1967). М., 1967.
227. Черная металлургия США. ЦНИЙчерметинформация, М., 1965, сер.1, инф.5.
228. Черная металлургия капиталистических стран. ч.П, гл.,1957.
229. Чернихов И.Г. Архитектурные фантазии. 101 композиция. Л., 1933.
230. Чернихов Я.Г. Конструкции архитектурных и машинных форм. Л., 1931.
231. Чиняков А.Г. Братья Веснины. М., 1970.
232. Швидковский О.А., Блохин В.В. Художественные проблемы промышленной архитектуры. Б сб.: строительное проектирование промышленных зданий (реферативная информация). М., 1973, серия 3, № 3.
233. Шлаттер И. Обстоятельное описание рудного плавильного дела. т.т. 1-2, 1760.
234. Нралов 10.С. В поисках архитектурного образа. Архитектура СССР, 1972, № 5.
235. Л history of metals. V.2. London, 1960.
236. Armco Steel Co. operates new hot strip mill at Ashland, Kentucky. Blast furnace and steel plant, 1953, Ho 7.
237. Arthur G. I.Ickee & Company: 2300 ■ Ave Gleveland, Ohio. Blast furnace and steel plant, 1961, ITo 1.
238. Beck L. Die Gescliichte des Eisens in technischer und Kulturgeschichtlicher Beziehung. B. 1-5. Braunschweig, 1884-1903.
239. Bennett G. How Ahmsa Built a low Cost Steel plant. Blast furnace and steel plant, 1969, Ho 2.
240. Christophersen И.О. Fra jernver Eenes historie i ITorge. Oslo, 1974.
241. Dennis.V/.II. A Hundred Years of Hetallurgy. London, 1963.
242. Dickmann H. Aus der Geschicht der deutschen eisen- und Stahlerweugung. Dusseldorf, 1959.
243. Gale V/.K.V. The Black Country Iron Industry. A technical history. London, 1968.
244. Gale Y/.K.V. The British iron & steel industry. Hewton Abbot, 1967252. Freyn department of Hoppers Company designed and erectedblast furnace D for. Grea Lakes Steel Corporation of Detroit. Blast furnace and steel plant, 1953, Ho 11.
245. History of Steel in Japan. Hipp011 Steel Corparation. Tokio, 1973.
246. How Hoppers serves the Steel industry. Blast furnace and steel plant, 1958, ITo 3.
247. Johannsen 0. Geschichte des Eisens. Dusseldorf, 1953.
248. Joseph T.L. Blast furnace and raw materials progress. Blast furnace and steel plant^ 1939, Ho 5.
249. Lassen E. Jones "c Laughlin Steel Corporation Aliquippa V/orks. Blast furnace and steel plant, 1966, Ho 10.- 154
250. Lassen E. The Steel Company of Canada's Hilton Works. Blast furnace and steel plant, 1365, Ho 12.
251. Longeneker C. Has served the West for sixty years the Colorado Fuel and Iron Corporation. Blast furnace and steel plant, 1941, IT о 1.
252. Kimitsu V/orks. Hippon Steel Corporation, Tokio, 1971.
253. Kinney S.P. New Blast Furnace Gas Cleaning Facilities at Donora. Blast furnace and steel plant, 1953» ITo 7.
254. Koper D. Eregli Iron and Steel V/orks Turkey. Blast furnace and steel plant, 1965, Ho 7.
255. Krueger D. Gas Cleaning in Iron and Steel Work. Blast furnace and steel plant, 1964, Ho 6.
256. I.IcIvee designed tr.dn blast furnace at Toronto, Italy are the rorld's largest furnace fed by conveyors. Blast furnace and steel plant, 1965, Ho 8.
257. Lluthusr/amy R. Bhilai Steel plant expanded to 2.5 million tons. Blast furnace and steel plant, 1968, ITo 9.
258. Parr J.G. Man metals and modern magic. Cleveland, 1967.
259. Pess F.M. Bauten, denkmaler und stiftungen deutscher eisenhiittenleute. Dusseldorf, 1960.
260. Schubert H.R. History of the British Iron and Steel Industry. London, 1967.
261. Some aspects of merchant iron furnacing. Paper presented at the Annial Winter meeting of the Eastern States blast furnaceand Coke Oven Association. Blast furnace and steel plant, 1953, Ho 6.
262. Stack A.L.M.E. 1000 tons blast furnace modern Ho 5 Chicago. Blast furnace and steel plant, 1941, Ho 4.
263. Syrovy Bonuslav Csc., a kolektiv. Architektura, svedec-tvi dob prehled Vyvoje stavitelstvi a architektury. Praha, 1977.
264. The automatic charging sistem for Amanda blast furnace.- 155
265. Blast furnace and steel plant, 1965, Ho 2.
266. The Broken Hill proprietary Co., Ltd. maker of steel for Australia. Blast furnace and steel plant, 1958, По 2.
267. Tsujuhata K. Development of Iron Making At Yav/ata Iron and Steel Co., Ltd. Blast furnace and steel plant, 19б5, По 3.
268. The youngstovm Sheet and Tube Company dedicates new blast furnace at Indiana Harbor Works. Blast furnace and steel plant, 1968, По 1.
269. V/ilputte ist building coke oven battery Ho 8 here for Bethlehem Steel Company & Lachav/anna plant. Blast furnace and steel plant, 1961, Ho 10.
270. Youngs tov/n Sheet an Tube Company increases service to the Middle 'Jest. Blast furnace and steel plant, 1953, Ho 8.
271. Колошниковое устройство. Установка j технологического оборудования. Разрез^ по оси монтажной балки |
272. Общий план ! 1027 доменного цеха i141489-13 Гипромез283 -"2842852862872882891. Резрез домен-!1027ной печи й I |i i
273. Общее устрой-;1027 : ство пола ли-! ;тейного двора;•Доменная 'K-I5I42 печь It 5. .Генеральный ■ разрез печи.
274. Общий вид 'K-I33762 • плана печи ;lir 8
275. Доменная :К—87688 печь 7-8. Поперечный .разрез це- ; ха по оси ; .печи
276. Доменные пе- !К-500873 чи Не 9 и 10. : Ситуационный план.
277. Доменная ; печь Jii 10. План доменного цеха в районе доменной печи1. Доменная :печь № 10. ; .Генеральныйразрез. ;900090029005691461. J.8734-218680-3
278. Фирма Мак-Ки, Глеве-• лянд (США)1. Гипросталь г.Харьков
279. Гипромез Филиал в Магнитогорске1. M-II37- . -46806681 Гипросталь г.Харьков806682 , а,бit
-
Похожие работы
- Развитие архитектурно-планировочных структур малых металлургических заводов Урала
- Исторический анализ архитектуры отечественных заводов черной металлургии
- Разработка и внедрение автоматизированной системы анализа и прогнозирования производственных ситуаций доменного цеха
- Формирование архитектуры предприятий переработки вторичных черных металлов.
- Анализ и совершенствование управления многомерным технологическим объектом на примере доменной печи